Нормы международного права виды данных норм. Нормы международного права. Международные правоотношения

Виды международно-правовых норм определяются по различным классифицирующими признакам:

цели - понимаются как цели, которые реализуются в рамках нормативной системы международного права. Главной социально-политической целью международной нормативной системы является поддержание существующей системы международных отношений;

принципы - под ними понимают общие, императивные принципы международного права, устанавливающие основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества. Это социально обусловленные, обобщенные нормы, идеи, отражающие характерные черты нормативной системы и ее главного содержания. С учетом значение выполняемых функций они пользуются высоким авторитетом;

нормы - это общеобязательные правила поведения, возникшие в результате соглашения государств и других субъектов международного права, реализация которых обеспечивается принудительными мерами международно-правового характера. В свою очередь, в зависимости от объема смысла и значения, нормы делятся на два вида:

а) основные - регулирующие важнейшие общественные отношения между субъектами международного права

б) подчиненные - которые конкретизируют и дополняют основные нормы.

Подчиненные нормы, в свою очередь, делятся на два вида:

И. Пиднормы основных норм - например, применение нормы о территориальной юрисдикцию к индивидам, к собственности и кораблей в пространствах, находящихся под исключительной юрисдикцией территориального суверена;

вторичные нормы - они не содержатся ни в какой конкретной норме, а является продуктом взаимодействия двух или большего числа норм (дипломатический иммунитет).

II. По способу создания и форме существования (по источникам):

договорные - нормы, является продуктом соглашения субъектов международного права содержатся в международных договорах;

обычные - нормы, возникшие в результате неоднократного и длительного применения субъектами международного права определенных правил поведения, но такие, что не нашли своего закрепления в международных договорах.

III. По сфере действия:

а) универсальные - регулирующие отношения между всеми государствами-членами мирового сообщества (например, нормы, содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года);

б) партикулярные, что в свою очередь, делятся на: региональные - закреплены в соглашениях между государствами

определенных географических регионов (например, нормы, содержащиеся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе / ОБСЕ, сейчас - 0 (Организация) БСЕ / от 1 августа 1975 года);

субрегиональные (локальные) - те, которые содержатся в соглашениях, которые заключаются группой государств внутри географического региона (например, в рамках зоны Черноморского экономического сотрудничества / ЧЭС /).

IV. По юридической силе:

императивные - к ним относятся основные принципы международного права (Jus cogens)

диспозитивные - под ними понимаются такие нормы, предполагающие отступление от них в взаимоотношениях определенных субъектов в результате соглашения между ними. При этом должны касаться права и законные интересы третьих государств. В диспозитивных норм принадлежит основная масса универсальных и партикулярных норм.

материальные - включают в себя права и обязанности сторон (субъектов международного права) достигнутых соглашений;

процессуальные - это нормы, регламентирующие деятельность таких международных правоприменительных органов, как Международный Суд, Совет Безопасности ООН. Сюда же можно

отнести нормы, определяющие соотношение нормативных предписаний, их действие в времени и пространстве, порядок осуществления, правила толкования, реализации ответственности, применения мер принуждения и т.д.

VI. По своей роли в механизме международно-правового регулирования

регулятивные - эти нормы представляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий; охранные - они выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции отношении нарушителей.

В последние годы в международном праве получил достаточно широкое распространение термин «Международное мягкое право». По его применению не только нет единства мнений, но зачастую именно применение этого понятия подвергается критике.

Однако, по мнению И.И. Лукашука, это не мешает его широкому использованию в международной доктрине для обозначения двух различных направлений. В первом случае речь идет об особом виде международно-правовых норм, что, в отличие от «Твердого права», не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой однако субъекты обязаны следовать. Для таких норм характерные слова и выражения типа «добиваться», «стремиться», «принимать необходимые мер »и т.п. Следует отметить, что такого рода постановления все чаще встречаются в политических договорах и по своей юридической силе признаются многими юристами в качестве международно-правовых норм.

В другом аспекте термин «мягкое право» применяется для обозначения и закрепление неправовых международных норм, содержащихся в неправовых актах, резолюциях международных органов и организаций, в совместных заявлениях, коммюнике. Нормы, закрепленные в таких документах (например, документах ОБСЕ), является не правовыми, а морально-политическими. Вместе с тем такие нормы «мягкого права», взаимодействуя с нормами международного права, выполняют то, что по тем или иным причинам не могут сделать остальные. Они играют роль предвестника

«Твердого права», обеспечивая предварительное, с правовыми регулирования, обкочуючы на практике новые правила поведения субъектов международного права, которые еще имеют занять свое место в массиве международно-правовых норм. Поэтому следует отметить значительное роль международных норм «мягкого права» особенно в деятельности международных органов и организаций, с их помощью осуществляют правовое регулирование, выходит за рамки их компетенции, тем самым расширяя границы правового регулирования международных отношений и влияя на прогрессивное развитие международного права.

