Гражданство РФ для иностранных граждан: как получить российское гражданство и паспорт гражданина РФ иностранному гражданину, основания и документы на гражданство РФ, упрощенное получение гражданства РФ – пошаговая инструкция и порядок приобретения российс

Вы хотите сохранить свое прежнее гражданство – российское, украинское или белорусское – и получить при этом норвежское? Неудивительно, это очень удобно, а главное, это наиболее полно соответствует статусу человека, давно и прочно проживающего за границей, но не утратившего при этом нравственных и имущественных связей с родиной.

Российский взгляд на ”чужое” гражданство

Обратимся к официальным источникам:

Согласно статье 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. «Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации», а также: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его».

В статье 6 говорится: «гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации».

То есть Россия не против принятия своими гражданами второго гражданства, она его просто не берет во внимание в юридическом смысле. Экономически, а в скором времени возможно и политически, это может иметь определенные последствия. Во всяком случае, государство пожелало знать своих ”многограждан” в лицо и объявило их поголовную обязательную регистрацию.

Взгляд с Украины

На Украине законодательство о гражданстве несколько запутанно. С одной стороны в законе о гражданстве есть фраза: гражданство Украины – едино. С другой – юристы много лет ломают копия и доказывают: едино не значит единственное, а значит единое для всей территории Украины (мол, никаких крымских или вот теперь донецких с луганскими гражданств не признаем). Некоторые чиновники предпочитают считать, что Украина не разрешает второе гражданство. Но это не так. Обратимся к первоисточнику.

Закон Украины ”Про громадянство України”, статья 2, часть 1, гласит:

Законодавство України про громадянство ґрунтується на таких принципах:
1) єдиного громадянства — громадянства держави Україна, що виключає можливість існування громадянства адміністративно-територіальних одиниць України. Якщо громадянин України набув громадянство (підданство) іншої держави або держав, то у правових відносинах з Україною він визнається лише громадянином України. Якщо іноземець набув громадянство України, то у правових відносинах з Україною він визнається лише громадянином України;

Процедура выхода из гражданства предусматривает ваше прошение на имя президента, подписание прошения президентом и сбор толстой кипы документов. Лишить вас гражданства без вашего на то согласия – очень сложно, но, наверное, можно постараться.

И таким образом, бродят по свету граждане Украины с параллельными гражданствами, которые пока не пересекаются. То есть для Украины, как и для России, ваши другие гражданства не имеют значения.

Вы гражданин Белоруссии, Казахстана или другого государства с постсоветского пространства?

Казахстан – самое радикальное государство в вопросах гражданства. Он автоматом лишает своих бывших граждан своего покровительства при принятии другого гражданства. Достаточно сообщения Норвегии о принятии норвежского гражданства, и вы свободны.

Строго говоря, автоматом Казахстан лишает лишь тех граждан, кто проживал за границей более 3 лет, не встав при этом на консульский учет. Посольство Республики Казахстан решает в каждом конкретном случае: лишить вас гражданства автоматически в соответствии с § 21 закона о гражданстве (3 года за границей, без регистрации) или отправить по более долгому и хлопотному пути выхода через прошение на имя президента со всеми сопутствующими бюрократическими сложностями.

Двойное гражданство Казахстан не признает вообще. То есть не просто делает вид, что его нет, а вообще не разрешает иметь своим гражданам гражданство другой страны.

Да, не оставлено возможности для двух гражданств, возможно несколько обидно, но очень удобно и не хлопотно. Не так ли?

Подобный закон существует в Таджикистане (5 лет) и Армении (7 лет). Кардинальная разница в том, что таджикам после 5 лет отсутствия без постановки на консульский учет надо просить визу для возвращения на родину, и еще совсем не факт, что они ее получат! А в Армении этот закон практически не действует. Во всяком случае примеров и результатов его действия нам найти не удалось.

Белоруссия, как и многие другие постсоветские государства, смотрит сквозь пальцы на ”многограждан”, насильно и автоматом последний оплот диктатуры гражданства не лишает.

Норвегия: если очень хочется, то можно

И вот мы подошли к самому главному: как смотрит на вопросы двойного или множественного гражданства Королевство Норвегия?

