Чем интересна работа по охране иностранных представительств. Послов взяли под вооруженную охрану . II. Основные задачи подразделений

Убийство российского посла в Анкаре Андрея Карлова - трагедия, боль, урок, выводы из которого, хочется верить, сделаны. В нашей стране безопасность в том числе таких людей - забота управления по охране дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств ДО МВД. Под охраной подразделений - 74 объекта. Это посольства, консульства, резиденции глав представительств, а также особо важные гособъекты. Один из них - Дом прессы.

Александр Файфура, младший инспектор охраны специального батальона милиции заступил на дежурство в Доме прессы в 9 утра. Сменится через 12 часов. Молодой человек и его коллеги на других милицейских постах управления (в зависимости от охраняемого объекта) должны предупредить посягательства на работников, дипломатических и консульских агентов, охранять здание от опасных вторжений, нарушителей, задумавших провокацию, теракт и прочее.

За работой этих сотрудников наблюдала не раз. Они всегда вежливы. Как бы вызывающе ни вел себя посетитель, спокойно объяснят ему что, зачем и почему. И все - как на подбор: высокие, с отменной выправкой и в отличной физической форме. Александр признается, что отбор в эти подразделения действительно несколько отличается:

Специфика службы. Однако, как вы понимаете, в детали вдаваться не стану. Я, к примеру, до назначения на эту должность служил в роте почетного караула военной комендатуры. Затем проходил полугодовую подготовку в учебном центре Департамента охраны в Горанях и только после этого был назначен сюда.

Меры безопасности на охраняемых объектах серьезные. Во–первых, внешний периметр хорошо просматривается. Картинки с видеокамер выводятся на монитор инспектора, записи хранятся долго. Во–вторых, каждый охрановец отлично знает свое учреждение: что называется, все входы и выходы. В–третьих, вход для здешних работников - исключительно по пропускам. Уговоры вроде «пропустите так, я на минуточку», «пропуск где–то забыл» и прочие с сотрудниками не работают. Александр привел в пример пару случаев, когда люди пытались пройти по чужим пропускам:

Всех работников мы знаем в лицо. К тому же когда персональную пропускную карту человек прикладывает к турникету, то у меня на мониторе, на КПП, компьютер выдает: мол, прошла такая–то гражданка. А на самом деле шествует бородатый товарищ. Просим все же пользоваться своей карточкой. Для посетителей, как бы они ни спешили, предусмотрена своя пропускная система. То есть мы должны понимать кто, к кому и во сколько идет. Эта информация фиксируется.

Мой собеседник также вспомнил печально известные случаи из мировой практики - покушения, теракты... Признался, что гостей охраняемых ДО зданий досматривают даже с помощью металлодетектора: «Люди относятся к этому с пониманием». Кстати, с этого года у сотрудников управления появились персональные видеорегистраторы «Дозор». Они помогут разрешить спорные ситуации и еще более дисциплинируют сотрудников. В тонусе своих подчиненных держит и руководство управления: постоянный контроль и проверки.


На столе инспектора охраны - фото разыскиваемых преступников, рация, стационарный телефон. Есть в помещении тревожные кнопки, одна из которых - беспроводная и всегда при милиционере. Ночью и в выходные здание также находится под присмотром «ночных сов».

Кстати, Александр проговорился, что будет участвовать в торжественном марше к 100–летию милиции. Пройдет в знаменной группе департамента. Тренировки к грандиозному шествию всех подразделений МВД уже начались.

ccsr >> но по качеству боевой подготовки и умению пользоваться различными видами стрелкового вооружения и инженерными боеприпасами, все они уступают офицерам-общевойсковикам
U235 > А зачем им это? ФСО - это охранники-телохранители. Для общевойскового боя у них есть есть Президентский полк и взаимодействующие с ними столичные части ВВ и мотострелковая бригада в Теплом стане.
Вообще-то речь идет об охране посольств, и там для офицеров КГБ (ФСБ) это лишь одна из задач, причем не самая главная, т.к. они обязаны и другими вопросами заниматься. А поэтому там никаких охранников-телохранителей нет - там другие навыки для работы требуются.
ccsr >> И там служили многие, перешедшие из Минобороны - им гораздо проще набрать уже готовых специалистов для переподготовки, чем самим учить всему, начиная с азов стрелкового дела.
U235 > Упаси Боже, если б ФСОшники стреляли как военные Трупов с перепугу застреленных граждан было бы немерянно. У ФСО своя, ГБшная, школа стрельбы и свои, совершенно не похожие на армейские правила ношения и применения оружия.

