Как называются главы государств в разных странах. Рейтинг самых больших зарплат президентов и глав государств. Главы государств зарубежных стран

В настоящее время среди глав государств и правительств стран мира 22 женщины, в том числе две королевы, десять президентов, шесть премьер-министров и четыре генерал-губернатора. Больше всего женщин-лидеров в Европе - десять, меньше всего в Океании – две. Помимо королев, дольше всего на высшем государственном посту находится генерал-губернатор Сент-Люсии Перлетт Луиси (с 1997 г.).

Во Франции Демократическая партия Германии считает самым серьезным препятствием для планов Макрона. И канцлер Германии в течение многих лет боролся против иностранной взаимопомощи для взаимной финансовой помощи в Европе. В любом случае, христианские демократы Меркель будут в незавидном положении - им придется пойти на многие уступки.

Мы изучили, как органы публичной власти выбираются в других странах ЕС. Новый закон о СМИ был одной из тем, обсуждавшихся вчера в Европейском парламенте по ситуации в Польше. Некоторые депутаты Европарламента раскритиковали ее записи. Премьер-министр Беата Шидло утверждал, что изменения в СМИ «не нарушают европейских стандартов для общественных вещателей».

Европа

Елизавета II - королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии с 1952 г.; глава Содружества (в объединение входят 53 государства, включая Британию). По продолжительности пребывания на троне занимает первое место среди всех британских монархов (64 года). По длительности нахождения у власти среди всех современных царствующих особ она – вторая после короля Таиланда Пумипона Адульядета (66 лет). Инициировала многочисленные реформы британской системы престолонаследия. Портрет Елизаветы II изображен на денежных знаках более 30 стран. Супруг - принц Филип, герцог Эдинбургский. В семье четверо детей: Чарльз, принц Уэльский; принцесса Анна; принц Эндрю, герцог Йоркский; принц Эдвард, граф Уэссекский.

Селин: публичные СМИ не должны быть коммерческими юридическими компаниями

Используя отчет, подготовленный Национальным советом по телерадиовещанию, мы рассмотрели, как руководители государственных СМИ относятся к отдельным странам ЕС. Административный совет состоит из 14 членов, назначенных на 5 лет. Пять членов представляют земли, и они совместно назначаются землями. Состав дополняется представителем федерального правительства.

Его состав отражает, среди прочего, многорелигиозный характер Германии, а также федеральный характер государства. В то же время председатель Административного совета состоит из 15 человек, так называемых. Срок полномочий Административного совета составляет 5 лет и может быть продлен. Государство является единственным акционером компании.

Тереза Мэй - премьер-министр Великобритании с 2016 г. Вторая женщина во главе британского правительства после Маргарет Тэтчер (занимала этот пост в 1979-1990 гг.). Также в 2010-2016 гг. была министром внутренних дел Великобритании (вторая женщина в истории страны на этой должности после Джеки Смит, возглавлявшей министерство в 2007-2009 гг.). По данным экспертов, Мэй находилась на этом посту дольше всех своих предшественников со времени окончания Второй мировой войны (в 1945-1951 гг. министерством руководил Джеймс Ид). Главное увлечение Мэй - кулинария, имеет коллекцию из более 100 поваренных книг. Супруг - Филип Джон Мэй, сотрудник американской трастовой компании Capital Group Companies. Детей нет.

Глински Курски: Как опытный журналист, он идеальный человек для этой роли

Они назначаются королевой Англии на основе рекомендации министров правительства. Генеральный директор может быть или не быть председателем Исполнительного совета. Этот орган собирается один раз в месяц и управляет операцией. К числу исполнительных членов относятся «исполнительные» и «не исполнительные» члены. Этот первый специальный комитет по назначениям состоял из четырех членов Совета.

Также есть новый президент Польского радио

Как и в других компаниях, органами управления являются: Генеральная ассамблея акционеров, Административный совет и Коллегия аудиторов. Административный совет состоит из 9 человек, избранных на трехлетний срок полномочий, семь из которых выдвигаются Парламентским комитетом по надзору за аудиовизуальным обслуживанием, а два, включая Председателя, непосредственно мажоритарным акционером: Министерством экономики и финансов. Административный совет также избирает Генерального директора на трехлетний срок.

