Новый закон: что нужно знать турагенту. Что новый Закон о туризме сулит туроператорам и турагентствам? Исправлены ошибки и неточности в законе

Турагентов приглашают на бесплатный семинар

Менее чем через девять месяцев правила игры на туррынке существенно поменяются - с начала 2017 года вступит в силу новая редакция Закона о туризме. Возможные последствия законодательных новаций активно на недавней Совместной конференции сетей ТБГ и «Горячие туры» . Дискуссия оказалась столь острой и оживлённой, что теме было решено посвятить специальный юридический семинар, который состоится 20 апреля. Кому будет полезно это мероприятие, какие вопросы планируется обсудить?

Об этом читайте в интервью с одним из спикеров семинара – учредителем , руководителем правовой комиссии РСТ . И не говорите потом, что вас не приглашали.

– Георгий, кого больше заинтересует предстоящий семинар – туроператоров или туристическую розницу?

Последние поправки в Закон о туризме – самые масштабные со времени отмены лицензирования в 2007 году и введения системы финансового обеспечения туроператоров в 2012 году. Они касаются всех и во многом меняют нынешние статусы турагента и туроператора, порядок взаимодействия этих участников рынка.

Состоять в Федеральном реестре, особенно в качестве туроператора по выездному туризму, станет весьма затратно. Придётся, например, пополнять новый фонд персональной ответственности, который со временем должен стать альтернативой нынешним фингарантиям. Ужесточатся требования к руководителям – нужно будет представлять документы об отсутствии судимости, кроме того – подтверждать отсутствие отраслевых административных правонарушений.

Что касается турагентов, то, пожалуй, больше всего их беспокоит требование работать по поручению туроператоров, а в некоторых случаях – по доверенности. Эта норма прописана в законе недостаточно чётко и вызывает массу нареканий не только у юристов, но даже у самих законотворцев. Турагентам важно понять, как изменятся их отношения с туроператорами, – надо ли будет переделывать договоры, вносить депозиты за бронирования.

Так что наш семинар полезен всем участникам рынка – как производителям турпродукта, так и их розничным партнёрам.

Какие ещё темы кроме перечисленных будут затронуты?

– Этот семинар обзорный. Пройдёмся по основным поправкам в закон, проанализируем, как они повлияют на деятельность тех или иных субъектов туррынка. Будем ориентироваться на состав и запросы аудитории. В зависимости от этого сделаем соответствующие акценты в обсуждении.

Моим содокладчиком выступит директор по развитию «ЕРВ Туристическое Страхование» Светлана Панова . Она дополнительно расскажет о добровольном страховании граждан, выезжающих за границу, о том, какие риски не покрывает полис ОМС при путешествиях по России, и какую страховку при этом лучше оформить.

Добавлю, что мы надеемся получить обратную связь от аудитории. Чтобы сформировать позицию профессионального сообщества по отношению к поправкам, которую можно было бы донести до Ростуризма и законодателей. Будем оптимистами – до вступления в силу новой редакции закона ещё есть шанс поправить отдельные, наиболее спорные положения.

Недавнее решение вывести управление российским туризмом из ведения Минкультуры РФ и передать его под контроль Минэкономразвития связано, по мнению участников отрасли, с необходимостью более активно развивать нормативную базу, которая по-прежнему отстает от ряда лидеров мирового рынка гостеприимства. Но общая тенденция — туризм регулярно переходит от одного ведомства к другому — свидетельствует, скорее, о том, что никакого долгосрочного видения по поводу этой отрасли у государства по-прежнему нет.

До недавнего времени отсутствие стратегии компенсировали мегапроекты наподобие сочинской Олимпиады или Чемпионата мира по футболу, но теперь рынку предстоит развиваться в условиях жестких структурных ограничений. Падение доходов потребителей, рост издержек поставщиков туруслуг, значительная доля теневого сектора, высокие риски компаний-организаторов путешествий, высокие административные барьеры — таковы нынешние малоприятные реалии российского туризма.

