Международное морское право. Внутренние воды 3 внутренние воды с правовой точки зрения

42. Внутренние морские воды

Внутренние морские воды – это воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря.

Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также:

1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

2) море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (например, Белое море);

3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа которых не превышает 24 морских миль.

Акватории морских портов являются частью внутренних морских вод. Прибрежные государства вправе сами определять порядок доступа в свои порты судов других стран, а также порядок их пребывания там. В интересах развития международных отношений прибрежные государства открывают многие из своих торговых портов для свободного захода иностранных судов без их дискриминации. Согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. для захода в морские порты иностранных ядерных судов требуется предоставление соответствующему прибрежному государству заблаговременной информации о том, что такой заход не будет угрожать ядерной безопасности.

Все суда во время пребывания в иностранных портах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов. При обслуживании иностранных судов и оказании им услуг в портах применяется один из двух принципов: национального режима либо наибольшего благоприятствования.

Согласно международному обычаю и практике государств во внутренних водах на иностранных судах внутренний распорядок регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно. В 1965 г. была заключена Конвенция по облегчению международного судоходства, которая содержит рекомендованные стандарты и практику для упрощения и уменьшения формальностей и документов, касающихся захода судов в иностранные порты, пребывания в них и выхода из них. Государственные морские невоенные суда, в том числе и торговые, на основе обычая пользовались иммунитетом от иностранной юрисдикции на море. Однако Женевские конвенции 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне, а также об открытом море, равно как и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., в отличие от указанного обычая, признают иммунитет лишь за государственными судами, эксплуатируемыми в некоммерческих целях.

Из книги История Русской мафии 1988-1994. Большая стрелка автора Карышев Валерий

Из книги История Русской мафии 1995-2003. Большая крыша автора Карышев Валерий

Внутренние разборки Как это было Новый год начался с больших проблем. Сначала все было спокойно, ничего особенного не намечалось. Группировка жила обычной жизнью, характерной для московской братвы, – разборки, «стрелки», вечером и ночью – отдых в ночных клубах и казино.

Из книги Международное право автора Вирко Н А

42. Внутренние морские воды Внутренние морские воды – это воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря.Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также:1) акватории

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

81. Внутренние войска В систему МВД РФ входят внутренние войска, состоящие из округов, органов управления внутренними войсками, воинских соединений и частей оперативного назначения, по охране важных государственных объектов и специальных грузов, воинских частей по

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Из книги Проектирование будущего автора Фреско Жак

Из книги Морские катастрофы автора Сидорченко Виктор Федорович

Из книги автора

Из книги автора

6.3 Внутренние функции государства Политическая функция. Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений,

Из книги автора

110. Акты, регулирующие морские перевозки Морские перевозки грузов могут быть следующих видов: –?линейные (регулярные) перевозки, когда известен точный маршрут судна, время отправки и прибытия в порт;–?трамповые, в основе которых лежит чартерный договор: а) рейсовый

Из книги автора

Из книги автора

§ 11. Древние морские сигналы Для подачи сигналов о наличии мелей, скал и других опасностей для мореплавания с древнейших времен практикуется установка вблизи таких мест маяков. Первые маяки на Средиземном и Черном морях – районах с развитой морской торговлей –

Из книги автора

Глава 2 Морские катастрофы по вине экипажа

Из книги автора

§ 12. Морские мошенники Капитан А. Боулалас, президент «Матрикс мэри-тайм» – независимой компании по морским исследованиям и консультациям, главная контора которой расположена в Нью-Йорке, заявил, что мошенничество только с танкерами обходится в миллиарды долларов. За

73. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВНУТРЕННИХ ВОД И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ

Международное морское право – совокупность общепризнанных и специальных норм и принципов, регулирующих правовое положение морских пространств и разнообразную деятельность субъектов морского права.

Наиболее важными принципами этой отрасли международного права являются принципы нерушимости границ, суверенитета территорий, неприменения силы или угрозы силой, принцип равенства участников международных морских отношений.

К специальным принципам относятся: свобода открытого моря, защита и охрана морской среды, ответственность государств за действия в Мировом океане, иммунитет иностранных военных кораблей от местной юрисдикции и т. д.

Таким образом, международное морское право регламентирует деятельность человека в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установление статуса экипажа, включая пассажиров судна, порядка освоения природных ресурсов мирового океана.

