205.2 ук рф комментарий. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма: анализ законодательной новации

Диссертация

Шибзухов, Заурбек Амурбекович

Ученая cтепень:

Кандидат юридических наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Количество cтраниц:

Глава I. ОСНОВАНИЯ И ПРЕДЕЛЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПУБЛИЧНЫЕ ПРИЗЫВЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ПУБЛИЧНОЕ ОПРАВДАНИЕ ТЕРРОРИЗМА.".

§ 1. Уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма по международному уголовному праву.

§ 2. Проблемы имплементации норм международного уголовного права об ответственности за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма в российское уголовное законодательство.

§ 3. Пределы уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма в свете обеспечения права на свободу слова.

Глава II. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНЫХ ПРИЗЫВОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ПУБЛИЧНОГО ОПРАВДАНИЯ

ТЕРРОРИЗМА.

§ 1. Основной состав публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма.

§ 2. Дифференциация уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.

§ 3. Проблемы квалификации публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма"

Актуальность темы диссертационного исследования. На современном этапе развития человечества одной из наиболее серьезных глобальных угроз безопасности отдельных государств и народов, мирового правопорядка в целом считается терроризм. Особенно актуальной террористическая угроза является для России, которая выступает ареной для активной террористической деятельности (достаточно вспомнить террористические акты, совершенные в марте 2010 г. в московском метро, в январе 2011 г. в аэропорту «Домодедово », регулярные «сводки » о террористических актах, приходящие из республик Северного Кавказа). В этой связи Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года1 расценивает террористическую деятельность в качестве одного из основных источников угроз национальной безопасности. К сожалению, в борьбе с этой угрозой пока не достигнуто ощутимых положительных результатов, что обуславливает потребность в разработке новых и совершенствовании существующих мер противодействия террористической деятельности.

Многолетний опыт, накопленный мировым сообществом, свидетельствует о том, что наиболее перспективной стратегией борьбы с проявлениями терроризма является предупреждение и пресечение действий, которые создают условия для совершения преступлений террористического характера. К числу таких действий относится пропаганда террористической деятельности, которая позволяет террористам производить регулярное кадровое пополнение террористических организаций, собирать необходимые для их функционирования финансовые средства, находить политических союзников, сторонников и сочувствующих. Принимая во внимание мощнейший криминогенный потенциал террористической пропаганды, Конвенция Совета Европы о

1 Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета. - 2009,19 мая. предупреждении терроризма, принятая в Варшаве 16 мая 2005 г.,1 обязала участвующие в ней государства установить в рамках своего внутреннего законодательства уголовную ответственность за публичные призывы к совершению террористических преступлений . Являясь участником указанной Конвенции, Российская Федерация имплементировала ее предписания в национальное уголовное законодательство, и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЭ Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) был дополнен ст. 205 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма».

Полностью поддерживая это решение, нельзя не отметить, что несмотря на довольно значительную распространенность террористической пропаганды, ст.

2052 УК РФ недостаточно востребована в правоприменительной практике, ведь по данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, за период с 2006 по 2011 гг. по ст. 2052 УК РФ зарегистрировано всего 33 преступления . Таким образом, двойной превентивный потенциал ст. 2052 УК РФ остается практически не реализованным, вследствие чего идеологи терроризма продолжают безнаказанно пропагандировать террористическую деятельность, внося, тем самым, ощутимый вклад в продуцирование террористической активности.

Как показал опрос сотрудников правоохранительных органов, к числу основных факторов, затрудняющих применение ст. 205 УК РФ, относятся: неопределенность содержания признаков состава преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ; сложность их доказывания ; недостаточная квалификация правоприменителей; противоречивость научно-практических рекомендаций по применению ст. 205 УК РФ. Иными словами, низкая эффективность применения этой нормы связана, прежде всего, с законодательными просчетами, допущенными при ее конструировании, и отсутствием четких и непротиворечивых рекомендаций по квалификации преступлений, предусмотренных ст. 2052 УК РФ, в которых остро нуждается судебно

1 Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. - Ст. 2393. следственная практика, что подтверждает объективную потребность в специальном исследовании, нацеленном на разработку теоретических основ со » вершенствования ст. 2052 УК РФ и практики ее применения.

Степень научной разработанности темы исследования. Хотя с момента включения ст. 2052 в УК РФ прошло более 6 лет, проблемы уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма еще не становились объектом специальных монографических исследований. Уголовно-правовая характеристика этого преступления представлена лишь в учебной литературе, немногочисленных научных статьях (П.В. Агапов, C.B. Борисов, А.Г. Ки-бальник, И.Г. Соломоненко , Н.В. Тарасова, A.C. Шуйский), а также диссертационных исследованиях, посвященных противодействию террористической деятельности либо насильственным преступлениям против общественной безопасности в целом (Д.А. Бадушева , Д.М. Минязев, И.В. Шевченко). Отмечая вклад указанных авторов в разработку уголовно-правовой характеристики преступления, предусмотренного ст. 2052 УК РФ, следует признать, что имеющиеся публикации объективно не способны осветить весь комплекс непростых проблем, связанных с уголовной ответственностью за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, разрешение которых требует проведения специального монографического исследования.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разрешение теоретических и прикладных проблем, связанных с установлением, дифференциацией и применением уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, а также разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию ст. 2052 УК РФ и практики ее применения.

Необходимость достижения указанной цели обусловила постановку и решение следующих основных задач: исследовать международно-правовые основы уголовной ответственности за террористическую пропаганду и предпосылки ее криминализации в международном уголовном праве; проанализировать предписания Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма в части, касающейся установления уголовной ответственности за публичное подстрекательство к совершению террористического преступления; о оценить ст. 205 УК РФ на предмет ее соответствия предписаниям Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, выявить достижения и просчеты, допущенные при имплементации указанной Конвенции в российское уголовное законодательство; определить, насколько уголовно-правовые ограничения права на i k i свободу слова, предусмотренные ст.

205 УК РФ, соответствуют Конституции России и международным стандартам в области прав и свобод человека; провести юридический анализ и уточнить содержание признаков основного и квалифицированного составов публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма; изучить проблемы дифференциации уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма; , исследовать дискуссионные проблемы квалификации преступлел ния, предусмотренного ст.

205 УК РФ, и сформулировать предложения по их разрешению и преодолению; выявить недостатки и просчеты, допущенные при конструироваi нии ст.

205 УК РФ, и сформулировать научно обоснованные рекомендации по их устранению.

Объектом диссертационного исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с установлением, дифференциацией и применением уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.

Предметом диссертационного исследования выступают: публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и публичное оп

1 2 равдание терроризма как преступления, предусмотренные ст. 205 УК РФ; уголовно-правовые нормы об ответственности за-их совершение (ст. 205 УК РФ и ст. 280 УК РФ, которая применялась для квалификации публичных призывов к осуществлению террористической деятельности до появления ст. 2052 УК РФ); практика применения соответствующих уголовно-правовых норм.

В качестве нормативной базы диссертационного исследования выступают Конституция Российской Федерации, международные договоры (в частности, Международный Пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г., Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция Совета-Европы о предупреждении терроризма, принятая в Варшаве 16 мая 2005 г.), постановления Конституционного Суда Российской Федерации, УК РФ, иные федеральные законы (например, Федеральные законы от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстре-мисткой деятельности»), а также подзаконные нормативные правовые акты (Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»).

