Национально государственное устройство рф. Конституционные основы федеративного устройства россии

П Л А Н

Проведения общественно-государственной подготовки,

Общественно-политического и государственно-правового информирования с личным составом сводного курса психологического факультета.

Место проведения: актовый зал института

Время проведения: 13.15 – 14.00 часов

Материально – техническое обеспечение: конспекты лекций по общественно-государственной подготовке, общественно-политическому и государственно-правовому информированию.

№ п/п Проводимое мероприятие Время проведения, мин Отметка о выполнении
Общественно-государственная подготовка – 30 минут
1. Проведение лекции – диспута на тему: «Конституционные основы федеративного устройства России».
Общественно-политическое и государственно-правовое информирование – 15 минут
2. Доведение и обсуждение информации о событиях в стране и за рубежом.
3. Доведение и обсуждение информации о событиях в Вологодской области.
4. Доведение и обсуждение информации о событиях ФСИН России и учебного заведения.

Заместитель начальника курса

майор внутренней службы Руковишников А. В.

С О Г Л А С О В А Н О:

Инспектор ООВР ОРЛС института

лейтенант внутренней службы Сафиуллина Л. И.

« ____ » ____________ 201 ___ года

Инспектор ООВР ОРЛС института

лейтенант внутренней службы

Сафиуллина Л. И.

«____»_________________201_г.

План лекции

по общественно государственной подготовке личного состава

Тема:Конституционные основы федеративного устройства России

Место проведения: актовый зал ВИПЭ ФСИН

Время проведения: 30 мин.

Понятие и принципы национально-государственного устройства Российской Федерации

Под государственным (национально-государствен­ным) устройством в юридической науке понимается внут­ренняя структура государства, правовое положение от­дельных составляющих его частей, характер взаимоот­ношений между ними, а также с центральными органа­ми власти.

Известны три основные формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территори­альных единиц, не обладающих политической самостоя­тельностью. В унитарном государстве существует единая система органов власти, органы административно-тер­риториальных единиц подчиняются центральным орга­нам. Унитарное государство имеет единую территорию, единое гражданство, бюджет и т.д. Административно-территориальные единицы как составные части унитар­ного государства суверенитетом не обладают. В некото­рых Унитарных государствах имеются национальные ав­тономные образования, которые также не являются су­веренными.

Федерация представляет собой добровольное объ­единение государств, обладающих определенной само­стоятельностью, в союзное государство на основе федера­тивного договора. Для федерации характерно наличие сочетания общефедеративных и субъектных территорий, гражданства, конституций, государственных органов, бюджета и т.д.

Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во вза­имоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая инте­ресы субъектов федерации.

Конфедерация - это временный союз суверенных государств, образованный на основе международных до­говоров, создаваемый для обеспечения общих целей и интересов. Через такую форму государственного уст­ройства в свое время прошли Швейцария, США, Герма­ния, Канада к др. Конфедерация не имеет единых госу­дарственных органов, гражданства, конституции, терри­тории, бюджета и т.д. Весьма близким к конфедерации является в настоящее время СНГ (Союз Независимых Государств).

Национально-государственное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопре­деления в той или иной форме государственности.

Российская Федерация имеет сложную систему го­сударственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов - всего 89 субъектов Федерации.

Конституционные основы национально-государст­венного устройства России включают в свое содержание:

закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство феде­ральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность тер­ритории Российской Федерации; установление субъект­ного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъек­тов; равноправие и самоопределение народов; равнопра­вие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.

Эти положения главы 1 Конституции РФ, регули­рующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ.

Более детально конституционные основы нацио­нально-государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ "Федеративное устройство".

Основными принципами федеративного националь­но-государственного устройства Российской Федерации являются:

1. Добровольность объединения наций и народно­стей.

2. Суверенность и равноправие наций.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и авто­номией.

4. Национально-территориальный принцип образо­вания форм государственности в сочетании с территори­альным принципом образования субъектов Федерации.

5. Государственная целостность Российской Феде­рации.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.

7. Равноправие субъектов Федерации. Рассмотрим содержание этих принципов.

1. Добровольность объединения наций и народно­стей в федеративное государство. Этот принцип построе­ния Российского государства формировался историче­ски.

Добровольность объединения наций и народностей в Российской Федерации подтверждается содержанием Преамбулы Конституции РФ 1993 года, а также Преамбулы документов, составляющих Федеративный договор, подписанных представителями субъектов Федерации. Так, в Преамбуле Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации (1992 г.) закреплено:

"Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федераций и орга­нов государственной власти суверенных республик в со­ставе Российской Федерации... стремясь к качественно­му обновлению федеративных отношений на основе доб­ровольного распределения полномочий и эффективного их осуществления... договорились о нижеследующем,.." Аналогичные положения содержатся и в других доку­ментах, составляющих Федеративный договор.

О добровольном характере объединения наций и народностей в Российскую Федерацию свидетельствует и то, что Конституция РФ 1993 года была принята путем всенародного голосования, во всех субъектах Федерации.

