Кто подписывает заключение экспертизы промышленной безопасности. Экспертиза промышленной безопасности. Проведение ЭПБ

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ), как и многие виды промышленных экспертиз, имеет целью определить соответствие объектов ЭПБ требованиям, которые предъявляются к ним нормативно-правовыми и техническими актами в сфере промышленной безопасности.

Согласно статье 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…», экспертизе промбезопасности подлежат :

  • Проектная документация на консервацию, ликвидацию ОПО.
  • Проектная документация на техническое перевооружение ОПО.
  • Технические устройства, применяемые на ОПО.
  • Здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
  • Декларация промышленной безопасности.
  • Обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности ОПО.
Проведение ЭПБ технических устройств, ЭПБ зданий и сооружений, а также других видов данной экспертизы регламентировано Приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. № 538 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее - ФНП по ЭПБ). В документе подробно описаны порядок проведения ЭПБ, требования к экспертам, как составляется заключение ЭПБ и т.д.

Зачем и кому нужно проведение ЭПБ

Экспертиза промбезопасности проводится в отношении предприятий, которые имеют в своем составе опасные производственные объекты любого класса опасности. Например, нужно проводить ЭПБ кранов, которые отслужили нормативный срок безопасной эксплуатации, сосудов под давлением, технологического оборудования, которое применяется на ОПО.

Нужно проводить ЭПБ здания котельной, если в нем произошла авария (или закончился нормативный срок его безопасной эксплуатации). Аналогичных примеров можно привести множество. Информацию об объектах ЭПБ смотрите в первой части статьи (ст. 13 ФЗ № 116).

Проведение экспертизы промышленной безопасности - обязательная процедура в соответствии со статьей 13 ФЗ №116, а также ФНП по ЭПБ, утвержденными в 2013 и обновленными в 2015-2016 гг. В частности, ФНП по ЭПБ определяют и подробно описывают, в какой момент нужно проводить экспертизу, в какие сроки, как оформлять заключение ЭПБ и т.д. Необходимость проведения ЭПБ также указана в ФНП по конкретным видам технических устройств (подъемные сооружения, оборудование под давлением и проч.).

Важно понимать, что сведения о проведенных экспертизах промышленной безопасности входят в пакет документов на оформление (переоформление) лицензии на эксплуатацию ОПО , а также просматриваются инспекторами Ростехнадзора при проведении плановых и внеплановых проверок.

Как проводится экспертиза промбезопасности

ЭПБ проводит экспертная организация, которая имеет действующую лицензию Ростехнадзора и не аффилирована с владельцем ОПО. Порядок проведения экспертизы регламентирован ФНП по ЭПБ и состоит из 4-х этапов:

1. Подготовка к проведению ЭПБ - на данном этапе экспертная организация запрашивает документацию на объект экспертизы (технические данные, акты, паспорта и руководства и т.д.)

2. Собственно проведение ЭПБ - эксперты определяют полноту и достоверность информации об объекте экспертизы, проверяют его соответствие нормам и правилам промышленной безопасности. Как правило, этап сопровождается выездом эксперта к объекту ЭПБ. Особенно если речь идет о таких процедурах, как экспертиза промышленной безопасности технических устройствах , зданий и сооружений.

3. Оформление заключения ЭПБ - на этапе составляется проект заключения экспертизы промышленной безопасности, который содержит результаты экспертизы, указание сроков дальнейшей безопасной эксплуатации объекта ЭПБ (применимо к зданиям, сооружениям и техническим устройствам) и информацию о соответствии или не соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности. Копия проекта заключения ЭПБ передается заказчику, который в течение 14 дней может направить экспертной организации свои замечания. Далее заключение ЭПБ печатается в двух экземплярах и подписывается руководителем экспертной организации с последующей передачей одного экземпляра заказчику.

Утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 6 ноября 1998 г. N 64 Зарегистрированы Минюстом России 08.12.98 N 1656, Госгортехнадзором России N ПБ 03-246-98

Правила проведения экспертизы промышленной безопасности
(с Изменением N 1 (ПБИ 03-490(246)-02), от 01 августа 2002 г. N 48)

I. Область применения

1. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (далее Правила) устанавливают требования к порядку проведения экспертизы промышленной безопасности (далее экспертизы) и оформлению заключения экспертизы.

2. Правила разработаны в соответствии с:

Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588);

Гражданским кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301 и 3302);

Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 года N 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 50, 10.12.2001);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 года N 779 "О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст.3775);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 года N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных промышленных объектов на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 15, 09.04.2001);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1 (часть II), 01.01.2001);

Распоряжением Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года N 136-рп "Вопросы Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Президенте Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 3).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, - см. предыдущую редакцию).

3. Правила предназначены для организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности. Данные правила разработаны с учетом нормативных документов Госгортехнадзора России.

4. Правила обязательны при проведении экспертизы:

1) проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

2) зданий и сооружений на опасном производственном объекте;

3) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

4) деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта.


II. Основные определения

В целях настоящих Правил применяются следующие определения.

Объекты экспертизы - проектная документация, технические устройства, здания и сооружения на опасном производственном объекте, декларации промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Система экспертизы промышленной безопасности (далее - Система экспертизы) - совокупность участников экспертизы промышленной безопасности, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется экспертная деятельность.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю" (ст.2 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001) (определение понятия в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, - см. предыдущую редакцию)

Экспертная организация - организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Заключение экспертизы - документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.

Эксперт - специалист, осуществляющий проведение экспертизы промышленной безопасности.

Заказчик - организация, обратившаяся с заявкой на проведение экспертизы.


III. Общие положения

3.1. Правила экспертизы определяют требования к порядку проведения экспертизы, оформлению и утверждению заключения экспертизы.

3.2. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензии Госгортехнадзора России.

3.3. Лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности выдают органы Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

Контроль за соблюдением экспертными организациями лицензионных требований и условий осуществляется органами Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

3.4. Принципиальная схема организации экспертизы промышленной безопасности представлена в приложении 1.

Наблюдательный совет формируется из представителей Госгортехнадзора России, его территориальных органов и подведомственных ему организаций. Наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью Системы экспертизы. Состав Наблюдательного совета утверждается Госгортехнадзором России.

Консультативный совет состоит из представителей организаций, заинтересованных в деятельности Системы экспертизы, и имеет совещательную функцию. Состав Консультативного совета утверждается Наблюдательным советом.

Отраслевые комиссии создаются Наблюдательным советом и решают специфические, профессиональные задачи в областях, соответствующих их компетенции.

Координирующий орган координирует деятельность отраслевых комиссий, а также анализирует и обобщает информацию о деятельности экспертных организаций, состояние нормативно-методической базы Системы экспертизы. Функции координирующего органа выполняет государственное унитарное предприятие "Научно-технический центр по безопасности в промышленности" ("ГУП НТЦ "Промышленная безопасность"), созданный согласно распоряжению Президента Российской Федерации для координации работ и проведения независимой экспертизы (распоряжение Президента Российской Федерации от 31.12.91 N 136-рп) (абзац в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, - см. предыдущую редакцию).

3.5. Функционирование Системы экспертизы определяется требованиями следующих документов, утверждаемых Наблюдательным советом Системы экспертизы:

Положение о Наблюдательном совете;

Положение о Консультативном совете;

Положение об отраслевых комиссиях;

Требования к Координирующему органу.


IV. Порядок проведения экспертизы

Весь процесс проведения экспертизы должен быть документирован. Процесс проведения экспертизы состоит из следующих этапов:

Предварительный этап;

Заявка, план-график, договор или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы;

Процесс экспертизы;

Выдача заключения экспертизы.

4.1. Предварительный этап.

4.1.1. При обращении заказчика в экспертную организацию по вопросу проведения экспертизы промышленной безопасности экспертная организация проводит предварительный этап переговоров с заказчиком.