Эмпирическая база диссертационного исследования представлена: статистическими данными ГИАЦ МВД России и* Верховного Суда РФ за период с 2006 по 2011 гг.; результатами обобщения материалов 43 уголовных дел (11 дел о преступлениях , предусмотренных ст. 2052 УК РФ; 32 дела о преступлениях, предусмотренных ст. 280 УК РФ); докладными записками об итогах работы региональных прокуратур за 2009-2010 гг.; опубликованной практикой Верховного Суда РФ, относящейся к теме исследования; результатами проведенного автором опроса 148 экспертов (из них 36 судей , 43 помощника судьи, 69 следователей Следственного комитета РФ). При подготовке диссертации также использовались результаты исследований, проводимых другими авторами.

В качестве теоретической основы диссертационного исследования

I * выступили основные положения отечественной доктрины уголовного права, а также относящиеся к объекту исследования труды в области теории права, истории государства и права, философии права, криминологии , международного права, социологии. Среди научных публикаций, непосредственно относящихся к теме диссертационного исследования, необходимо выделить работы П.В. Агапова , C.B. Борисова, A.B. Бриллиантова, В.А. Бурковской , А.И. Долговой, А.Г. Кибальника, B.C. Комиссарова , Л.Л. Кругликова, С.М. Кочои, В.Н. Кудрявцева , A.B. Наумова, И.Г. Соломоненко, Д.С. Степина , В.В. Устинова, С.Н. Фридинского, И.В. Шевченко , A.C. Шуйского.

Методологической основой диссертационного исследования является общенаучный диалектический метод, а также ряд частнонаучных методов: формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, социологический.

Научная новизна диссертации определяется совокупностью следующих факторов. Во-первых, она является одним из первых в отечественной юридической науке специальных монографических исследований, посвященным разрешению проблем уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма. Во-вторых, о научной новизне диссертации свидетельствует круг рассматриваемых в ней вопросов, которые длительное время находились за рамками уголовно-правовых исследораний.

В работе определены предпосылки криминализации террористической пропаганды в международном уголовном праве; выявлены достижения и просчеты, допущенные при имплементации предписаний Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма в российское уголовное законодательство; доказано, что уголовно-правовые ограничения права на свободу слова, предусмотренные ст. 2052 УК РФ, соответствуют Конституции России и международным стандартам в области прав и свобод человека; представлена уточненная уголовно-правовая характеристика основного и квалифицированного составов публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма; разработаны предложения по совершенствованию дифференциации уголовной ответственности за рассматриваемое преступление ; выявлены просчеты, допущенные при конструировании ст. 2052 УК РФ, и определены пути их устранения; выработаны научно обоснованные рекомендации по квалификации преступлений, предусмотренных ст.

205 УК РФ; в порядке de lege ferenda сформулированы предложения по совершенствованию ст. 205 УК РФ, обобщение которых позволило предложить новую редакцию этой нормы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На современном этапе развития международного сотрудничества в области противодействия терроризму отчетливо проявляется тенденция криминализации деяний , создающих условия для осуществления террористической деятельности. Эта тенденция нашла отражение в ст. 5 Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, которая установила уголовную ответственность за «публичное подстрекательство к совершению террористического преступления». Криминализация этого деяния в международном уголовном праве обусловлена: а) высокой общественной опасностью террористической пропаганды; б) невозможностью уголовно-правового противодействия ей исключительно на основании предметных (секторальных) антитеррористических конвенций ; в) необходимостью реализации международных стандартов в области прав и свобод человека.

2. Хотя до имплементации предписаний Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма в российское уголовное законодательство публичные призывы к осуществлению террористической деятельности охватывались ст. 280 УК РФ, ст. 2052 УК РФ нельзя считать избыточной. Террористическая деятельность - это наиболее общественно опасное проявление экстремизма, в связи с чем установление в ст. 205 УК РФ повышенной по сравнению со ст. 280 УК РФ ответственности позволяет не только реализовать международные обязательства России, но и дифференцировать уголовную ответственность в зависимости от общественной опасности деятельности, к осуществлению которой публично призывает виновный .

3. Криминализация в ст. 2052 УК РФ публичного оправдания практики терроризма является полностью оправданной, так как, во-первых, она соответствует предписаниям ст. 5 Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, которая уравнивает открытую пропаганду террористической деятельности с завуалированной (косвенной) пропагандой, а во-вторых, пропагандистское воздействие публичного оправдания практики терроризма вполне сопоставимо с тем, которое оказывают публичные призывы к ее осуществлению. В то же время, решение о криминализации публичного оправдания идеологии терроризма представляется ошибочным, поскольку: во-первых, понятие «идеология терроризма » не обладает той степенью определенности, которая необходима для уголовного закона; во-вторых, террористическими являются не сами идеи и взгляды, которыми руководствуются террористы, а способы их практической реализации; в-третьих, установление уголовной ответственности за это деяние явно выходит за рамки предписаний Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма. Это дает основание для декриминализации указанного деяния.

4. Уголовно-правовые ограничения свободы слова, предусмотренные в ст. 2052 УК РФ, в полной мере соответствуют предписаниям ст. 29 и 55 Конституции России и международным стандартам в области прав и свобод человека.

Статья 2052 УК РФ не отменяет право на свободу слова, она лишь определяет границы (пределы) его использования; поэтому уголовно-наказуемым деянием в соответствии со ст. 2052 УК РФ является не сама реализация права на свободу, а злоупотребление этим правом, выход за его пределы. Вместе с тем, конституционные гарантии права на свободу слова в некоторой мере ослабляет недостаточная определенность предписаний ст. 205

УК РФ, которая создает предпосылки для ее противоречивого толкования и i » произвольного правоприменения .

5. При буквальном толковании примечания к ст.

205 УК РФ понятием публичного оправдания терроризма не охватываются публичные заявления, которые одобряют и прославляют лиц, осуществляющих террористическую деятельность. Учитывая значительный пропагандистский эффект подобных заявлений , их высокую общественную опасность и достаточную распространенность, представляется необходимым предусмотреть публичное одобрение и прославление лиц, осуществляющих террористическую деятельность, в качестве самостоятельного преступного деяния в диспозиции ч. 1 ст. 2052 УК РФ.

6. Предлагается признать цель склонения к осуществлению террористической деятельности обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ, что позволит: во-первых, устранить неопределенность предписаний ст. 2052 УК РФ и возможность ее произвольного применения; во-вторых, создать надежные гарантии от необоснованного уголовно-правового ограничения свободы слова; в-третьих, привести ст. 205 УК РФ в соответствие со ст. 5 Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма.

7. Публичные призывы к осуществлению террористической дея тельности или публичное оправдание терроризма, совершенные с использованием сети Интернет, могут быть квалифицированы по ч. 2 ст.

2052 УК РФ только при условии, что Интернет-ресурс, на котором размещена соответствующая информация, зарегистрирован в качестве СМИ ; в противном случае, содеянное необходимо квалифицировать по ч. 1 ст.

