Как избежать наказания за оскорбление чувств верующих. Оскорбление чувств верующих. Обязаны ли россияне верить в Бога

– У наших соседей, в Ставропольском крае, недавно случилась история, достойная не начала 21 века, а времён царя Алексея Тишайшего или испанской инвизиции. Началось всё с того, что в соцсетях поспорили верующий с атеистом. Один в качестве довода в дискуссии привёл цитату из апостола Павла, а другой ответил ему, что «Бога нет», а «Библия – сборник еврейских сказок».

Казалось бы – ну поспорили и поспорили, мало ли на просторах Сети ежедневно случается стычек на разные темы, зачастую и ещё более острых? Но на этот раз «богословский» диспут получил совершенно неожиданное продолжение – верующие участники спора написали на атеиста заявление в полицию. И началась фантасмагория – на блоггера завели уголовное дело по статье «за оскорбление чувств верующих», изъяли компьютер, а самого его следствие отправило на месячную психиатрическую экспертизу. Сейчас идёт судебный процесс. Как вы прокомментируете эту историю?

– В связи с этим мне сразу вспомнилась другая история, которую меня тоже просили прокомментировать. Недавно пронеслась новость, что Церковь, якобы, хочет запретить изучение в школе Чехова, Бунина и Куприна. Я начал искать подробности в Интернете, и выяснилось, что протоиерей Артемий Владимиров (кстати, тоже писатель, член Союза писателей России, кандидат филологических наук и человек, который безумно любит русскую литературу и является её подлинным знатоком, так что обвинить его в том, что он является каким-то невежественным обскурантом и мракобесом, очень сложно) просто предложил заменить в школьной программе несколько рассказов, темы которых касаются супружеских измен и других неоднозначных предметов, на другие.

Я потом перечитал один из этих рассказов, чеховский «Про любовь», и полностью согласился с протоиереем, без этого рассказа школьникам вполне можно было бы обойтись. Без «Дамы с собачкой» и «Вишнёвго сада» обойтись нельзя, а без этого – можно. И отец Артемий сказал всего лишь, что совершенно необязательно рекомендовать школьникам именно эти рассказы. Однако же из этих слов отца Артемия раздули огромный скандал, просто утаив часть правды и исказив слова священника, чтобы обвинить его в обскурантизме и черносотенстве.

Мне почему-то кажется, что и в этой истории со ставропольским блоггером тоже имело место что-то подобное. Потому что много кто говорил и что «Бога нет», и что «Библия – сборник сказок», но ни к кому ещё на этом основании не приходили полицейские и не изымали компьютер. Вполне возможно, что имело место что-то ещё, более серьёзное, что осталось «за кадром».

– А как вы считаете, принятие закона о защите чувств верующих – это позитивное явление? Он действительно нужен верующим?

– Я уже не раз говорил, что, по-моему, как раз неверующие люди больше нуждаются в защите своих чувств, чем верующие. У нас почему-то принято считать, что религиозные чувства верующего оскорбить намного легче, но, на мой взгляд, дело обстоит совершенно наоборот. У верующего есть выход на перспективы Вечности. Он понимает, что если его здесь и сейчас кто-то безнаказанно оскорбляет и обижает, то в конечном итоге Бог всё расставит по своим местам. А у атеиста возможности такой апелляции нет. Для него остаётся только земной суд и закон, и только государство может защитить его чувства. Поэтому я считаю, что законы о защите чувств должны работать в обе стороны.

А вообще то, что граждане обращаются в суд – это нормальное явление. Что здесь плохого? Суды и законы нужны для правового регулирования отношений между людьми. А если закона не будет, то эти люди начнут сами регулировать свои отношения, и возможно самым нежелательным образом. Как пример можно привести того же Энтео и ему подобных. Я сторонник того, чтобы люди решали свои разногласия цивилизованным способом, в суде, а не варварскими методами на улицах.

При этом хочу ещё раз подчеркнуть, что законы не должны действовать однобоко. Если они будут защищать исключительно интересы верующих и игнорировать права неверующих, то это будет неправильно.

– А вправе ли христианин вообще писать какие-либо жалобы и обращаться в суд? Не говоря уже о том, чтобы доказывать свою правоту кулаками? Ведь если он настоящий христианин, то должен следовать словам Христа, который говорил в Нагорной проповеди: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». А если он не следует заповедям Христа, то он по факту не является христианином, и тогда о каких оскорблённых христианских чувствах можно вообще говорить?

