Конспекты юриста. Объекты земельных отношений

Земельные отношения возникают в связи с владением, пользованием и распоряжением участками. Специфика взаимодействий обуславливается особенностями самих наделов, выступающих в качестве производственных средств. Она проявляется в политике и экономике. В хозяйственной сфере представляет собой основной источник получения продовольствия и сырья. В политике значение взаимодействий определяется тем, что фермеры, крестьяне и другие владельцы и пользователи наделов составляют значительную либо основную часть населения в большинстве стран. Соответственно, земля, как объект земельных отношений, всегда рассматривается как источник борьбы.

Ключевые элементы

Взаимодействия, связанные с пользованием, распоряжением и владением территориями, включают в себя следующие компоненты:

  1. Содержание.
  2. Объекты и субъекты земельных отношений.

Классификация

Законодательство предусматривает определенные виды объектов земельных отношений. Взаимодействия возникают между участниками по поводу пространственно-ограниченных, юридически однородных массивов. Объектами земельных отношений выступает территория, разделенная по установленному порядку. Она имеет целевое назначение и специальную категорию. Объектами земельных отношений являются :

  1. Доли наделов.
  2. Участки и их части.
  3. Права на наделы, их доли и части.

Участники

Они именуются Их состав определяется 5 статьей ЗК. Участниками взаимодействий могут быть:

  1. Граждане.
  2. Российская Федерация.
  3. Юрлица.
  4. Регионы РФ.
  5. Муниципальные образования.

Указанные субъекты могут быть:

  1. Собственниками.
  2. Пользователями.
  3. Обладателями сервитутов.
  4. Арендаторами.
  5. Владельцами.

Объекты земельных отношений могут находиться в постоянном бессрочном или безвозмездном срочном пользовании, пожизненном наследуемом владении. В производственных или иных хозяйственных целях наделы передаются в аренду. В этом случае пользование участками осуществляется в соответствии с договором. Участники взаимодействий, владеющие сервитутом, обладают ограниченным правом на эксплуатацию чужого надела.

Специфика

Согласно 124-125 статьям ГК, регионы, Российская Федерация, сельские, городские поселения и прочие МО вступают в земельные отношения на равных началах с другими субъектами - юрлицами и гражданами. От их имени действуют органы государственной и местной власти. Эти структуры приобретают определенные права, несут обязанности.

Формы собственности

Они имеют ключевое значение в системе взаимодействий и формируют ее основу. При первобытно-общинном строе была общинная форма собственности. В она трансформировалась в частную. Впоследствии эта форма собственности на получила развитие при феодализме и капитализме. После 1917 года вследствие национализации территорий установилась монополия госсобственности. На этой базе формировались социалистические отношения. В 1990-м была проведена реформа. Наряду с государственной, была введена и частная собственность. В результате земельные отношения коренным образом перестроились.

Рента

Объекты земельно-имущественных отношений , как выше было сказано, могут предоставляться в пользование. При этом собственник получает ренту - доход от эксплуатации надела другим лицом. Она может существовать в одной из следующих форм:

  1. Отработочная - барщина.
  2. Оброк - рента продуктами.
  3. Денежная оплата.

Типы

При капитализме сформировалось два вида ренты: дифференциальная и абсолютная. Под первой понимают добавочную прибыль, которая возникает в случае, когда индивидуальная производственная цена ниже, чем общественная. в свою очередь, может быть двух видов. Первая является дополнительной прибылью, возникающей, когда объектами земельных отношений являются территории, разделенные по местоположению и плодородию. Дифференциальную ренту первого типа получают со средних и лучших наделов. Она возникает при любой форме собственности и будет зависеть от реализационной стоимости продукции, которая получена с худших территорий. Это обуславливает связь этого типа ренты с плодородием почвы, расположением участков относительно рынков сбыта, транспортной инфраструктуре и так далее. Дифференциальный доход второго типа возникает при новых капвложениях. Эта рента появляется в случае, когда рентабельность инвестиций выше, чем норма прибыли в данном регионе либо отрасли. Монопольный (абсолютный) доход возникает вследствие расположения сельскохозяйственного предприятия в исключительных условиях природы.

