Чему равна центробежная сила автомобиля. На наклонной поверхности сила тяжести. Как выходить из заноса на заднем приводе

В теории безопасности движения особое значение имеют понятия «остановочный путь», «время реакции водителя» и «тормозной путь».

Остановочный путь — путь, пройденный транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.

Время реакции водителя — время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по ее избежанию.

Какой самый безопасный способ по очереди?

Водители часто называют их «реагентами» и находят их идеальными для мощных автомобилей, таких как седаны и спортивные автомобили. Их скульптуры твердо придерживаются дороги, особенно при поворотах на высокой скорости. Чем быстрее вы поворачиваете, тем больше давления вы оказываете на свои шины. Если вы заходите слишком далеко, вы рискуете затормозить и потерять контроль. В дополнение к замедлению, подход становится настолько плавным, насколько это возможно. Один из способов сделать это - слегка «выпрямить» вашу траекторию в свою очередь, полностью используя ширину полосы, чтобы стать менее крутой.

Тормозной путь — путь, пройденный транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода до полной остановки.

Остановочный путь включает в себя путь, пройденный за время реакции водителя, и тормозной путь. Следовательно, на величину остановочного пути влияют и действия водителя, и поведение транспортного средства.

Однако, не пересекайте белую линию, если она не разрешена, и вид ясен. Когда вы приближаетесь к повороту, смотрите в зеркало заднего вида и замедляйтесь. Пока колеса все еще прямые, с пониженной передачей. Это позволит вам ускориться на выходе из поворота.

Подойдите к повороту плавно и немного ускоритесь, пройдя середину поворота. Если это необходимо, никогда не торможьте в повороте. При поворотах ваши шины уже подвергаются разным усилиям, торможение может сломать равновесие и заставить вас затормозить.

Вы в машине: машина ускоряется. Вы чувствуете давление на свое место силой. Фактически, эта сила появляется, потому что машина, чтобы привести вас в движение, должна преодолеть вашу инертность: если бы вы остались наедине с собой, вы остались бы неподвижно. Там машина вынуждает вас двигаться. Сила, которую она оказывает на вас, создает впечатление, что вы, наоборот, раздавлены в задней части автомобиля.

Если водитель заметил опасность на своем пути заранее и затормозил вовремя, то ему всегда хватит остановочного пути, чтобы избежать ДТП.

Но когда остановочный путь превышает расстояние до препятствия, избежать аварии за счет торможения становится невозможно.

Поэтому очень важно так наблюдать за дорогой, чтобы все опасности находились под контролем, и ни одна из них не застала водителя врасплох.

Если теперь автомобиль внезапно тормозит, вы проецируетесь вперед, по сравнению с автомобилем. Что происходит, так это то, что снова у вас есть определенная инерция: если бы вы остались позади, вы бы, как правило, продолжали свой запуск, так что у вас сложилось впечатление, что вы проецируете вперед. Кто-то извне сказал бы больше, чем машина остановила вас в вашем прогрессе. Противоположный эффект ранее.

Если автомобиль поворачивается, вы чувствуете себя выброшенным из поворота силой, называемой центробежной силой. Это ваш способ увидеть вещи, и вы находитесь внутри машины. Но кто-то извне точно не сказал бы этого. Для него у вас, естественно, была склонность идти прямо. Но в некотором роде автомобиль вмещается, потому что он поворачивается: он режет вашу траекторию. Таким образом, у вас создается впечатление, что сила выталкивает вас из поворота.

Однако добиться этого удается не всегда. В темное время суток, в условиях недостаточной видимости опасные объекты могут появиться в поле зрения слишком поздно.

Бывает и так, что водителя подводит собственное зрение — при определенных условиях глаза человека ошибочно оценивают расстояние до объектов или скорость их перемещения.

Допустим, на этот раз вы на манеже. На самом деле, для кого-то извне, мяч пошел прямо. Это вы продолжали поворачиваться во время мяча. Все это, чтобы показать, как силы инерции - это прежде всего вопрос о точке зрения. Чтобы следовать за ним, вы должны, следовательно, пройти силы, которые преодолеют вашу инерцию. Поэтому ни точка зрения не является ложной, поскольку они предсказывают те же самые эффекты. С другой стороны, говорят, что силы инерции не являются истинными силами, потому что они всего лишь вопрос с точки зрения.