Действующий закон о туризме устарел и больше не соответствует современным реалиям и экономическим целям страны, заявил несколько дней назад в интервью РИА «Новости» глава Федерального агентства по туризму (Ростуризма) Олег Сафонов. Основной акцент в новом законе, по его мнению, должен быть сделан на внутренний туризм, тогда как действующий документ, принимавшийся в середине девяностых годов, ориентирован прежде всего на выездной турпоток. Кроме того, новый закон о туризме должен свести воедино разные регулирующие рынок нормы и способствовать выведению из тени ряда направлений сферы гостеприимства, включая отельный сектор.

Это выступление Олега Сафонова стало его первым программным высказыванием после того, как Ростуризм в середине сентября был передан из ведения Министерства культуры в подчинение Министерству экономического развития. «Будучи федеральным министерством, осуществляющим выработку и реализацию экономической политики по целому ряду направлений, Минэкономразвития России обладает широким спектром функций, которые позволяют выработать системный подход к развитию туристической отрасли. Ведомство предлагает сформировать новую стратегию развития туризма РФ на период до 2035 года, которая определит целевую модель туристского рынка. В рамках данной стратегии планируется разработать систему туристических продуктов, повысить уровень предоставляемых услуг в стране, а также снять барьеры, ограничивающие спрос и затрудняющие внутренний и въездной туризм», — прокомментировало это решение в официальном сообщении министерство Максима Орешкина.

Нынешняя передача туризма от одного министерства к другому — это уже не первое подобное решение. Минкультуры стало заниматься этой сферой только в 2012 году — после того, как было сформировано правительство Дмитрия Медведева, а до этого туризм был подведомствен Минспорта во главе с Виталием Мутко, которое с 2008 по 2012 годы, когда кабинет министров возглавлял Владимир Путин, именовалось Министерством спорта, туризма и молодёжной политики РФ. Ранее Ростуризм, образованный в ноябре 2004 года указом президента, несколько лет находился в прямом подчинении правительства, а до этого в течение нескольких месяцев Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму (Росспорт) входило в структуру Министерства здравоохранения и социального развития. Чтобы не углубляться в совсем уж далекую историю, отметим, что регулярные реорганизации управления туризмом происходили и раньше.

«К тому, что туризм постоянно переходит от ведомства к ведомству, все участники рынка давно привыкли, — комментирует для EADaily член президиума Альянса туристических агентств, руководитель сети турагентств „Розовый слон“ Алексан Мкртчян. — Мы понимаем, что передача туризма Минэкономразвития — это не последнее такое решение, и, к сожалению, во многом это показатель отношения к отрасли. У ее игроков есть понимание того, что туризму нужно отдельное министерство, но в рамках политики по сокращению чиновничьего аппарата и госрасходов рассчитывать на это не приходится. Поэтому от перехода к Минэкономразвития никто не ждет каких-то принципиальных изменений ни в хорошую, ни в плохую сторону. Но на адаптацию к новым условиям — а мы ведь только привыкли работать с Минкультуры — уйдет год-полтора. Прямо завтра активная работа с Минэкономразвития не начнется — для начала надо хотя бы познакомиться». Что касается инициативы Ростуризма по принятию нового закона, то она, по мнению Мкртчяна, является логичной реакцией на последние тенденции рынка: существующий закон действительно в большей степени ориентирован на выездной туризм и в ситуации, когда основной акцент смещается на внутренний туризм, он и правда устарел. Но конкретных предложений по содержанию нового закона от властей пока нет, уточняет эксперт.