А Норвегия требует от новых норвежцев отказываться от прежнего гражданства с 1 сентября 2006 года. Впрочем, не без исключений. Вам будет позволено оставить ваше российское (украинское, белорусское и др.) гражданство в случае:

· Практической невозможности отказа по разным причинам (например, в стране идет война и государственная администрация не функционирует);

· Невозможности отказаться из соображений безопасности (например, вы — политический беженец)

· Отказ дорого стоит, и сумма превышает 4% вашего дохода (или 2% дохода родителей с несовершеннолетними детьми). Но стоимость отказа должна превышать 2500 крон (стоимость билетов и переводов не считается!)

· Отказ будет сопровождаться имущественными потерями и поражением в правах (потеря права на пенсию или права собственности на землю, например).

С первыми тремя пунктами все более-менее ясно. Если вы политический беженец, просите, чтобы вам оставили прежнее гражданство (при условии, что вы сами этого хотите). Если у вас низкий уровень дохода, рассчитываете сколько процентов от вашего дохода составляет госпошлина при отказе от украинского, белорусского или другого гражданства. Норвежские власти посчитали считают, что отказ от российского гражданства стоит недорого и всем вполне по плечу.

Четвертый пункт самый интересный. На нем остановимся подробнее. Предположим, вы лишитесь российского гражданства и будете для России гражданином иностранным. Какие права вы теряете?

1. Право на пенсию. Российские граждане имеют право на российскую пенсию по возрасту независимо от места проживания. Иностранные граждане могут получать российскую пенсию только при условии проживания на территории Российской Федерации.

2. Право на владение землей сельскохозяйственного назначения. Иностранцы в России и в Украине не имеют права на земли этого типа. Если у вас есть в собственности подобные земли, смело переводим документы это подтверждающие

3. Право на владение землей в пограничной зоне.

Конкретный перечень данных земель устанавливается указом президента России в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе.

Необходимые документы

На мой взгляд, подготовить документы для сохранения прежнего гражданства проще, чем собрать пакет документов для отказа.

Основание — пенсия

Если вы заработали пенсию на родине, то вам понадобится удостоверение пенсионного страхования, трудовая книжка и письмо из пенсионного фонда, адресованное лично вам, в котором сказано, что вы потеряете право на пенсию вместе с гражданством. Вот примерное содержание письма с ссылкой на Федеральный закон ”О трудовых пенсиях в Российской Федерации”:

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

Таким образом, в случае отказа от гражданства РФ и выезда за пределы Российской Федерации право на трудовую пенсию будет утрачено. Без документального подтверждения постоянного проживания на территории Российской Федерации у иностранного гражданина (лица без гражданства) право на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации не возникает.

Информационное письмо должно быть адресовано лично вам.

Основание: собственность на землю

По действующему закону Об обороте земель с/х назначения № 101-фз от 24.07. 2002 с изменениями от 2013г.:

иностранные граждане, иностранные юридические, физические лица и т.п. могут обладать земельными участками только на праве аренды (статья 3). Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий сорок девять лет (статья 9).

Если у вас есть земля сельскохозяйственного назначения или расположенная в пограничной зоне, то вам необходимо предоставить документы, подтверждающие ваше право на такую собственность. Смело их переводим и предоставляем в ЮДИ вместе с соответствующей выпиской из законодательства России или Украины и необходимыми пояснениями. На документ о собственности необходимо поставить апостиль.

Помните, что апостиль ставится только в стране, выдавшей документ!

Наши клиенты умудрялись ставить апостили на информационные письма из земельного кадастра с пояснениями законодательства. По принципу: чем больше, тем лучше. В этом нет необходимости.

Если у вас возникли проблемы с проставлением апостиля в России (и не только там), помните, документ заверенный нотариусом приобретает силу официального и может быть апостилирован. Нотариус просто напишет на документе: представлен в качестве оригинала и поставит свою печать. Естественно, за это придется заплатить пошлину. После этого можно ставить апостиль практически на любую справку.

Мы рассказали вам, конечно, не обо всех странах. Граждане Азербайджана возможно знают, что в их стране иностранцы не имеют права владеть землей вообще.

