Как законно сократить срок отбывания наказания? Одобрен закон о новом порядке зачета дней в сизо в срок лишения свободы

Изменяется порядок зачета времени содержания лица под стражей.

В настоящее время для фигурантов уголовных дел отбытый в СИЗО срок засчитывается по правилу "день за день". Это правило сохранится для получивших срок в тюрьмах, колониях особого и строгого режима. При этом один день, проведенный в СИЗО, будет приравниваться к полутора дням отбывания наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии; двум дням в колонии-поселении.

Не предусматривается распространение зачета дней проведения под стражей до суда для террористов, рецидивистов, а также помилованных осужденных к смертной казни.

Изменения касаются и периода содержания обвиняемого под стражей до вступления в законную силу решения суда при отбывании наказания в дисциплинарной воинской части. Теперь - из расчета один день за полтора дня. В случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста - один день за два дня, для исправительных работ и ограничения по военной службе - один день за три дня. При обязательных работах один день содержания под стражей будет засчитываться за восемь часов обязательных работ.

Закон о пересчете сроков наказания с учетом содержания в СИЗО будет иметь большее значение, чем амнистия, заявил его инициатор, глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

Этот закон круче, чем любая амнистия, я бы даже сказал, в несколько раз, - пояснил парламентарий, - он как имеет обратную силу, так и направлен вперед, в отличие от амнистии.

Дело в том, что закон будет иметь обратную силу. Перерасчет будет касаться тех, кто на сегодняшний день находятся в СИЗО, однако тех, кто уже вышел - нет.

Долгожданная реформа, по его словам, необходима, чтобы "не было желания использовать следственные изоляторы для каких-то неблаговидных целей".

Сейчас часто наказание происходит до приговора суда, что, конечно, никуда не годится. И за это время из человека недобросовестные правоохранители выбивают либо показания, либо выбивают тот или иной бизнес - такие истории, к сожалению, редко, но случаются, - констатировал глава комитета.

На сегодняшний день наши следственные изоляторы достаточно в тяжелом состоянии, здания устарели, считает Крашенинников.

Надеюсь, что данная новелла также приведет к более взвешенному подходу при избрании такой меры пресечения, как взятие под стражу, - заключил Крашенинников.

Работа над этим проектом закона велась ровно 10 лет, отметил ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин. Наконец, документ дождался своего часа при разборе нижней палатой "законодательных завалов", которые накопились с прошлых созывов.

Кстати, аналогичные законодательные нормы действуют в странах СНГ, Австрии, Дании, Германии, Швейцарии, Испании, Норвегии, Японии, КНР и других.

Екатерина Шульман

Этот законопроект был внесен еще 20 июня 2008 года, то есть он в Думе находится ровно 10 лет. Глава Комитета по законодательству Павел Владимирович Крашенинников – его основной автор (остальные соавторы – Москалькова, Хинштейн, Шайденко и др. – добавились позже) и тот человек, который прилагал все возможные, но до последнего момента безрезультатные усилия, чтобы этот проект продвинуть.

Интересно, что первоначальный отзыв правительства на проект в 2008 году был положительным: правительство предлагало принять его в первом чтении с незначительными поправками во втором. Он подписан Сергеем Собяниным – руководителем аппарата правительства при Путине-премьере. Тем не менее, до первого чтения проект добрался только в феврале 2015 года, а ко второму никак не мог подойти из-за сопротивления правоохранительного сообщества. Теперь они одобрен во втором, решающем чтении, сохранив свою концепцию. Можно рассчитывать на его окончательное одобрение в третьем чтении в Совете Федерации и у президента в ближайшие недели.

Применение нового закона будет адекватно масштабной амнистии: большое количество людей выйдут на свободу и в целом сократится наше тюремное население, которое, надо признать, последовательно сокращается последние десять лет.

Тем не менее, это всё еще сверхвысокая цифра: из развитых стран по количеству заключенных на душу населения мы уступаем только США.