2. Суверенность и равноправие наций. Сущность этого принципа состоит в признании суверенного права всех наций и народностей на свободное самоопределение политической формы существования. Уже в Преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональ­ный народ Российской Федерации принимает свою Кон­ституцию, "исходя из общепризнанных принципов рав­ноправия и самоопределения народов".

В ст. 5 Конституции РФ среди принципов, лежа­щих в основе федеративного устройства, содержится также принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и ав­тономией. Многонациональный характер, сложный ис­торический путь развития обусловили воплощение в национально-государственном устройстве России всех известных форм государственности.

Российская Федерация - исторически сложившееся федеративное государство. После распада Союза ССР, в составе которого существовала РСФСР, являвшаяся Фе­дерацией по действовавшей тогда Конституции, в Рос­сии начались процессы суверенизации бывших автоном­ных республик, изменения форм государственности быв­ших автономных областей. Кроме того, о намерении стать самостоятельными субъектами Федерации заявили края, области, города Москва и Санкт-Петербург.

Россия обладает всеми признаками Федерации: на­личием федеративной территории и территории субъек­тов; федеративного гражданства и гражданства респу­блик, входящих в Федерацию; общефедеративной кон­ституции и конституций республик и т.д. Вместе с тем Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы.

Унитаризм в национально-государственном уст­ройстве Российской Федерации проявляется в том, что суверенные республики, входящие в состав России, яв­ляются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие приз­наки государственности.

Многонациональный характер населения России исторически обусловил существование автономных на­ционально-государственных образований в форме авто­номной области и автономных округов.

Автономия - это форма национальной государст­венности, воплощающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рамках федеративного Рос­сийского государства. Содержание и пределы самоуправ­ления определяются государственной властью Федера­ции.

4. Национально-территориальный принципобра­зования форм государственности в сочетании с терри­ториальным принципом образования субъектов Феде­рации. Мировой практике федеративного строительства известны две основные формы ее построения: по терри­ториальному принципу (США, ФРГ и др.) и националь­но-территориальному (СССР, СФРЮ и др.). В современ­ном национально-государственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашли свое воплоще­ние оба эти принципа.

Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов Федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием нацио­нального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся экономически целостной, как правило, территории.

По этому принципу созданы все республики в со­ставе Российской Федерации, автономная область и ав­тономные округа.

В 1918 - 1992 гг. Российская Федерация строилась только по национально-территориальному принципу. Ее субъектами являлись нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были го­сударства - автономные республики, национально-государственные образования - автономные области и автономные (до 1977 г. национальные) округа.

5. Государственная целостность Российской Фе­дерации. Этот принцип включен в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и за­креплен в ст.5 п.З Конституции РФ, которая устанавли­вает, что "федеративное устройство Российской Федера­ции основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти...".

Важнейшей правовой гарантией сохранения госу­дарственной целостности России является отсутствие права выхода субъектов из состава Российской Федера­ции. Кроме того, в Конституции РФ содержатся и дру­гие нормы, гарантирующие единство и целостность Рос­сии.

Согласно ст.67 п.1 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, чем обеспечивается территориальное единство и целостность России. Принцип государственной целост­ности обеспечивается и установлением русского языка в качестве государственного на всей территории Россий­ской Федерации (ст.68 Конституции РФ).

На обеспечение государственной целостности нап­равлены положения Конституции РФ о том, что на ее территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для сво­бодного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст.74); устанавливается единая денежная еди­ница - рубль, единая система налогов и сборов на всей территории Федерации (ст. 75); закрепляется верховен­ство федерального законодательства; устанавливается единая система исполнительных органов государствен­ной власти (ст. 77).

6. Разграничение предметов ведения и полномо­чий Федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федера­ции и органами государственной власти ее субъектов.

Конституция устанавливает порядок правового ре­гулирования по предметам ведения и полномочиям. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъек­тов Федерации.

7. Равноправие субъектов Федерации. Этот прин­цип вытекает из более общего принципа национально-государственного устройства Российской Федерации -суверенности и равноправия наций. Анализируя сущ­ность принципа равноправия субъектов Федерации, не­обходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм госу­дарственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: "Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Россий­ской Федерации между собой равноправны".

В Конституции России имеется ряд положений, дополнительно обеспечивающих принцип равноправия субъектов Федерации. Это равное право на создание в субъектах системы органов государственной власти (ст.11 п.2); равный конституционный статус однопоряд­ковых форм государственности и одинаковый порядок изменения статуса; право на пользование родным язы­ком; распространение статьи 72, устанавливающей предмет совместного ведения Федерации и субъектов, на все виды субъектов Российской Федерации; обладание всеми субъектами Российской Федерации всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Россий­ской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73); равное право субъектов на законодательную деятельность (ст. 76); рав­ное представительство в Совете Федерации (ст.95); право законодательной инициативы для каждого субъекта Фе­дерации (ст. 104) и др.

2. Россия - суверенное федеративное государство

Статья 1 Конституции РФ определяет, что "Рос­сийская Федерация - Россия есть демократическое феде­ративное правовое государство с республиканской фор­мой правления". Россия как суверенное федеративное государство имеет все государственно-правовые приз­наки, атрибуты государственности, элементы конститу­ционно-правового статуса.

