Запрос предложений как способ определения поставщика. Чем отличается открытый конкурс от запроса предложений Что такое запрос предложений по 223 фз

Побеждает тот, кто предложит такие окончательные условия контракта, которые наилучшим образом удовлетворят потребности заказчика.

Когда заказчик может провести запрос предложений?

Запрос предложений можно провести, если:

  • заказчик покупает спортивный инвентарь, оборудование, экипировку для сборных команд России по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • заказчик заключает контракт на поставку лекарств, которые пациенту назначила врачебная комиссия по медицинским показаниям. В этом случае количество препаратов, которые нужны пациенту, рассчитывают исходя из всего срока его лечения. Для лечения каждого пациента заключают отдельный контракт. Сведения о нем вносят в реестр контрактов вместе с решением врачебной комиссии, а персональные данные пациента обезличивают;
  • не состоялся повторный конкурс или электронный аукцион;
  • заказчик покупает изделия народных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 января 2001 г. № 35;

Данный перечень приведен в части 2 статьи 83 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

В процессе закупки путем запроса предложений можно выделить несколько стадий:

Этап 1. Подготовка к запросу предложений

Решение провести запрос предложений принимает заказчик, а при централизации закупок - уполномоченный орган или учреждение (ч. 5 ст. 24, ст. 26 Закона № 44-ФЗ).

Этап 2. Подготовка извещения о запросе предложений и документации

Извещение - это документ, которым заказчик фактически приглашает потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) принять участие в процедуре выбора лучшего для заключения контракта с ним.

Извещение о закупке готовят сотрудники контрактной службы или контрактный управляющий (п. 3 ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Перечень данных, которые должно содержать извещение, приведен в статье 42 и части 4 статьи 83 Закона № 44-ФЗ. В нем необходимо отразить:

  • сведения о заказчике (специализированной организации);
  • краткое изложение условий контракта;
  • требования, предъявляемые к участникам;
  • место, дату и время вскрытия конвертов с заявками, рассмотрения и оценки предложений участников;
  • размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта (за исключением случаев, предусмотренных в ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ);
  • преимущества, которые предоставляет заказчик (см. подробнее Как проводить закупки у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций и Как проводить закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов );
  • способ представления документации о запросе предложений и размер платы, которую заказчик за нее взимает.

См. примерную форму извещения о запросе предложений .

Можно ли в извещении не указывать все сведения из части 4 статьи 83 Закона № 44-ФЗ, а просто дать отсылку на положения документации о запросе предложений, где приведена такая информация?

Это довольно рискованно.

С одной стороны, законодательство не запрещает делать это. Но с другой - извещение должно содержать перечень сведений, который указан в части 4 статьи 83 Закона № 44-ФЗ. Если дать просто отсылки на документацию, то это требование не будет соблюдено, и проверяющие могут признать это нарушением. В итоге контрактного управляющего (сотрудников контрактной службы) могут привлечь к ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Штраф составит 3 тыс. руб.

Такие разъяснения дали специалисты Минэкономразвития России в пункте 2 письма от 6 июля 2015 г. № Д28и-1988 и пункте 2 письма от 2 июня 2015 г. № Д28и-1475.

При составлении извещения заказчику нужно помнить, что прием заявок надо прекратить в момент:

  • вскрытия конвертов с заявками участников и
  • открытия доступа к заявкам, поданным в электронном виде.

При этом особое правило установлено для ситуаций, когда заказчик проводит запрос предложений для закупки товаров (работ, услуг), которые являются предметом ранее расторгнутого в одностороннем порядке контракта. В этом случае объем поставок и цену нового контракта нужно уменьшить с учетом частично исполненных обязательств по расторгнутому контракту (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

В документации о проведении запроса предложений необходимо указать:

  • описание объекта закупки, условий контракта и обоснование начальной цены;
  • форму заявки на участие и инструкцию по ее заполнению;
  • порядок проведения запроса предложений;
  • критерии оценки заявок на участие в запросе предложений.

Все необходимые требования к объекту закупки нужно оформить отдельным приложением к документации - техническим заданием . О том, как правильно его составить, см. Как составить техническое задание .

Для критериев оценки также стоит составить отдельное приложение. Оно будет включать в себя перечень стоимостных и нестоимостных критериев, а также параметры их значимости.

Особое внимание стоит уделить описанию нестоимостных критериев. Чтобы выявить лучшее условие исполнения контракта, при составлении приложения, в частности, имеет смысл указать:

  • предмет оценки, который позволит определить исчерпывающий перечень сведений для оценки комиссией, а также на основании которого участники смогут представить определенные сведения для получения оценки;
  • зависимость между количеством баллов и сведениями, представленными участником (формулу расчета или шкалу оценки);
  • пропорциональную зависимость (формулу расчета количества баллов или шкалу оценки) между количеством присваиваемых баллов и представленными сведениями по критерию «квалификация участников закупки», если в отношении такой информации возможна количественная оценка;
  • инструкцию по заполнению заявки в части сведений для оценки.

Такие разъяснения приведены в совместном письме от 11 декабря 2014 г. Минэкономразвития России № 31047-ЕЕ/Д28и и ФАС России № АЦ/50997/14.

Полный перечень сведений, которые нужно включить в документацию о проведении запроса предложений, приводит часть 6 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Однако Правительство РФ в отношении какой-либо конкретной закупки может установить дополнительные условия исполнения контракта. В таком случае в документации о закупке также необходимо указать информацию о таких условиях (ч. 17 ст. 34, ст. 111 Закона № 44-ФЗ).

Внимание! В документации нельзя устанавливать требования, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.

На это особо указано в пункте 3 части 6 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

За это нарушение заказчика могут привлечь к административной ответственности по части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ. Штраф составит 1 процент начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 000 руб. и не более 50 000 руб.

Этап 3. Публикация извещения и документации. Направление приглашений

Сотрудники контрактной службы или контрактный управляющий должны разместить извещение и документацию о проведении запроса предложений в Единой информационной системе (далее - ЕИС). При этом к документации нужно приложить и проект контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) (ч. 7 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Это нужно сделать не позднее чем за пять дней до даты оценки предложений участников (ч. 3 ст. 83 Закона № 44-Ф3). Минэкономразвития России особо отметило: «Для расчета даты размещения извещения в Единой информационной системе следует отнять от даты проведения запроса предложений пять дней» (письмо от 25 февраля 2015 г. № Д28и-388). Но если срок окончания подачи заявок попадет на выходной день, то этот срок имеет смысл продлить.

Обоснование: В законе прописано, что разместить извещение нужно за пять дней до даты вскрытия конвертов. В этом случае по умолчанию в расчет берутся календарные дни. Но возможно, что окончание срока выпадет на праздники. Тогда фактически у участников будет меньше дней для подачи заявки, ведь они могут не работать в эти дни. Поэтому не все потенциальные поставщики смогут вовремя подать заявку. Например, участникам из других городов нужно время, чтобы приехать для подачи заявок в другой город. В такой ситуации будет правильнее исходить из реальной возможности участников подать заявку, а значит, увеличить срок. Так рассуждают судьи в постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2015 г. № 06АП-4772/2015.

Если из-за технических сбоев в ЕИС невозможно опубликовать информацию о закупке, это необходимо сделать незамедлительно, как только система снова заработает. При этом о возникших трудностях нужно сообщить в службу техподдержки.