Формы пользования и владения

Они устанавливаются в порядке, определенном в законодательстве. С развитием общества эти формы изменяются. Так, при первобытно-общинном строе передел территории происходил между племенами, их союзами и семьями. Вследствие этого объекты земельных отношений находились в разных формах пользования. При рабовладельческом строе наделы эксплуатировали знатные владельцы и свободные крестьяне. Впоследствии земля сосредоточилась в руках феодалов. При капитализме появились крупные магнаты, арендаторы, мелкие крестьянские и фермерские хозяйства. В советское время господствовали такие формы, как колхозы и совхозы. После земельной реформы они были преобразованы в товарищества, общества, крестьянские хозяйства, их ассоциации, а также сельхозкооперативы.

Закономерности развития

Экономические условия и развитие производительных сил существенным образом влияют на содержание земельных отношений. В этой связи их совершенствование отличается поступательным характером в том случае, когда они согласуются с процессами в промышленном секторе страны. Экономический закон соответствия выступает в качестве основной закономерности формирования и расширения сферы земельных отношений. Суть и характер взаимосвязей по поводу распоряжения, пользования и владения территориями определяется тем или иным способом производства. При переходе от первобытнообщинного к рабовладельческому строю изменилось содержание собственности. Основной особенностью в этот период стало то, что во владении были не только , но и люди. В феодальную эпоху формировались вотчины и поместья. В этот период усиливалось закрепощение крестьянства. При капитализме возник новый вид земельных отношений. Он складывался между наемными людьми и владельцами территорий, арендодателями и арендаторами. После революции и до 1990-х взаимодействия возникали между государством и хозяйствующим лицом. Существенные коррективы в ситуацию внесла реформа. Вместе с государственной стала существовать и индивидуальная собственность.

Административные обследования объектов земельных отношений

В действующем ЗК были внесены поправки относительно государственного надзора. В соответствии с этим правительство постановлением № 251 от 18.03.2105 утвердило правила выполнения нового этапа контроля. Участникам земельных отношений рекомендовано особое внимание уделить последствиям его проведения. Поправки в ЗК вступили в действие с 1 апр. 2015 г. В соответствии с ними, существенно расширились полномочия служащих госнадзора. Им предоставляется право проводить . Этой процедуре посвящена ст. 71.2 Кодекса. По сути, данная процедура является частью госнадзора, так как ее результаты будут приниматься во внимание при формировании ежегодных планов выполнения проверок. Выявленные при обследовании нарушения требований ЗК будут являться основанием для осуществления внеплановых ревизий с дальнейшим привлечением виновных к административной ответственности.

Особенности процедуры

По утвержденным Правилам, проверку проводят должностные лица структур госземнадзора, имеющие полномочия выполнять плановые и внеплановые ревизии. Следует обратить внимание на то, что процедура выполняется без взаимодействия с обладателями наделов, а также доступа служащих непосредственно на территории. Должностным лицам разрешено только запрашивать у органов местной, государственной власти, а также организаций-операторов информационных систем, владельцев архивных фондов документы, необходимые для проверки. После этого они самостоятельно, не получая никаких дополнительных разрешений, анализируют полученные сведения. Плановые осмотры, которые выполняются в рамках федерального не относятся к административным обследованиям.

Приоритетный порядок

Он предусмотрен для определенных категорий наделов. В частности, в приоритетном порядке будут проверяться, кадастровая стоимость которых выше удельного показателя в соответствующем МО, а также наделы, востребованные в гражданском обороте. В последнем случае анализируется статистика сделок купли-продажи в соответствии с данными ЕГРП. Приоритетный порядок проверок предусмотрен в отношении участков, используемых для осуществления сельскохозяйственного производства, селекции, сортоиспытаний, семеноводства, разведения племенного скота, опытно-учебной, научно-исследовательской деятельности.

