Понятие государственного суверенитета и его юридическое значение. Что такое суверенитет и зачем он нужен

Понятие «суверенитет» в современном значении берет свое начало в XIX веке. Термин неразрывно связан с такими понятиями, как «государство», «страна». Именно в XIX веке средневековое значение «суверен» распространяется на все государство, образуя понятие «независимость», параллельно выделяются нации. Подробнее о том, что такое суверенитет, понятие и виды суверенитета - далее в статье. Начнем с определения.

Определение

Перед тем как разобрать виды суверенитета государства, подробнее разберем понятие. Термин произошел от французского souverainete, что в переводе значит «верховная власть». Это один из основополагающих признаков государства, который дает право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику государства без вмешательства иностранных агентов (правительств, общественных организаций и др.).

Суверенитет и международное право

Ошибочно полагать, что суверенитет означает абсолютное право распоряжаться внутри страны. Все демократические государства подчиняются нормам международного права. Это значит, что существуют нормативные акты, принятые за пределами определенной страны, но имеющими власть над ней.

В качестве примера возьмем наше государство. Высшей судебной инстанцией в России являются Верховный и Конституционный суд. Существует по правам человека. Он находится в Страсбурге, во Франции. В нем рассматриваются дела, основанные на Конвенции по правам человека. Это международный нормативно-правовой акт, который ратифицировало большинство независимых стран. Если в Страсбурге укажут, что какое-либо рассматриваемое судебное дело в России велось с нарушениями Конвенции, наши суды будут обязаны отменить принятые вердикты.

Это не значит, что Россия не имеет суверенитета. Наша страна добровольно подписала и ратифицировала интернациональные соглашения, позволяющие Международным судам отменять решения российских. Мы можем в любой момент в одностороннем порядке выйти из договора и игнорировать решение Страсбурга. Добровольное подчинение - это проявление внешней политики. Теперь подробнее про виды суверенитета. Далее об этом.

Виды суверенитета

Итак, каждое независимое государство обладает правом на самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Выделяют следующие виды суверенитета:

  • государственный;
  • народный;
  • национальный.

Государственный суверенитет: формирование понятия

Понятие "государственный суверенитет" сложилось в конце средних веков. Применялось для того, чтобы отделить государственную власть от церковной. На Западе церковь являлась самостоятельным институтом власти. В отличие от государства, она не имела территориальных границ и была надгосударственным формированием. С развитием централизованной власти появилась необходимость территориальной обособленности одного монарха от другого. Отсюда и пошло понятие государственного суверенитета, как противопоставление церковному.

Сущность государственного суверенитета

Государственная власть находится на вершине иерархии. Все подсистемы и социальные институты подчиняются ей. Представим ненадолго, что отменили государственный суверенитет. Наступит эпоха анархии. Не смогут существовать высшие контролирующие и регулирующие институты. Единая страна разделится на местные княжества, кланы, которые начнут постоянную войну друг с другом. Такие сферы, как образование, здравоохранение, безопасность не смогут функционировать. Без единой системы управления, стандартов, законов общество не сможет существовать в привычном нашем понимании.

Негативные последствия отсутствия государственного суверенитета

История знает множество примеров, когда не было единого центра власти. Это так называемые периоды двоевластия. Подобный случай в нашей истории был в 1917 году, от отречения Николая Второго до Великой Октябрьской социалистической революции, когда сторонники Ленина единолично взяли власть в свои руки. Эксперимент нагляден тем, что шла мировая война. Хаос в армии, неисполнение приказов, саботаж работников тыла, продовольственные кризисы - это только малая часть проблем, спровоцированных безвластием. Две разных системы власти привели в конечном итоге к кровопролитнейшей гражданской войне, которая по своим жертвам не уступала мировой.

Отсутствие суверенитета государства, неспособность власти отстаивать его негативно отражается на всем обществе. Так сложилось, но и подобный эксперимент, к сожалению, знает наша история. После распада СССР был взят курс на либерализацию и, как следствие, уничтожение государственного суверенитета внутри страны. Власть, по задумке реформаторов, должна была представлять интересы общества за пределами страны. Внутри же нее должны отсутствовать любые проявления государственности во всех сферах общества.

Это привело к катастрофическим последствиям: «невидимая рука рынка» не отрегулировала экономические отношения, наступил голод, армия потеряла боеспособность, правоохранительные органы оказались неспособны бороться с преступностью, единые стандарты образования отсутствовали. Это лишь малая доля проблем, выпавших на долю нашей страны в начале 90-х годов прошлого столетия.

Виды государственного суверенитета

Государственный суверенитет имеет два вида:

  1. Внутренний. Государство имеет исключительное право принимать законы, легально применять силу.
  2. Внешний. Государство может самостоятельно проводить внешнюю политику от имени всего общества. Международные договоры, подписанные от имени государственной власти, обязаны исполнять все граждане.

Народный суверенитет

Продолжаем говорить про виды суверенитета. Помимо государственного, политологи выделяют народный. Смысл состоит в том, что народ, т. е. постоянно проживающее внутри страны население, выступает субъектом власти. От людей зависят важнейшие

Понятие "народный суверенитет" тесно связано с понятием демократии. Народ, люди определяют судьбу и характер своего государства. Официально не прописаны виды суверенитета. Конституции РФ не упоминают об этом. Однако в Основном законе страны, в части 1 статьи 3 сказано, что носителем суверенитета и источником власти в нашей стране является многонациональный народ Российской Федерации.

