Попал аварию что делать дальше. Что делать после ДТП? Заполнение оборотной стороны извещения

Если попал в ДТП и виноват, возникает обязанность полного возмещения имущественного ущерба и вреда здоровью граждан. Если полис ОСАГО есть у обоих водителей, проблем с возмещением вреда не возникает - страховая компания выплатит компенсацию в пределах законодательных лимитов. При отсутствии полиса возможны различные варианты возмещения ущерба, в том числе прямое предъявление иска к виновнику аварии .

Как определяется вина в ДТП

В результате столкновения автомашин может фиксироваться имущественный или физический вред. Чтобы компенсировать его, нужно установить следующие обстоятельства:

  • кто являлся виновником дорожного инцидента;
  • имеется ли у водителей действующий полис ОСАГО и/или КАСКО;
  • характер и размер повреждений автомобилю, иному имуществу, а также жизни и здоровью граждан.

Для определения вины одного или обоих водителей ключевое значение будет иметь процессуальное оформление ДТП . Это происходит с участие сотрудника ГИБДД , либо самими автовладельцами по программе Европротокола . Обойтись без вызова сотрудника ГИБДД можно в следующих случаях:

  • если в результате аварии не имеется пострадавших граждан;
  • если предполагаемая сумма ущерба не превышает 50 тыс. руб. (на территории Москвы и Санкт-Петербурга данный лимит установлен в 400 тыс. руб., если автомобили оборудованы приборами с GPS);
  • если оба автовладельца не имеют разногласий относительно виновности в аварии и характера повреждений.

Таким образом, при составлении Европротокола граждане сами устанавливают вину одного из водителей. Если на место столкновения вызывается сотрудник ГИБДД, он заполнит официальные процессуальные бланки, в том числе протокол о нарушении ПДД.

Нужно учитывать, что составление протокола не является безусловным подтверждением вины водителя в аварии и наступивших последствиях. Для последующего возмещения вреда нужно установить причинно-следственную связь между неправомерным поведением автовладельца и наступившими последствиями.

Если процессуальные документы зафиксировали вину одного водителя, решение вопроса о выплатах будет проходить в страховой компании. Случай с обоюдной виной граждан может разрешаться только в судебном порядке - страховая компания или сотрудник ГИБДД не имеют полномочий определять степень вины каждого из водителей.

​В большинстве случаев, вина в ДТП и наступление негативных последствий связана с нарушением ПДД и не вызывает сомнений у участников инцидента. В этом случае виновный водитель должен предусмотреть все законные варианты поведения, чтобы предотвратить наступление более серьезных последствий и минимизировать свою ответственность.

Алгоритм действий будет заключаться в следующем:

  • запрещено покидать место аварии, кроме случаев доставления пострадавших в больницу, либо освобождения проезжей части для устранения препятствий в движении транспорта;
  • непосредственно после аварии нужно оказать первую помощь пострадавшим, выставить знаки аварийной остановки - нарушение этих правил повлечет дополнительную ответственность по КоАП РФ;
  • при оформлении Европротокола или документов с участием сотрудника ГИБДД, нужно убедиться в объективном изложении всех обстоятельств аварии - при наличии возражений, их нужно указать в письменной форме при составлении документов;
  • виновник ДТП имеет право представлять возражения при определении размера имущественного вреда - для проведения экспертизы через оценщика уведомляются все стороны конфликта;
  • возражения относительно вреда здоровья и жизни гражданам могут предъявляться в судебном порядке.

При наличии полиса ОСАГО компенсация ущерба проходит через страховую компанию. Пострадавший гражданин подает извещение о ДТП и заявление о выплатах в свою страховую компанию.

Законом установлены следующие лимиты страхового возмещения:

  • для компенсации затрат на ремонт автомашины - не более 400 тыс. руб.;
  • для возмещения ущерба иному имуществу - не более 400 тыс. руб.;
  • для компенсации вреда здоровью и жизни гражданам - не более 500 тыс. руб.

Если указанных лимитов недостаточно для полного возмещения ущерба, может предъявляться судебный иск к непосредственному виновнику аварии. Сумма компенсации по судебному акту будет определяться с учетом выплат страховой компании.

Если автовладелец не согласен с виной в ДТП, он может оспорить процессуальный протокол в судебном порядке. При рассмотрении таких дел ключевое значение имеют пояснения и возражения водителей, оформленные на месте аварии. Однако даже в отсутствии замечаний к протоколу суд обязан исследовать все обстоятельства и доказательства, на которые ссылается заявитель.

При обоюдной вине водителей, подать иск в суд может любой из участников ДТП. В этом случае страховая компания привлекается к участию в деле и может представлять свои доводы и возражения. В судебном акте будет зафиксировано процентное отношение вины каждого из автовладельцев, а выплата по ОСАГО будет проходить в аналогичном соотношении.

Что делать, если нет полиса

Обязанность оформить полиса ОСАГО закреплена на законодательном уровне, за ее нарушение может последовать дополнительная ответственность по КоАП РФ. Если у виновника дорожного инцидента отсутствует полис, либо срок его действия истек, возможны следующие варианты развития событий:

  1. страховая компания, выплатившая компенсацию пострадавшим, приобретает право возмещения ущерба с виновника - для этого направляется претензия и исковое заявление в суд;
  2. если страховщик отказывается компенсировать ущерб, пострадавший может оспорить такой отказ, либо сам обратиться в суд с иском к виновнику аварии.

Если на машину был оформлен полис ОСАГО, однако виновный водитель не был указан в составе лиц, допущенных к управлению, страховщик обязан выплатить компенсацию и может взыскать ущерб в порядке регрессного иска.

Какие действия может предпринять автовладелец, если попал в ДТП без страховки и виноват?

В такой ситуации можно оспаривать размер ущерба, причиненного имуществу, жизни и здоровью граждан. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. убедиться в объективном отражении всех обстоятельств аварии - характера и размера повреждений, описанию травм пострадавших;
  2. принять участие в проведении экспертных действий - виновник аварии может представить возражения по заключению эксперта, а также обратиться за проведением независимой экспертизы;
  3. получить копии документов, подтверждающих размер вреда здоровью пострадавших - нередко размер вреда будет завышен по причине иных заболеваний.

При любом варианте возмещения виновный водитель вправе обращаться за любыми документами, представленными в страховую компанию или в суд.

