Что это такое: частный сервитут на земельный участок? Каким законодательством регламентируется порядок его установления? Порядок установления и регистрации сервитута на земельный участок

В вопросе, касающемся обременения в пользу юридических лиц, однозначно требуется официальная констатация факта. Исключение составляют ничтожные ограничения, допускающие представителей компаний на территорию собственника для мониторинга или составления заключения о преимуществах обременения.

Причины установления частного сервитута на земельный участок

Для установления частного сервитута необходимы следующие юридические факты.

Причиной согласования вопроса об оформлении сервитута становится потребность физического или юридического лица , которая выражается:

  1. в необходимости прохода или проезда через ЗУ;
  2. в провозе строительных материалов на свой участок через смежную территорию;
  3. в складировании таковых на соседствующем ЗУ;
  4. в проведении траншей для прокладки труб;
  5. в установлении собственного имущества на части чужого ЗУ.

Независимо от причин, вызвавших потребность в обременении, держатель сервитута обязан свести к минимуму неудобства, доставленные собственнику, что оглашает статья 23 Федерального Закона о сервитуте, вступившего в силу 11.07.11 г., под № 197-ФЗ.

Предпринимательский сервитут может опираться на потребность в прогоне скота или в необходимости проведения поливных устройств по ЗУ собственника. Иногда он традиционно основывается на выделении участка для прохода к воде или лесным угодьям. Нередко собственники предоставляют уступку части ЗУ для выведения канализационных стоков или складирования продукции, если иных вариантов предусмотреть невозможно.

Причины, инициирующие возникновение обременения опираются на юридические факты , которые прилагаются в качестве доказательств со стороны участников взаимодействия.
Часть земли, отчуждаемая в сторону пользователя, должна принадлежать собственнику на законном основании. Это требует документального подтверждения владельцем на основании:

Если владелец не предоставит данных сведений, заинтересованное лицо вправе использовать территорию безвозмездно.

Причины пользования так же должны подтверждаться документально справками, актами и иными документами. Кроме этого, устанавливается факт необходимости обременения в силу отсутствия иных вариантов решения вопроса.

Алгоритм установления частного сервитута

После согласования ситуации сторонами, допускается составить соглашение об установлении частного сервитута земельного участка. Оно составляется в свободной форме, имеющей вид договора. Здесь лаконично определяются контрагенты и даются сведения о ЗУ . В их число требуется включить:

  1. кадастровые и технические характеристики;
  2. сведения о свидетельстве на право собственности;
  3. место расположения.

Указывается причина , требующая установления ограничения в пользу заинтересованного лица. Обязательно указываются сроки использования территории и виды работ, которые планируются по предоставлении сервитута.

В соглашении следует указать точную сумму стоимости сервитута (образец соглашения вы можете скачать в конце статьи). Если соглашение составляется бессрочно (алгоритм получения читайте ) – включить положение о пересмотре суммы оплаты. В заключение формулируются положения, допускающие досрочное . Ставятся подписи сторон с расшифровкой.

Собственнику достаточно составить соглашение и установить сервитут путём регистрации в Росреестре по месту расположения надела. Иначе складывается ситуация, если земля находится:

  • аренде у города (поселения);
  • пожизненно наследуемом владении.

Такие участки допускается обременять только с согласия хозяйствующего субъекта . Тогда в исполком подаются заявления контрагентов, с приложенным соглашением и пакетом документов, отражающих юридические основания допустимости проведения процедуры. После рассмотрения документации, которое ориентировочно должно уложиться в один месяц, администрация вправе дать согласие или отказать в притязаниях.

Что делать если вам отказали?

В случае отказа, заявители могут обратиться в суд по месту расположения земельной недвижимости. Срок обращения не должен превышать 10 дней.

В исковом заявлении (образец доступен для скачивания бесплатно в конце статьи) указываются обстоятельства дела , которые потребовали обращения с запросом об обременении и обстоятельства, которые воспрепятствовали его установлению.