2052 УК РФ. Однако учитывая, что террористическая пропаганда с использованием сети Интернет по своей общественной опасности ничуть не уступает ее осуществлению с использованием СМИ, предлагается признать факт использования сети Интернет самостоятельным квалифицирующим

8. Общественную опасность публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма значительно повышает направленность подобных деяний на несовершеннолетних , так как, во-первых, террористическая пропаганда, рассчитанная на подростковую аудиторию, обладает более высоким побудительным потенциалом, а во-вторых, она дополнительно посягает на интересы нормального развития несовершеннолетних. Исходя из этого, предлагается дополнить ч. 2 ст. л

205 УК РФ самостоятельным квалифицирующим признаком, повышающим ответственность за террористическую пропаганду, направленную на несовершеннолетних либо осуществляемую на территории образовательных организаций. * 2

9. Пенализация преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ, л осуществлена непоследовательно: санкция ч. 1 сг. 205 УК РФ является более строгой, чем санкция ч. 1 ст. 280 УК РФ, в то время как санкция ч. 2 ст. 205 УК РФ мягче санкции ч. 2 ст. 280 УК РФ, поскольку в ч. 2 ст. 2052 УК РФ предусмотрен альтернативный вид наказания в виде штрафа. Учитывая, что публичные призывы к осуществлению террористической деятельности по своей общественной опасности существенно превосходят публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, такой подход к конструированию санкции ч. 2 ст. 2052 УК РФ является неприемлемым, в связи с чем предлагается исключить из санкции ч. 2 ст. 2052 УК РФ наказание в виде штрафа.

10. В целях повышения эффективности уголовно-правового противодействия террористической пропаганде предлагается внедрить в правоприменительную практику ряд рекомендаций по применению ст. 2052 УК РФ, касающихся: разграничения публичных призывов к осуществлению террористической деятельности и подстрекательства к совершению преступлений террористического характера; преодоления конкуренции ст. 2052 и 280 УК РФ; правил квалификации преступлений, предусмотренных ст. 205 УК РФ, совершенных в соучастии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его положения и выводы вносят определенный вклад в решение проблем уголовно-правового противодействия пропаганде террористической деятельности. Проведенное исследование позволило сформулировать научно обоснованные предложения по совершенствованию ст. 2052 УК РФ, которые можно рассматривать в качестве теоретической основы для дальнейшего реформирования уголовного законодательства. Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения и выводы могут быть использованы: в законотворческой деятельности по совершенствованию уголовного законодательства России; в практике применел ния ст. 205 УК РФ; в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке проблем уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма; в учебном процессе при преподавании дисциплины «Уголовное право » и связанных с ней спецкурсов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации отражены в 7 научных публикациях, докладывались на третьей научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых ученых » (Москва, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации; 28 июня 2011г.), а также на IX международной научно-практической конференции «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке» (Москва, МГЮА им. O.E. Кутафина; 26-27 января 2012 г.). Результаты проведенного исследования внедрены: в деятельность прокуратуры г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики; в учебный процесс Юридического института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Структура диссертации предопределена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложения. . .

Заключение диссертации по теме "Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право", Шибзухов, Заурбек Амурбекович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное исследовакие позволило сформулировать немало значимых в теоретико-прикладном плане выводов, совокупность которых составляет основу для научно обоснованного решения проблем установления, дифференциации и реализации уголовной ответственности за публичные призывы к террористической деятельности или публичное оправдание терроризма. Разумеется, в рамках ограниченного по объему заключения невозможно осветить все основные положения диссертации, в связи с чем полагаем необходимым уделить внимание только тем из них, которые непосредственно связаны совершенствованием уголовно-правовой нормы об ответственности за публичные призывы к террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.

1. Решение о криминализации публичного оправдания идеологии терроризма в ст. 2052 УК РФ является ошибочным, так как: во-первых, установление уголовной ответственности за публичное оправдание идеологии терроризма явно выходит за рамки предписаний Конвенции; во-вторых, понятие «идеология терроризма » не обладает той степенью определенности, которая требуется для уголовного закона; в-третьих, террористическими следует считать не сами идеи и взгляды, которыми руководствуются террори сты, а способы их практической реализации. Исходя из этого, публичное оправдание идеологии терроризма подлежит декриминализации .

2. Российский законодатель при имплементации положений ст. 5 Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма в УК РФ проигнорировал указание на специальную цель побуждения к террористической деятельности, не признав ее обязательным признаком состава преступления , предусмотренного ст. 2052 УК РФ. Отсутствие в ст. 2052 УК РФ указания на специальную цель создает потенциальную возможность для неоднозначного толкования соответствующей нормы и, как следствие, - для принятия оши бочных правоприменительных решений.

3. Хотя ограничение свободы слова, установленное ст.

205 УК РФ, полностью соответствует Конституции России, предписания соответствующей уголовно-правовой нормы являются недостаточно определенными, что создает предпосылки для ее противоречивого толкования и произвольного правоприменения и ослабляет, тем самым, конституционные гарантии права на свободу слова. Для того чтобы устранить неопределенность предписаний л ст. 205 УК РФ и возможность ее произвольного применения, а также создать надежные гарантии от необоснованного уголовно-правового ограничения свободы слова, представляется необходимым признать цель склонения к осуществлению террористической деятельности обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ст. 2052 УК РФ, как это сделано в ст. 5 Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма.

4. Для устранения правовой неопределенности относительно понимания террористической деятельности применительно к ч. 1 ст. 205 УК РФ в ее диспозиции следовало бы изложить исчерпывающий перечень преступлений , публичные призывы к совершению хотя бы одного из которых влечет уголовную ответственность, указав среди них и преступление , предусмотренное ст. 2051 УК РФ.

5. Предлагается заменить понятие «публичное- оправдание терроЛ ризма», используемое в ст.

205 УК РФ, понятием «публичное оправдание террористической деятельности », что позволит: во-первых, добиться терминологического единообразия в рамках состава преступления, предусмотренного ст. 205" УК РФ; во-вторых, избежать использования в тексте уголовного закона понятия «терроризм », которое допускает неоднозначное толкование ; в-третьих, оставить за рамками состава рассматриваемого преступления публичное оправдание идеологии терроризма.

6. При буквальном толковании уголовного закона одобрение и прославление террористов не вписывается в рамки легальной дефиниции оправдания терроризма, поскольку подобные заявления оправдывают не идеологию или практику терроризма, а носителей такой идеологии и субъектов тер рористической практики. Учитывая значительный пропагандистский эффект подобных заявлений , их высокую общественную опасность и достаточную распространенность, представляется необходимым предусмотреть публичное одобрение и прославление лиц, осуществляющих террористическую деятельность, в качестве самостоятельного преступного деяния в диспозиции ч. 1 ст. 2052 УК РФ.

7. Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ст. 2052 УК РФ, является специальная цель, в качестве которой выступает побуждение других лиц к совершению преступлений террористического характера. Это положение должно быть отражено непосредственно в тексте уголовного закона, а не выводиться из него путем толкования.

8. Поскольку террористическая пропаганда с использованием Интернет-ресурсов по своей общественной опасности ничуть не уступает ее осуществлению с использованием средств массовой информации, имеются достаточные основания для того, чтобы на законодательном уровне признать факт использования сети Интернет для террористической пропаганды самостоятельным квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления.

9. Общественную опасность публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма значительно повышает направленность подобных деяний на несовершеннолетних, так как, во-первых, террористическая пропаганда, рассчитанная на подростковую аудиторию, обладает более высоким побудительным потенциалом, а во-вторых, указанные деяния дополнительно посягают на интересы нормального развития несовершеннолетних . С учетом этих обстоятельств полагаем возможным говорить о существовании объективной потребности в конструировании в рамках ч. 2 ст.

205 УК РФ самостоятельного квалифицирующего признака, который позволил бы дать адекватную уголовно-правовую оценку публичным призывам к осуществлению террористической деятельности и заявлениям об оправдании терроризма, направленным на несовершеннолетних либо совершенным на территории образовательных организаций. " о

10. Сравнение санкций ч. 2 ст. 280 и ч. 2 ст. 205 УК РФ показывает, что последняя является более мягкой, так как в ней наряду с лишением свободы предусмотрен альтернативный вид наказания в виде штрафа. Такая ситуация является явно ненормальной, поскольку нарушает системность уголовного закона и не учитывает тот факт, что публичные призывы к осуществлению террористической деятельности являются объективно более общественно опасными по сравнению с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности. Исходя из этого, представляется необходимым исключить из санкции ч. 2 ст. 2052 УК РФ наказание в виде штрафа.

