Периодичность и особенности проведения повторного инструктажа по охране труда. Инструктаж патрульно-постовых нарядов полиции. Контроль работы патрульно-постовых нарядов полиции

82. Подготовка и инструктаж нарядов подразделений ППСМ проводится, как правило, в специально оборудованном классе службы (приложение N 1). Лица, назначенные в наряд для несения патрульно-постовой службы, прибывают в орган внутренних дел или специально назначенное место за 15 мин. до начала инструктажа. О прибытии они докладывают оперативному дежурному и своему непосредственному начальнику (командиру).

Например: "Товарищ майор милиции. Сержант милиции Сидоров для несения службы прибыл".

83. На инструктаже указываются последовательность и порядок перемещения с одного маршрута (поста) на другой.

В тех случаях, когда возникает необходимость дополнительно выставить пост или маршрут патрулирования, особенности несения службы на них объясняются на инструктаже и записываются в служебной книжке.

84. Оперативный дежурный (инспектор-дежурный) отмечает в постовой ведомости о прибытии лиц, назначенных в наряд, в присутствии непосредственного начальника (командира) или ответственного от руководства выдает им необходимое вооружение, снаряжение, средства связи, индивидуальной защиты и специальные средства, служебные документы, объявляет маршруты патрулирования, посты и время несения службы. После чего непосредственный начальник (командир) или ответственный от руководства выстраивает наряд на инструктаж, проверяет у каждого милиционера наличие вооружения, снаряжения и спрашивает о состоянии здоровья. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению и докладывает о готовности личного состава к несению службы лицу, проводящему инструктаж.

85. Заряжание оружия производится перед построением наряда на инструктаж по команде и под наблюдением оперативного дежурного или инструктирующего в специально отведенном месте. При этом патрон в патронник не досылается.

86. Контроль за заряжанием и разряжением оружия осуществляют командиры подразделений ППСМ, а в их отсутствие заместитель начальника органа внутренних дел - начальник МОБ или ответственный от руководства органа внутренних дел или строевого подразделения.

87. Заступающие на службу в наряд сотрудники подразделений ППСМ обязаны быть одетыми в установленное форменное обмундирование по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение.

88. При себе они должны иметь:

88.1. Служебное удостоверение.

88.2. Нагрудный знак "Патрульно-постовая служба" и жетон с личным номером.

88.3. Служебную книжку (приложение N 2), карточку маршрута, поста.

88.4. Формализованные бланки рапортов (приложение N 4).

88.5. Табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными магазинами.

88.7. Наручники.

88.8. Свисток.

88.9. Радиостанцию.

89. В зависимости от характера выполняемых задач наряду патрульно-постовой службы милиции дополнительно выдаются:

89.1. Электромегафон.

89.2. Карманный электрический фонарь.

89.3. Ключи от специального телефона, дверей железнодорожных вагонов.

89.4. Служебная сумка или планшет.

89.5. Противогаз.

89.6. Индивидуальный перевязочный пакет (аптечка).

89.7. Средства индивидуальной защиты и активной обороны.

90. Ежедневные инструктажи нарядов перед заступлением на службу проводятся должностными лицами командного состава подразделений ППСМ <1> под руководством начальника органа внутренних дел или его заместителей с обязательным участием оперативного дежурного по горрайлиноргану.

91. К участию в инструктажах привлекаются руководители и наиболее опытные сотрудники подразделений милиции общественной безопасности и криминальной милиции согласно утвержденным графикам.

92. Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

93. Инструктирующий обязан знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, задачи, порядок и особенности несения службы на каждом маршруте (посту), оценить действия и довести результаты работы нарядов за прошедшие сутки, наметить вопросы и вводные задачи для проверки знаний и обучения милиционеров действиям в различных ситуациях.

Вводные задачи и вопросы должны периодически обновляться и усложняться.

94. С прибытием руководителя, командира, проводящего инструктаж, командир взвода (отделения) подает команду: "Наряд, СМИРНО, Равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО, на-СЕРЕДИНУ)" - и докладывает о готовности наряда для инструктажа.

НАПРИМЕР: "Товарищ подполковник милиции. Наряд в составе 40 человек для инструктажа построен. Командир взвода лейтенант милиции Иванов".

Приняв рапорт, инструктирующий обращается к наряду: "Здравствуйте, товарищи.". На его приветствие наряд отвечает: "Здравия желаем, товарищ подполковник.". После этого инструктирующий подает команду: "Вольно" и дает указание оперативному дежурному ознакомить наряды ППСМ с оперативной обстановкой, ориентировками о совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых лиц, похищенного имущества и другими сообщениями, контролирует их фиксацию в служебных книжках.

95. Инструктирующий обязан:

95.1. Убедиться в готовности личного состава к несению службы, принять меры к устранению выявленных недостатков.

95.2. Проверить знание патрульными и постовыми:

95.2.1. Своих прав и обязанностей, отдельных положений нормативных правовых актов, связанных с обеспечением правопорядка.

95.2.2. Правил применения и использования табельного оружия, специальных средств и физической силы к правонарушителям.

95.2.3. Особенностей несения службы на порученном посту, маршруте патрулирования примет разыскиваемых преступников и похищенных вещей.

95.2.4. Основных алгоритмов действий по пресечению нарушений общественного порядка и задержанию правонарушителей.

95.3. Объявить результаты несения службы нарядами ППСМ за прошедшие сутки, при необходимости разъяснить недостатки и упущения, привести примеры положительных действий патрульных и постовых, зачитать имеющиеся приказы о поощрении отличившихся сотрудников.

95.4. Довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия.

95.5. Отработать с нарядами ППСМ вводные задачи, при этом разобрать наиболее характерные тактические приемы несения службы, в том числе в особых условиях (ведение наблюдения, выявление преступников по малозаметным признакам и приметам, предупреждение и пресечение террористических актов, групповых нарушений общественного порядка, задержание вооруженных преступников и другие).

95.6. Обратить внимание нарядов ППСМ на необходимость соблюдения законности, внимательного отношения к гражданам.

95.7. Ответить на имеющиеся вопросы.

95.8. Проведение ежедневного инструктажа заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов ППСМ на службу.

Например: "Наряд, СМИРНО, Приказываю заступить на обеспечение общественного порядка. Во время несения службы в обращении с гражданами соблюдать законность, культуру и вежливость. на-ПРАВО (на-ЛЕВО), по маршрутам и постам шагом-МАРШ".

96. Подразделения ППСМ участвуют в совместных инструктажах всех нарядов органов внутренних дел в масштабе муниципального образования, которые проводятся не реже одного раза в месяц.

97. Порядок проведения совместных инструктажей регламентируется приказами и другими нормативными актами МВД России.

98. Для нарядов подразделений ППСМ, участвующих в совместном инструктаже, в день его проведения другие инструктажи не проводятся.

28. Управление патрульно-постовой службой - это повседневная и целенаправленная деятельность руководителей МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ), начальников горрайлинорганов по рациональному использованию сил и средств милиции общественной безопасности и СМВЧ в обеспечении эффективной охраны общественного порядка, предупреждении и пресечении преступление и административных правонарушений, поддержанию постоянной готовности к выполнению внезапно возникающих задач при осложнении оперативной обстановки, в особых условиях и при чрезвычайных обстоятельствах.

Управление нарядами патрульно-постовой службой включает:

    Анализ оперативной обстановки и на этой основе разработку и принятие решения на организацию патрульно-постовой службы;

    Подготовку сил и средств для выполнения поставленных задач, инструктаж нарядов;

    Обеспечение постоянной и устойчивой связи с патрульно-постовыми нарядами, обеспечение своевременного обмена информацией;

    Организацию взаимодействия, маневр силами и средствами патрульно-постовой службы;

    Контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы;

    Учет и оценку результатов деятельности патрульно-постовых нарядов.

29. Оперативное управление патрульно-постовыми нарядами в период несения службы возлагается на дежурные части. Непосредственное управление нарядами в границах патрульного участка или отдельного микрорайона осуществляется начальником патрульного участка, старшим патрульной группы, дежурным по войсковым нарядам (старшим группы) с последующим докладом в дежурную часть горрайлиноргана о происшедших изменениях в расстановке личного состава.

30. Решения по организации патрульно-постовой службы принимаются и оформляются: на два года - планом комплексного использования сил и средств милиции в охране общественного порядка по единой дислокации с последующей корректировкой по мере необходимости (приложение 1); на текущие сутки - постовой ведомостью (приложение 2); на выполнение поставленной конкретной задачи - приказом, специальным планом или устным указанием.

