Отчетность в сфере закупок товаров, работ, услуг. Как составить отчет об исполнении контракта: пошаговая инструкция Ежемесячный отчет по 44 фз образец

  • On 17.12.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Конкурс, НМЦК, СМП, Электронный аукцион

Заказчики по 44-ФЗ должны не только закупать у субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций определенную долю товаров и услуг. Им также вменяется в обязанность каждый год составлять об этом специальный отчет и размещать его в ЕИС.

Отчет заполняется и подается через ЕИС . Нужно войти в личный кабинет и заполнить все его разделы, а также прикрепить бумажную форму отчета — без этого система не даст его разместить. Кроме того, отсканированный бумажный отчет послужит страховкой от потери данных при всевозможных сбоях в информационной системе.

Структура отчета

Отчет состоит из трех разделов:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  1. В первом отражаются реквизиты заказчика .
  2. Во втором указываются данные для расчета объема закупок у СМП и СОНО, а также приводятся фактические закуплены объемы .
  3. В третьем разделе перечисляются реестровые номера контрактов .

Ниже разберем заполнение каждого из этих отделов.

Заполнение Раздела 1

Раздел 1, как правило, не вызывает сложностей. Здесь, помимо названия, организационно-правовой формы, адреса и прочих контактов, нужно указать всевозможные коды : ИНН, ОГРН, ОКВЭД, КПП и так далее.

Вопросы чаще всего возникают со следующими кодами:

  • ОКОПФ . Он предназначен для государственных и муниципальных учреждений. Нужно выбрать из диапазона 7 51 00 – 7 54 04.
  • ОКПО . За этим кодом стоит обратиться в бухгалтерию - он используется в бюджетной отчетности.
  • ОКТМО . Его можно либо посмотреть в статистической отчетности, либо получить на сайте ФНС через сервис «Узнать ОКТМО».

Заполнение раздела 2

Раздел 2 - самый информативный и сложный из всего отчета. В нем 9 показателей , которые нужно правильно рассчитать.

Обратите внимание! Все показатели раздела 2, за исключением позиции 8, заполняются в тысячах рублей. Показатель 8 указывается в процентах.

Рассмотрим заполнение второго раздела более подробно.

Показатель 1

Это среднегодовой объем закупок (СГОЗ) . Не нужно путать этот показатель с объемом закупок и з плана-графика . Закупки у СМП и СОНО должны составлять не менее 15% от СГОЗ.

С реднегодовой объем складывается из стоимости:

  • контрактов, которые в отчетном году были заключены, полностью исполнены и оплачены;
  • контрактов, которые были заключены до отчетного года, но частично оплачены в отчетном году;
  • контрактов, которые были заключены и частично оплачены в отчетном году, но будут исполняться в последующие годы.

Показатель 2

Здесь необходимо указать только объем контрактов, заключенных по части 1.1 статьи 30 закона 44-ФЗ. Это следующие типы контрактов:

  • поставщик по которым был определен в закрытых процедурах;
  • заключенные с единственным поставщиком;
  • по атомной энергии;
  • по кредитам.

Это все те контракты, которые исключаются из СГОЗ.

Показатель 3

Исчисляется разница между позициями 1 и 2. Это и будет тот объем закупок , от которого нужно рассчитать лимит контрактов с СМП и СОНО.

Показатель 4

Здесь необходимо привести рассчитанный объем закупок, которые должны быть проведены у субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций. Он составляет 15% от величины показателя 3.

Приведем пример. Посчитано, что СГОЗ заказчика в отчетном году составил 30 млн рублей. В том числе он закупил у единственного поставщика товаров, работ и услуг на сумму 1,8 млн рублей, провел закупки закрытым способом на сумму 2 млн рублей, а также закупил услуг по кредитованию на сумму 1,6 млн рублей. Кроме того, в отчетном году не состоялось открытых конкурсов на сумму 1,4 млн рублей, в результате чего были заключены контракты с единственным поставщиком.

