Предоставление отпуска гражданскому служащему. Отпуск для госслужащих. Что нового? Отпуск гражданским служащим предоставляется продолжительностью не менее

" № 7/2016

На какие отпуска имеют право гражданские служащие? Как исчисляется общая продолжительность ежегодного отпуска сейчас и как будет исчисляться с августа 2016 года? Какой порядок предоставления ежегодных отпусков установлен для служащих с начала 2016 года? Каковы условия перенесения отпуска на следующий год? В каких случаях отпуск может быть заменен денежной компенсацией?

С января 2016 года уже вступили в силу изменения, уточняющие порядок предоставления отпуска гражданским служащим. А со 2 августа начнут действовать другие новшества, которые касаются продолжительности всех видов оплачиваемых отпусков для госслужащих (основного ежегодного, отпуска за выслугу лет, а также отпуска за ). Будет устранен правовой пробел в части установления предельной продолжительности отпуска последнего вида (ранее отсутствие такой нормы приводило к сильной дифференциации условий прохождения гражданской службы в различных государственных органах). В статье расскажем, в каком порядке предоставляются и будут предоставляться с учетом изменений отпуска гражданским служащим.

Виды и продолжительность отпусков в настоящее время

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) служащему предоставляется с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Такой отпуск состоит из основного оплачиваемого и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Сейчас продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в соответствии с п. 3 и 4 ст. 46 Закона № 79-ФЗ составляет:

  • у служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, – 35 календарных дней;
  • у служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, – 30 календарных дней.

Дополнительные отпуска представим в виде схемы.

Исчисление общей продолжительности отпуска

Говоря об исчислении и порядке предоставления ежегодного отпуска, отметим, что согласно ст. 73 Закона № 79-ФЗ вопросы, не урегулированные этим законом, регламентируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В связи с этим сразу обратимся к ст. 120 ТК РФ, в соответствии с которой при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Так же исчисляется отпуск для гражданских служащих, однако в действующей пока редакции ст. 46 Закона № 79-ФЗ установлены некоторые ограничения, в частности при суммировании основного отпуска с отпуском за выслугу лет.

Согласно ч. 6 ст. 46 при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск суммируется с дополнительным за выслугу лет. Но при этом для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для замещающих должности иных групп – 40 календарных дней.

Остальные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия службы предоставляются сверх указанного отпуска, то есть сверх 40 и 45 календарных дней.

К сведению

Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за 2 года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать 6 месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год (ст. 322 ТК РФ).

Продолжительность отпусков по-новому

Итак, в соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 № 176-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 176-ФЗ) с 02.08.2016 всем гражданским служащим (независимо от занимаемой должности) ежегодный основной оплачиваемый отпуск будет предоставляться одной продолжительности – 30 календарных дней.

По-другому будет исчисляться и отпуск за выслугу лет.

Таким образом, сейчас ч. 6 ст. 46 Закона № 79-ФЗ содержит ограничение общей продолжительности ежегодного отпуска не более 45 или 40 календарных дней, а согласно новой редакции данной части при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск просто суммируется с дополнительным за выслугу лет. Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия гражданской службы предоставляются, как и прежде, сверх основного отпуска.

Еще одно существенное изменение касается отпуска за ненормированный служебный день. И если сейчас в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона № 79-ФЗ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и не может быть менее 3 календарных дней (аналогично норме ст. 119 ТК РФ), то в новой редакции ч. 6.1 ст. 46 Закона № 79-ФЗ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день составляет 3 календарных дня.

К сведению

В связи с тем, что ч. 5 ст. 45 Закона № 79-ФЗ с 02.08.2016 утратит силу, перестанут действовать и Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1090.

Кроме этого, сейчас ч. 4 ст. 45 Закона № 79-ФЗ установлено, что если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа. По новым правилам такого права у служащих уже не будет.

Обратите внимание

Исчислять в соответствии с новыми правилами продолжительность оплачиваемых отпусков представителям нанимателя нужно будет после вступления Закона № 176-ФЗ в законную силу, то есть с 02.08.2016 и начиная с нового служебного года служащих. Не использованные на момент вступления в силу данного закона отпуска, их части или право на их компенсацию за служащими должны быть сохранены.

Порядок предоставления ежегодных отпусков

А теперь рассмотрим, какой порядок предоставления ежегодных отпусков уже действует для служащих с 10.01.2016.