Не стоит забывать и о таком праве, как право наследования. Если вы являетесь наследником первой очереди на земельный участок сельскохозяйственного назначения или участок, расположенный на приграничных территориях, подготовьте бумаги это подтверждающие.

Главное, запомните основополагающий принцип: на что не имеют право иностранные граждане на вашей родине? Какие имущественные или экономические права, вы теряете вместе с утратой российского (или другого) гражданства? Если таковые имеются, вам скорее всего будет оставлено ваше прежнее гражданство.

Сложно? Мы поможем!

Я постаралась изложить довольно большой объем информации доступным языком. Возможно, тем не менее вам не все понятно. Оставляйте комментарии, задавайте вопросы, мы обязательно ответим.

Обращайтесь к нам за помощью, мы переведем ваши документы, поможем сформировать пакет документов в соответствии с требованиями Департамента по делам иностранцев в Норвегии и просто поможем советом!

Елена Студенникова

Проблема

Здравствуйте! Меня зовут Надежда. Я гражданка РФ, планирую заключить брак на территории Кореи с гражданином Кореи. Через 2 года я могу подать в Корее на второе гражданство (получить корейское гражданство), разрешит ли мне мое российское государство сохранить РФ паспорт или придется делать отказ?
Знакомая семейная пара регистрировалась сначала на территории России, а потом в Корее и супруга получила второе гражданство. В моем случае мне сказали в одном из агентств, не пояснив причины, что если регистрация сначала проводится в Корее, то в двойном гражданстве мне откажет Россия. Верна ли информация? (Я планирую заверенный апостилем свидетельство о браке отнести в ФМС по месту жительства в России, чтобы мне поставили отметку о замужестве.)

Решение

Здравствуйте,

оснований для лишения Вас гражданства в случае приобретения второго гражданства нет.

Только надо понимать, что второе гражданство и двойное - неодно и то же. РФ признает двойное гражданство только в том случае, если между РФ и другим государством заключен соответствующий межгосударственный договор (ст. 62 Конституции РФ). Например, в настоящее время договоры об урегулировании вопросов двойного гражданства РФ заключила с Республикой Таджикистан и Туркменистаном. С другими государствами таких договоров нет.

Поэтому в Вашем случае Вы приобретете второе гражданство, но не двойное гражданство в юридическом смысле.

И для РФ Вы останетесь гражданином РФ. Это означает, что находиться на территории РФ, въезжать и выезжать из страны, обращаться в российские органы и учреждения, в том числе за рубежом, Вы сможете только по российским документам.

Если Вы будете после приобретения второго гражданства проживать в РФ постоянно, то Вы будете обязаны подать письменное уведомление о наличии иного гражданства в уполномоченный орган в сфере миграции (МВД России, далее - уполномоченный орган) по месту жительства (пребывания) в течение 60 дней со дня приобретения иного гражданства. Гражданин РФ, не подавший в указанные сроки уведомление в связи с нахождением за пределами РФ, обязан подать такое уведомление не позднее 30 дней со дня въезда в РФ (ч. 3 ст. 6 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ; п. 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).
Приобретение Вами иного гражданства не означает прекращение гражданства РФ, не умаляет Ваших прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, исключения составляют ограничения к доступу к гостайне, регистрации СМИ, поступление на госслужбу.

По общему правилу браки между гражданами РФ и иностранными гражданами, заключенные в другом государстве с соблюдением его законодательства, признаются действительными в РФ. Иными словами, нет необходимости легализации самого брака. Но может понадобиться легализовать документы, подтверждающие брак с иностранцем (ст. 158 СК РФ; ст. 13 Закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ).
Если у Вас будут документы о браке с иностранцем, на которых проставлен штамп "апостиль", то вы должны в РФ сделать и удостоверить перевод таких документов в нотариальном порядке (ст. 81 Основ законодательства РФ о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1). Удостоверенные у нотариуса документы о браке, заключенном в другой стране, можно будет использовать в России.

Здравствуйте, Николай!

Ситуация следующая. Законодательство России иметь второе гражданство не запрещает, но принимает гражданина приобретшего гражданство РФ, только как гражданина РФ.


