Объективное право и субъективное юридическое право: соотношение и взаимосвязь. Субъективное право: понятие

В наше время весьма остро встает проблема преступности, законности, справедливости и нравственности. Наше государство, проведя демократические реформы и приняв ценности рыночной экономики, стремится стать поистине демократическим и правовым государством.

Чтобы человек не делал, он непрерывно вступает с другими, нередко с коллективами, а то и с государством в определенные отношения. В различные отношения вступают между собой и организации, учреждения, предприятия. Многие из этих отношений регулируются правом.

Итак, право – это важнейшее средство проведения политики государства. В современном обществе невозможно жить без права, законов. Без законов о собственности, о земле, о налогах и т. д. невозможно реализовать экономические реформы.

Будучи фундаментальным регулятором общественных отношений (политических, экономических и т. д.), закрепленных в законе, право воздействует на волю и сознание граждан, побуждает их вести себя в соответствии с целями и задачами построения правового государства.

Право – это система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Даже если общество разделено на сословия, правовые нормы в равной мере затрагивают интересы и тех, кто «наверху», и тех, кто «внизу». Родовитый дворянин А. В. Сухово-Кобылин (1817 – 1903), например, по недоказанному обвинению в причастности к убийству много лет пребывал в цепких лапах несправедливого правосудия, что дало ему материал для сатирических пьес «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина». В нетоталитарных государствах право нередко оказывается на стороне даже гонимого человека. Это свидетельствует о самоценности права. Хорошо известен результат слушанья в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее, и она успела скрыться прежде, чем опомнившиеся полицейские попытались вновь привлечь ее к ответственности.

Право в широком смысле обозначает безусловный, бесспорный принцип, стоящий над государством и законом, защищающий высшее духовное благо, правду, справедливость. Право – понятие неоднозначное. Оно используется в нескольких значениях. Первое – совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение, которых взыскивает государство. Другое значение личная возможность. Эта возможность гарантируется законом. Речь идет о таких правах человека, как право на свободу совести, религии, на труд, образование, социальное обеспечение и т. д. И, наконец, мы часто используем слово «право» не в юридическом значении. Это тоже личная возможность, но не зафиксированная в законах. Мы говорим: «Я имею право на уважение, на внимание, на свою точку зрения». И эти права достойны такого же уважения, как и обеспеченные поддержкой закона.

Норм права очень много. Порой они кажутся безбрежной галактикой с бесчисленным количеством звезд и планет. Но эти нормы отнюдь не беспорядочны. Между ними есть сходства и различия. Все правовые нормы представляют собой систему, т. е. нечто целое, состоящее из связанных друг с другом частей (элементов). Например, нормы, регулирующие трудовые отношения, составляют трудовое право; семейные отношения ориентируются на нормы семейного права; наказания за преступления предусмотрены уголовным правом, а за другие правонарушения (поступки) – административным правом и т. д. Все это - отрасли права.

Нормы права – это не застывшие раз и навсегда догмы, они постоянно совершенствуются в соответствии с особенностями эпохи, как правило, становятся гуманнее, демократичнее.

Четыре значения термина «право».

1) В смысле обычных прав – свободы или возможности поведения, основанные на обычаях.

2) В смысле моральных прав – свободы или возможности поведения, основанные на принципах добра, справедливости.

3) В смысле корпоративных прав – свободы или возможности поведения, основанные на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединений партий.

4) В юридическом смысле – свободы или возможности поведения, основанные:

На субъективном праве;

На объективном праве.

Суждения о праве.

Теории происхождения права:

1)Теологическая теория.

Представитель: Фома Аквинский (философ)

Основные положения:

Закон – общее правило для достижения поставленной цели;

Законы делятся на божественные и человеческие;

Все предписания человеческого закона вытекают из Божьей воли и разума;

Право представляется божественной справедливостью и окружается ореолом святости.

2)Теория естественного права.