"Андрей Константи́нович Лугово́й(19 сентября 1966, Баку, АзССР) - российский политический деятель и предприниматель, депутат Государственной думы Российской Федерации от ЛДПР. Бывший сотрудник органов государственной охраны России, экс-глава группы охранных предприятий «Девятый вал». Подозревается прокуратурой Великобритании в убийстве Александра Литвиненко.
Родился в семье военнослужащих. В 1987 году окончил Московское Высшее общевойсковое Краснознаменное орденов Ленина и Октябрьской революции командное училище имени Верховного Совета РСФСР, был распределён в Кремлёвский полк. Полк подчинялся 9-му управлению КГБ (государственная охрана). Был командиром взвода, учебной роты полка. В 1991‑1996 годах работал в Главном управлении охраны РФ, Службе безопасности президента РФ, Федеральной службе охраны. Охранял высших государственных лиц, включая и. о. премьера Егора Гайдара, главу администрации президента РФ Сергея Филатова, главу МИД РФ Андрея Козырева, 1-го вице-премьера Большакова А. А.
После увольнения возглавил службу безопасности телеканала ОРТ.
Ряд СМИ называют Лугового бывшим сотрудником ФСБ. Сам он принадлежность к ФСБ категорически отрицает, утверждая, что работал в органах государственной охраны (сначала в девятом управлении КГБ СССР, затем в Главном управлении охраны РФ) и не занимался «оперативной работой, вербовкой или еще чем-то».

U235 >Да и оружие другое. Основным оружием охранника-телохранителя является пистолет. А стрелять из пистолетов в армии мало где умеют. По этой части в ФСО все равно переучивают почти что полностью. Равно как и по тактике и вообще психологии.
Вы это все применительно к территории России рассказываете, и забываете, что в большинстве посольств офицеры ФСБ занимаются совсем другими делами, тем более что их там зачастую меньше чем пальцев на одной руке. Они же не нелегалы в конце концов, и пользуются дипломатическим иммунитетом. Да и посла им своим телом прикрывать на приемах не приходится...
U235 >Военный опыт телохранителю может быть даже вреден, так как диктует порой поведение прямо противоположное требуемому от охранника. Поэтому во многих конторах, в том числе и в ФСО, воевавших в охранники берут неохотно. Там нужны скорее оперативники, чем военные. Иван не даст соврать. Основной кадровый источник ФСО - Президентский полк.
Там еще нужны и люди с высшим образованием, а поэтому начинать учить бывшего срочника из полка охраны утомительно и долго, да еще и неизвестно каким он станет офицером. Вот поэтому и берут со стороны проверенных людей - так дешевле обходится.

U235 >Большая часть оперативников ФСО, с большим отрывом, - бывшие солдаты-срочники этого полка. Следом идут бывшие ФСБшники и пограничники. Из МВОКУ если и брали - то офицеров того же президентского полка.
Не берусь обсуждать откуда и кого они брали, но у нас служил командиром взвода прапорщик, служивший рядовым в этом полку - отличный командир взвода, но на большее не тянул, а поэтому даже экстерном военное училище не окончил. Хотя командиром взвода был отличным - пользовался заслуженным авторитетом.

Приказ МВД РФ от 26 мая 2008 г. N 460
"Об утверждении Типового положения о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

В целях совершенствования деятельности подразделений по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации приказываю:

Утвердить прилагаемое Типовое положение о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Регистрационный N 11836

Подразделения органов внутренних дел РФ по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств входят в структуру милиции общественной безопасности. Они создаются по согласованию с Департаментом охраны общественного порядка МВД России при открытии в субъектах РФ дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, аккредитованных при МИД России.

Указанные подразделения находятся в оперативном подчинении начальников милиции общественной безопасности МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ. По своему структурному положению и штатному расписанию они делятся на отдельный взвод, отдельную роту, отдельный батальон и полк. Они

Основными задачами подразделений являются обеспечение охраны и безопасности представительств и консульств с целью их защиты от несанкционированного проникновения, противоправных действий и иных преступных посягательств, а также охрана общественного порядка на территории, непосредственно прилегающей к представительствам и консульствам.

