Разметка на дороге (ПДД): правила, знаки. Новая разметка на дорогах. Что обозначает разметка на автомобильных дорогах Пдд разметка на дорогах что означает

Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 13 декабря 2011 г. N 1175-ст


Документ с изменениями, внесенными:
Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 09.12.2013 N 2222-ст.
_____________________________________________________________________

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения о стандарте

  1. Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Центр инженерно-технических исследований "Дорконтроль" (ООО "ЦИТИ "Дорконтроль").
  2. Внесен Техническими комитетами по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство" и ТК 278 "Безопасность дорожного движения".
  3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 1175-ст.
  4. Взамен ГОСТ Р 51256-99.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает форму, цвет, размеры и технические требования к дорожной разметке (далее - разметка) автомобильных дорог общего пользования.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

  • ГОСТ Р 50971-2011. Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения
  • ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
  • ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
  • ГОСТ Р 52575-2006. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования
  • ГОСТ Р 52605-2006. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения
  • ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
  • ГОСТ Р 53170-2008. Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Штучные формы. Технические требования
  • ГОСТ Р 53172-2008. Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Микростеклошарики. Технические требования
  • ГОСТ Р 54306-2011. Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Полимерные ленты. Технические требования
  • ГОСТ Р 54809-2011. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Методы контроля
  • ГОСТ 7721-89. Источники света для измерений цвета. Типы. Технические требования. Маркировка.

Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины, определения и обозначения

3.1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1. Дорожная разметка: линии, надписи и другие обозначения на проезжей части автомобильных дорог, искусственных сооружениях на них и элементах обустройства автомобильных дорог, информирующие участников дорожного движения об условиях и режимах движения на участке дороги.

3.1.2. Коэффициент яркости дорожной разметки: параметр, определяемый при сухом покрытии и характеризующий видимость разметки в светлое время суток при наблюдении в направлении, перпендикулярном плоскости расположения дорожной разметки из ограниченной области, и являющийся промежуточной координатой цвета Y, выраженной в процентах.

3.1.3. Коэффициент световозвращения дорожной разметки: отношение яркости поверхности в направлении наблюдения к освещенности этой поверхности в плоскости, перпендикулярной направлению падающего света.

Примечание. Коэффициент световозвращения дорожной разметки определяется отдельно для двух ее состояний - при сухом покрытии и при мокром покрытии (во время дождя).

3.1.4. Коэффициент светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении дорожной разметки: отношение яркости поверхности дорожной разметки в заданном направлении к освещенности этой поверхности диффузным освещением, определенное при сухом покрытии.

3.1.5. Координаты цветности поверхности дорожной разметки: параметры, характеризующие цвет поверхности дорожной разметки и определяемые в колориметрической системе МКО 1931 г. .

3.1.6. Функциональная долговечность дорожной разметки: период, в течение которого разметка отвечает нормативным требованиям.

3.1.7. Дорожная разметка горизонтальная со структурной поверхностью: разметка, выполненная из отдельных фрагментов, степень заполнения линий которой при нанесении составляет менее 100%.

Примечание. Степень заполнения линий - это отношение площади покрытия разметочным материалом к площади поверхности разметки в ее внешних границах, выраженное в процентах.

3.1.8. Горизонтальная дорожная разметка с профильной поверхностью: разметка с чередующимися выступами различной формы, степень заполнения линий которой при нанесении составляет 100%.

3.1.9. Проектное положение дорожной разметки: положение разметки на проезжей части автомобильных дорог, искусственных сооружениях на них и элементах обустройства автомобильных дорог в соответствии с проектом организации дорожного движения, утвержденным в установленном порядке.

3.2. В настоящем стандарте применяют следующие обозначения фотометрических и светотехнических параметров горизонтальной дорожной разметки:

Коэффициент яркости разметки, %;

Коэффициент светоотражения разметки при диффузном дневном или искусственном освещении, ;

Коэффициент световозвращения разметки при сухом покрытии, ;

Коэффициент световозвращения разметки при мокром покрытии (во время дождя), ;

x и y - координаты цветности.

4. Классификация дорожной разметки

4.1. Разметка подразделяется на две группы:

  • горизонтальная разметка;
  • вертикальная разметка.

Каждому типу разметки присваивается номер, имеющий следующую структуру из двух или трех цифр или двузначных чисел, разделяемых точками:
первая цифра номера обозначает группу, к которой принадлежит разметка (1 - горизонтальная разметка, 2 - вертикальная разметка);
вторая цифра или число обозначают порядковый номер разметки в группе;
третья цифра (при наличии) - разновидность разметки.

4.2. Номера, форма, цвет, размеры и назначение каждого типа разметки приведены в Приложении А (таблицы А.1 и А.2).
Допускается наносить разметку 1.1 - 1.12, 1.14.1, 1.14.2 со структурной и профильной поверхностью.
Внешние границы горизонтальной разметки со структурной поверхностью не должны выходить за пределы, установленные настоящим стандартом.
Размеры стрел, букв и цифр приведены в Приложении Б (рисунки Б.1 - Б.9).

4.3. Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка, кроме 1.4, 1.10, 1.17, должна быть белого цвета, разметка 1.4, 1.10, 1.17 - желтого цвета (см. Приложение А).
Временная разметка должна быть оранжевого цвета и выполняться материалами, допускающими ее быстрое устранение. При ее нанесении устранение постоянной разметки необязательно.
Функциональная долговечность временной разметки ограничивается продолжительностью дорожных работ или иных событий, потребовавших ее нанесение.

5. Технические требования

5.1. Разметка может выполняться краской (эмалями), термопластиком и холодным пластиком по ГОСТ Р 52575, полимерными лентами по ГОСТ Р 54306, штучными формами по ГОСТ Р 53170, световозвращателями по ГОСТ Р 50971. Для придания разметке, выполненной из красок (эмалей), термопластиков и холодных пластиков, штучных форм, световозвращающих свойств применяют микростеклошарики по ГОСТ Р 53172.

5.2. При нанесении разметки ее отклонение от проектного положения не должно превышать:

  • для горизонтальной разметки в поперечном направлении (относительно оси проезжей части) - 0,05 м;
  • для горизонтальной разметки (за исключением разметки 1.1 - 1.6 и 1.8 - 1.11) в продольном направлении (относительно оси проезжей части) - 0,05 м;
  • для горизонтальной разметки 1.1 - 1.6 и 1.8 - 1.11 в продольном направлении - 1,00 м;
  • для вертикальной разметки - 0,05 м.

Отклонение размеров разметки от установленных настоящим стандартом и ГОСТ Р 52289 не должно превышать:

  • 0,01 м по ширине линий для 1.1 - 1.12 и расстоянию между ними для 1.3, 1.9 и 1.11;
  • 0,10 м по длине штрихов и разрывов между ними для 1.2.2, 1.5, 1.6, 1.8 - 1.11;
  • 0,05 м по длине штрихов и разрывов между ними для 1.7, 1.15;
  • 5% (но не более 0,10 м) по другим линейным размерам.

При нанесении разметки 1.1, 1.2.1, 1.3, 1.4, 1.11 толщиной 1,5 мм и более допускается применение технологических разрывов длиной не более 0,05 м с расстоянием между ними не менее 20 м.

