Дипломатические представительства. Порядок назначения и вступление в должность глав дипломатических представительств Глава дипломатического представительства приступает исполнению обязанностей

Дипломатическое представительство – это государственное учреждение, возглавляет которое дипломатический агент, действующий от имени аккредитуемого государства в стране пребывания в целях установления и поддержания между обоими государствами дипломатических отношений. Эта организация призвана урегулировать возникающие конфликты, как правило, только мирными методами. Основополагающим международным документом, в соответствии с которым устанавливаются статус и функции дипломатических представительств, классы дипломатических представителей, является Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.).

Виды дипломатических представительств

Классификация дипломатических представительств довольно проста. Они могут быть созданы только в двух видах: миссия или посольство. Значительных различий между ними не существует, однако большинство стран, в том числе Российская Федерация, предпочитают обмен дипломатическими представителями – послами. В зависимости от этого выбора, устанавливаются и классы дипломатических представителей. Во главе посольства стоит полномочный или чрезвычайный посол, миссию возглавляет полномочный или чрезвычайный посланник, или же поверенный. На современном этапе государства в большинстве случаев создают свои дипломатические представительства по классу посольства.

Установление дипломатических отношений начинается с принятия общего соглашения. Например, в 1995 году Российской Федерацией и ЮАР было рассмотрено Совместное заявление об утверждении полномасштабных дипломатических отношений на уровне послов.

Отделения диппредставительств могут быть открыты и в городах. В 1995 г. в Екатеринбурге с согласия Правительства РФ было открыто отделение посольства Великобритании.

На практике государства предпочитают утверждать соглашения между собой в письменной форме, а именно: в нотах, совместных заявлениях, коммюнике.

Классы диппредставителей

К классам дипломатических представителей относятся: посол, посланник и поверенный.

Руководство дипломатических представителей подразделяется на:

  • Полномочных и чрезвычайных послов.
  • Полномочных и чрезвычайных посланников.
  • Поверенных в делах. При этом следует отличать поверенного в делах от временного поверенного. Последний является лицом, которое исполняет обязанности главы представительства только временно, ввиду его отпуска, отзыва, болезни и др.

Классы дипломатических представителей – посол, посланник, поверенный – проходят обязательную аккредитацию. Если посол и посланник аккредитуются главами государств, то поверенный – при министрах иностранных дел.

Правительство каждого государства решает, какой класс присвоить главе представительства.

Ранги диппредставителей

У большинства государств имеются ранги дипломатических представителей – это специальные звания, которые присваиваются работникам. Как и должности, они утверждаются законодательством соответствующей страны.

В России предусмотрены такие дипломатические ранги, как: чрезвычайный, полномочный посол, полномочный и чрезвычайный посланник первого и второго класса; советник первого и второго класса; первый секретарь первого или второго класса; второй секретарь первого или второго класса; третий секретарь; атташе.

Президенту принадлежит право присваивать дипломатические ранги посланникам и послам, министру иностранных дел – всем остальным. Сотрудники дипломатического персонала России поступают на службу в МИД.

Функции диппредставительств

К основным функциям дипломатических представительств в стране пребывания относятся:

  • защита граждан и интересов аккредитующего государства;
  • установление при помощи законных средств обстоятельств событий и условий пребывания;
  • представительство государства;
  • проведение переговоров с правительством.

Порядок назначения и введения в должность главы представительства

Аккредитуемое государство до назначения главы представительства запрашивает агреман (согласие) у руководства страны пребывания в отношении конкретной кандидатуры работника. В случае отказа в агремане либо отсутствия какого-либо ответа глава представительства не назначается. Государство вправе не давать комментариев и не мотивировать отказ.

То есть глава представительства утверждается только после получения агремана. Ему выдается верительная грамота, которая является документом, направляемым властям страны пребывания. Она означает, что выбранное лицо будет излагать дипломатическую волю данного государства, поэтому ему и просят «верить». Собственно, отсюда и пошла название «верительная грамота».

Главы диппредставительств в иностранных государствах в Российской Федерации назначаются Президентом, а министр иностранных дел подписывает верительные грамоты.

Одно лицо может занимать эту должность в двух или более государствах, но при условии, если стороны не имеют возражений против этого. Чаще всего страны обмениваются дипломатическими представителями равных рангов.

Формирование состава дипломатического представительства

Внутренняя структура, глава и персонал дипломатического представительства утверждаются законодательными актами аккредитующей страны.

