Порядок увольнения из вс рф по. Основания и порядок увольнения военнослужащих. «Выходное пособие» для военных

Военнослужащий, привлеченный или поступивший на военную службу, исполняет ее в течение определенного временного промежутка, который называется сроком военной службы. Истечение срока военной службы влечет или прекращение военно-служебных отношений, или их пролонгацию в случаях, установленных законом. Прекращение военной службы может последовать также в силу иных жизненных обстоятельств: смерти военнослужащего, его осуждения, принятия решения об увольнении с военной службы, приостановления военной службы и т. д.

Под прекращением военно-служебных отношений следует понимать постоянное или временное прекращение военно-служебной деятельности, которое всегда влечет прекращение исполнения должностных обязанностей. В отдельных случаях фактическое прекращение исполнения должностных обязанностей может не повлечь прекращение общих обязанностей военнослужащих или лишение их некоторых прав (например, при нахождении военнослужащего в плену или в положении интернированного). В то же время не всякое прекращение исполнения должностных обязанностей влечет прекращение военно-служебных отношений (например, военнослужащий, находящийся в распоряжении соответствующего командира, имеет обязанности и права, за исключением тех, которые связаны с исполнением должности). Следовательно, прекращение военной службы должно быть основано на конкретных жизненных обстоятельствах (юридических фактах), с которыми закон связывает ее прекращение и которые являются основаниями прекращения военно-служебных отношений.

Таким образом, прекращение военно-служебных отношений представляет собой совокупность последовательно наступающих юридических фактов (событий и действий) и предшествующих им юридических условий, юридически оформляемую приказом должностного лица об исключении военнослужащего из списков воинской части (учреждения или организации), в штатах которой он состоял.

Действующее законодательство о военной службе разграничивает правовые основания прекращения службы и порядок прекращения военно-служебных отношений. По процедуре увольнения военная служба прекращается в результате увольнения с военной службы или наступления определенного события. События, влекущие прекращение военно-служебных отношений, как правило, объективно связаны с невозможностью военнослужащего как субъекта военно-служебных отношений исполнять служебные обязанности в результате его смерти (гибели), пленения, интернирования или признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим. Указанные юридические факты-события, с одной стороны, являются основаниями прекращения военно-служебных отношений, с другой – обстоятельствами, непосредственно их прекращающими. События, которые являются основаниями прекращения военно-служебных отношений, но их не прекращают, реализуются посредством процедуры увольнения с военной службы, т. е. в этом случае моменты возникновения основания и прекращения военно-служебных отношений не совпадают.


Прекращение военно-служебных отношений может иметь постоянный или временный характер. Временно прекращается военная служба в результате ее приостановления, пленения или интернирования военнослужащего. В указанных случаях военно-служебные отношения восстанавливаются не в результате привлечения или поступления на военную службу, а в результате устранения обстоятельств, влекущих временное прекращение военной службы. Во всех остальных случаях прекращение военной службы имеет постоянный характер, и возникновение военно-служебных отношений у конкретного лица может произойти только в результате его приема на военную службу.

Перечень оснований прекращения военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы закреплен в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».

К числу событий (обстоятельств), не зависящих от военнослужащего и какого-либо должностного лица, непосредственно прекращающих военно-служебные отношения, относятся:

– гибель военнослужащего в период прохождения военной службы;

– признание военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим;

– пленение или интернирование военнослужащего, а также захват его в заложники.

В двух последних случаях прекращение военно-служебных отношений носит временный характер.

Военная служба прекращается в результате наступления событий, не зависящих от субъектов военно-служебных отношений. К таким событиям относятся смерть военнослужащего, а также признание военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим. Фактически военно-служебные отношения в случае гибели (смерти) военнослужащего прекращаются в день, в который произошло данное событие, юридически прекращение военной службы оформляется приказом по воинской части об исключении его из списков воинской части со следующего дня после гибели или смерти.