Приказ МВД РФ от 26 мая 2008 г. N 460 "Об утверждении Типового положения о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации"


Регистрационный N 11836


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Американский Госдеп объявил многомиллионный тендер на охрану посольства и консульств в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке.

В Госдепартаменте после вынужденного сокращения штата дипломатов и технического персонала в России всерьёз обеспокоились безопасностью оставшихся сотрудников. Как выяснилось, под сокращение попали в том числе сотрудники службы безопасности, которые охраняли американские диппредставительства в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и Екатеринбурге. Чтобы защитить свои дипломатические подразделения, Госдеп США теперь заключил контракт на $2,8 млн с российской компанией "Элит Секьюрити".

Ещё в конце июля российские власти потребовали от США до 1 сентября сократить число сотрудников своих диппредставительств в России до 455 человек - именно столько россиян работает в российских диппредставительствах в США. Кроме того, с 1 августа Россия приостановила использование Посольством США в России складских помещений на Дорожной улице в Москве и дачи в Серебряном бору.

В общей сложности, как позже объявил президент РФ Владимир Путин, под сокращение попали 755 сотрудников американской дипмиссии в России. Российский лидер тогда назвал эту цифру "чувствительной" для Вашингтона.

На такие шаги власти РФ решили пойти после того, как Белый дом выслал из США 35 российских дипломатов и закрыл доступ к двум объектам, которые использовали работники дипмиссии РФ: в Нью-Йорке и Мэриленде.

Как выяснил Лайф, решение российских властей действительно оказалось "чувствительным" для Вашингтона. В конце октября на сайте госзакупок США появился тендер Госдепартамента на $2,8 млн (162 млн рублей. - Прим. ред. ) на оказание охранных услуг для посольства и консульств США в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке.

В конкурсной документации прямо говорится, что поводом стало решение российских властей о сокращении персонала американской дипмиссии в России.

Правительство России высылает большое количество дипломатического персонала из США, которые работали в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и Екатеринбурге. Последний срок для этого сокращения - 1 сентября 2017 года. Охранники, которые работали в дипмиссиях по договорам прямого найма, также включены в списки на выдворение, поэтому единственный способ обеспечить работу охраны дипведомств - заключить коммерческий контракт, - говорится в конкурсной документации.

Ранее Посольство США в Москве самостоятельно нанимало охранников на зарплату в 40 тыс. рублей в месяц.

В документации Госдепа подчёркивается, что безопасность дипмиссии США в России имеет для Вашингтона первостепенное значение.

Дипмиссия США не может допустить перерыва в работе служб безопасности диппредставительств в России. Перерыв в работе охраны может нанести ущерб работе дипмиссии и поставить под угрозу безопасность её персонала, - говорится в документации.

Чтобы найти замену уволенным охранникам, Госдеп сначала обратился к к нескольким американским ЧОПам, но ни одна из этих фирм, как следует из конкурсной документации, не подошла. У них либо отсутствовали необходимые документы для работы в России, либо вовсе не было желания работать в нашей стране.

Тогда представители Госдепа решили проанализировать российский рынок охранных услуг, однако только одна компания подошла под их требования. Это российский холдинг "Элит секьюрити", который представлен во всех четырёх городах, где есть дипмиссия США. Именной ей и достался контракт на 2,8 млн долларов.

За эти деньги сотрудники компании должны обеспечивать безопасную обстановку для сотрудников дипмиссии США в России, и, в частности, пресекать несанкционированные проникновения на территорию посольства и консульств и отражать нападения на сотрудников и имущество.

Холдинг "Элит секьюрити" принадлежит российскому бизнесмену Олегу Попову. Чистая прибыль компании за последний год заметно сократилась. Если в 2014-м она составляла чуть более 40 млн рублей, то в прошлом году - 26 млн рублей. Сама компания работает не только в России, но и в странах Европы и СНГ. На сегодняшний день в состав холдинга входят шесть подразделений и более 25 представительств с общей численностью сотрудников, превышающей 5000 человек. На сайте компании указано, что "Элит секьюрити" имеет свыше 200 контрактов с более чем 120 компаниями из разных стран мира.

