Конкурсное производство отсутствующего должника. Пошаговая инструкция по банкротству отсутствующего должника. Упрощенная система банкротства: преимущества и нюансы

Банкротство отсутствующего должника - это упрощенная процедура банкротства, которая применяется, если гражданин-должник или руководитель организации-должника, фактически прекратившей деятельность, отсутствует либо определить его место нахождения невозможно (п. 1 ст. 227 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ). То есть данная процедура применяется как к организациям, так и к физическим лицам, включая ИП (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51).

Процедура банкротства отсутствующего должника также может быть применена к юридическому лицу, если место нахождения ее руководителя известно, в ситуации, когда:

  • имущества организации-должника недостаточно, чтобы покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или если в течение последних 12 месяцев не было операций по счетам должника;
  • имеют место иные признаки того, что должник деятельность не ведет (ст. 230 Закона N 127-ФЗ).

Напомним, что организация считается фактически прекратившей свою деятельность и подлежащей исключению из ЕГРЮЛ, если она в течение последних 12 месяцев (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ , п. 1 ст. 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ):

  • не представляла отчетность по налогам и сборам;
  • не проводила операции ни по одному из своих банковских счетов (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 100).

Подать заявление о признании отсутствующего должника банкротом может или уполномоченный орган. При этом сумма задолженности значения не имеет. А если признаки отсутствующего должника были обнаружены в ходе наблюдения (реструктуризации долгов гражданина), то подать заявление о переходе к упрощенной процедуре должен арбитражный управляющий (п. 1,3 ст. 227 Закона N 127-ФЗ).

На основании одного из указанных заявлений арбитражный суд в течение месяца выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо о реализации имущества гражданина. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, а также реструктуризация долгов физического лица при такой упрощенной процедуре банкротства не применяются (п. 1 ст. 228 Закона N 127-ФЗ). Вместе с тем возможно заключение мирового соглашения.

Финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника

При банкротстве отсутствующего должника неизбежно встает вопрос о финансировании этой упрощенной процедуры. Потому что хотя должник и отсутствует, погасить судебные расходы кто-то должен.

По общему правилу если в ходе банкротства имущества должника оказывается недостаточно, то расходы по делу ложатся на плечи заявителя (п. 1,3 ст. 59 Закона N 127-ФЗ). Поэтому уполномоченный орган (к примеру, налоговый орган) может подать заявление о признании отсутствующего должника банкротом, только если есть вероятность обнаружения у него имущества, за счет которого можно будет возместить расходы по делу о банкротстве. Более того, уполномоченный орган должен предоставить тому доказательства и приложить их к заявлению в суд (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91).

Также, прежде чем подавать заявление, налоговый орган должен оценить вероятность того, что в результате банкротства должника удастся погасить его задолженность по обязательным платежам. А иначе и в суд идти незачем (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67). Если шансов на взыскание долгов нет, то ИФНС может просто исключить недействующую организацию из ЕГРЮЛ (ст. 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Если же с заявлением в суд обращается конкурсный кредитор, то он же будет и финансировать расходы по делу о банкротстве либо третье лицо, допустим, другой кредитор (

Понятие отсутствующего должника. Термин «отсутствующий должник» (далее - ОД) распространяется на следующих должников:

1) гражданин-должник, который отсутствует или установить его место нахождения невозможно;

2) юридическое лицо, которое фактически прекратило свою деятельность, а его руководитель отсутствует или установить его место нахождения невозможно;

3) юридическое лицо, имущество которого заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве;

4) юридическое лицо, по банковским счетам которого в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции этого лица, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской

или иной деятельности. В доказательство отсутствия должника могут быть представлены: исполнительный лист с отметкой о невозможности взыскания, справка налоговой инспекции о непредставлении должником отчетной документации налоговым органам, документ органа связи о невозможности вручить должнику почтовую корреспонденцию. Согласно арбитражной практике, если истцом - уполномоченным органом не представлено доказательств осуществления ответчиком финансово-хозяйственной деятельности, ликвидация такого юридического лица должна осуществляться в соответствии с положениями о банкротстве отсутствующего должника.3

Типичными ОД являются «фирмы-однодневки», которые создаются недобросовестными лицами, в том числе по документам

2 По данным ФНС России, из примерно 280 тысяч ежегодно регистрируемых в России юридических лиц около 30-40 тысяч организаций (11-14%) не начинают осуществлять предпринимательской деятельности (М.: Интернет-портал «Федеральная налоговая служба», 2006. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/ document.php?id=20255&topic=root_nalog, свободный). На 1 октября 2006 года отчетность в ФНС не сдали (задержка на год и более) 1,175 миллиона организаций (примерно треть существующих).

подставных лиц, исключительно с целью уклонения от уплаты налогов и совершения противозаконных сделок, после чего прекращают свою деятельность, оставив налоговую задолженность.