При этом учитываются:

    Географические, социально-экономические особенности города (района), численность, состав и движение коренного населения, приток иногородних граждан, характеристики улиц, места размещения и режим работы предприятий, организаций и учреждений, АЭС, объектов разрешительной системы, банков, специальных учреждений органов внутренних дел;

    Количество, уровень, динамика и структура преступности, административных правонарушений, совершаемых на улицах и в других общественных местах с учетом времени года и суток и метеорологических условий;

    Расстановка патрульно-постовых нарядов и ее соответствие реально складывающейся оперативной обстановке;

    Результаты работы нарядов, подразделений, участвующих в патрульно-постовой службе по единой дислокации, а также обеспеченность личного состава вооружением, средствами связи, патрульным транспортом и их использование.

31. Источниками информации при изучении оперативной обстановки являются:

    Статистическая отчетность, аналитические материалы, оперативные и рабочие карты (схемы) и другие документы, отражающие состояние охраны общественного порядка и борьбы с преступностью (приложение 9), ориентировки о совершенных преступлениях и розыске преступников;

    Оперативные данные, сведения, поступающие от работников служб и подразделений милиции;

    Доклады патрульно-постовых нарядов;

    Сообщения соседних органов внутренних дел, исправительно-трудовых учреждений, воинских частей внутренних войск;

    Материалы других правоохранительных органов;

    Сообщения государственных и общественных учреждений, организаций и объединений, заявления граждан;

    Сообщения печати, радио, телевидения.

32. Перед принятием решения начальник горрайлиноргана и его заместитель - начальник милиции общественной безопасности, командир строевого подразделения милиции в необходимых случаях проводит рекогносцировку на местности с участием своих заместителей, руководителей, командиров подчиненных и приданных подразделений и воинских частей. Во время рекогносцировки уточняется расчет и расстановка сил и средств, определяется расположение постов, маршрутов патрулирования, виды и состав нарядов, порядок и время несения службы, их особые обязанности численность, размещение и задачи резерва.

Проведение рекогносцировки является обязательным при разработке единой дислокации, выработке решения на организацию охраны общественного порядка во время массовых мероприятий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотии, а также в целях предотвращения и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.

33. В решении по организации патрульно-постовой службы на последующие сутки предусматриваются:

    Общая задача горрайлиноргана, подразделения, исходя и сложившейся обстановки;

    Обязательные нормы выставления личного состава и выделения технических средств;

    Состав, расстановка и задачи патрульно-постовых нарядов особенности несения службы, организация взаимодействия между ними, с участковыми инспекторами милиции, другими сотрудниками милиции, представителями общественных объединений;

    Возможность и форма маневра силами и средствами при изменении обстановки;

    Система связи с нарядами, сроки представления информации, сигналы и условные знаки;

    Порядок контроля за несением патрульно-постовой службы.

34. План по единой дислокации разрабатывается в границах обслуживаемой территории и включает: - схему района, города транспортного участка, оценку оперативной обстановки, обязательные нормы выставления личного состава и транспортных средств, перечень постов и маршрутов патрулирования, в т.ч. дополнительных, подлежащих закрытию в период усиления охраны общественного порядка, виды нарядов, порядок взаимодействия связи между ними и другие необходимые сведения.

35. На каждый пост и маршрут патрулирования составляется карточка (приложения 3-5), в которой указываются:

    Маршрут патруля, его протяженность, границы и центр поста;

    Время несения службы;

    Объекты и зоны, требующие особого внимания;

    Порядок движения по маршруту и основные тактические приемы несения службы;

    Особые обязанности нарядов по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, а также при осложнении оперативной обстановки;

    Порядок взаимодействия и связи с соседними нарядами, дежурной частью горрайлиноргана, участковыми инспекторами милиции, общественными объединениями, а также зоны не прохождения радиосвязи и способы связи с этих участков.

Центры постов и их границы, маршруты патрулей и пункты их остановок, особенности несения службы определяются в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой и в обязательном порядке систематически уточняются на местности.

Карточка маршрута (поста) составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в дежурной части, другой выделяется наряду перед заступлением на службу.

36. Несение службы в течение дежурной смены может осуществляться на одном или нескольких маршрутах (постах), при этом патрульному (постовому) выдаются соответствующие карточки.

На инструктаже указываются последовательность и порядок перемещения с одного маршрута (поста) на другой.

В тех случаях, когда возникает необходимость дополнительно выставить пост или маршрут патрулирования, особенности несения службы на них объясняются на инструктаже и записываются в служебной книжке (приложение 7).

37. Виды нарядов и их состав определяются исходя из особенностей территории и сложившейся оперативной обстановки. Посты выставляются в тех местах, где круглосуточно или в течение установленного периода времени требуется непрерывное присутствие сотрудников милиции. Патрули применяются в случаях, когда постоянное нахождение нарядов в определенных пунктах не вызывается необходимостью. Парные наряды выставляются в местах, где один милиционер не в состоянии обеспечить выполнение поставленной задачи (местах большого скопления людей, на окраинах городов, в лесных массивах, при несении службы в ночное время, при сопровождении поездов и т.д.).

При несении службы с представителями общественных объединений, военнослужащими наряд, как правило, назначается из расчета: один милиционер и два представителя общественности или военнослужащих.

38. Время выставления нарядов и продолжительность несения службы устанавливаются с таким расчетом, чтобы силы и средства милиции увеличивались в наиболее напряженные часы суток и в местах, где наибольшая вероятность совершения правонарушений.

39. Обязательные нормы ежесуточного выставления нарядов для несения патрульно-постовой службы на улицах и в других общественных местах, выделения автотранспорта для патрулирования определяются в каждом горрайлиноргане, подразделении милиции и СМВЧ в целях обеспечения максимального использования сил и средств в охране общественного порядка и борьбе с преступностью с учетом их штатной численности и коэффициента потребности личного состава, который составляет 2,1 единицы для маршрутов (постов), закрываемых по 8 часов в сутки. Если маршруты (посты) закрываются более 8 часов, то на каждый час коэффициент увеличивается на 0,26 единицы.

Начальник горрайлиноргана, его заместитель - начальник милиции общественной безопасности, командир строевого подразделения милиции принимают меры к выполнению обязательных норм выставления патрульно-постовых нарядов.

40. Начальник горрайлиноргана или начальник милиции общественной безопасности на основе единой дислокации и с учетом оперативной обстановки ежедневно к 18 часам предшествующих суток принимает решение на организацию патрульно-постовой службы на последующие сутки, в котором определяет расчет сил и средств, расстановку нарядов по сменам, лиц, проводящих инструктаж и контролирующих несение патрульно-постовой службы.

41. Назначение сотрудника милиции в наряд производится с учетом состояния здоровья и физического развития, возраста, опыта работы и других индивидуальных особенностей, которые наиболее полно соответствуют условиям несения службы и обстановке на том или ином маршруте, посту.

Милиционеры закрепляются за двумя-тремя маршрутами (постами) и без крайней необходимости на другие участки не назначаются.

Запрещается назначать для самостоятельного несения службы и вооружать милиционеров, не прошедших первоначальной подготовки на учебных сборах и не принявших присяги.

42. Для решения особых задач, возникающих при резком осложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных ситуаций, проведении массовых мероприятий, рейдов, операции и т.д. в зависимости от их значения и масштаба разрабатываются специальные планы или издаются приказы.

Подготовка и инструктаж нарядов

43. Подготовка и инструктаж нарядов проводятся, как правило, в специально оборудованном классе службы (приложение 8). Лица, назначенные в наряд для несения патрульно-постовой службы, прибывают в орган внутренних дел или специально назначенное место за 15 минут до начала инструктажа. О прибытии они докладывают дежурному и своему командиру. Например: «Товарищ лейтенант! Сержант Громов для несения службы прибыл».

Дежурный отмечает в постовой ведомости о прибытии милиционеров на службу, выдает им необходимые предметы вооружения, снаряжения, средства связи, индивидуальной защиты и специальные средства, служебные документы; объявляет маршрут патрулирования, пост и время несения службы; знакомит с ориентировками о совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых лиц, похищенного имущества и другими сообщениями, контролирует их фиксацию в служебных книжках. После чего командир выстраивает наряд на инструктаж, проверяет у каждого милиционера наличие положенных предметов вооружения, снаряжения и опрашивает о состоянии здоровья. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению и докладывает о готовности личного состава к несению службы лицу, проводящему инструктаж.

Заряжание оружия производится перед построением наряда на инструктаж по команде и под наблюдением дежурного или инструктирующего в специально отведенном месте. При этом патрон в патронник не досылается.

44. Заступающий на службу наряд обязан быть одетым в форменную одежду по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение. При себе он должен иметь:

    Служебное удостоверение;

    Служебную книжку, карточку маршрута, поста;

    Табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными обоймами (магазинами);

    Резиновую палку;

    Радиостанцию;

    Наручники;

    Свисток;

    Служебную сумку или планшет, ручку;

    Индивидуальный пакет (аптечку).