Представители: софисты, Аристотель, Цицерон, Т. Гоббс, Спиноза, И. Кант.

Основные положения:

Законы, принимаемые в государстве, должны быть естественными, то есть опирается на природное начало;

Источник права – разум;

Главные принципы права – его нравственная основа.

3)Историческая школа права.

Представитель: Густав Гуго (Германия)

Основные положения:

Право возникло из потребности разрешения споров;

Споры должны решаться при участии третьей стороны.

4)Позитивная теория.

Представитель: Иеремея Бентам (английский философ)

Основные положения:

Право представляет собой нормы, установленные государством и направленные на удовлетворение интересов человека.

5)Реалистическая теория.

Представитель: Роберт Иеринг.

Основные положения:

В основе права – реальные общественные интересы, их борьба и конфликты;

Право – это право силы и сильного.

6)Нормативистская или «чистая» теория права.

Представитель: Ганс Кельзен (Германия).

Основные положения:

Право – это особенный мир, отличающийся от того, в котором мы живем;

Право есть принудительный нормативный порядок, модель поведения людей;

Мы должны вести себя так, как установлено законом.

7)Русская школа права (психологическая).

Представитель: Л. И. Петражицкий.

Основные положения:

Право нельзя относить к явлениям, находящимся вне человека, оказывающим на него внешнее воздействие;

Правовые начала коренятся в психике человека.

8)Марксистская правовая теория.

Представитель: Эдуард Бренштейн.

Основные положения:

Право есть воля господствующего класса, возведенная в закон;

Право должно стать важным средством обеспечения демократических порядков;

Представление о праве как проявление общественной солидарности.

Человечество существует миллионы лет. Право гораздо моложе. Оно представляет собой продукт и важнейшее звено цивилизации и, подобно государству, появилось около шести тысяч лет назад.

Общественная потребность в праве.

Необходимость:

1) Установление единого порядка отношений людей в обществе;

2) Установление единого порядка отношений народов в мировом сообществе;

3) Поддержание единого порядка в условиях в условиях расслоения общества на социальные слои и группы;

4) Ограничение и смягчение силового противодействия социальных групп, народов и государств.

Появление права как особого регулятора человеческого поведения было обусловлено тремя видами причин:

А) социальными (связаны с изменением в психологии и поведении людей);

Б) экономическими (связаны с формированием частной собственности);

В) политическими (связаны с появлением государства, общественных классов и сословий).

В каждом обществе наряду с правом в юридическом значении (субъективным и объективным) существует естественное право, которое охватывает такие права, как право на жизнь, свободу. Они не важны в каких-либо особых нормах, а существуют в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни.

Возьмем право человека на жизнь. Казалось бы, какие могут быть возражения? Это гуманная норма оставляет право распоряжения жизнью конкретного человека за ним самим – и больше ни за кем. Что это значит? Это значит, что нарушением прав человека является любое убийство – будь то на войне, в пьяной драке, по приговору суда. Сам дух прав человека направлен на то, чтобы признать преступной любую войну, любое убийство, любое душегубство.

Однако войны существуют. Практически все государства азартно формируют и укрепляют свои армии, во многих странах существует смертная казнь, а что касается уголовных убийств, то их количество стабильно свидетельствует о крайне низком нравственном уровне значительного слоя население многих стран. Тем не менее сфера реального действия этой нормы постоянно расширяется – по меньшей мере, в сознании миллионов людей. Наиболее остро обсуждается сейчас в мире проблема допустимости смертной казни. Продолжается общечеловеческое движение за исключение войн из числа средств решения международных проблем. В настоящее время активно, в основном на Западе, обсуждается проблема допустимости автаназии – умерщвления в случае неизлечимости болезни или рождения с непоправимыми уродствами.

Некоторые аргументы в пользу сохранения смертной казнизвучат достаточно убедительно. На самом деле: если какой-то негодяй хладнокровно убил десяток людей, стоит ли оставлять его в живых? Но как же в этом случае быть с правом на жизнь? Ведь, казня даже самого отвратительного субъекта государство перечеркивает это право.

