Гражданское общество без построения правового государства. Гражданское общество и правовое государство: определение, особенности и интересные факты

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления . Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической . Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, призвано обеспечивать условия для реализации и групп.

— это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития , перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе :

  • интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности — ;
  • свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;
  • индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

Таким образом, по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

  • получает средства к удовлетворению жизненных в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;
  • удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют , церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;
  • удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

Современное гражданское общество

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности . В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, компании, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает:
  • семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
  • общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
  • органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
  • механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;
  • негосударственные средства массовой информации.

В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.

Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:

  • признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;
  • признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
  • утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;
  • создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему:

  • выработка общей стратегии общественного развития;
  • определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;
  • стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
  • демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;
  • зашита границ и обеспечение общественного порядка.

За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества . Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия — все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. Однако ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Некоторые отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, уровень социальной ответственности бизнеса невысок, степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.

В итоге исследователи констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Одна из них связана с отсутствием традиций гражданской жизни в российском обществе, другая — с упрощенными представлениями о природе и механизмах формирования гражданского общества в постсоциалистических странах, с недооценкой роли государства в этом процессе.

Можно согласиться с мнением ряда социологов, считающих, что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно без институционализации российского социума, наведения элементарного порядка, правовых норм жизни.

Гражданское общество и правовое государство есть опре­деленное качественное состояние и конкретный результат взаимодействия общества и государства. Как только обще­ство оказывается способным контролировать себя и государ­ство, оно создает такое государство, которое его устраивает. Подобное состояние общества называется гражданским, а го­сударство, как следствие его воздействия, - правовым. Го­сударство − не творец гражданского общества, а его продукт (К. Маркс).

Термин «правовое государство» впервые в научный обо­рот ввел Роберт фон Моль (1799 1875), «гражданское общество» − предположительно немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716).

Правовое государство - это такое государство, которое действует и функционирует строго на основе и во исполнение законов, соблюдает и защищает права граждан, их обще­ственных институтов и ассоциаций и связано с ними взаим­ной юридической ответственностью. Функционирование на основе законов означает, что все органы государственной власти и управления, должностные лица осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с требованиями норм права. Они действуют в пределах конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства и не выходят за рамки своего правового поля. Действие и функционирование во исполнение законов означает, что государство гарантиру­ет реализацию прав и свобод человека и использует для этого все имеющиеся у него средства. По утверждению немецкого философа Карла Ясперса (1883-1969), правовое государ­ство - это государство, где власть преодолевается правом и в конечном счете служит праву.

Принципы построения правового государства известны. К ним относится принцип верховенства права, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон создает­ся, изменяется, отменяется парламентом, т.е. на основе за­кона. Закон выражает волю, интересы большинства, а не от­дельных граждан, основан на демократически выраженной воле народа.

Принцип равенства всех перед законом означает, что го­сударство, общество, личность должны действовать на осно­ве норм права, в строгом соответствии с законом, что «закон должен быть владыкой над всеми, в том числе и над правите­лями» (Аристотель).

Принцип незыблемости прав и свобод личности, их охраны и гарантированности означает неотчуждаемость прав и свобод граждан, их приоритет над законами государ­ства, которое не может их изменить или отменить. Отсюда вытекает такой принцип правового государства, как нали­чие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, за законами, другими нормативны­ми актами государства, определением их конституцион­ности, легитимности.


Принцип разделения властей, демонополизации власти означает, что в правовом государстве не должно быть органа или лица, вкотором концентрировалась бы государствен­ная, законодательная, исполнительная и судебная власть в полном объеме.

Принцип судебной защиты прав личности означает, что никакие другие учреждения и ведомства, кроме суда, не вправе претендовать на исполнение судебных функций. Судьи при осуществлении правосудия подчиняются только закону, какое-либо вмешательство вдеятельность судей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет за собой ответственность по закону. Обращение каждого гражданина к судебной власти должно быть завершено законным и обос­нованным решением. Судебные решения обеспечиваются со­ответствующими гарантиями.

Принцип взаимной ответственности означает правовое равенство власти, гражданина, общества перед законом. Правовую ответственность должны нести не только личность и институты гражданского общества, но и государство перед ними за невыполнение своих обязательств.

Представления о гражданском обществе формировались в органической связи с идеей правового государства.

Гражданское общество зародилось в период первых бур­жуазных революций и перехода к индустриальному способу производства. В большинстве государств Европы его основы сложились в начале XIX в. Взаимоотношения зарождаю­щихся гражданских обществ и абсолютистского государст­ва, двух противоположных по своей сущности образований, были болезненно конфликтующими. С точки зрения права их можно изобразить следующим образом: гражданское об­щество - право - признание права государством - право­вое государство.