Во многих научных и публицистических работах достаточно часто употребляется применительно различных отраслей международного права термин «международное законодательство». Представляется, что его использование является некорректным не только с позиций общей теории права, понимает под законодательством систему нормативно-правовых актов определенного государства, но и с позиций сущности самого международного права - в таком случае нельзя будет говорить о государствах как суверенные субъекты международного права, осуществляющих территориальное верховенство. Время, кажется, будет оправданным применение такого термина в международно-правовых норм, содержащихся в международных договорах, регулирующих права и свободы человека, потому что такие договоры подписаны практически всеми государствами мирового сообщества. К всех других групп международно-правовых норм, регулирующих важнейшие аспекты взаимоотношений государств в рамках многосторонних международных договоров, применим термин «международно-правовые стандарты».

Виды норм международного права

Международно-правовые нормы неоднородны по содержа­нию и форме. Их можно классифицировать по различным ос­нованиям.

По форме нормы международного права делятся на два вида: документально закрепленные и существующие без фиксации в каком-либо правовом документе (акте).

Документально закрепленные нормы представляют собой ус­тановленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила. К ним относятся договорные нор­мы и нормы, содержащиеся в актах международных конферен­ций и международных организаций. Различие между этими нормами обусловлено различием между правовыми норматив­ными актами, их фиксирующими.

1 Так, Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (дата выражения согласия с правилами поведения, за­фиксированными в Конвенции) вступила в силу 27 января 1980 г. (для СССР - в 1986 г.), Договор между СССР и США об ограничении под­земных испытаний ядерного оружия от 3 июля 1974 г. вступил в силу 11 декабря 1990 г., Конвенция ООН по морскому праву, открытая для подписания 10 декабря 1982 г. (в тот же день подписанная от имени СССР), вступила в силу 16 ноября 1994 г. (для Российской Федера­ции - 11 апреля 1997 г.).

Договор-акт, исходящий от государств-участников, распро­страняет свое действие на каждое участвующее в нем государст­во. Права и обязанности по договору адресуются как бы от од­ного государства другому.

Акты международной конференции или организации и за­крепленные в них права и обязанности исходят от коллектив­ного органа (общего собрания) государств, но распространяют свое действие на каждое государство-участника в отдельности. Воля государств, воплощенная в нормах этих актов, в большей мере, чем в договоре, утрачивает свою персонифицирован-ность.

И переговорно-договорная процедура создания норм, и са­ми правовые акты (документы) наилучшим образом отвечают современному характеру развития международных отношений.

К нормам, документально не закрепленным, относятся обыч­ные международно-правовые нормы. Они формируются и под­тверждаются (признаются обязательными) практикой субъектов и существуют в практике. Словесное выражение они обретают в правоприменительных актах - решениях судебных, арбит­ражных и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах государств, в резолюциях международных организаций.

Они могут стать договорными в результате кодификации. Однако если не все участники обычной нормы присоединились к кодифицирующему договору, то одна и та же норма может быть для одних государств (участников договора) договорной, а для других оставаться обычной (например, положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. или Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. для не-участвующих государств сохраняют силу обычных норм).

Возможна и иная ситуация: правило поведения, докумен­тально зафиксированное, признается в качестве обязательного не в форме явно выраженного на то согласия, а посредством практических действий, т. е. обычным путем (например, при­знание положений договора обязательными не участвующими в нем государствами или действие в соответствии с положениями актов международных организаций или конференций, которые принимались как акты-рекомендации).

В зависимости от предмета регулирования различаются: нор­мы относительно порядка заключения, реализации и исполне­ния международных договоров - право международных дого­воров; нормы, определяющие правовое положение космическо-

го пространства, Луны и других небесных тел, - космическое право; нормы, предусматривающие меры по обеспечению меж­дународного мира и безопасности, - право международной безопасности и т. д.

По субъектно-территориальной сфере действия нормы меж­дународного права можно разделить на универсальные и ло­кальные.

Универсальные нормы - это нормы, регулирующие отноше­ния, объект которых представляет всеобщий интерес, и при­знанные подавляющим большинством или всеми государства­ми. Признаки, присущие универсальным нормам, объединены причинно-следственной связью. Нормы признаются большин­ством или всеми государствами потому, что в объекте регули­руемых ими отношений заинтересованы все государства.

