Масштабные чс. Чрезвычайные ситуации: определение, классификация и принципы защиты населения при ЧС. Ч резвычайные ситуации по происхождению классифицируются на

Человек называет себя «царем природы», и надо признать, что в этом присутствует значительная доля истины. За каких-то пятьдесят тысяч лет мы прошли впечатляющий путь от звериных шкур и каменного топора до атомного реактора и полетов в космос. Несмотря на несомненные достижения, современный человек так же беспомощен перед мощью стихии, как и его далекий предок кроманьонец. Силы природы настолько велики, что перед ними бессильно все могущество наших технологий.

На Земле ежегодно происходят сотни и тысячи различных природных катастроф, опасных и чрезвычайных ситуаций: ураганы, смерчи, пожары, наводнения, землетрясения и др. Их жертвами становится большое количество людей. Более того, сама хозяйственная деятельность человека является источником серьезной потенциальной опасности. Ее результатом часто бывают чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые могут по своим последствиям превзойти любые ураганы или землетрясения. В качестве примера можно привести Фукусиму или Чернобыль.

Еще больше опасностей и разрушений несут войны, являющиеся сами по себе страшным бедствием. Кроме опасностей, возникающих при ведении военных действий, они приводят к потокам беженцев и настоящим гуманитарным катастрофам, в основном от которых страдает гражданское население. Только с начала 90-х годов в мире произошло 38 локальных военных конфликтов и 41 небольшая война.

Далеко не всегда можно понять причины чрезвычайных ситуаций или предотвратить их, но вот бороться с последствиями разгула стихии и помогать пострадавшим от нее мы не только способны, но и обязаны. В каждой стране существует специальная структура (или несколько), в задачи которой входит ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, а также помощь в чрезвычайных ситуациях гражданскому населению.

В нашей стране подобные обязанности выполняет Министерство чрезвычайных ситуаций (МЧС) Российской Федерации. Решение ввести или нет режим чрезвычайной ситуации на определенной территории принимает Правительство РФ, МЧС или специальные комиссии. Работа специальных служб, государственных структур, органов местного самоуправления, а также других учреждений и организаций в условиях ЧС регулируется федеральным законом (ФЗ) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

Что такое чрезвычайная ситуация?

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка, которая сложилась на определенной территории в результате техногенной аварии, природного явления или стихийного бедствия. Как правило, она несет угрозу жизни и здоровью людей, уничтожает материальные ценности, наносит ущерб природной среде и народному хозяйству.

В СМИ часто используется термин «экстремальная ситуация» (ЭС), которым обозначают различные происшествия: ДТП, пожары, нештатные ситуации на производстве и др. В этих ситуациях (ЭС и ЧС) много общего, однако ЧС по своему масштабу куда значительней и несет более серьезные последствия.

В описаниях чрезвычайных ситуаций встречаются слова «авария», «катастрофа», причем используются они в качестве синонимов. Это не совсем корректно. Авария – нештатная ситуация, связанная с техникой или механизмами. Например, поломка производственной линии, крушение транспортного средства, утечка химических веществ. Масштабы подобных происшествий очень сильно варьируются. Катастрофа – более широкий термин, он обозначает трагическое происшествие со значительным ущербом и, как правило, с массовым поражением и гибелью людей.

Существующие классификации чрезвычайных ситуаций

В настоящее время существует несколько классификаций чрезвычайных ситуаций. Исходя из характера причин ЧС, их можно разделить на две большие группы:

  • конфликтные;
  • бесконфликтные.

К первой группе относятся все виды ЧС, вызванные военными действиями, конфликты на религиозной и национальной почве, террористические акты, разгул преступности, революции, беспорядки и др. Это чрезвычайные ситуации, причиной которых являются деструктивные действия человека или конфликты между группами людей. К ЧС второго вида относятся аварии и катастрофы в промышленности и чрезвычайные ситуации природного характера, а также экологические бедствия.

Чрезвычайные ситуации бывают ненамеренными и намеренными. В последнем случае обычно идет речь о терактах.

Важнейшим фактором, по которому классифицируется и оценивается чрезвычайная ситуация, является ее масштаб и размер ущерба, нанесенного ЧС. Здесь оцениваются последствия чрезвычайных ситуаций: величина очага поражения, потери среди населения, ущерб, нанесенный инфраструктуре и окружающей среде. Данный аспект очень важен для планирования и проведения аварийно-спасательных и других работ.

Ущерб от чрезвычайных ситуаций может быть прямым и непрямым (косвенным). К первому виду относится стоимость разрушений и повреждений, ущерб от выхода из строя объектов хозяйственной деятельности, нанесение вреда природным ресурсам, потеря трудоспособности работников из-за увечий. Косвенный ущерб: экономические потери из-за остановки хозяйственной деятельности, затраты на ликвидацию последствий ЧС, социальное обеспечение населения, пострадавшего при введении чрезвычайного положения и др. Нередко косвенный ущерб куда больше прямого и может оказывать негативное влияние на экономику страны в течение десятилетий.

Исходя из классификации по степени ущерба, ЧС бывают:

  • Локального характера. В этом случае зона ЧС не выходит за территорию объекта, где случилось происшествие. Число погибших не превышает десяти человек, а ущерб – 100 тыс. рублей;
  • Муниципального характера. Зона ЧС не выходит за границы населенного пункта или же города федерального значения. Число пострадавших не превышает 50 человек, а размер ущерба – 5 млн рублей;
  • Межмуниципального характера. При такой чрезвычайной ситуации зона поражения распространяется на несколько населённых пунктов, количество пострадавших превышает 50 человек, а материальный ущерб составляет свыше 5 млн рублей;
  • Регионального характера. Число пострадавших свыше 50, но не более 500 человек, а размер ущерба – больше 5 млн рублей, но не превышает 500 млн рублей. При этом чрезвычайная ситуация не выходит за границы одного субъекта РФ;
  • Межрегионального характера. В этом случае зона ЧС затрагивает сразу несколько федеральных субъектов, количество пострадавших не более 500 человек, а размер ущерба не превышает 500 млн рублей;
  • Федерального характера. К этой группе относится чрезвычайная ситуация, в результате которой количество пострадавших превышает 500 человек либо размер материального ущерба составляет более 500 млн рублей.

Существуют и трансграничные чрезвычайные ситуации, когда, например, авария или катастрофа происходит за пределами российских границ, но поражающие факторы оказывают пагубное влияние и на нашу территорию. Несколько лет назад на китайском предприятии произошла утечка ядовитых веществ, которые затем попали в российскую часть Амура.

Также чрезвычайные ситуации мирного времени классифицируются по характеру поражающего действия (фактор ЧС). Это момент очень важен, ибо именно природа источника ЧС определяет характер проведения аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий в зоне бедствия. Источник бедствия может быть:

  • тепловой;
  • механический;
  • биологический;
  • радиационный;
  • химический.

По природе возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на:

  • природные;
  • техногенные;
  • экологические;
  • социальные;
  • комбинированные.

По скорости развития событий чрезвычайные ситуации бывают:

  • внезапные – землетрясения, взрывы, транспортные аварии;
  • стремительные – пожары, выбросы радиоактивных или отравляющих веществ;
  • умеренные – наводнения, извержения вулканов.

Природные чрезвычайные ситуации: общее описание и особенности

Самый обширный класс ЧС, в который входят бедствия, вызванные стихийными силами природы. К данной группе относятся землетрясения, засухи, смерчи, сели, пыльные бури, ураганы, снежные лавины в горах, извержение вулканов и много другое. Она настолько многочисленна, что для удобства была разбита на несколько подгрупп.

Например, есть чрезвычайные ситуации, вызванные гидрометеорологическими явлениями, такими как сильный ветер, слишком обильные осадки, снегопады, засухи и др. Предупреждением ЧС этого типа в нашей стране занимается Росгидрометцентр.