В дипломатическом представительстве персонал состоит из трех групп работников:

  • дипломатический;
  • административно-технический;
  • обслуживающий.

Классы и ранги дипломатических представителей входят в первую группу работников. К ним относятся посланники, послы, советники первого и второго класса, атташе, специальные атташе (военно-воздушный, военный и др.), торговые представители, первые, вторые, третьи секретари.

Совокупность дипломатических представителей в стране пребывания составляет дипломатический корпус, который возглавляется деканом. Эту должность, как правило, занимает дипломатический представитель, чья продолжительность пребывания в государстве больше по сравнению с остальными.

К административно-техническому персоналу относятся лица, выполняющие административно-техническое обслуживание представительства (делопроизводители, референты, бухгалтеры, переводчики и др.).

Обслуживающий персонал – это работники, осуществляющие функции по обслуживанию представительства и его работников (повара, уборщики, садовники, шоферы и др.).

Членами дипломатического персонала могут быть только граждане представляемого государства, в то время как должности в административно-техническом или обслуживающем персонале вправе занимать и граждане страны пребывания.

Привилегии службы в дипломатическом представительстве

Под привилегиями подразумеваются специальные преимущества и права, которые предоставляются представительствам и их сотрудникам. Кроме того, каждый работник наделяется иммунитетами. Иммунитет – это исключение представительства из юрисдикции и каких-либо принудительных действий в стране пребывания. Все классы дипломатических представителей на службе имеют иммунитет и привилегии.

Следует различать иммунитеты и привилегии сотрудников и самих дипломатических представительств:

  • неприкосновенность зданий, земельных участков, помещений, то есть иммунитет от ареста, обысков или др.;
  • освобождение от налогов на всех уровнях управления, кроме оплаты счетов по конкретно оказанным услугам; от местных налогов и пошлин также освобождаются все виды выполняемых работ, например выдача виз;
  • документы, архивы, официальная корреспонденция, дипломатическая почта становятся неприкосновенными;
  • сотрудники имеют право на свободное перемещение по территории государства, в котором находится представительство;
  • личность, частная резиденция дипломатических агентов имеют такую же защиту;
  • сотрудники пользуются иммунитетом от гражданской, уголовной и другой юрисдикции, за исключением отдельных случаев.

Основания для прекращения деятельности

Дипломатическое представительство завершает деятельность в стране пребывания при наступлении следующих обстоятельств:

  • прекращение существования как государства страны пребывания или аккредитующего государства;
  • разрыв одной из сторон или обеими дипломатических отношений;
  • начало между странами военных действий.

Деятельность каждого дипломатического агента в стране пребывания может быть завершена по причине его отзыва аккредитующим государством или объявлении его persona non grata, что означает «нежелательное лицо». Это может произойти по причине совершения им действий, идущих вразрез с официальным статусом (вмешательство в дела государство, шпионаж или др.). В ситуации отзыва главы представительства преемником или им самим главе страны пребывания или министру иностранных дел передаются отзывные грамоты. Все классы дипломатических представителей после прекращения деятельности организации подлежат возвращению в свое государство.

Дипломатические представительства в нынешнем виде оформились не сразу, они прошли длительный путь становления и развития. Первоначально послы выполняли разовую миссию, срок миссии был непродолжительным. Первое постоянное посольство было направлено миланским герцогом Франческо Сфорца во Флоренцию в 1446 году.

Дипломатическое представительство- особый зарубежный орган внешних сношений, возглавляемый послом, посланником или поверенным во внешних делах. Вопрос регламентации деятельности дип. представителей был решен на Венском конгрессе 1814-1815 годах. Был принят «Венский регламент 1815 года». Устанавливалось деление дип. представителей на классы послов и папских легатов (нунциев), посланников (интернунциев) и поверенных в делах. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года определила порядок аккредитирования послов. Послы и посланники в качестве глав представительств аккредитуются при главах государств пребывания, а поверенные в делах (постоянные) в том же качестве аккредитуются при министрах иностранных дел.