Не случайно в Конституции упоминается «многонациональный народ». Это значит, что у нас нет доминирующей нации, которой принадлежит народный суверенитет. Да, русских в России большинство. Они являются образующей государство нацией. Это подчеркивают первые лица страны. Однако это не значит, что русские обладают исключительностью в осуществлении народного суверенитета.

Народ осуществляет свое право принимать решения через различные демократические инструменты:

  • референдумы;
  • выборы;
  • пикеты, акции;
  • петиции;
  • общественные организации, политические партии и т. д.

Сложно организовывать референдумы по каждому случаю. Утопия анархиста Нестора Махно - каждый раз собирать крестьянские сходы - в условиях больших территорий и огромного населения неосуществима. Для этого в демократических странах суверенитет народа осуществляется через представителей. Наши граждане называют их «слугами народа».

К таковым относятся по Конституции РФ:

Народный суверенитет - это право жителей решать важнейшие вопросы в государстве.

Национальный суверенитет

Заканчиваем тему "Виды суверенитета" национальным. Данное понятие означает проявление в реальности полновластия нации. Каждая нация имеет право определять свою судьбу, решать различные вопросы, связанные с национально-государственными объединениями и т. д.

Национальный суверенитет проявляется в сохранении идентичности, языка, культуры. Также сюда можно отнести право нации на самоопределение, закрепленное во многих международно-правовых актах, вплоть до отделения одной национальной территории от другой.

Ярким примером проявления национального суверенитета служит отделение Косова от Сербии. Косовский край традиционно является территорией сербов. Однако на протяжении многих веков сюда заселялись этнические албанцы. Косовские албанцы стали полновластной нацией, считавшей территорию Косова своей родиной. Они воспользовались национальным суверенитетом и объявили о своей независимости.

Право нации на самоопределение было заложено и в первой Конституции СССР. На этом настоял сам Ленин, так как нашлись противники во главе со Сталиным. Национальным республикам давалось право свободного выхода из Союза. Республики в составе Российской Федерации не могут выйти из страны по Конституции, однако они также обладают национальным суверенитетом. Он проявляется в политике внутри национальных республик. Единственное ограничение - местные законы не должны противоречить федеральным.

Итак, мы разобрали, что такое государственный суверенитет. Понятие, виды его были вкратце рассмотрены. Подведем итоги.

Итоги

Независимость России, т. е. свободное право проводить внутреннюю и внешнюю политику, называется "суверенитет РФ". Виды его таковы: народный. Четкого разграничения между ними нет. Это отдельные подсистемы единого целого, которое и формирует независимость страны.

Слово «суверенитет» вошло в наш лексикон в последней трети прошлого века. Еще наши деды и прадеды, сражаясь за свободу Родины, не знали, что, по сути, отстаивают суверенитет своей страны. Мы же знакомимся с этим термином еще в школе и постоянно встречаем его в СМИ. Так что же означает данное понятие?

Под суверенитетом подразумевают независимость объекта или целого государства от внешних факторов или обстоятельств. С точки зрения политологов это понятие является определяющим при оценке правовых отношений между странами.

История возникновения понятия «суверенитет»

Ответить на вопрос о том, что такое суверенитет, невозможно, не коснувшись исторической подоплеки. Этот термин является заимствованным из французского языка. Первоначально он обозначал доминирование государственной власти и того лица или лиц, которыми оно представлено. Суверенной, или неприкасаемой, считалась территория, находящаяся во власти монарха, или суверена. Но в настоящее время это понятие значительно трансформировалось.

Впервые данное определение стало активно использоваться в политических кругах Франции более пятисот лет назад. В те времена французская буржуазия активно продвигала идею о суверенитете государства, препятствуя тем самым распространению абсолютизма и феодализма. Именно она должна была привлечь народные массы к классовой борьбе, но получила не столь значимую отдачу от простого народа, как рассчитывали представители буржуа. Поэтому Великая французская революция потерпела не менее великое фиаско.

Это явление в зависимости от государства может коренным образом отличаться в своем содержании. Важно знать, что здесь главными факторами являются тезисы правящей верхушки и общественный строй страны. Именно они диктуют интерпретацию основополагающих понятий, таких как суверенитет, свобода и права гражданина. Если мы говорим о социалистических странах, то там под суверенитетом принято подразумевать власть народа. Хотя на поверку это оказывается очень далеко от истины.

Что такое суверенитет сегодня?

На сегодняшний день общепринятым понятием является государственный суверенитет. Он дает право органам власти создавать законодательные нормы поведения граждан, следить за их исполнением и не зависеть в данном вопросе от мнения извне. Кроме того, государство обладает возможностью проводить независимую экономическую и внешнюю политику. Безусловно, существуют рычаги международного давления, которые чаще всего выражаются в виде санкций. Но ни одна страна не имеет права на силовое военизированное вторжение на суверенную территорию.

Характерной иллюстрацией соблюдения прав, дарованных суверенитетом, является внешняя политика, проводимая сейчас Российской Федерацией. Она поддерживает главную идею невмешательства во внутренние дела других государств. Но далеко не все страны мирового сообщества разделяют эту точку зрения, оправдывая вторжение своих войск на чужую территорию принципом необходимости, что является недопустимым.

верховенство власти на определенной территории. Основополагающий признак государства. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (см. Конституция РФ. Ст. 3)

Отличное определение

Неполное определение ↓

СУВЕРЕНИТЕТ

государственный суверенитет) - независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, исключительное право на политическую самостоятельность, необходимое и достаточное условие существования государства, его способности эффективно осуществлять свои функции.