Заполняем показатели 2-4:

  1. Показатель 2. Суммируем закупки, которые следует исключить из СГОЗ. Получаем сумму 6,8 млн рублей (1,6 млн + 1,8 мм + 2 мм + 1,4 мл).
  2. Показатель 3. Определяем разницу между показателями 1 и 2. Получается 23,2 млн рублей (30 млн — 6,8 млн).
  3. Показатель 4. Исчисляем 15% от показателя 3. Получаем 3,48 млн рублей.

Важно! 15% от суммы СГОЗ — минимальный объем закупок, произвести которые нужно у СМП и СОНО. Если закупить меньше, последует штраф по пункту 3 статьи 7.30 КоАП. Заказчика в этом случае оштрафуют на 500 000 рублей, а контрактного управляющего — на 50 000 рублей.

Показатель 5

Эта строка отчета предназначена для отражения стоимости контрактов, которые по факту были заключены с СМП и СОНО. Имеются в виду процедуры, объявленные специально для таких субъектов.

Отражать нужно только те контракты и их этапы, которые были оплачены в отчетном году.

Пример. В прошлом году заказчик заключил с субъектами малого бизнеса контрактов на 5 млн рублей. Оплачено в отчетном году из них было 2 млн рублей. Остальные суммы по условиям контракта будут уплачены позже. В позиции 5 отчета за прошлый год будет фигурировать 2 млн рублей .

Показатель 6

В этой строке отражается стоимость контрактов, в которых победители должны были привлечь СМП и СОНО в качестве субподрядчиков . Другими словами, это процедуры, не предназначенные для субъектов малого бизнеса, в извещении которых указана обязанность поставщика привлечь таких субподрядчиков.

Показатель 7

Здесь указывается общая стоимость товаров, работ и услуг, закупленных у СМП и СОНО. Для этого нужно суммировать показатели 5 и 6.

Показатель 8

Рассчитывается процентная доля закупок, фактически произведенных у СМП и СОНО. Формула такая:

Показатель 7 / Показатель 3 * 100%

Показатель 9

В этой строке следует указать НМЦК несостоявшихся процедур и незаключенных контрактов с СМП и СОНО.

Поясним на примере . Допустим, заказчик объявил для субъектов малого бизнеса:

  • аукцион с НМЦК 2 млн рублей;
  • запрос котировок с НМЦК 400 тыс. рублей.

Закупки не состоялись, а контракты были заключены с единственным поставщиком.

В отчете в позиции 9 будет указана сумма цен этих закупок:

2 000 000 + 400 000 = 2 400 000 рублей.

Заполнение раздела 3

В разделе 3 указываются реестровые номера записей контрактов . Их можно найти в личном кабинете ЕИС. При формировании отчета система укажет на реестр контрактов для выбора и заполнения этих номеров. Выбранные номера автоматически попадают в отчет.

Важно! Нужно отличать реестровые номера контрактов и номера извещений.

В разделе 3 заполняется всего 3 показателя. Это контракты:

  • которые заключены непосредственно с субъектами малого бизнеса;
  • к исполнению которых СМП и СОНО привлечены в качестве субподрядчиков ;
  • заключенные в результате закупок, проведенных специально для СМП и СОНО .

Размещение отчета

Размещение отчета в ЕИС производится через личный кабинет. В разделе «Отчеты заказчика » в блоке «Отчеты » нужно выбрать тип «Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций ». Следует заполнить все поля отчета и подписать его электронной подписью. Дата составления и размещения документов в ЕИС должна совпадать.

Крайний срок подачи отчета — 1 апреля следующего года. Отчет за 2017 год нужно сдать до 2 апреля 2018 года — срок переносится из-за выходного дня.

Если все закупки производятся у единственного поставщика

На практике некрупные заказчики зачастую абсолютно все свои закупки проводят у единственного поставщика. Как указано выше, такие закупки не включаются в СОГЗ. Получается, что в этом случае заказчики не обязаны заключать контракты с СМП и СОНО . Освобождает ли этот факт их от размещения отчета?

В Минфине считают, что составлять отчет нужно и в этом случае . Однако он будет нулевым, то есть его графы следует оставить пустыми. Такое мнение ведомства изложено в письме № 24-01-10/73595 от 8.11.2017.

