I. Общие положения, Правовые и организационные основы деятельности дорожно-патрульной службы1. Организация и несение дорожно-патрульной службы Рассмотрим основные моменты

Большое количество автовладельцев порой не знают, в каких случаях инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобиль, основания остановки и как при этом он должен себя вести. Попробуем разобраться, в соответствии с правилами дорожного движения Административным регламентом МВД и Кодексом об административных правонарушениях. Если раньше ответы на эти вопросы были общими, теперь они четко прописаны в Административном регламенте, который доступен для всех желающих. Введение новых правил, по словам самих сотрудников ГИБДД, должно сделать и водителей, и инспекторов более дисциплинированными по отношению друг к другу.

Административный регламент МВД РФ является основным документом, регламентирующим действия инспектора ДПС при исполнении им своих служебных обязанностей.

В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.

В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Сотрудники ДПС обязаны соблюдать порядок получения доказательств, несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что гражданин привлечен к административной ответственности незаконно. Разъяснить участнику дорожного движения суть совершенного им нарушения убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования ПДД и другие нормативные акты. При проверке обращаться с документами граждан аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах.

При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

При возникновении конфликтных ситуаций или по требованию участников дорожного движения инспектор должен разъяснять порядок обжалования своих действий, в соответствии с п. 167 Административного регламента, а также по требованию должен сообщить местоположение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.

Итак, Инспектор ДПС имеет право остановить транспортное средство в следующих случаях:

  1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  6. Необходимость использования транспортного средства*(75).
  7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства*(76).
  12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Не допускается останавливать транспортные средства: на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев,когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения. Вы можете смело подвергнуть сомнению законность Вашей остановки в таких местах. Даже если Вы и совершили нарушение, действия остановившего Вас инспектора ДПС также будут являться нарушением закона. А, как известно, лицо, совершившее нарушение, не может быть привлечено к ответственности, с нарушением установленного законом порядка.

Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Если инспектор ДПС останавливает транспортное средства без необходимости, то он сам совершает административное правонарушение, предусмотренное статьёй 12.35 КоАП с наказанием до 20 000 руб.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что соблюдение элементарных прав и обязанностей сотрудниками ДПС, приведет к взаимодействие участников дорожного движения и сотрудников дорожной полиции. Вследствие чего произойдет уменьшение конфликтных ситуаций на дорогах. Так как ситуации на дорогах зачастую бывают противоречивыми, отсюда и конфликты, и недоброжелательное отношение большинства водителей к инспекторам.

В составе ГИБДД дорожно-патрульная служба формируется преимущественно в виде строевых подразделений. Термин «строевые» означает, что их структура, внутренняя организация и система подчиненности близки к воинским формированиям. В зависимости от количества зарегистрированных ТС, протяженности автомобильных дорог, уровня ДТА, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения ДПС:

1) группа;

2) отдельный взвод;

3) моторизованный взвод (группа);

4) отдельная рота;

5) отдельный батальон;

Наименование «отдельный» указывает на то, что подразделение не входит в состав более крупного формирования


Рис. 3. Схема подчиненности ДПС

В соответствие с типовыми штатами строевых подразделений ДПС ГИБДД делится на группы, отдельные и моторизованные взводы численностью до 50 человек обычно создаются при районных и городских ОВД. Более крупные подразделения - отдельные роты, батальоны и полки ДПС - формируются в республиках, краях, областях и крупных городах. Как правило, они подчиняются по вертикали - вышестоящим органам ГИБДД (отделам или управлениям ГИБДД УВД МВД субъектов Российской Федерации) и по горизонтали - территориальным органам внутренних дел (УВД ГОРОВД рис. 3)

Разнообразие выполняемых задач предопределяет относительную сложность организационной структуры подразделений ДПС, для которых характерно наличие специализированных структурных групп. Специализация способствует четкому распределению обязанностей между сотрудниками, повышению качества исполнения служебных заданий, внедрению прогрессивной организации службы и исключению параллелизма в работе.

Рассмотрим организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного батальона с общей численностью личного состава от 200 до 300 чел. По функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие специализированные группы:

а) руководство;

в) дежурная часть;

г) группа кадров;

д) группа административной практики;

е) группа дознания и розыска;

ж) группа пропаганды;

з) финансовая часть;

и) техническая часть;

к) служба обеспечения и обслуживания;

л) группа службы;

м) роты (взводы).

1. В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь, организуют учет и анализ повседневной работы личного состава, обеспечивают взаимодействие вверенных им подразделений с другими службами ОВД и общественностью, осуществляют подбор личного состава и его боевую, служебную и физическую подготовку.

2. В состав штаба входят старший инспектор по анализу и планированию, юрисконсульт, госавтоинспектор дорожного надзора, делопроизводитель и машинистки. Их работой руководит начальник штаба, в обязанности которого входит:

Составление планов работы подразделения и контроль выполнения запланированных мероприятий;

Расчет сил и средств, необходимых для проведения специальных операций по обеспечению БДД и борьбе с преступностью;

Организация работы дежурной части подразделения;

Анализ дорожно-транспортной аварийности и правоприменительной деятельности личного состава ДПС;

Проведение мероприятий по профилактике ДТП с привлечением средств массовой информации и заинтересованных ведомств.

3.Цели и задачи дежурной части:

Непрерывное управление силами и средствами, занятыми обеспечением контроля дорожного движения, розыском транспорта и выполнение других задач ДПС;

Сбор, обработка и регистрация информации об оперативной обстановке и результатах несения службы личным составом;

Организации выезда на места ДТП;

Обеспечение личного состава необходимой информацией, оружием, оперативной техникой и служебной документацией;

Установление личности граждан, доставленных в подразделение, и принадлежности задержанных ТС.

Наряд дежурной части формируется из старшего инспектора - дежурного (далее - дежурный), инспекторов-дежурных, помощника дежурного и инспекторов ДПС. В состав дежурной части входят инженер - электроник и фотолаборант.

4. Группа дознания проводит дознание по делам о ДТП с целью выявления обстоятельств, причин и условий их совершения. В состав группы входят старший инспектор и инспектора по дознанию. Они осуществляют входящие в их компетенцию оперативно-розыскные и следственные действия по фактам ДТП, устанавливают причастных к ним лиц, а также проводят работу по профилактике ДТА на основе материалов дознания.

5. Группа розыска состоит из одного или нескольких инспекторов, которые занимаются розыском ТС и водителей, скрывшихся с мест ДТП, а также взаимодействуют с подразделениями УР для проведения розыска угнанных и похищенных ТС и ведут соответствую­щую розыскную документацию.

6. Группа административной практики производит прием, проверку и обработку материалов, составленных по фактам нарушений ПДД, следит за своевременным и правильным исполнением постановлений по делам об административных нарушениях в сфере БДД, учитывает и анализирует правоприменительную деятельность сотрудников ДПС, представляет сведения о результатах работы по предупреждению дорожно-транспортной аварийности и готовит предложения по повышению эффективности надзора за дорожным движением. В состав группы входят старший инспектор и инспектора по административной практике.

7. В группу кадров входят старший инспектор, инспектора по кадрам, боевой и физической подготовке и психолог, которые занимаются комплектованием, обучением и воспитанием личного состава подразделения, оформляют личные дела сотрудников, готовят материалы на присвоение им первичных и очередных специальных званий, аттестование и представление к наградам, принимают участие в проверках и служебных расследованиях по фактам нарушений служебной дисциплины.

8. Техническая часть предназначена для обеспечения личного состава средствами транспорта, связи и оперативной техники. В ее состав входят начальник технической части (он же помощник командира по МТО), инженер по связи и оперативной технике, техник по ремонту и обслуживанию ТС.

8. Роты (взводы) ДПС занимаются контролем дорожного движения на улицах и дорогах, осуществляют его регулирование, выявляют и пресекают случаи нарушения ПДД и общественного порядка, следят за состоянием дорог и дорожных сооружений, оказывают помощь участникам дорожного движения и производят неотложные действия на местах ДТП. Взводы комплектуются инспекторами ДПС. В состав взвода входят несколько отделений (групп), во главе которых стоят старшие инспектора ДПС. Согласно типовым штатам строевых подразделений соотношение численности старших инспекторов и инспекторов ДПС устанавливается в пропорции 1/8. Минимальная численность личного состава взвода, входящего в роту или батальон, составляет 25 человек.