Реальная сила, подобная той, которая вызывает кого-то, кто толкает вас, не меняется, когда вы меняете свою точку зрения. Вам всегда нужно думать, что кто-то толкает вас, вы хотите знать, почему вы больны, чтобы ездить? Движущие изгибы распространяют драйвер для тех, кто может ездить, и тех, кто не может.

Такой обман зрения называется оптической иллюзией. Вы должны знать, в каких случаях зрение предоставляет водителю неверную информацию.

Условия Проблема Опасность Совет
Движение в поле, степи, пустыне Искажается восприятие собственной скорости Реальная скорость вашего автомобиля значительно выше, чем вам кажется Чаще сверяться со спидометром и принудительно снижать скорость
Недостаточная видимость
(воздух непрозрачен)
Искажаются расстояния до предметов Любые предметы и объекты находятся ближе, чем вам кажется Дополнительно увеличить дистанцию, начинать торможение раньше, чем обычно
Недостаточная освещенность (сумерки, ночь, пасмурная погода) Искажается восприятие скорости встречного автомобиля Встречный автомобиль приближается быстрее, чем вы ожидаете Соблюдать осторожность при обгоне, оставлять запас расстояния при выезде на встречную полосу

Время реакции водителя

Считается, что у среднестатистического водителя время реакции находится в диапазоне от 0,5 до 1,5 секунды. Это время увеличивается, если водитель находится в состоянии опьянения, утомления или болезни, отвлекается от управления, разговаривает по мобильному телефону и т.д.

Прежде всего, каждый поворот отличается, и каждый автомобиль ведет себя по-разному на кривой. Как было сказано, каждый оборот отличается - он имеет другой радиус, разную ширину, спуск и другую поверхность. Все эти параметры очень важны. Для простоты, мы будем различать три типа углов - Это может быть нежным езды на торможении или в зависимости от скорости захода на посадку без торможения. Кроме того, средняя кривая, очень распространенная на наших дорогах, которую нужно затормозить и, наконец, закрыть, где необходимо резко замедлить ход.

Важно понимать, что центробежная сила, которая выталкивает автомобиль из кривой, значительно возрастает с увеличением скорости. Физик сказал бы, что центробежная сила зависит от массы транспортного средства, радиуса поворота и квадрата скорости. Поэтому чрезвычайно важна надлежащая выбранная скорость входящего потока!

Вместе с замедлением реакции происходит увеличение остановочного пути и повышается риск совершения ДТП.

Так, замедление реакции водителя на 1 секунду приведет к тому, что автомобиль, движущийся со скоростью 90 км/ч, при возникновении опасности проедет лишние 25 метров, прежде чем водитель нажмет на педаль тормоза.

Впоследствии этих метров может не хватить для предотвращения ДТП.

Сам поворот имеет следующие этапы. Торможение в соответствии с типом кривой, текущей ситуацией движения, условиями поверхности и сцепления. Основное правило применяется: медленно в изгиб, быстро! Привод в одной или нескольких передачах крутыми поворотами.

Во время рейда, желательно, чтобы включить как можно короче, без конечно ехать в противоположном направлении или ставит под угрозу пешеходам или велосипедистам на плече. В левом углу мы исходим от правого края и наоборот. Обратите внимание на грунтованные края и крошечные камни или обрывки скребкового материала!

Особую опасность представляет утомление водителя. Оно наступает незаметно и зачастую заканчивается тем, что водитель засыпает за рулем. В дальних поездках при первых признаках сонливости нужно остановиться и найти возможность поспать как минимум 30-40 минут.

Тормозной путь автомобиля

Величина тормозного пути зависит от многих факторов, наиболее важными из которых являются:

Не нажимайте педаль акселератора на «первую» половину прохода через кривую или торможение. Приведите автомобиль в верхнюю часть кривой. При нормальной работе, конечно, необходимо не идти в противоположном направлении и поворачивать так называемый «разрез».

Управляйте рулевым управлением и не прикасайтесь к нему с предполагаемой коррекцией направления - вы не участвуете в гонках, и это не хорошо для плавного и безопасного прохождения. Если вы выбрали правильный путь и крейсерскую скорость, автомобиль должен «взять вас» с хода. Теперь вы можете начать ускоряться. Когда и как вы можете нажать педаль акселератора, это также зависит от концепции вашего автомобиля - мы отличаем передний, задний или все четыре колеса.