Климатические природные явления – самый частый виновник возникновения ЧС на планете. Более того, именно они ответственны за большинство жертв, которые приходятся на природные ЧС. По данным ООН, эта цифра достигает 90%.

Второй тип природных чрезвычайных ситуаций – это опасные геофизические явления, такие как землетрясения и извержения вулканов. Им нет равных по разрушительной способности. Сильное землетрясение вполне может уничтожить большой город, став причиной гибели сотен тысяч человек. Не меньшей разрушительной мощью обладают и вулканы – судьба римского города Помпеи является наглядным тому доказательством.

К сожалению, мы пока не можем уверенно предсказывать такие губительные природные явления, поэтому защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций данного типа очень сложна. Остается только бороться с их последствиями. Почти 40% территории России относится к зоне повышенной сейсмической опасности, причем на 9% могут случаться землетрясения магнитудой до 7-8 баллов.

Еще одной опасной подгруппой природных ЧС являются геологические чрезвычайные ситуации. К ним относятся оползни, сели, просадки почвы, лавины, пыльные бури.

В отдельную подгруппу природных ЧС относятся различные морские стихийные явления: тайфуны, цунами, сильные штормы, интенсивный дрейф льдов. Понятно, что подобные чрезвычайные ситуации опасны для прибрежных районов, кроме того, они наносят значительный ущерб судоходству и морским промыслам.

Также к природным чрезвычайным ситуациям относится массовое поражение сельскохозяйственных животных и растений различными заболеваниями или вредителями. Данные ЧС хоть и не приводят к гибели людей и разрушению материальных объектов, но они чреваты значительными экономическими потерями. Профилактикой подобных чрезвычайных ситуаций этого типа и борьбой с ними занимаются ветеринарные службы.

Традиционной для России чрезвычайной ситуацией природного характера являются лесные пожары. Этому способствуют огромные площади лесных массивов на территории нашей страны. Ежегодно фиксируется от 10 до 30 тыс. пожаров различной площади и сложности. Они наносят огромный ущерб экономике страны.

Техногенные чрезвычайные ситуации, их описание и особенности

К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, связанные с нештатными ситуациями на различных технических объектах: заводах, электростанциях, трубопроводах, хранилищах, транспорте и др. Эта группа также довольна многочисленна и неоднородна. В нее входят различные виды ЧС, отличающиеся как своим характером (поражающими факторами), так и масштабами.

Наиболее сложными и опасными считаются аварии, которые могут привести к выбросу ядовитых химических или радиоактивных веществ. Подобные инциденты несут значительную угрозу здоровью людей и окружающей природной среде. Не менее опасны утечки биологически опасных веществ.

К техногенным ЧС относятся аварии на транспорте, пожары на промышленных объектах, обрушения зданий и сооружений.

Особо опасны чрезвычайные ситуации, связанные с критической инфраструктурой населенных пунктов: аварии электросетей, городских очистных сооружений, тепловых сетей и др. Современный человек очень зависит от всего этого, отключение в большом городе электричества хотя бы на сутки полностью нарушает нормальный ритм его жизни. Такие ЧС отнюдь не являются редкостью.

Еще один вид опасных техногенных ЧС — это аварии на гидротехнических сооружениях: плотинах, дамбах. Они могут привести к многочисленным жертвам и затоплению значительных территорий.

Экологические ЧС и их влияние на флору и фауну

Экологические чрезвычайные ситуации – создание обстановки на определенной территории, которая пагубным образом действует на растительный и животный мир, а также общее состояние водной, воздушной среды. Причиной этого вида ЧС может быть серьезная техногенная авария или же стихийное бедствие, неэффективная (а то и попросту варварская) хозяйственная деятельность человека.

Примером техногенной аварии, которая привела к возникновению экологического ЧС, могут служить трагические события на Чернобыльской АЭС, их результатом стало отчуждение огромных территорий. Однако бездумное отношение человека к природе приводит к бедствиям и чрезвычайным ситуациям гораздо чаще, чем аварии. Например, выработка недр является причиной проседания почвы, оползней и обвалов, а вырубка лесов уменьшает биоразнообразие, вызывает сели и наводнения. Масштабные выбросы парниковых газов в атмосферу могут серьезно повысить уровень Мирового океана и затопить прибрежные территории.

Чрезвычайные ситуации социального характера

Подобный тип ЧС возникает в результате острого конфликта между социальными группами. Причины такого бедствия абсолютно разные: политические или религиозные противоречия, тяжелое экономическое положение в стране, социальная несправедливость. К чрезвычайным ситуациям социального характера относят революции, уличные беспорядки, вооруженные конфликты.

Часто к социальным ЧС также относят и терроризм, считающийся своеобразной формой политической борьбы. Следствия террористических атак весьма серьезны, причем они не только несут материальный ущерб и убивают неповинных людей, но и создают в обществе атмосферу страха и недоверия. В настоящее время проблема глобального терроризма стоит очень остро, ее можно назвать одним из главных вызовов современной цивилизации.

Для предотвращения террористических атак или ликвидации их последствий могут привлекаться внутренние войска и другие воинские формирования.

Предотвращать чрезвычайные происшествия социального характера довольно сложно, ибо причины их возникновения очень субъективны и не всегда понятны. Для устранения и предупреждения социальных потрясений, необходима серьезная комплексная работа специальных служб, политиков, медиков, психологов, средств массовой информации. Бедность, безработица, отсутствие перспектив, неравенство и беззаконие – это питательная среда различных социальных взрывов и междоусобиц.

Чрезвычайные ситуации комбинированного характера

ЧС данного вида – это совокупность чрезвычайных ситуаций сразу нескольких вышеописанных типов, которые наблюдаются на определенной территории. Причем комбинации различны. Очень часто техногенные или природные ЧС приводят к массовым беспорядкам или даже вооруженным конфликтам. Например, одной из предпосылок начала беспорядков в Сирии, переросших затем в гражданскую войну, стала значительная засуха, приведшая к нехватке и удорожанию продуктов питания. Подобные истории нередко происходили и в прошлом: непосредственной причиной революции 1917 года в России были перебои подвоза хлеба в Петербург.

Техногенные аварии часто приводят к экологическим катастрофам, протесты и беспорядки нередко наблюдаются в районах пострадавших при ведении боевых действий.

Комбинированный характер ЧС значительно затрудняет защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидацию ее последствий.

Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Как же защитить граждан и минимизировать ущерб от ЧС? Есть ли единый универсальный рецепт защиты населения от столь различных по своей природе катастроф и бедствий? И на кого возложены функции борьбы с чрезвычайными ситуациями?

В нашей стране государственную политику в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций осуществляет специальная структура – МЧС. Данное министерство проводит нормативно-правовое регулирование в этой области, а также осуществляет надзор и контроль в сфере гражданской обороны. Это военизированная организация, которой позволено приобретать и использовать оружие.

В 1995 году для противодействия стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям была создана РСЧС - единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В ее состав входят ресурсы и силы центральных органов власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, организаций, которые занимаются вопросом защиты территорий и населения от ЧС.

РСЧС нацелена на выполнение двух функций:

  • предупреждение бедствий и снижение возможного ущерба от ЧС;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других необходимых работ в зоне ЧС.

Система предупреждения и ликвидации ЧС имеет иерархическую структуру, она разделена на несколько уровней. На каждом из них созданы органы управления, силы и средства для решения необходимых задач и проведения мероприятий по защите населения и территорий.

