Нежелательный гражданин. Распоряжение о нежелательности пребывания в Российской Федерации - не приговор. Судебная практика по

Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199
"Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение"

24 октября 2005 г., 28 марта, 12 ноября 2008 г., 14 декабря 2009 г., 25 мая 2017 г., 5 мая 2018 г., 10 мая 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые:

Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения;

перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения.

Положение
о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения
(утв. постановлением

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение определяет в соответствии со статьей 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением указанного решения, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения (далее именуется - решение о нежелательности пребывания).

2. Решение о нежелательности пребывания принимается федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными перечнем , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. N 199 (далее именуются - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти), в срок не более 1 месяца со дня представления материалов, указанных в пункте 3 настоящего Положения.

3. В случае выявления предусмотренных Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства.

Порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

4. В случае принятия решения о нежелательности пребывания уполномоченный федеральный орган исполнительной власти незамедлительно информирует об этом соответствующий территориальный орган (подразделение), представивший материалы.

Территориальный орган (подразделение) уполномоченного федерального органа исполнительной власти незамедлительно доводит решение о нежелательности пребывания до сведения лица, в отношении которого оно принято, в случае пребывания (проживания) этого лица на территории Российской Федерации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, принявший решение о нежелательности пребывания, направляет в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, представление для ведения учета лиц, которым въезд в Российскую Федерацию не разрешен.

Перечень
федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199)

С изменениями и дополнениями от:

24 октября 2005 г., 28 марта, 12 ноября 2008 г., 14 декабря 2009 г., 25 мая 2017 г., 5 мая 2018 г.

Иногда присутствие иностранных граждан на территории страны может не одобряться обществом или властями. Причины тому могут быть разные, от политических до юридических и морально-этических. В таком случае нежелательное пребывание гражданина на территории РФ пресекается при помощи особых мер.

Чтобы понять, находитесь ли вы в зоне риска, необходимо знать, по какому принципу определяется факт нежелательного пребывания гражданина и какие меры при этом принимаются.

Кто находится в потенциальной зоне риска?

Государство применяет меры по ограничению пребывания иностранных граждан из желания защитить права и интересы своих граждан, а также конституционный строй своей страны. Потому ряд иностранцев и попадает под санкции. К таким иностранцам относятся следующие:

Кто накладывает ограничения?

Целый ряд государственных инстанций обладает достаточными полномочиями, чтобы ограничить въезд людей на территорию РФ или сделать их текущее пребывание в России нежелательным. К ним относятся следующие:

  • МВД Российской Федерации;
  • ФСБ России;
  • Роспотребнадзор;
  • Министерство юстиции;
  • Министерство обороны;
  • Минздрав.

Каждая из этих инстанций действует в рамках своей сферы компетенции и принимает решение на основании нарушений в своей экспертной области.

Механизм принятия решения

Когда решение принимается, то орган, который его принял, направляет перечень нежелательных для въезда на территорию страны лиц в уполномоченный орган, отвечающий за вопросы безопасности и ведущий учёт лиц, на которых накладываются государственные санкции.

Согласно текущему законодательству, лица, что находятся в этом списке, обязательно должны покинуть территорию страны. Повторный въезд до момента снятия санкций для них также является запрещённым, лишь отмена решения по ограничению въезда может привести к возможности повторного посещения страны.

О принятии решения о выезде человек уведомляется лично. Сначала ему позволяется выехать из страны лично, под расписку, в пятидневный срок. Если он нарушает договорённость, то ему грозит принудительная депортация без права повторного въезда вплоть до отмены решения. Какой срок ограничения будет установлен – зависит от различных факторов. Срок ограничения на въезд может варьироваться от нескольких месяцев до десяти лет.

Отмена решения

Решение о нежелательности присутствия иностранного гражданина на территории страны не является перманентным, его реально отменить, если на то имеются объективные причины. Есть факторы, которые позволяют аннулировать ограничения. К ним относятся:

  • Наличие родителей, детей, супругов в России.
  • ВНЖ или РВП, готовые или в процессе оформления.
  • Обучение на дневной форме в одном из аккредитованных вузов страны.
  • Наличие патента или разрешительного документа на работу.
  • Необходимость лечения в одном из медицинских учреждений.

Необходимо доказать каждый из действительных пунктов, но если они будут успешно доказаны, то человеку вновь будет разрешён въезд на территорию страны. Но подавать заявление на пересмотр решения необходимо оперативно, не позднее чем через три месяца после уведомления о необходимости окинуть территорию страны.

