Огонь ошибок не прощает. Классный час (2 класс) на тему: Классный час Огонь ошибок не прощает

В преддверии приближающихся летних каникул школьникам стоит напомнить про правила безопасности жизнедеятельности. День пожарной охраны – это повод поговорить об одном из самых опасных, но, к сожалению, весьма распространенных бедствий – пожаре. (При подготовке данного мероприятия были использованы материалы учебного пособия “Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника”. Под общей редакцией С.К. Шойгу. – Краснодар, 2005.)

Задачи:

Познакомить учащихся с историей борьбы с огнем, причинами возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), последствиями природных и техногенных ЧС;

Вооружить школьников знаниями по противопожарной безопасности;

Оборудование и оформление: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями (см. по тексту); выставка рисунков (плакатов) учащихся по теме мероприятия.

Рекомендации: мероприятие состоит из двух частей – теоретической и практической (игра-викторина). Провести его, соответственно, можно сразу или же в два этапа (два дня). Место проведения – классная комната или актовый зал, участники – один или несколько классов. Желательно сопровождать мероприятие показом слайдов. Для игры-викторины можно разделить учащихся на группы (команды) и усложнить сценарий, добавив в него такие элементы, как, например, представление команды (название, девиз, эмблема), демонстрация умений и навыков по оказанию первой помощи пострадавшим и т.д.

Это важно знать

Введение в тему

Учитель. Тема нашей встречи – “Огонь ошибок не прощает”, и сегодня говорить мы будем о причинах возникновения чрезвычайных ситуаций и последствиях природных и техногенных ЧС, о пожаре и его видах, вспомним правила противопожарной безопасности и правила поведения в случае возникновения пожара.

Чтец 1. Человек познакомился с огнем на начальном этапе своего развития, и с тех давних пор люди и огонь являются постоянными спутниками. Первый огонь, который увидел человек, мог возникнуть в результате извержения вулкана, удара молнии, самовозгорания. Первобытные люди боялись огня, приписывали ему божественную силу, поклонялись, а представления о муках ада связывали с пытками грешников на огне.

Чтец 2. Постепенно отношение к огню менялось. Человек научился сам добывать огонь, длительное время сохранять и поддерживать его. Изобретение спичек, а затем и зажигалок упростило процесс получения огня.

Чтец 1. И все же важно помнить: наряду с неоспоримым положительным влиянием огня на развитие цивилизации он является причиной многочисленных бед и страданий людей. Это происходит в том случае, когда огонь выходит из-под контроля человека и становится источником возникновения крайне опасной чрезвычайной ситуации (ЧС) – пожара.

Внимание: пожар!

Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, а что такое пожар?

Школьники высказываются, учитель обобщает сказанное.

Учитель. Пожар – это неконтролируемый процесс горения вне специального очага, наносящий материальный ущерб, вред здоровью и жизни людей, интересам общества и государства. Все виды пожаров условно можно представить в виде схемы.

Чтец 1. Каждые 5 секунд на нашей планете регистрируется один пожар. В год их бывает более 5,5 миллиона. Ежегодно в мире от пожаров погибает в среднем 85 тысяч человек.

Чтец 2. Ежегодно в России регистрируется около 300 тысяч пожаров. Каждый год в огне погибают около 20 тысяч россиян. Материальный ущерб от пожаров в нашей стране составляет миллиарды рублей в год. В огне погибают десятки тысяч животных.

Чтец 1. Количество пожаров и ущерб от них увеличивается ежегодно. Потери от пожаров в России очень высокие по сравнению с другими странами. Они в 3 раза выше, чем в США, в 3,5 раза выше по сравнению с Японией, в 4,5 раза превышают показатели Великобритании.

Учитель. Ребята, назовите, пожалуйста, основные причины возникновения пожаров.

Школьники называют причины, которые сразу же с помощью компьютера и проектора проецируются на экран.

Учитель. Подавляющее число пожаров – это дело рук человека.

Чтец 1. Наибольшее количество пожаров в 2008 году зарегистрировано в жилом секторе. Их доля от общего числа пожаров по России составила 71,3%. От неосторожного обращения с огнем произошло 44,8% от общего количества пожаров. А каждый пятый пожар произошел из-за нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

Чтец 2. Пожар всегда представляет реальную угрозу для человека, ведь его поражающими факторами являются открытый огонь, повышенная температура окружающей среды, дым, пониженное содержание кислорода в воздухе, токсичные продукты горения, падающие предметы (конструкции, осколки стекол), угроза взрыва, паника людей.

Чтец 1. Основными травмами на пожаре являются термические ожоги разной степени тяжести, удушение, отравление продуктами горения, раны, ушибы, переломы, нервное потрясение.

Чтец 1. История тушения пожаров в нашей стране имеет давнюю историю. Традиционно в тушении пожаров активное участие принимало население, регулярные войска, а начиная с 1624 года – специальные пожарные команды. Они были оснащены конным обозом, бочками с водой, водоливными трубами, ведрами, баграми. Пожарную безопасность России постоянно укреплял Петр I.

Чтец 2. Он лично участвовал в тушении многих пожаров, запретил строить в Санкт-Петербурге деревянные дома с целью противопожарной безопасности. В 1711 году император издал указ “О неукоснительном прибытии войск на пожары”. В одном из петровских указов предписывалось “…беречь от огня богатство Государства Российского”.

Учитель. Сейчас в нашей стране задачи противопожарной безопасности решает Государственная противопожарная служба МЧС России. В ее состав входят профессиональные пожарные, снабженные современной противопожарной техникой, материалами для тушения огня, средствами защиты. Согласно инструкции, пожарная команда должна прибыть на место пожара через 7 минут после получения сигнала.

Служба спасения

Учитель. Ребята! Каждый из нас должен знать и соблюдать правила противопожарной безопасности. А при возникновении пожара знание и соблюдение правил поведения в этой чрезвычайной ситуации поможет сохранить жизнь себе и окружающим людям.

Школьники вместе с учителем вспоминают и называют эти правила:

Не паниковать.

Вызвать пожарных и спасателей по телефону 01 .

Попытаться погасить огонь на начальной стадии горения: залить водой, засыпать песком или землей, накрыть плотной тканью, залить содержимым огнетушителя.