В отличие от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, выраженное в законах. Оно является результатом творчества людей.

Только – только родился человек, а закон уже признает его основные права и свободы, среди которых – право на жизнь, на достоинство личности, свободу от пыток, насилия. Он уже может быть законным частным собственником имущества, ему гарантируется право наследования.

После семидесяти с лишнем лет борьбы с частной собственностью и частнособственнической психологией в основном законе страны записано, что право частной собственности охраняется законом. Конечно, это положение для многих непривычно. Легко объявить это право, труднее сделать так, чтобы частная собственность (не только на мелкие бытовые вещи, как у большинства нынешних россиян) была у людей в действительности – в виде домов, магазинов, кафе, больших пакетов акций, участков земли и т. д. Право собственности реализуется с помощью разгосударствления и приватизации (передачи государственного имущества гражданам).

Практически все имущество, которое нас окружает, кому-нибудь или чему-нибудь принадлежит.

Ввиду особой важности вопроса о том, кому (или чему) что должно принадлежать, гражданское законодательство устанавливает право собственности, которое регулирует отношения собственности.

Собственность – это отношение собственника к вещи как к своей. Закон обеспечивает собственнику право собственности. Содержание права собственности составляют три правомочия: право владения, право пользования и право распоряжения.

Право владения выражается в фактическом обладании вещью. Право пользования – это использование полезных свойств вещи. Право распоряжения – это определение юридической судьбы вещи: ее продажа, дарение, сдача в аренду и др.

Например, Иванов купил автомобиль. Право владения заключается в том, что машина принадлежит только Иванову и больше никому. Иванов может постоянно держать автомобиль «на приколе», но скорее всего будет ездить на нем, реализуя право пользования, извлекая конкретную пользу. И наконец, он сможет продать авто, подарить его, сдать в аренду, поскольку обладает правом распоряжения.

Формы возникновения и существования позитивного права:

1)Обычное право (формирующим началом для юридических норм являются обычаи).

2)Право судей (юридические нормы возникают в результате судебного решения)

3)Право законодателя (возникает нормативный документ, через который вводятся новые нормы).

Сущность права:

Регулирование общественных отношений в условиях цивилизации, в достижении стабильности общества, при которой реализуется демократия.

Функции права:

1)Упорядочение общественных отношений путем закрепления существующего общественного порядка.

2)Установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядок их возложения.

Предназначенность права:

Обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать условия для действия в обществе экономических и духовных факторов.

Признаки права:

Выражает волю господствующего класса или всего народа (социализме);

Обусловлено господствующими производственными отношениями;

Система норм возведенных в ранг общеобязательных правил поведения;

Определенная система норм;

Устанавливается господством;

Гарантируется принудительной силой государства;

Система норм, санкционируемых государством.

Отличия правовых норм от иных социальных норм.

Социальные нормы Правовые нормы

1)регулируют разные отношения 1)правовую норму устанавливает государство.

2)адресованы разным людям 2)адресованы всем членам общества

3)по-разному создаются и доводятся до сведения 3)должны иметь письменную форму и содержать законы, то есть нормативно

– правовые акты.

4)заставить исполнять эти нормы можно по-разному. 4)охраняется и защищается государством.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: .
Рубрика (тематическая категория) Государство

Объективное право существует как явление, практически не зависящее от воли конкретного субъекта. Объективное право - регулятор общественных отношений, оно формируется постепенно. Люди в своей жизни вступают в многочисленные отношения, чтобы удовлетворить разнообразные потребности - в товарах, услугах, в создании семьи, в трудовой деятельности и т.п. В соответствии с этим со временем формируются нормы, устоявшиеся правила поведения, которые становятся нормами права. По этой причине к такому понятию права применяют термин ʼʼобъективноеʼʼ.