1. Российская Федерация имеет свою территорию - пространственный предел распространения ее сувере­нитета. Согласно ст.4 Конституции РФ, Российская Фе­дерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Территория России едина и состоит из территорий ее субъектов. По ранее действовавшим российским конституциям кроме территории субъектов (автономных республик, областей и округов) имелась территория непосредственно общефедеральная. С при­знанием в 1992 г. краев, областей и городов федерально­го значения Москвы и Санкт-Петербурга самостоятель­ными и равноправными субъектами Федерации вся тер­ритория России состоит из территорий субъектов.

Определяя конституционные основы правового ре­жима территории, статья 67 Конституции РФ устана­вливает, что "территория Российской Федерации вклю­чает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ни­ми". Впервые в Конституции РФ в этой статье определе­ны основы статуса континентального шельфа. Россий­ская Федерация, подчеркивается в ст.67 п.2 Конститу­ции РФ, обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключи­тельной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и норма­ми международного права.

Правовое регулирование вопросов территории осу­ществляется также Законом "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. с измене­ниями и дополнениями от 22 июля 1994 г. Согласно ст.1 Закона Государственная граница Российской Федера­ции - это линия и проходящая по этой линии верти­кальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного про­странства) Российской Федерации, то есть простран­ственный предел действия государственного суверените­та Российской Федерации. -

Недра также входят в понятие государственной территории, хотя Конституция РФ не упоминает 6 них. Закон РФ "О недрах" от 3 марта 1995 г. устанавливает, что недра в границах территории России, включая под­земное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Особый статус имеет исключительная экономиче­ская зона - морское пространство шириной до 200 миль от берега (хотя она не входит в состав территории).

Конституция устанавливает, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть измене­ны с их взаимного согласия (ст.67 п.З Конституции РФ). Порядок изменения внешних границ России опре­деляется Законом "О Государственной границе Россий­ской Федерации".

2. В Российской Федерации установлено федеральное гражданство, которое, согласно ст.6 Конституции РФ, приобретается и прекращается в соответствии с феде­ральным законом, является единым и равным независи­мо от оснований его приобретения.

Наличие федерального гражданства сочетается в Российской Федерации с гражданством республик, вхо­дящих в состав Федерации. Конституционный принцип единства гражданства означает, что утрата федерального гражданства влечет за собой утрату гражданства респу­бликанского.

3. Российская Федерация как суверенное государ­ство имеет свою Конституцию и законодательство. Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г. путем ре­ферендума. Она имеет высшую юридическую силу, пря­мое действие и применяется на всей территории Россий­ской Федерации. Законы и иные правовые акты, при­нимаемые в Российской Федерации, не должны проти­воречить Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 71 Конституции РФ принятие и изме­нение Конституции Российской Федерации, контроль за ее соблюдением входят в предмет ведения Российской Федерации.

Суверенный характер Российской Федерации обус­ловливает верховенство и действие на всей территории Федерации не только Конституции, но и всех иных нор­мативных федеральных актов по вопросам исключительной компетенции Российской Федерации и полномочиям совместного ведения Федерации и субъектов.

Верховенство федерального законодательства обес­печивается конституционным положением о том, что "законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить феде­ральным законам" (ст. 76 п. 5 Конституции РФ).

4. Наличие системы фе­деральных органов государственной власти. В содержа­ние основ конституционного строя входит норма, уста­навливающая, что "государственную власть в Россий­ской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Фе­дерации, суды Российской Федерации" (ст. 11 Конститу­ции РФ).

В целях обеспечения единства системы органов ис­полнительной власти федеральные органы исполнитель­ной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать со­ответствующих должностных лиц (ст. 76 п.1 Конститу­ции РФ).

5. Наличие единых Воору­женных Сил, единой системы обеспечения обороны и безопасности государства. Для осуществления обороны с применением средств вооруженной борьбы в Россий­ской Федерации созданы Вооруженные Силы и устано­влена воинская обязанность граждан Российской Феде­рации.

Вооруженные Силы комплектуются как в добро­вольном порядке, так и по призыву по экстерриториаль­ному принципу,что обусловлено их единым общефедера­тивным характером. Верховным Главнокомандующим ВС, согласно Конституции РФ, является Президент Рос­сийской Федерации. К обороне с применением средств вооруженной борьбы могут, согласно Закону об обороне, привлекаться пограничные войска, внутренние войска, войска федеральной службы безопасности, войска феде­ральной правительственной связи, железнодорожные войска и др. Перечень этих войск является исчерпы­вающим. Закон запрещает существование и создание в Российской Федерации иных воинских формирований. Отсюда вытекает невозможность создания вооруженных формирований в субъектах Федерации.

Общефедеральный характер оборонной деятель­ности и строительства Вооруженных Сил обусловливает законодательное регулирование этой сферы федераль­ным законодательством.

6. Российская Федерация имеет свою государственную федеральную собст­венность, денежную и кредитную систему, единое эко­номическое пространство.

