Закон о персональных данных последняя редакция. Закон о защите и использовании персональных данных

C 1 июля 2017 года вступил в силу закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 07.02.2017. Изменения коснулись статьи 13.11 "Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)", а также статей 28.3 и 28.4 КоАП РФ.

Ранее протоколами по таким делам занималась прокуратура, теперь их возбуждает Роскомнадзор. Причем РКН уже активно ведет проверки, начисляет штрафы по каждому пункту нарушений, а суммы возросли в десятки раз.

Если на сайте нет информации о политике конфиденциальности, индивидуального предпринимателя могут оштрафовать на сумму в 10 тысяч рублей, а компанию - на 30 тысяч. Если обработкой персональных данных будет заниматься новостной сайт без согласия своих подписчиков или интернет-магазин - без согласия клиентов, то руководителя компании или предпринимателя оштрафуют на сумму до 20 тысяч рублей, а юрлицо - до 75 тысяч рублей. Количество штрафов будет равно количеству нарушений, заплатить один раз за несколько ошибок не получится.


Кто виноват?

Согласно Федеральному закону «О персональных данных» - «персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.»

Ответственность за нарушение нового закона несут так называемые «операторы персональных данных».

Оператор персональных данных, согласно тому же закону - «государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.»

Все владельцы сайтов, на которых есть контактная форма - анкета, форма регистрации, обратной связи, подписки или просто кнопка заказа обратного звонка, запрашивающая имя и контактный номер телефона, являются операторами персональных данных и могут быть привлечены к ответственности за нарушения пунктов закона.

Вместе с тем, закон не распространяется на запись и сохранение любой личной информации, которую планируется использовать для личных или семейных нужд. Телефонная книга в смартфоне или список контактов в клиенте электронной почты не сделают вас оператором персональных данных. Но, если вы передадите эти данные лицу или организации, которая по закону, является оператором персональных данных или опубликуете сведения, это будет нарушением.


Что делать?

1. Подготовьте публичные документы о правилах и условиях обработки персональных данных и разместите их на сайте так, чтобы они были доступны с любой страницы. Это может быть уведомление, пользовательское соглашение, правила продажи или политика в отношении обработки персональных данных. Важно не название, а содержание. Не копируйте документы других компаний без обработки. Их можно использовать в качестве шаблона, но список данных и цели их использования пропишите свои.

Данные, которые могут потребоваться интернет-магазину для доставки товара, не понадобятся для оформления подписки на информационном сайте. Почему это важно - см. следующий пункт.

2. Приведите в соответствие с публичным документом сами контактные формы. Запрашивать нужно только те персональные данные, которые нужны для работы с вашим ресурсом. Подпишите, зачем просите эти данные, чтобы пользователям было комфортно их оставлять.

Запрос излишних данных может быть расценен как нарушение закона и стать поводом для штрафа.

3. Реализуйте программное решение, которое гарантирует согласие пользователя на обработку персональных данных. Это может быть чек-бокс в форме регистрации, в котором нужно поставить галочку, или кнопка согласия с условиями использования, без активации которых человек не сможет отправить сообщение или оформить заказ.

В случае, если персональные данные не предполагается публиковать, а только использовать для обработки внутри компании, явным образом ограничьте передачу персональных данных без согласия на их обработку. Согласно закону, обязанность доказать, что пользователь добровольно оставил свои данные, возлагается на оператора.

Важно! Перед получением персональных данных, которые предполагается публиковать в общедоступных источниках или передавать третьим лицам, получите письменное согласие у каждого посетителя, клиента или подписчика на их обработку, хранение и распространение.

4. Обезопасьте базу данных. Подготовьте внутренние документы, регламентирующие правила обработки и хранения персональных данных, ответственности сотрудников, имеющих к ним доступ, назначьте лицо, ответственное за безопасность персональных данных и соблюдение правил работы с ними, определенных Федеральным законом N152.