Субъективное право представляет собой притязания субъекта на возможное поведение (право на образование, право участвовать в выборах органов государственной власти и т.д.); это право принадлежит отдельному субъекту, его использование зависит от его воли, именно в связи с этим оно именуется субъективным. Право в субъективном смысле - это право на что-то, на какие-либо действия, к примеру, право на труд, право на образование, право покупателя по договору купли-продажи требовать передачи оплаченного товара. При этом субъективное право закрепляется в тех самых нормах, совокупность которых образует право объективное.

Систему всœех действующих в данном государстве общеобязательных правил поведения (юридических норм) принято называть объективным правом. Право объективно в том смысле, что, во-первых, оно возникает независимо от сознания каких-либо субъектов, в силу других причин: потребностей и интересов общества, материальных условий жизни людей. Во-вторых, юридические нормы, получив своё выражение и закрепление в определённых формах, также оказываются независимыми от сознания и воли отдельного человека. О субъективном праве мы говорим в том случае, когда право принадлежит конкретному субъекту и представляет собой определённые юридические возможности его поведения. Право субъективно и в том смысле, что реализация таких возможностей зависит от воли и желания конкретного участника общественных отношений. Учитывая зависимость отобстоятельств личность может использовать, а может и не использовать своё субъективное право. Субъективное право возникает на базе права объективного, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ закрепляет за личностью определённые юридические возможности, а государство гарантирует защиту действий личности в процессе реализации данных ей правовых возможностей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, субъективное право - это закреплённая юридическими нормами и обеспечиваемая государством возможность определённого поведения лица, обладающего этим правом. Объективное и субъективное право тесно взаимосвязаны. Хотя объективное право служит основанием для возникновения субъективного права, оно должна быть реализовано, воплощено в жизнь только через субъективное право. Субъективное право является необходимым этапом осуществления, претворения объективного права в жизнь.

Объективное и субъективное право. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Объективное и субъективное право." 2017, 2018.

  • - Объективное и субъективное право.

  • - Объективное и субъективное право

    Если речь идет о совокупности юридических норм, относящихся ко всем лицам, подчиняющимся их действию, то такая совокупность составляет право в объективном смысле (в данном случае - гражданское право). Такие нормы сами по себе не порождают прав и обязанностей для отдельных... .


  • - Объективное и субъективное право.

    В юриспруденции слово «право» используется для обозначения двух взаи­мосвязанных, но разных явлений: одно из них именуется объективным пра­вом, другое - субъективным юридическим правом. Объективное право - это разновидность социальных норм, социальный регулятор, то... .


  • - Объективное и субъективное право

    Если речь идет о совокупности юридических норм, относящихся ко всем лицам, подчиняющимся их действию, то такая совокупность составляет право в объективном смысле (в данном случае - гражданское право). Такие нормы сами по себе не порождают прав и обязанностей для отдельных...

    Проблемы современного правопонимания. Право как приоритетная ценность в европейской цивилизации. Идеологические начала в природе права. Основные правовые концепции. Идеологические начала в природе права. Основные правовые концепции. Эпистемологические противоречия... .


  • Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук.

    Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты, формы общественного сознания, мышление и т.п.

    Юридические науки - часть гуманитарных наук, поскольку государство и право являются социальными институтами.

    ТГП, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, эконом.теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой и т.д.

    С помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции ТГП, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. Научное познание государства и права требует использования философских положений об общих законах развития природы, общества и мышления.

    ТГП весьма активно использует философские (всеобщие) методы: метафизику и диалектику; категории и понятия философии: сущность и явление, содержание и форма, возможность и необходимость, причина и следствие, система и структура, целое и часть, цель и средство, задача и функция, механизм и развитие, свобода и ответственность и т.д.

    В свою очередь, ТГП дает конкретный материал о государстве и праве для широких философских обобщений.

    Используя данные политологии (науки о политике и политической жизни), ТГП рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды. С другой стороны, политология подчас использует теоретические выводы и обобщения, связанные с такими социальными институтами, как государство и право (понятие, признаки, формы и функции государства, соотношение политического и государственно-правового режимов и т.п.).