Маргрете II - королева Дании с 1972 г. Стала второй женщиной на датском престоле (ее предшественница Маргрете I правила страной в раннем Средневековье). Занимается благотворительной деятельностью. Под ее патронатом действуют многие общества и фонды, включая Датское королевское научное общество, Королевский приют для сирот, национальные объединения по борьбе с туберкулезом и раком. В 1975 г. стала первым европейским монархом, посетившим СССР. Супруг – принц-консорт Хенрик Датский. В семье двое детей: кронпринц Фредерик и принц Йоаким.

Генеральный директор назначается в консультации с акционерами компании на тот же срок полномочий, что и Административный совет. Он реализует руководящие принципы Административного совета с точки зрения программы, функционирования компании и повседневного управления.

Руководство Чешского телевидения формируется Советом Чешского телевидения и Генеральным директором. Первый - супервизор. Он состоит из 15 членов, избираемых парламентом на шестилетний срок с возможностью переизбрания. Кандидаты в эту группу представляют организации, представляющие культуру, регионы, профсоюзы, работодатели, религиозные объединения, образовательные центры, научные и экологические организации. Совет несет прямую ответственность перед нижней палатой парламента. Последний, в юридически определенных обстоятельствах, может отклонить члена Совета.

Ангела Меркель - федеральный канцлер Германии с 2005 г., первая женщина на этом посту. Три раза подряд была избрана на пост главы германского правительства. В 2016 г. в 11-й раз возглавила ежегодный рейтинг самых влиятельных женщин по версии американского журнала "Форбс". Замужем за Йоахимом Зауэром. Своих детей у канцлера нет.

Даля Грибаускайте - президент Литвы с 2009 г. Является первой женщиной на этом посту в истории страны, а также первым президентом, переизбранным на второй срок. СМИ называли ее "железной леди" и сравнивали с Маргарет Тэтчер. Имеет черный пояс по каратэ. Не замужем.

Полномочия Совета весьма обширны. Прежде всего, он имеет право выбирать и увольнять генерального директора и директоров телевизионных студий. Совет утверждает бюджет отправителя и контролирует эффективность средств отправителя в соответствии с принятым бюджетом. Кроме того, он утверждает устав вещателя и определяет правила государственной службы, которые требуют одобрения нижней палаты парламента.

Закон о СМИ, подписанный президентом и опубликованный

Как Совет, так и Генеральный директор избираются на шестилетний срок, что теоретически должно быть независимым от четырехлетней нижней палаты парламента. С другой стороны, важно подчеркнуть важные контрольные функции нижнего Парламента Совету, который в дополнение к выборам членов может в определенных обстоятельствах отменить каждый из них, равно как и весь состав. Особенно в последнем случае мошенничество может привести к увольнению Совета по несудебным причинам.

Мария Луиза Колейро Прека - президент Мальты с 2014 г. Стала самым молодым президентом республики (54 года) и второй женщиной на этом посту. Замужем за Эдгаром Прекой, имеет дочь.

Эрна Сульберг - премьер-министр Норвегии с 2013 г. Вторая женщина на этом посту в истории страны и первый премьер-министр от консерваторов с 1990 г. Супруг - Синдре Финнес. В семье двое дочерей.

Вице-президент назначается из числа лиц, выдвинутых парламентом. Члены Правления не могут одновременно выступать в качестве депутатов в парламенте Дании, Европейском парламенте или местных органах власти. Менеджеры подчиняются Закону об ответственности. Совет также назначает после консультаций с Генеральным директором так называемый редактор слушателей и зрителей, которые независимы и отчитываются перед советом директоров за свою деятельность.

