Черно желто белый флаг что означают цвета. Имперский флаг

2 67538

Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Имперский флаг, как сегодня мы привыкли видеть, состоит из верхней черной полосы, средней желтой и нижней белой. В таком виде он был принят в 1858 году. Как правильно: черный- желтый-белый или белый-желтый-черный?

С удовольствием публикую исследование исследование, посвященное истории Имперского флага России, ставшее сегодня одним из символов сопротивления либеральному режиму и национально-освободительной борьбы. Опубликованы материалы были на сайте « Москва - Третий Рим » (к сожалению, автора этого интересного материала установить не удалось).

Из статьи мы понимаем, что даже этот символ был перевернут стараниями иудо-простестантов, стремившихся максимально исковеркать смыслы. Сегодня в национал-патриотическом движении будет уже сложно объяснить, что многие годы использовался символ «с нарушенной логикой». Между тем, мы знаем, как обернуть ситуацию против тех, кто пытался подорвать Имперские символы и национальные смыслы.


Перевернутый флаг зачастую символизирует, что государство находится в критической ситуации. Филиппины являются единственным в мире государством, где флаг официально используется в двух версиях - обычной и перевернутой. Обратное положение цветных полос применяется когда Филиппины находятся в состоянии войны, или в стране вводится военное положение.

Сегодня Россия находится фактически оккупирована. Так пусть перевернутый флаг будет подчеркивать наше положение. А к логичному положению цветов Имперского триколора мы вернемся тогда, когда добьемся победы. Ведь, как говорил Конфуций ,
«З наки и символы правят миром, а не слова и правила » .

А теперь, сам материал статьи:


И СНОВА ОБ ИМПЕРСКОМ ФЛАГЕ... БИТВА ЗА ТРИКОЛОР
На эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета. Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ №33289 от 11 июня 1858 года « О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях ». Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.

Так вот до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы - белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный… Но бело-желто-черный до Александра II , а после черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром I (который просто-напросто скопировал цвета флага Голландии).
Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о «двойственности» важнейшего государственного Российского символа. По-разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-сине-красные флаги, которые стали символом антиправительственных политических движений тех лет. Именно «торговый флаг» отстаивали т.н. «либеральные» круги, которые на весь мир кричали, что борются с деспотизмом и реакционностью царской власти, а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.
Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр II. Его сын и преемник, Александр III 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом не отменив и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-сине-красный указав также что «другие флаги допускаемы быть не должны ».
Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии. Императора «уговорили», поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета - и это подчеркивает их «единство». И объясняя это еще тем, что черно-желто-белый флаг «не имеет геральдических исторических основ в России», чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

Но вернемся к бело-желто-черному знамени. То есть, тогда, перед принятием, - бело-желто-черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у «переворота» и автор - Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез «исправлять» российскую геральдику). Александр II по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику - и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.
Заниматься этим должен был барон Бернгард-Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Кёне родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.
Но как бы то ни было – флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о «правильности» флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых .
Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса «о государственных Русских национальных цветах». Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с «правильным» расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему – непонятно, но пошли на компромисс - в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. С таким немного повоевали в Первую Мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине.
В геральдике перевернутый флаг означает траур , это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие. Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой - нужны особые усилия особых людей.
Существование бело-желто-черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся по-разному, ввиду черно-белой пленки. Приверженцы черно-желто-белого флага объясняют, что на съемках бело-сине-красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-белый режим при помощи любого известного графического редактора.
Также триколор в расположении белый-желтый-черный можно увидеть и на картинах художников.
(Васнецов В. М. «Известие о взятии Карса» 1878 год)


На картине Васнецова , посвященной русско-турецкой войне, устанавливают бело-желто-черный флаг. Интересный факт: картина датируется 1878 годом, то есть написана спустя 20 лет после выхода утверждения №33289 « о расположении гербовых цветов » в котором их поменяли наоборот. Выходит, что в народе еще были в ходу не перевернутые бело-желто-черные флаги.


(В центре, либо (сине-желто-красный) флаг Объединённого княжества Валахии и Молдавии, союзника Российской Империи в Русско-турецкой войне (1877—1878), либо панславянский (сине-бело-красный) флаг – трудности определения по репродукции о цветности средней полосы. Славянские народы в 1848 году на Панславянском конгрессе в Праге приняли общий панславянский флаг, повторивший цвета российского (бело-сине-красного) флага).


А вот картина Розанова «Ярмарка на Арбатской площади». На крышах зданий видно как развеваются бело-желто-черные флаги. А наряду с ними бело-сине-красные. Картина написана как раз во время сосуществования двух флагов.

(Розанов , «Ярмарка на Арбатской площади»)

Как только не объясняют расположение черной полосы вверху: это и непостижимость Бога (а как же Бог есть свет?), и величие Империи, и цвет Духовности (ссылаясь на монашеское одеяние). Также истолковывают как: черный – монашество, желтый - золото икон, белый - чистота души. Но все это из разряда народных толкований «кто как придумает».
При этом упускается самый главный момент, что цвета имперского флага должны быть тождественны словам, выражающим всю нашу славянскую суть: Православие, Самодержавие, Народность . Или же если сказать по-другому: Церковь, Царь, Царство . Какой цвет подходит к каждому из этих слов? Ответ очевиден.
В 1858 наряду с флагом были внесены изменения и в государственный герб. Кёне его создал таким, каким мы его привыкли видеть. Хотя при Николае I он был другим.