По расчетам Института проблем правоприменения, при численности населения в 2,4% от общемировой в РФ содержится около 7,5% от общего числа заключенных по всему миру. Сейчас в местах лишения свободы находится 650 тысяч человек, в расчете на 100 тыс. населения это свыше 460 заключенных. В начале 2000-х эта цифра была еще выше: наш максимум приходится на 1999 год – 1060 тыс. заключенных. Мы нуждаемся в дальнейшем снижении тюремного населения, и применение нового закона должно этому способствовать.

В проекте речь идет о том, что, если назначается наказание, связанное с заключением в тюрьмах и колониях общего режима, в воспитательных колониях, либо обязательные работы и ограничение свободы иного типа, то есть не колонии строго режима, то засчитывается пребывание в СИЗО по формуле «один за полтора» либо «день за два» в зависимости от суровости либо мягкости назначенного наказания. Таким образом человек, который отсидел в СИЗО, сокращает себе срок пребывания в колонии или в тюрьме.

СИЗО, а не тюрьма – основной инструмент репрессий

Это важно. Я сказала, что уменьшается количество людей в тюрьмах, при этом общее число людей, которые подвергаются уголовному преследованию, почти не меняется. То есть тюремное население уменьшается, а население СИЗО не только не уменьшается, а даже в последнее время растет.

Не заключение по решению суда, а предварительное заключение становится главным репрессивным инструментом. На этом этапе происходит основное репрессивное давление, на этом этапе происходит раздевание тех, кто сидит по экономическим статьям, прессинг тех, кто обвиняется по статьям политическим.

При том, что все знают, что приговор будет обвинительным, поскольку оправдательные приговоры у нас фактически запрещены, торговля и давление идет по вопросу о форме наказания, об условиях отсидки, об условиях и сроках пребывания в СИЗО. Получается, СИЗО – это самый тяжелый этап в жизни человека, попавшего под следствие.

Соответственно, сейчас, если и когда этот закон станет применяться, во-первых, выйдет много людей. По оценкам одного из подписантов проекта Александра Хинштейна, который тогда был депутатом, на свободу может выйти около 100 тысяч человек. Есть какие-то другие расчеты – например, член СПЧ Андрей Бабушкин называет цифру в 80-90 тыс., но очевидно, что, как ни считай, для многих людей после пересчета выяснится, что они уже отсидели и должны выйти.

В определенной степени это сделает для следствия обращение к суду с просьбой арестовать подозреваемого чуть более рискованным, потому что тогда это уменьшит возможности назначения сроков. Если речь идет не о строгом режиме, а об обычной колонии или тюрьме, им придется вычитать оттуда время, проведенное в СИЗО, с повышающим коэффициентом.

У нас очень любят продлевать это время, люди сидят в СИЗО годами, еще раз повторю, следственный изолятор, а не колония и тюрьма – основной инструмент репрессий. Если это не терроризм, не шпионаж, не особо тяжкие преступления, то сроки заключения по УК у нас, в общем-то, небольшие – средний срок, назначаемый российским судом, составляет 4 года. А тут, получается, люди сядут еще на меньшее время, поскольку будет засчитываться время в СИЗО.

С другой стороны, учитывая нежные отношения обвинения и судов, они могут подгонять приговоры под эту норму. То есть там, где раньше давали «по отсиженному» – дают срок, равный тому, который человек провел в СИЗО – придется давать больше в полтора раза, чтобы таким образом добиться того же результата. Но тут суд ограничен возможностями уголовной статьи с ее верхним и нижним пределом.

В любом случае это чрезвычайно позитивная реформа, которая уменьшит наше тюремное население, а его уменьшать нужно очень сильно, потому что люди, отсидевшие в тюрьме, – с большой вероятностью будущие рецидивисты.

У нас до трети всех сидящих сидят повторно, то есть человек, который попадает в тюрьму первый раз, имеет большие шансы попасть туда второй и третий раз. Следовательно, задача состоит в том, чтобы он по возможности туда вообще не попадал.

Закон не будет относиться к тем, кто сидит за убийство

У нас количество оправдательных приговоров никогда не достигало 1% от общего числа. Это связано с высокой вероятностью того, что в суде высшей инстанции такой приговор будет отменен, как мы видим на примере дела главы карельского «Мемориала» Юрия Дмитриева.