Безвестное отсутствие, т. е. отсутствие в месте своего жительства продолжительное время без подачи о себе вестей, военнослужащего будет считаться исполнением обязанностей военной службы, если указанное деяние не подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 337 (самовольное оставление части или места службы) и ст. 338 (дезертирство) УК РФ. Для военнослужащих местом жительства может быть и воинская часть, по адресу которой они по их просьбе могут быть зарегистрированы (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

В интересах семьи указанных лиц, других лиц, воинской части возникает необходимость устранить возникшую неопределенность. С этой целью гражданин может быть признан безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ) или объявлен умершим (ст. 45 ГК РФ) в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. Признание гражданина безвестно отсутствующим, кроме гражданско-правовых последствий (ст.ст. 38, 43, 188 ГК РФ), влечет прекращение военно-служебных отношений. Явка лица, признанного безвестно отсутствующим, или обнаружение его места пребывания влечет отмену решения суда. Однако указанное обстоятельство не влечет возобновления военно-служебного отношения, которое может вновь возникнуть, если имеются основания, которые были указаны ранее.

Если в месте жительства гражданина нет сведений о нем в течение пяти лет, он может быть объявлен судом умершим. Если есть основания предполагать, что гражданин, в том числе военнослужащий, погиб от определенного несчастного случая (авиакатастрофа, кораблекрушение и т. п.) либо пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (при землетрясении, наводнении, обвалах в горных экспедициях и т. п.), срок сокращается до шести месяцев. Военнослужащий или любой другой гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим лишь по истечении двух лет со дня прекращения военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ). Установление более длительного срока для указанной категории граждан объясняется необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер к возвращению военнослужащих или других граждан к постоянному месту жительства или установлению их гибели. День прекращения военных действий должен быть определен законодательным или иным нормативным правовым актом.

На основании решения суда об объявлении гражданина умершим (наступление «юридической смерти») производится регистрация смерти в органах загса и наступают те же последствия, что и при физической смерти. Однако в отличие от физической смерти «юридическая смерть» не всегда безвозвратна. Если гражданин фактически жив (он явился либо поступили сведения о его месте пребывания), новым решением суда отменяется решение об объявлении его умершим и на этом основании аннулируется запись о его смерти. Последствия аннулирования записи о смерти, так же как и отмена решения суда о признании безвестно отсутствующим, не являются основанием возобновления военно-служебных отношений; они могут вновь возникнуть только при наличии ранее указанных оснований.

Следовательно, безвестное отсутствие военнослужащего влечет окончательное прекращение военной службы в результате неопределенности его местонахождения и фактической невозможности исполнять им обязанности военной службы. Таким образом, пленение или интернирование военнослужащего, захват его в заложники также влекут прекращение военной службы. Плененные, интернированные или захваченные в заложники военнослужащие не могут исполнять служебных обязанностей. Однако их положение в отличие от безвестно отсутствующих военнослужащих отличается определенностью, т. е. должностные лица обладают достоверной информацией об их нахождении в указанном положении. Последнее обстоятельство свидетельствует о временности нахождения в нем военнослужащих, что привело законодателя к необходимости считать указанных лиц находящимися при исполнении обязанностей военной службы в целях сохранения за ними и членами их семей права на материальное обеспечение – одной из составляющих содержания военно-служебного отношения и статуса военнослужащих. Указанное право не сохраняется за военнослужащими, добровольно сдавшимися в плен, т. е. добровольно прекратившими военно-служебные отношения, в случаях, когда оно не предоставлено законом (подп. «л» п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Однако упомянутая норма свидетельствует о том, что законодатель связывает прекращение военной службы с фактом пленения военнослужащего, а по аналогии и с его интернированием или захватом в заложники, но частично распространяет на указанных лиц статус военнослужащих в целях материального обеспечения их семей.

Наиболее распространенным событием, прекращающим военно-служебные отношения, является увольнение военнослужащего с военной службы. К основаниям увольнения относятся обстоятельства, указанные в ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обязывающие должностных лиц уволить военнослужащего с военной службы и тем самым прекратить с ним военно-служебные отношения.