11. Обобщение предложений по совершенствованию уголовно-правовой нормы об ответственности за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма позволило в порядке de lege ferenda предложить новую редакцию ст. 205 УК РФ.

Статья 2052. Пропаганда террористической деятельности

1. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание террористической деятельности, а равно одобi рение или прославление лиц, осуществляющих террористическую деятельность, совершенные с целью склонить персонально неопределенный круг лиц к совершению хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205 \ 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса , наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Те же деяния, совершенные: а) с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет"; б) в отношении несовершеннолетних либо на территории образовательных организаций, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью >на срок до пяти лет.

Примечание. В настоящей статье под публичным оправданием террористической деятельности понимается адресованное персонально неопределенному кругу лиц заявление о признании террористической деятельности допустимой, правильной, нуждающейся в поддержке и подражании.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Шибзухов, Заурбек Амурбекович, 2012 год

1. Конституция Российской Федерации: официальный текст. М.,2012.

2. Венская Конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1963 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. -№ 37. - Ст. 772.

3. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. - № 2. - Ст. 163.

4. Европейская конвенция о пресечении терроризма, подписанная в

6. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, совершенной в Гааге 16 декабря 1970 г. // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997.i

7. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, совершенной в Монреале 23 сентября 1971 г. // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997.

8. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, совершенная в Риме 10 марта 1988 г. // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997.

9. Конвенция о физической защите ядерного материала, принятая в

10. Вене 3 марта 1980 г. // Действующее международное право. Т. 3. М.: Моеi .ковский независимый институт международного права, 1997.

11. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, принятая в Варшаве 16 мая 2005 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. - № 20.-Ст. 2393.

12. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 апреля 2005 г. // Собрание законодательства РФ. 2008. - № 33. - Ст. 3819.

13. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1997 г. // Собрание законодательства РФ. -2001. -№ 35. Ст. 3513.

14. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников , принятой Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г. // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997.

15. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1999 г. // Собрание законодательства РФ. 2003. - № 12. - Ст. 1059.

16. Международный Пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. // Сборник стандартов Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия: Официальное издание ООН. Нью-Йорк, 1992.

17. Римский Статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. URL: http://www.un.org/ru/law/icc/rome statutefr).pdf

18. Шанхайская конвенция «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом », совершенная в Шанхае 15 июня 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 2003. -№ 41. - Ст. 3947.

22. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации » (с послед, изм.) // Российская газета. 1992, 08 февраля.

23. Уголовный кодекс Российской Федерации: официальный текст. -М., 2012.

24. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: официальный текст. М., 2012.

25. Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (с послед, изм.) // Собрание законодательства РФ. -2006.-№ 11.-Ст. 1146.

26. Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» (с послед, изм.) // Собрание законодательства РФ. 2002. - № 30. - Ст. 3031.

27. Федеральный закон РФ от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» // Российская газета. 2006, 25 апреля.

28. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009, 19 мая.

29. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Российская газета. 2003, 2 декабря.

30. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Российская газета. 2005, 15 марта.

31. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Российская газета. 2011, 11 февраля.

32. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. №11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // Российская газета. -2011,4 июля.

33. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» // Российская газета. -2012, 17 февраля.

34. Иные официальные документы:

35. Борьба с терроризмом и защита прав человека. Руководство. -БДИПЧ ОБСЕ , 2009.

36. Комитет по правам человека. Замечание общего порядка № 11 (1983 год). URL: http://www.bureau.kz/lib/download/393.doc

37. Материалы VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями // Сборник правовых актов 1998 г. Вып. 10.

38. Права человека, терроризм и борьба с терроризмом. Изложение фактов № 32. Управление Верховного комиссара Организации Объединенных наций по правам человека. URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/Factsheet32ru.pdf

39. Предотвращение террористических актов: стратегия в областиiуголовного правосудия , интегрирующая нормы верховенства закона в осуществление положений документов Организации Объединенных Наций по борьбе с терроризмом. ООН: Нью-Йорк, 2006.t

40. Рамочное решение Совета Европы от 13 июня 2002 г. о борьбе с терроризмом // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов. М., 2003.

41. Резолюция 1624 (2005), принятая Советом Безопасности ООН на его 5261-м заседании 14 сентября 2005 г. URL:http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2005/resl624.htm1. Литература:

42. Агапов П. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма: анализ законодательной новации // Уголовное право. 2007. - № 1.

43. Актуальные проблемы криминализации и декриминализации общественно опасных деяний : Сборник научных трудов. Омск, 1980.

44. Алехин В.П. Соучастие в террористической деятельности. М.: Издательство «Юрлитинформ », 2009.

46. Баймаков Н.И. Деликты создания опасности // Российская юстиция . 2009. - № 2.

47. Большой энциклопедический словарь. СПб., 1997.

48. Борисов C.B. Уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности: монография. -М.: Юрлитинформ, 2009.

49. Борисов C.B. Уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма // Российский следователь . 2007. - № 19.

50. Бурковская В.А., Маркина Е.А., Мельник В.В., Решетова Н.Ю. Уголовное преследование терроризма. Монография. - М.: Издательство «Юрайт », 2008.

51. Верховский А. "Публичное оправдание терроризма" может стать новым уголовным преступлением . URL: http"://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/publications/2006/04/d7820/

52. Гассер Х.П. Запреты на акты террора в международном гуманитарном праве. Международный комитет Красного креста. 1994.

53. Генри Эрнст. Против терроризма. М., 1981.

54. Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему. Монография. М., 2008.

55. Дагель П.С. Условия установления уголовной наказуемости // Правоведение. 1975. - № 4.

56. Долгова А.И. Экстремизм и терроризм, террористические и иные экстремистские преступления: понятие, анализ, динамика // Экстремизм и другие криминальные явления. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008.

57. Дьяков C.B. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность . М., 1999.

58. Еделев A.JI. Террористические преступления в международном уголовном праве. Ставрополь, 2002.

59. Емельянов В.П. Терроризм и преступления с" признаками терроризирования : уголовно-правовое исследование. СПб., 2002.

60. Зимбовский А. Вынесен приговор по делу Бориса Стомахина. 5 лет за неправильный взгляд на развитие Российской Федерации. URL: http://zaborisa.marsho.net/?pg=3&item=51

61. Изолитов A.C. Публичные призывы к противоправной деятельности: проблемы уголовной ответственности II t Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2009. - № 2.

62. Иногамова-Хегай JI.B. Конкуренция норм уголовного права. М.1999.

63. Иногамова-Хегай Л.В. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации преступлений . М., 2002.

64. Иногамова-Хегай JI.B. Международное уголовное право. СПб.,2003.

65. Кадников Н.Г. Квалификация преступлений" и вопросы судебного толкования (2-е изд., перераб. и доп.). М.: ИД «Юриспруденция », 2009.

66. Каллиопи К. Куфа Конкретные вопросы в области прав человека: новые приоритеты, в частности терроризм и контртерроризм // Международное право. 2004. -№ 3.

67. Кибальник А., Соломоненко И. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма//Законность. 2007.-№ 2.

68. Кибальник А.Г. Современное международное уголовное право: монография. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2010.