Важнейшим элементом предупреждения чрезвычайных ситуаций и борьбы с их последствиями является гражданская оборона (ГО). Это целый комплекс мероприятий по защите населения и материальных ценностей от опасностей, возникающих в результате военных действий или же техногенных аварий и природных ЧС. Гражданскую оборону можно назвать одной из важнейших функций любого государства, которое по своему значению не уступает поддержке адекватной обороноспособности страны.

В задачи гражданской обороны входит:

  • оповещение населения о возможной угрозе нападения противника, применения им ОМП, техногенных авариях, стихийных бедствий и порядке действий в подобных ситуациях;
  • подготовка укрытий и защитных сооружений;
  • обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;
  • при необходимости служба гражданской обороны организует эвакуацию населения в безопасные районы;
  • обеспечение защиты запасов продовольствия, систем водоснабжения, сельскохозяйственных животных от заражения ядовитыми и радиоактивными веществами, а также биологическими средствами;
  • обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;
  • силы ГО обязаны иметь заблаговременный план защиты той или иной территории.

Структура ГО построена по производственному и территориальному принципу. Руководитель любого предприятия является и начальником его гражданской обороны. Аналогичное правило действует и для административно-территориальных образований. Руководитель ГО несет ответственность за готовность территории или объекта противостоять чрезвычайным ситуациям, авариям и стихийным бедствиям.

Наш мир — очень опасное и непредсказуемое место. Человек обязан помнить об этом и быть готовым в любой момент противостоять грозным силам природы или машинам, вышедшим из-под его подчинения. В этом вопросе работа государственных экстренных служб, безусловно, очень важна, но куда большее значение имеет наша способность встретиться лицом к лицу с разыгравшейся стихией.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Безопасность

На территории России эксплуатируется около 2300 объектов повышенной опасности. Аварии и катастрофы на них в среднем происходят один раз в 10-15 лет с ущербом более 2 млн. долларов, раз в 8 - 12 месяцев с ущербом до 1 млн. долларов и раз в 15 - 45 дней с ущербом до 100 тыс. долларов.

Основными объектами, на которые приходится большая часть ЧС, являются радиационно-, химически-, пожаро- и взрывоопасные объекты.

В РФ эксплуатируется 11 АЭС, на которых функционирует 34 реактора общей мощностью 18213 Мвт. Еще 6 АЭС находятся в стадии строительства. Только в 30-и километровой зоне вокруг действующих АЭС проживает более 1 млн. человек. Вследствие радиационных аварий происшедших в разные годы в Кыштыме на НПО “Маяк” и в Чернобыле в России к настоящему времени суммарная площадь зон радиоактивного загрязнения местности в пределах внешних границ зон жесткого контроля достигает 32 тысяч кв.км.

Другим источником опасности являются предприятия химической промышленности. В Российской Федерации находится более 1900 химически опасных объектов, расположенных в основном в девяти регионах (Московском, С.Петербургском, Нижегородском, Башкирском, Поволжском, Северо_Кавказском, Уральском, Кемеровском и Ангарском) с населением в зонах опасности около 39 млн человек. Наиболее опасная химическая обстановка складывается в Москве, Волгограде, Дзержинске, Иркутске, Самаре, Кемерово, Новосибирске, Омске, Перми, Уфе и Челябинске). Ежегодно в химических отраслях промышленности происходит около 1500 некатегорированных аварий, связанных с утечкой взрывоопасных и вредных продуктов с загораниями, взрывами и выбросами.

По территории 5 областей (Самарской, Саратовской, Томбовской, Воронежской и Белгородской) проходит аммиакопровод Тольятти - Одесса протяженностью 1252 км, который одновременно вмещает 125 тыс тонн сильнодействующего ядовитого вещества – аммиака

Большую потенциальную опасность на территории страны представляют нефте- и газопромыслы, а также трубопроводы: Уренгой-Помары-Ужгород, Уренгой-Покровск-Новомосковск, Саратов-Н.Новгород и др. Общая протяженность газопроводов более 300 тыс. км.

Продолжают оставаться источником опасности железные дороги России, на которых ежегодно при перевозке опасных грузов фиксируется около 1000 аварийных происшествий и инцидентов.

Всего же на территории РФ ежегодно происходит по техногенным причинам более 1300 ЧС, в крупнейших из которых погибает около 1500 человек, а 25 тысяч человек являются пострадавшими в той или иной степени . Материальный ущерб от этих ЧС составляет более 1 млрд. долларов. Эти потери по данным РАН возрастают с каждым годом в среднем на 10%.

В техногенной сфере сохраняется высокий уровень аварийности, а по отдельным видам производств наблюдается ее рост, в том числе на системах жизнеобеспечения, магистральных трубопроводах. Это происходит в связи с ростом масштабов и сложности производства и сопутствующим ему наличием большого количества неблагоприятных факторов:


  • нерациональным, с точки зрения техногенной безопасности, размещением потенциально опасных объектов по территории страны;

  • низкими темпами внедрения ресурсо- и энергосберегающих, других технически совершенных и безопасных технологий;

  • просчетами в технической политике проектирования, строительства, модернизации и эксплуатации потенциально опасных объектов;

  • недостаточной развитостью транспортных и других коммуникационных сетей страны;

  • значительным прогрессирующим износом основных производственных фондов, достигающим в ряде отраслей 80–100%;

  • снижением профессионального уровня работников и производственной дисциплины; упадком проектно-конструкторского дела и качества труда;

  • увеличением объемов производства, транспортировки, хранения, другого использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий;

  • отсутствием или низким качеством систем контроля обстановки по опасным факторам и оповещения о ней, систем диагностики, локализации или подавления аварийных ситуаций, других систем технологической безопасности;

  • снижением уровня техники безопасности, недостатком средств защиты персонала; сокращением числа работников сферы обеспечения безопасности и объектовых аварийно-спасательных служб;

  • незавершенностью построения и малоэффективным функционированием систем декларирования, лицензирования и страхования потенциально опасной деятельности; недостаточным охватом экспертизой проектов потенциально опасных объектов.

Другим источником постоянной опасности для большой части населения являются стихийные бедствия, такие как наводнения, ураганы, землетрясения, сели, природные пожары и др. Наиболее распространенными опасными природными явлениями в мире являются : тропические штормы и наводнения (по 32%), землетрясения (12%), засухи – 10% другие природные процессы (14%). Среди континентов мира наиболее подверженными действию опасных природных процессов являются:


  • Азия (38%)

  • Северная и Южная Америка (26%),

  • Африка (14%),

  • Европа (14%)

  • Океания (8%).
За последние пятьдесят лет количество природных катастроф на Земле увеличилось почти в три раза.

На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений 1 . Наибольший ущерб на территории России приносят различные наводнения.

Территории подверженные действию селенных потоков - это Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Краснодарский и Ставропольский края, а также Магаданская, Сахалинская и Камчатская области.

Кроме того, негативные, часто катастрофические последствия, несут землетрясения. Подобные бедствия для территории России характерны в таких сейсмоопасных районах как Северный Кавказ, Забайкалье, Приморье, Сахалин, Курилы и Камчатка.

В Российской Федерации продолжает сохраняться тенденция ежегодного роста числа ЧС, обусловленных опасными природными явлениями, стихийными бедствиями, авариями и техногенными катастрофами. Растет ущерб от этих происшествий. Остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения. Наносится вред окружающей природной среде.