Порядок назначения глав дип. представительств:

  • 1. посылается запрос на получение агремана (официальное соглашение принимающей стороны) на кандидатуру, назначенную на этот пост. Сообщаются биографические данные. Запрос агремана делается обычно в беседе с министром иностранных дел страны пребывания или представляющим его лицом или временным поверенным, либо направляется вербальная нота.
  • 2. если агреман получен, посол становится persona grata, если агремана нет, следовательно в назначение отказано. Ответ на запрос агремана дается обычно в течение месяца. Принимающее государство может не объяснять своего решения. Слишком долгое молчание означает отказ. Важно отметить, что в случае отказа запрашивающее государство может дать на это адекватный ответ (реторсия),
  • 3. после получения агремана производится назначение главы дип. представительства государственным актом аккредитующего государства, о чем сообщается в печати,
  • 4. посол отправляется в страну пребывания,
  • 5. послу вручают верительные грамоты - документы, официально подтверждающие полномочия посла. Их может вручать предшественник. Посол, в свою очередь, вручает отзывные грамоты предшественнику.
  • 6. деятельность посла, его миссия, начинается либо с момента его приезда в страну, либо с момента вручения верительных грамот.

Процедура вступления в должность дип. представителей в разных странах зависит от существующей практики и установившихся традиций. Венская конвенция 1961 года предусматривает, что вступление в должность следует считать либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения главой представительства о своем прибытии и предоставлении копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

В момент прибытия главы дипломатического представительства к месту назначения его обычно встречает лицо, возглавляющее протокольный отдел внешнеполитического ведомства. Он же разъясняет и процедуру вручения верительных грамот, так как она не везде одинакова и зависит от национальных обычаев. Например, в Англии в день вручения верительных грамот за послом посылается специальная парадная карета. Английским протоколом в качестве парадной одежды посла предусматривается фрак. В других странах за главой дипломатического представительства посылается специальная автомашина. Иногда предусматриваются исполнение национальных гимнов и почетный караул.

После процедуры вручения верительных грамот посол считается "вступившим в должность", о чем он, как правило, информирует своих коллег личной нотой.

Глава дипломатического представительства прекращает свои функции в следующих случаях: если он освобождается со своего поста или получает иное назначение; если правительство страны, в которой посол аккредитован, требует его отзыва, считая его "персоной нон грата"; в случае смерти посла; при прерывании или разрыве дипломатических отношений, особенно во время войны, при прекращении существования государства в качестве субъекта международного права (например, при потере самостоятельности, при распадении на ряд других государств) и т.д.

В случае отзыва посла (посланника) глава государства назначивший его, направляет главе государства, при котором он был аккредитован, письмо об отзыве - отзывную грамоту. Этот документ либо вручается послом (посланником) при прощальном визите главе государства перед отъездом, либо новым послом (посланником) при вручении им своих верительных грамот.

Перед отъездом из страны посол (посланник) наносит прощальные визиты главе государства и правительства, министру иностранных дел, его заместителям, руководящим работникам МИДа, с кем он имел постоянные контакты, министрам руководящим должностным лицам парламента и другим официальным лицам. Посол (посланник) также наносит прощальные визиты своим коллегам - отдельным послам и дуайену (главе) дипломатического корпуса.

Министр иностранных дел или его заместитель дает в честь отъезжающего посла завтрак или обед. Прощальный прием от имени всех послов (посланников) обычно устраивает и глава дипломатического корпуса.

Это самый высокопоставленный сотрудник постоянного дипломатического представительства. Согласно определению статьи 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года (Венской конвенции), главой представительства является лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве. В соответствии со ст. 20 Конвенции, только само представительство и его глава имеют право пользоваться флагом и эмблемой направляющего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

История.

На ранних этапах становления европейской дипломатии, в XVI – XVII веках, когда большинство европейских государств начали обмениваться постоянными дипломатическими представительствами, сформировалось два основных класса дипломатических агентов: полномочные послы, пользующиеся более высокими статусом и привилегиями, и ординарные посланники, известные как резиденты. Право старшинства определялось согласно обычаям, различавшихся от Двора к Двору. Отсутствие общепринятых соглашений о дипломатической иерархии часто приводило к спорам и недоразумениям между представителями соперничающих держав, особенно Священной Римской империи и Французского королевства.

Прошло немало времени до того, как на состоявшемся в 1815 году было достигнуто соглашение о едином делении глав дипломатических представительств на три класса:

  1. Послов – представителей своих Государей; Легатов или Нунций – представителей Святого престола;
  2. Посланников, Министров и иных уполномоченных при Государях; и
  3. Поверенных в делах, уполномоченных при Министрах иностранных дел.

Место главы дипломатического представительства каждого класса зависело от порядка прибытия ко Двору и официального о том извещения, за исключением представителя Ватикана, пользовавшегося особыми привилегиями. В 1818 году на конгрессе в Экс-ла-Шапели Великие державы добавили еще один класс министров-резидентов, занявших положение между классом посланников и классом поверенных в делах.