69. Кибальник А.Г. Современное международное уголовное право: понятие, задачи и принципы / Под науч. ред. докт. юрид . наук A.B. Наумова. -СПб., 2003.

70. Кириллов В.И., Старченко A.A. Логика. Учебник для юридических вузов. М., 1998.

Статья 205І УК РФ публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма включена в УК в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и принятием Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

Объективная сторона данного преступления характеризуется альтернативно любым из двух действий:

а) публичные призывы к осуществлению террористической деятельности,

б) публичное оправдание терроризма.

Под публичными призывами к осуществлению терроризма следует понимать призывы к совершению преступлений террористического характера, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, высказанные публично, т.е. в присутствии значительного количества людей (на собрании, митинге, в стихийно собравшейся толпе и т.п.).

Публичное оправдание терроризма в соответствии с примечанием к ст. 205І УК означает публичное заявление виновного о том, что он считает идеологию и практику терроризма правильными и поэтому заслуживающими поддержки (политической, финансовой, организационной и т.д.) и подражания. Публичное оправдание терроризма представляет завуалированную форму призывов к осуществлению актов терроризма. См.: Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. / Под ред. А.И. Рагора. М.: Проспект. 2008. С. 395.

Публичные призывы к осуществлению актов терроризма содержит состав оконченного преступления с момента первого публичного высказывания, в котором содержится агитация за совершение любого из преступлений террористического характера.

Состав оконченного публичного оправдания терроризма содержит первое же публичное выступление виновного, в котором он заявляет о признании идеологии и практики терроризма правильными и заслуживающими поддержки и подражания.

Анализируемые деяния с субъективной стороны характеризуются прямым умыслом.

Ответственность по комментируемой статье УК наступает с 16 лет.

Квалифицированный вид данного преступления характеризуется публичными призывами к осуществлению террористической деятельности или публичным оправданием терроризма с использованием средств массовой информации (телевидения, радио, периодической печати, Интернета и т.п.).

Ответственность за терроризм по УК РФ

Впервые ответственность за терроризм введена Федеральным законом РФ от 01 июля 1994 года (ст.213.3 УК РСФСР). А ранее была уголовная ответственность только за захват заложников, которая установлена в 1987 году (ст.126 УК РСФСР). Это многообъектное преступление, поскольку посягает на жизнь и здоровье граждан, на имущество, на общественную безопасность и нормальное функционирование органов власти. Устрашающее воздействие терроризма часто обращено к широкому и порой неопределенному кругу людей, даже к населению целых городов и административных районов или микрорайонов, а также к конкретным должностным лицам и органам власти, наделенным правом принимать организационные, управленческие, судебные или иные решения. Указанное воздействие может быть адресовано религиозным, политическим, общественным деятелям, деятелям культуры; в расчете на желаемую реакцию оно может осуществляться в отношении представителей деловых кругов, лиц, занятых в производстве и торговле, наконец, в отношении членов других преступных организаций. Так, сейчас терроризм достаточно часто применяется при вымогательстве, хотя далеко не всегда официально фиксируется в таком качестве.

Включение в уголовный кодекс специального состава преступления - терроризма - представляет собой значительный шаг вперед в деле более эффективного использования уголовного закона в борьбе со столь опасным преступлением. До 1994 г. уголовная ответственность предусматривалась только за убийство государственного или общественного деятеля или представителя власти в связи с его государственной или общественной деятельностью, с целью подрыва или ослабления советской власти, либо за нанесения тяжкого телесного повреждения тем же лицам, а также за убийство представителя иностранного государства, с целью провокации войны или международных осложнений, либо за нанесение тяжкого телесного повреждения тем же лицам с той же целью.

Напомним ещё раз что, террористический акт по уголовному кодексу РФ - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Наказывается данное преступление лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет (ч.1 ст. 205 УК РФ).

Те же деяния, совершенные: группой лиц по предварительному сговору и (или) с применением огнестрельного оружия, наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет (ч.2 ст. 205 УК РФ).

Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 205 УК РФ, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ, наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы. Как видим, законодатель ужесточил данное наказание вплоть до пожизненного лишения свободы, хотя до 2004 года это преступление наказывалось лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Ст. 205, ч.1 УК РФ состоит как бы из двух частей: в первой перечислены те действия, которые создают "опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий"; во второй содержится указание на угрозу совершения указанных действий. Это вторая форма терроризма. Ее реальность определяется тем, способна ли угроза вызвать у отдельного человека, группы людей или властей опасения, что она будет осуществлена, а ущерб, который будет нанесен определенными действиями, - значимым. И здесь должно действовать устрашение, а сама угроза может быть выражена устно, письменно, или другим способом, в частности с использованием современных технических средств связи. Не имеет значения, была ли угроза высказана открыто или анонимно, широкому кругу людей или одному человеку, например, служащему государственного учреждения по телефону.

Оценивая уголовно - правовое значение угрозы для квалификации конкретных действий как терроризма, необходимо видеть различие между угрозой при терроризме и угрозой убийством или причинением тяжких телесных повреждений (ст.119), угрозой в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст.296), угрозой применения насилия в отношении представителя власти (ст.318). Различия можно обнаружить как в характере самих действий, их масштабах, так и особенно в целях поступков.

Субъектом терроризма может быть любое вменяемое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста. Это положение применительно к рассматриваемому преступлению особенно актуально, поскольку в национальном и религиозном терроризме, как показывает практика, принимает участие довольно много подростков.

В условиях массовой истерии они легко могут в силу своего возраста попадать под влияние взрослых и совершать преступные действия. Субъектами терроризма могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

Совершение тяжких или особо тяжких преступлений не является отличительным признаком преступных сообществ (преступных организаций), поскольку такого рода преступления могут совершать и группы другого типа. Главная отличительная черта преступного сообщества (преступной организации) это масштабность действий, длительность функционирования, организованность, налаженный механизм управления, замаскированность, даже глубокая конспирация, неуловимость, способность влиять на крупные социальные, политические, экономический решения, тесная связь, иногда подпольная, с государственными, политическими, общественными, финансовыми организациями и их деятелями.

Субъективная сторона терроризма, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, характеризуется двойной формой вины: прямым умыслом по отношению к террористическим действиям и неосторожностью (как легкомыслием, так и небрежностью) по отношению к указанным в п.3 ст. 205 последствиям. Естественно, что неосторожно может быть нанесен и нетяжкий ущерб - в этом случае ответственность должна наступать по ч.1 или по ч.2 ст. 205 УК РФ.

Освещая уголовно - правовой аспект борьбы с терроризмом, нельзя не обратить внимание на такой вопрос как ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ).

Терроризм ведет к дестабилизации в обществе, создает атмосферу страха, нарушает деятельность предприятий, организаций и учреждений. Явление это породило и "шутников" - лиц, делающих ложные сообщения о подготовке акта терроризма. Такие действия не единичны. О них постоянно сообщается в средствах массовой информации.

Приведём несколько примеров. Так было заведено уголовное дело по обвинению учащихся 9-го класса 2-й Санкт - Петербургской гимназии И. и А.

Четырнадцатилетние девочки, не желая посещать занятия в гимназии и достоверно зная, что после заведомо ложного сообщения занятия будут отменены, не менее 18 раз сообщали по телефонам администрации гимназии, а также службам "01", "02", "03" о заложенном в гимназии взрывном устройстве. В результате этого вышеуказанным учреждениям и организациям был причинен ущерб на сумму свыше 64 тыс. руб. Прокурором Санкт - Петербурга предъявлен иск к родителям несовершеннолетних о возмещении ущерба.