Директора общественного телевидения подали в отставку

Фонд не оказывает никакого влияния на программу, ее роль заключается в том, чтобы действовать как буфер между государством и программными компаниями. Согласно венгерскому законодательству о средствах массовой информации, парламент создает Общественный фонд для предоставления услуг государственной службы и общественной информации и для защиты их независимости.

Беата Шидло - председатель Совета министров Польши с 2015 г. Третья женщина на этом посту в истории страны. Замужем за Эдвардом Шидло, двое сыновей.

Колинда Грабар-Китарович - президент Хорватии с 2015 г. Стала самым молодым президентом (46 лет) и первой женщиной на этом посту в истории страны. Супруг - Яков Китарович. В семье двое детей - сын и дочь.

Правление Общественного фонда является наблюдательным советом из шести человек. Половина членов, которые могут быть избраны Парламентом в Совет, должны быть выдвинуты правящими группами, а другая половина - оппозиционными фракциями. Правящие и оппозиционные фракции соглашаются с кандидатами, которые могут быть назначены соответствующими сторонами. Председатель Наблюдательного совета и один из членов делегатов в течение девяти лет Совет СМИ.

Остальные члены наблюдательного совета избираются парламентом за тот же период. Мандаты избранных и делегированных членов истекают одновременно, то есть через девять лет после даты выборов в парламент. Наблюдательный совет избирает руководителей публичных медиакомпаний и определяет условия их работы.

Керсти Кальюлайд - президент Эстонии с 2016 г. Первая женщина на этом посту в истории страны. Знает английский, французский, финский, а также русский языки. Замужем второй раз. Супруг - Георг-Рене Максимовский. В семье дочь и трое сыновей (дочь и старший сын - от первого брака).

Азия

Пак Кын Хе - президент Республики Корея с 2013 г., первая женщина на этом посту в истории страны. Дочь бывшего президента Пак Чжон Хи (1962-1979). За ее роль в успехах консервативной партии "Сэнури" на выборах различных уровней получила прозвище "Королева выборов". Замужем никогда не была, детей нет.

Руководящими органами Словацкой радиотелевизионной компании являются руководство и генеральный менеджер. Совет состоит из 9 членов, назначаемых и уволенных парламентом в течение 6 лет простым большинством голосов. Если срок полномочий всех членов истекает, новые члены на первом, после выборов, заседаниях совета будут выбирать партии для избрания трех членов совета на двухлетний срок и четырех, которые будут отбывать срок в четыре года. Полный состав совета директоров избирает председателя из числа его членов.

Кандидаты в совет директоров избираются соответствующим парламентским комитетом экспертов, указанными учреждениями, действующими в средствах массовой информации, культуре, экономике, юриспруденции, промышленности, науке, образовании, религиозных объединениях.

Бидхья Деви Бхандари – президент Непала с 2015 г. Она стала первой женщиной-президентом и верховным главнокомандующим государства. Вдова, мать двоих детей.

Шейх Хасина Вазед – вторая в истории Народной Республики Бангладеш женщина, возглавляющая правительство (1996-2001, 2009-н.в.). Дочь Муджибура Рахмана - первого премьер-министра (1972-1975) и президента (1975) государства. Пережила более 30-ти покушений, в результате одного из них (21 августа 2004 г.) погибли, по разным оценкам, от 19 до 24 человек. Вдова, мать двоих детей.

Кандидаты не могут служить в политических партиях и администрации. Они также не могут быть вещателями, кабельными операторами, издателями прессы. Генеральный директор избирается парламентом сроком на 5 лет из кандидатов, предложенных соответствующим парламентским комитетом в порядке публичных слушаний зарегистрированных кандидатов.

Моя страна, Польша, была в последние месяцы в очень необычной ситуации. В течение многих лет на различных политических форумах, на важных международных позициях, мы последовательно поддерживали представителей из самых разных политических слоев - европейских демократов, социал-демократов или либералов. Несмотря на очень тесные политические отношения, мы предположили, что это может произойти и на этот раз.