Основными причинами сохранения и усугубления значительной природной опасности являются:


  • увеличение антропогенного воздействия на окружающую природную среду, провоцирующего или усиливающего негативные последствия опасных природных явлений;

  • изменение некоторых параметров биосферы, атмосферы, гидросферы и суши;

  • нерациональное размещение объектов хозяйственной деятельности и расселение людей в зонах потенциальной природной опасности;

  • недостаточная эффективность, неразвитость или отсутствие систем мониторинга окружающей природной среды, ослабление государственных систем наблюдения за вулканическими, сейсмическими, экзогенными процессами, гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями;

  • низкая достоверность прогнозирования опасных природных явлений, отсутствие теоретической или практической возможности прогнозировать некоторые из них;

  • отсутствие или плохое состояние гидротехнических, противооползневых, противоселевых и других защитных инженерных сооружений, а также защитных лесонасаждений;

  • недостаточные объемы и низкие темпы сейсмостойкого строительства, укрепления зданий и сооружений в сейсмоопасных районах ;

  • свертывание мероприятий, проводящихся для снижения накапливающегося угрожающего потенциала некоторых опасных природных явлений (предупреждение градобитий, предупредительный спуск лавин и т.д.);

  • снижение активности специализированных государственных служб по проведению санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-эпизоотических и других профилактических мероприятий в области инфекционной заболеваемости и распространения вредителей;

  • незавершенность и недостаточная детализация районирования территории страны по критериям природной опасности, отсутствие или недостаточность кадастров потенциально опасных районов (регулярно затапливаемых, особо сейсмоопасных, селеопасных, лавиноопасных, оползневых, карстовых, цунамиопасных и др.).
Рост чрезвычайных ситуаций природного характера в России составляет 6% в год. Стихийные бедствия и опасные природные явления наносят ежегодный ущерб, превышающий 1,5 млрд. руб., причем в отдельные наиболее тяжелые годы он возрастает в 3 раза.
Риск техногенных катастроф и величина экономического и социального ущерба от любых чрезвычайных ситуаций возрастают:

  • по мере увеличения числа потенциально опасных объектов на территории страны;

  • недостатка средств у государства и самого населения для предотвращения аварий;

  • недостаточного развития инфраструктуры, обеспечивающей своевременное осуществление спасательных мероприятий;

  • низкого профессионализма специалистов и недостаточной согласованности ведомств, отвечающих за безопасность.
Каждое государство должно принять комплексную программу докризисных мероприятий, повышающих толерантность страны к всевозможным природным и техногенным катастрофам, в которой должны быть предусмотрены организационные, технические, кадровые, информационные, образовательные составляющие. При этом обязательным условием снижения уязвимости общества к всевозможным катастрофам и бедствиям является снижение бедности и рост экономического благосостояния всего населения, противопоставленные нынешней тенденции усиления расслоения общества.

Проблема предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера остается весьма актуальной.



Рисунок 1. Прогноз ЧС природного и техногенного характера на территории РФ на 2012 г

М ЧС России отмечает повышенные риски в 2012 году сильных землетрясений магнитудой свыше 7,5 на Сахалине, Курилах и в Камчатском крае, которые могут вызвать цунами высотой до 8 метров, прогнозируют весной 2012 года сложную паводковую обстановку на территории Сибирского и Приволжского федеральных округов из-за низких уровней воды в реках.

Чрезвычайные ситуации в мире и России

Чрезвычайные ситуации в мире.

Войны, циклоны, землетрясения, цунами, вспышки болезней, голод, радиационные аварии и разлив химических веществ - все это чрезвычайные ситуации, которые неизменно оказывают огромное воздействие на здоровье населения. Внутренние чрезвычайные происшествия в медицинских учреждениях, такие как пожары и прекращение подачи электроэнергии или воды, могут нанести ущерб зданиям и оборудованию и воздействовать на сотрудников и пациентов. Причины прекращения работы больниц во время конфликтов включают вынужденное решение персонала покинуть учреждение из-за отсутствия безопасности, а также мародерство и хищение оборудования и лекарств.

Сильное землетрясение, унесшее жизни десятков тысяч людей в Пакистане в 2005 г., также разрушило многие медицинские учреждения.

В 2005 году ураган «Катрина» привел к катастрофе, потребовавшей эвакуации и долгосрочного перемещения сотен тысяч лиц по всему американскому побережью Мексиканского залива. Землетрясение 2005 года в Пакистане вызвало оползни, которые похоронили под собой целые деревни, завалили дороги во многих районах и оставили без крова миллионы людей.

В 2008 г. 321 стихийное бедствие унесло жизни 235 816 человек, что почти в четыре раза выше, чем общее ежегодное среднее число жертв за предыдущие семь лет. Это увеличение вызвано только двумя явлениями: по данным Международной стратегии ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий (МСУОСБ) циклон Наргис оставил после себя в Мьянме 138 366 погибших или пропавших без вести, а сильное землетрясение в китайской провинции Сычуань стало причиной смерти 87 476 человек.

В Азии, более всего пострадавшем континенте, находятся девять из 10 стран с наибольшим числом людей в мире, погибших в результате стихийных бедствий. Согласно МСУОСБ, наводнения, наряду с другими погодными явлениями, в прошлом году продолжали оставаться самыми частыми стихийными бедствиями. Конфликты во всем мире также стали причиной огромных людских страданий и увеличили до крайности напряженность для медицинских служб.

Стихийные бедствия имеют также огромные экономические последствия. Согласно оценкам, в 2008 г. стоимость разрушений в результате стихийных бедствий составила 181 млрд. долл. США - более чем в два раза больше ежегодной средней стоимости в размере 81 млрд. долл. США за 2000-2007 годы. Землетрясение в Сычуани, по оценкам, нанесло ущерб на сумму приблизительно 85 млрд. долл. США, а ураган Айк в Соединенных Штатах Америки - приблизительно 30 млрд. долл. США.

«Резкое увеличение людских и экономических потерь в результате стихийных бедствий в 2008 г. вызывает тревогу. Печально то, что эти потери можно было бы значительной мере избежать, если бы здания в Китае, особенно школы и больницы, были сделаны более сейсмоустойчивыми. Эффективная система раннего оповещения наряду с хорошей готовностью местного населения также спасли бы много жизней в Мьянме, если это было бы сделано до циклона Наргис», - сказал Salvano Briceno, директор Секретариата Стратегии Организации Объединенных Наций по уменьшению опасности стихийных бедствий.

Несмотря на то, что всего 11% людей, подвергающихся опасности стихийных бедствий, проживают в развивающихся странах, на них приходится более 55% случаев смерти в мире из-за стихийных бедствий. Различия в воздействии свидетельствуют о наличии значительных возможностей для сокращения числа случаев смерти людей в результате стихийных бедствий в развивающихся странах, причем главной составляющей в этих трагедиях является бездействие людей.

В данный момент Америке растёт число штатов на восточном побережье, где действует режим чрезвычайной ситуации из-за карибского урагана «Айрин». 65 миллионов человек в вероятной зоне бедствия.

В штате Северная Каролина сильнейшие дожди с порывами ветра до 140 километров в час подняли на Атлантике волны в несколько метров, в результате некоторые районы затоплены, 250 тысяч домов без света.

И это последствия урагана, который, по оценкам синоптиков, уже ослаб. 1 балл из 5 возможных по шкале опасности.

Тем не менее, принудительная эвакуация объявлена, в частности, в Нью-Йорке - в тех районах, которые находятся ближе к воде. В ближайшее время прекратит работу общественный транспорт. Не принимают самолёты все 3 аэропорта. Несколько рейсов из Москвы в Нью-Йорк отменены 27 и 28 августа 2011г.

Но это только часть картины. Происходит много событий меньших масштабов, которые вызывают еще больше людских страданий, например в случае автомобильных аварий и пожаров. В результате дорожных аварий ежегодно гибнут 1,2 миллиона человек, или более 3200 человек в день, и еще 20-50 миллионов человек ежегодно получают травмы или остаются инвалидами. По крайней мере 90% несчастных случаев со смертельным исходом в результате дорожных аварий и пожаров происходит в странах с низким и средним уровнями доходов. Только от пожаров ежегодно гибнут 300 000 человек.

