Ширина проезжей части дороги – основные аспекты. Дорога и ее основные элементы

ПДД, как и любая область знаний, имеет свою систему терминов. В Правилах все формализовано, упорядочено и доступно. Но из-за «сухости» и четкости иногда бывает нелегко разобраться в том, чем, например, отличаются «стоянка» и «остановка». Поэтому нужно анализировать основные термины, чтобы рядовой ученик автошколы мог все понять с самого начала. В частности, нужно разобраться в том, что есть дорога и из чего она состоит.

Понятие «дорога»

Правила дорожного движения Украины гласят, что автомобильной дорогой (дорогой) называется часть территории, созданная для движения разного рода транспортных средств, а также пешеходов, вместе со всеми дислоцируемыми на ней сооружениями (путепроводами, мостами, пешеходными переходами, эстакадами) и средствами организации и упорядочивания дорожного движения, одновременно с этим ограниченная по ширине тротуарами или краем полосы отвода.


Из первой части определения следует, что дорогой будет считаться территория, которую специально обустроили, то есть создали необходимую инфраструктуру и организовали движение по этой поверхности. Дорога может быть городской, загородной, искусственной, а именно искусственно созданной поверхностью – путепроводом, эстакадой, мостом. Дорога может быть временной, созданной для сезонной езды. Такой дорогой называется проделанная грейдером или бульдозером траншея в снегу. Из второй части определения следует, что нужно дать определения таких понятий: проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса, трамвайные пути. Именно эти термины определяют элементы дороги.

Это интересно! Первые дороги появились еще в 4 тысячелетии до н.э. Самая древняя дорога Европы находится в Великобритании и называется Свит-Трек. В Швейцарии обнаружили часть дороги, которая вымощена колодами в 1700 г до н.э. Подобным образом начали оформлять дороги в Голландии, но на 200 лет позже. «Матерью» современных дорог считается дорога из камня толщиной почти 1 м, созданная в 312 г до н.э. древними римлянами.

Определение в Правилах: проезжая часть – это составляющая часть дороги, которая предназначена для передвижения нерельсовых транспортных средств. На дороге может быть несколько проезжих частей, причем между собой они разделены полосами (разделительными).


Новички, которые только сели за руль, ошибочно думают, что дорога – это часть заасфальтированной земли, по которой ездит транспорт. Но тогда что такое проезжая часть? Под этим термином подразумевается заасфальтированный участок, то есть участок дороги, отведенный под безрельсовый транспорт.

Автомобили передвигаются по проезжей части, она, в свою очередь, делится на полосы движения. Согласно ПДД, полосой для движения называется продольная полоса шириной не меньше 2,75 м на проезжей части, выделенная или не выделенная дорожной разметкой и отведенная под нерельсовый транспорт. То есть, на одной полосе движения может ездить только одна машина.

Зачастую для обозначения полос движения используют но могут использоваться и специальные дорожные знаки. В комплексе эти методы выделения используются на перекрестках для выделения количества полос движения на проезжей части.


Если разметка и знаки отсутствуют, то водителю придется самостоятельно определять число полос движения. В Разделе 11 Правил дорожного движения написано, что водитель должен вычислить количество полос для движения, ссылаясь на габариты транспортных средств, ширину проезжей части, безопасное расстояние между машинами. То есть определение делается приблизительно, несмотря на то, что так требует ПДД.

Согласно ПДД, разделительная полоса – это выделенная конструктивно или с помощью узкой и широкой сплошных линий часть автодороги, разделяющая соседние проезжие части. Разделительная полоса нужна для разграничения транспортных потоков (с противоположными направлениями) для безопасной езды. Этот элемент является обязательным для автомагистрали, так как вероятность наезда на встречную полосу – минимальна.

Что касается выделения, то оно может быть конструктивным, то есть разделительная полоса оформляется в виде железобетонной, металлической и другого рода конструкцией. Кроме того, выделение может быть логистическим, то есть с помощью сплошных полос.

Нельзя путать разделительную линию с двойной сплошной разметкой. Если интервал между сплошными линиями совпадает с шириной любой из них, то это – двойная сплошная. Если расстояние больше, то это разделительная линия.

В ПДД сказано, что на разделительной полосе нельзя останавливаться и по ней нельзя передвигаться. Ели на полосе есть тротуар, то по нему могут передвигаться пешеходы.