Африка

Эллен Джонсон-Серлиф – президент Либерии с 2006 г. Первая женщина-президент в истории Африки, самая пожилая женщина во главе государства или правительства (77 лет). Единственная среди действующих женщин-глав государств - лауреат Нобелевской премии мира (за вклад в ненасильственную борьбу за безопасность и защиту прав женщин и участие в миротворческой деятельности, 2011). В 2012 г. вошла в список ста наиболее влиятельных женщин мира по версии журнала Forbes. В разводе, имеет четверых детей.

Вот что случилось. В то время, когда часть оппозиции блокировала работу демократически избранного парламента силой. Попытка заблокировать принятие бюджета была попыткой польских конституционалистов свергнуть правительство внепарламентскими методами. Мы считаем, что принцип осуществления международного представительства является принципом политического нейтралитета перед лицом типичных национальных споров.

В международной обстановке вы должны сотрудничать с людьми разных политических установок. Роль Председателя Совета Европы в частности заключается в том, чтобы воздерживаться от вмешательства в политические дела отдельных государств-членов. Политический нейтралитет - это главный принцип, согласно которому люди в этом положении должны подчиняться. Тот, кто не может и не нарушает этот принцип, нарушает этот принцип, не дает гарантии эффективного и профессионального выполнения этой функции. Г-н Туск не проявил должной беспристрастности.

Амина Гариб-Факим – президент Республики Маврикий с 2015 г. Первая женщина и первый профессор на этом посту. Доктор химических наук, специалист в области изучения флоры Маскаренских островов и ее использования в медицине и фармакологии. Автор и ответственный редактор более 20 монографий и около 100 научных статей. В браке с Анваром Факимом, имеет сына и дочь.

Он использовал свою функцию ЕС для личного участия в политическом споре в Польше. Подобное действие не может быть достигнуто с нашим согласием. Мы не можем допустить такого опасного прецедента, когда демократически избранное правительство государства-члена подвергается политическому насилию со стороны президента Европейского совета.

В сложной ситуации, в которой мы были поставлены, мы предположили, что новый кандидат, который не только сможет это сделать, будет нести ответственность, но также предоставит Совету Европы новое качество действий, доверие и гарантию соблюдения. Принимая во внимание все вышеупомянутые вопросы, мы решили предложить кандидатуру Яцека Сарыуша-Вольского. Он компетентный человек с более чем 40-летним опытом в области европейской интеграции. Это происходит вне нашего политического лагеря.

Сара Кугонгелва-Амадила – премьер-министр Намибии с 2015 г. Стала не только первой женщиной на этом посту, но и самым молодым главой правительства в истории государства (на момент вступления в должность ей было 47 лет).

Латинская Америка

Маргерит Пиндлинг – генерал-губернатор Содружества Багамских Островов с 2014 г. Была замужем за бывшим премьер-министром Линденом Пиндлингом (1967–1992 гг., умер в 2000 г.), во время правления которого Багамы стали независимым государством (1973). Мать четверых детей.

В дополнение к многим очевидным требованиям к этой должности г-н Яцек Сарыуш-Вольский дает нам возможность по-настоящему включить наши собственные положения о возобновлении и реформировании европейского проекта. Это особенно важно для Польши. Даже в случае назначения членов Европейской комиссии, учреждений чисто общинного характера, выбор делается на основе «предложений, сделанных государствами-членами».

Он по-прежнему может быть самым важным европейским инструментом построения процветания и безопасности наших государств и граждан. Может быть, но - сегодня мы это знаем - не нужно. Европейский проект переживает беспрецедентный кризис, и его обновление требует нового взгляда на многие вопросы Европейского Союза.

Сесиль Ла Гренад - генерал-губернатор Гренады с 2013 г. Первая женщина на этом посту. По специальности – технолог продовольственных продуктов.

Перлетт Луиси - генерал-губернатор Сент-Люсии с 1997 г. Первая женщина-глава государства в истории страны. Внесла большой вклад в развитие сферы образования в Сент-Люсии.

Мишель Бачелет – первая женщина-президент Чили (2006-2010, 2014-н.в.). Ранее была министром здравоохранения (2000-2002) и министром обороны Чили (2002-2004, первая женщина, занявшая эту должность в истории Чили и Латинской Америки). Разведена, трое детей.