Даже в том случае, если ваш сайт обслуживает другая компания или специалист на аутсорсе, штраф за нарушение закона будет выписан на компанию или ИП, которые указаны на сайте в качестве владельца и, следовательно, получателя персональных данных.

5. Отправьте, если сайт подпадает под требования Закона, уведомление в Роскомнадзор .

Уведомление можно не подавать, если:

  • обрабатываются только данные сотрудников;
  • персональные данные получены только для исполнения конкретного договора с конкретным человеком и не будут распространяться или использоваться иным образом;
  • у вас хранятся только ФИО клиента;
  • данные опубликованы в общем доступе самим человеком или кем-либо по его поручению.

Если уверены, что отправлять уведомление не нужно, оформите всю документацию так, чтобы это было понятно и возможным проверяющим. Укажите в пользовательском соглашении, что данные открыты с согласия пользователя, но помните, что доказывать это придется вам.

По закону операторы персональных данных должны уведомить Роскомнадзор. Это нужно сделать до начала обработки данных или вскоре после. Роскомнадзор внесёт информацию об операторе в Реестр операторов персональных данных.

Кроме того, вы обязаны сообщать по запросу пользователя, какие у вас есть данные о нём, как и для чего они обрабатываются и кому вы их передавали, а также удалять данные по первому требованию лица, персональные данные которого хранятся в вашей базе.

Дополнено 04.07.2017:

Мы получили комментарий от сотрудника Роскомнадзора:

"При проверке важно, чтобы у вас на сайте можно было подтвердить согласие на сбор и обработку данных - поле для галочки или какая-то другая форма, публичный документ о целях сбора, порядке обработки персональных данных и обеспечении их безопасности, и ссылка на этот документ на форме, где собираются ПД. Персональными данными мы считаем любую информацию, которую человек оставил на сайте, даже если она недействительна - никнейм, неверный номер телефона и т. д. Штрафы уже были, в основном, за отсутствие документов с политикой в отношении персональных данных или за ошибки в них."

Пример формы регистрации на сайте РИА Новости:

Как видим, подтверждения согласия пользователя на обработку ПД в виде чек-боксов или кнопок "согласен" нет. По ссылке можно перейти на страницу с политикой конфиденциальности, где указано, что пользователь дает это согласие, регистрируясь на сайте:

Другой пример сайта, где регистрационная форма обязывает пользователя вводить несколько типов персональных данных - Avito:

Есть текст, уведомляющий пользователя, что при регистрации он принимает условия пользовательского соглашения, и ссылка на него.

Текст соглашения не содержит информации об обработке персональных данных, кроме указания, что пользователь делает свои данные общедоступными, размещая объявление на сайте.

Политика в области обработки и безопасности персональных данных на Avito размещается в разделе "Безопасность", ссылка доступна с любой страницы сайта.

Универсального совета нет. Для каждого сайта в зависимости от рода занятий - своя форма, поэтому лучше проконсультироваться в Роскомнадзоре.

С развитием цифровых технологий многие организации сталкиваются с проблемой, связанной с хранением и обработкой персональных данных клиентов. Принятый закон о персональных данных призван обеспечить права и свободы гражданина в тот момент, когда его личная информация хранится или используются в различных государственных и коммерческих структурах.

Краткий обзор федерального закона 152 ФЗ

Закон даёт определение персональным данным, согласно ему это набор информации, которая может поспособствовать идентификации лица.

К таким типам информации относятся:

  • Ф.И.О.;
  • полная дата рождения;
  • адрес ;
  • сведения о доходах;
  • сведения о социальном положении;
  • личные номера телефонов;
  • сведения об образовании;
  • банковские реквизиты;
  • данные для доступа в аккаунты;
  • личная переписка;
  • биометрические показатели.