Отключить электрические и газовые приборы. В случае возгорания телевизора его необходимо быстро отключить от электропитания, накрыть мокрой плотной тканью или залить водой через вентиляционные отверстия.

Закрыть все окна и двери.

Найти и вывести детей, стариков, пострадавших. Ни в коем случае не пользоваться лифтом.

Быстро, без паники, без давки, покинуть зону пожара по заранее изученному безопасному маршруту.

Если такой возможности нет, лечь на пол, ждать помощи или передвигаться к выходу ползком. Также можно выйти на балкон, закрыть за собой дверь и позвать на помощь.

Дышать через мокрую ткань, всеми силами защищаться от дыма. Несколько вдохов воздуха, насыщенного дымом, могут привести к потере сознания.

Для защиты от огня и теплового излучения использовать влажную плотную ткань.

Если на человеке загорелась одежда, необходимо по возможности быстро снять горящую одежду; не бегать в горящей одежде; не кататься по земле; защитить руками голову, лицо, глаза; окунуться в воду или облиться водой; лечь на снег; накрыться плотной мокрой тканью, оставив открытой голову, чтобы не задохнуться продуктами горения; не отдирать прилипшую к телу одежду; оказать пострадавшему первую помощь.

Учитель. Эффективным средством обеспечения безопасности людей на пожаре является их эвакуация из опасной зоны. Чтобы не стать жертвой стихийного бедствия, связанного с угрозой для жизни и здоровья, необходимо хорошо запомнить порядок действий в случае получения информации об эвакуации.

Ученики вместе с учителем формулируют порядок действий:

Взять личные вещи, документы, деньги, ценности.

Отключить электричество, воду и газ.

Покинуть помещение. Закрыть входную дверь на замок – это защитит квартиру от возможного проникновения воров.

Созвониться с родителями, если их нет рядом, договориться о месте встречи.

Возвратиться в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

Учитель. Ребята, я уверена, что каждый из вас, понимая всю опасность такой чрезвычайной ситуации, как пожар, соблюдает правила противопожарной безопасности в повседневной жизни, ведь пожар легче предотвратить, чем ликвидировать. Но если такая ситуация все-таки возникнет, вы сумеете воспользоваться знаниями правил безопасного поведения во время пожара.

Игра-викторина

Разминка

Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:

Почему большое количество пожаров происходит в холодное время года?

Чем опасно неосторожное обращение с огнем в жаркую погоду?

Почему в случае возникновения чрезвычайной ситуации большую опасность представляет собой паника?

Почему в случае пожара нельзя пользоваться лифтом?

Как вы понимаете выражение “Подавляющее число пожаров – это дело рук человека”? Согласны ли вы с этим выражением?

Пожарный щит

Школьникам (командам школьников) предлагаются одинаковые комплекты карточек, на которых изображены и подписаны различные инструменты и принадлежности (топор, багор, лом, огнетушитель, песок, лопата, ведро, вилы, совок, пила и т.д.). Задание заключается в том, чтобы из предложенных предметов “скомплектовать” пожарный щит, объяснив, для чего нужен тот или иной предмет (в пожарном щите должны находиться: топор, багор, лом, огнетушитель, песок, лопата, ведро).

Единая служба спасения

Ребятам предлагается составить текст телефонного звонка-сообщения в “Единую службу спасения” в случае возникновения чрезвычайной ситуации – пожара.

Огонь - друг или враг человека?

Внеклассное мероприятие.

Цели: вспомнить правилами пожарной безопасности;

Учить правильным действиям при возникновении пожара и приёмам

Самоспасения;

Учить давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.

Оборудование: мультимидийная презентация, план эвакуации из школы,

Знаки пожарной безопасности; памятки.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и целей занятия.

Учитель. Ребята! Вы должны найти общее во всех четверостишиях и попытаться определить тему занятия.

Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья»

* * *

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережёт родную школу

От огня?

* * *

Кто поджёг траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

* * *

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром

Завершается пожаром?

Учитель. Что объединяет эти четверостишия? Назовите тему нашего занятия.

Дети. Безопасное обращение с огнём (Слайд 1).

Учитель. Прочитайте вопросы, на которые мы должны будем найти ответы в ходе занятия

(Слайд 2)

Огонь – друг или враг человека?

От чего возникает пожар?

Как не допустить его возникновения?

Как себя вести во время возникновения пожара?

III. Рассказ учителя о разновидностях огня.

(Слайд 3)

Отгадайте загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может - два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. Огонь.

(Слайд 4)

Огонь – давний друг человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах.

Он помогал людям бороться за существование. Он помогал людям готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека.

(Слайд 5)

Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Он стал им другом и помощником. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу. Иногда - на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки. А чаще всего на комфортабельной и компактной газовой или электрической плите

(Слайд 6)

Огонь верно служит людям в повседневном быту и на производстве. Есть огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты.

(Слайд 7)

Топливо сгорает в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток – ближайшие родственники. Ток освещает наши дома, улицы, по его линиям движутся трамваи и троллейбусы.

Электрическим током «питаются» и гигантские заводы, и работающие в нашей квартирах телевизоры, радиоприёмники, пылесосы, утюги, холодильники…

(Слайд 8)

Заглядывает утром в твоё окошко ласковый лучик солнца. Что такое солнце? Это – тоже огонь.

(Слайд 9)

Оно – огромный раскалённый шар, в котором сгорают газы, в основном водород, неся нам тепло и свет. Без этого огня не было бы жизни на нашей

планете.

(Слайд 10)

Сила у друга – огня – большая - пребольшая! Но если этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего всё на своем пути.

Самый ужасный, самый опасный огонь – это огонь войны.

(Слайд 11)

Он уносит человеческие жизни, стирает с лица земли большие города и маленькие деревни.

(Слайд 12)

В мирное время огонь, выйдя из повиновения, может уничтожить и дом, и деревню, и лес.

(Слайд 13) Дети:

Да, огонь бывает разный,

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Огонь добрый, огонь злой.

Злой огонь - огонь пожара,

Злой огонь - огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь гасить должны! Е. Ильин

(Слайд 14)

Отгадайте ребус (пожар).