Понятно, почему судьи не выносят оправдательные приговоры – они не хотят портить себе статистику. Есть и другие причины: кадровый состав судей, их происхождение из секретарей судов либо следственных органовбывшие прокуроры, следователи, полицейские. Поэтому я не думаю, что тут ситуация каким-то образом изменится: приговоры все равно будут обвинительными, вопрос в форме и суровости приговоров.

В этом смысле я не думаю, что норма повлияет на систему вообще. Этот закон прежде всего послужит масштабной амнистии, то есть люди выйдут на свободу, и это не те люди, которые сидят за убийства и изнасилования. Закон не будет относиться к осужденным за терроризм и сидящим в колониях строгого режима – а там сидят за тяжкие и особо тяжкие преступления. Мне не до конца понятно, применима ли новая норма к «народным» статьям – ст. УК 228 и тем, что вокруг нее, связанным с наркотиками – это около 40% нашего тюремного населения. Если здесь будет какое-то послабление, то это очень сильно оздоровит ситуацию.

В перспективе мы как общество должны стремиться к тому, чтобы лишение свободы по обвинению, не связанному с насилием над личностью, вообще ушло из практики.

В СИЗО должны сидеть те люди, которые обвиняются в насильственном преступлении, все остальные должны ограничиваться в возможностях передвижения иными способами: такими, как залог, электронный браслет, домашний арест, подписка о невыезде. Такие люди не должны для удобства следствия находиться в СИЗО. А они там находятся ровно для этого, это тот аргумент, которым следователи подкрепляют свои обращения к судам: человек может скрыться и помешать следствию.

Так вот, чтобы он не скрылся, его надо лучше сторожить, а чтобы не мешал следствию – лучше вести следствие. Вот, собственно говоря, и все.

Если человек на данный момент пребывает под стражей, он должен быть осведомлен, что в соответствии со ст. 72 УК РФ и 60.3 УИК РФ 1 день пребывания в изоляторе засчитывается как день лишения свободы, 2 дня ограничения и 3 дня полезных работ. В соответствии с новым законопроектом, которые будет утвержден осенью, планируется учитывать день за полтора в СИЗО. Эти нормы действуют до разбирательства дела в суде, который самостоятельно ведет расчеты пребывания подозреваемого в СИЗО.

Особенности и правки в новом проекте закона

В настоящем году депутаты примут решение о вступлении в силу проекта закона или отклонении его. Данный законопроект № 73983-5 касательно содержания подозреваемых под стражей еще пребывает на рассмотрении Государственной Думы. Корректировки рассматриваются в течение 8 лет, в документ множество раз были внесены поправки, однако окончательный вариант еще не принят.

Рассмотрим причины, которые могут препятствовать принятию законопроекта:

  • Несоблюдение принципа равенства. Если по разным гражданам разбирательство длилось на протяжении разного срока за аналогичные преступления, тогда из-за разницы расчетов осужденные будут лишены свободы на разные сроки.
  • Коррупция в СИЗО и в судебных органах. В случае принятия законопроекта о льготных сроках лишения свободы, тогда у осужденных будет желание дольше оставаться в СИЗО, чтобы сократить реальный срок в тюремном учреждении. Вследствие этого факта может быть распространена коррупция на местах.
  • Сопротивление работников правоохранительных органов. В результате принятых поправок может возникнуть лишнее время ограничения свободы.

Основные правки, которые предполагаются новым законом предполагают принятие 1 дня в СИЗО как:

  • 1 день нахождения под арестом (аналогично нынешнему законодательству);
  • 1 день пребывания в дисциплинарном воинском подразделении (аналогично текущим нормам);
  • 1,5 дня в колонии общего режима;
  • 1,5 дня в колонии воспитательного типа;
  • 2 дня ограничения свободы (аналогично нынешним нормам);
  • 2 дня в колонии-поселении;
  • 3 дня общественно полезных работ;
  • 3 дня ограничений по воинской службе;
  • 8 часов принудительных работ.

Текущими законодательными нормами предусмотрено, что день нахождения в изоляторе приравнивается к 1,5 дням только в ситуациях, когда в качестве меры наказания виновному присуждается условный срок или ограничение свободы.