Федеральным законом от 30.12.2015 № 418-ФЗ в первую очередь была исключена ч. 8 ст. 46 Закона № 79-ФЗ, согласно которой по заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск мог предоставляться по частям (с продолжительностью одной части отпуска не менее 14 календарных дней). По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему могла предоставляться часть отпуска иной продолжительности.

При этом ст. 46 Закона № 79-ФЗ была дополнена ч. 9.1, 9.2 и 9.3, уточняющими порядок предоставления служащим ежегодных отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска (их части).

Минтруд в Письме от 21.03.2016 № 18-4/10/В-1771 в связи с внесенными изменениями и на основании вопросов работодателей уточнил информацию о предоставлении служащим ежегодных оплачиваемых отпусков.

Итак, согласно п. 9.1 Закона № 79-ФЗ минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется этот отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. Причем хотя бы одна из частей отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

Обратите внимание

В силу ч. 2 ст. 122 ТК РФ право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый служебный год возникает у служащего по истечении 6 месяцев его непрерывной профессиональной служебной деятельности на должности государственной гражданской службы в данном государственном органе. По соглашению между представителем нанимателя и служащим оплачиваемый отпуск может быть предоставлен ему и до истечения 6 месяцев. Категории лиц, которым оплачиваемый отпуск по их заявлению должен быть предоставлен до истечения указанного срока, определены ч. 3 ст. 122.

Отпуск предоставляется служащему на основании графика отпусков. Согласно ч. 2 ст. 123 ТК РФ утвержденный на очередной календарный год является обязательным как для представителя нанимателя, так и для гражданского служащего.

Представитель нанимателя не позднее чем за 2 недели до начала отпуска обязан извещать служащего о времени начала отпуска под роспись (ч. 3 ст. 123 ТК РФ).

ТК РФ и Законом № 79-ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск должен или может быть перенесен на иной срок, чем утверждено графиком отпусков. Отпуск может быть перенесен по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, а также при возникновении (в случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ) обстоятельств, не зависящих от воли сторон.

Исходя из норм ст. 124 и 125 ТК РФ неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть перенесены по желанию гражданского служащего на иной срок, чем установлено графиком отпусков, в том числе на следующий год.

По инициативе представителя нанимателя допускается переносить только ту часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность такого отпуска (28 календарных дней), установленную ч. 9.1 ст. 46 Закона № 79-ФЗ, и только в случаях и в порядке, которые определены ч. 9.2 данной статьи.

В соответствии с ч. 9.2 в исключительных случаях, когда предоставление гражданскому служащему отпуска в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя (уполномоченного им лица) и с письменного согласия служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год.

Такое решение представителя нанимателя оформляется письменно. Но перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется. Перенесенная часть должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.

Денежная компенсация

В силу ч. 9.3 ст. 46 Закона № 79-ФЗ по письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части могут быть заменены денежной компенсацией.

Имейте в виду, что согласно ч. 2 ст. 126 ТК РФ при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

По норме той же ст. 126 не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска трудящимся во вредных и (или) опасных условиях. Компенсировать можно будет часть, превышающую 7 календарных дней отпуска за работу во вредных условиях, если такая возможность, порядок и размеры компенсации установлены отраслевыми соглашениями, коллективными договорами (ст. 117 ТК РФ).

К сведению

Под служебным годом понимается временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления (назначения) на должность гражданской службы в соответствующий государственный орган. Если какие-либо периоды времени согласно ч. 2 ст. 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы для отпуска.

В соответствии с ч. 13 ст. 46 Закона № 79-ФЗ при прекращении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы служащему выплачивается денежная компенсация за все дни неиспользованных отпусков, если она не была выплачена в период прохождения службы, включая дни отпуска, в отношении которого установлена обязательная минимальная продолжительность его использования (ч. 9.1 ст. 46).

Таким образом, использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска – в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении. По письменному заявлению служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия).

В заключение еще раз обратим внимание на то, что же нового появилось в порядке предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков гражданским служащим с начала 2016 года.

Во-первых, служащие уже не смогут накапливать отпуска и должны использовать за текущий служебный год минимум 28 календарных дней.

Во-вторых, отпуск по инициативе работодателя может быть перенесен на следующий год только по уважительным причинам, при этом перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который предоставляется.

В-третьих, часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией.