IV. Рассказ о причинах возникновения пожара.

Учитель. С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. И сегодня в праздники, в будни он согревает и кормит нас. Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения искусства, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не случайность, а результат легкомыслия и беспечности людей.

Где та грань, когда огонь перестаёт быть другом и становится врагом человека? Что такое пожар?

Пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный

ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества.

(Слайд 15) Почему возникает пожар?

  • Нарушение правил пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации печей, неисправность дымоходов.
  • Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами.

(Слайд 16)

  • Нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.
  • Утечка газа.
  • Детские шалости

(Слайд 17)

  • Беспечность, небрежность и просто недисциплинированность при обращении с огнём.
  • Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.

Дети. Люди перестают быть осторожными с огнём.

Учитель. Какие примеры, известные вам, подтверждают это? (Ответы детей).

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Что за дым над головой?

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом.

Дети. С. В. Михалков «Дядя Степа».

(Слайд 18)

По какой бы причине не возник пожар, вы должны позвонить в пожарную службу по телефону «01» и немедленно сообщить о пожаре взрослым.

(Слайд 19)

- Запомните правила, которые помогут вам избежать несчастья:

  • Не балуйся с источниками огня (спичками, свечками, зажигалками) – это основная причина пожара.
  • Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.
  • Ни в коем случае не зажигай без взрослых фейерверки, свечи или бенгальские огни.

V. Знакомство с правилами поведения при пожаре

(Слайд 20).

В случае возникновения пожара, нужно действовать следующим образом:

  • Обнаружив пожар, позвони в пожарную службу по номеру - 01
  • Позвонив пожарным, ты должен четко сказать свою фамилию и адрес, а также объяснить, что и где горит.
  • Предупреди о пожаре соседей, если необходимо, они помогут тебе вызвать пожарных.
  • При пожаре нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну – лучше совсем убежать из квартиры или из дома.
  • Помни: дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, закрой нос и рот мокрой тряпкой, ляг на пол и ползи к выходу – внизу дыма меньше.
  • Ожидая приезда пожарных, старайся сохранять спокойствие: тебя обязательно спасут.

Учитель. Какова последовательность действий при пожаре в школе?

(Слайд 21).

1. Тревога.

2. Вызов пожарной охраны.

3. Эвакуация.

4. Сбор.

5. Перекличка.

Учитель. В школе много людей. Если все они будут эвакуироваться через одни двери, что может случиться?

Дети. Давка.

Учитель. Как её избежать? Где у нас в школе висит план эвакуации?

(Слайд 22).

Что на нём показано стрелками? По какому пути мы будем выходить? (Ответы детей.)

Учитель. Чем можно тушить огонь?

(Слайд 23)

Пучком из веток, землей - это подручные средства, к ним также относятся вода, песок, одеяло. Есть и специальные средства: топор, багор, ведро, огнетушитель.

(Слайд 24)

Где вы видели эти предметы у нас в школе?

(Слайд 25)

VI. Знакомство с работой пожарных

(Слайд 26).

Учитель. Когда случается пожар, на помощь приходят пожарные.

Быть пожарным – очень опасная и рискованная профессия. Какими качествами должен обладать пожарный?

Прежде всего, способностью к самопожертвованию, отвагой, мужеством, физической силой, ловкостью, профессионализмом.

Пожарное дело - для крепких парней,

Пожарное дело - спасение людей,

Пожарное дело - отвага и честь,

Пожарное дело - так было и есть!

(Слайды 27, 28, 29)

Самое эффективное средство - это пожарная машина. Ещё есть пожарный поезд, пожарные вертолёты и самолёты. В нужный момент они всегда помогут нам.

За мужество и героизм пожарных награждают медалями и орденами (Слайд 30)

Вспомним нашу экскурсию в пожарную часть г.Белореченска

(Слайд 31, 32)

VII. Итог занятия.

Учитель. Пожар легче предупредить, чем потушить. Существуют знаки пожарной безопасности. Дети рассматривают знаки, объясняют, что они обозначают.

Ответы на вопросы, поставленные в начале занятия

(Слайд 33)

Учащиеся получают памятки.

ПАМЯТКА

Помни, каждый гражданин, при пожаре не сидим, набираем: 01.

Не устраивай игр со спичками.

Не пользуйся неисправными электроприборами, не оставляй их без

Присмотра.

Все горючие жидкости и воспламеняющиеся материалы не храни вблизи

Огня и нагревательных приборов.

Не украшай ёлку свечами. Не пользуйся вблизи ёлки бенгальскими огнями,

Хлопушками.


Данная разработка может использоваться для учащихся 7-9 классов, которая

воспитывает ответственность у учащихся за свою жизнь и жизнь других людей, бережное отношение к природе. Ориентирует учащихся на профессию пожарного и уважение к профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа на тему:

« Огонь ошибок не прощает»

Цель:

Совершенствование знаний по пожарной безопасности, ознакомление учащихся с законами о пожарной безопасности.

Задачи урока:

Обучающие: изучить правила пожарной безопасности, законы о пожарной безопасности;

Развивающие: умение не теряться в экстремальных ситуациях

Воспитательные: чувство ответственности за пожарную безопасность

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Интернет, мультимедийный компьютер,

Раздаточный материал: проверочный тест.

На доске высказывание К.Циолковского « Человеку дан разум и наука на то, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия».

План урока

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Актуализация темы классного часа.

3. Беседа с бойцом пожарной части.

4.Изучение правил пожарной безопасности.

5.Тестирование.

6. Итог мероприятия -ролевые ситуации.

7.Учебная эвакуация.

Ход урока

Вступительное слово: (слайд 1)

Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и неприкосновенность. Для того чтобы гарантировать гражданам эти права, в нашем государстве действуют правоохранительные органы, служба спасения, создаются специальные нормативно- правовые акты.

Однако очень многое зависит от самих людей. От их стремления соблюдать законы, не причинять вреда друг другу, от их ответственности и неравнодушия, умения предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила безопасности.

(слайд 2)

Эпиграфом нашего мероприятия будут слова Циолковского: « Человеку дан разум и наука на то, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия».