Классификация.

Исторически послами могли быть только представители монарха, аккредитованные при дворе другого. Однако к концу XIX – начале XX века различие между послами и посланниками постепенно стиралось. В класс министров-резидентов был упразднен, а главы дипломатических представительств разделены на три класса:

  1. класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга;
  2. класс посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств;
  3. класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Выражение «другие главы представительств эквивалентного ранга» относилось к Верховным представителям стран Французского содружества и Верховным комиссарам стран .

В настоящее время почти все главы дипломатических представительств являются послами или имеют эквивалентный ранг; посланники в большинстве случаев назначаются их заместителями. Согласно ст. 14, п. 2 Венской конвенции между главами представительств разных классов не должно проводиться никакого различия кроме как в отношении старшинства и этикета.

Поверенного в делах, о котором говорится в ст. 14, п. 1 Венской конвенции, не следует путать с временным поверенным в делах, упоминаемом в ст. 19, п. 1. Последний назначается временно исполняющим обязанности главы дипломатического представительства, если данный пост оказывается вакантным или глава представительства не может выполнять свои функции. Временный поверенный в делах не аккредитован в принимающем государстве и фактически не может быть главой представительства.

На практике назначение и отзыв глав дипломатических представительств также является одним из , используемых в межгосударственных отношениях. Государство может понизить уровень дипломатических отношений с другим государством, не прибегая к такой радикальной мере как их разрыв или приостановление, назначив временного поверенного вместо посла или отозвав главу своего представительства. Когда принимается подобное решение, другое государство, как правило, поступает симметрично.

Представление главы американской дипломатической миссии Бенджамина Франклина Королю Франции Людовику XVI и Марии-Антуанетте в Версале.

Старшинство.

В настоящее время вопросы старшинства регулируются положениями ст. 16, п. 1 Венской конвенция, в которой говорится, что старшинство глав дипломатических представительств соответствующего класса определяется датой и часом официального вступления в должность. Согласно ст. 13, п. 1 Венской конвенции глава представительства считается вступившим в должность, в зависимости от практики, существующей в государстве прибывания либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел.

Старшинство представителя Святого Престола в качестве исключения определяется в соответствии с традицией, укоренившейся в соответствующем государстве (ст. 16, п. 3).

Агреман.

Принимающее государство имеет право отказаться от кандидата, выбранного направляющим государством на должность главы своего дипломатического представительства. Причину такого отказа принимающее государство может не раскрывать. Во многих случаях об отказе даже не сообщается - истечение уместного срока (4–8 недель) является сигналом нежелательности предложенного кандидата. С тем чтобы в случае отказа не компрометировать дипломата, до официального объявления о назначении главы представительства ведутся конфиденциальные консультации. Принятие кандидатуры во время таких консультаций называется агреманом (от фр. agrément – одобрение). Агреман требуется лишь для главы дипломатического представительства; остальным сотрудникам посольства необходимо получить только визу.

Дипломатический корпус.

Все главы дипломатических представительств, аккредитованные в одной столице, образуют , возглавляемый Дуайеном (Деканом). Дуайеном является самый старший глава представительства первого класса или, в некоторых католических государствах, папский нунций. Дуайен выступает в качестве посредника между службой государственного протокола и дипломатическим корпусом. В его основные функции входит: выступление от имени дипломатического корпуса с заявлениями, поздравлениями, соболезнованиями; представление дипломатического корпуса на официальных мероприятиях, организованных страной пребывания; и т.д.

Привилегии и иммунитеты.

Глава дипломатического представительства по существу пользуется теми же привилегиями и иммунитетами, что и любые другие дипломатические агенты (см. ). Однако глава представительства имеет право устанавливать флаг и эмблему представляемого государства на здании своей резиденции и на своих транспортных средствах (ст. 20).

В соответствии со ст. 23, п. 1 глава дипломатического представительства также освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, за исключением взимаемых за конкретные виды обслуживания. Это более существенное изъятие, чем предоставляемое дипломатическим агентам в целом, которые должны оплачивать сборы и налоги на частное недвижимое имущество, если не владеют им от имени аккредитующего государства для целей представительства (ст. 34, пп. b).

Полномочия.