В собственности Российской Федерации находятся земельные участки, природные ресурсы. Федеральной собственностью является имущество Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск, железнодорожных и иных войск, объекты и имущество органов государ­ственной власти Российской Федерации.

В Российской Федерации существует единое рубле­вое пространство, денежной единицей в России является рубль. Согласно Конституции РФ денежная эмиссия осу­ществляется исключительно Центральным банком Рос­сийской Федерации.

7. Российская Федерация обладает международнойправосубъектностъю. Со­гласно ст. 79 Конституции РФ, "Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет огра­ничения прав и свобод человека и гражданина и не про­тиворечит основам конституционного строя Российской Федерации".

Россия заключает международные и межгосудар­ственные договоры и соглашения с иностранными госу­дарствами. Только Федерация об­ладает правом решения вопросов войны и мира. Россий­ская Федерация определяет единую внешнюю политику, координирует внешнеполитический курс республик в составе России.

8. Наличие государ­ственного языка. В соответствии со ст. 6 8 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Как отме­чается в Законе РФ "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 г., статус государственного на всей терри­тории России в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями имеет русский язык как основное средство межнационального общения народов Российской Федерации.

9. Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб, гимн и столицу. Описание и порядок использования символов устанавливаются федеральным кон­ституционным законом (ст. 70 Конституции РФ).

Предметы ведения Российской Федерации

Предмет ведения - это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных конституцией и другими законодатель­ными актами полномочий этих органов.

Предмет ведения Российской Федерации опреде­ляется Конституцией РФ 1993 года и Федеративным договором.

1) исключительные предметы ведения и полномо­чия Российской Федерации (ст.71);

2) совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов (ст.72).

Дополнительно гарантируя равноправие субъектов Федерации, статья 72 п.2 Конституции РФ устанавли­вает, что данные положения в равной мере распростра­няются на республики, края, области, города федераль­ного значения, автономную область, автономные города.

Установленный Конституцией РФ, Федеративным договором и другими федеральными законами объем полномочий Федерации может корректироваться догово­рами и соглашениями между Российской Федерацией и ее субъектами.

Конституция РФ и Федеративный договор пред­усматривают возможность взаимного делегирования, передачи части своих полномочий органам исполнитель­ной власти Российской Федерации и ее субъектов.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная и федеративная Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал российского права. - 2002. - №1. - С. 92.. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права. Учебник./ В.В. Лазарев, С.В. Липень. М. - С.127. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств Чиркин. В.Е. Государствоведение. - С. 159.

Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.

1. Унитарное государство - единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т. к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики).

В унитарном государстве единая законодательная, исполнительная и судебная власть. Для него характерны наличие единого законодательства и правовой системы, наличие единой системы налогообложения. В административно-территориальное образование назначается чиновник из центра, который отчитывается перед центральной властью (чаще - перед правительством). Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.

В демократических унитарных государствах развивается местное самоуправление.

  • 2.Федеративное государство . В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности Тепс Д. Конституционные основы федерализма. /Д. Тепс. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. - С.18.. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это определяется многими факторами: различием национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др Чиркин В.Е. Современное федеративное государство./ Чиркин В.Е. М.: Издательство МНИМП. 2007. - С.7.. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций:
    • · Для федеративного государства характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации.
    • · Внешним отличительным признаком (и важнейшим) является наличие двух систем органов власти: органы власти федерации в целом и органы власти субъектов федерации.
    • · В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти.
    • · В федерации существуют две системы законодательства - федерального и субъектов федерации.
    • · Субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг).

Важнейший вопрос любой федерации - распределение полномочий между федерацией и её субъектами. Чаще федерация занимается обороной, иностранными делами, обеспечением безопасности, осуществляет денежное, валютное, таможенное регулирование.

Распределение объема полномочий между федерацией и субъектами федерации зависит от того, как складывается федерация:

  • 1 вариант . Независимые суверенные государства объединяются в федерацию и часть своих суверенных полномочий передают образуемому новому федеральному государству (это те полномочия, которые лучше осуществлять сообща). Примером такого способа образования федерации является США.
  • 2 вариант . Либо единое государство разделяется на части, либо мощное государство подчиняет себе иные окружающие его суверенные государства. В этом случае центральная власть передает образуемым субъектам федерации часть своих полномочий, - те, что по её мнению, субъекты могут осуществлять самостоятельно.

При 1 варианте объем полномочий субъектов федерации будет выше.

Существует два вида федераций: национальная и территориальная . Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.

Итак, можно выделить признаки как территориальной, так и национальной федераций.

Территориальная:

  • 1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями;
  • 2. Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях;
  • 3. Установлен запрет одностороннего выхода из союза;
  • 4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.

Примером территориальной федерации являются США, Мексика и Германия.

Национальная:

  • 1. Субъекты - национально-государственные образования;
  • 2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;
  • 3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций;
  • 4. Утверждения права на самоопределение. Клименко С.В., А.Л. Чичерин А.Л. Основы государства и права. - М., 2000. С. 27.

В настоящее время национальной федерацией является Индия.