Универсальные нормы международного права составляют его основу, регулируя важнейшие сферы международных отно­шений. К их числу относятся нормы, содержащиеся в таких до­говорах, как Устав ООН, Венская конвенция о дипломатиче­ских сношениях, Международные пакты о правах человека, Женевские конвенции о защите жертв войны и др.

Среди универсальных норм особое место занимают импера­тивные нормы jus cogens, что можно перевести как «неоспори­мое право». Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве между­народных договоров jus cogens - это норма общего международ­ного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от ко­торой недопустимо и которая может быть изменена только по­следующей нормой общего международного права, носящей та­кой же характер.

Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодействую­щих между собой государств. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.

При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействитель­ными, их действие прекращается.

§ 3. Виды норм международного права

К такого рода нормам относятся прежде всего нормы-прин­ципы международного права: неприменения силы и угрозы си­лой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутрен­ние дела, добросовестного выполнения международных обяза­тельств и др.

Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков.

1. Это наиболее важные, коренные нормы международного пра­ва, являющиеся нормативной основой всей международно-пра­вовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и реализации норм международного права. Они пронизывают содержание всех существующих норм.



2. Принципы международного права являются наиболее об­щими нормами. Их содержание многогранно; оно раскрывается посредством конкретизирующего нормотворчества. Закреплен­ные в общем виде в Уставе ООН принципы международного права детализируются рядом международно-правовых актов, прежде всего Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества меж­ду государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., За­ключительным актом СБСЕ 1975 г., Парижской хартией для новой Европы 1990 г. и др.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что прогрессивное развитие и кодификация принципов будут способствовать обеспечению их более эффек­тивного применения в рамках международного сообщества.

3. Принципы являются общепризнанными нормами, обяза­тельными для всех государств и иных субъектов международного права. Устав ООН провозглашает в ст. 2 комплекс принципов в качестве обязательных для государств - членов Организации, оговаривая в п. 6 этой статьи, что Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действова­ли в соответствии с этими принципами.

4. Принципы - это императивные нормы jus cogens, обладаю­щие высшей юридической силой. Все другие нормы должны им соответствовать. Такое качество принципов позволяет обеспе­чить стабильность международного правопорядка и междуна­родную законность.

5. Принципы имеют универсальную сферу действия, опреде­ляют содержание и методы сотрудничества государств как в

Глава 4. Нормы международного права

традиционных, так и в новых областях межгосударственных от­ношений (например, в исследовании и использовании косми­ческого пространства, в применении ядерной энергии в мир­ных целях).

6. Принципы международного права взаимообусловлены, име­ют комплексный характер. В Декларации о принципах между­народного «права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Локальные нормы - это нормы, регулирующие отношения между двумя или несколькими государствами. Объект отноше­ний, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи ко­торых эти нормы и распространяют свое действие.

Понятием «локальные нормы» охватываются как двусторон­ние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщ­ности нормы, которые в свою очередь подразделяются на регио­нальные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют от­ношения между несколькими государствами, находящимися в разных районах).

Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации со­держания более общих норм и обеспечения эффективности дей­ствия последних. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения договоров между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности, о сокращении и ограничении стратегиче­ских наступательных вооружений и др.).

В зависимости от функционального назначения нормы между­народного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обя­занности субъектов (например, обязанность прибрежного госу­дарства надлежащим образом объявлять о любой известной ему опасности для судоходства в его территориальном море и право прибрежного государства принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения не являющегося

§ 4. Иерархия норм международного права

мирным прохода судов, предусмотренные Конвенцией ООН по, морскому праву 1982 г.). Охранительные (обеспечительные) нор­мы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, при­меняемых по решению Совета Безопасности ООН).

По характеру субъективных прав и обязанностей различаются обязывающие нормы, фиксирующие обязательство совершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии); запрещающие - предписывающие воздерживаться от соверше­ния определенных действий (например, не производить бакте­риологическое оружие), управомочивающие - предусматриваю­щие возможность совершения указанных действий (например, право каждого государства на исследование и использование космического пространства).

Как и в общей теории права, принято разграничивать импе­ративные нормы, содержащие категорические предписания (та­ковы помимо известных норм jus cogens договорные положения о нераспространении ядерного оружия), и диспозитивные, пред­ставляющие собой правила, применимые при отсутствии иной договоренности (например, положение ст. 15 Конвенции ООН по морскому праву об использовании срединной линии при де­лимитации территориального моря, если между государствами нет соглашений об ином).