В любой из форм должна содержаться следующая информация:

  • Ф.И.О;
  • полный адрес;
  • номер документов удостоверяющих личность;
  • дата их выдачи;
  • органы, выдавшие удостоверяющие документы;
  • полное наименование оператора;
  • адрес его регистрации;
  • цели обработки персональной информации;
  • список персональной информации, которая подлежит обработке;
  • список всех действий, которые будут производиться с предоставляемой информацией;
  • срок действия соглашения по обработке;
  • способы отзывов соглашения;
  • подпись и инициалы субъекта.

Ели субъект является недееспособным, тогда предоставить к обработке его персональные данные может законный представитель.

Ответственность за нарушение

Во многих законах присутствует статья за нарушения обработки и распространение персональных данных. Основной мерой воздействия на нарушителей является выплата денежного штрафа. Однако, в каждом из перечисленных законов присутствуют и иные санкции.

КоАП

Как уже писалось выше, нововведения коснутся размеров штрафов за административное нарушение. Минимальная сумма штрафа будет 1 500 р. для физических лиц. Самая большая сумма будет у юридических лиц и составит 75 000 рублей.

Уголовный кодекс

В уголовном кодексе за незаконную обработку сбор или распространение данных, таких как:
  • информация о частной жизни;
  • личная или семейная тайна;
  • личная переписка.

Предусмотрена ответственность в виде штрафа до 300 тысяч рублей, принудительных работ или лишения свободы до 4 лет.

Гражданский кодекс

Потерпевший субъект может обратиться в суд с иском о возмещении морального или физического вреда и понесенного убытка в связи с нарушением обработки его персональных данных. Суд определяет размер компенсации самостоятельно, однако эта сумма не имеет ограничений.

Трудовой кодекс

Работники при нарушении могут получить от работодателя выговор или замечание. В зависимости от степени причиненного ущерба работник может быть уволен. Руководитель имеет полное право уволить работника по собственной инициативе, если тот разглашал сведения, касающиеся охраняемых законом тайн или персональной информации другого сотрудника.

Видео: Закон о персональных данных в РФ: забота о пользователях или тотальный контроль?

Новой головной болью для компаний, юристов и IT-специалистов стал федеральный нормативный акт от июля 2014 № 242-ФЗ, согласно которому с сентября 2017 должны были вступить в силу изменения в Закон № 152-ФЗ «О персональных данных». В декабре 2014 вступление в силу нововведений было передвинуто на более ранний срок – на первое число сентября 2015.

Закон о защите персональных данных с 1 сентября 2018

Что является целью документа о сохранности информации? Нормативный документ о защите субъектов индивидуальных сведений изначально был принят для того, чтобы обеспечивать сохранность информации о личной жизни и регулировать работу операторов по обработке и использованию сведений о физических лицах.

Уполномоченным органом, контролирующим соблюдение положений Закона, утвержден Роскомнадзор, находящийся в составе Министерства связи, главой которого является Никифоров Николай Анатольевич, назначенный Президентом страны.

Федеральный закон с изменениями: что такое?

Каждому основополагающему нормативному акту при его утверждении присваивается определенный номер и наименование. Для того, чтобы при внесении очередных изменений не менять его установленные общеизвестные параметры принимаются федеральные законы об изменениях в основной нормативный акт. Они также позволяют проследить, когда и какие были внесены корректировки и дополнения.

Последняя редакция

Сегодня текст нормативного документа, регулирующего использование персональных сведений, по мнению экспертов и пользователей требует многочисленных доработок, так как многие его положения изложены в обобщающих вариантах без детальных пояснений. Новый закон, ужесточающий требования к операторам, стал причиной острой необходимости в разработке новых изменений, касающихся детализации отдельных понятий нормативного документа.

Закон о персональных данных с 1 сентября 2018

Необходимость в принятии корректировок в Закон озащите личных сведений связана с последними событиями (санкции со стороны стран Европы и Америки, включение РК в состав Российской Федерации, нестабильная ситуация на территории ДНР, ЛНР).

Соблюдение требований нормативного акта о сохранности личных данных россиян должны осуществляться не только при обработке информации интернет-компаниями, но и банками, работодателем, работниками полиции, в школе и в ином общественном предприятии.