Отдельно при рассмотрении вопроса о государственном устройстве выделяют конфедерации.

3. Конфедерация - межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических).

Конфедерация - неустойчивое образование, она либо распадается, либо преобразуется в федерацию, поэтому ее часто именуют переходной формой государственности. Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства - Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация не имеет единых органов власти (в конфедерации формируются некие общие органы, но они служат для достижения целей конфедерации и координации ее деятельности, а не являются органами власти государства); она не обладает единой территорией, суверенитетом, в конфедерации отсутствуют единое законодательство, единая правовая система, единая система налогообложения, единая денежная система и прочие признаки государства. Все государства-члены конфедерации остаются суверенными и обладают правом выхода из конфедерации.

4. Ассоциативная форма государственного устройства - это нечто меньшее чем федерация, но большее, чем конфедерация - это союз государств, образующийся на договорной основе, со временем они ассоциируются (Европейское Сообщество, Парламентское Сообщество, Европейское Содружество по правам человека).

Конфедерации, ассоциативные формы объединения - это не государства, поэтому точнее называть их не формой государственного устройства, а формой государственности. Форм объединения государств может быть множество, так, кроме названных, бывают содружества, блоки, коалиции и др. Теоретически четких и однозначных критериев разделения этих форм объединения не разработано. Различные авторы придерживаются различных точек зрения.

государственный устройство федеративный унитарный

Согласно ст. 67 Конституции РФ, территория - один из основных признаков государства, определяющий про­странство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много труд­ностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для фе­деративных государств правовое закрепление своей терри­тории имеет не только международно-правовое, но и внут­реннее, государственно-правовое значение. От этого зави­сят границы федерального суверенитета, т.е. поле действия федерального законодательства.

В конституционном праве России есть понятия «терри­тория Российской Федерации» и «территория субъекта Федерации». Отношение между ними самое простое: пер­вая включает в себя территории ее субъектов. Однако Фе­дерация не вправе по собственному усмотрению менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. Под террито­рией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов (ч. 3 ст. 67 Кон­ституции РФ). Внутренние воды состоят из рек, озер, за­ливов и др. Территориальное море - это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 мор­ских миль. Воздушное пространство по сложившейся пра­вовой практике включает высоту до 100 км.

Под сухопутной и водной территориями расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее, по сложившемуся обычаю, они также входят в по­нятие государственной территории до технически доступ­ной глубины.

К территории морских государств непосредственно при­мыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Конституция РФ закрепляет в отношении указанных свои суверенные пра­ва и юрисдикции, которые, однако, осуществляются в по­рядке, установленном не только внутренним законом, но и международным правом (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ).

Континентальный шельф Российской Федерации вклю­чает в себя морское дно и недра подводных районов, нахо­дящихся за пределами территориального моря Российс­кой Федерации на всем протяжении естественного про­должения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега.

Исключительная экономическая зона - это морское пространство шириной до 200 миль от берега.

Охрана территории, континентального шельфа и ис­ключительной экономической зоны входит в ведение феде­ральных властей. Они призваны обеспечивать территори­альную целостность Федерации и ее субъектов.

Режим границы Российской Федерации установлен За­коном РФ о Государственных границах Российской Феде­рации от 1 апреля 1993 г., а также рядом других норма­тивных актов и международных договоров с сопредельны­ми государствами.

В принципах национально-государственного устройства Российской Федерации выражена позиция созидателей Конституции РФ, их представление о способе территори­альной организации государственной власти в современ­ной России.

Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации следующие.

1. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации национально-государственного устройства Российской Федерации. Это выражается преж­де всего в том, что субъектами Российской Федерации про­возглашаются не только национально-государственные образования, но и соответствующие административно-тер­риториальные единицы.

2. Принцип свободного регионального развития субъек­тов Российской Федерации. Он находит свое выражение в ст. 72, 73, 76, 77 Конституции Российской Федерации.

3. Принцип равноправия и самоопределения народов лежит в основе одного из способов построения Российской Федерации - национального. Равноправие народов пред­ставлено в различных формах национальной государствен­ности - автономных округов, автономной области, рес­публик, в которые на основе волеизъявления самоопреде­лился тот или иной народ. В соответствии с Конституцией РФ они объявляются равноправными субъектами Россий­ской Федерации.

Равноправие народов означает также свободное функ­ционирование национального языка. Как записано в Кон­ституции РФ, «каждый имеет право на пользование род­ным языком, на свободный выбор языка».

Идея равноправия народов пронизывает все содержа­ние ст. 29 Конституции РФ, согласно которой не допуска­ется пропаганда или агитация, возбуждающая нацио­нальную ненависть и вражду, запрещается пропаганда национального превосходства.

4. Принцип равноправия тождественных субъектов Рос­сийской Федерации. В Конституции РФ говорится о рав­ноправных субъектах Российской Федерации применительно к республикам, краям, областям, автономным округам.

5. Принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между собой.