Целесообразно сразу после ДТП - это существенно упростит защиту от неправомерных претензий со стороны пострадавших или страховой компании.

Если у водителя оформлен полис, однако этот документ отсутствует при себе в момент ДТП, действуют общие правила возмещения. Кроме того, закон допускает оформлять страховку в электронной форме через Интернет - указать реквизиты полиса можно при составлении протокола или извещения о ДТП.

Что делать, если подали в суд

Исковое заявление на виновного водителя может подать пострадавший или страховая компания. Помимо возмещения имущественного и физического ущерба, в судебном порядке может быть взыскана компенсация морального вреда . Для определения суммы такой компенсации суд будет учитывать характер психических и нравственных страданий.

Страховая компания не может взыскать моральный вред - такая форма компенсации предусмотрена только для граждан.

Возмещения ущерба с виновного лица проходит по следующим правилам:

  • срок исковой давности составляет три года с момента причинения вреда;
  • доказывание имущественного ущерба проходит на основании экспертного заключения - этот документ может составлять эксперт, имеющий квалификационный аттестат и свидетельство СРО;
  • для оценки вреда здоровью и жизни граждан представляются медицинские документы - выписки из медкарт, справки МСЭК об инвалидности, акты медосвидетельствования и т.д.;
  • размер компенсации морального вреда указывает и обосновывает истец, однако окончательное решение будет принимать суд.

Если характер телесных повреждений имеет тяжкий характер, либо наступил летальный исход, виновный водитель будет привлечен к уголовной ответственности . Наказание по УК РФ может предусматривать тюремное заключение, а пострадавшие вправе предъявить гражданский иск в уголовном деле. Аналогичный порядок возмещения вреда применяется, если столь серьезные последствия наступили при вине пьяного водителя.

Уменьшить размер взыскания или полностью устранит ответственность после ДТП можно следующими способами:

  1. оспорить процессуальные документы, подтверждающие виновность в аварии - для этого подается жалоба в суд, либо осуществляться защита от иска пострадавшего;
  2. проводится независимая экспертиза для объективной оценки повреждений - для проведения дополнительной или повторной экспертизы можно подать ходатайство непосредственно в судебном процессе;
  3. подается ходатайство о пропуске сроков исковой давности, если исковое заявление подано по истечении трех лет с момента ДТП.

Для эффективной защиты своих интересов, целесообразно осуществлять все действия при поддержке , в том числе при рассмотрении дела в суде.

Садясь за руль автомобиля, немногие из нас задумываются о подстерегающих опасностях на дороге. Покупка авто не дает полных прав передвижения на нем, потому как, прежде нужно получить права и оформить страховку.

ДТП по сути неприятное событие, которое занимает много времени, нервов, а иногда и денег. Сложно сориентироваться сразу при ситуации, когда автомобиль попал в ДТП, что делать дальше и куда обращаться. В данной статье рассмотрим алгоритм действий в ситуации, что делать, если попал в ДТП.

Попал в ДТП порядок действий

Авария может возникнуть по многим причинам: по собственной вине или вашего оппонента, из-за неисправностей автомобиля либо плохому обзору на дороге. Какие бы эмоции ни бушевали в вашей душе в момент аварии, важно не рубить сгоряча. Возможно, отчасти вина лежит на ваших плечах, поэтому нужно думать о главном: безопасности пассажиров в собственном и соседнем авто и возможном возмещении ущерба.

Что нужно делать первоочередно при аварии:

  1. Остановить авто, проверить бак на наличие утечки топлива, включить аварийку и установить аварийный знак. В населенном пункте знак устанавливается на расстоянии 15 м от авто, за городом 30 метров.
  2. Следует проверить, есть ли пострадавшие, если нужна медицинская помощь, то нужно вызвать скорую помощь. Если по каким-то причинам скорая не может добраться до места происшествия или у пострадавшего серьезные травмы, разрешается самостоятельно транспортировать человека (покинув место происшествия).
  3. Об аварии нужно сообщить в ГИБДД и в страховую компанию. Диспетчер соберет все необходимые данные и попросит ожидать инспекторов. Страховщик также может направить на место события аварийных комиссаров для составления схемы ДТП.

Что нужно сделать до приезда сотрудников ГИБДД

С момента происшествия до приезда гаишников может пройти несколько часов. Юристы советуют не терять время, а заняться следующим:

  • Участники аварии должны обменяться контактными данными и номерами страховых полисов.
  • Необходимо собрать максимум сведений о ДТП, нужно проверить видео на регистраторе, опросить очевидцев, взять их контактные данные, сфотографировать место происшествия, тормозной путь, соколки, положение машин.
  • До приезда инспекторов нужно заполнить графы бланка извещения (выдается страховой компанией). Обычно извещение заполняется водителями совместно, но при видимых разногласиях разрешается заполнить бланк по отдельности, при этом нужно известить об этом страховщика.

Все эти процедуры можно ускорить, ведь, что делать, когда попал в мелкое ДТП и автомобилисты не имеют существенных претензий. Можно оплатить мелкий ремонт и обойтись без вызова ГАИ, однако, юристы не рекомендуют этого делать, потому как уже завтра к вам могут явиться пострадавший в аварии, показать видео с регистратора и вновь вымогать деньги. В таких случаях нужно писать расписку о том, что владельцы автомобилей претензий друг к другу не имеют.

Существует другой вариант, но его должны предварительно одобрить сотрудники ГИБДД по телефону. Нужно заполнить извещение, нарисовать схему ДТП самостоятельно и сфотографировать место происшествия обоим участникам, после чего необходимо двигаться до ближайшего поста ДПС.

При мелких повреждениях можно заполнить извещение и европротокол. В этом случае сотрудники ГАИ не вызываются, протокол предоставляется сразу в страховую компанию. Составление европротокола разрешается при наличии ущерба не более 50 000 рублей. Если документ заполнен неправильно, то возмещение ущерба не выплачивается.

Что нужно делать при попадании в ДТП после приезда полиции

По прибытии на место ДТП сотрудники ГАИ заполняют перечень необходимых документов. Участники аварии могут давать комментарии и требовать зафиксировать любую важную информацию. Аварийный комиссар страховой компании имеет полное право знакомиться с документами и защищать интересы своего клиента.

Если в результате аварии пострадало только имущество, заполняются такие документы:

Дополнительно документируются сведения очевидцев и участников ДТП.