В зависимости от характера выполняемых задач наряду дополнительно выдаются:

    Учтенные бланки протоколов об административных правонарушениях;

    Квитанции об уплате штрафов на месте;

    Электромегафоны;

    Карманный электрический фонарь;

    Ключи от специального телефона, дверей железнодорожных вагонов;

    Средства индивидуальной защиты и другие специальные средства.

45. Ежедневные инструктажи нарядов перед заступлением на службу проводятся руководителями горрайлиноргана и командным составом строевых подразделений милиции с обязательным участием руководителей и опытных сотрудников служб общественной безопасности и криминальной милиции, согласно утвержденным графикам.

Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

46. Инструктирующий обязан знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, задачи, порядок и особенности несения службы на каждом маршруте (посту), а также оценить действия и результаты работы нарядов за прошедшие сутки, наметить вопросы и вводные задачи для проверки знаний и обучения милиционеров действиям в различных ситуациях. Вводные задачи и вопросы должны периодически обновляться и усложняться.

47. С приближением к строю руководителя, командира, проводящего инструктаж, командир взвода (отделения) подает команду: «Наряд, смирно! Равнение НА-ПРАВО (НА-ЛЕВО, НА-СЕРЕ-ДИНУ)» - и докладывает о готовности наряда для инструктажа. НАПРИМЕР: «Товарищ подполковник! Наряд в составе 40 человек для инструктажа построен. Командир взвода лейтенант Петров». Приняв рапорт, инструктирующий обращается к наряду: «Здравствуйте, товарищи!». На его приветствие наряд отвечает: «Здравия желаем, товарищ подполковник!». После этого инструктирующий подает команду: «Вольно».

48. Инструктирующий должен:

    Убедиться в готовности личного состава к несению службы, принять меры к устранению выявленных недостатков;

    Проверить знание патрульными и постовыми своих прав, обязанностей, отдельных положений нормативных актов, правил применения физической силы к правонарушителям, специальных средств и оружия, примет разыскиваемых преступников и похищенных вещей;

    Объявить результаты несения службы за прошедшие сутки, при необходимости разъяснить недостатки и упущения, привести примеры образцовых действий патрульных и постовых, зачитать имеющиеся приказы о поощрении отличившихся сотрудников;

    Довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия;

    Отработать с милиционерами вводные задачи, при этом разобрать наиболее характерные тактические приемы несения службы, в том числе в особых условиях (ведение наблюдения, выявление преступников по малозаметным признакам и приметам, предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка, задержание вооруженных преступников и др.);

    Напомнить нарядам о необходимости соблюдения законности, а также о чутком и внимательном отношении к гражданам, ответить на имеющиеся у сотрудников милиции вопросы. Проведение ежедневного инструктажа заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов милиции на службу. Например: «Наряд, смирно! Приказываю заступить на охрану общественного порядка в городе Энске. Во время несения службы в обращении с гражданами соблюдать законность, проявлять справедливость и вежливость. НА-ПРАВО (НА-ЛЕВО), по маршрутам и постам шагом марш!».

49. В районах городов и в городах без районного деления не реже одного раза в месяц проводятся совместные инструктажи всех нарядов патрульно-постовой службы по плану единой дислокации. Организационная работа по подготовке и проведению совместного инструктажа возлагается на управления (отделы, отделения) по организации обеспечения общественного порядка. После общего построения руководящий и начальствующий состав проверяет внешний вид и экипировку нарядов, а работники ГАИ, инженеры и техники проводят осмотр технического состояния автотранспорта и средств связи. Инструктирующий начальник (руководитель) проводит инструктаж в соответствии со ст. 44-49 настоящего Устава. Продолжительность совместного инструктажа не должна превышать одного часа. Инструктаж заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов на службу и прохождением торжественным маршем. Для нарядов, участвующих в совместном инструктаже, в день его проведения другие инструктажи не проводятся.

Обеспечение связи

50. Связь в системе МВД России является основным средством, обеспечивающим управление органами внутренних дел. Схема ее организации обусловливается структурой органов внутренних дел, характером выполняемых задач и необходимостью взаимодействия между собой при несении патрульно-постовой службы и проведении различных мероприятий по борьбе с преступностью.

Начальник горрайлиноргана, командир строевого подразделения милиции и СМВЧ обязаны организовать и обеспечить бесперебойную связь с подчиненными подразделениями и нарядами путем:

    Выбора режима работы средств связи, исходя из реальной оперативной обстановки и схемы организации связи;

    Использования назначенных подразделением связи радиопозывных, переговорных таблиц и кодов с целью сохранения в тайне проводимых оперативных мероприятий;

    Осуществления контроля за соблюдением правил и порядка ведения переговоров по средствам связи;

    Организации правильного хранения и выдачи средств связи, их своевременного технического обслуживания и ремонта;

    Обеспечения запасных каналов и средств связи.

51. Для обеспечения управления подразделениями и нарядами применяются радио, проводные, сигнальные средства связи, телевидение, а также посыльные. Радиостанции являются основным средством связи с подвижными нарядами. Проводные средства (городские и специальные телефоны) используются для связи с нарядами, не имеющими радиосвязи.

При отсутствии средств связи или невозможности их использования, а также для уточнения или дублирования отдельных указаний используются посыльные на транспортных средствах или пешие связные.

Связь с помощью зрительных и звуковых сигналов организуется непосредственно между нарядами для передачи команд и поддержания взаимодействия.

Телевидение применяется для наблюдения за состоянием общественного порядка и общественной безопасности на наиболее важных участках обслуживаемой территории (объектах) и контроля за действиями нарядов.

Организация взаимодействия и маневра

52. Наиболее важным условием выполнения поставленных перед патрульно-постовой службой задач является организация и поддержание непрерывного взаимодействия между нарядами ПСМ, другими подразделениями органов внутренних дел, СМВЧ и общественными формированиями, принимающими участие в охране правопорядка на улицах и в других общественных местах. Ответственность за обеспечение взаимодействия возлагается на начальников горрайлинорганов, начальников милиции общественной безопасности, руководителей служб и подразделений милиции, командиров строевых подразделений и СМВЧ.

53. Основными формами взаимодействия являются:

    Своевременное доведение до патрульно-постового наряда оперативной обстановки;

    Разработка согласованных планов работы;

    Постановка общих и индивидуальных задач каждому подразделению или патрульно-постовому наряду;

    Проведение совместных инструктажей;

    Определение порядка связи и системы обмена информацией о складывающейся обстановке;

    Осуществление скоординированных, совместных мероприятий, в том числе несение службы по единой дислокации;

    Оказание взаимной помощи и поддержки патрульно-постовым нарядом при выполнении повседневных задач и при возникновении чрезвычайных обстоятельств;

    Комплексное совместное подведение итогов работы нарядов всех служб и подразделений, участвующих в охране общественного порядка.

54. Взаимодействие командиров строевых подразделений милиции с руководством горрайлиноргана, в оперативном подчинении которых они находятся, осуществляется путем обмена информацией, совместного анализа оперативной обстановки, участия представителей взаимодействующих сторон в оперативных совещаниях, внесения коррективов в расстановку сил и средств, а также согласования порядка действий всех нарядов и оказания взаимной помощи при несении ими службы.

55. Для организационного и своевременного сосредоточения сил и средств милиции в местах, где сложилась наиболее напряженная оперативная обстановка, применяется маневр (изменение установленной дислокации) нарядами патрульно-постовой службы и другими приданными силами.

В зависимости от состояния оперативной обстановки маневр может осуществляться на период смены, дежурных суток или на более длительное время.

56. Руководители МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) осуществляют маневр силами и средствами соответственно в масштабе республики, края, области, автономного образования, города, железной дороги, при необходимости усиливают патрульно-постовую службу за счет дополнительного выделения сотрудников органов внутренних дел, СМВЧ. Начальники горрайлинорганов при необходимости осуществляют маневр силами и средствами в городе или районе, на отдельных участках, транспортных магистралях и других объектах органов внутренних дел на транспорте.

57. В решении на осуществление маневра указываются:

    Цель маневра и его задачи;

    Количество выделяемых нарядов и других сил и в течение какого периода времени они должны нести службу в указанном районе (городе);

    Время начала и окончания службы на маршрутах патрулирования и постах;

    Наличие резерва;

    Порядок управления нарядами и контроля за несением службы;

    Материально-техническое обеспечение.

Перестановка нарядов при маневре отражается в постовой ведомости.

58. При необходимости сосредоточения нарядов строевого подразделения милиции в одном районе в течение определенного времени они в установленное время направляются в указанный район (город) и несут там службу в течение этого времени, после чего возвращаются на закрепленные за ними маршруты.