Вспышки инфекционных болезней могут вызывать чрезвычайные ситуации со значительным числом случаев смерти и огромными страданиями. В течение 12-и месяцев до 31 мая 2008 г. ВОЗ подтвердила 162 вспышки инфекционных болезней в 75 странах во всем мире. Более трети всех вспышек произошли в Азии. Они включили холеру, другие диарейные болезни, корь, геморрагическую лихорадку и другие острые возникающие болезни.

«Риск вспышек часто предполагается очень высоким в условиях хаоса после стихийных бедствий, и страх, вероятно, возникает от ощущаемой связи между телами мертвых людей и эпидемиями. Однако факторы риска возникновения вспышек после стихийных бедствий связаны, главным образом, с перемещением населения (как правило, связанным с конфликтом)». Даже небольшое число случаев конкретной болезни может создать впечатление, что здоровье людей подвергается значительному риску, которое может привести к серьезным политическим, социальным и экономическим последствиям.

Инфекционные болезни являются главной причиной смерти и болезни детей в местах конфликтов, особенно среди беженцев и внутренне перемещенных лиц.

Больше всего в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий страдают люди в развивающихся странах, особенно в странах, где царит нищета и где отсутствуют ресурсы, необходимые для преодоления последствий голода, наводнений и землетрясений.

Во время бедствий и чрезвычайных ситуаций необходимы согласованные действия международного сообщества. ООН предпринимает срочные меры по оценке безотлагательных потребностей мужчин, женщин и детей. Управление по координации гуманитарных вопросов (УКГД) оказывает содействие учреждениям, отвечающим за доставку гуманитарной помощи. Совместно со своими ключевыми партнерами, включая Международный комитет Красного Креста (МККК), другие учреждения ООН и неправительственные организации (НПО), УКГД занимается распределением продуктов питания, обеспечением доступа к безопасной воде и санитарии, поддержанием инициатив в области здравоохранения, предпринимаемых на уровне общин, возобновлением работы школ с надлежащей инфраструктурой.

Всемирная продовольственная программа (ВПП) - учреждение ООН, которое занимается районами, охваченными гуманитарным кризисом - творчески подошла к решению сложной логистической задачи по доставке продовольственной помощи. В 2005 году МПП была на переднем крае всех чрезвычайных операций, от Дарфура и землетрясения в Пакистане до продовольственного кризиса в Нигере и мер в связи с последствиями цунами в Азии. В сотрудничестве с национальными правительствами, другими учреждениями ООН и НПО МПП проводит оценку неотложных потребностей (ОНП) для решения проблем, вызванных гуманитарным кризисом: сколько людей пострадало в результате чрезвычайной ситуации? Могут ли люди прокормить себя? Какие ответные меры будут наиболее адекватными?

Стихийные бедствия разрушительны для всех, кто их переживает, однако больше всех страдают дети. Они чаще, чем взрослые, пропадают без вести во время катастроф или умирают от недостаточного питания, травм и болезней. Они могут осиротеть или оказаться разлученными со своими семьями, лишиться школьного образования или подвергнуться различным видам жестокого обращения, включая насилие по признаку пола. Несмотря на то, что чрезвычайные ситуации становятся все более сложными, а их влияние все более разрушительным, Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) по-прежнему полон решимости предоставлять помощь ради спасения жизней детей, пострадавших в результате бедствий, и защищать их права при любых обстоятельствах.

Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) координирует международную деятельность по защите беженцев и лиц, перемещенных внутри их собственных стран. Главной задачей данного учреждения является защита прав и обеспечение благополучия внутренне перемещенных лиц или тех, кто покинул свою страну, спасаясь от войны или насилия. Так, УВКБ оказывало поддержку сотням тысяч людей, которые покинули свои дома во время конфликта в западном Судане и восточном Чаде. Несмотря на то, что доставка беженцам таких вещей, как палатки, одеяла, полимерная пленка и мыло в стране, не имеющей выхода к морю, представляла сложнейшую логистическую задачу, в рамках программ УВКБ удалось обеспечить людей всем необходимым: от временного убежища для семей до уборных, пунктов оказания медицинской помощи, школ и колодцев.

Самые крупные операции, последовавшие за цунами в Азии и землетрясением в Пакистане, были организованы УВКБ. Тысячи перемещенных лиц получили временное жилье и помощь в организации жизни лагерей.

Последствия землетрясений, подъемов уровня воды или цунами носят серьезный и долгосрочный характер. Те, кому удалось выжить, сталкиваются с трудностями из-за разрушенных дорог, недостатка продовольствия и смерти родственников. Созданная ООН Международная стратегия уменьшения опасности бедствий оказывает помощь в реабилитации в период после бедствия. Стратегия, в основе которого лежит партнерство, использует глобальный подход при решении задачи снижения опасности стихийных бедствий. Это предусматривает привлечение индивидуумов и общин к ликвидации нанесенного природными катастрофами социально-экономического ущерба и ущерба окружающей среде.

Чрезвычайные ситуации в России.

1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их возможные последствия

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

На поверхности Земли и в прилегающих к ней слоях атмосферы происходит множество сложнейших физических, физико–химических, биохимических, геодинамических, гелиофизических, гидродинамических и других процессов, сопровождающихся обменом и взаимной трансформацией различных видов энергии. Эти процессы лежат в основе эволюции Земли, являясь источником постоянных преобразований в облике нашей планеты. Человек не в состоянии приостановить или изменить ход этих процессов, он может только прогнозировать их развитие и в некоторых случаях оказывать влияние на их динамику.

Россия, имеющая чрезвычайно большое разнообразие геологических, климатических и ландшафтных условий, подвержена воздействию более 30 видов опасных природных явлений. Наиболее разрушительными из них являются наводнения, подтопления, эрозия, землетрясения, оползни, сели, карсты, суффозии, горные удары, снежные лавины, ураганы, штормовые ветры, смерчи, сильные заморозки, различные мерзлотные явления. Наибольшую опасность представляют собой землетрясения. Только за последние годы на территории Российской Федерации произошло более 120 землетрясений. Два из них – на Курилах 4 октября 1994 г. и в пос. Нефтегорск 27 мая 1995 г. были очень сильными и привели к человеческим жертвам, сильным разрушениям объектов социальной и промышленной инфраструктуры в эпицентральных районах, а также к разрывам, трещинам, оползням и другим деформациям земной поверхности.

К другим опасностям геологического происхождения относятся оползни, обвалы, сели, абразия, переработка берегов водохранилищ, мерзлотные процессы. Возможность поражения оползнями и селевыми потоками территорий отдельных районов Северного Кавказа, Поволжья, Забайкалья и Сахалина достигает 70–80 % от их общей площади. В стране воздействию этих процессов подвержено более 700 городов. Суммарный ежегодный ущерб от них составляет десятки миллиардов рублей. Относительно менее опасными из–за меньших объемов и скоростей одновременного перемещения масс горных пород и воды являются процессы плоскостной и овражной эрозии, переработка берегов водохранилищ и морей, набухание грунтов. Они не приводят к гибели людей, но экономические потери от их развития могут быть сопоставимы (как правило, в связи с необратимой потерей земель) с природными катастрофами. В отдельные годы ущерб от этих процессов может составлять 8–9 млрд долл.

Из атмосферных процессов наиболее разорительными и опасными являются шквалы, ураганы, тайфуны, град, смерчи, сильные ливни, грозы, метели и снегопады, от которых часто страдают некоторые районы Дальнего Востока (Магаданская область и Сахалин), а в европейской части России – Брянская, Калужская, Владимирская, Нижегородская, Саратовская области и Республика Мордовия.

Из всех природных процессов и явлений самый большой экономический ущерб наносят наводнения, тропические штормы, засухи и землетрясения, они же являются наиболее опасными для жизни и здоровья людей.