Суверенитет - источник верховной власти в государстве. Обладание суверенитетом - обладание этим источником.

Понятие «суверенитет» было введено в XVI в. французским юристом Ж. Боденом (1530–1596). В его трактовке суверенитет означает единство, непрерывность и безусловность верховной власти. Единство и непрерывность власти означает, что власть принадлежит только одному субъекту, что не предполагает никаких «разделений полномочий» и «сфер влияния». Безусловность суверенитета - это его свобода от всех договоров и влияний, как внешних, так и внутренних.

Подобной трактовки суверенитета придерживался и Т. Гоббс (1588– 1679), утверждая, что государство рождается тогда, когда люди, устав от «войны всех против всех», жертвуют своими правами в пользу одного - суверена, таким образом, «чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим». По Гоббсу, даже самый плохой суверен лучше чем «естественное состояние», в котором окажется общество, если ему дать возможность самому составлять законы, по которым ему хочется жить.

Один из основоположников теории либерализма Дж. Локк (1632– 1704), возражая Гоббсу, утверждал, что «естественное состояние» скорее добро, чем зло, поскольку именно в этом состоянии человек является «абсолютным господином своей собственной личности и владений, равный самым великим людям и никому не подчиненный». Со своей же «свободой» в пользу верховной власти он расстается в силу постоянного посягательства на его жизнь и имущество со стороны других людей. Тогда народ выбирает себе власть, которая становится на службу народу, разделяет свои полномочия (см. Разделение властей) и проводит в жизнь те законы, «о которых согласятся сообщество или уполномоченные на то лица». Таким образом суверенитет, по Локку, принадлежит не государю, а народу, находящемуся «над властью».

Политическое учение Локка легло в основу доктрины народного суверенитета, возникшей в XVIII в. в противоположность средневековой доктрине «божественного права», согласно которой носителем суверенитета является монарх, получивший власть непосредственно от Бога, и без которого народ представляет собой неуправляемую толпу.

Дискуссия о природе суверенитета шла весь XVIII в., затем в XIX и в XX вв. В результате победила и стала общепринятой точка зрения сторонников народного суверенитета, предполагающая, что высшей властью и источником всякой власти в государстве является народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п.

Несмотря на это, очень многие выдающиеся мыслители склонялись к противоположному мнению. Так, согласно Гегелю (1770–1831), политическое государство подразделяется на 3 субстанциально различные власти: законодательную, правительственную власть и власть монарха. Но, в отличие от теоретиков разделения властей, в т. ч. Локка и Монтескье, он считает, что эти власти не могут быть самостоятельными и взаимно ограничивающими, т. к. это предполагает враждебность каждой из властей к другим.

Определяющей стороной власти, по Гегелю, является власть монарха, имеющего право окончательного решения. Гегель разделяет суверенитет внутренний и внешний, отмечая, что при феодальной монархии государство было суверенно в отношении других государств, но не у себя внутри, поскольку различные власти и функции государства частью находились в ведении независимых корпораций и общин, частью были собственностью отдельных лиц. Внутренний же суверенитет государства состоит в господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству, воплощенному в монархе.

Мысль о том, что в государстве суверен должен находиться и над прочей властью, и над законом, была близка А. Пушкину, утверждавшему, что «закон - дерево… с одним буквальным исполнением закона не далеко уйдешь», сам по себе закон не может угодить правде, и потому «нужно, чтобы один человек был выше всего, выше даже закона». То есть, по мысли Пушкина, закон - это не юридическая догма, он не может быть превыше всего, поскольку сам закон так же проистекает откуда-то. Этот источник и есть суверен, и он над законом. Сам народ не может быть над законом. Это привело бы к анархии, следовательно, над законом может быть один и только один человек. Человек, стоящий над законом - монарх - единственный имеет возможность исправлять законодательные огрехи, обладать, например, правом вето, правом помилования.

Проблему суверенитета детально разрабатывал в начале ХХ в. немецкий философ и юрист К. Шмитт (1888–1985). Шмитт убежден, что суверенитет - это не норма взаимного признания и не принцип верховенства закона (как считали либералы), а право на исключение, на объявление чрезвычайного положения. Именно с объявления чрезвычайного положения (формального или неформального) начинает свою политическую деятельность суверен, объявляя ничтожными все прежние законы. И именно поэтому ему принадлежит суверенитет.

Причину, по которой восторжествовала идея народного суверенитета, Шмитт находит в произошедшей в середине XVIII в. десакрализации и механицизации субстанции политического: «Всеобщее действие правовой формулы отождествляется с не знающим исключений действием законов природы. Суверен, который в деистической картине мира, пусть и вне мирового целого, оставался все же механиком огромной машины, радикальным образом вытесняется. Машина работает теперь сама по себе».

Государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю сторону - исключительное монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны, на отмену и признание ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти; и внешнюю сторону - самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Суверенитет - главный признак, отличающий независимую державу от колонии или автономии, пусть и обладающих определенной политической свободой. Реальным суверенитетом, т. е. возможностью государства самостоятельно определять свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать или расторгать союзы и т. д., обладает сравнительно небольшое число государств.