Согласно ч.3 ст. 103 Закона 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу п. 12 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1084
"О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство:

В течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта - информацию и документы, указанные в подпунктах "а" - "ж", "и", "м" и "о" пункта 2 настоящих Правил;

В течение 3 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги - информацию и документы, указанные соответственно в подпунктах "з", "к", "л" и "н" пункта 2 настоящих Правил.

Второе. на сайте должен быть опубликован в следующие сроки.

В рамках ч. 11 ст. 94 Закона 44-ФЗ порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в части 9 настоящей статьи, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1093
"О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения" отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня :

а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;

б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;

в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее - исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Необходимо помнить, что согласно ч. 10 ст. 94 Закона 44-ФЗ к отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ.

В рамках п. 10 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1093
отчет и документы в электронной форме, предусмотренные частью 10 статьи 94 Федерального закона, подлежат размещению в единой системе. Указанные отчет и документы размещаются в единой системе в виде файлов, обеспечивающих возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающих после их сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (электронный вид), или файлов с графическим образом оригинала документа (графический вид). При этом такие файлы должны быть подписаны электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика.

По поводу п. 10 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1093 на сайте http://zakupki.gov.ru/ в рубрике "вопросы - ответы" задан вопрос:

Каким образом публиковать отчет об исполнении этапа исполнения контракта согласно постановлению Правительства РФ № 1093 от 28 ноября 2013г?

ответ:

Предлагаемые способы размещения отчета в реестре контрактов:

  1. размещение отчета путем прикрепления его в виде файла к информации об исполнении контракта (о расторжении контракта), подаваемой по факту приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
  2. размещение отчета путем прикрепления его в виде файла к информации об исполнении контракта (о расторжении контракта) при внесении исправлений в такую информацию.

Также считаем важным на ч. 8 ст. 103 Закона 44-ФЗ.

В силу ч. 8 ст. 103 Закона 44-ФЗ контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате, за исключением договоров, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Заполнять отчет по контрактам?

Минэкономразвития в Письме от 17.06.2014 N Д28-1008 разъяснило порядок заполнения формы отчета по контрактам. Чего-то принципиального сказано не было.
Стоит отметить только следующее. При заполнении раздела "информация об исполнении контракта" зачастую встает вопрос: что указывать датой начала действия контракта и датой окончания действия по графе "исполнено". То есть если по предусмотренному контрактом понятно, то вопрос есть по фактическому исполнению.

Министерство разъяснило: "В показателях 1 и 2 графы 4 "Исполнено" раздела III формы отчета указываются данные (ДД.ММ.ГГГГ) из документов, подтверждающих приемку выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров (например, акт приема-передачи выполненных работ)".

2. Необходимо ли в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N размещать отчет об исполнении этапа контракта, если оплата по контракту производится ежемесячно?

Данный вопрос так и не получил однозначного решения в письмах Минэкономразвития РФ и Казначейства РФ:
1) в Письме Минэкономразвития РФ от 29.11.2013 N Д28И-2263 был сделан вывод, что "при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно";
2) в Письме Казначейства РФ от 30.05.2014 N 42-5.7-09/5 указанная выше позиция была поддержана. При этом Казначейство специально указало, что в реестр сведения включаются только после полного исполнения обязательств по контракту, то есть независимо от этапов исполнения, после завершения всех этапов;
3) в Письме Минэкономразвития РФ от 30.09.2014 N Д28И-1889 сделан уже прямо противоположный вывод: "этапы поставки товара, выполнения работы, оказания услуги определяются только в том случае, если они прямо предусмотрены контрактом. Отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта составляется и подлежит размещению на официальном сайте только в том случае, если такие этапы предусмотрены контрактом";
4) в Письме Минэкономразвития РФ от 31.12.2014 г. N Д28и-2919 сделан опять обратный вывод: "при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно".
Итак, в первом письме Минэкономразвития РФ признает, что при отсутствии соответствующего указания на этапность в самом контракте, но при ежемесячной приемке и оплате заказчик обязан не только проводить экспертизу, но и публиковать отчет. В третьем письме Минэкономразвития РФ полагает, что без прямого указания в отчете на этапность исполнения публиковать отчет не надо. А в четвертом письме Минэкономразвития РФ опять возвращается к изначальной позиции. Как же это можно понять?
В этой ситуации придется, видимо, согласиться с последней по времени позицией Минэкономразвития РФ. Еще одно возможное толкование состоит в том, что в случае проведения ежемесячной экспертизы заказчики обязаны делать отчет ежемесячно. Но если экспертиза не производится, осуществляется только ежемесячная оплата, то составлять отчет не нужно.
Аналогичное мнение высказано в Письме Минэкономразвития РФ от 27.05.2015 N Д28и-1349, от 20.05.2015 N Д28И-1442, 03.08.2015 г. N Д28и-2236, 27.07.2015 г. N Д28и-2216.
В Письме Минэкономразвития РФ от 30.10.2015 г. N Д28и-3467 сделан вывод, что даже если отдельные этапы контрактом не выделены, но приемка и оплата осуществляются ежемесячно, это может быть расценено как этапы исполнения. Следовательно, необходимо размещать отчет по результатам таких этапов.
В Письме Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 г. N Д28и-1442 сказано, что график оплаты может быть равен этапам исполнения контракта, если такие этапы не выделены в контракте.