Герб Кёне, 1858 год


Для примера Герб, изображенный на монетах.
Вот монеты Николаевские, 1858 года



А вот монета 1859 года Александра II (правление Александра II, годы которого были прозваны «эпохой великих реформ», для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом к предыдущему периоду: реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности - все это, как и веком ранее в Пруссии, создало условия для еврейской ассимиляции, которой так и не произошло ). Здесь явственно видно, насколько точно «слизан» орел с герба Габсбургов. Особо яркая деталь - хвост орла. И это все в один год со сменой флага. Также появились на монетах магендовиды (шестиконечных звезды). Так как масоны большие символисты, им так и хотелось хоть каплю дегтя, но добавить в нашу геральдику.

Еще несколько монет для сравнения:



Еще в 59-ом выпустили памятную монету и медаль «Монумент Императора Николая I на коне ».

Магендавиды теперь настолько мелкие, что их можно только под лупой рассмотреть



Обновили медные монеты, дизайн изменился кардинально, звезды там «советские» - пентакли.



На изображении ниже представлено сходство герба который «сочинил» Кёне, с гербом Габсбургов.

Герб Габсбургов

Для сравнения:


1) Корона приобрела ленту (более похожая на змею), до этого в Российской геральдике эта лента никогда не использовалась;
2) Крылья ранее на всех орлах имели много перьев, а теперь стали абсолютно копировать Габсбургов, даже по оформлению, между большими перьями и там и там, есть маленькие перышки. При этом в нашем орле оказалось по 6 перьев, против 7;
3) Совокупность герба и цепочки, хотя такое расположение и использовалось ранее, но на всех предыдущих монетах, был четко виден орден Святого апостола Андрея Первозванного , теперь это просто цепочка, как собственно и Габсбургов;
4) Хвост. Все понятно без комментариев.



ДЛЯ СПРАВКИ: АВТОР ПЕРЕВОРОТА ФЛАГА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Бернгард Карл (в России "Борис Васильевич") Кёне (4/16.7.1817, Берлин – 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то, что связали свою жизнь с Россией, только его внук стал православным).

Рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области («Монетное дело города Берлина») опубликовал в возрасте 20 лет, когда ещё был учеником берлинской гимназии. Являлся одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества. В 1841–1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике.

С Россией Кёне заочно познакомился ещё в начале 1840-х годов. Известный нумизмат Яков Яковлевич Рейхель , служивший в Экспедиции заготовления государственных бумаг, владелец одной из крупнейших нумизматических коллекций, обратил внимание на молодого человека, вскоре ставшего его помощником в собирательстве и «представителем» в немецких нумизматических кругах. После окончания университетского курса Кёне впервые приехал в Петербург.

В Берлин он вернулся с твёрдым желанием поступить на русскую службу и выступил претендентом на свободную тогда кафедру археологии в Петербургской Академии наук (чего так и не произошло). В результате протекции Рейхеля 27 марта 1845 г. Кёне был определён помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа (Первое отделение включало собрания антиков и монет, им руководил крупный нумизмат Флориан Антонович Жиль ) с чином коллежского ассесора. К концу жизни Кёне дослужился до тайного советника (1876).
В Петербурге Кёне развил бурную деятельность. Упорное желание попасть в Академию наук, причём по археологическому «направлению», стимулировало не только активное изучение им археологии, но и его не менее активную организаторскую работу. Стремясь обрести нужный вес в научных кругах, Кёне выступил инициатором создания в России специального нумизматического общества, но поскольку археология неизбежно привлекала его, он соединил две эти науки под одним «административным» названием – так появилось Археологическо-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество).
Кёне стремился пропагандировать себя и общество в европейском масштабе. На нём лежала вся переписка с иностранными учёными. А иностранные научные общества неизменно принимали его в свои члены, так что к концу жизни он являлся членом 30 зарубежных обществ и академий (в Петербургскую он так и не попал). Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807–1863), русский язык был восстановлен в своих правах.
Вторая половина 1850-х годов – это «триумф» Кёне в Герольдии, когда он в 1856 г. создаёт Большой государственный герб империи, а в июне 1857 г. становится управляющим Гербовым отделением при департаменте (с оставлением в должности по Эрмитажу). Возглавив всю практическую работу в области российской геральдики, Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики (например, поворот фигур в правую геральдическую сторону; замена некоторых, казавшихся Кёне не подходящими для геральдики, фигур на иные и т. д.) и введения новых принципов и элементов (помещение губернского герба в вольную часть городского, система эмблем внешней части территориальных и городских гербов, отражающих их статус и т. д.).
Кёне принадлежит также и авторство чёрно-жёлто(золотого)-белого государственного российского флага, решённого в цветах главной фигуры и поля щита российского государственного герба (чёрный орёл в золотом поле).
Карьера Кёне в Русском Археологическом обществе оборвалась с приходом нового августейшего руководителя Великого князя Константина Николаевича . Он не утвердил избрание Кёне секретарём третьего отдела общества (единственный случай за всю историю общества), в результате чего в начале 1853 г. Кёне покинул его ряды. Константин Николаевич питал к Кёне устойчивую неприязнь. В частности, он неодобрительно отнёсся к проекту государственного герба 1856–1857 гг.
15 октября 1862 г. Кёне было дозволено принять баронский титул, пожалованный 12/24 мая того же года правительницей (за малолетством принца Генриха XXII ) княжества Рёйсс-Грейцского Каролиной-Амалией . В литературе можно встретить утверждение, что этим титулом Кёне обязан созданному им государственному гербу Российской империи, но эти данные нуждаются в подтверждении. Скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на этот титул и таким образом стал, наверное, единственным в России бароном «Рёйсс-Грейцским».
При этом можно твердо заявить, что Николай II и цесаревич Алексей понимали проблему государственного флага Российской Империи и намеревались привести его цвета в изначальный вид, т.е. бело-желто-черный. Подтверждением этому служит то, что знамя Ливадийско-Ялтинской потешной роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, желтой и черной полос.

