Оценка показателей и категорирование объектов. Запрет на съемку. Мифы и факты Перечень режимных предприятий и объектов

Наверняка все когда-то проходили мимо неприметного здания с колючей проволокой по забору. Понятие режимного объекта раскрывается в Указе № 61 Президента России, изданном 24 января 1998 года и носящем название "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне". Это:

На этих объектах ведутся засекреченные разработки, сведения о которых представляют собой государственную тайну.

Кто охраняет важнейшие сведения страны?

К органам по защите государственной тайны относятся как структуры исполнительной власти, так и организации, которые назначаются в специальном порядке:

  • Межведомственная комиссия - коллегиальный орган по координации деятельности власти, направленной на охрану сведений особой секретности.
  • ФСБ, Минобороны, ФАПСИ - Федеральное агентство правительственной связи и информации. В этот список также включена Служба внешней разведки, кроме того, сюда входит Государственная техническая комиссия при Президенте РФ, а также все местные подразделения этих госучреждений.
  • Защиту секретных сведений обеспечивают определенные предприятия, учреждения и организации, а также их структурные подразделения.

Главная тайна государства

Что же относится к секретным сведениям? В рамках Указа номер 61, названного выше, государством определены данные, распространение которых угрожает причинением ущерба безопасности нашей страны. Эти сведения затрагивают:

  • военную область;
  • внешнеполитическую сферу;
  • экономическую область;
  • разведывательную и контрразведывательную сферы;
  • оперативно-розыскную деятельность страны.

В Указе также определены органы власти государства, имеющие допуск к распоряжению теми или иными сведениями. Например, данными о стратегических планах применения войск и всего, что связано с приведением войск в боеготовность, могут распоряжаться МЧС, Минобороны, а также, конечно, МВД, ФАПСИ и ФПС.

Между тем данные по долгосрочным планам развития вооружения, результаты выполнения научно-исследовательских и опытных работ по созданию образцов оружия поступают в распоряжение уже большего количества госорганов России. Не только тех, что перечислены выше, но и Минздрава, Минобразования, МПС, Минтопэнерго, Минтранса и Минэкономики, а также Росгидромета.

Кто допускается к секретным данным?

Как же работает система допуска к секретным сведениям?

Не всем гарантирован допуск к государственным сведениям секретного характера, но его могут получить граждане или должностные лица после определенной комплексной проверки. Допуск осуществляется в добровольном порядке.

Существует три типа сведений:

  • представляющие особую важность;
  • данные совершенно секретные;
  • секретная информация.

Для обеспечения максимальной защиты государственной тайны тем лицам, которым оформляется допуск к этим сведениям, предстоит предоставить согласие на проведение проверок в отношении них. Эти проверки проводятся полномочными органами в зависимости от степени секретности сведений, к которым будет допущено лицо. Проверяемый человек дает согласие на некоторое ограничение в плане неприкосновенности его частной жизни при проведении проверочных мероприятий.

Решение о допуске, вынесенное по результатам проверки, может быть обжаловано гражданином или должностным лицом в суде.

С гражданином или должностным лицом, допускаемым к гостайне, заключается контракт в рамках сотрудничества с режимным объектом. Обладающие допуском принимают на себя обязательства перед своим государством по нераспространению доверенных им секретных сведений. Люди соглашаются на временные ограничения их прав, например, ограничивается выезд за рубеж на срок, указанный в подписанном договоре.

Бонусы за секретность

Если вы имеете доступ к государственным секретным сведениям, вы имеете и привилегии. Для хранителей государственной тайны устанавливаются надбавки к зарплате и определенные льготы в зависимости от уровня неразглашения сведений, доступ к которым они получают.

Лицензии

Предприятиям, получившим допуск к государственной тайне, выдается лицензия на работу со сведениями той или иной степени секретности. Выдачей подобных лицензий занимается ФСБ.

Ответственность

Если речь заходит о нарушении законодательства допущенного к секретным сведениям лица, в том числе должностного, этот человек в зависимости от степени тяжести нарушения несет ответственность, в том числе уголовную, в рамках законодательной базы нашей страны.

Режимный объект ГЦСС - "кровь" страны

Именуемый сегодня ФГУП "Главный центр специальной связи" - ГЦСС - является правопреемником ранее созданной Службы специальной связи, начавшей работу еще в 1939 году. В 1964 году она была преобразована, с 1991 г. организация перешла в подчинение Министерству РСФСР по связи. В 2002 году учреждение спецсвязи приобрело статус ФГУП, и сегодня ГЦСС находится в подчинении у Федерального агентства связи, именуемого Россвязью.

ФГУП осуществляет перевозки разных категорий грузов по России и миру. Организация имеет лицензию на работы, связанные с секретными сведениями, до 2019 года. У нее имеется бессрочная лицензия на перевозку наркотических средств. С 2012 года этот режимный объект находится под руководством Олега Рыбалкина, являющегося выпускником Высшего военно-политического общевойскового училища, расположенного в Новосибирске. О. Рыбалкину сегодня 49 лет.

Запасы родины

Наше государство имеет стратегические резервы на случай возникновения обстоятельств, представляющих угрозу для страны и ее жителей. Эти запасы тщательно оберегаются в хранилищах госрезерва, они не заметны для обывателей, но обязательно присутствуют в каждом регионе. Склады с жизненно необходимыми товарами на случай возникновения чрезвычайных ситуаций распределены по всей стране, чтобы не терять времени на их транспортировку в случае необходимости.

В 1999 году Комитет РФ по государственным резервам был переформирован в Российское агентство по госрезервам. В 2004 году оно получило новое название и сегодня именуется Федеральным агентством по государственным резервам - Росрезервом.

Режимные объекты

военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Режимные объекты" в других словарях:

    Режимные объекты - военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности;... Источник: Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 О перечне сведений, отнесенных к… … Официальная терминология

    Режимные объекты - военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для обеспечения функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности. Перечень, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30.11.95… … Словарь юридических понятий

    Охраняемые объекты психиатрического стационара - 5) охраняемые объекты психиатрического стационара здания, строения, сооружения, прилегающие территории, на которых устанавливаются режимные требования и границы которых согласовываются администрацией психиатрического стационара с органом местного … Официальная терминология

    Страна Россия Статус сельское поселение Входит в Ярославский муниципальный район Ярославской области … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Милиция (значения). Милиция (от лат. militia − «войско») название органов правопорядка (эквивалент полиции) в России (в т. ч., в Советской России, СССР, а потом и в Российской… … Википедия

    Запрос «Милиция» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Бойцы украинского спецподразделения милиции «Беркут» во время футбольного матча Милиция (от лат … Википедия

    СТО 70238424.13.060.30.001-2008: Тепловые электрические станции. Экологическая безопасность. Защита водной среды. Нормы и требования - Терминология СТО 70238424.13.060.30.001 2008: Тепловые электрические станции. Экологическая безопасность. Защита водной среды. Нормы и требования: 5.4.4 Водоохранные мероприятия Водоохранные мероприятия должны обеспечивать снижение негативного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ - государственные органы, созданные для обеспечения защиты объектов государственной охраны. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. О государственной охране к объектам государственной охраны относятся: 1) Президент РФ; 2)… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    - (a. engineering geology; н. Ingenieurgeologie; ф. geologie technique, geotechnique; и. geotecnica) наука о строении, свойствах и динамике геол. среды, её рациональном использовании и охране в связи с инж. хоз. деятельностью; один из… … Геологическая энциклопедия

    Основные - 1. Основные положения системы сельской телефонной связи. М., ЦНИИС, 1974. 145 с.