59. Маневр силами и средствами в условиях резкого осложнения оперативной обстановки или возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляется по специальному плану. При оперативном и не терпящем отлагательства маневре силами патрульно-постовой службы необходимые изменения в расстановку нарядов вносятся:

    В пределах города, имеющего районное деление, - распоряжением оперативного дежурного по МВД, УВД (ГУВД) с докладом руководителям министерства, главного управления, управления внутренних дел;

    В пределах района в городе или участка обслуживания - указанием дежурного по горрайлиноргану с немедленным докладом начальнику органа внутренних дел, начальнику милиции общественной безопасности, а также оперативному дежурному МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ);

    В пределах города, не имеющего районного деления, района - распоряжением дежурного по горрайоргану внутренних дел с немедленным докладом начальнику;

    В пределах патрульного участка - распоряжением начальника патрульного участка, старшего патрульной группы с докладом дежурному по горрайлиноргану.

В необходимых случаях право на внесений изменений в расстановку нарядов строевых подразделений ППС милиции имеют их командиры с последующим докладом дежурному по горрайлиноргану.

Контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы

60. Контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы является одним из важнейших элементов укрепления исполнительской дисциплины и обеспечения высокой постоянной активности личного состава в охране общественного порядка, предупреждения и пресечения преступлений и административных право нарушений, а также средством обучения милиционеров непосредственно на посту, маршруте.

61. Контроль осуществляется путем проведения систематических проверок нарядов, во время которых устанавливаются:

    Правильность расстановки и использования личного состава и технических средств в соответствии с принятым решением складывающейся обстановкой, наличие нарядов на своих постах маршрутах;

    Четкость и оперативность управления нарядами, своевременность доведения до них информации об изменениях обстановки;

    Знание нарядами обстановки на территории поста, маршрута, выполняемой задачи, а также своих прав, общих и особых обязанностей;

    Качество несения службы нарядами и их активность в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений;

    Уровень взаимодействия между нарядами патрульно-постовой службы, сотрудниками других подразделений милиции и общественными формированиями, участвующими в охране общественного порядка;

    Соблюдение нарядами законности и дисциплины;

    Количество совершенных преступлений и административных правонарушений на участке поста, маршрута и принятые по ним меры;

    Правильность оформления и ведения служебных документов.

62. Патрульно-постовую службу обязаны проверять:

    Лица начальствующего состава МВД России, МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) - при каждом выезде в командировку или инспектировании горрайлинорганов и подразделений;

    Начальники горрайлинорганов, их заместители, командиры полков и батальонов - не реже двух раз в месяц;

    Заместители командиров полков, батальонов, а также лица инспекторского состава службы милиции общественной безопасности горрайлинорганов - не менее одного раза в неделю;

    Командиры рот, их заместители, командиры взводов - ежедневно (в выходные дни по графику);

    Начальники караулов и их помощники - каждый не менее четырех раз в сутки, из них в ночное время - не менее двух раз;

    Командиры отделений, начальники патрульных участков - не менее пяти раз каждого патрульного (постового) за смену;

    Участковые инспектора милиции (начальники линейных пунктов милиции) - ежедневно на территории обслуживаемого участка.

Патрульно-постовые наряды, задействованные на охрану общественного порядка по единой дислокации, проверяются ежедневно в различное время суток по специально разработанным графикам.

63. Проверку службы войсковых нарядов СМВЧ осуществляют руководители МВД, УВД (ГУВД), горрайлинорганов, а также лица по их поручению совместно с командирами этих частей, подразделений, их заместителями, дежурными по войсковым нарядам и начальниками патрульных групп.

64. Проверка несения службы нарядами может быть гласной и негласной. От прибывших для проверки патрульный (постовой) требует, если не знает их в лицо, служебное удостоверение, а от лиц, уполномоченных прямым начальником, также письменное предписание на право проверки.

65. Патрульный (постовой) подходит и представляется проверяющему.

Например: «Товарищ лейтенант! Патрульный сержант Карпов». В тех случаях, когда проверку проводят двое, патрульный (постовой) представляется старшему по должности, а при равных должностях - старшему по званию. По требованию проверяющего старший патруля (постовой) докладывает об обстановке на территории маршрута (поста) отвечает на заданные вопросы.

При отсутствии наряда на маршруте (посту) проверяющий обязан немедленно выяснить причину и установить местонахождение наряда.

66. Проверяющий обязан знать требования настоящего Устава, оперативную обстановку в микрорайоне, районе, городе, в зоне поста, маршрута, объективно оценивать качество несения службы, не допуская упрощений и послаблений, быть выдержанным и тактичным.

67. Запрещается проверять несение службы путем попытки отобрать оружие, инсценировки правонарушений и другими способами, которые могут привести к несчастным случаям и иным тяжким последствиям.

68. При обнаружении недостатков в организации и несении патрульно-постовой службы проверяющий обязан принять необходимые меры к их устранению.

За грубое нарушение требований настоящего Устава наряд милиции может быть снят с маршрута (поста) лицами, которым он подчинен, с докладом начальнику горрайлиноргана (командиру СПМ) и уведомлением дежурного.

О результатах проверки патрульно-постовой службы проверяющий делает отметку в служебной книжке и постовой ведомости. Эти данные используются для проведения инструктажей и оценки работы милиционеров.

69. При негласной проверке проверяющий скрытно ведет наблюдение за действиями наряда. В случае нарушения порядка несения службы нарядом или необходимости оказания ему помощь проверяющий прекращает скрытое наблюдение и принимает меры по устранению нарушений, оказанию соответствующей помощи. О результатах негласной проверки проверяющий докладывает рапортом начальнику горрайлиноргана или другому руководителю (командиру), назначившему проверку.

70. Начальник горрайлиноргана, начальник милиции общественной безопасности, командир строевого подразделения не реже одного раза в месяц проводят на оперативном совещании анализ эффективности проверки несения службы патрульно-постовыми нарядами.

Учет и оценка результатов работы нарядов

71. Учет и оценка результатов работы нарядов ведутся в целях определения фактического состояния общественного порядка и борьбы с преступностью на обслуживаемой территории, соответствия расстановки сил и средств, а также привития личному составу чувства персональной ответственности за выполнение пост явленных перед ним задач.

72. Результаты работы патрульно-постовых нарядов, участвующих в охране общественного порядка, учитываются и оцениваются руководителями горрайлинорганов и командирами ежедневно при подведении итогов за сутки. Учет работы ППН отражается в постовой ведомости и анализируется с учетом оперативной обстановки ежемесячно в целом по патрульно-постовой службе горрайлиноргана и раздельно по каждой службе, ежеквартально по МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ).

73. Деятельность патрульно-постовой службы, других подразделений органа внутренних дел оценивается по реальному вкладу в обеспечение общественного порядка и безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также по фактическому состоянию общественного порядка в городах и районах, республиках, краях, областях, округах, объектах транспорта. По каждому преступлению, совершенному во время работы нарядов в местах несения ими службы и нераскрытому (непресеченному) и их участием, проводится служебная проверка, о результатах которой докладывается руководству органа внутренних дел.

74. Работа милиционера оценивается по следующим критериям:

    Состояние общественного порядка и борьбы с преступностью на территории маршрута или поста (наличие или отсутствие преступлений и административных правонарушений, нарушений правил дорожного движения, роль наряда);

    Личное участие и активность в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, задержании преступников, в том числе личным сыском по приметам, проявлении мужества, решительности, находчивости и умении быстро ориентироваться и правильно действовать в сложной обстановке;

    Знание требований уставов, приказов и инструкций;

    Количество инициативных задержаний преступников;

    Соблюдение дисциплины и законности, строевая выправка и внешний вид, а также вежливость в обращении с гражданами;

    Взаимодействие с участковыми инспекторами, оперативными сотрудниками криминальной милиции, другими нарядами милиции и членами общественных объединений по охране правопорядка.

Особенности организации патрульно-постовой службы в курортных, дачных районах и зонах массового отдыха.

75. Патрульно-постовая служба в курортных, дачных районах и зонах массового отдыха организуется и осуществляется основными и приданными силами. Потребность в силах и средствах милиции и необходимость маневра ими определяется с учетом размеров курортных, дачных районов и зон массового отдыха, состояния криминогенной обстановки и общественного порядка, количества приезжающих в эти места граждан, а также возможностей использования общественных объединений по охране правопорядка.

76. Основными формами организации патрульно-постовой службы в курортных, дачных районах и зонах массового отдых являются:

    Переход на усиленную охрану общественного порядка за счет увеличения числа нарядов;

    Создание временных пунктов размещения приданных патрульно-постовых нарядов;

    Закрепление наиболее подготовленных милиционеров за зонами массового отдыха;

    Привлечение к охране общественного порядка при необходимости курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России, членов общественных формирований;

    Несение патрульно-постовой службы нарядами со служебными собаками и патрулирование на лошадях.