Организация работы роты (взвода) возлагается на командира, который обязан готовить подчиненных к несению службы, обучать их приемам и методам контроля за дорожным движением, осуществлять постоянный контроль и учет работы инспекторов, проводит инструктажи и разводы нарядов, проверять качество составленной ими служебной документации, оказывать им практическую помощь, составлять графики несения службы, разрабатывать и проводить мероприятия по совершенствованию надзора за дорожным движением на обслуживаемой территории.

Старшие инспекторы ДПС принимают участие в несении дорожно-патрульной службы на правах инспекторов ДПС и, кроме того, по отношению к подчиненному им личному составу выполняют обязанности, аналогичные обязанностям командира взвода. При отсутствии командира взвода его функции выполняет заместитель командира взвода.

Инспекторы ДПС:

1) контролируют соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов участниками дорожного движения и должностными лицами;

2) предотвращают и пресекают административные правонарушения в зоне патрулирования;

3) оказывают помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, правонарушений и несчастных случаев;

4) ведут производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

5) регулируют дорожное движение;

6) производят неотложные действия на местах ДТП, принимают меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ДТП; охраняют имущество, оставшееся без присмотра; оказывают содействие в беспрепятственном проезде автомобилей специального назначения, а также ТС аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимают участие в охране общественного порядка в этих местах;

8) выявляют и задерживают ТС, объявленные в розыск;

9) контролируют наличие у водителей документов, предусмотренных ПДД, и проверяют техническое состояние ТС, имеющих признаки неисправности;

10) контролируют содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог, других элементов ДИ и их освещенность; изучают условия движения транспорта и пешеходов; принимают меры по улучшению организации движения и повышению его безопасности.

Во взводах, не входящих в более крупные подразделения, функции, свойственные структурным группам штаба, возлагаются на отдельных сотрудников.

Для выполнения особых функций в составе подразделений ГИБДД могут создаваться мобильные и специализированные подразделения ДПС.

Они выполняют следующие задачи:

Обеспечивают БДД и охраняют общественный порядок в районах введения чрезвычайного положения, крупных общественно-политических и массовых мероприятий, межрегиональных специальных операций, оказывают практическую помощь подразделениям ДПС со сложной оперативной обстановкой;

Сопровождают автомобили специального назначения и объекты государственной охраны;

Обеспечивают безопасность перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Указанные подразделения имеют цели и правовое положение, сходные с обычными подразделениями ДПС. В периоды, когда их личный состав свободен от выполнения специальных функций, он привлекается к контролю за дорожным движением наряду с другими силами ДПС. Вместе с тем в связи со специфичностью выполняемых задач организационно-штатная структура, техническое оснащение и экипировка этих подразделений могут несколько видоизменяться (например, данные подразделения могут комплектоваться преимущественно начальствующим составом, а их материально-техническое обеспечение производится за счет средств федерального бюджета).

К надзору за дорожным движением могут привлекаться работники других служб ГИБДД, участковые инспектора милиции в сельской местности, которым предоставлены соответствующие административно - юрисдикционные полномочия, а в особых случаях штатные и внештатные работники милиции, представители ВАИ и общественных объединений. Со своей стороны, ДПС, как наиболее мобильная и многочисленная служба ОВД, повсеместно участвует в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Указанные обстоятельства дают основания говорить о ДПС не только как об организационно оформленном структурном подразделении ГИБДД, но и как об общественном выражении одной из важнейших функций правоохранительных органов в сфере дорожного движения.

  1. Начальник отдела (отделения) дорожно-патрульной службы подразделений безопасности дорожного движения (далее - БДД) МВД, ГУВД, УВД областей, ГУВД г. Бишкек и г. Ош отвечает за организацию работы ДПС в соответствии с нормативными документами, регламентирующими ее деятельность и состояние профессиональной подготовки личного состава. Он обязан:

Организовать и контролировать деятельность службы.

Анализировать оперативную обстановку, характеризующую состояние безопасности дорожного движения на территории республики, области, при необходимости разрабатывать предложения об изменении дислокации имеющихся сил и средств, готовить предложения об их перераспределении в зависимости от состояния аварийности.

Обеспечивать проведение гласного и негласного контроля за несением службы и лично осуществлять его не менее двух раз в месяц.

Проверять и анализировать административную практику подразделений ДПС, разрабатывать на этой основе предложения по ее совершенствованию.

Контролировать проведение служебной и боевой подготовки в подразделениях ДПС и воспитание личного состава в духе строгого соблюдения законности, чуткого и внимательного отношения к гражданам.

Анализировать результаты работы подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка, борьбы с преступностью, состояния законности и дисциплины среди личного состава, готовить предложения по совершенствованию этой деятельности.

Изучать, обобщать и внедрять положительный опыт, принимать меры по совершенствованию форм и тактических приемов несения службы, развивать у личного состава подразделений инициативу и творческое исполнение обязанностей.

Проводить работу по внедрению и правильному использованию современных технических средств (автомобилей, мотоциклов, средств связи, другой специальной техники).

Осуществлять прием граждан, обеспечивать контроль за своевременным и качественным рассмотрением заявлений и жалоб граждан о нарушении законности и служебной дисциплины сотрудниками ДПС.

  1. Командир подразделения ДПС (отдела, полка, батальона, роты, отделения взвода, группы) отвечает за состояние аварийности на обслуживаемой территории, повседневную готовность подразделения к выполнению задач по обеспечению безопасности дорожного движения, за комплектование, служебную, боевую и физическую подготовку личного состава, материально-техническое и иные виды обеспечения деятельности подразделения, несет персональную ответственность за моральное состояние личного состава, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности. Командир подразделения обязан:

Осуществлять руководство работой личного состава по вопросам, входящим в компетенцию подразделения;

Ежеквартально планировать работу подразделения, контролировать выполнение планов;

Анализировать оперативную обстановку, характеризующую состояние безопасности дорожного движения на обслуживаемой территории и в соответствии с ее изменениями вносить предложения руководителям управления, отдела, отделения БДД о расстановке сил и средств строевого подразделения, осуществлять ими маневр;

Непосредственно участвовать в разработке и контроле за выполнением принципиальной схемы комплексного использования сил и средств ОВД и добровольных народных дружин в надзоре за дорожным движением и охране общественного порядка;

Обеспечивать выполнение обязательных (расчетных) норм выставления нарядов для несения службы;

Организовывать непрерывное управление силами и средствами подразделения, а также их взаимодействие с нарядами подразделений охраны общественной безопасности, органами государственной безопасности, другими общественными организациями и гражданами в осуществлении надзора за дорожным движением и охраны общественной безопасности;

Лично контролировать несение службы, обращая особое внимание на соблюдение законности и дисциплины личным составом подразделения, добросовестное выполнение возложенных на него обязанностей;

Совершенствовать формы и методы надзора за дорожным движением;

Организовывать и не менее 2 раз в неделю лично проводить инструктаж нарядов перед заступлением их на службу с постановкой задач, исходя из анализа аварийности и складывающейся обстановки. Обеспечивать эффективность контроля за работой нарядов, объективный учет и оценку деятельности сотрудников подразделения, ежедневное подведение в конце смены итогов их работы;

Организовывать и направлять работу личного состава по розыску водителей, скрывшихся с мест ДТП, а также угнанных и похищенных транспортных средств, давать указания дежурному о введении в действие типовых планов МВД;

Организовывать охрану транспортных средств на местах ДТП, а также доставку на охраняемые стоянки поврежденных в результате происшествий транспортных средств, владельцы которых вследствие полученных телесных повреждений госпитализированы;

Обеспечивать своевременное направление материалов в подразделения БДД о нарушениях Правил дорожного движения, для принятия мер административного воздействия к правонарушителям;

Организовывать подбор, расстановку и обучение кадров и лично проводить занятия по наиболее актуальным темам в системе служебной и боевой подготовки, особое внимание обращать на привитие навыков высокой культуры в работе;

Воспитывать личный состав в духе строгого соблюдения законности, высокой дисциплинированности и добросовестного выполнения служебного долга, постоянно планировать и проводить индивидуально-воспитательную работу;

Организовывать работу по предупреждению ДТП среди личного состава подразделений ДПС при выполнении ими служебных обязанностей, обеспечивать повышение профессиональных навыков личного состава, совершенствовать мастерство управления транспортными средствами;

Принимать меры к сохранности, содержанию в исправном состоянии и правильному использованию вооружения, специальных технических и транспортных средств, периодически проверять их наличие и состояние;

Анализировать результаты работы подразделения, принимать меры к повышению ее эффективности;

Обеспечивать соблюдение личным составом режима секретности;

Осуществлять прием граждан, организовывать тщательную проверку по жалобам и заявлениям, лично рассматривать заявления граждан о нарушении законности и служебной дисциплины сотрудниками подразделения, назначать служебное расследование по каждому такому факту;

Давать объективную оценку деятельности подразделения, а также отдельным сотрудникам с учетом их реального вклада в обеспечение безопасности дорожного движения и общественного порядка на обслуживаемой территории.