Статья 6. Двойное гражданство

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также - документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.
Гражданин Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 1 статьи 6 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона „О гражданстве Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона „О гражданстве Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 1 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона „О гражданстве Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.
,,,,

а исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации

это про двойное гражданство - соглашение у России имеется только с Таджикистаном, с Украиной - нет.

В законе о гражданстве Украины насчет двойного гражданства следующая позиция - про него там ничего не указано. Президент Украины подал в ВР законопроект о запрете двойного гражданства.

Насчет отказа от гражданства Украины при получении гражданства России.

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
,,,,
2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) обязуются соблюдать Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
б) имеют законный источник средств к существованию;
в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

Здесь действительно нужно отказываться от имеющегося гражданства и на момент подачи заявления нужно быть лицом без гражданства.

Остались вопросы пишите и удачи!

Владимир Викторович Волк - эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

На днях российский МИД распространил заявление , что работает над тем, чтобы гражданство РФ предоставляли всем по праву рождения, включая граждан бывшего СССР и даже потомков подданных Российской Империи. Глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров при этом уточнил, что получению российского гражданства по факту рождения в России пока препятствуют бюрократические сложности, но в перспективе российское гражданство будет присваиваться даже потомкам подданных Российской Империи.

А накануне этого, можно сказать неожиданного заявления МИД, появилась еще более сенсационная информация, что в непризнанных Донецкой и Луганской народных республиках в скором времени начнется выдача паспортов граждан РФ по примеру Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии. Источник ресурса «Политнавигатор» сообщил изданию, что в Москве идет разработка соответствующих нормативных актов. Выдавать паспорта планируется на территории, которые контролируются республиками. Источник констатировал, что Украина фактически отказалась от Донбасса (третьей его части - прим. авт.), документы она не выдает. А все документы, которые выдаются в республиках, не признаются в России. Выход из этого положения - получение российских документов.

Можно допустить, что исключительно бюрократические проволочки мешают российской юстиции признать за русскими по духу, вероисповеданию, крови и культуре людьми право быть гражданами России. Бюрократией Русь была сильна всегда. Но ведь и вопрос этот уже давно не свежий. Ему как минимум 24 года. За четверть века, к примеру, даже не было открыто российское консульство в Донецке или Луганске, где компактно проживают русские люди, тяготеющие к России и желающие иметь общее будущее с Русским миром.

Не так давно автор сего материала беседовал с человеком, родившемся на территории РСФСР, но все постсовесткое время жившим в Узбекистане. Оказавшись не у дел в этой республике, он несколько лет пробивал себе российское гражданство через последовательное оформление нескольких статусов.

Насколько было больно русскому человеку просить у своей страны, у своего народа разрешения, да еще и на временное проживание, прежде, чем за несколько лет бюрократических процедур ему обеспечили право жить в России. В подобной ситуации сегодня находятся даже не тысячи, а, возможно сотни тысяч людей, временно пребывающих, проживающих и имеющих право на убежище в Российской Федерации. Особенно эти тенденции усилились с началом войны в Донбассе. Большинство таких людей заняты в теневом секторе экономики. И основная причина - российское законодательство достаточно жёстко регламентирует официальное трудоустройство иностранцев, и работодатели предпочитают либо брать россиян, либо используют труд иностранцев под «чёрным флагом».

Но как сделать так, чтобы люди, не участвующие в государственной программе переселения соотечественников и желающие сохранить за собой право на гражданство в бывшей республике СССР, не чувствовали себя иностранцами в России, платили налоги и таким образом участвовали в повышении экономической и социальной мощи РФ? Для этого необходимо максимально упростить и сделать популярной в странах ближнего зарубежья процедуру получения двух гражданств. Возможность иметь двойное гражданство в России предусмотрена ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации. Но закон выписан таким образом, что воспользоваться им могут только россияне, претендующие на подданство другой страны или уже получившие его. А не наоборот.

Прежде, чем разобраться в некоторых юридических аспектах, сразу ответим на вопрос скептиков: почему бы, условно говоря, беженцам из Новороссии , уже временно находящимся на территории РФ, не отказаться от гражданства Украины и не воспользоваться процедурой упрощённого получения российского гражданства? Часть людей именно так и поступила. Но есть и абсолютно большая часть, которая планирует вернуться на малую родину, как только там закончатся боевые действия и исчезнут условия, препятствующие безопасной жизни.