Значение института банкротства ОД. Продолжение участия ОД в гражданском обороте невозможно по причинам отсутствия одного иди нескольких признаков юридического лица: организационного единства (органов управления), обособленного имущества. Поэтому упрощенная процедура банкротства таких лиц ускоряет их ликвидацию, уменьшает стоимость и трудоемкость процедур банкротства, но в то же время усиливает защиту интересов кредиторов по сравнению с общим порядком ликвидации (ст. 64 ГК).

Согласно данным статистики, в 2002 г. на рассмотрение арбитражных судов РФ поступило 81 251 заявление о признании банкротом ОД (более 98% всех заявлений о признании банкротом). В связи с отсутствием финансирования на протяжении нескольких лет банкротство таких лиц практически не осуществлялось, но с 2005 г. снова получило широкое распространение. В 2006 г. в 70 241 заявлении (76,8% от числа поступивших) заявлены требования о признании банкротами отсутствующих или ликвидируемых должников1.

Учитывая количество отсутствующих должников, их ликвидация в судебном порядке могла бы занять несколько лет и требовала бы выделения значительных бюджетных средств. Поэтому 4 июля 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 ГК РФ», предусматривающий процедуру внесудебного исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Это позволяет за короткий период и с минимальными затратами ликвидировать недействующие организации на основании решения регистрирующих (налоговых) органов, предоставив необходимые гарантии защиты прав и интересов таких организаций, их учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц. Следует отметить, что аналогичный внесудебный порядок прекращения юридических лиц существует в Швеции и Великобритании. Признаки недействующих юридических лиц: непредставление в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сбо

2 На эти цели государству потребуется только единоразово затратить порядка 100 млрд руб.: Доклад Председателя ВАС РФ В.Ф. Яковлева на совещании председателей арбитражных судов 11 февраля 2004 г. // Вестник ВАС РФ. - 2004. - № 4. - С. 13.

рах, и отсутствие в течение последних 12 месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету. При наличии у юридического лица указанных признаков регистрирующий (налоговый) орган вправе принять решение о его предстоящем исключении из ЕГ-РЮЛ. Решение подлежит обязательному опубликованию в «Вестнике государственной регистрации». Если в течение трех месяцев со дня опубликования, заинтересованными лицами будет представлено соответствующее заявление, внесудебная ликвидация прекращается. В противном случае регистрирующий орган не позднее четырех месяцев с даты публикации вносит в ЕГРЮЛ

запись об исключении недействующего лица.

В 2006 г. во внесудебном порядке было ликвидировано 255 000 организаций.

Внесудебный порядок исключения недействующего юридического лица из ЕГЗЮЛ по решению налогового органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней, в т. ч. признаки банкротства1. Если заявление о признании банкротом такого лица будет подано в арбитражный суд, оно возвращается заявителю, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принято ввиду поступления возражений или признано недействительным в судебном порядке. Если указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о банкротстве, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ2.

Особенности судебного этапа банкротства ОД. Нормы о банкротстве ОД содержатся в § 2 гл. XI Закона о банкротстве, ст. 52 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и ряде подзаконных актов, приведенных ниже.

Изменены условия подведомственности дела о банкротстве.

Арбитражный суд принимает заявление о признании ОД банкротом независимо от размера задолженности должника, т. е. даже в том случае, если задолженность составляет менее 100 тыс. руб.

Такое заявление может подать только кредитор или уполномоченный орган (но не сам должник). Если указанное заявление подает уполномоченный орган, то оно будет принято только при наличии средств для финансирования процедур банкротства, выделенных ему из бюджета1.

На практике возникают ситуации, когда заявление о банкротстве подается должником, имущество которого не позволяет покрыть расходы по делу о банкротстве, т.е. отвечает признакам отсутствующего должника. В связи с этим Президиум ВАС РФ рекомендует арбитражным судам руководствоваться следующим2. Во-первых, в этом случае арбитражный суд применяет положения о банкротстве отсутствующего должника. Если с заявлением в арбитражный суд обращается должник, имущество которого заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве, а также расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения своей деятельности, суд возвращает указанное заявление по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 44 Закона о банкротстве (отсутствие необходимых сведений об имеющемся у должника имуществе в объеме, достаточном для покрытия расходов по делу о банкротстве). Если арбитражным судом введена процедура наблюдения и указанное обстоятельство выявилось впоследствии, арбитражный суд прекращает производство по делу (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ) .

Сокращен срок рассмотрения дела. Он составляет 1 месяц вместо 7 месяцев, установленных по общему правилу.

Дело о банкротстве рассматривается судьей единолично.

Сокращено количество процедур банкротства. Ими могут быть только конкурсное производство и мировое соглашение.