– Во-первых, у человека не могут быть отобраны гражданские права на основании того, что он – христианин. А право обратиться в суд – неотъемлемое право любого человека. Заповеди же Христа следует воспринимать как некий эталон, которого могут достичь далеко не все. И любовь к врагам, и ответ добром на зло – это высшие христианские ценности. А многие из нас не дошли ещё и до самых азов христианства.

Христос говорил: «Раздай имение своё нищим и следуй за Мной». При этом далеко не все христиане готовы отказаться от имущества, от собственности, и пойти в монахи. Но нельзя же им на этом основании отказать в звании христианина. Христос сказал, что если будете иметь веру, то сможете переставлять с места на место горы. Мы не можем переставлять горы, но это же не значит, что у нас совсем нет веры. Так и здесь – многие православные не готовы обращать другую щёку просто по причине своего несовершенства.

– А настоящий христианин, такой, каким он должен быть, например, кто-нибудь из Святых Отцов, не стал бы в аналогичном случае подавать в суд?

– Думаю, что скорее он написал бы какое-нибудь апологетическое сочинение, или сказал бы «Прости им, Господи, не ведают, что творят».

– Включая святого Николая Мирликийского, который, по церковной легенде, доказывал на Никейском соборе свою правоту еретику Арию затрещинами, или Иоанна Златоуста, призывавшего «освятить руку»?

– Есть все основания считать, что описание «заушения» святителем Николаем Ария – не более чем легенда, вставленная в жития святого не ранее XVI века. Ни в каких более ранних источниках – ни в житии, написанном в X веке Симеоном Метафрастом, ни «Четьях Минеях» этого эпизода нет.

Что же касается святого Иоанна Златоуста – во-первых, из его жития следует, что сам он, вопреки своим словам, никогда руку подобным образом не «освящал», а во-вторых, цитата эта, выдернутая из контекста того времени и тех культурно-исторических реалий, совершенно неправильно понимается и трактуется современными «энтео». На самом же деле речь идёт не столько о наказании, сколько о вразумлении богохульника, которым его можно спасти от наказания по действующим законам того времени, которое могло быть гораздо более тяжким. Как в наше время родители делают строгое внушение своему непослушному ребёнку, с тем, чтобы отвратить его от вещей, могущих принести ему большие проблемы в будущем. А телесные наказания для детей в ту эпоху были общепринятой практикой, и вопрос о правомерности или неправомерности их применения даже не стоял.

– Закон о защите чувств верующих был принят после приснопамятного панк-молебна группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Мнения православных по поводу этой выходки разделились. Большинство были за самые тяжкие кары для кощунниц, но другие, как например, Андрей Кураев выступили против их уголовного преследования и тюремных сроков. А на чьей стороне вы?

– Как я уже сказал, то, что верующие обратились за защитой своих чувств в суд – это нормальное явление. Но наказание, конечно, как я считаю, было чрезмерно строгим. Суд мог ограничиться штрафом или обязать принести извинения за свои действия. Подчеркну – не за свои атеистические взгляды, а за оскорбительный для других людей поступок.

То же самое касается и верующих. Я, например, тоже могу невзначай оскорбить чем-нибудь неверующего человека. И тогда я попрошу за это прощения. Это не будет означать, что я от этого принимаю его позицию и тоже становлюсь неверующим, я буду просить прощения лишь за то, что сказал или сделал что-то такое, что этого человека обидело.

– Один из оскорбившихся словами ставропольского блоггера на судебном заседании не смог вспомнить названия храма который он посещает, имя своего духовника, время и место последнего причастия, а также Символ Веры. Можно ли назвать такого человека христианином?

– Конечно, нет. И если так, то речь идёт не о конфликте верующего с атеистом, а о том, что какой-то сумасшедший подал в суд на другого такого же.

– Рискую подпасть под закон о защите чувств верующих, но всё же задам вопрос: а разве не является сказкой книга, в которой фигурируют великаны, говорящие животные, колдуны и прочие атрибуты этого жанра?

– А произведения, например, Булгакова, Пелевина или Стругацких можно с этой точки зрения назвать сказкой?

– Думаю, что да.

– Но они помогают что-то понять, в чём-то лучше разобраться?

– Без сомнения.

– Вот и верующим людям определённые символические и аллегорические трактовки каких-то явлений, событий и исторических фактов помогают лучше разобраться в предмете своей веры.

– Но произведения Пелевина не претендуют на то, чтобы быть истиной в последней инстанции.

– А кто сказал, что исторические книги Ветхого завета, например, на это претендуют?

– В таком случае, где в Священном Писании проходит та грань, где заканчивается аллегория и начинается объективность?