Важно! На случай, если административная ответственность не установлена, то составляется отказ от возбуждения дела. В таком случае протокол не составляется.

Если в аварии есть пострадавшие, то составляются такие документы:

  • Протокол осмотра ТС,
  • Схема ДТП,
  • Справка медицинского освидетельствования пострадавшего (выдается скорой помощью),
  • Акт медицинского освидетельствования на наличие алкогольного или наркотического опьянения участников ДТП (делается в контрольном пункте),
  • Справка о ДТП,
  • К протоколу прилагаются записи о сведениях пострадавших и свидетелей.

Как оформить протокол о ДТП правильно?

Протокол должен содержать верные данные, водители обязаны ознакомиться с документом и подписать его. При необходимости участники имеют право добавить свои замечания в письменном виде.

Важно! Нельзя подписывать протокол, содержащий пустые сроки. Нужно удостовериться, что все ваши замечания зафиксированы.

В протоколе должны быть верно отражены данные о техническом состоянии транспортных средств, перечень повреждений, а также полные контактные данные участников ДТП и свидетелей.

В схеме ДТП должны содержаться полные данные о состоянии дорожного покрытия, дорожной разметке, близ расположенных светофорах и т. д.

Вина действующих лиц может зависеть от нескольких факторов:

  • Технической исправности авто,
  • Состояние дорожного покрытия, наличие дорожной разметки, предупреждающих знаков, выбоин,
  • Погодные условия: гололед, дождь, туман и т. д.

Перечисленные факторы могут смягчить наказание, подобные сведения в протоколе могут быть предоставлены в суде. В случае если виновник аварии находился под наркотическим или алкогольным опьянением, это может быть весомым аргументом для лишения прав.

Попал в ДТП порядок действий в страховой

В случае если человек попал в ДТП, порядок действий по ОСАГО практически не отличается от действий с полисом КАСКО. Существенным отличием этих полисов является то, что ОСАГО покрывает ущерб третьим лицам, а КАСКО подразумевает ремонт застрахованного авто.

Учитывая современную дорожную обстановку, количество неопытных и просто неаккуратных водителей, можно с уверенностью сказать, что каждый автолюбитель рано или поздно попадает в дорожно транспортное происшествие (ДТП). Ситуации близкие к ДТП случаются почти каждый день. Здесь мы перечислим правильные действия при ДТП выполняемые в необходимой последовательности.

Необходимая последовательность действий при ДТП:

  • Включите аварийку, постарайтесь взять себя в руки, не теряйте контроль, всё уже позади
  • Установите знак аварийной остановки. Согласно ПДД знак устанавливается на расстоянии 15 метров от транспортного средства в населенных пунктах и на расстоянии не менее 30 метров - вне населенных пунктов. В противном случае может быть спровоцировано ещё одно ДТП!
  • Не вступайте в конфликт с другими участниками ДТП и не паникуйте
  • Если есть пострадавшие, вызовите «Скорую помощь»
  • Не поддавайтесь угрозам и уговорам разобраться самим, обязательно вызовите - работников ГИБДД для фиксации факта аварии и полученных повреждений, в состоянии стресса сами объективно оценить ситуацию Вы не сможете
  • До приезда работников ГИБДД не трогайте машину с места ДТП, группе разбора ГИБДД легче будет работать (Ваши обязанности в случае ДТП прописаны в Правилах дорожного движения - остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки)
  • Кстати, вместо перепалки с другими участниками ДТП и пустых разговоров лучше возьмите ручку, лист бумаги и запишите все повреждения и обстоятельства аварии еще до приезда ГИБДД, желательно, чтобы на этом листе расписались и свидетели, потом этот лист можно будет попросить приложить к протоколу, совсем замечательно, если Вам удастся сделать пару фотографий места происшествия
  • Запишите свидетелей ДТП, их координаты
  • После приезда ГИБДД не будьте пассивны и не оставляйте инспектора наедине с виновником, не стесняйтесь подсказать инспектору заглянуть под капот или под машину для фиксации повреждений, однако, ведите себя при этом как можно корректнее
  • При составлении протокола убедитесь, что все повреждения зафиксированы, если инспектор не реагирует на Ваши замечания и зафиксировал не все повреждения, предупредите его, а затем запишите свое мнение об этом в протокол
  • Желательно, чтобы инспектор сделал запись о возможном наличии скрытых повреждений
  • Зафиксируйте данные противоположной стороны (ФИО, адрес, название фирмы), чтобы знать, к кому предъявлять претензии
  • Получите справку о ДТП из группы разбора ГИБДД
  • Далее обращайтесь к нам за независимой экспертизой

Роковой ошибкой многих автовладельцев являются попытки «решить вопрос на месте», не вызывая сотрудников ГИБДД и страховых служб: впоследствии они же сами и могут пострадать от этого. Порой нанесенный автомобилю ущерб может оказаться гораздо больше, чем, кажется на первый взгляд. В сложившейся ситуации нужно придерживаться строго запланированного алгоритма и ни в коем случае не паниковать и не выражать негативных эмоций по отношению к товарищу по несчастью, сотрудникам ГИБДД и аварийным комиссарам.

С 1 июня 2018 года вступили в силу изменения в правила дорожного движения, которые предусматривают, что в ДТП с незначительными повреждениями (если ущерб нанесённый пострадавшему менее 100000 рублей), водители обязаны освободить проезжую часть, если движению других автомобилей создается препятствие. В противном случае, придется заплатить штраф.

Условия для оформления ДТП по Европротоколу:

В ДТП участвовало 2 автомобиля

В ДТП нет пострадавших, повреждены только автомобили

У обоих водителей есть действующие полисы ОСАГО

У обоих водителей нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП и тем, кто является виновником ДТП

Предполагаемый ущерб пострадавшего менее 100000 рублей

Для оформления ДТП необходимо «правильно» заполнить бланк извещения о ДТП.

Действия водителя на месте дорожно-транспортного происшествия.

Водителю предлагается примерный перечень действий на месте аварии, составленный по принципу неотложности.