Вся совокупность оснований увольнения военнослужащих с военной службы подразделяется на три большие группы:

1) основания, по которым военнослужащий подлежит увольнению в безусловном порядке. При наличии таких оснований военнослужащий независимо от воли и желания его самого и его командиров должен быть уволен с военной службы (всего вышеназванным Законом предусмотрено 15 таких оснований для увольнения);

2) основания, по которым военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы. При увольнении по данным основаниям либо командованию целиком принадлежит инициатива, либо командование должно дать свое согласие на такое увольнение (указанный выше Закон предусматривает 11 таких оснований увольнения);

3) основания, по которым военнослужащий имеет право на увольнение с военной службы. В данном случае определяющую роль играет волеизъявление военнослужащего: если при наличии таких оснований он изъявит желание уволиться с военной службы, то у командования возникает обязанность реализовать это право (всего данная группа включает 6 оснований увольнения).

К первой группе относятся следующие основания увольнения:

а) по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья – в связи с признанием военнослужащего ВВК не годным к военной службе;

г) по состоянию здоровья – в связи с признанием ВВК ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

д) в связи с лишением его воинского звания;

е) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

– непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

– непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

– участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

– осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

– вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

ж) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

и) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

к) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;

л) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

м) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

н) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

о) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

п) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

Ко второй группе оснований увольнения военнослужащего с военной службы, при которых инициатива увольнения принадлежит командованию, относятся следующие случаи досрочного увольнения:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

в) в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта;

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

е) как не выдержавшего испытание;

ж) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

з) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

и) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

к) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

л) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.

Третью группу оснований увольнения военнослужащего с военной службы составляют условия, при которых военнослужащие приобретают право на досрочное увольнение с военной службы. К ним относятся следующие случаи увольнения:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением условий контракта в отношении военнослужащего;

б) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящих военную службу по призыву);

в) по семейным обстоятельствам:

– в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

– в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

– в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

– в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);

– в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе:

е) по собственному желанию – по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, уважительных причин.

Окончание военной службы является юридическим фактом (событием), после наступления которого гражданин перестает быть субъектом военно-служебных отношений и на него не распространяется статус военнослужащего. Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, установленных в п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (нахождение на стационарном лечении, участие в походах кораблей и др.). Следовательно, юридически прекращение военно-служебных отношений оформляется изданием приказа об исключении из списков воинской части. В военное время, с объявлением мобилизации и переводом армии на военное положение, увольнение с военной службы в запас прекращается.

Таким образом, прекращение военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы представляет собой сложный фактический состав, включающий юридические условия и юридические факты, момент наступления которых связан с исключением военнослужащего из списков воинской части и, как следствие, утратой статуса военнослужащего, в том числе ограничений ряда общегражданских прав, возникновением правового положения гражданина, уволенного с военной службы.

В отличие от государственных служащих, которые имеют при определенных условиях преимущественное право на оставление на государственной службе в государственных органах, военнослужащие таким правом не обладают. В то же время Федеральный закон «О статусе военнослужащих» ограничивает должностных лиц в принятии решения об увольнении военнослужащих в указанных случаях при наличии определенных обстоятельств. Указанные обстоятельства являются гарантиями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в реализации их конституционного права на труд. Так, не могут быть уволены с военной службы без их согласия военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, а также военнослужащие, указанные в п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», без предоставления жилых помещений. Перечисленные обстоятельства играют роль юридических условий прекращения военно-служебных отношений, гарантирующих достойный социальный статус увольняемых военнослужащих.

Контрольные вопросы и задания :

1. Раскройте содержание понятия «прекращение военной службы».

2. Назовите основания, при которых военнослужащий подлежит увольнению с военной службы.

3. Перечислите основания, при которых военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы по инициативе командования.