А с 02.08.2016:

  • всем служащим независимо от занимаемых должностей будет предоставляться отпуск в размере 30 календарных дней;
  • всем служащим, работающим в режиме ненормированного служебного времени устанавливается фиксированный дополнительный отпуск в размере 3 календарных дня;
  • изменится порядок исчисления дополнительного отпуска за выслугу лет.

При этом представителю нанимателя нужно учитывать, что использование служащим в текущем году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 дней, не лишает его права на использование их в дальнейшем или на компенсацию при увольнении. А что касается последних изменений, если на момент вступления их в силу у служащих будут иметься неиспользованные отпуска, право на их использование или на компенсацию сохранится.

«О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

«О направлении уточненной информации о предоставлении государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 № 418-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Для отдельных категорий муниципальных служащих с 12 мая 2017 года вступили в силу ограничения длительности отпусков. Однако, несмотря на изменения, график отпусков на 2017 год можно оставить прежним.

Обзор изменений

Неприятные для муниципальных служащих изменения внесены Федеральным законом от 01.05.2017 N 90-ФЗ в Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ). Изменения претерпели части 3 и 4 статьи 21 Закона N 25-ФЗ. Кроме того, указанная статья дополнена новой частью 5.1.

Так, в части 3 статьи 21 Закона N 25-ФЗ после внесения изменений в прежнем виде оставлено лишь первое предложение, которое ограничивает ежегодный основной отпуск 30 календарными днями. Превышения указанного срока для отдельных групп должностей муниципальной службы на основании региональных законов стали недопустимы.

Максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальному служащему, снижена с 15 до 10 дней. При этом введен новый вид ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска - за ненормированный служебный день. Такой отпуск может составлять только три календарных дня.

Переходный период

Правила переходного периода можно разделить на две группы с одной отправной точкой - 12 мая 2017 года.

В первую группу войдут муниципальные служащие, у которых на указанную дату остались неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или их части. Эти отпускные дни по-прежнему сохранены. Муниципальный служащий вправе:

Использовать остаток для отдыха;

Получить компенсацию за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или их части.

Вторая группа переходных положений затрагивает муниципальных служащих, которые на 12 мая уже замещали должности муниципальной службы. Для таких служащих исчислять продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков по новым правилам необходимо начиная с их нового служебного года.

Как определить служебный год

Между определениями года как "служебный" и "рабочий" большой разницы нет:

Понятие "рабочий год" применимо к работникам, заключившим трудовой договор;

Понятие "служебный год" применяют по отношению к государственным служащим, заключившим служебный контракт.

Таким образом, служебный год нужно считать со дня поступления служащего на службу . Такой вывод следует из статьи 37 Закона N 25-ФЗ, которая регламентирует применение законов и иных нормативных правовых актов о муниципальной службе в связи с вступлением в силу самого Закона N 25-ФЗ.

Так, в соответствии со статьей 122 Трудового кодекса РФ сотруднику должен быть предоставлен отпуск за каждый год работы и, соответственно, службы. Указанное положение трудового законодательства означает, что у каждого сотрудника свой индивидуальный служебный год, за который ему предоставляют отпуск. Этот год отражают в приказе на отпуск (графа "За период").

Служебный год, как правило, не совпадает с календарным, потому что начало первого рабочего года отсчитывают с момента приема сотрудника на работу. Например, если сотрудник принят на службу 1 декабря 2015 года , то его первый служебный год ограничен датами :

Второй рабочий год - с 1 декабря 2016 года по 30 ноября 2017 года. Однако в некоторых случаях служебный год рассчитывают в особом порядке - в отношении периодов, которые не входят в стаж, дающий право на отпуск. К таким периодам относят время, когда сотрудник:

Отсутствовал на службе без уважительных причин, в том числе в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ;

Брал отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет;

Использовал отпуск без сохранения зарплаты, превышающий в совокупности 14 календарных дней в служебном году.

Примечание. У муниципальных служащих на время отпуска сохраняется денежное содержание. Размер такого содержания определяйте исходя из средней зарплаты, рассчитанной по Постановлению Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.

Все остальное время согласно статье 121 ТК РФ включается в стаж, дающий право на основной отпуск, входит в служебный год, в том числе время, когда работник :

Фактически осуществлял службу;

Отсутствовал на службе с сохранением за ним в соответствии с законодательством места (болезнь, ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск по беременности и родам, праздничные дни, медосмотр и прочее);

Имел вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от службы и последующем восстановлении;

Использовал отпуск без сохранения зарплаты, не превышающий в совокупности 14 календарных дней в служебном году.