  1. Заместитель командира полка (батальона, роты, взвода, отделения, поста, маршрута) отвечает за постоянную готовность подразделения к выполнению стоящих перед ним задач, качество служебной и боевой подготовки, несет персональную ответственность за моральное состояние подчиненного личного состава, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности, проведение индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. В отсутствие командира подразделения выполняет его обязанности. Заместитель командира подразделения ДПС обязан:

Организовывать несение ДПС в строгом соответствии с действующими нормативными документами;

Разрабатывать мероприятия по деятельности подразделения в особый период, при возникновении чрезвычайных ситуаций и в военное время;

Организовывать и лично участвовать в проверках несения службы инспекторским составом подразделения;

Осуществлять своевременное доведение приказов и указаний командиров до личного состава подразделения, а также проверку их исполнения;

Постоянно знать наличие инспекторов ДПС, транспортных и специальных технических средств;

Разрабатывать планы подготовки, повышения квалификации, служебной и боевой подготовки подразделения и контролировать их выполнение;

Лично проводить занятия по наиболее сложным и актуальным темам;

Изучать и внедрять в работу подразделения положительный опыт и научную организацию труда передовых строевых подразделений;

Подготавливать предложения по организационно-штатным вопросам.

  1. Заместитель командира подразделения ДПС контролирует исправность транспортных и специальных технических средств, их правильное использование, обслуживание, метрологическое обеспечение, хранение и ремонт, состояние авто- мото- парков и организацию внутренней службы в них, в соответствии с действующими нормативными актами в данной сфере деятельности ОВД. Несет персональную ответственность за моральное состояние подчиненного ему личного состава, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности.
  2. Заместитель командира подразделения (полка, батальона, роты, взвода, отделения) по технической службе обязан:

Участвовать в разработке плана служебной и боевой подготовке типовых планов подразделения и организовывать их выполнение;

Организовывать правильное использование транспортных и специальных технических средств, своевременное проведение их технического обслуживания, метрологического обеспечения и ремонта;

Составлять и контролировать соблюдение графиков профилактического обслуживания транспортных и специальных технических средств;

Знать наличие и техническое состояние транспортных и специальных технических средств, организовывать и контролировать ведение установленного для них учета и отчетности;

Организовывать получение, хранение, выдачу использование и контроль за эксплуатацией по назначению, а также сохранность автомототранспорта;

Обеспечивать оборудование автомобилей и мотоциклов светомаскировочными устройствами на «особый» период;

Подготавливать и вносить предложения по обеспечению подразделения новейшими специальными техническими средствами;

Изучать и анализировать опыт использования транспортных и специальных технических средств, разрабатывать предложения по улучшению их эксплуатации;

Организовывать изучение личным составом подразделения Правил дорожного движения, эксплуатации транспортных и специальных технических средств и ежегодное принятие по ним зачетов;

Проводить мероприятия по повышению квалификации личного состава подразделения, профессиональных навыков эксплуатации специальных технических средств, вождения служебного автомототранспорта.

6. Командир взвода (в составе роты, батальона, полка или отдела БДД) ДПС отвечает за состояние аварийности на закрепленной территории, повседневную готовность подразделения к выполнению задач по обеспечению безопасности дорожного движения, за качественное комплектование, служебную, боевую и физическую подготовку личного состава, материально-техническое и иные виды обеспечения служебной деятельности подразделения. Несет персональную ответственность за моральное состояние личного состава подразделения, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности, постоянное проведение индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. Командир взвода обязан:

6.1. Принимать участие в планировании работы подразделения;

6.2. Вносить предложения прямым начальникам об изменении в расстановке сил и средств, при осложнении оперативной обстановки на обслуживаемой территории;

6.3. Осуществлять управление силами и средствами взвода, организовывать взаимодействие личного состава с нарядами ОВД, вневедомственной охраны, военной автомобильной инспекции Министерства обороны Кыргызской Республики, органами национальной безопасности, другими общественными организациями и гражданами, в осуществлении надзора за дорожным движением и охране общественной безопасности;

6.4. Ежедневно проводить инструктажи нарядов и контролировать несение службы личным составом взвода;

6.5. Добиваться снижения числа ДТП на обслуживаемой территории;

6.6. Ежедневно проверять порядок и обоснованность применения подчиненными мер административного воздействия к правонарушителям норм, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения;

6.7. Вести ежедневный учет и анализ работы инспекторского состава взвода;

6.8. Разрабатывать графики отпусков и несения службы личным составом подразделения;

6.9. Воспитывать личный состав подразделения в духе строго соблюдения служебной дисциплины и законности.

  1. Старший инспектор-дежурный обязан:

7.1. При подготовке инспекторов ДПС строевого подразделения, заступающих на службу:

Принимать доклады от командиров взводов (старших групп) о прибытии на службу инспекторского состава ДПС и заполнять постовую ведомость;

Осуществлять контроль за выходом и возвращением патрульного автомототранспорта с отметкой в Журнале учета использования транспортных средств;

Выдавать инспекторам ДПС оперативно-технические и специальные средства, о чем производить соответствующую запись в Журнале выдачи и приема вооружения, оперативно-технических и специальных средств, а также табельное оружие, нагрудные отличительные знаки, служебные документы;

Проверять готовность инспекторского состава ДПС к несению службы, его внешний вид, экипировку;

Организовывать на инструктаже доведения до заступающего на службу личного состава состояние оперативной обстановки;

Докладывать о не прибывших на службу сотрудниках ДПС командиру строевого подразделения и принимать меры к выяснению причин неявки;

7.2. По окончании службы нарядами:

Принимать от сотрудников ДПС оружие, нагрудные отличительные знаки и специальные средства, проверять их комплектность и исправность, о чем делать соответствующие записи в журналах;

Передавать принятые от командиров взводов (старших групп) административные материалы помощнику дежурного для их регистрации в журнале учета материалов о нарушениях Правил дорожного движения;

Докладывать командиру подразделения или лицу, его замещающему, о случаях неявки по неизвестным причинам инспектора ДПС с маршрута патрулирования (поста) и в дальнейшем действовать по его указанию;

Обобщать результаты несения службы для доклада командиру строевого подразделения, делать запись в постовой ведомости и докладывать командиру подразделения (лицу, его замещающему) о приеме-сдаче дежурства.

7.3. При сборе информации и оценке обстановки на обслуживаемой территории:

Изучать, анализировать и оценивать сведения о совершенных ДТП и преступлениях, розыске транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, угнанных и похищенных транспортных средствах, разыскиваемых преступниках и нераскрытых преступлениях, намеченных и производимых массовых, спортивных и других мероприятиях, степени участия инспекторского состава по поддержанию соответствующих режимов дорожного движения в местах их проведения, изменения климатических условий, состоянии автомобильных дорог, дорожных сооружений и технических средств регулирования дорожного движения, которые могут оказывать влияние на дорожное движение, оперативную обстановку, расстановку сил и средств;

Систематизировать, обобщать и докладывать полученную информацию командиру подразделения, а в предусмотренных нормативными правовыми актами МВД случаях - вышестоящему дежурному.