4. Назовите основания, при которых военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

В российской армии несут службу военнослужащие срочной службы, контрактники рядового состава и офицеры. У них у всех отличается порядок увольнения в запас из рядов Вооруженных сил РФ. Если в отношении солдат и сержантов срочной службы министр обороны два раза в год издает приказ об увольнении их из рядов ВС, то в отношении тех военнослужащих, которые подписали контракт вопрос всегда решается индивидуально. Попробуем разобраться в порядке и основаниях для увольнения в запас военнослужащих контрактной службы.

Основания для увольнения в запас военнослужащих по контракту?

Как известно, военнослужащие-контрактники в российской армии бывают двух типов- рядовой состав и кадровые офицеры. И те, и иные подписывают контракт на прохождение военной службы, в котором, среди прочего, определены условия их увольнения. Условно это могут быть:

  1. Несоблюдение условий контракта
  2. Собственное желание по окончанию срока контракта
  3. Уважительные причины для досрочного разрыва контракта, как правило, состояние здоровья.

Очевидно, что каждая из этих причин предусматривает определенную процедуру увольнения в запас военнослужащих. При этом общий порядок существенно не отличается у офицеров и рядовых контрактников. Правда надо отметить, что увольнение в запас военнослужащего, имеющего более 10 лет выслуги и не обеспеченного жильем недопустимо. Если, конечно, он увольняется в запас по уважительным основаниям. Поэтому в рапорте на увольнении в запас при таких условиях необходимо указать о том, что жилье не предоставлено. В этом случае военнослужащий может быть просто выведен за штат и ожидать получения жилья на особых условиях.

Отдельно нужно сказать о случаях, когда военнослужащие увольняются по достижению максимального возраста или в связи с проблемами со здоровьем не признается годным к военной службе. В этом случае офицеры увольняются не в запас, а в отставку. Заключение о состоянии здоровья в любом случае выдает врачебно-военная комиссия. Кроме того, бывают ситуации, когда военнослужащих увольняют со службы после вступления в силу обвинительного приговора суда о наказании в виде лишения или ограничения свободы. Все основные моменты, которые регулируют увольнение военнослужащих в запас регулируются положениями Закона «О статусе военнослужащих».

Порядок увольнения военнослужащих в запас

Нельзя уволить в запас военнослужащего контрактной службы, а тем более кадрового офицера, без его согласия, если он не имеет необходимой выслуги лет и еще не заслужил право на пенсию. Конечно, при условии, что он не нарушал условий контракта и не совершил преступления, за которое получил наказание. В статье 50 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ четко прописан порядок увольнения военнослужащих в запас.

В частности определено, что уволить с военной службы высших офицеров может исключительно Президент Российской Федерации, поскольку он является Верховным главнокомандующим. Военнослужащие в воинских званиях до полковников, или в ВМФ капитанов 1 ранга включительно подлежат увольнению в порядке, который установлен Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденном приказом Министерства обороны РФ. Так же определено, что даже те военнослужащие мужского пола, которые были отчислены из профессиональных военных учебных организаций, включая высшие учебные заведения, подлежат увольнению именно в запас. Данное правило не распространяется на девушек-курсантов. Поскольку лица женского пола не являются военнообязанными, если не имеют медицинского или другого образования, определяющего отношение к военной службе в военное время.

Так же, те граждане, которые не закончили учебу в связи с неуспеваемостью или нарушением внутреннего распорядка училища, имеют право не увольняться в запас, а продолжить военную службу на контрактной основе.

Если военнослужащий не выполнил условия контракта и подлежит досрочному увольнению, приказ об этом издает командование части. Среди нарушений условий контракта часто встречается занятие предпринимательской деятельностью военнослужащим, занимание руководящих постов в коммерческих организациях, подрыв доверия командования, вклады в иностранных банках или имущество за рубежом, нарушение порядка выезда за границы и другие ситуации. Военнослужащего ознакамливают с приказом, он проходит обычную процедуру отчетности по материально-хозяйственной части и получает документы об увольнении. При этом он обязан встать на учет в военкомате по месту жительства, в установленные законом сроки. Аналогичный порядок увольнения применяется в случае наличия уважительных причин для досрочного расторжения контракта. Например, состояния здоровья. В этом случае приказ об увольнении принимается на основе заключения военно-врачебной комиссии о признании военнослужащим ограниченно годным или совсем негодным к военной службе.