3. Надо ли размещать отчет, если сведения о контракте не включаются в реестр?

Нет, не надо. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 08.04.2015 N Д28и-963. Позицию Министерства можно понять таким образом, что если закупка по п. 23 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N не включается в реестр, то и отчет составлять не надо. Аналогичный вывод, но применительно конкретно к п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N , сделан в Письме Минэкономразвития РФ от 13.09.2015 г. N Д28и-2347.

4. Как включить сведения в отчет, если поставщик ликвидирован?

В этом случае необходимо на официальном сайте закупок внести сведения о том, что исполнение контракта завершено. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 02.10.2015 N Д28и-2976. Свою позицию Министерство основывает на том, что в соответствии с гражданским законодательством ликвидация организации прекращает обязательства.

Представители, осуществляющие закупочную деятельность от лица заказчика, будь то , периодически должны предоставлять отчет заказчика по ряду направлений: исполнение конкретного этапа или же госконтракта в целом, осуществление , сведения о количестве и общей стоимости договоров. Отчетность должна вестись как по ФЗ-44, так и по ФЗ-223.

Отчеты заказчиков по 44-ФЗ

Заказчик отчитывается по следующим направлениям:

  • итоги исполнения контракта (или его этапа);
  • у СМП и СОНКО;
  • обоснование необходимости закупок у единственного поставщика.

Также к ежегодной отчетности, заполняющейся непосредственно в ЕИС, относятся сведения о мониторинге реализации крупных проектов с государственным участием (срок предоставления законом не устанавливается).

Исполнение госконтракта

Применяются две законодательно установленные формы: () и отчет об исполнении контракта или отдельных этапов контракта (). Реестр контрактов представляет собой перечень всех контрактов, заключенных заказчиком. В него вносится информация об их исполнении, изменении, расторжении. Отчетность ведется непосредственно в ЕИС.

Сведения предоставляются заказчиками в территориальный орган Федерального Казначейства, ответственного за ведение реестра контрактов, в течение 3-х рабочих дней с момента заключения контрактных отношений. При возникновении условий, изменяющих положения договора, необходимо также предоставить информацию в ФК в трехдневный срок.

Отчет о исполнении отдельного этапа или всего контракта

Регламентируется Постановлением Правительства от 28.11.13 № 1093. Заказчики заполняют и размещают его в ЕИС в течение 7 рабочих дней с момента оплаты товара, работы или услуги и подписания акта, или же в период семи рабочих дней с даты расторжения контракта. Если же условия договора были исполнены не на должном уровне, контрактный управляющий должен отметить это в отчетности в виде конкретной претензии к исполнителю.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Также должно оформляться в виде для каждого контракта с единственным поставщиком. В отчете заказчик должен обосновать, что конкурентные способы определения поставщика () недопустимы и нецелесообразны. В документе нужно указать стоимостные и количественные условия договора.

Этот отчет не всегда обязательно заполнять. Документальное оформление госзакупки у единственного поставщика в форме отчета необходимо при заключении контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении у организации-заказчика, на приобретение товаров, потребность в которых образовалась при разного рода ЧП, на поставку культурных ценностей для комплектации фондовых активов, на покупку произведений литературы и искусства у лиц, владеющих на них исключительными правами. Полный список случаев, при которых оформление отчетности не является обязательным, представлен в положениях ч. 3 ст. 93 44-ФЗ.