Глава 4. Советская власть и национально-государственное строительство

Национально-государственное устройство РСФСР

Россия представляет собой особую цивилизацию, выработавшую свой собственный, не повторяющийся в других цивилизациях способ сосуществования народов. Здесь любое изменение общественного устройства является национальной проблемой не может быть сведено лишь к политической, социальной или экономической стороне (в этом отличие революции в России от других великих революций - в Англии и Франции). И обратно - решение любой проблемы национальной политики в России реализуется через изменение государственного устройства, экономического или социального порядка.

Термин "национальный" мы применяем как условный, т.к. в Российской империи большинство народов, включая русский, находились на донациональной стадии развития общества и культуры, поскольку нация - продукт развитого буржуазного общества. Поэтому, строго говоря, в массовом сознании и политической мысли не было национализма. Он культивировался в узких кругах буржуазной интеллигенции, и за ним всегда стояли скрытые социально-политические интересы. Например, украинский национализм конца XIX в. создавался при активном участии русской радикальной интеллигенции, которая видела в нем оружие против царизма.

В ходе борьбы с государством вот уже более века "национальный вопрос" - один из наиболее идеологизированных, он построен на мифах. И Российская империя, и СССР одними представляются как "тюрьма народов", другими - как земной рай "семьи народов". Оба эти мифа мешают познанию и пониманию.

До Февраля 1917 г. сильных сепаратистских движений, имевших массовую поддержку, в Российской империи не было. Из 160 депутатов IV Государственной думы от национальных районов 150 поддерживали идею "единой и неделимой России". Тенденции ее распада возникли именно с разрушением "центра", с самоликвидацией монархии.

Вопреки нынешним мифам, традиции собственной государственности нерусские народы на территории России, за исключением Литвы, не имели. Последние присоединенные к России Хива, Коканд и Бухара государствами в полном смысле не были, т.к. таких народов не существовало.

Инерция распада нарастала в течение всего 1917 г. В конце его региональные политические группировки начали декларировать государственную независимость. Возникли республики Армения, Азербайджан, Грузия, Эстония, Латвия, Литва, Украина, Белоруссия, Башкирская автономия и казахская Алаш Орда. Большого влияния на этот процесс смена власти в Петрограде в октябре 1917 г. не оказала, хотя сам факт очередной смены центральной власти сепаратизму способствовала (1).


История "собирания" России после распада 1917-1918 гг. показывает, что руководители Советского государства важность национальной политики оценивали правильно. Об этом говорят и интенсивность дискуссий и экспериментов, и даже накал страстей в этих дискуссиях. Теоретически вопрос, однако, был не разработан, и решения принимались исходя из тактических соображений (2).

Основы национально-государственной политики Советского государства были сформулированы в "Декларации прав народов России" от 2 ноября 1917 г., в которой закреплялось: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмена всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Правом отделения прежде всего воспользовалась Финляндия. В декабре 1917 г. Советское государство признало ее независимость. Советское правительство признало и состоявшееся при Временном правительстве отделение Польши. В Финляндии произошла короткая, но ожесточенная гражданская война, в которой еще стоявшие там советские войска поддержали рабочее правительство. Вопрос был решен вводом германских войск. В июне 1918 г. из состава России вышла Тува, присоединенная к России по ее просьбе в 1914 г.

Когда в государствах Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии и Литвы существовала Советская власть, эти республики вступали между собой и РСФСР в тесные отношения, помогая друг другу в решении военных, экономических и других проблем. По декрету BЦИK "Об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом" подлежали объединению республиканские органы военной организации и военного командования, СНХ, наркоматы финансов, труда, путей сообщения. Для руководства этими отраслями создавались единые коллегии.

В 1919 г. в Литве, а в 1920 году в Эстонии и Латвии, была утрачена Советская власть. В Закавказье в апреле 1920 г. провозглашается Азербайджанская ССР, в ноябре 1920 г. Армянская ССР, а в феврале 1921 г. - Грузинская ССР.

Дальний Восток был оккупирован японскими войсками. Чтобы избежать столкновения, Советское государство пошло на создание в 1920 г. буферного государства - Дальневосточной республики (ДВР) с территорией к востоку от Байкала до Тихого океана, включая Сахалин и Камчатку. 27 апреля 1921 г. Учредительное собрание приняло Конституцию ДВР. Во многом повторялась Конституция РСФСР, но с демократическими добавками (были провозглашены свободы: собраний, печати, создания союзов и обществ; личность, жилище и переписка граждан объявлялись неприкосновенными; никто не мог быть наказан без суда). Когда Красная Армия освободила Дальний Восток от войск интервентов и белогвардейцев (25 октября 1922 г.), Народное собрание ДВР 14 ноября 1922 г. постановило передать власть Советам, отменило Конституцию и все законы ДВР и обратилось во ВЦИК с просьбой присоединить Дальний Восток к РСФСР. 15 ноября ВЦИК объединил Дальний Восток с РСФСР.

В 1920 г. на территориях Хивинского ханства и Бухарского эмирата, находившихся до революции под протекторатом Российской империи, возникли Хорезмская народная советская республика и Бухарская народная советская республика, с которыми РСФСР поддерживала тесные связи.