Результаты

Если при обследовании не будут выявлены нарушения, в течение трех последующих лет плановые проверки выполняться не будут. Результаты оформляются специальным актом или заключением. Первый документ составляется в случае выявления нарушений. Заключение оформляется при их отсутствии. Документы составляются в электронной форме, заверяются цифровой подписью. Если это сделать невозможно, то заключение (акт) оформляется на бумажном носителе. Непосредственно результаты обследования публикуются на официальном сайте органа, выполнившего его. Следующая проверка будет выполняться спустя два года.

Категории

Вся территория в пределах госграницы России составляет ее фонд. В зависимости от экономических и хозяйственных характеристик он разделяется на категории. Всего их 7:

  1. Они находятся за пределами населенных пунктов и предоставляются либо предназначаются для с/х нужд. В их составе выделяют фонд перераспределения. В него входят выморочные изъятые из оборота, или наделы, от которых собственники добровольно отказались.
  2. Территории населенных пунктов. Эти земли используются для застройки. Они всегда отделяются границами от прочих территорий.
  3. Земли спецназначения. Они располагаются за пределами населенных пунктов. Права на них возникают по основаниям, установленным ЗК.
  4. Особо охраняемые территории. В них включены земли, имеющие научную, культурно-историческую, природоохранную, эстетическую, рекреационную ценность. Для них устанавливается специальный правовой режим.
  5. Лесной фонд.
  6. Земли запаса. Они находятся в муниципальной либо госсобственности и не предоставляются юрлицам и гражданам, за исключением с/х территорий.
  7. Водный фонд. На объектах, входящих в него, может быть искусственный земельный участок. Как объект земельных отношений он используется по общим правилам. Он создается путем отсыпки либо намыва грунта, с применением других технологий.

Важнейшими юридическими характеристиками участков являются разрешенное использование и целевое назначение. Последнее представляет собой условия и порядок эксплуатации надела, установленные законодательством. Предусматриваются конкретные цели для определенного участка согласно категории. Разрешенным использованием называют условия и порядок эксплуатации с учетом установленных обременений/ограничений и целевого назначения.

Изменение категории

Данная процедура регламентируется соответствующим федеральным законом. Земельный участок как объект земельных отношений может быть переведен из одной категории в другую по решению:

  1. Правительства - для федеральных территорий.
  2. Исполнительных региональных органов - для наделов сельхозназначения, находящихся в муниципальной или частной собственности.
  3. Местными структурами власти - для прочих территорий.

Нюансы

Объектом земельных отношений является земельный участок , права на который зарегистрированы в установленном порядке. Законодательство предусматривает ряд случаев, когда муниципальные и госорганы могут провести перевод самостоятельно. Указанные структуры могут ходатайствовать об изменении категории без согласия правообладателя:

  1. Если процедура связана с корректировкой или установлением границ для населенного пункта.
  2. При формировании особо охраняемой природной территории без ее изъятия у правообладателя.

В остальных случаях инициатива должна исходить от собственника или иного законного владельца. Перевод будет считаться состоявшимся после внесения записи в ЕГРП. При этом изменения правоустанавливающей документации не требуется.

Границы

Земельный участок, как объект земельных отношений, должен быть четко обозначен непосредственно на территории и на карте. Границы наделов устанавливаются путем проведения межевания. Оно выступает в качестве подготовительного этапа к постановке на кадастровый учет. При проведении процедуры составляется межевой план. Он включает в себя графическую и текстовую части. В первой указывают:

  1. Информацию о кадастровом плане или выписки по участку.
  2. Сведения о доступе к наделу.
  3. Местоположение границ.

К любому участку должен быть проложен проезд/поход. Текстовая часть содержит данные об участках и их частях в объеме, определенном в ФЗ "О госкадастре". В этом же разделе приводятся сведения о согласовании границ (в случаях, когда это установлено законодательством).