77. При расстановке нарядов особое внимание уделяется местам вероятного совершения преступлений и административных правонарушений, массового скопления людей, санаторно-курортным учреждениям, пляжам, паркам, остановкам городского пассажирского транспорта, железнодорожным, речным и морским вокзалам, аэропортам, предприятиям общественного питания, развлекательным учреждениям, а также обеспечению безопасность движения транспорта и пешеходов на основных магистралях дорогах. Особенности организации патрульно-постовой службы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

78. Патрульно-постовая служба на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта организуется с учетом требований настоящего Устава. На станциях, вокзалах, платформах, пристанях, в аэропортах, портах, поездах и судах патрульно-постовая служба организуется начальником линейного отдела (отделения) внутренних дел, линейного пункта милиции с учетом интенсивности пассажирских и грузовых перевозок, движения поездов, судов, полетов самолетов, а также складывающейся оперативной обстановки. Порядок работы нарядов устанавливается начальником линейного органа внутренних дел.

79. Основными формами организации патрульно-постовой службы в сфере пассажирских перевозок являются:

    Патрулирование по залам вокзалов и аэропортов, станциям, портам, пристаням и причалам с обходом мест скопления пассажиров, посадочным платформам, отстойным паркам вагонов и другим объектам транспорта, выставление в этих местах постов;

    Сопровождение нарядами поездов, судов;

    Патрулирование на катерах по рекам, водоемам, акваториям портов, проведение рейдов в прибрежной полосе моря;

    Участие членов общественных объединений по охране правопорядка.

80. На отдельных станциях, остановочных пунктах начальники линейных отделов (отделений) внутренних дел на транспорте в зависимости от оперативной обстановки могут устанавливать милицейские посты, на которые назначаются наиболее подготовленные, способные к самостоятельной работе милиционеры.

81. Охрана общественного порядка и борьба с преступностью в поездах, самолетах, на судах обеспечиваются нарядами сопровождения. Состав наряда определяется начальником органа внутренних дел на транспорте и в количестве не менее двух человек, из их числа назначается старший. При необходимости наряд возглавляется лицами среднего и старшего начальствующего состава. Для сопровождения специальных поездов (судов), туристических поездов (судов), поездов с лицами, следующими по организационному набору на стройки народного хозяйства, уборку урожая и другие работы, выделяется усиленный наряд милиции. Предусматривается обязательное патрулирование ночью в пригородных поездах парными патрулями с сопровождением их, как правило, от пункта отправления до пункта назначения.

82. Работа наряда осуществляется по графику, разрабатываемому руководством линейного отдела (отделения) внутренних дел. В нем должны быть указаны перечень подлежащих сопровождению поездов (судов), время начала и конца работы, места и время пересадок. Форма одежды наряда устанавливается начальником линейного органа внутренних дел. Наряд при выполнении задач взаимодействует с линейными и территориальными органами внутренних дел по маршруту следования поезда (судна), поездной бригадой (судовой командой, экипажем), членами общественных объединений.

83. Для усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на отдельных участках дорог, особенно на подступах к крупным городам и важным железнодорожным узлам, выставляется заслон милиции.

84. При следовании специальных поездов (судов, самолетов) патрульно-постовая служба на объектах транспорта организуется по особым планам, разрабатываемым совместно с соответствующими начальниками органов внутренних дел на транспорте и руководителями органов безопасности.

Инструктаж нарядов

    Инструктаж нарядов проводится, как правило, в специально оборудованном классе службы (приложение № 14 к настоящему Наставлению).

    Лица, назначенные в наряд для несения службы, прибывают в строевое подразделение или территориальный орган внутренних дел не менее чем за 15 минут до начала инструктажа для подготовки и экипировки в соответствии с требованиями пункта 68 настоящего Наставления. О готовности к службе докладывает дежурному и непосредственному начальнику (командиру, старшему группы).

    Дежурный делает отметки в постовой ведомости о прибытии сотрудников, назначенных в наряд, в присутствии непосредственного начальника (командира, старшего группы) выдает им необходимое вооружение, средства связи, технические средства, в установленных случаях специальные средства, бланки процессуальных документов.

    Заряжение оружия производится перед построением наряда на инструктаж по команде и под контролем дежурного или непосредственного начальника (командира, старшего группы), инструктирующего в специально отведенном месте. При этом патрон в патронник не досылается.

    Построение нарядов на инструктаж обеспечивает непосредственный начальник (командир, старший группы), после чего проверяет у каждого сотрудника наличие вооружения, снаряжения, выясняет состояние здоровья. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению, (отстранению сотрудника от выхода на пост, маршрут патрулирования) и докладывает о готовности личного состава к несению службы должностному лицу, проводящему инструктаж.

    Заступающие в наряд сотрудники должны быть одетыми в установленное по сезону форменное обмундирование, светоотражающую экипировку (для несущих службу в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, на стационарных постах ДПС, КПМ, а также работающих на местах ДТП), иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение, а также иметь при себе:

    Служебное и водительское удостоверение.

    Нагрудный знак и жетон с личным номером.

65.3. Служебную книжку (приложение № 15 к настоящему Наставлению) 1 .

65.4. Карточку (карточки 2) поста, маршрута патрулирования 1 .

65.5. Табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными магазинами (за исключением сотрудников, не принявших присягу и не прошедших первоначальную подготовку).

  1. Радиостанцию.

    Служебную сумку или планшет.

    Бланки необходимых процессуальных документов 1 .

  1. Записную книжку.

65.15. Карманный электрический фонарь (при работе в условиях недостаточной видимости).

65.16. Правила дорожного движения.

65.17. Выписки из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 1 .

66. В зависимости от характера выполняемых задач наряду ДПС по решению командира строевого подразделения, вышестоящего руководителя дополнительно выдаются:

    Автоматическое оружие.

    Специальные средства.

    Технические средства.

    Средства индивидуальной защиты и активной обороны.

67. Инструктаж заступающего на службу наряда проводит командир строевого подразделения или начальник подразделения Госавтоинспекции, в структуру которого входит строевое подразделение (лица, их
замещающие), вышестоящий руководитель в присутствии дежурного, о чем делается запись в постовой ведомости.

Тема инструктажа определяется в соответствии с ежемесячно разрабатываемыми и утверждаемыми планами, предусматривающими рассмотрение вопросов по совершенствованию оперативно-служебной деятельности и особенностей оперативной обстановки.

В зависимости от ставящихся на период несения службы задач для участия в инструктажах привлекаются руководители или сотрудники других служб и подразделений территориальных органов внутренних дел, других правоохранительных органов, учреждений здравоохранения, аварийно-спасательных формирований, заинтересованных органов, организаций и предприятий.

Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

68. Должностные лица при проведении инструктажа обязаны:

68.1. Убедиться в готовности сотрудников и патрульных транспортных средств к несению службы, принять меры по устранению выявленных недостатков.

    Довести информацию о состоянии аварийности и оперативной обстановке, проводимых специальных, массовых мероприятиях, дорожных работах в зонах ответственности постов, маршрутов патрулирования.

    Довести результаты работы за истекшие сутки, при необходимости разъяснить недостатки и упущения, привести примеры положительных действий сотрудников, зачитать имеющиеся приказы о поощрении отличившихся сотрудников.

    Выборочно проверить знание сотрудниками своих прав и обязанностей, правил применения и использования оружия, применения технических и специальных средств, физической силы, мер обеспечения личной безопасности, порядка, особенностей несения службы на посту, (маршруте патрулирования).

    Объявить назначения в наряды, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, при необходимости уточнить порядок смены, связи и взаимодействия.

В случае назначения в наряд двух и более сотрудников назначить старшего наряда (с отметкой в постовой ведомости), в обязанности которого вменяется руководство и организация деятельности наряда, контроль и оказание практической помощи входящим в состав наряда сотрудникам по выполнению поставленных задач, принятие мер по устранению выявленных недостатков.

    Отработать вводные задачи, при этом разобрать наиболее характерные тактические приемы несения службы.

    Обратить внимание на необходимость соблюдения дисциплины и законности, внимательного отношении к гражданам.

68.8. Ответить на имеющиеся вопросы.

69. Проведение инструктажа заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов ДПС на службу.

Например: «Наряд, СМИРНО. Приказываю заступить на обеспечение безопасности дорожного движения и общественного порядка. Во время несения службы в обращении с гражданами соблюдать законность, культуру и вежливость. На-ПРАВО (на-ЛЕВО), по маршрутам и постам шагом-МАРШ».

    Сотрудники ДПС, несущие службу на постах, расположенных на большом удалении от строевого подразделения, с разрешения командира строевого подразделения могут прибывать на инструктаж в определенные дни недели. При этом о заступлении на службу сотрудники по имеющимся средствам связи докладывают дежурному и получают от него необходимую информацию и указания.

    Подразделения ДПС участвуют в проводимых совместных инструктажах нарядов органов внутренних дел, порядок проведения которых регламентируется нормативными правовыми актами МВД России.

Для нарядов, участвующих в совместном инструктаже, в день его проведения другие инструктажи не проводятся.

