Стандартная ширина дорожной полосы. Какой должна быть ширина дорожной полосы по гост

Согласно действующему СНиП 2.05.02-85 «Дороги для движения автотранспортных средств» ширина полос предусматривается действующей категорией дороги и может составлять 3,75 м, 3,5 м, и 3 метра.

Минимальная ширина части для авто движения при 4-х полосной эксплуатации должна составлять – 15 метров, т.е. ширина полос на этой дороге составляет 3,75 метра. В СНиП 2.07.01-89 «Городская застройка» допускается полоса равная 2,75 м. для проездов, а непосредственно для 4-х полосного движения минимальная ширина дороги должна равняться– 14-ти метрам. Что закреплено в ГОСТ Р 52289-2004: «При осуществлении разметки дорог ширина полосы движения принимается с учетом отдельной категорий дорог, что соответствует требованиям действующих строительных правил и норм. На дорогах, профиля поперечного расположения которых не отвечают требованиям действующих норм и правил в области строительства, ширина данной размечаемой полосы передвижения должна составлять не менее трех метров. Допускается уменьшать ширину дороги , либо одной ее полосы предназначенной для передвижения легковых автомобилей, до отметки в 2,75 м при главном условии введения некоторых ограничений в режим движения».

Таким образом, невозможно обеспечить незащищенное дорожное движение на большинстве улиц города. Польские водители являются одними из худших в Европе - это правда, но много вины самой дороги или полиции. Началась важная кампания «Включите мышление». Скорость убивает - может ли быть целесообразно провести аналогичную кампанию для дорожных менеджеров и полицейских подразделений, чтобы прокомментировать организацию движения?

Определение количества полос движения и полос движения

Наконец, чрезмерная ширина ремней и лицемерие дорожных менеджеров в свете фактов разрушительны на дорогах, как ускорение, или «обычная» бессмысленность водителей. Связан с Краковской городской велосипедной ассоциацией и Ассоциацией людей-Сити-Сити. Вне зоны застройки любая дорога из четырех или более полос движения, предназначенных для движения в обоих направлениях, должна иметь по крайней мере две дороги, каждая из которых предназначена для одного направления движения.

Таблица ширин полос в зависимости от категории дороги по СНиП 2.07.01-89

Расчетная скорость движения, км/ч

Ширина полосы движения, м

Число полос движения

Магистральные дороги:
скоростного движения
регулируемого движения
Магистральные улицы:
общегородского значения:
непрерывного движения
регулируемого движения
районного значения:
транспортно-пешеходные
пешеходно-транспортные
Улицы и дороги местного значения:
улицы в жилой застройке
улицы и дороги научно-производственных, промышленных и коммунально-складских районов
парковые дороги
Проезды:
основные
второстепенные
Пешеходные улицы:
основные

По расчету

Изменение количества полос в каждом туннеле более 500 м в трансъевропейской дорожной сети может происходить до ввода туннелей на расстоянии не менее 170 м в зоне разработки или не менее 270 м вне зоны разработки. В случаях, упомянутых в статье 14 3, минимальная ширина полосы должна составлять 3, 50 м, а требования § 37 и §.

Дорожное покрытие инженерной дороги должно быть не меньше, чем перед зданием. Изменение ширины полосы должно выполняться в соответствии с условиями, указанными в §. Не расширяйте полосу движения, если значение расчетного удлинения меньше 0, 20 м, а также, когда проезжая часть имеет две или более полосы, предназначенные для одного направления движения. Изменение ширины проезжей части должно производиться на кривой перехода, линии перехода или круговой дуге с большим радиусом, если она является кривой корзины, плавно без видимых краев дороги.

второстепенные
Велосипедные дорожки:
обособленные
изолированные

Тем самым, при ширине дороги менее 12-ти метров (4*3 м) говорить о использовании 4-х полос абсолютно бессмысленно. Действительно ширина 4-х полосной дороги должна составлять 14 метров в городе и около 15-ти метров за городом.

Много это либо мало? Ширина машины ВАЗ-2110 с закрепленными зеркалами составляет порядка 1875 мм, т.е. четыре авто займут 7,5 метров. Пусть между ними закреплен промежуток равный 0,5 метрам. Итого, для плотного разъезда требуется около 9-ти метров. Вот этим постулатом и пользуются разные нерадивые инспектора: четыре авто разъедутся? Разъедутся! Следовательно, 4 полосы, значит ст.12.15 п.3 или 4 КоАП. Не нужно стеснятся, нужно измерять ширину дороги.