Глава дипломатического представительства действует в качестве посредника между представляемым и принимающим государствами при осуществлении функций диппредставительства, перечисленных в ст. 3 Венской конвенции. Эти функции, в частности, включают представительство аккредитующего государства в государстве пребывания и ведение переговоров с правительством государства пребывания (ст. 3, п. 1, пп. a и c). В соответствии со ст. 7 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, главы дипломатических представительств считаются представляющими свое государство без необходимости предъявления полномочий в целях принятия текста договора между аккредитующим государством и государством, при котором они аккредитованы.

Глава дипломатического представительства также имеет право отказаться от неприкосновенности помещения представительства, куда согласно ст. 22 Венской конвенции власти принимающего государства не могут вступать без его согласия. Что касается иммунитета от юрисдикции, которым пользуются дипломатические агенты, то, хотя аккредитующее государство может от него отказаться, но полномочия главы представительства в Конвенции не оговариваются.

Глава дипломатического представительства является единственным официальным лицом аккредитующего государства, представляющим его по всем вопросам в принимающем государстве. Он также является старшим должностным лицом аккредитующего государства по отношению ко всем иным возможным представителям этого государства в государстве пребывания.

В МП существует классификация старшинства дипломатических представителей (агентов). До XIX в. стройной классификации дипломатических агентов не существовало, что приводило иногда во время официальных мероприятий к столкновениям и откровенным скандалам. Во избежание этого Венский протокол 1815г. установил следующие три класса дипломатических агентов: 1) посол и папский легат или нунций; 2) посланник; 3) поверенный в делах. Аахенский протокол 1818г. дополнил эту классификацию классом министра-резидента, который занял позицию между посланником и поверенным в делах. Однако данный класс не прижился, и Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г. использует трехзвенную классификацию. В соответствии со ст.14 этой Конвенции главы дипломатических представительств делятся на следующие классы: 1) послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; 2) посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств; 3) поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Различия в классе глав дипломатических представительств не должны проводиться иначе как в отношении старшинства и этикета.

Класс поверенных в делах не следует путать с должностью временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы дипломатического представительства на период его отсутствия (болезнь, командировка, отпуск).

Классы глав дипломатических представительств – сфера регулирования нормами МП. Кроме классов, существуют также и дипломатические ранги , которые имеют главы дипломатических представительств и дипломатический персонал посольств, консульств и представительств государств при международных организациях. Дипломатические ранги – сфера внутригосударственного права, ибо эти служебные звания старшинства дипломатов. Каждое государство имеет свою систему дипломатических рангов, устанавливаемую во внутреннем праве. В Украине имеются следующие дипломатические ранги, установленные в соответствии с Постановлением ВС Украины «О дипломатических рангах» 1992г.: атташе, третий секретарь, второй секретарь I и II классов, первый секретарь I и II классов, чрезвычайный и полномочный посланник I и II классов, чрезвычайный и полномочный посол.

Высшие дипломатические ранги (посла и посланника) обычно присваиваются главой государства, остальные – министром иностранных дел. Ранг атташе присваивается, как правило, выпускникам институтов и факультетов международных отношений при поступлении на службу в ведомство внешних сношений. Данный ранг не следует путать с должностью военного, морского и воздушного атташе. Указанные сотрудники являются представителями военного ведомства назначившего их государства, и аккредитацию они получают при военном ведомстве государства пребывания. Одновременно эти сотрудники выполняют функции военных советников главы дипломатического представительства.

Процедура назначения главы дипломатического представительства регулируется как нормами международного, так и внутригосударственного права.

По положениям Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. аккредитующее государство должно направить принимающему государству запрос о его согласии на назначение лица, указанного в запросе, на должность главы дипломатического представительства. В запросе излагаются биографические данные такого лица, его должностное и семейное положение, причем информация должна быть абсолютно точной и лаконичной. Положительный ответ принимающего государства означает дачу агремана (от фр.agrement – согласие) на принятие лица в качестве главы дипломатического представительства. С этого момента кандидат считается persona grata – желательным лицом в принимающем государстве. Отрицательный ответ на запрос означает отказ в агремане, о кандидат признается persona non grata (нежелательным лицом). При этом принимающее государство имеет право не мотивировать свой отказ. Вся процедура, связанная с получением агремана, носит конфиденциальный характер.

После получения агремана в правительственной прессе обычно печатается объявление о назначении главы дипломатического правительства.

Перед выездом к новому месту службы глава дипломатического представительства получает верительную грамоту , подписанную главой государства и адресованную главе принимающего государства. Текст этого документа свидетельствует о том, что ее обладателю надлежит «верить» как официальному лицу, представляющему свое государство во всех сношениях с государством пребывания.

Глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от существующей в этом государстве практики, которая должна применяться единообразно. Большинство государств, включая Украину, придерживаются практики, что глава дипломатического представительства приступает к исполнению своих функций с момента вручения главе принимающего государства или лицу его заменяющему своих верительных грамот. Второй вид практики сводится к тому, что глава дипломатического представительства считается приступившим к исполнению своих обязанностей с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот в министерство иностранных дел государства пребывания.

Ряд государств с целью экономии средств используют практику кумуляции (совмещения) дипломатического представительства, т.е. аккредитования одного и того же лица в качестве главы представительства в другом или нескольких государствах одновременно при согласии на это принимающих государств. Так, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Финляндии по кумуляции выполняет функции главы дипломатического представительства Украины в Швеции, Норвегии, Дании и Исландии. Часто практику кумуляции государства используют в отношении международных организаций. Например, глава дипломатического представительства какого-то государства во Франции одновременно назначается и официальным представителем этого государства при ЮНЕСКО, т.к. местопребывания этой организации – Париж.

Глава дипломатического представительства выполняет возложенные на него международным и внутригосударственным правом обязанности до прекращения своих официальных функций. Последнее имеет место в следующих случаях:

1) отозвания его аккредитующим государством (большинство государств широко используют практику ротации глав дипломатических представительств);

2) объявления его persona non grata (происходит это чаще всего за деятельность, несовместимую со статусом дипломата);

3) разрыва дипломатических отношений между государствами;

4) войны между аккредитующим и принимающим государствами;

5) прекращения существования аккредитующего и принимающего государства (или одного из них) как субъектов МП.

Документ, с помощью которого оформляется прекращение функций главы дипломатического представительства, - отзывная грамота , вручаемая главе принимающего государства отзываемым дипломатом или его преемником.

Для выполнения своих сложных и ответственных функций дипломатическое представительство имеет в своем распоряжении необходимый персонал. В соответствии со ст.11 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. при отсутствии соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить численность персонала, которую оно считает разумной и нормальной, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. Оптимальным вариантом решения проблемы численности дипломатического персонала является заключение соглашения между аккредитующим и принимающим государствами. Обычно численность персонала зависит от уровня отношений между государствами и может колебаться от нескольких лиц до многих десятков сотрудников.

Весь состав сотрудников дипломатического представительства делится на три группы: 1) дипломатический персонал; 2) административно-технический персонал; 3) обслуживающий персонал.

Дипломатический персонал – это лица, имеющие дипломатические ранги. Члены дипломатического персонала представительства, как правило, должны быть гражданами аккредитующего государства. В некоторых случаях граждане государства пребывания или третьего государства могут быть назначены на дипломатическую должность, но только с согласия принимающего государства.

К административно-техническому персоналу относятся экономисты, бухгалтеры, заведующие канцеляриями, делопроизводители, машинистки, переводчики и др. сотрудники, выполняющие административную или техническую работу.

Обслуживающий персонал состоит из шоферов, лифтеров, дворников, садовников, курьеров и др. лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию дипломатического представительства.

Административно-технический и обслуживающий персонал может комплектоваться как из граждан аккредитующего государства, так и из местных граждан.

МИД принимающего государства должно своевременно получать информацию обо всех назначениях и изменениях в составе персонала дипломатического представительства.

Государство пребывания в любое время может признать главу дипломатического представительства или иного сотрудника нежелательным лицом, причем это государство не обязано аргументировать свое решение. Если данный сотрудник не покинет в установленный срок государство пребывания, то он будет рассматриваться как частное лицо, а не член персонала дипломатического представительства.

§ 13. Назначение главы дипломатического представительства

При первичном установлении дипломатических отношений до приезда посла в страну его аккредитации направляется группа дипломатических и административно-технических работников, призванных подготовить посольство к нормальному функционированию. Об официальном открытии посольства сообщается циркулярной нотой, посылаемой в МИД и дипломатический корпус. В документе указываются официальный адрес посольства, телефоны его сотрудников, дни и часы работы. По согласованию со страной пребывания могут быть проведены некоторые протокольные мероприятия - торжественный подъем государственного флага над зданием посольства, коктейль и т.п., на которые приглашаются представители МИД, других органов страны, печати. Аналогичные мероприятия могут быть организованы и при переезде посольства в новое здание.