О хранении на территории РФ

С внесением корректировок изменился порядок хранения персональной информации. В частности, все сведения о гражданине России должны аккумулироваться только с применением российских баз данных. Это означает, что сбор, запись, накопление, систематизация, обновление, уточнение и извлечение данных или отдельных их частей, находящихся под защитой, должно осуществляться на дата-серверах, которые располагаются на российской территории.

Исключением является обработка данных, необходимая для соблюдения условий международных соглашений (например, договор РФ и Латвийской республики о взаимодействии по гражданским и семейным делам), для осуществления правосудия, научной и литературной деятельности, для исполнения обязанностей государственных органов.

О передаче третьим лицам

Передача личных сведений третьим лицам допускается только при получении согласия ее собственников (работников организации, пользователей информационных и телекоммуникационных сетей интернета и иных). Согласие о предоставлении личных данных оформляется в любой, подтверждающей этот факт форме. Если персональные сведения обрабатываются наемными работниками, то они обязаны ознакомится с соглашением об их неразглашении в соответствии с положениями НПА и Трудового кодекса.

Закон о персональных данных с 1 января 2018 с комментариями

Обойти новое требование можно при помощи такой технической функции, как обезличивание охраняемых данных. Также в Закон о сборе личной информации не внесен никакой запрет на перенос сведений за границу. Получается, что теоретически место локализации сведений должно быть в России, но их можно хранить в продублированном виде и на иностранном сервере.

Более подробно закон о конфиденциальной информации и защите персональных данных с пояснениями о внесенных изменениях можно бесплатно изучить на справочных и правовых сайтах (Консультант Плюс, Гарант, Википедия). Там же можно скачать образец соглашения о неразглашении персональной информации.

Если же нужна только суть, итоговый анализ или краткое содержание нормативного документа, то рекомендуется прочитать реферат, также подойдет аудио- и видео-презентация на тему о персональных сведениях. В книгах можно найти перевод закона на английский язык, который будет актуальным при ознакомлении с положениями нормативного акта иностранными лицами.

Изменения и основные положения

Сегодня при заключении различных договоров или оказании услуг, которые требуют указания личных сведений требуется получить согласие о раскрытии личных сведений. Причем к личной информации относится как адрес и паспортные данные, так и иные виды, в частности, переписка в соцсетях, сведения о здоровье, регистрация в онлайн-ресурсах.

Кого касаются принятые дополнения? Новшества поставили в затруднительное положение не только компании, предоставляющие услуги с использованием личных сведений, но и их пользователей. Так как для получения доступа к услугам им теперь постоянно придется заполнять либо заявление о согласии, либо ставить обязательную галочку в пункте «Соглашение об использовании персональных данных». А это приводит только к непониманию и недоверию к оператору услуг. Так как каждый раз возникает вопрос: «Зачем нужен этот пункт? Не будет ли использовано это согласие не в моих интересах?».

Штраф: сколько заплатишь о разглашении?

Чаще всего нормативные документы о защите личной информации нарушают коллекторы, хакеры, банковские служащие, работники ЖКХ. Куда жаловаться и как могут наказать за нарушение конфиденциальности? Нарушение законодательных требований о сохранении личной информации пользователей влечет ответственность в форме штрафа, блокировки и удалении сайта, увольнения, ограничения свободы или ее лишения на срок до двух лет.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Совсем недавно вступили в силу изменения в ст. 13.11 КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ. Персональные данные с 1 июля 2017 года стали для кого-то головной болью, а кто-то на эти изменения не обратил внимания. Как выясняется при анализе поправок — зря.

Законодательство о персональных данных весьма сложное и непонятное. Но ориентироваться в нем сейчас совершенно необходимо, чтобы не попасть под крупный штраф.

Если объяснять суть изменений в двух словах, то штрафы выросли на несколько порядков (до 75 тыс. руб. за одно нарушение), а совершить правонарушение без знания закона можно запросто даже не подозревая об этом.