«Профессионалы в сфере туризма — люди стойкие и закаленные, поэтому подобные перемены воспринимают стоически, — добавляет руководитель общества „Знание“ России, генеральный директор сочинского санатория „Знание“ Дмитрий Богданов. — Но определенные надежды в связи с передачей туризма в Минэкономразвития все же присутствуют. Необходимо решать очень много вопросов по нормативной базе. Уровень государственного регулирования в сфере туризма, к сожалению, очень сильно отстает от наших самых активных конкурентов. Многие думают, что эти вопросы должен решать Ростуризм, но в действительности это министерский уровень, поскольку за разработку законодательных актов отвечают именно министерства. Ростуризм с новым законом о туризме выйти в Госдуму не сможет, а Минэкономразвития сможет. За те же несколько лет, что туризм был подведомствен Минкультуры, нормативная база, к сожалению, не слишком продвинулась».

На протяжении последних лет основным отраслевым документом, помимо рамочного закона, выступала федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ», которая впервые была принята сразу на семь лет с общим объемом порядка 141 млрд рублей (включая100 млрд рублей средств инвесторов), а в мае этого года была утверждена на такой же срок вновь. В обновленной версии документа основными проблемами внутреннего туризма признаны сложности инфраструктурного характера. Нехватка инженерных и транспортных объектов выступает препятствием для привлечения в туристскую сферу частных инвестиций, а это, в свою очередь, ведет к отставанию уровня развития туристской инфраструктуры от интереса собственно туристов. Кроме того, обозначены такие проблемы, как отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов, недостаточное качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров, недостаточно интенсивное продвижение России как привлекательного направления для туристов.

Между тем участники рынка обращают внимание на иные проблемы. «Профессиональное сообщество полагает, что лучшим решением по стимулированию въездного туризма была бы отмена туристических виз в Россию, как это сделала Белоруссия — страна, гораздо более закрытая в других отношениях, чем Россия. Если же говорить о внутреннем турпотоке, то требуется всячески стимулировать — возможно, с помощью директивных мер — развитие в рекреационных зонах системы „все включено“. Это актуально в связи с продолжающимся падением доходов населения, и если люди будут понимать, что никаких дополнительных трат на отдыхе им не предстоит, это может повысить спрос в массовом сегменте», — говорит Алексан Мкртчян.

Серьезные проблемы рынка путешествий на уровне спроса подтверждают недавние исследования. Как показал опрос «Левада-центра», проведенный после отпускного сезона, только четверть респондентов нынешним летом смогла позволить себе путешествие (включая тех, кто ездил к родственникам и друзьям). 18% опрошенных не смогли никуда поехать из-за отсутствия денег, столько же посвятили летний отпуск домашним делам, еще 20% летом вообще не были в отпуске, а 24% отдыхали на даче. Хотя с точки зрения чиновников турпоток растет. В Краснодарском крае, например, по оценке его администрации, к концу лета отдохнули более 13,3 млн человек — на 3% больше прошлогодних показателей, а в Крыму за девять месяцев отдохнули более 6 млн человек, или почти на 30% больше показателей за аналогичный период 2017 года.

Однако эти цифры лукавы: по ним нельзя судить ни о продолжительности отдыха, ни о том, сколько денег люди оставляют на курортах — если вообще принимать их на веру. Не стоит забывать, что ни о каких сколько-нибудь точных подсчетах в частном секторе размещения, который в том же Крыму значительно превосходит легальный, речи не может идти в принципе. Между тем какого-то особенного прогресса в подсчете туристов за последние годы не наблюдается — начальство привычно выполняет «план по валу». Между тем пресловутые «бабушки» давно прописались в международных системах онлайн-бронирования, которые вообще никак не контролируются в российской юрисдикции. «Вопросы, связанные с проникновением в Россию систем во главе с Booking.com, нужно давно решать — это прямое следствие излишнего административного регулирования деятельности туроператоров, — отмечает Дмитрий Богданов. — Из-за непродуманных решений на федеральном уровне огромные средства, которые должны оставаться в России, просто получает западная экономика в виде комиссий от владельцев объектов размещения, выплачиваемых в пользу того же Booking.com, стопроцентно американской компании».