Судебная практика показывает, что в большинстве заведомо ложных сообщений об актах терроризма виновные сообщают о заложенных взрывных устройствах на станциях метро, вокзалах, в спортивных и концертных комплексах, учебных заведениях, жилых домах и отделах милиции.

Так, Козлов, впоследствии осужденный на один год лишения свободы условно, позвонил по телефону "02" и сделал заведомо ложное сообщение о заложенной бомбе в подземном переходе станций метро "Достоевская" и "Владимирская". Молотов был задержан работниками милиции на станции метро "Чернышевская" и после проверки документов отпущен. Приехав домой и, употребив спиртные напитки, позвонил в дежурную часть ГУВД и сообщил о заложенной в вестибюле станции метро "Чернышевская" бомбе. Находившийся в состоянии алкогольного опьянения Полушкин, позвонив в дежурную часть ГУВД, сообщил о готовящемся взрыве во Дворце спорта "СКА" во время проведения хоккейного матча. Ранее судимый Любищев, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, три раза звонил в дежурную часть ГУВД и делал заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве на Витебском вокзале. Преступник осужден на один год лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Находившаяся в состоянии алкогольного опьянения Березина по телефону "02" сообщила ложные сведения о готовящемся взрыве 5-го отдела милиции. Осуждена на 9 месяцев лишения свободы условно. Столярова, позвонив из квартиры по "02", сообщила о заминировании Петродворцового РУВД. Осуждена на один год лишения свободы условно.

Ложное сообщение об акте терроризма травмирует людей в той же степени, как и правдивое. Такие сообщения зачастую вызывают необходимость эвакуации из помещений людей, приостанавливают трудовые процессы, ведут к прекращению работы транспорта, учебы в школах, вузах, порождают материальные и трудовые издержки. В связи с этим в Уголовном кодексе РФ установлена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ).

Наказывается данное преступление штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.

Рассматриваемое деяние состоит в заведомо ложном сообщении о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. К "иным действиям" можно отнести, к примеру, разрушение плотины, моста, заражение радиоактивными изотопами водоемов, жилых массивов, пассажирского транспорта.

Для наличия состава преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ, требуется, чтобы сообщение об акте терроризма было заведомо ложным, т.е. таким, которое не соответствует фактическим обстоятельствам. Оно может быть передано по телефону, письмом, через посредника. Сообщения передаются в разные адреса: непосредственно в учреждение, организацию, на предприятие, на дом, в правоохранительные органы и органы власти. Чаще всего звонят в милицию из телефона-автомата. Но для раскрытия преступлений, совершенных таким способом, особых помех нет: имеется аппаратура, которая все фиксирует. Антитеррористические группы обычно очень быстро пребывают на место, откуда раздался звонок, задерживают всех подозреваемых и там же проводят проверку по записанному на пленку голосу.

Это преступление совершается с прямым умыслом. Лицо сознает, что сообщает явно ложные сведения об акте терроризма и желает сделать это. При этом виновный заранее знает, что сообщает именно ложные сведения.

Важным признаком состава преступления является мотив. Им нередко выступают хулиганские побуждения. В судебной практике хулиганскими побуждениями принято считать внутреннюю потребность, не вызванную внешними обстоятельствами, причинить зло, напакостить, заставить людей испытать страх, тревогу, возмущение, утвердиться в своем самомнении и глазах других "неординарной личностью" путем совершения действий, направленных против всего общества. Хулиганские действия совершаются обычно без внешнего повода, Вместе с тем наличие в действиях хулиганского мотива имеет место и тогда, когда они совершены по ничтожному поводу. Например, нежеланию участвовать в учебном процессе, работе, в связи со стремлением причинить руководству неприятности по службе.

Субъектом преступления является лицо, достигшее четырнадцати лет.

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма тесно примыкает к хулиганству (ст.213 УК РФ), Последнее также посягает на общественный порядок и имеет тот же мотив, что и ложное сообщение об акте терроризма. Отличаются они характером действий. Хулиганство состоит в действиях, сопряженных с применением насилия к гражданам или угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. При хулиганстве насилие обычно проявляется в нанесении ударов, избиении, причинении легкого вреда здоровью, связывании. Угроза насилием выражается в обещании причинить физический вред потерпевшему.

Уничтожение чужого имущества - это приведение его в полную негодность, например сожжение. Повреждение имущество предполагает приведение его в такое состояние, при котором использование по назначению без ремонта невозможно.

Для хулиганства, таким образом, характерно физическое воздействие на человека и предметы материального мира с причинением им вреда. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма содержит лишь угрозу причинения им вреда, да и то ложную.

Уголовная ответственность за хулиганство (по ч.1 ст.213 УК РФ) наступает с 14, так же как и за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

К заведомо ложному сообщению об акте терроризма примыкает и угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст.119 УК РФ). В последнем случае угроза носит реальный характер, хотя чаще всего виновный не намеревается привести ее в исполнение.

Ложное же сообщение об акте терроризма полностью исключают приведение угрозы в исполнение. Если за выражением угрозы убийством и т.п. следуют какие-то действия по ее реализации, например, виновный бросается за оружием, берет в руки нож, камень, веревку, то налицо уже другое преступление - приготовление к убийству или причинению тяжкого вреда здоровью, а в некоторых случаях - покушение на совершение преступления.

Различаются указанные преступления тем, что ложное сообщение об акте терроризма совершается анонимно, Угроза убийством - открытое преступление. Первое направлено на запугивание больших масс людей, второе - конкретного человека. Различны и мотивы: у заведомо ложного сообщения об акте терроризма мотивом являются хулиганские побуждения; при угрозе убийством - личные: месть, ревность, зависть и т.п. 11 См.: Кудаев А. Ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма //Российская юстиция. 2005. № 10. С. 8.

Существует еще одно преступление, тесно переплетенное с терроризмом, на которое хотелось бы обратить внимание. Это - посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277 УК РФ).

Это одно из наиболее опасных преступлений, поскольку оно способно дестабилизировать политическую обстановку в стране, обострить социальные, политические, государственные и экономические противоречия. Не случайно, такие террористические акты использовались и в прошлом, и в настоящем.

Уголовный кодекс содержит прямое указание на цели подобного террористического акта: прекращение государственной или иной политической деятельности государственного или общественного деятеля либо месть за такую деятельность. Для сравнения можно отметить, что в ст.66 УК РСФСР (1960 г.) целью террористического акта называлась несколько иная, но весьма сходная цель - подрыв или ослабление Советской власти, а в ст.67 ("Террористический акт против представителя иностранного государства") - провокация войны или международных отношений. В действующем уголовном кодексе говориться о мести лишь за соответствующую государственную или общественную деятельность. Помимо целей чрезвычайно важно обратить внимание на мотив (или мотивы) террористического акта против государственного или общественного деятеля.

Ст.66 УК РСФСР предусматривала уголовную ответственность за убийство или нанесение тяжкого телесного повреждения не только государственному или общественному деятелю, но и представителю власти. Это было достаточно обоснованно, поскольку не только представители власти ранга государственного деятеля могут подвергаться террору, но и иные служащие государственных учреждений. Иными словами технического секретаря какой-нибудь областной администрации или сотрудника отдела писем центрального министерства могут лишить жизни только потому, что они олицетворяют ненавистное учреждение.

Сейчас посягательство на жизнь таких лиц (при условии установления соответствующего мотива) может быть квалифицированно как терроризм.