  1. Остановить транспортное средство
    Распространенная ошибка - водитель, поддавшись уговорам не создавать "пробку", освободить проезд под мостом или отъехать в сторону с трамвайных путей, "из жалости" убирает автомобиль с места аварии. Водитель не подозревает, что своими руками уничтожил доказательства и сделал практически невозможным установление вины, а значит, не сможет взыскать деньги за поврежденный автомобиль.
  2. Записать свидетелей
    Свидетели - это люди, своими глазами видевшие ДТП (очевидцы) или присутствующие при разговоре водителей, когда виновник признавал свою вину, предлагал деньги.
    Лучшие свидетели дорожно-транспортного происшествия -это водители. Спешите записывать государственные номера и марки автомобилей, оказавшихся рядом с местом ДТП в соседнем ряду, либо на перекрестке. Найти водителя по данным автомашины будет несложно. Следующая категория - это водители общественного транспорта: трамваев, автобусов, троллейбусов, - достаточно запомнить маршрут и бортовой номер. При указании водителей оперативных автомобилей (скорая медицинская помощь, инкассация, милиция, такси) обращайте внимание на бортовые и государственные номера.
    Столкновение происходит за несколько секунд, и найти человека, видевшего саму аварию, а не стоящие автомобили, крайне сложно. Поэтому спешите записать таких очевидцев, они ждать не будут, разойдутся и разъедутся.
    Если водителей записать не удалось, то пригодятся и другие свидетели, пусть даже они ваши родственники, знакомые, дети. Степень заинтересованности в исходе дела определит следователь.
    Как же поступить, если свидетелей не оказалось или не удалось записать на месте происшествия? Не отчаивайтесь, свидетели всегда есть, нужно только их найти. Подайте в газету или в "бегущую строку" платное объявление.
    Образец: "Очевидцев столкновения 29 марта на перекрестке Малышева-Луначарского просьба позвонить водителю по телефону 00-11-22".
    Показания таких очевидцев принимаются в ходе рассмотрения дела в ГИБДД и оцениваются наравне с показаниями других участников.
  3. Оказать помощь пострадавшему
    Если Вы не владеете навыками оказания первой помощи, то достаточно подложить под голову сбитого пешехода сумку, валик из свернутой одежды, т.е. зафиксировать голову в поднятом положении.
    Не оставляйте пострадавшего одного, используйте для вызова "скорой помощи" пассажиров, водителей встречных, попутных автомашин.
    Часто водители, руководствуясь чувством сострадания, спешат усадить пострадавшего в свою автомашину и доставить в больницу. Такие действия имеют крайне негативные последствия. Во-первых, в нарушение п. 2.5 Правил дорожного движения место происшествия не сохраняется, следы уничтожаются. Во-вторых, только в экстренных случаях допускается транспортировать пострадавшего вне "скорой помощи". При этом используется попутный транспорт, а не автомашина участника ДТП. И самое главное, только бригада "скорой помощи" владеет информацией, в какую больницу доставить пострадавшего.
  4. Вызовите на место ДТП ГИБДД
    Это сделать несложно, речь же пойдет о тех случаях, когда виновник предлагает Вам Госинспекцию не вызывать, а разобраться самим. Идеальный вариант, скажете Вы, быстро и без посредников разрешить конфликт. Возможно. Однако, не забудьте подстраховаться на случай, если Ваш "компаньон" передумает восстанавливать Вам автомобиль.
    Не договаривайтесь между собой "самостоятельно", без вызова ГИБДД, если при ДТП пострадали люди. В этом случае может иметь место не простое возмещение ущерба, а вероятность возбуждения уголовного дела. Не становитесь преступником.
    Согласно Правилам дорожного движения, все дорожно-транспортные происшествия без исключения должны быть зарегистрированы в Госинспекции. Без такой регистрации Вы лишаете себя возможности, во-первых, обратиться в страховую компанию для получения страховки, во-вторых, становится крайне сложным взыскание ущерба в народном суде, в-третьих, Вы из добропорядочного гражданина превращаетесь в правонарушителя, ведь за уезд с места происшествия предусмотрено наказание в виде крупного штрафа или лишения права управления автомашиной на срок от 2 до 3 лет, независимо от виновности в ДТП.
    Если Вы все-таки решили разобраться без ГИБДД, то:
    • обязательно составьте схему места столкновения, попросите второго водителя подписать ее;
    • на месте обговорите стоимость ущерба и срок ее выплаты;
    • запишите свидетелей, слышавших, как второй водитель признавал вину и соглашался восстановить автомашину;
    • берите задаток при свидетелях - это лучшее доказательство признания вины вторым водителем, ведь если водитель передал Вам деньги, значит, он признал себя виновным, - это будет очевидно и инспектору ГИБДД, и судье;
    • бессмысленно брать у виновника в залог водительское удостоверение, т.к. виновному легче заявить в ГИБДД об утере документов, заплатить штраф и получить новое удостоверение, чем выплачивать Вам стоимость возмещения ущерба.
  5. Участие в осмотре места происшествия
    Вместе с сотрудниками Госинспекции примите самое активное участие в осмотре места аварии.
    • укажите на проезжей части место столкновения автомашин, встаньте на него - этим Вы поможете инспекторам произвести необходимые замеры;
    • сообщите сотрудникам ГИБДД, что Вы записали свидетелей, но не отдавайте листок с фамилиями и адресами этих свидетелей. Надейтесь только на себя и исключите всякую вероятность утери ценных сведений;
    • обратите внимание бригады Госинспекции на следы торможения, длина и месторасположение которых позволит впоследствии установить вину в происшествии;
    • если на месте ДТП у Вас изъяли документы, не выдав взамен ничего, не огорчайтесь, документы вернут после Вашего визита в ГИБДД. Уточните лишь, по какому адресу находится Госинспекция;
    • срок приезда в ГИБДД после дорожно-транспортного происшествия - 2 часа;
    • до приезда сотрудников ГИБДД постарайтесь не употреблять спиртсодержащие успокоительные лекарства. Это связано с тем, что все водители-участники ДТП проходят медицинское освидетельствование у нарколога.
  6. Вызов технической помощи
    В городе существует служба технической помощи, эвакуации автомобилей. Эта организация транспортирует поврежденные автомашины с места ДТП на место парковки.
    Впрочем, достаточно дозвониться до Госинспекции и сказать, что требуется техпомощь.

Рассмотрение дорожно-транспортного происшествия.