Анализ развития природных опасностей сегодня позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на научно–технический прогресс, защищенность людей и материальной сферы от грозных явлений и процессов природы не повышается. Ежегодный прирост числа погибших от природных катастроф в мире составляет 4,3 %, пострадавших – 8,6 %, а величины материального ущерба – 10,4 %.

Техногенные опасности и угрозы человечество ощутило и осознало несколько позже, чем природные. Лишь с достижением определенного этапа развития техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловлена наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически, пожаро–и взрывоопасных технологий и производств. Таких производств только в России насчитывается около 45 тыс. Возможность возникновения аварий на них в настоящее время усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, невыполнением необходимых ремонтных и профилактических работ, падением производственной и технологической дисциплины.

1. Радиационно опасные объекты

В России действует 10 атомных электростанций (АЭС), 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, 8 научно–исследовательских организаций, работающих с ядерными материалами, 9 атомных судов с объектами их обеспечения, а также около 13 тыс. других предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе. Практически все АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В их 30–километровых зонах проживает более 4 млн человек. Кроме того, большую опасность для населения представляет система утилизации ядерных отходов, получаемых на этих объектах.

2. Химически опасные объекты

В Российской Федерации функционирует более 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Более 50 % из них используют аммиак, около 35 % – хлор, 5 % – соляную кислоту. На отдельных объектах одновременно может находиться до нескольких тысяч АХОВ. Суммарный запас АХОВ на предприятиях страны достигает 700 тыс. т. Многие из этих предприятий располагаются в крупных городах с населением свыше 100 тыс. человек или вблизи них. Это прежде всего предприятия химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.

3 Пожаро–и взрывоопасные объекты

В нашей стране насчитывается свыше 8 тыс. пожаро–и взрывоопасных объектов. Наиболее часто взрывы и пожары происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Они приводят, как правило, к разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительному материальному ущербу.

4 Газо- и нефтепроводы

В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км магистральных нефтепроводов, около 350 тыс. км промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций. Большая часть магистральных газопроводов, нефтепроводов и неф–тепродуктопроводов введена в строй в 60-70–е гг. прошлого века. Поэтому сегодня доля нефтепроводов со сроком эксплуатации более 20 лет составляет 73 %, из них значительная часть эксплуатируется более 30 лет. Из этого следует, что существующая сеть нефтепроводов в значительной степени выработала свой ресурс и требует серьезной реконструкции. Основными причинами аварий на трубопроводах являются подземная коррозия металла (21 %), брак строительно–монтажных работ (21), дефекты труб и оборудования (14), механические повреждения (19 %).

5 Транспорт

Ежегодно в Российской Федерации различными видами транспорта перевозится более 3,5 млрд т грузов, в том числе железнодорожным – около 50 %, автомобильным – 39, внутренним водным – 8, морским – 3 %. Ежесуточные перевозки людей превышают 100 млн человек: по железной дороге – 47 %, автотранспортом – 37, авиацией – 15, речными и морскими судами – 1 %. Наиболее опасен автомобильный транспорт, при эксплуатации которого погибает в среднем 33,415 чел. на 1 млрд пассажирокилометров. Для сравнения, в авиации этот показатель равен 1,065 чел. В железнодорожных авариях людские потери значительно ниже. Следует также отметить, что транспорт является серьезным источником опасности не только для пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок около 12 %.

6 Гидротехнические сооружения

В настоящее время на территории Российской Федерации эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ (в том числе 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд м3) и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), что может создать немало проблем. Они расположены, как правило, в черте или выше по течению крупных населенных пунктов и все являются объектами повышенного риска. Их разрушение может привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, множества городов, сел и объектов экономики, к длительному прекращению судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства.

7 Объекты коммунального хозяйства

В жилищно–коммунальном хозяйстве нашей страны функционирует около 2370 водопроводных и 1050 канализационных насосных станций, примерно 138 тыс. трансформаторных подстанций, свыше 51 тыс. котельных. Протяженность водопроводных сетей составляет приблизительно 185 тыс. км, тепловых (в двухтрубном исчислении) – 101 тыс. км и канализационных – около 105 тыс. км.

На объектах коммунального хозяйства ежегодно происходит около 120 крупных аварий, материальный ущерб от которых исчисляется десятками миллиардов рублей. В последние годы каждая вторая авария происходила на сетях и объектах теплоснабжения, а каждая пятая – в системах водоснабжения и канализации.

Основные причины техногенных аварий и катастроф заключаются в следующем:

Возрастает сложность производств, часто это связано с применением новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, опасных для жизни человека веществ и оказывающих сильное воздействие на компоненты окружающей среды;

Уменьшается надежность производственного оборудования и транспортных средств в связи с высокой степенью износа;

Нарушение технологической и трудовой дисциплины, низкий уровень подготовки работников в области безопасности.

Кроме того, иногда причинами ряда аварий и техногенных катастроф являются различные опасные природные процессы и явления

Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения вероятности возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

Рациональное размещение производительных сил и поселений на территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

Предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения накапливающегося разрушительного потенциала;

Предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

Разработка и осуществление инженерно–технических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

Обучение производственного персонала и повышение технологической и трудовой дисциплины;

Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

Декларирование промышленной безопасности;

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

Проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

Государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

Информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Список литературы:

Гражданская защита: понятийно–терминологический словарь / Под ред. Ю.Л.Воробьева. – М.: Одлайст, 2001.

Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Под ред. Г. Н. Кириллова. – М.: Институт безопасности и риска, 2002.

Смирнов А. Т., Васнев В. А. Основы военной службы: учебное пособие. М.: Дрофа, 2004.

Опасные геологические природные явления: лавины, оползни, обвалы, карстовые явления, эрозии земли характерны для Северного Кавказа, Урала, Восточной Сибири, Приморья, Сахалина, Кольского полуострова, Поволжья, Забайкалья. В зоне воздей­ствия этих процессов находится около 725 российских городов. За счет эрозионных процессов страна теряет ежегодно свыше 500 млн. тонн плодородной почвы. Пло­щадь пахотных земель уменьшается каждый год на 100-150 тысяч гектаров по при­чине возникновения оврагов. Ежегодный суммарный прирост сети оврагов составляет 20 тысяч километров.

Много бед России приносят сильные ветры: ураганы, штормы, шквалы, смерчи, тайфуны, «Бора». В зимнее время они сопровождаются резким понижением темпе­ратуры воздуха, снежными заносами, гололедом, пыльными бурями. Весной и летом приносят грозы, ливни, засуху.

В России на территории Республики Калмыкии возникла первая и единственная в Европе пустыня. Ее площадь составляет примерно 1 млн. гектаров.

Засухи характерны для Поволжья, Северного Кавказа, Восточной Сибири. В годы сильной засухи страна недополучает примерно 25% зерна по сравнению со среднева-ловым сбором.

Особое место в ЧС России занимают наводнения. Они стоят на первом месте по объему наносимого ущерба. Наводнения бывают каждый год в виде половодий, па­водков, ветрового нагона, вследствие ливневых дождей, интенсивного таянья снега и льда, заторов и зажоров на реках. Угрозе наводнений подвержены 750 городов и несколько тысяч населенных пунктов. Примерно 500 тысяч квадратных километров страны могут оказаться под водой.



Общие вопросы

Содержание | Index

Для регионов Дальнего Востока характерны тропические циклоны. В среднем на Тихоокеанском побережье России ежегодно выходит 5-6 циклонов, иногда это число доходит до 8-10. Нередко они приводят к образованию высоких нагонных волн, кото­рые обрушиваются на прибрежные районы.