Сведения о годовых объемах закупок у СМП и СОНКО

Размещается в ЕИС. Это еще один отчет заказчика, региональные сроки которого устанавливаются до 1 апреля финансового года, следующего за отчетным периодом. Доля ТРУ, приобретенные у таких организаций, должна составлять 15 и более процентов от совокупного объема закупок в год. В предоставляемую документацию также включается информация о несостоявшихся закупочных процедурах с организациями СМП и СОНКО.

Использование материалов госзаказчика

Подрядные работы (строительство) могут осуществляться с использованием материалов (полностью или частично) как подрядчика, так и заказчика, предоставленных исполнителю на давальческой основе для выполнения работ на соответствующем уровне (ст. 704, 713, 745 ГК РФ). При возникновении подобных ситуаций организация-заказчик составляет отчет об использовании материалов, переданных заказчиком, образец которого можно скачать ниже. Отчетная документация не входит в рамки действующего законодательства о контрактной системе и регулируется положениями Гражданского кодекса РФ.

Отчетность по 223-ФЗ

В этом случае предусмотрено всего два отчета:

  • ежемесячный по договорам;
  • о закупке инновационной и высокотехнологичной продукции.

Ежемесячная отчетность

Публикуют те заказчики, которые надлежащим образом разместили Положение о закупках товаров, работ, услуг.

В отчет включаются сведения о количественных и стоимостных показателях по следующим направлениям (ч. 19 ст. 4 223-ФЗ):

  • договоры, заключенные учреждением по результатам приобретения ТРУ;
  • договоры, заключенные с единственным поставщиком;
  • договоры, заключенные по результатам закупки, сведения о которой составляют гостайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ в соответствии с ч.16 ст. 4 223-ФЗ;
  • договоры, заключенные по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Отчетность о закупке инновационной и высокотехнологичной продукции

Предоставляется с периодичностью раз в год. В нее включаются сведения о количестве и общей стоимости контрактов, заключенных у субъектов СМП, и долю договоров на приобретение инновационной и высокотехнологичной продукции у СМП в совокупном годовом объеме (постановление Правительства от 25.12.15 № 1442).

Утвержденная форма представлена двумя частями:

  • информация о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции по итогам года;
  • аналогичные данные по закупкам у СМП по итогам финансового года.

Административная ответственность за несоблюдение порядка отчетности

Ответственность за несоблюдение сроков или за неразмещение отчетности по 44-ФЗ и 223-ФЗ несет персонально контрактный управляющий или ответственное за закупочную деятельность в организации должностное лицо.

При нарушении сроков более чем на 2 рабочих дня штрафные санкции могут достигать 30 000 руб. в отношении физических лиц и 100 000 руб. в отношении юридических лиц (ч. 1-1.3 ст. 7.30 КоАП РФ). Если сведения в ЕИС были опубликованы с задержкой в 1 день, ответственному лицу грозит штраф в 3000 руб., а организации — 10 000 рублей.

Отчет о закупках у СМП - это обязательный документ, который заказчики обязаны опубликовать до 1 апреля. Он подтверждает, что заказчик выполнил требования 44-ФЗ об обязательном объеме у субъектов малого предпринимательства. Причем не важно, работают они по 44 или по 223-ФЗ.

Кто и когда должен отчитаться

Заказчику необходимо провести не менее 15 % от совокупного годового объема заказов (СГОЗ) у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года сотрудник контрактной службы (контрактный управляющий) составляет документ, отражающий объем проводимых заказов среди таких организаций. Форму отчета СМП по 44-ФЗ 2019 года утверждает и подписывает руководитель организации или иное уполномоченное лицо.

Законом 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик в течение 3 месяцев с момента окончания года должен составить и разместить отчетность в открытом доступе. Соответственно, отчет о СМП до 01 апреля 2019 необходимо сдать, чтобы закрыть 2018 год. Не стоит забывать, что отчет по СМП по 223-ФЗ необходимо было опубликовать до 01.02.2019, т. е. срок для подготовки по 44-ФЗ больше.