  1. Визита в ГИБДД не избежать
    После ДТП водителю рекомендуется в максимально короткий срок прибыть в ГИБДД для оформления материала. В предыдущей главе упоминалось, что это связано с медицинским освидетельствованием. Действительно, Правила дорожного движения обязывают водителя в подобных случаях проходить медосви-детельствование. Это обязанность водителя, но как быть, когда за такие услуги медицинские работники требуют денежной оплаты? Платить не надо, напишите в объяснении, что от прохождения медицинского осмотра не отказывались, но оплачивать подобного рода услуги не в состоянии.
    Театр начинается с вешалки, а Госинспекция - с дежурной части. Именно работники дежурной части выезжают по Вашему звонку на место аварии, производят необходимые замеры участка дороги и оформляют материалы происшествия, чертят красивые схемограммы, составляют протоколы. Работа эта кропотливая и занимает значительное время: от 30 минут до 3 часов. Используйте предоставленное время рационально: успокойте по телефону родственников, позвоните адвокату, сходите покурить в конце концов.
    Итак, Вам предстоит рассказать в Госинспекции о своем дорожном происшествии. Лучший способ это сделать - письменно заполнить объяснение. У Вас достаточно времени, чтобы успокоиться и сосредоточиться. Начните рассказ по порядку: как разворачивались события непосредственно перед аварией.
    Как правило, водитель замыкается на доказывании собственной невиновности, не решаясь "обвинять" второго участника происшествия. Такая скромность часто вредит делу. Вы - водитель, специалист в своей области, изучивший Правила дорожного движения, сдавший экзамены в ГИБДД и каждый день сталкивающийся на дороге с экстремальными ситуациями. Поверьте, Ваше мнение не последнее в этом деле. Обязательно укажите, в чем Вы видите нарушение Правил со стороны второго водителя, сошлитесь на раздел, пункт Правил дорожного движения. Это может быть: маневрирование, неверный выбор скорости движения, нарушение правил обгона, и т.д. Однако, не концентрируйте излишнего, внимания на скорости второго водителя, если не имеете подтверждения своих слов. Точно определить скорость можно тремя способами: специальным прибором (барьер); по спидометру, но для этого нужно находится в машине рядом с водителем; по следам торможения путем математических расчетов. Определение скорости "на глаз" - дело неблагодарное и не будет иметь силы доказательства.
    Не забудьте вписать в объяснение фамилии и адреса свидетелей происшествия. Будет просто замечательно, если Вы в качестве наглядной демонстрации схематично зарисуете, как произошло столкновение, с указанием стрелочками направления движения и маневры автомобилей.
  2. Подписание документов
    НЕ СПЕШИТЕ ПОДПИСЫВАТЬ СЕБЕ ПРИГОВОР.
    Многие водители воспринимают ознакомление и подписание документов как простую формальность. Между тем. на основании подписанных документов, возможно, будет установлена Ваша вина. Давайте посмотрим, что за документы оформляются в Госинспекции.
    Протокол осмотра транспортного средства составляется на каждый автомобиль и содержит сведения обо всех видимых механических повреждениях. Прочитайте повнимательней о перечисленных повреждениях. Все ли указано?
    Схема места дорожно-транспортного происшествия - самое важное доказательство. Обратите внимание, на чьей полосе зафиксировано место столкновения, какова ширина проезжей части и сколько метров от вашего автомобиля до правой обочины. В ситуациях, когда водители называют разные места столкновения, на схеме зарисуют тоже два места. Однако, изворотливому водителю, обманывающему сотрудников Госинспекции, рано радоваться. Ведь только на истинном месте столкновения от удара осыпается грязь, преломляются следы торможения, волочения транспортного средства.
    Протокол осмотра места происшествия - здесь словами записываются сведения, зарисованные на схеме, и дополнительно фиксируется состояние проезжей части, погодные условия, освещенность и видимость в направлении движения и многое другое.
    В случае несогласия потребуйте внести изменения в документы. Лишь убедившись в достоверности всех сведений, можете со спокойной душой поставить "свой автограф".
    Раз документы подписаны, никто теперь не имеет права вносить какие-либо изменения, приписки, дорисовки.
  3. Административный протокол
    Мало кто из нас не знает или не слышал что такое протокол об административном нарушении. В нем указаны нарушенный пункт Правил дорожного движения, статья кодекса и время проведения административной комиссии, куда нарушителю следует явиться. Виновному водителю всегда предлагается подписать протокол. Вместо этого взволнованный водитель произносит бранную речь и наотрез отказывается от подписи.
    Осудить такой поступок может лишь человек, никогда не попадавший в подобную ситуацию. И все же жест такой скорее психологический и связан с незнанием дела. Отказ от подписи протокола не снимет с Вас вины, так как Ваша подпись лишь означает, что вы внимательно ознакомились с протоколом. Логичнее взять протокол в руки и вписать, что с виной в ДТП не согласен. Свои возражения можно изложить письменно и приобщить к протоколу. Сам протокол не является предметом обжалования, однако, до разбора правонарушения Вы можете предоставить новые доказательства своей невиновности и настаивать на проведении дополнительной проверки.
  4. Не забывайте забрать документы
    Как правило, в день дорожно-транспортного происшествия после подписания схем и протоколов, водителям возвращают все документы на автомашину, водительские удостоверения или временное разрешение на право управления транспортным средством. Водителю, которому повезло меньше и который признан виновным, обязательно выдается копия административного протокола, а вместо водительского удостоверения -временное разрешение.
    Временное разрешение - это документ-аналог водительского удостоверения. Имеет единую форму и действителен на всей территории России. Выдается на 30 суток, и никто не вправе уменьшить срок действия даже на один день. Временное разрешение теряет свою силу после вынесения решения административной комиссии о лишении права управления или при возвращении водителю удостоверения.
  5. Административная комиссия
    Виновник происшествия в течение 10 дней после составления протокола приглашается на административную комиссию. Если Вы не согласны с предъявляемым Вам обвинением, то подготовьте заявление о повторном рассмотрении дела. В заявлении дайте свою оценку происшедшему с указанием причин несогласия. В соответствии с законодательством Ваше заявление примут, организуют по делу о дорожно-транспортном происшествии дополнительную проверку и в десятидневный срок подготовят ответ о ходе или результатах проверки. В течение всего времени проведения проверки Вы сможете продолжать пользоваться своей автомашиной по временному разрешению.
    Если Вы все же чувствуете свою вину в происшествии, принесите на административную комиссию ходатайство трудового коллектива, соседей с места жительства, своей семьи о применении к Вам минимального наказания, что обосновывается тяжелым материальным положением или производственной необходимостью.
  6. Оценка ущерба, причиненного транспортному средству