– В церковном Предании и в богословии на это существуют разные взгляды. Креационисты, например, утверждают, что Бог создал землю за семь дней, в буквальном смысле, и произошло это семь с половиной тысяч лет назад. Другие же, здравомыслящие и не менее верующие люди говорят, что не надо понимать книгу Бытие так буквально. И что вообще, в древнееврейском языке, на котором писались библейские тексты, многие слова имели не совсем то значение, как мы понимаем их в современных переводах, а зачастую и совсем не то. В этом нам помогают разобраться такие науки, как экзегетика и герменевтика.

Боговдохновенность же библейских книг совершенно не означает, что пророки или апостолы были некими медиумами. Было, конечно, и такое, что пророки транслировали слова Бога буквально. Но это не значит, что другие библейские книги, например, Пятикнижие Моисеево было написано в буквальном смысле «под диктовку» свыше. Кроме заповедей и прямых Божьих предписаний там присутствуют и легенды, и сказания, и мифология древнееврейского народа.

– Но если мы встаём на путь аллегорического толкования библейских текстов и принимаем допотопных великанов или Валаамову ослицу, которая говорит человеческим голосом, за аллегорию, то что мешает пойти дальше и считать, что таковой же является и Непорочное зачатие, и Боговоплощение, и Воскресение с Вознесением?

– Всё это уже было в истории богословия. Возникающие ереси заставляли Церковь яснее и чётче формулировать своё кредо и выкристаллизовывать догматы. И даже в границах ортодоксии ещё в 3 и 4 веках были разные традиции понимания ветхозаветных сюжетов у отцов Александрийской и Антиохийской богословских школ (соответственно, аллегорическая и буквальная). В нашем Символе Веры догматизируются всё же, в основном, события не ветхозаветной, а новозаветной истории. Поэтому человека, который подвергает сомнению, что каждый день творения равнялся 24 часам и человеческой истории семь с половиной тысяч лет, но при этом признаёт вочеловечение Сына Божия, можно назвать христианином, а того кто верит во все десять египетских казней, но отрицает воскресение Христа, увы, нет.

Проблема в том, что если человек с его несовершенным разумом остаётся один на один со священными текстами, то ошибки и непонимание неизбежны. Но не надо забывать о том, что есть Бог, который может вразумлять человека и помогать ему. Есть также двухтысячелетний опыт святых отцов, который мы называем Преданием. И, что немаловажно, понимание Писания – это ещё и область индивидуальных отношений человека с Богом, где работает евангельский принцип «Чистые сердцем Бога узрят». А сказать кому-то, что вот, тебе, а также всем остальным, надо понимать прочитанное в Библии именно так, а не иначе, нельзя.

Особенно это касается ветхозаветных текстов, чтобы их воспринимать, нужно иметь определённую подготовку. И помнить при этом, что для христианина Новый завет первичен, а Ветхий завет лишь подготавливает человека к принятию Христа.

Вот такая беседа состоялась у нас с настоятелем Калачёвского Свято-Никольского храма. Интересная, содержательная, и ещё раз подтвердившая, что верующий с атеистом вполне могут вести диалог спокойно и конструктивно, без перебранок, метания друг в друга кожурой от бананов и судебных тяжб.

(Пока оценок нет)

Оскорбление религиозных чувств верующих — правонарушение, которое существует почти столько же, сколько и сами религии. В различные времена и в разных странах оно каралось по разному — от небольшого штрафа и требования извинений до смертной казни. Наказание сильно зависит от государственной религии страны, общего менталитета населения и политики самой страны.

В России оскорбление чувств верующих до недавнего времени было не самым серьезным нарушением и приравнивалось к простому публичному оскорблению. Однако с 2013 года оскорбление чувств верующих стало преступлением уголовным и значительно более серьезным.

Не стоит так же забывать, что всегда существовала такая статья, как «разжигание ненависти на религиозной почве», которая карается весьма строго и имеет серьезные последствия.

Когда был принят закон?

Впервые определение «оскорбление чувств верующих» появилась в УК РСФСР еще в 1993 году и просуществовала до 1996 года. В ней было подробно рассмотрено оскорбление религиозных групп посредством использования СМИ. Статья имела номер 143 и была отменена с принятием УК РФ.

Самое последнее изменение произошло в 2013 году. Именно тогда статья 148 УК РФ была дополнена до своего современного состояния. Ранее она предусматривала уголовную ответственность только в случае организованного срыва религиозного обряда, и больше напоминала собой статью УК РФ «Хулиганство».

Принятие статьи 148 УК РФ в 2013 году вызвало массу споров. Связано это с тем, что существует целый ряд подобных статей:

  • Статья 213 УК РФ — хулиганство. Под неё можно подвести большую часть случаев оскорбления религиозных чувств верующих;
  • Статья 214 УК РФ — вандализм. В ней так же имеется ссылка на порчу религиозного имущества или его осквернение;
  • Статья 282 УК РФ — возбуждение вражды. В ней есть отдельная приписка о возбуждении вражды по религиозным мотивам.