Если верить различным рекрутинговым сайтам, сотрудники "Элит Секьюрити", например, охраняют в Москве ТЦ "Мега Химки" и гипермаркеты "Окей". На вопросы Лайфа о том, сколько сотрудников планируется задействовать для охраны дипмиссии США, в компании не ответили.

Между тем охрана для американских дипломатов действительно будет не лишней. В конце октября у посольства США в Москве задержали девушек, раздевшихся в поддержку американского продюсера Харви Вайнштейна, которого голливудские актрисы обвиняют в сексуальных домогательствах. А в конце августа нападению подверглось генеральное консульство США в Санкт-Петербурге. Неизвестные на автомобиле Mercedes подъехали к зданию генконсульства на Фурштатской улице и кинули стакан с краской. Она попала на фасад здания и припаркованный рядом автомобиль с дипномерами.

Наиболее надежным способом доставки дипломатической почты является ее пересылка в сопровождении дипломатического курьера. Дипломатические курьеры хотя и состоят на службе в ведомствах иностранных дел аккредитующих государств, но, как правило, не имеют дипломатических рангов и не входят в состав персонала представительств. Этим объясняется сравнительно небольшой объем иммунитетов дипломатических курьеров.

На практике, с одной стороны, существует тенденция предоставлять дипломатическим курьерам в основном те же иммунитета, которыми наделены дипломаты. Однако, с другой стороны, недостаточная урегулированность статуса дипломатических курьеров нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Много конфликтов возникает в связи с незапрещаемым Конвенцией личным досмотром дипкурьеров и их багажа при прохождении таможенного контроля. Возможность такого досмотра предусмотрена законодательством ряда стран.

Не урегулирован Конвенцией и на практике вопрос о возможности технического контроля дипломатических курьеров в аэропортах, который также предусматривается законодательством ряда государств.

В дипломатической практике встречаются случаи ограничения государствами пребывания свободы передвижения дипломатических курьеров, что не противоречит Конвенции, при условии, однако, что такие ограничения не препятствуют свободной доставке дипломатической почты. Вопросы статуса дипломатического курьера затрагиваются в проекте статей Дополнительного протокола.

В нем впервые регулируются вопросы назначения, документирования, гражданства дипломатического курьера, устанавливаются его функции, порядок прекращения функций, возможность объявления курьера персоной нон грата. Протокол предусматривает предоставление курьеру личной неприкосновенности, неприкосновенности временного жилого помещения, служебного иммунитета от уголовной, гражданской и административной юрисдикции, таможенного и налогового иммунитетов .

В ст. 17 ("Неприкосновенность временного жилого помещения") предусматривается, что, хотя "временное жилое помещение дипломатического курьера неприкосновенно", согласие дипломатического курьера на вступление в эти помещения местных властей "может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты" (п. 1).

В п. 3 этой же статьи устанавливается, что временное жилое помещение дипломатического курьера может быть подвергнуто досмотру или обыску при наличии "серьезных оснований предполагать, что в нем находятся предметы, обладание, импорт или экспорт которых запрещен законом или карантинными правилами"; "такой досмотр или обыск должен проводиться только в присутствии дипломатического курьера" и при условии, что не будет нарушена личная неприкосновенность курьера, неприкосновенность дипломатической почты, а также не будет задержки или препятствий в доставке дипломатической почты.

Положения о временном жилом помещении дипкурьера представляют новацию в дипломатическом праве, обусловленную главным образом стремлением сторон к законченному и всестороннему урегулированию статуса дипломатических курьеров, а не потребностями практики, поскольку на практике каких-либо инцидентов с временными жилыми помещениями, по существу, нет.

В ст. 18 ("Иммунитет от юрисдикции") проекта протокола устанавливается, что дипломатический курьер пользуется служебным иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания (п. 1 и п. 2).

В особых случаях представительство может поручить доставку документа одному из своих сотрудников с выдачей ему специального курьерского листа. Такой сотрудник рассматривается как дипкурьер "ad hok", т.е. имеющий временный характер, функции которого прекращаются с момента доставки документов по назначению .