Иногда иск подаётся в сторону собственника, который отказался составить соглашение и не допускает истца на собственный надел, нарушая его имущественные права. Так же допустимо подать иск, если третье лицо пользуется территорией владельца земли, но не оформляет обременение и не предоставляет встречной уступки.

Сведения, изложенные в иске и сформулированные истцом, требуется обосновывать юридически значимыми фактами, подтверждающими обстоятельства дела. Они даются в виде приложений к заявлению. К ним же прилагается государственная пошлина, которая составляет 300 рублей для физических лиц и 6 000 рублей – для юридических, согласно новым стандартам, регулируемым действием статьи 333.33 НК РФ.

Соразмерная плата за сервитут

ФЗ-197 оглашает, что частный сервитут устанавливается возмездно, то же подтверждается ст.274 ГК РФ (п.5) . Соразмерная плата за уступку – это вид материальной компенсации, предоставляемой собственнику надела добровольно, взамен уступки права на часть ЗУ.

Лицо, получившее право пользования учитывает при соизмерении компенсации следующие факторы:

  1. Размер реальных убытков , то есть рыночной стоимости отчуждаемой площади, из расчёта срока пользования.
  2. Реальный ущерб , который испытывает собственник в виде невозможности использования ЗУ по назначению. А так же, при порче собственного имущества в угоду обременению.
  3. Упущенная выгода . Например – стоимость урожая, который он мог вырастить и реализовать, при обработке этой части надела.

Если владелец ЗУ имеет обязательства перед третьими лицами, компенсация вреда в их сторону так же взимается с держателя сервитута. Соразмерность оплаты может рассматриваться в судебном порядке.

Нередко оказывается взаимовыгодной формой сотрудничества, предусматривающей варианты решения насущных вопросов для взаимодействующих сторон.

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом .

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Соразмерной платой будет являться денежное вознаграждение за предоставленную возможность пользоваться чужой недвижимостью. Величина соразмерной платы определяется соглашением об установлении частного сервитута земельного участка и равняется размеру убытков, понесенных собственником обремененного земельного участка, поскольку его права были ограничены.

После того как подписи в договоре поставлены, в территориальный отдел Госреестра необходимо подать заявление на регистрацию сервитута. Вместе с заявлением об установлении сервитута в отдел предоставляются документы, которые будут приведены ниже в разделе «необходимые документы». Заявление может подать любая из сторон соглашения о сервитуте.

По завершении регистрационной процедуры обладателю сервитута в течение 5 рабочих дней придет уведомление об этом, а владелец обремененного участка, в свою очередь, получит справку, которая подтвердит произведенную государственную регистрацию.

При регистрации сервитута землевладельцам следует уделить внимание определенным моментам:

  • Запрещено самостоятельно отчуждать сервитут без отчуждения самого земельного участка;
  • При обременении всего земельного участка отсутствует необходимость в предоставлении кадастрового плана-схемы;
  • Обременять земельный участок, оформленный в общую совместную собственность, разрешается лишь с согласия каждого из собственников.

Необходимые документы

Перечень документов, которые понадобятся при подаче заявления на регистрацию соглашения о сервитуте:

  • Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт);
  • Квитанция об оплате госпошлины*;
  • Свидетельство об установлении сервитута - соглашение либо в других случаях распорядительный акт с печатью соответствующего государственного органа, судебное решение;
  • Кадастровый план земельного участка с печатью о сервитуте;
  • Справка, подтверждающая полномочия представителя (необходима, если заявление подается представителем заявителя).

Государственная пошлина составляет:

  • для физических лиц - 1,5 тыс. рублей;
  • для - 6 тыс. рублей.

Когда необходимо обращение в суд?

Обращаться в судебную инстанцию следует в тех случаях, когда договориться с соседом-землевладельцем никак не получается, а основания к установлению сервитута являются действительно серьезными.

Для обращения необходимо составить исковое заявление, за которое вносится госпошлина размером в 300 рублей.

В иске должно быть:

  • сведения об отказе владельца соседнего земельного участка в подписании соответствующего договора о сервитуте либо об оставлении просьбы истца о таком соглашении без ответа;
  • условия, цели и сроки установления сервитута;
  • доказательства необходимости установления сервитута в связи с существующими проблемами.