Наконец, применяется деление норм на материальные, уста­навливающие права и обязанности участников правоотноше­ний, и процессуальные, регламентирующие организационно-процедурные аспекты реализации материальных норм (напри­мер, порядок деятельности международных органов, судебных учреждений, согласительных комиссий и т. п.).

Международно-правовая норма -- это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.

Большинство международно-правовых норм создается в два этапа: 1) согласование воль субъектов международного права относительно правила поведения; 2) дача субъектами международного права согласия на юридическую обязательность согласованных правил поведения. Вместе с тем существуют международно-правовые нормы, которые создаются в три этапа. Речь идет о так называемых императивных нормах (нормах jus cogens).

В общей теории права признано, что нормы права с точки зрения логико-юридического подхода имеют трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция).

Гипотеза международно-правовой нормы содержит описание условий, при наличии которых применяется правило поведения. Диспозиция нормы международного права указывает на само правило поведения субъекта международного правоотношения. Санкция как элемент международно-правовой нормы встречается редко. Международные нормы содержат санкции главным образом применительно к правоотношениям частного характера. Например, статья 4 Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. устанавливает ответственность перевозчика за груз.

Международно-правовые нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.

По характеру содержащихся в нормах предписаний можно выделять нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, нормы-обязанности, нормы-запреты.

Нормы-принципы устанавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества. Так, в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств все государства обязаны добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, других источников международного права. Как уже говорилось, помимо норм-принципов, для всей международно-правовой системы существуют отраслевые нормы-принципы.

Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в международном праве. Например, согласно ст. 1 международной Конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г., «таможенное законодательство» (для целей Конвенции) означает все установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами.

Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. каждый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право обратиться с петицией в Комитет по правам человека.

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений. На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения: «никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы.

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств -- участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств -- участников Соглашения производится по месту жительства.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав ООН, нормы о нераспространении ядерного оружия и др. Региональные нормы действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

4 Основные принципы международного права: источники, содержание.

Основные принципы международного права представляют собой основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов.

Принципы международного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность. Все принципы международного права имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других. Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.

Первоначально эти принципы выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму. Так, семь принципов международного права (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

I. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества.

II. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозы силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН.

III. Согласно принципу мирного разрешения международных споров государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

IV. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств.

V. Принцип территориальной целостности государств. Государства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая оккупация или приобретение территории таким образом не признаются законными.

VI. Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

VII. Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека -- составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности.

VIII. Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие.

IX. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и принципами ООН. Развивая сотрудничество, государства должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

X. В соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств государства обязаны добросовестно выполнять взятые на себя международные обязательства. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву

Норма международного права - это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права и обязанности, осуществление которых обеспечивается юридическим механизмом.

Нормы служат как бы кирпичиками, из которых строится здание международного права. Их специфика определяется тем, что они являются элементами особой правовой системы.

Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное число случаев. Поэтому в доктрине издавна ведется спор о том, является ли нормой постановление договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение. Такого рода постановления обычно именуют индивидуальными нормами.

Специфика международно-правовых норм и их системы сказывается на их конструкции1. Главное состоит, пожалуй, в том, что большинство норм содержит лишь диспозицию, а санкции, точнее контрмеры, определяются системой в целом. Конкретные контрмеры в случае нарушения норм могут предусматриваться отдельными договорами.

Будучи общим правилом, норма не может представлять оптимальное решение для всех случаев, скорее она служит для этого исходным пунктом. В процессе применения нормы специфика случая не может игнорироваться. Вместе с тем отмечу, что типизация и формализация - один из источников действенности норм. Другой источник видится в том, что большинство норм воплощают значительный опыт регулирования поведения государств.

Несмотря на очевидную роль норм как необходимого элемента международного права, в доктрине получил распространение нормативный нигилизм. Так, одни авторы считают, что международное право состоит из отдельных мнений, соревнующихся в том, чтобы найти отражение в существе решений (Ф. Краточвилл, Великобритания). Другие пишут о нормативном скептицизме и полагают, что право состоит не только из норм, но и из иных стандартов (Т. Нардин, США). Поскольку нормативный нигилизм реально равнозначен международно-правовому нигилизму, он не получил признания в доктрине и тем более в практике.