Террористический акт считается оконченным в момент начала посягательства, а не в момент причинения смерти потерпевшему. Причинение тяжкого вреда здоровью не может быть квалифицированно по ст.277 УК РФ, в которой говориться о посягательстве на жизнь. Посягать же на жизнь можно лишь путем убийства. Даже тяжкий вред здоровью, опасный для жизни, не есть посягательство на саму жизнь. Это именно вред здоровью, пусть и очень тяжкий, а не уничтожение жизни.

Ст.66 УК РСФСР раздельно предусматривала ответственность за убийство и за тяжкое телесное повреждение, причиненное государственному или общественному деятелю или представителю власти. Думается, что так было правильно, поскольку разница между убийством и тяжким вредом здоровью огромна, даже при том, что иногда причинение подобного вреда полностью исключает какую-либо работу государственного или общественного деятеля. Учитывая указанную разницу, ее и отразили в санкциях за соответствующие деяния. Причинение тяжкого вреда здоровью государственного или общественного деятеля, особенно такого, который полностью лишает его работоспособности, способности решать привычные государственные или общественные задачи, тоже представляет большую опасность для общества. Поэтому представляется целесообразным установить уголовную ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью государственного или общественного деятеля в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности или мести за такую деятельность.

В диспозиции ст.277 УК РФ указаны цели такого преступления - прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшего либо месть за такую деятельность. Этот признак носит обязательный характер.

Следовательно, если происходит посягательство на жизнь видного общественного деятеля не за его политическую деятельность или не из мести, данное посягательство нельзя будет квалифицировать в качестве террористического акта. Указание в законе на "иную политическую деятельность" всякий раз требует точного установления того, была ли она политической или нет.

Это преступление может быть совершено только с прямым умыслом - лицо осознает, что его деяние направлено на лишение жизни государственного или общественного деятеля, предвидит наступление таких последствий и желает их. 11 Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и угловно-правовое исследование. М.: Приор. 2001 С. 287-292. Наказывается такое преступление лишением свободы на срок от 12 до 20 лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Законодатель устанавливает ответственность за ст. 205№ содействие террористической деятельности в виде лишением свободы на срок от четырех до восьми лет. Если данное преступление совершенно лицом с использованием своего служебного положения, то наказывается оно лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ч.1 ст. 205І УК РФ) наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Те же деяния, т.е. публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, совершенные с использованием средств массовой информации (ч.1 ст. 205І УК РФ), наказываются штрафом в размере от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до четырех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Законодательством предусматривается система мер по предотвращению терроризма. В их числе имеются и непосредственно уголовно-правовые меры. В соответствии со ст.31 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности при добровольном отказе от совершения любого преступления, в том числе и терроризма.

Добровольный отказ от преступления - это прекращение приготовления к нему или прекращение самих неоконченных преступных действий, если лицо осознало возможность доведения преступления до конца.

Условиями освобождения от ответственности при добровольном отказе являются:

добровольность и окончательность отказа от совершения преступления;

совершение лишь таких действий, которые не образуют состава другого преступления;

осознание лицом объективной возможности довести преступление до конца.

Добровольный отказ от совершения преступления в соучастии имеет свои особенности, поскольку преступный результат является последствием совокупных действий даже тех лиц, которые "внесли" в преступный результат лишь интеллектуальный вклад.

Законодатель выделяет подстрекателей преступления, предъявляя им более значительные по объему требования, в случае их добровольного отказа. Так, в силу ч.4 ст.31 УК РФ они освобождаются лишь при условии, если своевременным сообщением органам власти или иным способом сумели предотвратить доведение преступления до конца его исполнителем.

Пособник также должен предпринять все зависящие от него меры, чтобы предотвратить преступление, совершению которого он способствовал.

Условия освобождения, в соответствии со ст.31 УК РФ, полностью распространяются и на терроризм.

Если терроризм носит индивидуальный характер, то применяются ч.ч.1-3 ст.31 УК РФ; если терроризм групповой (по предварительному сговору или организованной группой) - ч.ч.4,5 ст.31 УК РФ.

Вводя в примечание к ст. 205 УК РФ особые основания освобождения от наказания, законодатель стремится использовать дополнительные меры предотвращения террористических актов. Применение этого положения закона возможно при наличии трех условий:

1) лицо участвовало лишь в подготовке акта терроризма;

2) лицо своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению терроризма (не обязательно предотвратило его);

3) если в действиях такого лица не содержится признаков иного преступления.

Самое значительное отличие добровольного отказа от особых оснований освобождения от ответственности заключается в том, что освобождение лица, участвующего в подготовке теракта, согласно примечанию к ст. 205 УК РФ, возможно как при добровольном, так и вынужденном "сотрудничестве" террориста с органами власти или в выполнении других, предупреждающих теракт действий.

Спорным в юридической литературе остается вопрос о том, возможно ли освобождение от ответственности, если террористом уже совершено другое преступление.

В Комментарии к ст. 205 УК РФ под редакцией Н.Ф. Кузнецовой говорится о том, что допустимо освобождение от ответственности за терроризм, а виновный отвечает лишь за второе преступление См.: Кузнецова Н.Ф. Комментарий к УК РФ. М.: Норма. 2007. С. 156.

Другие авторы, напротив, считают, что если террорист совершил второе преступление, то освобождение от ответственности за терроризм в соответствии с примечанием к ст. 205 УК РФ вообще невозможно См.: Например, Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М.: Издательство «Щит-М». 2001. С. 201..

Представляется, что вопрос следует решать дифференцировано: если лицо добровольно отказалось от акта терроризма и способствовало его предотвращению, но совершило другое преступление, то оно отвечает лишь за это второе преступление. Если лицо вынужденно способствовало предотвращению терроризма (например, будучи задержанным), совершив до того другое преступление, то оно не может быть освобождено от ответственности ни за терроризм, ни за другое преступление.

Терроризм (ст. 205 УК РФ).

Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Основным объектом террористического акта является общественная безопасность, нормальное функционирование органов власти. Характерной чертой террористического акта является стремление субъекта посеять страх у населения, парализовать деятельность государственных и общественных структур. Воздействие террористического акта рассчитано на неопределенно большой круг лиц или на конкретные органы власти, а в отдельных случаях и на конкретных должностных лиц.

Факультативным объектом преступления следует признать отношения по охране здоровья и жизни человека, отношения собственности.

Объективная сторона данного состава характеризуется следующими действиями: а) совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; б) угроза совершения указанных действий.

Иные действия (кроме взрыва и поджога) могут состоять в устройстве аварий, катастроф и крушений на транспорте, в выведении из строя систем электроснабжения, водоснабжения, в стрельбе из гранатомета или других видов огнестрельного оружия. В этой части состав преступления является формальным.

Под угрозой совершения указанных действий понимается прямое высказывание совершить акт терроризма, подкрепленное совершением действий, свидетельствующих о реальности такого намерения.

Обязательным признаком терроризма является создание опасности гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Однако фактического наступления указанных последствий для признания терроризма оконченным преступлением не требуется.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого . Лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий и желает их совершить.

Обязательным признаком субъективной стороны терроризма является цель — нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решения органами власти.

Субъект преступления — лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Ответственность за квалифицированные виды террористического акта предусмотрена ч. 2 ст. 205 УК РФ, квалифицирующими признаками являются следующие:

  1. совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  2. повлекшие по неосторожности смерть человека;
  3. повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Ч. 3 ст. 205 УК РФ предусматривает ответственность за терроризм, совершенный при особо отягчающих обстоятельствах: совершенный организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ); повлекший по неосторожности смерть человека (речь идет о двойной форме вины); повлекший иные тяжкие последствия (например, причинение тяжкого вреда здоровью двух или более лиц, перерыв работы транспорта на продолжительное время); сопряженный с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения.