Поэтому давайте по порядку разбираться во внесенных и вступивших в силу изменениях, на которые многие упорно не обращают внимание.

Сперва давайте в целом поговорим о том, что такое персональные данные.

Что относится к персональным данным физического лица

Отношения, возникающие по поводу обработки персональных данных регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Ключевым понятием, вокруг которого вертится все остальное, является понятие самих персональных данных.

В соответствии с п. 1 ст. 3 указанного закона это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Из этого определения следуют два важных вывода:

  1. Субъектом персональных данных может быть только физическое лицо. Сведения о юридическом лице не являются и не могут являться персональными данными.
  2. Чтобы сведения о физическом лице признавались персональными данными, они должны позволять идентифицировать его.

С первым выводом все понятно. Со вторым возникает серьезный вопрос: при каких условиях информация, имеющая отношение к человеку, начинает рассматриваться как персональные данные? Что является персональными данными по закону?

При ответе на этот вопрос выделяют два подхода:

  1. Это только та информация, из которой можно сделать однозначный вывод о том, что речь идет о конкретном человеке.
  2. Это любая информация, которая имеет отношение к физическому лицу и позволяет выделить его из общей массы людей.

Но это теоретические подходы. Правильный выбор затруднен из-за отсутствия в законе перечня примеров возможных видов персональных данных. В определенной степени этот пробел восполняется судебной практикой.

Например, в Определении Верховного Суда РФ от 24.06.2015 № 18-АПГ15-7 указано:

«...К данным сведениям относятся фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация».

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.12.2016 N 33-26115/2016 по делу N 2-3830/2016 повторяет то же самое.

Особого внимания заслуживает информация, которую пользователи оставляют на посещаемых сайтах в сети Интернет. Анализ самой последней судебной практики (в частности, Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда № 09-АП-17574/2016 от 23.05.2016 по делу № А40-14902/2016) позволяет сделать вывод, что сведения об IP-адресе пользователя, cookie, сведения о географическом местоположении устройства пользователя и т. п. тоже считаются персональными данными.

В целом суды придерживаются первого подхода — к персональным данным относится только та информация, из которой можно сделать однозначный вывод о том, что речь идет о конкретном человеке.

Обычно это связка «имя» и что-то еще. Например, номер мобильного телефона. Или адрес электронной почты. Или те же cookie и иные метаданные.

Поэтому если на сайте есть какая-либо форма для заполнения пользователями, в которой есть поле «Имя», то вместе с передаваемыми метаданными (IP, cookie) вся эта информация будет относиться к персональным данным, а значит владелец этого интернет-ресурса является оператором их обрабатывающим.

Если совсем по-простому, то при наличии на вашем сайте формы обратной связи, то вы обрабатываете персональные данные. А если есть форма подписки, как у меня, то и подавно.

Роскомнадзор придерживается позиции, что персональные данные — это любая информация, относящаяся к физическому лицу. Такую информацию озвучивает само ведомство. Факт идентификации или неидентификации субъекта персональных данных оператором не влияет на статус данных как персональных.

Отговорка «я не обрабатывают персональные данные, я их только собираю», не сработает.

К персональным данным можно отнести любую информацию, которой достаточно, чтобы однозначно определить физическое лицо и получить о нём какую-либо дополнительную информацию. Любая организация, работающая с данными физических лиц, должна защитить информационные системы и получить документы, подтверждающие соответствие этих систем требованиям закона.

Определения

  • Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
  • Оператор персональных данных - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
  • Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Зачем России этот закон

Поводом для принятия закона о защите персональных данных стала необходимость устранения барьеров в международной торговле со странами Евросоюза . Осуществление обмена персональными данными, зачастую необходимыми при совершении сделок, возможно только между государствами, способными обеспечить соответствующую защиту передаваемой и получаемой информации. Для сравнения, в Норвегии и Франции подобные законы были введены еще в конце девятнадцатого столетия. Осенью 2005 года Государственная дума ратифицировала конвенцию Совета Европы "О защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных".