4.1.2. Предварительный этап переговоров проводится для информирования заказчика о порядке проведения экспертизы, а также для обсуждения вопросов, касающихся проведения экспертизы, в том числе:

Подготовка к проведению экспертизы на месте (в случае необходимости);

Составление календарного плана.

4.1.3. Предварительные переговоры документируются экспертом, ответственным за проведение переговоров.

4.2. Заявка или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы.

4.2.1. Экспертиза проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями.

4.2.2. Документы на проведение экспертизы составляются после проведения предварительных переговоров.

4.2.3. В документах:

Определяются договаривающиеся стороны;

Определяются объекты экспертизы;

Приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной технической документацией;

Подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов (в случае необходимости) и оплате расходов на проведение процесса экспертизы независимо от ее результата;

Определяются сроки проведения экспертизы.

4.2.4. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией, и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.

4.2.5. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы только после получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с требованиями действующих нормативных технических документов.

4.3. Процесс экспертизы.

Процесс экспертизы включает:

Подбор материалов и документации, необходимой для проведения экспертизы объекта;

Назначение экспертов;

Проведение экспертизы.

4.3.1. Материалы и документация, необходимые для проведения экспертизы.

Для проведения экспертизы заказчик должен представить следующие данные:

Данные о заказчике и объекте экспертизы;

Проектную, конструкторскую, эксплуатационную, ремонтную документацию, декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта, паспорта технических устройств, инструкции, технологические регламенты и другую документацию, имеющую шифры или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

Акты испытаний, сертификаты, в том числе, если необходимо, на комплектующие изделия, прочностные расчеты и т.п. (в случае необходимости);

Образцы оборудования (в случае необходимости).

При несоответствии представленных материалов и документации установленным требованиям экспертная организация уведомляет заказчика о сроках представления материалов и документации в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией. Срок направления экспертной организацией уведомления не должен превышать 7 дней со дня получения материалов.

При непредставлении в согласованный заказчиком и экспертной организацией срок запрашиваемых материалов и документации экспертиза не проводится, а материалы и документы возвращаются заказчику.

4.3.2. Назначение экспертов.

Эксперты должны быть назначены официально, полномочия их должны быть определены в порядке, установленном экспертной организацией.

Для проведения экспертизы назначается один или в случае необходимости группа квалифицированных экспертов.

В случае проведения экспертизы группой экспертов назначается ведущий эксперт, отвечающий за результаты работы группы экспертов.

4.3.3. Проведение экспертизы.

Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.

В отдельных случаях силами экспертной организации могут быть проведены испытания по согласованным с заказчиком методикам и программам.

При необходимости экспертная организация может провести экспертизу с выездом на место (к заказчику).

Экспертиза на месте состоит из следующих этапов:

Вводная часть;

Непосредственно экспертиза на месте;

Заключительная часть.

4.3.3.1. Вводная часть экспертизы на месте.

Задачи вводной части:

Разъяснить сотрудникам организации-заказчика цель экспертизы и задачи эксперта (группы экспертов);

Сообщить, что любые сведения и информация, полученные в ходе экспертизы, рассматриваются сотрудниками экспертной организации как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации;

Обсудить и определить объем работ;

Определить по согласованию с организацией-заказчиком сотрудников организации-заказчика в качестве сопровождающих для экспертов;

Разъяснить значение заключительной части;

Утвердить совместно с заказчиком календарный план проведения экспертизы на месте.

4.3.3.2. Непосредственно экспертиза на месте.

При экспертизе на месте эксперты наблюдают за нормальным ходом работ на объекте, а также проводят комплексную проверку:

Компетентности сотрудников и руководителей;

Пригодности помещений и приборного оборудования, а также состояния испытательных средств и приборов с точки зрения их обслуживания;

Наличия надежных систем маркировки и идентификации;

Наличия соответствующих нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;

Соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.