  • Скорость движения;
  • Техническое состояние тормозной системы;
  • Состояние проезжей части дороги;
  • Масса транспортного средства.

Основные правила выбора безопасной скорости мы рассматривали в 10-м разделе нашего курса. Если вы затрудняетесь с ее определением, можно ориентироваться на среднюю скорость транспортного потока, в котором вы движетесь. Движение значительно быстрее или значительно медленнее транспортного потока создает серьезные опасности на дороге.

Правильный проход через кривую очень сложный. Помимо теории, важны годы практики и необходимая доза смирения. Ограничения на автомобиль можно безопасно протестировать на автодроме или на закрытой территории, где вы точно определяете конусы. Гель может быть вертикальным и горизонтальным, они могут быть положительными и отрицательными. Вертикальный опыт особенно ощущается пилотами в крутом подъеме или спуске. В случае положительных гелей мозг очищается, в случае отрицательного кровотечения. Человеческое тело гораздо более терпимо относится к так называемой горизонтальной перегрузке.

Большое влияние на величину тормозного пути оказывает состояние проезжей части. Если на скользкой дороге нажать на тормозную педаль слишком сильно, то может возникнуть ситуация, когда вращающиеся колеса остановились, а сила инерции продолжает толкать автомобиль вперед.

Такое движение, при котором ТС не катится, а скользит, называется юзом. Движение юзом приводит не к уменьшению, а к возрастанию тормозного пути, поэтому его нужно избегать.

Это происходит в разных вариантах каждого из нас, хотя и только в крошечных нюансах - каждое ускорение или торможение автомобиля. Давайте посмотрим, что может выдержать все человеческое тело. В большинстве спортивных автомобилей вы можете испытать приличное боковое ускорение, но классическая перегрузка от ускорения составляет всего 1, 5 г в самом быстром серийном автомобиле в мире. Это эквивалент ускорения от нуля до одного за две с половиной секунды. Это похоже на смехотворную ценность, но толчок в сиденье огромен.

Самые быстрые драгстеры

Это сила, против которой ваши мышцы не могут сражаться. Вдруг весит в пять раз больше, и ваше тело в шоке. Дополнительная часть этой отрицательной перегрузки будет предоставлена ​​для интенсивного торможения. И он все еще молится, чтобы драгстер не обернулся, и он не попал в бесконечные козы или светящийся шар из скрученного стекловолокна.

Важно знать!
Наиболее эффективным является торможение на грани блокировки колес. Оно требует умелого пользования педалью тормоза. На скользкой дороге, чтобы не допустить юза, нужно многократно и очень часто нажимать и отпускать тормозную педаль, не давая колесам заблокироваться.

Если автомобиль оснащен антиблокировочной системой тормозов (АБС), то она сама выполняет эту работу за водителя. В таком случае, ему остаётся только держать тормозную педаль в нажатом положении до полной остановки автомобиля.

Самолеты первого мира

Иногда случалось, что кто-то несколько секунд упал в бессознательное состояние и рухнул. Это, конечно же, привело к более поздней подготовке пилотов и разработке специальных инструментов. В течение нескольких лет экипаж из четырех человек будет уменьшен на несколько сантиметров. Непрерывное воздействие тяжелой перегрузки заставляет скелет немного рушиться. Если это вас не беспокоит, вы можете попробовать его один раз. Остальная часть трека - не забава. И мы все еще говорим о сохранении блюд для выпечки, пока вы катаетесь по гигантской скорости по ледяному каналу.

Наличие АБС улучшает управляемость и снижает вероятность заноса, однако эта система не может гарантировать предотвращения ДТП при неосторожных действиях водителя. То же самое можно сказать об использовании качественных зимних шин в холодное время года.

Тормозной путь связан с массой автомобиля следующим образом. Независимо от загрузки, торможение обеспечивают четыре колесных тормозных механизма. При увеличении массы нагрузка на них возрастает, тормоза быстро нагреваются, отчего сила трения уменьшается, а тормозной путь — увеличивается.

Формула 1 с интенсивным торможением

Если у них не было шлема, они отрывают их лицо от черепа. Если вы видели мышцы шеи и затылок пилотов Формулы-1, вы увидите один узел мышц. В противном случае это невозможно, потому что без мышечной массы организм не сможет поглотить эти силы во время двухчасовой гонки и приведет к тяжелой травме позвоночника.