Жизнь и безопасность во многом зависят от ответственного отношения к себе и окружающим. Поэтому правила безопасности в школе, на улице, в быту должны стать для вас неотъемлемой частью. Вы часто слышите слово безопасность, как вы думаете. что оно означает?

По словарю Ожегова: «Безопасность –это положение, при котором не угрожает опасность кому- нибудь, чему- нибудь.»

Речь на уроке пойдет о пожарах.

Сообщение о статистике пожаров в мире, подготовленное учеником.

(слайд 3.4)

Он уничтожает все: имущество, жилище, а иногда забирает и человеческие жизни. Ежегодно на земном шаре возникает свыше 5 миллионов пожаров, гибнет большое количество людей, разрушаются здания и различная техника. На 1 миллион человек в России при пожарах погибает более 100. За 2010 год зарегистрировано 111 301 пожаров, погибло 6 610 человек, из погибших – 235 детей, травмы различной степени тяжести получили 7 643 человека,

материальный ущерб от пожаров в городах оценивается в 4 100 690 000 рублей.

80% пожаров происходит в жилье. Гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10.

Ни для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.

Сообщение о статистике пожаров на территории России, подготовленное учеником.

(слайд 5,6)

С начала пожароопасного сезона 2010 года на территории России возникло 23 900 пожаров, что превышает показатель горимости за аналогичный период прошлого года на 24 %. Площадь, пройденная пожарами, составляет более 744 тыс. гектаров.

Сообщение о статистике пожаров в Саратовской области, подготовленное учеником

(слайд 7)

За 11 месяцев 2010 года в Саратовской области зарегистрировано 2123 пожара (в 2009г. – 2154).

Ущерб составил 71 млн. 191 тыс. руб. (в 2009г. – 124 млн. 237 тыс. руб)

В результате пожаров погибло 192 человека, из них 126 в нетрезвом состоянии, 130 человек получили травмы различной степени тяжести.

Уничтожено 149 единиц техники (в 2009г. – 152/ -1,97 Только за август месяц 2011 года по области произошло 23 степных пожара, на площади 14 979 гектаров). Причинами пожаров в большинстве случаев послужило неосторожное обращение население с огнем, грозовые разряды.

За 11 месяцев 2010 года на пожарах спасено 1077 человек и материальных ценностей на сумму 870 млн. 70 тыс. рублей.

Сообщение ученика.

(слайд 8)

Основная доля пожаров (71,3%) пришлась на жилой сектор, где за 11 месяцев 2010 года зарегистрировано 1514 пожаров с материальным ущербом 25 млн. 852 тыс. рублей. По сравнению с АППГ число пожаров в жилом секторе снизилось на 4,24%. Снижение количества пожаров отмечается также на строящихся объектах в 3,0раза, складах производственных предприятий на 10,00% . В производственных зданиях количество пожаров возросло на 36,11%, торговых помещениях на 13,46%, сельскохозяйственных объектах на 25,00%, на транспортных средствах на 20,08%, в зданиях общественного назначения на 4,00%.

Учитель:

Каждый шестой пожар произошел по вине лиц находившихся в нетрезвом состоянии. Основная категория погибших – пенсионеры – 69 человек (35,9% от общего количества погибших), лица без определённого рода занятий – 65 человек (33,9%).

Сообщение о статистике пожаров в районе, подготовленное учеником

(Слайд 9)

В связи с установившейся засушливой погодой в регионе участились случаи возгораний в степных массивах области. С начала пожароопасного периода по области произошло более 50 случаев пожаров площадь которых в обшей сумме составила более 18 тыс.гектаров.

Ежегодно пик природных пожаров приходится на август-октябрь месяцы, причем в этом году обстановка усугубляется капризами природы - высокими температурами не спадающими практически в течении всего лета.

Только за август месяц 2010 года по области произошло 23 степных пожара, на площади 14 979 гектаров. Причинами пожаров в большинстве случаев послужило неосторожное обращение население с огнем, грозовые разряды.

В связи со сложившейся пожароопасной обстановкой проходят совещания областного комитета по проблемным вопросам тушения и профилактики степных пожаров, результатом которого стало принятия очередного решения по стабилизации обстановки со степными пожарами.

Статистика пожаров по Ал-гайскому району за текущий год.

(слайд 10)

Учитель:

(слайд 11)

Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие - пожар.

Во все времена люди сталкивались с пожарами. Давайте с вами разберем, что же такое пожар и пожарная безопасность?

Пожар – это чрезвычайное происшествие; огонь, вышедший из – под контроля.

В 1994 году впервые в России был введен в действие Федеральный закон «О пожарной безопасности». Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Сообщение ученика:

(слайд12)

Первые общественные пожарные дружины в России появились в середине девятнадцатого века. Одной из достопримечательностей русских городов стала пожарная каланча. Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой города. В течение 19-го века стали выпускать пожарные насосы, складные лестницы, изготовлен первый пожарный автомобиль.

Как все – таки правильно называть пожарных – «пожарник» или «пожарный»?

Раньше «пожарниками» называли лжепогорельцев, которые прикидывались пострадавшими от огня, чтобы получить милостыню. Сегодня слово «пожарный» означает - «боец пожарной команды» и употребляется чаще в официальной речи, а слово «пожарник» - в разговорной.

(слайд 13)

Пожарный – это не просто профессия, это особое состояние души. Настоящий пожарный не знает, что такое усталость, не знает слов «не могу». В любое время суток, в любую погоду, в любом состоянии и настроении он готов идти в огонь и в воду.

Спасти и помочь. Такая цель стоит перед пожарными России каждый день. Человеческое горе – это то, что они видят перед собой постоянно. Экстремальная ситуация для них – ситуация штатная и каждый день – война, они ежедневно сражаются за людей.

Звучит музыка Слайды «пожарные»(слайды 14,15,16)

Стихотворение «Пожарный» читает ученик:

Людская жизнь в огне проклятом.

Трещит он, пламенем клубя.

Ребенка крик. Он там – на пятом!

Одна надежда – на тебя.

И ты пошел, боец пожарный,

Забыв на время обо всем.

Лишь высота, злой дым угарный,

Да схватка с яростным огнем.

Один этаж. Второй. И третий …

Рискован, сложен, труден путь.

Да разве может страх и трепет

Тебя назад сейчас вернуть!

А цель близка.