5.3. Горизонтальная разметка (за исключением световозвращателей по ГОСТ Р 50971) не должна выступать над поверхностью, на которую она нанесена, более чем на 6 мм, включая высоту выступов разметки с профильной поверхностью.

5.4. Разметка, выполненная термопластиком или холодным пластиком с толщиной нанесения 1,5 мм и более, штучными формами и полимерными лентами, должна обладать функциональной долговечностью не менее одного года, термопластиком или холодным пластиком с толщиной нанесения менее 1,5 мм - не менее шести месяцев, а красками (эмалями) - не менее трех месяцев.
Функциональная долговечность разметки определяется периодом, в течение которого разметка отвечает требованиям настоящего стандарта, а разрушение и износ разметки каждого типа по площади не превышают следующих значений:

  • для разметки 1.1 - 1.11, выполненной из термопластика или холодного пластика с толщиной нанесения 1,5 мм и более, полимерных лент, штучных форм на любом контрольном участке протяженностью 50 м, - 25%;
  • для разметки 1.12 - 1.25, выполненной из термопластика или холодного пластика с толщиной нанесения 1,5 мм и более, полимерных лент, штучных форм, - 30%;
  • для разметки 1.1 - 1.11, выполненной из краски (эмали), термопластика или холодного пластика с толщиной нанесения менее 1,5 мм на любом контрольном участке протяженностью 50 м, - 50%;
  • для разметки 1.12 - 1.25, выполненной из краски (эмали), термопластика или холодного пластика с толщиной нанесения менее 1,5 мм, - 50%.

5.5. После нанесения новой разметки следы старой разметки не должны выступать за границы новой разметки более чем на 0,05 м по длине штрихов и разрывов линий разметки и 0,01 м - по остальным геометрическим параметрам.

5.6. Координаты цветности x и y разметки, нанесенной на покрытие проезжей части дорог, определяемые в колориметрической системе МКО 1931 г. при источнике света D65 (по ГОСТ 7721) и геометрии измерения 45°/0° (см. рисунок В.1), должны соответствовать указанным в Приложении В (таблица В.1).

5.7. На участках дорог, не имеющих искусственного освещения, белые полосы разметки 2.1 - 2.3 должны быть выполнены из световозвращающего материала (кроме тумб с внутренней подсветкой по ГОСТ Р 52766), а ограждающие и направляющие устройства, обозначенные разметкой 2.4 - 2.6, должны иметь световозвращатели по ГОСТ Р 50971.

5.8. Устанавливается 6 классов разметки в зависимости от величины коэффициента яркости : B0, B1, B2, B3, B4 и B5.
Величина коэффициента яркости поверхности разметки в зависимости от присвоенного разметке класса должна соответствовать значениям, указанным в Приложении В (таблица В.2).

5.9. Устанавливается 6 классов горизонтальной разметки в зависимости от величины коэффициента световозвращения горизонтальной разметки в сухом состоянии: R0, R1, R2, R3, R4, R5.
Величина коэффициента световозвращения горизонтальной разметки при сухом покрытии в зависимости от присвоенного разметке класса должна соответствовать значениям, указанным в Приложении В (таблица В.3).
Устанавливается 4 класса горизонтальной дорожной разметки в зависимости от величины коэффициента световозвращения горизонтальной дорожной разметки при мокром покрытии (во время дождя): RW0, RW1, RW2, RW3.
Величина коэффициента световозвращения горизонтальной дорожной разметки при мокром покрытии (во время дождя) в зависимости от присвоенного разметке класса должна соответствовать значениям, указанным в Приложении В (таблица В.4).
Коэффициент световозвращения вертикальной дорожной разметки не нормируется.

5.10. Устанавливается 5 классов горизонтальной дорожной разметки в зависимости от величины коэффициента светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении горизонтальной дорожной разметки: Q0, Q1, Q2, Q3, Q4.
Величина коэффициента светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении горизонтальной дорожной разметки в зависимости от присвоенного разметке класса должна соответствовать значениям, указанным в Приложении В (таблица В.5).
Коэффициент светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении вертикальной дорожной разметки не нормируется.

5.11. Указанные в 5.8 - 5.10 требования к коэффициенту яркости, коэффициенту светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении и коэффициенту световозвращения разметки должны сохраняться:

  • для разметки из красок (эмалей), термопластиков или холодных пластиков с толщиной нанесения менее 1,5 мм - в течение первого месяца эксплуатации;
  • для разметки из термопластика или холодного пластика с толщиной нанесения 1,5 мм и более, штучных форм, полимерных лент - в течение первых трех месяцев эксплуатации.

При дальнейшей эксплуатации дорожной разметки в течение срока обеспечения функциональной долговечности допускается снижение значений коэффициента яркости, коэффициента световозвращения и коэффициента светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении, приведенных в Приложении В, не более чем на 25%.

5.12. Правила применения линий разметки приведены в ГОСТ Р 52289.

6. Методы контроля

Методы контроля разметки по ГОСТ Р 54809.

Приложение А
(обязательное)

ФОРМА, ЦВЕТ, РАЗМЕРЫ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ

Таблица А.1

Номер Форма, размеры, м Цвет <*>, назначение
1.1

Разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах;
обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен;
обозначает границы стояночных мест транспортных средств

1.2 Обозначает край проезжей части
1.2.2. Исключено с 28 февраля 2014 года. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 09.12.2013 N 2222-ст.
1.3 Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя при ширине полос более 3,75 м
1.4 Цвет - желтый.
Обозначает места, где запрещена остановка транспортных средств
1.5

Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы;
обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении

1.6 Предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений
1.7 Обозначает полосы движения в пределах перекрестка
1.8

P = 0,4 - на автомагистралях (дорогах, обозначенных знаком 5.1 по ГОСТ 52290);

P = 0,2 - на прочих дорогах

Обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части
1.9

Обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование;
разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование

1.10

Цвет - желтый.
Обозначает места, где запрещена стоянка транспортных средств

1.11

В местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории , .

Разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы;
обозначает места, где необходимо разрешить движение только со стороны прерывистой линии (в местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории)

1.12 Указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 (по ГОСТ Р 52290) или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика)
1.13 Указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге
1.14.1 Обозначает пешеходный переход при
1.14.2

Обозначает пешеходный переход при P > 6,00 (см. рисунки Б.1);
стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов

1.15 Обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть
1.16.1 Обозначает островки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений
1.16.2

Обозначает островки, разделяющие транспортные потоки одного направления.