В международной практике принято до назначения главы дипломатического представительства в ту или иную страну, запросить агреман (l"agrement - французское слово, означающее согласие правительства принимающего государства) на его назначение. Эта практика отражена в Венской конвенции о дипломатических сношениях: "Аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве". Если нет особых соображений о запросе агремана в центре, агреман целесообразнее запрашивать через дипломатического представителя, оставляющего пост, что дает ему возможность до своего отъезда на родину провести дополнительную полезную дипломатическую работу.

В зависимости от местной протокольной практики он наносит прощальные визиты главе государства, главе и членам правительства, своим коллегам по дипломатическому корпусу, политическим и общественным деятелям страны пребывания, посещает устраиваемые в его честь приемы. Это дает возможность подвести итог отношений между двумя странами за период деятельности, высказать пожелание относительно перспектив этих отношений и т.д. Иногда может быть предоставлена возможность выступить по радио и телевидению, чем, разумеется, следует воспользоваться.

Получив указание своего министерства иностранных дел, дипломатический представитель посещает министра иностранных дел страны пребывания или другое лицо (в зависимости от местной практики), которому в устной форме сообщает об оставлении своего поста в этой стране и о поручении запросить агреман на назначение дипломатическим представителем его страны другого лица. В дополнение к устному заявлению он вручает справку о лице, на которого запрашивается агреман (печатается на чистом листе бумаги без герба, без подписи, без даты и печати). В справке указываются фамилия, имя и отчество этого лица, его год рождения, образование, семейное положение и краткие сведения о предыдущей служебной деятельности.

В некоторых случаях запрос агремана производится путем направления министерством или посольством вербальной ноты, к которой прилагается краткая биографическая справка с послужным списком посла. Ответ на запрос агремана дается в адекватной форме (устно или письменно в виде ноты). При запросе на посла, впервые выезжающего в страну после установления с ней дипломатических отношений, запрос может быть сделан через посольства в третьих странах. В очень редких случаях, когда речь идет о широко известном государственном деятеле, назначаемом на должность посла, агреман может быть запрошен по телефону. На практике это должен сделать министр иностранных дел через посла страны предполагаемой аккредитации. Как правило, положительный в таких случаях ответ дается также по телефону (или во время личного визита) в максимально короткие сроки.

Факт запроса агремана разглашать не принято с тем, чтобы избежать возможных осложнений между государствами в случае отказа в предоставлении агремана и возможных комментариев третьих сторон. Венская конвенция 1961 года не обязывает государства мотивировать свои решения об отказе в агремане, и практике известно немало случаев применения этого правила на практике. На возможные вопросы дипломатов и журналистов относительно запроса агремана принято давать ответ в том духе, что дипломатическая традиция не разрешает сообщать что-либо по этому поводу; можно сослаться и на свою неосведомленность. Разглашение сведений о факте запроса агремана, отказе в его даче может повредить дипломатической карьере лица, которому не был предоставлен агреман при его назначении в другую страну.

Хотя запрос агремана и формальная сторона дела, тем не менее она имеет определенный смысл. Без запроса и получения агремана назначить дипломатического представителя нельзя, и в настоящее время необходимость этого никем не оспаривается. Кроме того, суверенным правом любого государства является предотвратить назначение дипломатическим представителем лица, нежелательного для правительства страны пребывания. Ясно, что ни одно правительство не примет в свою страну дипломатическим представителем лицо, которое выступало с враждебными заявлениями против даннойстраны или участвовало вакциях против нее, то есть если известно, что это лицо недружелюбно относится к стране и выражало это отношение в публичной форме. Любое правительство естественно, вправе рассчитывать на то, чтобы к нему прислали человека лояльного и объективного. Каждому дипломатическому работнику, понятно, крайне важно проявлять осторожность в суждениях о той или иной стране в приватных беседах, а тем более в выступлениях в печати, в публичных докладах и лекциях.

Ответ на запрос агремана принято давать в короткий срок, если не имеется соображений о затяжке ответа по политическим мотивам: срок ответа в этом плане является своего рода показателем состояния отношений между странами. Чем более дружественный характер имеют эти отношения, тем быстрее дается положительный ответ на запрос об агремане. Затягивание ответа всегда производит отрицательное впечатление. Не принято напоминать о запрошенном агремане и просить об ускорении ответа.

Дипломатический представитель, получивший агреман, равно как и любой другой дипломат, имеющий разрешение на въезд в страну (в виде въездной визы), считаются персоной грата, то есть желательным лицом.