    Между ТГП и эконом.теорией, социологией, психологией и иными гуманитарными науками также существует тесная связь. Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия - общество, благо, интерес, собственность, действие, поведение, отношение и т.д., так и сугубо специальные - гражданское общество, право собственности, правомерное поведение, противозаконный интерес, производственные отношения и др.

    В системе юридических наук ТГП занимает особое место.

    По отношению к отраслевым юридическим наукам ТГП выступает как обобщающая категория.

    1) изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права.

    2)ТГП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).

    3) играет методологическую роль в юриспруденции в целом.

    Вместе с тем ТГП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию.


    Понятие и признаки права. Объективное и субъективное в праве

    Право - это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой.

    Признаки права – это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе:

    1. Нормативность.

    Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует непрерывно (постоянно) вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы.

    2. Общеобязательность (императивность). Право регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Все субъекты без исключения (в т.ч. и государство) должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. Право обладает безусловным верховенством в системе социальных норм.

    3. Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо.

    4. Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника: четкость, ясность, недвусмысленность изложения. Законы должны быть понятны каждому.

    5. Государственная природа. Право непосредственно исходит от государства. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.

    6. Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его, право охраняется и гарантируется государством.

    7. Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

    Право – явление и объективное, и субъективное, однако объективное в нем преобладает. Объективное в праве:

    1) оно возникло под воздействием объективно обусловленных потребностей сформировавшегося человеческого общества в установлении единых для всех без исключения справедливых правил поведения;

    2) в объективной необходимости обязательно проводить в жизнь эти правила;

    3) в неизбежности отражения в выработанных всеобщих правилах объективных законов, действующих в регулируемых сферах;

    4) в наличии у права собственных объективных законов его возникновения, развития и функционирования.

    Право объективно и по своему источнику, и по своей сущности, и по своим тенденциям. В силу объективности права его невозможно отменить по чьему-то волеизъявлению.

    Право субъективно , потому что:

    1) оно создается людьми, их сознательной деятельностью, по их воле

    2) осуществляется, проводится в жизнь также сознательно.

    С.С.Алексеев:«Субъективное право – право в субъективном смысле, - юридическая дозволенность поведения для конкретного субъекта;

    объективное право – право в объективном смысле - нормативный критерий юридически дозволенного и недозволенного (римское право, право Финляндии, российское право, гражданское право)».

    Объективное право – это право вообще, его сущность, принципы, предписания, провозглашаемые им права и свободы как возможность их использования соответствующими субъектами; это то, что образовано, что существует как объективная реальность, не зависящая от конкретного субъекта.

    Субъективное право – это право конкретного лица достигать своего права, т. е. определенного блага или удовлетворения своего законного интереса (например, право быть избранным) Создается субъективное право, как правило, непосредственной деятельностью конкретного субъекта. Таким образом, субъективное право – это юридическая возможность конкретного субъекта


    3. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

    Правовая система государства – это большое количество нормативно‑правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения.

    Виды систематизации:

    1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

    Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.

    Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.

    Предметная инкорпорация – вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.

    2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.

    Существуют следующие виды кодификации :

    – всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;

    – отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой‑либо отрасли или подотрасли права);

    – специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.

    3. Консолидация –систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.Консолидированными называются законодательные акты, которые лишь суммируют несколько изданных прежде по данному предмету законов, не изменяя в чем-либо существенном их содержание и не стремясь к единой логической конструкции (хар-но для английского права).


    Похожая информация.


    В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

    Объективное право (или собственно право) - это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, уста­навливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридические обычаи, юридические преце­денты и нормативные договоры данного периода в конкретном го­сударстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

    Если объективное право - это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право - это те кон­кретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

    Субъективное право - это мера юридически возможного пове­дения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.). Они субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

    Предпосылкой субъективного права является правоспособность, т.е. общая (абстрактная) способность иметь права. Субъективное право - необходимый элемент конкретного правоотношения и, следовательно, возникает на основании факта юридического.