Разберемся, почему важно принятие данного законопроекта:

  • закон не относится к осужденным, которым присуждена мера наказания в форме пребывания в колонии строгого или особого режима;
  • процедура УДО перестала функционировать в полном объеме, вследствие чего это вызывает недовольство правозащитников, вместо механизма защиты прав подозреваемого условно-досрочное освобождение стало недоступной привилегией, которой на практике невозможно добиться даже опытным адвокатам;
  • отбывание наказания женщинами (для них предусмотрены исключительно колонии общего режима) должно быть более гуманным и человечным, в СИЗО условия пребывания значительно более жесткие, чем в колонии; в изоляторе подозреваемый круглые сутки пребывает в камере под замком, и максимальное время вне камеры – 1 час на воздухе, в колонии же осужденным дозволено заниматься трудом или обучением, видеться периодически с близкими и чаще бывать на прогулках.

По уровню жесткости и тяжести наказания изолятор приравнивается к тюрьме, то есть наиболее строгой категории наказания.

Какие периоды следует учитывать при расчете

Периодом содержания гражданина под стражей до рассмотрения дела в суде считается:

  • Период административного задержания и пребывания под арестом. Данный вопрос устанавливается административными законодательными нормами и появляется в случае сложностей уголовно-юридической квалификации категории дела. Так, если гражданин задержан за хулиганство, то такая статья может трактоваться как с точки зрения административных, так и уголовных норм. В ходе задержания квалификация дела может быть изменена в зависимости от выяснения обстоятельств.
  • Период задержания гражданина, который подозревается в совершении проступка. Данный вопрос регулируется уголовными законодательными нормами.
  • Период пребывания лица под стражей в качестве меры пресечения. Этот период регулируется также нормами уголовного законодательства.
  • Период применения к гражданину принудительных медицинских мероприятий. Так, сроком нахождения человека под стражей считается время его лечения в психиатрическом стационарном учреждении.
  • Период дисциплинарного ареста. Данная мера пресечения применяется касательно военнослужащих и устанавливается положениями военного дисциплинарного законодательства. Такие ситуации могут возникать, к примеру, если лицо нарушило процедуру выполнения пограничной службы. Изначально такое нарушение трактуется в качестве дисциплинарного проступка, однако впоследствии может быть переквалифицировано в преступление против воинской службы.

Во время нахождения в изоляторе засчитываются все дни, когда гражданин пребывал под следствием до дня вступления в законную силу решения суда. Срок насчитывается также после суда на протяжении времени, когда у гражданина есть право на обжалование решения.

На видео о законопроекте

Итак, новый законопроект касательно изменений в сроках расчета пребывания человека в следственном изоляторе, будет окончательно рассмотрен осенью текущего года. Мы рассмотрели его последствия и основные положения, которые вступят в силу в случае принятия закона.

Статья раскроет основные моменты, касающиеся закона о следственном изоляторе.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это за закон и для чего нужен, как работают подобные учреждения, и готов ли Президент принять этот закон в следующем году – далее.

Общие аспекты

Согласно Уголовному кодексу, не существует максимального и минимального время нахождения в следственном изоляторе.

Срок зависит от интересов следствия, типа преступления, наличия доказательств и прочих факторов.

Когда гражданина обвиняют в совершении уголовного преступления, потребуется пресечение его укрытия от следствия. Возможный побег обвиняемого предотвратит его помещение в следственный изолятор – СИЗО.

Срок нахождения в изоляторе рассчитывается таким образом:

СИЗО ставит перед собой такие задачи:

Чтобы выполнить задачи, СИЗО:

  • осуществляет прием подозреваемых и размещает их в камеры, согласно нормам и требованиям законодательства;
  • обеспечивает надзор над осужденными;
  • пресекает преступления;
  • обеспечивает подозреваемых бытовыми приборами, медицинскими препаратами;
  • привлекает подозреваемых лиц к работам.

С начала 2008 года в Государственной думе на рассмотрении лежит законопроект, предусматривающий пересчет времени для находящихся в следственном изоляторе.

В феврале прошло первое чтение, на котором утвердили коэффициенты 1 к 2 и 1 к 1,5.

Второе чтение не подтвердило эти поправки. В данный момент закон находится на рассмотрении, и будет ли принято третье чтение – неизвестно.

Что это такое

Следственный изолятор – помещение, предназначенное для содержания граждан, по отношению к которым как мера пресечения наказания принято решение удерживать под стражей.

Имеет права юридического лица. Следственный изолятор создают, реорганизуют и ликвидируют руководящие лица федерального органа исполнительной власти.

В этом учреждении удерживают следующие категории лиц:

  • тех, которые находятся под следствием и ждут судебного приговора;
  • находящихся под судом;
  • осужденных;
  • задержанных и подозреваемых.

От остальных мест лишения воли отличается такими признаками:

Своей целью СИЗО ставит:

  • исключение возможности побега задержанного или ухода от ответственности;
  • изоляция от общения с другими людьми;
  • оказание давления на подсудимого с целью его признания в содеянном.

Камеры изоляторов бывают мужскими и женскими, для подростков, медицинские блоки для задержанных со слабым здоровьем.

Принципы работы учреждения

Как и в любом другом учреждении, в следственном изоляторе существует режим. Утро начинается в 6 ч. – электрический звонок оповещает об этом.

Спустя 30 мин. после подъема начинается завтрак – в качестве поваров и других работников кухни работают осужденные, оставшиеся в СИЗО.

Около 9 ч начинается обход инспектора – он выслушивает жалобы и пожелания заключенных.

Если осужденному необходимо выйти за пределы изолятора (на суд, следственный эксперимент), его сопровождает конвой. Следственные изоляторы работают круглосуточно.

В СИЗО установлены следующие правила распорядка дня:

Нормативное регулирование

Согласно , установлен срок пребывания в следственном изоляторе.

В соответствии со , установлен зачет дней в период пребывания в СИЗО.

В утверждены общие положения нахождения в изоляторе, перечислены цели и задачи, обязанности главного руководителя изолятора и прочее.

Согласно , время нахождения в изоляторе не должно превышать 2 месяцев.

Если этого времени недостаточно для вынесения окончательного приговора и следственного разбирательства, то срок может быть увеличен до 6 месяцев.

Об этом гласит пункт 2 статьи 109 УК. Если следователь напишет ходатайство, срок может быть увеличен до 1,5 года – пункт 3 статьи 109.

Закон о зачете срока нахождения в СИЗО

Как один из способов пресечения препятствий для расследования дела применяется помещение подозреваемого в следственный изолятор.

Согласно законодательству, срок не должен превышать 2 месяцев. За этот период следователь должен рассмотреть дело и принять решение.

Практика показывает, что срок длится дольше – появляются новые обстоятельства, факты. Закон разрешает увеличить период до 1 года.

В Уголовном кодексе сказано, что допускается увеличение пребывания в СИЗО только по причине появления особых трудностей при ведении дела.

Если дело касается особо тяжкого преступления, подозреваемый может находиться в изоляторе до полутора лет.

Срок фактического нахождения в изоляторе – временной период, в течение которого обвиняемый находится в изоляторе с момента заключения до вынесения приговора.

В зачет заключения в тюрьме учитывается:

Максимальным сроком нахождения в СИЗО является 18 месяцев. Прежде чем отправлять дело в суд, обвиняемому необходимо предоставить материал для ознакомления – не позже, чем за 30 дней до окончания срока нахождения под арестом.

Обвиняемые не высчитывают срок самостоятельно, этим занимается суд. Пример – человека посадили в изолятор 1 апреля на 3 месяца. Окончание срока будет 1 июля в полночь.

Видео: человек и закон

В этот период засчитывается время пребывания под домашним арестом, время задержания в качестве подозреваемого и так далее.

Если приговор суда будет обжалован, то он в законную силу не вступает. Подозреваемый будет находиться в следственном изоляторе до момента вынесения окончательного решения.

Согласно Уголовному кодексу, дни засчитываются таким образом:

По поводу справедливости такой системы ведется множество дискуссий. Госдума рассматривает возможность зачитывать 1 день в изоляторе как полтора в колонии общего режима и как 2 – в поселении.

Срок пребывания в СИЗО зачитывается в обвинительном приговоре. Закон не определяет четкие сроки нахождения в изоляторе.