Дипломатическая почта может также быть вверена командиру экипажа гражданского самолета. При этом он должен быть снабжен официальным документом с указанием числа мест, составляющих почту. Однако он сам не считается дипломатическим курьером, что следует учитывать при формировании отправляемой с ним почты.

Усиление террористической деятельности в западных странах, в частности участившиеся в последние годы случаи захвата посольств террористами, похищения и убийства дипломатов, стали причиной создания многими государствами внутренней охраны в дипломатических и иных представительствах.

Принципиальное решение об утверждении внутренней охраны было принято американским конгрессом еще в 1932 году; с 1948 года в американских представительствах за рубежом несут постоянную охрану морские пехотинцы США. Численность подразделений морской пехоты в посольствах США в Лондоне и Париже достигает 35 человек .

В настоящее время внутренняя охрана создана в представительствах большинства государств. В последние годы выявилась тенденция к резкому усилению аккредитующими государствами режима безопасности в дипломатических представительствах, увеличению численности сотрудников внутренней охраны.

Общее руководство сотрудниками внутренней охраны осуществляют, как правило, офицеры безопасности дипломатических представительств. Внутренняя охрана обычно вооружена огнестрельным оружием, а в некоторых странах располагает даже тяжелым вооружением. Известно много прецедентов, когда внутренняя охрана применяла оружие при нападениях на дипломатические представительства.

Будучи первоначально созданной главным образом для защиты представительств от нападения террористов, на практике внутренняя охрана активно используется и для противодействия местным спецслужбам. Эта мысль была отчетливо выражена государственным секретарем США Д. Шульцем на слушаниях в сенатском комитете по разведке 23 апреля 1987 г., где он следующим образом сформулировал две главные задачи в усилиях по обеспечению безопасности американских представительств:

"- обеспечение физической безопасности наших представительств от насилия толпы, атак террористов и несанкционированного вторжения;

Обеспечение технической безопасности наших представительств и нашей коммуникационной сети .

В доктрине международного права вопросы, связанные с внутренней охраной, насколько это известно, никем не исследовались.

Действующими договорными нормами вопрос об организации и статусе внутренней охраны в дипломатических представительствах прямо не регулируется в силу того, что создание внутренней охраны - сравнительно новое явление в дипломатической практике.

В силу международного обычая дипломатические представительства пользуются привилегией на организацию внутренней жизни по своему усмотрению и в соответствии с традициями и обычаями своей страны. Ссылкой на эту привилегию можно объяснить и допустимость создания внутренней охраны в дипломатических представительствах, при условии, однако, что ее организация и деятельность будут связаны с сугубо внутренними делами представительства. Осуществление каких-либо охранных функций, выходящих за рамки организации внутренней жизни представительства, будет представлять собой вмешательство во внутренние дела государства пребывания, к каковым относится предусмотренное в п. 2 ст. 22 Конвенции выполнение "специальной обязанности" по обеспечению безопасности иностранных дипломатических представительств. Ссылка на указанную привилегию дает возможность лишь в самом общем виде обосновать правомерность существования внутренней охраны и определить сферу ее деятельности.

Важно отметить, что организация внутренней охраны в дипломатических представительствах стала в настоящее время широко распространенной практикой, которая почти не встречает возражений со стороны государств пребывания.

Аккредитующие государства нередко направляют сотрудников внутренней охраны открыто, прямо указывая в запросах на визы и в нотной переписке должности этих лиц. Более того, в нотной переписке иногда даже прямо указывается, какие функции выполняют те или иные сотрудники внутренней охраны. Многие государства пребывания, будучи, видимо, не в состоянии обеспечить необходимую защиту иностранных дипломатических представительств, сами выражают заинтересованность в организации внутренней охраны в этих представительствах .

В целом настоящий вопрос недостаточно урегулирован нормами международного права на современном этапе. Необходимо заключение многостороннего договора, который мог бы на основе существующей практики содержать следующие положения:

возможность учреждения внутренней охраны;

ее количественный состав (квота);

примерный объем ее компетенции (в пределах помещений представительства);

наличие оружия у сотрудников внутренней охраны (количества оружия, виды, порядок ввоза и регистрации, ношение лишь в пределах помещений представительства);

координация деятельности и организация сотрудничества внутренней охраны с местными правоохранительными органами.