Понятие, общая характеристика и виды права природопользования. Понятие и виды природопользования Понятие и виды права природопользования кратко

Система норм, регламентирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования.

Такие нормы содержатся, главным образом, в природоресурсном законодательстве – водном, земельном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения зафиксированы в Законе «Об охране окружающей среды», Законе «Об экологической экспертизе» и др. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования образует комплексный правовой институт права природопользования.

Существуют различные классификации права природопользования. В основу наиболее общей классификации положен характер природного объекта. По этому принципу различают право:

Землепользования;

Недропользования;

Водопользования;

Лесопользования;

Пользования атмосферным воздухом;

Пользования растительным миром вне лесов;

Пользования животным миром.

Другая классификация права природопользования основана на принципе целевого назначения природного ресурса. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики ресурса.

Наиболее важное юридическое значение имеет классификация природопользования по критерию основания возникновения прав природопользования. По этому принципу природопользование подразделяют на общее и специальное.

Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Оно является общедоступным, то есть не требует особого разрешения со стороны государственных органов, юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Законодательство ограничивает право общего природопользования пределами, связанными с удовлетворением собственных нужд человека.

Специальное пользование природными ресурсами связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических или физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически важных особенностей. Например, оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой и требует выделения части природных ресурсов в обособленное пользование юридических или физических лиц. Право специального природопользования возникает на основании лицензий, разрешений или договоров, которые оформляются в рамках определенных законодательством процедур.

Специальное природопользование реализуется в двух формах:

Комплексное природопользование;

Специальное пользование отдельными видами природных ресурсов (землей, водами, недрами и др.).



Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах:

Как возможный по закону обладатель такого права;

Как обладатель специального права пользования природными ресурсами.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов – общего или специального. В качестве субъекта права общего природопользования может выступать каждый гражданин России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользования водами, лесами, землей и иными природными ресурсами. В рамках общего природопользования человек может использовать природные ресурсы и объекты только для удовлетворения собственных нужд, что прямо предусмотрено лесным и водным законодательством. Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Субъекты этого права должны обладать правоспособностью, то есть способностью иметь права и нести обязанности и дееспособностью. Например, право на специальное водопользование возникает у гражданина по достижении им 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации.

Статус субъектов природопользования определяется их правами и обязанностями, установленными в законе. Основы правового статуса природопользователей закреплены в ряде статей Конституции РФ (ст. 36, 42, 58).

Объекты природопользования также различаются между собой. Наиболее общим объектом является вся природа, которой мы пользуемся в соответствии с нашим правом общего природопользования. В природоресурсном законодательстве объекты права природопользования в большинстве случаев конкретизированы применительно к землепользованию, водопользованию, недропользованию и т. д. Характеристика объектов природопользования имеет специфику применительно к видам природопользования. Так, если объектами права специального природопользования являются индивидуально определенные участки земельного, лесного, водного фонда, или природные объекты (например, объекты животного мира), то применительно к праву общего природопользования обособление участков природы законом не предусматривается. Только Водный кодекс РФ выделяет как самостоятельную разновидность водных объектов объекты общего пользования.

Участки территории, на которых располагаются объекты специального природопользования, должны обособляться, то есть выделяться из другой территории. Есть два способа такого обособления: физическое и юридическое.

Физическое обособление происходит в натуре. Юридическое обособление означает определение правового статуса объекта специального природопользования в актах, имеющих юридическую силу. Способы обособления специфичны в каждой из отраслей природоресурсного законодательства.

Предоставленные в пользование природные объекты продолжают оставаться частной, государственной, муниципальной или иной формой собственности. Для них продолжает действовать общий для каждого вида природных ресурсов правовой режим объектов права собственности. Одновременно как объекты права пользования соответствующие части природных ресурсов приобретают еще и специфический правовой режим, определяемый их целевым назначением.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение права природопользования.

2. Перечислите виды права природопользования, приведите примеры их классификации по различным критериям.

3. Дайте характеристику объектов права природопользования.

4. Перечислите субъектов права природопользования.

5. Назовите основные принципы права природопользования.

Право природопользования - это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права признают следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и т.д.

Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельными природными ресурсами, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность прежде всего находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает наличие ограниченной возможности по совершению сделок и возможность находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.

Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых в пользование, относится к недвижимости. Так, в соответствии с к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для недвижимости законодателем закреплено возникновение права только после осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество. Возникновение таких прав, ограничение этих прав, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Указанные действия осуществляются в рамках специального Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Предыдущая

Страница 1 из 2

Понятие и общая характеристика права природопользования

Оценивая значение природопользования в рамках экологического необходимо иметь в виду, что оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу.

Право природопользования - это система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств. Иначе говоря, это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", иных актах.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах :

  • как правовой институт;
  • как правоотношение;
  • как конкретное правомочие природопользователя.

Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования.

Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д.

Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

Виды права природопользования

В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов права природопользования.

Право природопользования подразделяется на следующие виды:

1. в зависимости от объекта природы:

  • право землепользования;
  • право недропользования;
  • право водопользования;
  • право пользования атмосферой;
  • право лесопользования;
  • право пользования растительным миром вне лесов;
  • право пользования животным миром.

2. в зависимости от требования по наличию разрешительной документации:

  • право общего природопользования (гарантированная законом возможность для всех пользоваться свободно и бесплатно природной средой);
  • право специального природопользования (представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов).

3. в зависимости от срока пользования:

  • бессрочное;
  • долгосрочное;
  • краткосрочное.

4. в зависимости от способа использования:

  • осуществляемое с изъятием природного ресурса из природной среды;
  • осуществляемое без изъятия природного ресурса из природной среды.

Каждый из указанных выше видов природопользования может быть подразделен на подвиды в зависимости от цели использования . Так, земля может использоваться для нужд с/х, лесного хозяйства, промышленности, энергетики и т.д. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта.

Объектами - определенные компоненты природных ресурсов. Под природными ресурсами понимаются компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы), природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права признают следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования как гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой.

Общее природопользование не требует какого либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих как результат рождения и существования человека (пользование атм.воздухом, водой для питья и культурно-бытовых нужд и т.д.).

Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства . Следовательно. право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Специальное природопользование носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на: землепользование, пользование недрами, водой и лесопользование, пользование растительным и животным миром, использование атм. воздуха и пр.

В ряде случаев в интересах обороны государства или для иных установленных законом целей может быть установлено особое природопользование.

Под комплексным природопользованием понимается использование природных ресурсов и оказание воздействия на окружающую природную среду на определенной территории только одним природопользователем.

Под комплексным природопользованием для предприятия понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.

Существуют и иные основания классификации видов природопользования. Так, в зависимости от титула, на котором основано право природопользования, выделяют следующие виды nриродопользования:

  • непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов;
  • производное природопользование, осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права .

Общий порядок лицензирования регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности и определяет обязательные для исполнения требования его осуществления. Лицензия является одним из оснований возникновения права природопользования. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования участком недр, объектами животного мира, участком лесного фонда, права комплексного природопользования. Кроме того, определенные виды деятельности могут осуществляться исключительно на основании лицензии. Лицензированию подлежат утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ; проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудита , осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения. Лицензированию подлежат виды деятельности, осуществляемые юридическими, а также физическими лицами , занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица . Органами, уполномоченными на ведение лицензирования, являются Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы. Федеральная служба выдает лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на всей территории РФ. Соответственно, ее территориальные органы выдают лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории субъектов РФ .

В лицензии указываются:

  • вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
  • срок действия лицензии;
  • условия осуществления лицензируемого вида деятельности (правила и нормы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность, перечень мероприятий по обеспечению экологической безопасности, дополнительные условия, отражающие специфические особенности лицензируемого вида деятельности и др.

Наиболее важными данными, которые необходимо предоставить для получения лицензии, являются:

  • сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. При отсутствии указанных сведений лицензионный орган может потребовать провести аттестацию специалистов на профессиональную пригодность;
  • данные о нормативно-методическом обеспечении, об организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения видов деятельности, информация о предыдущей деятельности и опыте работы;
  • экологическое обоснование деятельности (для видов деятельности, связанных с обращением с отходами и проведением природоохранных работ на территориях (акваториях) природных и хозяйственных объектов, а также рекультивацией указанных территорий).

До принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган:

  • проводит экспертизу представленных материалов с оценкой их полноты и достоверности, соответствия условий лицензируемого вида деятельности экологическим требованиям, установленным для него в нормативных документах;
  • определяет условия действия лицензии (лицензионные условия);
  • организует в случае необходимости проведение дополнительной (в том числе независимой) экспертизы и экологического аудита.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми документами. в случае проведения дополнительной экспертизы решение принимается в 15-дневный срок со дня получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

  • наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
  • отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для, осуществления соответствующего вида деятельности и условиям экологической безопасности.

Как правило, лицензии выдаются на срок не более трех лет. Могут выдаваться лицензии на срок до трех лет по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

Например, законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе продукции; водное законодательство - договор пользования водным объектом; земельное законодательство - договор аренды и временного пользования земельным участком. Эти договоры заключаются с федеральными органами исполнительной власти , органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления . В ряде случаев заключения договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами .

Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Проекты лимитов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями - природопользователями и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (за исключением лимитов отвода земель для строительства объектов, которые утверждаются Министерством промышленности и торговли) в целях достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе. Руководство работой по определению лимитов природопользования осуществляется на соответствующей территории органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления совместно со специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

Лимиты на природопользование устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов.

К лимитам на природопользование относятся: а) нормы отвода земель для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем и т.п.; б) лимиты водопользования - предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок; в) расчетная лесосека - норма вырубки древесины, соответствующая ее годовому приросту, который устанавливается по каждому лесхозу, а в отдельных случаях - по каждому лесничеству и передаваемому в пользование участку леса; г) лимиты использования объектов животного мира - устанавливаются при охоте, рыболовстве, а также добыче животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; д) лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Экономическое и правовое стимулирование рационального природопользования

Если организационно-правовой механизм делает основной упор на административные, организационные и правовые меры (учет , контроль , разрешение споров, ответственность, возмещение ущерба), то экономический механизм - именно на экономические меры.

Введение этого механизма - объективная необходимость, осознанная государством еще в конце 80-х годов. 7 января 1988 г. было принято Постановление Правительства СССР N 32 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране". В нем впервые был провозглашен переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления экономикой и в том числе природопользованием и охраной природы, были сформулированы понятия экономических рычагов (мер), которые в своей совокупности составляют экономический механизм охраны окружающей природной среды.

Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды в настоящее время осуществляется в соответствии с главой IV Федерального закона «Об охране окружающей среды».

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации ; разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Государственные природоохранные органы РФ совместно с органами государственной статистики ведут количественный и качественный учет природных ресурсов, определяют их социально-экономическую оценку и на основе полученных данных прогнозируют социально-экономическое развитие.

Нормирование качества окружающей среды

Проекты нормативов разрабатывают сами предприятия с учетом предложений органов местного самоуправления , научных учреждений, общественных организаций и мнения населения.

Конкретным предприятиям нормативы выбросов и сбросов, размещения отходов устанавливают органы Минприроды и экологии России и другие специально уполномоченные органы. Так, по химическим веществам нормативы выбросов вводят органы охраны окружающей природной среды, по биологическим веществам, микроорганизмам, по физическим воздействиям, радиации - органы санитарно-эпидемиологического надзора.

На основе установленных нормативов предприятиям выдается разрешение на выбросы, сбросы, размещение отходов.

Нормативы установлены в ряде других законов и подзаконных актов. Так, в Водном кодексе Российской Федерации установлены специальные нормы об установлении предельно допустимых воздействий на водные объекты.

Источники вредных воздействий - предприятия, теплоэлектростанции, аэропорты и др. отделяются от жилых массивов санитарно-защитными зонами. Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий их размеры определены для предприятий пяти классов санитарной вредности от 1000 до 50 метров. При больших масштабах производства, ограниченной возможности очистки выбросов и неблагоприятных условиях взаимного размещения промышленных предприятий и жилой застройки санитарно-защитные зоны могут быть увеличены в 3 раза. Для крупных производственных комплексов эти зоны могут быть установлены в особых размерах, с учетом мощности предприятий. В санитарно-защитной зоне запрещается строительство жилья, 40% ее территории рекомендуется занимать зелеными насаждениями.

Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные полосы, представляющие территории строгого режима. Режим этих зон будет установлен принятым в развитие Водного кодекса специальным Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 г. № 1404.

Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Страница 1 из 4

7. Право природопользования

7.1. Понятие права природопользования, его виды
7.2. Право общего природопользования
7.3. Право специального природопользования
7.4. Субъекты, объекты и содержание права природопользования

7.1. Понятие права природопользования, его виды

«Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы».
По мнению М.М. Бринчука, при оценке роли природопользования в рамках экологического права, необходимо иметь в виду, что оно не только удовлетворяет разнообразные потребности человека, но одновременно является мощным фактором негативного воздействия на природную среду.
В науке экологического права под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных, оздоровительных и иных.
В свою очередь, под правом природопользования понимают совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области использования полезных для человека свойств природной среды. Такие нормы содержатся прежде всего в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, о животном мире.
Право природопользования, как и право собственности рассматривается в двух основных качествах:
- как ключевой институт общей части экологического права (право природопользования в объективном смысле);
- как совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных определенным субъектом в связи с получением природного объекта в пользование (право природопользования в субъективном смысле). В науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования.
В зависимости от того, какие природные ресурсы являются объектами права природопользования, выделяются следующие виды природопользования (и соответственно - виды права природопользования):
- землепользование;
- водопользование;
- недропользование;
- пользование атмосферным воздухом;
- лесопользование;
- пользование растительным миром вне лесов;
- пользование животным миром.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, земельный фонд РФ делится на 7 категорий, каждая из которых имеет свое целевое предназначение, а именно:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса.
Кроме того, названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, конкретизирующую их назначение. Например, в состав земель особо охраняемых территорий и объектов входят земли:
- особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- природоохранного назначения;
- рекреационного назначения;
- историко-культурного назначения;
- иные особо ценные земли в соответствии с законодательством РФ (ст. 94 Кодекса).
Водный кодекс РФ (ст. 85) устанавливает, что водные объекты в Российской Федерации могут использоваться для следующих целей:
- питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- здравоохранения;
- промышленности и энергетики;
- сельского хозяйства;
- лесного хозяйства;
- гидроэнергетики;
- рекреации;
- транспорта;
- строительства;
- пожарной безопасности;
- рыбного хозяйства;
- охотничьего хозяйства;
- лесосплава;
- добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля;
- для иных целей.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О недрах», недра предоставляются в пользование для следующих целей:
- регионального геологического изучения, включающего региональные геологогеофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
- геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
- разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
- сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Кроме того, недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.
Согласно ст. 80 Лесного кодекса РФ, в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
- пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
- пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Федеральный закон «О животном мире» (ст. 34) предусматривает, что юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:
- охота;
- рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
- добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Имеется в виду отлов птиц, змей и других объектов в хозяйственных, коммерческих, эстетических и иных целях. Так, змей отлавливают для извлечения яда в целях изготовления лекарств;
- использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других (жуков, бабочек, муравьев и др.);
- изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания (наблюдение, мечение, фотографирование и др.);
- извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - поч- вообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.;
- получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (пуха птиц, меда, воска и т.п.).
Кроме того, законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром (ст. 34 Закона).
Специфическими видами использования атмосферы, согласно Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», являются потребление атмосферного воздуха для производственных нужд (ст. 41) и удаление загрязняющих веществ в процессе функционирования общества.
В зависимости от основания возникновения права природопользования выделяют общее и специальное природопользование, .
По признаку способа (условий) природопользования различают право природопользования, осуществляемое с изъятием или без изъятия природного ресурса из природной среды.
Кроме того, по признаку цели природопользования различают право природопользования в сельском хозяйстве, промышленности и энергетике, осуществляемое для нужд обороны, транспорта и иных целей.