Все это заставляет задуматься о том, насколько правильно выстроено целеполагание в отрасли, хотя в здесь, на первый взгляд, «цели поставлены, задачи определены» самим президентом. Два года назад на Форуме действий ОНФ Владимир Путин констатировал, что вклад туристической отрасли России в ВВП страны крайне мал — всего 1,6%, тогда как в странах, где внутреннему туризму уделяется большее внимание, этот показатель уже превышает 10%. Это указание ответственные за туризм чиновники незамедлительно приняли к сведению, и уже в марте прошлого года на открытии ежегодной выставки «Интурмаркет» в Москве министр культуры Владимир Мединский заявил, что доля туризма в ВВП России достигла 3,4% - видимо, имея в виду мультипликативный эффект туризма для других отраслей экономики. Но есть и другие оценки. В ходе недавнего визита в Москву президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал буквально следующее: «Мы сейчас выбрали ещё одну тему — туризм, которую ещё не открыли. В мире десять процентов ВВП составляет туризм, в наших странах — один процент». Что и говорить, ВВП — показатель лукавый.

«Новый закон о туризме, безусловно, нужен, — рассуждает Дмитрий Богданов. — Но закон — это инструмент, который становится необходим после того, как определена цель, а здесь пока нам похвастаться нечем. Увеличение доли туризма в ВВП до 10 процентов или доведение въездного турпотока до определенного уровня — это не цель, а всего лишь некоторые количественные параметры, по которым можно судить, насколько мы приближаемся к цели. Собственно же целью должно быть отнюдь не количество заработанных отраслью денег. Настоящие задачи туризма — это формирование любви уважения к своей стране, здоровой нации, имиджа страны в мире, укрепление ее международных связей. Но в головах федеральных чиновников пока это все не складывается в общую картину, и пока я не вижу серьезной вдумчивой работы над содержанием нового закона».

Тем не менее, по словам Богданова, все это не означает, что достижений в туризме у нас нет. «О туризме, — продолжает эксперт, — впервые за много лет стал говорить как о серьезной части нашей экономики президент. Туризм впервые внесен в основные направления развития экономики России — один из важнейших правительственных документов, который затем претворяется в конкретные бюджетные статьи — в ближайшие три года туризм будет получать по 800 миллионов рублей из бюджета. В следующем году в Санкт-Петербурге состоится Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации — это очень серьезное профессиональное событие. Все это очень важные, но, по сути, эпизодические моменты без понимания того, какой мы хотим видеть сферу туризма в ближайшие 15−20 лет. Задача, на мой взгляд, должна заключаться в том, чтобы 80 процентов населения страны совершало по России две поездки в год — одну за здоровьем, вторую — культурно-познавательную. Это сразу определяет задачи, связанные с инфраструктурой — объекты размещения, транспорт и прочее».

Но при этом нельзя забывать и о выездном туризме, где продолжается череда банкротств туроператоров — последней крупной потерей стал уход с рынка одной из старейших российских турфирм «Натали Турс», ущерб от которого, по оценке Ассоциации туроператоров России, на конец июля составлял порядка 1,2 млрд рублей. В том, что этот процесс будет продолжаться, не сомневается, похоже, никто. В следующем году туроператоры ожидают значительное подорожание турпакетов в связи с ростом цен на авиакеросин и очередным падением курса рубля, а отсутствие существенного роста доходов населения не позволяет рассчитывать, что клиентов у туркомпаний станет больше. Риски же, которые несут покупатели туров, никуда не делись, и чтобы их эффективно нейтрализовать, придется, возможно, идти на непопулярные меры.