Шалгунов О.В., руководитель Северного территориального агентства Московского городского комитета по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

В последнее время в силу различных причин объектами гражданского оборота становятся объекты недвижимости, которые ранее в таком обороте не участвовали либо были изъяты из оборота. К таким объектам можно отнести режимные объекты. В соответствии со ст.2 закона Российской Федерации "О государственной тайне" №131-ФЗ от 06.07.1997г. к режимным объектам относятся военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности. В нашей статье под режимными объектами мы будем понимать объекты недвижимого имущества, включая здания, помещения и сооружения, для функционирования и использования которых законодательством предусмотрены дополнительные меры безопасности. Указанные объекты все чаще включаются в гражданский оборот, становятся предметами сделок (например, передача указанных объектов в аренду). Вступая в гражданский оборот, режимные объекты на равных участвуют в гражданских правоотношениях, связанных с государственной регистрацией возникновения, прекращения, перехода вещных прав, а также их ограничений и обременений. Это означает, что на них в полной мере должны распространяться положения ГК РФ, а также ФЗ №122 от 21.07.97 " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Гражданский кодекс Российской Федерации установил, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Ведение единого государственного реестра прав предполагает занесение определенных сведений об объекте недвижимого имущества, о правообладателях и других участниках сделки, а также о правоустанавливающих документах и их содержании. Вместе с тем указанные сведения при регистрации прав и сделок с режимными объектами недвижимого имущества, могут являться сведениями, относящимися к государственной тайне.

Некоторые особенности ведения единого государственного реестра прав при государственной регистрации прав и сделок с режимными объектами в части занесения сведений о субъектах-правообладателях исследуются в данной статье.

Особенности описания субъекта-правообладателя при государственной регистрации прав на режимные объекты и сделок с ними

В соответствии № 122-ФЗ от 27.07.2000г. (статья 5) участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с другой.

Из указанного перечня субъектов рассматриваемых правоотношений, можно выделить круг участников, на которых распространяется Законодательство о государственной тайне. Так, в соответствии с Законом "О государственной тайне", в отношениях, возникающих в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием, и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ участвуют органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностные лица и граждане, взявшие на себя обязательства либо обязанные по своему статусу исполнять требования Законодательства РФ о государственной тайне.

Поскольку настоящая работа посвящена исследованию вопросов государственной регистрации прав на имущество режимных организаций, то ограничимся рассмотрением двух категорий субъектов: первая - предприятия, учреждения и организации (юридические лица); вторая - органы государственной власти федеральные, субъектов федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п.4 ст.16 ФЗ №122 представитель юридического лица представляет на государственную регистрацию учредительные документы юридического лица и документы, подтверждающие его полномочия действовать от имени данного юридического лица. Могут ли эти документы содержать сведения, относящиеся к государственной тайне? В соответствии со ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Кроме того, в соответствии со ст.51 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Таким образом, государственная регистрация юридических лиц предусматривает открытость сведений о регистрируемых юридических лицах. Так, например, в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида (ст.52 ГК РФ).

Исходя из изложенного, следует, что в случае обращения в учреждения юстиции по регистрации прав юридических лиц, подпадающих под действие Закона "О государственной тайне", их учредительные документы не могут содержать информацию, относящуюся к государственной тайне. Это же утверждение относится и к органам юридического лица, поскольку порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (ст.53. п.1 ГК РФ).

В соответствии с Законом участниками отношений по государственной регистрации прав могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

По организационно-правовой форме органы государственной власти можно классифицировать следующим образом:
а) правительства (РФ, входящих в ее состав республик, городов федерального значения, а также в отдельных краях, областях);
б) министерства (федеральные, республиканские);
в) государственные комитеты (федеральные и республиканские);
г) федеральные комиссии, российские агентства, федеральные службы, федеральные надзоры (только на федеральном уровне);
д) администрации или мэрии (в субъектах Федерации, не являющихся республиками);
е) департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы - структурные подразделения органов исполнительной власти либо самостоятельные органы в субъектах Федерации.

Пункт 1 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации определил, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п.3 ст.16 ФЗ №122 в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Таким образом, органы государственной власти могут выступать участниками правоотношений по государственной регистрации прав, но лишь в тех случаях, когда регистрации подлежит право Российской Федерации, Субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В этом случае они действуют от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования, но лишь в рамках специальной компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ). Например, в соответствии с Распоряжением Мэра г. Москвы от 26 июля 2000 г. N 807-РМ полномочиями по управлению и распоряжению в установленном порядке имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности города Москвы наделен Департамент государственного и муниципального имущества г.Москвы. В других субъектах Федерации это, как правило, комитеты по управлению имуществом, фонды имущества. Вопросами приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции от имени Российской Федерации занимается Министерство имущественных отношений (Постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 г. № 536). Очевидно, что именно эти органы государственной власти могут обращаться в учреждения юстиции по регистрации прав для регистрации прав на недвижимое имущество, являющееся собственностью Российской Федерации или ее субъектов. Положения об этих органах не содержат сведений, относящихся к государственной тайне.

В некоторых случаях органы государственной власти могут обращаться в учреждения юстиции по государственной регистрации прав от своего имени (в частности имеются случаи обращения в Москомрегистрацию за регистрацией договоров аренды). Органы государственной власти действуют на основании положений. Так, например, органы государственной власти субъектов Российской Федерации действуют на основании положений утверждаемых Правительством РФ, либо в некоторых случаях Президентом РФ. Положения о некоторых органах государственной власти содержат информацию, относящуюся к сведениям, составляющим государственную тайну (например, положение о Федеральной службе безопасности). Такие документы, естественно, не могут быть представлены в учреждения юстиции по государственной регистрации прав. В этом плане интересен опыт Московской регистрационной палаты, которая при регистрации органов государственной власти в качестве юридических лиц, имеющих положения с грифом секретности, берет несекретную выписку из этих документов, составленную соответствующим режимным органом организации и заверенную самой организацией. По аналогии в случаях обращения в учреждения юстиции по регистрации прав органов государственной власти, действующих на основании секретных положений, заявителем может быть представлена выписка, содержащая все необходимые для регистрации сведения.

