Отличительные черты правового и неправового государств. Признаки и понятия правового государства. Понятие, признаки и пути формирования правового государства

Постоянно дорабатывались, значительный вклад в их развитие внесли философы и ученые Джон Локк (1632-1704 гг.), Шарль Монтескье (1689-1755 гг.), позднее Иммануил Кант (1724-1804 гг.), Георг Гегель (1770-1831 гг.) и другие. Первый опыт создания правового государства принадлежит Америке и Франции, именно в этих странах в 1789 году были законодательно закреплены права и свободы человека. Современные представления о правовом государстве предполагают наличие в нем ряда характерных признаков.

Приоритет права над государством

Государство можно считать правовым, если власть в нем ограничена правом и действует в интересах , в целях обеспечения прав и свобод гражданина. Граница прав проходит там, где его действия нарушают права другого. Первенство права перед также, что народ имеет суверенное и неотъемлемое участвовать в реализации государственной власти.

«Закон превыше всего»

Закон – это форма права. В правовом государстве законы основываются на правовых принципах, а не санкционируют произвол, насилие и диктатуру. Изменять закон вправе только высший законодательный орган, а подзаконные акты не должны противоречить закону.

Конституция и конституционный суд

Права и свободы человека в правовом государстве – высшая ценность. Это должно быть закреплено в страны или каком-либо другом документе. Конституционный суд при этом обеспечивает соответствие законов Конституции и выступает гарантом .

Принцип разделения властей

Разделение государственной власти на три самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Такой подход позволяет избежать сосредоточения рычагов управления государством в одних руках, а уход от деспотизма и авторитаризма гарантирует соблюдение прав личности. Ветви власти, при относительной независимости друг от друга, устанавливают взаимный контроль.

Правовая культура и стабильный правопорядок

Обязанность властей в правовом государстве – это обеспечение реальности прав и свобод человека, соблюдения законов стабильного правопорядка. Граждане страны при этом также несут ответственность перед государством. Они обязаны уважать существующие законы, знать свои права и уметь ими пользоваться.

правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как носителями основных прав и свобод; политическая организация общества, ограничивающая произвол и насилие аппарата власти, обеспечивающая реализацию прав и свобод человека и гражданина.

Сущность П.Г. состоит в конституционно-правовой защите основных прав и свобод, чести и достоинства от любых форм насилия и произвола.

Фундаментальные принципы П.Г.: 1) верховенство права над законом; 2) решение любого спора о праве в суде, между кем бы он ни происходил; 3) правовое равенство всех субъектов права – граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, любых государственных органов и их должностных лиц; 4) разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов; 5) подчиненность П.Г. гражданскому обществу; 6) приоритет норм международного права над нормами национального законодательства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

государство, способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права граждан (см. Право).

В основе прав граждан лежат представления о естественном нраве, об отсутствии природного подчинения людей во внеобщественном состоянии, о моральном равенстве. Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы, регулируемую правом. Предоставление прав и обеспечение безопасности - сфера деятельности государства.

Гражданские права - неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни самими индивидами, ни государством. Они трактуются как защита индивида от государства. Всеобщая декларация прав человека была принята ООН 10 декабря 1948. Это документ, ориентирующий все государства мира на выполнение основных прав человека. Права мыслятся в этом документе в соответствии с западной либеральной моделью, где универсальным субъектом права выступает индивид. Даже в тех статьях, где речь идет о состоянии общества и приемлемом социальном порядке (напр., ст. 28,29), подход не меняется - порядок оценивается по отношению к правам индивида в обществе.

Сегодня юридическая практика западных стран, особенно США, совершила радикальный сдвиг к признанию групповых прав.Права групп начали трактоваться как неотъемлемая часть гражданских прав. Этот поворот объясняет чувствительность к тем нарушениям прав индивида, которые вытекают из его положения и статуса в группе. Вместе с тем идея прав группы лишена той универсальности, которая характерна для прав индивида. Она является предметом дискуссий, в итоге которых признается необходимость прав группы, но приоритет по-прежнему остается за правами индивида. Так, групповые права афроамериканцев в США обеспечиваются аффирмативными (поддерживающими) акциями, включающими льготы и квоты, напр. при поступлении в университеты. Только в Калифорнии на референдуме такая политика и новая юридическая практика были отвергнуты. Это не значит, что здесь нет способа пресечь расовую дискриминацию. Каждый афроамериканец может обжаловать в суде факт расовой дискриминации при поступлении в университет или на работу-и будет защищен судом при подтверждении этого факта. Неясность границ группы, чьи права защищаются, попытка использовать понятие групповых прав для оправдания трайболистских традиций, крайностей феминизма и пр. делает дискуссию незавершенной и требование защиты прав индивида основополагающим.