Образование наделов: требования

В законодательстве установлены правила, которые должны соблюдаться при создании участков. В частности, предъявляются следующие требования:

  1. Предельные минимальные и максимальные размеры наделов должны соответствовать показателям, определенным Если на какую-либо территорию действие нормативного документа не распространяется или он не предусмотрен для какого-то участка, допустимые величины устанавливаются, согласно ФЗ. Если размер надела не соответствует требованиям градостроительного регламента, допускается использовать территорию, если это не причиняет ущерб здоровью, жизни людей, окружающей среде и особо охраняемым комплексам.
  2. Границы участков не должны пересекаться с линиями, разделяющими населенные пункты.
  3. Образование наделов не должно вызывать чересполосицу, вклинивание, изломанность границ, невозможность размещения сооружений, препятствовать рациональному использованию и охране, нарушать требования ФЗ.
  4. Запрещено создавать участки, эксплуатация которых в соответствии с разрешенным использованием невозможна.

Дополнительно

Объекты земельных отношений образуются:

  1. При объединении/разделении наделов.
  2. При перераспределении земель.
  3. При выделе из территорий, находящихся в муниципальной или госсобственности.

Целевое использование и назначение вновь образованных наделов сохраняется. В законодательстве предусматривается запрет на объединение участков, которые предоставлены на правах бессрочного постоянного, срочного безвозмездного пользования, а также наследуемого пожизненного владения. Исключение составляют случаи, когда наделы находятся у одного лица.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">1.земля как объект земельных отношений. ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Сущность и специфика включения земли в правовой оборот в целом определены принципами земельного законодательства, установленными ЗК РФ, и содержанием земельных отношений. ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии со ст. 133 ГК РФнеделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения. ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">земли сельскохозяйственного назначения; ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">земли населенных пунктов; ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">земли особо охраняемых территорий и объектов; ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">земли лесного фонда; ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">земли водного фонда; ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">земли запаса. ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">При этом включение земли, земельных участков в гражданско-правовой оборот не умаляет их значения как природного объекта, природного ресурса.

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">2.предмет земельного права (виды земельных отношений) как отрасли права. ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения). ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны

;font-family:"Verdana";color:#000000">Видами земельных правоотношений являются: регулятивные; правоохранительные, материальные и процессуальные правоотношения.

;font-family:"Verdana";color:#000000">Регулятивные правоотношения – это совершение участниками отношений позитивных действий. Данные отношения возникают при практической реализации земельных отношений.

;font-family:"Verdana";color:#000000">Правоохранительные правоотношения возникают по поводу правонарушений, когда существует необходимость юридического воздействия в ответ на нарушение земельного законодательства либо при угрозе наступления правонарушения.

;font-family:"Verdana";color:#000000">Материальные правоотношения – это отношения, возникающие на основании норм земельного права, устанавливающие существенные права и обязанности участников земельных правоотношений.

;font-family:"Verdana";color:#000000">Процессуальные правоотношения – это отношения, возникающие на основании норм процессуального права, предусматривают порядок подачи заявлений, просьб о предоставлении прав на земельные участки, правила обжалования решений компетентных органов в области земельных отношений, процедуры разрешения земельных споров.

3. Объекты земельных отношений

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Сущность и специфика включения земли в правовой оборот в целом определены принципами земельного законодательства, установленными ЗК РФ, и содержанием земельныхотношений. ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения. Определения земельного участка, содержащиеся в иных нормативных актах, в том числе в федеральных законах, должны соответствовать данному понятию. ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Несмотря на то что правовые нормы могут быть установлены в отношении земли как природного объекта и природного ресурса, конкретные земельные отношения в большинстве случаев возникают по поводу определенного земельного участка – объекта земельных правоотношений. Законодательством выставляется несколько существенных требований по оформлению земельного участка. Земельный участок как объект отношений должен быть индивидуально определен. Это означает, что он должен иметь определенные в соответствии с законодательством и за-(репленные в правоустанавливающих и иных документах границы. О земельном участке также должны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение, разрешенное использование. Действия по формированию земельных участков составляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной нормами как ЗК РФ, так и ФЗ «О землеустройстве». Данные об участках учитываются в соответствии с установленными требованиями о ведении государственного земельного кадастра. Отдельные условия формирования земельного участка установлены ЗК РФ. ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии со ст. 133 ГК РФ неделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения. ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории: ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">– земли сельскохозяйственного назначения; ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">– земли населенных пунктов; ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">– земли особо охраняемых территорий и объектов; ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">– земли лесного фонда; ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">– земли водного фонда; ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">– земли запаса. ;font-family:"Tahoma";color:#000000">
;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">При этом включение земли, земельных участков в гражданско-правовой оборот не умаляет их значения как природного объекта, природного ресурса