1.16.3

Обозначает островки в местах слияния транспортных потоков.
Размеры и углы наклона линий разметки - как для разметки 1.16.1

1.17
Тротуар, трамвайные пути, расположенные на одном уровне с проезжей частью

Цвет - желтый.
Обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси

1.18 Указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам (см. рисунок Б.2)
1.19 Предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается число полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений (см. рисунок Б.3)
1.20 Предупреждает о приближении к разметке 1.13 (см. рисунок Б.4)
1.21 Предупреждает о приближении к разметке 1.12, когда она применяется в сочетании со знаком 2.5 по ГОСТ Р 52290 (см. рисунок Б.5)
1.22 Обозначает номер дороги (см. рисунки Б.6 - Б.8)
1.23.1 Обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств (см. рисунок Б.9)
1.23.2 Обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов (рисунок Б.10)
1.23.3
1.24.1 Дублирование предупреждающих дорожных знаков <***>
1.24.2 Дублирование запрещающих дорожных знаков
1.24.3 Дублирование дорожного знака "Инвалиды"
1.24.4 Дублирование дорожного знака "Фотовидеофиксация" и/или обозначение участков дороги, на которых может осуществляться фотовидеофиксация
1.25 Обозначение искусственных неровностей по ГОСТ Р 52605
<*> По умолчанию цвет разметки:
белый - для постоянной горизонтальной дорожной разметки (кроме 1.4, 1.10, 1.17);
оранжевый - для временной горизонтальной дорожной разметки.
<**> Здесь и далее под скоростью движения V следует принимать максимально допустимую скорость движения на данном участке дороги.
<***> Изображения символов знаков должны соответствовать приведенным в ГОСТ Р 52290, увеличенным до необходимого размера с учетом изменени или сохранения пропорций. Допускается дублирование дорожных знаков в цветовом решении, соответствующем ГОСТ Р 52290.

Таблица А.2

Номер Форма, цвет, размеры, м Назначение
2.1.1 - 2.1.3 Обозначение вертикальных поверхностей дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и т.п.):
2.1.1 - слева от проезжей части;
2.1.2 - на проезжей части;
2.1.3 - справа от проезжей части данного направления движения
2.2 Обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов
2.3 Обозначает круглые тумбы, установленные на разделительных полосах или островках безопасности
2.4 Обозначение сигнальных столбиков, надолб, опор тросовых ограждений и т.п.
2.5 Обозначение боковых поверхностей ограждений дорог на опасных участках
2.6 Обозначение боковых поверхностей ограждений дорог
2.7 Обозначает бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности

Приложение Б
(обязательное)

ФОРМА, РАСПОЛОЖЕНИЕ И РАЗМЕРЫ СТРЕЛ, БУКВ И ЦИФР

На всех рисунках фон и разметка приведены с обратной окраской (негативное изображение). Все размеры указаны в метрах.


Рисунок Б.1.1. Расположение стрел на разметке типа 1.14.2


Рисунок Б.1.2. Форма и размеры стрел на разметке типа 1.14.2


Рисунок Б.2. Форма и размеры стрел разметки типа 1.18

Размеры, обозначенные буквами, приведены в таблице Б.1.

Таблица Б.1

V, км/ч l l 1 a 1 a 2 b d 1 d 2 e f k
≤60 5,00 2,05 0,70 0,80 0,50 0,35 2,60 0,50 0,30 0,45
>60 7,50 2,05 1,20 1,30 0,50 1,45 4,60 0,50 0,30 1,05


Рисунок Б.3. Форма, расположение и размеры стрел разметки типа 1.19


Размеры даны для V > 60 км/ч (в скобках - отличающиеся размеры для V ≤60 км/ч)Цвет

Обозначение координат цветности разметки Координаты угловых точек цветовых областей дорожной разметки 1 2 3 4 Белый x 0,355 0,305 0,285 0,335 y 0,355 0,305 0,325 0,375 Желтый x 0,443 0,545 0,465 0,389 y 0,399 0,455 0,535 0,431 Оранжевый x 0,506 0,570 0,610 0,585 y 0,404 0,429 0,390 0,375 Черный x 0,260 0,345 0,385 0,300 y 0,310 0,395 0,355 0,270 Примечание. График цветовых областей разметки приведен на рисунке В.1.

Таблица В.2

Цвет разметки Вид покрытия Класс Коэффициент яркости дорожной разметки, , %, не менее
Горизонтальная дорожная разметка
Белый Асфальтобетон B0 Не нормируется
B2 30
B3 40
B4 50
B5 60
Цементобетон B0 Не нормируется
B3 40
B4 50
B5 60
Желтый B0 Не нормируется
B1 20
B2 30
B3 40
Оранжевый B0 Не нормируется
B1 20
B2 30
Вертикальная дорожная разметка
Белый - B0 Не нормируется
B2 30
B3 40
B4 50
B5 60
Черный - Не нормируется

Таблица В.3

Цвет разметки Класс Коэффициент световозвращения горизонтальной дорожной разметки для условий темного времени суток при сухом покрытии , , не менее
Постоянная
Белый R0 Не нормируется
R2 100
R3 150
R4 200
R5 300
Желтый R0 Не нормируется
R1 80
R3 150
R4 200
Временная
Оранжевый R0 Не нормируется
R1 80
R2 100
R3 150

Таблица В.4

Таблица В.5

Цвет разметки Вид покрытия Класс Коэффициент светоотражения горизонтальной дорожной разметки при диффузном дневном или искусственном освещении , , не менее
Белый Асфальтобетон Q0 Не нормируется
Q2 100
Q3 130
Q4 160
Цементобетон Q0 Не нормируется
Q3 130
Q4 160
Желтый Асфальтобетон или цементобетон Q0 Не нормируется
Q1 80
Q2 100
Оранжевый Q0 Не нормируется
Q1 80
Q2 100

Примечание к таблицам В.2 - В.5. Наивысшие значения коэффициента световозвращения, коэффициента светоотражения при диффузном дневном и искусственном освещении и коэффициента яркости не могут быть достигнуты одновременно.

Библиография

Международный светотехнический словарь. 3-е изд., общее для МКО и МЭК. М.: Русский язык, 1979.

Для информирования пешеходов и водителей о правилах движения, разработана специальная разметка на дороге. ПДД предусматривают применение не только разметки, но и светофоров, дорожных знаков.

Разметка разделена на две большие группы: вертикальная и горизонтальная (раздел 1.26 ПДД). Для каждой группы характерны определенные цвета, типы линий.

Изображение человечка указывает на пешеходную часть дороги, по которой могут двигать не только пешеходы, но и велосипедисты.

Дубль

Частое явление - дублирование запрещающих, предупреждающих знаков. К примеру, за населенным пунктом водитель увидел изображенный на дороге знак «50».

В местах, где скорость движения регулируется искусственной неровностью, выставляются не только знаки, но и наносится специальная дорожная разметка в виде белых квадратов, расположенных в несколько рядов в шахматном порядке.

Новая разметка

Новая разметка на дороге - желтая сетка. Она наносится на перекрестки, где часто образуются заторы. Данное изображение запрещает выезжать транспортному средству на перекресток, чтобы не создавать помех других участникам движения. А вот повороты направо или налево разрешены. Желтая сеточка может применяться самостоятельно или же совместно со знаком 1.35.

Вертикальная разметка

Вертикальные знаки разметки на дорогах наносятся белой и черной красками. Обычно такие элементы встречаются на элементах дорог и служат для зрительной ориентации водителей.

Для каждого вида сооружения разработаны определенные виды разметок.

Разметками 2.1.1-2.1.3 выделяются элементы, которые представляют опасность для транспортных средств. Это могут быть опоры мостов, торцевой части парапетов и т.д. Сами разметки выполнены в виде диагональных полос черного и белого цвета.

Белого и черного цвета, обозначают край пролетного строения. Такую разметку можно увидеть на мостах, тоннелях, путепроводах.

Разметкой 2.3 обозначаются круглые тумбы. Такие элементы устанавливаются на разделительных полосах. Разметка 2.4 столбики, надолбы и другие элементы.