Иногда, причиной досрочного увольнения военнослужащего с военной службы является инициатива третьих лиц. Такое увольнение бывает в том случае, когда гражданин избран осуществлять законодательную власть. В частности, избрание депутатом местной власти или одной из палат парламента РФ. Военная служба этого гражданина прекращается на все время его полномочий в указанных органах. После окончания срока действия мандата, он может вернуться на службу в прежнем звании.

Для увольнения по дисциплинарным взысканиям необходимо решение аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего.

Увольнение военнослужащих в запас по сроку контракта

Срочное увольнение по окончанию срока контракта осуществляется на основании рапорта военнослужащего. При этом, если есть достаточная выслуга лет, необходимо решить жилищный вопрос. В частности, указать в рапорте необходимость обеспечения жильем или право использования накоплений НИС. Эти накопления могут быть переведены на счет военнослужащего только в соответствии с его рапортом.

Военнослужащий, который проходил военную службу по контракту, при наличии уважительных причин может получить заключение аттестационной комиссии и подать рапорт на увольнение в запас с военной службы досрочно по собственному желанию. Однако, в этом случае, он теряет право на жилье и ипотечные накопления. Фактом увольнения военнослужащего в запас считается исключение его из списков воинской части, где он проходил службу и снятия с довольствия в установленном порядке.

В случае смерти или гибели при исполнении служебных обязанностей, военнослужащий подлежит исключению из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели. Если военнослужащий, был в установленном законом порядке признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим, то из списков части его исключают на следующий день, после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.


Каждая работа сопряжена с множеством особенностей как личного, так и профессионального характера. Задержки зарплаты, недостаточный оклад, плохие отношения с начальством и коллективом, удаленность от дома, причуды руководства – это неполный список причин увольнения сотрудников. Порядок увольнения по собственному желанию гражданина-военнослужащего, регулируется ст. 51 п.6 ФЗ РФ «О воинской обязанности и воинской службе» №53-ФЗ от 28.03.1998 г. и Дисциплинарным уставом. Процедура осложнена всевозможными препятствиями со стороны отдела кадров и руководства воинской части.

Согласно законодательству, каждый военнослужащий может уйти с места службы по собственному желанию, предоставив комиссии объективные причины. К сожалению, Федеральный Закон «О военнослужащих» не поясняет, что же входит в понятие «уважительные причины». Некоторые комментарии можно найти в Постановлении Пленума ВС РФ от 29.05.2014. А именно, в п. 47, под «вескими основаниями» понимают – причины, не позволяющие полновесно выполнять свои обязательства.

Увольнение военнослужащего по собственному желанию до окончания контракта

Прохождение контрактной службы делится на 2 этапа – испытательный срок 3 месяца и сама служба минимум на 2 года. Вопросы, связанные с досрочным прекращением действия военного контракта по собственному желанию, до сих пор остаются актуальными. Процедура ухода срочников и контрактников схожа. Отличия состоят в нюансах. Большая часть увольнений происходит как раз в первые три месяца, когда новобранцы еще толком не представляют, что им предстоит. Немалые нагрузки, подчинение командующему, отсутствие привычных условий жизни зачастую полностью перекрывают преимущества службы.