Особенности конкурсного производства:

3 Судебная практика складывается таким образом, что при обращении с таким заявлением самого должника к нему не могут быть применены нормы Закона о банкротстве отсутствующего должника, в том числе при прекращении им финансово-хозяйственной деятельности, отсутствии у него средств для проведения процедур банкротства. См.: Филиппова Л.В. Применение Закона о банкротстве 2002 г. // Арбитражная практика. - 2004. - № 1. - С. 4.

а) персональное уведомление кредиторов о признании должника банкротом;

б) сокращенный срок для предъявления кредиторами требований - 1 месяц с даты получения уведомления (по общему правилу он составляет 2 месяца);

в) требования кредиторов направляются только конкурсному управляющему, без направления копии в арбитражный суд;

г) возможен переход от упрощенной процедуры к обычным процедурам банкротства при обнаружении конкурсным управляющим имущества должника;

д) во внеочередном порядке осуществляются только расходы на покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему1.

При обращении конкурсного кредитора с заявлением о банкротстве ОД отсутствует источник финансирования процедуры банкротства. Расходы на опубликование сведений, предусмотренных ст. 28, 54 Закона о банкротстве, возмещаются за счет средств кредитора-заявителя. В связи с этим ни кредиторы не заинтересованы в инициировании упрощенной процедуры банкротства, ни арбитражные управляющие - в ее проведении. Стимулом для управляющих в таких случаях становятся приобретение практического опыта, профессиональной репутации, создание лояльного отношения к себе со стороны соответствующих государственных органов2.

Особенности процедуры банкротства, проводимой по заявлению уполномоченного органа^. Заявление о признании должника банкротом должно содержать информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства, с указанием источника финансирования.

Вознаграждение конкурсного управляющего выплачивается единовременно и составляет 10 тысяч рублей. Кроме того, в целях поощрения активной деятельности управляющего, в случае обнаружения и реализации имущества должника, ему выплачивается 10 % денежных средств, полученных от продажи этого иму

3 Подробнее см.: Постановление Правительства РФ от 21.10.04 № 573 «О порядке и условиях финансирования отсутствующих должников» // РГ. - 2004. - 29 октября.

щества. Уполномоченный орган осуществляет также компенсацию определенных фактических расходов управляющего на проведение процедуры банкротства1. Однако на протяжении всего конкурсного производства управляющий не только трудится без вознаграждения, но и осуществляет все предусмотренные Законом о банкротстве действия за свой счет. Дело в том, что вознаграждение и компенсация осуществленных расходов выплачивается конкурсному управляющему только после завершения процедуры банкротства.

Поэтому на практике банкротство отсутствующих должников проводится за счет конкурсной массы иных должников, находящихся в тот же период времени под управлением конкурсного управляющего отсутствующего должника.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под терминами «ликвидируемый должник» и «отсутствующий должник» в конкурсном праве?

2. Каково значение института упрощенных процедур банкротства ликвидируемого и отсутствующего должников?

3. Каковы последствия ликвидации организации, отвечающей признакам ликвидируемого должника, без возбуждения конкурсного процесса?

4. Какие положения конкурсного права направлены на повышение защиты прав кредиторов ликвидируемого должника, и какие - на сокращение сроков его банкротства?

5. В чем заключаются особенности банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника?

6. В чем заключается процедура внесудебного исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц? Какие лица могут быть ей подвергнуты?

Еще по теме 16.2. Особенности банкротства отсутствующего должника:

  1. 8.1. Рассмотрение обоснованности требований заявителя к должнику как первая стадия судебного этапа банкротства
  2. 15.2. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей
  3. 14.1. Особенности банкротства градообразующих организаций
  4. 14.2. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций
  5. 14.6. Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций
  6. § 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
  7. 14.7. Особенности банкротства субъектов естественных монополий
  8. 15.3. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства
  9. 14.5. Особенности банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг
  10. 7.1. Особенности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом
  11. Особенности продажи предприятия как имущественного комплекса при несостоятельности (банкротстве) коммерческой организации

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

К упрощенным процедурам, применяемым в деле о банкротстве и регламентируемым гл. XI ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», относятся:

  • 1. банкротство ликвидируемого должника;
  • 2. банкротство отсутствующего должника.

Банкротство отсутствующего должника

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности в случаях:

  • 1. если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным,
  • 2. если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве,
  • 3. если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника,
  • 4. при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством РФ.

В случае обнаружения признаков отсутствующего должника в ходе наблюдения временный управляющий обязан подать заявление в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Арбитражный суд выносит соответствующее определение.

Арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются.

Конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему в порядке, установленном ст. 71 Федерального закона.

Дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего в отношении отсутствующего должника не осуществляется.

Конкурсный управляющий при обнаружении им имущества отсутствующего должника, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве, обязан направить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.

По ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд выносит определение о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной статьей 134 Федерального закона.