В первой половине 1918 г. стали создаваться автономные республики на территории РСФСР. Появились Туркестанская, Таврическая, Донская, Кубано-Черноморская, Терская республики. Возникали они по инициативе местных советских и партийных органов в рамках прежних административно-территориальных единиц. Четкого правового статуса этих республик не было. Большая часть их перестала существовать в результате захвата их территорий интервентами и белогвардейцами. После освобождения они не восстанавливались (Туркестанская республика существовала до 1924 г.).

В конце 1918 г. появляется Трудовая Коммуна немцев Поволжья. В 1919 г. - Башкирская и Крымская автономные республики. В 1920 г. были образованы: 8 июня Карельская Трудовая Коммуна, 24 июня Чувашская автономная область, 26 августа Киргизская (позже Казахская) АССР, 4 ноября Калмыкская и Марийская автономные области и Автономная область Вотякского народа.

Это - фактическая формальная сторона дела. Более важно понять те принципы, что были реально положены в основу национально-государственного устройства Советской России, а затем и СССР. РСФСР, строение которой задало "матрицу" для всего последующего национального строительства, создавалась в чрезвычайных условиях революции и гражданской войны. Затем эта созданная под давлением обстоятельств структура была закреплена в не менее чрезвычайных условиях форсированной индустриализации и Второй мировой войны. Считать, что в этих условиях центральная власть исходила из неких "концепций" Маркса, Ленина или Сталина, по меньшей мере наивно. Ссылки на вождей, которыми оправдывались те или иные практические решения, служили, как правило, просто идеологическим прикрытием. Вырвав из контекста конкретной обстановки, у классиков марксизма можно найти взаимоисключающие заявления по национальном вопросу. Например, Сталин в нужный момент говорил, что право рабочего класса на власть выше права народов на самоопределение.

Разумеется, анализ основных взглядов на национальный вопрос представляет интерес, но прямого отношения к данному курсу не имеет. Во всяком случае, ни Маркс, ни Ленин, не были "врагами наций". Сближение и слияние наций виделось ими как состояние далекого будущего и никогда не ставились как практическая задача. С другой стороны, большевики в принципе были за сильное, крупное, централизованное государство, так что самоопределение рассматривалось Лениным как нецелесообразное право.

Рассмотрим ход советского национально-государственного строительства и причины выбора того или иного варианта решений.

Надо сразу отвести спекуляции последних лет, которые представляют действия советских войск в 1918-1920 гг. на территории "независимых государств" как агрессию или часть "межнациональной войны". Сами эти государственные новообразования 1917-1918 г. были следствием политической нестабильности, а не выражением "народный чаяний" (3). В пределах бывшей Российской империи шла (на считая войны с Польшей) типичная гражданская война - политическая борьба с помощью оружия. Никакая сторона, будь то на Украине, на Кавказе или в Средней Азии, реально не воспринимала ее как агрессию (4). Создание РСФСР и затем СССР не было присоединением "побежденных наций".

Учреждение РСФСР было провозглашено 25 октября 1917 г., при этом понятие "федеративная республика" не было разъяснено. В "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" уже сказано определеннее: РСФСР "учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик".

Если отставить в сторону романтическое понятие "свободные нации", то смысл заключается в официальном сопряжении федерализма с национальностью . То есть, "ненациональные" территории из области федеративных отношений исключались. Поскольку национальные образования в составе РСФСР в начале 1918 г. занимали очень небольшое место, речь шла о том, что Россия как федерация на деле представляла собой унитарное государство с этническими автономиями. Термин "федерация" был привлекательным как символ, подчеркивающий отличие нового государства от Империи, а кроме того, он был достаточно неясным, чтобы не ограничивать центральную власть в поиске типа новой государственности. Само понятие федерации в начале века было разработано очень мало, оно стало объектом теоретических изысканий лишь после Второй мировой войны, когда и стали складываться нынешние федеративные государства.

В Республике Советов отношения центра с губернскими Советами не были федеративными, под федерацией понимался, скорее, коммунализм - местное самоуправление. Однако само представление об РСФСР как федерации, включавшей многочисленные национальные автономии, стало стереотипом, который во многом повлиял на дальнейшее государственное строительство - было положено начало созданию этнополитических территориальных образований .

В этой политике Наркомат по делам национальностей (нарком И.В.Сталин) испытывал сильное давление и справа, и слева. "Интернационалисты" требовали расширения прав автономий, а старые большевики обвиняли Наркомнац в том, что он "создает национальности" и разжигает национальные чувства, которых объективно нет. В мае 1920 г. была проведена "реорганизация" наркомата. Из представителей народов был создан Совет Национальностей, который был поставлен "во главе" Наркомнаца и стал "своего рода парламентом национальностей". Объем функций наркомата быстро расширялся - от политических и культурных задач к экономическим. В нем помимо национальных отделов появились и функциональные управления - сельского хозяйства, лесничества, армии и т.д., что вызывало нарастающие трения с другими наркоматами.

В целом Наркомнац выполнил свою задачу - обеспечить поддержку Советской власти со стороны нерусских народов, вовлечь их в государственное строительство с постепенным усилением центральной власти и подготовить объединение республик в Союз (5). После образования СССР Наркомнац был ликвидирован, а Совет Национальностей стал второй палатой ВЦИК.