Обочина – это выделенный конструктивно или с помощью сплошной линии разметки элемент автодороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, находящийся с ней на одном уровне и не предусмотренный как место для движения автомобилей и другого транспорта, кроме случаев, которые предусматривают ПДД.

Также в Правилах указано, что на обочине можно делать стоянки и остановки, по ней можно ходить пешеходам, по ней могут ездить велосипеды, мопеды, если нет специальных дорожек, а также сани. Зачастую обочину выделяют таким образом, чтобы она не сливалась с проезжей частью, то есть покрывают гравием, щебнем, песком и т.д. На больших трассах есть разметка по краю проезжей части для отметки обочины. Обочина есть не на всех автодорогах.

В ПДД сказано, что пешеходный переход является инженерным сооружением или участком проезжей части, которое предназначено для пешеходов, чтобы они могли переходить через дорогу. Для выделения и обозначения пешеходных переходов используют разметку, специальные дорожные знаки и пешеходные светофоры.

Если пешеходный переход не выделен, то его вычисляют по интервалам между знаками или светофорами. На перекрестках в случае отсутствия каких-либо знаков, светофоров и разметки используется ширина тротуара или обочины.

Пешеходный переход называется регулируемым, если движение по нему регулируется с помощью светофора или регулировщиком. В противном случае переход называется нерегулируемым. Если светофоры работают на желтом сигнале или выключены, то переход также нерегулируемый.

В ПДД дано следующее определение тротуара: тротуар - это составная часть дороги, которая выделена под движение пешеходов. Тротуар примыкает к проезжей части или отделяется от нее с помощью газона. По тротуарам в некоторых случаях разрешено движение и стоянка.

Трамвайный путь является элементом дороги для передвижения рельсового транспорта. Он ограничен по ширине и выделяется или посредством дорожной разметки, или отмосткой трамвайной линии. Движение рельсового транспорта регламентируется Разделом 11 ПДД.

Что же такое дорога? Дорога – это совокупность ряда элементов или терминов, каждый из которых имеет четкие границы, четкое определение и предназначение. Любой уважающий себя водитель должен знать и помнить о составляющих частях автомобильной дороги для обеспечения максимально безопасной езды и для себя, и для других водителей, и для пешеходов.

Подписывайтесь на наши ленты в

Разделительная полоса представляет собой один из основных элементов дороги. Существует ряд правил, которыми должен руководствоваться водитель, проезжая участки с разделительными полосами.

Основные положения

Согласно действующим правилам дорожного движения, разделительная полоса является частью дороги, полосы земли, обустроенной и приспособленной для проезда транспортных средств, или части искусственно созданного сооружения. Наравне с проезжей частью, тротуаром, обочиной, можно встретить и разделительные полосы, однако далеко не все водители знают, для чего они предназначены и как проезжать участки дороги с оборудованной разделительной полосой.

Основная суть данного элемента – конструктивное выделение из остальных частей дороги и невозможность его использования для передвижения ни пешеходами, ни транспортными средствами.

В большинстве случаев разделительная полоса выглядит как приподнятая над остальной дорогой зона. Допускается ограждение ее специальным бордюрным камнем. Иногда разделительная полоса оформляется зелеными насаждениями, либо по ней организуется выделенное движение трамваев. Следует помнить, что при наличии разделительной полосы, категорически запрещен выезд на трамвайные пути в зоне разделительной полосы.

Когда подобной полосы нет, это означает, что дорога имеет одну проезжую часть. Следует четко уяснить, что разделительная полоса и разметка, нанесенная на дорогу, имеют принципиально разное предназначение. На проезжей части может быть нанесено несколько разметок для полос движения, однако она по-прежнему будет оставаться единой. При наличии разделительной полосе речь пойдет о двух проезжих частях, разделенных ею.

Когда разделительная полоса обозначается с помощью разметки, линии ее границ располагаются на удалении.

Особенности разделительной полосы

Любой начинающий водитель должен запомнить, что разделительную полосу нельзя использовать ни для остановки автомобиля, ни для проезда.

Все дело в том, что основное назначение полосы – отделить одну часть дороги от другой, сделав невозможным выезд водителя из полосы попутного направления на полосу со встречным движением. Таким образом, предназначение разделительной полосы – создать максимально безопасные условия для движения автотранспорта.