Внутренние воды – морские пространства, являющиеся частью территории соответствующего прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Во внутренние воды включаются:

1) воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод;

2) акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;

3) водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству;

4) морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морские мили. Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды только с разрешения прибрежного государства и обязаны соблюдать его законы. Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все свои права, которые вытекают из его суверенитета.

Территориальное море – это пояс морского пространства шириной до 12 миль, расположенный вдоль берега, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся непосредственно под его суверенитетом. Указанный суверенитет распространяется также на воздушное пространство, находящееся непосредственно над территориальным морем, а также на его дно и недра.

Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море.

Есть три способа отсчета территориальных вод:

1) от внутренних морских вод;

2) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;

3) если береговая линия очень извилиста или изрезана, а также если вблизи имеется цепь островов, то применяется метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов.

Объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько усечен по сравнению с правами прибрежного государства во внутренних водах. Это усечение создает право мирного прохода невоенных государств через территориальное море.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим 1. Понятие правового режима деятельности иностранного юридического лица Признание

Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 14. Международное морское право Если бы арктическая зона прилежала к какому-либо государству, то она бы регулировалась как прилежащая зона. Прилежащая зона – полоса открытого моря, прилегающая к территориальному морю государства, в которой оно осуществляет

автора Глебов Игорь Николаевич

XIV МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО Значение этой отрасли современного международного права существенно возросло в начале XXI в., так как использование Мирового океана превратилось в одну из глобальных проблем, вокруг решения которой развернулась острая борьба различных

Из книги Международное право автора Вирко Н А

36. Правовой режим международных рек Международные реки – это реки, протекающие по территории двух или более государств, они неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств.Международная река, пересекающая или разделяющая

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

39. Международное морское право Международное морское право – это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права, связанных с деятельностью по использованию Мирового океана.Разграничение морских

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

44. Правовой режим открытого моря Открытое море – это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств.Конвенция об открытом море 1958 г. указывает: «Слова „открытое море“ означают

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

28. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ Антарктика – район вокруг Южного полюса земного шара до линии слияния и перемещения холодных антарктических вод с теплыми субтропическими (граница антарктической конвергенции). К Антарктике относятся: шестой материк Земли – Антарктида – с

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

78. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И НЕБЕСНЫХ ТЕЛ Международное космическое право – система международных принципов и норм, устанавливающих основы космического сотрудничества государств, а также правовой режим космического

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

4. Организационно-правовой статус внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации Основу организационно-правового статуса внутренних войск МВД РФ составляет Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

Из книги автора

5.3 Государственно-правовой режим Государственно-правовой (политический) режим стал признаваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 60-х гг. XX в. До этого к форме государства относили форму правления и государственного устройства, поскольку именно они

Из книги автора

21. Правовой режим товаров Правовой режим обычно устанавливается в отношении: 1) статуса, правомочий продавца и покупателя; 2) возможности и порядка приобретения или отчуждения различных товаров; 3) порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров.Правовой режим

Из книги автора

23. Правовой режим денег К движимым вещам кроме материальных объектов относятся также деньги. Деньги как эквивалент стоимости товара сформировались в эпоху перехода от меновой торговли к товарно-денежным отношениям. В качестве денег в разных странах использовались

Из книги автора

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

Из книги автора

88. Международное право. Соотношение правовой системы РФ и международного права Международное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения.Субъекты международного права – это государства, объект регулирования –

Понятие международного морского права.

Современное международное морское право – это отрасль международного права, которая регулирует исследование и использование пространства Мирового океана, его дна и ресурсов в мирных целях, а также полеты летательных аппаратов в воздушном пространстве над Мировым океаном.

Основным объектом международного морского права является Мировой океан и составляющие его пространства и ресурсы, в эффективной связи с деятельностью субъектов международного права – государств и их объединений – международных организаций и органов, наделенных определенными правами и обязанностями в сфере действия морского права.

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права, так как с давних времен Мировой океан, занимающий 71% территории планеты Земля, играл важную роль в удовлетворении хозяйственных нужд и потребностей, населяющих ее народов.

Нормы и принципы международного морского права складывались и развивались при непосредственном взаимодействии двух тенденций – защиты своих интересов прибрежными государствами и необходимости свободного использования открытого моря в интересах всех субъектов международного права.

Внутренние морские воды являются частью территории соответствующего государства, на которую распространяется его суверенитет и юрисдикция в полном объеме.

Во внутренние воды входят: воды морских портов, заливов, бухт, лиманов, исторические воды, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод.