Процедура банкротства не представляет собой единичные случаи, достаточно большое количество компаний и физических лиц прибегают к ней в том случае, если их платежеспособность снизилась настолько, что не позволяет выплатить имеющиеся обязательства. Однако имеет место специфический случай, который требует отдельного рассмотрения - банкротство отсутствующего должника . Необходимость в данной процедуре возникает в том случае, если сам должник или его руководитель прекращает свою деятельность и исчезает. Если попытки установить его местонахождение не увенчаются успехом, кредитор или другой уполномоченный орган имеет право подать заявление на начало процедуры по признанию его банкротства. Рассмотрим ее особенности и этапы более подробно.

Что представляет собой банкротство отсутствующего должника?

Разработан ряд нормативных актов, в которых рассмотрена освещающая банкротство отсутствующего должника пошаговая инструкция, так же как и особенности проведения данной процедуры.

Для того чтобы юридическое лицо было в судебном порядке признано отсутствующем оно должно удовлетворять следующим признакам:

  • по факту перестало вести свою деятельность;
  • отсутствует информация о том, где находится сам руководитель организации, также как и его офис и имеющееся на балансе имущество;
  • неизвестен адрес проживания или временного проживания руководства организации.

В данном случае для признания банкротства такого должника не принимается во внимание размер его обязательств. Достаточным является выполнение условия, в соответствие с которым срок отсутствия выплат по задолженности превышает один год (это проявляется в отсутствии движения денежных средств по счетам в течение двенадцати месяцев).

Инициатором подачи заявление о банкротстве подобного должника может выступать либо кредитор, либо уполномоченный государственный орган. Сам должник не может воспользоваться статусом отсутствующего и подать соответствующего рода заявление. Если он появился и желает объявить себя банкротом, то проводимая процедура имеет стандартную схему, включающую в себя все предусмотренные законом . Единственным исключением из этого правила является ситуация, в которой выполняются следующие условия:

  • хозяйственная деятельность прекращена;
  • движение по счетам не осуществлялись в течение как минимум двенадцати месяцев;
  • суммарная стоимость имущества меньше, чем требуемые расходы.

В данном случае может быть принято заявление и от самого дебитора.

Ограниченное число возможных инициаторов судебного разбирательства по поводу присвоения статуса банкрота представляет собой одну из основных особенностей данной процедуры. После подачи заявления в Арбитражный суд проходит месяц до того момента, как отсутствующий должник признается банкротом, что влечет за собой ликвидацию организации и начало . Есть еще один вариант развития событий, при котором может быть объявлено об отсутствии должника. В том случае если во время назначенный временный управляющий ставит суд в известность о том, что имеются какие-либо признаки отсутствующего должника, происходит переход к упрощенной процедуре банкротства в установленные сроки (в течение месяца). Этот промежуток времени предназначен для того, чтобы поставить в известность кредиторов отсутствующего должника и получить выставляемые ими требования. Их удовлетворение происходит в порядке очередности.

Таким образом, признается финансовая несостоятельность отсутствующего должника, после чего применяются соответствующие меры.

Используемые упрощенные процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника означают, что стадии, направленные на восстановление экономического положения организации (такие как финансовое оздоровление и внешнее управление) в данном случае пропускаются. Следовательно, на его проведение уходит гораздо меньше времени, чем при обычной процедуре признания банкротства.

Как только конкурсный управляющий приходит к выводу, что имеется имущество должника, достаточное для погашения судебных расходов по его делу, то он направляет соответствующее ходатайство в суд, после чего начинаются процедуры, которые относятся к делу о банкротстве.

Следует отметить, что проведение данного судебного разбирательства имеет ряд отличий от обычной процедуры признания банкротства. В частности, все судебные издержки в данном случае покрываются государственным уполномоченным органом, который подает соответствующее заявление. Именно он должен заплатить госпошлину и вознаграждение привлеченному управляющему по результатам проделанной работы.

Важно помнить, что в роли отсутствующего должника может выступать как юридическое лицо, так и физическое.

Также подчеркнем, что при привлечении арбитражного управляющего для ведения дел отсутствующего должника его ответственность не подвергается дополнительному страхованию.

Таким образом, можно сделать вывод, что согласно нормам, прописанным в , установление банкротства может быть осуществлено при выполнении хотя бы одного из двух оснований:

  • местоположение должника неизвестно и не может быть установлено;
  • с момента прекращения предпринимательской деятельности дебитора, приносящей прибыль, прошло более одного года.

Отдельно стоит отметить порядок, по которому признается отсутствующим физическое лицо. В данном случае действуют процедуры, отличные от тех, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ в отношении признанных судом безвестно отсутствующих граждан. Достаточным основанием является прекращение ведения предпринимательской деятельности, доказанная неплатежеспособность, отсутствие движения денежных средств по счету в течение последнего года, наличие недостаточного для покрытия обязательств имущества.