Как полагает Алексан Мкртчян, гарантировать компенсацию почти всем пострадавшим при прекращении деятельности туристических компаний можно только за счет введения обязательного страхования для каждого тура. По словам эксперта, расчеты показывают, что достаточной суммой страхования будет 75 тысяч рублей на одного человека — в нее укладывается 90% продаваемых туров (аналогичным образом 90% вкладчиков имеют банковские депозиты в размере 1,4 млн рублей, возврат которых гарантирован государством). «Существующая сегодня система страхования туроператоров даже близко не покрывает убытки при банкротстве крупных игроков, разрыв между суммой страхового покрытия и реальными потерями может измеряться десятками раз, и в результате страхование оборачивается профанацией, — утверждает Мкртчян. — Стандартного покрытия в 50 миллионов рублей хватает только для страхования небольших туроператоров, для игроков же первой пятерки требуется покрытие до миллиарда рублей. К сожалению, расходы по страхованию каждого тура придется возложить на самих туристов, но речь идет о сравнительно небольшой сумме — порядка пяти процентов от стоимости тура. Бесплатно страховать риски туроператоров не станет никто».

Николай Проценко

Иллюстрация: inkrasnogorsk.ru

1 августа 2012 г. вступает в силу соглашение о безвизовом режиме Украины и Турции.
Недавно Министерство Иностранных дел обнародовало список стран, куда украинцы могут ездить без виз — это Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Тунис (при наличии туристического ваучера), Малайзия, Бруней.
В зависимости от того, в какую страну вы едете, в любом банке можно купить дорожные чеки american express в долларах США или евро.

9 февраля 2012 года Верховная Рада приняла Закон о внесении изменений в Закон Украины «О туризме» № 4385-VI (законопроект №7097).
Предлагаем вашему вниманию сжатый анализ изменений, принятых 09.02.2012 г.
Закон «О туризме» дополнен новой статьей 19, улучшающий порядок информирования туристов об условиях туристических услуг. В Статье 19 предусматривается то, что тур-оператор (тур-агент) обязан предоставить информацию о предоставляемых туристических услугах в доступной и понятной для туриста форме, до заключения договора на туристическое обслуживание. В Статье 19 приведён перечень сведений, которые тур-оператор обязан предоставить туристу до начала путешествия — это:
— сведения о транспортном средстве, категория места для туриста, время и место промежуточных остановок в пути.
— сведения о названии представительств тур-оператора, которые уполномочены тур-оператором, принять претензии или жалобы туриста, а также их адрес и телефон;
— сведения о порядке обеспечения тур-оператором обязательного или добровольного страхования туриста и его имущества;
— сведения об условиях добровольного страхования расходов, в случае расторжения договора на тур-обслуживание по инициативе туриста.
В новой редакции изложена статья 20 Закона Украины «О туризме», в которой определены основные требования к туристическим договорам. В договоре на туристическое обслуживание с одной стороны тур-оператор обязуется оказать комплекс туристических услуг по заказу туриста, который обязуется оплатить весь комплекс услуг, то есть туристический продукт. Тур-агент может заключить договор с туристом на туристическое обслуживание только от имени тур-оператора, а не от своего.
Внесены изменения и в вопрос об ответственности тур-оператора перед туристом по договору на туристическое обслуживание. В соответствии со ст.20 (часть 12) Закона «О туризме» в новой редакции говорится об ответственности тур-оператора перед туристом за исполнение тур-услуг по договору.
При этом в ст.20 (ч.12) Закона «О туризме» в новой редакции определены случаи, при которых тур-оператор освобождается от ответственности перед туристом по договору.
Это случаи:
— если по вине туриста произошло нарушение условий договора;
— если неисполнение условий договора на тур-обслуживание произошло по вине третьих лиц, не перечисленных в договоре, и ни одна из сторон не могла знать заранее и не знала об их наступлении;
— если неисполнение условий договора произошло вследствие форс-мажорных обстоятельств или произошло в результате событий, которые тур-оператор не мог предусмотреть.

