Как добиться ремонта дорог в деревню. Осуществление надзора со стороны органов гибдд за эксплуатационно-техническим состоянием автомобильных дорог

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О полиции» на полицию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:
к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Порядок осуществления государственного контроля и надзора определен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденным приказом МВД России от 30.03.2015 № 380.
Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
организация и проведение плановых и внеплановых проверок;
систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований безопасности при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих
в автоматическом режиме;
выезд на место дорожно-транспортного происшествия;
применение мер административного воздействия в соответствии
с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам исполнения государственной функции могут приниматься следующие решения:
о введении временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
о возбуждении дела об административном правонарушении;
о выдаче требования о прекращении противоправных действий;
о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог;
о внесении руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений;
о внесении в соответствии с Федеральным законом «О полиции» руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности;
о вручении (направлении) акта проверки руководителю юридического лица, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации или индивидуальному предпринимателю (уполномоченному представителю предпринимателя);
о направлении информации в органы прокуратуры - о систематических нарушениях объектами надзора обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря
1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт
и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог установлены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 827, а к состоянию улиц и дорог населенных пунктов – ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Основные требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог следующие.
Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Формирование снежных валов не допускается:
на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
ближе 5 м от пешеходного перехода;
ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
на тротуарах.
Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.
Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см.
Не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.
На железнодорожных переездах не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более 3,0 см, а глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настиле) не должна быть более 4,0 см.
Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.
Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений установлена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. В случае, если указанные действия повлекли причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частями 27, 28 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; повторное в течение года совершение такого административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Установка светофорных объектов осуществляется на основании проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных вышеуказанными органами, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Пешеходные переходы устраиваются на основании проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. Вне населенных пунктов пешеходные переходы устраивают в местах размещения пунктов питания и торговли, медицинских и зрелищных учреждений и других объектов обслуживания движения напротив тротуаров и пешеходных дорожек, ведущих к этим учреждениям.
Пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», разметкой 1.14.1 «зебра», стационарным наружным освещением.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Требования к содержанию дорог и безопасности дорожного движения

К полномочиям органов местного самоуправления относятся (п. 5 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ):

– дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест);

– муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения.

Дорожная деятельность в отношении дорог местного значения осуществляется за счет местных бюджетов. Она включает в себя в том числе текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог (ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Органы местного самоуправления обязаны поддерживать состояние дорог местного значения в соответствии с техническим требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»,

Органы местного самоуправления в пределах совей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (БДД). Полномочия местных властей в этой области – расходные обязательства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют мероприятия организации дорожного движения, чтобы повысить его безопасность и пропускную способность дорог (Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Органы государственной власти проводят государственный надзор и контроль за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения БДД (ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ).

Когда суды признают муниципалитет виновным

Плохое качество дорожного полотна часто становится причиной серьезных аварий. Если других виновников дорожно-транспортного происшествия нет, суд обяжет органы местного самоуправления компенсировать вред жизни и здоровью граждан, а также имуществу пострадавших физических и юридических лиц.

Если муниципалитет не выполняет требования к состоянию дорог местного значения, судьи обяжет устранить недостатки. Пример – в апелляционном определении Волгоградского областного суда от 22.09.2016 г. по делу № 33-12823/2016 .

Иногда местные власти ссылаются на то, что владелец автомобиля знал об особенностях участка дороги и был недостаточно осторожным. Судьи не принимают такие аргументы.

Участки дороги, на которых проводятся ремонтные работы, должны быть огорожены и оснащены дорожными знаками. Их отсутствие создает аварийную обстановку на дороге. В случае ДТП суд признает орган местного самоуправления виновным в аварии и потребует компенсировать ущерб.

Какие доводы срабатывают в суде

Крайне редко органам местного самоуправления удается избежать ответственности за ненадлежащее содержание дорог. Это происходит, если муниципалитет может подтвердить свою невиновность документально. Изучите схему ДТП. Она может содержать веские аргументы в вашу пользу.

Дерево упало на автомобиль. Кто несет ответственность?

Ответственность за содержание дороги местного значения и благоустройство прилегающих к ней территорий несет местная администрация. Это касается и состояния зеленых насаждений. Если дерево упало на автомобиль, когда он двигался по дороге местного значения, именно местные власти будут отвечать за последствия.

Если дерево упало на автомобиль, припаркованный во дворе, ответственность возлагается на управляющую компанию или ТСЖ в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом.

Если дерево упало на территории, которая находится в ведении органа местного самоуправления, его вину или невиновность суд установит по документам. Они должны подтверждать все обстоятельства дела. Полицейский обязан осмотреть дерево и отразить в протоколе состояние ствола, корней и т.д. Из протокола должно быть понятно, упало ли дерево само или его спилили либо срубили, повредили каким-либо иным способом.