На опасных участках используется разметка 2.5. Она выглядит как чередующиеся черно-белые полосы одинакового размера. Такой вид встречается на ограждениях мостов и других участков, представляющих опасность. На других участках дорог, где имеются ограждения, используется разметка 2.6. она выглядит как бело-черно-белые полосы горизонтального типа.

Особенности движения

Разметки под номерами 1.22, 1.5-1.8 можно пересекать в любом направлении. Это важно учитывать при изучении ПДД, так как на фото разметка на дороге всегда указана, она учитывается в билетах.

Разметку 1.9 можно пересекать в том случае, если нет реверсивных светофоров или же когда они полностью отключены, но только при условии правого расположения от водителя. При включенном светофоре, линию можно пересекать с любой стороны. Как только светофоры отключатся, необходимо незамедлительно перестроиться на другую полосу за разметку реверсивного движения.

Старое по-новому

Не так давно ввели новую желтую разметку на дороге в виде сетки. Они запрещает выезд на перекрестки, если спереди пробка. Водитель может продолжать движение в других направлениях, но только не в сторону затора.

Последние новшества в стандарт и порядок нанесения дорожной разметки в 2019 году были сделаны для 22.03.2014 г. и 02.04.2015 г.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

У линий могут быть разные функции, равно как их изображение и значение. Они принадлежат сигнальной системе, которая в совокупности с дорожными знаками, либо без таковых, диктуют участникам автодорожного движения действия для безопасного проезда, остановки, поворота и т.д.

Благодаря разметке, следованию правилам её прочтения водителями, на дорогах поддерживается порядок.

Изменения в 2019 году

Дорожная разметка – это обозначения разной конфигурации, цвета, параметров и назначения, которыми отмечается проезжая часть и прилегающие к ней места. Она наносится на асфальт, либо встраивается в обочины и иные участки автодорог.

Какой бы ни была подобная предупредительно-сигнальная система, она выполняет дорожными работниками строго по .

В 2019 году с 1 июня вступили в силу некоторые новшества, внесенные не в Правила, а в ГОСТ (). Это говорит о том, что в инфраструктуре дорог изменения не будут реализованы до тех пор, пока они не будут освещены также и в Правилах.

Автомобилисты должны понимать обозначения на полотне, а для этого Пункты правил как раз все и разъясняют.

Поэтому в скором времени, во второй половине 2019 года, ожидаются поправки и в пунктах ПДД, где речь идет о следовании правилам и ограничениям, продиктованными автодорожной разметкой.

Речь идет о следующих изменениях:

Параметр
разметки
Пример изображения Было Стало
Желтая Применялась исключительно для участков, предназначенных для разрешенной стоянки, остановки. Будет использоваться и для разделения потоков противоположенного движения на некоторых дорогах.
Синяя Не использовалась Обозначение границ на участках:
— перекрестки;
— парковка.
Зеленая Не использовалась Альтернатива синей разметке
«Вафельница» Использовалась в экспериментальный период в Москве по некоторым участкам автодорог. Будет продолжено нанесение «вафельницы» на полотна дорог Москвы и других крупных городов.
Фотовидеофиксация Предупреждение о видео или фотосъемке ограничивалось только вертикальными указателями. Через каждые 500 м в населенном пункте.
До точки видеооборудования – 100 м в городе и 300 м – вне города.
Зарядка электромобиля Отсутствовала Обозначает стоянку для зарядки двигателя электромобилей.
Стрелки-указатели Были в минимальном количестве и только участках повышенной опасности.
Чаще всего функцию выполняют дорожные знаки, устанавливаемые вертикально у дороги.
Указатели направлений, куда следует машине двигаться в приоритете.

Виды

Дорогу размечают в разных вариациях, соответствующих назначению того или иного сигнального обозначения.

Классификация основных линий по следующим признакам:

  • цвету;
  • форме;
  • количеству;
  • положению по отношению к поверхности земли;
  • содержанию.

Количество – имеется в виду, сколько дублируется одинаковых элементов, каковы они. Это может быть одна сплошная, либо двойная сплошная. Точно также и касательно пунктирной.

Формой разметки является – линия, зигзаг, вафельная, зебра. Вид разметки по смысловому содержанию отличается наличием знаков. Например, стрелки, буквы или цифры.

По цвету

Цвет играет большую роль в сигнально-указательной системе благоустройства автодорожной инфраструктуры. Определяют конкретный оттенок специально из соображений контрастности, интенсивности цвета краски и яркости.

Самый контрастный цвет – белый и желтый. Они более всех привлекают внимание водителей, а потому их используют для обозначения самых опасных зон.

Например, там, где нельзя пересекать черту, чтобы не попасть на полосу встречного потока движения. Или в местах, где запрещено парковаться, останавливаться даже на короткое время.

Белая

Прежде всего, белая разметка – это постоянного типа обозначения на дороге.

Её назначение:

  1. Делить полотно на два (и более) разнонаправленных потоков перемещения транспортных средств.
  2. Очерчивать границы полотна, за которые машинам запрещено выезжать.
  3. Обозначать границы мест стоянок, временных остановок, где разрешено ставить авто.

Нумерация указана в таблице:

Номер разметки Описание
1.1 Одинарная сплошная
1.2 Одинарная сплошная средней ширины
1.3 Двойная сплошная
1.5 Пунктирная – черточки средней величины.
1.6 Пунктирная крупная
1.7 Пунктирная мелкая
1.8 Пунктирная – широкие черты
1.9 Пунктирная двойная
1.10 Пунктирная в комбинации со сплошной
1.12 Сплошная одинарная широкая
1.13 Мелкие конусы в ряд
1.4.1-1.14.2 Перпендикулярно ходу движения машин расположенные линии – пешеходный переход.
1.15 Пунктирная по обочинам – показывает, где велодорожки могут пересечь проезжую часть.
1.16.1-1.16.2 Островная (полосатым треугольником, иной формы).
1.18-1.19 Стрелки
1.20 Треугольник (предупреждение о ближайшей разметке 1.13).
1.21 «СТОП»
1.22-1.23.1 «А-101» (номер трассы)
1.25 «Шахматка»
Указывает на наличие искусственных неровностей.

Красная

Сейчас в России этот цвет может использоваться там, где запрещается ставить машину, либо пересекать участок не остановившись предварительно. Эта маркировка относится к временной разметке.

Красные линии и штриховки наносят в следующих зонах:

  • пешеходные переходы;
  • пересечения велодорожек с проезжей частью;
  • цилиндрические высокие вертикальные бордюры вдоль дорог (2.3);
  • вертикальные щиты под синими круглыми знаками со стрелками, имеющими номера 4.7-4.9.

Интерес Госавтоинспекции и дорожных ремонтно-хозяйственных служб к красному цвету преимущественно возник для благоустройства дорог при подготовке к осенне-зимнему периоду.

Желтая

Желтая разметка считается постоянной, как и белая. Чаще всего её наносят на участок проезжей части, если это касается обочин, заездных карманов.

Например, места остановки автобусов и других маршрутных автотранспортных средств, перевозящих пассажиров, могут оснащаться зигзагом желтого цвета.

Виды:

Название Номер, назначение Изображение
Зубчатая, зигзаг 1.17, 1.17.2 – остановка для общественного транспорта.
Прерывистая 1.10.1 – делит полотно на два потока.
Сплошная 1.4 – делит движение на два потока, при этом линию пересекать запрещается, либо может указывать на ограничения для проезда машин, где есть пешеходный переход.
Вафельная 1.26 – демонстрирует участок дороги, на который нельзя заезжать, когда на дорогах затор. Она наносится на зону перекрещения путей.