Общенациональной трагедией России являются лесные пожары. Ежегодно их воз­никает примерно 30 тысяч. Они охватывают площадь около 5 млн. гектаров. В 1998 году зарегистрировано 25 тысяч лесных пожаров, выгорело 2,45 млн. гектаров леса.

На территории России сохраняются природные очаги инфекционных заболеваний чумы, оспы, холеры, сибирской язвы, лихорадки. Нередки случаи возникновения эпи­демий, эпизоотий, эпифитотий.



Наряду с описанными природными ЧС на территории России остается высокой угроза возникновения ЧС техногенного характера, которые связаны с производствен­ной или хозяйственной деятельностью человека.

В 2001 году в Росси было зарегистрировано более 600 техногенных ЧС.

ЧС возникают в России постоянно. Ста­тистика последних лет свидетельствует об устойчивой тенденции роста числа ЧС. Основ­ными причинами возникновения ЧС являются:

Продолжающийся недопустимый износ производства, особенно технологическо­
го оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов, до­
стигающий в некоторых отраслях промышленности 90% и более;

Резкое снижение техники безопасности промышленного производства, качества
сырья и изготовляемой продукции;

Недостаточный выпуск и низкий уровень приборов обнаружения и контроля опас­
ных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от
этих факторов;

Низкая технологическая надежность систем обеспечения безопасности в про­
мышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, а также систем управ­
ления;

Низкая культура производства, снижение компетенции и ответственности специ­
алистов вредных и потенциально опасных предприятий, в частности, за счет оттока
квалифицированных кадров;

Снижение уровня фундаментальных и прикладных исследований в сфере обе­
спечения жизнедеятельности страны;

Увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически, радиацион-
но, биологически опасных веществ и технологий;

Недостаточность и несогласованность в осуществлении мероприятий по пред­
упреждению и предотвращению аварий и катастроф, снижению людских потерь и ма­
териального ущерба;

Низкий уровень и большие сроки внедрения новых безопасных ресурсо- и энер-


Глава 1 Общие вопросы

Содержание | Index 127

госберегающих технологий во всех отраслях экономики, низкие темпы автоматизации технологических процессов и противоаварийной защиты;

Размещение на территории страны вредных производств и потенциально опас­
ных объектов вблизи от жилых зон и систем их жизнеобеспечения;

Просчеты в технической политике, проектировании, строительстве и модерниза­
ции высокорисковых предприятий;

Динамика социальных проблем в зонах возможного возникновения ЧС;

Недостаточный контроль и надзор за состоянием потенциально опасных произ­
водств и объектов;

Резкое снижение объемов строительства и производства коллективных и инди­
видуальных средств защиты персонала промышленных объектов и населения;

Отсутствие локальных систем оповещения об авариях на потенциально опасных
объектах;

Сокращение числа работников, ответственных за решение вопросов обеспече­
ния безопасности, предупреждения и ликвидации ЧС;

Недостаточная эффективность деятельности аварийно-спасательных служб;

Отсутствие необходимых объемов резервов, предназначенных для ликвидации
аварий и катастроф.

К числу факторов, повышающих опасность вредного воздействия перечисленных явлений, можно отнести: возможные при ЧС паника, распространение ложных прово­кационных слухов, неповиновение должностным лицам и представителям власти; бла­гоприятные условия для совершения специфических в данных условия правонаруше­ний (кражи, грабежи, иные преступные действия); групповые и одиночные побеги осуж­денных и лиц, содержащихся под стражей, при их эвакуации из опасной зоны в силу ослабления режима охраны; групповые правонарушения и массовые беспорядки.

Источниками военной опасности в современных условиях, как и в прошлом, явля­ются: острые международные противоречия; гонка вооружений, быстрое качественное совершенствование оружия и настойчивые поиски путей создания новых его видов на иных физических принципах, сохранение сильных армий в различных государствах мира; наличие мощных, находящихся в высокой боевой готовности группировок воо­руженных сил как отдельных государств, так и их сообществ; наличие во многих стра­нах могущественных милитаристских политических сил - приверженцев военных ре­шений межгосударственных проблем; двойные стандарты в истолковании принципов и положений международного права, оценке конкретных военно-политических акций тех или иных государств.

Главную роль в профилактике и ликвидации последствий ЧС играет государство.

Масштабные чрезвычайные ситуации это местные, федеральные, региональные, территориальные и локальные чрезвычайные ситуации. Для ликвидации таких ситуаций нужна помощь вышестоящих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Рассмотрим статистику масштабных чрезвычайных ситуаций произошедшие за период 2000-2011 гг. поле подробно.

В 2000г. произошли следующие события:

В Волжском районе, 4 апреля, была просадка грунта, площадь до 300м2, глубина до 10м, на 24-ом километре железной дороги Помары-Илеть. При этом перекрыли движение поездов на 8 часов, материальный ущерб был400 тыс. руб.

который сопровождался дождем с крупным градом, повреждены кровли зданий сельскохозяйственных предприятий, строения.

В Оршанском районе, 27 июля, из-за сильного дождя с градом и шквалистым ветром, были уничтожены посевы сельскохозяйственных культур площадью 1829га, материальный ущерб составил 1 млн. руб.

В Звениговском районе (детский оздоровительный лагерь на оз. Таир),

27 июля, из-за отключения электричества прекратили горячее водоснабжение, произошло массовое заболевание детей острой кишечной инфекцией. Пострадало 79 детей и 1 взрослый.

В Звениговском районе, 1 августа, из-за града с дождем, пострадали посевы сельскохозяйственных культур, площадью 2118 га.

больные классической чумой, заразилось 213 голов, 57 голов было забито, а 68 голов захоронено.

В 2001г.:

В Горномарийском районе (на р. Волга в районе д. Мумариха), 25 апреля, из-за нарушения правил эксплуатации с танкером Волга-Нефть-39

и катером БТТ-23, произошло столкновение. Утонули 2 члена экипажа катера, и сам катер.

В Новоторъяльском районе, 18 мая, из-за ураганного ветра, были разрушены хозяйственные постройки, снесены кровли, оборваны провода электропередачи. Ущерб составил 480 тыс. руб.

В 2002г.:

В Звениговский районе, 11 июня, из-за жаркой и сухой погоды, крупный лесной пожар. Площадь пожара составила 240 га.

В Медведевском районе, 25 июля, вследствие жаркой и сухой погоды произошел лесной пожар. Площадь пожара составила 600 га.

В 2003г.:

В 13 районов республики, 3 июня, из-за неблагоприятных погодных условий (морозы, осенняя засуха, весенние заморозки, поздняя вегетация)

вымерзли сельскохозяйственные культуры. Площадь убыток составила 47,4 тыс. га. Материальный ущерб 111,6 млн. руб.

В 2004г.:

было отключено 50 трансформаторных подстанций, нарушено нарушение электроснабжение в 51 населенном пункте, повреждено 245 м газопровода, 10 высоковольтных опор и 24 ЛЭП 10 кВ.

В г. Йошкар-Ола, 9 декабря, произошел пожар в лакокрасочном цехе ЧП «Салтанов» (ФГУП «Хладокомбинат»). Погибло 15 человек. Пострадало 11 человек.

В 2005г.:

В Моркинском районе, 22 июля, вследствие сильного дождя. На дорогах д. Малый Шорьял, образовались ямы глубиной до 1,5 м. Было разрушено 3 плотины противопожарных прудов. Материальный ущерб составил 1,2 млн. руб.

В Звениговском районе, 29 августа, из-за курения в нетрезвом состоянии, возник пожар. Погибло 2 ребенка 2000 и 2002 годов рождения, 3 человека пострадали, из них 2 детей.

В Горномарийском районе, 10 ноября, вследствие грубого нарушения правил дорожного движения, произошло крупное дорожно-транспортное происшествие. Произошло лобовое столкновение автомобиля ЗИЛ-131 и «Газель» погибло 6 человек, 11 человек госпитализированы.