Океания

Хильда Хайн – президент Маршалловых Островов с января 2016 г. Является первой женщиной на этом посту, а также первым и пока единственным гражданином Маршалловых Островов, имеющим докторскую степень. Ведет активную борьбу за права женщин в Океании. Основательница правозащитной группы "Объединение женщин Маршалловых Островов". Ее избрание стало важным событием для всей Океании, где участие женщин в политической жизни до сих пор ограничено. Замужем, четверо детей.

Пэтси Редди - генерал-губернатор Новой Зеландии с 2016 г. Юрист, специализируется на налоговом и корпоративном праве, а также праве в сфере кинематографа. Долгое время работала на руководящих позициях в ряде новозеландских частных и государственных компаний. Супруг – Дэвид Гаскойн, также юрист.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение профессионального высшего образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт переподготовки и повышения квалификации

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное (государственное) право зарубежных стран»

ВАРИАНТ № 6

Выполнил Бабкин С.П.

Группа ЮС-06-1

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

Чита-2008


План

Введение

Конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах

Конституция Великобритании: правовое положение человека и гражданина

Заключение

Список литературы

Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государ­ственности народа. В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его под­писи закон недействителен, либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Ита­лия). Он может быть символом государственности, как монарх в Японии.

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - постоянно действующий орган парламента, им избираемый.

Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия. В отношении парламента этот созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда - право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представите­лей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или утвержден» парламента (например, для назначения послов в США) или даже правительства (в условиях парламентарной республики). В парламентарных республике и монархии, а иногда и в полупрезидентских республиках, для того чтобы некоторые акты президента или монарха неиствовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью (так называемая контрассигнатура). Реже это может быть наряду с подпись» премьера также подпись министра, ответственного за выполнение данного акта президента или монарха.

Монарх. Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. На деле однако, вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной мо­нархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнитель­ной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.

Как уже говорилось, монарх получает и передает свой пост по наследству. В Японии салическая, когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын), а женщины, в том числе дочери, исключаются из числа наследников престола.

Президентура. Существуют две основные формы президентуры: единоличная (президент) и коллегиальная (Президентский совет, существовавший ранее в Йемене, Судане, Алжире и некоторых других странах, Государственный совет на Кубе и др.). В Иране основные полномочия президентуры разделены между Руководителем государства и прези­дентом, это «двуглавая президентура». Об особенностях Китая, где есть глава государства (Председатель республики), но основные полномочия главы государства выполняет Постоянный комитет парламента, а также Швейцарии, где полномочия коллегиального главы государства и правительства совмещены, говорилось выше.

Президент может занимать различное положение в системе государственной власти: например в США одновре­менно главой государства и исполнительной власти

Полномочия, обязанности и ответственность президента. Со­гласно многим конституциям, президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголов­ное наказание возможно только после отрешения президента от долж­ности (обычно путем импичмента). Однако президент, добровольно ухо­дящий в отставку, как правило, добивается принятия закона или соглаше­ния о его неответственности. Во многих странах к президенту может быть предъявлен гражданский иск. Гражданские иски к государству также могут быть обращены к президенту как представителю государства.

Президент имеет определенные привилегии: свою резиденцию (обыч­но не одну), особый транспорт, включая самолеты, охрану, свой штан­дарт - флаг, являющийся символом президентской власти. Во многих странах существует особое обращение к президенту - «Ваше превосхо­дительство». Денежное содержание президенту устанавливается зако­ном парламента и обычно является наиболее высоким среди должност­ных лиц.

Полномочия президента часто сформулированы однотипно в прези­дентской, полупрезидентской, парламентарной республике, но на самом деле в их осуществлении существует огромная разница, связанная с особенностями формы правления.

