Шлагбаум многоквартирный дом. Установка шлагбаума во дворе жилого дома: закон, правила, что для этого нужно

Москвичка Cветлана Ермакова живет во 2-м Хвостовом переулке, дом 10, корпус 12. Недавно между ее домом и соседним снесли ракушки. Территорию облагородили, а потом внезапно установили шлагбаум. Подъехать к своему подъезду ближе чем на пять метров Светлана не может. «А ведь доступ к подъезду должны иметь и машины скорой помощи и пожарной службы, да даже если мебель привезут — к крыльцу приблизиться невозможно», — говорит она.

Светлана пыталась общаться с жильцами, которые установили шлагбаум и владеют ключами от него. Разговора не получилось. Они сказали, что разрешение на установку у них есть, но документы не показали. Тогда Светлана обратилась в управу района Якиманка: «Глава управы меня внимательно выслушал, сказал, да, это неправильно. Пообещал, что проведет собрание жильцов трех домов до 4 июля, но до сих пор никакого собрания не было.

Светлана говорит, что не против шлагбаумов как таковых. Ведь она живет в центре, ездит на автомобиле и проблема с парковками ей известна. Но решение должна принимать не ограниченная группа людей, а все жильцы двора, в котором хотят поставить шлагбаум.

Руководитель пресс-службы Главного управления МЧС по Москве Виктор Бирюков советует в подобных случаях сразу обращаться к участковому. «Если вы видите незаконно установленный шлагбаум, звоните участковому. Он придет, проверит, свяжется с представителями городской административно-технической инспекции (АТИ) и выяснит, законно установлено заграждение или нет. Если ничего не согласовано, шлагбаум уберут очень быстро».

Поставить забор и шлагбаум — примитивный путь решения проблемы

По словам Бирюкова, автомобили спецтехники не имеют права ломать заграждения или переставлять машины, мешающие проезду. Поэтому пожарные всегда ищут хозяев автомобилей, перегородивших доступ к дому. Счет в это время идет на секунды, на кону — человеческие жизни, и любые препятствия становятся не просто помехой, а причиной страшных последствий, говорит Бирюков.

Проблема незаконных ограждений столичных дворов вновь стала актуальной после того, как муниципальные депутаты предложили городским властям упростить процедуру

Блогер Илья Варламов считает, что, если мэрия и согласится на это, количество заграждений в Москве не увеличится: «Те, кто хотел ставить заборы и шлагбаумы у своих домов, они их уже поставили или ставят. С упрощением процедуры их станет больше ненамного — от силы на 10%». Варламов говорит, что ему не нравится «город заборов», но он понимает тех, чьи дома стоят у вокзалов, метро или экспоцентров. «Мой друг жил возле экспоцентра, так его соседи во дворе даже организовали дежурство, следили, чтобы чужие автомобили не парковались у них под окнами».

Да, поставить забор и шлагбаум — примитивный путь решения проблемы. Но можно ведь найти и иной вариант. Варламов предлагает, к примеру, ввести практику резидентских парковок, когда автоместа во дворе — только для жителей этого дома или района. Если жители видят «чужую» машину во дворе, вызывают эвакуатор, и он увозит ее на штрафстоянку. «К сожалению, у нас всегда идут по пути запрета: поставить забор, шлагбаум. И это очень плохо», — считает блогер.

Дмитрий Кох , руководитель проекта «Сердитый гражданин»

— Если нет протокола собрания собственников дома с более чем 50% голосов за установку шлагбаума, то шлагбаум во дворе — чистое самоуправство. Но даже если шлагбаум установлен по согласованию всех жильцов и управы, его все равно могут снести на законных основаниях.

Во-первых, законодательством не предусмотрена возможность установки подобных устройств на придомовой территории, которая не оформлена в установленном законом порядке, а в Москве далеко не все кварталы прошли процедуру межевания.

Во-вторых, согласовать проект с пожарными и ГИБДД очень сложно. Представители этих ведомств против подобных экспериментов по соображениям безопасности: в случае пожара или экстренного вызова их машины не смогут проехать к нужному подъезду. Беспрепятственный проезд можно обеспечить лишь при наличии круглосуточной охраны, а к этому жильцы в большинстве своем не готовы.

Если государственные инспекторы пожарного надзора, входящие в структуру МЧС, выявят нарушения в установке шлагбаума, то на собственников объекта (ТСЖ, УК, управа) будет наложен штраф и выдано предписание убрать незаконное ограждение.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ (статья 20.4, часть 8), за ограничение доступа к домам предусмотрена ответственность. Максимальная санкция за это нарушение в отношении должностных лиц — 10 тыс. руб., для юридических лиц — 150 тыс. руб.