Экспертная группа должна по ее требованию получать в свое распоряжение все необходимые результаты анализов, документы, расчеты, протоколы и отчеты в письменном виде.

4.3.3.3. Заключительная часть экспертизы на месте.

Каждый эксперт дает справку по результатам оценки состояния дел в своей части экспертизы. Ведущий эксперт обобщает результаты и предлагает их для обсуждения с заказчиком. В заключительной части с заказчиком согласовываются мероприятия, необходимые для дальнейшего завершения экспертизы, а также календарный план их реализации. Упомянутые мероприятия документируются в формуляре (форма которого приведена в приложении 2) и утверждаются подписями представителя заказчика и экспертов. Экспертиза завершается только после реализации этих мероприятий.

Мероприятия определяются в процессе экспертизы и представляют собой выполнение требований, которые заказчик обязан выполнить за определенный срок, чтобы дать возможность завершить процесс экспертизы.

Условия, подлежащие выполнению, - это положения, не препятствующие выдаче заключения экспертизы. Они формулируются ведущим экспертом в заключении и дополняются, утверждаются, ограничиваются или отменяются органами, утверждающими экспертное заключение. Проверка выполнения этих условий осуществляется экспертной организацией.

4.4. Выдача заключения экспертизы.

4.4.1. Подготовка проекта заключения экспертизы.

Результаты проведенных экспертами работ оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета. Экспертная организация хранит отчеты экспертов в своем архиве в течение всего срока действия лицензии.

В случае работы группы экспертов все отчеты обобщаются в проекте заключения экспертизы, составляемом ведущим экспертом по отчетам членов экспертной группы.

Проект заключения экспертизы служит основанием для консультаций и принятия решения о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы.

Заказчику пересылается копия проекта заключения экспертизы. Замечания к проекту заключения экспертизы могут быть направлены заказчиком в экспертную организацию в письменной форме и не позднее чем через 14 дней после получения проекта.

4.4.2. Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний.

4.4.3. При положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты, на которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями или без них.

4.4.4. В случае отрицательного заключения по объекту экспертизы, находящемуся в эксплуатации, экспертная организация немедленно ставит в известность Госгортехнадзор России или его территориальный орган для принятия оперативных мер по дальнейшей эксплуатации опасного производственного объекта.

4.4.5. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчику должны быть представлены обоснованные выводы:

О необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в итоговом отчете эксперта (ведущего эксперта);

О недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований промышленной безопасности.

4.4.6. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом выявленных в ходе экспертизы замечаний. Порядок проведения экспертизы в этом случае соответствует изложенному в п.п. 4.1-4.4.

4.5. Заключение экспертизы может быть оспорено заказчиком в установленном порядке.

4.6. Требования, которые должны учитываться при экспертизе промышленной безопасности различных объектов, устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил, а также Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1008 (пункт в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, - см. предыдущую редакцию).

V. Требования к оформлению заключения экспертизы

5.1. Заключение экспертизы должно содержать:

Наименование заключения экспертизы;

Вводную часть, включающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах и наличии лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности;

Перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;

Данные о заказчике;

Цель экспертизы;

Сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах (проектных, конструкторских, эксплуатационных, ремонтных, декларации промышленной безопасности), оборудовании и др. с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

Краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;

Результаты проведенной экспертизы;

Заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий;

Приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе нормативной технической и методической документации, актов испытаний (при проведении их силами экспертной организации).

5.2. Заключение экспертизы подписывается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации, прошивается с указанием количества сшитых страниц и передается заказчику.

5.3. Заказчик передает заключение экспертизы в центральный аппарат или территориальные органы Госгортехнадзора России для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.

5.4. Требования к утверждению заключения экспертизы устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил.

VI. Порядок ведения учета экспертных организаций и экспертов

6.1. Учет ведется с целью накопления и анализа официальной информации по экспертизе промышленной безопасности.

6.2. Учетные данные используются для предоставления в установленном порядке информации заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, другим юридическим, а также физическим лицам.