Таким образом статья 148 многим кажется попросту ненужной. Она является одной из самых спорных статей УК РФ на данный момент.

Чем оно отличается от простого оскорбления

Для начала напомним, что является обычным оскорблением с точки зрения закона. Оскорбление личности — грубое унижение чести и достоинства гражданина другим лицом. При этом оскорбление может быть как личным, так и публичным, что значительно влияет на тяжесть преступления.

Оскорбление чувств верующих в этом плане значительно отличается от обычного оскорбления. Оно должно обладать следующими признаками:

  • Оскорбление чувств верующих должно иметь публичный характер, то есть содержаться в публичном выступлении или обращении, показываться в СМИ или содержаться в произведениях культуры;
  • Само обращение должно четко и не двусмысленно унижать религиозное сообщество в целом, а не одного его представителя в частности. Таким образом должно оскорбляться не честь и достоинство, а принципы и идеалы религиозной группы;
  • Оскорбление должно быть именно религиозным, его целью должно быть именно целенаправленное унижение веры группы людей.

Инфо

Таким образом оскорбление чувств верующих — это преступление против общества, целью которого является унижение чувств целой социальной группы. Такое преступление будет иметь более серьезные преступления по сравнению с обычным оскорблением личности из — за большого количества пострадавших.

Что такое «религиозные чувства»?

На этот вопрос ответить точно практически невозможно. Каждый судья сам определяет понятие «религиозные чувства» и использует его в судебном разбирательстве. И только от его взглядов будет зависеть, можно ли считать оскорбление религиозным или нет. Однако есть несколько определений «религиозных чувств», которыми суды чаще сего пользуются:

  • Религиозные чувства — сильная психологическая привязанность группы граждан к объекту поклонения их религии;
  • Религиозные чувства — эмоции, которые группа граждан испытывает к своей религии и её канонам в целом;
  • Религиозные чувства — привязанность к религиозным обрядам и их важность в повседневной жизни группы верующих.

Уголовное наказание

Такое правонарушение, как оскорбление верующих, подробно описано в статье 148 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Она состоит из четырех частей и достаточно подробно описывает все возможные варианты этого правонарушения.

Часть первая

Дает определение публичному оскорблению чувств верующих, определяет наказание за оскорбление религиозных чувств без отягчающих обстоятельств.

Виды наказания:

  • Штраф до 300000 рублей;
  • Штраф в размере заработка осужденного за 2 года;
  • Обязательные работы на 240 часов;
  • Принудительные работы на 1 год;
  • Лишение свободы на 1 год.

Часть вторая

Рассматривает оскорбление религиозных чувств в местах, имеющих особое значение для оскорбленной религии или предназначенных для проведения обрядов, ритуалов и иных церемоний.

Оскорбление чувств верующих в России уголовно наказуемо. Однако при квалификации деяния возникает немало сложностей, ведь закон не говорит точно, что именно является таким оскорблением. Поэтому зачастую привлечь злоумышленников к ответственности трудно. Мы постараемся разобраться, какие действия расцениваются как оскорбление чувств верующих и рассмотрим санкции, предусмотренные за них в ст. 148 УК РФ.

Закон о защите чувств верующих: все ли религии равны?

В нашей Конституции четко прописано, что Россия - светская страна. Это значит, что никакая религия не должна возводиться в ранг «обязаловки», а все объединения верующих существуют отдельно от государства и имеют равные права. Такая позиция объясняется просто: наша страна многонациональна и в ней соседствуют приверженцы практически всех мировых религий. Выделение одной веры нарушит права адептов остальных конфессий.

Конституция РФ наделяет все религии равными правами.

Главный закон страны также предусматривает свободный выбор вероисповедания. Не запрещен и атеизм. Однако Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» упоминает о том, что особый почет имеет историческая религия русского народа - православие. Но дает ли это ей особые привилегии? Конечно нет. Хотя большая часть населения РФ исповедует христианство, в стране имеется мощная исламская община, а также буддисты и иудаисты. Некоторые малые народы до сих пор поклоняются языческим богам. Соответственно, правоохранители обязаны оберегать законные интересы людей, принадлежащих к любой религии.

Оскорбление чувств верующих: статья 148 УК РФ

Понятие «чувства верующих» в законе не раскрыто. Под ним обычно понимается глубокая эмоциональная привязанность человека к объекту поклонения и соответствующей религии.