Установить шлагбаум во дворе многоквартирного дома можно, но для этого надо четко соблюдать законодательство. Одной воли жителей дома недостаточно, необходимы согласования и выполнение ряда условий. Нарушителей ждет штраф и демонтаж ограждающих конструкций за собственный счет. Статья поможет тем, кто хочет легально поставить шлагбаум и не иметь в дальнейшем проблем при его эксплуатации.

На придомовой территории выделяются машино-места для парковки машин владельцев квартир и их гостей. В открытых дворах стоянку регулярно занимают посторонние автомобили, а интенсивное движение в дворовых проездах создает жителям дополнительные неудобства. Решением проблемы часто становится установка шлагбаума. Ограничение доступа на дворовую территорию возможно при соблюдении налагаемых законом условий.

Легальность установки шлагбаума

Территорией вокруг многоквартирного дома собственники помещений владеют как дольщики (ст. 36 ЖК РФ). Они могут обустраивать ее по своему усмотрению, но без самоуправства. Установка шлагбаума во дворе жилого дома не запрещена, если не нарушается закон.

Относящийся к дому участок является общей собственностью, поэтому и распоряжаются им коллективно. Все решения принимаются на общем собрании. Вопрос об установке шлагбаума выносится на ОСС, где за него должны проголосовать не менее 50 процентов владельцев квартир.

Ограничить можно только выделенную и занесенную в кадастр придомовую территорию. Если участок по закону не обособлен, то начать придется именно с этой процедуры. На кадастровой карте обозначают границы относящейся к дому территории, ее площадь и размещенные объекты.

Жители на общем собрании должны проголосовать как за установку шлагбаума, так и за введение его в эксплуатацию. Лучше, если голосов будет значительно больше 50 процентов. У ограничения проезда во двор всегда бывают противники из числа жителей дома, поэтому подавляющее большинство «За» - однозначный плюс.

За принятием решения об установке шлагбаума во дворе жилого дома следует согласование сметы. Оборудование закупается и монтируется за счет владельцев квартир, поэтому им нужно утвердить расходы. В смете указывается модель шлагбаума, его технические характеристики и прочие детали. Это также фиксируется в протоколе.

Заявление на монтаж ограждающего устройства направляется в муниципалитет. К нему прикладывается протокол с проектом размещения шлагбаума и разрешения контролирующих органов (ГИБДД, пожарная служба). После одобрения муниципальных властей начинаются монтажные работы.

Чтобы поставить шлагбаум, нужно собрать следующие документы:

  • подтверждение долевой собственности владельцев квартир на придомовую территорию;
  • выписка из кадастра со всеми сведениями о земельном участке;
  • протокол ОСС с решением о монтаже ограждающей конструкции;
  • техдокументация на шлагбаум;
  • согласования с муниципальным органом власти, органом ЖКХ, ГИБДД и пожарной службой.

Требования закона

Шлагбаум по нормам законодательства не является капитальным объектом. Это упрощает задачу его согласования, потому что не нужно оформлять разрешение на строительство.

В качестве приложения к заявлению может понадобиться схема движения машин рядом с МКД и по дворовым проездам. На дорогах общего пользования ПДД запрещают установку ограждающих конструкций, которые сдерживали бы проезд. При установке шлагбаума нужно подтверждение того, что рассматриваемый участок относится к придомовой территории. Если рядом с МКД находится сквозной проезд, то устанавливать на нем ограждения нельзя.

По закону устанавливаемый шлагбаум согласуется с:

  • пожарной службой;
  • ГИБДД;
  • коммунальщиками.

Сложнее всего получить согласие пожарной охраны. Его рекомендуется оформлять заранее, чтобы не просрочить запуск монтажных работ. Если проигнорировать это требование, то при наличии недостатков контролирующий орган добьется переделки или демонтажа конструкции.

Главное требование пожарных – отсутствие помех для проезда автомобилей службы на территорию МКД. При несоблюдении этого условия конструкцию признают незаконной. Нарушение пожарной безопасности – прямое основание для отказа в установке шлагбаума.

Представителям экстренных служб нужно продемонстрировать, как будет открываться шлагбаум для пропуска их автомобилей. Делаться это может двумя способами.

  1. Рядом с ограждением ставится пост охраны, на нем организуется круглосуточное дежурство. Это надежно, но сложно и дорого в реализации. Расходы на охранника, как и все остальные, ложатся на владельцев квартир. С их увеличением они часто не соглашаются.
  2. Подключить видеонаблюдение, картинку с которого в реальном времени получает диспетчер. Он и будет принимать решение о пропуске транспорта.

Водитель пожарного автомобиля имеет право снести ограждение, если:

  • установка шлагбаума во дворе жилого дома произведена без согласования;
  • шлагбаум постановлен с разрешением, но при подъезде спецтранспорта он не открывается.

Возмещать ущерб за слом самовольной или неработающей ограждающей конструкции экстренная служба не будет. Если при сносе стрелы пострадает пожарный автомобиль, то с инициатора монтажа шлагбаума взыщут средства на ремонт.

Условия установки шлагбаума

Есть несколько условий установки шлагбаума во дворе жилого дома. Если все их соблюдать, то оснований для демонтажа не появится.

1. Шлагбаум перекрывает проезд только транспорту, движению пешеходов он мешать не должен. Свободное передвижение должно обеспечиваться тем, кто:

  • гуляет с детскими колясками;
  • передвигается на инвалидных колясках;
  • ездит на велосипеде, и так далее.

2. Автомобили экстренных служб должны свободно попадать на придомовой участок. Это касается не только пожарных, полиции и медиков. Требование распространяется также на газовщиков и прочие организации.

3. Стрела изготавливается из легкого материала. Если шлагбаум окажется обесточен или неисправен, то должна оставаться возможность беспрепятственно открыть его вручную. Ограждение устанавливают для обозначения закрытой территории. Задачи создать физически непреодолимый барьер не ставится.

4. Шлагбаум оснащается элементами безопасности. В первую очередь, это фотоэлементы для фиксации появления в проезде препятствия. При получении сигнала от них стрела блокируется, что предотвращает повреждения транспорта и травмы людей. Другой элемент – сигнальная лампа, мигающая при срабатывании шлагбаума. Она служит дополнительным предупреждением для окружающих о том, что стрела пришла в движение.

5. Основание для стойки и держателя стрелы бетонируется. Конструкция получается устойчивой и надежной.

В Москве при установке шлагбаума во дворе жилого дома по закону можно получить денежную компенсацию от правительства в размере 100 000 рублей. Эти средства выплачиваются потому, что жители многих МКД вынуждены ставить шлагбаумы из-за действий властей по введению платных парковок. В местах их появления дворы заставляются автомобилями тех, кто не хочет оплачивать стоянку. Кроме этого, в дворовых проездах создается постоянный поток транспорта, владельцы которого ищут свободные места. Чужие машины оставляются на газонах, детских площадках и тротуарах.

100 000 рублей выплачивается с расчетом на каждый шлагбаум. Субсидию можно получить до проведения монтажных работ. В таком случае не потребуется собирать деньги с жителей дома. Недовольных будет меньше, а процесс упростится.

Власти контролируют расходование этих целевых средств. На установку шлагбаума дается два месяца после того, как деньги окажутся на расчетном счете. После этого у инициаторов есть еще один месяц на то, чтобы подтвердить проведение работ. Тут надо представить два документа:

  • договор на установку шлагбаума;
  • акт выполненных работ.

Получить субсидию можно и на уже установленный шлагбаум. Ее размер будет зависеть от даты монтажа:

  • до 24 мая 2018 года – 50 000 рублей;
  • после 24 мая 2018 года – 100 000 рублей.

Столичное правительство утвердило субсидию 30 сентября 2015 года. Если ограждение установлено раньше, то выплата не полагается.

Демонтаж и штраф за незаконную установку

Факт незаконной установки шлагбаума может быть обнаружен по сообщению жителей, представителей экстренных служб, ГИБДД и коммунальных организаций. Выявляются нарушения и при рейдах представителей муниципалитетов по дворам. Демонтаж ограждений может быть инициирован без участия собственников квартир.

Поступившие жалобы рассматриваются с привлечением представителей МЧС, ГИБДД и других служб, занимающихся выдачей разрешений на установку шлагбаумов. Предписание о демонтаже шлагбаума выдается представителями власти или контролирующими органами. При его невыполнении в установленные сроки следует обращение в суд. Судебное решение дает больше возможностей для давления на ответственного за монтаж шлагбаума.

При установке шлагбаума во дворе жилого дома с нарушением закона выписываются следующие штрафы:

  • гражданам – 2 000 рублей;
  • должностным лицам – до 10 000 рублей;
  • организациям – до 150 000 рублей.