К служебному году отнесены и другие периоды времени, предусмотренные локальным актом учреждения, трудовым или коллективным договорами.

Ждите разъяснений

Аналогичные изменения были внесены в 2016 году в законодательство о государственной службе. Каким образом применять изменения, не смогло сразу разъяснить даже профильное министерство. Так, письмо Минтруда России от 18.01.2016 N 18-4/10-/В-179 пришлось заменить письмом ведомства от 21.03.2016 N 18-4/10-/В-1771.

Отметим, что в мартовском письме министерство разъяснило, что включает в себя служебный год, а также пояснило, что изменения продолжительности отпусков соответствуют :

Положениям ратифицированной Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда N 132 "Об оплачиваемых отпусках" (принята в Женеве 24.06.1970);

Аналогичным нормам Трудового кодекса РФ.

Такой вывод сделан на основании того, что изменения не затронули права служащих на отпуск, так как стандартный отпуск составляет 28 календарных дней.

Также было еще раз подчеркнуто, что все вопросы, которые не урегулированы федеральным законодательством о госслужбе, регулирует Трудовой кодекс РФ. На основании статьи 123 ТК РФ был рассмотрен вопрос о графике отпусков, который :

Должен быть составлен на очередной год не позднее чем за две недели до окончания текущего года (ст. 123 ТК РФ);

Предоставлен служащему для ознакомления под подпись;

Включает в себя все ежегодные оплачиваемые отпуска;

Может включать в себя неиспользованные дни оплачиваемых отпусков за предыдущие периоды.

Случаи изменения графика отпусков в связи с изменением законодательства ТК РФ не предусматривает. Более того, утвержденный график отпусков обязателен как для представителя нанимателя, так и для самого служащего (ст. 123 ТК РФ).


Вернуться назад на

Последние новости подтверждают ожидаемое сокращение продолжительности отпуска для госслужащих в 2017 году, соответствующий закон был поддержан Госдумой и подписан Владимиром Путиным. Основной отпуск в следующем году не может превышать 30 дней, при этом действующее законодательство предусматривает дополнительные дни отдыха за большой стаж и ненормированный рабочий день.

Отпуск в 2017 году: последние новости для госслужащих

Существенные изменения при расчете отпуска для госслужащих вступили в действие в текущем году, и будут отражаться на продолжительности отдыха в 2017 году. Нововведения властей позволят достичь нескольких целей: экономия государственных средств и стандартизация продолжительности отпуска для различных госучреждений. При этом для рядовых госслужащих это обернется фактическим сокращением продолжительности отпуска.

Основной оплачиваемый отпуск госслужащего в следующем году не может превышать 30 дней. Ранее ежегодный отдых для высших категорий госслужащих достигал 35 дней, что не в полной мере отвечало принципам справедливости. В следующем году управленцы высшего звена останутся без дополнительных преимуществ при расчете ежегодного отпуска.

Помимо основной части отпуска, госслужащие в 2017 году смогут рассчитывать на дополнительные дни отдыха за ненормированный рабочий режим. Законодатели внесли уточнения, которые четко регламентируют продолжительность отпуска в данном случае – 3 дополнительные дня.

Ранее решение данного вопроса зависело от условий коллективного договора или особенностей распорядка конкретного государственного органа. Стандартизация позволит сделать более справедливыми условия работы в различных госучреждениях. Кроме того, отсутствие четких ограничений позволяло неконтролируемо увеличивать продолжительность отпуска, что приводило к значительному повышению государственных расходов.

Еще одна составляющая дополнительного отдыха – отпуск за выслугу лет.

В зависимости от стажа службы, госслужащие смогут рассчитывать на следующую прибавку к отпуску:

1-5 лет – 1 день;

5-10 лет – 5 дней;

10-15 лет – 7 дней;

Более 15 лет – 10 дней.

В результате наиболее опытные и квалифицированные кадры ежегодно смогут отдыхать на 10 дней дольше, что является значительным преимуществом. В 2016 году госслужащие смогут «догулять» отпуск, который накопился за предыдущие периоды, или получить соответствующую денежную компенсацию. Если представитель госучреждения не согласен с изменением принципа расчета продолжительности отпуска, то у нанимателя остается право его уволить.

Предложенные изменения будут иметь ряд положительных последствий, отмечают эксперты. При этом чиновники продолжат поиск дополнительных способов экономии государственных средств.

