35 федеральный закон об электроэнергетике. Новый закон об электричестве

Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об электроэнергетике» содержит в себе восемь глав и 47 статей. Именно данное законодательство предполагает особенности правового регулирования аспектов обеспечения энергетики и прочие вопросы, которые касаются данной сферы деятельности.

Нормы федерального закона об электроэнергетике 35-ФЗ

  1. В первой главе определяются все положения, которые имеют общее значение. В данном случае формируется аспект предмета регулирования, определяется сам закон об электроэнергетике, формируются все основные понятия данного закона;
  2. Также в законе четко определены основы организации электроэнергетики. То есть, существуют нормы, которые определяют правовое регулирование, технологическая и экономическая основа, общие принципы организации экономических отношений в данном вопросе. То есть, формируются все принципы, которые определяют отношения экономического плана в области государственной политики в отношении электроэнергетики;
  3. Формируется понятие единой национальной электрической сети. Все данные аспекты формируются в главе 3. В ней определяются понятия и правовые аспекты статуса единой системы, организация управления, услуги по передачи электрической энергии, а также особенности последующего развития данной системы;
  4. Есть нормы, которые определяют оперативно-диспетчерское управления в энергетики. Формируется понятие данной системы, определяются субъекты управления, основные принципы, функции и пр. Также, существует понятие аварийного режима. Есть нормы, которые определяют контроль за системой управления диспетчерскими службами. Формируется гражданско-правовая ответственность и пр. То есть, определяются системы, которые курируют и контролируют все вопросы по диспетчерскому управлению в сфере электроэнергетики;
  5. Система государственного контроля и регулирования определяется в пятой главе. Именно тут вы сможете найти все данные по принципам и методам регулирования и контроля, сможете узнать о полномочиях правительства в данных вопросах, а также узнаете все основы, которые позволяют курировать и регулировать тарифы в электроэнергетике. Также есть нормы, определяются тарифы оптового и розничного рынка.

Особенности законодательной базы

Сразу же следует сказать о том, что законодательная база в данном вопросе разработана и проработана до мелочей. Именно по этой причине, государство имеет уникальные возможности максимально контролировать вопрос потребления энергии, ее распределения и пр.

Нужно обратить ваше внимание на то, что в законодательстве весьма детально описаны все аспекты формирования тарифов. То есть, именно в данном законе вы сможете найти информацию о том, а каких основаниях определяются все тарифы, как для физических лиц, так и для оптовых закупщиков.


Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные...


Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»...


Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации», N 2202-1, в статье 24 содержит в себе информацию о понятии «представление об устранении нарушений закона»....


Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового...

Федеральный закон "Об электроэнергетике" с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019 года

Предисловие.

В пояснительной записке "" указывалось, что предпосылкой для принятия законопроекта "Об электроэнергетике" явились следующие обстоятельства.

"Действующее законодательство Российской Федерации не формирует системной правовой базы, регламентирующей правоотношения в сфере функционирования электроэнергетического комплекса. Предметом правового регулирования § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации является исключительно узкая сфера отношений между энергоснабжающими организациями и конечными потребителями энергии, тогда как к иным специфическим видам правоотношений в электроэнергетике, связанных с куплей - продажей электроэнергии в рамках оптового рынка, передачей энергии, оказанием услуг общесистемного характера и др., положения указанных статей Гражданского кодекса фактически не применимы. Предметом правового регулирования отдельных Федеральных законов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики … являются частные вопросы отношений в секторе - такие, как ценообразование, лицензирование отдельных видов деятельности, особенности банкротства энергокомпаний, особенности обращения акций организаций электроэнергетики; но при этом ни один из перечисленных законодательных актов не дает представления о системе хозяйственных отношений на рынке электроэнергии, участниках рынка, их правах и ответственности, системе управления технологической инфраструктурой рынка".

В пояснительной записке "К проектам Федеральных законов "Об электроэнергетике" и "О введении в действие Федерального закона "Об электроэнергетике " указано было на то, что

"предметом правового регулирования законопроекта является установление правовых основ экономических и производственных отношений в сфере электроэнергетики, полномочий органов государственной власти по регулированию этих отношений, основных прав и обязанностей лиц, участвующих в процессе производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии".