    Если субъективное право предусматривает возможность самостоятельно (не прибегая к помощи других лиц) совершать в рамках закона определенные действия (поведение) и требовать от всех и каждого не совершать действий, нарушающих это право, оно называется абсолютным (например, собственник вещи вправе распоряжаться ею в рамках закона).

    Субъективное относительное право предусматривает возможность требовать определенного поведения (действий или воздержания от действий) от одного или нескольких конкретных лиц и связано с исполнением обязанности.

    В зависимости от вида отношений, регулируемых различными отраслями права, субъективные права могут быть гражданскими, трудовыми, административными, процессуальными и др.; могут быть направлены на защиту имущественных и личных неимущественных интересов физических и юридических лиц.

    Охраняются законом в принудительном порядке путем предъявления в суде притязания к нарушителю.

    Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права они принадлежат ей от рождения, и обязанность государства - признавать, соблюдать и защищать эти права.

    87. Систематизация законодательства

    Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам. Система нормативных актов в РФ включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации.

    Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

    Выделяют такие виды систематизации, как: инкорпорация, консолидация, кодификация.

    Инкорпорация (самый простой вид)- систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация подразделяется на официальную (Собрание законодательства РФ) и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например, в суде.)

    Консолидация - систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Они объединяются по признаку относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной», сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный эта.

    Кодификация - систематизация путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой части Налогового кодекса РФ). Поэтому кодификация - наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института).

    Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

    В результате кодификации российского законодательства существующие правовые нормы сводятся в единый, цельный акт, который принимается соответствующими государственными органами. Формами кодификации являются основы, кодексы, уставы, положения и т.д. Например, Конституция РФ - это главный кодифицированный акт. Кроме того, в РФ в настоящее время действуют следующие кодексы - Гражданский, Уголовный, Таможенный, Налоговый, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный и др. Также следует отметить Правила дорожного движения, Устав железных дорог и др.

    Научное понимание права требует конкретного определения.

    Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

    Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением права в субъективном смысле - право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, на отдых и т.д.).

    Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.

    Право предполагает не только юридические нормы, содержащиеся в законодательстве и других источниках, но и наличные (субъективные) права физических и юридических лиц, их правомочия. В первом случае речь идет о праве в объективном смысле (объективном праве), во втором - о праве в субъективном смысле (субъективном праве).

    Объективное и субъективное право - юридические понятия, которые обозначают масштаб свободы и тех, кто ею обладает. Объективное право (это и есть право в собственном смысле как система норм) является совокупностью устанавливаемых и обеспечиваемых государством норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридические прецеденты, правовые обычаи и другие конкретные формы права определенного периода. Объективным данное право является в силу того, что не зависит непосредственно от воли и сознания отдельных лиц.

    Субъективное право всегда обеспечивается соответствующими поступками других субъектов, что связано с субъективной обязанностью, определяющей меру должного поведения субъектов права. Это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами являются конкретные права и свободы личности: на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на жилище, на осуществление правосудия, на образование и т.д.

    Субъективное право -- форма законодательного выражения прав человека во внутригосударственных отношениях. Если с этих позиций подходить к оценке сущности субъективного права, то очевиден его не только юридический, но и социально-политический, идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами, предоставляемыми обществом. Субъективное право выражает социальные возможности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.

    Государство закрепляет права личности не произвольно; набор прав, их объем всегда обусловлены уровнем экономического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности -- не “дар” законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно “занижать” или “завышать” объем прав и свобод; он связан условиями социальных взаимосвязей людей. Превышение пределов реальных возможностей личности, зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение прав законодателем приведет, в конечном счете, к снижению стабильности социальной системы, ее дисфункции.

    Разумеется, ни один человек не может одновременно практически реализовать все субъективные права, вытекающие из закона. Формы, способы и стадии реализации каждого субъективного права определяются его сущностью, механизмом перевода в практическое поведение людей, а также теми реальными условиями, которые предусмотрены в законе.

    Объективное право зависит от изданной государством нормы, а субъективное право может существовать независимо от нее. Объективное право неразрывно связано с субъективным. Объективное право - это юридические нормы, выраженные в определенных юридических формах, субъективное право означает те юридические возможности, которые возникают и реализуются на основе объективного права (законодательства).

    Деление права на объективное и субъективное коренится в самой жизни. Всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле правовых норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений. В тех случаях, когда из обстоятельств дела или из контекста изложения достаточно ясно, о какой стороне права идет речь, термин «право» употребляется без слова «объективное» или «субъективное». В иных случаях приходится уточнять: имеем ли мы дело с объективным или субъективным правом. Различие объективного и субъективного права имеет познавательное и практическое значение. Выявляется, с одной стороны, относительная независимость объективного права от человека, так как люди прямо или косвенно участвуют в правотворчестве, с другой стороны, относительная зависимость субъективного права от того, кто им обладает, так как в любом государстве своими правами можно пользоваться не безгранично, а лишь таким образом, чтобы не приносить вред другим людям, обществу и государству. Нельзя не учитывать, что между объективным и субъективным правом существуют тесная взаимосвязь, органическая зависимость и взаимодействие. Поэтому следует говорить о двух сторонах единого права - объективной и субъективной, вне взаимодействия которых не может существовать и воплощаться в жизнь, возведенная в закон воля.

    В зависимости от характера правообразовательного процесса в том или ином государстве, в тот или иной период времени имеют место определенные интервалы между формированием той или другой стороны права, в силу чего возникает кажущийся «приоритет» одной разновидности (или стороны) права над другой. Так, в ранние периоды развития человеческого общества при первоначальном возникновении права, а также в настоящее время в различных современных государствах (Англия, США, Индия и др.) решающее место среди источников права занимает судебная практика - прецедентное право.

    В этом случае утверждение субъективного права с помощью индивидуальных государственных актов часто идет впереди формирования общих правовых норм. Судьи решают дела путем вынесения по ним конкретно-индивидуальных актов признания прав (обязанностей), а тем самым - правоотношений персонального характера. На этой основе создается единообразная судебная практика, порождающая общую норму, которая или фиксируется высшим судебным органом, или включается в законодательство (статутное право). В этом случае субъективное право во временном отношении как бы обгоняет объективное. Рано или поздно субъективное право (юридические права участников отношений) должно получить общенормативное государственное признание.

    Если государство законодательствует активно и основным источником права являются нормативно-правовые акты органов власти и управления, в незначительной степени признается или совсем не признается (пусть формально) в качестве источника права правовой прецедент, то объективное право как бы предшествует субъективному. Устанавливаются общие правовые нормы, в соответствии с ними, на их основе возникают правоотношения, т. е. требования правовой нормы индивидуализируются, конкретизируются применительно к фактической ситуации в форме субъективных прав и юридических обязанностей сторон. И в этом случае только кажется, что правоотношения целиком зависят от законодателя, а не от системы факторов и, в конечном счете, от экономической основы общества.

    Общие нормы законов остаются на бумаге (право не действует), если они не воплощаются в наличные права (обязанности) субъектов права.

    Следовательно, вне субъективного права нет реализации общих норм законодателя.

    Оценка преимуществ и недостатков того и другого процесса правообразования, а также сочетания обоих процессов должна даваться конкретно, с учетом всех общественных условий.

    Ясно, что, изучая правовую действительность, нельзя ограничиваться анализом юридических норм. Необходимо изучать наличные права (обязанности) участников регулируемых общественных отношений. Надо иметь в виду, что содержание субъективного права составляют в первую очередь права и свободы личности, закрепленные в конституции (во всяком случае, в большинстве современных государств). Правомочия субъектов составляют «самое правовое» в праве.