6.3. Ведение учета предусматривает проведение следующих операций:

Проверку полноты и соответствия установленным требованиям поступивших материалов;

Внесение регистрационных записей и присвоение регистрационных номеров;

Ведение архивного фонда представленных на регистрацию документов;

Подготовку учетных материалов к изданию;

Информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц.

6.4. Координирующий орган Системы экспертизы ведет учет:

Нормативных технических документов Системы экспертизы;

Экспертных организаций;

Экспертов.

Учетные формы определяются Наблюдательным советом.

Приложение 1

утвержденным постановлением Госгортехнадзора России

Принципиальная схема организации экспертизы промышленной безопасности

Приложение 2
к Правилам проведения экспертизы промышленной безопасности,
утвержденным постановлением Госгортехнадзора России
от 6 ноября 1998 года N 64

Организация: Эксперт (ведущий):

_____
*1. Делается экспертом

Представитель заказчика подтверждает своей подписью, что согласованные мероприятия будут выполнены, а экспертной организации направлено письменное сообщение о произведенных изменениях.

_______________________
(место, дата)

Эксперт (ведущий) __________________ Заказчик ____________________

ЭПБ, экспертиза промышленной безопасности - это исследование объекта на соответствие требованиям и нормам эксплуатации, закрепленным в федеральных нормативах, законах РФ по промбезопасности.

Существуют такие основные виды экспертиз промышленной безопасности:

Экспертиза промбезопасности зданий и сооружений;
. промбезопасности технических устройств;
. промбезопасности проектной документации;
. обоснования безопасности опасных производственных объектов;
. экспертиза декларации промышленной безопасности и пр.

Какие предприятия и когда должны проводить экспертизу

Экспертизу промбезопасности проходят все предприятия, относящиеся к опасным производствам I-IV класса опасности (от чрезвычайно высокой до низкой) и предназначенные для проведения технологических процессов, складирования (хранения) сырья и продукции, перемещения людей, грузов, пр.

Класс опасности присваивается объекту при его госрегистрации. Данное положение закреплено в Федеральном законе N116 (21.07.97) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными нормативами промбезопасности. Они распространяются на все объекты (здания, сооружения), вошедшие в состав опасного производственного объекта.

Нормативные документы детально описывают, когда необходимо проводить экспертизу промбезопасности объектов (зданий и сооружений на опасном производственном объекте). Она проводится:

По истечению сроков эксплуатации;
. при отсутствии проектной документации (или при наличии документации без указания сроков эксплуатации);
. при авариях на объекте, повлекших изменения в несущих конструкциях;
. при обнаружении деформаций зданий (сооружений), превышающих норматив, и пр.

Экспертиза технических устройств проводится:

До применения на опасном промобъекте;
. при превышении нагрузки, по истечению срока службы технического устройства (указанных производителем);
. при отсутствии техдокументации о сроке службы;
. при изменении конструкции, после восстановительного ремонта технических устройств и пр.

Особое внимание уделяется таким моментам, как авария, техническое производственное перевооружение объекта, выявление разного рода изъянов оборудования и конструкций, превышение сроков эксплуатации, установленных нормативом, и др.
Для проведения экспертизы привлекаются только лицензированные Ростехнадзором организации, не являющиеся аффилиатом/структурным подразделением компании, эксплуатирующей опасный объект. Правила проведения экспертизы утверждены приказом Ростехнадзора в 2013 году и административным регламентом в 2014 году.
В зоне повышенного внимания Ростехнадзора всегда находятся такие предприятия:

Пожаро- и взрывоопасные объекты;
. предприятия химической отрасли;
. предприятия газовой и нефтяной промышленности;
. газораспределительные системы/объекты, газопотреблящие объекты;
. металлургические и коксохимические предприятия;
. горнорудные комбинаты, угольные шахты;
. компании, допущенные к транспортировке опасных веществ;
. производства, оборудование которых работает под избыточным давлением;
. подъемно-транспортные сооружения;
. предприятия по хранению/переработке растительного сырья и другие.