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">4.субъекты зем. Отношений

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Являются граждане,юр.лица,РФ, субъекты Рф, мун. образования, иност. граждане лица без гражданства.

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Суъектами могут быть только дееспособные лица которые имеют права и могут нести обязанности.

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Субъектами могут быть (м.б.)

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Собственники зем.частка

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Землепользователь –на праве пожизненного бессрочного или безвозмездного пользования

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Землевладельцы на праве пожизненно наследуемого пользования

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Арендаторы

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Обладатели сервитутов

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">5.понятие и особенности методов земельного права

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Понятие:способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народ находящихся на территории

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Особенности методов:

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">1)императивный- исключает равенство сторон.присутствует власть и подчинение

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Устанавливает обязанности запреты.возможное и должное поведение

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">2)диспозитивный метод- свобода в реализации своих целей и задач

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Виды: рекомендательный санкционированный делегирующий

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">6.Основные принципы земельного права

;font-family:"Verdana";color:#000000">Земельному праву как самостоятельной отрасли права присущи следующие принципы:

  1. ;font-family:"Verdana";color:#000000">учет значения земли как основы жизни и деятельности человека,
  2. ;font-family:"Verdana";color:#000000">приоритет охраны земли
  3. ;font-family:"Verdana";color:#000000">приоритет охраны жизни и здоровья человека
  4. ;font-family:"Verdana";color:#000000">участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;
  5. ;font-family:"Verdana";color:#000000">единство судьбы земельных участков
  6. ;font-family:"Verdana";color:#000000">сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий,
  7. ;font-family:"Verdana";color:#000000">гласность использования земли;
  8. ;font-family:"Verdana";color:#000000">деление земель по целевому назначению
  9. ;font-family:"Verdana";color:#000000">разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований;
  10. ;font-family:"Verdana";color:#000000">установлению правового режима земель
  11. ;font-family:"Verdana";color:#000000">сочетание интересов общества и законных интересов граждан

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">7.система земельного права

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Под системой земельного права как отрасли права понимается последовательное расположение норм в зависимости от их значимости от их роли содержания обусловленного характером регулируемых норм общественных отношений

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Система зем.права:

  1. ;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Общая
  2. ;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Особенная

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">К общей относится:

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Правовое регулирование сделок с землей

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Гос. управление землепользованием

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Правовое обеспечение рационального использования и охраны земель

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Защита прав на землю граждан и юр. Лиц

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">Ответственность за нарушение закона

;font-family:"Tahoma";color:#000000;background:#ffffff">8.Наука земельного права

;font-family:"Arial";color:#000000;background:#ffffff">Земельное право как наука ;font-family:"Arial";color:#000000;background:#ffffff"> - это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития

Как отрасль науки земельное право изучает общественные процессы и проблемы, возникающие в связи с регулированием земельных отношений
Как научная отрасль земельное право призвано:
1) обеспечить повышение эффективности земельноправовых норм;
2) способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель.

">9. ;font-family:"Verdana";color:#000000;background:#ffffff"> Источниками земельного права

;font-family:"Verdana";color:#000000;background:#ffffff"> являются нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие отношения, возникающие при использовании земли. В юридической литературе источники земельного права классифицируются на: федеральные акты РФ; акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления, а также законы и подзаконные нормативные акты. ;font-family:"Verdana";color:#000000">
;font-family:"Verdana";color:#000000;background:#ffffff"> ;font-family:"Verdana";color:#000000">
;font-family:"Verdana";color:#000000;background:#ffffff"> ">К источникам земельного права относятся:

">1. ">Международно-правовые договоры.