Кроме того, на 300-летие Дома Романовых Царём Николаем II была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: Бело-Жёлто-Чёрным.


Что же, это еще один показательный урок – уже на государственной символике - не допускайте козлов огород. Но мы уже знаем, как обернуть это оружие против них же самих .

Указом Александра II от 11 июня 1858 года был введён чёрно-жёлто-белый "гербовый" флаг. Указ утверждён Сенатом года по докладу министра императорского двора графа В.Адлерберга. Разработчиком флага явился Б.Кене, поклонник немецкой геральдики. Объяснение выбора такого флага содержится в тексте указа.

Автором флага является начальник гербового отделения департамента герольдии правительствующего сената барон Бернгард фон Кёне — автор герба дома Романовых и большого герба Российской империи. Выбор именно этих цветов и именно в такой последовательности вполне отражал геральдические воззрения барона: Кёне полагал, что основой геральдической (то есть гербовой, но отнюдь не флажной — флагами Кёне не занимался и не интересовался) палитры в России должны быть основные цвета, употреблённые на имперском гербе: цвет основной фигуры — орла, и цвет щита, к которым он добавил ещё и взятый достаточно произвольно серебряный цвет.

Такая формулировка гербовых цветов полностью совпадала бы с ценимой бароном Кёне прусской и австрийской традицией (где гербовыми цветами считались соответственно чёрно-белый и чёрно-жёлтый). Более того, узаконение черни, золота и серебра как гербовых цветов империи было важным для массы уже созданных и переработанных Кёне гербов, и для создания государственного знамени (представлявшего собою отнюдь не «имперку», а золотое полотнище с чёрным гербовым орлом посередине; чёрно-золото-серебряными были только кисти и бахрома этого знамени).

Большая часть сторонников использования этого флага в наши дни — это современные русские монархисты и почти все русские националисты (от умеренных до радикальных). Поскольку флаг использовался в качестве официального с 1858 по 1883 годы (но не был отменён вообще до 1896 года), среди сторонников использования флага популярно следующее высказывание: «В те годы, когда официальным флагом России было чёрно-жёлто-белое знамя, Россия ни разу не проигрывала в войнах». Утверждение можно считать вполне соответствующим истине, так как за время использования флага (если учесть промежуток до 1896 года) Россия одержала победу в Кавказской войне, войне за освобождение балканских славян и даже в небольшой войне против Англии в Афганистане.

Ещё одним аргументом в защиту чёрно-жёлто-белого флага является следующий факт: в годы Второй мировой войны в символике русских военных и полувоенных организаций, воевавших на стороне гитлеровской Германии и её союзников, ни разу не встречался чёрно-жёлто-белый флаг, а чаще использовалось бело-сине-красное знамя.

Обоснование цветов по Воронцову Е.Н.

Как произошли и что означают чёрный, жёлтый и белый цвета русской геральдической символизации. Изложил Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год.

Текст приводится с небольшими изменениями. Главным образом они касаются изменения написания букв и глагольных окончаний.

"Высочайше учреждённое два года тому назад при министерстве юстиций, под председательством товарища министра гофмейстера А. Н. Верёвкина, Особое Совещание для выяснения вопроса о русских государственных цветах окончило свои занятия, составив обширную записку, освещающую вопрос с исторической и геральдической точек зрения. Предложения совещания сводятся к признанию русскими национальными цветами - сообразно цветам государственного герба, Имперского штандарта и государственного знамени, - сочетание чёрно-жёлто-белого. Военно-морской флаг - белый с синим Андреевским крестом - остаётся неприкосновенным. Установленный Петром Великим для коммерческих судов, бело-сине-красный флаг подлежит сохранению для торговых судов внутреннего плавания; правительственные и казённые здания должны украшаться государственным чёрно-жёлто-белым флагом: здания частных лиц могут украшаться, как государственным, так и бело-сине-красным коммерческим.