В 2006г.:

В Звениговском районе, 7 июня, из-за жаркой и сухой погоды, произошел лесной пожар. Площадь пожара составила 157,4 га.

В г. Йошкар-Ола, 23 июля, при нарушении скоростного режима, автомобиль ВАЗ-21102 выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем «International» с прицепом. Погибло 5 человек, 1 человек с тяжелыми повреждениями доставлен в реанимацию.

В 2007г.:

В Звениговском районе, 27 января, при нарушении правил дорожного движения произошло лобовое столкновение автомобилей ГАЗ-3307 и ВАЗ-21093. Погибло 5 человек.

В Оршанском районе, 23 апреля, вследствие подмыва грунта, произошла просадка колодца канализационной насосной станции. Из за чего вышел из строя канализационный коллектор, который обеспечивает 80% хозяйственно-бытовых стоков п. Оршанка с населением более 6 тыс. человек.

В Медведевском районе, 15 июня, из-за сильного ураганного ветера. Произошло разрушение кровли 4 жилых домов, частичное разрушение кровли 22 жилых домов и 9 дачных домов. Нарушилось электроснабжение д. Юж-Сапарово.


Рисунок 1. — Статистика масштабных ЧС

В Волжском районе, 9 октября, по причине грубого нарушения правил дорожного движения, произошло крупное дорожно-транспортное происшествие. Столкновение грузового автомобиля «DEFA-1045» и рейсового автобуса ПАЗ 672. Пострадало 29 человек, погиб водитель автомобиля «DEFA-1045».

В 2008г.:

В Куженерском районе, 21 июля, из-за сильного дождя, который сопровождался сильным ветром. Повреждены крыши многоэтажных жилых домов, бани, повреждены линии электропередач, газопровод. повалено до 100 м3 леса.

В 2009г.:

В Волжском районе, 22 мая, произошло дорожно-транспортное происшествие. Погибло 2 человека, 15 человек пострадали.

В Звениговском районе, 15 июня, вследствие лесного пожара. Повреждена площадь леса 216,1га. Материальный ущерб составил 2 млн. 780,67102 тыс. рублей.


Рисунок 2 – Среднемноголетнее распределение ЧС

По анализу масштабных чрезвычайных ситуаций, которые происходили за последние десять лет на территории Российской Федерации, можно увидеть, что они как происходили, так и происходят.

Самыми масштабными техногенными чрезвычайными ситуациями по своим последствиям стали пожары, при каждом из которых погибло более двух человек. 1

Для того, что бы сделать по минимуму масштабные чрезвычайные ситуации нужно применить выполнить следующее:

1. Изменить или дополнить действующие нормативные правовые акты Российской Федерации;

2. Изменить нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и органов управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение в соответствии с пунктом «б» статьи 3. Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»;

3. Применить принципы организации управления экономическим обеспечением: централизованного руководства, комплексности, плановости и контроля, взаимосогласованности и заблаговременности;

4. Проанализировать правовое регулирование и организацию управления на основе создания отраслевых моделей экономического обеспечения масштабных ЧС определенного вида и единого перечня средств ликвидации ЧС;

5. Развитие в экономическом обеспечении правовых основ для ликвидации масштабных ЧС и др.

6. Органами управления по ликвидации масштабных ЧС: является органы государственной власти; органы управления территорией.

7. Построение этапов формирования правовых и организационных основ для ликвидации масштабных ЧС:

— 1-го до создания органов управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;

— 2-го — после создания этих органов;

— 3-го при плановом проведении работ;

— 4-го — при переходе к отмене мер и временных ограничений.

В результате реализованного комплекса мер количество масштабных чрезвычайных ситуаций в прошлом году сократилось на 13,5%, а гибель людей уменьшилась на 14,9%. 1

2 Оценка последствий и выводы

Трагедия в Баренцевом море стала первым серьезным испытанием для президента Путина. 12 августа 2000 года в результате взрыва в торпедном отсеке в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск». Погибли все члены экипажа – 118 человек. Президент Владимир Путин прервал отпуск, который он проводил в Сочи.
Трагедия наглядно показала, что аварийно-спасательные силы и средства Северного флота не боеготовы, а власти и военное руководство страны не способны организовать спасательную операцию. К помощи иностранных специалистов решили не прибегать, а своими силами не справились. Между тем, по мнению офицеров-подводников, находившиеся в последних отсеках моряки были живы после взрыва еще довольно длительное время и их можно было спасти. Впрочем, Генпрокуратура пришла к противоположным выводам.

Из первоначальных версий гибели субмарины, рассматриваемых правительственной комиссией: столкновение с другим подводным кораблем, подрыв на морской мине и нештатная ситуация в первом отсеке, – в итоге остановились на третьей. Следствие пришло к выводу, что к трагедии привел взрыв торпеды в первом отсеке. Примечательно, что через год, когда поднимали «Курск», именно первый отсек оставили на дне.

Инфраструктура энергетики, большей частью доставшаяся ещё с советских времен, начала сыпаться с угрожающей скоростью.

Так получилось, что главные проблемы пришлись под занавес десятилетия. Всего страшного, что произошло за 10 лет, можно не упомнить, но странное совпадение пугает: все самые главные аварии пришлись именно под занавес – в последние годы тучных 2000-х.

Вспомним хотя бы аварию на подстанции «Чагино», произошедшую в мае 2005 года. Тогда Россия, и прежде всего Москва, Подмосковье и другие близлежащие регионы, впервые познакомилась с английским определением «блэкаут». Свет погас, телевизоры сникли, холодильники потекли, а жизнь практически остановилась, информация – только по радио… Сумма ущерба составила тогда 2,5 млрд. руб., но это чисто теоретически, реально же ущерб никто не подсчитывал.

17 августа 2009 года произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Итоги – 75 погибших, ущерб, по предварительным оценкам, – 30–40 млрд. руб.

В Междуреченске Кемеровской области на угольной шахте «Распадская» – крупнейшей в России – произошла авария. Первый взрыв произошел 8 мая 2010 года в 23.55 по местному времени, второй – 9 мая, уже после того, как в шахту спустились спасатели. Взрывами было разрушено несколько наземных строений шахты. В результате погиб 91 человек – шахтеры и спасатели. За медицинской помощью обратились, по данным Сибирского регионального центра МЧС, 142 пострадавших. По предварительным расчетам, затраты по восстановлению шахты составят около 280 млн. долл., что включает в себя компенсационные социальные выплаты, затраты по ликвидации пожара и откачке воды, стоимость проектных и ремонтных работ, приобретение основных средств, а также подготовку угольных пластов к добыче. Но и эти данные, вероятно, будут уточняться.

Лето прошлого вообще стало испытанием для всей страны. Невиданная жара привела к тому, что огнем были охвачены 22 субъекта России, в семи регионах указом президента был объявлен режим чрезвычайной ситуации (ЧС). Произошло около 30 тыс. лесных и торфяных возгораний на общей площади более 1,6 млн. га. Жертвами стихии стали более 50 человек. Без крова остались более 3,5 тыс. жителей страны из разных регионов.

Но даже под самый Новый год проблемы не закончились. Начиная с 26 декабря 2010-го из-за снегопада, массового обледенения проводов и падения деревьев на линиях электропередачи в Центральной России было обесточено около 4,4 тыс. населенных пунктов, в которых проживают 900 тыс. человек. Значительная часть из них встретила без света как новогодние, так и рождественские праздники. Энергетический коллапс затронул крупнейший аэропорт страны «Домодедово». Около 30 тыс. человек оказались заложниками и стихии, и разгильдяйства чиновников разного уровня.