Организация контроля за несением службы

72. Контроль за несением службы нарядами ДПС на постах и маршрутах патрулирования осуществляется путем проведения гласных и скрытых проверок, а также с использованием средств теле-,
видеонаблюдения, навигационного оборудования по определению места нахождения патрульных автомобилей, иных технических средств.

Контроль за несением службы также включает проведение отдельных или в рамках гласных (скрытых) проверок несения службы мероприятий по контролю за сохранностью и правомерностью использования информации, полученной с помощью специальных технических средств, информации программно-технических средств, соответствием реквизитов возбужденных дел об административных правонарушениях фактическим данным о правонарушителях, местах несения службы нарядами, других контрольных мероприятий.

    Проверки осуществляются по письменному указанию (предписание, служебное задание) 1 МВД России, руководителей Департамента ОБДД, ДСБ МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органов управления Госавтоинспекции, подразделений собственной безопасности, ОВДРО либо непосредственными (прямыми) начальниками проверяемого.

    При организации проверок должны учитываться жалобы и заявления граждан, оперативная информация о работе сотрудников, результаты опросов (анкетирования) участников дорожного движения 2 и индивидуально-воспитательной работы.

    Проверяющий должен знать требования нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность ДПС, а также оперативную обстановку в зоне подлежащего проверке поста или на маршруте патрулирования.

    Командиры полков, отдельных батальонов, рот должны осуществлять гласные проверки нарядов не реже двух раз в месяц, их заместители, командиры батальонов, рот (в составе полка) и их заместители - не реже одного раза в неделю, командиры рот (в составе батальонов), их заместители, командиры отдельных взводов и их заместители - ежедневно, командиры взводов (в составе батальонов, рот) или их заместители, командиры отделений - осуществлять гласные проверки каждого наряда ежедневно не менее двух раз за смену.

Для отдаленных постов (маршрутов патрулирования) по решению руководителя органа управления Госавтоинспекции допускается установление иной периодичности проведения проверок каждого наряда.

Периодичность гласных проверок несения службы нарядами ДПС, осуществляемых начальниками, заместителями начальников подразделений Госавтоинспекции, в подчинении которых находятся строевые подразделения, устанавливается руководителем органа управления Госавтоинспекции.

77. При проведении гласной проверки проверяющий должен представиться, предъявить служебное удостоверение и предписание (кроме непосредственных и прямых начальников проверяемого) на право
проверки.

О прибытии проверяющего (кроме непосредственных и прямых начальников проверяемого) сотрудники немедленно докладывают в дежурную часть.

По требованию проверяющего старший наряда (сотрудник) обязан доложить об обстановке в зоне ответственности поста (маршрута патрулирования), представить требуемую документацию, отвечать на заданные вопросы.

78. При проведении гласной проверки наряда ДПС в зависимости от поставленных задач устанавливается:

    Наличие наряда на закрепленном посту (маршруте патрулирования) в конкретном месте согласно карточке или служебному заданию.

    Соответствие внешнего вида сотрудников, их экипировки и оснащения установленным требованиям.

    Соблюдение сотрудниками дисциплины и законности, установленных требований во взаимоотношениях с участниками дорожного движения, правомерность и полнота возбуждения дел об административных правонарушениях.

    Знание служебных обязанностей, ориентировок, полученных на инструктаже и в процессе несения службы, и их выполнение.

    Знание оперативной обстановки в зоне ответственности поста, маршрута патрулирования, состояния аварийности и особенностей несения службы.

    Знание нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ДПС, умение руководствоваться их положениями.

    Наличие, состояние закрепленного патрульного транспорта, средств связи, технических и специальных средств.

    Умение и эффективность использования технических средств.

    Качество несения службы, активность в предупреждении административных правонарушений, дорожно-транспортных происшествий.

78.10. Уровень взаимодействия с дежурной частью, другими нарядами, умение действовать в условиях осложнения дорожной и оперативной обстановки (путем дачи вводных).

Запрещается проверять несение службы путем провоцирующих действий.

78.11. Качество ведения производства по делам об административных правонарушениях.

    При обнаружении во время гласной проверки недостатков в несении службы проверяющий обязан на месте принять меры к их устранению и оказать сотруднику (наряду) практическую помощь.

    О результатах гласной проверки сотрудников проверяющий в обязательном порядке производит запись в служебных книжках (журнале проверок несения службы), а по прибытии в дежурную часть строевого подразделения (территориального органа внутренних дел) - в постовой ведомости с указанием времени и номера (по дислокации) проверенного наряда, выявленных недостатках и оказанной практической помощи по их устранению. В необходимых случаях результаты проверки с указанием выявленных недостатков оформляются отдельным рапортом.

Записи о результатах проверок несения службы, осуществленных должностными лицами, не относящимися к командному составу строевого подразделения, заносятся в находящуюся в дежурной части книгу замечаний и предложений проверяющих.

81. Скрытые проверки проводятся в соответствии с составляемым на месяц графиком, утверждаемым командиром строевого подразделения или руководителем подразделения Госавтоинспекции территориального
органа внутренних дел, в котором, при необходимости указываются фамилии сотрудников, в отношении которых планируется проведение проверки.

При возникновении объективных обстоятельств допускается проведение скрытой проверки вне утвержденного графика.

82. Скрытая проверка ведется путем наблюдения за действиями наряда ДПС, как правило, с использованием средств видеонаблюдения, применением фото- и видеосъемки, аудиозаписи.

Продолжительность скрытой проверки должна составлять не менее 1 часа.

83. В ходе скрытой проверки осуществляется контроль за:

    Поведением сотрудника и соблюдением им дисциплины и законности.

    Взаимоотношениями сотрудника с участниками дорожного движения.

    Правомерностью используемых форм и методов контроля за дорожным движением, остановки транспортных средств, возбуждения дел об административных правонарушениях, осуществления иных административных действий.

    Реагированием на нарушения правил дорожного движения, изменение оперативной и дорожно-транспортной обстановки.

    Умением осуществлять распорядительно-регулировочные действия.

83.6. Выполнением других требований настоящего Наставления и иных нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность Госавтоинспекции.

    При выявлении во время скрытой проверки нарушений дисциплины или законности, необходимости оказания наряду ДПС помощи, проверяющий прекращает наблюдение и принимает неотложные меры по пресечению противоправных действий сотрудников, оказанию соответствующей помощи.

    По информации проверяющего, сотрудники, допустившие грубые нарушения служебных обязанностей, непосредственным (прямым) начальником могут быть отстранены от несения службы.

Сдача отстраненным от несения службы сотрудником вооружения, средств связи, технических и специальных средств, нагрудного знака, неиспользованных бланков процессуальных документов, возбужденных дел об административных правонарушениях с изъятыми документами, вещами, государственными регистрационными знаками, а также отбор от него объяснений обеспечиваются на месте или в расположении строевого подразделения в зависимости от конкретных обстоятельств.

    По рапорту проверяющего руководитель, назначивший скрытую проверку, принимает решение о необходимости проведения служебной проверки.

    Скрытые проверки проводятся в отдельных ротах не реже 4 раз в месяц, отдельных взводах - не реже 3 раз в месяц, отделениях, группах - не реже 2 раз в месяц.

Скрытые проверки в полках, отдельных батальонах осуществляются из расчета имеющегося в структуре количества рот (взводов).

    Руководитель подразделения, утвердивший график проведения скрытых проверок несения службы, несет персональную ответственность за его соблюдение, полноту и качество их проведения.

    Использование для контроля за несением службы нарядами ДПС стационарных средств теле-, видеонаблюдения осуществляется по решению руководителей МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органов управления.

    Итоги проверок регулярно доводятся до сведения сотрудников при проведении инструктажей, а также не менее одного раза в месяц рассматриваются на служебных совещаниях.

    Проверки оперативно-служебной деятельности строевых подразделений осуществляются в соответствии со служебным заданием, утверждаемым вышестоящим руководителем, как правило, в плановом порядке.

IV. Организация несения службы нарядами ДПС Формы и методы несения службы

94. Основными формами несения службы нарядами ДПС являются:

94.1. Контроль за дорожным движением на патрульном транспортном средстве в движении или стационарном положении, в пешем порядке.

94.2. Регулирование дорожного движения.

94.3. Осуществление контрольных функций на стационарных постах ДПС (КПМ), контрольно-пропускных пунктах 1 .

94.4. Сопровождение транспортных средств.

    Несение службы нарядами ДПС может также осуществляться на средствах авиации (вертолеты, дирижабли и другие).

    Контроль за дорожным движением с использованием патрульных транспортных средств может быть открытым и скрытым.

Скрытый контроль осуществляется с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля 2 . При этом обеспечивается взаимодействие наряда ДПС на патрульном автомобиле скрытого контроля с другими нарядами ДПС, которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения обеспечивается остановка транспортного средства.

В случае применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, контроль за дорожным движением может осуществляться нарядом ДПС на патрульном автомобиле скрытого контроля самостоятельно.