Подход к самоопределению наций и федерации может быть понят лишь в контексте гражданской войны. Главная установка Советского государства была в том, что порожденный Февралем национализм не может быть подавлен. Единственный выход - овладеть этой стихией, соединить с социальными интересами масс через идею "пролетарского федеративного государства" и превратить в оружие в войне против белых и интервентов. Как минимум - нейтрализовать. Для этого были приняты требования самоопределения, выдвинутые рядом национальных движений, а также Всероссийским мусульманским съездом (май 1917 г.).

Эта цель была достигнута, что стало одной из важных причин победы Советов в гражданской войне. Напротив, белые оттолкнули массу крестьян (своей позицией по вопросу о земле) и одновременно восстановили всех, в ком проснулось национальное чувство.

Нечувствительность белых к национальному чувству была поразительной. На ходатайстве бурятов о самоуправлении колчаковский министр В.Пепеляев наложил резолюцию: "Выпороть бы вас". Напротив, горские народы Северного Кавказа вошли в РСФСР без войны. Сталин, выступая в 1920 г. на Съезде народов Дагестана, сказал: "Советское правительство считает шариат таким же правомочным обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию".

Призвав на помощь войска Антанты, белые порвали и с русским патриотизмом. Завершив гражданскую войну, Советское правительство приступило к воссоединению народов России в виде СССР.

На раннем этапе развития СССР (до середины 20-х годов) была сделана попытка остановить процесс огосударствления национальностей - кампания, известная как "районирование". Инициатором ее был Госплан (до него - комиссия ГОЭЛРО), задачей - изменить старое административное деление, доставлееся в наследство от Российской Империи в соответствии с задачами хозяйственного строительства и планирования. Побочной задачей было укрупнение территориальных единиц с целью повысить управляемость и снизить затраты на госаппарат.

Попытка разделения территории не по национальным границам, а на экономические районы, сразу изменила бы административное устройство таким образом, что тенденция к огосударствлению этносов оказалась бы резко ослабленной (предлагалось даже сменить название Совета национальностей на Совет экономических районов ). Оказалось, однако, что эта попытка была преждевременной: сопротивление республик (особенно Украины) и автономий было таким сильным, что Госплан потерпел поражение.

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - административно-территориальная и территориально-политическая Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (21 , 1 автономная область и 10 автономных округов), но и соответствующие административно-территориальные единицы (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения). Такая конструкция федеративного устройства России уникальна, так как всякая как форма национально-государственного устройства является выражением и воплощением определенных общественных отношений. Например, в Индии, Китае, Нигерии федерация является выражением межнациональных отношений, а в США, Мексике, Бразилии, Аргентине и т.д. она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субъектов. Совмещение же сугубо территориального и национального принципов построения федерации (ст. 5 Конституции РФ 1993 г.) означает нетрадиционный подход к способу ее существования и функционирования. Свободное региональное развитие Российской Федерации закреплено в статьях 72, 73, 76-78 Конституции РФ 1993 г и позволяет субъектам федерации решать самостоятельно или совместно с федеральными органами широкий круг вопросов. Равноправие и самоопределение народов. Равноправие народов Российской Федерации включает в себя организационных, правовых и экономических, условий, позволяющих, прежде всего, малым народам и народностям России чувствовать себя равноправными среди народов РФ. В соответствии с Конституцией тот или иной на основе своего волеизъявления вправе самоопределяться в различных формах национальной государственности (в виде автономных округов, автономной области или республики). Государство гарантирует всем народам России на свободное функционирование национального языка и создание условий для его развития и изучения. Наконец, важным условием, обеспечивающим равноправие народов Российской Федерации, является способ решения вопросов об изменении территории их национально-государственных образований: лишь с согласия субъектов федерации границы между ними могут быть изменены.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в других словарях:

    НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - административно территориальная и территориально политическая организация Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том,… … Юридическая энциклопедия

    Государственное устройство - (от гр politeia конституция; англ. state organization, form of government) 1) в широком смысле система государственно правовых отношений, включающих организацию гос ного строя в целом, устройство всего государства (социально экономические и… … Энциклопедия права

    Форма государственного устройства способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части административно территориальные единицы,… … Википедия

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО - внутренняя территориальная (или национально территориальная) организация государства, т. е. деление его на области, губернии, провинции и другие единицы. Г. у. в федеративном государстве его деление на субъекты федерации. В таких случаях понятие… … Энциклопедический словарь конституционного права

    государственное устройство - в ряде зарубежных государств и республик в составе РФ название комплексного конституционно правового института, объединяющего нормы, устанавливающие систему органов государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения, порядок формирования… … Большой юридический словарь

    Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политическая система России Политическая система Конституция России … Википедия - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Проходили 20 22 октября 2012 года. Координационный совет был избран на один год, после чего будут проведены новые выборы. Регистрация кандидатов и избирателей велась на сайте cvk2012.org. Выборы в КС были организованы после многократных массовых… … Википедия