Часто можно наблюдать следующую картину: владельцам квартир негде парковать машины во дворе, в то время как их место занимают жильцы другого (соседнего) дома. Также у жильцов может быть подземный паркинг, но они не хотят видеть во дворе стоянку для других автомобилей. Эти причины чаще других подталкивают собственников поставить шлагбаум во дворе .

Сколько денег можно получить в качестве субсидии?

Если жильцы дома приняли коллективное решение о необходимости установления шлагбаума на въезд во двор - государство предоставит им дотацию в размере 100 тысяч рублей .

Подавать заявление на получение государственной дотации такого вида нужно еще на этапе планирования работ. Это избавит от необходимости собирать средства с жильцов (этот процесс часто затягивается и плохо организован).

С чего начать?

Этап 1. Провести собрание владельцев многоквартирного дома. На сборах должно быть принято решение о выделении границ придомовой территории, постановление ее на кадастровый учет на условиях общей долевой собственности, с выделением места конструкции, со схемой размещения шлагбаумов.

Этап 2. Согласовать планируемый объект с пожарной службой и ГИБДД, получить письменные разрешения на установку от учреждений. Это даст гарантию того, что шлагбаум не придется демонтировать в будущем. Отведенное место не должно быть сквозным проездом, а собственно придомовой территорией. Кроме того, конструкция должна быть поднята незамедлительно для скорой помощи, полиции, газовой и пожарной службы. Это реализуется с помощью нанимаемого круглосуточно охранника или . Только на этих условиях согласие устанавливать шлагбаум будет выдано.

Этап 3. Соответствующее заявление с прошением о выделении субсидии на установку шлагбаума следует подать в органы государственной власти.

Этап 4. Составить смету (самостоятельно или с помощью строительной компании) по закупке частей и установке оборудования, выбрать модель и технические характеристики шлагбаума.

Этап 5. Получить денежные средства и произвести установку.

Этап 6. Предоставить отчетность о проведенных работах.

Если шлагбаум уже установили на законных основаниях, жители вправе подать коллективное заявление на компенсацию средств.

Как провести собрание собственников многоквартирного дома?

На собрание должны быть приглашены все жители МКД (или двух, если они делят двор между собой), а также представители всех других жилых или нежилых строений, размещенных на общей территории.

Собрание считается правомочным, если на нем присутствовали представители не менее половины квартир и нежилых строений. Решение будет законно, если «за» проголосовало 50% +1 человек .

Так как очень сложно подстроить проведение собрания под график работы всех жителей, то разумным будет решение провести онлайн-опрос. Такое коллективное решение будет иметь силу, если:

  • в опросе примет участие минимум половина владельцев квартир дома;
  • инициирует проведение онлайн-собрания кто-то из собственников.

В осуществлении заочного опроса поможет сервис «Электронный дом».

Какие вопросы нужно обсудить на собрании?

Чтобы не пришлось собираться несколько раз, нужно точно знать, ответы на какие вопросы должны быть даны в общем протоколе:

  • кто будет представлять интересы жильцов, заниматься оформлением документов и взаимодействовать со всеми органами власти? (Это обязательно должен быть кто-то из собственников);
  • согласны ли владельцы квартир на установку шлагбаума?
  • сколько конструкций будет всего? (Иногда нужно 2 шлагбаума, в зависимости от того, как расположен дом и двор);
  • где точно будет размещаться шлагбаум? (после присвоения участку кадастрового номера, конкретное место ему отводится и в документах);
  • какую модель шлагбаума хотят видеть собственники квартир, технические характеристики, определить цену;
  • общее согласие на обращение за субсидией.

После подачи соответствующего заявления и предоставления протокола общего собрания жильцов, решение об установке конструкции Совет выдаст в течение 30 дней.

Если проводилось электронное собрание - инициатору следует обратиться к администратору платформы «Электронный дом», чтобы получить результат опроса в виде документа.

Как получить субсидию на установку шлагбаума?

Уполномоченный жильцами должен обратиться в Дирекцию жил.-ком. хозяйства с пакетом документов:

  • документ о проведении общего собрания собственников;
  • заявление на дотацию;
  • согласование установки Советом депутатов;
  • подписанный проект договора субсидии (2 шт).

После этого в течение 10 рабочих дней документ подпишут и передадут копию уполномоченному лицу. За это же время на расчетный счет представителя жильцов многоквартирного дома должна поступить сумма (100 тысяч рублей за 1 шлагбаум) для выполнения работ.

Какие моменты необходимо учесть до начала работ?

Одним из важных факторов является доступ специальных неотложных служб к дому. Поэтому обязательно нужно организовать посменную круглосуточную работу охранника, или подключить диспетчерскую, которая будет по звонку открывать шлагбаум, или обеспечить неотложки специальными универсальными брелками-пультами.

Другой фактор - установка конструкции должна произойти не позже 2 месяцев после того, как средства субсидии поступили на счет. После этого периода предоставляют месяц для отчетности. Потребуются:

  • акт выполненных работ;
  • договор на проведение работы.

Можно ли оформить субсидию, если шлагбаум уже установлен?

Законом предусмотрена возможность возмещения средств жильцам многоквартирного дома, если шлагбаум уже установлен, и это было сделано после 30 сентября 2015 года. Установившим конструкцию до 24 мая 2018 вернут 50 тысяч рублей, а тем, кто позже - 100 тысяч рублей .

Чтобы реализовать общую возможность, нужно провести собрание, составить протокол (как и в случае подачи прошения установки шлагбаумов на въездах во двор в Москве), написать коллективное заявление о субсидии и выбрать уполномоченного. Далее, в окружную Дирекцию ЖКХ подают все перечисленные выше документы, вместе с итоговыми актами приема работы.

Если у Дирекции жилищно-коммунального хозяйства не будет претензий к документам, а установленный во дворе дома шлагбаум будет соответствовать всем нормам, в течение 22 рабочих дней деньги будут переведены на специальный счет уполномоченного жильцами лица. После этого их нужно распределить между собственниками в количестве, соответствующем взносам.

Следовательно, постоянный рост количества личных автомобилей усугубил проблему нехватки парковочного места. Установка при въезде во двор многоквартирного дома шлагбаума или ворот решает этот вопрос весьма эффективно - места перестают занимать жители соседних многоэтажек.

Сегодня никого не удивляет наличие шлагбаума при въезде на придомовую территорию многоэтажки. Он является преградой на пути посторонних авто, обеспечивая жильцам место для парковки машин.

Как установить шлагбаум во дворе жилого дома по правилам в России: порядок действий и список документов. Что делать, если жилец многоквартирного дома против установки шлагбаума во дворе?

Закон об установке шлагбаума во дворе многоквартирного дома в России

Проблема свободных парковочных мест в крупных городах ощущается особо остро. Кроме того, за парковку автомобиля необходимо заплатить.

Владельцы машин решают данный вопрос по-своему – оставляют транспортное средство в ближайших дворах. Неудивительно, что жители, лишенные возможности ставить личные авто в собственных дворах, устанавливают шлагбаумы, ограничивающие въезд «чужакам». И делают это на вполне законных основаниях, если не пытаются самоуправствовать, а выбирают правильный путь.

Федеральным законом №189 (статья 16), действующим с 2004 года, и Жилищным кодексом РФ (статья 36) предусматривается передача придомовой территории в собственность жильцам многоквартирного дома – вариант долевого владения.

Что это означает при наличии коллективного решения жильцов:

  1. Использование всех объектов, находящихся на данном участке.
  2. Проведение работ по благоустройству участка.
  3. Осуществление защиты территории, включая установку шлагбаума, и так далее.

Таким образом, правильное оформление собственности дает право владельцу (в лице жилищного кооператива) благоустраивать и защищать территорию, прилегающую к многоэтажке. Главное - не вступать в противоречия с законом. Правильней привлечь опытного юриста для уточнения всех законодательных нюансов, дабы не пришлось убирать уже установленную преграду.

К слову, с 2013 года в столице действует Постановление Московского правительства, регламентирующее установку каких-либо искусственных преград на придомовых участках. В этом специальном документе прописаны все аспекты данного вопроса, начиная с дат, сроков принятия решения, нюансов согласования, и заканчивая порядком монтажных работ, возможными причинами отказа и прочими тонкостями.

Правила и порядок установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Законный путь установки оградительного устройства для въезда во двор подразумевает следующий порядок действий, состоящий из следующих основных пунктов:

1. Юридическое оформление долевого владения придомовым участком:

  1. Собираются жильцы многоэтажки.
  2. Собранием принимается решение (большинством голосом): сформировать участок земли, на котором расположено многоквартирное строение, и зарегистрировать его в кадастре.
  3. В госорганы направляется соответствующая бумага, где отражено решение собрания.

Иными словами, на основании письменного согласия жильцов устанавливается площадь указанной территории, ее границы закрепляются в кадастре за владельцем, представленным долевыми собственниками (согласно статье 26, ФЗ№122).

2. Проводится собрание долевых собственников, которое также принимает ряд решений:

  1. Установить шлагбаум.
  2. Ввести его в эксплуатацию.

Указанные выше решения оформляются протоколом и принимаются большинством голосом. Теоретически достаточно 51%, на практике 70% жильцов должны проголосовать «за». В этом случае проще улаживать возможные конфликты с противниками установки шлагбаума.

3. Далее утверждается смета на монтаж оборудования определенной модели с соответствующими техническими характеристиками

Эти данные также фиксируются в протоколе.

В муниципалитет подается заявление на монтаж ограждающего устройства. К документу прилагается протокол с технической документацией (проектом ограды) и разрешения от специальных организаций (ГИБДД и пожарников).

При получении положительного решения можно приступать к монтажным работам.

По каким же правилам устанавливается шлагбаум на территории дворов?

Их не так много, но нарушение любого может стать поводом для демонтажа заграждения:

  1. Шлагбаум не должен является препятствием для прохода человека. Важно учитывать все категории пешеходов, к которой причисляются родители с малышами, сидящими в колясках, велосипедисты, инвалиды-колясочники и прочие.
  2. К обязательному условию относится обеспечение беспрепятственного въезда на территорию дома транспорта пожарной, медицинской, газовой и прочих организаций из категории срочные службы.
  3. Важна легкость материала, из которого сделана стрела – ключевой элемент шлагбаума. Это действительно играет значимую роль на случай механического открытия преграды при возникновении такой надобности.
  4. Оснащение устройства элементами, обеспечивающими безопасность эксплуатации. Например, такими, которые способны блокировать оборудование, если под стрелой находится человек либо иной объект.
  5. Бетонируется основание для монтажа стойки и держателя стрелы. Это обеспечивает устойчивость конструкции, а, следовательно, ее надежность при эксплуатации.

Напоминаем: местом расположения искусственного ограждения может быть только участок, принадлежащий многоэтажке.

Документы, необходимые для установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Законным основанием на установку искусственного ограждения на придомовом участке служит пакет бумаг, состоящий из:

  1. Документа, подтверждающего долевую собственность владельцев квартир на территорию, прилегающую к дому.
  2. Справки (выписки из кадастра), отражающей полную информацию о данном участке земли.
  3. Протокола собрания, на котором принималось решение о монтаже шлагбаума.
  4. Техдокументации на оборудование.
  5. Разрешений, выданных: районной администрацией, ЖКХ, пожарным надзором и ГИБДД.

Шлагбаумы не входят в число капитальных объектов, поэтому разрешительные документы на его строительство не требуются.

Однако есть другие нюансы. Необходимы доказательства того факта, что территория многоэтажки не является частью сквозной дороги .

Если придомовой участок просто прилегает к дому и не затрудняет сквозной проезд, сложностей с оформлением не будет – нет нарушений правил ДД, в частности статьи 15.

Согласование установки шлагбаума с пожарной охраной во дворе многоквартирного дома

Получение разрешения на монтаж шлагбаума от пожарной службы – дело сложное, но важное. Заниматься этим вопросом лучше до начала монтажных работ , чтобы в будущем ничего не переделывать и не вступать в конфликт с данной организацией.

Единственное требование представителей пожарной структуры к любым ограждающим конструкциям – обеспечение беспрепятственного въезда пожарных машин на территорию двора . Если ограда не соответствует этому условию, она признается незаконной. В качестве аргументов отказа – правила ППБ.

Вот почему необходимо доказать постоянную готовность шлагбаума к открыванию для пропуска машин МЧС.

Как это сделать?

Предлагается два проверенных варианта:

  1. Нанять нескольких охранников, в обязанности которых будет входить пропуск транспорта, относящегося к срочным службам. Метод отличается надежностью, хотя и не является самым бюджетным. Не всем жильцам по карману содержание таких работников.
  2. Установить систему видеонаблюдения с выводом сигнала на круглосуточно работающую диспетчерскую. Здесь все будет гораздо проще – проезд откроется в любой час. Для этого диспетчеру нужно лишь нажать на кнопку.

Шлагбаумы - привычный атрибут инфраструктуры города, представляющий собой заграждение дороги перед въездом в госучреждения, частную собственность, складские комплексы, коммерческие предприятия, дворы жилых домов. Установка шлагбаума во дворе жилого дома позволяет сохранить участок для парковки, ограничивая въезд посторонним автомобилям.

Легально - или нет?

Без согласования установки шлагбаума с пожарной охраной его монтаж будет считаться нелегальным. Пожарная служба потребует обеспечение круглосуточного свободного доступа к зданию, поэтому для управления шлагбаумом должна предусматриваться специальная должность дежурного или данное действие должно стать обязанностью швейцара.

Следует отметить, что транспорт пожарной службы при необходимости без труда способен преодолеть преграду, сломав шлагбаум. И при незаконной установке шлагбаума во дворе многоквартирного дома компенсацию по восстановлению устройства будет получить невозможно.

Если ограничитель въезда установлен на придомовой территории без согласования с законом, после плановой проверки органами МЧС это повлечёт его демонтаж со штрафом. Легальная же установка обойдётся не совсем легко, но в дальнейшем эксплуатация шлагбаума не вызовет проблем.

Требования закона

Участок, выделенный для жилого здания, является объектом долевой собственности что даёт основание на оформление собственности методом собрания собственников для формирования придомовой территории.

По статье 15, согласно правилам ПДД, запрещены ограждения, сдерживающие проезд по дороге. Поэтому перед получением разрешения на шлагбаум необходимо удостовериться, что предлагаемый участок действительно является придомовой территорией.

Если жителями было принято решение установить автоматический шлагбаум, им предстоит выполнить следующие действия:

  1. Организовать собрание собственников, чтобы определить площадь участка для ограничителя въезда и его официального оформления.
  2. Обратиться в БТИ и соответствующие органы местного самоуправления, чтобы зарегистрировать площадь участка и осуществить её кадастровый учёт.

Условия

Условия установки шлагбаума во дворе жилого дома:

  1. Письменное согласие от половины жильцов и более. Если число согласившихся не превышает 51%, лучше зафиксировать отказавшихся от услуги ограничителя, если они займутся взысканием своих прав или возникнут новые обстоятельства по вопросу.
  2. Документы для госорганов на установку ограничителя въезда:
  • протокол решения собственников;
  • проект технической установки;
  • схематический план двора со шлагбаумом.

Перечисленные документы должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, включая подключение электричества, если планируется работа устройства от него.

При оформленной собственности на участок следующим шагом становится согласование прав на установку шлагбаума с привлечением органов МЧС, ГИБДД, ЖКХ. от имени жильцов подаёт запрос в перечисленные госорганы.

Требования к системе автоматического шлагбаума:

  • Жильцы должны иметь свободный доступ к самостоятельному управлению шлагбаумом и возможность прохода с детской коляской.
  • Перед тем как установить шлагбаум, нужно выбрать ответственного за работу устройства. Ему выдаётся ключ, чтобы при неисправности можно было обеспечить въезд при необходимости.
  • Для материала имеет значение лёгкость, если придётся открывать шлагбаум вручную.
  • Наличие блокирующего механизма движения стрелы, если под ней находится человек.

Если все организационные моменты успешно пройдены, на установку шлагбаума во дворе жилого дома есть полное основание.

Требования властей

Важно учитывать, что нет чётко определённого перечня относительно установки шлагбаума во дворе жилого дома, поэтому городские власти могут поставить дополнительные условия.

Оборудование обойдётся сравнительно недёшево (от 40 тыс. рублей), и по этой причине жильцам необходимо тщательно обдумать соответствие всем требованиям и условиям, чтобы не возникло потребности в переносе шлагбаума или его дорогостоящем демонтаже.

Чтобы оспорить нелегальную установку шлагбаума, нужно направить запрос в районную администрацию, обратиться в органы ГИБДД, МЧС. Ограничитель въезда не должен препятствовать выезду на улицу города, а также заграждать проезд общего пользования.

Штраф и демонтаж шлагбаума

Самовольно воздвигнутый шлагбаум может быть снесён и без жалоб людей, кто в нём незаинтересован. Госинспекция постоянно проверяет дворы и улицы. И при обнаружении нарушений правил установки шлагбаума во дворе жилого дома уполномоченными органами оформляется предписание на его демонтаж. Ответственные за установку лица обязаны понести административное наказание. Если шлагбаум не был снесён по предписанию, городские власти уполномочены обратиться в суд.

После оформления штрафа (от 2 тыс. руб для физлиц, до 10 тыс. руб. - должностных и до 150 тыс. руб. - юридических) шлагбаум может быть устранён.