Начнем с законодательства, распоряжение о нежелательности пребывания в РФ может быть принято только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Но может быть принято далеко не каждым госорганом. В законодательстве РФ есть четкий список таких госорганов, в этот список входят: Роспотребнадзор, Минюст, ФСБ, МВД, ФСКН, МИД и т.д. Вполне логично, что такие госорганы могут объявлять нежелательность пребывания в РФ для иностранных граждан, это вытекает из целей деятельности таких органов. Чаще всего такие распоряжения выносятся двумя госорганами:

  1. Роспотребнадзор – при наличии ВИЧ инфекции или иного заболевания;
  2. Минюст – после отбытия уголовного наказания в РФ.

За 5 лет нашей деятельности в этом направлении к нам обращались с распоряжениями, принятыми разными органами. Тяжелее всего отменять распоряжения МИД и ФСБ. Но это возможно. Мы возьмемся за любое распоряжение или решение, предварительно реально оценив шансы на успех.

Каковы последствия распоряжения о нежелательности пребывания?

Очень серьезные — пожизненный запрет на въезд в РФ. Да, Вы не сможете въехать в РФ пока не будет отменено распоряжения. Большинство распоряжений принимается без указания срока. Например, «Принять в отношении ФИО распоряжение о нежелательности пребывания в РФ на основании….». Вот, например, такое.

Тут не указано на какой срок оно принято, значит, оно будет действовать всегда.

Иногда принимаются распоряжения, где указан срок его действия. Но такие выносятся довольно редко. Распоряжения, решения о нежелательности пребывания, где указан срок действия, действуют именно до этого срока не более того.

За что принимается решение или распоряжение о нежелательности пребывания?

На самом деле, вывод можно сделать даже исходя из названия документа.

Минюст принимает такие решения в отношении КАЖДОГО иностранного гражданина, который отбывал или отбывает уголовное наказание в РФ. По мнению Минюста, он уже представляет некую опасность для российских граждан и его пребывание в РФ нежелательно.

Мы сталкивались с таким распоряжением, вынесенным ФСБ . Основание – фальшивый паспорт гражданина РФ. А так как у данного лица было еще одно гражданство, то для России он оказался иностранцем, и его пребывания стало нежелательным для РФ.

Роспотребнадзор принимает такое решение в отношении тех иностранных граждан, у которых есть довольно серьезные заболевания. Остановимся на это чуть подробнее. Вышло недавно очень хорошее Постановление Конституционного Суда РФ от 20.10.2016 N 20-П, где указано, что иностранные граждане, в отношении которых было принято решение о нежелательности их пребывания в РФ в связи с наличием инфекционного заболевания, имеют право на обратный въезд в РФ в случае подтверждения факта излечения. Да, это очень хорошая новость, так что, даже если у Вас есть старое распоряжение от Роспотребнадзора, то сейчас есть возможность его отменить. Готовы помочь.

Где обжаловать?

По закону – в самом органе, который принял это решение или в суде. Наша практика показывает, что лучше идти сразу в суд, это эффективнее и не будет времени, потраченного впустую. Маловероятно, что сам госорган отменит свое же решение, скорее всего Вам дадут отписку, что лучше идти в суд. В суде — это административный иск, где ответчиком будет тот госорган, который принял данный акт.

Кому поручить?

Однозначно не стоит заниматься этим самостоятельно. Адвокат или юрист (обязательно с опытом работы в таких вопросах, проверяйте это) Вам помогут. Шанс один, откажет суд – дальше почти нереально вернуться в РФ. У нас есть опыт успешного ведения таких дел, поручите это нам, мы оценим Ваши шансы, Вы примите решение, и мы сразу начнем работу.

Более того, согласно КАС РФ, при обжаловании решении государственных органов, обязательно прилагается диплом юриста, Вам будет нужен представитель с высшим юридическим образованием.

Сколько стоят наши услуги?

Учитывая, что обжалование таких актов занимает довольно длительное время: изучение судебной практики именно по Вашей ситуации, сбор документов, написание и разработка иска, подача ходатайств и жалоб, стоимость наших услуг составит — 80 000 рублей. Стоимость указана для Москвы и области. Для регионов РФ стоимость аналогична + расходы на проезд.

Если у Вас остались вопросы относительно этой темы, либо Вы хотите обсудить именну Вашу ситуацию, то Вы можете задать вопросы прямо на этой странице, в разделе «задать вопрос», написать нам на эл.почту, либо позвонить нам.