Позитивные нововведения появились в ст.20 Закона «О туризме», определившего все условия договора на туристическое обслуживание:
1) обязательное указание точного времени и места пребывания, с указанием даты начала и окончания туристического обслуживания;
2) обязательная характеристика транспортных средств (их вид и категория), которые осуществляют перевозку туристов, а также дата, время и место отправления и возвращения;
3) отели и гостиницы, их категория и место размещения, а также сведения о соответствии услуг отеля установленным требованиям, время и порядок оплаты обслуживания в отеле;
4) информация о видах и способах питания;
5) предоставление для туриста информации о минимальном количестве туристов в группе и оповещение туриста в трёхдневный срок, о том, что туристическое путешествие не состоится, в случае недобора группы.
6) предоставление туристу полной информации о программе туристического обслуживания;
7) информация о всех видах экскурсионного обслуживания, включенных в стоимость туристического продукта;
8) сведения о прочих субъектах туристической деятельности (их адреса и телефоны), которые оказывают туристические услуги, включенные в туристический продукт;
9) информация о страховщике, осуществляющем обязательное или добровольное страхование туристов, багажа и рисков, связанных с оказанием туристических услуг;
10) информация о правилах въезда в страну и о месте временного пребывания.
11) информация о стоимости гостиницы (отеля) и порядок оплаты;
12) о форме расчётов.

В соответствие со ст.20 (ч.5) Закона «О туризме» изменены условия, сроки и порядок возможного пересмотра стоимости туристических услуг после заключения договора на туристическое обслуживание. Изменения допустимы не позднее, чем 20 дней до начала путешествия. Изменение стоимости услуг допускается только в случае изменения тарифов на транспортные услуги, или введения новых ставок налогов и сборов и других обязательных платежей, изменения курса гривны к иностранной валюте, в которой выражена стоимость туристического продукта. Увеличение цены туристических услуг после заключения договора не может превышать 5% его первоначальной стоимости. Если цена туристического продукта повышается более, чем на 5%, турист имеет право отказаться от поездки, а тур-оператор (тур-агент) обязан вернуть ему ранее оплаченную сумму (ч.6, ст.20 Закона «О »).
Внесены изменения условий, при которых стороны могут требовать расторжения договора или внесения изменений. В ст.20 (ч.8) Закона «О туризме» сказано, что тур-оператор обязан не позднее, чем за три дня до начала туристического путешествия сообщить туристу о предстоящем изменении обстоятельств путешествия. В этом случае турист может отказаться от выполнения договора, без возмещения ущерба тур-оператору или согласиться с изменением цены туристического обслуживания и внесением изменения в договор.

«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей

«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма «Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами «Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная «Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась «У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них «У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы «Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора «Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже «Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями «Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления «Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть «Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id) «О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами «Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году «Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут 8234 27 апреля 2016

Чуть больше, чем через полгода, с 1 января 2017 г., вступит в силу новый закон, регулирующий туристическую деятельность. Последние поправки в закон о туризме - наиболее масштабные со времени отмены лицензирования в 2007 г. и внедрения системы финансового обеспечения туроператоров в 2012 г. Изменения затрагивают всех игроков рынка, но мы подробно остановимся на тех положениях, которые будут наиболее интересны турагентам.

Первое. Работа по поручению туроператоров.

Требование ФЗ-49 работать по поручению ТО. Данная норма прописана недостаточно чётко и, возможно, будет дорабатываться. Дмитрий Морозов, председатель комиссии по совершенствованию правоотношений в туристской деятельности СТА трактует это положение так: «Гражданское законодательство для правоотношений, связанных с реализацией турпродукта, предполагает агентирование в двух видах - от собственного имени и от имени туроператора (поручение и комиссия). Турагент является агентом от туроператора, который реализует турпродукт потребителю. Это основная схема и именно она закреплена в действующей редакции основного отраслевого закона 132-ФЗ. Ей уже следуют. Закон 49-ФЗ, внесший изменения, которые вступят в силу с 1 января 2017 г, говорит о том, что туроператор поручает турагенту продвижение и реализацию турпродукта, то есть он говорит то же самое, но уже более конкретно и предметно. Таким образом, отраслевой закон устанавливает, что реализация турпродукта турфирмой осуществляется на основании поручения. иными словами, в рамках договора агентирования, как основного договора для видов поручения. Согласно Гражданскому законодательству, если турагент действует от имени туроператора - выдается доверенность. Но в ситуации, когда турагент действует от собственного имени - доверенность не нужна. Из предложенного 49-ФЗ не совсем понятно, может турагент действовать от собственного имени или нет. Я читаю закон так: закон предполагает наличие поручения, при этом поручение может быть как от собственного имени, так и от имени туроператора. Если от имени туроператора, то должна быть доверенность, если от собственного - то не должна. Данного мнения придерживаюсь не только я, но и многие эксперты отрасли».