На дуге окружности с радиусом меньше или равным 25 м, значение удлинения должно определяться для каждой полосы отдельно. Расширение полос на пересечении определяется в соответствии с условиями, указанными в §. Дорога должна иметь поперечный уклон для плавного движения воды. Двусторонняя дорога, независимо от количества полос, в прямом разрезе или в криволинейной секции, которая не требует одностороннего поперечного склона, должна иметь форму навеса, с учетом пункта. Дорога должна иметь односторонний поперечный наклон, с учетом пункта.

Изменение поперечного сечения проезжей части

Поперечный наклон дорожки должен быть сделан на кривой перехода, переходной кривой, если переходная кривая не требуется, или по круговой дуге с большим радиусом, если это кривая корзины. Изменение поперечного наклона проезжей части должно быть таким, чтобы дополнительный продольный наклон кромки дороги не превышал значений, указанных в таблице. Ось дороги в плане может состоять из прямых или кривых участков.

Измерять нужно исключительно реальную ширину. К примеру, зимой дорога сужена из-за наличия снежных отвалов. Производите замер ширины от края отвала до второго края отвала, а не ищите бордюр под ними. Не требуется принимать во внимание и уширение на местности.

Еще по теме:

Проезд перекрестка на желтый сигнал светофора
Почему в суде лишают водительских прав?
Выезд на полосу встречного движения на перекрестке с разделительной полосой
Нарушение ПДД? Прав тот, кто знает правила
185 приказ ГИБДД полезно знать водителям автомобилей

Длина прямой секции на дороге вне здания

Если позволяют местные условия, длина прямой секции на дороге вне зоны восстания стойки не должна превышать значений, указанных в таблице.

Элементы криволинейного сечения

Криволинейная секция может включать в себя дугу окружности, комбинации круговых дуг и кривых перехода, а также другие типы кривых.

Дизайн уличной проезжей части с трамвайной дорожкой

Параметры серпентина приведены в таблице: Наклон склона дорожного полотна должен быть не менее 0, 7% и не более 12%. Наклон уровня дорожного движения должен составлять не менее 0, 3%, согласно § 17 п. 3 балла. Радиусы выпуклых кривых и вогнутые градиенты при условиях, указанных в § 168, не должны быть меньше значений, указанных в таблице. Конструкция уличной проезжей части, на которой строится трамвай, также должна отвечать требованиям, указанным в главе 10 этой главы.

Эксклюзив

Автомобили от лучших производителей

В цивилизованном, развитом обществе трудно представить себе существование без автомобиля. И это касается не только мегаполисов с их перенаселенностью и избытком транспорта на дорогах, но и жителей провинциальных поселков, которые тоже не могут обходиться без автомобилей для преодоления больших расстояний.

Космический состав геометрических элементов дороги

Обеспечение требований пространственного состава дороги не должно ограничивать ее полезность.

Применение дополнительных полос для обгона

Дополнительная дорожка для обгона должна быть спроектирована слева от главной полосы. Начало и конец дополнительной обгонной полосы должны быть выполнены в виде клиньев, которые являются частью проезжей части, которая находится вне дороги с помощью горизонтальных знаков. Если в плане требуется необходимость преломления края проезжей части, минимальные значения наклона должны соответствовать значениям, указанным в §.

May 12th, 2014

В своей работе Probok.net часто упирается в нежелание чиновников принимать ответственные решения. На сей раз десяток наших предложений из программы «Переразметка» зависли в Департаменте транспорта и ЦОДД из-за их опасения согласовать ширину полос 3-3,25 метра на участках проспекта Мира, Каширского шоссе, Братеевском мосту и т.д. Есть проблемы с уменьшением ширины полос и в Московской области: например, не выходит этого добиться на Речной улице в Красногорске.

Продольный и поперечный наклон дополнительной полосы для обгона и ее конфигурация в плане должны быть адаптированы к форме полосы, где он находится. Дорожные и дорожные соединения Глава. . Жители Гируле, которые ждут ремонта Померанской улицы в курортной зоне Клайпеды, довольны своим местом жительства, но в то же время они сомневаются в том, что большое количество мер безопасности и мощности, соответствующих европейским стандартам, не вызовет непредвиденных проблем.

Член совета, Симонас Гентвилас, который был в восторге от заместителя директора администрации муниципалитета Алины Великиене, заверил, что разрешение на уличное строительство «уже в пути», но, вероятно, было бы невозможно восстановить одну улицу. Лидейкиса и Померан, поскольку государство выделит целевые средства для этой дороги с улицы. Ремонт улицы Паллари, длиной 4, 4 км, начнется на перекрестке в Мелнраге и будет реконструирован до городской границы. «Дорожное покрытие теперь полностью сломано, из-за утечки воды дорога будет от 40 до 50 сантиметров, потому что вода является врагом дороги», - объясняет дизайнер обычно местным жителям.

Ширина проезжей части Братеевского моста 13 метров. Но переразметить его с 3 полос на 4 не дают

Потому я решил написать обзорное исследование по ширине полос. Оно предназначено не столько для широкой публики («популярно» это уже сделал в хорошо иллюстрированных постах Саша Шумский Proboknet, см. и ), сколько для желающих получить «эшелонированную» и доказательную аргументацию, изучить вопрос во всех деталях.

Колакаускас, который подробно описал в каждом разделе, вызвал сомнения у жителей о варианте кольца, о котором идет речь в Мелнраге. Некоторые гирулисты сомневаются в том, что это решит проблему пробок - при попытке вырвать и второго водителя, желающего войти в так называемый турборемонт, водители по-прежнему будут заполнять улицу Памарио. «Уэст-Экспресс» уже написал, что на дороге появятся 5 новых автостоянок, а приоритет для улицы Гирулы Шлайто изменится - после ремонта улицы Памарио выход из Гируляй станет объездной дорогой.

Жители опасаются, что гонщики, которые зимуют зимой, не смогут остановиться и проскользнуть на запланированную главную поморскую улицу. Большое внимание уделяется безопасности - на практике каждый поворот будет иметь полосу для левого поворота, дорога рядом с автобусными остановками будет срезана до заборы, так что жители, покинув общественный транспорт, будут искать переправу вместо того, чтобы идти прямо на улицу.

Аргументация
1. Исследования безопасности движения доказывают, что на магистралях ширина полос 3-3,25 метра подсознательно побуждает водителя снижать скорость, тем самым успокаивая трафик и повышая безопасность. Кроме того, сужение полос с 3,75 до 3,3 метров вообще не влияет на аварийность, а сужение с 3,3 до 3 метров влияет крайне незначительно, да и то при скоростях более 80 км/ч.
Начнем с интуитивного снижения скорости. Вот данные из американского Highway Capacity Manual 2000 («Руководства по пропускной способности автомагистралей»): при снижении ширины полосы с 3,6 до 3 метров свободная скорость потока *) поэтапно снижается от 1 до 10 км/ч.

Кроме того, будет небольшое кольцо для поворота в детском саду в Гируляе, и местные жители смогут оставить машину на один час на одном из 18 парковочных мест в питомнике в течение часа. Из-за спокойного населения Гируляй обещает установить так называемый мягкий асфальт, который снижает шум от автомобилей.

Один из жителей старого Гирула был удивлен, что коленная волна, которая уже была отмечена смертью людей, не будет выпрямлена против Второго Мелнагэ. Дизайнеры утверждают, что новая улица имеет очень строгие и предопределенные пределы, поэтому они не могут сгибаться по желанию. С другой стороны, эта догадка не слишком опасна и допустима.

Ширина полосы, м Снижение свободной скорости потока, км/ч
3,6 0,0
3,5 1,0
3,4 2,1
3,3 3,1
3,2 5,6
3,1 8,1
3,0 10,6
*) Свободная скорость потока - средняя скорость легковых автомобилей, измеренная при небольших и средних потоках, когда машины едут без затруднений (для бессветофорных дорог это до 1300 авто в час на полосу). Когда количество машин больше - скорость снижается из-за уменьшения динамического габарита независимо от ширины полос.

Другая группа исследователей описала ту же зависимость в виде графика. Чем меньше ширина полосы, тем ниже интуитивно выбираемая «свободная скорость»!



Источник (Kay Fitzpatrick, Paul Carlson, Marcus Brewer, Mark Wooldridge. Design Factors That Affect Driver Speed on Suburban Streets. Transportation Research Record 1751, Paper No. 01-2163)

К сожалению, проекты часто производят низкое качество, обилие брокколи и игнорирование строительных норм. Небезопасный проход и перекресток, нет никаких шансов прокатиться на велосипеде. Начало велосипедной дорожки к реке без возможности войти на этот путь.

Четырехполосная улица заканчивается на реконструированном мосту с остальными двумя полосами движения. Двухполосная улица с односторонним движением. Деньги были вдвое шире, чем на улице. Невозможно было использовать улицу для велосипедного движения, чтобы справиться с перекрестком. Кроме того, забывают о потребностях людей с ограниченными возможностями - тротуары на входе во внутренние дворы со стороны через тротуар.

Может показаться, что снижение «свободной скорости» на 5-10 км/ч - пустяк. Но посмотрите на диаграмму ниже: при снижении скорости всего лишь на 1 (один!) км в час количество ДТП со смертельным исходом снижается на 3-8%! ().


Особенно это важно для безопасности пешеходов. Заметив пешехода за 37 метров на скорости 60 км/ч, вы, скорее всего, успеете полностью остановиться. Если ваша скорость 70 км/ч (всего на 10 км/ч больше!), машина ударит по пешеходу со скоростью 43 км/ч. А если 80 км/ч - удар будет на скорости 62 км/ч.

Мост реконструирован через Нерис. Нет никаких условий для езды по мосту через велосипед. В общем, велосипед запрещен, хотя путь для пешеходов и велосипедистов начинается сразу за мостом. Остатки старой велосипедной дорожки вдоль Нера. Четырехполосная дорога на мосту превращается в две полосы, но велосипедная дорожка не найдена. Небезопасный проход через все четыре полосы.

Единственное место, увиденное во время этой поездки, было немного лучше. Это часто практикуется в Нидерландах. Чтобы исправить этот раздел, нужно исправить несколько ошибок: удалите введенную в заблуждение марку, нарисованную на подъездной дорожке, пунктирной линией. Также необходимо организовать пересечение, чтобы велосипедисты могли безопасно войти в этот раздел. Горизонтальная маркировка для велосипедистов и водителей автомобилей в настоящее время продвигается в нарушение правил дорожного движения.


Посмотрим на график Департамента транспорта Великобритании по данным баз дорожной полиции за 2000-2009 гг.



Источник : Relationship between Speed and Risk of Fatal Injury: Pedestrians and Car Occupants (D. C. Richards Transport Research Laboratory. September 2010. Department for Transport: London.

Из-за низкой скорости не было никакой опасности. Однако, чтобы избежать таких ситуаций, маркировка необходима, т.е. устранить его. Асфальтовые отвалы в городе. Обновлены улицы четырех полос, двух улиц с шириной около 5 метров. Однако нет возможности безопасного велосипедного движения.

Небезопасное пересечение, тротуары для людей с ограниченными возможностями. Строительное техническое регулирование Здания и территории. Это было сделано даже в советское время. Однако требования закона не мешают дальнейшей установке дефекта. Недавно установленный тротуар в боковом направлении, который должен будет управляться человеком, будет использовать это состояние.

Говоря в скобках: разные исследования дают крайне разные степени риска гибели пешеходов. Чем ближе к нашему времени, тем ниже риск смерти при сопоставимых скоростях. Объяснить это можно только прогрессом систем пассивной безопасности автомобилей за 50 лет. Пластиковые бамперы, мягкие кузова, геометрия автомобилей - все это достаточно эффективно спасает жизни.

По словам дизайнеров, новые велосипедные дорожки, прерванные во многих местах, перекрестки и даже ограждения, вынуждают велосипедиста уходить с улицы. Естественно, что люди не используют трассы в этом месте, и препятствие проходит мимо газона. Колыбели, которые нельзя использовать. Желтые окрашенные прокладки, с которыми краска неоднократно перекрашивалась.

Был красный цвет для краски для тротуара, и не хватало средств для удаления сторон, которые были установлены на тротуаре. Рядом с четырьмя переулками находится улица, которая направляет транзитный транспорт в центр города. Не лучшее решение, когда у Йонавы есть обход.

Исследование Годы сбора данных Вероятность гибели пешехода
при скорости столкновения
30 км/ч 50 км/ч 70 км/ч
Anderson et al. (1997) 1978 8% 85% 100%
Ashton (1982) 1965-1979 ≈ 5% ≈ 45% ≈ 95%
Pasanen (1992) 1965-1979 6% 40% 94%
Yaksich (1964) 1958-1963 ≈ 22% ≈ 65% 100%
Cuerden et al. (2007) 2000-2007 ≈ 2% ≈ 12% ≈ 33%
Davis (2001) 1965-1979 1% 7% 51%
Hannawald & Kauer (2004) 1991-2003 4% 14% 39%
Oh et al. (2008b) 2003-2005 7% 34% 77%
Rosén (2009) 1999-2009 1,6% 8,4% 38%




Источник : Pedestrian fatality risk, Erik Rosén, Autoliv Research
Возвращаясь к примеру выше: в первом случае (исходная скорость 60 км/ч) пешеход почти вне опасности. Во втором случае (скорость 70 км/ч) шансы пешехода выжить 60%, обойтись без тяжких травм - 25%. А если начать тормозить со скорости 80 км/ч, с вероятностью 98% пешеход получит тяжелые травмы, с вероятностью 70% - погибнет. Риск гибели при ударе на 50 км/ч в 2 раза выше риска гибели при скорости 40 км/ч и в 5 раз выше риска гибели при 30 км/ч.

Итак, можно считать доказанным, что снижение средней скорости на 5-10 км/ч, которое дает сужение полос, не просто повышает безопасность пешеходов, а повышает ее очень сильно. И не только пешеходов, а и других автомобилистов: тяжесть других ДТП тоже напрямую зависит от скорости.

Кто-то может подумать, что « снижение скорости снизит пропускную способность». Во-первых, максимальная пропускная способность достигается при моментальной скорости потока 40-50 км/ч, а сужение полос дает снижение "интуитивно-комфортной скорости" только до 65 км/ч, а при скоростях 40-50 км/ч влияния не окажет. Во-вторых, сужение полос мы обычно предлагаем для увеличения их количества, так что пропускная способность не только не снизится, но даже вырастет. В-третьих, человеческие судьбы все-таки важнее сэкономленных минут.

Перейдем ко второму вопросу - количеству ДТП при уменьшении ширины полос .

Для наглядности приведем график, демонстрирующий результат «от противного» - снижение аварийности при расширении полос.



Из него видно, что наибольшие влияние имеет расширение полос с 2,1 м до 3 м - количество ДТП снижается на 0,8 на миллион автомобиле-километров. Влияние же расширения с 3 метров до 3,35 метров незначительно: снижение всего на 0,2 ДТП на миллион автомобиле-километров. Ну а разница между аварийностью на полосах 11 и 12 футов (3,35 м и 3,66 м) вообще отсутствует.

Ага, скажут противники сужения, разница между 3 и 3,35 м все-таки есть, значит полосы 3 метра опаснее! Не торопитесь. Дело в том, что эти исследования проводились на загородных дорогах с высокими разрешенными скоростями (до 100 км/ч). А в городских условиях с их низкими скоростями фактор риска ДТП из-за суженных полос куда меньше: чем ниже скорость, тем лучше водитель чувствует боковой габарит.

Неудивительно, что в последнем руководстве по проектированию дорог ассоциации NACTO прямо говорится: полосы шириной 3 м обеспечивают достаточный уровень безопасности на городских улицах, препятствуя скоростной езде. И для городских дорог с ограничением скорости 65 км/ч (40 миль/ч) рекомендуются полосы 3 метра для легковых автомобилей и 3,3 метра для грузовых автомобилей и автобусов.

2. Зарубежные нормативы и практика. Так как безопасность полос 3-3,3 метра доказана, естественно, именно такая ширина является базовой для светофорных магистральных улиц (до 80 км/ч) в большинстве развитых странах. Ширина полос на местных улицах (до 50 км/ч) в ряде стран начинается от 2,75 метров!
Сводная таблица норм по ширине полос на городских дорогах в разных странах (1995 г.)



Источник : Hall, L.E., Powers, R.D., Turner, D.S., Brilon, W. & Hall, J.W. (1995). Overview of cross section design elements. International Symposium on Highway Geometric Design Practises. Boston, Massachusetts.

Бросается в глаза жесткая корреляция ширины полос с разрешенной скоростью. Чем выше разрешенная скорость, обусловленная технической категорией дороги, тем больше необходимая ширина полосы.
- Для бессветофорных скоростных магистралей все рассматриваемые страны предписывают ширину полос от 3,5 до 3,75 метра.
- Для светофорных магистралей разница в нормативах разных стран очень значительна. Но лишь в нескольких странах - Израиле, Португалии, Великобритании, Франции, Бразилии, Венгрии, Китае, Венесуэле - требования к ширине полос на этой категории дорог столь же строгие, как к фривеям (не менее 3,5-3,75 м). А в большинстве допускаются ширины от 3 либо от 3,25 м (в Голландии даже от 2,75 м).
- Для местных улиц нижняя планка ширины полосы начинается от 2,25 м, верхняя же обычно не превышает 3,25 м (лишь в нескольких странах допускается 3,5-3,65).

Интересно, что ширина полос, влияя на безопасность конкретных дорог, не оказывает решающего значения на безопасность дорожного движения в масштабах государств . Во всяком случае, явной корреляции между нормативной шириной полос и уровнем безопасности не прослеживается. Судя по исследованию BBC 2008 года , в лидерах по безопасности в Европе были Нидерланды, где полосы одни из самых узких в Европе, и Швейцария, где они самые широкие: в обеих странах 5 погибших в ДТП на 100 тыс. жителей. С другой стороны, в Китае (полосы широченные, как в Швейцарии) и в Польше (полосы узкие, как в Нидерландах), уровень смертности в 4 раза выше - 16 и 14,5 человек на 100 тыс. жителей соответственно. Это говорит о том, что на безопасность влияет слишком много факторов, более значимых, чем ширина полос!

3. Российские нормативы и практика , к сожалению, отстают. По умолчанию в нормативах прописаны ширины полос 3,5-3,75 метра, а проектировщики разметки без разбору лепят именно такие полосы что на магистралях с расчетной скоростью 130 км/ч, что в переулках с расчетной скоростью 60 км/ч. Тем не менее ширина полос 3-3,25 метра не противоречит российским и московским нормативам и допускается ими . А полосы шириной 3-3,25 м уже давно есть на нескольких магистральных улицах Москвы, и никакого якобы повышенного уровня аварийности и смертности там не зафиксировано.
Начнем с нормативов. Для начала, надо учесть, что есть нормативы федеральные, а есть московские. Федеральных нормативов два:
- СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*»
- ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»

Московский норматив один:
- МГСН 1.01-99 (Московские городские строительные нормы 1.01-99)

Формально московский норматив не должен противоречить федеральному. Фактически же МГСН содержит целый ряд положений, которые дополняют и, скажем так, творчески обыгрывают СП и ГОСТ.

Ниже таблицы из СП и МГСН. Именно на них обычно ссылаются при подготовке проектов организации движения и нанесения разметки для разных категорий дорог.

Таблица из СП 42.13330.2011



* С учетом использования одной полосы для стоянок легковых автомобилей.
Примечания
[…]

3 Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и дорогах в больших, крупных и крупнейших городах следует предусматривать крайнюю полосу шириной 4 м […]

Таблица 9.1.3 из МГСН. Основные расчетные параметры уличной сети города


Таблица 9.1.4 из МГСН. Основные расчетные параметры магистральной сети центральной части города.



Примечания:
1. Допускается сокращение полосы движения при соответствующем обосновании. Ширину полосы движения для наземного массового пассажирского транспорта принимать 3,75 м. […]

Какие выводы можно сделать из таблиц применительно к ширине полос?


  1. Московский норматив МГСН 1.01-99 гораздо гибче , чем СП 42.13330.2011. В частности, он предусматривает «вилку» ширин, а не одно жестко зафиксированное значение.

  2. МГСН позволяет делать полосы шириной 3-3,25 в гораздо большем количестве случаев. В то время как в СП 42.13330.2011 ширины полос 3,25 нет вовсе, а ширина полос 3 метра допускается только для улиц и дорог местного значения с расчетной скоростью 40 км/ч, МГСН допускает ширину полос от 3,25 метров для всех улиц в центре города (кроме «магистральных общегородского значения I класса) и для магистральных улиц районного значения вне центра города. Расчетная скорость на этих улицах 60-80 км/ч! Ширину полос от 3 метров МГСН допускает для всех улиц и дорог местного значения вне центра, расчетная скорость - 60 км/ч.

А что же с магистралями общегородского значения I и II класса, для которых в МГСН прописана ширина полосы 3,5-3,75 м? Как ни странно, при необходимости уменьшить ширину полос можно и на таких дорогах ! Заключается эта возможность в пункте 1 Примечаний к таблице 9.1.4 МГСН, который гласит "Допускается сокращение полосы движения при соответствующем обосновании." Этот пункт активно применяется для сужения полос на общегородских магистралях Москвы I класса в центре города, что подтверждают примеры Нового Арбата и Тверской улицы (ширина полос варьируется от 3 до 3,5 м). Видимо, при наличии политической воли «соответствующее обоснование» для этих магистралей не замедлило себя ждать.

Скажу больше: это примечание к таблице 9.1.4 в Москве широко применяется не только к магистралям I класса в центре города, но и к магистралям I и II класса вне центра города. Это доказывает пример Ленинградского шоссе, общегородской магистрали I класса: ширина моста Победы всего 12,5 м, и простая арифметика подсказывает: ширина каждой из 4-х полос на мосту Победы около 3,1 м, включая выделенную полосу!


Это же доказывает и успешный опыт сужения полос на Алтуфьевском шоссе, где в 2013 году сузили полосы до тех же 3-3,2 метров.



Кстати, скоростной режим и на Ленинградском, и на Алтуфьевском шоссе - 80 км/ч.

Но и это еще не все. В разделе "Назначение и область применения" МГСН 1.01-99 прямо указано, что нормы данного нормативного акта "распространяются на вновь застраиваемые и реконструируемые территории г. Москвы". Это позволяет сделать следующие выводы:
- МГСН обязателен при строительстве новых и реконструкции существующих дорог Москвы, но не при разметке существующих дорог
- При разметке существующих дорог не меньшую юридическую силу имеет федеральный норматив ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»

Казалось бы, федеральный ГОСТ отошлет нас к неудобному и негибкому федеральному СП 42.13330.2011 с его широченными полосами 3,5-3,75. Но оговорка о допустимости уменьшения ширины полос есть и в ГОСТ Р 52289-2004! Его пункт 6.1.3 гласит: "При разметке дорог ширину полосы движения принимают с учетом категорий дорог согласно требованиям действующих строительных норм и правил. На дорогах, элементы поперечного профиля которых не соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил, ширина размечаемой полосы движения должна быть не менее 3,00 м. Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 м при условии введения необходимых ограничений режима движения."

Выводы


  • Ширина полос 3 - 3,25 м для светофорных улиц и магистралей применима и безопасна.

  • Действующие нормативные акты (как московские, так и федеральные) позволяют установить ширину полос 3-3,25 метра даже на магистралях I и II класса при условии ограничения скорости 80 км/ч.

  • Принятие такого решения в Москве - вопрос исключительно желания и воли руководства ГКУ ЦОДД и Департамента Транспорта Москвы. Принятие такого решения в Московской области - вопрос исключительно воли и желания балансодержателя (ФКУ "Центравтомагистраль для федеральных дорог, ГКУ "Мосавтодор" для областных дорог и т.д.).

  • Выражаем надежду, что эти компетентные органы власти проявят необходимую волю и используют возможности изменения ширины полос, прямо предусмотренные действующими нормативными документами (МГСН 1.01-99 и ГОСТ Р 52289-2004), подготовив соответствующие обоснования.
Несколько оговорок и рекомендаций.

  • Сужение полос должно применяться точечно и может быть использовано на дорогах практически любой категории . Основания для применения: необходимость для пропускной способности, организации парковки, успокоения трафика. Ширина полос 3-3,25 м применима и для узких улочек, и для светофорных городских магистралей, и даже отдельных участков бессветофорных магистралей. Конечно, прежде всего речь о дорогах в черте города.

  • Сужение полос не самоцель, а кампанейщина и удары по площадям недопустимы
    Мы ни в коем случае не призываем сужать все полосы на всех магистралях Москвы или области. Вряд ли разумно применять это решение на МКАД, Третьем транспортном кольце или Звенигородском шоссе.

  • Ширина полос и скорость 80 км/ч . Учитывая практику других стран, а также действующее сейчас правило «нештрафуемого превышения 20 км/ч» представляется разумным при ширине полос 3 метра ограничивать скорость на магистралях до 60 км/ч. При ширине полос 3,1 - 3,25 метра скорость на магистрали можно оставить 80 км/ч.

  • Ширина правой полосы . Правая полоса служит для перемещения общественного транспорта и/или большегрузных автомобилей, для поворота направо. Зимой в ней часто находится сгребаемый снег. Учитывая все это, правую полосу по возможности нужно делать шире (3,5 - 3,75 метра), минимально - 3,25.