Несмотря на положительное влияние на безопасность на дорогах, у разделительной полосы есть и противники. Многие считают обустройство полосы пустой тратой средств и недостаточно эффективным вариантом использования, ведь даже для проезда скорой помощи она не предназначена.

В целях минимизации расходов, допускается выделение полосы с помощью простой дорожной разметки. Согласно действующих правил, разделительная полоса может выглядеть как пространство между двумя сплошными линиями. Ширина данного пространства должна позволять находиться на ней автомобилю, позволяя двигаться не более, чем в 1 ряду.

Важно научиться различать, каков порядок использования разделительной полосы: при многополосной дороге выезд на встречку будет расценен как серьезное нарушение ПДД, в то время, как такая же полоса, выделенная с помощью дорожной разметки, позволяет ее использовать.

Ответственность за выезд

В некоторых случаях ПДД разрешают движения по данной части дороги. Допуск к проезду получают машины, оборудованные проблесковым маячком, с сопровождением или без звуковых сигналов. Цвет маячков может быть синим или красно-синим. Вместе с такой машиной может перемещаться другой автомобиль, т.е. допускается движение в сопровождении.

Для обычных автомобилистов подобный выезд влечет за собой два варианта штрафных санкций:

  • движение по полосе влечет наложение штрафа в 1500 рублей;
  • выезд на полосу с нарушением разметки на дороге – штраф в 500 рублей.

Таким образом, выезжая на запрещенный участок дороги с нарушением разметки, водитель рискует получить сразу оба штрафа на общую сумму в 2000 рублей.

Если за автомобилем будет направлено служебное авто с проблесковым маячком, автомобилисту грозит обвинение в не пропуске спецтранспорта. Тогда помимо штрафа водителя может ожидать лишение прав вождения сроком до 3 месяцев.

Значение полосы

Не следует недооценивать значение разделительной полосы. Несмотря на общий запрет использования подобной полосы для движения на автотранспорте или перемещения пешеходов, есть один несомненный плюс – высокий уровень безопасности при движении в напряженном, сложном участке дороги.

С помощью разделительной полосы особо лихие водители значительно ограничены в своих маневрах, ведь выезжать на встречную полосу в условиях наличия заграждений небезопасно или невозможно вовсе.

Еще один плюс становится очевиден в темное время суток, когда наличие пустого пространства и удаленность встречной полосы облегчает обзор и снижает риск «ослепления» встречными фарами. Неудивительно, что такая категория автодорог, как магистраль, позволяя автомобилям двигаться на повышенных скоростях, всегда имеет разделительные полосы либо размещенные посередине различные дорожные ограждения.

На видео об ответственности водителя

Так как столкновение со встречным транспортом является одним из наиболее опасных ДТП, разделительная полоса в местах оживленного движения транспорта на высоких скоростях – оптимальное решение при организации безопасного движения.

Дороги в России делятся на определенные типы: федеральные, городские, сельские. Основной элемент любой дороги - проезжая часть. На автомагистралях и дорогах для автомобилей она многополосная, содержит разделительную полосу, обочину и пешеходные переходы. На некоторых из них проезжие части разделяют двойной сплошной разметкой, а полосы движения прерывистой разметкой. Высокоскоростные трассы не имеют пересечений на одном уровне со второстепенными.

Согласно новой редакции ПДД, разрешенная скорость на автомагистралях 150 км/час. На современных трассах есть специальные полосы движения для велосипедистов, на них запрещен въезд автомобилям.

Нормы стандартов

Проезжая часть предназначена для движения безрельсовых ТС. На ней могут размещаться трамвайные пути. Они, как правило, автомобилями не могут использоваться. В ПДД есть пункт 9.6. Он позволяет выезд на трамвайные пути при развороте, повороте налево, но при условии выполнения пункта 8.5 Правил.

Дорога должна проектироваться и содержаться в условиях, обеспечивающих выполнение требования правил градостроительства СП 42.13330.2011. Расстояние от края проезжей части скоростной трассы до границы жилой застройки не должно быть меньше 100 м. Стандарт обязывает застройщиков устраивать озеленительные полосы шириной не менее 10 метров. Много полезной информации есть и в документе СНиП 2.07.01-89, раздел 11 «Транспорт и улично-дорожная сеть», пункты 11.1-11.4. В стандарте есть условие - высокоскоростные дороги должны иметь подземные и надземные пешеходные переходы. Устраивать на автомагистралях наземные переходы запрещено.