В современной литературе имеются многочисленные трак­товки гражданского общества. С точки зрения автора, - это совокупность самодеятельных, негосударственных общест­венных институтов и отношений, возникающих в результате взаимодействия юридически свободных, равноправных, по­литически и экономически активных граждан в целях реа­лизации их интересов и потребностей наряду с государством, помимо государства или вопреки государству.

Структуру гражданского общества составляют семья, органы самоуправления, неправящие политические партии, самодеятельные профессиональные, конфессиональные, творческие и другие общественные союзы и организации, гражданские инициативы, адвокатуры, суды присяжных. негосударственные СМИ, учреждения образования и воспитания, предприятия негосударственных форм собственности, трудовые коллективы и т.д.

Наряду с негосударственными общественными институтами гражданское общество есть совокупность межличностных, семейных, общественных, экономических, политических, социальных, культурных, религиозных и иных отношений, которые складываются и развиваются между гражданами и институтами гражданского общества вне рамок государства, без его вмешательства. Институты гражданского общества властью не обладают. В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (приказ – исполнение), а горизонтальные связи – отношения партнерства, добровольного сотрудничества и конкуренции между свободными и равноправными гражданами. Они формируются по горизонтали. Все решения в гражданском обществе принимаются на основе консенсуса.

Гражданское общество к самодостаточно. Это, по сути, своеобразная готовность общества к самостоятельной жизни без вмешательства и контроля государства. Государство не подавляет и не поглощает структуры гражданского общества, а обеспечивает создание условий для защиты свободы их деятельности, гарантии прав граждан и их объединений, в том числе прав на участие в управлении. Не общество служит государству и подотчетно ему, а государство обществу. С одной стороны, гражданское общество способно решать многие проблемы самостоятельно и в определенных случаях вопреки государству (особенно если оно не обладает статусом правового). Если же для решения проблемы требуется помощь государства, то следуют представление, артикуляция этой проблемы через институты гражданского общества государству, которое решает ее через свои органы. С другой стороны, институты гражданского общества и объединенные в них индивиды осуществляют свою деятельность в границах существующего правового поля, соблюдают законы государства, не подменяют его и активно участвуют в реализации общегосударственных целей.

Только при таком балансе обеспечиваются здоровое со­стояние и функционирование общества, его прочность и ста­бильность. Исходя из сказанного, государство и граждан­ское общество - две части единого социума, которые взаи­мосвязаны, живут одной жизнью, дополняя друг друга. Сте­пень независимости общества от государства обусловлена в первую очередь тем, насколько граждане способны самостоя­тельно, без патерналистской опеки со стороны государства разрешать самые различные проблемы общественной жиз­ни, заботиться о своем материальном и духовном благопо­лучии.

Основными признаками (элементами) гражданского об­щества являются: демократический характер власти, полное обеспечение прав и свобод граждан; относительная независи­мость, автономность общества по отношению к государству; многообразие форм собственности; экономическая свобода; рыночные отношения; эффективная социальная политика; разветвленная сеть добровольных объединений, ассоциаций, движений граждан; социальный, политический, партий­ный, идеологический и культурный плюрализм; определен­ный тип гражданской культуры и гражданского сознания. Основу гражданского общества составляют граждане высо­кого политического, экономического, социального, культур­ного и морального статуса. Гражданское общество формиру­ется вместе с изменениями самого человека.

Тест

1. Исторически сложившийся политический институт, реа­лизующий определенные властные полномочия по руковод­ству и управлению основными сферами общественной жиз­ни в пределах конкретной территории, есть.

2. Основными признаками государства являются:

а) суверенитет; г) многопартийность;

б) территория; д) моноэтничность.

в) население;

3. Суверенитет государства означает:

а) борьбу за власть;

б) административно-территориальное деление страны

в) независимость и верховенство государственной власти;

г) этнический состав государства.

4.Форма правления - это:

а) политический режим;

б) полномочия главы государства;

в) легитимность власти;

г) организация верховной государственной власти.

5.Унитарное государство -

а) союзное государство;

в) государство, которое не имеет в своем составе иных государственных и национальных образований на правах его субъектов;

г) моноэтническое государство.

6.«Воля народа - самый лучший закон» (У. Грант) в правовом государстве означает принцип:

а) равенства всех перед законом;

б незыблемости нрав и и свобод личности;

в) взаимной ответственности;.

г) верховенства закона.

7. Федерация - это:

а) союзное государство;

б) временный политический союз государств;

в) насильственно созданное государство;

г) военный союз стран одного региона.