Ещё движенье.

И пульс стучит в висках тугой

И каждый мускул в напряженье –

Судьба решается тобой.

В том вихре искр, в дыму, в удушье

Нашел дитя. Взглянул в глаза …

И та доверчивость не душу –

Всего, как болью, обожгла.

Держа в руках конец веревки,

Сказал мальцу: «Держись, сынок!»

С богатым опытом сноровки,

Вернуть его на землю смог.

Все позади. А руки, руки,

А обожженное лицо...

«Боец, ты вынес столько муки!»

«Да что там! Спас, в конце концов».

«Нет, ты герой».

«Да будет, братцы,

Так сделал бы из вас любой».

Большая честь – за жизнь сражаться.

И подвиг здесь, и долг святой.

Ученик: Только в минувшем году произошло более 187 тысяч пожаров, спасено свыше 86 тысяч человек! За минувшие пять лет при выполнении служебного долга более 40 пожарных погибли и около 600 были ранены.

Учитель:

К нам на классный час пришел пожарный ……

Вопросы учащихся гостю:

Расскажите, пожалуйста, о трудностях вашей профессии.

Почему вы выбрали эту профессию?

Как долго вы работаете в этой профессии?

Учитель:

Значительную часть своей жизни вы проводите в своем доме и школе. Нам кажется, что мы в полной безопасности.

Назовите причины возникновения пожаров.(слайд 17)

  1. Непотушенные спички

Небрежность при хранении легковоспламеняющихся материалов

  1. Нарушение правил пользования электрическими приборами
  2. Включение нескольких бытовых приборов в одну розетку
  3. Короткое замыкание, возникающее вследствие соединения двух проводников без изоляции
  4. Неисправность бытовых газовых приборов
  5. Шалости детей: игра спичками, электроприборами и др.

Учитель:

Огонь был и остается одним из первых помощников человека. Неосторожное обращение с огнем может стать причиной опасной ситуации.

Давайте вспомним,как надо действовать при возникновении пожара?

(слайды 19)

1.При пожаре в квартире – проверьте, не остался ли кто-либо в квартире. Вызовите пожарную охрану с помощью взрослых или самостоятельно по телефону «01!» (слайд20)

2. Эвакуация. Покидать задымлённое помещение следует ползком, защитив глаза и органы дыхания, в сторону с наименьшим задымлением. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом. (слайд 21)

3.При пожаре запрещается: тушить огонь до вызова пожарных; выходить через задымленную лестницу; использовать лифт, водосточные трубы, веревки; открывать двери, окна и выпрыгивать из них; тушить водой включенные электроприборы.(Слайд 22)

Средства пожаротушения (Слайд18)

Скажите, пожалуйста, какие первичные средства пожаротушения вы знаете? (ответы детей). Правильно, молодцы!

Это - вода, песок, земля, огнетушители, мыльный раствор, порошок. Однако, не имея одежды, специально предназначенной для тушения пожара – нельзя вступать в схватку с огнем.

Учитель:

Любой пожар страшен и непредсказуем. К сожалению, пожар в квартире – это не единственная опасность, поджидающая нас дома.

Как вести себя при пожаре в школе:

О пожаре сообщить учителю(любому взрослому),

Не кричать,

Выполнять требования руководителя,

Покидать школу вместе с классом,

После выхода из школы не уходить без разрешения и т.д.

(слайд 25)

Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только снизу вверх. Проходя по задымленным участкам, постарайтесь преодолеть их, задерживая дыхание или закрыв рот и нос влажным платком, полотенцем. Запомните: для эвакуации людей при пожаре пользоваться лифтом опасно!

Что нужно знать при вызове пожарной охраны: Телефон пожарной охраны -"01". Необходимо указать место возникновения пожара, наличие угрозы людям, удобный проезд, а также сообщить свою фамилию.

В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.

Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или накройтесь мокрой одеждой..

Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни.

С огнем нужно быть предельно осторожными. Когда он используется в управляемой ситуации, многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.

Помните, что от одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности.

Итог:

Проверим наши знания,проведем тестирование. (У каждого ученика на парте бланк с тестом) на доске тест дублируется.(слайд 31-34)

Результат тестирования на доске. (слайд 35)

Обсуждение эпиграфа . (слайд 36)

Циолковский высказал данную мысль много лет назад. Как вы думаете, актуальна ли это высказывание в настоящее время?

Итог классного часа: Ролевые ситуации. (см. приложение)

Внимание! Объявляется общая эвакуация!

Практическое закрепление навыков -учебная эвакуация

Источники:

Интернет-ресурсы,

периодическая печать,

инструкции пожарной безопасности

правила эвакуации из школы во время пожара,

приложение

Вопросы:

  1. Вам на новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы их будите зажигать? (Только на улице, вместе с взрослыми, подальше от легковоспламеняющихся предметов).
  2. Дети почувствовали запах дыма и выскочили из квартиры. Внизу в подъезде что-то горело. Младший брат бросился к лифту, а старший схватил его за руку и затащил обратно в квартиру. Кто из них прав? Как правильно поступить в этой ситуации? (Закрыть входную дверь. Позвонить в службу спасения 01, сообщить точный адрес. Закрыть все окна и двери, щели заткнуть мокрыми тряпками. Выключить электричество и газ. Ждать пожарных)
  3. На кухне загорелась электрическая проводка. Бабушка начала тушить её водой. Но внук закричал: «Так делать нельзя!» Кто прав? (Внук прав. Электропроводку тушить водой нельзя, так как вода – хороший проводник электрического тока).
  4. На женщине, стоящей у газовой плит, загорелась одежда. Дочь бросилась в ванную за водой, а сын тут же закутал мать в свое пальто. Чьи действия в данном случае более правильные? (Сын прав. Чтобы потушить на человеке горящую одежду, рекомендуется закутать его в одеяло или любую плотную ткань).
  5. Жители девятиэтажного дома сложили на чердаке старую мебель, газеты, одежду. Правильно они поступили? (Нет. Эти вещи хорошо горят и создают условия для распространения огня).
  6. Юные химики проводили опыты дома на кухне. Они заслуживают поощрения за свою страсть к науке? (Нет. Детям не разрешается самостоятельно проводить химические эксперименты).
  7. В личном чулане, расположенном в подвале многоэтажного дома, гражданин хранит бензин для своего скутера. Имеет ли он на это право? (Нет. Легковоспламеняющиеся жидкости запрещается хранить в подвальных помещениях).
  8. Клиента гостиницы оштрафовали за то, что он нагревал воду в литровой банке, стоящей на толстой книге, на тумбочке. Правильно ли поступила администрация гостиницы? (Да. Запрещается пользоваться электронагревательными приборами без несгораемой подставки).