7.4. По управлению силами и средствами:

Обеспечивать непрерывное управление нарядами, их четкое взаимодействие между собой и с другими подразделениями органов внутренних дел;

Контролировать несение службы нарядами, в случае невыхода их на связь в назначенное время, принимать необходимые меры по установлению их местоположения;

Информировать инспекторский состав подразделения об изменениях оперативной обстановки;

Организовывать и направлять работу личного состава при получении команды из вышестоящих органов или Министерства по чрезвычайным ситуациям Кыргызской Республики;

7.5. По приему сообщений и заявлений о преступлениях, ДТП, нарушения общественного порядка и других чрезвычайных происшествиях:

Выясняет время, место, обстоятельства происшествия, приметы правонарушителей, сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон), данные о транспортных средствах, причастных к происшествию (марка, государственный регистрационный номерной знак, принадлежность), наличие пострадавших. Если водитель с места ДТП скрылся, дополнительно выясняет цвет, особые приметы, характер возможных повреждений, направление движения транспортного средства, приметы водителя;

Принимает, регистрирует сообщения о преступлениях и своевременно передает полученную информацию в ОВД по территориальности. Сведения о ДТП регистрирует в тетради для записей дежурного, а после уточнения - в Журнале учета дорожно-транспортных происшествий;

Докладывает командиру подразделения и вышестоящему дежурному о преступлениях, ДТП с тяжкими последствиями и действует в соответствии с их указаниями. В случаях организации розыска преступников по горячим следам, для ориентирования нарядов ДПС, немедленно передает необходимую информацию на маршруты патрулирования и посты ДПС;

Информирует о ДТП, повлекших гибель, ранение людей или причинение существенного материального ущерба, дежурные части ОВД по территориальности. При необходимости вызывает скорую медицинскую помощь, пожарную охрану, другие оперативные и спасательные службы, а в случае, когда участники происшествия при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося прибыли в дежурную часть подразделения, организует оформление материалов по происшествию в установленном порядке;

Докладывает об осложнении обстановки на месте происшествия, угрозе возникновения групповых хулиганских проявлений или других чрезвычайных обстоятельств дежурному по ОВД, командиру строевого подразделения и в дальнейшем действует по их указанию. При возникновении затора на месте происшествия, организовать объезд этого места;

Организует доставку транспортных средств с мест происшествий в территориальные ОВД по месту совершения (когда нельзя их передать владельцу), а также транспортных средств, задержанных у лиц, управляющих ими без водительских документов или в состоянии опьянения. В последнем случае они могут быть приняты под охрану в дежурную часть подразделения. Принятие на хранение, а также передача транспортного средства и груза в другое подразделение ОВД оформляется актом приема на хранение произвольной формы. Выдача транспортного средства и груза владельцам осуществляется по предъявлении ими соответствующих документов;

Докладывает вышестоящему дежурному и по возможности ставит в известность представительство Министерства иностранных дел Кыргызской Республики о ДТП с участием иностранных граждан;

Оповещает командира и наряды подразделения ДПС, руководителей заинтересованных дорожных коммунальных служб об осложнении условий дорожного движения вследствие обвалов, оползней, селей, схода лавин, разрушения дороги, снежного заноса, гололедицы, выхода из строя средств регулирования и т.п.. Принимает необходимые меры по организации и обеспечению безопасного и бесперебойного движения на указанных участках дорог, в дальнейшем осуществлет контроль за выполнением соответствующих работ;

Организует и направляет деятельность личного состава ДПС.

7.6. По обеспечению сопровождения автомобилей и колонн:

Ведет оповещение нарядов ДПС по маршруту следования сопровождаемых автомобилей и колонн;

Организует взаимодействие нарядов подразделения и ОВД по обеспечению беспрепятственного проезда сопровождаемых автомобилей и колонн;

Информирует экипажи автомобилей сопровождения об обстановке на маршруте движения;

7.7. По контролю над организацией перевозок опасных грузов:

Знает маршруты перевозки опасных грузов их техническое наименование, вид опасности, код, экстренные меры. Информирует наряды ДПС по маршруту их следования;

Принимает меры по организации безостановочного движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы;

7.8. По обеспечению справочной работы:

Дает исчерпывающие разъяснения (без сообщения секретных или носящих служебный характер сведений) при обращении в дежурную часть граждан или должностных лиц по вопросам деятельности ДПС, других подразделений ОВД, а при необходимости организовывает проверку или информирует заявителя о порядке дальнейших действий;

Информирует родственников о погибших или раненых при ДТП.

7.9. По обеспечению сохранности имущества, вооружения, оперативно-технических, специальных и авто- мото- транспортных средств:

Обеспечивает хранение, выдачу и учет оружия, боеприпасов, оперативно-технических и специальных средств в оборудованных несгораемых шкафах (ящиках) в соответствии с нормативными правовыми актами МВД;

Проверяет при приеме оружия и специальных средств их состояние, укомплектованность, исправность, чистоту, смазку (оружия) и т.д. В случае обнаружения повреждения или недостачи требует от сотрудников ДПС письменное объяснение, и принимать необходимые меры к розыску утраченного. О фактах их утраты или непригодности к дальнейшей эксплуатации в результате повреждений немедленно докладывает письменным рапортом командиру подразделения и производит записи в журналах;

Запрещает передавать ключи от оружейной комнаты, шкафов с оружием и комнаты хранения оперативно-технических и специальных средств кому бы то ни было, кроме лица, сменяющего или замещающего дежурного. Передача ключей оформляется в журнале для записи дежурного с указанием номера личной печати дежурного, которой опечатаны шкафы и комнаты. При нарушении оттисков печатей в отсутствие дежурного, проверка и передача хранящегося оружия, боеприпасов, оперативно-технических и специальных средств осуществляется комиссией, назначаемой командиром подразделения;

  1. Инспектор-дежурный (для выезда на ДТП), находясь в составе суточного наряда дежурной части, подчиняется старшему инспектору-дежурному, а при выезде на дорожно-транспортные происшествия в составе следственно-оперативной группы - старшему этой группы (следователю, инспектору по дознанию).

8.1. Инспектор-дежурный обязан:

Выезжать по указанию дежурного или прямого начальника на ДТП в составе следственно-оперативной группы или самостоятельно;

Оказывает необходимую помощь пострадавшим, организует их отправку в медицинские учреждения, записав предварительно необходимые данные о них и номер наряда скорой медицинской помощи;

  1. Инспектор ДПС (выезжающий на ДТП), находясь в составе суточного наряда дежурной части, подчиняется дежурному, а при выезде на ДТП в составе следственно-оперативной группы старшему этой группы (следователю, инспектору по дознанию). Инспектор ДПС обязан:

Сообщать дежурному о прибытии следственно-оперативной группы на место происшествия;

Поддерживать постоянную связь следственно-оперативной группы с дежурным;

Организовывать охрану места происшествия, обеспечивать безопасное движение транспортных средств в районе происшествия, поддерживать там необходимый общественный порядок, принимать меры к ликвидации задержек в движении;

Выполнять в ходе осмотра отдельные поручения старшего следственно-оперативной группы;

Охранять лиц, причастных к происшествию, до организации их отправки на медицинское освидетельствование, в дежурную часть подразделения или ОВД;

Следить за техническим состоянием вверенного транспорта.

10. Помощник дежурного подчиняется дежурному. Он обязан:

Выполнять указания дежурного по всем вопросам деятельности дежурной части;

Принимать, фиксировать и передавать телефонограммы, ориентировки и другую информацию;

11. Старший инспектор дорожно-патрульной службы принимает непосредственное участие в несении службы, обеспечении безопасности дорожного движения и охране общественного порядка на обслуживаемой территории. Он является непосредственным начальником и воспитателем инспекторского состава, ответственным за состояние аварийности на закрепленной за ним территории, порядок несения службы инспекторским составом, служебную и специальную подготовку. Старший инспектор дорожно-патрульной службы обязан:

11.1. Осуществлять надзор за дорожным движением;

11.2. Знать оперативную обстановку на обслуживаемом участке дорог (улиц), в зоне несения службы инспекторского состава

11.3. Руководить службой нарядов, находящихся в его подчинении, организовывать между ними взаимодействия, производить подмену их для принятия пищи и отдыха, а также докладывать вышестоящему командиру (начальнику), дежурному по подразделению о необходимости внесения изменения в расстановку нарядов в порядок несения ими службы в зависимости от сложившейся обстановки;

11.4. Осуществлять не менее двух раз за смену контроль за несением службы инспекторским составом;

11.5. Помогать инспекторам ДПС при решении вопросов, связанных с выполнением ими задач по надзору за дорожным движением;