Эмблематическо-символическое сочетание чёрного, жёлтого и белого цветов в России имеет очень древнее происхождение и глубокое государственное значение.

И вот вспомнили ещё старину и нашли, между особенно чтимыми предметами княжеской сокровищницы, царский венец, или златую шапку, императора Константина Мономаха, животворящий крест, драгоценное ожерелье, или бармы, греческой работы и объявили их царскими регалиями, присланными греческим императором Русскому Великому Князю. Герберштейн упоминает о русских Мономаховых регалиях в 1497 году. В этом же году появляется на грамотах Иоанна III в соединении с Московским императорским Византийским гербом чёрного двуглавого орла на золотом поле. Символический герб этот принят и соединён с Московским Св. Георгием на белом коне после бракосочетания вдовствующего Иоанна III с греческой царевной Софией (Зинаидой) Фоминичной, последней представительницей рода греческих императоров.

Многих обстоятельств величия и просвещения своего и "всея Руси" Иоанн III достиг через таинство брака с этой греческой царевной Софией Фоминичной. Она поняла, что этот брак его имеет глубокое государственное значение между прочим, как получение наследственных прав императоров греческих Русским царским родом и потому, как видимый знак новых отношений Руси к Греции и Константинополю, Иоанн III мудро принял для России символический герб Византийской Империи: чёрного двуглавого орла на жёлтом поле и соединил его с Московским гербом - всадником (Св. Георгием) в белой одежде на белом коне, поражающим змея. Государственный же герб, по государственному праву, признаётся символом видимым отличительным знаком самого государства, эмблематично изображаемым на государственной печати, на монете, на знамени и т.п. И в качестве такого символа герб государства выражает отличительную идею и основы, осуществлять, которые государство считает себя призванным.

Вследствие употребления царём Иоанном III герба Византийского совместно с Московским на печатях внутренних и внешних государственных актов, сохранившихся с 1497 года, год этот принято считать годом принятия и слияния герба империи Византийской с гербом царства Русского.

Составленное Земским Собором, Уложение при царе Алексее Михайловиче придавало столь важное значение эмблемам гербового чёрно-жёлто-белого сочетания, что подлоги этого гербового изображения царской печати осуждались как преступление против самого Царя. Глава 4 этого Уложения ограждает смертной казнью неприкосновенность печати Царской с вышеозначенными чёрно-жёлто-белыми эмблемами и Регламентом Генеральный императора Петра Великого.

Соответственно таким вышеизложенным основным русским понятиям, вследствие своего важного государственного значения, Российский герб с чёрно-жёлто-белым сочетанием его эмблем, всё в больших и больших случаях, предметах и видах стал проявляться, как символическое знамя всего русского, как эмблема всего государства Русского, во всём его составе, со всеми гражданами от Самодержавного Царя до последнего простолюдина. И все Государи и Государыни на Руси постоянно эмблематично проявляли и чтили неизменные основы древнего Российского герба: в жёлтом поле чёрного двуглавого орла с Победоносцем в белом и на белом коне, - или же в упрощённой символизации этого герба, в сочетании основных его цветов: чёрного, жёлтого и белого. Так первый Русский Император Петр Великий установил первый Русский Императорский штандарт "по российскому гербу", то есть флаг, изображающий на жёлтом поле чёрного двуглавого орла с Победоносным всадником в белом и на белом коне. Эти же основы Российского герба узаконены и по ныне для штандартов Их Императорских Величеств. И первый флаг для частных Русских коммерческих судов Император Пётр Первый в 1693 году повелел делать "по гербу Российского царствия из белой тафты с изображением на середине черной материей герба Его Царского Величества двуглавого чёрного орла с тремя над ним венцами, а в его ногах скипетра и яблока с крестом, все золочёных": шляпы всем имеет с галуном золотым, с кисточками золотыми, с чёрным полем и с белым бантом"… и кокарды, как отличительный Российский знак, установлялись белого и чёрного с оранжевым цветов. Порядок этот сохранялся и в царствование Императрицы Елизаветы Петровны… При Императоре Петре III появляются кокарды чёрно-жёлтые, но вместе сохранилась и белая. Будки для часовых и стойки для ружей красили также жёлтым и чёрным цветами. Императрица Екатерина II придавала высокого отличительное значение сочетанию чёрно-жёлто-белых цветов, что особенно выразилось в установлении цветов для ленты и ордена Св. Георгия - как высшего военного Русского знака отличия. С царствования Императора Павла чёрный и оранжевый или жёлтый цвета утверждаются всюду и во всех предметах и в значках одежды государственной.