    Наибольшие разногласия между водителями обычно возникают в оценке суммы ущерба, причиненного автомобилю. Выход один - обратиться к независимым экспертам, умеющим с использованием прейскурантов цен, грамотно и непредвзято, в присутствии обеих сторон, подсчитать точную сумму ущерба. Заключение об ущербе потребуется в дальнейшем в ГИБДД и в суде. Для обращения в независимое автоэкспертное бюро достаточно иметь при себе свидетельство о регистрации транспортного средства и сведения о втором водителе: фамилию, имя, отчество, место жительства. В бюро Вам подскажут текст телеграммы с уведомлением о вызове на оценку второго водителя. В течение трех дней с момента осмотра автомашины оценочный акт будет готов.
    Для автомобилей, эксплуатация которых невозможна из-за повреждений, предусмотрен выезд эксперта на место парковки.
    • Оба водителя заинтересованы в том, чтобы принять участие в оценке, чтобы учли все повреждения, но и не насчитали лишнего.
    • Второй водитель приглашается на оценку телеграммой с уведомлением, которую направляют по месту прописки.
    • Оценка производится в присутствии обоих водителей или представителей владельцев автомашин. В случаях уклонения второй стороны оценка все равно состоится, достаточно предъявить уведомление от телеграммы.
    • Стоимость услуг эксперта включается в общую сумму ущерба и взыскивается с виновного водителя.
  7. Добровольное возмещение ущерба
    Речь пойдет о той стадии, когда в ГИБДД установили вину и теперь предстоит рассчитаться за поврежденную автомашину и ущерб здоровью.
    • Узнайте, кому принадлежит автомобиль
      Если автомашина записана на предприятие, государственное учреждение, войсковую часть и тому подобное, то деньги в счет погашения ущерба следует передавать не водителю, а представителю организации, с обязательным составлением расписки о возмещении ущерба и отсутствии претензий.
    • Как правильно подсчитать ущерб
      Ущерб автомашине уже подсчитан в экспертном бюро. Моральный вред учитывается только при обращении в суд. Остается оценить вред, нанесенный здоровью и неполученный заработок.
    • Выясните вопрос о страховке
      Мы живем в стране, где большинство населения малоимущее. Кто оплатит ущерб, если виновник не имеет ни гроша за душой? Вопрос риторический. Если автомобиль или здоровье человека застрахованы, то ущерб возместит страховая компания. Страхование - едва ли не единственный способ защитить себя на случай ДТП, угона автомашины.
    • Оплата лечения пострадавшему
      Во-первых, узнайте, имеет ли больной полис медицинского страхования. Для обладателей полисов стационарное лечение бесплатное, больному лишь предлагается приобрести ряд лекарственных препаратов с более эффективным действием, чем имеющиеся в больнице. В то же время пациент нуждается в усиленном питании и расходует на соки, фрукты, калорийную пищу немалые деньги. При отсутствии полиса всю стоимость лечения, включая койко-место и трехразовое питание больному придется оплатить.
      Амбулаторное лечение, т.е. лечение в поликлинике с ведением амбулаторной карты во многом оплачивается за счет больного, физиотерапевтические процедуры, инъекции, лечебный массаж, УЗИ внутренних органов, не говоря уже о лекарственных препаратах, - платные. Сюда же отнесем поездки на такси в поликлинику, ведь у пострадавших, как правило, повреждены ноги, и на общественном транспорте они добраться не смогут.
    • Рекомендуется навестить пострадавшего в больнице
      Нередко у водителя перед посещением больницы появляются сомнения. Не даст ли он повод пострадавшему сесть себе на шею. Безусловно, требуется определенное мужество, чтобы встретиться глазами с искалеченным человеком. В результате поездка откладывается, а больной человек, зачастую прикованный к постели, видя полное безразличие к своей судьбе, ожесточается и начинает винить во всех своих бедах водителя. Практика показывает, что при проявлении элементарного внимания и минимальной материальной помощи в виде лекарств, продуктов, пострадавший не претендует на деньги водителя. Страхи оказаться "вечным спонсором" беспочвенны. В конце концов, вы сами решаете, в каком объеме оказать помощь изувеченному человеку.
    • Посещение больницы начните с разговора с лечащим врачом
      Узнайте точный диагноз, поинтересуйтесь примерным сроком лечения, навещают ли больного родственники, не требуются ли дополнительно какие-либо лекарства. При покупке медикаментов передайте их лично лечащему врачу, впоследствии врач всегда подтвердит Вашу помощь в лечении. Прихватите в палату к больному фруктов, соков. Не пытайтесь в разговоре с пострадавшим выяснить, кто виноват в происшедшем. Вину установят в ГИБДД. Ценны Ваша человечность и внимание к незнакомому человеку, попавшему в беду, и, конечно, помощь лекарствами и витаминами.
    • Сохраняйте товарные чеки при покупке лекарств
  8. Виновник рассчитываться не спешит
    • Сила логики
      Далеко не всегда виновник ДТП желает возместить ущерб. Вам придется прибегнуть к элементарной логике и убедить оппонента, что платить все равно придется. Во-первых, Вы не успокоитесь и обратитесь в суд. Дело беспроигрышное, да и закон на Вашей стороне. Во-вторых, все судебные издержки, включая проведение оценки транспортного средства, а также услуги адвокатов виновнику придется дополнительно оплатить. В-третьих, в суде Вы будете вынуждены требовать возместить моральный вред, и сумма будет большой. В-четвертых, для оплаты ущерба на автомашину, гараж, садовый домик, а, возможно, и квартиру, суд наложит арест с последующей продажей, что вряд ли устроит виновника. И наконец, не жалко ли ему тратить столько времени и нервов на походы в суд, если все равно дело он проиграет и платить придется.
      Проявите дипломатичность в определении суммы ущерба. Учитывайте материальное положение и реальные возможности виновника. Может быть, интереснее получить только 70% суммы ущерба, но сразу, чем пытаться через суд вытягивать с неимущего всю сумму, потратить год, да так своего и не получить. Хочется напомнить, что в первую очередь виновник обязан возместить издержки суда, а лишь потом Ваш ущерб. Одним словом, не жалейте времени на убеждение, внесудебный порядок возмещения ущерба - это идеальный вариант.
    • Если без суда не обойтись
      Раз по-хорошему договориться не получилось, придется идти в народный суд. Судиться - дело хлопотное и обычному человеку без помощи юристов-профессионалов не обойтись. Вообще консультация юриста не повредит и при рассмотрении дела в ГИБДД. А уж при подаче иска в суд, при возбуждении против Вас уголовного дела обратиться к юристу сам бог велел.
      Дела по дорожно-транспортным происшествиям имеют особую специфику и требуют хороших знаний устройства автомашины, Правил дорожного движения, обладания навыками вождения, умения назначить автотехническую экспертизу и многого другого. Только опытные юристы, специализирующиеся на делах по ДТП, могут оказать водителю эффективную помощь.
      • Исковое заявление подается в суд по месту жительства ответчика.
      • Обращаться в суд нужно после вынесения решения по делу в ГИБДД.
      • Не теряйте надежды и продолжайте уговоры виновника добровольно выплатить стоимость ущерба.