Движение разрешено

Границы проезжая части дороги определяют полосы движения. Они выделяются разметкой и знаками (пункт 9.1 ПДД). Пересекать прерывистую разметку разрешено только при перестроении. Если разметки нет, ширина полосы выбирается водителем самостоятельно с учетом габаритных размеров автомобиля и ТС, проезжающих рядом. Обязательно должен приниматься во внимание и интервал между ними. На проезжей части выделяются дополнительные полосы в местах подъема на эстакады и специальные для общественного транспорта. Водитель не должен занимать крайнюю левую полосу, если свободна полоса, расположенная справа.

Транспортные потоки

Разделительные полосы устанавливают для обеспечения безопасного движения по многополосным дорогам противоположного направления. На федеральных и межгосударственных автомагистралях они могут разделять транспортные потоки попутного направления. Ширина определяется ГОСТом Р 52399-2005. Допустимая ширина - шесть метров, внутри может располагаться газон. Если установлены ограждения (бетонные или металлические), тогда ее ширина - 2 метра. На двухполосные дороги второй категории разделительные ограждения не устанавливают. Проезжие части разделяют двойной сплошной разметкой 1.3. Расстояние между сплошными 1.3 равно ширине каждой из линий.

На некоторых городских трассах проезжая часть имеет широкие разделительные полосы, выделенные визуально горизонтальной сплошной разметкой 1.2.1.

Проезд по ним машин скорой помощи, автомобилей специального назначения, штрафами не наказывается, для остальных штраф составляет 1500 рублей (пункт 9.9 ПДД).

Обочина

Обочина - это часть дороги, которая на современных федеральных автомагистралях зачастую асфальтовая. На особо опасных участках проезжая часть ограничивается специальным барьером, не допускающим съезд за дорожное полотно. Проезжие части отделяются от обочины горизонтальной сплошной разметкой 1.2.1 или прерывистой 1.2.2. Белая сплошная часто дополняется желтой сплошной. Въезд на такую сдвоенную сплошную разрешен только в крайнем случае. Например, обнаружена неисправность автомобиля.

На трассах регионального или местного значения обочина может быть выполнена из гравия, щебня, песка. Пункт 12.1 ПДД разрешает не только остановку на обочине, но и стоянку. Главное условие «не создавать помеху» другим участника дороного движения. Штраф за езду по обочинам предусмотрен статьей 12.15 КоАП и составляет 1500 рублей.

Переходы и дорожки

Пешеходы считаются равноправными участниками дорожного движения. Для них предназначены:

Дорожки не пересекают полосы движения ТС. Проезд автомобилей по ним запрещен.

Переходы подразделяются на три группы:

  • наземные;
  • надземные;
  • подземные.

Наземные - участки дороги, по которым движение пешеходам разрешено. Они обозначаются знаком 5.19.1. Если проезжая часть имеет разделительную полосу, тогда они устанавливаются и на ней. На регулируемых перекрестках знаки разрешено не устанавливать. Разметка, по определению, данному в первом разделе ПДД, в некоторых случаях может отсутствовать.

Надземные и подземные переходы размещаются в зоне многополосных дорог и обозначаются знаками. Если после строительства надземного перехода не удалена разметка «зебра», переход по ней запрещает пункт 4.3 Правил. Но оштрафовать пешехода инспекторы ДПС не смогут. За нарушения правил установки знаков и разметки участники дорожного движения не отвечают.

Безопасность

Когда соседние полосы движения заняты, некоторые водители, нарушая ПДД, начинают обгон по разделительной или обочине. Часто такие маневры заканчиваются очень печально. При этом страдает не только нарушитель, но и законопослушные водители. Нарушителя наказывает Уголовный кодекс.

При повреждении дороги и расположенных на ней сооружений применяются нормы закона ФЗ №196 от 2013. Штраф для физических лиц колеблется от пяти до десяти тысяч. За нарушение могут принять повреждение дорожной разметки. За разрушение конструктивных элементов разделительной полосы юридическому лицу, в том числе и индивидуальному предпринимателю, придется заплатить триста тысяч. Такое наказание действует в 2016, но уже сейчас размер уплаты предлагают увеличить.

В последние годы обустройство автомагистралей начинает принимать цивилизованный вид. Возводятся современные надземные и подземные переходы. Применяется новый вид пешеходных переходов - диагональные. Реконструируют и разделительные полосы: увеличивают высоту конструктивных элементов. На особо опасных участках теперь на обочину въехать нельзя - помешает высокий заградительный барьер. Сообщается, что дорожное строительство будет продолжено.