Процедура расчета с места работы у военных

Процедура состоит из двух этапов:

  1. Предоставление рапорта «Об увольнении по собственному желанию» командиру. Документ составляется в свободной форме с указанием личных данных руководства и подателя, а также, причины ухода со службы. Заявление подается в 2-х экземплярах и, в обязательном порядке, регистрируется в строевом отделе воинской части.
  2. Рассмотрение рапорта аттестационной комиссией. Выводы и принятые решения оформляются протоколом. Данная резолюция является лишь рекомендацией для военачальника. В случае несогласия с заключением, военнослужащий может обжаловать решение в суде или обратиться к прокурору воинской части с заявлением «о нарушение прав». Основанием такого заявления послужит заверенный второй экземпляр рапорта. Также следует понимать, что полностью распрощаться с воинской жизнью не получится. По закону, все военные увольняются в запас, за исключением лиц, покинувших службу по состоянию здоровья.

Уважительные причины для увольнения военнослужащего по собственному желанию

Весомым поводом для увольнения военнослужащего по собственному желанию признаются:

  • Состояние здоровья — беременность, инвалидность, онкологические и инфекционные заболевания.
  • Проживание детей и жены за пределами РФ.
  • Необходимость единоличного присмотра за несовершеннолетними детьми и ближайшими родственниками.
  • Недостаточный размер денежного довольствия.
  • Перевод на новое место службы с понижением в должности.
  • Регулярное невыполнение условий контракта.
  • Отсутствие возможности реализации полученного образования на текущей должности.

Следует отметить, что для женщин-военнослужащих список причин для ухода более обширен. Так, военнослужащая имеет право уйти со службы в связи с переводом мужа в другую часть, уходом за родителями-инвалидами и малолетними детьми. В тоже время, уволить женщину, состоящую в декретном отпуске, даже по собственному желанию, запрещено законодательством.


Порядок увольнения военнослужащего по контракту по собственному желанию

Военная структура – это организация, в которой каждый шаг регулируется законом и уставом. Такой порядок касается и последовательности действий при отставке сотрудника. Очередность осуществления данной процедуры такова:

  1. Не позже, чем за месяц до даты окончания контракта, подать рапорт на имя начальника воинской части в 2-ух экземплярах. Данное заявление оформляется в произвольной форме с перечислением всех причин, по которым дальнейшая служба невозможна. Необходимо не просто рассказать почему, но и предоставить документальные подтверждения — квитанции, заключения врача, свидетельства о смерти или расторжении брака, справки и доходах и составе семьи и т.д.
  2. Законом предусмотрено 14 дней на принятие решения специально созданной аттестационной комиссией по полученному обращению военнослужащего. При необходимости проведения дополнительных проверок, сроки могут продлить еще на 15 календарных дней с извещением подателя. Все выводы по слушанию вносятся в протокол и озвучиваются. Следует отметить, что все причины рассматриваются только в контексте важности для самого военного, а не в отношении общества и командования.
  3. Окончательное решение принимает командир в виде приказа на увольнение.

Зачастую процедура ухода затягивается еще в начале подачи рапорта. Отдел кадров, ссылаясь на «новые» законы, также «большую занятость» просто не регистрирует заявление. Или руководство части, даже при положительном ответе комиссии, все равно не дает своего согласия на увольнение. Решением такой проблемы может стать жалоба военному прокурору или обращение в суд.

Как написать рапорт на увольнение по собственному желанию?

Специально установленной формы рапорта на освобождение от должности нет. За образец можно взять обычное гражданское заявление.

Итак, в правом верхнем углу заполняют должность и ФИО получателя, ниже указывают данные адресата. Здесь же можно указать телефон и адрес проживания. В обязательном порядке, нужно озаглавить документ «Рапорт об увольнении».

Общую часть необходимо разделить на три части:

  • Первый раздел – просьба о досрочном увольнении с места службы.
  • Второй раздел – причины ухода, дать согласие на прохождение специальной экспертизы при необходимости. Нелишним будет сослаться на конкретную статью закона.
  • Третий раздел дополнительные документы, справки, свидетельства, которые прилагаются к рапорту. В конце заявления проставить дату написания, подпись, собственные инициалы и должность.

Полученный приказ дает основание военнослужащему получить выплату единовременного пособия и социальные льготы по уходу с места службы по собственному желанию или по медицинским показаниям. Право на выплаты не получают контрактники, не прошедшие испытательного срока.