Введенное Ж. Боденом понятие «суверенитет» служило обозначением власти сюзерена, в отличие от власти вассальных правителей. В то время после распада Священной Римской Империи фактически независимые государства и правители Европы считались подчиненными одному верховному правителю, ведущему свой род от Карла Великого и утверждаемому на этот пост главой Ватикана (как наследника Римской Империи на основании позднее признанного фиктивным завещания Императора Константина I). Однако уже в XVII в., после заключения Вестфальского мира (1648) большинство европейских государств, включая вассалов Священной Римской Империи, были объявлены суверенными, что положило начало современной геополитической системе, а также придало понятию суверенитета смысл, который оно имеет и по сей день.

Суверенитет как норма международного права является одним из самых сложных его понятий. Это обусловлено, прежде всего, неоднородностью политических систем и государственных устройств различных стран мира, а также тем, что субъектами международного права являются не только государства, но и народы, а также отдельные граждане. Право народов на самоопределение, закрепленное в уставе ООН, послужило юридическим оправданием целой серии национально-освободительных движений, которые при поддержке государств социалистического лагеря привели в конечном итоге к краху колониальной системы.

Права человека, нашедшие отражение в конституциях большинства стран, также нередко вступают в конфликт с нормами, обеспечивающими понятие государственного суверенитета. В либеральных кругах нередко говорят о размывании понятия национального суверенитета, связанного с глобальными интеграционными процессами, в результате чего возникают и обретают все большую значимость наднациональные органы, такие как Евросоюз, которым суверенные государства частично делегируют свои права.

«Размывание» национальных суверенитетов выгодно, прежде всего, мировой олигархии, могущественным ТНК, становящимся определяющим фактором планетарной политики, «мировым правительством», действующим в интересах монопольного капитала. Их цель - десуверинизация и поддержание на низком уровне развития тех стран, которые они рассматривают в качестве источника дешевых ресурсов. Один из путей ее достижения - установление в таких странах режима управляемой демократии путем проведения «бархатных революций».

Российское руководство исходит из необходимости сосуществования и сотрудничества суверенных, свободных сообществ, что предполагает либерализацию международных отношений и демонополизацию глобальной экономики и отражается в получившем в последние годы широкое распространение понятии «суверенной демократии».

Отличное определение

Неполное определение ↓

В современной науке категория «суверенитет» рассматривается больше как юридическая категория, чем политическая. Особенно эта традиция прослеживается в таких отраслях как конституционное право, административное право и международное право. Таким образом, представление о суверенитете основывается на положениях российского и международного права, которые представляют суверенитет в качестве юридической конструкции. Если для названных отраслей права подобное положение является условно приемлемым, то теория государства и права, которая рассматривает государство и право не только на основе законов, но и в связи с реальной действительностью, не может довольствоваться такими определениями.

Политическое содержание категории «суверенитет» рассмотрено нами подробно в предыдущем параграфе, поэтому необходимо обратить пристальное внимание и на юридическую сторону данного явления.

Известный советский ученый И.Д. Левин определял юридический суверенитет как «высшую власть органов государства, зафиксированную в законе, регулируемую правом, и, следовательно, осуществляемую в правовых формах» Автор тем самым предполагает юридический суверенитет формой отражения политического.

По мнению Т.С. Мелешкиной, правовой суверенитет предполагает самостоятельность и независимость государства при осуществлении национальной правовой политики в целях обеспечения внутригосударственного правопорядка и эффективного взаимодействия с другими субъектами международных отношений . Т.С. Мелешкина представляет правовой суверенитет как отдельный аспект суверенитета, как общего политико-правового явления. Из чего следует, что правовой (юридический) суверенитет существует среди бесчисленного множества проявлений суверенитета государства и проявление правовой стороны суверенитета сильно сужено.

Более правильным, на наш взгляд, является подход И.Д. Левина, у которого юридический суверенитет предстает формой выражения фактического суверенитета государства и призван адекватно отражать реальные основания власти. Однако на практике юридическая форма часто расходится с политическим содержанием.

Важнейшим документом, предопределившим размежевание политической и правовой сторон суверенитета являлся так называемый «Вестфальский трактат» 1648 г. , который включал в себя два взаимосвязанных мирных договора, подписанные по итогам Тридцатилетней войны . В данном документе впервые отражены положения о территориальной целостности государств и принципах невмешательства во внутренние дела, определены ряд принципов межгосударственных отношений. Данный документ является истоком современного международного права. Тем самым, трактат как бы ограничил возможность проявления отдельных свойств государственной власти, установил ее правовые пределы. Однако мы видим, что правовая схема власти не совпадает с ее политической картиной. Точнее сказать, право не в состоянии ограничить либо очертить границы проявления государственной власти.

Если рассматривать юридический суверенитет, то, с одной стороны, он предстает как внешнее оформление власти определенной социальной группы, отражение внутригосударственных отношений, а с другой стороны - это определенная юридическая конструкция, которая сформирована на основе отдельных политико-правовых концепций. Суверенитет здесь представляется в большей степени как набор правомочий, практически сливающийся со значением юрисдикции.

Суверенитет в данном смысле практически растворяется в законодательстве, и отдельные правовые нормы содержат некоторый его фрагмент. Например, конституция страны определяет основы государства, устанавливает положения о принадлежности власти, систему органов власти, политическую систему и т.д., то есть выражает суверенитет как некий набор необходимых атрибутов, требуемых государству для признания его таковым.

Таким образом, можно предложить следующее определение юридического суверенитета. Юридический суверенитет - это внешнее формальное закрепление свойств суверенитета в системе законодательства, структуре и компетенции органов государственной власти.