Синяя

Появилась недавно и активно будет применяться в 2019 году. Основной целью нанесения таким цветом некоторых мест на автодорогах и прилегающих к ним территориях – это указывать на менее безопасные участки. Цвет выбран из-за оптимального оттенка, который не сильно отвлекает водителей.

Функции:

  1. Очерчивать границы перекрестка.
  2. Указывать на места платных или бесплатных парковок.

Номер в ПДД синей разметки – 1.7.Необходимость в таком оттенке возникает еще и тогда, когда на перекрестке очень много разной разметки белого цвета.

От этого визуально автомобилисты теряются, не могут быстро сообразить, куда ехать или вворачивать по каким правилам и сигналам. Синий цвет призван в таких случаях немного приглушить пестроту изобилия белых указателей.

Оранжевая

Оранжевым цветом наносят сугубо временную разметку, отмечая, таким образом, зоны, требующие уточнения.

В основном это участки, где прочтения знаков водителями чаще всего неоднозначное, вносит некоторую путаницу. Тогда оранжевая разметка позволяет прояснить ситуацию и помочь водителю вовремя и правильно сориентироваться.

Например, когда часть трассы ремонтируется, либо подвергается реконструкции, модификации, то водитель для объезда может воспользоваться пересечением сплошной линии только в том случае, если поверх нее нанесена оранжевая пунктирная, а рядом – очерчена зона объезда в виде «кармана».

Но здесь главное условие – автомобилисту нельзя пересекать границ временно нанесенных линий.

Вертикальная и горизонтальная

Горизонтальная разметка – это начерченные специальной краской линии на автодорожном полотне, идущие параллельно траектории массового движения автомобилей, вдоль или перпендикулярно дороги.

Обозначения называют «горизонтальными» потому, что они выполнены в горизонтальной плоскости – на дорожном полотне.

Функционально такие обозначения делят проезжую часть на разнонаправленные потоки движения. Вдобавок еще могут предупреждать о каких-либо ограничениях для водителей или о стоящих впереди дорожных знаках.

Есть и другие задачи, которые выполняются горизонтальной линией, но они уже зависят от того, как внешне она выглядит.

Модификаций выполнения линий, идущих вдоль дороги, много. Они могут идти посреди дорожного полотна, а некоторые располагаются у обочин.

Виды:

  • продольная;
  • перпендикулярная;
  • временная (оранжевая);
  • постоянная (белая);
  • сплошная;
  • двойная сплошная;
  • пунктирная;
  • двойная пунктирная;
  • «зубчатая»;
  • широкая («стоп-черта»);
  • островная;
  • стрелки-указатели;
  • предупреждающая треугольная;
  • шахматная.

Вертикальная разметка – это сигнальные обозначения в виде оборудования, сооружений, приспособлений, элементов, установленные вдоль дорожного полотна над определенным уровнем над поверхностью земли.

Чаще всего цвета такой разметки – черно-белые. Называют «вертикальными» потому, что они установлены вертикально по отношению к плоскости поверхности земли.

Функции:

  • демонстрирует габариты дороги;
  • указывает на конструкцию отличную от других участков (напр., маленький мост или крутой спуск впереди);
  • обеспечивает хорошую зрительную ориентировку.

Виды:

  • столбы и столбики (2.1.1-2.1.3, 2.3-2.4);
  • заграждения у обочин (2.2);
  • брусья, бордюр (низкий, высокий) – нижняя точка пролетов тоннеля, путепровода, моста (2.5, 2.7);
  • опоры мостов;
  • парапеты (торцевые части – 2.6);
  • тумбы – цилиндрические, круглые;
  • боковые поверхности обочин дорог иного типа.

По линиям

Каждый тип разметочной черты имеет свои параметры – месторасположение в дорожной инфраструктуре, форму, цвет, размер, протяженность (не для всех) и назначение.

В классификации разметок дорог по ГОСТу указывается диапазон, в рамках которого можно красить линию. Например, приблизительно в диапазонах, каких ширин можно наносить краской линию.

Сплошная

Параметры сплошной линии:

Задачи:

  1. Указать наличие большого риска попадания в при нарушении движения.
  2. Служит границей тех участков дороги, куда запрещено заезжать водителям.
  3. Может еще показывать места стоянки ТС – это значит, что им разрешается находиться без движения в пределах зоны действия такой черты.

Двойная сплошная

Параметры двойной сплошной:

Прерывистая

Параметры прерывистых линий:

Номер по ГОСТу Вид, форма Цвет Размеры, м Назначение
1.5 С редкими короткими штрихами Белый Ширина штриха – 0,1-0,15.
Масштаб исполнения длин штрихов и расстояний к ним – 1:3.
Разделение направлений движения с двух или трехсторонним потоком. При этом направления могут быть противоположными или односторонними.
1.6 Длинные штрихи близко друг к другу Белый Ширина одного штриха – 0,1-0,15.
Длина – 0,6-0,9.
Расстояние между пунктирами – 0,2-0,3.
Служит предупреждением о приближении к разметке под номерами 1.1 или 1.11.
1.7 Короткие штрихи на коротком расстоянии Белый Ширина – 0,1-0,15.
Длина – 0,5.
Длина расстояния между штрихами – 0,5.
Ограничивает потоки в районе перекрестков.
1.8 Широкие штрихи на большом друг от друга расстоянии Белый Ширина:

— 0,4 на трассах 5.1 (ГОСТ 52290);
— 0,2 – на остальных типах дорог.

Длина расстояния между штрихами – 0,3.
Длина штриха – 0,1.

Отделяет поток основной от полосы, где можно брать разгон.
1.9 Двойная Белый Ширина штриха – 0,1-0,2.
Длина – 0,3-0,6.
Расстояние между параллелями – 0,1-0,18.
Расстояние между штрихами – 0,1-0,3.
Разграничивает потоки с реверсивным регулированием.
1.10 Одинарная жирная пунктирная Желтый Ширина штриха – 0,1-0,2.
Длина – 0,1.
Расстояние между чертами – 0,1.
Предупреждает о том, что в зонах нанесения разметки нельзя ставить машину.
1.11 Комбинированная – пунктир и сплошная. Белый Ширина – 0,1-0,2.
Длина штриха – 0,9.
Определяет сторону, где можно делать перестроение при разделенных транспортных потоках движения.
Перестраиваться можно только со стороны, где нанесена прерывистая линия.
1.15 Параллельная мелкопунктирная Белый Ширина и длина штриха – 0,4.
Расстояние между параллелями – 1,8.
Расстояние между штрихами – 0,4.
Обозначает, что велодорожка пересекает проезжую часть.

Вафельная

Параметры «вафельной» разметки:

  1. Внешний вид – пересеченные между собой полосы, образующие диагональную клетку.
  2. Месторасположения – пересеченные дороги.
  3. Функции – запрет въезда на «вафельницу», если на перекрещенных дорогах образовалась пробка.
  4. Назначение – избавить перегруженные участки дорог, перекрестков, поворотов от затрудненного проезда в часы наиболее вероятностных заторов (час пик).

Подъезжая к такому участку, каждый автомобилист обязан остановиться, посмотреть, насколько свободен проезд.