В соответствии со ст.ст.12,16 ФЗ №122 от 21.07.97, а также п.18 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.02.98 №219, в ЕГРП должны быть внесены, а заявителем, соответственно, представлены, следующие сведения о субъекте права:

  • полное наименование лица,
  • юридический адрес,

Очевидно, что все эти сведения не являются секретными и могут быть без затруднений представлены любым юридическим лицом.

В случаях, если за регистрацией прав обращается сама Российская федерация или ее субъекты, а также муниципальные образования - понятия юридического адреса, регистрационного свидетельства, и отчасти индивидуального номера налогоплательщика могут быть неприменимы. Однако эти вопросы не имеют никакого отношения к специфике регистрации прав и сделок с режимными объектами и в настоящей работе не рассматриваются.

Таким образом, права на режимные объекты и сделки с ними подлежат обязательной государственной регистрации в полном соответствии с требованиями федерального закона от 21.07.97г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Ведение ЕГРП возможно и должно осуществляться на основании несекретных документов и в несекретной форме, что соответствует принципу открытости государственной регистрации прав.

Представление документов на регистрацию прав на режимные объекты и сделок с ними должно происходить в полном соответствии с требованиями федерального закона от 21.07.97г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В ЕГРП для регистрации прав на режимные объекты должны быть внесены, а заявителем, соответственно, представлены, следующие сведения о субъекте права:

  • полное наименование лица,
  • юридический адрес,
  • номер регистрационного свидетельства,
  • дата и место государственной регистрации,
  • индивидуальный номер налогоплательщика,
  • адрес фактического местонахождения.

Эти сведения подтверждаются представлением несекретных учредительных документов и свидетельства о регистрации. В случае, когда учредительные документы или положение об организации секретны, представляется несекретная выписка из этих документов.

(Окончание в следующем номере)

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на . Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПЕРЕЧНЕ СВЕДЕНИЙ, ОТНЕСЕННЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

В связи с совершенствованием структуры федеральных органов исполнительной власти постановляю:

Изложить перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4775), в новой редакции (прилагается).

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Утвержден

Указом Президента

Российской Федерации

(в редакции Указа Президента

Российской Федерации

ПЕРЕЧЕНЬ

СВЕДЕНИЙ, ОТНЕСЕННЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

I. Общие положения

1. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - разыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, а также наименования федеральных органов исполнительной власти и других организаций (далее именуются - государственные органы), наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.

Каждый из указанных в настоящем перечне государственных органов наделяется полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках его компетенции, определенной положением о конкретном государственном органе, а также сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению.

Настоящий перечень пересматривается по мере необходимости.

2. В настоящем перечне применяются следующие понятия:

"специальные объекты" - пункты управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, а также другие объекты, обеспечивающие функционирование федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в военное время;

"военные объекты" - боевые позиции войск, пункты управления, полигоны, узлы связи, базы, склады и другие сооружения военного назначения;

"режимные объекты" - военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности;

"предприятия и организации" - юридические лица независимо от форм собственности, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их филиалы и представительства;

"войска" - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и создаваемые на военное время специальные формирования, предусмотренные Федеральным законом "Об обороне";

"вооружение" - средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, составные части этих средств и комплектующие изделия;

"военная техника" - технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск, а также оборудование и аппаратура для контроля и испытаний этих средств, составные части этих средств и комплектующие изделия;

"объекты оборонной промышленности" - предприятия по разработке, производству и ремонту вооружения, военной техники или снаряжения;

"оружие массового поражения" - ядерное, химическое, биологическое или иное оружие большой поражающей способности, применение которого вызывает массовые потери и (или) разрушения.

3. В настоящем перечне применяется сокращение: ГУСП - Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации.

4. В позициях 59, 60, и настоящего перечня указаны государственные органы, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