Тем не менее тенденция к деформализации права имеет под собой некоторое основание. Юриспруденция издавна уделяла внимание фактическим нормам права, которые фигурируют под названиями «живое право» (в отличие от «бумажного»), «эмпирические нормы» и др. Дело в том, что в рамках, установленных нормой, субъекты обладают определенным уровнем свободы. В общих нормах подобные рамки шире, в конкретных - уже.

Если четкое урегулирование оказывается невозможным, то прибегают к рамочной нормативной конструкции, которая конкретизируется в практической деятельности. Замечу, что слишком детальная конструкция, зарегулированность, не учитывающая реальность, ведет к разрыву между юридическим и фактическим содержанием нормы и тем самым лишает ее действенности.

В общем есть основания различать, но не противопоставлять нормы де-юре и нормы де-факто. Первые - это официально признанные правила, вторые - те же правила, но с учетом того, как они реализуются в практике. Эти различия, разумеется, должны иметь пределы. Отход от сложившихся стандартов реализации нормы означает ее нарушение. Практическое значение данного фактора едва ли стоит подчеркивать.

Международное право существует в форме норм. Юридическим содержанием нормы является правило поведения субъектов международных отношений. Вместе с тем, норма международного права – это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом. Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное количество случаев. Из содержания международно-правовой нормы, субъект международного права может судить о своем возможном и должном поведении, о возможном и должном поведении других субъектов международного права. Поэтому в международно-правовой доктрине издавна ведется спор о том, является ли нормой положение, изложенное в виде постановления, международного договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение. Такого рода постановления обычно именуют индивидуальными нормами.

В международно-правовой доктрине и практики используется термин «мягкое право» для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет об особом виде международно-правовых норм, в другом – о неправовых международных нормах.

В первом случае имеются в виду такие нормы, которые в отличие от «твердого права», не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать. Для подобных норм характерны слова и выражения типа «добиваться», «стремиться», «принимать необходимые меры» и так далее.

Ко второму виду норм «мягкого права» относятся те, что содержатся в неправовых актах, в резолюциях международных органов и организаций, в совместных заявлениях, коммюнике.

В международно-правовой доктрине делалось немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предложить следующую классификацию международно-правовых норм:

· по сфере действия – универсальные, региональные, партикулярные;

· по юридической силе – императивные, диспозитивные;

· по функциям в системе – материальные, процессуальные;

· по способу создания и форме существования, т.е. по источнику – обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

Некоторые нормы международного права в доктрине называют нормами-принципами . Это те же международно-правовые нормы, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании. Имеются отдельные принципы, которые носят общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного правопорядка.

Из ряда принципов выделяются основные принципы (jus cogens) международного права , составляющие фундамент международного правопорядка. В соответствии со ст. 58 Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров под нормой jus cogens (императивной нормой общего международного права) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой общего международного права такого же характера. Отличие норм jus cogens от других норм императивного характера заключается в том, что любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными. Такие нормы должны соблюдаться и быть применимыми к любой сфере международных отношений. Нормами jus cogens являются нормы общего международного права, его основные принципы. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок. Например, к основным относят принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и другие.

Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм. Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств, «каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права». В решениях Международного Суда ООН имеется множество ссылок на «общие нормы международного права». Главными отличительными признаками универсальных норм является их глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом – это действительно всеобщие международные нормы.

Партикулярными нормами в международно-правовой доктрине принято называть региональные или локальные нормы. Установлена иерархия между универсальными и партикулярными нормами, касающимися одних и тех же вопросов – партикулярные нормы должны соответствовать универсальным.

В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Европейский Союз. Поэтому региональные нормы возникают с развитием интеграционных процессов в конкретном регионе.

Локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев – на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

Императивные нормы – нормы обязательного предписания. Одной из характерных черт современного международного права является наличие в нем комплекса императивных норм, обладающих особой юридической силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы.

Диспозитивные нормы – это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. Эти нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

Материальная норма представляет собой правило по поводу участия субъектов международного права при использовании международных объектов, которое содержится в международно-правовом договоре, придающем ей юридическую силу. В соответствии с общим международным правом договорная форма презюмирует, что все ее содержание обладает юридической силой, если иное не будет доказано. Основная особенность материальных норм заключается в их форме. Они обладают преимуществами писанного права и уже в силу этого представляют собой незаменимый инструмент международно-правового регулирования.

Процессуальные нормы – это нормы, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права. Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором – только последний. Потребность в повышении эффективности международного права побудила государства уделять больше внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве международных договоров, значительная часть постановлений которой носит процессуальный характер.

По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах или актах, и др.

Предыдущая