Защита отечества, во все времена считалась почётным занятием, но в современном мире это дело, является работой. На военную службу осуществляется приём согласно установленным правилам, а увольнение с такой работы, также регулируется законодательными нормами.

Возможные варианты увольнения с военной службы

Чтобы разобраться в нюансах трудовой деятельности военнослужащего, а также возможных причинах её прекращения, необходимо изучить нормативно-правовые акты, в которых подробно описаны все возможные варианты прекращения службы в рядах ВС РФ. Увольнение с военной службы возможно в нескольких случаях, и зависит от многих обстоятельств и соответствий тем или иным нормам.

Наиболее распространённые причины прекращения трудовой деятельности в ВС РФ:

Увольнение в запас

Данный вид увольнения военнослужащего возможен при окончании действия контракта, либо по собственному желанию. При таком увольнении военнослужащий прикрепляется к военному комиссариату по месту службы и регулярно проходит переподготовку. Увольнение в запас не производится в следующих случаях:

  • При увольнении по состоянию здоровья.
  • В связи с отбыванием наказания за уголовное преступление.
  • При увольнении по возрасту.

Уход в отставку

Этот вид увольнения может иметь место при возникновении заболеваний, которые не позволяют военнослужащему продолжать дальнейшую профессиональную деятельность в Вооружённых Силах РФ. В отставку могут быть отправлены солдаты и офицеры, возраст которых достиг предельно допустимого значения для службы в армии.

В связи с уголовным преследованием

Если солдат или офицер приговаривается к уголовному наказанию, которое подразумевает лишение свободы, то при вступлении суда в законную силу происходит прекращение трудовой деятельности военнослужащего.

Увольнение по собственному желанию

Если военнослужащий заключил контракт, то он обязан отработать весь срок, который оговорён в данном документе, но при серьёзных основаниях для прекращения трудовой деятельности военнослужащего, возможно прекращение трудовой деятельности по собственному желанию. В любом случае, решение об увольнении военнослужащего по собственному желанию, рассматривается в индивидуальном порядке.

Увольнение срочников

Для военнослужащих несущих срочную службу, прекращение службы в армии возможно 2 раза в год, после подписания Приказа Министра Обороны.

Увольнение за нарушение условий контракта

За грубое или систематическое нарушение пунктов трудового договора, военнослужащий может быть уволен из ВС РФ без выплаты денежной компенсации.

Увольнение по семейным обстоятельствам

Такой вариант возможен в том случае, если члену семьи военнослужащего противопоказано проживание в районе, где осуществляется служебная деятельность солдата или офицера, а перевод военнослужащего для службы в более подходящий для проживания членов семьи район, невозможен.

Прекращение служебной деятельности по семейным обстоятельствам возможно в том случае если близкий родственник военнослужащего нуждается в постоянном уходе. Прекращение трудовой деятельности в этом
случае возможно только при условии отсутствия других лиц, которые обязаны по закону осуществлять уход за такими гражданами.

Если возникает необходимость воспитания несовершеннолетнего ребёнка, который воспитывается без матери, то в этом случае также возможно увольнение из ВС РФ в связи с семейными обстоятельствами.

В связи с избрание в органы законодательной власти

Если военнослужащий избран депутатом ГД РФ, либо другого законодательного органа власти субъектов РФ или местного самоуправления, то в этом случае осуществляется увольнение его из ВС РФ.

Основания для увольнения военнослужащего

Основания для досрочного прекращения военной службы, подробно изложены в статье 51 ФЗ «О военной службе». Среди основных пунктов, по которым военнослужащий может рассчитывать на прекращение трудовой деятельности можно назвать следующие:

Серьёзные проблемы со здоровьем

Перечень заболеваний, при которых невозможно дальнейшее продолжение службы в ВС РФ достаточно широк, например, если у военнослужащего возникли проблемы со здоровьем психического характера, сердечно-сосудистые заболевания, рак, СПИД, проблемы со зрением, то эти заболевания являются достаточным основанием для прекращения трудовой деятельности.