Резкий рывок в истребителе

Пилоты бойцов и в настоящее время даже пилотажные летательные аппараты испытывают пиковое скопление в двузначных значениях. Даже пилоты с упражнениями высшего класса имеют очки в полном размере.

Особенно заметно это бывает на крутых или затяжных спусках. Во избежание отказа тормозов при длительном движении под уклон, нельзя постоянно использовать педаль тормоза для снижения скорости.

Чтобы скорость на спуске оставалась стабильной, каждый водитель должен владеть приемом, который называется «торможение двигателем». Если, не выключая передачу, отпустить педаль газа, то двигатель, работающий на малых оборотах, не позволит колесам разгоняться.

Максимум, достигнутый человеком

Они практикуют центрифугирование, где они проверяют свое сопротивление в безопасных условиях. Лучше проглотить или прокатиться в быстро вращающемся металлическом шкафу, чем где-нибудь в бойце. Риск потери сознания здесь намного выше. Армия пытается создать специальную спецодежду, которая препятствует проникновению крови в мозг, но природа всегда находит свой путь. В 1950-х годах он решил изучить, как улучшить устойчивость как пилотов, так и бойцов во время поездок на высоких скоростях, а также во время катапультинга.

Если на крутом спуске этого оказалось недостаточно, то нужно перевести рычаг коробки передач на пониженную передачу — скорость автомобиля снизится и в дальнейшем будет поддерживаться постоянной.

Когда автомобиль находится не на спуске, а на подъеме, у начинающего водителя могут возникнуть трудности при трогании с места. Поскольку тормозная педаль в этот момент не нажата, автомобиль может покатиться назад.

Он построил ракетные сани со скоростью до 640 миль в час. Но, как говорится, это не скорость, которая убивает вас, это внезапная остановка. Острая остановка была нарушена обоими запястьями, разорвала его позвоночник и вызвала у него временную слепоту, потому что вены в его глазах поразили все трещины. Его глаза вернулись позже, но он никогда не был таким хорошим, каким он когда-либо был.

Кратковременная перегрузка во время сноса

Эксперимент Стаппа доказал, что его можно катапультировать и выжить из самолета, летящего почти на двух швабрах. Позже он перешел от бойцов к автомобильной промышленности, и его опыт помог с развитием подушек безопасности и пассивной безопасности. Во время автомобильной аварии человеческий организм подвергается стократной перегрузке в течение нескольких миллисекунд. Многое зависит от типа, направления, частоты и воздействия конкретных органов. Это небольшая рулетка - вы можете получить ее с синяком, встряхнуть мозг или разорванный внутренний орган.

Чтобы не допустить отката, вы можете заранее задействовать рычаг стояночного тормоза, а в момент начала движения отпустить его свободной рукой.

Помимо нагрева, тормозная система не любит сырости. Если при проезде через глубокую лужу в тормозные механизмы попала вода, нужно просушить их, несколько раз активно притормозив на свободном участке дороги. Тепло, которое выделится при торможении, будет способствовать испарению влаги.

Максимальная перегрузка, которая когда-либо сохранялась

Это самая высокая зарегистрированная ценность, которую вы когда-либо выжили. Кенни повезло, и, конечно же, он сидел в машине, оборудованной защитной клеткой и другими функциями безопасности. После нескольких месяцев лечения он вернулся к рулю и даже сделал самое быстрое отборочное время.

Но эта гонка была его последней - он закончил свою карьеру и избежал смерти из ведра. И читал о том, почему «Милош» в Инсбрук. Знание сил, действующих на транспортном средстве, позволяет понять, что может произойти на дороге, как сопротивление влияет на расход топлива и почему небольшая разница в скорости определяет, будем ли мы оставаться на дороге или нет.

Важно знать!
В процессе движения водитель должен стараться избегать резких торможений, поскольку они могут привести к наезду сзади. Перед любым торможением нужно знать, что происходит позади вашего автомобиля. Для этого существуют зеркала заднего вида. Если позади идущее транспортное средство находится на близком расстоянии, чтобы не спровоцировать ДТП, нужно начинать торможение раньше,чем вы привыкли, и нажимать на педаль тормоза более плавно. Если впереди есть свободное пространство, в такой ситуации лучше всего воспользоваться торможением двигателем, вообще не прикасаясь к тормозной педали.

Дорожные условия и движение автомобиля

Как уже было сказано, состояние дороги и погодные условия существенно влияют на движение и торможение транспортного средства. На скользкой дороге создаются условия для буксования, юза и заноса автомобиля.

Чтобы не застрять при движении по рыхлому снегу, нужно заранее выбрать пониженную передачу и двигаться без остановок и резких поворотов.

При движении в гололедицу следует проезжать скользкие участки дороги без торможения и резких поворотов руля, не пользуясь педалью сцепления. При необходимости снизить скорость нужно максимально использовать торможение двигателем, которое не приводит к движению юзом и заносу автомобиля.

Важно знать!
При наезде на скользкую поверхность только одной стороной автомобиля (например, правыми колесами) любое торможение и резкий поворот руля может привести к заносу.

В начале дождя после длительной сухой погоды дорога становится очень скользкой, потому что скопившаяся на ней пыль превращается в грязь. Пока дождь не усилится и не смоет грязь с проезжей части, нужно управлять автомобилем с той же осторожностью, что и в гололедицу.

Во время сильного дождя под колесами автомобиля, движущегося на высокой скорости, может возникнуть «водяной клин», из-за чего автомобиль перестаёт слушаться руля. В таких условиях нельзя развивать скорость более 80 км/ч.

Если автомобиль все же потерял управляемость из-за водяного клина, то для снижения скорости можно использовать только торможение двигателем. При этом ни в коем случае нельзя нажимать тормозную педаль, поскольку это немедленно вызовет сильный занос.

Порыв сильного бокового ветра при выезде с закрытого участка дороги на открытый (например, из леса в поле) может привести к внезапному изменению траектории транспортного средства.

Вывод автомобиля из заноса

Занос — это процесс, при котором задняя часть автомобиля отклоняется от основной траектории вправо или влево. При сильном заносе не исключено вращение автомобиля на проезжей части и выбрасывание его за пределы дороги.

Занос автомобиля на скользкой дороге может быть вызван одной из трех причин:

  • Резким торможением;
  • Резким разгоном с пробуксовкой колес;
  • Резким поворотом руля на слишком большой скорости, которая не соответствует состоянию дороги.

Важно знать!
Для выхода из заноса необходимо в первую очередь устранить причину, по которой он возник — прекратить торможение, ослабить нажатие на педаль газа, либо повернуть руль в обратную сторону.

После того как причина заноса устранена, водителю остаётся только восстановить правильную траекторию. На разных типах автомобилей это делается по-разному.

Однако в любом случае основным действием является поворот руля в сторону заноса. Чтобы быстро повернуть руль на достаточный угол, держать его нужно немного выше середины рулевого колеса.

Важно знать!
Во время заноса можно пользоваться только рулем и педалью газа. Ни в коем случае не следует нажимать педали тормоза и сцепления.

На заднеприводных автомобилях (грузовики, а также легковые автомобили Mercedes, BMW) необходимо плавно сбросить газ и как следует повернуть руль в сторону заноса. Когда траектория начнет восстанавливаться — повернуть руль обратно на меньший угол.

На переднеприводных автомобилях (большинство моделей легковых автомобилей) нужно задать рулем нужное вам направление движения передних колес и плавно прибавить газ, чтобы отклонившаяся в сторону задняя ось не пыталась «обогнать» передние колеса.

На полноприводных автомобилях (джипы, внедорожники) нужно поворачивать руль, как на переднеприводном автомобиле, и пытаться найти такое промежуточное положение педали газа, при котором траектория начнет восстанавливаться.

Опрокидывание автомобиля

Как правило, автомобиль опрокидывается при движении по дуге. В это время на него действует центробежная сила, величина которой зависит от скорости движения и радиуса поворота.

Необходимо знать, что величина центробежной силы пропорциональна квадрату скорости. Это значит, что с увеличением скорости движения в два раза центробежная сила возрастает в четыре раза.

По этой причине автомобиль не опрокидывается при поворотах на малой скорости, когда центробежная сила не играет существенной роли — на перекрестках, во дворах и т.д.

Но там, где дорога описывает плавную дугу, водители продолжают двигаться достаточно быстро, из-за чего центробежная сила существенно возрастает и становится опасной.

Поэтому вы должны выбирать и поддерживать на закруглении дороги такую скорость, которая не приведет к опрокидыванию. В этом вам помогают дорожные знаки «Ограничение максимальной скорости» 3.24.

Важно знать!
Проходить закругление дороги нужно с постоянной скоростью или с небольшим ускорением. Торможение на повороте, когда автомобиль движется с повернутыми колесами, создает условия для возникновения заноса. Поэтому каждый раз водитель должен снижать скорость до безопасной величины в конце прямолинейного участка перед поворотом.

Риск опрокидывания зависит также от того, какую траекторию поворота выберет водитель при проезде закругления. Чем более плавной является дуга, по которой он движется, тем меньше величина центробежной силы.

В пределах полосы движения или своей половины проезжей части всегда можно сместиться немного влево или немного вправо. Чтобы не опрокинуться на критической скорости нужно еще до начала поворота направить свой автомобиль к внешнему краю закругления дороги.

Иначе говоря, если дорога уходит вправо, отклоняться нужно влево, и наоборот.

Существует и третья причина, от которой зависит вероятность опрокидывания при прочих равных условиях.

Дело в том, что любые предметы с высоко расположенным центром тяжести падают очень легко, а предметы, у которых центр тяжести смещен вниз, отличаются хорошей устойчивостью.

В этом отношении порожний автомобиль всегда устойчивее, чем груженый или перевозящий пассажиров, потому что и груз, и пассажиры размещаются выше уровня колес, а значит, общий центр тяжести у такого автомобиля поднимается вверх.

Поэтому для снижения риска опрокидывания важно соблюдать два правила:

  • При загрузке автомобиля тяжелый багаж следует размещать как можно ниже;
  • На груженом автомобиле нужно проходить закругления дороги с большей осторожностью и сильнее снижать скорость перед поворотом.

Экономия топлива

При движении по одному и тому же маршруту на двух одинаковых автомобилях разные водители израсходуют разное количество топлива. Искусство экономичной езды состоит из множества секретов. Вот несколько простых правил:

  • Поддерживайте свой автомобиль в исправном состоянии;
  • Заправляйтесь качественным топливом;
  • Используйте первую передачу только при трогании с места и на очень крутых подъемах;
  • Не затягивайте переключение передач при разгоне. Последняя по счету передача — самая экономичная;
  • Для плавного снижения скорости не пользуйтесь педалью тормоза, применяйте торможение двигателем;
  • Старайтесь избегать лишних торможений и остановок.

Важно знать!
Резкое нажатие на педаль газа всегда приводит к излишнему расходу топлива и приносит вред вашему автомобилю.
Любое торможение превращает полезную энергию, предназначенную для движения автомобиля, в бесполезную энергию, которая препятствует этому движению. Особенно много энергии теряется при резком торможении.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Время реакции, утомление

В соответствии с пунктом 10.1 Правил при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до экстренной остановки транспортного средства. Рассмотрим процесс экстренной остановки подробнее. Водитель, обнаружив опасность и оценив дорожную ситуацию, принимает решение об экстренной остановке автомобиля. Затем он переносит ногу с педали газа на педаль тормоза и нажимает ее. Время, затрачиваемое на эти действия (от обнаружения водителем опасности до нажатия на педаль тормоза) принято называется временем реакции водителя . Автомобиль все это время движется без снижения скорости.

Время реакции у различных людей неодинаково. Оно в среднем лежит в пределах 0,5-1,5 с. У одного и того же человека оно может изменяться. Так, алкоголь увеличивает время реакции в 2-4 раза . (Билет 2, в20)(Билет33,в20)

При утомлении внимание притупляется .(Билет 6,в20) В случае появления неожиданного препятствия время реакции увеличивается в несколько раз.(Билет31,в19)

Остановочный путь, торможение, занос

Остановочным путем называется расстояние, которое проходит автомобиль от момента обнаружения водителем опасности до полной остановки . Таким образом, остановочный путь включает в себя тормозной путь и еще некоторое расстояние, которое проходит автомобиль за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода до наступления максимального замедления . (Билет2,в19)

При торможении кинетическая энергия автомобиля переходит в работу трения в рабочих элементах тормозной системы (трение возникает между фрикционными накладками колодок и тормозными барабанами или дисками), а также между шинами и дорогой.

При движении автомобиля с прицепом из-за увеличения движущейся массы при прочих равных условиях возрастает значение кинетической энергии, что приводит к увеличению тормозного пути . (Билет17,в19)

Тормозной путь автомобиля (см. формулу, приведенную выше) зависит от коэффициента сцепления колес с дорогой . Если при торможении тормозная сила превысит силу сцепления колес с дорогой, то автомобиль будет продолжать движение юзом, т. е. с заблокированными (не вращающимися) колесами. Юз увеличивает тормозной путь, может привести к заносу автомобиля и его последующему опрокидыванию. К тому же автомобиль с заблокированными управляемыми (передними) колесами не реагирует на поворот руля, продолжая движение по первоначальной траектории.



Торможение с блокировкой колес чаще всего возникает на скользкой дороге . Чтобы избежать этого опасного явления, тормозить следует ступенчатым прерывистым нажатием на педаль тормоза (Билет26,в19). Как только колеса автомобиля приближаются к заблокированному состоянию, следует слегка отпустить педаль тормоза, не допустив юза, а затем нажать ее вновь.(Билет20,в19)(Билет36,в19)

Кроме того, на скользкой дороге не следует до значительного снижения скорости отделять двигатель от ведущих колес, т. е. не следует выключать сцепление или передачу. Имейте в виду, что даже летом дорога может стать скользкой. Начало дождя наиболее опасный момент. Частицы пыли, резины от колес, грязь, смачиваясь, образуют скользкую пленку, которая затем смывается с дороги усиливающимся дождем. Поэтому при начале дождя снижайте скорость и будьте особенно осторожны .(Билет24,в19)

При резком торможении под действием силы инерции происходит перераспределение нагрузки по осям (автомобиль «кивает» вперед). Нагрузка на переднюю ось увеличивается, а на заднюю ось - уменьшается. Сцепление задних колес с дорогой ухудшается, поэтому задние колеса легче затормозить и они более подвержены блокировке при резком торможении.

При возникновении заноса следует прежде всего устранить его причину. Для устранения заноса задней оси заднеприводного автомобиля, вызванного резким ускорением, следует уменьшить подачу топлива (ослабить нажатие на педаль газа) и повернуть руль в сторону заноса. (Билет3,в19)(Билет18,в19)(Билет28,в19)

Ослабляйте нажатие на педаль газа плавно, чтобы не вызвать резкого торможения двигателем, которое также может привести к заносу.(Билет19,в19)

При заносе задней оси переднеприводного автомобиля (когда задние колеса при боковом скольжении пытаются обогнать передние) рекомендуется слегка увеличить подачу топлива и корректировать направление движения рулевым колесом, чтобы выровнять (вытянуть) автомобиль вдольдороги .(Билет27,в19)

На заднеприводном автомобиле увеличение скорости только усилит занос задней оси (задние колеса пытаются обогнать передние), что может привести к опрокидыванию автомобиля.

При движении по прямой на большой скорости переднеприводной автомобиль более устойчив, так как передние ведущие колеса «вытягивают» его вдоль дороги, обеспечивая лучшую курсовую устойчивость по сравнению с заднеприводным автомобилем)

Для предотвращения опасных последствий заноса следует быстро, но плавно повернуть руль в сторону заноса, затем опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять автомобиль, чтобы не вызвать занос его противоположной оси .(Билет 4, в19)

Попав на небольшой участок скользкой дороги, не меняйте траекторию и скорость движения, чтобы не спровоцировать занос автомобиля. (Билет13,в19)

Центробежная сила на повороте

Величина центробежной силы на повороте изменяется пропорционально квадрату скорости ,(Билет37,в19) и снижение скорости приведет к уменьшению этой силы.(Билет33,в19)

Центробежная сила, наклоняющая автомобиль на повороте, условно приложена в его центре тяжести. Более устойчив автомобиль на повороте без груза и пассажиров , так как в этом случае у него самое низкое расположение центра тяжести.(Билет8,в19)

На повороте из-за действия центробежной силы (всегда направлена к наружному закруглению дороги) автомобиль может смещаться. При левом повороте возможно его сползание в кювет, при правом - выезд на соседнюю или встречную полосу. С учетом вышеизложенного выбирайте безопасные траектории прохождения поворота. При правом повороте направляйте автомобиль от левого края полосы к правому (Билет16,в19). При левом повороте - от правого края полосы к левому.(Билет32,в19)