Статья 148 появилась в УК РФ сравнительно недавно - в 2013 г. До этого времени за подобный проступок вменялась только административная ответственность. Хотя норма вызывает немало споров, она позволила четко сформулировать порядок взаимодействия представителей различных конфессий. Теперь у верующих появилась дополнительная правовая защита, благодаря которой они могут реализовывать свое право на вероисповедание.

Статья 148 УК РФ гарантирует гражданам России защиту религиозных прав.

Квалификация преступления

Анализируя ст. 148 УК РФ, можно выделить несколько ключевых признаков оскорбления чувств верующих:

  • Публичность

В кругу друзей можете делать и говорить все, что угодно, а за высказывание в публичном месте вас накажут. Яркий пример: блогер Виктор Краснов опубликовал фразу «Бога нет» в 2014 году. Через два года на него завели уголовное дело.

  • Явное неуважение, высказанное определенной религиозной группе

По этому признаку оскорбление чувств верующих очень схоже с .

  • Четкая цель - оскорбить чувства верующих

Злодеяние может совершаться только с прямым умыслом. Другими словами, виновный осознавал негативный смысл своих слов или поступков и хотел достичь именно такого результата. Если оскорбление высказано неумышленно, по ст. 148 УК РФ человека судить нельзя.

Нет умысла на оскорбление верующих - нет состава преступления по ст. 148 УК РФ.

Что может оскорбить чувства верующих?

Чтобы правильно квалифицировать преступление по статье 148 УК РФ, необходимо понимать, что подразумевается под оскорблением. Это ущерб, нанесенный чести и достоинству человека, выраженный в неприличной форме. УК РФ не детализирует данный термин, но согласно общему смыслу толкования можно сделать вывод, что:

  • честь и достоинство - это моральная оценка, данная человеку самим собой и его окружением;
  • неприличная форма - та, которая не соответствует общепринятым нормам этики и морали.

Определить оскорбительность фразы зачастую сложно, поэтому по таким делам проводят лингвистические экспертизы. Специалисты выделяют несколько условий, при наличии которых можно говорить об оскорблении, а не просто об обиде:

  • высказывание имеет негативную окраску (в нем присутствуют ругательства, мат и т.д.);
  • обращено в адрес конкретного субъекта (верующего человека, общины, группы) и рассчитано на то, что он об этом узнает;
  • фраза отрицательно характеризует и унижает пострадавшего;
  • высказывание сделано публично (в СМИ, соцсетях, на собрании, митинге и т.д.).

Если этих признаков нет, уголовное дело по ст. 148 УК РФ не возбуждается.

Публичные высказывания, нарушающие права на свободу совести и вероисповеданий, караются по уголовной 148 статье.

Препятствие деятельности религиозных организаций

Закон выделяет еще одну разновидность оскорбления чувств верующих - намеренное воспрепятствование деятельности религиозных сообществ. Все объединения верующих делятся на два типа:

  1. Религиозная группа

Это объединение людей одной религии, не оформленное как юридическое лицо. Все имущество, необходимое для совершения религиозных обрядов и церемоний, - собственность прихожан.

  1. Религиозная организация

Это официально зарегистрированная группа верующих, существующая не менее 15 лет и включающая более 10 прихожан.

Уголовная ответственность наступает только за вмешательство в деятельность религиозных организаций. В противном случае, можно заявить о другом преступлении. Например, о хулиганстве по мотивам религиозной ненависти. Нарушителей также можно привлечь к гражданской или административной ответственности.

По статье 148 УК РФ судят за воспрепятствование деятельности зарегистрированных религиозных организаций, но не групп.

Ответственность за оскорбление чувств верующих

Статья 148 УК РФ разбита на четыре части. Часть 1 вменяет ответственность за явно выраженное публичное неуважение к чувствам верующих. Санкции следующие:

  • штраф до 300 тыс. руб.;
  • (до 240 часов) или (до 1 года);
  • лишение свободы до 1 года.

Часть 2 ст. 148 УК РФ охватывает оскорбления чувств верующих, совершенные в местах богослужения (церковь, мечеть и т.д.). Злоумышленнику грозит:

  • штраф до 500 тыс. руб.;
  • обязательные (до 480 часов) или принудительные работы (до 3 лет);
  • тюремное заключение до 3 лет с дополнительным ограничением свободы до 1 года (или без такового).

Часть 3 предусматривает санкции за воспрепятствование деятельности религиозных организаций:

  • штраф до 300 тыс. руб.;
  • обязательные (до 360 часов) или (до 1 года);
  • арест до 3 месяцев.