Если правила въезда на участок, где нарисована «вафельница», будут нарушаться, то за это грозит наложение денежных взысканий. Фиксация нарушений производится при помощи систем дорожной видеосъемки. Номер такого обозначения – 1.26.

Пешеходный переход

Участок пути, который имеют пересекать пешие люди, обозначается, так называемой, «зеброй». Номер пешеходного перехода в ПДД обозначен – 1.14.

Представляет собой перпендикулярно идущие по отношению к проезжей части линии, которые очерчивают строго путь, предусмотренный для перехода людьми (в том числе с колясками, тележками, велосипедами).

Виды:

На парковке

Парковаться в городе или за его пределами разрешено исключительно в специально для этого отведенных местах. Существуют платные парковки, но есть и бесплатные.

Первые организованы в зонах повышенной значимости и востребованности, остальные – там, где малая проходимость населения.

Для инвалидов, ветеранов Труда, ВОВ и прочих граждан, управляющих ТС, имеются некоторые льготы по оплате за парковку. Но они назначаются в порядке и по условиям, предусмотренными федеральными и региональными законами.

Но, кроме того, есть еще и специальные обозначения на асфальте, разрешающие останавливаться только общественному транспорту.

Типы и формы разметки для парковки:

Кроме линий на асфальте, могут использоваться иные элементы-информаторы:

  • цифры рядом с линией;
  • столбики;
  • указатели вертикальные – знаки;
  • знак – буква «Р»;
  • другого типа разметки, принятые местными властями в городе (напр., «ёлочка»).

Все они служат как отдельными сигнальными приспособлениями, так и идущие в качестве дополнения к разметке на дорожном полотне.

Отдельно предусматриваются места для легковых авто, отдельно – для грузовиков или пассажирского транспорта, и отдельно для льготной категории лиц (инвалидов, напр.).

На перекрестке

Перекрестки бывают разной конфигурации:

  • «Т»-образные;
  • «У»-образные;
  • «Х»-образные;
  • «+»-образные;
  • иные.

Правила нанесения и цели:

  1. Дублировать сопутствующие дорожные знаки.
  2. Информировать, в том числе и надписями, стрелками, цифрами.
  3. Стрелки указывают направление, куда правильнее будет ехать.
  4. Оснащение зонами пешеходных переходов, велодорожек, островками безопасности и иными элементами.

На детской площадке

Участки, где играют дети, должны снабжаться предупредительными для автомобилистов знаками и соответствующей разметкой.

Такое благоустройство призвано удержать с максимальной гарантией водителей от опрометчивых поступков, могущих привести к травмированию детей наездом авто и прочими ошибками.

Обязательные элементы:

  1. Пешеходный переход.
  2. Стоп-линия.
  3. Велодорожка.
  4. Пешеходная дорожка.
  5. Указатель кругового движения.
  6. Разделители транспортных потоков.

Дополнительно могут быть предусмотрены элементы зонирования самого пространства детской площадки, если тесно прилегает к автостоянке (напр., у какого-либо торгово-развлекательного комплекса).

Также ставят барьеры-ограничители, чтобы машины не заезжали случайно колесом на площадку.

На обочине

Легко можно перепутать по внешнему виду разметку обочин и ту, что отделяется разные потоки движения ТС. Первую линию часто именуют – «краевая», вторую – «разделительная».

Номер разметки для обозначения границ у обочин дорог в сравнении с разделительной линией:

Временная

Существует правила нанесения временной разметки:

  1. Материал маркировки необходимо применять исключительно демонтажный – то есть тот, который легко бы стирался, смывался со временем.
  2. Линии, их направление должно соответствовать стандарту п.2.5.2 ПДД, назначения ограждений.
  3. Удалять постоянную разметку не следует.
  4. Как только все работы проведены, временные указатели с полотна устраняются.
  5. Если была повреждена при демонтаже временных линий постоянная разметка, тогда ее необходимо привести в первоначальный внешний вид.

Цвет временных обозначений всегда оранжевый. Если нарушения порядка потока движения машин по причине ремонта дороги или иной реорганизации планируется вводить в течение 3-х суток (и более), тогда обязательно наносят оранжевую разметку.

Отсутствие разметки

Отсутствие разметки всегда должно компенсироваться дорожными знаками. Такое может встречаться на законных основаниях там, где одностороннее движение. В остальных же случаях разметка наносится обязательно, чтобы водителям проще было управлять авто при наличии встречного потока.

В том случае, когда разметку на дорогу еще не нанесли (к примеру, после реконструкции, ремонта или стройки), автомобилистам Правила предлагают самостоятельно визуально определять границы потоков, а также количестве полос.

Но это все условно. Самое главное – не создавать аварийных ситуаций или препятствий для проезда другими машинами.

Чем руководствоваться, если знак противоречит

В случае несогласованной работы между сотрудниками дорожно-ремонтной службы и служащими Госавтоинспекции, могут возникать разночтения в установленных знаках и нанесенной разметке на дороге.

Примеры:

  1. Знак запрещает поворот направо, а разметка разрешает.
  2. Обгонять в конкретном месте нельзя, но разметку нанесли прерывистую, либо вообще нет никакой разметки.
  3. Бордюр покрашен и сигналит о запрете на остановку, но тут, же рядом стоит знак, который допускает к стоянке авто.
  4. Судя по разметке поворот следует делать с одной стороны, а знак указывает на то, что поворачивать разрешается совсем с другой стороны.

Руководствоваться автомобилистам в подобных случаях необходимо:

  • временными знаками (если они есть) (ст.8 Приложения №1);
  • дорожными знаками (ст.1.25 Приложения №2);
  • линиями временной разметки (п. 1.25 Прложения№2).

Это касается случаев, когда разметка плохо различима – занесена снегом или стерта. Об этом говорится в правительственном Постановлении №1090 от 23.10.1993г. В частности информация содержится в Приложениях к данному Постановлению.

Ответственность за нарушение

За нарушение правил использования разметки существуют штрафы и иные виды наказаний, определенные в КоАП РФ:

Тип линии Нарушения Ответственность
Любая разметка Несоблюдение её требований Штраф – 500 руб.
Краевая, сплошная разделительная. Пересечение Штраф – 1000 руб.
Для стоянки общественного автотранспорта, парковки. Нелегальное нахождение ТС Штраф:
— для москвичей – 2500-5000 руб.;
— для остальных – 500-1000 руб. (в зависимости от типа разметки)
Инвалид Незаконное занятое место Штраф – 5000 руб.
Желтая (двойная, одинарная) Пересечение границы у обочины за пределами города. Штраф – 1500 руб.
Желтая (двойная, одинарная) Такое же нарушение только в пределах Москвы. Штраф – 3000 руб.
Желтая зигзагообразная Парковка в зоне желтой разметки. Штраф – от 1500 руб.
Принудительная эвакуация с постановкой на платную штрафплощадку.
На перекрестках Неправильно сделал разворот Штраф – 500 руб.

По мнению экспертов, среди автомобилистов, если в России все дороги приведут в надлежащий порядок, чтобы само плотно было максимально безопасным в любое время года, тогда введенные новшества самой разметки будут служить только удобством для участников движения.

Люди, пользующиеся дорогами, должны чётко понимать значение применяемой дорожной разметки на дороге. Безопасность движения находится в прямой зависимости от актуальных знаний его участников.