Истец должен пригласить представителей администрации или организации, ответственной за содержание зеленых насаждений, чтобы зафиксировать в акте неудовлетворительное состояние дерева. Если он этого не сделал и других доказательств ненадлежащего состояния дерева нет, судьи откажут в иске.

Дендрологическая экспертиза в отношении упавших деревьев сегодня не проводится. Хотя именно она может установить, было ли дерево аварийным и подлежащим спилу.

Ремонт автомобиля, который пострадал от падения дерева на частном земельном участке, оплатит собственник участка. Также не возмещайте ущерб, если автомобиль стоял на месте, где парковка транспортных средств запрещена (в лесу, лесопарковой зоне, на тротуаре и т.п.). Собственник будет оплачивать ремонт сам.

Автомобиль, не застрахованный по КАСКО, был поврежден, попав в яму на проезжей части. Каковы действия автомобилиста? Кто отвечает за состояние дорожного покрытия? Кому и куда предъявлять иск и как правильно возместить ущерб от такого ДТП?

Дороги, как известно, больная тема для автовладельцев. Плохое состояние полотна автодороги (выбоины, ямы), отсутствие надлежащим образом обеспеченного освещения трассы зачастую являются причинами повреждения транспортного средства.

Так, по данным, опубликованным на сайте Правда.ру , количество ДТП из-за плохих дорог выросло на двадцать два процента. По статистике ГИБДД, за десять месяцев 2013 года число ДТП в РФ, произошедших из-за несоответствующего действующим нормам состояния дорог, выросло на 21,7 процентов.

По статистике Генеральной прокуратуры РФ двадцать процентов ДТП происходит из-за не соответствующего требованиям законодательства состояния улиц и дорожного покрытия. Количество ДТП указанной категории в 2012 года составило 42 772, за 5 месяцев 2013 года таких аварий произошло 20 016.

К счастью, механизмы действующего законодательства предусматривают возможность получения (взыскания) компенсации ущерба, причиненного транспортному средству по причине неудовлетворительного состояния автодорог, в том числе, при отсутствии страхования по КАСКО.

Ответственные за состояние автодорог лица

Чтобы взыскать причиненный ущерб, необходимо определить ответственное за надлежащее состояние автомобильных дорог лицо. Так, согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, а также физические или юридические лица (далее - Закон № 257-ФЗ).

Если происшествие случилось на дороге федерального или регионального значения, то иски предъявляются соответственно к Российской Федерации или к администрации соответствующего субъекта Российской Федерации. По статистике абсолютное большинство аварий происходит на дорогах на территории определенного муниципального образования.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения.

То есть состояние автодорог находится в ведении администрации муниципального образования. Также стоит иметь в виду, что, как правило, администрациями заключаются договоры на обслуживание отдельных участков дорог, в случае причинения ущерба по причине некачественности дороги, то ответственным лицом может быть такая обслуживающая организация.

Дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ).

В содержание автомобильных дорог входит совокупность мероприятий по поддержанию в соответствующем состоянии автодорог, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями действующих технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и для создания условий для безопасного дорожного движения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, сооружений, обязаны, обязаны содержать их в таком состоянии, которое бы обеспечивало безопасность для движения, для чего принимаются соответствующие стандарты, нормы и правила (п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения»).

Таким образом, Администрация муниципального образования, как собственник автомобильных дорог, должна исполнять возложенную на нее обязанности по содержанию дорожных покрытий в надлежащем состоянии.

Администрация несет ответственность за вред, причиненный пострадавшему, явившийся результатом ненадлежащего исполнения возложенной законом на органы самоуправления обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения. Ответственным лицом за ненадлежащее состояние дороги может быть и организация, осуществляющая на основании заключенного договора техническое обеспечение соответствующего участка дороги.

Такая организация по ходатайству администрации муниципального образования может быть привлечена к участию в судебном разбирательстве в качестве соответчика либо в дальнейшем администрация может взыскать с нее выплаченную пострадавшему лицу сумма в порядке регресса.

Правовые основания для взыскания ущерба

В соответствии со ст. 28 Закона № 257-ФЗ пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, вследствие нарушений требований законодательства в области дорожного движения, в том числе при осуществлении строительных или ремонтных работ, реконструкций, проведении мероприятий по содержанию дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Данная норма корреспондирует положениям п. 1 ст. 1064 ГК РФ, в соответствии с которым вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. Также в данной ситуации возможно и взыскание компенсации морального вреда в соответствии со ст. 151 ГК РФ.

Для реализации прав, предусмотренных вышеуказанными нормами, необходимо определить, какие именно повреждения автодороги не соответствуют предъявляемым требованиям.

Основным документом, регулирующим состояние автомобильных дорог является «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 года № 221). Данный акт устанавливает требования к качеству автодороги, а также предельные допустимые отступления от нормы в отношении имеющихся недостатков (размер ям, отсутствие знаков или иное). Все требования стандарта являются строго обязательными и имеют своей целью создание таких условий, при которых будет обеспечена безопасность дорожного движения.