По части 4 статьи 148 УК РФ судят за преступление, совершенное с использованием служебного положения, применением насилия или его применения. Виновному грозит до 200 тыс. руб. штрафа, общественно полезные работы или 1 год тюрьмы. Дополнительная санкция - двухлетний запрет на занятие определенных должностей или работу в некоторых сферах деятельности.

Видео расскажет, что грозит за оскорбление чувств верующих по ст. 148 УК РФ

Религия на протяжении веков играет особую роль в жизни граждан. Законодательство РФ защищает право на вероисповедание. На территории федерации живут люди разных национальностей, рас и народностей, и у всех есть возможность исповедовать любую религию или быть атеистом. Когда один человек унижает другого на почве религиозных взглядов и предубеждений, использует некорректные высказывания и оскорбления в адрес чужой веры - это уголовное преступление, за которое предусмотрено наказание по статье 148 УК РФ «Оскорбление чувств верующих».

Дела о привлечении к ответственности являются довольно сложными и запутанными, поскольку в уголовном законодательстве существуют и другие статьи с похожим составом преступления. Чтобы разобраться с тем, кого и когда можно привлечь, какая мера ответственности будет применена за оскорбление религии, необходимо вникнуть в положения статьи 148 УК, проконсультироваться с опытным юристом и разработать персональный план действий.

По какой статье привлекают за оскорбление религиозных чувств

В настоящее время за оскорбление, высказанное публично и выраженное в виде открытого пренебрежения к представителям какого-либо религиозного сообщества, придется отвечать по статье 148 Уголовного кодекса. Ранее (до 2013 г.) к ответственности привлекались лишь лица, препятствующие какой-либо деятельности организаций, исполнению обрядов (к тому же за подобное правонарушение отвечали по КоАП).

Сейчас же список преступных деяний максимально расширен. Безусловно, это не единственная статья, регламентирующая ответственность за неуважение к религии и оскорбления в адрес верующих. В УК РФ также действуют и другие нормы, а именно:

  • статья 213 «Хулиганство» - в п. 2 ч. 1 говорится об ответственности за хулиганские поступки, совершенные на почве религиозных разногласий и ненависти;
  • статья 214 «Вандализм» - предусматривает наказание за осквернение и порчу собственности, предназначенной для обрядов и других религиозных мероприятий;
  • статья 282 - устанавливает меры взыскания за разжигание вражды, унижение достоинства представителей другой веры.

Согласно статье 148 УК за оскорбление чувств верующих предусмотрено наказание, строгость которого зависит от квалифицирующих признаков. Часто к лицам, допускающим некорректные высказывания в отношении религии, применяется штраф на сумму до полумиллиона рублей, а также принудительные (до 3 лет) или обязательные работы (на 480 часов), арест на 90 дней, лишение свободы на один год.

Чтобы пожаловаться на оскорбление религиозных чувств, следует обратиться в полицию и написать заявление, указав персональные данные и описав обстоятельства и детали дела. Не лишним будет привлечение свидетелей, способных подтвердить то, что указанное лицо нарушило закон и высказывалось некорректно в отношении религии потерпевшего.

Как различить оскорбление это или нет

Призвать к ответственности можно только при наличии веских оснований и доказательств того, что действия лица нанесли действительный ущерб и нарушили права и свободы граждан. Важно отличать данное преступление от других. Практика показывает, что для этого следует ориентироваться на ряд признаков, свойственных такому виду правонарушений:

  • публичность - закон не запрещает высказывать свое мнение о религии в любой форме конфиденциально, однако недопустимо действовать подобным образом при других людях;
  • конкретность - высказывания выражают явное неуважение к обществу (конфессии), возможно с помощью нецензурной лексики;
  • цель и умысел - по закону лицо, позволяющее себе утверждения против религии, делает это, чтобы оскорбить верующих.

При обвинении человека в оскорблении чувств верующих последний пункт - наиболее важный. Чтобы лицо понесло должное наказание, прокурору предстоит доказать, что гражданин осознавал и понимал, к какому результату приведут его слова и поступки, ожидал такого эффекта. Если преступление совершалось без намеренного умысла, т. е. косвенно, нарушителю правопорядка удастся уйти от ответственности или добиться смягчения наказания за оскорбления, связанные с вероисповеданием лиц.

Когда человек просто высказывает свое мнение о религии, далеко не всегда оно расценивается как оскорбление чувств верующих. Статья 148 УК будет применяться только, если выражения имеют неприличную форму, приносят вред, оскорбляя честь и достоинство, нарушают свободы граждан. Согласно судебной практике дела об оскорблении в отношении религии решаются сложно и долго, так как законодательство не дает четкой оценки этим понятиям. Выиграть судебное разбирательство удастся только при поддержке опытного адвоката по уголовным делам.