Памятка для иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации

Правовые основания принудительного выдворения иностранного гражданина либо лица без гражданства за пределы России
В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Каждый свободен покидать любую страну, включая свою собственную. Пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из страны. Кроме того, въезд на территорию России для таких лиц будет ограничен на определенный срок.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации, т.е. принудительной высылке из Российской Федерации.

Помимо этого, за нарушения правил пересечения государственной границы, правил въезда в РФ, режима пребывания (проживания) в РФ, за незаконное осуществление трудовой деятельности, а также иных миграционных правил к иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть применено наказание в виде административного выдворения. Административное выдворение является самостоятельным видом наказания и может применяться, как в качестве основного, так и дополнительного наказания.

В результате депортации либо административного выдворения въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не будет разрешен в течение пяти лет со дня депортации (административного выдворения) за пределы Российской Федерации, а в случае неоднократной (два и более раза) депортации (административного выдворения) - в течение десяти лет со дня депортации.
Особенности депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание за совершенные на территории РФ преступления
В случае, если Минюстом России в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина (п. 11 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Решение о депортации исполняется после отбытия данным иностранным гражданином либо лицом без гражданства назначенного судом наказания.

Администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за десять дней до момента освобождения иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено Министерством юстиции Российской Федерации решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, уведомляет о сроке освобождения указанного лица Управление Министерства внутренних дел России по Томской области.

При освобождении иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено Минюстом России решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, администрация учреждения, исполняющего наказание, выдает ему документ, удостоверяющий личность (при наличии в личном деле осужденного), или свидетельство на возвращение в страну гражданской принадлежности и уведомляет его о необходимости покинуть территорию Россию в установленный законом срок.

При вынесении Министерством юстиции Российской Федерации решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, освобожденного из мест лишения свободы, УМВД России по Томской области осуществляет мероприятия по контролю за его выездом за пределы территории РФ.

В случае уклонения иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания), от выезда за пределы территории РФ УМВД России по Томской области принимает меры по его депортации.

До исполнения решения о депортации, иностранные граждане и лица без гражданства будут находиться в Специализированном учреждении для временного содержания иностранных граждан, подведомственном УМВД России по Томской области. Сроки содержания в данном учреждении будут определяться судом.

Как показывает практика, в исправительных учреждениях осужденных иностранных граждан знакомят с текстом поступившего распоряжения Минюста России, в котором не разъяснен порядок и не указаны сроки для его обжалования. Копия документа на руки не выдается, и некоторые просто не понимают, какое решение вынесено в отношении них. Вопрос об обжаловании решений Минюста России о нежелательности пребывания в РФ, возникнет у осужденных только после отбытия срока наказания, когда органами МВД России будут приниматься меры к депортации иностранного гражданина (лица без гражданства) с территории Российской Федерации. При этом выясняется, что у многих были веские основания для обжалования принятого решения, однако срок обжалования пропущен.

В целях оказания содействия иностранным гражданам и лицам без гражданства в решении вопросов, связанных с принятым решением о нежелательности их пребывания на территории РФ, Уполномоченный по правам человека в Томской области считает обязательным разъяснить следующее.
Порядок и основания обжалования распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания
В настоящее время федеральные органы исполнительной власти не имеют права отменять свои решения в данной сфере независимо от обстоятельств. В связи с этим, не рекомендуется направлять какие-либо письма в адрес Минюста России с просьбой пересмотреть принятое решение.

Распоряжение Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) необходимо обжаловать в суд. Данные решения оспариваются в порядке, установленном гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. В то же время пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда, однако причины пропуска срока обращения в суд будут выяснятся в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Основаниями для обжалования могут быть различные обстоятельства. Одним из наиболее убедительных аргументов будет наличие близких родственников (супруги, дети, родители, родные братья и сестры), которые являются гражданами РФ. В соответствии с международными нормами и Конституцией РФ каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, семья находится под защитой государства.

Не менее важным обстоятельством является длительное проживание лица на территории Российской Федерации. При рассмотрении заявления судом будет учитываться вся информация, в том числе характеристика осужденного, характер, тяжесть и степень общественной опасности совершенного уголовного преступления, возможность исполнения решения о депортации.

При подаче административного искового заявления необходимо приложить квитанцию об уплате государственной пошлины, размер которой составляет 300 рублей. Суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить либо уменьшить ее размер, а также отсрочить уплату госпошлины. Если нет возможности заранее уплатить госпошлину, то в заявлении должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины либо об освобождении от ее уплаты. При этом нужно представить подтверждающие документы (например, справку исправительного учреждения об отсутствии средств на лицевом счете осужденного и невозможности его трудоустройства).