В пояснительной записке содержалась "концепция проекта Федерального закона "Об электроэнергетике", в частности, указывалось, что

"принятие проекта Федерального закона "Об электроэнергетике" необходимо для формирования правовых основ функционирования электроэнергетики. Предлагаемая в рамках законопроекта модель организации отношений в отрасли основана на обеспечении безусловной реализации в электроэнергетике принципов, закрепленных пунктом 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в отношении всех сфер хозяйственной деятельности: соблюдения гарантий единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности при условии поддержания технологического единства электроэнергетической системы страны, ее надежного и безопасного функционирования".

Первоначально текст Федерального закона "Об электроэнергетике" был опубликован 31.03.2003 года в "Собрании законодательства РФ" N 13, 01.04.2003 года в "Парламентской газете" (N 59), 01.04.2003 года в "Российской газете" (N 60).

Ниже представлен текст документа:

Федеральный закон "Об электроэнергетике" с последними изменениями , внесенными Федеральными законами от 29.07.2018 N 271-ФЗ, от 27.12.2018 N 522-ФЗ, вступившими в силу 01.01.2019 года (ред. 53).

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Основы организации электроэнергетики

Глава 3. Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть

Глава 4. Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике

Глава 5. Система государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

Глава 6. Оптовый рынок

Глава 8. Особенности осуществления хозяйственной деятельности в электроэнергетике

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Энергетика - одна из ведущих отраслей современной Российской экономики. В настоящее время на территории РФ функционирует порядка 700 электростанций общей мощностью в 236,34 ГВт, составляющие ЕЭС Российской Федерации. Для регулирования их деятельности Государственной Думой РФ был принят соответствующий закон.

Федеральный закон «Об электроэнергетике» N 35-ФЗ принят 23 февраля 2003 года и одобрен Советом РФ 12 марта 2003 года. Действительный закон о электроснабжении регламентирует деятельность объектов ЕЭС, юридические аспекты экономических отношений в области электроснабжения и определяет права и обязанности юридических лиц и потребителей в обозначенной сфере. Основанием для действительного закона является Конституция Российской Федерации.

ЕЭС (ОЭ) играет ведущую роль в осуществлении электроснабжения населения. Собственники электропроизводящих предприятий, входящих в состав Общероссийской Электросети, ограничиваются в своих правах. Эти нормы приняты в рамках обеспечения безопасности потребителей электрической энергии.

Рассматриваемый закон предусматривает ограничения по части:

  • Прав на оформление договорённости об электроснабжении с эксплуатацией объектов электрохозяйства, составляющих часть Единой Энергетической Системы;
  • Эксплуатации, признания непригодными для эксплуатации системных объектов без постановления органов управления ЕЭС.

Рассмотренные ограничения не применяются для изъятия у собственников доходов, приобретённых посредством осуществления права на энергетическую деятельность, предусмотренного законом.

При нарушении органом управления Единой Национальной Электросети условий, утверждённых в п. 1 ст. 21 настоящего закона, законные владельцы предприятий, осуществляющих электроснабжение, получают право самостоятельного заключения договоров по предоставлению электричества. Соответственно, в рамках рассматриваемого случая снимается запрет, предусмотренный в ч. 1 ст. 7 закона 35-ФЗ об электричестве для населения.

Централизованное оперативно-диспетчерское управление системами электроснабжения производится в соответствии нормам технического устава. Цель систематизированного управления - обеспечение безопасности, надёжности и высоких качественных характеристик процесса .

Организацией, на которую возлагаются управленческие обязанности в пределах ЕЭС РФ, является системный оператор . Это акционерное общество, доля непосредственного участия в уставном капитале которого по закону не может составлять более 52% процентов в период реформирования. По истечению указанного периода, доля акционеров должна составлять 100%.

Настоящий Федеральный закон не уполномочивает системного оператора и другие оперативно-диспетчерские системы энергетических объектов на закупку, продажу и производство электричества, кроме как для обеспечения работы и электроснабжения ЭС.

При возникновении опасностей деформации оборудования и прекращения (ограничения) тепло- и электроснабжения, объявляется режим чрезвычайной ситуации (ст. 15 настоящего Федерального закона). Действия управляющих органов в критических условиях регламентируются в порядке, утверждённом Правительством Российской Федерации.