Случаи отказа вполучении агремана редки, но тем не менее они бывают. Один такой пример из российской истории описан академиком Е.В.Тарле и касалсяотказа в даче агремана Николаем I в 1832 году на назначение английским послом в Петербург Стрэтфорда-Каннинга. В демонстративном поступке Николая I, по мнению ученою, немалую роль сыграли обильные сведения о деятельности и умело проводимых антирусских интригах талантливого английского дипломата в Константинополе и Греции. Британский Форин офис, продолжая настаивать на агремане, навел справку в Петербурге, не согласится ли царь принять Стрэтфорда-Каннинга с тем, что после приезда в Петербург он представится царю и затем немедленно уедет из Петербурга безвозвратно. Николай I на это ответил, что он обещает дать Стрэтфорду-Каннингу один из самых высоких русских орденов, лишь бы он только вовсе не приезжал в Петербург. По некоторым сведениям, Стрэтфорд-Каннинг, будучи впоследствии английским послом в Турции, во многом содействовал развязыванию Крымской войны 1854-1856 годов.

Советской практике также были известны случаи отказов в даче агремана.

Дипломат, не получивший агремана, считается персоной нон грата, то есть нежелательным лицом. Персоной нон грата считается также любой другой дипломатический работник, которому правительством страны пребывания не дано разрешение на въезд или предъявлено требование о выезде. Хотя причин объявления дипломатическогопредставителя или другого дипломатического работ-ника персоной нон грата не сообщается, ими могут быть: публичное отрицательное отношение к правительству страны пребывания, вмешательство в ее внутренние дела, неуважение к законам иобычаям, злоупотребление дипломатическими привилегиями, нарушение общепринятых норм поведения дипломата ит.п.

Делается это в полном соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях, которая гласит: "Государство пребывания может влюбое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является персоной нон грата или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции впредставительстве. То или иное лицо может быть объявлено персоной нон грата или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания" (ст. 9, п. 1).

Дипломатической истории известно немало случаев объявления персоной нон грата глав дипломатических представительств и дипломатических работников представительств за выступления против страны своего пребывания, деятельность, несовместимую со статусом дипломата, вмешательство во внутренние дела страны, злоупотребление дипломатическими привилегиями и за другие нарушения.

Что же касается самого ответа на запрос об агремане, то здесь тоже немалосвоеобразия. В частности, не принято давать ответ в виде официального отказа. Сама длительность задержки с ответом расценивается как свидетельство нежелания принимать то или иное лицо в качестве посла, и его кандидатура, как правило, снимается. В этом случае правительство, делавшее запрос на получение агремана, может в порядке реторсии (меры воздействия, предпринимаемые одним государством против другого в ответ на "неосновательные меры, нарушающие интересы государства) оставить пост посла вакантным на длительный срок, и посольство будет соответственно возглавляться временным поверенным в делах, что, естественно, воспринимается как снижение уровня отношений между государствами. В свою очередь "пострадавшее" государство может в порядке взаимности потянуть со сроком дачи агремана новому послу страны-"обидчицы".

Как видим, запрос агремана - институт весьма деликатный и оружие, как и многое в дипломатии, обоюдоострое. Поэтому правительство, к которому обратились с запросом об агремане, обычно не затягивает с ответом, идя на отказ в крайне редких случаях, действительно вызываемых политической или иной необходимостью.

В Российской Федерации после получения агремана издается указ Президента о назначении дипломатического представителя. Одновременно издается указ об освобождении от обязанностей его предшественника.

На назначение временного поверенного в делах запрашивать агреман не требуется. При любом выезде из страны - временном или постоянном - глава дипломатического представительства направляет Министерству иностранных дел личную ноту, в которой сообщает о своем отъезде из страны и указывает, кто на время его отсутствия будет являться временным поверенным в делах. В современной дипломатической практике все большее распространение приобретает практика направления вербальных нот об отъезде главы дипломатического представительства и о назначении временного поверенного в делах. Министерство иностранных дел подтверждает получение такой ноты, и формальности с назначением временного поверенного в делах на этом заканчиваются.

В зависимости от местной протокольной практики ноты (личные или вербальные) об отъезде посла и о назначении временного поверенного в делах, а также о возвращении посла посылаются также дипломатическому корпусу (каждому посольству или миссии страны, с которой Российская Федерация имеет дипломатические отношения, а также дуайену дипкорпуса).