Этапы проведения экспертизы промышленной безопасности

1 этап — подготовка к ЭПБ.
Подписывается приказ о проведении ЭПБ, формируется экспертная комиссия. Эксперты запрашивают необходимую им техдокументацию об исследуемом объекте (проектно-конструкторскую, эксплуатационно-ремонтную), производственные сертификаты и регламенты, другую информацию. Только на основании документов можно осуществлять ЭПБ.

2 этап — проведение ЭПБ.
Эксперты определяют достоверность, исчерпывающий объем полученной информации, ее соответствие нормативам промбезопасности. Объекты и оборудование осматриваются на месте, эксперты наблюдают за технологическим процессом, проводят разные виды неразрушающего контроля. Экспертные испытания могут проводиться по согласованным с заказчиком методикам. Также в ходе ЭПБ выявляется компетентность персонала и руководителя объекта, пригодность оборудования и помещения для работы, соответствующая маркировка, наличие и исполнение инструкций, предписаний, нормативно-технических документов, правильность и своевременность подготовки и предоставления отчетных документов и пр.

3 этап — подготовка и написание заключения ЭПБ.
Эксперты разрабатывают проект заключения, делают свои выводы об объекте (здании, сооружении, техническом устройстве) — соответствует он или не соответствует требованиям безопасной эксплуатации, определяют сроки дальнейшей эксплуатации. Проект заключения в двухнедельный срок предоставляется заказчику, его предложения и замечания могут быть рассмотрены экспертной комиссией. В окончательный вариант документа при необходимости вносятся изменения и дополнения. На бланке заключения пишется полное наименование организации, основания и цели проведения ЭПБ, данные об экспертной комиссии, номер соответствующей лицензии на проведение ЭПБ. Результаты ЭПБ излагаются в виде обоснованных выводов. В качестве дополнения могут быть приложены акты испытаний, использованные методические документы.

4 этап — передача результатов ЭПБ в соответствующий орган Ростехнадзора.
Эксперты пишут заявление о внесении данных в реестр, готовят электронную копию ЭПБ на компакт-диске, которые затем вместе с положительным заключением передаются в орган Ростехнадзора по месту работы предприятия/организации. Таким образом, в течение трех месяцев от момента начала ЭПБ в местный орган поступает готовое заключение по объекту. Заключение регистрируется, ему присваивается номер. Только после этого ЭПБ считается завершенной, а эксплуатация объекта может быть возобновлена.

Решение экспертной комиссии обязательно к исполнению!

Заказчик экспертизы получает решение комиссии и принимает его к обязательному исполнению. Существует три варианта решений о соответствии/не соответствии зданий, сооружений, техустройств требованиям промышленной безопасности.
. Объект соответствует требованиям. Это значит, что в данный момент объект может безопасно эксплуатироваться, он полностью соответствует требованиям промышленной безопасности, претензий к правилам его безопасной эксплуатации нет.
. Объект соответствует требованиям не в полной мере. Это значит, что данному объекту требуется выполнить определенные условия, исключить недостатки, устранить нарушения правил эксплуатации, выявленные экспертами, только после этого он может быть признан безопасным и пригодным для дальнейшей эксплуатации.
. Объект не соответствует требованиям. Такое заключение выносится в том случае, если экспертами выявляются самые серьезные нарушения в ходе эксплуатации, недостатки, устранение которых невозможно, и дальнейшая эксплуатация объекта крайне опасна.

Заключение экспертов всегда содержит оценку технических и проектных решений, благодаря которым обеспечивается промышленная безопасность и антиаварийная устойчивость исследуемого объекта.

Информация подготовлена в ознакомительных целях, не является нормативным документом.