Если заказчик не разместит отчетность в ЕИС, то должностному лицу придется оплачивать административный штраф в размере 50 000 руб., юридическим лицам — 500 000 руб. А за осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций в размере менее 15 % от СГОЗ — штраф в 50 000 руб.

Последние изменения

Заполняя отчет СМП за 2018 год не забудьте про поправки, которые вступили в силу с 01.01.2019. Они изменили ч. 1.1, 4 ст. 30 44-ФЗ.

Минфин в Письме № 24-01-07/79316 от 02.11.2018 подтвердил, что отчитаться о закупках у СМП за 2018 год нужно с учетом нововведений.

Ключевой момент изменений в том, что если конкурентная закупка среди СМП и СОНКО не состоялась и в итоге подписали госконтракт с единственным поставщиком по п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93. Сумму такого госконтракта теперь придется учесть и в обязательном объеме закупок у СМП, и в СГОЗ для расчета этого объема. Но форму отчета не привели в соответствие с новыми правилами. Полагаем, что сведения о закупках у СМП и СОНКО по п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе нужно:

  • не включать в п. 2 разд. 2 отчета и, следовательно, учесть это при расчете данных в п. 3, 4, 8 разд. 2 отчета;
  • отразить в п. 5 разд. 2, п. 1 разд. 3 отчета;
  • не учитывать при формировании данных в п. 9 разд. 2 отчета;
  • не включать в п. 3 разд. 3 отчета.

Скачать форму отчета СМП по 44-ФЗ

Инструкция по заполнению отчета по СМП

Правила, как заполнять отчет о СМП и СОНО, а также бланк утверждены Постановлением от 17.03.2015 № 238.

Форма отчета по СМП содержит 3 раздела.

1. Данные заказчика. Наименование, ИНН, КПП, организационно-правовая форма, адрес, телефон, электронная почта, а также данные классификаторов ОКОПФ, ОКПО, ОКТМО.

2. Информация об объеме закупок. Первая строка — это СГОЗ (за исключением финансовых ассигнований, выделенных на заказы с государственной тайной). Напомним, что СГОЗ — это все денежные средства, выделенные заказчику на соответствующий финансовый год в тысячах рублей. Расчет СГОЗ производится согласно п. 16 ст. 3 ФЗ № 44.

Как посчитать СГОЗ для госзаказчиков (пример расчета)

Заказчик подписал следующие госконтракты:

  • в 2016 году суммарно 6 000 000 рублей, в том числе в 2018 году по этим контрактам было заложено 1 500 000 рублей бюджетных денег;
  • в 2017 году суммарно 4 000 000 рублей, в том числе в 2018 году по этим контрактам было заложено 1 000 000 рублей бюджетных денег;
  • в 2018 году суммарно 5 000 000 рублей, в том числе в 2018 году по этим контрактам было заложено 2 000 000 рублей бюджетных денег.

СГОЗ за 2018 год = 1 500 000 рублей + 1 000 000 рублей + 2 000 000 рублей = 4 500 000 рублей.

В СГОЗ включаются не только фактически потраченные в отчетном году по госконтрактам деньги, но и доведенные лимиты бюджетных обязательств на текущий год. Это подтверждается в Письме Минэкономразвития № Д28и-1632 от 21.04.2017.

Вторая позиция отчета СМП 2019 — объем финансирования для оплаты контрактов, которые не учитываются при определении размеров закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Законодатель учитывает, что в определенных сферах в силу специфики работ участниками не могут быть малые предприниматели. К таким областям относятся: обеспечение обороны страны и безопасности государства, оказание услуг по предоставлению кредитов, выполнение работ в области использования атомной энергии и др., согласно ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.

Строка 3 — это СГОЗ минус вышеперечисленные сферы. Таким образом, указывается объем, в котором высчитывается доля закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Например, СГОЗ (по пункту 2) = 4,5 млн (общий СГОЗ за отчетный период) минус 1,5 млн руб. (закупки за отчетный год по части 1.1 статьи 30 44-ФЗ) = 3 млн руб.

Позиция 4 — это требуемый законом минимальный объем закупок, которые заказчик должен провести среди предпринимателей. То есть из показателя строки 3 вычитаем 15 %. Заказчик обязан проводить закупки среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее указанного в строке 4.