11.6. Производить маневр силами нарядов ДПС в случае необходимости предупреждения или пресечения ДТП, грубых нарушений Правил дорожного движения, преступлений. При чрезвычайных обстоятельствах, докладывая об этом командиру подразделения;

11.7. Оформлять по указанию прямых начальников или дежурного первоначальные материалы по ДТП без пострадавших и существенного материального ущерба;

11.8. Проверять правильность ведения служебной документации инспекторами ДПС и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков;

11.9. Следить за своевременным обеспечением нарядов вооружением, снаряжением и специальными техническими средствами, а также бланками служебной документации;

11.10.Осматривать ежедневно транспортные средства, оружие, боеприпасы и снаряжение, контролировать их сохранность и чистоту, а также сдачу его на хранение дежурному после окончания несения службы инспекторами ДПС;

11.11.Твердо знать задачи, как свои, так и подчиненных сотрудников ДПС, при введении типовых планов МВД КР;

11.12. Обучать и воспитывать инспекторский состав ДПС в духе строго соблюдения законности и служебной дисциплины, требовать от него твердого знания своих служебных обязанностей, материальной части, правил применения и использования оружия, соблюдения правил ношения форменной одежды, опрятного внешнего вида и строевой выправки;

11.13. Использовать в своей работе опыт передовых подразделений ДПС;

11.14. Следить за правильным использованием специальных технических средств;

11.15. Вести учет ДТП, в соответствии с установленным порядком.

11.16. Анализировать причины ДТП и условия, способствующие их совершению, готовить отчеты, сведения, информации, справки и предложения по этим вопросам;

11.17. Изучать и применять новые формы и методы анализа;

11.18. Осуществлять контроль за своевременным и качественным заполнением карточек учета по ДТП, сведения о которых подлежат включению в государственную статистическую отчетность;

11.19. Сверять ежемесячно сведения о ДТП с пострадавшими, с учетом, осуществляемым в медицинских и лечебно-профилактических учреждениях, предприятиях и организациях;

11.20. Осуществлять кодирование, подготовку информации о ДТП для последующей передачи в вышестоящие органы;

11.21. Участвовать в подготовке документов, касающихся организации ДПС;

11.22. Вносить предложения по совершенствованию форм и методов надзора за дорожным движением;

11.23. Участвовать в гласном и негласном контроле за работой инспекторского состава ДПС на маршрутах патрулирования и постах. Обобщать результаты этой работы;

11.24. Проводить, по указанию прямого начальника, служебное расследование по фактам нарушения личным составом подразделения служебной дисциплины, законности и установленного порядка несения службы;

  1. Инженер по специальной технике подчиняется командиру подразделения и его заместителю. Он обязан вести учет имеющихся в подразделении специальных технических средств, а также контроль за их техническим состоянием и использованием.
  2. Старшина подразделения ДПС отвечает за своевременное обеспечение предметами экипировки инспекторского состава ДПС, поддержание установленного внутреннего порядка, сохранность имущества подразделения, противопожарную безопасность в служебных помещениях, экономию и рациональное использование электроэнергии в кабинетах. Он подчиняется командирам подразделения и их заместителям. Является материально ответственным лицом. Старшина обязан:

13.1. Получать и выдавать бланки строгой отчетности;

13.2. Обеспечивать всем необходимым занятия с личным составом по служебной, боевой и физической подготовке;

Как отмечалось выше, дорожно-патрульная служба является структурным подразделением Госавтоинспекции и входит в структуру органов управления Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне , подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на районном уровне.

Органы управления и подразделения ДПС Госавтоинспекции входят в систему Госавтоинспекции, которая включает - федеральный орган управления Госавтоинспекции, территориальные органы управления Госавтоинспекции МВД по республикам, главных управлений (управлений) по субъектам Российской Федерации, подразделения Госавтоинспекции на районном уровне, специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции.

Рассмотрим структуру ДПС ГИБДД, как самого многочисленного по составу подразделения Госавтоинспекции.

В составе ГИБДД дорожно-патрульная служба формируется преимущественно в виде строевых подразделений.

Термин «строевые» означает, что их структура, внутренняя организация и система подчиненности близки к воинским формированиям.

В зависимости от количества зарегистрированных ТС, протяженности автомобильных дорог, уровня дорожно-транспортной аварийности, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения:

а) полки, батальоны, роты, взводы ДПС, в том числе их структурные подразделения, а также отделения и группы;

б) специализированные батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции оперативного реагирования;

в) специализированные полки, батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции на специальных трассах;

г) специализированные батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;

д) иные создаваемые в установленном МВД России порядке.

Разнообразие выполняемых задач предопределяет относительную сложность организационной структуры подразделений ДПС. Для них характерно наличие специализированных структурных групп. Специализация способствует четкому распределению обязанностей между сотрудниками, повышению качества исполнения служебных заданий, внедрению прогрессивной организации службы и исключению параллелизма в работе.

Рассмотрим организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного батальона с общей численностью личного состава от 200 до 300 чел. По функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие специализированные группы:

а) руководство;

в) дежурная часть;

г) группа кадров;

д) группа исполнения административного законодательства и розыска;

з) группа пропаганды;

ж) финансовая часть;

и) техническая часть;

к) служба тыла

м) роты (взвода).

В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы-расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь, организуют учет и анализ повседневной работы личного состава, обеспечивают взаимодействие вверенных им подразделений с другими службами ОВД и общественностью, осуществляют подбор личного состава и его боевую, служебную и физическую подготовку.

В состав штаба входят старшие специалисты и специалисты. Их работой руководит начальник штаба, в обязанности которого входит:

Составление планов работы подразделения и контроль выполнения запланированных мероприятий;

Расчет сил и средств, необходимых для проведения специальных операций по обеспечению БДД и борьбе с преступностью;

Организация работы дежурной части подразделения;

Анализ дорожно-транспортной аварийности (далее ДТА) и правоприменительной деятельности личного состава ДПС;

Дежурная часть создается в соответствии с типовыми штатными расписаниями строевых подразделений, утверждаемыми нормативными правовыми актами МВД России. Дежурные части строевых подразделений ДПС руководствуются Наставлением по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России , Наставлением по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации , иными нормативными правовыми актами МВД России и актами управления в области безопасности дорожного движения.

Дежурные части строевых подразделений ДПС, входящих в структуру территориального органа МВД России на районном уровне (при их наличии), находятся в оперативном подчинении дежурной части соответствующего территориального органа. На дежурную часть строевого подразделения Госавтоинспекции возлагаются следующие задачи: сбор, обработка и оценка информации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в зоне ответственности строевого подразделения; оперативное управление силами и средствами строевого подразделения; осуществление организационных мероприятий по выезду на места ДТП для оформления и проведения неотложных действий, а также принятия мер к ликвидации их последствий; организация осуществления неотложных мер по розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, участия нарядов ДПС в совместных с территориальными органами МВД России на районном уровне мероприятиях по выявлению и задержанию угнанных, похищенных и используемых в преступных целях транспортных средств; взаимодействие с дежурными частями территориальных органов МВД России на районном уровне, других строевых подразделений; организация взаимодействия нарядов строевого подразделения с нарядами других подразделений территориальных органов МВД России на районном уровне; прием и регистрация дел об административных правонарушениях в области дорожного движения; передача заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях в дежурные части территориальных органов МВД России на районном уровне для регистрации в установленном порядке ; прием граждан, их жалоб и заявлений в отсутствие руководства строевого подразделения.

Дежурный по строевому подразделению ДПС Госавтоинспекции является старшим оперативным начальником над несущим службу суточным нарядом дежурной части строевого подразделения и находящимися в нарядах сотрудниками строевого подразделения.

Наряд дежурной части формируется из старшего инспектора-дежурного, инспекторов-дежурных, инспекторов-дежурных (для выезда на дорожно-транспортные происшествия), помощника дежурного, а также сотрудников ДПС, входящих в состав дежурной смены.

Группа розыска состоит из одного или нескольких инспекторов, которые занимаются розыском транспортных средств и водителей, скрывшихся с мест ДТП, а также взаимодействуют с подразделениями уголовного розыска для проведения розыска угнанных и похищенных ТС и ведут соответствующую розыскную документацию.