В примечании к ст. 205 УК РФ содержится поощрительная норма — специальный случай деятельного раскаяния, предусматривающий возможность освобождения от уголовной ответственности лица, принимавшего участие в подготовке акта терроризма, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным образом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ).

Объектом преступления является общественная безопасность.

Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ).

Этого преступления также является общественная безопасность.

Объективная сторона преступления характеризуется любым из двух альтернативно названных действий: а) публичные призывы к осуществлению террористической деятельности; б) публичное оправдание терроризма.

Призывы — это устное, письменное или осуществляемое в иной форме воздействие на сознание, волю и поведение людей с целью воодушевления их на осуществление какой-либо деятельности (в данном случае террористической). Публичность при этом предполагает аудиторию слушателей от нескольких человек до массового скопления людей, которые могут воспринимать (слышать, видеть, читать) предлагаемую информацию.

Под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественную опасность своего деяния и желает выполнить публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма. Фактор публичности также должен охватываться сознанием субъекта.

Общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.

Квалифицирующим обстоятельством (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ) является совершение преступления с использованием средств массовой информации.

8 самых опасных террористических организаций: Видео

Текущая редакция ст. 205.2 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма -
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, -
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Примечание. В настоящей статье под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.

Комментарий к статье 205.2 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: общественная безопасность;
2) объективная сторона: состоит из двух альтернативных действий, как публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и публичное оправдание терроризма;
3) субъект: физическое лицо, достигшее 16 лет;
4) субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественную опасность своего деяния и желает выполнить публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма. Фактор публичности также должен охватываться сознанием субъекта.

Квалифицированный вид преступления характеризуется использованием средств массовой информации (ч.2 ст. 205.2 УК РФ).

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ "О безопасности" (ст. 2 - основные принципы обеспечения безопасности; ст. 3 - содержание деятельности по обеспечению безопасности и др.);
2) ФЗ "О противодействии терроризму" (ст. 2 - основные принципы противодействия терроризму и др.);
3) ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма";
4) Закон РФ "О средствах массовой информации" (ст. 4 - не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов).

3. Судебная практика. Постановлением ВС РФ от 09.02.2012 N 1 рассмотрена судебная практика по уголовным делам о преступлениях террористической направленности.

Консультации и комментарии юристов по ст 205.2 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 205.2 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 24] [Статья 205.2]

1. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Примечание. В настоящей статье под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.


3 комментария к записи “Статья 205.2 УК РФ. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма”

    Статья 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма

    Комментарий к статье 205.2

    1. Общественная опасность данного преступления определяется тем, что в обществе может насаждаться и морально оправдываться идеология террора, подготавливаться основы его распространения, формироваться общественное мнение об оправдании террористов, терпимости к их действиям, на изменение мировоззрения относительно этой преступной деятельности и т.д.
    2. Объективная сторона преступления предусматривает два альтернативных самостоятельных действия: 1) публичные призывы к осуществлению террористической деятельности; 2) публичное оправдание терроризма.
    Под публичными призывами следует понимать воздействие на сознание и волю людей к осуществлению террористической деятельности. Форма воздействия может быть различной: устная, письменная, аудио- и видеозаписи, плакаты, транспаранты и т.д., но обязательно публичная, т.е. предлагаемую в призывах информацию должны слышать, видеть, читать, воспринимать какое-то количество людей (группа, толпа, неопределенно широкий круг лиц).
    В отличие от подстрекательства к осуществлению терроризма и от содействия террористической деятельности, публичные призывы не несут такой конкретизации, практической направленности, не предполагают склонение конкретного лица или группы лиц к совершению конкретного преступления или преступлений террористического характера.
    3. Легальное толкование понятия публичного оправдания терроризма дано в примеч. к комментируемой статье и определяется как публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. Под идеологией и практикой терроризма понимаются идеология насилия и практика воздействия на принятие решения государственными органами власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1). Подобные действия могут выражаться как в прямой, так и в завуалированной форме, например, в литературных произведениях, кинофильмах, в которых с приведением различных доводов политического, социального, религиозного, националистического характера идеологически обосновывается допустимость терроризма, а террористы представляются в образе положительных героев, заслуживающих поддержки, подражания и уважения, и т.д.
    Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности считаются оконченным преступлением с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению террористической деятельности или нет, а публичное оправдание терроризма — с момента публичного выступления лица, в котором оно оправдывает идеологию и практику терроризма (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).
    4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект осознает, что публично призывает к осуществлению террористической деятельности либо публично оправдывает терроризм, и желает этого.
    5. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
    6. Часть 2 комментируемой статьи в качестве квалифицирующего обстоятельства публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма предусматривает использование СМИ, под которыми ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 14.06.2011) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
    ———————————
    Ведомости РФ. 1992. N 7.

    Статья 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма

    Комментарий к статье 205.2

    Общественная опасность преступления связана с распространением идеологии терроризма как такового, оправдывающей терроризм как метод борьбы с политическими и иными оппонентами. Необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в Постановлении от 09.02.2012 N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности».
    1. Объектом преступления является общественная безопасность, а также безопасность институтов общества и государства, поскольку направленность деяний связана с насаждением идеологии терроризма в обществе, а сам терроризм есть практика реализации этой идеологии в деяниях, представляющих опасность для личности, общества и государства.
    Объективная сторона характеризуется двумя видами деяний:
    публичные призывы к осуществлению террористической деятельности;
    публичное оправдание терроризма.
    Призывы представляют собой одну из форм влияния на сознание, волю и поведение людей. Их цель — объединить граждан, активизировать их волю в русло прямого осуществления террористической деятельности. При этом призывы нельзя отождествлять с подстрекательством. В отличие от подстрекательства, призывы носят общий характер и не обращены персонально к кому-либо.
    Публичность признается в случаях, когда призывы носят открытый, доступный для понимания характер и обращены не к одному, а широкому кругу людей. Признание того, является ли круг граждан широким, носит оценочный характер и решается судом с учетом всех обстоятельств дела: места, времени, обстановки содеянного. Этот вопрос, по разъяснению Пленума Верховного Суда РФ, должен разрешаться судами с учетом всех материалов дела (обращения к группе людей в общественных местах, в сети Интернет, на сайтах, форумах или блогах, путем рассылки электронных сообщений).
    Преступление признается оконченным с момента осуществления публичных призывов и не связано с достижением конкретных последствий: достигли они своей цели воздействия на граждан или нет. При этом форма призывов может быть разной: устной, письменной, с использованием технических средств (громкоговорителей, микрофонов и т.п.), если они не выступают атрибутом средств массовой информации.
    Публичным оправданием терроризма (см. примечание к статье) признается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.
    Часть 2 ст. 205.2 предусматривает квалифицированный состав, т.е. совершение данного преступления с использованием средств массовой информации (периодической печати, радио, телевидения и т.п.), что влечет более строгое наказание.
    2. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла, т.е. лицо осознает общественно опасный характер публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма и желает совершить эти действия. Мотивы могут быть самыми разными: ненависть к институтам власти, побуждения националистического, религиозного, иного экстремистского характера и т.п. Не влияя на квалификацию, они могут учитываться судом при оценке степени общественной опасности содеянного, характеристики личности виновного, а также назначении меры наказания.
    Субъектом признается любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.