Из предложенного 49-ФЗ не совсем понятно, может турагент действовать от собственного имени или нет. Эксперт: «Я трактую это так: закон предполагает наличие поручения, при этом поручение может быть как от собственного имени, так и от имени туроператора».

Инна Руденская, руководитель юридического департамента Сети МГП, также согласна с коллегой: «В п.10 49-ФЗ в последнем предложении пункта говорится: “Турагент осуществляет продвижение и реализацию турпродукта по поручению туроператора”. Мы считаем, что это поручение может быть реализовано двумя формами. Первая - от собственного имени турагента. Вторая - от имени туроператора. В случае, когда реализация турпродукта производится от имени туроператора, необходимо оформление надлежащим образом доверенности турагенту. Данную норму закона было бы логично подкорректировать, чтобы не пришлось трактовать по-разному и, чтобы она была доступна для понимания широкому кругу специалистов, а не только юристам. В данный момент мы с туроператорами обсуждаем конкретную реализацию этого положения. Каким образом будет оформляться доверенность, как ее будут доставлять, например, из Москвы в районы крайнего севера в сжатые сроки. Ведь, если говорить о форме доверенности, оформленной надлежащим образом, то это только оригинал. У нас есть время обсудить неточности в формулировках, которые первоначально ни нам, ни нашим коллегам туроператорам были не видны. Хотелось бы подойти ответственно к этому вопросу и снять все разночтения с формулировок в законе. Потому что и турагентства, и туроператоры заинтересованы в адекватных условиях реализации турпродукта, без искусственно созданных препон».

Турагенту стоит знать и помнить, что закон запрещает договор купли-продажи туристского продукта, так как это услуга, которая, согласно гражданскому кодексу, не может быть предметом купли-продажи.

От чего в данном контексте эксперты предостерегают категорически: «Турагенту стоит знать и помнить, что закон запрещает договор купли-продажи туристского продукта, так как это услуга, которая, согласно гражданскому кодексу, не может быть предметом купли-продажи. Турагент не может работать по договору купли-продажи, не может покупать турпродукт - это запрещено законом, услуга не может быть предметом купли-продажи. Услуга - не телевизор, ее нельзя купить. Услугу можно реализовать или предоставить только по поручению агенту, а также по договору поручения и комиссии».

Второе. Факт завуалированной туроператорской деятельности агентов будет регулироваться.

Статья 10 закона 49-ФЗ гласит: «В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта».

Комментарий Дмитрия Морозова: «В части формирования турпродукта законодательство не изменяется, в нем предусмотрено, что туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, а турагентская деятельность - это продвижение и реализация, без формирования турпродукта.

Не стоит заниматься скрытым формированием турпродукта, поскольку при выявлении данного факта может быть применена даже уголовная ответственность.