Группа по исполнению административного законодательства производит прием, проверку и обработку материалов, составленных по фактам нарушений правил дорожного движения, следит за своевременным и правильным исполнением постановлений по делам об административных нарушениях в сфере безопасности дорожного движения, учитывает и анализирует правоприменительную деятельность сотрудников Госавтоинспекции, представляет сведения о результатах работы по предупреждению дорожного травматизма и готовит предложения по повышению эффективности надзора за дорожным движением. В состав группы входят старший инспектор и инспектора по административной практике.

Старший инспектор по кадрам, боевой и служебной подготовке занимается комплектованием, обучением и воспитанием личного состава подразделения, оформляет личные дела сотрудников, готовит материалы на присвоение им первичных и очередных специальных званий, аттестование и представление к наградам, принимает участие в проверках и служебных расследованиях по фактам нарушений служебной дисциплины.

Роты (взвода) ДПС, как отмечалось выше, занимаются контролем дорожного движения на улицах и дорогах, осуществляют его регулирование, выявляют и пресекают случаи нарушения ПДД и общественного порядка, следят за состоянием дорог и дорожных сооружений, оказывают помощь участникам дорожного движения и производят неотложные действия на местах ДТП. Взвода комплектуются инспекторами ДПС. В состав взвода входят несколько отделений (групп), во главе которых стоят старшие инспектора ДПС. Организация работы роты (взвода) возлагается на командира, который обязан готовить подчиненных к несению службы, обучать их приемам и методам контроля за дорожным движением, осуществлять постоянный контроль и учет работы инспекторов, проводить инструктажи и разводы нарядов, проверять качество составляемой ими служебной документации, оказывать им практическую помощь, составлять графики несения службы, разрабатывать и проводить мероприятия по совершенствованию надзора за дорожным движением на обслуживаемой территории.

Старшие инспектора ДПС принимают участие в несении дорожно-патрульной службы на правах инспекторов ДПС и, кроме того, по отношению подчиненному им личному составу выполняют обязанности, аналогичные обязанностям командира взвода. При отсутствии командира взвода его функции выполняет один из старших инспекторов ДПС.

Инспектора ДПС контролируют соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов участниками дорожного движения и должностными лицами; предотвращают и пресекают административные правонарушения в зонах и на маршрутах патрулирования; оказывают помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, правонарушений и несчастных случаев; ведут производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции; регулируют дорожное движение; производят неотложные действия на местах ДТП, принимают меры по оказанию первой помощи пострадавшим при ДТП; охраняют имущество, оставшееся без присмотра; оказывают содействие в беспрепятственном проезде автомобилей специального назначения, а также ТС аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимают участие в охране общественного порядка в этих местах; выявляют и задерживают ТС, объявленные в розыск; контролируют наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, проверяют техническое состояние ТС; контролируют содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог, других элементов дорожной инфраструктуры и их освещенность; изучают условия движения транспорта и пешеходов; принимают меры по улучшению организации движения и повышении его безопасности.

Во взводах, не входящих в более крупные подразделения, функции, свойственные структурным группам штаба, возлагаются на отдельных сотрудников.

Для выполнения особых функций в составе подразделений ГИБДД могут создаваться мобильные и специализированные подразделения ДПС.

В частности, в ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области допускается создание специализированных полков ДПС по согласованию с ГУОБДД и ДГСК МВД России.

Они выполняют следующие задачи:

Обеспечивают безопасность дорожного движения и охраняют общественный порядок в районах введения чрезвычайного положения, проведения крупных общественно-политических и массовых мероприятий, межрегиональных специальных операций, оказывают практическую помощь подразделениям ДПС со сложной оперативной обстановкой;

Сопровождают автомобили специального назначения и объекты государственной охраны;

Обеспечивают безопасность перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Указанные подразделения имеют цели и правовое положение, сходные с обычными подразделениями ДПС. В периоды, когда их личный состав свободен от выполнения специальных функций, он привлекается к контролю за дорожным движением наряду с другими силами ДПС. Вместе с тем в связи со специфичностью выполняемых задач организационно-штатная структура, техническое оснащение и экипировка этих подразделений могут несколько видоизменяться.

Методы и формы осуществления контроля сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Методы деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы – это, по большому счету, частный случай методов деятельности исполнительной власти, но с особенностями, обусловленными условиями деятельности. Именно особенностями несения дорожно-патрульной службы определяется набор конкретных методов. Так, например, в отличие от контрольно-надзорной деятельности других органов исполнительной власти, дорожно-патрульная служба не проводит плановых или внеплановых проверок в том смысле, который придается данным терминам Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, особенности службы определяют совокупность тактических приемов, которые, могут рассматриваться как содержание методов деятельности.

Методы деятельности дорожно-патрульной службы включают в себя, преимущественно, контрольно-надзорную и административно-юрисдикционную составляющие, то есть представляют собой стадии государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Данный тезис соответствует ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» .

Необходимо подчеркнуть, что эффективность контроля за соблюдением установленных правил в сфере безопасности дорожного движения, выявление и своевременное пресечение правонарушений на улицах дорогах во многом определяются правильностью выбора приемов и способов несения дорожно-патрульной службы, форм ее организации, а также соответствующих вариантов расстановки имеющихся сил и средств. Исходя из принципиального единства содержания данной службы как таковой, вне зависимости от внешних обстоятельств (за исключением чрезвычайных ситуаций и особых условий), рассмотрим ее основные методы и формы организации.

Так, к основным методам дорожно-патрульной службы можно отнести следующие:

1. Наблюдение за дорожным движением.

2. Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил.

3. Контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов.

4. Выполнение регулировочно-распорядительных действий при осложнении условий движения.

5. Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц.

Наблюдение за дорожным движением служит основой применения всехпоследующих способов ДПС. В процессе наблюдения сотрудник оценивает состояние дорожного покрытия, средств регулирования и других элементов дорожной инфраструктуры на обслуживаемом участке, оценивает характер и параметры транспортного потока (интенсивность, скорость, состав, распределение по участку патрулирования и т.д.) и выбирает наиболее рациональные для данных условий места и формы несения службы.

Наблюдение ведется как визуально, так и посредством технических средств (оптических приборов, телемониторов, датчиков и т.д.). Информация, полученная в ходе наблюдения, используется для выработки управленческих решений как общего (оптимизация условий и режима движения), так и частного порядка (применение мер административного воздействия к отдельным участникам дорожного движения).

Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил достигается, главным образом, за счет долговременного и повсеместного (за счет систематических перемещений) нахождения сотрудников ДПС на виду у водителей и пешеходов. Для усиления «эффекта присутствия» и личной безопасности личный состав обеспечивается специальной форменной одеждой и снаряжением, изготовленным из световозвращающих материалов, а также транспортными средствами, окрашенными в соответствии с цветографическими схемами, предусмотренными для автомобилей и мотоциклов ДПС.

Предостережение участников дорожного движения может выполняться путем подачи специальных жестов и сигналов либо устными обращениями к ним. Например, при образовании гололеда на дорожном покрытии инспектор может предостеречь участников движения путем включения соответствующих указателей на автомобильной дороге, обратиться посредством сигнально-говорящей установки к лицам, намеревающимся перейти улицу в опасном месте, сделать соответствующую предупреждающую запись в путевых документах водителя, перевозящего тяжеловесный или крупногабаритный груз и т.п.

Контроль дорожных условий, элементов дорожной инфраструктуры, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов состоит в изучении поведения участников дорожного движения, оперативном реагировании на их неправомерные действия, установлении подлинности и соответствия предъявляемых ими документов, а также проверке работоспособности систем ТС, влияющих на безопасность дорожного движения. В ходе контроля основное внимание уделяется выявлению наиболее опасных для данного участка видов нарушений правил дорожного движения.

В зависимости от условий и характера дорожного движения контроль может быть открытым, скрытым и смешанным.

Способы и формы организации дорожно-патрульной службы

Открытый контроль осуществляется сотрудниками ДПС в форменной одежде со специальным снаряжением, а также с использованием транспортных средств, имеющих окраску и оборудование, предусмотренное для патрульных автомобилей и мотоциклов . При ведении открытого контроля сотрудники располагаются в местах, где они хорошо видны участникам дорожного движения и имеют возможность оперативного вмешательства в их действия с целью предупреждения и пресечения возможных правонарушений.