Взаимодействие между нарядами при осуществлении скрытого контроля и координация их совместных действий осуществляются с помощью средств радиосвязи.

Решение об осуществлении скрытого контроля принимает руководитель органа управления, командир строевого подразделения (не ниже командира роты) или руководитель подразделения Госавтоинспекции, в подчинении которого находится строевое подразделение, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости.

97. При осуществлении контроля за дорожным движением с использованием патрульных автомобилей применяются следующие основные методы:

    Движение в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и пресечения нарушений правил дорожного движения).

    Движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную (для предупреждения превышения скорости).

    Остановка у опасных в аварийном отношении мест (для предупреждения нарушений правил дорожного движения водителями и пешеходами, применения средств фото-, видеофиксации нарушений).

    Остановка патрульного автомобиля в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам.

Применение того или иного метода, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся на маршруте патрулирования обстановкой.

99. Несение службы на патрульных мотоциклах организовывается преимущественно на участках дорог, где возникает необходимость оперативного реагирования на складывающуюся обстановку, в том числе
прибытия к месту ДТП, преследования и остановки правонарушителей в условиях ограниченной пропускной способности, а также в местах систематических нарушений правил дорожного движения водителями
мотоциклов.

В целях взаимной страховки обеспечивается, как правило, несение службы на патрульных мотоциклах в спаренном варианте, а в наиболее сложных в оперативном отношении местах, в ночное время, при неблагоприятных погодных условиях - во взаимодействии с нарядом на патрульном автомобиле.

100. Несение службы в пешем порядке применяется для контроля за движением на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках
дорог.

При пешем патрулировании контроль за дорожным движением осуществляется в открытой форме путем перемещения по краю тротуара (обочины), резервной зоне дороги. Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор ДПС был отчетливо виден возможно большему количеству участников движения и имел возможность для своевременного пресечения правонарушений.

101. Порядок применения средств авиации, формы и методы их использования в целях реализации возлагаемых на ДПС функций, порядок взаимодействия нарядов определяется организационно-
распорядительными документами МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации в зависимости от выполняемых конкретных задач.ФЕДЕРАЦИИ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Основные термины и понятия Дорожное движение - совокупность...

  • Совет федерации федерального собрания российской федерации аналитическое управление аппарата совета федерации серия проблемы национальной безопасности

    Автореферат диссертации

    ... «Наставление по работе дорожно -патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» . На ДПС возложены оперативно-профилактические, контрольные и надзорные функции по обеспечению...

  • 44. Подготовка и инструктаж нарядов проводятся в специально оборудованном классе службы (приложение 8). Лица, назначенные в наряд для несения патрульно - постовой службы, прибывают в орган внутренних дел или специально назначенное место за 15 минут до начала инструктажа. О прибытии они докладывают дежурному и своему командиру.

    Например: "Господин лейтенант! Сержант Тагишев для несения службы прибыл".

    Дежурный отмечает в постовой ведомости прибытие полицейских на службу, выдает им необходимые предметы вооружения, снаряжения, средства связи, индивидуальной защиты и специальные средства, служебные документы; объявляет маршрут патрулирования, пост и время несения службы; знакомит с ориентировками о совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых лиц, похищенного имущества и другими сообщениями, контролирует их фиксацию в служебных книжках. После чего командир выстраивает наряд на инструктаж, проверяет у каждого полицейского наличие положенных предметов вооружения, снаряжения и опрашивает о состоянии здоровья. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению и докладывает о готовности личного состава к несению службы лицу, проводящему инструктаж.

    Заряжание оружия производится перед построением наряда на инструктаж по команде и под наблюдением дежурного или инструктирующего в специально отведенном месте. При этом патрон в патронник не досылается.

    45. Заступающий на службу наряд должен быть одетым в форменную одежду по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение.

    При себе он должен иметь:

    1) служебное удостоверение;

    2) служебную книжку, карточку маршрута, поста;

    3) табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными обоймами (магазинами);

    4) резиновую палку;

    5) радиостанцию;

    6) наручники;

    7) свисток;

    8) служебную сумку или планшет, ручку;

    9) индивидуальный пакет (аптечку).

    В зависимости от характера выполняемых задач наряду дополнительно выдаются:

    10) учтенные бланки протоколов об административных правонарушениях;

    11) электромегафоны;

    12) карманный электрический фонарь;

    13) ключи от специального телефона, дверей железнодорожных вагонов;

    14) средства индивидуальной защиты и другие специальные средства.

    46. Ежедневные инструктажи нарядов перед заступлением на службу проводятся руководителями горрайлиноргана и командным составом строевых подразделений полиции с обязательным участием руководителей и сотрудников служб общественной безопасности и криминальной полиции, согласно утвержденным графикам.

    Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

    47. Инструктирующий должен знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, задачи, порядок и особенности несения службы на каждом маршруте (посту), а также оценить действия и результаты работы нарядов за прошедшие сутки, наметить вопросы и вводные задачи для проверки знаний и обучения полицейских действиям в различных ситуациях.

    Вводные задачи и вопросы должны периодически обновляться и усложняться.

    48. С приближением к строю руководителя, командира, проводящего инструктаж, командир взвода (отделения) подает команду: "Наряд, смирно! Равнение НА - ПРАВО (НА - ЛЕВО, НА - СЕРЕ - ДИНУ)" - и докладывает о готовности наряда для инструктажа. НАПРИМЕР: "Господин подполковник! Наряд в составе 40 человек для инструктажа построен. Командир взвода лейтенант Тимофеев". Приняв рапорт, инструктирующий обращается к наряду:

    "Здравствуйте, господа!". На его приветствие наряд отвечает: "Здравствуйте, господин подполковник!". После этого инструктирующий подает команду: "Вольно".

    49. Инструктирующий должен:

    1) убедиться в готовности личного состава к несению службы, принять меры к устранению выявленных недостатков;

    2) проверить знание патрульными своих прав, обязанностей, отдельных положений нормативных актов, правил применения физической силы к правонарушителям, специальных средств и оружия, примет разыскиваемых преступников и похищенных вещей;

    3) объявить результаты несения службы за прошедшие сутки, при необходимости разъяснить недостатки и упущения, привести примеры образцовых действий патрульных, зачитать имеющиеся приказы о поощрении отличившихся сотрудников;

    4) довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия со всеми силами, задействованными в обеспечении общественного порядка и безопасности;

    5) отработать с полицейскими вводные задачи, при этом разобрать наиболее характерные тактические приемы несения службы, в том числе в особых условиях (ведение наблюдения, выявление преступников по малозаметным признакам и приметам, предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка, задержание вооруженных преступников);

    6) напомнить нарядам о необходимости соблюдения законности, а также о чутком и внимательном отношении к гражданам, соблюдение мер безопасности при несении службы, ответить на имеющиеся у сотрудников полиции вопросы. Проведение ежедневного инструктажа заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов полиции на службу.

    Например: "Наряд, смирно! Приказываю заступить на охрану общественного порядка в городе Астане. Во время несения службы в обращении с гражданами соблюдать законность, проявлять справедливость и вежливость.

    НА - ПРАВО (НА - ЛЕВО), по маршрутам и постам шагом марш!".

    50. В районах городов и в городах без районного деления не реже одного раза в месяц проводятся совместные инструктажи всех нарядов комплексных сил полиции, задействованных на патрульно - постовую службу. Организационная работа по подготовке и проведению совместного инструктажа возлагается на управления (отделы, отделения) общественной безопасности. После общего построения руководящий и начальствующий состав проверяет внешний вид и экипировку нарядов, а работники дорожной полиции, инженеры и техники проводят осмотр технического состояния автотранспорта и средств связи. Инструктирующий начальник (руководитель) проводит инструктаж в соответствии с пунктами 46 - 50 настоящих Правил. Продолжительность совместного инструктажа не должна превышать одного часа.

    Инструктаж заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов на службу и прохождением торжественным маршем. Для нарядов, участвующих в совместном инструктаже, в день его проведения другие инструктажи не проводятся.

    Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета "Казахстанская правда", база данных , Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети.

    Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.

    Компания не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

    Из этой статьи вы узнаете:

    Какие существуют виды инструктажей по безопасности и охране труда;
    как провести инструктаж по охране труда на рабочем месте;
    какие инструктажи по охране труда проводятся на рабочих местах, а какие нет;
    каковы последовательность и сроки проведения инструктажей по охране труда;
    должен ли специалист по охране труда проводить все виды инструктажей.

    Все виды инструктажей по охране труда – составляющая постоянного обучения правилам безопасности, стартующего в детском саду и продолжающегося в образовательной сфере, а затем и в производственной. Их основная цель – ознакомить трудящихся с особенностями производственной среды организации, рабочими местами, безопасной техникой ведения работ, их правами и обязанностями, а также постоянно поддерживать эти знания в «рабочем режиме».