Методическая разработка классного часа на тему:

« Огонь ошибок не прощает»

Цель:

Совершенствование знаний по пожарной безопасности, ознакомление учащихся с законами о пожарной безопасности.

Задачи урока:

Обучающие: изучить правила пожарной безопасности, законы о пожарной безопасности;

Развивающие: умение не теряться в экстремальных ситуациях

Воспитательные: чувство ответственности за пожарную безопасность

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Интернет, мультимедийный компьютер,

Раздаточный материал: проверочный тест.

На доске высказывание К.Циолковского « Человеку дан разум и наука на то, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия».

План урока

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Актуализация темы классного часа. 3. Беседа с бойцом пожарной части. 4.Изучение правил пожарной безопасности. 5.Тестирование.

Ход урока

Вступительное слово: (слайд 1) Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и неприкосновенность. Для того чтобы гарантировать гражданам эти права, в нашем государстве действуют правоохранительные органы, служба спасения, создаются специальные нормативно- правовые акты. Однако очень многое зависит от самих людей. От их стремления соблюдать законы, не причинять вреда друг другу, от их ответственности и неравнодушия, умения предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила безопасности. (слайд 2) Эпиграфом нашего мероприятия будут слова Циолковского: « Человеку дан разум и наука на то, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия». Жизнь и безопасность во многом зависят от ответственного отношения к себе и окружающим. Поэтому правила безопасности в школе, на улице, в быту должны стать для вас неотъемлемой частью. Вы часто слышите слово безопасность, как вы думаете. что оно означает? По словарю Ожегова: «Безопасность –это положение, при котором не угрожает опасность кому- нибудь, чему- нибудь.» Речь на уроке пойдет о пожарах. Сообщение о статистике пожаров в мире, подготовленное учеником. (слайд 3.4) Он уничтожает все: имущество, жилище, а иногда забирает и человеческие жизни. Ежегодно на земном шаре возникает свыше 5 миллионов пожаров, гибнет большое количество людей, разрушаются здания и различная техника. На 1 миллион человек в России при пожарах погибает более 100. За 2010 год зарегистрировано 111 301 пожаров, погибло 6 610 человек, из погибших – 235 детей, травмы различной степени тяжести получили 7 643 человека, материальный ущерб от пожаров в городах оценивается в 4 100 690 000 рублей. 80% пожаров происходит в жилье. Гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. Ни для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Сообщение о статистике пожаров на территории России, подготовленное учеником. (слайд 5,6) С начала пожароопасного сезона 2010 года на территории России возникло 23 900 пожаров, что превышает показатель горимости за аналогичный период прошлого года на 24 %. Площадь, пройденная пожарами, составляет более 744 тыс. гектаров. 65 человек (33,9%). Сообщение о статистике пожаров в районе, подготовленное учеником (слайд 10) Учитель: (слайд 11) Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие - пожар. Во все времена люди сталкивались с пожарами. Давайте с вами разберем, что же такое пожар и пожарная безопасность? Пожар – это чрезвычайное происшествие; огонь, вышедший из – под контроля. В 1994 году впервые в России был введен в действие Федеральный закон «О пожарной безопасности». Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Сообщение ученика: (слайд12) Первые общественные пожарные дружины в России появились в середине девятнадцатого века. Одной из достопримечательностей русских городов стала пожарная каланча. Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой города. В течение 19-го века стали выпускать пожарные насосы, складные лестницы, изготовлен первый пожарный автомобиль. Как все – таки правильно называть пожарных – «пожарник» или «пожарный»? Раньше «пожарниками» называли лжепогорельцев, которые прикидывались пострадавшими от огня, чтобы получить милостыню. Сегодня слово «пожарный» означает - «боец пожарной команды» и употребляется чаще в официальной речи, а слово «пожарник» - в разговорной. (слайд 13) Пожарный – это не просто профессия, это особое состояние души. Настоящий пожарный не знает, что такое усталость, не знает слов «не могу». В любое время суток, в любую погоду, в любом состоянии и настроении он готов идти в огонь и в воду. Спасти и помочь. Такая цель стоит перед пожарными России каждый день. Человеческое горе – это то, что они видят перед собой постоянно. Экстремальная ситуация для них – ситуация штатная и каждый день – война, они ежедневно сражаются за людей. Звучит музыка Слайды «пожарные»(слайды 14,15,16) Стихотворение «Пожарный» читает ученик: Людская жизнь в огне проклятом. Трещит он, пламенем клубя. Ребенка крик. Он там – на пятом! Одна надежда – на тебя. И ты пошел, боец пожарный, Забыв на время обо всем. Лишь высота, злой дым угарный, Да схватка с яростным огнем.

Один этаж. Второй. И третий … Рискован, сложен, труден путь. Да разве может страх и трепет Тебя назад сейчас вернуть! А цель близка. Ещё движенье. И пульс стучит в висках тугой И каждый мускул в напряженье – Судьба решается тобой. В том вихре искр, в дыму, в удушье Нашел дитя. Взглянул в глаза … И та доверчивость не душу – Всего, как болью, обожгла. Держа в руках конец веревки, Сказал мальцу: «Держись, сынок!» С богатым опытом сноровки, Вернуть его на землю смог. Все позади. А руки, руки, А обожженное лицо... «Боец, ты вынес столько муки!» «Да что там! Спас, в конце концов». «Нет, ты герой». «Да будет, братцы, Так сделал бы из вас любой». Большая честь – за жизнь сражаться. И подвиг здесь, и долг святой. Учитель: К нам на классный час пришел пожарный …… Вопросы учащихся гостю: Расскажите, пожалуйста, о трудностях вашей профессии. Почему вы выбрали эту профессию? Как долго вы работаете в этой профессии? Учитель: Значительную часть своей жизни вы проводите в своем доме и школе. Нам кажется, что мы в полной безопасности. Назовите причины возникновения пожаров.(слайд 17)