Особо следует подчеркнуть, что при выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.

Скрытый контроль за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается при взаимодействии с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства .

Контроль за дорожным движением с помощью специальных технических средств. Для контроля за дорожным движением технические средства, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке (хранится в подразделении) и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств. Наиболее распространенный метод контроля за дорожным движением является использование средств автоматической фиксации.

Основанием для осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации является решение органа управления Госавтоинспекции о применении таких технических средств .

При контроле за дорожным движением могут использоваться: стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры или специальных конструкциях; передвижные средства автоматической фиксации, размещаемые на участках дорог в зоне ответственности постов, маршрутов патрулирования.

Места установки и режим работы стационарных средств автоматической фиксации определяются руководителем органа управления Госавтоинспекции.

Выполнение распорядительно-регулировочных действий при осложнении движения предпринимается в целях оптимизации транспортных потоков применительно к складывающимся условиям за счет их распределения по направлениям, полосам движения, а также разрешения, запрещения или ограничения отдельных маневров. При этом применяется ручное регулирование дорожного движения жестами и жезлом, изменяются режимы работы светофоров, устанавливаются временные дорожно-сигнальные знаки и ограждения.

Посредством распорядительно-регулировочных действий устраняются задержки движения транспорта, принимаются меры по освобождению проезжей части от технически неисправных ТС, выпавшего груза и других посторонних предметов, организуются объезды мест ДТП и прочих опасных участков улиц и дорог, осуществляется реверсирование движения по определенным направлениям и полосам, обеспечивается беспрепятственный проезд ТС специального назначения и ТС, перевозящих опасные, крупногабаритные, тяжеловесные и ценные грузы, участники движения предупреждаются об осложнении дорожных условий.

Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц.

В настоящее время данный метод должен быть доминирующим и в деятельности ДПС. К этому обязывают высокая латентность нарушений ПДД, а также характер и уровень преступности, связанной с использованием ТС. В свою очередь, интенсификация обоснованного вмешательства в неправомерные действия участников дорожного движения требует высокого уровня организации ДПС на основе непрерывного и качественного ведения анализа дорожно-транспортной аварийности и административно-правовой деятельности подразделений ГИБДД, широкого внедрения динамических форм контроля дорожного движения и тщательной координации взаимодействия сил, привлекаемых к несению службы. Обладая значительной трудоемкостью, данный метод вместе с тем в наибольшей степени способствует реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и обеспечивает максимальный превентивный эффект.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что методы осуществления функции государственного контроля и надзора за дорожным движением, используемый дорожно-патрульной службой Госавтоинспекции, – это способы юридического воздействия, многократно используемые постами, нарядами и сотрудниками дорожно-патрульной службы в целях обеспечения безопасности дорожного движения и пресечения нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Формы осуществления сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России контроля и надзора за соблюдением участниками требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Форма – это то или иное управленческое действие, имеющее внешнее проявление , можно утверждать, что деятельность дорожно-патрульной службы по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется в следующих правовых формах:

Административно-процессуальной;

Активной (проведение проверок) и пассивной (осуществление наблюдения);

Внутриаппаратной и внешней;

Индивидуальных актов правоприменения и организационных и материально-технических действий;

Взаимодействия с другими субъектами обеспечения безопасности дорожного движения.

Наиболее значимой формой является форма индивидуальных правоприменительных актов, так как акты инспектора дорожно-патрульной службы являются юридическими фактами, влекут правовые последствия, порождают правовые отношения с участниками дорожного движения. В деятельности дорожно-патрульной службы используются разнообразные акты: письменные, устные и конклюдентные (молчаливые). Правоприменительные акты могут быть внутриаппаратными и внешненаправленными. Внутренними актами являются приказы, распоряжения, рапорты; внешними – протоколы, справки об использовании транспортных средств, требования, жесты рукой, жезлом, светоотражающим диском, сигналы свистком, специальные световые и звуковые сигналы и т.д.

Непосредственно контроль за дорожным движением, осуществляется сотрудниками дорожно-патрульной службы:

В пешем порядке;

На патрульном автомобиле в движении или стационарном положении

На стационарном посту ДПС.

При контроле за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы и другие). Порядок взаимодействия экипажей средств авиации с нарядами сотрудников регламентируется отдельными инструктивно-методическими документами.

Применение той или иной формы контроля определяется конкретными условиями дорожного движения и соответствующими служебными задачами нарядов ДПС. Каждая из них имеет свои достоинства и не может рассматриваться в качестве универсальной.


Все говорят, что в ГАИ работать хорошо: ходи себе с палочкой по дороге и деньги в карман складывай. Но как говорится в народе: в семье не без урода.Одни приходят в ГАИ работать, другие - "зарабатывать".
Сколько разных анекдотов рассказывают о людях, которые несут дежурства на дорогах, а о том, как служится им, на самом деле, не знают.
Едет с виду безобидный автомобиль по дороге мимо инспектора, только поравнялся, вдруг из глушителя такой чёрный дым повалит и прямо в лицо дорожного патрульного.
Стоит себе инспектор на стационарном посту, в основном на одном и том же месте, изо дня в день, присматривается к проходящим автомобилям, прогоняет в голове, как в компьютере, попавшие на глаза номера через сводки ориентировок, крутит головой, то вправо, то влево, откуда машины движутся. Если кто внимательно присматривался к лицу инспектора, особенно весной, когда начинается солнцепёк, то, наверное, замечал, что одна половина лица загоревшая, а другая - посветлей.
Весной хорошо! Начинает таять снег, на улицах появляются лужи. Некоторые водители с особым удовольствием, другие, не замечая, что они делают, стараются проехать рядом с инспектором, если даже и не облить грязью, то хотя бы посадить одну крапинку смога на его чистый мундир.
Да что рассказывать! Нужно каждому желающему предоставить возможность побывать, как говорится, в шкуре инспектора дорожно-патрульной службы, чтобы он почувствовал на себе почём фунт лиха.
Старший инспектор дорожно-патрульной службы городского батальона ГИБДД Алексеев прибыл после развода на свой пост, где, согласно плану – дислокации, должен был нести службу, то есть следить за водителями и пешеходами, участниками дорожного движения, чтобы они не нарушали Правила дорожного движения, а если нарушили, то принимать соответствующие меры.
Обслуживаемый участок дороги Алексеевым довольно оживлённый. Движение автотранспорта по улице осуществлялось в двух направлениях. С одной стороны улицы располагался 342 квартал с небольшой торговой площадью, куда обычно заезжали частники на легковых автомашинах, с другой стороны расположен жилой массив, так называемый 341 квартал с кинотеатром, детским садиком и торговыми магазинами.
Для обеспечения безопасного перехода улицы был установлен пешеходный светофор, который периодически загорался для водителей красным глазком, а для пешеходов зеленой фигуркой человечка.
Проезжая часть улицы вдоль бордюр была огорожена металлическими трубами, и только выезды для автомобилей оставались свободными.
Когда недисциплинированные пешеходы пытались пройти напрямую, не по пешеходному переходу, где установлен светофор, а в местах въезда-выезда, Алексеев начинал свистеть в свой свисток, который он почти не вынимал изо рта. После нескольких прерывистых свистков Алексеев громким голосом говорил: «Граждане! Пройдите, пожалуйста, к пешеходному переходу! Переходите проезжую часть в установленном месте!» - и показывал рукой в сторону пешеходного перехода, как будто они сами не видят, где им безопаснее пройти на противоположную сторону.
Работа у инспектора ДПС Алексеева, как говорится, кипела. Настроение было бодрое, боевое. На плече у него висела носимая рация, передали ориентировку, Алексеев
достал служебный блокнот, стал записывать данные, переданные дежурным, когда оторвал глаза от строчек, то увидел, что мужчина, возраста лет шестидесяти, перекинув сумку через плечо, стоит возле ограждения, ждёт момента, чтобы перебежать проезжую часть дороги.
Алексеев засвистел в свисток, и быстрым шагом стал приближаться к мужчине с сумкой, но пешеход никак не реагировал.
- Гражданин! – окликнул, как полагается, зычным голосом инспектор ДПС.
Мужчина повернул к Алексееву своё полное розовое лицо.
- Гражданин! Здесь не положено переходить улицу. Рядом пешеходный переход, пройдите к пешеходному переходу! – законно потребовал инспектор.
Мужчина блеснул белыми крепкими зубами:
-Ты знаешь – таких как я, в других городах под руку,- мужчина выделил голосом последние два слова,- через дорогу переводят, а ты мне указываешь, где мне переходить!
- повернулся и пошёл напрямую через проезжую часть.
Алексеев открыл рот, хотел еще что-то сказать вдогонку, но слов не нашлось, и только подумал: Вот народ! Что с такими вот делать? Не драться же с этим инвалидом!