">2. Конституция РФ и Федеральные конституционные законы. ">
">3. Федеральные законы.

">4. ">Указы Президента РФ.

">5. ">Постановления и распоряжения Правительства РФ ">.

">6. ">Акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти.

">7. ">Нормативно-правовые акты субъектов РФ.

">8. ">Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

">9. "> Постановления Пленума Верховного Суда РФ и решения Высшего Арбитражного Суда РФ.

">10. "> Вспомогательные нормативно-правовые акты ">(стандарты).

">10.Закон- высшая форма нормативно правового акта

;font-family:"Verdana";color:#000000;background:#ffffff">1. Закон – это юридический документ, содержащий нормы права.

;font-family:"Verdana";color:#000000;background:#ffffff">2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.

;font-family:"Verdana";color:#000000;background:#ffffff">3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.

;font-family:"Verdana";color:#000000;background:#ffffff">4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

;font-family:"Verdana";color:#000000;background:#ffffff">5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Закон всегда нормативен.

Законы могут приниматься только высшими представительными (законодательными) органами Российской Федерации и ее субъектов либо всенародным голосованием.

В России законодательным органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы

В конституции указано:

о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

B качестве объектов земельных отношений ЗК РФ выделяет сле­дующие объекты: земля как природный объект и природный ресурс (ст. 9, 72 Конституции РФ); земельные участки; части земельных участков.

№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дает следующие определения: земля как при­родный объект есть естественная экологическая система, природ­ный ландшафт, а как природный ресурс - это те компоненты при­родного объекта, что используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной деятельности.

Земельный участок в соответствии с ЗК РФ - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 ЗК, ст. 261 ГК). B ст. 1 ЗК речь идет о земле, в том числе как о недвижимом иму­ществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. Иное определение дано в Федеральном законе от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». B соответствии с ним земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удо­стоверены в установленном порядке уполномоченным государст­венным органом, а также то, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными за­конами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Согласно ст. 40 ЗК право собст­венности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, общерас­пространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, замкнутые водоемы, расположенные на нем многолетние насажде­ния, если иное не установлено законом.

Земельный участок как объект земельных отношений может быть делимым и неделимым (п. 2 ст. 6 ЗК). Делимым является зе­мельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществлять­ся без перевода его в состав земель иной категории, за исключени­ем случаев, установленных федеральными законами.

Земли разграничиваются по двум признакам: целевому назначе­нию и в зависимости от уровня субъекта собственности. В вопросе целевого назначения сохраняется преемственность земель. Согласно ст. 7 ЗК существуют следующие категории земель:

Сельскохозяйственного назначения;

Поселений;

Промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовеща­ния, телевидения, информатики;

Для обеспечения космической деятельности;

Обороны, безопасности и иного специального назначения;

Особо охраняемых территорий и объектов;

Лесного фонда;

Водного фонда;

Эти категории указываются в актах уполномоченных органов (актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Федерации и актах органов мест­ного самоуправления) о предоставлении земельных участков; в до­говорах, предметом которых являются земельные участки; в доку­ментах государственного земельного кадастра; в документах о госу­дарственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации (п. 2 ст. 8 ЗК).

Все категории земель должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим зе­мель определяется исходя из их принадлежности к той или иной ка­тегории и разрешенного использования в соответствии с зонирова­нием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специ­альных федеральных законов. Любой вид разрешенного использо­вания из предусмотренных зонированием территорий видов выби­рается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ;

Находящихся в собственности субъектов Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муници­пальной собственности - органами исполнительной власти субъектов Федерации;

Находящихся в муниципальной собственности, за исключени­ем земель сельскохозяйственного назначения, - органами ме­стного самоуправления;

Находящихся в частной собственности, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, - органами исполнитель­ной власти субъектов Федерации, а земель иного целевого на­значения - органами местного самоуправления.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанав­ливается федеральными законами. Нарушение установленного зе­мельным законодательством порядка перевода земель из одной ка­тегории в другую является основанием признания недействитель­ными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Еще по теме Объект земельных отношений:

  1. Правовое регулирование земельных отношений Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав

Объектом земельного правоотношения считается индивидуально определенный (т.е. сформированный) земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения. В сфере государственного управления земельным ресурсом объектами земельных отношений могут быть весь федеральный земельный фонд в целом, его составные части в пределах границ субъектов РФ, административно-территориальных образований, отдельные участки. Земельное право: учебник / под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева. - М.: Проспект, 2008. - 74 с.