Строки 5 и 6 — объем состоявшихся закупок, проведенных только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также относительно субподрядчиков, являющихся СМП. Позиция 7 — это сумма этих значений.

Например, общий объем закупок СМП = 350 000 руб. (финансирование по закупкам только среди СМП и СОНО) + 150 000 руб. (деньги, полученные субподрядчиками, которых привлекали из числа СМП и СОНО) = 500 000 рублей

Если заказчик решил произвести закупки у СМП и СОНО по гособоронзаказу по атомной энергии, используя закрытые способы организации закупок, то финансовые показатели по этим закупкам нужно тоже включить в отчет СМП по 44-ФЗ.

Строка 8 — процент заказов, проводимых среди субъектов малого предпринимательства, то есть доля строки 7 в строке 3. Этот объем необходимо сравнить с объемом, указанным в позиции 4.

Здесь нужно посчитать долю закупочных процедур у малого бизнеса и социальных организаций в годовом объеме закупок. Для расчета доли закупок у СМП нужно взять значения из пунктов 3 (СГОЗ за вычетом закупочных процедур по части 1.1 статьи 30 закупочного закона) и 7 (совокупный объем закупок у малого бизнеса и социальных организаций).

Доля закупок у СМП и СОНО = 500 000 рублей / 3 000 000 рублей × 100 % = 16,7 %.

Увидим, что объем реально проведенных закупок у малого бизнеса и социальных организаций соответствует требованиям закона, то есть не менее 15 %.

Последняя, 9 позиция, — это общая сумма НМЦК по несостоявшимся госзакупкам, объявленным только для субъектов предпринимательства и некоммерческих организаций (контракт либо не заключен, либо заключен на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 с единственным поставщиком).

3. Номера реестровых записей. В этом разделе заказчик подтверждает указанные выше значения фактическими данными. То есть нужно не просто указать количество и стоимость соответствующих контрактов, но и сослаться на конкретные уникальные номера из реестра ЕИС.

Как опубликовать отчет на сайте ЕИС

Зайдите на страницу «Перечень отчетов заказчика».

Найдите сохраненный отчет и откройте его. Перейдите во вкладку «Документы», нажмите кнопку с изображением принтера. Распечатайте отчет, подпишите, поставьте печать. Датой отчета будет дата, когда будете размещать его в ЕИС (п. 4 Постановления № 238 от 17.03.2015).

Отсканируйте отчет и прикрепите файл во вкладке «Общая информация об отчете». Нажмите «Разместить», подпишите электронной подписью. После этого произойдет размещение отчета в ЕИС (п. 4 Постановления № 238 от 17.03.2015).

Как исправить ошибки при размещении в ЕИС отчета по СМП

С 2019 в ЕИС прописали код, который позволяет автоматически заполнять отчет. Правда, пока функционал не оправдывает надежд (не все госконтракты подтягивает, некорректно рассчитывает и т. п.) и не позволяет заполнить данные вручную:

  • решение 1: проанализировать госконтракты из реестра на наличие отметки «СМП» в графе «Статус» поставщика;
  • решение 2: добавить файл с правильными данными;
  • решение 3: обращаться за помощью в службу технической поддержки.

Решение 1:

  1. Ищем контракт среди завершенных.
  2. Переходим в раздел «Документы», ищем последний документ, при публикации которого поставили галочку на «исполнение завершено» и отменяем как недействительное.
  3. Когда вернете госконтракт на этап «Исполнение», то при клике на кнопку во всплывающем списке после журнала событий будет кнопка «Внести изменения» и внутри в первой позиции нужно нажать на «Исправление сведений». Обосновать изменения можно так: «уточнение статуса исполнителя как субъект малого бизнеса».
  4. Вероятно, придется отправить сведения на контроль. Если контроль прошли успешно, то в разделе «Исполнение» и вновь заполняем данные. Система может «ругаться» на нарушение сроков.
  5. Делаем скриншоты до и на каждом этапе, чтобы подтвердить, что правки нужны были для отчета.

Как альтернативный вариант — можно подождать до марта, может, ЕИС поправит отчет.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!