Алексеев дежурил, нёс дорожно-патрульную службу на улице Степана Халтурина, неподалёку от железнодорожного переезда. Место спокойное, да и день был субботний, автотранспорта проходило не много. Грубых нарушителей Правил дорожного движения не попадалось, а план-задание на день 12 нарушений нужно было выполнить.
По улице двигалась автомашина «Жигули», Алексеев заметил, что водитель не пристёгнут ремнём безопасности, и показал ему жезлом знак для остановки.
Водитель автомобиля, как положено, включил правый поворот, принял вправо, и автомобиль остановился.
Алексеев, подойдя к водителю, приставил правую руку к козырьку и представился: - Старший инспектор дорожно-патрульной службы батальона ГАИ, лейтенант Алексеев! Вы нарушили правила дорожного движения, предъявите, пожалуйста, документы.
- Что я нарушил?
- Вы следовали на автомобиле, не пристегнувшись ремнём безопасности, - объяснил инспектор, - За данное нарушение полагается штраф три рубля.
Алексеев достал карточку нарушителя из планшетки и стал её заполнять.
- Вы знаете, товарищ лейтенант, а у меня брат работает в областном УВД, его фамилия Степанов!
- Хорошо, что у вас брат работает в УВД, только вы штраф три рубля заплатите и можете продолжать движение, я задерживать вас не собираюсь.
Мужчина достал из портмоне три рубля, подал их инспектору. Алексеев оторвал из пачки бумажку, голубенького цвета, с защитной сеткой, на которой было отпечатано розовым цветом «Три рубля» и надпись «Штрафной талон». Такая безобидная бумажка, за которую нужно было заплатить три рубля, а за три рубля тогда можно было купить бутылку водки, или две бутылки вина и закуску, булочку серого хлеба, которая стоила шестнадцать копеек, а булочка белого хлеба – двадцать копеек.
-Возьмите, пожалуйста!
- Зачем мне нужен этот талончик?
- Возьмите, возьмите! Так положено. Счастливого пути!
Мужчина нехотя взял талончик.
Инспектор остановил следующий автомобиль, а водитель Жигулей продолжал сидеть в салоне. Прошло минут 5-10. Водитель Жигулей вышел из машины и подошёл к Алексееву,
- Товарищ инспектор, скажите вашу фамилию, а то я забыл!
- Моя фамилия Алексеев! А вам для чего нужна моя фамилия?
- Да поеду к начальнику УВД и расскажу, что вы хорошо работаете! – водитель Жигулей повернулся, спокойно сел в машину. Замигал левый поворот, автомобиль заурчал глушителем и медленно поехал по дороге.

3
Обычный рабочий день. Старший инспектор ДПС Алексеев нёс службу на перекрестке улиц Степана Халтурина – Куйбышева. Работал светофор. Пешеходы, как обычно, на зеленый сигнал светофора стали переходить улицу. Белая Волга на зелёный сигнал светофора делала левый поворот, пропуская пешеходов. Алексеева привлек внимание этот автомобиль тем, что он подавал звуковой сигнал, как бы подгоняя пешеходов, видимо, водитель очень спешил. Когда Волга закончила поворот и стала двигаться в сторону Алексеева, он увидел, что автомобиль принадлежит обкомовскому гаражу, о чем свидетельствовал на бампере автомобиля государственный номер с тремя нолями, но всё же подал водителю автомобиля жезлом сигнал остановки, хотя на разводе руководство ГАИ предупреждало, что автомобили с тремя нолями не останавливать, но запретный плод всегда сладок.
Волга остановилась, Алексеев подошёл к водителю и представился, как положено: - Старший инспектор дорожно-патрульной службы, лейтенант Алексеев!
- Что случилось? - спросил водитель, - На каком основании вы меня остановили? Вы что не видите, что автомобиль с обкомовскими номерами? Вам разве начальник ГАИ не говорил, что нельзя останавливать автомобили с тремя нолями?
- Говорил, – спокойно ответил Алексеев.
- Что у вас там, в ГАИ за бардак? Наведите порядок! – водитель Волги хотел уже трогаться.
- Вы нарушили Правила дорожного движения, подавали звуковой сигнал в населённом пункте – это одно нарушение! Второе нарушение, - Алексеев успел заметить, что на машине нет правого зеркала, на заднем стекле висела белоснежная занавеска, - то, что ваш автомобиль не оборудован зеркалом заднего вида с правой стороны. В Правилах дорожного движения сказано, что при наличии шторок на заднем стекле автомобиля, необходимо дополнительное зеркало заднего вида с правой стороны. А Правила дорожного движения для всех одинаковы, и вы обязаны их соблюдать. Поэтому я вас на первый раз предупреждаю устно. Счастливого пути!
Волга уехала.
Примерно через неделю инспектор Алексеев видит – едет та же Волга, с теми же номерами и водитель тот же и занавесочки крахмально-белые. Надо же проверить – выполнено ли его указание, всё ж таки он должностное лицо, государственный человек.
Алексеев подал знак, автомобиль остановился.
-Старший инспектор дорожно-патрульной службы, лейтенант Алексеев! – и приложил руку с жезлом к виску, - Я вас остановил, чтобы проверить, поставили ли зеркало заднего вида с правой стороны.
- Товарищ инспектор, не беспокойтесь, зеркало получил у механика, осталось только поставить, дело времени, всё некогда. Обязательно устраним недостаток, поставим! В следующий раз – будет обязательно стоять.
- Ладно! На второй раз тоже прощаю, но надеюсь, что зеркало обязательно поставите. Вам же самим лучше будет, так же нельзя ездить, - смягчился инспектор,
- Счастливого пути!
Утром Алексеев готовился к разводу, проверял рацию: «Раз! Раз! Раз!».
Мимо прошёл заместитель начальника ГАИ, подполковник милиции Шахворостов,
- Алексеев зайди ко мне!
Через несколько минут Алексеев постучал в дверь заместителя начальника ГАИ.
-Разрешите? Лейтенант Алексеев по вашему приказанию прибыл, - доложился инспектор.
- Алексеев, а ты что это докопался до обкомовской Волги госномер: три ноля шесть? – начал подполковник, - до вас, что?.. не доводили, что автомобили с тремя нолями нельзя останавливать?
- Доводили, товарищ подполковник!
- А в чём тогда дело? – твердым командным голосом спрашивал Шахворостов.
- Нарушает Правила дорожного движения, товарищ подполковник!
- Так это же обкомовская Волга с тремя нолями!
- Товарищ подполковник! Правила дорожного движения обязаны выполнять все участники дорожного движения. Перед законом все равны!
- А что он нарушил?
- Автомобиль не оборудован правым зеркалом заднего вида. А в Правилах сказано, что при наличии шторок, закрывающих обзорность заднего вида, необходимо устанавливать зеркала заднего вида с левой и справой стороны, а у него есть только с левой стороны.
- А ты садился в автомобиль, смотрел обзорность?
- А, зачем мне садиться в автомобиль, у него обзорность заднего вида закрывают занавески!
- Нет! Ну, ты бы сел – посмотрел… какая обзорность у водителя! – напирал Шахворостов.
- Зачем мне садиться!? – до Алексеева начало доходить, что на него катится колесо и вот–вот катастрофы не миновать,нужно как-то защищаться - А вы знаете, что водитель Волги мне говорил?
- Что?
- Он говорил, что у нас в ГАИ бардак и, чтобы навели порядок в ГАИ!
- Он, водитель обкомовской Волги такое тебе говорил!?
- Да!
- Ну ладно, Алексеев, иди! Я доложу, что водитель Волги недостойно себя вёл!
- Есть идти! – Алексеев развернулся на месте и вышел из кабинета,- Ну, слава богу! Кажется, пронесло.
Не сладким оказался запретный плод.