Извещения о закупке, которые размещены в ЕИС, могут бесплатно увидеть все потенциальные участники.

Заказчик (уполномоченный орган) также может опубликовать извещение в любых средствах массовой информации, включая электронные. Закон № 44-ФЗ не содержит запрета на это.

С момента публикации извещения внести в него изменения или отменить проведение запроса предложений нельзя (ч. 5 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Вместе с извещением заказчик, уполномоченный орган или учреждение могут направить приглашения на участие в запросе предложений . В таком случае в рассылку обязательно включаются лица, которые в течение предыдущих 18 месяцев уже были поставщиками тех же товаров (работ, услуг).

Особое правило установлено на случай, когда заказчик проводит запрос предложений для закупки товаров (работ, услуг), которые являются предметом ранее расторгнутого в одностороннем порядке контракта. Тогда заказчик обязан пригласить к участию в запросе предложений только тех участников закупок:

  • которые уже подавали заявки на право заключения расторгнутого контракта и
  • чьи заявки не были отклонены в связи с несоответствием требованиям законодательства.

Об этом сказано в части 3 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

А вот поставщику, с которым контракт был расторгнут, приглашение можно не направлять. Для этого в документации о закупке достаточно установить требование об отсутствии участников в реестре недобросовестных поставщиков. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2863.

Этап 4. Прием заявок

При приеме заявок нужно учитывать следующее.

1. Срок. Как указано выше:

  • заявка размещается в ЕИС не позднее чем за пять дней до даты оценки предложений участников;
  • прием заявок прекращается в момент вскрытия конвертов с заявками участников и открытия доступа к заявкам, поданным в электронном виде.

То есть «срок подачи заявок на участие в запросе предложений должен составлять не менее пяти дней» (письмо Минэкономразвития России от 25 февраля 2015 г. № Д28и-388).

2. Форма. Участники могут подать заявку на участие в запросе предложений:

  • либо в электронной форме через ЕИС. При этом доступ к электронному документу должен быть закрыт до срока, указанного в извещении (ч. 8 ст. 83 Закона № 44-ФЗ), а заявка - содержать усиленную электронную подпись (ч. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ).

3. Количество. Любой претендент на заключение контракта вправе подать только одну заявку на участие в запросе предложений.

Но может случиться так, что до момента вскрытия конвертов не будет подано ни одной заявки. В таком случае запрос предложений признается несостоявшимся, и заказчику нужно проводить повторную закупку. Исключение - . Его заключают в порядке закупок у единственного поставщика. Об этом сказано в части 19 статьи 83 и пункте 34 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Этап 5. Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа)

На этом этапе члены комиссии по проведению запроса предложений:

  • вскрывают конверты с заявками и
  • открывают доступ к заявкам, поступившим в электронной форме.

При этом нужно соблюсти следующие требования.

1. Процедуру вскрытия конвертов (открытия доступа к электронным заявкам) нужно проводить в том месте и в то время , которые указаны в извещении.

2. Участникам нужно обеспечить возможность присутствовать лично или через своих представителей при вскрытии конвертов с заявками (или при открытии доступа к электронным заявкам).

3. В ходе процедуры вскрытия конвертов и открытия доступа заказчик обязан обеспечить аудиозапись .

Об этом сказано в частях 9, 20 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Если участник подал две или более заявки, то комиссия их не рассматривает и возвращает отправителю. Такой порядок устанавливает часть 10 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Этап 6. Рассмотрение и оценка заявок

Комиссия устанавливает, соответствует ли участник или его представленная заявка . Если нет, то комиссия:

  • отказывает претенденту в участии в закупке;
  • фиксирует основания, по которым претендент был отстранен от участия в закупке, в протоколе проведения запроса предложений.

Такой порядок устанавливает часть 10 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Одновременно комиссия оценивает заявки по критериям документации о закупке. Результаты оценки необходимо оформить в виде таблицы и приложить к протоколу проведения запроса предложений.

Особое правило установлено для следующих случаев.

Ситуация 1. Только один участник подал заявку, и она соответствует установленным требованиям.

В таком случае запрос предложений признается несостоявшимся. Заказчик может провести закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом цена контракта не может превышать начальную (максимальную) цену, которую заказчик указал в документации о проведении запроса предложений. Об этом сказано в части 18 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Возможность заключить контракт с единственным поставщиком нужно согласовать с контрольным органом (ФАС России) (подп. 25 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация 2. Заказчик отклонил все полученные заявки.

В таком случае запрос предложений также признается несостоявшимся. Заказчику нужно провести повторную закупку. Такой порядок устанавливает часть 18 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Этап 7. Оглашение условий лучшей заявки и предложение направить окончательные предложения

После того как комиссия , она должна совершить следующие действия.

Действие 1 - огласить условия лучшей заявки.

При этом нельзя указывать участника, который ее представил. Об этом сказано в части 11 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Действие 2 - предложить претендентам направить окончательные предложения. Это действие предусматривает часть 12 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Участники должны направить окончательные предложения не позднее следующего рабочего дня.

Если все участники отказались подать окончательные предложения, то:

2) первоначально поданные заявки участников признают окончательными предложениями;

3) отказ участников фиксируют в протоколе проведения запроса предложений.

Отказ от подачи окончательных предложений участники могут выразить:

  • либо лично на вскрытии конвертов;
  • либо другим способом, если они отсутствовали на заседании (например, направить письмо об отказе в адрес заказчика).

Если участника на вскрытии конвертов не было и отказ он не направил, то признать его отказавшимся нельзя.

Об этом сказано в части 14 статьи 83 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 9 сентября 2015 г. № 05АП-5392/2015 по делу № А24-402/2015.

Этап 8. Публикация выписки из протокола проведения запроса предложений

Выписку из протокола нужно разместить в ЕИС. Это необходимо сделать в день вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений.

Выписка должна содержать:

  • перечень отстраненных участников с указанием причин отстранения;
  • условия контракта, которые содержит заявка, признанная лучшей.

Такой порядок устанавливает часть 13 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Этап 9 (факультативный). Рассмотрение окончательных предложений

Этот этап наступает, если участники направили окончательные предложения. В таком случае нужно соблюсти следующий порядок.

1. Вскрыть конверты или открыть доступ к электронным документам.

Это нужно сделать на следующий рабочий день после . Порядок аналогичен . Вся процедура фиксируется в итоговом протоколе. Об этом сказано в части 15 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

2. Рассмотреть и оценить окончательные предложения.

Побеждает то окончательное предложение, которое больше всего соответствует требованиям заказчика по установленным критериям. Если пришло несколько окончательных предложений с одинаковыми условиями, то преимущество у того, которое поступило раньше (ч. 16 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

3. Оформить результаты оценки окончательных предложений в итоговом протоколе.

В нем нужно указать (ч. 16 ст. 83 Закона № 44-ФЗ):

  • условия всех поступивших окончательных предложений;
  • условия победителя запроса предложений;
  • порядковые номера окончательных предложений (предложению с лучшими условиями присваивается первый номер).

Этап 10. Публикация итогового протокола и протокола проведения запроса предложений

Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений нужно разместить в ЕИС. Это делают в день подписания итогового протокола.

Такой порядок следует из части 16 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Этап 11. Заключение контракта

По итогам запроса предложений заказчик заключает контракт с победителем.

Это нужно сделать:

  • только после того, как победитель передаст обеспечение исполнения контракта.

Может случиться так, что:

  • победитель запроса предложений будет уклоняться от заключения контракта или
  • заказчик сам откажется от заключения контракта с победителем.

В таких случаях заказчик может предложить заключить контракт участнику, которому присвоен второй номер. Для этого нужно направить ему проект с указанием условий (цены), которые он предложил.

Заключение контракта в данном случае - не обязанность, а право участника. Не исключено, что он откажется от предложения. И это не будет основанием для того, чтобы включить сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков. Закон № 44-ФЗ это не предусматривает.

Об этом сказано в части 17 статьи 83 Закона № 44-ФЗ и письмах Минэкономразвития России от 10 июля 2015 г. № Д28и-1968, от 22 января 2015 г. № Д28и-105.

Для удовлетворения потребностей в товарах работах или услугах заказчики осуществляют закупки в соответствии с Конституцией РФ, Законом № 223-ФЗ, ФЗ № 135 «О защите конкуренции», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также утвержденным и размещенным в единой информационной системе (на официальном сайте zakupki.gov.ru) положением о закупке заказчика, содержащим требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров.

Независимо от того, какие закупочные процедуры проводит заказчик, в их основе всегда лежит положение о закупке, за рамки которого организатор закупок не имеет права выходить. Закон №223-ФЗ наделил самостоятельностью заказчиков в части определения перечня способов закупок, которые он будет использовать при осуществлении закупочной деятельности. Обязательным является отражение в положении о закупке конкурса и аукциона, однако в настоящее время законодательство не требует от заказчиков по 223-ФЗ обязательного проведения закупок этими способами.

Определившись, каким образом будут закупаться те или иные товары, работы, услуги, заказчик отображает это в плане закупок (документ, составляемый заказчиком в установленной форме в соответствии требованиями Постановления Правительства РФ № 908, содержащий сведения о потребностях заказчика в определенный период времени). Поставщики, ознакомившись заблаговременно с планом закупок, смогут принять участие в конкретной закупочной процедуре, в том числе запросе предложений и запросе котировок (графа «способ закупки» в плане закупок).

Вследствие внезапной производственной необходимости у заказчика может возникнуть потребность в товарах, работах или услугах без проведения конкурсов или аукционов. Тогда ему на помощь приходят запрос котировок и запрос предложений. В этом случае заказчик корректирует план закупок и добавляет такие закупочные процедуры в план (не забывая публиковать новую редакцию и сами изменения) в срок, установленный положением о закупке (если товары, работы или услуги закупаются с помощью конкурса или аукциона, то заказчик должен внести изменения в план, разместить его на ООС не позднее публикации извещения о закупке).

Анализируя закупочные процедуры, проводимые заказчиками (как в электронной форме с использованием электронной торговой площадки, так и в бумажной), можно отметить, что немалую часть среди них занимают запрос предложений и запрос котировок , являющиеся самыми распространенными неторговыми способами закупок.

Чем привлекательны данные закупочные процедуры?

  • запрос предложений и запрос котировок не являются торгами и не подпадают под действие статей 447 - 449 Гражданского кодекса РФ. Такие процедуры, в свою очередь, не являются публичным конкурсом и к ним не применяется ст. 1057-1061 Гражданского кодекса РФ. То есть при проведении неторговых закупочных процедур на заказчика не накладывается соответствующий объем гражданско-правовых обязательств по вопросу подписания после подведения итогов закупки договора с победителем таких процедур или иным участником, если такое условие не предусмотрено положением о закупке заказчика (однако заказчикам не следует забывать, что контролирующий орган может применить к неторговым закупкам правила торговых закупочных процедур со всеми вытекающими правовыми последствиями);
  • заказчик, включая в список способов закупки такие процедуры, как запрос предложений и запрос котировок, указывает в положении о закупке весь порядок проведения таких процедур (подача заявок, форма заявки, требования к заявке, отказ от проведения закупки, обеспечение заявки, порядок приема/подачи заявок на участие, оценка и определение победителя, последствия признания закупки несостоявшейся, сроки заключения договора с победителем и др.). Закон №223-ФЗ позволяет организатору закупок почувствовать себя «законодателем» закупочного процесса в рамках собственного предприятия (не нарушая действующее законодательство). От того, насколько точно и подробно будет прописан процесс проведения неторговых процедур, будет зависеть ход самой закупки и ее результат в целом. Определять самостоятельно правила закупок неторговых процедур заказчику предпочтительно и удобно, поскольку таким образом он может подвести закупочный процесс под специфику работы своего предприятия и прописать необходимые нюансы проведения закупок в положении и закупочной документации, которые позволят своевременно закупить необходимый товар, работы, услуги;
  • заказчик вправе на любом этапе запроса предложений или запроса котировок принять решение об отказе от проведения процедуры, при этом он не будет нести какой-либо ответственности перед потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), в том числе по возмещению затрат на подготовку и подачу заявки на участие в закупке (необходимо прописать это в положении). Если заказчиком было принято решение об отказе от проведения закупки, в установленный положением срок он размещает и публикует данные сведения на официальном сайте. На заказчике не лежит ответственность за неознакомление участниками закупки с извещением об отказе, поскольку поставщики должны проводить мониторинг всей информации, связанной с интересующей его закупкой, во избежание неосведомленности;
  • заказчик вправе при проведении запроса предложений или запроса котировок отказаться от заключения договора без возмещений победителю или иному участнику закупки понесенных им расходов в связи с участием в закупочной процедуре (такой пункт также может содержаться в положении о закупке). Но заказчику не стоит злоупотреблять таким правом, поскольку в случае возникновения вопросов у контролирующих органов он должен будет привести веские аргументы, чтобы объяснить такое решение;
  • в положении о закупке не будет лишним прописать о последствиях признания запроса предложений или запроса котировок несостоявшимися, например: «в случае если такие закупки будут признаны несостоявшимися и (или) договор не заключен с участником закупки, который подал единственную заявку на участие или признан единственным участником запроса предложений или запроса котировок, заказчик заключает договор с единственным источником. Таким образом, заказчику не нужно будет проводить новую закупочную процедуру (т.е. без лишних временных затрат заказчик сможет закупить необходимый качественный товар, работы или услуги, тем самым своевременно удовлетворять собственные нужды);
  • запрос предложений и запрос котировок позволяют заказчику оперативно выбрать поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупках необходимых товаров, работ или услуг. Срок подачи заявок в таких закупках устанавливается самостоятельно заказчиком в положении о закупке. Если претендент на участие в закупке посчитает, что сроки подачи заявок слишком короткие, и подаст жалобу в ФАС, то антимонопольный орган встанет на сторону заказчика (решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, дело №05-06-143/2014 по жалобе ИП Чуган О.А.). По сравнению с конкурсом или аукционом срок подачи заявок менее продолжительный, что позволяет организатору закупок быстро приобрести требуемый товар, работы или услуги. Как правило, срок приема заявок при запросе предложений от 5 до 10 дней, при запросе котировок от 5 до 7 дней.

Антимонопольные требования, которые закреплены в Федеральном законе №135, являются общими как для торговых, так и для неторговых закупок, об этом заказчику следует помнить при составлении требований к участникам и заявкам, технического задания конкретной процедуры, а также при определении победителей закупок.

Запрос котировок и запрос предложений проводятся среди:

Запрос предложений и запрос котировок могут проводиться заказчиком как среди неограниченного круга лиц , так и среди ограниченного. При проведении закрытых закупок заказчик приглашает определенных участников, информация не публикуется на ООС, основания проведения таких закупок ограничены 223-ФЗ. К закупкам с ограниченным участием допускаются участники, прошедшие предварительный квалификационный отбор (цель такой процедуры - отобрать среди поставщиков, исполнителей, подрядчиков для поставки товаров (работ, услуг) в связи с их высокосложным характером, лиц, которые смогут обеспечить качественной продукцией в нужные для заказчика сроки).

Запрос котировок и запрос предложений проводятся:

Вышеназванные закупочные процедуры заказчик может осуществлять как в «бумажной» форме , так и в электронной. Следует отметить, что все больше заказчиков отдает предпочтение последней. В некоторых случаях проведение закупки в электронной форме является обязанностью, а не правом заказчика (Постановление Правительства №616). Функционал официального сайта на данный момент не может осуществлять прием заявок в электронной форме, а заказчик, принимая заявки на электронную почту, не может должным образом обеспечить конфиденциальность поданных сведений. В настоящее время у заказчиков большой выбор электронных торговых площадок (ЭТП) для проведения закупок товаров, работ, услуг. Закупки могут осуществляться не только на одной торговой площадке. Это позволит заказчику проводить большую часть закупок в электронной форме, не прибегая к ненужной бумажной волоките, снизить нагрузку на специалистов, постепенно автоматизировать процесс закупок на предприятии, получать большое количество предложений участников, готовых поставить качественный товар по оптимальной цене в установленные сроки. Однако нужно помнить, что одну и ту же закупку нельзя размещать сразу на нескольких ЭТП, так как в дальнейшем будет невозможно правильно подвести итоги закупочной процедуры. ОТС. RU является одной из самых востребованных площадок в России, которая обеспечивает надежность и практичность закупок, при этом обладает удобным и простым рабочим функционалом, позволяющим заказчикам свободно ориентироваться на площадке.

Условия выбора способа закупки

В положении о закупке заказчик указывает условия, при которых будет проводиться запрос предложений или запрос котировок.

Примеры:

открытого запроса предложений

  • www.zakupki.gov.ru

Заказчик вправе применять процедуру запроса предложений с ограниченным участием при одновременном соблюдении следующих условий:

  • для заказчика важны несколько условий исполнения договора;
  • на проведение закупки (от момента размещения извещения о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru до момента подписания договора) у заказчика объективно менее 20 дней;
  • начальная (максимальная) цена договора (лота) не превышает 10 млн руб.
  • заказчику необходима возможность необремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе процедуры.

Заказчик вправе применять процедуру закрытого запроса предложений при одновременном соблюдении следующих условий:

  • для Заказчика важны несколько условий исполнения договора;
  • на проведение закупки (от момента направления приглашений принять участие в запросе предложений до момента заключения договора) у заказчика объективно менее 20 дней;
  • начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 10 млн руб.;
  • сведения, составляющие государственную тайну содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора или проводится закупка в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте, или проводится закупка по перечню и (или) закупается группа товаров, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.

Заказчик вправе применять процедуру открытого запроса котировок (запроса цен) при одновременном соблюдении следующих условий:

  • на проведение закупки (от момента размещения извещения о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru до момент подписания договора) у заказчика объективно менее 20 дней;
  • начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 10 млн руб.;
  • заказчику необходима возможность необремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе процедуры.

Заказчик вправе применять процедуру запроса котировок (запроса цен) с ограниченным участием при одновременном соблюдении следующих условий:

  • для Заказчика важно единственное условие исполнения договора - цена договора;
  • на проведение закупки (от момента размещения извещения о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru до подписания договора) у заказчика объективно менее 20 дней.
  • начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 10000 000 руб.
  • заказчику необходима возможность необремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе процедуры.
  • при условии проведения предварительного квалификационного отбора.

Заказчик вправе применять процедуру закрытого запроса котировок (запроса цен) при одновременном соблюдении следующих условий:

  • для Заказчика важно единственное условие исполнения договора - цена договора;
  • на проведение закупки (от момента направления приглашений принять участие в запросе котировок до подписания договора) у заказчика объективно менее 20 дней;
  • начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 10 млн руб.
  • заказчику необходима возможность необремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе процедуры;
  • сведения, составляющие государственную тайну содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора или проводится закупка в соответствии с решением Правительства РФ, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте, или проводится закупка по перечню и (или) закупается группа товаров, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте в соответствии с решением Правительства.

Требования к участникам запроса предложений и запроса котировок

По 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, место нахождения и место происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с Положением о закупке. Также Закон устанавливает требование о недопустимости предъявления к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ст.3 ФЗ 223). Требования к правоспособности участника закупок устанавливаются Положением о закупке конкретного заказчика и указываются в документации закупочной процедуры.

Например:

  • соответствие участника закупок требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;
  • непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, ИП банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном КоАП, на день подачи заявки на участие в закупках;
  • отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков и др.

Заявки на участие в запросе предложений и запросе котировок

В соответствии с 223-ФЗ заказчик разрабатывает извещение, закупочную документацию, проект договора (согласно Положению о закупке) запроса предложений или запроса котировок и публикует данную информацию на официальном сайте. В закупочной документации должны содержаться требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В заявках, которые подают участники процедуры, отображены те условия, на которых предлагается сотрудничать заказчику, в случае победы в закупке. Форма заявки зависит, в том числе, от способа закупки. Например, если заказчик осуществляет запрос котировок , где основным критерием оценки будет являться цена, то именно этот пункт заказчик должен оставить пустым в бланке заявки, содержащемся в закупочной документации, чтобы участники закупки могли указать свое ценовое предложении. Впоследствии, если заявки отвечают всем заявленным требованиям заказчика, именно этот критерий будет являться ключевым при определении победителя запроса котировок. Запрос котировок зачастую проводится тогда, когда заказчик точно знает, какой товар ему необходим, с целью приобрести его по наиболее низкой цене, например канцтовары.

Заявка запроса предложений будет отличаться от заявки запроса котировок. Поскольку при проведении запроса предложений заказчика будет интересовать несколько условий исполнения договора (не только цена). То есть оценка поданных заявок на этапе подведения итогов будет проводиться по нескольким критериям, указанным в закупочной документации в соответствии с положением о закупке (применение иных критериев не допускается). Какие именно условия будут интересовать заказчика, будет зависеть от того, что он будет закупать, чтобы обеспечить себя качественным товаром (работой или услугами). Например, при выборе подрядчика, заказчику помимо стоимости работ, будет важна также гарантия, срок выполнения работ, качество материалов, опыт работы и др. Указывая в заявке свои условия, участники закупки должны подтвердить их, предоставив соответствующие документы.

Как правило, заявки заполняются на фирменном бланке участников, однако это не обязательно (если это не прописано в закупочной документации и положении о закупке).

Примеры заявок

Заявка на участие в открытом запросе предложений (наименование заказчика) на поставку дизельного топлива (зимнее)

Изучив закупочную документацию на право заключения договора на поставку дизельного топлива (зимнее) для нужд (наименование заказчика), мы (наименование участника), сообщаем о согласии участвовать в открытом запросе предложений на условиях, установленных закупочной документацией и изложенных нами в нашей заявке на участие в размещении заказа.

В случае, если нам будет предложено заключить договор по итогам данной закупочной процедуры, мы согласны подписать договор в течение времени, установленного закупочной документацией, и поставить товар, указанный в документации запроса предложений в соответствии с требованиями закупочной документации и согласно условиям, предложенным в нашей заявке.

Коммерческое предложение

  • Возможность оплаты товара с отсрочкой платежа (____ календарных дней)
  • Дизельное топливо (зимнее) надлежащего качества соответствует действующим показателям ГОСТ (да/нет - нужное подчеркнуть)
  • Срок поставки товара (в течение ___ календарных дней с момента получения заявки от заказчика)

1.

2.

(наименование участника размещения заказа)

3.

(наименование участника размещения заказа)

4. Сведения о (наименование участника закупки) отсутствуют в РНП.

Мы гарантируем достоверность представленной нами в нашей заявке информации и подтверждаем право заказчика запрашивать у нас, в уполномоченных органах власти и у иных лиц информацию, уточняющую представленные нами сведения.

Если по результатам проведения размещения заказа победитель запроса предложений или участник, занявший меньшее место, будет признан уклонившимся от заключения договора с (наименование заказчика) мы обязуемся подписать договор с (наименование заказчика) по итогам настоящей закупки в соответствии с требованиями закупочной документации и условиям нашей заявки.

Сообщаем, что для взаимодействия с заказчиком по вопросам размещения заказа нами уполномочен:

(ФИО, должность, контактный телефон, e - mail уполномоченного лица)

В случае присуждения нам права заключить договор по итогам запроса предложений до момента подписания договора настоящая заявка будет носить характер предварительного заключенного между нами и заказчиком соглашения о заключении договора на условиях нашей заявки и по цене договора, которая будет указана в протоколе подведения итогов.

Участник запроса предложений

__________________________________________ ___________ «____» ________ 201_ г.

Заявка на участие в открытом запросе котировок в электронной форме на поставку канцелярский принадлежностей для нужд (наименование заказчика)

____________ (наименование участника)

Юридический адрес _________

Почтовый адрес____________

ИНН/КПП_________________

Электронный адрес___________

согласны принять участие в проводимом заказчиком запросе котировок в электронной форме на условиях, установленных закупочной документацией и изложенных нами в нашей заявке на участие в размещении заказа.

В том случае, если нам предложат заключить договор по итогам данной закупочной процедуры, мы обязуемся подписать договор в течение срока, который установлен закупочной документацией, и поставить продукцию, указанную в документации запроса котировок в соответствии с требованиями закупочной документации и согласно условиям, предложенным нами в заявке.

Ценовое предложение

№ п/п

Наименование товара

канцелярских

принадлежностей

Цена за 1 единицу (в рублях с учетом НДС)

Количество

Общая стоимость (в рублях с учетом НДС)

Ручка гелевая многоразовая. Пластиковый прозрачный корпус с резиновой манжеткой.
Быстросохнущие чернила, водоустойчивые. Цвет чернил - синий.


1280 штук


Точилка для карандашей с 2 отверстиями для карандашей разного диаметра. Лезвие -стальное. Пластиковый корпус. С контейнером для сбора стружки.


1300 штук


Бумага. Формат А4


200 упаковок


Дырокол

Металлический, Оснащен линейкой для деления на форматы, которая легко выдвигается и надежно фиксируется.


200 штук


Маркер текстовыделитель

(набор из трех маркеров - цвет-зеленый оранжевый, красный)

900 наборов


Общая стоимость _______________________________рублей с учетом НДС 18 %.

  • Согласны оплатить товар с отсрочкой платежа (30 календарных дней - с момента поставки на основании счетов, счетов-фактур и подписанных сторонами товарных накладных)
  • Согласны предоставить весь объем продукции, надлежащего качества, предусмотренные настоящей закупочной документацией, в установленные заказчиком сроки, а именно в течение 10 рабочих дней с момента подписания договора.
  • Согласны, с тем, что цена является неизменной на весь срок поставки товара.

Настоящей заявкой мы подтверждаем, что:

4. __________________________________________ соответствует всем требованиям

(наименование участника размещения заказа)

предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

5. В отношении ____________________________________ не проводится процедура

(наименование участника размещения заказа)

ликвидации, банкротства, не открыто конкурсное производство, не проводятся судебные разбирательства.

6. Деятельность __________________________________________ не приостановлена

(наименование участника размещения заказа)

в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

7. Сведения о ______________________ отсутствуют в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ФЗ № 223 и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

В случае, если по результатам проведения размещения заказа победитель размещения заказа или участник, занявший меньшее место, будет признан уклонившимся от заключения договора с (наименование заказчика), мы обязуемся подписать договор с (наименование заказчика) по итогам запроса котировок в электронной форме в соответствии с требованиями закупочной документации и условиям нашей заявки.

По всем вопросам, связанными с участием в запросе котировок в электронной форме на поставку канцелярский принадлежностей с нашей стороны уполномочен:

_____________________________________________________________________________

(ФИО, должность, телефон, адрес электронной почты)

Настоящая заявка будет носить характер предварительного заключенного между (наименование участника закупки) и (наименование заказчика) соглашения о заключении договора на условиях нашей заявки и по цене договора, которая будет указана в протоколе о результатах размещения заказа, в случае присуждения нам права заключить договор по итогам проведения размещения заказа до момента подписания договора поставки канцелярских принадлежностей.

Участник закупки

__________________________________________ ___________ «____» ________ 2015 г.

(ФИО, должность лица, имеющего право подписи) (подпись)

Требования к составу заявок

В соответствии со ст. 4 ФЗ № 223, в закупочной документации должны быть прописаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Для участия в запросе предложений или запросе котировок претендент должен подготовить заявку на участие в закупке, оформленную в полном соответствии с требованиями документации о проведении запроса предложений или запроса котировок.

В связи с тем, что запрос предложений напоминает собой «миниконкурс», где для заказчика важны несколько условия исполнения договора, важно прописать все необходимые сведения, которые участники закупки должны предоставить в составе заявки для получения информации и о претенденте, и о товаре (работах или услугах).

Например:

Для участия в запросе предложений претендент должен подготовить заявку на участие в запросе предложений, оформленную в полном соответствии с требованиями документации о проведении запроса предложений.

Заявка на участие в запросе предложений должна содержать сведения:

а) заполненную форму заявки в соответствии с требованиями закупочной документации (оригинал);

б) анкету юридического лица по установленной в закупочной документации форме (оригинал), где содержаться такие данные, как:наименование полное (сокращенное) организации, ИНН, КПП, ОКПО, банковские реквизиты, дата постановки на учет в налоговый орган и др;

в) копии учредительных документов (при необходимости, нотариально заверенные);

г) выписку из единого государственного реестра юридических лиц (оригинал) или нотариально заверенную копию такой выписки, полученную не ранее чем за 30 дней (или иной срок) до дня размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении открытого запроса предложений, для ИП - выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (оригинал) или нотариально заверенную копию такой выписки, полученную не ранее чем за 30 дней (или иной срок) до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого запроса предложений.

д) решение об одобрении или о совершении крупной сделки (оригинал) либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение задатка в качестве обеспечения конкурсной заявки, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой;

е) справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, выданную соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней (или иной срок) до срока окончания приема заявок (по необходимости -оригинал или нотариально заверенную копию);

ж) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности. В случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки (для юридических лиц) и подписанную руководителем участника закупки или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника закупки, заявка на участие в закупке должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

и) данные о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы товара, работы услуги. Также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам;

к) документ, подтверждающий внесение участником закупки задатка (оригинал) как обеспечения заявки, если данное условие прописано в Положении о закупке.

л) для группы (нескольких лиц) лиц, выступающих на стороне одного участника закупки:

документ, подтверждающий объединение лиц, выступающих на стороне одного участника закупки в группу (оригинал или нотариально заверенная копия), и право конкретного участника закупки участвовать в закупке от имени группы лиц, в том числе подавать заявку, вносить обеспечение заявки, договора, подписывать протоколы, договор и др.

Запрос котировок по способу проведения, по оценке и определению победителя проще, чем запрос предложений. Поэтому заказчик в требованиях заявки может указать иные требования к составу заявки (главная функция запроса котировок - закупить товары, работы или услуги по наиболее низкой цене, этим данная закупка схожа с аукционом)

Котировочная заявка может содержать такие сведения, например:

а) заполненную форму котировочной заявки в соответствии с требованиями документации о проведении запроса котировок (оригинал);

б) анкету участника закупки по установленной в документации о проведении запроса котировок форме, где содержаться такие данные, как:наименование полное (сокращенное) организации, ИНН, КПП, ОКПО, банковские реквизиты, дата постановки на учет в налоговый орган и др;

в) документы, подтверждающие право участника закупки на поставку товара, производителем которого он не является, и предоставление фирменных гарантий производителя товара (копии);

г) данные о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, работ, услуг. Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ требованиям.

д) согласие участника закупки исполнить условия договора, указанные в извещении о проведении запроса котировок;

е) цена договора, в том числе цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи);

ж) для группы (нескольких лиц) лиц, выступающих на стороне одного участника закупки: документ, подтверждающий объединение лиц, выступающих на стороне одного участника закупки в группу (оригинал или нотариально заверенная копия), и право конкретного участника закупки участвовать в запросе котировок от имени группы лиц, в том числе подавать котировочную заявку, подписать договор.

з) сведения, подтверждающие отсутствие участника закупки в РНП (в соответствии с ФЗ № 223, при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 ФЗ № 223, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"» и др.

Случаи отклонения заявок

Далеко не всегда заявки участников соответствуют всем требованиям закупочной документации. Заказчик может отклонить поданные заявки на участие в запросе котировок или запросе предложений на стадии рассмотрения и не допустить их к дальнейшей оценке. Такое возможно, например, в случае:

  • непредставления оригиналов и (или) копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено закупочной документацией;
  • несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, которые установлены документацией о проведении запроса предложений или запроса котировок;
  • несоответствия заявки на участие в запросе предложений или запросе котировок требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении закупок, в том числе непредставления документ и (или) копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки (задатка), если такое требование обеспечения заявок установлено документацией о проведении запроса предложений или запроса котировок;
  • несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации;
  • предоставления в составе заявки заведомо неверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки и др. (условия отклонения заявки указываются в Положении заказчика)

Победители запроса предложений и запроса котировок

Чтобы заказчик смог оценить заявки участников закупок с предложенными условиями исполнения договора, претенденты должны:

  • Во-первых, соответствовать требованиям, установленным к участникам закупки в Положении о закупке заказчика и закупочной документации запроса котировок или запроса предложений.
  • Во-вторых, в установленные заказчиком сроки подать заявку на участие в закупке, в соответствии с требованиями заказчика, установленными, в Положении о закупке заказчика и закупочной документации запроса котировок или запроса предложений.

В соответствии с результатами оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений заказчик каждой заявке на участие в запросе предложений относительно других по мере уменьшения степени предпочтительности и выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивает порядковые номера. Та заявка, которая содержит лучшие условия исполнения договора заказчик присвоит первый номер. В Положении о закупке заказчику следует прописать случай, когда участники закупок получат одинаковое количество баллов после подведения итогов закупки (запрос предложений) или предложат одинаковую наиболее низкую цену товаров, работ или услуг(запрос котировок).

Например:

- в случае, если в нескольких заявках содержатся равнозначные сочетания условий исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в запросе предложений, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие условия.

-при предложении одинаковой наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками закупки победителем в проведении запроса котировок признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников.

После подведения итогов, заказчик в соответствии с ФЗ № 223 публикует на официальном сайте итоговый протокол (требования к протоколу устанавливаются Положением о закупке).

Не будет лишним, если заказчик пропишет в своем Положении о закупке и закупочной документации запроса котировок и запроса предложений условие о возможности заключения договора, с участником, заявке которого был присвоен № 2, на условиях проекта договора, прилагаемого к документации о проведении запроса предложений (или запроса котировок), и условиях исполнения договора, предложенных данным участником в заявке, в случае уклонения победителя от подписания договора. Тем самым заказчик обезопасит себя от несвоевременной поставки нужного товара, выполнения работ или оказания услуг.

Такие закупочные процедуры, как запрос котировок и запрос предложений, не теряют совей актуальности среди заказчиков. Какой способ из названных выбрать, заказчик решает самостоятельно, в зависимости от того, какие условия исполнения договора его интересуют, какой товар (работы, услуги) закупаются заказчиком, какой ценовой порог предстоящей закупки, как быстро необходимо приобрести нужную продукцию с возможностью необремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе процедуры.

В готовящемся законопроекте поправок к ФЗ № 223 на сегодняшний момент законодатель не исключил данные неторговые закупочные процедуры из возможных способов закупок по ФЗ № 223. Применяя запрос предложений и запрос котировок, заказчик быстро и своевременно обеспечивает себя необходимым качественным товаром, работами и услугами. В тоже время, приспособившись к данным закупочным процедурам, заказчик отрабатывает навык проведения закупок, что поможет ему избежать ошибок при осуществлении торгов - конкурса и аукциона, которые имеют общие черты с запросом предложений и запросом котировок.

Запрос предложений используют, чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях. Метод для заказчика на самом деле очень эффективный. Он получает несколько интересных предложений и выбирает из них наиболее выгодное. Однако, есть ограничения.

Запрос предложений — это конкурентный способ определения поставщика, победителем которого признается тот, чье окончательное предложение наилучшим образом соответствует требованиям к объекту закупки, установленным заказчиком (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 83 44-ФЗ).

Управление государственными и муниципальными закупками ( , , ак. часов) - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Когда можно проводить запрос предложений

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено проводить закупку путем запроса предложений. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать закупку в таком виде.

  1. Не состоялся повторный конкурс (ч. 4 ст. 55, п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). При этом повторный конкурс должен быть признан несостоявшимся, например, если не было подано ни одной заявки на участие либо все поступившие заявки были отклонены. Остальные основания перечислены в ч. 2 ст. 55 44-ФЗ. Если повторный конкурс признан несостоявшимся по иным основаниям, заказчик не вправе провести запрос предложений.
  2. Не состоялся электронный аукцион (п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). В отличие от конкурса требование о повторности в отношении аукциона не установлено.
  3. Необходимо закупить товары, работы, услуги, составляющие неисполненную часть расторгнутого контракта (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). Только, если заказчик в одностороннем порядке расторг контракт в соответствии с ч. 9 или ч. 15 ст. 95 44-ФЗ. НМЦК и объем новой закупки должны быть уменьшены с учетом исполненных обязательств (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
  4. Требуется закупить товары и услуги, указанные в п. п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ. К примеру, лекарственные препараты, назначенных пациенту по жизненным показаниям или из-за индивидуальной непереносимости (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).