Согласно нормативным актам актуального текста ФЗ об энергоснабжении 35-ФЗ надзор за деятельностью руководства Единой Энергетической Системы РФ, наложение запрета на дальнейшую трудовую деятельность недобросовестных операторов - прямая обязанность Правительства Российской Федерации.

При оплате услуг по предоставлению электроснабжения, учитывается компенсация затрат на расходы по организации администрирования по осуществлению электроснабжения, и экономически обоснованную прибыль. Тарифы на электричество для населения регулируются непосредственно государством.

Согласно ст. 23 настоящего Федерального закона, при упорядочивании цен и надбавок учитываются:

  • Расчётные себестоимость и прибыль, предполагаемая от предоставления услуг по энергоснабжению;
  • Затраты на выработку и сбыт электроэнергии коммерческими предприятиями;
  • Результаты плановой деятельности ЭС со времени действия предшествующих тарифов;
  • Соответствие требованиям акта об энергоснабжении и повышении качественной эффективности;
  • Наличие открытых и прозрачных взаимоотношений с потребителями и населением.

В Федеральный нормативный акт об электричестве планомерно вводятся изменения. Последние поправки были внесены 30 июня 2017 года.

Скачать Федеральный закон об электроэнергетике

В целях ознакомления с нормативами в отношении электроснабжения в Российской Федерации, необходимо ознакомиться с положением действительного закона. Актуальный текст Федерального закона «Об электроэнергетике» N 35-ФЗ можно скачать по

Последние изменения, внесенные в ФЗ 35

Последние поправки в действительный Федеральный закон ФЗ-35 были внесены 30 июня 2017 года и вступили в силу 18 июля 2017 года. Изменения коснулись нескольких статей и положений.

Ч. 8.1 ст. 23 настоящего закона об электроснабжении дополнена новыми абзацами 4, 4 и 6. В их тексте утверждается процентная ставка акционерного сообщества в отношении ЕЭС - 50% плюс одна голосующая акция. Субъекту, согласно юридическому праву, принадлежит энерговырабатывающее оборудование суммарной мощностью не менее 10 000 МВт.

Ст. 32 рассматриваемого закона дополнена пунктом 1.1, гласящим о положении субъектов оптового рынка по отношению к планируемым реформам в сфере энергоснабжения на территории Дальневосточного округа.

Годами ранее существенные поправки были внесены и в другие статьи. Федеральным законом N 196-ФЗ, принятым 23 июня 2016 года, утверждены правки в статье 2 нормативного акта об электроснабжении. В ч. 1 ст. 2 говорится, что рассматриваемое законодательство базируется на принципах Конституции Российской Федерации и состоит из нормативов Гражданского кодекса, ФЗ-35 и Указов Президента Российской Федерации.

К рядовой терминологии 35-ФЗ, согласно ст. 3 действительного Федерального закона, относятся понятия:

  • Электроэнергетика - экономическая отрасль РФ, вовлечённая в сферу экономических отношений, основанных на выработке и реализации электрической энергии;
  • Единая Энергетическая Система - централизованная совокупность предприятий, осуществляющих энергоснабжение на территории Российской Федерации;
  • Субъекты электроэнергетики - юридические и физические лица, деятельность которых относится к энергетической системе и области электроснабжения;
  • Потребители электроэнергии - граждане, приобретающие электроэнергию для личных или производственных нужд.

Согласно поправкам на основании Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ, в ч. 4 ст. 26 35-ФЗ указывается порядок преобразования объектов электрообеспечения в случае смены законного владельца. Новый собственник обладает полномочиями присовокупления в технологическом смысле к энергопринимаемому устройству объект электроснабжения, принадлежащий другому лицу. Это допускается в случае выполнения владельцем всех технологических условий по эксплуатации и содержанию объекта энергоснабжения. При передаче права собственности и получении вытекающих из этого полномочий, новый владелец обязан уведомить сетевую организацию.

Согласно поправке в ч. 8 ст. 38 настоящего закона об электроснабжении, произведённой на основании 196-ФЗ от 23 июня 2016 года, меры, предпринимаемые в случае дефицита электроснабжения, возникновения внештатных ситуаций и аварий, производятся уполномоченными представителями оперативно-диспетчерского управления. Порядок соблюдения мер предосторожности и ограничений определяется Правительством Российской Федерации.