Горизонтальная дорожная разметка

1.1 Сплошная линия . Используется в следующих случаях:

  • для разделения полос дороги, предназначенных для движения транспорта в противоположных направлениях;
  • для ограничения полос на опасных участках;
  • для обозначения края проезжей части, если въезжать на него запрещается;
  • на стоянках для обозначения места, предназначенного для одного автомобиля.

1.2.1. Сплошная линия . Наносится более широкой полосой, по сравнению с разметкой 1.1. Применяется для обозначения границы проезжей части. Водитель может пересечь такую разметку, если ему требуется остановиться на обочине. А также в случае выезда на дорогу.

1.2.2 Прерывистая полоса, длина штрихов которой составляет половину от длины промежутков . Используется для обозначения границы проезжей части, если она имеет по 2 полосы для движения. Переезжать линию для совершения обгона разрешается.

1.3 Двойная сплошная полоса . Применяется для разделения потоков различных направлений при наличии 4-х и более полос для движения. Водителям запрещается пересекать её во всех случаях.

1.4 Полоса жёлтого цвета . Может наноситься на край проезжей части или бордюр, прилегающей к ней. Используется для обозначения мест, где запрещена остановка транспорта.

1.5 Прерывистая линия . Длина штриха составляет половину от размера промежутка. Ограничивает полосы движения по ширине и разделения потоков автомобилей на дороге с 2-мя или 3-мя полосами. Водители могут её пересекать в любом случае.

1.6 Прерывистая линия, длина полос которой в 3 раза больше промежутков между ними . Обозначает приближение к разметке 1.1 или 1.11. Служит для разделения потоков транспорта. Переезжать её разрешается.

1.7 Линия состоит из коротких штрихов с равными им промежутками . Используется для обозначения границ полос на перекрёстках, если они имеют сложную конфигурацию. Также можно встретить на стоянках. Запрета на её пересечение нет.

1.8 Широкая прерывистая линия, используемая для обозначения границы полосы разгона/торможения . Водитель может её пересекать.

1.9 Двойная линия, состоящая из параллельных длинных штрихов . Используется на дорогах с реверсивным движения для разделения потоков транспорта на разных полосах.

Водители имеет право переезжать эту линию только при перестроении на полосу, расположенную справа. Или на попутную полосу, если работают реверсивные светофоры.

1.10 Прерывистая линия, нанесённая на бордюр или край дороги жёлтого цвета . Обозначает участки, где запрещается ставить транспорт на стоянку. Остановка при этом разрешается.

1.11 Сплошная линия в сочетании с прерывистой . Применяется для указания границ полос дороги. Перестроение в таком случае возможно только со стороны штрихов. Переезжать данную разметку можно только в случае, если водитель завершает обгон или объезд.

1.12 Стоп-линия . Располагается на проезжей части поперёк полосы. Перед этой разметкой водитель должен остановиться при соответствующем сигнале светофора, регулировщика, либо при наличии знака 2.5.

1.13 Ряд треугольников, нанесённых перпендикулярно движению . В этом месте водитель уступает другим дорогу другим транспортным средствам, вплоть до полной остановки.

1.14.1 Прямоугольные полосы, расположенные по всей ширине дороги («зебра») . Обозначают место, отведённое для пешеходного перехода.

1.14.2 Те же полосы, только со стрелками , обозначающими направление движения пешеходов.

1.15 Линии широких коротких штрихов , обозначающих границы пересечения велодорожки и проезжей части. На этом участке велосипедисты будут иметь преимущество.

1.16.1-1.16.3 Треугольники , которые используются в местах слияния или разделения транспортных потоков.

1.17 Жёлтая линия неправильной формы . Используется для обозначения площадок, отведённых для остановки транспорта, движущегося по маршруту, а также такси.

1.18 Разметка в виде стрелок в различном сочетании . Используется для информирования водителя о предписанном порядке движения по полосам. Обозначение с изображением «тупика» указывает на запрет поворота на ближайшую проезжую часть.

1.19 Разметка в виде изогнутой стрелки . Информирует водителя о сужении полосы для движения впереди.

1.20 Линия, образующая большой треугольник . Информирует о приближении к разметке 1.13, где водитель должен будет уступить дорогу.

1.21 Надпись стоп белыми буквами . Указывает на приближение к знаку 2.5 в сочетании с разметкой 1.12.

1.22 Указание номера дороги .

1.23.1 Изображение буквы «А» . Наносится на одной из полос дороги. Указывает, что по ней может двигать только маршрутный транспорт.

1.23.2 Схематичное изображение человека . Информирует о том, что данный участок является пешеходной дорожкой, либо пешеходной стороной велопешеходной дороги.

1.23.3 Схематичное изображение велосипеда . Используется для обозначения участка дороги, предназначенного для движения велосипедистов: велосипедной дорожки, стороны велопешеходной дорожки или специальной полосы на проезжей части.

1.24.1 – 1.24.4 Изображения, дублирующие информацию на соответствующих знаках .

1.25 Разметка в виде квадратов, расположенных поперёк проезжей части в «шахматном» порядке . Используется для информирования водителей об искусственно установленной впереди неровности.

Расположение горизонтальной разметки на дороге согласно ПДД

Вертикальная дорожная разметка

2.1.1, 2.1.2 и 2.1.3 Сочетание белых и чёрных полос, нанесённых под углом . Используется для информирования водителей об элементах, расположенных на дороге по ходу движения. Например, об опорах постов, столбах и т.д. Направление полос указывает сторону, с которой водитель объезжает препятствие.

2.2 Вертикальные полосы , нанесённые на нижний край инженерных сооружений, расположенных над дорогой (мостов, путепроводов и т.д.).

2.3 Горизонтальные полосы . Наносятся на круглые элементы, ограничивающие въезд на разделительные полосы и островки безопасности.

2.4 Белая краска с одной чёрной полосо й. Подобным образом обозначаются элементы, расположенные у края дороги: столбики, надолбы, опоры осветительных мачт и так далее.

2.5 Чёрные штрихи, нанесённые на белую полосу . Так окрашиваются ограждения, размещённые на опасных закруглениях дороги или спусках.

2.6 Белые полосы по краям чёрной . Подобным образом окрашивают ограждения, которые установлены на иных участках.

2.7 Длинные белые штрихи в сочетании с короткими чёрными . Так обозначают высокие бордюры, иные инженерные сооружения на опасных участках, в том числе островки безопасности, уровень которых выше уровня проезжей части.

Расположение вертикального разметки на дороге согласно ПДД


Видео: Вертикальная и горизонтальная дорожная разметка ПДД

Безопасная езда по автомобильным дорогам общественного пользования предполагает соблюдение многих составляющих. Не последнюю роль играет соблюдение знаков и дорожной разметки. В ПДД России содержатся сведения о разметке на проезжей части междугородних трасс и городских улиц. Разумеется, маркировка на асфальте встречается не в каждом населенном пункте, так как она постепенно стирается, а новую наносить дорожные службы не торопятся. О чем же говорит дорожная разметка РФ и что бывает за ее несоблюдение в том или ином случае?

По сути дорожная разметка является самым простым и эффективным вариантом организации дорожного движения. Она состоит из линий, надписей и прочих характерных обозначений, наносимых на проезжую часть, бордюры и другие элементы. Эта информация дает водителю возможность правильно ориентироваться в дорожных условиях, а это важно при езде в темное время суток. Ночью без разметки на дорогах было бы трудно держаться на своей полосе, не выезжая на встречку.