8. Правовое государство не строится на принципах:

а) верховенства закона;

б) равенства всех перед законом;

в) незыблемости прав и свобод личности;

г) единовластия;

д) обеспечения материального благополучия граждан.

9. Основными признаками гражданского общества явля­ются:

а) наиболее полное обеспечение прав и свобод граждан;

б) подчинение общества государству;

в) многообразие форм собственности;

г) разветвленная сеть добровольных сообществ людей;

д) политический и идеологический плюрализм;

е) соблюдение обществом законов государства;

ж)подмена обществом государственных органов власти
и управления.

Вопросы для повторения

1.Приведите понятие политического института как организационной структуры системы политических отношений.

2. Дайте описание сущности государства и назовите его иные признаки и функции.

3.Назовите основные подходы к пониманию генезиса государства.

4.Расскажите о формах правления и государственно-территориального устройства.

5.Что такое правовое государство и гражданское общество?

6.Каковы соотношения и взаимосвязи государства и гражданского общества?

Литература

1.Авулнова, Г.И. Социально-правовое государство: сущность, энности становления / Г.И. Авулнова // Социально-гума-р. знания. - 2000. - № 3. ,

2.Василевич, ГЛ. Белорусское государство на рубеже веков / Василевич. - Минск, 2006. ,

Еськов, Г. Гражданское общество: к истории зарождения и ития идеи / Г. Еськов // Власть. - 2000. - № 12. ,

Манаев, О. Становление гражданского общества в незави-1Й Беларуси / О. Манаев // Социолог, опыты. 1991-2000. - 0К,2000. ,

Парламентаризм в Республике Беларусь: опыт становле-И развития: сб. науч. ст. / под ред. В.А. Божанова. - вк: Ин-т парламентаризма и предпринимательства, 2006.

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти.

Правовое государство - объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им. Спрашивается, почему? Во-первых, потому, что это состояние всеобщей подвластности закону: и граждан, и должностных лиц, и органов власти и управления, и самого государства. Во-вторых, закон - единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведения этой воли в ранг правил, которым подвластны все. В-третьих, закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношений, четкий порядок в обществе. В-четвертых, закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и граждан от нарушения законных прав, интересов, свобод.

Правовое государство есть правовая форма осуществления государственного суверенитета народа. Это означает, что все публично-властные полномочия находятся у государства и его органов, а организация и функционирование самой власти строится на правовых началах. Создание такого государства предполагает, по мысли ряда исследователей, признание порочности концепции о приоритете государства над правом и ошибочности этатистского правопонимания, при котором право сводится к законам, целиком зависящим от волеизъявления тех, кто фактически осуществляет господство. Правовое государство может базироваться только на утверждении закономерного воздействия права на государство, исключающего несвязанность любой политической деятельности основами права, нравственности, гуманизма. “Правление закона” может быть атрибутом правового государства лишь тогда, когда сами законы адекватны необходимому правопорядку.

Пути формирования правового государства:

  • 1 превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого;
  • 2. добиться такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее, чем его нарушение, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения, его правовую грамотность;
  • 3 превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка;
  • 4 децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов самоуправления, расширение компетенции последних.

Государство определяет юридическо-правовые условия функционирования слагаемых политической системы. Не вмешиваясь в работу партий, профсоюзов, движений, других самостоятельных организаций, признавая их самостоятельность в решении внутренних организационных вопросов и отправлении функциональных обязанностей, оно, тем не менее, определяет порядок юридической регистрации общественных объединений, получении ими прав юридического лица.

Государство применяет политические санкции (заявления, предупреждения, запрещение) в отношении субъектов политической организации общества на основе права, закона. Применение санкций, как правило, обусловливается антиконституционными, антиправовыми акциями общественных объединений, хотя имеют место и политические соображения, прикрываемые интересами безопасности существующего политического режима. Иллюстрацией последнего могут служить примеры запрещения прогрессивных организаций в условиях фашистской диктатуры или приостановление деятельности всех политических партий в условиях чрезвычайного положения.

Обязательными для исполнения всеми объектами политической системы являются Конституция (Основной Закон) государства и другие законы. В уставах партий часто содержатся положения об обязательности соблюдения Конституции страны. Это значит, что партии, другие общественные организации, движения не могут играть роль оппозиции государственным структурам (парламенту, правительству, главе государства). Более того, в оппозиции - политическом противовесе властным структурам - видится проявление плюрализма: естественного состояния демократически организованного общества. Однако оппозиция не в праве нарушать законы общества. В противном случае оправданы санкции со стороны государства, обязанного защищать законы, вплоть до использования рычагов принуждения и насилия.