Дополнительные условия

Если на территории двора находятся технические службы, от них нужно получить разрешение на преграждение свободного проезда, приложить его к основному пакету документов, а затем отправляться в уполномоченные органы.

Если планируется шлагбаум, перекрывающий сразу несколько въездов, то прежде чем получить разрешение от местного самоуправления, необходимо взять соглашение от каждого из заинтересованных участников. Если в процессе эксплуатации поступит жалоба от тех, кого забыли учесть, конструкция будет снесена, и при этом компенсации стоимости шлагбаума не предусматривается.

Администрация города может изменять расположение шлагбаума, если необходимо благоустройство территории, а также демонтировать его. Средства, потраченные на его установку, будут возвращены жильцам. Но шлагбаум не обязательно будет снесён, если оформить прошение о пересмотре плана и создании альтернативного.

Если жильца интересует вопрос, законна или нет установка шлагбаума во дворе жилого дома, для начала следует обратиться в ГИБДД или МЧС - орган госслужбы, который проверит наличие разрешения на монтаж и вынесет решение о его законности или незаконности.

Виды шлагбаумов

Выбор ограничителя зависит от интенсивности движения и требованиям к самой конструкции.

Механический шлагбаум экономичный, отличается ручным управлением, но предполагает наличие ответственного человека для управления им. Владелец авто в состоянии открыть и закрыть шлагбаум самостоятельно, но это требует затрат времени и приносит неудобства.

Механический шлагбаум изготавливают на заказ: он бывает вертикальным, горизонтальным и индивидуальным парковочным. Его установка осуществляется бетонированием, фиксацией на анкерные болты и закрывается при помощи навесного замка. Лёгкость и компактность механического ограничителя упрощают монтаж и демонтаж.

Автоматический шлагбаум отличается функциональностью, долговечностью, удобством, современным дизайнерским оформлением, а также типом привода - гидравлическим и механическим, что влияет на скорость работы.

Гидравлическая система привода сохраняет функциональность при низких температурах, а относительно прочих особенностей характеристики приводов схожи.

Автоматический тип управления позволяет направлять сигнал с помощью радиоканала, прокси-карты, кнопки, клавиатуры, мобильного телефона. Если по какой-нибудь причине случится сбой электричества, шлагбаумом можно управлять вручную.

Интенсивность, скорость работы

Выбор устройства относительно интенсивности зависит от силы потока автомобилей в данной местности. Для небольшой парковки нецелесообразно заказывать высокофункциональный ограничитель движения, вполне подойдёт показатель интенсивности до 80 процентов.

Если шлагбаум перекрывает значительную ширину, для поднятия стрелы будет требоваться больше времени, поэтому возможен вариант в виде двух перекрывающих стрел с каждой стороны.

Подсветки, светодиодные лампы, сигналы и другие дополнения буду повышать эксплуатационные свойства шлагбаума.

Установка

Процесс установки подразумевает разметку и подготовку участка как основы для бетонного основания. Затем площадку заливают бетоном и устанавливают стойку со стрелой.

Подготовительные этапы:

  • очищение территории от растений, проводов, различных препятствующих объектов;
  • длина запорной рамки должна быть соразмерна ширине территории;
  • подготовка основания для столба глубиной от 1 метра;
  • подготовка углубления для фундамента;
  • установка металлической закладной квадратной формы в углубление и её заполнение бетоном;
  • сборка заграждения в соответствии с инструкцией;
  • покрытие шлагбаума антикоррозийными средствами и окраска (стрелу окрашивают в яркие цвета).

Спорные вопросы

Если в результате собрания собственников принято решение об установке шлагбаума во дворе жилого дома с соблюдением требований ЖК РФ, то оно имеет отношение и к собственникам, не принимавшим участия, поэтому указанные лица обязаны оплатить установку.

Если шлагбаум установлен на основании меньшего числа голосов, чем две трети, то решение можно обжаловать в суде.

Если новому собственнику квартиры предстоит пользование шлагбаумом, стоимость установки устройства должна быть возложена на предыдущего владельца квартиры, от которого также в пользование новому должны перейти ключи от шлагбаума. При отсутствии ключей он их получает от председателя совета дома, также вопрос может быть рассмотрен в суде (ст. 304 ГК РФ).

Возможно, с целью экономии времени и во избежание ошибок стоит поручить организационную работу по установке шлагбаума во дворе профессионалам - посредническим службам, занимащимся подобными вопросами.