Многообразие разметок

В зависимости от назначения, дорожная разметка в РФ бывает разных форм. Зачастую вместе с постоянными маркировками на асфальте и бордюрах встречаются временные отметины. Следует отметить, что почти во всех странах постоянная разметка наносится исключительно белой краской. Исключением являются желтые маркировки, указывающие зоны остановки общественного транспорта, но об этом поговорим далее.

Что касается временной разметки, ее чаще всего наносят желтой краской (в Эстонии, Германии), оранжевой или красной (Швейцария, США). Эти цвета встречаются в областях проведения ремонтных работ или в случае необходимости реорганизовать движение.

Когда на дороге присутствует сразу два типа разметки (временная и постоянная), приоритетной оказывается первая. Вообще временная маркировка всегда наносится недолговечными составами, которые удаляются дорожниками или сами стираются с течением времени. Для улучшения видимости обозначений на дорогах обычно применяются светоотражающие краски.

Типы разметки

Вообще все встречающиеся на дорогах разметочные обозначения делятся на несколько типов, а именно:

  • Продольная маркировка (сплошная одиночная или двойная, прерывистая одиночная или двойная линии). Они нужны для организации движения транспорта в разных направлениях и ограничивают полосы для передвижения.
  • Поперечные линии (бывают сплошными и прерывистыми). В эту же категорию попадают пешеходные переходы, называемые в простонародье зебрами.
  • Стрелы. Этот вид разметки необходим для облегчения ориентирования в разных направлениях движения с одной полосы на другую.
  • Пиктограммы, представляющие собой спецзнаки для инвалидов или велосипедистов.

Наиболее распространены горизонтальные и вертикальные обозначения, то есть разделительные полосы, стоп линии и пр. Они встречаются на всех дорогах всех населенных пунктов.

Именно этот вид разметки наиболее распространен в нашей стране. К ней относят поперечные и продольные линии, а также стрелы, всевозможные надписи и прочие обозначения на проезжей части. Маркировка помогает определять порядок передвижения и режимы. Виды горизонтальной маркировки весьма разнообразны – рассмотрим ее основные виды далее.

Осевые линии

Они встречаются на трассе с двумя или тремя полосами для передвижения транспорта, а также где организовано движение в две стороны. Также данная разметка часто разграничивает полосы движения на небезопасных или аварийных участках. Линиями всегда ограничиваются края проезжей части, за пределы которых нельзя выезжать.

Еще встречаются пунктирные линии. Они состоят из штрихов, расстояние между которых вдвое меньше их длины. Обычно ими обозначаются края проезжей части из двух полос.

Пунктирные

Этот вид линий немного отличается от вышеупомянутых. Размер штрихов в этом случае втрое длиннее интервалов. Называются подобные линии линиями приближения, а предназначены для информирования водителей о приближении к сплошной линии разметки. Последняя предназначена для разделения потока транспорта на встречные направления.

Бывают пунктирные линии, в которых длина штрихов совпадает с длиной интервалов. Такая дорожная разметка применяется для регулирования движения на перекрестках. Нельзя забывать про широкие прерывистые линии – они разграничивают полосы торможения или разгона с основными полосами движения. Подобная разметка попадается на пересечениях дорог, перекрестках, автобусных остановках.

Другие виды разметки

Нельзя не упомянуть стоп-линии, информирующие автомобилистов о необходимости остановиться согласно требованиям установленного впереди знака или светофора. Кроме того, на дорогах всем нам также попадается зебра, обозначающая место перехода проезжей части пешеходами. Если сами пешеходы не всегда обращают на эту разметку внимание, то автомобилисты должны о ней помнить всегда и везде!

Разметка вертикального типа

Для донесения определенной информации водителям зачастую применяется вертикальная дорожная разметка – она представлена линиями и разными обозначениями. Все они обычно наносятся на сооружения, которые попадаются на пути:

  • путепроводы;
  • опоры мостов;
  • внутренние поверхности туннелей;
  • бордюры;
  • другие ограждения;

этот вариант нанесения маркировки применяют для улучшения видимости отдельных объектов водителями. Вертикальная разметка позволяет лучше ориентироваться в размерах объекта, габаритах мостов и туннелей, а также прочих крупных элементов.

Все знаки подобного вида наносятся черной или белой краской. Их же применяют для обозначения боковых поверхностей ограждений на трассах и островках безопасности. Знание нюансов и тонкостей разных видов разметки помогает повышать безопасность передвижения по трассам.

В отдельных случаях для привлечения внимания водителей используется шумовая разметка в виде полос, которые особенно актуальны на пешеходных переходах в аварийных зонах. Также такую разметку используют, когда нужно обозначить границы полос или разделить их. Этот тип разметки бросается в глаза даже уставшим водителям, напоминая о необходимости уменьшить скоростной режим. Шумовая разметка бывает нескольких видов:

  • фрезованной (в асфальте специальными фрезами вырезаются неглубокие выемки);
  • приподнятой (ее наносят на полотно);
  • прессованной;
  • формованной.

Два последних варианта наносятся только при сооружении дорог, когда асфальтобетон еще горячий.

О разметке желтого цвета

Отдельно мы поговорим о видах разметки желтого цвета на проезжей части. Если она не временная, ее используют в качестве дополнения дорожным знакам. В ПДД про желтую разметку говорится в пунктах 3.27 и 3.28. На сегодняшний день встречается три вида желтой разметки, поэтому запомнить и разобраться в них нетрудно. Главное ничего не перепутать, так как в отдельных ситуациях при остановке в зоне желтой разметки возможна эвакуация транспортного средства. Рассмотрим, какие встречаются виды разметки желтого цвета:

  • непрерывная линия у бордюра или обочины. Если попадается такая линия, не паркуйтесь напротив нее. Особенно запрещается оставлять машину в таких местах на долгое время.
  • Прерывистая желтая линия тоже запрещает парковку. Останавливаться напротив нее или оставлять авто на срок до пяти минут разрешается, но не более того. Обычно такой разметкой дополняется знак 3.28.
  • Желтая зигзагообразная линия наносится в места остановки общественного транспорта. На таких участках нельзя ни останавливаться, ни парковаться.

Отметим, что знак 3.28 не запрещает остановку для посадки-высадки пассажиров. Также в экстренных случаях допускается остановка напротив линии желтого цвета (к ним относят поломку авто, проблемы со здоровьем и пр.).

Сплошная и прерывистая разметка наносится вдоль края проезжей части за пределами города. Подобную линию запрещается пересекать или останавливаться у ее края, иначе вас оштрафует ГИБДД.

Какие штрафы?

Штрафы за стоянку напротив желтой разметки или ее пересечения различны, но рассмотрим основные случаи:

  • Если линия нанесена вдоль обочины за пределами населенного пункта, при ее пересечении вам грозит штраф до 1.500 рублей.
  • Если совершите нарушение в населенном пункте, штраф в регионах составит 1.500 рублей или 3.000 рублей для жителей Москвы и Питера.
  • Парковка напротив желтой разметки грозит эвакуацией транспорта без вашего согласия.

В последнем случае придется оплатить не только штраф, но и расходы организации, которая занималась транспортировкой вашего автомобиля на штрафную площадку.