Исковое заявление должно сопровождаться рядом документов:

Суд имеет право самостоятельно сформировать приемлемые условия установления ограничения, определить обременяемые границы земельного участка, необходимые для перемещения. Суд принимает во внимание баланс интересов сторон в целях создания наименее затруднительного обременения для собственника и устранения значительных неудобств в ходе эксплуатации участка.

Помимо возможного отказа собственника участка в обременении своей земли, может возникнуть спор относительно соразмерной выплаты.

В таком случае суд имеет право назначить проведение экспертной . Для этого вызывается специально уполномоченная организация, которая определяет примерную стоимость обременения. Оценка экспертов впоследствии может оговариваться сторонами.

При сложностях в определении обременяемых границ участка суд оставляет за собой право назначения кадастровых мероприятий. Если в конечном итоге стороны согласятся с результатами , суд сможет основываться на них при вынесении решения.

Судебная тяжба может затягиваться на достаточно долгий период, при этом обе стороны понесут определенные финансовые потери, поэтому лучше всего установить сервитут во внесудебном порядке.

Частный сервитут устанавливается, когда собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Частный сервитут устанавливается для обеспечения определенных интересов (потребностей). Согласно ст. 274 ГК РФ частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Федеральный закон от 3.08.1995 г. «О племенном животноводстве» предусматривает установление частных сервитутов для прогона скота, проведения и отведения воды через соседний участок, забора воды, водопоя скота. Кроме этого, виды частных сервитутов перечислены в ч.1 ст. 44 ВК РФ (водные частные сервитуты) и в п.3 ст. 64 Градостроительного кодекса (частные сервитуты в области градостроительства). В ряде нормативных актов содержатся лишь общие упоминания о частных сервитутах без установления их видов (ч.2 ст.21 Лесного кодекса РФ; ФЗ от 15.06.96. № 72 ФЗ «О товариществах собственников жилья» и др.).

Современное российское законодательство допускает возникновение частного сервитута на основе договора, судебного решения, акта государственного органа и органа местного самоуправления, а также в силу прямого указания закона. Участниками договора с одной стороны является лицо, обремененное сервитутом, в качестве которого может выступать только собственник земельного участка или иной недвижимости (например, собственники помещений в кондоминиуме). Это положение закреплено в п. 3 ст.274 ГК РФ, ч.2 п.5 ст.8 ФЗ «О товариществах собственников жилья». Исключением из этого правила является возможность заключения договора об установлении водного или лесного частных сервитутов не с собственниками водных объектов и участков лесного фонда, а с пользователями (ч.3 ст.43 ВК РФ и ст.ст.1, 17, 21 ЛК РФ). Другой стороной является сервитуарий - лицо, в пользу которого устанавливается сервитут. Таким лицом может быть субъект, обладающий участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Если сервитутом обременяется здание, сооружение и другое недвижимое имущество, сервитуарием может быть собственник зданий, сооружений, а также обладатели права хозяйственного ведения и права оперативного управления на эти объекты (ст.294, 296 ГК РФ). В договоре об установлении сервитута должны быть указаны предмет договора и цена, т.к. этот договор возмездный (п.5 ст.274 ГК РФ). Что касается условия о сроке действия сервитута, то оно является необязательным. Если в договоре срок не определен, он все равно считается заключенным на неопределенный срок и подлежит государственной регистрации.

Глубоко проанализировав, существующее Российское законодательство, на мой взгляд, еще рано говорить о сформировавшейся практике установления частных сервитутов в отношении земельных участков на основе положений гражданского законодательства.