    Обязанность работодателей инструктировать своих сотрудников закреплена в ст. 225 Трудового Кодекса. Здесь же прописана их обязанность обучать приемам безопасности трудящихся, которые работают в далеких от идеала условиях. Обучение требованиям ОТ при этом делится на:

    первичное;
    периодическое.

    Руководители соответствующих рангов организуют работу системы обучения ОТ и отвечают за результаты ее работы, в том числе качество и своевременность проведения инструктажей в целом по организации и ее подразделениям. Персональную ответственность за инструктирование закрепленных работников несут их непосредственные руководители, за организацию и проведение – назначенные руководителем организации лица.

    Со своей стороны, трудящиеся обязаны своевременно проходить все виды инструктажей по безопасности и охране труда, показывать качественное усвоение материала по их окончании. Трудящиеся, которые уклоняются от инструктирования, не допускаются к выполнению производственных заданий. Если такое произошло, заработок за ними не сохраняется. Проинструктированные работники, которые показали неудовлетворительное качество знаний (не выполнили правильно тест, не дали правильных ответов на вопросы инструктирующего), отправляются на переобучение.

    Виды инструктажей по безопасности и охране труда

    1. Вводный – предназначен для всех, кто будет трудиться или просто присутствовать на предприятии или его территории. Его проходят все сотрудники предприятия независимо от ранга и профессии, в том числе студенты-практиканты, подрядчики и даже сотрудники медпунктов и столовых.

    2. Первичный – предназначен для трудящегося, который будет работать на конкретном рабочем месте, используя конкретное оборудование. Его перед допуском к работам проходят работники, учащиеся, практиканты. Этот инструктаж могут не проходить лица, профессии и должности которых перечислены в соответствующем приказе.

    3. Повторный – предназначен для всех лиц, которые проходили первичный инструктаж, если их не освободили от этой обязанности приказом в течение «межинструктажного» периода.

    4. Внеплановый – предназначен для лиц, которые должны ознакомиться с новой информацией по ОТ, либо прерывали работы данного вида на 30 либо 60 календарных дней (больничный, другая деятельность, отпуск).

    5. Целевой – предназначен для лиц, которые будут направляться на выполнение работ разового характера, либо требующих наличия особой документации (например, наряда-допуска).

    Особенности каждого из инструктажей устанавливает .

    Порядок проведения инструктажей по охране труда. Какой инструктаж проводится на рабочем месте, а какой нет.

    Пошаговый алгоритм инструктирования трудящихся службы ОТ организаций разрабатывают, учитывая особенности их работы. Общие закономерности этого инструктирования таковы:

    Подготавливают и ведут сотрудники службы ОТ или другие назначенные руководителем организации лица. Часто в качестве этих лиц выступают кадровики. Поэтому его проводят в кабинетах, уголках ОТ, учебных классах, актовых залах или других специально отведенных помещениях, размеры которых зависят от количества одновременно проходящих инструктаж людей. Желательно оборудовать такое помещение вне зоны проведения производственных процессов, чтобы не допускать пребывания недообученных правилам ОТ людей в потенциально опасных условиях.

    И организуются на рабочих местах . Поскольку руководитель работ может проводить их с работниками по одному либо с целой группой (если каждому из них нужно объяснить одинаковый материал), допускается использовать комнаты для сменно-встречных собраний, другие помещения. Практические части инструктажей проводятся исключительно на рабочих местах – формализма в вопросах безопасности допускать нельзя.

    — место организации этого инструктажа устанавливается, исходя из его содержания. Если его проводят из-за изменения производственных процессов, несчастного случая, замены оборудования и подобных факторов, то он проходит на рабочих местах. Если же причиной внепланового инструктирования стало изменение законодательства, касающееся общих вопросов ОТ (например, изменение «льготных» списков), которые можно в достаточной степени осветить без привязки к помещению, то инструктирование можно организовать в актовом зале или комнате сменно-встречных собраний.

    Организуется перед:

    · выдачей наряда-допуска – на рабочих местах;
    · стартом выполнения производственных заданий разового характера – на рабочих местах;
    · массовыми мероприятиями (ученическими турпоходами, профсоюзными митингами, спортивными олимпиадами и др.) – в оборудованных для подобных целей помещениях;
    · устранением последствий аварии, природного бедствия – исходя из сложившейся обстановки по усмотрению руководителя работ.

    Сроки проведения инструктажей по охране труда

    Каждый «участник процесса» должен соблюдать такие сроки проведения инструктажей по охране труда:

    вводный – при трудоустройстве;
    первичный – перед допуском к работам (самостоятельным или под руководством опытного сотрудника) или стажировке;
    повторный – через каждые 6 месяцев, начиная с даты первичного инструктажа (если этого требуют условия работы, можно чаще);
    внеплановый и целевой – по необходимости.

    При правильно организованном трудоустройстве сотрудников и безопасном ведении работ соблюдается логическая последовательность чередования инструктажей. всегда проходит после вводного, а все остальные – после первичного. Если в ходе проверки оказывается, что инструктаж по охране труда на рабочем месте трудящийся прошел раньше, чем вводный при трудоустройстве, это сигнализирует об их проведении в режиме «для галочки» и проблемах в функционировании службы ОТ компании.

    Распространяется ли порядок проведения инструктажей по охране труда на надомников?

    Надомники – это лица, которые трудятся на пользу работодателя по месту своего фактического проживания. Он предоставляет им сырье, материалы, необходимое оборудование. Условия, в которых организован их труд, должны соответствовать требованиям ОТ точно так же, как и «обычных» работников. О существовании этой необходимости работодателей ставит в известность ст. 311 ТК РФ. Поэтому надомников также необходимо обучать ОТ в полном объеме, соответствующем их деятельности. Это касается и инструктирования. Работодатель организует обучение надомных работников, может освобождать их от инструктажей на тех же основаниях, что и работников, которые трудятся на территории предприятия.

    Для выполнения порученных надомному работнику заданий он может использовать помощь своей семьи. Если он так поступает, то должен помнить: трудовые отношения существуют только между ним и работодателем. Между членами его семьи и его работодателем таких отношений нет, следовательно, инструктажи по ОТ с ними не проводятся.

    Распространяется ли порядок проведения инструктажей по охране труда на «дистанционщиков»?

    «Дистанционщики» выполняют свои рабочие функции вне стационарных рабочих мест, ответственность за состояние которых лежит на работодателях. Они скорее оказывают услуги, чем занимаются выполнением конкретных производственных заданий. Нанимая работников, которые будут трудиться дистанционно, по требованию ст. 312.3 ТК, работодатель должен ознакомить их с требованиями ОТ, которые касаются оборудования и средств производства:

    Дополнительно, согласно требованиям этой же статьи ТК, работодатель, который использует труд «дистанционщиков», должен:

    Расследовать и учитывать НС и ПЗ, произошедшие с его дистанционными работниками;
    выполнять предписания Госнадзора, рассматривать представления органов общественного контроля относительно «дистанционщиков»;
    страховать дистанционных работников от НС и ПЗ.

    Поэтому проводить все виды инструктажей по охране труда для «дистанционщиков» в ряде случаев все же придется. Организуются такие инструктажи так же, как и остальное общение «дистанционщика» с работодателем: в форме пересылки.doc, .txt, .pdf и любых других файлов, конференции в Skype, Viber и любом другом мессенджере, используемом организацией. Отметка об ознакомлении «дистанционщика» с инструктажем по ОТ делается в том же порядке, как и с другими нужными для работы документами. Это целесообразно обсудить и прописать в трудовом договоре, указать в Правилах внутреннего распорядка, «Положении об обучении по ОТ» и других документах, которые затрагивают этот вопрос. Работодателю позволено освобождать «дистанционщиков» от инструктажей точно так же, как и других работников.

    Качественно проведенный инструктаж – недорогое, но эффективное мероприятие, которое позволяет работникам трудиться с полной самоотдачей, не рискуя собственным здоровьем и безопасностью.

    Отвечаем на вопросы

    1. Должен ли специалист по охране труда проводить все виды инструктажей?

    Специалист по охране труда не должен проводить все виды инструктажей. Согласно ТК РФ специалист по охране труда проводит только вдовый инструктаж. Все остальные виды инструктажей должен проводить непосредственный руководитель данных работников. Смотрите видео с ответом на этот вопрос:

    2. Женщина вышла из отпуска по уходу за ребенком (т.е. был перерыв в работе более 60 дней). Какой инструктаж ей проводить?

    В данном случае лучше всего проводить повторный инструктаж. Смотрите видео с подробным ответом на этот вопрос:

    3. Кому можно не проходить инструктаж по охране труда на рабочем месте?

    Если в процессе работы подчиненные не подвергаются опасностям, не обслуживают оборудование, если работники не применяют в своей работе инструменты, сырье материал, руководитель организации или подразделения может освободить их от всех инструктажей по охране труда на рабочих местах. А вот вводный инструктаж