Обучение ребенка инвалида в школе. Где лучше учиться ребенку инвалиду-в школе или на дому. Обучение в школе

Согласно новому образовательному стандарту с 1 сентября 2016 года обычные школы должны принимать детей с ограниченными возможностями.

Ранее существующая практика предполагала, что дети инвалиды должны учиться в коррекционных школах. Новый закон об образовании отменяет понятие «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа». Особый статус сохраняют только школы для детей с девиантным поведением, а у родителей детей-инвалидов теперь есть три возможности –оставить ребенка на домашнем обучении, отправить его в специализированный интернат Минздрава РФ или отдать в обычную общеобразовательную школу. Коррекционные школы постепенно ликвидируются, уже закрыта примерно четвертая часть из них.

Есть что-то, что сторонники школьных ваучеров, такие как Бетси ДеВос, кандидат в президенты Дональда Трампа для секретаря образования, не признают: дети-инвалиды могут и будут пострадать в рамках ваучерных программ. В течение года мать Тринити несколько раз вызывала ее из-за поведенческих проблем, когда школьные чиновники называли Троицу «из-под контроля». По данным Центра журналистской журналистики в Висконсине, Троица страдала от желудочно-кишечных проблем и тревога, которая привела к сложным поведением, что ее частная школа не была подготовлена ​​или необходима для управления.

Совместное обучение детей принято в Европе, дети инвалиды могут поступить в любую школу. Считается, что таким образом дети с ограниченными возможностями не становятся изгоями и естественным образом интегрируются в общество. Все дети включены в единую систему образования, взаимодействовать другом учатся как дети- инвалиды, так и их здоровые сверстники.

Обучение в школе

Милуокиская программа родительского выбора - одна из старейших программ школьного отбора в стране. В то время как частные школы, которые получают ваучеры в рамках программы, не могут дискриминировать учащихся-инвалидов, им также не требуется предлагать специальные образовательные услуги помимо тех, которые могут быть обеспечены «незначительными корректировками» в их образовательной программе. Это означает, что школы могут отказывать в приеме для студентов, таких как Троица, если их потребности считаются слишком суровыми.

Внедрение такого подхода в России имеет как сторонников, так и противников. Основные аргументы противников: большинство российских школ пока как финансово, так и организационно не готовы принимать инвалидов, кроме того на Западе успешная интеграция людей с ограниченными возможностями в общество потребовала не одного десятилетия.

Если школы предпочитают принимать студентов с особыми потребностями, они не обязаны предоставлять необходимые поведенческие и образовательные вмешательства и могут в любое время отказаться от продолжения обслуживания. На самом деле использование ваучера часто лишает семьи, такие как Фицеры, их прав на критические услуги, которые дети-инвалиды должны преуспеть. Родители могут даже потребовать потерять многие из своих детских защит, которые теперь предоставляются в соответствии с федеральным законом.

Студентам с ограниченными возможностями гарантируются различные права посредством сбора федеральных законов. Департамент образования обвиняет в обеспечении соблюдения. Фактически, в своих ответах на вопросы к записи от сенатора Пэтти Мюррей, она заявила, что было бы «ошибочно» требовать, чтобы частные школы соблюдали федеральный закон. Без глубокой признательности за эти законы Трамп и ДеВос не могут постигать защиту, которую они просят родителей потерять, участвуя в программах ваучеров или вред, который эти программы представляют для детей-инвалидов.

По закону принимать детей инвалидов сейчас должны любые российские школы. По мнению специалистов, вероятно, это когда-нибудь произойдет, но, скорее всего, закон будет откорректирован, и не все коррекционные школы будут закрыты. Сейчас на защиту коррекционных школ встали многие родители детей – инвалидов, педагоги, медики, общественные деятели. В коррекционных школах затраты на одного ребенка в разы превышают затраты на ученика в обычной школе, там должны работать медицинские сотрудники, психологи, дефектологи, педагоги, прошедшие специальную подготовку. Правда, в реальности далеко не все коррекционные школы реально укомплектованы необходимым штатом. По новым правилам финансирование будут распределяться не по школам, а по детям – то есть, обычная школа, в которой учится ребенок с ограниченными возможностями, будет получать на него средства с коэффициентом, повышенным в зависимости от диагноза.