Вот здесь агенты часто могут хитрить, продавать перевозку и размещение не в составе пакета, а отдельно (при этом проводить сделки через разные юрлица и формально не нарушать ст.10), то есть фактически заниматься формированием турпродукта, не имея на то законных оснований. И появление такой формулировки в обновленном законе говорит о том, что факт завуалированной туроператорской деятельности агентов известен на государственном уровне и будет регулироваться. Ведь если агент начинает формировать турпродукт, то он фактически трансформируется в туроператора, а это влечет за собой ряд дополнительных обязанностей: необходимость получения фингарантий, необходимость внесения компании в реестр туроператоров и т.п. В принципе, случаи превращения турагентской компании в туроператорскую известны и в их новом статусе бизнес продолжался весьма успешно, но на данный момент часто турфирмы предпочитают идти на некий подлог, выдавая туристам разные договоры на разные юрлица и не информируя о потребительских свойствах такого продукта. Но это до тех пор, пока все идет хорошо и не возникает судебных конфликтов или чрезвычайных ситуаций на отдыхе, когда туристу может понадобиться компенсация или вмешательство «Турпомощи». Мое мнение таково: я однозначно не рекомендую заниматься скрытым формированием турпродукта, так как при выявлении данного факта может быть применена даже уголовная ответственность. И ст.10 49-ФЗ это строго регулирует».

Третье. Турагенты будут нести ответственность за непередачу денежных средств туроператору.

Закон с 1 января 2017 г. устанавливает, что турагенты будут нести ответственность за непередачу денежных средств туроператору. «Для агентов это правило может обернуться новой головной болью, - комментирует Дмитрий Морозов. - Почему? Потому что, с одной стороны, 49-ФЗ устанавливает, что турагент действует по поручению туроператора, то есть агент выполняет действия по подбору тура, реализации тура, получению денег и передачу их туроператорской компании. А с другой стороны, установив, что турагент отвечает перед туристом за передачу денег туроператору, можно сделать вывод, что агент выполняет уже поручение туриста, а не оператора. Получается, что закон содержит в себе противоречие. С одной стороны, турагент является агентом туроператора, а с другой стороны - турагент является агентом туриста.

Положение может обернуться новой головной болью для турагентов, поскольку закон содержит в себе противоречия. С одной стороны, турагент является агентом туроператора, а с другой стороны - агентом туриста

То есть, какой теперь договор заключать турагенту с туроператором? Поручения? Что логично. Туроператор заключает турагентский договор, по которому поручает турагенту реализовать турпродукт, или туроператор заключает с туристом договор реализации. Или наоборот? Если турагент несет финансовую ответственность перед туристом, тогда какой нужен договор? Получается, что агентский договор от туриста к турагенту, по которому агент покупает продукт для туриста. Но это же не купля-продажа. Агент как бы заключает с туроператором договор реализации турпродукта, по которому туроператор реализует его через агента для конкретного физического лица. И в этом есть нестыковка. Какое будет правоприменение данной нестыковки - пока сложно предугадать, но в моем понимании, это явная коллизия норм в одном и том же законе. Я за четкие и понятные договорные отношения в конкретном сегменте и за защиту прав потребителя. Надеюсь, что нам до января 2017 г. удастся обратить внимание законотворцев на данное положение и попытаться принять меры по их урегулированию.

Пользуясь тем, что на турагентов теперь будет возлагаться определенная ответственность, со стороны туроператоров могут начаться злоупотребления в виде перекладывания любой ответственности на плечи агентов.

И еще один момент, вызывающий обеспокоенность. Пользуясь тем, что на турагентов теперь будет возлагаться определенная ответственность, со стороны туроператоров могут начаться злоупотребления в виде перекладывания любой ответственности на плечи агентов и в полном объеме, закрывая глаза на установленное разграничение ответственности, и “притягивая за уши” все остальные виды ответственности. Чем это грозит турагентам? Например, решения не в пользу агентов при судебных разбирательствах. Очевидно, что операторские компании владеют огромным штатом профессиональных юристов, в то время как агенты зачастую в этом плане уязвимы. Особенно независимые турфирмы. Совет здесь может быть такой - заранее озаботиться юридической поддержкой и быть готовым к тому, что подобные случаи вполне реально могут возникнуть. Предупрежден - значит вооружен», - резюмирует эксперт.