Основанием возникновения сервитута может быть вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное по иску лица, требующего предоставления сервитута. Возможность установления сервитутов на основании актов государственных органов и органов местного самоуправления предусмотрена только в отношении частных лесных сервитутов (ч.2 ст. 21 ЛК РФ). Такой способ возникновения сервитутов базируется на общих нормах гражданского права, допускающих возникновение гражданских прав (в том числе и вещных) посредством издания административных актов в случаях, прямо предусмотренных законом (ст.8 ГК РФ и ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Допускается возникновение сервитута в силу прямого указания закона, например, при продаже земельного участка с сохранением за продавцом или законодателем права собственности на здания, сооружения и другую недвижимость, находящуюся на отчужденной земле (ст. 340, ч.2 ст.553 ГК РФ, ст.64 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

В договор об установлении сервитута (добровольный сервитут) включаются:

  • 1) описание участка, обремененного сервитутом, и участка, в интересах которого установлен сервитут;
  • 2) условия и сроки установления сервитута;
  • 3) план или карта участка с указанием места нахождения сервитута.

Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут).

В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.

В соответствии с положениями ст. 23 Земельного кодекса РФ в результате установления частного сервитута, возникает обременение земельного участка правами лиц, в интересах которых он установлен, но только в данном случае круг этих лиц может быть неопределенным: например, при установлении прохода для населения через земельный участок (участки) к прибрежной полосе. Известно, что при запрете на приватизацию прибрежной полосы за последние годы огромное количество земельных участков по берегам рек и озер было передано в частную собственность для строительства дач, коттеджей, баз отдыха. В результате население было лишено права свободного доступа к водным объектам.

В отношении платы за ограниченное пользование земельным участком (сервитут) законодатель ввел разные требования по отношению к платности такого использования применительно к частному и публичному сервитуту. Так, собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. Такую плату целесообразно определять в договоре с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут, либо она может быть предусмотрена судебным решением, на основании которого предоставляется право ограниченного пользования земельным участком.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, закрепленном федеральными законами «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственном земельном кадастре». При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается в судебном порядке.

По общему правилу установление сервитута является возмездной сделкой. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерной платы за пользование участком.

Статья 275 ГК РФ устанавливает, что сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. При этом сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Сервитут может устанавливаться на определенный срок (срочный сервитут) или без указания срока (постоянный сервитут). Это в равной степени относится к частным и к публичным сервитутам. При установлении сервитута должно соблюдаться следующее правило: осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Частные сервитуты в области градостроительства могут вводиться в целях ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком, иными объектами недвижимости для обеспечения:

  • - строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружений;
  • - строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации объектов инженерной и транспортной инфраструктур;
  • - проведения работ по инженерной подготовке территорий, работ по защите территорий от затопления и подтопления, устройству подпорных стен;
  • - прохода, проезда через чужой (соседний) земельный участок;
  • - других нужд собственников объектов недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Порядок установления и прекращения частных сервитутов в градостроительстве определен в соответствии с Гражданским кодексом РФ, то есть основаниями возникновения частного сервитута являются договор либо решение суда.

Обращает на себя внимание трансформация публичного сервитута, предусмотренного Указом Президента РФ от 22 июля 1994 года, -- о доступе на земельный участок для ремонта объектов инфраструктуры в частный сервитут, установленный абз. 3 п. 3 ст. 64 ГрК РФ, обеспечивающий строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Указанные положения законодательства, на мой взгляд, свидетельствуют об отсутствии у федерального законодателя четких критериев разграничения публичных и частных сервитутов.

Частный водный сервитут возникает в силу договора либо решения суда

Частный водный сервитут -- как возможность ограничения прав долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами в пользу заинтересованных лиц. Частный водный сервитут возникает в силу договора либо решения суда.

Частный лесной сервитут определяется как ограничение права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, в пользу заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных и муниципальных органов, а также судебных решений. При этом закон указывает, что положения гражданского, земельного и иного законодательства РФ применяются к лесным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Лесного кодекса РФ. Обращает на себя внимание, что частный лесной сервитут может быть установлен административным актом. Данное положение закона иллюстрирует особый характер природоресурсных отношений.

Для того, что разобраться как сервитуты устанавливаются на практике, проследим этот процесс на региональном уровне:

Правовому регулированию сервитутов большое внимание уделяется и в региональном законодательстве. В частности, Закон Воронежской области «О регулировании земельных отношений в Воронежской области» к сервитутам относит вещные права ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 33). Частные (установленные в отношении одного лица или группы лиц).