(ЭПБ, — ред.) : (если технический регламент не устанавливает иной формы соответствия, — ред.); здания и сооружения, применяемые на опасном производственном объекте и предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; документация на техническое перевооружение, ликвидацию, консервацию (ОПО, — ред.), а также изменения, вносимые в указанные документы и другая документация, связанная с эксплуатацией ОПО. В законе четко не обозначено: идет ли речь в нем о техрегламентах Таможенного союза или аналогичных национальных документах. Но стоит помнить, что техрегламент имеет приоритет по другому закону – ФЗ «О техрегулировании», напомним, что в соответствии с ним…

Цитата: ‘Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации’

Для каждой отрасли промышленности существуют свои нормы и правила безопасности; руководящие документы, в которых процесс проведения ЭПБ вышеуказанных объектов конкретизируется более детально, чем в общем законодательстве.

Но вернемся к ФЗ № 116 (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, - ред.). В законе ясно оговорено: в каких случаях технические устройства, эксплуатируемые на ОПО подлежат ЭПБ – если технический регламент не предусматривает иную форму соответствия. Речь может идти о или декларации соответствия. ЭПБ нужно проводить перед началом применения на ОПО, в случае выработки нормативного срока службы либо превышения количества циклов нагрузки технического устройства, назначенных изготовителем или по истечении двадцатилетнего срока эксплуатации, если нормативный срок эксплуатации не указан в документации на техническое устройство. Под циклами нагрузки понимают последовательность изменения нагрузки, которая заканчивается первоначальным состоянием и затем повторяется, например, подъем давления до определенного уровня, а затем его возвращение к первоначальному показателю. Также технические устройства подлежат ЭПБ в случае проведения ремонтов, связанных с изменением конструкции, заменой материалов. Замена плавающей крыши резервуара на стационарную потребует после модернизации оборудования. А вот после врезки нового патрубка в ЭПБ не потребуется.

В связи с вступлением в силу технических регламентов, большинство вновь будут подлежать только или декларированию соответствия. При этих процедурах используется своя доказательная база (результаты испытаний, на материалы, — ред.) для получения документов о соответствии, то есть ЭПБ технического устройства перед началом эксплуатации не потребуется. В случае, если оборудование не попадает под действие технических регламентов, на него все-таки , так же как и на оборудование, отработавшее срок безопасной эксплуатации, и на оборудование, по которому производились ремонтные работы.

Экспертизу зданий и сооружений следует проводить если: здание выработало срок службы, указанный в проекте; при воздействии на здание внешних факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями (взрыв, пожар, наводнение, — ред.); периодически, в процессе эксплуатации, в соответствии с требованиями нормативной документации (ФЗ № 116, «Порядок осуществления экспертизы в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности», — ред.). В ходе экспертизы производится контроль соответствия строительных конструкций проектной документации и нормативным документам. Затем обнаружение дефектов, повреждений узлов и участков конструкций. Затем определение фактической нагрузки на узлы конструкций. Следующий этап – определение фактических показателей прочности материалов и элементов конструкций. Далее, проверка вентиляционного оборудования и сопоставление и анализ полученных результатов с проектными, проведение поверочных расчетов с учетом обнаруженных дефектов.

И при экспертизе технических устройств, и при экспертизе зданий и сооружений необходимо проводить оценку фактического состояния объектов экспертизы с помощью технических средств (аппаратурно-методические комплексы для проведения акустико-эмиссионного контроля, вибродиагностики, нивелиры, теодолиты, — ред.), с выездом на объект экспертизы. Здесь стоит отметить, что у различных заказчиков по-разному расставлены приоритеты в вопросе проведения ЭПБ. Для одних – на первом месте техническое состояние и соответствие требованиям оборудования, другие сконцентрированы на получении документа о проведении экспертизы – . Пожалуй, в выигрыше остаются первые. Вторые склонны обращаться в организации, которые выдают документы, но не проводят полноценных проверок объектов ЭПБ. Пусть сегодня они сэкономили на этом деньги, но завтра недостаточное внимание к безопасности может привести к аварии с далеко идущими последствиями, как для ни в чем не повинных людей, так и для руководства предприятия.