Юридический суверенитет берет начало в юридических документах. Источниками юридического суверенитета государства могут быть: конституция, которая провозглашает суверенитет; акты о признании суверенитета другими государствами (например, Указ Президента Российской Федерации от 26 августа 2008. № 1261 «О признании Республики Южная Осетия» ); декларация независимости и другие юридические документы, в которых провозглашается и обосновывается суверенитет данного государства.

М.Ш. Шарифов в качестве специфических форм закрепления (источников) суверенитета называет следующие примеры:

  • - Закрепление суверенитета во внутригосударственных публичноправовых договорах (например, Соглашение о разделении Чешской и Словацкой Федеративной Республики с 1 января 1993 г.).
  • - Институционализация суверенитета в международно-правовых договорах (например, Договор об объединении ФРГ и ГДР от 31 августа 1990 г.).
  • - Подтверждение суверенитета страны международно-правовым актом (например, Резолюция 1546 (2004) Совета Безопасности от 8 июня 2004 г., на основании которой была принята временная конституция Ирака) .

Носителем юридического суверенитета следует признать всю систему органов государственной власти государства, между которыми разделена компетенция. Именно данные органы осуществляют власть, то есть издают властные распоряжения в виде нормативных актов, а также представляют государство в международных отношениях. Распределение компетенции между отдельными элементами системы государственной власти в совокупности составляют содержание суверенитета. Взятая в своем единстве система органов власти обладает неограниченной компетенцией. Каждый орган государственной власти может принять любое решение в рамках отведенных ему законом правомочий.

Для современной России первичным источником суверенитета является Декларация СНД РСФСР от 12 июня 1990. № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» . В данном документе провозглашается суверенитет РСФСР и в то же время, заявляется о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Здесь указывается на приоритет законов РСФСР над Законами СССР, если они противоречат друг другу, устанавливается гражданство РСФСР, сохраняется право свободного выхода из состава Союза ССР и другие суверенные права. В целом нужно сказать, что документ, с одной стороны, провозглашает суверенитет, а с другой - устанавливает курс на существование в составе СССР. Тем не менее, все атрибуты суверенного государства нашли свое отражение в содержании Декларации, поэтому ее можно назвать полноценным источником суверенитета России.

Конституция (основной закон) является основным источником юридического суверенитета практически любого государства. Именно в ней отражаются базовые элементы суверенитета и раскрываются его признаки, определяется система органов власти и др.

Юридические нормы, отражающие содержание суверенитета, имеются практически во всех отраслях российского права, а также в Конституции Российской Федерации, являющейся высшим и основополагающим нормативным актом.

Среди положений Конституции России, так или иначе затрагивающих вопросы суверенитета, можно выделить следующие:

  • - В Преамбуле Конституции Российской Федерации записано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, <...> возрождая суверенную государственность России <...> принимаем Конституцию Российской Федерации». Из этого положения следует, что государство, а следовательно, и суверенитет, возникает по воле многонационального народа России. Преамбула выступает своего рода юридическим актом всего народа, объявляющим конституцию действующей .
  • - Статья 4 Конституции Российской Федерации содержит следующие положения: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

Здесь раскрывается верховенство государства на своей территории как необходимый признак суверенитета и соответственно государства.

Часть 3 статьи 5 содержит фразу: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти...».

Это положение исключает возможность обладания независимостью субъектами Российской Федерации.

В части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации указано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Из этого положения нельзя сделать однозначный вывод о том, что международное право имеет приоритет над правом национальным, поэтому не может браться за основу при обосновании верховенства международных норм. Так, например, П.А. Клюев указывает, что «государственный суверенитет - это политико-правовая категория, обозначающая свойство государства и выражающая его право на проведение самостоятельной (независимой от другой государственной и иной власти) внешней и внутренней политики, в рамках общепризнанных принципов и норм международного права» 1 . Из этого определения напрашивается вывод о том, что государственный суверенитет является остаточной компетенцией государства. Но «компетенция» - это не «суверенитет». Если употреблять эти термины как синонимы, то существование суверенитета как свойства государства бессмысленно. В связи с чем такое понимание категории «суверенитет» недопустимо.

  • - Ст. 67 Конституции Российской Федерации определяет, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права». Здесь Конституция очерчивает границы суверенитета России.
  • - Ст. 68 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Несмотря на то, что наряду с государственным языком, в национальных республиках может существовать и национальный язык, это положение направлено на создание единого культурного пространства. С позиции верховной власти единый государственный язык необходим: во-первых, для создания единого культурного пространства, а во-вторых, для передачи и единообразного понимания властных предписаний на всей территории России.

  • - Ст. 70 Конституции Российской Федерации устанавливает государственные символы государства (флаг, герб и гимн). Эти атрибуты говорят о единстве нации и выступают символами всего государства, которые позволяют обособить данное государство в числе других.
  • - Ст. 71 Конституции Российской Федерации устанавливает сферу исключительных полномочий Российской Федерации. Если проанализировать указанные там полномочия, то можно сделать однозначный вывод о том, что решения наиболее важных вопросов государственной жизни относится к федеральной власти.
  • - Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам». То есть, из верховенства федеральных органов государственной власти прямо следует и верховенство принимаемых ими нормативных актов.
  • - Статья 79 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации». Если ч. 2 ст. 4 гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции Российской Федерации гласит: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации», то соглашения, которые противоречат этому положению, незаконны.

Нельзя согласиться с Л.М. Романовой, которая утверждает, что объем государственного суверенитета сильно сузился юридически за счет международных договоров и еще больше фактически в связи с уже сложившимися традициями . Основополагающие характеристики суверенитета содержатся как раз в разделе «Основы конституционного строя». «Сужающие» государственный суверенитет международные договоры обязательно будут противоречить основам конституционного строя и поэтому не могут действовать на территории России.

Во втором разделе Конституции Российской Федерации «Заключительные и переходные положения» содержится очень спорное положение, а именно: в 4 абз. ч.1 указано: «в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации <...> действуют положения Конституции Российской Федерации». Это положение дословно повторяет название договора, подписанного 31 марта 1992 г., из чего можно сделать предположение о возможности обладания суверенитетом субъектами Российской Федерации и о существовании суверенитета двух уровней -федерального и регионального.

До недавнего времени в конституциях некоторых республик в составе Российской Федерации существовали положения, устанавливающие суверенитет данного вида субъектов федерации . В связи с этим Конституционным судом Российской Федерации 7 июня 2000 г. принято

Постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» .

Здесь сказано: «Суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, кроме суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации». Те самым, на вопрос о суверенитете субъектов Российской Федерации получен однозначный отрицательный ответ.

Юридическое закрепление суверенитета не всегда адекватно его политическим основам и содержит элементы фикции. В частности, утверждение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, является весьма спорным. Данное положение является фикцией и направлено на обоснование политической основы власти, попыткой представить носителем власти весь народ .

Так, Томас Ф. Ремингтон отмечает: «На самом деле доктрина народного суверенитета является фикцией, так как правила, в соответствии с которыми принимаются решения в любом обществе, предполагают предпочтение интересов одной из групп людей» .

В референдуме по принятию Конституции Российской Федерации по официальным данным участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых - 32 937 630 (58,43 %) проголосовали за принятие новой Конституции, что составило гораздо менее половины избирателей, которые могли принять участие в выбо-pax . Неофициальные данные показывают еще более низкие проценты. Таким образом, утверждение о принятии Конституции Российской Федерации всем народом преувеличено.

Подобное мнение выражает Г. Курскова: «Народный суверенитет, закрепленный в конституциях демократических государств, не ведет к практическому осуществлению прямого политического господства народа» . Учитывая то, что референдум проводится нечасто и только по определенным вопросам, а на выборах население избирает органы власти и отстраняется от дальнейшего участия в решении государственных вопросов, можно сказать, что власть принадлежит всему народу в небольшой степени.

Основные юридические характеристики государственной власти, а также политической стороны суверенитета содержатся в Главе 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». Здесь в общем виде представлены положения о том, от кого исходит власть и в чьих интересах осуществляется, о территориальном делении государства, системе органов власти и законодательства, экономической системе и т.п.

Законодательство содержит не только нормы, оформляющие содержание суверенитета, но и охраняющие его от посягательств.

Так, Уголовный кодекс Российской Федерации в Главе 29 содержит составы преступлений, посягающих на основы конституционного строя. Среди них необходимо выделить следующие:

  • - Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти, то есть действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
  • - Статья 279. Вооруженный мятеж, то есть организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации.
  • - Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» (принят ГД ФС РФ 27 июня 2002) к экстремистской деятельности относится, в том числе, насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.
  • - Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества.
  • - Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации.

Указанные выше нормы направлены на защиту определенного по-

рядка, установленного государственной властью и учрежденных ею государственных институтов.

Деятельность тех или иных групп, направленная на изменение закрепленных в Конституции Российской Федерации основ, запрещена, даже если их призывы будут содержать более гуманные и прогрессивные положения об устройстве общества и государственной власти. И в том случае, если господствующая власть не пользуется поддержкой населения, не является легитимной властью, нормы уголовного закона будут защищать ее устройство.

В правовом смысле суверенитет близок к понятиям «компетенция государства» и «юрисдикция государства» . Компетенцию упрощенно можно представить в виде единства полномочий и предмета ведения. Ю.А. Тихомиров определяет компетенцию как «комплекс легально установленных способов осуществления публичных функций» . По мнению автора, она состоит из двух элементов. К собственно компетенционным элементам относятся предмет ведения, объекты воздействия и властные полномочия; к сопутствующим элементам - цели как долгосрочные нормативные ориентации. Термин «юрисдикция» применяется в большей степени к судебным органам, однако, по сути, совпадает со значением категории «компетенция».

Юрисдикция является проявлением суверенитета, она определяется им, исходит от него и выражает сферу действия суверенитета. В связи с этим, логично было бы предположить, что юрисдикция имеет действие в тех же пределах, как и суверенитет, однако анализ действующих норм не позволяет однозначно сделать данный вывод.

Во-первых, в большинстве демократических конституций содержатся положения о распространении юрисдикции государства на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (Конституции Испании, Японии, России и т.д.).

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О континентальном шельфе Российской Федерации» континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» исключительная экономическая зона Российской Федерации определяется как морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Таким образом, ни континентальный шельф, ни исключительная экономическая зона не являются государственной территорией, поэтому суверенитет фактически не может распространяться на данные территории, а юрисдикция может.

Во-вторых, в международном праве существует понятие «экстерриториальность», которая означает статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих (частично или в полном объеме) под действие законодательства государства, национальность которого таковые имеют . В настоящее время данный институт существует в виде дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов, предоставляемых в соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и других многосторонних международных договоров. Экстерриториальностью пользуются также военные морские и воздушные суда в пределах иностранной территории, если они оказались там законным путем (ст. 32 - Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Принцип экстерриториальности выводит из-под действия суверенитета отдельные территории (например, территории посольств), а также распространяет действие юрисдикции одного государства на суверенную территорию другого, что не корреспондирует с принципом верховенства государственной власти.

Решающее значение в юридизации суверенитета сыграло развитие международного права и процесс глобализации. Международное право связало государства взаимными обязательствами, в результате чего появились международные организации, имеющие возможность оказывать влияние на внутригосударственные дела.

Л.Е. Гринин под глобализацией понимает «процесс, в результате которого мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов» .

В настоящее время уровень интеграции достиг большого масштаба, и часто появляются научные работы, обосновывающие необходимость отказа от принципа суверенитета в межгосударственных отношениях . Как отмечает В.А. Кварацхелия: «...глобализация является основным процессом, посредством которого с большой интенсивностью осуществляется подавление интересов суверенных государств и разрушение национальных основ функционирования экономических комплексов» .

В.И. Волков выделяет две модели десуверенизации государственной власти: европоцентрическая и американская. Европоцентрическая модель глобализации предполагает на смену Вестфальской системе сформировать систему международных организаций и учреждений, наделенную глобальным суверенитетом . Американская (имперская) модель глобализации, наоборот, придерживается принципа, согласно которому международные неправительственные организации, а также международные законы, декларации и соглашения не существуют независимо от свободной государственной воли .

Однако даже Европейский союз, где существует единая валюта, наднациональные органы власти (например, Европейский парламент, Президент) не лишил суверенитета государства-члены . Тем не менее, юридическая сторона суверенитета в данных условиях претерпела серьезные изменения.

Глобализация в международно-правовых отношениях проявляется в том, что созданные международные организации (например, ООН, СНГ, Европейский союз) для своих участников устанавливают единые стандарты в различных областях политики, права и экономики, которые оказывают влияние на внутреннее законодательство договаривающихся государств . Тем самым происходит унификация законодательства государств.

Кроме того, международные судебные органы в случае нарушения международно-правовых норм принимают решения, возлагающие обязанности на суверенные государства.

Такого рода связанность государств, порожденная глобализацией, в юридическом плане формирует общемировую систему правовых норм, где право конкретного государства выступает ее относительно обособленной ячейкой.

Нормы международного права в иерархии стоят выше положений большинства нормативных документов национального государства, поэтому можно сказать, что юридический суверенитет имеет юридические пределы действия. Это проявляется не в том, что ограничена воля государственной власти в принятии решений, а в том, что нормы более низкого порядка, по сравнению с международными нормами, просто не будут действовать ввиду своего несоответствия нормам высшего порядка. Такую же структуру имеет иерархически построенная система органов власти, где для каждого органа определено свое место, то есть обозначены полномочия и предмет ведения и юридическая сила принимаемых данным органом нормативных актов.

В.А. Карташкин выделяет следующие случаи ограничения суверенитета государства в межгосударственных отношениях:

  • - когда государство добровольно принимает на себя определенные международные обязательства;
  • - когда оно становится участником двустороннего или многостороннего договора;
  • - когда государство вступает в ту или иную международную организацию, принимая на себя соответствующие обязательства;
  • - когда международными или региональными органами принимаются решения, имеющие обязательную силу для государств;
  • - когда государство признает верховенство международных норм над национальным законодательством .

Приведенные В.А. Карташкиным примеры относятся к юридическому суверенитету, но ограничить фактическую сторону суверенитета данные случаи не могут. Например, государство может как вступить в ту или иную организацию, так и выйти из нее.

Кроме того, в качестве ограничивающих суверенитет факторов называются принципы международного права: принцип суверенного равенства государств; принцип неприменения силы и угрозы силой; принцип нерушимости государственных границ; принцип территориальной целостности государств; принцип мирного разрешения международных споров; принцип невмешательства во внутренние дела; принцип всеобщего уважения прав человека; принцип самоопределения народов и наций; принцип сотрудничества; принцип добросовестного выполнения международных обязательств .

В п.п. 1-5 ст. 2 Устава Организации объединенных наций устанавливается, что принципы действуют в отношении членов Организации объединенных наций. В п. 6 той же статьи указано, что Организация (то есть ООН) обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности. Из этого положения следует право Организации объединенных наций вмешиваться во внутренние дела любого государства, даже если они не являются участниками данной организации. В этом случае суверенитет государства, не имеющего членства в Организации объединенный наций, ограничивается извне. Несмотря на юридическую целесообразность принятия таких норм, это не стыкуется с теоретическими положениями о суверенитете и его сущности.

Отдельную роль в попытке юридического ограничения суверенитета играют международные суды. В соответствии со ст. 94 Устава Организации объединенный наций «каждый член Организации обязуется выполнить решение Международного Суда по тому делу, в котором он является стороной. В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение».

В соответствии с п. 4 Положения об экономическом суде Содружества независимых государств по результатам рассмотрения спора Экономический суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством-участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает его исполнение.

Данные примеры говорят о том, что формально ограничивающими суверенитет факторами являются не только нормативные документы, но и судебные решения. Однако это не позволяет сделать вывод об ограниченном характере суверенитета.

Если мы возьмем суверенитет в статике, то юридические нормы и институты на первый взгляд могут ограничивать суверенитет. Если же рассматривать суверенитет в динамике, то можно сказать, что юридически нельзя ограничить волю политической власти, поэтому в целом суверенитет неограничен.

Немаловажным является вопрос о моменте возникновения юридического суверенитета. С одной стороны, юридический суверенитет должен возникать в один момент с установлением политического господства определенной социальной власти на данной территории. Большинство властных решений облекается в правовую форму и любое решение, если оно направлено на установление определенного устройства и порядка в государстве, должно быть внешне оформлено и доступно для ознакомления. А это и есть право. Однако суверенитет имеет как внутренние, так и внешние характеристики. Верховенству внутри страны должна соответствовать внешняя независимость, что и выступает предпосылкой возникновения международной правосубъектности.

В международном праве то или иное государственное образование становится субъектом межгосударственных отношений в случае его признания со стороны других суверенных организаций. Так, М.В. Богданова отмечает, что «суверенитет государства предполагает во внут-реннеи жизни страны верховенство государственной власти, а во внеш-неполитических делах - признание мировым сообществом наций» .

Под международным правовым признанием понимают признание в соответствии с международным правом существующими государствами новых государств или правительств либо других органов, позволяющее установить с ними официальные или неофициальные, полные или неполные, постоянные или временные отношения .

С юридической точки зрения признание государства является юридическим актом, на основании которого государственный суверенитет приобретает свое окончательное оформление и правовая система данного государства становится частью общемировой либо региональной системы.

В подтверждение этого необходимо назвать следующие примеры.

В п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 августа 2008 г. № 1261 о признании Республики Южная Осетия указано: «Учитывая волеизъявление югоосетинского народа, признать Республику Южная Осетия в качестве суверенного и независимого государства» .

«Заявление «двенадцати» о будущем статусе России и других бывших республик» (Вместе с «О критериях ЕС для признания новых государств в Восточной Европе на территории Советского Союза») (Подписано в гг. Брюсселе, Гааге 23 декабря 1991) называет следующие критерии официального признания:

  • - соблюдение положений Устава ООН и обязательств, принятых по Хельсинкскому Заключительному акту и Парижской хартии, особенно в том, что касается верховенства закона, демократии и прав человека;
  • - гарантии прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках СБСЕ;
  • - уважение нерушимости всех границ, которые не могут быть изменены иначе, как мирными средствами и с общего согласия;
  • - принятие всех соответствующих обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия, а также безопасности и региональной стабильности;
  • - обязательство разрешать по соглашению, в том числе предусматривая в случае необходимости обращение в арбитраж, все вопросы, касающиеся правопреемства государства и региональных споров.

Правовыми нормами регламентирована также процедура преобразования суверенитета. В Российской Федерации по данному вопросу существует Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» , где определяются основания, порядок и условия принятия иностранного государства в состав России. Так, согласно ст. 4 указанного закона в случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, а в случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа, если международным договором не указан иной статус.

Таким образом, вступившему в состав России иностранному государству либо его части предоставляется статус, который не предполагает наличия суверенитета, так как субъекты Российской Федерации не могут обладать им в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В связи с этим, принятое в состав России государство утрачивает свой суверенитет в пользу федеральной власти Российской Федерации и получает взамен компетенцию согласно Конституции Российской Федерации и Договору о разграничении полномочий.

Государственный суверенитет есть самостоятельность государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Суверенитет является специфической чертой государственной власти, специфическим признаком государства. Термин «суверенитет» происходит от латинского «верховенство».

К понятию суверенитета вплотную подошел уже Н. Макиавелли, который разработал учение о присущей государю верховной воле, единой и ни от кого не зависящей. Автором термина «государственный суверенитет» считается Жан Боден, который понимал под суверенитетом «абсолютную и постоянную власть». Постепенно теории абсолютного суверенитета в науке уступают место концепциям ограниченного суверенитета. В современном международном праве государственный суверенитет ограничен в отношении развязывания я ведения агрессивной войны, применения репрессий к гражданам, в экологической сфере.

Суверенитет государства имеет свои символы. Таковыми считаются герб, флаг, гимн, а иногда также столица и денежная единица.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. В теории права государственный суверенитет включает следующие аспекты:

1) единство и распространение государственной власти на все население и все общественные объединения страны;

2) право осуществлять внутреннюю н внешнюю политику от имени всего общества;

3) исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения в отношении населения;

4) общеобязательность решений государственных органов для всех, кого они касаются;

5) прерогатива, т. е. возможность отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти.

Суверенитет государства может быть формальным. Такой суверенитет провозглашается, во реально не осуществляется в силу зависимости, например, экономической, от других государств.

Ограничение суверенитета может быть добровольным и принудительным. Добровольное имеет место при вступлении в федерацию, принудительное - по отношению к государству, побежденному в войне.

Конституция РФ провозглашает Россию суверенным государством. Статья 4 указывает, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Такое распространение государственного суверенитета на всю территорию страны в международном праве получило наименование «территориального верховенства». Важную роль в охране суверенитета Конституция РФ отводит Президенту. Так, статья 80 гласит: «Президент Российской Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности*.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета нации. Под последним понимается право нации самостоятельно определять свою судьбу вплоть до образования независимого государства.

Государственный суверенитет также следует отличать от народного суверенитета. Последний означает, что единственным источником и верховным носителем государственной власти является народ. Принцип народного суверенитета закреплен в законодательстве многих демократических государств, в том числе в Конституции РФ 1993 г.