Частный сервитут возникает по соглашению между лицом, требующим его установления, и собственником земельного участка. Соглашение об установлении сервитута подлежит государственной регистрации. Сведения о сервитуте вносятся в документы о правах на землю.

Иной подход в регулировании сервитутных отношений закреплен в Законе Кемеровской области «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области». Областной закон вводит понятие обременении земельного участка, под которыми понимает обязательства землепользователя начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение определенных сроков, запрет на изменение внешнего вида недвижимости, а также целевого использования земельного участка, обязанность сохранять естественную среду обитания и пути миграции диких животных и др. Областной закон указывает, что обременения земельного участка устанавливаются непосредственно законодательством, договорами или решением суда. Соответствующие обременения подлежат государственной регистрации и сохраняются при переходе земельного участка к другому лицу. Областной законодатель определяет сервитут как право ограниченного пользования одним или несколькими соседними участками. При этом закон не указывает на возможность установления публичных и частных сервитутов, ограничиваясь общим понятием «сервитут» (ст. 14).

Частный сервитут возникает по соглашению между лицом, требующим его установления, и собственником земельного участка. Соглашение об установлении сервитута подлежит государственной регистрации. Сведения о сервитуте вносятся в документы о правах на землю. Областной закон предоставляет право землепользователю, земельный участок которого обременен частным сервитутом, требовать от выгодоприобретателей соразмерную плату за ограничения в пользовании участком, если иное не предусмотрено законом.

Областной законодатель определяет сервитут как право ограниченного пользования одним или несколькими соседними участками. При этом закон не указывает на возможность установления публичных и частных сервитутов, ограничиваясь общим понятием «сервитут» (ст. 14).

Сервитут может устанавливаться на основании действующего законодательства, соглашением сторон либо решением суда. В целях прохода и проезда через земельный участок, прокладки и ремонта коммунальных и индивидуальных инженерных, электрических и других линий и сетей, создания на земельном участке лесных защитных насаждений и иных природоохранных объектов и для других целей. Вводя общий принцип возмездности сервитутных отношений, областной закон делает исключение в отношении сельских жителей, указывая, что за сервитуты, установленные в их пользу, плата не взимается. Особенностью регулирования сервитутных отношений является то, что наряду с государственной предусматривается и специальная регистрация сервитутов.

Сервитут может устанавливаться на основании действующего законодательства, соглашением сторон либо решением суда В целях прохода и проезда через земельный участок, прокладки и ремонта коммунальных и индивидуальных инженерных, электрических и других линий и сетей, создания на земельном участке лесных защитных насаждений и иных природоохранных объектов и для других целей. Вводя общий принцип возмездности сервитутных отношений, областной закон делает исключение в отношении сельских жителей, указывая, что за сервитуты, установленные в их пользу, плата не взимается. Особенностью регулирования сервитутных отношений является то, что наряду с государственной предусматривается и специальная регистрация сервитутов.

Понятие права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) было впервые подробно урегулировано в ст. 274-277 ГК РФ. Однако эти статьи входили в главу 17 Гражданского кодекса РФ, которая вступила в силу только с 23 апреля 2001 года. Поэтому еще рано говорить о сформировавшейся практике установления частных сервитутов в отношении земельных участков на основе положений гражданского законодательства.

Земельным кодексом РФ определены отдельные виды публичных сервитутов, которые корреспондируют предусмотренным Гражданским кодексом РФ частным сервитутам: например, для обеспечения прохода или проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи и т. п. Основное отличие будет, как уже указывалось, в способе установления сервитута и в тех интересах, в которых он устанавливается. Собственник земельного участка в целях прокладки линии электропередачи или газопровода к своему участку может заключать договор с собственником соседнего земельного участка либо с несколькими собственниками участков, через которые будет осуществлен подвод коммуникаций к его участку, и в таком случае это будет частный сервитут. Если же через существующий район индивидуальной жилой застройки будет необходимо провести коммуникации для вновь застраиваемой территории, это, скорее всего будет сделано на основе установления публичного сервитута.