    Непотушенные спички
Небрежность при хранении легковоспламеняющихся материалов
    Нарушение правил пользования электрическими приборами Включение нескольких бытовых приборов в одну розетку Короткое замыкание, возникающее вследствие соединения двух проводников без изоляции Неисправность бытовых газовых приборов Шалости детей: игра спичками, электроприборами и др.
Учитель: Огонь был и остается одним из первых помощников человека. Неосторожное обращение с огнем может стать причиной опасной ситуации. Давайте вспомним,как надо действовать при возникновении пожара? (слайды 19) 1.При пожаре в квартире – проверьте, не остался ли кто-либо в квартире. Вызовите пожарную охрану с помощью взрослых или самостоятельно по телефону «01!» (слайд20) 2. Эвакуация. Покидать задымлённое помещение следует ползком, защитив глаза и органы дыхания, в сторону с наименьшим задымлением. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом. (слайд 21) 3.При пожаре запрещается: тушить огонь до вызова пожарных; выходить через задымленную лестницу; использовать лифт, водосточные трубы, веревки; открывать двери, окна и выпрыгивать из них; тушить водой включенные электроприборы.(Слайд 22) Средства пожаротушения (Слайд18) Скажите, пожалуйста, какие первичные средства пожаротушения вы знаете? (ответы детей). Правильно, молодцы! Это - вода, песок, земля, огнетушители, мыльный раствор, порошок. Однако, не имея одежды, специально предназначенной для тушения пожара – нельзя вступать в схватку с огнем. Учитель: Любой пожар страшен и непредсказуем. К сожалению, пожар в квартире – это не единственная опасность, поджидающая нас дома. Как вести себя при пожаре в школе: - о пожаре сообщить учителю(любому взрослому), - не кричать, - выполнять требования руководителя, -покидать школу вместе с классом, -после выхода из школы не уходить без разрешения и т.д. (слайд 25) Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только снизу вверх. Проходя по задымленным участкам, постарайтесь преодолеть их, задерживая дыхание или закрыв рот и нос влажным платком, полотенцем. Запомните: для эвакуации людей при пожаре пользоваться лифтом опасно! Что нужно знать при вызове пожарной охраны: Телефон пожарной охраны -"01". Необходимо указать место возникновения пожара, наличие угрозы людям, удобный проезд, а также сообщить свою фамилию. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся. Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или накройтесь мокрой одеждой.. Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. С огнем нужно быть предельно осторожными. Когда он используется в управляемой ситуации, многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным. Помните, что от одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Итог: Проверим наши знания,проведем тестирование. (У каждого ученика на парте бланк с тестом) на доске тест дублируется.(слайд 31-34) Результат тестирования на доске. (слайд 35)

Источники: Интернет-ресурсы, периодическая печать, инструкции пожарной безопасности правила эвакуации из школы во время пожара,

приложение Вопросы:

    Вам на новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы их будите зажигать? (Только на улице, вместе с взрослыми, подальше от легковоспламеняющихся предметов). Дети почувствовали запах дыма и выскочили из квартиры. Внизу в подъезде что-то горело. Младший брат бросился к лифту, а старший схватил его за руку и затащил обратно в квартиру. Кто из них прав? Как правильно поступить в этой ситуации? (Закрыть входную дверь. Позвонить в службу спасения 01, сообщить точный адрес. Закрыть все окна и двери, щели заткнуть мокрыми тряпками. Выключить электричество и газ. Ждать пожарных) На кухне загорелась электрическая проводка. Бабушка начала тушить её водой. Но внук закричал: «Так делать нельзя!» Кто прав? (Внук прав. Электропроводку тушить водой нельзя, так как вода – хороший проводник электрического тока). На женщине, стоящей у газовой плит, загорелась одежда. Дочь бросилась в ванную за водой, а сын тут же закутал мать в свое пальто. Чьи действия в данном случае более правильные? (Сын прав. Чтобы потушить на человеке горящую одежду, рекомендуется закутать его в одеяло или любую плотную ткань). Жители девятиэтажного дома сложили на чердаке старую мебель, газеты, одежду. Правильно они поступили? (Нет. Эти вещи хорошо горят и создают условия для распространения огня). Юные химики проводили опыты дома на кухне. Они заслуживают поощрения за свою страсть к науке? (Нет. Детям не разрешается самостоятельно проводить химические эксперименты).
  1. В личном чулане, расположенном в подвале многоэтажного дома, гражданин хранит бензин для своего скутера. Имеет ли он на это право? (Нет. Легковоспламеняющиеся жидкости запрещается хранить в подвальных помещениях).

    Клиента гостиницы оштрафовали за то, что он нагревал воду в литровой банке, стоящей на толстой книге, на тумбочке. Правильно ли поступила администрация гостиницы? (Да. Запрещается пользоваться электронагревательными приборами без несгораемой подставки).

Тема. Огонь ошибок не прощает. .

Цель классного часа : познакомить учащихся с правилами поведения при пожаре.

Задачи:

Рассказать о роли огня в жизни человека;

выявить причины, приводящие к возникновению пожара;

составить памятку о поведении при пожаре.

Развивать интерес учащихся, усилить бдительность ребят, воспитывать чувство ответственности.

Ход классного часа

Учитель:

Ребята разгадайте загадку: «Накормишь – живет, напоишь – умрет»

Ученики : Огонь.

Учитель:

Верно, это огонь, и говорить мы сегодня будем об огне.

Давайте вспомним, как огонь попал к людям.

Ученики:

(древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня.)

Учитель:

А давайте совершим путешествие в древнюю Грецию.

На экране демонстрируется отрывок из мультфильма о Прометее.

Учитель : Кто же такой Прометей?

Ученики:

Это легендарный древнегреческий герой, подаривший огонь людям.

Учитель:

Как жили люди без огня?

Ученики:

Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы.

От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры.

Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня.

Учитель : Как он помог людям?

Ученики:

Он нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю.

Учитель:

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей.

Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь.

Учитель:

Как же люди используют огонь?