Президент обладает следующими полномочиями:

1. Полномочия по представительству государства вовне и внутри страны. В этом качестве он назначает дипломатических представителей, при нем аккредитуются зарубежные послы, он назначает своих предста­вителей в субъекты федерации некоторых федеративных государств (на­пример, губернаторов штатов в Индии). Как должностное лицо, обязан­ное сохранять единство государства, он выступает с инициативой согла­сительных процедур в спорах между федерацией и ее субъектами, между субъектами федерации, между палатами парламента и т.д. Президент обеспечивает согласование функций и взаимодействие органов государ­ственной власти.

2. Полномочия в отношении парламента и осуществления им законодательной власти. Президент назначает дату выборов в парламент (в случае истечения срока его деятельности или досрочного роспуска), созывает парламент на сессии (издает соответствующий декрет, даже если в конституции указаны даты созыва сессий), может досрочно рас­пустить парламент с назначением новых выборов, подписывает (санкци­онирует) законы и обладает правом вето (отказа в подписи), публикует их. Президент всегда имеет право только отлагательного вето, которое может быть преодолено повторным принятием закона парламентом (в большинстве стран для этого необходимо квалифицированное большин­ство голосов, иногда достаточно абсолютного большинства голосов одно­палатного парламента или каждой из его палат). Как говорилось, прези­дент промульгирует законы. Он, как правило, обладает правом законодательной инициативы (в США такого права у него нет), во многих странах может обращаться к парламенту с посланиями, которые заслушиваются на совместных заседаниях палат и обычно не подлежат обсуждению. В них говорится о целях деятельности государственных органов на пред­стоящий год, о необходимом законодательстве (ежегодные послания), о срочных мерах, которые необходимо принять по важнейшим вопросам государственной жизни.

3. Полномочия по формированию других высших органов государ­ства. Президент назначает правительство самостоятельно или по пред­ложению лидера партии большинства (коалиции партий) в парламенте. В некоторых странах он назначает премьер-министра (Украина) или ми­нистров (США) с согласия парламента. Президент назначает многих высших, а иногда и не только высших, должностных лиц, например судей.

4. В сфере нормотворческой деятельности президент издает нор­мативные акты (указы, декреты, декрет-законы), отменяет акты органов исполнительной власти. Акты президента, имеющие силу закона, обычно издаются до принятия закона по данному вопросу, и с принятием соответ­ствующего закона они утрачивают силу. Такие акты издаются также в качестве временных мер, на основе делегирования соответствующих полномочий парламентом, в этом случае они подлежат контролю послед­него. Они могут издаваться и на основе регламентарной власти. В парла­ментарной республике акты президента нуждаются в контрассигнатуре. По общему правилу, акты президента носят подзаконный характер, но на практике могут играть доминирующую роль (это зависит от влияния президента, от его личных качеств), а в некоторых государствах Востока они ставятся на уровень закона или даже выше его.

5. Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций. Пре­зидент вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение в соответствии с принятым об этом законом (на определенный срок и под контролем парламента), вводить президентское правление в субъектах федерации, осуществлять федеральную интервенцию (вмешательство).

6. Полномочия по распоряжению вооруженными силами. По кон­ституции президент является главнокомандующим со всеми вытекающи­ми отсюда последствиями. Он назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность государства; при нем обычно создается совещательный орган - совет безопасности.

7. Как высшее должностное лицо президент назначает государственных служащих определенных рангов.

8. Полномочия в сфере правового статуса личности. Президент вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, смягчать наказания, предоставлять помилование он награждает орденами, медалями, присваивает почетные звания и т.д

Президент является гарантом конституции, прав и свобод граждан Он принимает меры по охране государства.

Конституции предусматривают обязанности президента и содержат определенные запреты. Президенту запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководств» акционерных компаний, приобретение государственного имущества иногда не разрешается получать вознаграждение также за научную, художественную или литературную деятельность, если он занимается ею В некоторых странах президенты на период избрания прекращают членство в политической партии, другие продолжают партийную деятельность. Нередко президент может покидать страну лишь с разрешения парламента.

При президенте создаются различные совещательные органы, помогающие ему осуществлять конституционные полномочия. Значение таких органов, например совета безопасности, бывает выше значения иных органов, предусмотренных конституцией. Президент имеет свои собственные службы, аппарат, канцелярию Роль такого аппарата особенно велика в полупрезидентских и президентских республиках. В парламентарных республиках такой аппарат невелик и выполняет менее значительные функции.

В отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, со­вершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности. В США обвинительное заключение принимает нижняя палата, а судит президента, т.е. решает вопрос об отстранении его от должности, сенат.

В США импичмент против президента пытались применить неоднократно, но дело дошло до процедуры в парламенте лишь дважды, оба раза без успеха: один раз в сенате для смещения президента не хватило одного голоса, а президент Никсон в 1974 г. сам ушел в отставку, не дожидаясь импичмента

Конституция Великобритании: правовое положение человека и гражданина .

В Великобритании нет писаной консти­туции, т.е. нет такого закона или совокупности законов, которые были бы официально объявлены основными законами страны. Юридическая кон­ституция Великобритании включает самые разные источники, число которых невозможно установить точно: ни в законодательстве, ни в док­трине не выработано критериев, по которым тот или иной источник права следует относить к составным частям конституции. Конституция Вели­кобритании считается неписаной, поскольку наряду с письменными до­кументами ее важной составной частью являются неписаные конститу­ционные обычаи, которые регулируют иногда несущественные, обрядо­вые вопросы заседаний парламента (например, поиски бочек с порохом в подвалах парламента, по традиции начатые еще во времена Кромвеля, или насильственное водворение председателя нижней палаты - спике­ра - на его почетное место), а иногда принципиальные вопросы (право вето монарха и др.).

Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников: статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, доктринальных источников.

Статут - акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства - монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были приняты иначе. Все законы (они в отличие от США офици­ально называются здесь актами) обладают одинаковой юридической силой (поэтому, в частности, в Великобритании нет института конститу­ционного контроля). Однако к числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Великую хартию воль­ностей (она регулировала ряд вопросов взаимоотношений монарха и под­данных, преимущественно знати), хабеас корпус акт 1679 г. (он предус­матривал некоторые судебные гарантии личной свободы), Билль о пра­вах 1679 г., акты о престолонаследии (1701 г.), об объединении с Шот­ландией (1706 г.), о парламенте (1911 и 1949 гг.), о палате общин (1978 г.), о народном представительстве, которые регулировали вопросы избирательного права (их было несколько), несколько актов о граждан­ских правах, акты о министрах короны, о местном управлении (послед­ний акт принят в 1985 г.), хотя в Англии по традиции нормы о местном самоуправлении чаще относят не к конституционному, а к администра­тивному праву. Впрочем, конституционное и административное право обычно рассматривается как единая отрасль. Одни авторы насчитывают несколько десятков конституционных актов, другие, учитывая некото­рые конституционные положения в актах, относящихся к иным отраслям права, говорят о почти трех с половиной сотнях таких законов. На деле многие акты средних веков и более позднего времени хотя и публикуются как конституционные документы, но не являются действующими: их положения поглощены или отменены более поздними документами.

Судебный прецедент - это решения по конституционным вопросам так называемых высоких судов (Апелляционного суда. Высокого суда и др.), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении ана­логичных дел. Решения судов могут быть основаны на законах и предше­ствующих судебных прецедентах (это относится к так называемым общим королевским, вестминстерским судам). Поэтому совокупность таких прецедентов получила название общего права; в нем есть и преце­денты конституционного значения. Решения судов могут быть основаны на нормах морали и этики, которые корректируют «несправедливые» правовые нормы (это относится к судам канцлера и получило название «право справедливости»). В.нем тоже есть конституционные нормы, хотя их и очень мало. В настоящее время обе эти ветви судебных решений объединяются под общим названием прецедентного права. Судебными прецедентами регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также некоторые права граждан (подданных).