Согласно ст. 19 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения органа государственной власти рассматривается районным судом. В соответствии со ст. 22 КАС РФ такое заявление подается в суд по месту нахождения органа государственной власти. Ответчиком по административному делу будет являться Министерство юстиции Российской Федерации, которое находится по адресу: 119191, г. Москва, ул. Житная, д. 14. В связи с этим, исковое заявление можно направить в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, который расположен по адресу: 115184, г. Москва, ул. Татарская, дом 1. Рекомендуется направлять исковое заявление заказным письмом.

Кроме того, ч. 3 ст. 24 КАС РФ предусматривает также возможность подачи заявления в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом. Право выбора между судами, которым подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.

При выборе суда необходимо учитывать следующие обстоятельства. С одной стороны, лучше принять личное участие в судебном разбирательстве, о чем можно ходатайствовать при подаче заявления. В ходе судебного разбирательства можно будет приводить свои доводы по всем возникающим вопросам, заявлять ходатайства, участвовать в исследовании доказательств, судебных прениях, осуществлять иные процессуальные права.

В соответствии со ст. 12 КАС РФ административное судопроизводство ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется административное судопроизводство, суд разъясняет и обеспечивает право знакомиться с материалами административного дела, участвовать в процессуальных действиях, давать объяснения, выступать в суде, заявлять ходатайства и подавать жалобы на родном языке, пользоваться услугами переводчика .

Согласно ст. 147 КАС РФ суд может привлечь к участию в судебном разбирательстве переводчика по своей инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле. Лица, участвующие в деле, могут предложить суду кандидатуру переводчика. Вопрос о выборе кандидатуры переводчика разрешается судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

При личном участии в судебном разбирательстве шансы на удовлетворение Ваших заявленных требований судом увеличиваются.

С другой стороны, учитывая положения ст. 20 Гражданского кодекса РФ, согласно которой местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, исправительные учреждения таковым не являются. В связи с чем, иностранный гражданин вправе обратится с заявлением в суд по месту своего жительства до вынесения обвинительного приговора, представив подтверждающие документы, однако это не всегда представляется возможным.

При наличии финансовых средств у осужденного, для решения вопроса по оспариванию распоряжения Минюста России желательно обратиться к специалистам за квалифицированной юридической помощью.

Информация подготовлена по состоянию на 20.05.2016

При подготовке данной памятки и образцов исковых заявлений были использованы следующие источники:


  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950

  2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

  3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993

  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

  5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ

  6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ

  7. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

  8. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

  9. Приказ Минюста России от 20.08.2007 № 171 «О Порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы»

  10. Информация, размещенная на сайте Уполномоченного по правам человека в Свердловской области .

заинтересованное лицо:

Я, Фамилия, Имя Отчество, г.р., с _____ года, проживаю на территории Российской Федерации, прибыл из Республики _______.

Года я был осужден _______________ по ______________ УК РФ к_____ годам лишения свободы. ________. В настоящее время отбываю наказание в _____________________

Состою в зарегистрированном браке с гражданкой РФ_______________, от данного брака имеем малолетнего ребенка (детей)________________________________________, родителей, граждан РФ, нуждающихся в уходе.

Распоряжение Министерства Юстиции РФ не соотносится с Конституцией РФ и международными нормами: в случае, если я покину РФ, я не смогу, во первых, оказывать помощь престарелой матери (отцу), о которых я обязан заботиться, и не смогу осуществлять воспитание своего ребенка(детей), что приведет к нарушению - ст. 38 Конституции РФ , в соответствии с которой «1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.», а также норм Семейного Кодекса РФ : статья 54 СК РФ устанавливает: « Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.», ст. 55 устанавливает «Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками». - Конвенции ООН «О правах ребенка», ст. 9, 10, 16, 18, 27 , которая запрещает разлучение ребенка с родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда это необходимо в интересах ребенка. Статья 16 вышеуказанной Конвенции предусматривает, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на семейную жизнь. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

В соответствии со ст. 9 Конвенции ООН «О правах ребенка» «государства участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка».

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Считаю, что последствия Распоряжения о нежелательности моего пребывания на территории РФ несоизмеримы с тяжестью совершенного мною преступления. Я уже понес за это наказание. Я не представляю никакой опасности для общества, что подтверждается характеристиками из мест отбытия наказания, распоряжение Министерства юстиции о нежелательности пребывания вынесено без учета конкретных обстоятельств - наличия семейных отношений.

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3). Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры (Постановление от 14 ноября 2005 года №10-П по делу о проверке конституционности положений статей 48 и 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статей 63 и 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Распоряжение Министерства юстиции нарушает мое право на жизнь и охрану здоровья, право на свободу передвижения, лишает меня возможности легализовать свое положение на территории РФ, мое право и право моей супруги на семейные отношения и право моих детей жить и воспитываться в семье, мое право на осуществление родительских прав и обязанностей.

2. признать незаконным Распоряжение Министерства Юстиции РФ №__ от ___.___.20___ года о нежелательности моего пребывания на территории РФ __________________________
Приложения:

2. Копия паспорта образца 1974 года

3. Квитанция об уплате государственной пошлины или заявление об освобождении от уплаты госпошлины

4. Характеристика

1. Копия паспорта супруги

5. Копии паспортов родителей

6. Копии пенсионных удостоверений, заключений об инвалидности родителей.

7. Или другие, имеющие отношение к делу, документы.

«___»____________ 20__г. _______________/ФИО_______/

В _______________районный суд г. ___________

(адрес:____________________________)

от административного истца ________________________

адрес места отбытия наказания) _____________________

административный ответчик: Министерство юстиции Российской Федерации 119191, г. Москва, ул. Житная 14

заинтересованное лицо:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области, 634012, Томская область, г. Томск, ул. Елизаровых дом № 48/10

Административное исковое заявление об оспаривании распоряжения Министерства юстиции РФ № ___ от ______ года о нежелательности пребывания на территории РФ

Я, Фамилия, Имя Отчество, г.р., с _____ года, проживаю на территории Российской Федерации, прибыл из Республики _______. Имею (имел) паспорт гражданина СССР образца 1974 года, являюсь лицом без гражданства.

Года я был осужден _______________ по ______________ УК РФ к_____ годам лишения свободы. В настоящее время отбываю наказание в _____________________.

В соответствии с принятым решением я должен покинуть территорию Российской Федерации. Я являюсь лицом без гражданства , и исполнить возложенное обязательство не имею возможности. Отказ в документировании подтверждается (ответ консульского учреждения и т.д.).

Если есть другие обстоятельства: наличие зарегистрированного брака, детей, отцовство в отношении которых установлено, это также необходимо указать.

В соответствии с Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Министерства Юстиции РФ от 20.08.2007 г. №171 материалы на освобождающихся лиц должны быть направлены учреждением ФСИН в Министерство юстиции не менее, чем за 6 месяцев до освобождения, распоряжение должно быть вынесено и осужденный должен быть ознакомлен под роспись с распоряжением еще находясь в исправительном учреждении. Кроме этого, осужденный иностранный гражданин или лицо без гражданства должно быть до освобождения документировано Министерством внутренних дел либо документом, удостоверяющим личность, либо свидетельством о возвращении - именно в обязанности МВД России входит определение принадлежности к гражданству и документирование освобождающихся из мест лишения свободы иностранных граждан и лиц без гражданства в период их нахождения в исправительном учреждении, в моем случае ничего в этом отношении сделано не было.

Считаю, что: распоряжение Министерства юстиции о нежелательности пребывания вынесено без учета конкретных обстоятельств - того, что я являюсь лицом без гражданства, распоряжение является неисполнимым по своей сути, так как у меня отсутствует хоть какой-то действительный документ, удостоверяющий личность, с которым я смог бы пересечь границу.

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3). Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры (Постановление от 14 ноября 2005 года № 10-П по делу о проверке конституционности положений статей 48 и 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статей 63 и 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Распоряжение Министерства юстиции нарушает мое право на жизнь и охрану здоровья, право на свободу передвижения, лишает меня возможности легализовать свое положение на территории РФ,

Если пропущен срок для обжалования, и есть уважительные причины для его восстановления, необходимо заявить о восстановлении срока.

«Прошу также восстановить срок на обжалование распоряжения Министерства юстиции РФ, так как я не видел данного распоряжения, не знал о возможности его обжалования, текст распоряжения вообще не содержит разъяснений о праве и сроках обжалования».

На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. ст. 124-126; 218-220; 227 КАС РФ прошу: 1. Рассмотреть мое заявление.