Смерть близкого родственника

Если во время осуществления своих служебной деятельности произошла смерть близкого родственника, то военнослужащий имеет право уволиться из армии.

Наличие высшего образования

Если военнослужащий имеет высшее образование по гражданской специальности, то он имеет право оставить службу в вооружённых силах для осуществления профессиональной деятельности по специальности.

Неспособность содержать семью на зарплату военнослужащего.
Если количество недееспособных членов семьи военнослужащего достаточно велико и их материальное обеспечение не может быть осуществлено за счёт жалования военнослужащего, то он имеет право на увольнение из вооружённых сил РФ.

Увольнение из армии должно быть произведено строго в такой последовательности:

  • За 1 месяц до предполагаемой даты ухода со службы, военнослужащий подаёт рапорт на прекращение служебной деятельности в ВС РФ.
  • В рапорте необходимо не только указать причину прекращения трудовой деятельности, но и представить документы, которые позволяют досрочно прекратить службу в ВС РФ.
  • В течение двух недель рапорт рассматривается специальной комиссией. Учитывая все особенности данного дела выносится решение об увольнении военнослужащего или об отказе в такой просьбе.

Если специальная комиссия удовлетворяет просьбу военнослужащего, то ему достаточно дослужить до даты указанной в рапорте. После этого срока сотрудник вооружённых сил будет уволен в установленном законом порядке.

Выплаты при увольнении

При увольнении сотрудника по собственному желанию, или после окончания действия трудового контракта, ему положены денежные выплаты. Размер подобных компенсаций зависит от среднемесячного оклада, плюс
дополнительные выплаты за воинское звание. Если увольнение из ВС РФ произошло в результате неудовлетворительного состояния здоровья военнослужащего, то в этом случае, ему положены страховые
выплаты, размер которых определяется в индивидуальном порядке специальной комиссией.

При увольнении военнослужащего денежные выплаты могут быть значительно уменьшены в размере или полностью отсутствовать в том случае, если во время военной службы имелись дисциплинарные взыскания в отношении сотрудника ВС РФ.

Дополнительные особенности

При увольнении сотрудника вооружённых сил РФ возможны некоторые особенности, например:

  • Особенность службы в армии заключается в том, что после подписания контракта, государство берёт на себя ответственность за жизнь и здоровье военнослужащего. В свою очередь, сотрудник вооружённых сил должен беспрекословно выполнять все приказы вышестоящего командования.
  • Если гражданин призывается на срочную военную службу, то он подлежит увольнению с места работы, на которой он осуществлял свою трудовую деятельность, до поступления в ряды ВС РФ. Для такой категории граждан законодательством предусмотрено сохранение рабочего места, и после увольнения в запас, гражданин имеет право занимать прежнюю должность.
  • При увольнении военнослужащего, различные льготы могут применяться и в отношении членов его семьи. Например, при переводе мужа в другую часть, жена военнослужащего имеет право уволиться без отрабатывания установленных законодательством 2 недель, при этом денежные компенсации, при увольнении члена семьи военнослужащего, должны быть выплачены в полном объёме.
  • При возникновении условий, при которых солдат или офицер может прекратить свои трудовые обязанности досрочно по семейным обстоятельствам, в обязательном порядке, предоставляются документы подтверждающие такое право.

Заключение

Как видно из изложенного выше материала, законодательные нормы позволяют военнослужащему считать себя защищённым, и не беспокоиться о своём будущем даже в том случае, если произойдёт какой-либо несчастный случай во время выполнения им служебных обязанностей. Некоторые сложности с прекращением трудовой деятельности по собственному желанию, связаны с тем, что от полноценной работы сотрудников военных служб, зависит безопасность страны, и при массовом увольнении из рядов ВС РФ, эта безопасность может быть под серьёзной угрозой.

Вконтакте