1.Полоса движения 2.Проезжая часть 3.Ширина дороги 4.Кювет 5.Откос 6.Обочина 7.Обрез

Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения.
Автомобильные дороги делятся на 5 категорий:
К 1 и 2 категории относятся дороги, имеющие капитальные основания и усовершенствованное покрытия (асфальто - или цементобетон). Ширина полос движения на таких дорогах 3,75 м., продольные уклоны не более 3-4 %, увеличенные радиусы поворотов. К таким дорогам относятся автомагистрали, порядок движения на которых определяется разделом правил дорожного движения.
Дороги 3 категории имеют облегченное покрытие (дегтебетон, битумоминеральные смеси). Ширина полос движения не превышает 3,5 м., допускаются уклоны до 5 %, радиусы поворотов уменьшены до 400 метров.
Дороги 4 категории имеют неусовершенствованное покрытие (булыжник, гравий). Ширина полос движения составляют 3 м., продольный уклон до 6 %, радиусы поворотов до 250 м.
Дороги 5 категории - грунтовые дороги, не имеющие покрытия.
Дороги включают в себя следующие элементы:
Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или необозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Разделительная полоса - конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Пешеходный переход - участок проезжей части, обозначенный знаком 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1 - 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2.
На дорогах, особенно в населенных пунктах, можно часто увидеть различающиеся по виду перекрестки: Т-образные, крестообразные, У-образные и с круговым движением.
Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Прилегающая территория - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими правилами.
При движении на транспортном средстве возможно пересечение дороги с железнодорожным переездом.
Железнодорожный переезд - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
На всей ширине дороги, практически постоянно, происходит движение транспортных средств и пешеходов.
Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
В местах пересечения траектории движения транспортных средств или пешеходов с ними могут возникать конфликтные ситуации, которые регламентируются настоящими правилами.
Главная дорога - дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1-2.3.3 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто-и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
Преимущество (приоритет) - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Уступить дорогу (не создавать помех) - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Из-за неосторожного и невнимательного движения, а так же несоблюдения правил дорожного движения, могут произойти дорожно-транспортные происшествия.
Опасность для движения - ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и стой же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.
При движении на дороге наибольшую опасность представляют транспортные средства: грузовые и легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, мопеды, мотороллеры, велосипеды и т.п.
Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Мопед - двух-или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб.см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 кмч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Маршрутное транспортное средство - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов.
Одной из технических характеристик транспортного средства является:
Разрешенная максимальная масса - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальному массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а так же лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходу приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
Регулировщик - лицо, наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Организованная пешая колонна - обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
Организованная перевозка группы детей - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
В правилах установлен ряд ограничений, касающихся расположения транспортных средств на проезжей части, остановках, стоянках, обгона, движения транспортных средств в темное время и в условиях ограниченной видимости, подачи звуковых и световых сигналов. Они существенно различаются для транспортных средств, находящихся в населенном пункте.
Населенный пункт - застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.22 - 5.25.
Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин., а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.
Перестроение - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
Темное время суток - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
Недостаточная видимость - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
На дорогах транспортные средства могут перевозить опасные грузы.
Опасный груз - вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
На дорогах установлено правостороннее движение. Участники движения обязаны знать и выполнять правила дорожного движения. Лица, нарушившие правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Существует достаточно большое количество разнообразных спорных и неоднозначных моментов.

В этой статье речь пойдет об очередном спорном моменте правил, а именно будет рассматриваться вопрос: "Является ли выезд с прилегающей территории пересечением проезжих частей? ". Ответ на этот вопрос неоднозначен, и в тексте статьи будут приведены доводы в пользу каждого из возможных ответов.

Зачем водителю знать ответ на вопрос "Является ли выезд с прилегающей территории пересечением проезжих частей?"

Для начала давайте рассмотрим понятие "прилегающая территория", которое дается в пункте 1.2 :

"Прилегающая территория"

Прочитав это определение, Вы сразу же можете вспомнить целый ворох различных прилегающих территорий. Это может быть и Ваш двор, и автозаправочная станция, и гаражный кооператив, и парковка у супермаркета.

Рассмотрим суть проблемы, а для этого проанализируем следующий рисунок:

На этом рисунке схематично изображен выезд с абсолютно любой прилегающей территории.