Пока проходит апелляция, назначается дополнительная проверка, подсудимый находится в изоляторе. Пересчет зависит от того, какой режим судья присудит обвиняемого.

День за полтора

Государственная дума готовится к рассмотрению второго чтения , который изменяет порядок зачета срока лишения свободы до вынесения приговора, пока обвиняемый сидит в изоляторе.

Поправки к статье гласят, что срок осужденному будет засчитываться следующим образом – 1 день в изоляторе как 1,5 дня в колонии общего режима.

Такой закон был принят на первом чтении. Второе чтение в этом вопросе является ключевым.

Сейчас стоит вопрос – как будет выглядеть закон в конечном итоге. Окончательного решения не приняли, дело остановилось.

День за два

Государственная дума работает над проектом, предусматривающем нахождение в следственном изоляторе из расчета 1 день в СИЗО как 2 дня в колонии-поселении.

Депутат Государственной думы объясняет это тем, что условия нахождения в СИЗО значительно отличаются от условий в колонии.

В следственном изоляторе человек находится целый день в камере, прогулка на воздухе всего 1 ч в день. В колонии это время увеличено, осужденные имеют право учиться, работать.

К ним пускают родных на свидание, в изоляторе такой возможности нет. Поэтому несправедливо ставить 1 день нахождения в СИЗО как 1 день в колонии.

Принцип «1 к 1» останется для тех, кто осужден за совершение тяжкого преступления, для рецидивистов и тех, кто совершил преступление политической или экстремистской направленности, осужден повторно.

Почему Президент против принятия такого закона

Верховный суд и Госдума одобрили такой законопроект. Однако, имеются противники.

Причинами, по которым закон о пересчете времени может быть не принят, являются следующие:

Данный закон не коснется тех, кого присудили к отбыванию наказания в колонии строгого режима. Причины:

Главная причина отклонения закона – возможность единовременного освобождения огромного числа заключенных из колоний раньше срока.

На какие еще законопроекты распространяется

Тема коснулась еще 2 новых законопроектов:

Эти законопроекты находятся на стадии рассмотрения. Шансов вступить в силу у них мало.
Законопроект, предлагающий пересчитать срок нахождения в следственном изоляторе до настоящего времени так и не принят.

В Госдуму в июне 2008 года. Одним из его авторов была Татьяна Москалькова, которая сейчас занимает пост уполномоченного по правам человека. «В соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по степени изоляции соответствуют самым строгим, примерно таким как в тюрьмах», - говорится в пояснительной записке к законопроекту. Авторы документа даже цитировали решения Европейского суда по правам человека, который указывал, что условия содержания под стражей не должны быть строже условий назначенного судом наказания. Поэтому было предложено изменить существующий порядок, когда день в СИЗО приравнивается ко дню в колонии.

«Что это значит: что человек на этапе нахождения в СИЗО претерпел более тяжелые условия содержания под стражей, чем он должен был претерпеть с учетом того, что вынес ему суд. В СИЗО не допускаются длительные свидания, невозможна работа человека, и, конечно, разница между нахождением в СИЗО и в колонии-поселении, куда могут приезжать родственники, где может человек зарабатывать, выплачивать долг, алименты, совершенно разная», - объяснила Москалькова «Медиазоне» необходимость принятия законопроекта.

Новые правила расчета срока наказания

В колонии общего режима и воспитательной колонии: день в СИЗО равен полутора дням в колонии.

В колонии-поселении: день в СИЗО равен двум дням в колонии-поселении.

Старый принцип «один к одному» сохранится только для тех, кого приговором суда отправили в тюрьму, колонию строгого или особого режима.

Срок домашнего ареста по УПК до сих пор приравнивался к сроку в СИЗО из расчета день в день. Теперь один день под домашним арестом будет равен половине дня в СИЗО и половине дня лишения свободы. Тем, кто уже находится в колонии, увеличивать срок (из-за понижающего коэффициента 0,5) не будут - УК запрещает ухудшать условия при принятии новых законов.

Пересчитать сроки в сторону уменьшения тем, кто отбывает наказание, должны будут в ближайшее время. За три месяца после вступления закона в силу будут пересчитаны сроки заключеным в воспитательных колониях и колониях-поселениях, за полгода - все остальные.