Император Александр I Благословенный окончательно становил для военных кокарду из сочетания основных цветов Российской герба, из чёрного, оранжевого и белого цветов. Эта гербовая кокарда до ныне существует неизменно. В царствование Императора Николая I в 1834 году, в Высочайше утвержденном Положении гражданских мундирах, установлено в параграфе 2. А в 1857 году для большего проявления русскими гражданами всех ведомств отличительно Русских государственных цветов Российского герба, установлено было всем и гражданским слугам государства Русского всех ведомств и наименований и всем кому положено иметь кокарду, и на обыденных фуражках носить кокарду, и на обыденных фуражках носить кокарду основных цветов Российского государственного герба в таком виде: "Середина кокарды- чёрная, первый внутренний круг оранжевый, второй чёрный, третий оранжевый, а крайний круг матовый - серебряный. Эта государственная кокарда существует на Руси и в настоящее время.

Чрезвычайно демонстративно и внушительно выдаётся проявление Царями Русскими герба Российского и упрощённой его символизации - в основных цветах его, при священном короновании Государей Русских в этом единственном в жизни Русских Царей и высокознаменатльном для народа святом акте принятия ими "от Самого Бога" благословения "на священный долг и бремя правления Самодержавного ", - Российский герб царит и торжествует вместе с Помазанником Божьим и народом.

Таким образом, изначально гербовые цвета стали основой для государственного флага Российской Империи."

В настоящее время имперский триколор можно встретить в разных местах. Например рядом с Екатерининским дворцом в Санкт-Петербурге.

Источники

  • "Как произошли и что означают чёрный, жёлтый и белый цвета русской геральдической символизации " Изложил Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год.
  • Сергей Бунтовский "История имперского флага ".
  • Права на фото с флагом принадлежат сайту сайт.

Красный и черный в разных сочетаниях и комбинациях с другими цветами нередко используются в государственной символике. Какие-то из этих полотнищ хорошо известны, историю других мало кто знает. Тем не менее, каждый такой флаг заслуживает внимания.

Египет

В символике часто присутствует зеленый. Однако у Египта флаг черный с красным и белым, а в центре полотнища цвета дополняет еще и золотое изображение орла. Он официально используется с конца двадцатого века. Три равные полосы, расположенные горизонтально, и золотой орел размещаются на полотнище, ширина которого относится к длине как два к трем. Сверху располагается красный цвет, снизу - черный, а между ними - белый. Первый является символом борьбы народа с колонистами, второй напоминает о независимости от британского режима, а третий рассказывает о восстании 1952 года. Наконец, обозначает султана Салах ад-Дина - руководителя похода против крестоносцев в двенадцатом веке.

Какое-то время Египет принадлежал Франции и пользовался ее флагом, потом в страну пришла Англия. Полотнище было лишь у султана - красная ткань с тремя месяцами, внутри которых располагались пятиконечные звезды. После получения свободы страна какое-то время пользовалась зеленым флагом с полумесяцем, а потом президент принял новый триколор. Он практически не отличался от современной версии. Египетский флаг, красно-черный, с белой полосой посередине, был украшен изображением орла с зеленым кругом, полумесяцем и тремя пятиконечными звездами. Потом птица исчезла. Ее заменили две звезды. С 1972 по 1984 год на флаге присутствовал золотой сокол. И только к началу девяностых полотнище обрело свой современный вид.

Германия

Страна, чей флаг красно-черный, есть и в Европе. В сочетании с золотым такую расцветку использует Германия. Три оттенка использованы для горизонтально расположенных равновеликих полос. Черный и золотой стали государственными цветами еще в средневековье. Третий цвет был добавлен к ним позже. Существует следующая история черно-красного флага: именно его использовал Йенский студенческий союз во время Освободительной войны против Наполеона. По ее завершении женское население города Йены подарило отважному студенчеству вышитый был флаг с и дубовой веткой золотого цвета. Именно такой символ и стали использовать немецкие студенты.

Со временем цвета стали объясняться следующим образом: черный означает темноту реакционных движений, красный символизирует кровь, пролитую в борьбе за свободу, а золотой - солнце, которое взойдет над независимой страной. Такое значение было в ходу довольно долгое время. Тем не менее черно-красный флаг, чей вид воспел немецкий поэт Фердинанд Фрейлиграт, получил официальный статус лишь в 1919 году. Комбинация с золотом стала символом демократической Германии. С приходом к власти нацистов флаг несколько изменился, но современное государство вернулось к прежнему варианту, который теперь выражает свободу и единство.

Третий рейх

Пожалуй, задумываясь о том, у какой страны черно-красный флаг, многие вспомнят именно трагично известную символику нацистов. Полотнище со свастикой является одним из самых узнаваемых и на сегодняшний день запрещено в некоторых странах. Разработка символа заняла у Адольфа Гитлера немало времени. Он хотел найти такой вариант, который был бы в меру прост и в то же время воплощал идеи партии. Ему предлагали белое полотнище, но он посчитал, что движение революционной эпохи не может использовать столь целомудренные оттенки. Поэтому Гитлер задействовал старые имперские цвета, преобразив их: вместо триколора он разработал штандарт алого цвета с белым кругом, в который вписана свастика.

Впрочем, некоторые ученые, занимающиеся исследованием биографии Гитлера, придерживаются других мнений по поводу того, как появился флаг. Красно-черный символ мог быть разработан дантистом из Штарнберга. Упоминается он и в книге «Моя борьба». Есть также точка зрения, что в качестве вдохновения использовались красные знамена коммунистических партий.

Украинские националисты

Украина использует в качестве государственного символа желто-голубой флаг. Красный и черный же представляет националистов, для которых эти цвета имеют идеологическое значение. Считается, что черный символизирует украинскую землю, а красный - кровь погибших за свободу. Такие оттенки давно использовались в национальной одежде и для отделки предметов быта. Тем не менее, идеологический смысл они обрели лишь после Первой мировой. Черно-красные никогда не использовала официально, но в песнях и для праздничных шествий он вполне употреблялся.

Кроме того, есть теория и о более древнем применении символики. На картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», написанной в 1880 году, стоит обратить внимание на задний план. На копьях располагается не только желто-голубой, но и красно-черный флаг. Это подтверждает мнение о древнем историческом значении стяга. Историки и специалисты проверяли творчество Репина на достоверность и считают, что в правдоподобии изображения можно не сомневаться: тогда действительно применялись черно-красные флаги. Украина может не использовать его на государственном уровне, но глубокую связь с историей этого символа трудно отрицать.

Албания

Еще одна европейская страна, чей флаг красно-черный, расположена на Балканах. Албанское полотнище используется с апреля 1992 года, но в основу символики положены старинные народные сказки. Красный флаг с черным орлом воплощает предание о птице, которая следит за управлением страной. Есть варианты, где снизу также изображается шлем. Версия с красным полотнищем и звездой с золотым контуром относится к периоду коммунистического правления в стране.

Помимо варианта со сказочным значением есть также теория, что эмблема с двуглавым орлом связана с пятнадцатым веком и полководцем Джорджем Кастриотой, который использовал такое изображение на печатях, после чего оно перекочевало и на штандарты. Черно-красный флаг страна стала использовать с 1912 года, после того как получила независимость от Османской империи. Как бы ни менялись оттенки и формы стяга, двуглавый орел всегда оставался на своем месте.

Судан

Мусульманские государства нередко используют в символике зеленый, и эта страна не становится исключением. Но на полотнище присутствуют и другие цвета. Что означает флаг красно-черный и о чем говорит белая полоса по центру? Верхняя полоса алого цвета призвана напоминать о борьбе Судана за суверенитет. Белый цвет связан с мирными устремлениями народа и его стремлением к партнерству с другими государствами мира. Нижняя темная полоса представляет сам Судан, который на арабском называется страной черных. Зеленый треугольник является но связан и с земледельческими традициями, имеющими в стране давние корни. Такой флаг был принят в мае 1970-го, когда республика стала демократической. На гербе также присутствуют четыре цвета государственного полотнища. На белом фоне изображена черная птица-секретарь, у которой на груди располагается красный щит, а в ногах - написанное зеленым название страны.

Папуа-Новая Гвинея

Экзотическая страна, символику которой мало кто знает, тоже использует черный и красный цвета. Государственный флаг представляет собой полотнище, разделенное по диагонали. Снизу располагается черный треугольник, а сверху - красный. В темной части также изображены пять белых пятиконечных звезд, складывающихся в а на червленой изображена летящая райская птица яркого желтого цвета. У каждого из элементов есть особое значение. На Южном полюсе нет полярной звезды, поэтому для навигации используется созвездие креста. Его используют на флагах такие страны, как Австралия, Бразилия, Токелау и Самоа. Черный и красный цвета распространены в национальном искусстве папуасов. Райская птица, которая летит по красному треугольнику, встречается практически исключительно на территории государства. Действующий символ был принят в июле 1971 года, а создательницей его стала Сьюзен Харехо Карике.

Мозамбик

Красные и черные оттенки используются и в символике африканских стран. Например, такие цвета применяет на своем флаге Мозамбик. На полотнище расположены три горизонтальные полосы одного размера: сверху зеленая, затем черная, а снизу желтая, между которыми располагаются узкие белые полосы. Красный используется для равностороннего треугольника у древка, в центре которого располагается желтая пятиконечная звезда. На ней расположены автомат Калашникова и мотыга, а также раскрытая книга. Интересно, что является единственным в мире, на котором изображается современное оружие.

Зимбабве

В Африке подобные цвета использует не только Мозамбик. Есть и еще один флаг. Он принадлежит Зимбабве и был впервые официально использован в апреле 1980 года, после победы национального союза и прекращения военных действий. На полотнище, стороны которого соотносятся в пропорции два к одному, располагаются семь равновеликих горизонтальных полос. Крайние выполнены в светло-зеленом цвете, затем идут желтые, после них красные, а центральной является черная. У древка расположен равнобедренный белый треугольник. На нем изображена на фоне красной звезды с пятью лучами птица Зимбабве. Цвет треугольника символизирует стремление страны к миру и развитию, красные полосы напоминают о борьбе за независимость, черная связана с историей желтая - с богатствами природы, а зеленая - с сельским хозяйством. Красная звезда вызывает в памяти революцию, которая подарила стране суверенитет. Птица связана с археологическим раритетом: на территории страны были найдены статуэтки из камня, символика с которых используется теперь не только на флаге, но и на гербе, а также на монетах.

Ангола

В символике этой страны также используется красный и черный. В таких цветах выполнены две горизонтальные полосы, расположенные на полотнище. Сверху идет красная, под ней - черная, а в центре располагаются золотые изображения шестерни, звезды и мачете. Первая символизирует кровь, пролитую во времена колонизации, а вторая - африканский континент. У каждого рисунка также свое значение: шестерня - это рабочие, мачете - крестьяне, а звезда - прогресс и солидарность.

Кения

Наконец, еще один африканский флаг. Кенийское полотнище покрыто пятью горизонтальными полосами - широкими черной, красной и зеленой, между которыми расположены две узкие белые. В центре располагается щит масаи, выполненный в тех же цветах. За ним изображены два перекрещенных копья. Черный цвет ассоциируется с африканским населением, красный - с борьбой за независимость, зеленый рассказывает о природных богатствах, а белый символизирует мир. Щит и копья говорят о готовности защищать свободу.

Государственный флаг Эстонской Республики представляет собой прямоугольное трёхцветное полотнище. Верхняя полоса синего цвета, средняя – чёрного и нижняя – белого. Стандартный размер флага – 105 х 165 см. В народе его называют «сине-чёрно-белым», что на эстонском языке звучит как «sinimustvalge».

Флаг Эстонии – сине-чёрно-белый триколор

Цвета государственного флага Эстонской Републики имеют символическое значение. Синий цвет – это отражение неба в морях и озёрах Эстонии (также символизирует верность истине и национальным идеям), чёрный цвет – это родная земля (а также цвет национального сюртука мужского костюма и отражение скорбей и невзгод, которые выпали на долю эстонцев), белый цвет – стремление народа Эстонии к счастью и светлому будущему. День флага в Эстонии отмечается 4 июня.

Национальные цвета будущего государственного флага республики были утверждены на учредительном собрании первой эстонской национальной студенческой корпорации «Вирония», которое проходило в 17 сентября 1881 года. Изначально сочетание синего, чёрного и белого цветов использовалось как символика студенческого братства. Первый флаг такой расцветки был изготовлен 26 марта 1882 года Паулой Херманн, Мийной Херманн и Эмилией Беэрманн.

Освящение первого флага Эстонии состоялось 23 мая (4 июня по новому стилю) 1884 года. Полотнище освятил пастор Рудольф Каллас. Первый эстонский триколор сохранился по сей день – сегодня он выставлен на всеобщее обозрении в тартуском Эстонском национальном музее. Массовое распространение сине-чёрно-белые полотнища получили в 1894 и 1896 годах, когда они массово использовались на певческих праздниках.

После провозглашения Эстонской Республики в 1918 году сине-чёрно-белый флаг использовался в качестве временного государственного. Постановление об этом было принято Временным правительством 21 ноября 1918 года. Закон о государственном флаге Эстонской Республики был принят парламентом () лишь 27 июня 1922 года. Тогда же были определены статус флага, описание и правила использования.

Флаг Эстонии как государственный использовался до 1940 года. После вступления республики в состав СССР он был заменён на красное полотнище с буквами ENSV (Эстонская Советская Социалистическая Республика). Во время оккупации Эстонии фашистской Германией использование сине-чёрно-белого полотнища было существенно ограничено: национальную символику было позволено использовать лишь военным частям, входящим в подразделения СС.

Возрождение государственного флага Эстонии произошло на закате советской эпохи. Полотнище стали массово использовать на общественных мероприятиях 1987-1988 годов. 24 февраля 1989 года сине-чёрно-белый флаг был поднят на , сменив развевавшийся там до того времени флаг ЭССР. Положение о замене флага республики было закреплено Верховным Советом ЭССР 7 августа 1990 года. С этой даты он считается официальным государственным флагом Эстонии.

Флаг Эстонии – фото, порядок использования

Государственный флаг Эстонской Республики ежедневно с восходом солнца поднимают на флагшток башни Длинный Герман в Таллине. Согласно действующему с 1 января 2006 года Закону о флаге, триколоры висят на всех государственных и муниципальных учреждениях, включая школы, университеты и гимназии. Полотнища также вывешиваются в дни выборов в республиканский и европейский парламенты, а также в дни проведения референдумов и . В дни национального траура флаги вывешиваются с чёрной ленточкой. В случае отсутствия ленты допускается вывешивание флага на флагштоке в приспущенном положении, при этом нижний край полотнища должен опуститься до середины флагштока.

Фото флага Эстонии

На протяжении советского периода Эстонской Республики широко использовались два варианта флага. Первый – это красное полотнище с буквами ESNV (использовался в период с 1940 по 1953 годы), второй – красное полотнище с серпом и молотом и волнами в нижней части флага, символизировавшими близость Балтийского моря (использовался с 1953 по 1990 год).


Флаг 1940 — 1953 годов


Флаг 1953 — 1990 годов

Интересный факт: государственный флаг Эстонии может быть поднят в дни общественных мероприятий, а также в ознаменование семейных торжеств и знаменательных событий по личной инициативе граждан. За осквернение флага предусмотрено уголовное наказание с лишением свободы сроком до 1 года (может быть заменено денежным штрафом).