─────────────────────────────────────────────────┬────────────────── Сведения, отнесенные к государственной тайне │ Государственные │ органы, │ наделенные │ полномочиями │ по распоряжению │ сведениями, │ отнесенными │ к государственной │ тайне ─────────────────────────────────────────────────┴────────────────── II. Сведения в военной области 1. Сведения, раскрывающие стратегические МВД России планы применения войск, оперативные планы, Минобороны документы боевого управления, документы по России приведению войск в различные степени боевой МЧС России готовности ФАПСИ ФПС России 2. Сведения о стратегическом и оперативном МВД России развертывании войск Минобороны России МЧС России ФАПСИ ФПС России Администрация Президента Российской Федерации 3. Сведения о планах строительства, МВД России развитии, численности, боевом составе или Минобороны количестве войск, их боевой готовности, а также России о военно - политической и (или) оперативной МЧС России обстановке ФАПСИ ФПС России Администрация Президента Российской Федерации 4. Сведения, раскрывающие состояние МВД России оперативной (боевой) подготовки войск, Минобороны обеспеченность их деятельности, состав и (или) России состояние систем управления войсками ФАПСИ ФПС России МЧС России 5. Сведения о мобилизационном развертывании МВД России войск, их мобилизационной готовности, о Минобороны создании и использовании мобилизационных России ресурсов, системе управления мобилизационным Минэкономики развертыванием и (или) о возможностях России комплектования войск личным составом, МЧС России обеспечения вооружением, военной техникой и ФАПСИ другими материальными, финансовыми средствами, ФПС России а также воинскими перевозками Администрация Президента Российской Федерации 6. Сведения, раскрывающие направления, Минатом России долгосрочные прогнозы или планы развития МВД России вооружения и военной техники, содержание или Минздрав России результаты выполнения целевых программ, Минобороны научно - исследовательских, опытно - России конструкторских работ по созданию или Минобразование модернизации образцов вооружения и военной России техники, их тактико - технические МПС России характеристики Минтопэнерго России Минтранс России МЧС России Минэкономики России Росгидромет ФАПСИ ФПС России ФСБ России ФСО России РКА 7. Сведения, раскрывающие направления Минатом России разработки, конструкцию, технологию МВД России изготовления, изотопный состав, боевые, Минздрав физические, химические или ядерные свойства, России порядок применения или эксплуатации вооружения Минобороны и военной техники России Минобразование России Минтопэнерго России Минтранс России МЧС России Минэкономики России Росгидромет ФПС России ФСБ России РКА 8. Сведения, раскрывающие производственные Минздрав мощности, плановые или фактические данные о России выпуске и (или) поставках (в натуральном Минобороны выражении) средств бактериальной или России медицинской защиты Минобразование России Минэкономики России 9. Сведения о разработке, технологии, Минатом производстве, об объемах производства, о России хранении и (или) утилизации ядерных боеприпасов Минобороны и (или) их составных частей, делящихся России материалов ядерных энергетических установок, Минэкономики специальных физических установок оборонного России назначения, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения. Сведения, раскрывающие содержание ранее Минатом осуществлявшихся работ в области оружия России массового поражения, достигнутые при этом Минздрав результаты, а также сведения о составе образца России и (или) рецептуре, технологии производства или Минобороны снаряжении изделий России Минэкономики России ФСБ России 10. Сведения о проектировании, сооружении, Минатом эксплуатации или обеспечении безопасности России объектов ядерного комплекса МВД России Минздрав России Минобороны России Минэкономики России 11. Сведения, раскрывающие достижения Минатом атомной науки и техники, имеющие важное России оборонное и экономическое значение или Минобороны определяющие качественно новый уровень России возможности создания вооружения и военной Минэкономики техники и (или) принципиально новых изделий и России технологий 12. Сведения, раскрывающие свойства, Минобороны рецептуру или технологию производства ракетных России топлив, а также баллиститных порохов, Минобразование взрывчатых веществ или средств взрывания России военного назначения, а также новых сплавов, Минэкономики спецжидкостей, новых топлив для вооружения и России военной техники 13. Сведения, раскрывающие дислокацию, Минатом действительные наименования, организационную России структуру, вооружение, численность войск, не МВД России подлежащие открытому объявлению в соответствии Минобороны с международными обязательствами Российской России Федерации МПС России МЧС России ФАПСИ ФПС России 14. Сведения об использовании МВД России инфраструктуры Российской Федерации в интересах Минздрав России обеспечения обороноспособности и безопасности Минобороны государства России МПС России Минсельхозпрод России Минтопэнерго России Минтранс России МЧС России Минэкономики России ФСБ России ФПС России ГУСП Администрация Президента Российской Федерации 15. Сведения о дислокации, назначении, Минатом России степени готовности или защищенности режимных МВД России объектов, не подпадающие под обязательства Минобороны Российской Федерации по международным России договорам, о выборе, отводе земельных участков, МПР России недр или акваторий для строительства указанных МЧС России объектов, а также о планируемых или Минэкономики проводимых изыскательских, проектных и иных России работах по созданию этих объектов. ФСБ России ФСО России Госкомзем России Госкомэкология России Те же сведения применительно к специальным ГУСП объектам органов государственной власти 16. Сведения об использовании или МВД России перспективах развития взаимоувязанной сети Минобороны связи Российской Федерации в интересах России обеспечения обороноспособности и безопасности Госкомсвязи государства России ФСБ России ФАПСИ ФСО России 17. Сведения, раскрывающие распределение или МВД России использование полос радиочастот Минобороны радиоэлектронными средствами военного или России специального назначения Госкомсвязи России ФСБ России ФАПСИ ФСО России 18. Сведения, раскрывающие организацию или МВД России функционирование всех видов связи, Минобороны радиолокационного, радиотехнического России обеспечения войск ФАПСИ ФПС России 19. Сведения, раскрывающие содержание, ФПС России организацию или результаты основных видов деятельности органов пограничной службы ФПС России, построение охраны государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации или государств - участников СНГ 20. Сведения, раскрывающие направления Минатом России развития средств, технологий двойного Минздрав России назначения, содержание, результаты выполнения Минобороны целевых программ, научно - исследовательских и России (или) опытно - конструкторских работ по Минобразование созданию или модернизации этих средств, России технологий. Минэкономики Сведения о применении в военных целях России средств, технологий двойного назначения Госкомсвязи России ФАПСИ ФСБ России ФСО России РКА 21. Сведения о перспективах развития и (или) Минобороны об использовании космической инфраструктуры России Российской Федерации в интересах обеспечения Минэкономики обороноспособности и безопасности государства России ФСБ России РКА 22. Сведения, раскрывающие состояние и (или) Минобороны направления развития гидронавтики в интересах России обороны и безопасности государства Минэкономики России III. Сведения о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности 23. Сведения по вопросам внешней политики, МВЭС России внешней торговли, научно - технических связей, Минздрав России раскрывающие стратегию и тактику внешней МИД России политики Российской Федерации, преждевременное Миннауки распространение которых может нанести ущерб России интересам государства Минобороны России Администрация Президента Российской Федерации 24. Сведения по политическим, военным, Минатом России научно - техническим или экономическим вопросам МВЭС России в отношении одного или ряда иностранных МИД России государств, полученные в доверительном порядке, Миннауки если их разглашение может привести к выявлению России источника этих сведений Минобороны России МПС России Минэкономики России ФПС России 25. Сведения о переговорах между МВЭС России представителями Российской Федерации и МИД России представителями других государств о выработке Минобороны единой принципиальной позиции в международных России отношениях, если, по мнению участников СВР России переговоров, разглашение этих сведений может повлечь для одной из сторон дипломатические осложнения 26. Сведения о подготовке, заключении, Минатом России ратификации, подготовке денонсации, содержании МВЭС России или выполнении договоров, конвенций или МИД России соглашений с иностранными государствами, Минобороны преждевременное распространение которых может России нанести ущерб обороноспособности, безопасности, Минэкономики политическим или экономическим интересам России Российской Федерации СВР России ФПС России ФСО России 27. Сведения о российском экспорте и импорте МВЭС России вооружения и военной техники, их ремонте и Минобороны эксплуатации, об оказании технического России содействия иностранным государствам в создании Минэкономики вооружения, военной техники, военных объектов России и объектов оборонной промышленности, а также ФАПСИ сведения об оказании Российской Федерацией военно - технической помощи иностранным государствам, если разглашение этих сведений может повлечь для одной из сторон дипломатические