У Ким Фитцера не было выбора, кроме как найти другое учебное место для Троицы, несмотря на заявление школы о том, что соглашение было достигнуто взаимно. Троица в конечном итоге была переведена в общеобразовательную школу в Милуоки, и осталось всего несколько месяцев в ее детском саду.

Как действуют программы ваучеров для учащихся с ограниченными возможностями

Ваучерные программы предоставляют семьям фиксированную сумму государственного финансирования для обучения частной школе. Размер каждого ваучера, иногда называемого стипендией, варьируется в зависимости от программы, уровня класса и для некоторых программ, характерных для учащихся с ограниченными возможностями, категории инвалидности. Ваучер обычно ограничен определенным порогом, который может покрывать или не покрывать полную стоимость обучения в частной школе.

Детям инвалидам нужны специально оборудованные помещения, пандусы, технические средства обучения, особые наглядные пособия. Выделяемого даже на нескольких детей дополнительного финансирования в обычной школе не хватит на все это. В специализированных школах расходы на дорогостоящее оборудование складываются из дополнительных коэффициентов всех детей, и даже при этом подобные учреждения не все себе могли позволить. В апреле 2016 года, премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что на создание в субъектах Федерации сети общеобразовательных школ с условиями для обучения детей-инвалидов будет направлено 3,762 млрд рублей. На данный момент такие условия (доступная среда с пандусами и другими приспособлениями, транспорт для перевозки, адаптированные образовательные программы, оборудование для обучения, прошедшие специальную подготовку педагоги), есть только в 3345 учебных заведениях страны, то есть примерно в каждой 13-ой из существующих общеобразовательных школ.

В настоящее время 16 штатов и округ Колумбия имеют одну или несколько программ ваучеров. Критерии приемлемости варьируются в зависимости от государственной и конкретной программы, но участие обычно ограничивается студентами с низким или средним уровнем дохода, учащимися в малоэффективных школах или учащимися с ограниченными возможностями.

В десяти штатах есть одна или несколько программ, специально предназначенных для учащихся с ограниченными возможностями. Сторонники ваучерных программ утверждают, что программы предлагают родителям столь необходимый выбор, поскольку ваучеры позволяют родителям ходить по магазинам вокруг школы, которая наилучшим образом отвечает потребностям своего ребенка. Однако этот выбор стоит дорого. Ваучерные программы либо устраняют, либо значительно уменьшают права и защиту участвующих студентов с инвалидностью, которые в противном случае гарантируются федеральным законом.

Второй вопрос, который беспокоит противников закрытия коррекционных школ – не принесет ли неготовность российского общества к толерантности и милосердию травмы детям-инвалидам, обучающимся в обычных школах. Чтобы к новой форме обучения могли адаптироваться все – и дети-инвалиды и их обычные сверстники и педагоги, нужна большая психологическая работа. Ведь цель, которую предусматривает совместное обучение, не только в том, чтобы одноклассники научились помогать и жалеть своих ровесников с ограниченными возможностями, но в том, чтобы они начали их воспринимать как равных. Для этого необходимо, чтобы в школах работали психологи.

Защита, предоставляемая федеральным законом для студентов-инвалидов

Эти меры защиты обеспечивают, чтобы учащиеся и молодые люди с ограниченными возможностями имели равные возможности для получения образования, аналогичного образованию своих сверстников без ограничений, без дискриминации.

«Свободное и соответствующее государственное образование»

Районы не могут выбирать, какие студенты они обслуживают. Они должны удовлетворять потребности всех учащихся с ограниченными возможностями, независимо от их стоимости.

Образование в «наименее ограничительной среде»

Это может быть частная школа, специально предназначенная для обучения студентов с ограниченными возможностями. Если поведение, гарантирующее исключение из их образовательного места, определяется как результат их инвалидности, школы должны провести оценку, чтобы определить соответствующую поведенческую поддержку, которая удовлетворит потребности детей и вернет детей к их первоначальному размещению.

Сейчас по закону в школе к ребенку-инвалиду должен быть прикреплен тьютор (наставник), помогающий своему подопечному в процессе обучения и общения со сверстниками и учителями. Этот человек должен знать особенности развития ребенка, поддерживать контакт с родителями. Специальность введена в нормативные акты Министерства образования и науки РФ в 2010 году, один тьютор должен курировать до шести детей. Но подобной штатной единицы во многих школах нет, деньги на зарплаты тьюторов не выделены.

Должный процесс для конкурса на размещение или услуги ребенка

До этого достижение студентов с ограниченными возможностями было в основном скрыто, и, как результат, они редко проводились по тем же академическим стандартам, что и их сверстники без инвалидности. Прозрачность данных для подгрупп учащихся в государственных школах восхваляется законодателями по обеим сторонам прохода.

Ваучеры отказывают студентам в этих правах и защите

Чтобы участвовать во многих программах ваучеров, родители должны подписывать некоторые или все свои права и защиту в соответствии с федеральным законом. Более того, некоторые государства не прозрачны в отношении этого положения. Более того, при выборе частной школы родители могут не понимать, что частные школы, имеющие право на получение ваучеров, необязательно должны соответствовать определенному порогу качества.

Отсутствие гарантий необходимых услуг и поддержки

Другие государства молчат о том, должны ли участвующие частные школы соответствовать федеральным требованиям.

На западе система работает, начиная с рождения ребенка. Дети, как инвалиды, так и здоровые, приходят в школу уже подготовленными, в том числе благодаря совместному пребыванию в детских садах. Кроме того существуют особенности в совместном обучении детей инвалидов с разными нарушениями. Как показывает европейская практика, в одних случаях, например, при физических нарушениях, адаптация проходит успешно, в случае ментальных нарушений, специалисты считают оптимальными другие формы обучения.

Требовая от родителей утратить свои права, программы ваучеров оставляют семьи без каких-либо гарантий или гарантируют, что их дети будут получать услуги и поддерживать их, чтобы они соответствовали академическим стандартам уровня. Родители также не прибегают к помощи, но убирают своих детей из школы, если они не удовлетворены предоставленным образованием. В тех случаях, когда частная школа определяет необходимую поддержку для детей, чтобы удовлетворить их потенциал, например, индивидуальное чтение или профессиональная терапия, родители должны часто оплачивать счет за эти дополнительные услуги, если они превышают общую стоимость ваучера.

Так или иначе, родители детей-инвалидов в России могут выбирать. Например, в школах Екатеринбурга 1 сентября начнут учебу восемь детей- . Основная проблема, видимо, кроется в слишком поспешном внедрении новой системы без должной подготовки. К тому же, как считают специалисты, Минобрнауки слишком резко начал закрывать коррекционные школы. Возможно, они должны остаться, в качестве дополнительной возможности выбора родителей детей-инвалидов.

Эти дополнительные затраты могут быть значительными. Сумма, предоставляемая каждой программой ваучеров, зависит от штата и, для некоторых программ, которые применяются специально для учащихся с ограниченными возможностями, по желанию учащихся. В большинстве случаев родители несут ответственность за выплату разницы между расходами на обучение и суммой, предоставленной ваучером. Родители могут не знать о потенциальных издержках, когда они подписывают ваучер и регистрируют своего ребенка в частной школе.

Например, если школа определяет, что студент нуждается в большем количестве поддержки в середине учебного года, родители должны покрывать расходы или стоять на пути своего ребенка, обращающегося к этим услугам. Напротив, в государственных школах округа отвечают за стоимость всех услуг и поддержки.

По официальным данным Минобрнауки, из 30 млн детей, проживающих в России, около 1 млн детей требуют специальных условий обучения. По оценкам ЮНЕСКО, таких детей больше – от 2,5 до 3,5 млн. В коррекционных школах обучается около 500 тысяч человек детей .

Процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, направленный на сохранение духовной наследственности человеческих взаимоотношений, требует особого внимания к нуждам детей-инвалидов, в том числе связанных с их воспитанием и обучением. Создание условий для социального развития детей с ограниченными возможностями является одной из задач педагогической науки и выступает объектом междисциплинарных исследований и практических поисков.
Процесс воспитания и обучения детей-инвалидов основан на необходимости понимания их специфических черт и проблем. Инвалидность ведет к ограничению возможностей, затрагивающему физическую, интеллектуальную, эмоциональную и социальные сферы, что затрудняет процесс социализации детей-инвалидов.
В нашей стране до недавнего времени доминировала концепция полезности человека для общества, и дети-инвалиды считались бесперспективными в социальном плане. Современная наука доказывает, что процесс социализации может быть успешным. Принципиально новый взгляд на проблему детей с ограниченными возможностями связан с поворотом в общественном сознании от «культуры полезности» к «культуре достоинства». В новом тысячелетии человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество .
Дети-инвалиды - это особая социально-демографическая группа, имеющая специфические черты Основой определения «инвалидность» являются «ограничения жизнедеятельности», которые уменьшаются в результате проведения реабилитационных мероприятий. Они представляют собой процесс и систему государственных, медицинских, педагогических, социально-экономических, профессиональных, психологических, юридических мер, направленных на компенсацию ограничений жизнедеятельности. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, его социальная адаптация, изменение качества жизни ребенка и его семьи .
Через специфику самой категории «ограниченные возможности» проявляется процесс социально-педагогической адаптации детей-инвалидов. Трудности этого процесса состоят в противоречии между имеющимися потенциальными возможностями к социальной адаптации у детей-инвалидов при определенных условиях социальной среды и невозможностью реализовать эти способности вследствие неподготовленности самой среды. Педагоги в данной ситуации выступают в качестве ведущих специалистов по оказанию помощи в процессе адаптации детей с ограниченными возможностями посредством использования организационно-педагогических средств комплексной реабилитации.
По мнению М.А. Беляевой, основой социального развития детей с ограниченными возможностями является успешная комплексная реабилитация, которая определяется как процесс освоения индивидом социального опыта . Источником социализации индивида, в частности ребенка, служит передача культуры человека через семейный и другие социальные институты, прежде всего, через систему воспитания и образования, а в дальнейшем - через взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности .
Проблема социализации детей-инвалидов является чрезвычайно актуальной. Имеющиеся в этой области наблюдения и исследования наглядно свидетельствуют о том, что значительная часть дошкольников оказывается неспособной самостоятельно войти в сферу социальных отношений. В то же время именно дошкольный возраст оказывается особенно сензитивным к социальным влияниям. Для формирования основных психических функций и элементарных форм общественного поведения важен первоначальный опыт, связанный с периодом раннего детства. Применительно к детям-инвалидам показатели социализации должны рассматриваться в аспектах самообслуживания ребенка, его интеграции в игровую и познавательную деятельность здоровых сверстников .
Для современного этапа развития социальной педагогики характерно обращение к практическим потребностям детей с ограниченными возможностями: постоянно расширяется спектр социальных услуг, оказываемых специалистами, в частности, социальными педагогами различных учреждений. Речь идет о компенсаторном обучении, создании оптимальных условиях для социального развития детей, а также об оказании социально-педагогической помощи не только детям, но и их родителям.
Важнейшее условие социализации ребенка с ограниченными возможностями - сознательное участие семьи в общественном процессе его реабилитации. Участие родителей в этом процессе пролонгирует педагогическое воздействие на ребенка. Первый опыт социализации ребенок получает в семье. Успешность этого процесса, включение ребенка в процесс общения с другими людьми, безусловно, зависит от психологического климата семьи.
Для семей, воспитывающих ребенка-инвалида, характерен комплекс психологических, социальных и педагогических проблем, касающихся непосредственно ребенка и всей семьи в целом. Порой положение родителей можно охарактеризовать как «внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик». Дети зачастую лишены квалифицированной реабилитационной помощи, ограничено общение всех членов семьи, возникают серьезные проблемы в сфере межличностных отношений, семьи малообеспечены и т.д.
Установлено, что для эффективного взаимодействия с семьей ребенка-инвалида необходимо создание комплексной системы многоаспектной оценки характеристик условий ее существования, функциональных особенностей и потребностей. Многоаспектная оценка в данном случае заключается в получении следующих характеристик: 1) социальный и материальный статус, жилищно-бытовые условия, функциональные возможности и потребности в плане жизнеобеспечения, производственной и учебной деятельности; 2) получение различных социально-педагогических характеристик, включающих готовность к труду, социальную активность, приспособленность к жизненным обстоятельствам и т.д. .
В результате изучения проблем семьи ребенка-инвалида сложилось представление о необходимости оказания комплексной реабилитационной помощи не только самому ребенку, но и его семье. Значимость работы специалиста реабилитационного центра с семьей обусловлена необходимостью раннего выявления проблем ребенка, раннего начала коррекционной работы, активностью родителей в поиске информации и желанием помочь ребенку, а также социальной значимостью этих проблем в целом.
В настоящее время, на наш взгляд, отсутствует научно обоснованная и экспериментально отработанная модель взаимодействия социальных педагогов различных учреждений с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Это оказывает негативное влияние на эффективность воспитания и обучения такого ребенка и его социализацию.
Для того чтобы понять роль педагога при взаимодействии с семьей, необходимо рассмотреть модель функционирования семьи ребенка с особыми нуждами, предложенную Е.Р. Ярской-Смирновой . Функциональная позиция педагога находится в мезосис- теме, т.е. согласно этой модели, педагог является посредником между семьей ребенка (микросистема) и более высокими уровнями - экзосистемой (учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты населения) и макросистемой (представителями законодательного, политического, культурного уровней). Кроме того, педагог функционирует и внутри мезосистемы, осуществляя взаимодействие в процессе социализации ребенка с родственниками, врачами, психологами, педагогами.
Сотрудничество с семьей предполагает привлечение родителей к участию в восстановлении тех или иных функций и социальных связей ребенка. В связи с тем, что родители в основном не компетентны в вопросах воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, им необходима помощь специалистов. Ошибки и просчеты воспитания с первых дней жизни ребенка могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации, различных отклонениях в развитии личности.
В своей работе с семьей педагог ставит такие цели: оказать квалифицированную поддержку родителям, создать комфортную психологическую среду для ребенка, а также условия для самореализации родителей и их социализации, способствовать формированию адекватных отношений ребенка и взрослых, ребенка и социума, взрослых и социума.
Отношения семьи и специалистов должны носить целенаправленный и планомерный характер. Конкретизация целей общения специалистов с родителями дает возможность грамотно подобрать соответствующие формы и методы взаимодействия, что повысит результативность процесса обучения и воспитания ребенка и оптимизирует взаимоотношения родителей и специалистов. В зависимости от целей педагог должен определить план работы и определить формы взаимодействия.
Взаимодействие социального педагога и семьи детерминировано интересами семьи и условиями проведения реабилитационных мероприятий. Равноправное, творческое, заинтересованное сотрудничество семьи и учреждения ориентировано на семью и зависит от психологического климата в семье, материального статуса семьи, условий проживания, наличия других детей; от желания родителей заниматься обучением и воспитанием ребенка, их образовательного ценза, от общего уровня культуры и познавательной активности и ряда других факторов.
Для успешного обучения ребенка необходимы единые подходы, которых должны при-держиваться все педагоги и члены семьи. В связи с тем, что родители детей-инвалидов часто неадекватно оценивают возможности своего ребенка, нужно при общении с ними соблюдать принципы этики и деонтологии . В работе с семьями с особыми нуждами важны не только профессионализм, но и тактичность, гибкость, культура общения, психологическая грамотность, способность к эмпатии, физическая и психологическая выносливость, желание работать с такой специфической семьей.
Результаты взаимодействия специалистов и родителей должны контролироваться и корректироваться. Взаимодействие специалистов и родителей происходит более эффективно, если родители занимают активную позицию и демонстрируют готовность к сотрудничеству. Обычно такие родители по собственной инициативе идут на контакт со специалистами, обсуждают проблемы, успехи ребенка, активно ищут пути решения проблем, занимаются самообразованием. В то же время большинство родителей пассивны в воспитании и обучении ребенка, склонны к снятию с себя ответственности в проявлении инициативы и к передаче решения этих вопросов специалистам. Кроме того, часть родителей не проявляет интереса к общению с педагогами.
Содержание работы педагога с семьей определяется проблемами клиентов. Оно включает в себя информационное обеспечение; посредническую и организаторскую, просве- тительско-обучающую деятельность. Используются разнообразные формы работы с семьей (неформальные группы, совместная деятельность родителей с детьми, день открытых дверей и др.). Информационная помощь семье выражается в разработке методических пособий и информационных листков для родителей, проведении анкетирования, в общении с родителями с целью обмена информацией и расширения социальных связей. Таким образом, обмен информацией идет в двух направлениях - от специалистов к семье и обратно.
Организаторская помощь предполагает включение родителей в процесс реабилитации с первых шагов обучения и воспитания ребенка-инвалида. С самого начала специалисты должны ориентировать родителей на взаимодействие с официальными учреждениями.
Нами выделены этапы работы с семьей На первом этапе предполагается сбор эмпирической информации о семье, определение возможностей партнерства, т.е. создание информационной платформы для дальнейшей реабилитационной работы. На втором этапе проводятся анализ полученной информации и выбор направлений, способов, средств работы с семьей.
Третий этап содержит разработку и реализацию (по необходимости, и корректировку) программы поддержки семьи, что включает в себя образовательную, психологическую, посредническую, информационную, организационную помощь. Программа может быть рассчитана на решение одной проблемы или комплекса проблем, может быть кратковременной или долговременной, что диктуется имеющимися у семьи проблемами.
Социальный педагог прекращает работу с семьей в трех случаях: по достижении ребенком 18-летнего возраста, в связи со снятием статуса инвалида или в результате окончания какого-то этапа реабилитации ребенка. В последнем случае продолжается взаимодействие с семьей, что позволяет педагогу быть информированным о развитии ребенка, об условиях его проживания.
Просвещение родителей по вопросам реабилитации, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями происходит через образовательную программу «Родительского университета». Специалисты в ходе занятий ориентируют родителей на конструктивное восприятие интеллектуальных, эмоциональных, бытовых и других проблем, связанных с воспитанием и обучением ребенка. Работа в рамках «Родительского университета» способствует повышению педагогической подготовленности родителей, их психолого-педагогической компетенции в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и учреждения к воспитанию и обучению детей.
Еще М. Лютер, Я.А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие исследователи говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей. Но родители детей с ограниченными возможностями в достаточной мере не владеют педагогическими знаниями. Проблемы семей зачастую связаны с недостатком информации о своих правах, о возможностях реабилитации (медицинской, педагогической, психологической), о методах ухода, воспитания и обучения. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Следовательно, необходимо обучение родителей. М. Фин определяет этот процесс как систематическую и содержательную программу, целью которой является распространение информации, знаний и навыков в разных ас-пектах деятельности родителей .
Возможности родителей создать в семье благоприятные условия для социального развития ребенка зависят от развития и углубления их педагогических представлений, от их педагогической подготовленности, уровень которой и предполагается повысить в процессе обучения родителей.
Содержание многопрофильной образовательной программы для родителей разрабатывалось с учетом проблем детей-инвалидов. Ее цель заключалась в обучении родителей решению вопросов реабилитации детей-инвалидов, а задачами были формирование родителей как воспитателей, стимулирование их потребности к самообразованию. Обучение родителей строилось в соответствии с принципами: опора на опыт обучающихся, сосредоточенность на проблемах реабилитации, индивидуализация, актуализация результатов обучения, совместная деятельность специалистов и родителей, осознанность обучения, прикладной характер знаний . Обучение родителей должно не только развивать их как воспитателей, давать определенную сумму знаний, но и стимулировать их к самообразованию, самосовершенствованию, развитию их образовательных потребностей.
Программа включала организационно-информационный, медицинский, психолого- педагогический, социальный и правовой разделы. Разработана система оценки результатов обучения родителей, включающая в себя изучение мнения родителей о программе, повышение самостоятельности ребенка, активное включение родителей в процесс реабилитации ребенка. До начала обучения родители не считали себя компетентными в вопросах ухода за ребенком (93,5%), лечения (38,9%), воспитания (83,9%), обучения (35,5%), общения (77,4%), развития (41,9%). После окончания обучения все родители отметили необходимость занятий. Участие в программе способствовало тому, что они стали более компетентными в вопросах ухода за ребенком (100%), общения с ним (98,1%), воспитания (94,6%), развития ребенка (88,9%), обучения (76,2%), лечения (54,2%).
В конечном итоге эффективность работы социального педагога с семьей оценивается нами через изменение качества жизни семьи, результаты социализации ребенка. Например, положительное изменение внутрисемейных отношений, изменение самооценки родителей, увеличение объема навыков самообслуживания ребенка и т.д.
Таким образом, активное участие родителей в процессе обучения и воспитания и повышение их педагогической подготовленности посредством обучения в рамках многопрофильной образовательной программы, помощь и поддержка социальных педагогов в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка-инвалида, являются условием повышения эффективности социализации ребенка.

Частные школы могут также выбирать студентов, которые хотят служить, и могут отказывать в обучении ребенка, если они считают, что их учебная программа не подходит для ребенка или наоборот. В таких обстоятельствах семьи должны бороться, чтобы найти другой вариант для своего ребенка в середине года с небольшим или отсутствующим уведомлением, либо найдя другую участвующую частную школу, либо повторно зачислив ребенка в государственную школу.

Нет информации о прогрессе ребенка

Короче говоря, программы ваучеров могут оставлять детей и семьи с меньшим количеством услуг, огромными счетами и никакой возможности для юридического обращения. Это означает, что частные школы, возможно, не должны тестировать своих студентов ежегодно, публиковать результаты тестирования публично или принимать меры, если школы малоэффективны. Кандидат на пост министра образования Девос одобрил этот подход во время ее слушания по подтверждению, когда она не согласилась с сенатором.

Библиографический список

1. Баусов Ю.Н. Морально-ценностный аспект проблемы отношения «инвалид - общество»: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1991. 141с.
2. Линьков В. В. Особенности социально-философского подхода к проблеме взаимоотношений государства и специального образования // Дефектология. 1999. №1. С. 5 - 11.
3. Романина Л.А. Дифференцированная профессиональная ориентация молодых инвалидов средствами социально-педагогической работы: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 207 с.
4. Рубинштейн С.Л. Человек и мир//Проблемы общей психологии. - М., 1976. - С. 253-382.
5. Грачев Л.К.. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. - М.: Центр общечеловеч. ценностей, 1992. - 72 с.
6. Добровольская Г.А., Шабалина Н.Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? // Со- циол. исслед., 1992. - №5. - С. 103 -106.
7. Реабилитация/Словарь основных терминов: Пособие для специалистов в области реабилитации больных и инвалидов. - СПб.: Турусел, 1997. - 79 с.
8. Василенко Л.В. Детская инвалидность: социальные аспекты реабилитации: Дис. ... канд. социол. наук. - М. 1992. - 174с.
9. Большая Советская энциклопедия. Реабилитация. В 30 т. - 3-е изд. Т. 10. - М.: Сов. эн- цикл., 1972. - С. 591.
10. Беляева М.А. Содержание социально-педагогической деятельности в реабилитации семьи ребенка-инвалида: Дис. ... канд пед. наук. Екатеринбург, 1997. 160 с.
11. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. - М.: Сентябрь, 1997. - 95 с.
12. Егорова М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошколь-ников в детском доме: Дис. ... канд. пед.наук. - М., 1998.
13. Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с на-рушениями слуха // Дефектология, 1998. - № 1. - С. 42-46.
14. Самсонова Е.Н., Тащева А.И. Особенности взаимоотношений в семьях с детьми, страдающими церебральным параличом // Современная семья: проблемы и перспективы. - Ростов н/Д., 2004. - С. 109 - 112.
15. Ярская - Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. - Саратов: СПУ, 1997
16. Беличева С. А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика, 1992. - №7/8. С.23 - 27.
17. Зайцева Е.С. Психологическое сопровождение родителей детей-инвалидов // Совр. проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. - Архангельск: Поморский ун-т, 2000 - С. 265 - 268.
18. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей // Вестник образования, 2001. - №8. - С. 24 - 33.
19. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: основания социальной реабилитации // До- рога-это то, как ты по ней идешь. - Саратов: ПФРЦЦ, 1996-С.8.
20. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы / Пер. с фин. - М.: Просвещение, 1993. - 112 с.

Без сопоставимых данных о качестве школы трудно оценить, предоставляют ли частные школы высококачественное образование в обмен на государственные доллары. Аналогичным образом, Департамент образования Грузии выпускает ежегодный отчет в конце учебного года по своей стипендиальной программе специальных потребностей, но он не содержит никакой информации об успеваемости учащихся.

Родители не могут принимать обоснованные решения о лучшей школе для своего ребенка без сопоставимых данных об итогах учебы. Участвующим частным школам также не нужно нанимать учителей с такими же строгими полномочиями, которые необходимы федеральным законам для государственных школ. Учитывая совокупность доказательств, свидетельствующих о важности качества учителей в достижении успеваемости учащихся, родители должны обладать знаниями и уверенностью в том, что высококвалифицированные преподаватели несут ответственность за образование своего ребенка.