Ответственность при дорожно-транспортных происшествиях.

Для водителя, ставшего виновником ДТП, предусмотрено несколько видов ответственности: уголовная - в виде лишения свободы; административная - штраф, лишение права управления автомашиной; гражданско-правовая - имущественное (денежное) возмещение ущерба. Все зависит от тяжести последствий.

  1. ДТП с повреждением автомобилей
    Наступает административная ответственность перед государством в лице Государственной инспекции безопасности дорожного движения - штраф; гражданско-правовая ответственность перед пострадавшим - восстановление поврежденного автомобиля.
  2. ДТП с причинением вреда здоровью людей
    Это случаи, когда пассажиру, пешеходу или водителю причиняются какие-либо телесные повреждения. Вид ответственности зависит от сроков продолжительности лечения пострадавших. Так, административная ответственность в виде штрафа или лишения права управления автомашиной на срок от 3 до б месяцев наступает, если срок общего лечения не превысил 21 дня. Говоря юридическим языком, здоровью пострадавшего причинен легкий вред. Лечение может быть стационарным с помещением в больницу или амбулаторным в поликлинике по месту жительства, но обязательно с ведением медицинских документов: истории болезни, амбулаторной карты. Если пострадавший в больницу не обращался, а лечился дома народными средствами, то ему будет проблематично доказать сроки своего лечения, тем более настаивать на возбуждении уголовного дела.
    При лечении более 21 дня или явных признаках увечий (потеря органа, обезображивание лица и т.д.) наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до двух лет, а при наступлении смерти пострадавшего - лишение свободы до 5 лет. И в том и в другом случае водитель остается обязан оказать материальную помощь в восстановлении пошатнувшегося здоровья пострадавшего. Ущерб здоровью определяется в денежном эквиваленте и состоит из следующих компонентов:
    • стоимости стационарного лечения;
    • стоимости амбулаторного и восстановительного лечения: физиопроцедуры, инъекции, сбор анализов, лечебный массаж, наложение гипса, пользование костылями, УЗИ, рентген, снимки, лекарственные препараты и т.д.;
    • наем автомашины для поездок в поликлинику;
    • стоимость косметических операций: при травмах головы и лица на первом этапе лечения восстанавливают костную структуру черепа, последующие этапы кожной (косметической) пластики платные и очень дорогостоящие;
    • услуги нянечки или сиделки: при переломах костей таза, позвоночника, ног пострадавший не в состоянии самостоятельно передвигаться и нуждается в дополнительном уходе.
    Кроме того, если дело дошло до суда, то пострадавший вправе потребовать возместить потерянный заработок и моральный вред. При этом под моральным вредом понимаются все физические и нравственные страдания больного человека и его родственников, связанные с получением травмы.
    В дополнение к сказанному отмечу, если уголовная и административная ответственность наступает только при наличии вины водителя, то гражданско-правовая ответственность по восстановлению здоровья пострадавшего применяется и к невиновным в ДТП водителям. Дело в том, что транспортное средство создает повышенную опасность для людей, и если Вам под колеса попал неосторожный пешеход, а Вашей вины нет, закон все равно обязывает Вас оплатить его лечение (статья 1079 Гражданского Кодекса РФ).

Отдельные виды дорожно-транспортных происшествий.
На примере нескольких типичных дорожно-транспортных происшествий хочется показать, как в несложных ситуациях из-за неграмотных действий водителя обстоятельства столкновения искажаются, и невиновный превращается в виновного.