осложнения. Сведения, раскрывающие планы (задания) МВЭС России государственного оборонного заказа в части Минобороны экспортно - импортных поставок в области России военно - технического сотрудничества Российской Минфин России Федерации с иностранными государствами Минэкономики России ФАПСИ 28. Сведения, раскрывающие существо или МВЭС России объем экономического сотрудничества Российской Минобороны Федерации с иностранными государствами в особый России период, а также взаимодействие военно - Минэкономики мобилизационных органов внешнеэкономических России организаций государств - участников СНГ по этим МЧС России вопросам 29. Сведения, раскрывающие содержание МВЭС России мероприятий по обеспечению взаимных поставок Минобороны сырья, материалов, топлива, оборудования, России медикаментов между Российской Федерацией и МПС России государствами - участниками СНГ на расчетный МЧС России год или мероприятий по оказанию последним Минэкономики технического содействия в строительстве России предприятий и объектов на расчетный год в целом по Российской Федерации 30. Сведения, раскрывающие объемы перевозок МВЭС России экспортно - импортных грузов между Российской Минобороны Федерацией и государствами - участниками СНГ на России расчетный год в целом по Российской Федерации МЧС России Минэкономики России IV. Сведения в области экономики, науки и техники 31. Сведения о показателях, определяющих Минатом России подготовку экономики Российской Федерации к МВД России устойчивому функционированию в военное время МВЭС России Минобороны России Минобразование России МПС России Минтопэнерго России Минфин России МЧС России Минэкономики России ФСБ России Администрация Президента Российской Федерации 32. Сведения, раскрывающие существо новейших МВЭС России достижений в области науки и техники, которые Минздрав России могут быть использованы в создании Миннауки России принципиально новых изделий, технологических Минобороны процессов в различных отраслях экономики, а России также сведения, определяющие качественно новый Минобразование уровень возможностей вооружения и военной России техники, повышения их боевой эффективности, МПС России разглашение которых может нанести ущерб Минтопэнерго интересам государства России МЧС России Минэкономики России Росгидромет СВР России ФАПСИ ФПС России ФСБ России ФСО России РКА 33. Сведения, раскрывающие содержание и Минатом России (или) направленность научно - МВЭС России исследовательских, опытно - конструкторских или Миннауки России проектных работ, проводимых в интересах обороны Минобороны и обеспечения безопасности государства России Минобразование России МПР России Минтранс России МЧС России Минэкономики России СВР России ФАПСИ ФПС России ФСБ России ФСО России ГУСП РКА 34. Сведения о подготовке или распределении Минобороны кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в России интересах обеспечения безопасности государства Минобразование России Минэкономики России СВР России ФПС России ФСБ России ФСО России Администрация Президента Российской Федерации 35. Сведения, раскрывающие результаты работ Минобороны в области гидрометеорологии или гелиогеофизики, России а также результаты специальных геолого - МПР России геофизических исследований, проводимых в Росгидромет интересах обеспечения безопасности государства 36. Сведения, раскрывающие планы (задания) Минатом России государственного оборонного заказа, объемы МВД России поставок вооружения и военной техники, МВЭС России производственные мощности по их выпуску. Минобороны Сведения о кооперационных связях России предприятий, о разработчиках или изготовителях Минтопэнерго вооружения и военной техники, если эти сведения России раскрывают данные о производственных мощностях Минтранс России по их выпуску и (или) основные тактико - МЧС России технические характеристики вооружения и военной Минэкономики техники России ФАПСИ ФСБ России ФСО России РКА 37. Сведения, раскрывающие состояние Минобороны метрологического обеспечения вооружения и России военной техники, технические или Минэкономики метрологические характеристики военных эталонов России или средств метрологического обеспечения, Госстандарт определяющие качественно новый уровень России вооружения и военной техники. ФАПСИ Сведения, раскрывающие основные направления или программы развития стандартизации, а также содержание стандартов в области вооружения и военной техники 38. Сведения, раскрывающие прогнозные оценки Минобороны научно - технического прогресса в Российской России Федерации и его социально - экономические Минэкономики последствия по направлениям, определяющим России обороноспособность государства 39. Сведения о производстве металлургической Минобороны промышленностью цветных, редких металлов или России других материалов, имеющих стратегическое Минэкономики значение России 40. Сводные сведения о государственных Минфин России запасах драгоценных металлов (кроме золота), Минэкономики природных алмазов в натуральном или денежном России выражении в целом по Российской Федерации, Банк России федеральным органам исполнительной власти 41. Сведения, раскрывающие прогнозные данные Минфин России о производстве золота, добыче природных Минэкономики алмазов, а также отчетные данные о добыче России природных алмазов за период от одного года и Банк России более в натуральном выражении в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти 42. Сведения, раскрывающие прогнозные или Минфин России фактические объемы производства платины, Минэкономики металлов платиновой группы (палладия, иридия, России родия, рутения, осмия), серебра в натуральном Банк России выражении в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти 43. Сводные сведения о поступлениях Минфин России драгоценных металлов и драгоценных камней в Минэкономики Госфонд России, об отпуске их потребителям России Российской Федерации за период от одного года Банк России и более в натуральном или денежном выражении в целом по Российской Федерации 44. Сводные сведения об объемах потребления Минфин России или отпуска драгоценных металлов и природных Минэкономики алмазов в сопоставлении с объемами их добычи в России натуральном или денежном выражении за период от одного года и более в целом по Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти 45. Сведения об объемах потребления отдельно Минфин России платины, металлов платиновой группы (палладия, Минэкономики иридия, родия, рутения, осмия), серебра в России натуральном выражении в сопоставлении с объемами производства указанных металлов за период от одного года и более в целом по Российской Федерации 46. Сведения о балансовых запасах в недрах МПР России страны природных алмазов от 25 млн. карат и Минфин России выше, золота от 100 тонн и выше, платины, Минэкономики металлов платиновой группы (палладия, иридия, России родия, рутения, осмия) от 50 тонн и выше, серебра от 10 тыс. тонн и выше, о приросте разведанных запасов этих полезных ископаемых в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, отдельным крупным месторождениям, если размеры запасов соответствуют указанным размерам 47. Сведения о себестоимости серебра, Минфин России платины, металлов платиновой группы (палладия, Минэкономики иридия, родия, рутения, осмия), природных России алмазов в целом по Российской Федерации, Банк России субъектам Российской Федерации, а также сведения, применяемые для расчета кондиций, необходимых при подсчете разведанных запасов золота в его месторождениях или месторождениях комплексных руд в размерах, указанных в позиции 46 настоящего перечня 48. Сведения, раскрывающие ресурсный МПР России потенциал, балансовые запасы в недрах или Минэкономики данные о добыче стратегических видов полезных России ископаемых в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации 49. Сведения о расходах федерального МВЭС России бюджета, связанных с обеспечением безопасности Минфин России Российской Федерации (кроме обобщенных Минэкономики показателей) России 50. Сведения, раскрывающие затраты на Минатом научно - исследовательские, опытно - России конструкторские работы по созданию вооружения, МВД России военной техники. МВЭС России Минобороны России МЧС России Минэкономики России ФАПСИ ФПС России ФСБ России ФСО России РКА Те же сведения применительно к работам, ГУСП проводимым в интересах специальных объектов 51. Сведения, раскрывающие ассигнования или Минатом России фактические затраты на заказы, разработку, МВЭС России производство или ремонт вооружения и военной Минобороны техники, режимных объектов. России МЧС России Минэкономики России СВР России ФАПСИ ФПС России ФСБ России ФСО России РКА Те же сведения применительно к специальным ГУСП объектам 52. Сведения по неурегулированным расчетам МВЭС России Российской Федерации с иностранными МИД России государствами (кроме обобщенных показателей по Минфин России внешней задолженности) Банк России 53. Сведения о финансовой и (или) денежно - Минфин России кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства 54. Сведения, раскрывающие расходы денежных МВД России средств на содержание войск по отдельным Минобороны статьям смет федеральных органов исполнительной России власти МЧС России Минэкономики России ФАПСИ ФПС России 55. Сведения о денежных банкнотах нового Банк России образца или проектах монет (кроме юбилейных и памятных) до официального опубликования 56. Сведения о производстве банкнот Банка МВД России России в натуральном или денежном выражении, Минфин России способах, обеспечивающих защиту этих банкнот и других изделий Гознака от подделок, а также о способах определения их подлинности 57. Сведения, раскрывающие объемы выпуска Минобороны или поставок стратегических видов России сельскохозяйственного сырья Минсельхозпрод России Минэкономики России 58. Сведения, раскрывающие объемы поставок и Минобороны запасов стратегических видов топлива России Минтопэнерго России Минэкономики России 59. Сведения о мобилизационных мощностях по федеральные изготовлению (ремонту) вооружения, военной органы техники, о создании и (или) развитии исполнительной (сохранении) этих мощностей власти, имеющие мобилизационные задания 60. Сведения о мобилизационных мощностях по федеральные производству продукции общего применения, органы стратегических видов сырья, материалов, о исполнительной создании и (или) развитии (сохранении) этих власти, имеющие мощностей мобилизационные задания 61. Сведения, раскрывающие работы, Минздрав России проводимые в целях создания средств индикации, Минобороны дегазации, химической или биологической защиты России от оружия массового поражения или новых Минобразование сорбционных и других материалов для них России МЧС России Минэкономики России 62. Сведения, раскрывающие результаты Минобороны топографической, геодезической или России картографической деятельности, имеющие важное Минэкономики оборонное или экономическое значение России Роскартография Госкомзем России 63. Сводные данные о российском экспорте и МВЭС России импорте немонетарного золота, драгоценных Минэкономики металлов и камней или изделий из них России 64. Сведения, раскрывающие состояние, МВД России оборудование, подготовку для военных целей Минобороны транспортной сети, средств транспорта, объемы России воинских перевозок и маршруты транспортировки Минтранс России вооружения и военной техники Минэкономики России 65. Сведения, раскрывающие возможности и МВД России (или) мобилизационные резервы железных дорог и Минобороны МПС России по обеспечению железнодорожных России перевозок грузов, организацию и объемы воинских МПС России перевозок, объемы перевозок и маршруты Минэкономики транспортировки стратегических видов России энергетического, минерального, сельскохозяйственного сырья, топлива, материалов, отдельных видов вооружения или военной техники, организацию и (или) функционирование системы связи или управления, а также специальные меры по обеспечению безопасности железнодорожного движения или сохранности грузов 66. Сведения, раскрывающие дислокацию, Минобороны специализацию, мощности и (или) пропускную России способность пунктов погрузки или выгрузки МПС России войск, данные об их продовольственном, медико - санитарном обслуживании 67. Сведения, раскрывающие мобилизационную Минздрав России потребность в транспортных средствах, в том Минобороны числе по отдельным видам транспорта, и (или) России мобилизационную обеспеченность ими МПС России Минтранс России МЧС России Минэкономики России 68. Сведения, раскрывающие состояние сил или федеральные средств гражданской обороны в целом по органы Российской Федерации исполнительной власти, располагающие силами гражданской обороны 69. Сведения, раскрывающие структурную федеральные организацию или показатели мобилизационного органы плана экономики Российской Федерации, а также исполнительной состояние мобилизационной подготовки власти, имеющие федеральных органов исполнительной власти или мобилизационные отдельных организаций задания 70. Сведения, раскрывающие дислокацию, МВД России фактические запасы государственных и (или) Минздрав России мобилизационных резервов, их использование Минобороны России МПС России Минэкономики России Госкомрезерв России 71. Сведения, характеризующие состояние Минатом страхового фонда документации на вооружение и России военную технику, основные виды гражданской Минобороны продукции, включаемые в мобилизационные планы, России на объекты повышенного риска и (или) системы МПС России жизнеобеспечения населения, на объекты, МЧС России являющиеся национальным достоянием, а также Минэкономики сведения о дислокации объектов (баз) хранения России страхового фонда документации в целом по Российской Федерации 72. Сведения, раскрывающие планы, содержание Минобороны или результаты научно - исследовательских работ России в области мобилизационной подготовки МЧС России промышленности Российской Федерации Минэкономики России 73. Сведения, раскрывающие платежный баланс МВЭС России Российской Федерации с зарубежными странами в Минобороны целом на военный период России Минэкономики России Банк России 74. Сведения о горных выработках, Минобороны естественных полостях, метрополитенах или России других сооружениях, которые могут быть МПР России использованы в интересах обороны страны, а МЧС России также сведения, раскрывающие схемы Госстрой водоснабжения городов с населением более России 500 тыс. человек, железнодорожных узлов и (или) расположение головных сооружений водопровода и водовода, их питающих 75. Сведения о физико - химических явлениях Минатом России (полях), сопутствующих созданию, производству и МВД России (или) эксплуатации вооружения, военной техники, Минздрав раскрывающие их охраняемые параметры России Минобороны России Минобразование России Минтопэнерго России Минтранс России МЧС России Минэкономики России Росгидромет ФАПСИ ФПС России ФСБ России РКА Гостехкомиссия России V. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно - разыскной деятельности и организации защиты государственной тайны 76. Сведения в области разведывательной, органы контрразведывательной деятельности и защиты государственной информации, раскрывающие организацию или власти, фактическое состояние защиты государственной организующие тайны обеспечение защиты государственной тайны 77. Сведения, раскрывающие методы и средства Минобороны защиты информации, содержащей сведения, России составляющие государственную тайну, планируемые ФАПСИ и (или) проводимые мероприятия по защите ФСБ России информации от несанкционированного доступа, ФСО России иностранных технических разведок и утечки по Гостехкомиссия техническим каналам России СВР России 78. Сведения о системе президентской, Минобороны правительственной, шифрованной связи, в том России числе кодированной и засекреченной, о шифрах, ФАПСИ их разработке, изготовлении и обеспечении ими, ФСО России о методах и средствах анализа шифровальных ФСБ России средств и средств специальной защиты, об Администрация информационно - аналитических системах Президента специального назначения Российской Федерации 79. Сведения, раскрывающие организацию, ФСО России силы, средства или методы обеспечения Администрация безопасности объектов государственной охраны, а Президента также данные о финансировании этой Российской деятельности, если эти данные раскрывают Федерации перечисленные сведения 80. Сведения, раскрывающие силы, средства, Минобороны методы, планы, состояние или результаты России разведывательной, контрразведывательной ФСБ России или оперативно - разыскной деятельности, а ФСО России также данные о финансировании этой МВД России деятельности, если эти данные раскрывают ФПС России перечисленные сведения. ФАПСИ Сведения о лицах, сотрудничающих или ФСНП России сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими контрразведывательную или оперативно - разыскную деятельность, о сотрудниках ФСБ России, выполняющих (выполнявших) специальные задания в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах. Сведения, раскрывающие принадлежность конкретных лиц к кадровому составу органов контрразведки Российской Федерации. Сведения, раскрывающие состояние, результаты, а также мероприятия оперативно - мобилизационной работы 81. Сведения, раскрывающие силы, средства, Минобороны источники, методы, планы, состояние, России организацию, результаты разведывательной или СВР России оперативно - разыскной деятельности. ФСБ России Сведения, раскрывающие принадлежность МВД России конкретных лиц к кадровому составу органов ФПС России внешней разведки Российской Федерации. ФАПСИ Сведения о лицах, оказывающих (оказавших) ФСНП России конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации. Сведения, раскрывающие состояние и результаты оперативно - мобилизационной работы, проводимой в области внешней разведки 82. Сведения, раскрывающие силы, средства, МВД России методы, планы и результаты оперативно - ФСНП России разыскной деятельности, а также данные о ГТК России финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения. Сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно - разыскную деятельность 83. Сведения, раскрывающие принадлежность МВД России конкретных лиц к подразделениям по борьбе с ФСБ России организованной преступностью, а также проводимые ими оперативно - поисковые и оперативно - технические мероприятия 84. Сведения, раскрывающие принадлежность ГТК России конкретных лиц к кадровому составу оперативных подразделений таможенных органов 85. Сведения, раскрывающие силы, средства и МВД России методы ведения следствия по уголовным делам о ФСБ России о государственных преступлениях 86. Сведения, раскрывающие силы, средства, Минобороны методы, планы, состояние и результаты России деятельности органов радиоэлектронной разведки ФАПСИ средств связи, а также данные о финансировании ФСБ России этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения 87. Сведения, раскрывающие силы, средства, ФПС России методы, планы или результаты разведывательной, контрразведывательной, оперативно - разыскной деятельности органов пограничной службы ФПС России, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения. Сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами пограничной службы ФПС России, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную или оперативно - разыскную деятельность
14. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, введенным в действие Указом Президента Российской Федерации от 24.01.98 N 61.

" № 9/2008

Каждый работодатель требует от своих подчиненных, чтобы они соблюдали правила внутреннего трудового распорядка. Но как правильно разработать и принять соответствующие документы, не входя в противоречие с ТК РФ?

Регламент

Правила внутреннего трудового распорядка - это локальный нормативный акт. Он предусматривает порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные нюансы регулирования трудовых отношений у данного работодателя. Этот документ, как правило, является приложением к коллективному договору. Его пункты не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации.

Законодательство гласит, что после составления данных правил их следует согласовывать с профкомом компании. Затем последний не позднее пяти рабочих дней должен представить свое заключение по данному вопросу в письменной форме. В том случае, если профком не согласен с представленным внутренним распорядком, работодатель может внести в проект документа изменения. Если же этого сделано не было, то в течение трех дней после получения ответа представители профсоюза должны организовать и провести дополнительные консультации о рассмотрении предложенных изменений и дополнений.

Но случается и так, что стороны не приходят к взаимопониманию, и тогда оформляется протокол разногласий. Работодатель вправе утвердить правила внутреннего трудового распорядка даже в том случае, если непонимание между сторонами не будет устранено. Правда, профком может обжаловать текст документа в государственной инспекции труда, или через суд.

Нередки случаи, когда на предприятии профком попросту отсутствует. В такой ситуации правила трудового распорядка должны быть одобрены общим собранием работников, и факт учета мнений необходимо запротоколировать.

Отсутствие правил внутреннего трудового распорядка на предприятии грозит руководству серьезными денежными взысканиями вплоть до запрета на ведение предпринимательской деятельности.

Исполнение наказа

С правилами внутреннего распорядка работодатель обязан ознакомить под расписку каждого сотрудника при приеме на работу. Также рекомендуется вывешивать их на видном месте в помещении, где трудится персонал.

Правила внутреннего трудового распорядка (далее Правила) должны содержать следующие разделы:

1. Общие вопросы

Здесь должна быть приведена информация о порядке приема и увольнения работников, об основных правах и обязанностях работодателя и сотрудника, об ответственности сторон трудового договора за несоблюдение ТК РФ и о других организационных моментах.

2. Рабочее время

Под ним подразумевается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего распорядка компании и условиями трудового договора должен исполнять свои обязанности.

В данном разделе оговаривается продолжительность рабочей недели, объемы ежедневной работы, в том числе неполного рабочего дня или смены, время начала и окончания работы. Здесь же указывается количество и длительность перерывов, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, а также порядок, место и сроки выплаты заработной платы.

3. Время отдыха

Этим понятием в трудовом праве обозначается время, в течение которого работники свободны от выполнения своих служебных обязанностей и которое они могут использовать по своему усмотрению.

4. Дисциплина труда

Под словосочетанием «дисциплина труда» подразумевается обязанность всех работников подчиняться правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, трудовым договором и локальными нормативными актами организации.

В этом разделе указываются конкретные виды поощрений, виды дисциплинарных взысканий, порядок их применения и правила снятия дисциплинарных взысканий. Некоторые работодатели, устанавливая перечень дисциплинарных нарушений, параллельно с ним утверждают регламент дисциплинарных взысканий и включают в него лишение премии. Подобная инициатива незаконна, так как ТК РФ предусматривает только три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Лишать премии сотрудников можно в порядке неприменения меры поощрения, но прописывать эту норму в Правилах нельзя.

В качестве обособленного раздела правил внутреннего трудового распорядка могут предусматриваться правила техники безопасности, схемы обеспечения пропускного режима на предприятии либо порядок соблюдения санитарных норм.

В последнее время широкое распространение приобретает практика внедрения корпоративной этики. Она предполагает разработку различных по характеру дисциплинарных требований, которые могут быть закреплены непосредственно в Правилах внутреннего трудового распорядка или оформлены в виде приложения к ним. Это, в частности, правила, касающиеся внешнего вида работников, их одежды, порядка общения сотрудников между собой и с посетителями. Работодатель также может запретить использование своего имущества (например, оргтехники) в личных целях, телефонные разговоры на непроизводственные темы, чаепития в рабочее время и другое.