Не секрет, что эту часть связывает с родными краями не только наличие недвижимости, могил родителей, но и остающиеся на подконтрольных националистическим батальонам территориях родственники. Хотя бы гипотетически, но люди надеются на возможность увидеть их, помочь, похоронить их. А наличие единственного российского гражданства может перечеркнуть такой шанс с учётом принимаемых Украиной нормативов по ограничению пересечения границы россиянами.

В этой связи уже больше года оформившие в РФ статус временного убежища люди лишены возможности перемещений через границу даже в пределах контролируемых властью ДНР и ЛНР республик. Причина: при оформлении статуса вынужденных переселенцев лишают украинских паспортов, заменив их российскими свидетельствами на право временного пребывания. Палка о двух концах. Но есть и выход: внести изменения в законодательные акты РФ и дать возможность гражданам непризнанных территорий, находящихся в России получить второе гражданство. Таким образом, люди избавятся от комплекса «временных» и станут постоянными россиянами.

Немаловажный фактор и возрастной ценз. Молодые люди возрастом до 18 лет не имеют права самостоятельно подавать заявление на приобретение российского гражданства. При этом многие из них по окончанию школы готовы полноценно влиться в российский социум, поступать в учебные заведения, служить в вооруженных силах. Напрашивается вопрос об изменении возрастного ценза для данной категории русскоязычных иностранцев в российском законодательстве и наделения их правом получения гражданства, начиная с 16 лет.

Оппоненты вправе возразить, мол, Россия - государство, имеющее в мире немало недоброжелателей, и вместе с вынужденными переселенцами гражданством могут обзавестись потенциальные террористы, боевики, агенты иностранных спецслужб. Это так. Но если взять, к примеру, Израиль, который на протяжении всей своей современной истории находится в состоянии перманентной войны, то его гражданами могут стать репатрианты в отделении министерства внутренних дел в аэропорту, по прибытии в еврейское государство . Процедура занимает несколько минут. Естественно, перед этим документы претендента на гражданство проверяются консулом. Да и в целом априори подозревать каждого человека в сговоре с «мировым злом» такому государству, как Россия, абсолютно негоже.

Страна имеет мощную сеть спецслужб, которые на сегодня являются одними из лучших в мире.

С юридической точки зрения существует два понятия - «двойное гражданство » и «два гражданства» (как, впрочем, и три, четыре и более). Человек может находиться в статусе двойного гражданства в том случае, если между странами, гражданином которых он является, подписан договор о двойном гражданстве. То есть, государства взаимно признают оба гражданства как равноценные.

Страны двойного гражданства с Россией - это только Туркменистан и Таджикистан. С этими государствами Российская Федерация подписала и ратифицировала соглашения, которые решают вопросы, касающиеся двойного гражданства, с Республикой Таджикистан (Федеральный закон от 15.12.1996 №152-ФЗ) и Туркменистаном (Федеральный закон от 25.11.1994 №41-ФЗ).

Впрочем, это не значит, что россиянин не может иметь гражданство того государства, с которым Россия не заключила договор. Только в данном случае такое лицо рассматривается со стороны официальных органов РФ не как человек, имеющий двойное гражданство в России, а исключительно как российский гражданин, не принимая во внимание наличие еще одного гражданства. Так как законом не предусмотрено однозначного и четкого запрета на наличие подданства той страны, с которой отсутствуют международные договоренности, то и никаких санкций за наличие такого гражданства российским законодательством не предусмотрено, многие россияне пользуются этим и имеют гражданство других стран. Федеральный закон от 4 июня 2014 №142-ФЗ обязывает россиян сообщать в органы ФМС РФ о факте наличия такого гражданства или вида на жительство в другой стране.