Последствия нововведений

Данная инициатива связана с экономическими факторами, отмечают эксперты. После начала экономического кризиса власти столкнулись с ростом дефицита бюджета, финансирование которого превращается в настоящую проблему. Оптимизация расходной части позволит решить данную проблему в среднесрочной перспективе.

Ограничение продолжительности отпуска госслужащих позволит снизить затраты бюджета на отпускные. При этом ежегодно государственная казна будет экономить около 3 млрд. руб. В том числе проблемы в нормативной базе позволяли значительно увеличивать отпуск за счет ненормированной работы. В следующем году будет действовать четкое ограничение, что позволит избежать возможных злоупотреблений.

Еще одно важное изменение – более объективные критерии для определения продолжительности отпуска. Если ранее чиновники высшего звена претендовали на большее количество дней отдыха, то в нынешних условиях продолжительность зависит исключительно от стажа и ненормированной работы.

Экономия на госслужащих не ограничится сокращением отпуска, в 2017 году начнется увеличение пенсионного возраста для данной категории граждан. Данная реформа позволит снизить бюджетные затраты на финансирование пенсий. В будущем власти планируют запустить масштабную пенсионную реформу для всех категорий населения, на необходимости данной меры настаивают в Минфине. В противном случае бюджет ПФР останется дефицитным.

В рамках действующего законодательства, отпуск госслужащего в следующем году составит от 30 до 43 дней. Помимо основной части, общее количество дней отдыха будет зависеть от стажа службы и ненормированного рабочего режима.

Основные цели предложенной реформы – стандартизация продолжительности отпуска и экономия государственных средств. В будущем году продолжительность отпуска представителей различных государственных учреждений будет определяться по единым критериям. Согласно оценкам чиновников, данные изменения позволят ежегодно экономить порядка 3 млрд. руб. бюджетных средств.

Помимо сокращения отпуска, в следующем году стартует увеличение пенсионного возраста для госслужащих, что также направлено на оптимизацию расходов. В последующем данная мера коснется всех категорий населения.

Ответ на вопрос:

Понятие «служебный год» означает то же самое, что и «рабочий год». Разница лишь в том, что понятие «рабочий год» применяется к работникам, заключившим трудовой договор, а «служебный год» - к государственным служащим, заключившим служебный контракт.

Таким образом, как рабочий, так и служебный год нужно считать со дня приема сотрудника на работу или поступления служащего на службу.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Нормативная база: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.*

2. Ответ: Как определить рабочий год и рассчитать стаж, дающий сотруднику право на ежегодные основные отпуска

Нина Ковязина , заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Сотруднику предоставляют отпуск за каждый год работы (). При этом у каждого сотрудника свой индивидуальный рабочий год, за который ему предоставляют отпуск. Этот год отражают в в графе «За период».

Рабочий год, как правило, не совпадает с календарным. Потому что начало первого рабочего года отсчитывают с момента приема сотрудника на работу. Например, если сотрудник устроился на работу 1 декабря 2014 года, то его первый рабочий год в общем случае это период с 1 декабря 2014 года по 30 ноября 2015 года. Второй рабочий год - с 1 декабря 2015 года по 30 ноября 2016 года и т. д.

В ряде случаев рабочие годы сотрудника нужно подсчитать в . Такая необходимость возникает, если у сотрудника появляются периоды, которые не входят в стаж, дающий право на отпуск.

Так, в стаж, дающий право на основной отпуск, не входит:

  • время отсутствия сотрудника на работе без уважительных причин, в том числе в случаях, предусмотренных ;
  • время отпусков по уходу за ребенком до достижения им трех лет;
  • время предоставляемых по просьбе сотрудника , превышающее в совокупности 14 календарных дней в рабочем году.

Все остальное время в стаж, дающий право на основной отпуск, входит. В том числе это:

  • время фактической работы;
  • время, когда сотрудник фактически не работал, но за ним в соответствии с законодательством сохранялось место работы (болезнь, ежегодный оплачиваемый отпуск, праздничные дни, медосмотр и т. д.);
  • время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;
  • время отстранения от работы сотрудника, не прошедшего медосмотр не по своей вине;
  • время предоставляемых по просьбе сотрудника , не превышающее 14 календарных дней в рабочем году;
  • другие периоды времени, предусмотренные локальным актом организации, трудовым или коллективным договорами.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры

Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».

  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.

Одной из актуальных тем, которая касается всех работников за всё время работы – это отпускной период. Каждый, еще при заключении трудового договора, задается вопросом об условиях предоставления выходных, сроках и требованиях.