По закону каждой информационной системе, в которой хранятся и обрабатываются персональные данные, необходимо присвоить класс, в соответствии с которым будет обеспечиваться защита этих данных. Кроме того, информационные системы могут быть типовыми или специальными, и последние требуют для эксплуатации обязательного лицензирования. Специальными, например, считаются системы, содержащие информацию о состоянии здоровья и те, на основе которых предусмотрено принятие решений, порождающих юридические последствия. Иными словами, если данные из таких информационных систем, а точнее, их анализ и обработка, могут повлиять на жизнь или здоровье субъекта персональных данных. Класс специальных информационных систем определяется на основе модели угроз безопасности персональных данных в соответствии с нормативно-методическими документами регуляторов.

Как утверждали и меняли закон

Передачу персональных данных на зарубежные сервера планируется ограничить

С 1 сентября 2015 года в России вступило в силу положение, обозначенное законом ФЗ-242, которое обязывает операторов персональных данных обрабатывать и хранить персональные данные россиян с использованием баз данных, размещенных на территории РФ. В связи с тем, что отдельные термины и формулировки, использованные в данном положении, допускают различные толкования, Минкомсвязи подготовило разъяснения к нему. Перечень разъяснений доступен по .

2006-2010 годы

В июле 2006 года был принят федеральный закон №152-ФЗ "О персональных данных". Закон вступил в силу в январе 2007 года.

Что мешает соблюдать закон?

Во-первых, серьезным препятствием являются технические проблемы. Несмотря на то, что обязательство использовать шифровальные (криптографические) средства было снято в новой редакции закона, операторы обязаны использовать комплекс технических и организационных средств защиты в соответствии с классом их системы. Мало того, для организации соответствующей защиты чаще всего компании необходимо практически полностью обновить парк технических средств. Компании специализированные или имеющие соответствующий штат, могут самостоятельно внедрять системы безопасности для защиты корпоративной информации, в том числе, включающей в себя и персональные данные о контрагентах и сотрудниках. Другие компании, которые по тем или иным соображениям не желают заниматься вопросами безопасности самостоятельно, обращаются в специализированные фирмы. Но в конечном итоге выбор средств защиты ложится на плечи того, кто их оплачивает, и война экономии и безопасности неизбежна. Выполнение формальных требований ФЗ-152 не обеспечивает реальную защиту конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, от утечки и иных внутренних угроз.

Во-вторых, это проблемы с сертификацией. Ведь с точки зрения законодательства во главу угла становится не сама безопасность, а соответствие мер по защите персональных данных тем, которые определены в стандарте. И не исключено, что некоторые компании ограничатся только расходами на лицензирование. Уже сейчас, пробежавшись по первому десятку компаний из поисковой системы, которые занимаются аутсорсингом в сфере защиты информации, можно заметить, что большинство из них делают акцент не на разработку систем защиты, а на помощь в сборе документов для получения лицензии.

Третьей существенной проблемой на пути успешного внедрения закона является разбалансированность операторского рынка. В действительности необходимо различать требования безопасности, предъявляемые к разным источникам данных. Операторы данных могут напоминать в этой ситуации слепых котят - все разнообразие методов и способов защиты информации подведено регуляторами под одну гребенку, а существующие объединения на рынке решают вопросы узкого круга компаний и не отстаивают интересы участников рынка в целом.

Защита персональных данных

Хронология событий

2017

Facebook и Twitter выполнят требования российского законодательства

Крупные американские компании Facebook и Twitter выполнят требования закона «О персональных данных». Facebook планирует создать российское представительство, а Twitter перенести на территорию РФ серверы с персональными данными россиян, сообщают в ноябре 2017 года «Известия » со ссылкой на свои источники.

Минкомсвязи России хочет ужесточить процедуру согласия на обработку персональных данных

Чиновник подчеркнул, что «наши граждане зачастую дают подобного рода согласие без четкого понимания правовых последствий и возможного их в дальнейшем использования». Именно по этой причине министерство и выступило с подобной инициативой – в рамках закона усовершенствовать как саму процедуру, так и порядок дачи согласия на обработку личной информации. Более того, как отметил Соколов, на данный момент прорабатывается возможность создания государственного ресурса, на котором бы велся учет данных согласий гражданами на обработку персональной информации для того, чтобы контролировать их использование.

Минкомсвязи также предлагает на законодательном уровне разграничить и выработать подходы нормативно-правового регулирования обработки персональных данных, обезличенного массива персональных данных и результатов деятельности интернета вещей. Чиновник отмечает: «Одной из наиболее обсуждаемых проблем является, так называемые, . Действующее законодательство не содержит такого или близкого по смыслу понятия, но устанавливает, что обработка персональных данных допускается для достижения конкретных, заранее обозначенных целей, после чего они подлежат обезличиванию или уничтожению. Таким образом, в интернет-сервисах накапливается огромный массив обезличенных персональных данных, не позволяющих идентифицировать личность. Кроме того, стремительное развитие интернета вещей, различного вида счетчиков, датчиков, бытовой техники порождает значительный объем иного вида данных, которые также не могут быть отнесены к персональным данным. С учетом этого, необходимо на законодательном уровне проработать вопрос разграничения и выработать различные подходы нормативно-правового регулирования обработки персональных данных, обезличенного массива персональных данных и результатов деятельности интернета вещей. Наши предложения будут готовы в первой половине 2017 года» .

Полномочия по надзору за обработкой персональных данных россиян отдадут РКН

Участники рынка утверждают, что меры хоть и позитивно скажутся на отрасли в целом, но их явно недостаточно и они до сих пор носят слишком консервативных характер.

Постановлением правительства устанавливаются четыре уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах и требования для каждого из них. Отнесение информационных систем к тому или иному уровню защищенности производится в зависимости от вида персональных данных, который обрабатывает информационная система (специальные, биометрические, общедоступные, иные), типа актуальных угроз (1-й, 2-й, 3-й), количества обрабатываемых информационной системой субъектов персональных данных и от того, обрабатываются ли персональные данные о сотрудниках оператора.

Постановлением также устанавливается требование использования средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз.

Документ позволит операторам информационных систем, обрабатывающих персональные данные, определить требуемый уровень защищенности персональных данных, что в дальнейшем значительно упростит процедуру определения необходимых и достаточных мер по защите персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

По словам ведущего инженера по ИБ департамента системной интеграции компании "Микротест " Сергея Борисова, новое постановление Правительства сократило количество обязательных требований до 14 против 34 в предыдущем документе. "Однако, на мой взгляд, новое постановление не облегчило жизнь компаниям", - сказал Сергей Борисов. - самое обременяющее требование - необходимость сертификации СЗИ - осталось обязательным для всех ИСПДн".

"Следующий пункт - классификация ИСПДн", - продолжил он. - Если раньше оператор мог выбрать классификацию типовой ИСПДн по таблице или классификацию специальной ИСПДн по результатам модели угроз, то теперь выбора нет. Уровень защищенности всегда определяется, исходя из актуальности угроз. Оператор вряд ли сможет определить их самостоятельно - придется обращаться в вышестоящую организацию или к консультанту".

Еще одной проблемой нового постановления Сергей Борисов видит утрату юридической значимости большей части документов ФСТЭК Р и ФСБ Р, разработанных во исполнение отмененного постановления. "Без новых документов нельзя будет даже провести установление уровней защищенности. А значит, ПП №1119 пока бесполезно", - подытожил Борисов.

Сергей Борисов видит в новом постановлении Правительства потенциальный рост расходов компаний на защиту персональных данных в связи с тем, что большая часть данных, которые раньше относились в малозначительным, сейчас переведены в другую категорию, требующую более высокую степень защиты.

Эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций уверены, что в настоящее время законодательство о персональных данных не учитывает современного уровня развития интернета и существенно замедляет развитие электронной коммерции и облачных сервисов в Российской Федерации.

РАЭК продолжает настаивать на создании межведомственной рабочей группы с участием представителей интернет-отрасли, экспертов по информационной безопасности, представителями Минкомсвязи РФ, Минэкономразвития РФ, ФСБ, ФСТЭК, Роскомнадзора для более четкого формулирования позиций отрасли по вопросам законодательства и его изменения. В частности, в приведении в соответствии с международным законодательством и стандартам существующих документов и постановлений.

2011

Жилищный кодекс и персональные данные

16 июня 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 5 которого внесла очередную новеллу в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Корректировке подверглась часть 2 статьи 6 ФЗ-152, дополненная новым пунктом следующего содержания:

«5.1) обработка персональных данных необходима управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации управление многоквартирными домами, либо лицам, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом заключили договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, либо лицам, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении или собственники жилых домов заключили договоры о предоставлении коммунальных услуг, либо лицам, привлеченным на основе договоров, для осуществления расчетов с собственниками помещений в многоквартирном доме, собственниками жилых домов, нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, жилых домах и коммунальные услуги;…»

Вышеуказанный пункт дополнил ряд ситуаций, когда оператору персональных данных не требуется получать согласие субъекта на обработку персональных данных.

С одной стороны, эта поправка логично вписывается в новый правовой режим управления многоквартирными домами, который на уровне федерального законодательства закрепляет права и обязанности участников соответствующих общественных отношений и определяет специфику данных отношений. С точки зрения законодательства о персональных данных рассматриваемое изменение не вносит принципиальных изменений в существующий режим регулирования обработки и защиты персональных данных, но в определенной степени упрощает жизнь многочисленным организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, а также предоставление коммунальных услуг и осуществления расчетов с собственниками помещений.

С другой стороны, появление очередного исключения наводит на грустные мысли о целостности и применимости норм института согласия субъектов на обработку их персональных данных. В тексте поправки четко оговаривается условие отсутствия необходимости в получении согласия: обработка персональных данных происходит в связи с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации либо в связи положениями соответствующего договора. Но вышеприведенное условие фактически дублирует содержание пунктов 1 и 2 части 2 статьи 6 ФЗ-152. Таким образом, законодатель спускается от уровня регулирования типовых ситуаций (например, обработка персональных данных в связи с исполнением положений договора) до уровня регулирования конкретных ситуаций (договорных отношений в сфере ЖКУ). Кроме того, происходит девальвация значения и ценности других норм института согласия субъектов на обработку их персональных данных (в частности, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 6 ФЗ-152).

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 535056-5

Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 535056-5 предлагается привести в соответствие законодательство Российской Федерации c вступающими в силу 1 июля 2011 года нормами пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В соответствии с указанной нормой, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления.

Пунктом 2 статьи 1 вышеуказанного законопроекта уточняется порядок и условия обработки персональных данных заявителей и иных лиц в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг. В частности, предлагается закрепить в ст. 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» норму, согласно которой: «Для обработки государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных, имеющихся в распоряжении таких органов и организаций, для предоставления таких персональных данных в орган (организацию) предоставляющий государственную или муниципальную услугу по запросу заявителя, не требуется получение согласия субъекта персональных данных, по запросу которого осуществляется обработка, в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Запрос заявителя в орган (организацию) о предоставлении государственной или муниципальной услуги приравнивается к согласию такого заявителя с обработкой его персональных данных в целях предоставления органом (организацией) соответствующей государственной или муниципальной услуги.

В случае, когда для предоставления государственной или муниципальной услуги необходимо предоставление документов и информации об иных лицах, не являющихся заявителем, то при обращении за получением государственной или муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие его полномочия действовать от имени указанных лиц (их законных представителей), и выражающие согласие указанных лиц (их законных представителей) на обработку персональных данных таких лиц.»