  1. Простая ситуация:
    Наезд автомобиля ГАЗ-31029 на остановившуюся автомашину ВАЗ-2101. Вина очевидна, водитель а/м ГАЗ неверно выбрал скорость или не соблюдал безопасной дистанции. Но стоит водителю автомобиля ГАЗ слукавить, заявив, что "Жигули" двигались задним ходом, как все переворачивается с ног на голову. Законопослушному водителю расстраиваться не надо, достаточно сохранить место происшествия, следы столкновения, ни в коем случае не убирать автомобиль и вызвать ГИБДД. Наличие следов торможения любой из автомашин, расположение осколков стекол, осыпавшейся грязи и степень механических повреждений позволят установить виновного водителя. В свою очередь, если пострадавший водитель все-таки умудрился сдвинуть свою автомашину в сторону, позволил проезжающему транспорту закатать следы столкновения, определить вину будет невозможно.
  2. Лобовое столкновение
    Очевидный факт: кто выехал на встречную полосу, тот виновен в происшествии. Остается сохранить место столкновения и дождаться приезда ГИБДД. Для выяснения вопроса: кто заехал на встречную полосу? - требуется замерить ширину проезжей части. Вместе с сотрудниками ГИБДД примите самое активное участие в проведении замеров. Десять сантиметров могут решить вопрос о виновности той или иной стороны. Прямо на месте ДТП составляется черновик схемы с указанием всех расстояний на проезжей части. Внимательно ознакомьтесь с черновиком, второй возможности перемерить дорогу у Вас не будет. Бывают случаи, когда водитель не выезжал на встречную полосу, но по невнимательности подписал схему, где его автомашина изображена на встречной полосе. В таких случаях моряки говорят - сушите весла. Водитель не глядя подписал себе приговор и ни свидетели, ни повторный выезд на место аварии не помогут. Да и что замерять на дороге, с которой давно убрали автомашины? Что скажут свидетели, когда сам водитель замерял расстояние до места столкновения, подписал схему, а теперь идет на попятную?
    В качестве совета: в зимнее время замеряется фактическая ширина проезжей части, а не расстояние до поребриков. Это логично, летом проезжая часть 10 метров, а зимой всего 7. Для движения используется накатанная часть дороги, ее и стоит замерять, оставив в покое сугробы у бордюров.
  3. Маневрирование
    Водитель автомобиля "ГАЗель", двигаясь по дороге с двусторонним движением, имеющим четыре полосы, намеревается повернуть налево в дворовый проезд. Он заблаговременно занял крайнее левое положение на проезжей части, включил указать поворота и приступил к выполнению маневра. В это время в попутном направлении по встречной полосе с явным превышением скорости следовала автомашина "Москвич". Происходит столкновение. Каково же было удивление водителя автомашины "ГАЗель", когда его признали виновным в ДТП. "Позвольте, - возражал он. - Я не нарушал правил, а вот водитель "Москвича", напротив, мало того что ехал по встречной полосе, что на данной дороге недопустимо (п. 9.2 ПДД), так еще и скорость превысил. Почему же было принято такое решение?" Оба водителя виновны. Водитель "ГАЗели" виновен в столкновении, в ДТП, так как именно он согласно п. 8.1 Правил дорожного движения обязан обеспечить полную безопасность своего маневра. Водитель "Москвича" безусловно тоже нарушил Правила дорожного движения, за что был наказан административным штрафом, но его нарушения не находятся в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием. Иными словами, причиной столкновения послужило маневрирование, а не движение в прямом направлении, пусть и по встречной полосе с превышением допустимой скорости.
    Недопонимание водителями, что не все нарушения Правил дорожного движения являются причиной столкновения, приводят к большому разочарованию и денежным потерям.
    Еще один пример. На неравнозначном перекрестке произошло столкновение двух автомобилей. Один из водителей, тот, кто ехал по главной дороге, был пьян. Второй же водитель был абсолютно трезв, правда, выехал с второстепенной дороги. Кто же из них прав? В данном дорожно-транспортном происшествии виновен трезвый водитель, так как он не уступил дорогу. Вины же пьяного водителя в ДТП нет. В результате трезвый водитель будет восстанавливать обе машины, а второго (пьяного) накажут только за управление в нетрезвом состоянии.
  4. Проезд перекрестков
    Зачастую при столкновениях на перекрестках водителям тяжело доказать, кто выехал на зеленый сигнал светофора. Смена сигнала - дело нескольких секунд. Но именно горящий сигнал светофора позволит установить вину. В этой ситуации ваше спасение в свидетелях. Только они смогут подтвердить, кто из водителей выехал на зеленый свет. Раз уж вам довелось стать участником столкновения на регулируемом перекрестке, то бросайте все, спешите записывать свидетелей. Если нет добровольцев, запишите номера и марки соседних автомобилей.
    • Не отпускайте пассажиров своей автомашины, пока не запишете их фамилии и адреса.
    • Не забывайте про субъективный момент.
      Желательно, чтобы Вы первый добрались до телефона и вызвали ГИБДД. Этот факт имеет психологическое значение, так как служит подтверждением Вашей уверенности в своей правоте, во-вторых, Вы лишаете другого водителя повода дойти до телефона, а значит, он не сможет вызвать на место аварии своих знакомых и представить их в роли свидетелей.
      Существуют такие варианты столкновений на перекрестках, когда Правилами как бы предопределен исход дела. Речь идет о столкновении, где один водитель заканчивает проезд перекрестка, а второй только начинает движение в поперечном направлении. В лучшем положении всегда находится водитель, заканчивающий проезд перекрестка. Ему достаточно доказать, что он проехал стойку светофора на разрешающий зеленый, а в ряде случаев и желтый сигнал светофора. Водителю, начинающему движение, мало сказать, что выехал на зеленый свет. Потребуется доказать, что вторая автомашина выехала на перекресток, когда горел красный свет. Доказать подобный факт очень сложно, потому велика вероятность в конечном итоге оказаться виновным. Принципиальное значение будет иметь расстояние, пройденное обоими автомобилями, и скорость движения от стойки светофора до места столкновения.
  5. Наезд на пешехода
    Несколько аксиом. Дорога - рабочее место водителя. Движение пешеходов по проезжей части Правилами дорожного движения запрещено, допускается пересекать проезжую часть строго в установленных местах и под прямым углом к краю тротуара. В остальных случаях пешеход сам обеспечивает безопасность своего перехода. В то же время пешеходы, полностью пренебрегая личной безопасностью, выходят на проезжую часть в самых неподходящих местах. При этом они становятся нарушителями Правил и, попадая под автомашину, сами виновны в происшедшем.
    Несмотря на явную вину пешеходов при совершении ДТП всегда рассматривается вопрос, не нарушал ли водитель Правил. Своевременно ли затормозил, т.е. выполнил три требования п. 10.1 Правил дорожного движения. В абсолютном большинстве случаев, пешеходы так внезапно появляются на проезжей части, что не дают водителю никакой возможности избежать наезда. И только когда водитель прозевал момент выхода пешехода на дорогу и не успел вовремя нажать на тормоза, наступает ответственность вплоть до возбуждения уголовного дела. Хочется еще затронуть вот какую тему. Вы наверняка слышали истории про водителей, сбивших пешеходов, и из жалости соглашающихся довезти пострадавших до дому. Как правило, пешеходы по своей невнимательности попадают под колеса, водители же оставляют свой телефон, называют имя и со спокойной совестью уезжают. Не чувствуя за собой никакой вины и не предвидя проблем, водитель вскоре забывает о случившемся. Вместе с тем, пострадавший первые часы находится в шоковом состоянии и не понимает, что требуется медицинская помощь. На практике встречались случаи, когда люди со сломанными ногами самостоятельно доходили до дома. В итоге пострадавший обращается в больницу, а врачи, действуя по инструкции, сообщают о происшествии в Госинспекцию. Водитель выступает в роли злодея, уехавшего с места происшествия и не сообщившего в ГИБДД, что рассматривается как серьезное правонарушение, за которое судья может лишить права управления до трех лет, назначить исправительные работы, вынести внушительный штраф (статья 165 КоАП РФ).
    Не становитесь без вины виноватым
    Выясните на месте ДТП, имеет ли к Вам пешеход какие-либо претензии, возьмите расписку, а если все-таки отвезли его домой, то поспешите сообщить о происшествии в Госинспекцию.