При этом мы можем однозначно утверждать, что на дороге (обозначена светло-синим цветом) есть проезжая часть. Это следует из пункта 1.2 правил дорожного движения:

"Проезжая часть"

При этом нам не известно, существуют ли на прилегающей территории (обозначена розовым) проезжие части, а следовательно мы не можем однозначно ответить на вопрос, правильно ли припаркованы красные и оранжевые автомобили.

1 вариант. Если бы на прилегающей территории существовали проезжие части, то водители изображенных на рисунке автомобилей являлись бы нарушителями пункта 12.4 :

12.4. Остановка запрещается:
...
на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части , за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
...

2 вариант. Если бы на прилегающей территории не существовало проезжих частей, то водители изображенных на рисунке автомобилей не являлись бы нарушителями правил дорожного движения.

Примечание. В данном варианте ситуация рассматривается с точки зрения остановки вблизи пересечения проезжих частей. Однако к данному случаю может быть также отнесен и девятый абзац пункта 12.4, который запрещает остановку в местах, где транспортное средство сделает невозможным въезд или выезд.

Пункты правил дорожного движения, относящиеся к выездам с прилегающих территорий.

Рассмотрим пункты правил дорожного движения, которые относятся к прилегающим территориям.

1. На прилегающей территории нет проезжих частей

Проанализируем понятия из пункта 1.2 правил дорожного движения:

"Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Из этого определения можно сделать вывод о том, что прилегающая территория должна непосредственно прилегать к дороге, т.е. прилегающая территория не является дорогой .

"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Из этого определения можно сделать вывод о том, что проезжие части могут существовать только на дорогах и не могут существовать на прилегающих территориях (т.к. прилегающие территории не являются дорогами).

2. На прилегающей территории есть проезжие части

Рассмотрим понятие дорога, которое дается в пункте 1.2 :

"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Из этого определения можно сделать вывод о том, что любая приспособленная для движения транспортных средств полоса земли является дорогой. Т.е. любое место, куда смог заехать автомобиль, является дорогой . Соответственно и прилегающая территория является дорогой.

Т.е. рассмотрение вопроса с этой точки зрения приводит к тому, что выезд с прилегающей территории является пересечением проезжих частей.

В заключение хочу сказать, что если бы в пункте 1.2 правил дорожного движения добавить несколько слов, например, так:

"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Не являются проезжими частями элементы прилегающих территорий.

то выезды с прилегающих территорий не вызывали бы споров и дискуссий. Надеюсь что в следующих редакциях правил дорожного движения эта неоднозначность будет устранена.

Удачи на дорогах!

Вот если логически и филологически прочитать "проезжая часть", то она предполагает проезд, а не подъезд и не въезд, а во дворах проезда (сквозного) нет по пдд, значит и проезжей части нет! Основное же дело не в том, чтобы привязать проезжую часть ко дворовой территории, а в том, чтобы водитель чётко понимал, что перед ним въезд на прилегающую территорию, а не равнозначный перекрёсток! Именно из-за этого происходит множество дтп или недопонимания.

Статья хорошо показала двойное трактование закона, трактовка закона идёт в пользу ответчика при возможном нарушении им этого закона.

В данном случае применяется Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Статьи 8 и 10 № 257-ФЗ вводят для городских дорог в качестве квалифицирующих норм наличие

(а) наименования,

(б) идентификационного номера в реестрах дорог.

Ни того, ни другого у прилегающих территорий нет и быть не может. Посему у них нет и проезжих частей.

Тогда о какой неоднозначности правил может идти речь?

в 1 разделе ПДД в пунтке 1.2, где разъяснены понятия и термины, есть определение и значение понятия "Перекресток". Так вот, там сказано, что (дословно цитирую) "Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий". Так что вопрос я, думаю, исчерпан.

Рустам

Рустам , какое отношение имеет термин "Перекресток" к данной статье?

Здравствуйте, Максим

Я думаю, потому, что ППЧ вне перекрестка существует ровно на тех же основаниях как и "сферический конь в вакууме" - не существует априори.

Со всем уважением.

ПыСы Можно конечно и дальше продолжить статью на эту тему и вывести, благодаря существованию неоднозначности в этом плане, что ППЧ может существовать и без перекрестка: дорога и выезд с прилегающей территории. Лично меня от этой мысли коробит. Да и согласен я Владимиром. Поэтому и считаю, что ППЧ только на перекрестках. Но в то же время согласен и с Вами - существует неоднозначность в самих ПДД (но не вообще в плане законодательной).

Стараюсь, не могу понять, где в определении прилегающей территории исключена возможность нахождения на этой территории дороги? Почитал комментарии - ни одного разумного аргумента. Можно понять страховые компании, не желающие платить страховку (не значит простить). По-моему, п 1.2 ПДД однозначно говорит о том, что дорога на прилегающей территории не исключена.

ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ

Венская конвенция о дорожном движении - международный договор, который в 1968 году был подписан 68 странами мира. Для этих государств документ устанавливает общие принципы, в соответствии с которыми должны разрабатываться автомобильные нормативные правовые документы.

Конституция РФ, Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и Законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ

d) термин "дорога" означает всю полосу отвода любой дороги или улицы, открытой для движения;

"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Статья 25. Полоса отвода автомобильной дороги

1. Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Теперь выводы.

1. Определение "дорога" в наших ПДД и в Венской конвенции противоречат друг другу.

2. Согласно 15 ст. Конституции, в случае подобного противоречия применяются нормы международных договоров.

3. Полоса отвода - это земля отведённая под строительство автомобильной дороги.

4. Для определения того, чем является участок, по которому едет автомобиль достаточно посмотреть документация по планировке территории. Вполне может оказаться, что данный участок является территорией, относящейся предприятию, жилому дому, и т.д., то есть, он изначально отводился НЕ для строительства дороги.

5. Согласно ПДД проезжая часть это элемент дороги.

6. Следовательно: если спорный участок изначально НЕ отводился под строительство дороги, то он НЕ является дорогой, и, следовательно на нём не может быть проезжих частей.

Таки заставили открыть Конвенцию о дорожном движении. Приведённая Вами цитата Конвенции - не весь документ. Теперь Вы откройте и прочитайте статью 18 параграф 2: Водитель, выезжающий с проселочной или грунтовой дороги на дорогу, не являющуюся проселочной или грунтовой, обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. Для целей настоящей статьи смысл терминов "проселочная дорога" и "грунтовая дорога" может быть определен в национальном законодательстве. Как именно национальное законодательство будет определять эти термины, в Конвенции не сказано. Вот нам и определили в ПДД (п 1.2) под понятием "дорога" ЛЮБУЮ полосу земли, в том числе ПРИСПОСОБЛЕННУЮ для движения ТС. Отсюда следует, что две колеи в лес для грибников - это дорога, не так ли? Всяко, эта дорога никем никому не отводилась (где Вы это взяли, вообще?). Теперь прочитайте Ваши выводы, не пора ли чистить корзину?

Таки заставили открыть Конвенцию о дорожном движении.

Ну, а почему бы и не открыть? Ведь это НПА находящийся между Конституцией и ФЗ РФ. ПДД, как подзаконный акт, вообще не катит.

2. Водитель, выезжающий с проселочной или грунтовой дороги на дорогу, не являющуюся проселочной или грунтовой, обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. Для целей настоящей статьи смысл терминов "проселочная дорога" и "грунтовая дорога" может быть определен в национальном законодательстве.

В наших ПДД нет определений "проселочная дорога" и "грунтовая дорога" .

Поясните, не понял, как это соотносится с обсуждаемой темой? Не хотите ли Вы сказать, что прилегающая территория - это грунтовая или просёлочная дорога? Заметьте, в данном определении противопоставляются понятия "дорога" и "грунтовая или просёлочная дорога". Это, согласно Конвенции разные вещи. Так же, как Маркс и Энгельс - 2 разных человека, а Сава КПСС - вообще не человек.

Вот нам и определили в ПДД (п 1.2) под понятием "дорога" ЛЮБУЮ полосу земли

Именно. Нам дали определение "дорога", (просто дорога, а не грунтовая или просёлочная) который имеется и в Конвенции, и, который противоречит термину "дорога" в наших ПДД.

не пора ли чистить корзину?

Не понял. Поясните, кому и какую корзину надо чистить?

Предполагал, что Вы сейчас напомните 257-ФЗ. Аргумент слабенький (хоть он "НПА"), но хотя бы логичный. Чтобы ответить на Ваш последний пост нужно повторяться, но желания нет. Поэтому соглашусь с каждым Вашим словом. Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария