Продажа конкурсной массы. Конкурсная масса и порядок продажи имущества. Кто формирует конкурсную массу

Под конкурсной массой законодательство определяет весь спектр имущества, которое на стадии открытия конкурсного производства находилось на балансе предприятия-должника. За счёт средств, вырученных от реализации конкурсной массы, осуществляется оплата сформировавшейся задолженности.

Реестр имущества, вошедшего в состав конкурсной массы формируется назначенным судом управляющим одновременно со списком кредиторов. В ряде случаев имущество должника, может быть выявлено и на стадии исполнительного производства. Оно также составит конкурсную массу.

Правовые основы формирования и исключения имущества из конкурсной массы

Конкурсная масса и порядок её формирования регламентируется 131 статьей 127 Федерального закона о несостоятельности.

В реестр включается имущество, зафиксированное на балансе несостоятельного предприятия, на стадии конкурсного производства, а также выявленное в ходе производства исполнительного. При обращении , в полном объёме оно будет использовано для погашения обязательств перед кредиторами.

Наряду с данным понятием актуально использование и иного термина – имущественная масса. Его возникновение связано с тем фактом, что в процессе судопроизводства имущество должника нередко претерпевает изменения. Этот термин используется непосредственно для обозначения имущества.

В дальнейшем возможен возврат определённого имущества должнику или наоборот внесение его в конкурсную массу. Кроме того, закон определяет и тот момент, какое имущество может быть рассмотрено для погашения долга, а в отношение какого данные меры не применимы.

Так, исключение может составить:

Таким образом, исключается из имущественной массы и осуществляется возврат любого имущества, на которое предприятие-должник прав собственности не имеет, при этом его принадлежность третьим лицам подтверждена документально.

Формирование конкурсной массы — обязанность назначенного арбитражного или конкурсного управляющего. Где можно увидеть список конкурсных управляющих, .

Особенные виды собственности предприятия-должника

Определённые требования устанавливаются и к специфическим объектам, находящимся в собственности несостоятельного предприятия. К таковым принято относить стратегически важные объекты, объекты социального назначения и составляющие культурное наследие страны. Конкурсная масса также может включать такие объекты. Для них применяется особая процедура торгов. Её порядок зафиксирован в 110 статье 127 Федерального закона.

Новый собственник при приобретении такого имущества обязан соблюдать положения 132 статьи выше названного закона, в частности ее 4 пункта. Последний заключается в обязанности нового собственника в обеспечении сохранности и целевого использования.

Кроме того, если в пределах данного имущества новый владелец решил оказывать услуги платного характера, тарификация данных услуг также должна производиться в рамках законодательства и не превышать тарифов на данный вид услуг, определённых государством.

Что должно быть включено в состав конкурсной массы

После того, как все исключения учтены, конкурсная масса в своём составе должна иметь следующие виды собственности:

После того, как конкурсная масса, за счёт которой будет производиться возврат средств кредиторов, сформирована и составлен её реестр, управляющий производит её оценку.

Для оценки управляющим могут быть привлечены специалисты в этой области, закон этого не запрещает. Оплата услуг специалистов может быть произведена за счёт имущества. Также их могут оплатить кредиторы, если иное не оговорено в законе. За основу берётся рыночная стоимость имущества должника.

После того, как оценка произведена конкурсная масса уходит на торги.

Реализация имущества: особенности организации торгов

Процедуры реализации имущества должника регламентируется 84 статьей законодательства о банкротстве. Реализация конкурсной массы – наиболее значимый момент процедуры конкурсного производства, так как является основным способом обеспечения прав кредиторов и соразмерного удовлетворения их финансовых требований.

Реализация осуществляется на открытых рынках, включая открытые торги. и предстоящей реализации управляющий обязан опубликовать в СМИ и иных официальных источниках. Сделать он это должен не позднее 30 календарных дней, до начала открытия торгов. Сведения о реализуемом имуществе также находятся в открытом доступе.

Стартовая цена выставляемого на торги имущества определяется общим собранием кредиторов на основании оценочной рыночной стоимости. Полномочия у представителя собрания кредиторов . Собранием кредиторов определяется и место организации торгов.

Небольшое дополнение на тему имущества, не входящего в конкурсную массу, на видео:

Та часть имущества, которая по итогам торгов реализована не была, продаётся публично самим конкурсным управляющим по цене, которую согласны предложить контрагенты, но не ниже ликвидационной стоимости. Примечательно, что ликвидационная стоимость также определяется независимым оценщиком. Как правило, в ходе оценки определяется как рыночная стоимость, так и цена имущества должника при ликвидации.

На объем имущественной массы существенное влияние могут оказать требования, возникающие в ходе конкурсного производства, т.е. текущие требования. Их режим в конкурсном производстве до конца не урегулирован. Они не подлежат внесению в реестр, но порядок их удовлетворения четко не определен. Можно предположить два варианта решения данной проблемы: во-первых, исполнять требование по мере наступления срока его исполнения; во-вторых, во внеочередном порядке наряду с иными внеочередными требованиями, когда управляющий перейдет к расчетам с кредиторами. Эти вопросы не уточнены в законодательном порядке.

Будучи сформированной, конкурсная масса распределяется между кредиторами в порядке очередности. Полное удовлетворение требований всех очередей кредиторов - явление в конкурсных отношениях весьма редкое. Тем не менее, теоретически это возможно. Причины такого явления могут быть различными - резкое повышение рыночной стоимости имущества должника, произошедшее после открытия конкурсного производства; недостатки в деятельности внешнего управляющего, не выявившего все имущество, находящееся у третьих лиц; проявление эффекта от внедренных внешним управляющим новых технологий либо проведенных иных мероприятий; исключение судом определенных кредиторов из числа конкурсных и т.п. Таким образом, не исключены ситуации, когда на стадии конкурсного производства, уже после формирования имущественной массы, выяснится, что у должника достаточно средств для расчета со всеми кредиторами. С одной стороны, отсутствие требований кредиторов - основание для прекращения производства по делу о банкротстве; с другой - такого основания для отмены уже принятого решения о конкурсном производстве, т.е. о ликвидации, Закон не предусматривает. Последнее позволяет сформулировать вывод, в соответствии с которым конкурсное право оканчивается ликвидацией в любом случае, за исключением исполнения обязательств должника третьими лицами; подтверждают этот вывод нормы п. 1 ст. 149 Закона. Такое правовое регулирование данной проблемы представляется достаточно спорным. В связи с этим В.В. Витрянский высказал обоснованное мнение, в соответствии с которым в Закон необходимо внести изменения, допускающие возможность "обратного хода" процедур банкротства, в частности, "среди судебных актов, принимаемых арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве (ст. 48 Закона о банкротстве), должно появиться определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению" 1 .

В ст. 146 возможность перехода к внешнему управлению (при этом речь не идет о финансовом оздоровлении) предусмотрена. Но такая возможность существует, только если, во-первых, ранее восстановительные процедуры в виде финансового оздоровления либо внешнего управления не вводились; во-вторых, данные финансового анализа подтверждают, что именно в ходе конкурсного производства появились основания предполагать возможность восстановления платежеспособности должника; в-третьих, у должника есть имущество, достаточное для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Включение в Закон норм о возможности возврата к внешнему управлению из конкурсного производства подтверждают высказывавшуюся ранее мысль о продолжниковой направленности нового Закона. В связи с этим обращает на себя внимание непоследовательность норм Закона, которая проявляется в том, что нельзя вернуться к восстановительным процедурам, если ранее они проводились, даже если доказана их успешность сейчас; если основания полагать, что восстановление возможно, появились ранее, но не были должным образом оценены (например, финансовый анализ был проведен неквалифицированно и впоследствии это доказано); если конкурсный управляющий нашел инвестора, готового предоставить средства для закупки имущества при условии возврата к внешнему управлению и т.д. Было бы целесообразно исключить из Закона препятствия для возврата из конкурсного производства во внешнее управление, если кредиторы готовы проголосовать за такое решение.

Распределение конкурсной массы, т.е. денежных средств, между кредиторами влечет погашение оставшихся неудовлетворенными требований. В соответствии со ст. 148 Закона кредиторы имеют право получить в счет неудовлетворенных требований неликвидное имущество должника. Недостатком Закона является отсутствие порядка регламентации передачи этого имущества, особенно в ситуациях, когда на него претендуют несколько кредиторов, в том числе относящихся к разным очередям.

Хотелось бы также отметить неурегулированность вопроса о проведении торгов при продаже конкурсной массы. Отсутствие детализированных правил продажи имущества в конкурсном производстве создает почву для злоупотреблений со стороны конкурсных управляющих и кредиторов и нивелирует преимущества торгов. Можно выделить следующие возможности для злоупотреблений, «заложенные» в закон о банкротстве:

    Законом не регламентирован перечень документов, необходимых для участия в торгах, что позволяет конкурсным управляющим заявлять необоснованные требования документов, при непредоставлении которых не допускать "ненужных" покупателей к торгам. В практике встречаются требования представить следующие документы: свидетельство о постановке на налоговый учет; копию бухгалтерского баланса 1 ; копию отчета о прибылях и убытках 2 ; социальный номер для покупателей - физических лиц 3 ; документ о назначении главного бухгалтера 4 ; справку налогового органа об отсутствии задолженности перед бюджетом и т. д.

    Законом не регламентировано место проведения торгов, что позволяет назначать торги в удаленном, труднодоступном месте. В результате таких действий "ненужные" покупатели опаздывают на регистрацию и не допускаются к участию в торгах 5 . Торги по Закону можно провести даже в другом субъекте Федерации.

    Закон не регулирует порядок формирования лотов. В результате возможно укрупнение лотов, т. е. представление большого количества объектов либо всей конкурсной массы как один лот, что может отпугнуть потенциальных покупателей на отдельные объекты имущества и сделать невозможной участие в торгах небольших компаний.

    Законом не регламентирован порядок предоставления заявки и документов участниками торгов и информации конкурсным управляющим участникам. Это позволяет конкурсным управляющим требовать вручения заявки представителю организатора торгов 6 , либо допускать к ознакомлению с документами, имеющими отношение к торгам только после уплаты задатка 7 , либо устанавливать плату за документацию.

Подобные недочёты могут быть решены внесением изменений в Закон либо включением в него возможности регулирования механизма торгов специальным Постановлением Правительства РФ.

В целом можно характеризовать институт конкурсной массы, и, в частности, механизм её образования и урегулирования, не до конца урегулированным. Пробелы в правовом регулировании данного института позволяют заинтересованным лицам проводить махинации, де-юре не нарушающие закон, но де-факто приводящие к незаконному обогащению их самих и третьих лиц. Механизм регулирования конкурсной массы в данное время можно повернуть в любую сторону. Поэтому представляется необходимым дальнейшее уточнение правового регулирования данного вопроса.

Конкурсная масса является источником средств для покрытия расходов, связанных с проведением конкурсного производства, и удовлетворения требований кредиторов. Величина средств от продажи конкурсной массы используется как база для расчета вознаграждения конкурсного управляющего. Возможное завышение размера сформированной конкурсной массы может быть связано с тем, чтобы получить большее вознаграждение. Сокрытие средств, составляющих конкурсную массу, приведет к уменьшению выплат кредиторам.

Источниками информации при проверке формирования конкурсной массы служат:

  • бухгалтерский баланс организации-банкрота на последнюю отчетную дату;
  • инвентаризационные описи, акты, протоколы, приказы и другие материалы инвентаризации имущества и дебиторской задолженности;
  • документы по оценке имущества;
  • промежуточный ликвидационный баланс;
  • протоколы собраний кредиторов;
  • решения и определения арбитражного суда по делам, инициированным конкурсным управляющим;
  • отчеты о реализованной конкурсной массе, произведенных расходах, погашенных требованиях кредиторов;
  • расчет вознаграждения конкурсного управляющего;
  • первичные документы и справки, послужившие основанием для совершения бухгалтерских записей, учетные регистры хозяйственных операций;
  • бухгалтерская и налоговая отчетность.

В целях проверки полноты формирований конкурсной массы необходимо проследить движение имущества и дебиторской задолженности с момента назначения конкурсного управляющего до продажи или взыскания. Здесь можно выделить следующие направления работы:

  • 1. Проверка полноты проведения инвентаризации и достоверности ее результатов;
  • 2. Анализ предпринятых мер по поиску и возврату имущества в конкурсную массу и взысканию дебиторской задолженности;
  • 3. Проверка законности порядка проведения и обоснованности результатов оценки имущества;
  • 4. Проверка правильности исчисления реализованной конкурсной массы и соблюдения порядка продажи имущества

При проверке материалов инвентаризации необходимо выяснить насколько добросовестным было ее проведение, участвовал ли конкурсный управляющий или его представители в инвентаризационной работе. Следует убедиться, осуществлялся ли надлежащий контроль при поручении этих операций работникам должника. Аудитору следует выяснить использовал ли конкурсный управляющий данные регистрирующих органов в целях выявления имущества должника и его движения. По результатам проверки достоверности инвентаризации аудитором могут быть составлены рабочие документы, характеризующие наличие имущества должника. В них следует указать не только принадлежащие должнику объекты недвижимости, а так же оспариваемые объекты, выделив их в отдельную группу. В ходе аудита объектов незавершенного строительства важно выяснить степень выполнения работ, давность консервации объекта и готовность его к продаже. При этом имеет значение фактический осмотр места строительства. Аудитор исследует источники финансирования работ, наличие и характер обязательств перед инвесторами. Под ограниченно оборотоспособным имуществом понимается имущество, предоставленное в залог. Этот раздел проверки должен быть увязан с аудитом задолженности перед кредиторами третьей очереди, обеспеченной залогом имущества должника. В отношении дебиторской задолженности следует указать на наличие и стадию судебного производства в ее отношении. Особое внимание уделяется аудиту сделок по продаже имущества в предбанкротный период.

При проверке законности порядка проведения и обоснованности результатов оценки имущества следует помнить, что квалифицированная независимая оценка имущества является одним из факторов эффективности проведения конкурсного производства. Оценка помогает определить ликвидность имущества должника для установления сроков его продажи, а также стоимость - для установления цены и составления промежуточного ликвидационного баланса. При проверке следует учитывать, что согласно ст. 12 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29.07.1998 г. стоимость, полученная в результате оценки, является рекомендуемой минимальной стартовой ценой в целях заключения сделок по отчуждению имущества. Таким образом, оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной. Принятие окончательного решения о стоимости отчуждаемого имущества относится к компетенции собрания кредиторов или комитета кредиторов должника. Данная позиция подтверждается арбитражной практикой, в частности Постановлением ФАС Московского округа от 08.08.2006 г. по делу № КГ-А41/7076-06.

В ходе аудита следует обратить внимание на правильность установления даты оценки. Целесообразно выбирать дату оценки исходя из дат, которым Закон о банкротстве придает особое юридическое значение. Аудитор обращает внимание на вид оцениваемой стоимости имущества: рыночная или ликвидационная. Аудитору необходимо проанализировать обоснованность выбора режима ликвидации. При ускоренном режиме уменьшаются затраты на содержание и хранение имущества, но есть вероятность получить меньшую выручку. Упорядоченный (обычный) - дает возможность получения большей выручки, но и влечет большие расходы.

При проверке правильности исчисления средств от продажи конкурсной массы и соблюдения порядка продажи имущества следует помнить, что в сумму реализованной конкурсной массы включается не балансовая стоимость, а фактическая цена продажи имущества. При проверке продажи имущества обращают внимание на следующие вопросы:

  • соответствие фактических цен реализации имущества и дисконта по дебиторской задолженности величинам, утвержденным кредиторами;
  • документальное оформление и отражение в учете операций по продаже имущества и взысканию дебиторской задолженности.

После проведения проверки обоснованности записей на счетах бухгалтерского учета по первичным документам представляется возможным осуществить проверку правильности составления учетных регистров. В свою очередь правильность их заполнения практически обеспечивает достоверность показателей ликвидационного баланса и отчета конкурсного управляющего.

Типичными недостатками документального оформления и учетного отражения операций по формированию конкурсной массы являются следующие:

  • формальный подход к проведению инвентаризации;
  • неполное и небрежное документальное оформление (отсутствие договоров, счетов, накладных, актов приема-передачи);
  • отсутствие актов списания имущества и дебиторской задолженности, нереальных ко взысканию или продаже, либо погрешности при их оформлении;
  • наличие нереализованных и неописанных активов в учете к моменту завершения конкурсного производства;
  • расхождение цен реализации с ценами, утвержденными собранием кредиторов;
  • включение в конкурсную массу дважды одного и того же актива (например, в счет погашения дебиторской задолженности получены материальные ценности, которые в последствии проданы);
  • включение в конкурсную массу векселей до оплаты их денежными средствами;
  • отступление от требований Закона о банкротстве и решений, принятых кредиторами при проведении торгов.

Конкурсная масса представляет собой источник средств для проведения расчетов с кредиторами. От эффективности работы конкурсного управляющего по формированию средств в конкурсной массе зависит результативность конкурсного производства и процент удовлетворения требований кредиторов.

В процессе реализации конкурсная масса преобразуется в денежные средства для погашения долговых обязательств перед кредиторами. Это окончательный этап ее формирования. Именно деньги являются наиболее стабильной формой воплощения конкурсной массы. Таким образом, в процессе формирования конкурсной массы она трансформируется из состояния имущества и прав в деньги. Чаще всего это происходит на открытых электронных торгах, организованных арбитражным управляющим. Значение данного этапа в процессе признания несостоятельности сложно переоценить, так как от успеха торгов во много зависит размер погашенных должником долговых обязательств. Формирование конкурсной массы физического лица При банкротстве гражданина он проходит стадии реструктуризации и реализации имущества. Именно на последнем этапе происходит формирование конкурсной массы физического лица в целях ее дальнейшей реализации.

Формирование конкурсной массы при несостоятельности

Формирование конкурсной массы предприятия Когда кредиторы предприятия посчитали, что реабилитационные процедуры в отношении него неэффективны, то они могут установить в отношении компании этап конкурсного производства. Если суд утвердит соответствующее ходатайство, то это означает, что предприятие получило официальный статус банкрота.После завершения процессов формирования и распределения конкурсной массы, компания ликвидируется и подлежит исключению из реестра юридических лиц. В состав конкурсной массы предприятия входят:

  1. Основные средства предприятия: транспорт, оборудование, предметы, используемые в производственной деятельности, здания и сооружения, дороги, коммунальные сети, инженерные сети, инструменты и транспорт.

Что такое конкурсная масса и из чего она формируется

Важно

Управляющий подает объявление в газету или специализированной онлайн-площадке и продает телевизор заинтересованному лицу за 20 тыс.р. Вырученные от продажи деньги включаются им в конкурсную массу. В отношении имущества дороже 100 тыс.р. управляющий организует торги.


Все торги по банкротству сейчас проводятся в формате электронного аукциона на специализированных площадках. О месте и времени проведения торгов управляющим размещается информация в открытом доступе. В торгах вправе принять участие все желающие, обладающие ЭЦП и прошедшие предварительную регистрацию (иногда требуется внесение задатка).
Первоначально все имущество выставляется по оценочной стоимости с шагом на повышение. Если первый этап не привел к продаже, первоначальная оценка снижается на 10-15% и имущество вновь выставляется на торги.

Статья 131. конкурсная масса

Такое изменение состава подлежащего продаже имущества производится по инициативе физического лица, которое вправе ходатайствовать об исключении части собственности. При этом окончательное решение об изменении состава конкурсной массы принимает арбитражный суд. В задачи финансового управляющего входит принятие комплекса мер по розыску и возврату отчужденного с нарушениями имущества для пополнения конкурсной массы.
Для чего он использует законные рычаги для возврата обязательств других физических лиц перед должником и анализирует сделки, совершенные им за предшествующие банкротству три года. Все дарственные и договора купли-продажи в пользу родственников могут быть аннулированы, а отчужденное по ним имущество – возвращено для целей реализации.

Порядок продажи имущества должника при конкурсном производстве

Однако лицо может исключить часть средств из этой массы:

  • Средства, нужные для покупки продуктов или составляющие прожиточный минимум.
  • Деньги, нужные для обеспечения иждивенцев (нетрудоспособные супруги, дети, не достигшие 18 лет).

К СВЕДЕНИЮ! На основании судебного решения из КМ могут исключаться деньги, нужные для аренды жилья. Как составить заявление об исключении объектов из КМ Исключение из массы выполняется на основании ходатайства. Направляется оно в арбитражный суд, который разбирает дело о банкротстве.

Заявление включает в себя эти сведения:

  • Шапка документа: реквизиты суда, ФИО истца и контактные данные, номер дела о несостоятельности.
  • Дата последней инвентаризации, описи собственности управляющим.
  • Перечень собственности, которую нужно исключить из массы.

Что такое конкурсное производство в процедуре банкротства

Внимание

Информацию по сделкам арбитражному управляющему должен предоставить сам банкрот, но скрыть эти сведения вряд ли удастся: по закону они подлежат обязательной регистрации в Росреестре и других контролирующих инстанциях. Может даже дойти до возбуждения в отношении должника дела по статье фиктивное банкротство. Например, он дал в долг другому физическому лицу крупную сумму, а в установленные сроки не стал требовать свои деньги назад, что привело к невозможности погашения текущих платежей по кредиту и другим обязательствам.


Это дает основания полагать, что должник умышленно создал ситуацию для ухудшения своего материального статуса. В общую имущественную массу управляющий может включить имущество, которое находится у 3-их лиц без правовых оснований; залоговую собственность; средства, которые были выручены в результате реализации дебиторской задолженности.

Реализация имущества при признании гражданина банкротом

Инфо

Ее этапы:

  1. Опись и оценка финансовым управляющим имущества. Устанавливаются объекты, которые можно продать, а также, которые не подлежат реализации.
  2. Управляющий представляет в суд, утвержденный на собрании кредиторов отчет, в котором описаны сроки, условия, порядок реализации имущества и его стоимость.
  3. Сам процесс продажи. Для этого существуют специальные процедуры: публичные торги, если иное не предусмотрено кредиторским собранием или арбитражным судом.

На открытых торгах в обязательном порядке продаются драгоценности, объекты роскоши стоимостью от 100 тыс. руб. и недвижимость независимо от стоимости.
  • Если все имущество продано и средств все равно не хватило на выплату долгов, обязательства должника считаются выполненными. Но при этом следует учесть, что долги ИП по потребительским кредитам не списываются и переходят к нему как к физическому лицу.
  • Порядок реализации имущества должника на стадии конкурсного производства.

    Реализация имущества: особенности организации торгов Процедуры реализации имущества должника регламентируется 84 статьей законодательства о банкротстве. Реализация конкурсной массы – наиболее значимый момент процедуры конкурсного производства, так как является основным способом обеспечения прав кредиторов и соразмерного удовлетворения их финансовых требований. Реализация осуществляется на открытых рынках, включая открытые торги.

    Информацию о банкротстве и предстоящей реализации управляющий обязан опубликовать в СМИ и иных официальных источниках. Сделать он это должен не позднее 30 календарных дней, до начала открытия торгов. Сведения о реализуемом имуществе также находятся в открытом доступе.
    К реализации на торгах не допускается лишь то имущество, в отношении которого законодательством установлен конкурс.

    Как совершается реализация имущества при банкротстве

    Она применяется к должнику, уже признанному банкротом и преследует цель соразмерно удовлетворить кредиторские требования. Конкурсная процедура вводится в таких случаях:

    • непосредственно арбитражным судом, если он откажет в утверждении плана, представленного должником для погашения долгов и санации предприятия, или отменит его;
    • по ходатайству арбитражного управляющего соответственно результатам рассмотрения плана погашения долгов на собрании кредиторов;
    • если нарушен порядок кредиторского собрания, на котором рассматривался вопрос утверждения плана или если им не одобрен план и сразу принято решение о реализации имущества;
    • нарушение мирового соглашения.

    В процедуре банкротства стадия реализации имущества называется конкурсным производством, она вводится решением арбитражного суду и длится не более 6 мес. с возможностью продления еще на 6 мес.

    Конкурсная масса — особенности формирования и реализации

    Для того чтобы была возможность контролировать эффективность процесса, конкурсный управляющий перед каждым плановым созывом собрания готовит отчет о проделанной работе. Данные отчеты предоставляются суду, когда рассматривается будет ли завершена или продлена процедура конкурсного производства. Так, если на собрании большинство проголосовало за не целесообразность продления конкурса ввиду удовлетворения требований кредиторов или недостаточности финансирования (по иным причинам), суд изучает отчет управляющего с результатами деятельности, подтверждает итоги собрания кредиторов, выносит соответствующее определение.

    С этого дня конкурсное производство считается завершенным. Спустя пол года после вынесения соответствующего определения, судья отправляет его в орган, осуществляющий гос. регистрацию юридических лиц.

    Оценка имущества при банкротстве физического лица

    Так, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 18.03.2014 по делу N А49-154/2013 указано: «Оценив предложение залогового кредитора по установлению цены отсечения в размере 70%, суд первой инстанции пришел к выводу, что предложение залогового кредитора не отвечает целям конкурсного производства и балансу интересов всех лиц, участвующих в деле о банкротстве, поскольку имущество выставляется на торги с целью его реализации, а прекращение торгов при снижении цены до 70% от начальной не способствует цели его реализации, предусмотренной Законом о банкротстве (с выводами суда первой инстанции согласились суды апелляционной и кассационной инстанций).

    Конкурсную массу составляет, как правило, все имущество банка, имеющееся на день открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.

    Формирование конкурсной массы является одной из основных функций конкурсного управляющего.

    Цель формирования конкурсной массы - удовлетворение из нее требований кредиторов.

    В соответствии с действующим законодательством конкурсная масса охватывает не только имущество кредитной организации , имеющееся в наличии на день открытия конкурсного производства, но и имущество, выявленное в ходе конкурсного производства .

    В конкурсную массу могут входить здания, сооружения, земельные участки и иные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу (ст. 130 ГК РФ). Значительную долю в конкурсной массе нередко составляет движимое имущество. К нему относятся автомобили, банковское оборудование, права требования, основанные на кредитных договорах, ценные бумаги (акции, облигации, векселя).

    Вместе с тем следует знать, что не могут быть включены в конкурсную массу некоторые виды имущества, например, имущество, составляющее ипотечное покрытие банка, и имущество, изъятое из оборота (ст. 131 Закона о несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ. 2002 г.).

    В случае если должник осуществлял в соответствии с Законом N 152-ФЗ эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, конкурсный управляющий обязан открыть отдельный счет в банке или иной кредитной организации для зачисления на него денежных средств, составляющих ипотечное покрытие и поступающих в ходе конкурсного производства во исполнение обязательств, права требования по которым составляют ипотечное покрытие, а также открыть специальный ипотечный счет для зачисления на него денежных средств, поступающих в ходе реализации ипотечного покрытия. Со специального ипотечного счета осуществляются выплаты кредиторам - владельцам облигаций с соответствующим ипотечным покрытием, а также оплата текущих обязательств, связанных с реализацией ипотечного покрытия

    Осуществляя поиск, выявление и возврат имущества банка, конкурсный управляющий направляет запросы в органы, регистрирующие имущество, чтобы получить сведения о наличии или отсутствии у банка в собственности того или иного имущества. Он также обращается в судебные учреждения, чтобы выяснить наличие в производстве дел с участием банка. В налоговых органах и Банке России запрашиваются отсутствующие в банке бухгалтерские и иные документы, необходимые для обеспечения возврата имущества от третьих лиц. В случае выявления сделок, условия которых существенно, в худшую для банка сторону, отличаются от обычно устанавливаемых условий, конкурсным управляющим подаются иски в суд о признании таких сделок недействительными. Принимаются другие меры по защите прав и законных интересов банка и его кредиторов, предусмотренные законодательством.

    Расчеты с кредиторами банка осуществляются денежными средствами. В этой связи материальные объекты и права (требования) подлежат продаже.

    Продажа имущества кредитной организации представляет собой очень важный этап конкурсного производства, направленный на реализацию имущества с целью получения наибольшей выручки.

    Продажа имущества кредитной организации осуществляется в соответствии со следующими принципами :

    1) соблюдение при совершении сделок прав и законных интересов кредиторов кредитной организации;

    2) транспарентность (прозрачность) сделок;

    3) доступность процесса заключения сделок для максимального количества желающих;

    4) заключение сделок по максимально высокой цене

    Процесс продажи имущества строго регламентирован законодательством о несостоятельности , состоит из определенных процедурных этапов, основные из которых регламентируются Законом «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. (см. ст. 139, ст. 110).

    Продажа имущества банка осуществляется после проведения инвентаризации и оценки имущества кредитной организации , которые позволяют выявить состав имущества кредитной организации, его ликвидационную стоимость, а также спрогнозировать размер денежных средств, на которые продавец мог бы рассчитывать при благоприятной конъюнктуре.

    Продажа имущества банка проводится, как правило, на открытых торгах в форме аукционов. Без торгов с согласия собрания (комитета) кредиторов может продаваться движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 100 тыс. руб. Организатором торгов является конкурсный управляющий или по договору с ним специализированная организация. Сообщение о продаже имущества с торгов публикуется в газете «Коммерсант» не позднее 30 дней до начала торгов.

    При продаже имущества кредитной организации права требования по договорам займа, кредита и факторинга могут быть выставлены на торги единым лотом (продажа кредитного портфеля кредитной организации ).

    Единым лотом также может быть выставлено на торги имущество, переданное кредитной организацией по договорам лизинга с одновременной уступкой прав требований по таким договорам.

    Начальная цена имущества, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания (комитета) кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика (норма общего закона о несостоятельности (банкротстве), действует для всех организаций).

    Конкурсный управляющий обязан предоставлять сведения о формировании и использовании конкурсной массы собранию (комитету) кредиторов в составе отчета о своей деятельности (ст.50.22 Закона).