За какие проступки ждет наказание

Чтобы избежать уголовной ответственности, следует понимать, какие действия квалифицируются по статье 148 УК. Все случаи индивидуальны и требуют персонального подхода. Что конкретно подразумевается под религиозными чувствами, нормативные правовые документы не поясняют, однако за некоторые поступки, оскорбления, суждения точно ждет наказание.

Если оскорбление грубое, бестактное и некорректное, гражданин препятствует проведению религиозных обрядов и мероприятий, виновного можно привлечь к ответственности. Когда срыв церемонии происходит по вине должностного лица или человека, использовавшего свои служебные полномочия, наказание за преступление будет ужесточено.

Чтобы определить степень ответственности за оскорбление чувств верующих и назначить наказание, суд должен располагать максимально достоверными сведениями. Для уточнения фактов иногда применяется лингвистическая экспертиза.

Законодательство регламентировало, что все верующие в России разделены на две категории - религиозные группы и организации. Первые объединяют единоверцев, владеющих определенным имуществом на праве собственности, вторые - это группа людей более чем из 10 человек, существующая не менее 15 лет.

На практике оскорбление чувств верующих, нарушение их прав (свобод) признается уголовным преступлением, если лицо, которому высказывания нанесли моральный вред, унизили его честь и достоинство, входит в официальную организацию. Люди, состоящие в религиозных группах, могут отстоять свои права и свободы, но на основании положения Гражданского и Административного кодекса, а не уголовного законодательства.

Равноправие религий перед законодательством

Согласно Конституции все религии в стране отделены от государства. Каждая из них имеет равные права. Никто не вправе навязывать лицу вероисповедание или использовать оскорбления. В пределах федерации живут люди разной веры. Большинство россиян - православные христиане, но эта религия не выделяется среди остальных и не имеет привилегий.

Если законодательство будет выделять одну веру, это приведет к дисбалансу и серьезным последствиям, нарушению прав других жителей. Несмотря на это существует Федеральный закон от 26.09.1997 № 125, где прописано, что православие и другие религии, имеющие историческую ценность, играют особую роль для населения.

Правоохранительные органы призваны защищать права (свободы) всех жителей страны, пресекать всякие оскорбления против религиозных убеждений. Кроме христианства, в России распространены и другие мировые религии, существуют развитые общины лиц, исповедующих:

Все нормы и правила будут действовать только в отношении религий, которые признаны законными. Сатанизм, например, не считается верой, так как несет опасность и не является законным. И отстаивать свои интересы, привлекая лиц к ответственности за оскорбление религиозных чувств, сатанисты не вправе.

Что такое оскорбление религиозных чувств? Это форма противоправного поведения, заведомо предполагающая, что чувства верующих будут оскорблены.

Осуществляется путём намеренного использования вандалистского или выраженного сатирического поведения в адрес священных символов, идей, памятников или личностей.

Существует негласное моральное правило, которое определяет, что различные религиозные взгляды не должны становиться камнем преткновения для создания прочных отношений между людьми. Общественное сознание должно опираться на сохранность и преумножение базовых ценностей, к которым относится, в том числе, религия.

На защите за оскорбление чувств верующих стоит . По этой статье вменяется ответственность за неправомерное отношение к тому феномену, который в религии считается священным. Кроме этого, оскорбления чувств верующих могут подпадать под действия статьи 130 УК РФ, как публичные оскорбления.

Что по закону является оскорблением чувств верующих?

Преступлением является заведомое публичное поругание религиозных святынь:

После 2013 года в закон об оскорблении чувств верующих были внесены новые признаки обозначения преступного характера деяния. Теперь они имеют расширенный круг, в сравнении с предшествующим перечнем преступных действий.

Публичность выбранного места – один из основных признаков. Лица с вандалистским отношением к священным предметам или насмехающиеся над высшими религиозными смыслами и символами в узком кругу единомышленников – не могут быть обвиняемыми в данном контексте. Если верующие не посвящены в идеи вандалов – их чувства остаются защищёнными.

Особое значение имеет вандализм в местах проведения богослужений, которые во все времена имели духовную, моральную и правовую защиту от вторжения извне. В настоящее время к публичным местам относится интернет, СМИ и высказывания с трибун при большой аудитории.

Уголовно-правовая характеристика

Действия виновных содержат характеристики хулиганских действий, а также квалифицирующие признаки оскорбления религиозных чувств верующих . Однако они отражают специфику преступления, основанного на направленном воздействии на верующих членов общества. Основной характеристикой является взаимосвязь между осуществлённым деянием и последствиями, воспринятыми членами религиозной организации как оскорбление их чувств.