Морской порт является государственным транспортным предприятием, предназначенным для обслуживания судов, пассажиров и грузов на отведенных порту территории и акватории, а также перевозки грузов и пассажиров на принадлежащих порту судах. В Украине порты бывают торговые, рыбные и специализированные.

Различают порты открытые и закрытые. Прибрежные государства открывают для захода иностранных судов некоторые торговые порты. Вопрос о том, какие из портов должны быть открыты, относится к исключительной компетенции государства. Для посещения открытых портов не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В открытые порты должен быть обеспечен свободный доступ всех судов независимо от флага и без какой-либо дискриминации. В закрытые порты заход иностранных судов подвергается особому регулированию и здесь устанавливается разрешительная система захода. Судно, терпящее бедствие, может осуществить заход в любой порт прибрежного государства.

Внешней границей внутренних морских вод портов является очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря, точки портовых сооружений. К территории порта относятся отведенные порту земли, а также намытые, насыпанные или созданные иными технологическими способами за счет территории порта площади. Акваторией порта являются отведенные порту водные пространства. Территория и акватория морского порта являются государственной собственностью и предоставляются порту в пользование.



Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды только с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы.

Иностранные суда должны во внутренних морских водах соблюдать законы и другие правила, установленные прибрежным государством, в отношении иммиграционного, таможенного, санитарного контроля, безопасности плавания, охраны окружающей среды.

В основе уголовной юрисдикции лежит общее правило о том, сто поскольку внутренние морские воды являются частью государственной территории, то преступления, совершенные на борту иностранных торговых судов, находящихся в пределах этих вод, подлежат юрисдикции прибрежного государства.

Гражданская юрисдикция над иностранными торговыми судами заключается в том, что судебными властями прибрежного государства могут рассматриваться гражданские иски в отношении иностранного торгового судна и имущества, находящегося на его борту, во время стоянки судна в порту. Такие иски могут быть заявлены к судну в связи с неисполнением контракта, причинением ущерба, спасанием. Реализация гражданской юрисдикции по отношению к иностранному торговому судну может включать в себя задержание или арест такого судна в обеспечение исковых требований или исполнения судебных или арбитражных решений. Решение о задержании или аресте должно выноситься компетентным судебным органом прибрежного государства

Административная юрисдикция базируется на нормах административного права, устанавливающих режим пребывания иностранных судов во внутренних морских водах прибрежного государства. Согласно этим нормам иностранные суда как государственные, так и частновладельческие, подлежат административной юрисдикции прибрежного государства в полном объеме.

В законодательстве большинства государств установлен разрешительный порядок захода иностранных военных кораблей во внутренние воды и порты. В соответствии с этим порядком, заинтересованное государство по дипломатическим каналам не позднее определенного срока должно направить запрос государству, в чьи торговые порты предполагается заход его кораблей, и получить на это соответствующее разрешение. В запросе должны быть указаны цели захода, численность экипажа и время пребывания в порту.

К внутренним водам государства относятся морские бухты, заливы, лиманы , берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

В состав внутренних вод также входят озера и внутренние моря. Если озера полностью окружены берегами одного государства, то они относятся к государственной территории. Если же они окружены территорией нескольких государств, между этими государствами практикуется заключение соглашений о режиме вод, принадлежащих каждому из них.

Такие же правила относятся к так называемым внутренним (замкнутым) морям, окруженным со вех сторон территорией одного государства. Если же такое море имеет в окружении берега двух или более стран, то суверенные права каждой из них распространяются только на ее территориальные воды, а в центральной части устанавливается режим открытого моря. Такое имеет место в Черном море.

Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются частью территории государства, и на них распространяется его суверенитет. К внутренним морским водам относятся воды:

  • портов до линии, соединяющей наиболее удаленные в сторону моря постоянные портовые сооружения. Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями;
  • заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морские мили. Если линия входа в залив (бухту, губу, лиман) превышает 24 морские мили, то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива. Углубление не признается заливом, если его площадь не равна и не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление;
  • заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству, независимо от ширины линии естественного входа (заливы - Петра Великого в России, Гудзонов в Канаде, Бристольский в Великобритании и т.д.; проливы - Гудзонов, Карские ворота; моря - Белое, Карское и др.). К внутренним морским водам определенного государства они относятся в связи с тем, что традиционно в силу географических особенностей, а также экономической и оборонной значимости принадлежали данному государству, что можно квалифицировать как признанную другими государствами обычную норму. Правовой статус морей, побережье которых принадлежит двум или нескольким государствам, определяется по соглашению между прибрежными государствами;
  • расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов. Прямые исходные линии должны быть обозначены на картах и доведены до сведения других государств.

Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. Он устанавливается внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами. В Российской Федерации он определен прежде всего Законом о внутренних морских водах РФ.

Иностранные суда заходят во внутренние воды и порты государства по разрешению. Однако разрешительный порядок реализуется на практике по-разному в отношении невоенных и военных судов. Иностранным невоенным судам разрешается свободно заходить в объявленные прибрежным государством открытыми порты. Перечень открытых портов и правила, которые применяются во внутренних морских водах, доводятся до всеобщего сведения в «Извещениях мореплавателям».

По российскому законодательству иностранные невоенные суда могут заходить в порты Российской Федерации, открытые для захода таких судов. Следуя в порт, они обязаны информировать о времени своего прибытия. Открытыми портами в России объявлены Санкт- Петербург, Архангельск, Мурманск, Игарка, Новороссийск, Туапсе, Находка, Корсаков и др.

Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежного государства либо по его приглашению. Некоторые страны на основе принципа взаимности предусматривают уведомительный порядок захода военных судов. Без разрешения осуществляется вынужденный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, доставка спасенных людей и др.).

В целях обеспечения безопасности или во избежание возможного загрязнения окружающей среды прибрежные государства предусматривают особый порядок, ограничение или запрещение входа судов с ядерными установками, а также кораблей с ядерным оружием на борту.

Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру (могут осуществляться и другие виды контроля). Военные корабли освобождаются от таможенного досмотра и пошлины. Однако выгрузка или перегрузка грузов осуществляется под наблюдением органов таможенного контроля. Грузы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными пошлинами.

Прибрежное государство не может взимать плату с судов за их заход и пребывание в порту. Плата взимается только за оказанные услуги

(ледокольная или лоцманская проводка, ремонтные работы), пользование сооружениями (причалами, маяками, складами), техническими средствами (транспортными средствами, кранами, буксирами).

Во внутренних водах исследовательская деятельность, рыболовство или иной промысел могут осуществляться иностранными судами только на основе специальных международных соглашений или с разрешения компетентных органов прибрежного государства.

На иностранные невоенные суда, находящиеся во внутренних водах и портах, распространяется юрисдикция прибрежного государства. Уголовная юрисдикция выражается в том, что компетентные органы прибрежного государства вправе проводить расследование, рассматривать дела о преступлениях, совершенных на борту судна. О необходимости осуществления указанных мер извещается консул государства флага судна. Гражданская юрисдикция предполагает право судебных органов прибрежного государства рассматривать имущественные иски в отношении иностранных судов, в том числе в случаях загрязнения внутренних вод, и выносить по ним решения. В целях обеспечения гражданского иска на судно может быть наложен арест. Капитан судна и члены экипажа могут быть также привлечены к ответственности. Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются государственные некоммерческие и военные суда.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о внутренних морских водах РФ на иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и членов экипажей во время пребывания указанных судов в морских портах Российской Федерации распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации. Эти вопросы могут регламентироваться двусторонними договорами РФ о морском торговом судоходстве. В них, как правило, предусматривается, что компетентные органы прибрежного государства не рассматривают гражданские споры, связанные с трудовыми правоотношениями и работой на борту судна. Вместе с тем положения об уголовной юрисдикции могут различаться. Например, п. 3 ст. 16 Соглашения с Болгарией 1995 г. предусмотрено, что «в соответствии со своим национальным законодательством каждая Договаривающаяся Сторона осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении любого преступления, совершенного на борту судна другой Договаривающейся Стороны, во время его пребывания в ее порту или в ее внутренних морских водах». А в соответствии с п. 2 ст. 11 Соглашения с Грузией 1996 г. члены экипажа судна, совершившие преступление на борту, не будут преследоваться по закону прибрежного государства без согласия компетентного дипломатического или консульского должностного лица государства флага, за исключением случаев, если: последствия правонарушения распространяются на территорию государства, в котором находится судно; правонарушение имеет такой характер, что им нарушается правопорядок в этом государстве или создается угроза его безопасности; правонарушение совершено против любого лица, не являющегося членом экипажа этого судна; привлечение является необходимым для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Военные корабли во внутренних водах и портах пользуются правом неприкосновенности. К иностранному военному кораблю недопустимо применение каких-либо принудительных действий. Однако это право не освобождает военные корабли от обязанности соблюдать законы и правила прибрежного государства; в случае их нарушения военному кораблю может быть предложено покинуть внутренние воды.