2. признать незаконным Распоряжение Министерства Юстиции РФ №__ от ___.___.20___ года о нежелательности моего пребывания на территории РФ _______________________ ________________
Приложения:

1. Копия Распоряжения Министерства Юстиции РФ №__ от ___.___.20___ года

2. Копия паспорта гражданина СССР образца 1974 года

3. Копии заключений консульских учреждений либо полномочных органов страны исхода о невозможности документирования и отсутствии гражданства

4. Заявление об освобождении от уплаты госпошлины (если нет возможности ее заплатить)

5. Характеристика
В зависимости от конкретной ситуации

1. Копия паспорта супруги

2. Копия свидетельства о браке

3. Копии свидетельств о рождении детей

4. Копия свидетельства об установлении отцовства

5. Копии паспортов родителей

6. Копии пенсионных удостоверений, заключений об инвалидности родителей. Или другие, имеющие отношение к делу документы.

«___»____________ 20__г. _______________/ФИО_______/

Выглядит данное распоряжение примерно так.

Принимает его Минюст (не всегда, но почти всегда он), но штука в том, что отменить его может только суд. Нет такой процедуры, чтобы Минюст сам определил свое распоряжение. Обращаться с заявлением в сам Минюст бессмысленно: примут, рассмотрят в течение месяца, ответят, что нужно обращаться в суд. Такая процедура есть с ФМС при принятии решения о неразрешении въезда. ФМС может сам отменить свое решение. В случае с распоряжением о нежелательности пребывания в РФ идти нужно только в суд, по месту нахождения Министерства юстиции в г. Москва.

Особенности такого распоряжения: их довольно много, его принятие почти всегда связано с тем, что иностранный гражданин был подвергнут уголовного наказанию.

Срок обжалования: 3 месяца с того момента как стало известно о принятии этого распоряжения. Вас должны письменно уведомить о нем, именно с этой даты будет отсчитываться срок. Это очень важный момент, пропуск данного может явиться основанием для формального отказа в суде.

В отношении кого может быть принято:

  1. иностранец, который незаконно находится в России;
  2. иностранец, которому не разрешен въезд в Россию;
  3. если нахождение в России иностранца создает угрозу обороноспособности, безопасности, общественному порядку государства и здоровью населения.

Чаще всего такое решение принимается в отношении иностранного гражданина, который совершил преступление в РФ и отбывал наказание. Перед тем как иностранное лицо, отбывающее наказание выйдет из мест лишения свободы, в отношении него принимается распоряжение о нежелательности пребывания, иногда этот документ сопровождается еще решением о депортации. Само по себе распоряжение – это насильственная депортация, это просто акт, который говорит о том, что Вашу пребывание в РФ представляет угрозу для РФ и Вы обязаны выехать из России (добровольно).

Государственная пошлина: 300 рублей (входит в стоимость услуги)

Кто может обжаловать: обжаловать может любое лицо, в отношении которого было принято такое распоряжение, либо его представитель. Бессмысленно, конечно же, обращаться, если нет оснований для этого. Суд вероятнее всего откажет Вам.

Какие основания для обжалования:

Это ни в коем случае не полный перечень, это всего лишь ориентир. Эти основания помогут разобраться в самой сущности и принципам отмены таких распоряжений. Наличие или отсутствие таких оснований не является гарантией того, что распоряжение будет отменено.

  1. судимость погашена;
  2. обстоятельства, которые были положены в основу принятия распоряжения, отпали;
  3. есть родственники-граждане РФ;
  4. семья, постоянно проживает в России;
  5. положительные характеристики;
  6. нет родственников и имущества на территории иностранного государства;
  7. длительность законно проживания в РФ;
  8. условно-досрочное освобождение;
  9. иные причины.

На какой срок действует: иногда бессрочно, иногда срок указывается в самом распоряжении. То есть нежелательность пребывания ограничена сроком. Вам запрещен въезд в Россию, до того момента пока не будет отменено это распоряжение. А само собой оно не отменяется. Наши клиенты называют его «пожизненные бан».

Чем мы можем помочь: Мы поможем обжаловать и отменить распоряжение о нежелательности пребывания в России. Мы находимся в Москве, и если распоряжение принято Минюстом, то обращаться в суд с административным исковым заявлением можно только в районный суд г. Москвы. С недавнего времени такие заявления могут подавать только специалисты с высшим юридическим образованием. Мы поможем собрать полный пакет документов, сформировать позицию в суде, донести нашу позицию до суда, участвовать во всех судебных заседаниях, получить решение суда и отдать его на исполнение.