Как уже было сказано, ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» рассматривает обладателей двух паспортов - российского и иностранного - только как граждан Российской Федерации, со всеми правами и обязанностями, предусмотренными внутренним законодательством. В данном законе также содержится оговорка в отношении предусмотренных федеральным законом случаев, трактовка которой гласит, что в определенных законодательно обстоятельствах российский гражданин, имеющий подданство другой страны, может рассматриваться как иностранец с вытекающими из этого статуса ограничениями в правах

Белоруссия не является страной двойного гражданства с Россией, хотя страны образуют единое союзное государство, с общей миграционной территорией, что выражается, в частности, в отсутствии необходимости оформления разрешения на временное проживание в России гражданам РБ и упрощенном порядке приобретения российского гражданства.

Одиннадцать лет назад, в ноябре 2004 года Государственная Дума анонсировала начало консультаций с Верховной Радой Украины по поводу введения двойного гражданства для граждан двух стран. Сигнал к этому был подан из Украины - тогда ещё кандидат в президенты и Премьер-министр страны Виктор Янукович обратился к официальной Москве с таким предложением, основанном на пожелании народа. Янукович благодаря информационному шуму вокруг этого вопроса получил большое количество сторонников, особенно в пророссийских регионах. Но националистический Майдан перечеркнул надежды людей. В дальнейшем, даже став президентом, Янукович более не возвращался к данной теме, несмотря на постоянные напоминания его избирателей.

Поэтому между Украиной и Россией сохранились отношения, когда государственные инстанции предполагают наличие только одного гражданства и в случае его смены предусматривают обязательный отказ от старого. Верен ли такой подход в случаях, когда временно пребывающие на территории РФ вынужденные переселенцы или даже трудовые мигранты обязаны сжигать мосты со своей малой родиной? Пожалуй, нет. Ни с моральной, ни с экономической стороны. Преимущественно на территорию России въехали трудоспособные, активные люди и их дети, что в условиях ухудшающейся демографии страны большой плюс. Паспортизация граждан непризнанных русских республик с сохранением их прав на второе гражданство фактически явила бы собой и эдакую скрытую аннексию территорий без каких-либо юридических и санкционных последствий. Ведь право на второе гражданство принадлежит исключительно самим гражданам.

Украина пыталась бороться с приобретением её подданными гражданств других государств, однако ни в Крыму, ни на Закарпатье, ни на Буковине остановить процесс не удалось. Люди получали паспорта России, Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии, сохраняя украинские. Закон Украины (к которой формально относятся и непризнанные республики Новороссии) «О гражданстве Украины» предполагает единое гражданство - государства Украина, исключающее возможность существования гражданства административно-территориальных единиц Украины. И только. Таким образом, законодательно закреплена невозможность иметь гражданство, к примеру, Харьковской области. Конкретного запрета на второе гражданство эта норма не содержит.

Та же статья закона косвенно допускает возможность приобретения гражданином Украины второго гражданства: «Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины». Это означает, что если гражданин Украины получил гражданство другого государства, а оно не потребовало от него отказаться от своей правовой принадлежности к Украине, то все взаимоотношения такого гражданина с Украиной будут рассматриваться как отношения украинского гражданина со своим государством. Как и в России! То есть юридические обязательства гражданина вытекают из его географического положения в данный момент времени.

Многие страны практикуют ограничение прав своих граждан на получение второго гражданства исключительно с одной целью - они страхуют себя от «нежелательных обстоятельств» - оттока населения, которое является одним из источником происхождения доходов государств и жизни чиновничества. Паспортизация граждан ДНР, ЛНР, как, впрочем, и Украины, других республик - это обратный процесс, который если и не даст приток активного населения в Россию, то оставит людей в её орбите.

Например, Китай всегда признает китайцев, проживающих за рубежом и имеющих гражданство зарубежного государства, и выдает им так называемый «паспорт зарубежного китайца». Такой же документ предусматривает и Венгрия - «паспорт заграничного венгра» (которые, кстати, есть у граждан Украины). На Западной Украине и в Белоруссии пользуются популярностью «карты поляка».

Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2010 г. №179-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» исключил возможность автоматически причислять к соотечественникам всех лиц, проживающих в государствах, входивших в состав бывшего СССР. Самоидентифицировать себя как российского соотечественника можно лишь через свою общественную деятельность по сохранению русского языка, родных языков народов РФ, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений стран проживания с Россией. А подтверждением такой деятельности являются удостоверения, выдаваемые активными общественными организациями и фондами, так называемые «карты русского». Впрочем, юридически эти документы не могут приравниваться к российским паспортам, не дают никаких прав и не накладывают обязательств.