Но есть исключения

После первого чтения в законопроект добавили перечень статей УК, по которым срок вне зависимости от режима колонии будет учитываться по коэффициенту «один к одному»: терроризм (205–205.5 УК), захват заложников (части 3 и 4 статьи 206 УК), угон самолета, судна или поезда (часть 4 статьи 211 УК), госизмена (275 УК), шпионаж (276 УК), международный терроризм (361 УК). Помимо этого, по статьям о посягательстве на жизнь чиновника или общественного деятеля (277 УК), захвате власти (278 УК), вооруженном мятеже (279 УК) и нападении на лиц под международной защитой (360 УК) правило «один к одному» будет применять в случае, если эти преступления «сопряженные с осуществлением террористической деятельности».

Никакого перезачета сроков также не будет для осужденных по статьям о хранении наркотиков в крупном и особо крупном размере (части 2 и 3 статьи 228), производстве и сбыте (228.1 УК) и хищении наркотиков (229 УК).

Кроме того, день в СИЗО будет зачитываться за один день назначенного срока наказания при «особо опасном рецидиве преступлений» и для осужденных, которым смертную казнь заменили на пожизненный срок или 25 лет лишения свободы.

Если уже после отправки в колонию осужденного поместили в штрафной или дисциплинарный изолятор (либо помещение камерного типа), то дни такого наказания также будут заново пересчитаны «один к одному». Исходя из текста законопроекта, это означает увеличение общего срока наказания, если к осужденному применили взыскание (дни в ШИЗО будут «вычитаться» из срока, перезачтенного после СИЗО). Как эта мера будет применяться на практике, при обсуждении документа в Госдуме не объяснили.

Законопроект долго лежал на полке, но был срочно одобрен

Первого чтения документ ждал семь лет - оно состоялось еще в феврале 2015 года. Уже тогда все , что либерализация зачета сроков состоится в ближайшее время. Но затем документ снова отправился на полку. Вспомнили о нем в июне 2018 года, когда комитет по законодательству рассмотрел новую редакцию и вне очереди включил его в программу рассмотрения. Соавтор законопроекта и глава комитета Павел Крашенинников, выступая на заседании , напомнил, что документ рассматривался 10 лет. «Совершенно очевидно, что у нас условия содержания в следственных изоляторах достаточно тяжелые», - сказал депутат, добавив, что иногда условия в СИЗО сравнивают с пыточными.

«У нас ситуация не применительно к конкретному приговору и конкретному человеку. Мы хотим сделать универсальную систему, с тем, чтобы не было истории, когда мы по амнистиям выпускаем по одним и тем же составам [преступлений] каждый раз. Получается ситуация: мы тащим туда людей - потом выпускаем», - объяснил Крашенинников. С чем связан вовзрат к обсуждению законопроекта именно сейчас, он не сказал, ограничившись коротким выступлением. Скольких осужденных коснется новый законопроект, Крашенинников не уточнил, ранее он замечал , что речь идет о «значительном числе». Позже он сказал «Медиазоне», что, «по предварительным данным, пересчeт коснeтся более сотни тысяч» заключенных.

В разговоре с «Медиазоной» Татьяна Москалькова предположила, что рассмотрение законопроекта затянулось из-за правил перерасчета сроков. «Позиции были разные у Минюста и Генпрокуратуры. Расходились они в вопросах этапности введения этого закона с учетом большой затратности на перерасчеты. Нужно перерасчитать сроки нахождения достаточно большого количества людей. Обсуждался вопрос о режимах. Я бы, конечно, поддержала [пересчет] не только колонии-поселения и общий режим, но и строгий», - сказала она.

Во втором чтении законопроект приняли единогласно - его поддержали все 395 депутатов, присутствовавших в зале. Крашенинников сказал, что в третьем чтении он будет принят уже на следующий день, 21 июня. Затем он отправится в Совет Федерации и на подпись президенту.

Исправлено 28 июня в 15:15. Исправлены правила перезачета срока домашнего ареста.

Обновлено в 17:58. Материал дополнен комментарием Павла Крашенинникова.