Институты государства начали поддерживать права групп, решая проблему соотношения свобод и блага. Понятие прав человека связано с идеей свободы - фундаментальной ценностью для западных обществ. До Д. Макиавелли большинство социальных и политических концепций строилось на приоритете блага над свободой. Ключевыми в них были представления о всеобщем характере блага и равенства людей. Начиная с Макиавелли, центральным становится понятие свободы. Возможны разные представления о благе, и каждый может достичь того, что он считает благом, обладая свободами и правами. Однако сегодня встает вопрос о правовом характере экономического уровня жизни граждан и его юридической защите. В западных странах выработалась традиция относить экономические запросы граждан к благам, а не к правам. В концепции прав группы как раз учитывается дефицит экономических благ для отдельных групп населения, которые не в состоянии использовать предоставленные им свободу и права себе во благо. Социальная помощь, жилищные и медицинские программы, аффирмативные акции государства в той или иной мере обеспечивают необходимый минимум социальных и природных благ наиболее ущемленным группам населения. Сегодня, после опыта посткоммунистической трансформации ряда стран Европы, где большинство населения не просто оказалось не способным воспользоваться новыми для себя условиями свободы, но и не получило экономических свобод из-за монопольного контроля ряда групп, включая криминальные, над рынком, не имело денег для начала самостоятельного хозяйствования, не получало зарплат за проделанную на бюджетных предприятиях работу, проблема блага и свободы встает по-новому Проблема правовых гарантий и защиты минимума материальных благ оказывается решающей для правового государства. Именно она обсуждается представителями либерализма. Дж. Роулз, в частности, использует понятие первичных благ. Отрицая возможность достижения справедливости, понимаемой как равенство благ, и выбирая в качестве фундаментального принципа свободу личности и права индивида, Роулз делает уступку концепции блага, называя в качестве первичных социальных благ классы вещей, необходимых для реализации любого рационального жизненного плана. К их числу относятся как основные права и свободы, так и доход, благосостояние, возможность реализовать себя, социальные предпосылки самоуважения людей. Все эти блага распределяются социальными институтами. Р. Дворкин дополняет данный список набором первичных природных благ - здоровье, умственные способности, энергия, способность воображения и др. Социальные институты не распределяют эти блага, хотя их наличие может зависеть от общества. От социальных институтов, в частности института страхования, зависят компенсации, выравнивающие исходное несправедливое неравенство. Социальные условия посткоммунистических обществ и поиски либерализмом справедливости ставят вопрос о неотъемлемости экономических прав индивида. Это обусловлено отсутствием гражданского общества, невыполнением государством своих обязательств по предоставлению гражданам свобод и прав и обеспечению их безопасности. Построение правового государства - важнейшая цель реформ в тех странах, которые выбрали путь модернизации, в т. ч. и модернизации политической.

Лит.: Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948.- В кн.: Международная зашита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990; Современный либерализм. М., 1998; Федотова В. Г. Хорошее общество (права человека в свете современного и постсовременного научного дискурса).- «Философские науки», 1998, № 4; Held D. Models f Democracy. Stanford, 1987; Kymlicka W. Right of Group. Oxf„ 1996; Pelcy/HskiZ. A. The State and Civil Society. N. Y, 1984.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Стабильность, соблюдение норм и принципов права, безопасность граждан и их равенство перед лицом закона – все эти признаки присущи так называемому правовому государству. Агентство РБК регулярно публикует Рейтинг правовых государств , в котором Россия, увы, занимает далеко не первые позиции. По итогам 2012 года наша страна находится на 85-ом месте, по соседству с Угандой, Нигерией и Зимбабве.

Подкосили российские позиции высокий уровень преступности, коррупции и практически неограниченная власть правящей элиты страны. Мы же предлагаем Вашему вниманию десятку стран, возглавивших список правовых государств.

В стране уникально низкий уровень преступности – Сингапур занимает вторую строку в соответствующем рейтинге. Безопасность и соблюдение прав и свобод граждан делают страну крайне привлекательной в глазах мирового сообщества. Так, Сингапур входит в десятку .