Ориентированное на Запад крупное российское чиновничество, представители бизнес-элиты давно решили для себя вопросы нескольких гражданств. В то же время миллионы соотечественников и их наследники, желающие и имеющие силы служить России, в настоящее время лишены возможности получить российское гражданство при сохранении имеющегося. Хотя для этого необходим не поиск врагов среди российских бюрократов, а политическая воля изменить закон о гражданстве.

Москва планирует внести определенные изменения в свою миграционную политику. Так, известно, что в РФ собираются упростить правила пребывания иностранцев и получение ими документов.

Накануне в ГД РФ уже приняли поправки к закону «О гражданстве Российской Федерации», которые специально подготовило МВД. Согласно данному документу, предлагается в гуманитарных целях ввести упрощенный порядок получения российского гражданства для иностранцев и лиц без гражданства. В том числе эта поправка распространяется и на соотечественников за рубежом, которые хотят вернуться в РФ. Причем эта норма будет разрешать ситуации, в которых данное упрощенное получение документов вполне обосновано и необходимо для помощи иностранцам, приехавшим в Россию из государств, где их преследовали по разным мотивам: политическим или же после государственного переворота, вооруженного конфликта и прочего. Такое мнение накануне озвучил замглавы МВД Игорь Зубов.

Эксперты говорят о том, что в первую очередь такие изменения в законе коснутся украинских мигрантов и беженцев из Приднестровья, Прибалтики и Молдавии.

Благодаря данным поправкам участники программы переселения смогут подавать заявления о приеме в российское гражданство и по месту пребывания, и по месту жительства. Также в пояснительной записке к документу было отмечено, что требование временной регистрации в данном случае не всегда исполняется законно и вызывает на самом деле за собой ряд криминальных услуг.

Специалисты считают, что эти поправки к закону представляют собой первые шаги на пути изменения миграционной политики Москвы. Уже была сделана новая Концепция миграционной политики, которую МВД разработал взамен действующей на ближайшие семь лет. Известно, что правительственная комиссия по миграционной политики уже одобрила данный документ и отправила к российскому лидеру на подпись.

По словам экспертов, такое упрощение процедуры получения гражданства РФ ввел именно российский лидер. Ведь в ходе прямой линии в текущем году к президенту обратились беженцы из Украины, которые рассказали о трудностях получения российских документов. Тогда президент РФ и решил упростить получение гражданства России для иностранцев, хорошо владеющих русским языком или связанных с этой страной кровно.

Эксперты считают, что подобные поправки к закону будут стимулировать переезд в РФ соотечественников из-за рубежа, а также более эффективную защиту их прав. Специалисты по международным отношениям уверены, что России нужна такая миграционная открытость, чтобы разрешить многие демографические проблемы.

И причем у страны есть два пути сохранения действующего населения – либо увеличением рождаемости, либо привлечением в страну мигрантов. Однако первый способ не возможен просто по объективным причинам, поэтому второй более логичен. И РФ решила идти по второму пути, прислушавшись ко мнению ученых.

Сейчас действительно есть все возможности увеличить приток в страну людей из ближнего зарубежья с общей культурой и традициями, получив новую рабочую силу без каких-либо трат на специальную подготовку. Именно такой практикой уже активно пользуются в других странах, например, в Германии.

По словам эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований Владимира Брутера, РФ действительно очень нужны такие мигранты трудоспособного возраста в ближайшее десятилетие. Такой приток свежих сил из постсоветских стран считают новым глотком для страны, так как эти люди знают язык и готовы работать.

Как добавил Брутер, подобная политика также может вызвать избыток таких мигрантов в стране, что изменит многое и превратит Россию в несколько иное государство. И это, в первую очередь, вызовет дискомфорт у тех людей, кто привык к комфорту и нуждается в определенном времени для адаптации. Эксперт опасается, что при определенных проблемах даже может возникнуть потребность корректировать само законодательство.