Ученики:

Люди используют огонь для приготовления пищи,

при изготовление стекла и кирпича,

огонь нужен для обжига керамических изделий,

для отопления жилища др.

Учитель.

Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде. Посмотрите на экран, вот к чему могут привести игры с огнем. «Пожары»

Учитель : Давайте дадим определение слову ПОЖАР.

Ребята высказывают своё мнение и в конце с помощью учителя выводят определение:

«Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства».

А теперь мы отправимся в прошлое и выясним, когда и кем была организованна первая пожарная охрана.

Внимание на доску

С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25 человек.

17 апреля 1918 года бы подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнем”. Этот день и стал днем образования пожарной охраны.

Учитель : Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же.

Вот теперь я прошу вас подумать что может стать причиной возгорания.

(Учащиеся работают в парах, после обсуждения учитель принимает ответы детей)

· Неосторожное обращение с огнем (90 %).

· Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

· Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.

· Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.

· Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

· Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.

· Шалости детей с огнем.

Учитель:

Статистика показывает, что обычно от 15 до 20 % общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров.

Каждый третий погибший в огне человек – ребенок.

Работа в группах .

Давайте разделимся на 4 группы и разберём ситуации «Поведение при пожаре»

Каждая группа получает карточку.

Если горит телевизор.

1. Пожар на балконе (лоджии).

2. Дым в подъезде.

3. Пожар в многоэтажном здании.

Ответы на карточки:

1. Если горит телевизор

Необходимо:

Обесточить телевизор или полностью квартиру (помещение);

Сообщить о возгорании в пожарную охрану «01»;

Отключенный телевизор залейте водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или накройте его плотной тканью.

Если горение продолжается, то остается - выбросить телевизор через окно на улицу. Но прежде чем бросить, не забудьте посмотреть вниз.

Если телевизор взорвался и пожар усилился, не подвергайте жизнь опасности, покиньте помещение, закрыв дверь.

2. Пожар на балконе (лоджии).

Попытайтесь потушить подручными средствами (водой, стиральным порошком, мокрой плотной тканью, землей из-под цветов и т. п.).

Если огонь набирает силу, то немедленно покиньте балкон, плотно закрыв за собой дверь, чтобы вслед Вам не проник огонь.

Закройте все форточки и двери, не создавайте сквозняка!

В ходе тушения можно выбрасывать горящие вещи и предметы вниз, убедившись предварительно, что там нет людей.

Предупредите соседей с верхних этажей, что у вас пожар.

3. Дым в подъезде.

Позвоните в пожарную охрану.

Если дым не густой и Вы чувствуете, что дышать можно, то попробуйте определить место горения (квартира, почтовый ящик, мусоросборник и т.п.), а по запаху - что горит (электропроводка, резина, горючие жидкости, бумага и т. п.).

Если Вам удалось обнаружить очаг, то попробуйте его потушить самостоятельно или при помощи соседей подручными средствами.

Если потушить пожар не представляется возможным, то оповестите жильцов дома и, не создавая паники, попробуйте выбраться наружу.

Если, выйдя в подъезд, Вы попали в густой дым, то нужно немедленно вернуться в квартиру и плотно закрыть дверь. А дверные щели и вентиляционные отверстия, в которые может проникать дым, необходимо заткнуть мокрыми тряпками.

Если дым проникает, то покиньте прихожую и закройтесь в комнате.

И последнее, что Вы можете сделать - это выйти на балкон, и постараться привлечь к себе внимание.

Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только в одном направлении - снизу вверх.

4. Пожар в многоэтажном здании.

Позвоните в пожарную охрану.

Постарайтесь сохранять спокойствие и выдержку, успокойте находящихся рядом людей.

Помогайте тем, кто скован страхом и не может двигаться, разговаривайте с ними спокойно и внятно, поддерживайте под руки.

Не входите туда, где большая концентрация дыма!

При заполнении помещений, коридоров дымом идите в сторону не задымленной лестницы либо к выходу, но только не к лифту. Пользоваться лифтом во время пожара категорически запрещается.

Держитесь за стены, поручни, дышите через носовой платок или одежду.

Если из-за густого дыма, повышенной температуры и огня Вы не можете выйти на лестницу или в коридор, нужно немедленно вернуться обратно, плотно прикрыв за собой дверь следует выйти на балкон, лоджию, плотно прикрыв дверь.

Захватите с собой намоченное одеяло, ковер, другую плотную ткань, чем Вы сможете накрыться от огня в случае его проникновения через дверной и оконный проемы, но такой защиты хватит ненадолго.

Если внизу под Вами нет огня и в комнате оставаться опасно, то попробуйте спуститься на этаж ниже, используя крепко связанные простыни, шторы, веревки и т. п.

Учитель:

Чтобы избежать беды при пользовании электроприборами, нужно знать одно очень важное правило. А узнаем мы его после того, как разгадаем кроссворд.

1. Его мы смотрим целый день,

с дивана слезть нам даже лень.

Что это, ребята? (Телевизор)

2. Он хозяйке помогает, пыль в квартире убирает,

У него внутри насос, он зовется … (Пылесос)

3. Он мальчишкам помогает, проводки для них паяет.

Над железками начальник, называется … (Паяльник)

4. В каждом доме круглый год Дед Мороз у нас живет.

Он отличный морозильник, а зовется … (Холодильник)

5. Я поехала на юг и взяла с собой … (Утюг)

6. Испеку гостям я манник, заварит чай электро … (Чайник)

7. На сцене всегда освещает нас рампа,

А дома нам светит настольная … (Лампа)

8. Он хозяюшку балует, режет овощи, шинкует

Знает много вкусных тайн, это кухонный … (Комбайн)

Учитель : Вот оно правило. Ты его знай. Электроприборы всегда …

Все : Выключай!

Давайте вместе с вами мы вспомним главные правила поведения при пожаре.

Вызвать пожарных по телефону “01”.

Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.

Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и таким образом перекрыв доступ кислорода.

Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.

Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.

Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.

Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.

Дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных.

Первая помощь при ожогах.

Наложить чистую марлевую повязку.

Срочно госпитализироваться в больницу или позвонить “03” и ждать “Скорую помощь”.

Учитель: эти правила помогут вам, если случится беда.