Потребности общественного консенсуса, скоординированного развития общества как цельного организма, - требуют содействия государственной политике со стороны всех субъектов политической системы. Разумеется, содержание политики, и механизм ее осуществления могут быть объектом критики и борьбы. Для этого выработаны такие методы и формы, как отстаивание своей позиции через средства массовой информации; предание гласности своих платформ, заявлений; проведение митингов, борьба за избирателей, проведение своей линии через депутатов и др. Но до изменения государственной политики, пересмотра ее коренных положений, каждый представитель партии, движения, в силу гражданского права, обязан осуществлять (если он работает в государственном учреждении) государственные решения. Таков государственный и моральный императив.

Отношения государства с другими элементами политической системы строятся на основе партнерства, взаимодействия, учета реалий политического плюрализма, поиска согласованных усилий в решении проблем и других принципов. В этих отношениях в бывших социалистических странах произошли серьезные деформации. Основная - огосударствление партии, превращении ее в остов командно-административной системы. По существу правящая партия превратилась в тоталитарно-государственную структуру, сосредоточившую в своих руках все нити не только стратегического, но и повседневного управления. Эти и другие деформации политической системы стали исчезать, искореняться с появлением реалий политического плюрализма, многопартийности, когда государство фактически стало приобретать полноту властных полномочий и реально превращаться в основу политической системы.

Таким образом, государство занимает в политической системе центральное место, обусловливаемое его природой и назначением как особого инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть экономически господствующего класса. Сохранение и упрочение политической власти возможно лишь тогда, когда государство интегрирует интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить консолидацию общественных сил, их сотрудничество, гражданское согласие, оно взаимодействует с другими субъектами политической системы как ее основа, придавая обществу устойчивость и способность к развитию.

Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество -- продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи -- отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.

Гражданское общество -- это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» -- это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества.

Гражданское общество -- это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.

Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.

В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что превращает их в критерий «справедливости и меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в себе определенные требования, нормативные модели поведения граждан, должностных лиц, государственных органов и государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы.

Это означает, что в отношениях, составляющих гражданское общество, воплощаются идеи права как высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола и гарантировании равной для всех членов гражданского общества меры свободы. Это те нормативные (общеобязательные) требования, которые складываются и существуют в гражданском обществе независимо от их государственного признания и закрепления в законах. Но следование им со стороны государства является залогом того, что закон в таком обществе и государстве приобретает правовой характер, т. е. они не только воплощают в себе государственную волю, но эта воля в полной мере соответствует требованиям справедливости и свободы.

Повседневная жизнь индивидов, ее первичные формы составляют сферу гражданского общества. Однако многообразие повседневных потребностей и первичных форм их реализации требует согласования и интеграции устремлений индивидов и социальных групп для поддержания целостности и прогресса всего общества. Равновесие, взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных интересов осуществляет государство посредством управленческих функций. Следовательно, глобальное общество, т. е. всеохватывающая человеческая общность, состоит из гражданского общества и государства.

Гражданское общество и государство представляют собой социальные универсалии, идеальные типы, отражающие различные стороны и состояния жизни общества, противостоящие друг другу.

Гражданское общество предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и делающие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т. д. Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построить правовое демократическое государство, поскольку именно сознательные свободные граждане способны к рациональной организации человеческого общежития.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. Понятие гражданского общества (англ. civil society) имеет долгую и сложную историю. Оно вошло в употребление в 17–18 вв., и главный его смысл заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства.

Признаки гражданского общества

Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

Развитая демократия;

Правовая защищённость граждан;

Определённый уровень гражданской культуры;

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

самоуправляемость;

конкуренция образования их структур и отдельных групп лиц;

свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

легитимность.

Функции гражданского общества

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.


Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» - прочные структуры гражданского общества.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО (англ. law/juridical/ legal state) - тип государства, основанного на конституционном режиме, развитой и непротиворечивой правовой системе и эффективной судебной власти, реальном разделении властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, развитым социальным контролем политики и власти. Общее демократическое устройство системы власти и политики П.г. органически связано с его правовыми установками.

В основе П.г. находится юридическое и фактическое равенство гос-ной власти, гражданина, общества перед законом. Высшая власть в П.г. - власть закона, которому в равной мере подчиняются все - от высших должностных лиц государства, органов гос-ной власти до рядовых граждан. В П.г. создаются условия правовой свободы личности, основанные на принципе «дозволено все, что прямо не запрещено законом». Человек как субъект права, обладающий высокой правовой культурой, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, руководствуясь действующим правом и собственным правосознанием. Право же, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Исторически процесс образования П.г. состоял и состоит в распространении принципа суверенности на право. Этот процесс проходил 3 этапа.

Первый, наиболее ранний по времени, - это признание суверенитета государства. После длительной борьбы народов за свои права, мятежей, восстаний, переворотов, социальных революций был завоеван суверенитет народа.

Вторым шагом стала борьба за суверенитет права, точнее, за приоритет права по отношению к власти, воле индивида, общества или его части, большинства или меньшинства.

Приоритет права предполагает такое законодательное регулирование общественных отношений, при котором все их участники изначально рассматриваются как равноправные партнеры, деятельность их определяется не усмотрением какой бы то ни было стороны этих отношений, а только велением закона. Это особенно сложно не только в силу укоренившихся традиций попрания закона, но и в силу необходимости определенного самоограничения власти, творящей право. Гос-ная власть может ограничивать свои права ею же созданными законами только при высокой общей и правовой культуре людей, составляющих эту власть.

Подобное самоограничение на практике скорее противоестественно, что и выражается в традициях всевластия, своеволия, самоуправства, беззакония, бюрократизма и т.п. Негативное отношение власти к праву, стремление к привилегиям, желание стать выше закона привели к тому, что противоправная практика власти оказалась еще труднее преодолимой, чем аналогичная практика граждан, пытающихся действовать вне правового пространства.

Потребовалось глубокое преобразование общества и его правосознания, чтобы коренным образом изменить отношение к праву в государстве, а также большая конструктивная работа для преобразования его политической системы в политико-правовом отношении. Ее центральным моментом стала разработка конституционных документов и борьба за введение конституционного правления, занявшая более 3 столетий, которые протекли со времени первых трудов политических философов (Дж. Локка, В. Гумбольдта) и первых конституционных документов в Европе и Америке (конец XVIII в.) до первой конституции в России (XX в.) и современных конституционных текстов в странах, вступивших на путь демократического развития.

Ни власть, ни само право не могут быть реальными гарантами исполнения законов, если право не легитимировано обществом. Только признание гос-ной власти и права обществом может обеспечить активную реализацию права. Но общество в состоянии добиться этого на достаточно высоком уровне гражданского, а значит, и культурного, цивилизованного, материального и интеллектуального развития, т.е. став гражданским обществом, где граждане обладают собственностью, правами и свободами, и такое обладание делает их ответственными за сохранение и умножение этих ценностей. Они же защищают и государство, которое становится ответственным за все виды безопасности человека и общества и их достояние. Основой реально значимых правовых отношений в П.г. оказываются не сами по себе правовые нормы, предписания и санкции, как бы идеально они ни были сформулированы. Их первоосновой служат элементарные свойства порядочности, нравственности, чувство долга, сознание ответственности, способность человека и общества к критическому самопознанию, самоотчету, привычка к порядку и умение дисциплинировать себя, подлинная гражданственность.

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

Полное достижение принципов правового государства является идеалом, который труднодостижим, но к которому нужно стремиться. По мнению учёных, в настоящее время принципы правового государства в наибольшем объеме реализованы в большинстве европейских стран, а также в США, Канаде, Австралии, Японии и некоторых других. Как показывает опыт, успешное развитие страны может быть обеспечено только в рамках реализации элементов правового государства, в том числе в экономической сфере.

По Конституции РФ Россия является правовым государством, однако некоторые утверждают, что на практике этот принцип воплощён далеко не полностью. В рейтинге верховенства права Мирового банка Россия находится на уровне Нигера и Того (заметно уступая Мали, Танзании и Габону, но выше Нигерии и Гвинеи), причём в последние годы этот показатель падал. В соответствии с другими международными рейтингами, оценка независимости судебной системы и эффективности правовой защиты у России ниже, чем у большинства среднеразвитых стран (ниже Пакистана, Египта, Китая, Индонезии, Мексики и др.; из среднеразвитых стран схожий рейтинг имеют только Аргентина, Перу и Венесуэла.

Полицейское государство, признаки

1. многопредметность административной деятельности

2. доминирование в механизме государства правоохранительных органов и армии

3. существует тенденция к самоизоляции, к враждебности по отношению к другим государствам и культурам

4. принудительное единомыслие

5. законность, если понимать ее как соответствие действий граждан и государственных органов существующему законодательству, то в полицейском государстве, не меньше, чем в правовом

6. Разделение властей в полицейском государстве скорее лозунг, чем реалия

7. личность рассматривается как принадлежность государства, точнее, его аппарата.

8. Власть в полицейском государстве неизбежно приобретает сакральный характер, становится прерогативой узкого круга чиновников