Объект преступления — мировоззренческие ценности верующих людей, которые подверглись публичному поруганию, что привело к оскорблению чувств верующих.

Объективная сторона преступления состоит в заведомых, планируемых и мотивированных действиях оскорбительного или вандалистского характера, направленного в адрес религиозных организаций.

Члены религиозных организаций являются полноправными членами общества и их конституционные права должны защищаться со стороны государства. В то же время оскорбительность действий должна носить объективный характер.

Субъект преступления – виновный, достигший возраста 16 лет, полностью дееспособный.

Субъективная сторона определяется виной в виде прямого умысла. Злоумышленник не только осознаёт виновность своих действий, но и стремится осуществить их так, чтобы они достигли непосредственной цели религиозного оскорбления.

Квалифицирующие признаки

Квалифицирующими считаются признаки хулиганских, неприличных действий или действий, запрещающих проведение богослужения, которые были произведены:

  1. В местах богослужений, во время проведения богослужения.
  2. С использованием своего служебного положения.
  3. С применением насилия или с угрозой его применения.

Ярким примером преступного деяния можно считать исполнение непристойного танца во время богослужения в храме Христа Спасителя. В данном случае было определено нарушение проведения богослужения при скоплении многочисленной группы верующих людей. Телодвижения танцующих женщин имели намеренно непристойный характер.

В результате преступных действий богослужение было прекращено, а присутствующие на нём прихожане почувствовали себя оскорблёнными .

В других случаях высказывания и действия подвергаются независимой экспертизе, что не допускает произвола со стороны религиозных конфессий. Однозначно к таким действиям причисляются вандалистские действия против икон и других предметов культа.

Перед законом равны все религии, существующие в России. Однако здесь необходимо иметь в виду, что религиозная группа должна быть легализована (зарегистрирована) в качестве религиозной организации, то есть иметь официальный статус. К лицам, которые безосновательно ссылаются на свои религиозные убеждения, пытаясь наказать обидчика, подобное правило не подходит.

Отграничение преступления от смежных составов

В самом преступлении просматриваются яркие элементы хулиганских и оскорбительных действий. Это не является поводом рассматривать возможность ответственности и наказания по совокупности, так как включает обозначенные действия в состав статьи за оскорбление чувств верующих 148 УК РФ.

Однако при недостаточных основаниях в намерении злоумышленника применить свои действия непосредственно в адрес верующих, ответственность и наказание к нему может быть применима по смежным составам преступлений, к которым относится:

  1. Оскорбление религиозных чувств, если оно было произнесено в сакральном месте, но было направлено в адрес личности в общем смысле этого понятия, а не в религиозно-контекстуальном.
  2. Хулиганство, если оно не имело религиозно-мировоззренческой подоплёки.

В данном случае эти два вида ответственности непосредственно перекликаются с оскорблением чувства верующих.

Наказание и ответственность

Если злоумышленник получает наказание непосредственно за оскорбление чувства верующих , то, в отличие от простого оскорбления, оно будет:


В частности законом об оскорблении чувств верующих в общественных местах предусмотрено:

  1. до 300 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) виновного за период до 2 лет.
  2. до 240 часов.
  3. или лишением свободы до 1 года.

Те же деяния, произведённые в местах проведения богослужений, наказываются:

  1. Штрафом до 500 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) виновного за период до 3 лет.
  2. Обязательными работами до 480 часов, либо принудительными работами до 3 лет.
  3. до 3 лет с ограничением свободы до 1 года или без такового.

Обозначенная ответственность регламентирована 1 и 2 частями статьи УК РФ за оскорбление чувств верующих , определяющими пресечение оскорбления чувств.

Последующие части определяют ответственность за воспрепятствование деятельности религиозных организаций.

Судебная практика

В судебную практику преимущественно входят случаи вандализма в местах проведения богослужений, оскорбительные неприличные нецензурные надписи в адрес прихожан или имеющие общий контекст.

Однако ярким примером оскорбления стал вопиющий случай беспрецедентного для нашей культуры действа панк группы «PussyRiot», против преступного действия которой поднялась вся верующая часть общества. А преступницы получили срок заключения на 2 года строгого режима.

Наказание за данное преступление совершенно правомерно и должно организовывать субъектов общества уважительно относиться к святыням. Печально известный случай с сатириками французского журнала Шарлей Эбдо показывает, что в случае отсутствия защиты взглядов верующих со стороны государства, некоторые из них могут решиться на самоуправство.

О поправках, внесенных в закон об оскорблении чувств верующих Вы можете узнать, посмотрев видео: