Общие требования к садоводческим объединениям граждан. Новые подходы к устройству пожарных проездов и вертолетных площадок Что такое тупиковый проезд

Посвященная проходам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям, направлена на реализацию такой первичной меры пожарной безопасности, названной в п. 6 ст. 63 комментируемого Закона, как обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

В положения комментируемой статьи вошли, но с определенными изменениями, требования целого ряда нормативных документов, именуемых "строительные нормы и правила". Прежде всего, следует отметить, что в п. 8.1 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных, отнесено к конструктивным, объемно-планировочным, инженерно-техническим и мероприятиям, которыми обеспечиваются тушение возможного пожара и проведение спасательных работ. В отношении же требований, в соответствии с которыми следует предусматривать проезды для основных и специальных пожарных машин, СНиП 21-01-97* отсылают к соответствующим строительным нормам и правилам.

Как установлено в п. 2 Приложения 1 "Противопожарные требования" к СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в т.ч. со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8-10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

В п. 6.19 СНиП 2.07.01-89* предусмотрено, что расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м; в случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

В ч. 1-10 комментируемой статьи также воспроизведен ряд требований СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий" и СНиП II-97-76 "Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий". При этом необходимо иметь в виду, что положения названных норм вошли также и в ст. 98 комментируемого Закона, устанавливающую требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта (см. комментарий к указанной статье).

В соответствии с п. 3.46 СНиП II-89-80*:

к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов;

к зданиям с площадью застройки более 10 га или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон;

в случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной поверхности, укрепленной по ширине 3,5 м в местах проезда при глинистых и песчаных (пылеватых) грунтах различными местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод;

расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен зданий высотой до 12 м должно быть не более 25 м, при высоте зданий свыше 12 до 28 м - не более 8 м, при высоте зданий свыше 28 м - не более 10 м;

в необходимых случаях расстояние от края проезжей части автодороги до крайней оси производственных зданий и сооружений допускается увеличивать до 60 м при условии устройства к зданиям и сооружениям тупиковых дорог с площадками для разворота пожарных машин и устройством на этих площадках пожарных гидрантов, при этом расстояние от зданий и сооружений до площадок для разворота пожарных машин должно быть не менее 5 и не более 15 м, расстояние между тупиковыми дорогами не должно превышать 100 м.

Согласно примечаниям к п. 3.46 СНиП II-89-80*:

1) за ширину зданий и сооружений следует принимать расстояние между крайними разбивочными осями;

2) к водоемам, которые могут быть использованы для тушения пожара, надлежит устраивать подъезды с площадками размером не менее 12 х 12 м;

3) пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания; при технико-экономическом обосновании допускается располагать гидранты на проезжей части;

4) подъезды для пожарных машин не следует предусматривать к зданиям и сооружениям, материалы и конструкции которых, а также технологические процессы исключают возможность возгорания.

В п. 4.14 СНиП II-97-76 предусмотрено, что к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны здания или сооружения - при ширине их до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м; расстояние от края проезжей части дорог или спланированной поверхности, обеспечивающей подъезд пожарных машин, до зданий или сооружений должно быть не более 25 м. Согласно п. 4.15 названных норм к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота автомобилей.

11-12. В ч. 11 комментируемой статьи вошли соответствующие требования СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания", СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", а также других подобных строительных норм и правил. Так, в соответствии с п. 1.10 СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной в свету не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м. В п. 1.6 СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" аналогично установлено, что сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной (в свету) не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м, но при этом предусмотрено, что это требование не распространяется на сквозные проемы в зданиях и сооружениях на уровне земли или первого этажа (пешеходные проходы и другие, не предназначенные для проезда пожарных машин).

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 12 комментируемой статьи в исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

13. Часть 13 комментируемой статьи вобрала в себя с соответствующей детализацией положение п. 2.9 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", устанавливающее, что тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

14. Предусмотренные в ч. 14

копия № 2-3770/2013г.

Мотивированное
решение изготовлено 28.01.2014 г.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Коршуновой Е.А. при секретаре Климановой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания «РЭМП УЖСК» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК «РЭМП УЖСК» о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении требований и норм пожарной безопасности и возложении обязанности на ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: организовать разворотную площадку с твердым покрытием размером № на внутридомовой территории жилого по, со стороны у тупикового проезда и металлического ограждения, увеличить ширину проезда вдоль фасадов жилого дома по адресу: до №., увеличить ширину проезда у шлагбаума, расположенного на въезде на придомовую территорию указанного жилого дома до 6 метров.

В заявлении указано, что прокуратурой Чкаловского района г. Екатеринбурга с привлечением сотрудников отделения надзорной деятельности Чкаловского ОНД по МО «г. Екатеринбург», ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности ООО «УК «РЭМП УЖСК» при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: .

ООО «УК «РЭМП УЖСК» является организацией, управляющей жилым многоквартирным домом № по на основании протокола общего собрания собственников жилых помещений жилого многоквартирного от ДД.ММ.ГГГГ г.

В соответствии с Постановлением Главы № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема участка под многоквартирным домом по вышеуказанному адресу, определены границы земельного участка.

На основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного в от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении благоустройства придомовой территории согласно схеме и в границах земельного участка, находящегося под многоквартирным жилым домом с установкой забора (ограждения).

Согласно принятому решению управляющей компанией заключен договор подряда № № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «» на выполнение работ по благоустройству согласно утвержденной схеме и сметной документации.

В соответствии с п. 2.2.1 договора подряда на Заказчика (ООО «УК «РЭМП УЖСК») возложена обязанность по приему результатов выполненных работ.

Пунктом 4.6 договора подряда предусмотрено, что в случае выявления в процессе приемки недостатков или несоответствий результатов выполненных работ условиям договора, требованиям СНИП, ТУ, Заказчик обязан направить Подрядчику список замечаний с указанием срока их исполнения.

Если Подрядчик не приступает к устранению недостатков, либо в течение срока, указанного заказчиком не устранит недостатки выполненных работ, то Заказчик вправе при сохранении прав и гарантий устранить их силами другого исполнителя с возмещением своих затрат за счет Подрядчика по стоимости фактически выполненных работ.

Пунктом 4.2 договора предусмотрен срок окончания работ по устройству ограждения до ДД.ММ.ГГГГ г.

В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ в деятельности ООО «УК «РЭМП УЖСК» выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 (далее – ППР в РФ), СНИП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», иных норм и правил, а именно:

На внутридомовой территории жилого по со стороны у тупикового проезда у металлического ограждения отсутствует разворотная площадка с твердым покрытием размером № м., что является нарушением п. 75 ППР в РФ. Кроме того, это является нарушением п. 2.9* СНИП 2.07.01-89*.

Ширина проезда вдоль фасада жилого дома по адресу: не соответствует требованиям СНИП 2.07.01-89*. Так ширина проезда у фасада, не имеющего входов составляет № м., тогда как п. 2* Приложение 1* СНИП 2.07.01-89* предусматривает что, при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроено-пристроенными помещениями, и доступ пожарных автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной № м., пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

Ширина проезда у шлагбаума, не соответствует требованиям СНИП 2.07.01-89*, а именно: ширина проезда от шлагбаума до бордюра с ограждениями составляет № м., в нарушение п.2*, Приложения 1* СНИП 2.07.01-89*, согласно которому при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных автолестниц и автоподъемников в любую квартиру или помещение. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м., пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

Вышеизложенным также нарушены требования ст. ФЗ «О техническом регулировании», ст. 151 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Нарушение требований и норм пожарной безопасности, допущенные ООО «УК «РЭМП УЖСК» подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственным инспектором МО «Екатеринбург» по пожарному надзору ФИО7

Тем самым, по мнению истца, ООО УК «РЭМП УЖСК» грубо нарушаются нормы ст. 37 ФЗ № 69-ФЗ, на которую возложена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время управляющей организацией не принято надлежащих мер по приведению ограждения своими силами, силами подрядной организации в соответствии с требованиями действующего законодательства и пожарной безопасности.

Соблюдение требований пожарной безопасности является одним из основных условий повышения уровня обеспечения правопорядка в целом.

Несоблюдение управляющей компанией требований законодательства об обеспечении пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить точное количество жильцов, арендаторов, их гостей не представляется возможным и количество последних постоянно меняется.

В судебном заседании помощник Прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга – ФИО4 доводы иска поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «УК «РЭМП УЖСК» - ФИО5, действующая по доверенности, иск не признала, суду пояснила, что в соответствии с проведенной проверкой управляющей компании вменяется нарушение, выразившееся в необеспечении свободного проезда к жилому МКД, расположенному по адресу: со стороны жилого в нарушение п. 75 Правил противопожарного режима РФ, п. 2.9, п. 2 Приложение 1 СНиП 2.07.01-89, п. 11.6, п. 5.8 СП 42.13330.2011.

Пунктом 75 Правил № предусмотрено требование о том, что руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, а также о том, что запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники. Указанное положение нормативно-правового акта говорит об обеспечении содержания проездов, а не обязывает обеспечить свободный проезд.

СНИП 2.07.01-89 СП 42.13330.2011 применяется при проектировании, реконструкции проездов, жилой застройки. При этом собственниками ни того, ни другого не производилось, такие действия совершаются на начальном этапе строительства и специализированными организациями по застройке.

ООО «УК «РЭМП УЖСК» осуществляет обслуживание в том числе соблюдает и исполняет решения общих собраний таких собственников по текущим вопросам, с учетом прав и интересов собственников всего дома.

В соответствии с постановлением Главы города Екатеринбурга № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема земельного участка под МКД № по с определением границ.

На основании протокола общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении благоустройства придомовой территории согласно схеме и в границах земельного участка, находящегося под МКД с установкой металлического ограждения по границе земельного участка, с организацией въезда на территорию дома с одной стороны через шлагбаум, с другой – через ворота.

При этом к дому обеспечен круглосуточный беспрепятственный доступ для пожарной техники, поскольку работники охранного предприятия осуществляют круглосуточное дежурство посредством видеонаблюдения. Открывание ворот осуществляется вручную, на ручное открывание ворот дежурному потребуется 1.5 мин, т.е. в случае необходимости ворота будут открыты до приезда пожарной машины.

Иных изменений: рельефных, конструктивных указанные мероприятия не повлекли. Застройка осталась прежней (не произошло изменение сложившейся застройки), а именно: полностью соответствующая схеме расположения земельного участка под МКД № по на кадастровом плане, утвержденном Главархитектурой Администрации города Екатеринбурга.

Таким образом, договором на оказание услуг по охране от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены положения об обеспечении в любое время суток беспрепятственного проезда специального автотранспорта, в том числе автомобилей пожарной охраны с любой стороны (через шлагбаум, через распашные ворота).

Следовательно, установленное металлическое ограждение не является препятствием для заезда пожарной машины.

Со стороны имеется шлагбаум от ограждения до металлического столба № м., данное несоответствие нарушает норма Приложения 1 п. 2 СНИП 2.07.01-89 «вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной № м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт». Так же представитель ответчика пояснила, что норма Приложения 1 п. 2 СНИП 2.07.01-89 является диспозитивной «допускается предусматривать полосы».

Со стороны металлического ограждения отсутствует полоса, пригодная для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт, так как под металлическим ограждением имеется плита перекрытия коммуникационного тоннеля, которая не позволяет организовать на этом участке проездной путь.

Согласно классификации дорог и улиц городов, приведенной в таблице 7-8 СНиП 2.07.01-89 ширина полосы движения проезда транспортных средств к жилым зданиям должна составлять № м. с одной полосой движения. Данные параметры соблюдены при строительстве.

Кроме того, согласно техническим характеристикам пожарной автолестницы общая ширина автомобиля составляет № м., что является допустимым для проезда через шлагбаум шириной проезда № м.

Что касается тупикового проезда, то условия СНиП 2.07.01-89 в данном случае соблюдены при благоустройстве полностью. Протяженность тупикового проезда составляет № м. Параметры разворотной площадки соответствуют технической характеристики пожарной машины.

Согласно п.2 Приложения 1 расстояние от края проезда до стены здания, как правило следует принимать, № м. для зданий до 10 этажей. В данной зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев.

Согласно схеме земельного участка от края пешеходной дорожки до стены. В указанной зоне 2 дерева и кустарники. Посадка указанных растений была осуществлена до принятия управляющей компанией дома на обслуживание.

Согласно решению Екатеринбургской Думы от 21.12.2010 № 87/34 «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны земельных насаждений территории муниципального образования «город Екатеринбург» разрешительным документом на снос, пересадку, реконструкцию зеленых насаждений является постановление администрации города Екатеринбурга либо распоряжение Главы администрации района. Согласно выданному разрешению администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга № от ДД.ММ.ГГГГ. деревья подлежат обрезке, сносу не подлежат.

Все возможные несоответствия расстояний являются следствием застройки и проектирования жилого микрорайона «Ботанический», территории, что полностью исключает вину обслуживающей организации ООО «УК «РЭМП УЖСК».

Представитель третьего лица Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга ФИО6 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга указал, что полагает доводы иска обоснованными, суду пояснил, что первоначально на обращение управляющей компании по вопросу сноса деревьев был дан отказ в связи с тем, что не было указано, что наличие деревьев мешает проезду специальных служебных пожарных машин. Срезка деревьев была необходима для организации парковочных мест. В связи с этим был дан отрицательный ответ. В настоящее время, поскольку в ходе проверки установлено, что наличие деревьев нарушает требования пожарной безопасности, Администрация не имеет возражений против сноса деревьев с целью обеспечения пожарной безопасности (л.д. 107).

Представитель третьего лица ОНД Чкаловского района по МО «г. Екатеринбург» ФИО7 полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению, суду пояснил, что относится к домам высотной застройки. В случае возникновения пожара требуется направление машины со специальным оборудованием, предназначенным для тушения пожаров в высотных домах. Данные машины имеют значительную ширину. При этом установка шлагбаума на въезде во двор дома сужает проезд для спецавтотранспорта, и без принятия соответствующих мер, проезд пожарной машины во двор дома невозможен. Наличие шлагбаума допустимо, однако необходимо осуществить его перенос в правую сторону с целью расширения проезда. Относительно ширины проезда вдоль дома представитель ОПН пояснил, что проезд вдоль дома должен быть не менее № метров в то время как у дома ширина проезда составляет №, что недопустимо. Кроме того, у дома отсутствует разворотная площадка для специализированной машины. Данная площадка необходима в связи с тем, что территория около дома огорожена, данное ограждение создает тупик, в случае наличия сквозного проезда, разворотная площадка не потребовалась бы.

Представитель третьего лица ООО «» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен, о причинах неявки суду не сообщил.

Третье лицо ФИО8, извещенная о месте и времени судебного заседания по известному суду месту жительства, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

Заслушав истца, представителя ответчика, объяснения представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Более того, из имеющихся в деле фотографий следует, что на данной железобетонной плите перекрытия коммуникационного тоннеля жителями дома организована парковка автомобилей (л.д. 44-45).

Доводы истца о том, что устранение данного нарушения допустимо путем демонтажа одного пролета металлического ограждения и сдвига вправо шлагбаума (с его сохранением и дальнейшим использованием гражданами) с целью расширения проезда для беспрепятственного въезда на внутридомовую территорию пожарной машины суд находит обоснованными, поскольку указанные доводы соответствуют представленным в материалы дела фотоматериалам.

Таким образом, суд находит обоснованными доводы истца о том, что пожарная безопасность жителей в и других граждан (неопределенного круга лиц), которые могут находиться в здании, не обеспечена в полной мере ответчиком, в связи с чем суд приходит к выводу, что имеется реальная угроза возникновения пожара и его опасных факторов для неопределенного круга граждан. Доказательств обратного ответчиком в нарушение ст. не представлено.

При таких обстоятельствах суд, усматривает бездействие со стороны ответчика, выразившееся в несоблюдении требований и норм пожарной безопасности, в связи с чем суд находит исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия управляющей компании подлежащими удовлетворению.

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания «РЭМП УЖСК» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Управляющая компания «РЭМП УЖСК», выразившееся в несоблюдении требований и норм пожарной безопасности.

Обязать ООО «УК «РЭМП «УЖСК» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожранной безопасности:

Организовать на внутридомовой территории жилого со стороны у тупикового проезда у металлического ограждения разворотную площадку с твердым покрытием размером № м.

Увеличить ширину проезда вдоль фасадов жилого дома по адресу: до № м.

Увеличить ширину проезда у шлагбаума, расположенного на въезде на придомовую территорию жилого в до № м.

Взыскать с ООО «УК «РЭМП УЖСК» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Свердловский областной суд через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Суд:

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Создание удобных пожарных проездов — это неотъемлемая составляющая современного благоустройства любой территории. Такие автопроезды должны обеспечивать свободный маневр пожарной технике и быть безопасными. Зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов, разъездных площадок, а также мест для парковки.

Случается, что уже оснащенные платформы не выдерживают регламентированную правилами нагрузку. Более того, одним из препятствий являются современные газонные решетки, по причине которых противопожарные пути не имеют необходимой несущей способности.

Разрушенная колея и оставленные без присмотра транспортные средства также создают помехи своевременному приезду на место трагедии пожарных команд, что, несомненно, препятствует спасению людей, эффективной и оперативной ликвидации очага возгорания.

Регламент строительства

С начала любого строительства на первом плане должны стоять вопросы обеспечения рациональной противопожарной надежности. Разумно заранее предусмотреть, что любой пожар будет намного легче предупредить или ликвидировать «в зародыше», чем устранять после того, как он уже успеет охватить всю площадь и расположенные поблизости здания. При составлении плана строительства следует учитывать оборудование пожарных проездов и подъездов.

Пожарный проезд — возможность сквозного проникновения специализированной противопожарной техники через установленную территорию. Под подъездом имеется в виду возможность продвижения транспорта непосредственно к самому объекту возгорания.

Оба момента предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так, создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и устранения огня.

Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно СП 42.13330.2011 и закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Что же касается нагрузки на противопожарные пути, то здесь необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9.

Вышеперечисленные нормы противопожарной безопасности гарантируют свободный доступ пожарных автомашин к зданию.

Расчёт ширины

Именно ширина проезда в первую очередь влияет на удобство применения пожарной техники. На сегодняшний день, с учетом этажности здания, к ширине проезда предусмотрены следующие противопожарные требования:

Возникает вопрос: почему же для строений разной этажности должен быть установлена разная ширина проезда? Ликвидировать пожары высотных зданий намного сложнее, к тому же в таких ситуациях необходимо присутствие большого количества мощной специализированной техники, что, несомненно, обязывает к повышению ширины противопожарных путей.

В размах проезда обычно также включены примыкающие тротуары, что не противоречит требованиям безопасности, при условии, когда пешеходные дорожки могут вынести вес специализированной техники, а это более 16 т на одну ось. Также для обеспечения свободного прохождение пожарного автотранспорта необходимо, чтобы высота проезда составляла не менее 4,25 м.

Сам пожарный подъезд должен беспрепятственно вести к самому зданию. Учитывая метраж от его ближайшего края до стены, которое аналогично пожарному проезду, зависит от количества этажей: до 10 — не меньше 5 и не больше 8 м; 10 и более — от 8 до 10 м.

Предписанная территория подъезда не должна быть заграждена посадками деревьев и воздушными электролиниями.

Разновидности оформления

Возвращаясь к пожарному проезду, можно сказать, что его разновидность — арка, ведущая в полузакрытые и закрытые дворы, должна быть более 3,5 м. Арочные противопожарные проезды должны быть обустроены через каждые 300 м, а их высота не может быть менее 4,25 м.

В случае существования на противопожарных путях установок автоматического тушения, гидрантов и другого оборудования, вышеперечисленные нормы могут быть скорректированы.

Если в конце проезда имеется тупик, то в нем должна быть обустроена площадка 15 x 15 м для совершения разворота крупногабаритного автотранспорта. Максимальная длина тупикового проезда — не более 150 метров.

Противопожарные пути, а также платформы для транспорта оперативных служб реагирования должны быть определены разметкой, бордюрные подъездные пути покрыты отражающей свет красной краской. Также необходима установка противовандальных сигнальных спецсредств и дорожных указателей.

Уклон дороги на проездах должен быть под углом не более 6 градусов. Радиусы поворотов, предназначенных для движения специализированного автотранспорта, должны быть 12 м или больше.

Разворотную платформу требуется обработать антисептиком по всему контуру, а также оснастить водоприемниками для устранения лишней воды в сточные отверстия. В тех проездах и разворотных площадках, где имеются закругления, необходимо устанавливать бортовые камни криволинейного типа.

Толщина надземного покрытия, на всей протяженности противопожарных путей, устанавливается путем расчета обстоятельств эксплуатации и нагрузки, с учетом гидрогеологических показателей, а также материалов конструктивного слоя.

В ряде ситуаций (образовательное учреждение, девятиэтажный жилой дом, больница и т. д.), ко всем строениям должен быть оборудован беспрепятственный пожарный проезд с обеих сторон.

Конечно, это усложняет проектировку строительства, особенно в городских условиях.

Исключения

В местах исторической застройки правилами предусмотрена возможность сохранения параметров уже существующих проездов, без коррекции. Кроме вышеуказанного случая, ширина проезда может не отвечать нормам в случаях, когда:

  • огнестойкость стен соседних зданий адекватна 1-й и 2-й степеням противопожарной безопасности, также они не могут иметь окон — позволяется сократить расстояние на 20 %;
  • строения находятся в зоне высокой сейсмоактивности, достигающей показателей в девять баллов — надлежит увеличить ширину проезда на 20 %;
  • одно из строений имеет огнеупорность от 3-й до 5-й степени — необходимо расширение на 25 %;
  • соседние здания имеют возгораемые фасады и являются двухэтажными — расстояние увеличивают на 20 %.

Регламентом не обозначены расстояния между хозпостройками, им присваивается степень огнеустойчивости по ГОСТ 30247.

дело № 2-1109/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Толстикова А.Е., с участием: представителя истца Ищенко А.В., представителя ответчика Диденко Ю.А., представителя администрации муниципального образования г.Михайловск – Кожушко Е.М., при секретаре Крыловой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда Ставропольского края гражданское дело по иску Новодворского..., Новодворской..., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей к Орлянской... о нечинении препятствий в пользовании земельным участком,

УСТАНОВИЛ:

Новодворский С.И., Новодворская Н.И., действующая в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей... обратились в суд и иском к Орлянской Т.И., в котором после уточнения просили суд признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью... кв.м., расположенного по адресу: , обязать ответчика за его счёт демонтировать (снести) часть возведенного им забора, состоящего из оградительных столбов и металлической сетки на земельном участке площадью... кв.м., с кадастровым №, для устройства разворотной площадки для пожарной техники на тупиковом проезде ведущем к объекту недвижимости расположенному по адресу: ; установить Новодворской Н.И. право постоянного ограниченного пользования частью земельного участка находящегося в собственности у Орлянской Т.И., с кадастровым номером №, общей площадью... кв.м., расположенного по адресу: , для обеспечения беспрепятственного проезда (прохода) от въезда на тупиковый заезд расположенного по адресу: ; обязать Орлянскую Т.И. не чинить препятствия Новодворской Н.И. в пользовании частью земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью... кв.м., расположенного по адресу:

В обоснование заявленных требований истец указали, что им, на праве общей долевой собственности по... доли в праве принадлежит земельный участок из земель населённых пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью... кв.м, с кадастровым номером № и жилой дом, расположенные в принадлежащие им на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ., о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ., сделаны записи регистрации №.

Ответчику принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов, для ИЖС и ведения личного подсобного хозяйства, площадью... кв.м, с кадастровым номером № расположенный в, на основании договора купли-продажи акта приёма-передачи от ДД.ММ.ГГГГ., запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ

В связи с разделом земельного участка, из земель населённых пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью... кв.м, кадастровый номер № расположенного по адресу: , на два самостоятельных земельных участка: земельный участок с кадастровым номером №, площадью... кв.м., с присвоением почтового адреса: и земельный участок с кадастровым номером №, площадью... кв.м., с присвоением почтового адреса:

Ответчиком свой земельный участок был огорожен со стороны огорода, который примыкает к тупиковому проезду ведущему к объекту недвижимости находящемуся по адресу: , забором из металлических столбов и сетки «рабицы», что нарушает действующие градостроительные и пожарные нормы и правила.

Согласно ст. 90 п.1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

Согласно п.2.3 ТСН (территориальные строительные нормы) 30-312-2006 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений Ставропольского края». Часть 1. Селитебные территории»: Тупиковые проезды должны заканчиваться разворотными площадками для пожарной техники размерами в плане не менее 15 x 15 м. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

В соответствии с п.6.20. СНиП 2.07.01-89* в конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м. для разворота автомобилей и не менее 30 м. при организации конечного пункта для разворота средств общественного пассажирского транспорта. Использование поворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается.

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Новодворского..., Новодворской..., в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей к Орлянской... не чинить препятствия в пользовании земельным участком - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Е. Толстиков

Суд:

Шпаковский районный суд (Ставропольский край)

Истцы:

Новодворская Н.И.
Новодворский С.И.

Ответчики:

Орлянская Т.И.

Судьи дела:

Толстиков А.Е. (судья)

Судебная практика по:

Судебная практика по применению нормы ст. 274 ГК РФ

Правильно организованный подъезд пожарной техники к объекту не просто требование, изложенное в нормативных документах. Нередко удобный доступ пожарной техники и бригады к горящему зданию позволяет избежать человеческих жертв и быстрее побороть огонь.

Перечень соответствующих документов

Правила организации подъездных путей к объекту устанавливаются двумя нормативными актами.

  1. Обеспечение здания или сооружения подъездными путями для пожарной техники и пожарными проездами регламентируется ст. 90 Федерального закона № 123-Ф3 «Технический регламент и требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. Причем вышеуказанные дороги могут быть как специально выполненными для прибытия пожарной бригады, так и совпадать с постоянно используемыми проездами и путями.
  2. Также при оснащении здания или сооружения пожарными подъездами необходимо руководствоваться требованиями СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Основные требования по организации пожарных проездов

П. 8 СП 4.13130.2013 «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям» устанавливает следующие правила и требования:

  • пожарные машины должны иметь свободный подъезд к объекту с двух продольных сторон (если он имеет класс пожарной функциональной опасности Ф 1.3 и высоту более 28 м или класс Ф 1.2, Ф 2.1, Ф 2.2, Ф 3, Ф 4.2 - Ф 4.4 и высоту 18 и более метров);
  • к производственному объекту пожарный проезд должен быть обеспечен или с одной стороны (если ширина объекта составляет не больше 18 м) или с двух сторон (если ширина – более 18 м или имеет место замкнутый/полузамкнутый двор);
  • только с одной стороны подъезд к зданию может быть организован, если объект имеет меньшую высоту, чем было рассмотрено в первом пункте, помещения имеют двустороннюю ориентацию или имеются наружные лестницы, соединяющие лоджии и балконы соседних этажей;
  • сквозные проезды в зданиях должны иметь ширину не меньше 3,5 м и высоту – не менее 4,5 и могут быть размещены не реже, чем через каждые 300 м;
  • в конце каждого тупикового проезда должны быть организованы участки для разворота пожарной техники размером минимум 15×15 м;
  • для жилого здания в несколько этажей (не более трех) подъезд пожарных машин должен быть обеспечен на расстояние не дальше 50 м.

Необходимость кругового подъезда к зданию

Со всех сторон пожарная техника должна иметь возможность подъехать, если:

  • здание имеет класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1 или Ф 4.1;
  • площадь застройки составляет более 1000 м2 или имеет ширину 100 м и больше.

Регламентируемые параметры подъездных путей

Согласно п. 8 СП 4.13130.2013 ширина проезда для пожарных машин зависит от высоты здания и может составлять:

  • 3,5 м, если объект имеет высоту до 13 м;
  • 4,2 м при высоте от 13 до 46 м;
  • 6,0 м, если здание имеет высоту более 46 м.

Ширина пожарного пути, совмещенного с главным подъездом к объекту, может включать в себя тротуар, граничащий с проездом.

Расстояние от внутреннего края подъездной дороги до стены здания должно быть таким:

  • 5 – 8 м для зданий высотой менее 28 м;
  • 8 – 10 м, если объект имеет высоту более 28 м.

Если будут обеспечены тупиковые дороги к зданию с участками для разворота пожарных машин и пожарными гидрантами, то расстояние от границы проезжей части дороги до ближайшей стены производственного здания можно увеличивать до 60 м. При этом протяженность от самого объекта до разворотной площадки должна быть от 5 до 15 м, а между тупиковыми путями – не больше 100 м.

Максимальная длина тупикового проезда может составлять 150 м.