Конституционные обычаи (их называют также конвенционными нормами, соглашениями) сложились в практической деятельности выс­ших органов государства (не судов). Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи опре­деляют, например, неприменение монархом права вето, порядок форми­рования правительства, существование и роль кабинета министров, ста­тус министров).

Доктринальные источники - это мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются парла­мент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулиро­вании.

Содержание конституции. В отличие от конституции США, кото­рая хотя и носит прагматический характер, но все же регулирует в систе­ме некоторые основные конституционные отношения, для британской конституции характерен крайне фрагментарный характер. Ее различные источники регулируют отдельные вопросы и нередко делают это лишь частично. Многие важнейшие вопросы (общественный строй, партии, социально-экономические права и др.) в конституционном праве не толь­ко не урегулированы, но даже не упоминаются.

По конституции Великобритания - парламентарная монархия, сложное унитарное государство с автономными единицами и особым положением некоторых исторических регионов (Шотландия и др.), госу­дарство с демократическим режимом в условиях действия двухпартий­ной системы.

Изменение конституции. Неписаная конституция Великобритании является исключительно гибкой, что позволяет постоянно и легко при­спосабливать ее к изменяющимся условиям. Но в связи с почтением к традициям это делается зачастую путем применения юридических фик­ций, без нарушения сложившихся норм. Все законы, прецеденты, кон­ституционные обычаи имеют в общем одинаковую силу (применяемый обычай имеет обязательную силу, но не подлежит защите в судебном порядке в случае его нарушения). Каких-то особых требований к порядку изменения законов, считающихся конституционными, нет. Их роль, вли­яние, сила измеряются только их авторитетом.

Поскольку в Великобритании нет отчетливо выраженного юридичес­кого разделения конституционных и иных норм, нет и деления прав, свобод и обязанностей личности на конституционные (основные) и иные. На практике содержание основных прав определяется не столько закона­ми, (хотя принят ряд специальных законов, начиная с Билля о правах 1679 г.), сколько судебными прецедентами и конституционными обычаями. Главный из принципов, сложившийся в результате этого, гласит, что граждане вправе делать все, что не запрещено правовыми нормами.

После второй мировой войны, когда у власти находилась Лейборист­ская партия, в законодательстве были зафиксированы определенные га­рантии социально-экономических прав, хотя сами эти права нигде отчет­ливо не закреплены. Речь идет о пособиях по безработице, бесплатном образовании в школе, праве на забастовку, государственной медицине и т.д. Политические права (свобода слова, собраний, митингов, демон­страций) регулируются в основном обычаями, в законодательстве эти свободы предполагаются естественно существующими, и оно устанавли­вает лишь определенные требования для их осуществления, например уведомление или разрешение полиции на проведение демонстраций, право полиции запретить на определенный срок митинги в районах, где возможны беспорядки на социальной или этнической основе, и т.д. Лич­ные права регулируются немногими законами (например, упомянутым хабеас корпус актом), но конкретное регулирование этих прав обычно связано с актами о процессуальных действиях (например, при обыске), с судебными прецедентами.

В последние десятилетия, когда у власти находятся консерваторы, некоторые положения законодательства о правах граждан ужесточе­ны - в отношении профсоюзных свобод и забастовок, некоторые ог­раничения личных прав введены в связи с актами о борьбе против терроризма.

В Великобритании действует несколько парламентских уполномоченных (комиссаров, омбудсманов), в том числе уполномоченный по делам администрации, который следит, в частности, за соблюдением прав граждан органами управления.


1. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов/ Под общ. ред. чл.корр.РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Этина.-М.: Издательство НОРМА,2003-832с.

2. Матвеева О.М., Савицкий П.И. Конституционный статус депутата в парламентах стран Западной Европы. Учебноепособие. -Екатеринбург, 1993.

3. Ю. Мишин А.А. Конституционное (Государственное) право зарубежных стран. Учебник. -М., 1996.

4. П. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Спра­вочник. -М., 1993.

5. США: Конституция и законодательные акты. -М., 1993.


В.Е.Чиркин КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Учебник

США: Конституция и законодательные акты. -М., 1993.