В последнее время многие компании реализуют различные программы по поощрению сотрудников, не страдающих вредными привычками - например, курением. Своими впечатлениями от нововведений делится бухгалтер крупного российского банка Олег Макаров: «Руководство нашего финансового учреждения проводит среди работников акцию, направленную на сокращение в коллективе курильщиков. Тех работников, которые продержатся без сигареты два месяца, ждет приз - автомобиль. Это ли не стимул для того, чтобы забыть о табаке навсегда? Надо сказать, что обмануть руководство не удастся, поскольку потенциальных победителей будет осматривать врач. Кроме этого, руководство нашего банка ввело жесткие меры в отношении формы одежды. Теперь в компании, что называется, dress-code: сотрудники обязаны являться на рабочие места в костюмах и галстуках. Вот такие у нас нелегкие трудовые будни».

Если в процессе принятия правил внутреннего распорядка между профкомом и работодателем возникают трения, необходимо оформить протокол разногласий.

Шаг за шагом

Документальное оформление правил внутреннего трудового распорядка регламентируется ГОСТ Р 6.30-2003, который распространяется на все организационно-распорядительные документы организации. В нем изложен четкий перечень обязательных требований. Итак:

1. Первый лист документа должен быть составлен на фирменном бланке организации, т. е. с изображением товарного знака предприятия и указанием его полного наименования. Отдельный титульный лист к документу обычно не оформляется.

2. Название вида документа оформляют всегда прописными буквами в заголовочной части документа на следующей строке ниже наименования предприятия на первом листе.

3. Датой Правил внутреннего трудового распорядка считается обычно дата их утверждения.

4. Место составления или издания должно быть оформлено в обычном порядке в соответствии с принятыми обозначениями и сокращениями географических названий и родовых названий (г. - город, п. - поселок и т. п.).

5. В правом верхнем углу оформляется гриф утверждения правил (утверждение документом, например, приказом, или личной подписью руководителя).

6. Изложение текста ведется по разделам и пунктам в последовательности «от общего к частному».

Кадры решают все

Если на предприятии нет профкома, то правила трудового распорядка должны быть одобрены общим собранием работников, замечания которых следует отразить в соответствующих документах.

За чертой дозволенного

В заключение хотелось бы отметить следующее: хотя Трудовой кодекс РФ и не содержит четких указаний на то, как должны быть оформлены правила внутреннего распорядка, и какие вопросы в них следует закрепить, это не означает, что должные нормы отсутствуют в принципе. ТК РФ все же предъявляет к указанным правилам определенные требования, и если их не соблюдать, то руководство компании может быть привлечено к административной ответственности. А наличие Правил и полное описание всех трудовых обязанностей, в свою очередь, поможет работодателю выиграть тот или иной спор с сотрудником. Ведь если дело дойдет до суда, арбитр первым делом потребует , Правила внутреннего трудового распорядка, документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, их права и обязанности в этой области, инструкции по охране труда и . При этом наибольшее внимание будет уделено именно Правилам. Если они будут составлены в спешке и специально для суда, а не заранее и грамотно, то выиграть спор ответчику-работодателю будет очень сложно. Кроме того, если документы составлены задним числом, работодатель не сможет доказать того, что сотрудники были ознакомлены с локальными актами предварительно и под роспись. А раз так - значит, действие этих документов на работников не распространяется.

Руководителю, который не позаботился о составлении Правил внутреннего трудового распорядка, может грозить административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Это повлечет определенные издержки, поскольку ответственным за правонарушение грозит штраф:

  • для руководителей и других должностных лиц - в размере от одной до пяти тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей - от одной до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

А самым злостным нарушителям законодательства о труде и об охране труда, которые уже подвергались административному наказанию, грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

В дизайн-студии Артемия Лебедева каждый сотрудник имеет право на сон в офисе, пупсика на компьютере, короткие волосы, пирсинг, футболки с Че Геварой и тапочки. А вот компания «Тойота» предъявляет сотрудникам прямо противоположные требования. Бывшая сотрудница этой фирмы, пожелавшая остаться неизвестной, предоставила нам документы с корпоративными стандартами для женщин, которые трудятся в ее российском представительстве. Выдержки из этого тенденциозного документа рекомендуем прочитать всем, кому дресс-код родной компании «поперек горла».

Требования к офисной одежде и внешнему виду:

  • Офисной одеждой для женщин является: костюм, платье, а так же сочетание юбки/брюк с блузкой.
  • Костюм, платье, юбка или брюки должны быть строгого, делового стиля.
  • Для костюма, платья, юбки или брюк, допустимы следующие цвета: черный, серый, синий, коричневый, зелёный или бордовый (тёмных оттенков).
  • Одежда должна быть однотонной либо в едва заметную полоску или клетку, возможны различные фактурные решения ткани.
  • Длина юбки или платья устанавливается следующим образом: минимальная длина - 15 см выше колена, максимальная длина - 20 см ниже колена.
  • присутствие на костюме ярких рисунков, разноцветных вариантов костюма (яркие цветы, сложные рисунки, большое количество страз, яркие цветовые разводы и т. п.);
  • присутствие яркой, “кричащей” фурнитуры на костюме (пример: металлические пуговицы, яркие нашивки, элементы декора и т. п.);
  • дополнительное оформление костюма значками (кроме фирменного значка компании) и другими элементами.
  • сорочки с рисунком, разноцветный вариант сорочки;
  • ношение вместо сорочки маек на тонких бретельках, а так же маек с глубоким декольте;
  • различные элементы декора на сорочке (пример: металлическая фурнитура, вставки из других материалов, шнуровка, яркая вышивка и т. п.).

В летнее время допускается ношение сорочек с укороченным рукавом.

Женщины обязаны в любое время года носить колготки, чулки или гольфы, в зависимости от длины юбки, платья или брюк. Колготки должны быть однотонными, следующих цветов и их оттенков: чёрный, коричневый, серый.

  • декоративных колготок (с рисунками, в сеточку, со стразами и т. п.);
  • с юбкой или платьем гольф, носок, подследников.
  • обуви с одновременно открытым и мыском и пяткой;
  • чрезмерно открытой обуви, типа сандалии и т. п.;
  • кроссовок;
  • в офисе сапог и другой осеннее-зимней обуви;
  • чрезмерно декорированной обуви (цветы, стразы, металлические вставки и т. п.).

Поставив подпись под таким документиком, невольно возжелаешь постричься налысо, покраситься в зеленый цвет или набить себе татушку на шее.