Факт причинения вреда автомобилю по причине несоответствующего норме состояния автодороги должен быть связан с ДТП, которое должно быть в надлежащем порядке оформлено.

При повреждении автомобиля в связи с ненадлежащим состоянием автомобильных дорог, как и при иных ДТП, необходимо остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции. До прибытия сотрудников ГИБДД необходимо самостоятельно зафиксировать повреждения автомобиля и дорожного покрытия, тормозной путь автомобиля, в том числе с привязкой к местности. Также необходимо зафиксировать наличие или отсутствие знаков, предупреждающих об опасном препятствии, а также правильность их установки и читаемость.

Данные материалы станут надлежащими доказательствами отсутствия вины водителя при совершении ДТП. При этом должны отсутствовать нарушения со стороны водителя правил дорожного движения (например, соблюдение скоростного режима), при соблюдении которого удалось бы избежать совершения ДТП.

В документах о фиксации ДТП должны найти свое отражение, в том числе, связь факта причинения ущерба имуществу или вреда здоровью с ДТП в силу дефектов дорожного полотна. В протоколе осмотра места происшествия (схеме ДТП) должны быть указаны размеры просадки проезжей части (выбоины, иных повреждений) и ее расположения относительно границ проезжей части (с привязкой к обочине), следы юза или торможения, расположение транспортного средства относительно границ проезжей части. Акт, составленный инспектором ГИБДД, может быть использован в качестве доказательства неисполнения органом местного самоуправления обязанностей по содержанию автомобильной дороги, повлекшего причинение ущерба.

Положения ГОСТ Р 50597-93 определяют предельно допустимые размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. Так, согласно разделу 3 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см. Опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы ограждениями и предупреждающими знаками.

Отметим также, что имеющиеся на дорогах люки должны обеспечивать безопасность движения, то есть быть закрытыми. Так, в соответствии с п. 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93 крышка люка не должна быть отклонена от уровня покрытия более, чем на 2 см.

В случае причинения ущерба автомобилю при заносе на льду, взыскать ущерб не удастся, так как в соответствии с п. 10.1 Правил дорожного движения водитель должен выбирать скорость и дистанцию, исходя из дорожных и погодных условий. А вот если автомобиль будет поврежден от упавшей с крыши дома сосульки, то шансы на успешное взыскание средств с лица, ответственного за обслуживание дома, имеются. В таких ситуациях также можно привлечь виновника к административной ответственности, что в дальнейшем упростит и взыскание причиненного ущерба.

Следовательно, только в том случае, если зафиксированные после ДТП размеры просадки, выбоины или иного дефекта превышают допустимые размеры, а также не были установлены специальные знаки, информирующие об имеющихся дефектах/опасности/проводимых работах или не соблюдены иные требования, то имеются основания для взыскания компенсации причиненного ущерба и морального вреда. Размер причиненного ущерба определяется на основании заключения независимого эксперта.

После сбора всех необходимых документов и определения виновника необходимо обратится в суд с соответствующим исковым заявлением о возмещении ущерба причиненного дорожно-транспортным происшествием. Иск о возмещении материального и морального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, удовлетворяется за счет казны муниципального образования.

Для взыскания в судебном порядке ущерба, причиненного в результате ДТП необходимо представить доказательства подтверждения факта причинения вреда, размер ущерба, причинно-следственную связь между дорожно-транспортным происшествием и наступившими последствиями.

Факт несоответствующего состояния автодороги фиксируется при составлении документов о ДТП (схема места совершения ДТП). Бремя доказывания причинно-следственной связи между фактом совершения ДТП, полученными повреждениями и состоянием дороги ложится на плечи автовладельца. Также необходимо доказать, что водителем были соблюдены правила дорожного движения и у него отсутствовала возможности избежать ДТП.

Нужно быть готовым к тому, что представитель администрации будет оспаривать правильность составления схемы места происшествия сотрудниками ДПС. Однако суд не воспримет такие возражения, если схема будет составлена правильно с участием понятых. Отсутствие представителя администрации при проведении оценочной экспертизы никак не повлияет на исход дело, если о месте и времени проведения экспертизы администрация была уведомлена.

Таким образом, при совершении ДТП по причине неудовлетворительного состояния дорожного покрытия при отсутствии предупреждающих об этом дорожных знаков, соблюдении во время движения правил дорожного движения и надлежащего оформления сотрудниками ГИБДД происшествия, имеются достаточные основания для взыскания с администрации муниципального образования причиненного ущерба, морального вреда и понесенных издержек (расходы на оплату проведения экспертизы, услуг представителя и др.).

Стоит иметь ввиду, что суд может отказать в удовлетворении иска, если представленные истцом доказательства не позволят бесспорно определить лицо, ответственное за причинение ущерба транспортному средству, будет отсутствовать детальная схема дорожно-транспортного происшествия либо водителем будут нарушены правила дорожного движения.