Отпуск муниципальных служащих в 2018 году — последние новости

3 мая был принят закон, согласно которому утвердились ограничения в отпускном периоде муниципальных служащих. Изменения следующие:

  • Ежегодный основной выходной период теперь для всех работников составляет 30 дней.
  • Максимум дополнительных дней – 10.
  • За ненормированный график теперь можно добавить лишь три выходных дня.

Лица, имеющие на 12 мая неиспользованные выходные, могут воспользоваться ими в дальнейшем или получить материальную компенсацию. Новые правила начинают действовать относительно каждого отдельно взятого сотрудника с момента, когда у этого работника начнется новый служебный год.

Основной

У муниципальных служащих таковой составляет 30 дней. Следует заметить, что данная норма регулируется самостоятельно уставами субъектов. Соответственно, в каждом регионе цифры могут различаться.

Дополнительный

Применим к муниципальным служащим, которые обладают определенным статусом, установленным в ТК РФ:

  • Работа в опасных и вредных условиях. Добавочно 7 выходных дней.
  • Особый характер работы. Удивительно, но законодательством не даётся определения данной категории. Принято считать, что регион самостоятельно устанавливает перечень данных лиц, а также время добавочного отпускного периода.
  • Работникам дальнего Севера и в местах, которые приравниваются к ним. Так, в первом случае для отдыха предоставляются 24 дня, а во втором – 16.
  • Ненормированный рабочий день. Временной период устанавливается корпоративным уставом и не должен превышать трёх дней.

В приоритете поощрительные льготы за выслугу лет.

Дополнительный отпуск муниципальным служащим за выслугу лет

Данную форму внепланового выходного периода устанавливает и регулирует каждый субъект в своих интересах. Расчёт происходит достаточно просто – 1 отработанный год прибавляет один день к отпуску. Однако общее количество не должно превышать 10 дней.

Отметим, что здесь также имеет значение и занимаемая лицом должность. Так, служащие на главных гражданских должностях имеют в распоряжении отпускной период в 35 дней. Лица же просто занимающие места гражданской службы – 30 дней.

Количество дней

В связи с внесением изменений в законодательство, общий отпуск муниципального служащего незначительно сократился:

  • Ежегодный – 30 дней.
  • Работником дальнего Севера – плюс 24 дня, в районах, приравниваемых к ним – плюс 16 дней.

Единовременная выплата к отпуску

Данное материальное поощрение муниципальным служащим выплачивается только тогда, когда сотрудник уходит в отпуск. Здесь присутствует строгая определенность и точность. Размер устанавливается исключительно руководством. Закрепляется в корпоративном акте и в соответствующем приказе. Данная форма выплат реализуется для стимулирования сотрудников.

Образец заявления

Заявление на отпуск муниципальному служащему не является обязательной частью в предоставлении отпуска. Данный документ используется в случаях, когда сотрудник просит перенести ежегодный плановый отпуск.

Оформляется документ стандартно. В правом верхнем углу наименование компании, ФИО руководителя и самого сотрудника. Далее по центру листа наименование документа. На следующей строчке основной текст. В конце листа дата и подпись с расшифровкой.

Расчет отпуска муниципального служащего

Расчет проводится в бухгалтерии. Процедура достаточно проста, что не совсем заметно на первый взгляд.

Существует одна установленная формула:

  • Берем общую сумму расчета.
  • Делим на среднее значение календарных дней (29,3).
  • Умножаем на точное количество выходных дней

Следует знать, что в сумму расчета включаются и премиальные.

Рассмотрим начисление отпускных на примере. Отпуск муниципального сотрудника начинается с 01.06. по 14.06. Итого получается 14 дней. Отпускные должны быть выданы работнику в срок до 21.05. (за 10 дней).

Общая сумма муниципального служащего составила 31 074 руб.

Она получилась из нижеперечисленных видов дохода:

  • 7 000 руб. – официальная зарплата;
  • 1 590 руб. – ставка за чин по статусу;
  • 700 руб. – надбавка за рабочий стаж;
  • 8 990 руб. – поощрение за трудные условия работы;
  • 12 000 руб. – материальное поощрение за май;
  • 794 руб. – 1/12 от всех премий за год до отпуска.

Размер расчета = 31 074/29,3*14 = 14 847,64 руб.

Таким образом, изменения, коснувшиеся сотрудников муниципальных органов, не сильно ограничили их возможности.