Этапы проведения запроса предложений

1 этап . Заказчик готовит и публикует извещение о проведении запроса предложений в соответствии с ч. 4 ст. 83 44-ФЗ, документацию в соответствии с ч. 6 ст. 83 44-ФЗ и проект контракта, который будет заключен с победителем по результатам проведенной процедуры. Информация о проведении запроса предложений должна быть размещена в ЕИС не позднее чем за пять календарных дней до его проведения. Согласно ч. 5 ст. 83 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений заказчик не вправе отменять процедуру или вносить изменения в извещение и закупочную документацию.

2 этап . Прием заявок. Заявки на участие подаются в письменном виде, включают в себя документы, указанные в документации, а также платежное поручение, подтверждающее внесение обеспечения заявки (в случае установления такого обеспечения в документации).

3 этап . Рассмотрение заявок. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации. Участники, которые не соответствуют требованиям, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если такие есть). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с установленными критериями, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения запроса предложений, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Важно отметить, что любой участник имеет право присутствовать при рассмотрении заявок, а также проводить аудио и видеосъемку.

4 этап . Выбор победителя. После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протокол проведения запроса предложений и оглашает условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие (ч. 11 ст. 83 44-ФЗ). После этого участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений (ч. 12 ст. 83 44-ФЗ).

Если все присутствующие участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается.

Отказ участников направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе и окончательными предложениями признаются первоначальные поданные заявки на участие. Открытие доступа к заявкам с окончательными предложениями осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений.

5 этап . Оценка окончательных предложений, подведение итогов запроса предложений. Комиссия проводит оценку окончательных предложений и готовит итоговый протокол. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в ЕИС в день подписания итогового протокола.

Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.

Если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

Критерии оценки заявок в запросе предложений (ст. 32 44-ФЗ):

6 этап . Заключение контракта. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя, не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола. Контракт заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.

Основное отличие запроса предложений от других закупочных процедур

От открытого конкурса запрос предложений отличается лишь возможностью поставщика улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, таким образом можно увеличить свои шансы на победу. В остальном данный вид закупки идентичен конкурсу. (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки. От запроса котировок — порядком определения победителей.

Запрос предложений — это способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации.

Чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях, часто используется проведение запроса предложений. С помощью этой формы конкурсного отбора ищут поставщиков, подрядчиков и исполнителей для крупных государственных проектов.

Это очень эффективный метод, потому что заказчик получает десятки интересных заявок, а выигрывает та компания, которая сделала наиболее выгодное предложение.

Среднее цена контракта, заключенного по итогам проведения запроса предложений в 2017 году, составляет 20,1 млн руб . Этот показатель вырос на 87,03% по сравнению с 2016 годом.

Доля запроса предложений в общем объеме торгов в 2017 году составила 1% . По сравнению с тенденцией предыдущих лет, этот показатель немного снизился и прервал динамику роста, которая стала вырисовываться начиная с 2014 года.

Если мы обратимся к словарю, то прочитаем, что запрос предложений — это документ, издаваемый компанией, заинтересованной в приобретении товаров или услуг. В этом документе заказчик декларирует требования к этим самым товарам или услугам, а также есть ли среди них приоритеты. Если же говорить в контексте нашей темы, то запрос предложений по 44-ФЗ — это, в целом, весь процесс выбора подрядчика. Он включает множество этапов от публикации требований до подписания договора.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении ценового предложения или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов .

Проведение запроса предложений по 44-ФЗ

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено искать исполнителя заказа с помощью этого метода. Необходимость этой меры обусловлена спецификой процесса. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать торги в виде запроса предложения по 44-ФЗ (статья 83):

    Купля-продажа образцов народного творчества и художественных промыслов, у которых есть соответствующий сертификат регистрации.

    Поставка товаров, необходимых для Олимпийской и паралимпийской сборных России, например, участие в тендере на поставку спортивного инвентаря, формы и т.д.

    Купля-продажа лекарственных средств для конкретного человека. Согласно правилам такого рода сделки, препараты должны быть назначены врачебной комиссией, а решение - быть зафиксировано документально. Как правило, в первую очередь, закупка происходит путем заключения контракта с единственным поставщиком на сумму до 200 тыс. руб., а затем — с помощью открытого запроса предложений. Если сумма разных лекарственных препаратов в составе одного лота превышает максимальную сумму, часть из них должна быть исключена.

    Договоры, которые были расторгнуты в официальном порядке по той или иной причине, при условии, что новый контракт будет учитывать долю выполненных обязательств по старому соглашению. От этого напрямую зависит цена.

    Защита интересов РФ в случае иска, поданного в суд иностранного государства физическим лицом.

    При условии, если повторный конкурс или электронный аукцион не состоялись, можно провести запрос предложений.

Многие юристы считают, что такой широкий спектр конкурентных направлений государственных закупок - условие заключения наиболее выгодного контракта. Конкуренция вынуждает участников делать коммерческие предложения, которые заинтересуют заказчика благодаря заниженной цене.

Открытый запрос предложений

Согласно закону, условия тендера и документация размещаются в открытом доступе. Однако, если заказчик хочет получить заявки от определенных организаций и заключить контракт с одной из них, он может послать извещение о проведении закупки.

Единственное условие — не менее полутора лет успешного сотрудничества, подтверждением которого считаются заключенные контракты в отношении тех же объектов закупок, условия которых были выполнены сторонами.

Если запрос предложения по 223-ФЗ или 44-ФЗ проводится повторно, заказчик имеет право послать извещения только тем организациям, которые участвовали в выборе исполнителя расторгнутого контракта.

После того, как извещение попало в информационную систему или разослано потенциальным участникам, его содержание не может быть изменено. Несостоявшимся тендер признается, только если заказчик получил единственное предложение или вовсе ни одного.

Заключение контракта может быть отсрочено и отменено, если:

    на одну из сторон наложены судебные санкции;

    в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы;

    законодательные акты.

В случае, если одна из сторон сообщает другой о такого рода обстоятельствах, подписание контракта откладывается на срок, необходимый для их устранения, но не более, чем на 30 дней.

Форма или образец заявки на участие в запросе предложений по 44-ФЗ или 223-ФЗ не предусмотрены.

Сроки проведения и разъяснения по ходу закупки

Процедура определения исполнителя крупного государственного заказа сложна и может показаться запутанной и непонятной. Мы выделим этапы, чтобы наглядно продемонстрировать прозрачность данного вида закупки.