В последнее время в патриотически-настроенных кругах России стал очень популярным символом черно-желто-белый имперский флаг. Однако история этого геральдического образа довольно малоизвестна и малоизученна; по ней существует очень немного научных исследований, а в популярных патриотических изданиях - много неточностей (приходит на память только одна небольшая более-менее грамотная заметка в Ultras News). Итак, постараюсь дать свою, бесспорно, субъективную, но все же основанную на найденной научной литературе трактовку истории данного символа.

В середине XIX в. проводилась гербовая реформа, которая включала в себя создание государственного знамени. Упорядочение имперской геральдической атрибутики в значительной степени было вызвано стремлением упрочить основы монархической власти в России. Каким бы либералом и гуманистом не был император Александр II, он был монархом, сыном своего отца, Николая I. Последний неоднократно выражал свое недовольство по поводу недостаточной распространенности имперской символики; именно при нем появился Российский патриотический гимн “Боже, Царя храни”.

11 июня 1858 г. Александр II утвердил имперский государственный флаг черно-желто-белых цветов. Это произошло в годы светлого возрождения России после тяжелой Крымской войны, в годы высокого подъема Русского народного духа. В указе повелевалось, чтобы все “знамена, флаги…употребляемые для украшений при торжественных случаях, были из Гербовых цветов Империи Русской”.

Далее приводилось описание государственного флага: “…Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса - черная, средняя - желтая (золотая), а нижняя - белая (серебряная). Первые две полосы соответствуют черному Государственному орлу на золотом поле… Нижняя полоса соответствует…белому (серебряному) всаднику - Св. Георгию в Московском гербе”. Черный цвет - цвет Российского двуглавого орла - символ державности, государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ, смысл самого существования Русской нации. Золотой (желтый) цвет - некогда цвет знамени Византии, воспринятого как государственное знамя России Иваном III, - символ духовности, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа. Белый цвет - цвет вечности и чистоты, не имеющий различий среди всех народов. Для русских - это цвет Георгия Победоносца - символ бескорыстной жертвенности за Отечество, за Русскую землю, которая всегда озадачивала, восхищала и страшила иноземцев.

Черно-желто-белый флаг после царского указа называли “Гербовым Народным флагом”, подобно тому, как незадолго до этого гимн “Боже, Царя храни” получил статус Народной Русской песней. Патриотическая пресса сообщала, что “Флаг построен по государственному гербу”, что Народ при помощи постоянного созерцания этого флага приобщается к “Гербовым символическим цветам Империи Русской”.

Черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром I? Конечно, нельзя отрицать всех заслуг Великого императора, но здесь он явно перегнул палку (просто-напросто скопировал цвета флага Голландии, перед которой преклонялся).

Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о “двойственности” важнейшего государственного Российского символа. По-разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-сине-красные флаги, которые стали символом антиправительственных политических движений тех лет. Именно эти цвета отстаивали т.н. “либеральные” круги, которые на весь мир кричали, что борются с деспотизмом и реакционностью царской власти, а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны (кстати, такие же “либералы” веком позже развалили другую империю - Советский Союз).

Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр II. Его сын и преемник, Александр III, не вполне разобравшись в обстановке, совершил резкий и необдуманный поступок - 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом НЕ ОТМЕНИВ и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение.

29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом ТОЛЬКО бело-сине-красный. Скорее всего, на царя повлияли, убедив его, что черно-желто-белый флаг “не имеет геральдических исторических основ в России”, чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага? В любом случае, они не ближе Русскому духу, чем цвета Великой Империи. Именно с этого момента в стране начался упадок, цепь трагических событий: Ходынка, поражение в нелепой войне с Японией, Революции 1905 и 1917 гг.,…надо продолжить?

В начале 1910-х гг. приближалось знаменательное событие - 300-летие Дома Романовых, и в правительственных кругах наметился новый поворот в отношении Государственных цветов. Сторонники монархических устоев решительно выступили за возвращение исторических черно-желто-белых цветов. В имперском флаге вновь увидели защиту устоев Русского быта от надвигающихся перемен. Вследствие этого в мае 1910 г. было образовано Особое совещание для выяснения вопроса “о государственных Русских национальных цветах”. Оно проработало почти 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского флага, но “вверх ногами”, т.е. бело-желто-черный. Меньшинство настаивало на бело-сине-красном флаге. В результате появился “симбиоз” двух конкурирующих флагов: бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. Это в условиях Первой Мировой войны должно было демонстрировать единство Русского общества и монархической власти. Однако революция 1917 г. и установление советской власти не позволили официально стать этому флагу государственным.

Остается верить, что старый Имперский флаг сплотит и усилит дальнейшее объединение Русских Национальных патриотических движений. Если подумать, это ведь единственное наше государственное знамя, под которым Россия не потерпела НИ ОДНОГО поражения, знамя, ничем себя не запятнавшее и с честью прошедшее сквозь века.