Статья 6 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень объектов земельных отношений:

  • 1. земля как природный объект и природный ресурс;
  • 2. земельные участки;
  • 3. части земельных участков.

Земельный участок как объект земельных отношений имеет законодательно установленные признаки. В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ, которая введена Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ и вступила в силу 23 октября 2008 г., земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, земельный участок становится таковым с момента установления его границ.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр объектов недвижимости.

Земельный участок как объект земельных отношений может быть делимым и неделимым (п.2 ст.6 ЗК). Делимым является "земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами".

В настоящее время немаловажное значение, имеет принцип подробного распределения всех земель по своему целевому назначению (ст.7 ЗК РФ). Это значит, что земли в Российской Федерации четко подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земельным кодексом РФ предусмотрена возможность указывать вышеперечисленные категории земель в актах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления, регламентирующих порядок предоставления земельных участков, а также в договорах, предметом которых являются земельные участки, кроме того, в документах государственного земельного кадастра и документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кодекс возлагает на Правительство РФ обязанности по отнесению земель, находящихся в федеральной собственности, к определенным категориям, а также по их переводу из одной категории в другую. За органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ЗК РФ закрепляет определенные обязанности, в круг которых входит отнесение к той или иной категории земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности. На органы местного самоуправления возложены обязанности по отнесению земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, к определенным категориям и их переводу из одной категории в другую.

Земли, находящиеся в частной собственности, подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения и земли иного целевого назначения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут относить земли к категориям или переводить их из одной категории в другую, в частности по землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в частной собственности, а органы местного самоуправления могут выполнять те же функции, но в отношении земель иного целевого назначения, находящихся также в частной собственности. Чмыхало, Е.Ю. Земельное право РФ: конспект лекций / Е.Ю. Чмыхало. - М.: СГАП, 2009. - 28 с.

2) земля как природный объект и природный ресурс;

3) земельные участки;

4) части земельных участков.

Для исследования понятия "земельный участок" следует уточнить его отличия от термина "земля".

Прежде всего, необходимо обратиться к словарю. Словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующие определения понятию "земля":

"1. Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.

2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству.

3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.

4. Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты.

5. Страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория Земли.

6. Территория с угодьями, находящаяся в чьем-нибудь владении, пользовании" 1 .

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М., 2005. С. 189.

В Конституции РФ, ГК РФ, ЗК РФ, других законодательных актах термины "земля" и "земельный участок" используются как синонимы.

В частности, в соответствии с п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В ч. 2 ст. 9 Конституции РФ также указывается, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Несмотря на то, что в п. 1 ст. 6 ЗК РФ в качестве объектов земельных отношений указана земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и части земельных участков, объектом земельных отношений и земельных правоотношений является не земля как природный ресурс, а земельный участок - индивидуализированная в установленном законом порядке часть земной поверхности. Соответствующее уточнение было внесено в ЗК РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который дополнил ст. 6 ЗК РФ новым п. 3. Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме В соответствии со ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются::

  1. Земля как объект общественных земельных отношений. Объекты земельных отношений
  2. Земля как объект общественных земельных отношений. Многоаспектность функции земли.
  3. Важнейшими характеристиками правового режима земельного участка являются его целевое назначение и разрешенное использование, регулируемые земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности
  4. Упражнения на отношение к объекту - когда сам объект возбуждает отношение эмоцию
  5. Размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах, не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков
  6. Понятие земельного npaea. Предмет и метод земельного npaea, соотношение публичного и частного в регулировании земельных отношений.