9. Австрия

Благополучная и зажиточная Австрия бдительно охраняет покой собственных граждан, обеспечивая их равноправие перед лицом закона. Страна традиционно славится низким уровнем коррупции.

8. Япония

В страна восходящего солнца занимает шестое место. Традиционно неподкупное правосудие и уважительное отношение граждан друг к другу обеспечили Японии хорошие позиции в нашей сегодняшней десятке.

7. Австралия

Австралия – это единственная неазиатская страна, где в правоохранительных органах действует специальное агентство по расследованию случаев коррупции. Высокий уровень личных свобод и низкий уровень преступности позволили стране занять четвертую строку в .

6. Новая Зеландия

По версии международной организации Transparency International, Новая Зеландия – наименее коррумпированная в мире страна. Кстати, как и Сингапур, Новая Зеландия рекомендована для посещения туристами в 2013 году.

5. Нидерланды

Страну постоянно приводят в пример в качестве социально-ориентированной, традиционно поддерживающей и оберегающей личные свободы граждан. В Нидерландах практически отсутствует социальное расслоение.

4. Норвегия

Скандинавские страны традиционно возглавляют рейтинг правовых государств. В нынешней десятке Норвегия обогнала все прочие страны по такому показателю, как эффективность гражданского правосудия.

3. Финляндия

Целый ряд громких скандалов, связанных с изъятием финскими властями детей, рожденных в интернациональных браках, вызвал острую критику со стороны российских правозащитников. Между тем, Финляндия традиционно занимает высокие позиции среди стран мира по уровню защиты свобод и прав граждан.

2. Дания

По таким показателям, как уровень порядка и безопасности, а также эффективность гражданского правосудия Дания обогнала даже лидера сегодняшнего рейтинга. Кстати, датский Институт по правам человека считается самым авторитетным в Европе в своей области.

1. Швеция

Социально-ориентированная экономика, низкий уровень преступности, высокий уровень образованности населения и крайне низкая коррумпированность власти способствуют тому, чтобы именно Швеция возглавила рейтинг правовых государств.

Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. В своих нормах и предписаниях право выражает взаимодействие в системе "индивид - общество - государство". Взаимная уравновешенность элементов есть необходимое равновесие свободы, условие обеспечения правовой справедливости, при котором только и возможно право - государственное устройство, отвечающее своему предназначению.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях государства с индивидами и различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства.

К числу наиболее существенных признаков правового государства относятся:

  • - верховенство правового закона;
  • - реальность прав и свобод индивида;
  • - организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

В современной юридической литературе получили распространение определения правового государства, в которых перечисляются и некоторые другие его признаки: "Правовое государство - это такое демократическое государство, в котором обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей" .

Государство возникает и существует не просто одновременно с правом, но до известной степени и ради самого права - для его формулирования и обеспечения.

Устанавливая правовые нормы, государство обязано соблюдать их, поддерживать правопорядок. Нормы права обязательны для государственных органов в той же мере, как и для граждан. Правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность государственных органов выступает как деятельность, урегулированная правом. Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государстве каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам. Государственным органам позволено только то, на что их уполномочил закон.

Исходя из этого, некоторые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности вообще присущ особый характер взаимосвязи государства и права, ибо главное в правовом государстве - это признание верховенства права над государством, безусловное подчинение всех его органов закону (С. С. Алексеев). Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны правом. Но нельзя забывать, что отношение "государство - право" есть отношение людей. И в правовом государстве в центре этой связи находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конце концов, затрагивает человека и его свободу. И главное в право-государственном устройстве не само по себе господство права, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение се свободы. Если ценность права и обусловлена связью с государством, то это имеет место лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей, которое означает построение и осуществление единой государственной власти на основе четкого разграничения компетенции между ее различными ветвями ("властями" в узком понимании) - законодательной, исполнительной и судебной - в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одного органа.

Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение деспотического режима, где невозможна свобода личности.

Каждая из властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах и в то же время гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Таким образом, с помощью разделения властей государство функционирует в правовом режиме.

В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон, посредством которого государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону, который регулирует наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни, определяющие меру свободы в наиболее важных сферах, охраняющие нравственные ценности общества (например, законы о собственности, предпринимательстве, акционерных обществах, общественных объединениях, свободе совести, печати и др.). Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но пи в коем случае не "совершенствовать", не "подправлять", не "изменять" закон.

В то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления.

Основной закон правового государства - конституция, в которой сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция РФ представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать текущее законодательство.

Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства, которое поэтому является конституционным государством.

Прообраз идеи правового государства возник как противоядие злоупотреблению политической властью, как реакция на произвол, деспотизм, тиранию.

Посредством закона государство должно брать на себя обязательства обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданами, общественными организациями, другими государствами. Государство определяет правовые меры ответственности своих официальных представителей за их действия, совершаемые от имени государства и его органов. При этом в истинно правовом государстве каждый в отдельности и общество в целом, подчиняясь законам, выражающим их суверенную волю, должны обладать и правом, с возможностью принудить к исполнению закона самого властвующего.

Правовое государство должно выработать не только систему правовых ограничений своей деятельности, но и нести политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

Предпосылками создания и функционирования правового государства (иногда их называют его основами) являются:

  • 4) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства; необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;
  • 5) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
  • 6) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
  • 7) юридическая предпосылка - создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая может обеспечить действительное уважение закона;
  • 8) гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Последняя важнейшая предпосылка заслуживает отдельного рассмотрения.

В научный обиход понятие "гражданское общество" прочно вошло в XVII в., хотя, как пишет французский исследователь Доминик Кола, впервые оно было упомянуто уже в XVI в. в комментарии к "Политике" Аристотеля. Интересно, что в немецком языке это понятие имеет двойное значение: как гражданское общество в принятом значении и как буржуазное общество. Такая двойственность не случайна, ибо действительно гражданское общество как относительно самостоятельная сфера социальной жизни начинает формироваться вместе со становлением общества буржуазного. До этого общество и государство совпадали, причем государство доминировало над обществом в форме восточной деспотии, Римской империи, средневековой монархии. Отделение государства от общества и превращение его и общества в относительно самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций. Общество, освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, и получило название гражданского. Своей зрелости и суверенности гражданское общество достигает на высокой ступени буржуазного строя.

Гражданское общество как реальность есть система экономических, духовно-культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих материальных и духовных интересов, потребностей. Гражданское общество строится на принципе самоуправляемости, оно защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правовыми законами от прямого вмешательства со стороны государства. Гражданское общество защищает себя от опеки и регламентации государственных властей. Когда гражданское общество чувствует, что государство может представлять опасность для граждан (у государства появляются собственные интересы, и оно начинает издавать законы, направленные против граждан), начинает формироваться новое социальное пространство, защищенное от "оккупации" его государством.

Основные "кирпичи" фундамента гражданского общества составляют:

  • - собственность (имущество);
  • - труд;
  • - семья.

Такое традиционное понимание гражданского общества берет свое начало от Локка .

Гражданское общество, по определению Гегеля, есть объединение частных лиц. "В гражданском обществе, -писал он, - каждый для себя - цель, все другое для него ничто" .

Гражданское общество глубоко эгоистично, состоит из себялюбивых индивидов, объединяемых прежде всего нуждой. Поскольку каждый из них преследует собственные цели, коллективность эта подвержена разного рода случайностям и нуждается в более высокой "форме всеобщности" - в государстве. Таким образом, гражданское общество - связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формой человеческой организации.

В мировой науке сегодня получил признание подход к гражданскому обществу как к комплексу общественных отношений, независимому от государства, но взаимодействующему с ним. Оно включает в себя:

  • - добровольно, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения);
  • - совокупность негосударственных (неполитических), экономических, социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений;
  • - производственную и частную жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы;
  • - сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденную законом от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики.

Следовательно, гражданское общество представляет собой некую негосударственную ассоциацию граждан, объединенных по различным признакам, служащую целям удовлетворения их индивидуальных потребностей и реализации потенциальных возможностей на благо всех и каждого. Строго говоря, гражданское общество не является предметом изучения государственно-правовой науки, и в связи с рассматриваемым здесь вопросом нас интересуют лишь те его аспекты, которые касаются участия граждан в формировании органов государственной власти, определения их политики, контроля за государством и подчинения его интересам граждан, объединенных в составе этого общества. Очевидно, что те субъекты гражданского общества, которые осуществляют эти функции (политические партии и иные политические общественные объединения), не могут не обладать соответствующими властными полномочиями для их выполнения .

Переходя к характеристике современного гражданского общества, в нем можно выделить три уровня общественных отношений.

Первый уровень связан с производством самого человека и охватывает сферу семьи, быта и культуры (в частности, образования).

Второй уровень охватывает область экономики, включая в себя производство, распределение, обмен и производительное потребление (личное потребление осуществляется на первом уровне - в быту). Именно здесь реализуется тот процесс обмена вещами (товарами) и деятельностью, который объединяет изолированных индивидов в общественный коллектив. Субъектами отношений здесь выступают, во-первых, индивиды; во-вторых, социальные группы, в которые объединены индивиды, занимающие одинаковые места в системах общественного разделения труда, собственности, культуры и так далее, и которые образуют социальный состав гражданского общества; в-третьих, различные объединения индивидов, профессиональные союзы, союзы предпринимателей, общества потребителей и т.п. Все эти субъекты устанавливают между собой разнообразные по своему характеру связи помимо государства (в частности, договорные), которые позволяют в определенных пределах обеспечивать гармоническое развитие гражданского общества без вмешательства государства как политической силы. Последнее присутствует здесь лишь потенциально. Таким образом, характерной чертой гражданского общества является его саморегулируемость, самодетерминированность. То, что оно способно к саморазвитию, и то, что оно - результат свободного объединения индивидов, расширяет возможности гражданского общества определять свое развитие. Если оно окажется способным преодолевать возникающие противоречия, то сможет избегать революций как средства насильственной замены одного общественного строя другим.

На третьем уровне гражданского общества его члены вступают в политическую жизнь. Политика - область общественных отношений, в которых реализуется борьба за участие в общих делах населения, осуществляемых государством, и в определении направлений его деятельности. Субъектами политического процесса в современных его формах являются индивиды (граждане), их политические объединения - организации (партии, движения, "фронты", союзы и т.п.) и государство .

Суть, назначение, типология и многие другие аспекты государства наглядно раскрываются в его взаимоотношениях с гражданским обществом. Это не случайно: государство и гражданское общество существуют как две стороны противоположности, вне которой не может быть понято ни то, ни другое. В них заключены два противоположных механизма консолидации населения. Гражданское общество объединяет людей сложным переплетением свободно реализуемых частных интересов, а государство как особый, специально сконструированный для этой цели механизм - принуждением.

Гражданское общество и государство взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга. Гражданское общество олицетворяет материю, тело социального организма, государство - сознание.

Государство выступает в качестве субъекта управления по отношению к гражданскому обществу, а значит, их взаимосвязь можно рассматривать как единство прямой и обратной связей в системе управления. Различия в содержании этой взаимосвязи, соотношении двух се противоположных компонентов порождают принципиальные отличия и в характере политической власти. Они могут быть положены в основу классификации политических систем и режимов.

При наличии развитых и эффективных механизмов социальной обратной связи, се приоритета, обеспечивающего представительство и влияние в органах государственной власти широкого спектра имеющихся в гражданском обществе частных интересов, правомерно говорить о демократическом режиме. В отсутствие или при ограниченной, блокированной обратной связи, когда налицо доминирующая роль прямого воздействия, возникает авторитарный режим. Государственность имеет тенденцию приобретать те формы и характер, которые соответствуют уровню развития и характеру гражданского общества. Государство обслуживает гражданское общество, а не наоборот. Попытки идти вразрез с этим естественным соотношением, приводить гражданское общество в соответствие с велениями государственной власти в конечном счете неизменно имели разрушительные последствия и не давали искомого результата.

Узловым институтом, связывающим демократическое государство и общество, являются партии. Важное назначение партий заключается в установлении взаимосвязи между корпорациями гражданского общества и группами депутатов в выборных органах власти. Решения парламентов, всегда представляющие собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое согласие способны обеспечить партии, в той, разумеется, мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием в парламенте. И наоборот, население воспримет с пониманием самые непопулярные, казалось бы, решения, если им будет обеспечена поддержка партий, пользующихся авторитетом в своих корпорациях. Без таких партий решения законодателей повисают в воздухе и их исполнение, установление какого бы то ни было порядка становится возможным только за счет особых мер принуждения. Законодатели встают перед необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем их же и подминает.

Партии - не единственный посредник между государством и гражданским обществом. Сходные функции выполняют и другие институты, которые, однако, уже не являются исключительно политическими: СМИ, профсоюзы и другие общественные объединения, трудовые коллективы и т.п. Все они по прямому своему назначению принадлежат главным образом гражданскому обществу, и лишь в некоторых ситуациях (обычно, когда власть не обеспечивает условий для их нормального функционирования) "прорастают" в политическую систему, включаются в политический процесс.

Политическая характеристика гражданского общества наилучшим образом концентрируется ныне в понятии "правовое государство". Последнее - политическая ипостась гражданского общества: их взаимодействие принципиально складывается по правилам соотношения формы и содержания. Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества, подчиняющуюся законам кибернетики, а не логике известной притчи о "курице или яйце".

  • Клименко А. В. Теория государства и права: учеб. пособие. М., 2006. С. 77.
  • См.: Конституционная комиссия РСФСР // Конституционный вестник. 1991. № 4. С. 12-13.
  • См.: Гегель Г. В. Соч.: в 14 т. М., 1929-1956. Т. 7. С. 211.
  • Дмитриев Ю. Л. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. № 7. 1994. С. 30-31.
  • См.: Спиридонов Л. И. Теория государства и права: учебник. СПб., 1995. С. 33-34.

Если правовых государств ("условно правовых") на планете не так уж много, то следует, видимо, предположить, что все остальные государства являются неправовыми. Какие же черты характерны для неправовых государств? Почему они называются неправовыми"? Очень часто по отношению к неправовым государствам используется термин "полицейское" государство. Однако не всякое неправовое государство является полицейским. Скорее всего, полицейское государство можно считать одной из разновидностей неправового.

Следует исходить из того, что "неправовое государство" - это противоположность "правового государства". Если в правовом государстве обеспечивается приоритет права и личности, то в неправовом государство истает НАД личностью и правом (приоритет государства). В этом смысле все абсолютные монархии, все государства с авторитарными и тоталитарными режимами но определению являются неправовыми.

В полицейских государствах при этом создавались мощные полицейские службы, разветвленная сеть спецслужб, карательных, правоохранительных органов, которые поддерживали изощренный, регламентированный до мелочей порядок, лишавший смысла само понятие индивидуальной свободы. Первые полицейские государства появились в феодальный период на территории Франции, Германии. Государства насилием над обществом воссоздавали свою целостность, преодолевали феодальную раздробленность.

Постепенно возникла и развивалась идеология неправового (полицейского) государства. Ученые и политические деятели обосновывали необходимость и полезность методов принуждения, верховенства государства над человеком и обществом. В качестве идеологии полицейского государства использовались, например, идеи немецкого философа Христиана Вольфа (1679-1754). Он подчеркивал: народного счастья и благоденствия можно достичь благодаря регламентации всего и вся, поскольку индивид может сам не понимать, что для него, и следовательно для государства, хорошо, а что - плохо. Политическая философия полицейского государства выражена в словах прусского короля Фридриха II Великого (1712-1786): "Народу, как больному ребенку, следует указывать, что ему есть и пить".

В Российской Империи, во времена от Екатерины Великой до Павла I, все присягавшие российскому императору клялись "...верным, добрым, послушным рабом быть". Согласно Уставу о предупреждении и пресечении преступлений Российской Империи, в компетенцию полиции входило преследовать "в самом начале всякую новизну, законам противную".

Наиболее благоприятная среда для формирования неправового государства там, где власть и собственность соединяются вместе. Подобное исторически и традиционно наиболее характерно для восточного типа государства; часто такой тип государства именуют "вотчинным" - общество превращается в вотчину власти.

Питательной средой для неправового государства являются также политическая нестабильность и экономические проблемы. В этих условиях государство часто использует полицейские методы временно - для того, чтобы "вытащить" страну из трудностей; общество соглашается пожертвовать институтами демократии ради ясной и достойной общественной цели. Но, пожалуй, чаще бывает и так: государство в условиях нестабильности преследует свои корпоративные цели, не помышляя о движении в сторону правового государства.

Попробуем синтезировать некоторые наиболее важные признаки неправового государства. К ним, в частности, относятся:

  • o излишнее регламентирование отдельных сторон жизни человека и общества. В неправовом государстве осуществляется мелочная, назойливая опека над гражданами; административный аппарат является громоздким и нацелен на всеохватное регулирование всего и вся. В сферу регулирования могут попасть вопросы брака, одежда, даже выражение лиц. В таких условиях личность становится принадлежностью государства, из субъекта прав превращается в объект власти. Фактически это означает отчуждение человека от власти;
  • o сильное имущественное расслоение общества. В неправовом государстве существует значительный имущественный разрыв между "верхами" и "низами", отсутствует сколько-нибудь заметная прослойка среднего класса. Государство либо не ставит задачу улучшения благосостояния общества, либо ставит, но на практике не стремится реализовать ее;
  • o ограничение свобод личности, прав человека. В неправовом государстве не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. В ряде стран (например, в арабских государствах) официально ограничены права женщин. Бывает, что государство закрепляет права человека в законе, но законы являются ширмой. Преследуется самостоятельность и собственные убеждения; вводится единомыслие, какая-то одна идеология (в том числе религиозная), подкрепленная силой и авторитетом государства. Практикуются репрессии и доносы. Маленький человек находится в страхе, растерянности, синдроме тревожного ожидания. Извращается избирательное право, оно ставится на службу элите (как, например, в США, где президент, в результате манипулирования двухступенчатой системой выборов, может быть избран меньшинством тех, кто участвовал в голосовании);
  • o применение насилия, принуждения ради "великих" целей и задач. Использование методов принуждения может осуществляться как на временной основе, так и постоянно. Использование насилия оправдывается необходимостью решить те или иные проблемы, задачи. Зачастую власть обещает построить "новую жизнь", "общество процветания", но человек не включен в процесс принятия решений. Личность становится средством достижения великих целей и задач, приносится в жертву (по принципу "цель оправдывает средства"). Массы играют роль стройматериала для достижения возможного будущего благополучия. Примером могут служить отдельные периоды истории СССР, Чили и других государств;
  • o право заменяется понятиями "пользы", "целесообразности". В неправовом государстве может иметься развитая правовая система, поддерживаться внешний порядок и законность, но это забота об охране "своего права", "своей законности", которые в действительности оторваны от естественных прав человека. Это явление можно было бы назвать "диффузией тоталитарных идей в позитивное право". При необходимости, если полезно или целесообразно, государство легко отходит от установлений права. В таких условиях "верхи", элита обычно живут по своим правилам и законам, являются недосягаемыми для правосудия; в обществе царят двойные стандарты;
  • o отсутствие или декоративный характер разделения властей. В неправовом государстве жизнью заправляет, как правило, исполнительная власть, которая подчиняет себе законодательную и судебную ветви власти. В результате парламент начинает штамповать нужные власти законы, а суды - выносить "правильные" приговоры и решения;
  • o неприязнь к частной собственности. Исправовое государство боится частного собственника, так как частная собственность несет экономическую самостоятельность индивидуума, его независимость от государства. Государство национализирует собственность либо берет ее под свой контроль другими средствами, пытается перераспределить собственность, усреднить стандарт жизни. На практике падает эффективность труда, качество товаров, наступает всеобщий дефицит, в обществе воцаряется коллективная (усредненная) бедность. В таком государстве нет рынка, могут быть лишь "элементы рынка";
  • o изоляционизм. Неправовое государство постепенно теряет связь с населением. Такое государство боится "чрезмерной зависимости" (экономической, политической, идеологической) от внешнего мира и часто осуществляет линию на самоизоляцию в международных делах, проводит политику "опоры на собственные силы". Примером может служить КНДР: официально провозглашенная идеология "чучхе" содержит принцип "опоры па собственные силы";
  • o гегемонизм. Когда государство стремится навязывать свою волю всему миру, "продавливает" свои взгляды и решения силой, ставит свои национальные интересы выше интересов своих партнеров, не считаясь с ними, - это проявления гегемонизма в международных отношениях. Такое государство нельзя считать правовым, какими бы аргументами оно себя ни оправдывало.

В неправовом государстве могут присутствовать как все указанные выше признаки, так и всего лишь некоторые из них. Наличие хотя бы одного из признаков уже свидетельствует, что государство не является правовым или является не вполне правовым. В то же время в государстве могут быть некоторые перечисленные признаки, но государство декларирует себя как правовое и па практике стремится к правовому государству. Таких государств в мире достаточно много.

Одна из проблем состоит в том, что государства западного цивилизационного типа присвоили себе право самостоятельно решать, какое государство считать правовым, а какое - нет. Такая монополия на присвоение статуса правового государства используется ими для выторговывания односторонних преимуществ, для решения собственных идеологических и практических задач.

В условиях глобализации, которая началась в XX в. и будет разворачиваться в XXI в., большинство государств будет подтягиваться к общемировым стандартам. Общая логика развития человечества, единое экономическое пространство требуют движения в сторону правовых государств.