  1. В первую очередь, заказчик формирует комиссию, которая будет рассматривать все заявки участников и вынесет окончательное решение о победителе тендера;
  2. Подготовка документации и проекта контракта, составление извещения, его утверждение и размещение. Согласно статье 83, сроки размещения заявки строго регламентированы: не позднее, чем за 5 дней до даты проведения закупки;
  3. Прием заявок на участие в запросе предложений по 44-ФЗ, внесение изменений или отзыв поданных заявок до момента вскрытия конвертов и открытия доступа к ним. Заявки на участие подаются в письменном виде и включают в себя документы, указанные в документации;
  4. Рассмотрение заявок: конверты с письменными заявками вскрываются, а к электронным заявкам открывают доступ. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации, участники, которые таким требованиям не соответствуют, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если таковые имеются). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с критериями, установленными в документации, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения закупки, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Аудиозаписи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам на участие и окончательным предложениям обязан обеспечить заказчик или организатор торгов. Более того, любой участник может проводить аудио- и видеосъемку;
  5. Оглашение заявки, признанной лучшей: ее условия, стоимость и преимущества. После этого всем участникам запроса предложений предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения торга. Если открытый запрос предложений признан несостоявшимся, потому что была подана только одна заявка для участия, ее содержание также оглашается. Участники, подавшие окончательные предложения, вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов с окончательными предложениями и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов предложениям;
  6. На основании окончательных предложений из всех участников определяется победитель данного вида закупок. Критерии оценки запроса предложений по 44 ФЗ регламентированы в статье 32:
    — цена контракта;
    — расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
    — качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
    — квалификация участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
  7. Победителем признается организация, чье окончательное предложение, в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. После того, как самое выгодное предложение выбрано, заказчик отправляет компании-победителю проект контракта, который будет заключен по итогам проведения закупки. Таким образом, его подписывают не ранее, чем через 7 дней после опубликования итогового протокола, но не позднее, чем через 20 дней;
  8. Если запрос предложений признан несостоявшимся по причине того, что после окончания подачи заявок была подана единственная заявка, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником, который прислал заявку, если такая заявка соответствует требованиям документации. Если таких вообще не было — провести тендер повторно.

На этой иллюстрации отражена основная информация о том, как проходит участие в открытом запросе предложений (комментарии и разъяснения - на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации):

Документация запроса предложений

Извещение и документация должны содержать следующую информацию:

    основную информацию о Заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и пр.), условиях контракта, заключаемого по результатам тендера, код закупки, имеющиеся ограничения участия в ней в соответствии с законодательством РФ, информацию об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта и порядке их внесения;

    требования к участникам, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть включены в заявку и язык, на котором они должны быть составлены;

    точные сроки каждого этапа запроса предложений: время вскрытия заявок, их рассмотрения и оценки;

    порядок подачи документов для участия (место, время и форма: бумажная или электронная);

    необходимость оплаты доступа к документации о проведении запроса предложений;

    преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ;

    обозначение и обоснование начальной максимальной цены контракта и описание объекта закупки;

    возможность или невозможность изменения заказчиком условий контракта (качества, количества или цены товаров, стоимости услуг);

    порядок проведения закупки и критерии оценки заявок на участие: от самых важных к незначительным;

    проект контракта. Информация о договоре, который будет заключен по итогам процедуры: ответственные лица, сроки подписания, условия признания победителя и срок сотрудничества с ним.

Типовая документация запроса предложений почти не отличается от других закупок. Принципиальная разница в том, что Заказчику запрещено вносить изменения в документы после их опубликования.

Чем запрос предложений отличается от других видов закупок?

Запрос предложений отличается, например, от открытого конкурса лишь возможностью улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, тем самым увеличив свои шансы на победу. В остальном данный вид тендера идентичен конкурсу (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки, от запроса котировок — порядком определения победителей. Так же как и в конкурсе, в запросе предложений оценивается не только цена, но и квалификация, технические и экологические характеристики товара или услуги, тогда как в запросе котировок единственным критерием оценки является цена контракта.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Запрос предложений - это конкурентный вид закупки, который регламентирует 223 Федеральный закон. Выбор поставщика происходит путем запроса предложений и сопутствующих документов. Данные о закупки сообщаются широкому кругу лиц при помощи размещения извещение в .

Запрос предложений может быть как закрытым, так и открытым, помимо этих двух видов, также существуют спец.правила для субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Случаи проведения запроса предложений по 223-ФЗ

Данный вид закупок регламентирован определенным порядком, кратко рассмотрим порядок проведения:

1. Составление документов в согласии с Положением о закупке, в соответствии с частями:

    9 часть 3.2 статьи;

    5, 9 и 10 частей 4 статьи.

В состав документов также входит:

    Извещение

    Документы к запросу предложений

    Проект контракта

Эти документы подлежат публикации в ЕИС не позднее 7 календарных дней до начала осуществления процедуры. Данные документы включают сведения которые регламентированы:

    23 часть 3.2 статьи;

    9 и 10 частями 4 статьи;

2. Составление протоколов и выбор победителя, регламентируется:

    13 и 14 частями 3.2 статьи в Законе № 223-ФЗ.

После чего происходить подписание сделки в соответствие с:

    15 частью 3.2 статьи в Законе № 223-ФЗ.

Также организатору запрещается проводить переговоры с оператором ЭТП если это повлечет за собой преимущества одному из конкурсантов запроса предложений, это регламентировано:

    9 частью 3.3 статьи в Законе № 223-ФЗ.

3. Как составить извещение в запросе предложений

В извещение, которое в дальнейшем публикуется на сайте ЕИС и отсылается участникам аукциона должно содержаться:

● Название, фактический адрес, данные для связи.

● Прописание пунктов контракта.

Идентификационный номер закупки.

● Прописание ограничений на участие.

● Описание метода, коим будет определен исполнитель.

● Сумма, которая требуется для внесения обеспечения.

● Условия участия в торгах.

● Опись всех документов на участие.

● Указания дня, места и времени вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа на ЭТП.

● Список преимуществ.

● День, время и порядок приема заявлений об участие.

Особый момент , после того, как извещение будет опубликовано в ЕИС, вносить правки в любой из документов - запрещается.

  • Документы к тендеру.

Вместе с извещением, организатор публикует и документы, которые сопутствуют ей. Они содержат следующие позиции:

● Условия исполнения сделки

● Правила написания заявки

● Сведения о изменениях, которые может вносить Заказчик во время исполнения контракта.

● Порядок осуществления тендера.

● Пункты оценки заявки.

● Срок в который договор должен быть скреплен подписями.

● Данные об отказе в исполнение в одностороннем порядке.

Особый момент, кроме документов, которые заказчик должен отправить вместе с извещением, также в обязательном порядке должен быть прикреплен и проект договора.

  • Этапы запроса предложений

1. Составление условий аукциона, правил и пр.. Оформление тех. документации.

2. Оформление извещения в согласии с требованиями Положения о закупках и опубликование его на портале ЕИС.

3. Прием предложений от конкурсантов.

4. В случае возникновения необходимости урегулирование цены или других условий исполнения путем переговоров.

5. Анализ полученных заявок и их оценка.

6. Выбор победившего участника.

8. Подписание контракта с победившим поставщиком.

4. Регламентация 223-ФЗ в законе

9. При осуществлении запроса предложений и принятия участия в нем только субъектами МСП организатор может включить такой этап как квалификационный отбор конкурсантов. В этом случае организатор должен соблюдать правила:

1. Извещение должно включать в себя сроки в которые будут проведен данный этап.

2. Все лица, которые будут принимать участие в данной процедуре проводимой в электронном формате, организатор должен предъявлять одинаковые требования квалификационного отбора в согласии с документами о конкуренции в закупках.

3. Заявка на участие в данном процессе должна нести в себе данные согласно документам о конкуренции в закупках и подтверждения о том, что участники отвечают всем квалификационным требованиям, которые регламентируется документами о конкуренции в закупках.