Как читать категории в правах. Как расшифровываются категории водительского удостоверения нового образца

В автошколе. Самостоятельная подготовка у нас упразднена.

Виды и подвиды

  • М - мопеды (мопедом можно управлять при наличии любой другой категории в правах);
  • А1 - мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров;
  • А - мотоциклы с объемом двигателя свыше 125 кубических сантиметров;
  • В1 - трициклы и квадрициклы (легкие трех- или четырехколесные автомобили);
  • В - легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. По этой же категории можно управлять и машиной с прицепом , если:
- максимальная масса прицепа не превышает 750 кг;
- если масса прицепа превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса прицепа и автомобиля не должна превышать 3,5 т.
  • ВЕ - легковые автомобили, с тяжелым прицепом (свыше 750 кг и когда общая масса прицепа с автомобилем больше 3,5 т);
  • С - средние грузовые (разрешенная максимальная масса которых составляет от 3,5 до 7,5 т) и большие грузовые автомобили (более 7.5 т). Можно управлять автомобилем с легким прицепом (до 750 кг);
  • СЕ - автомобили категории «С» с прицепом, масса которого составляет от 750 кг до 3,5 т;
  • С1 - средние грузовые автомобили (разрешенная максимальная масса которых составляет от 3,5 до 7,5 т). Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг);
  • С1Е - автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 т;
  • D - позволяет управлять автомобилями, которые предназначены для перевозки людей и имеют, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест. Можно управлять автомобилем категории D, сцепленным с прицепом, масса которого не превышает 750 кг;
  • - это автомобили категории D, сцепленные с прицепом, масса которого не менее 750 кг, но не более 3,5 т. Под эту категорию попадают также сочлененные автобусы;
  • D1 - «средний автобус», предназначен для перевозки пассажиров и имеет более 8, но не более 16 пассажирский мест. Помимо этого разрешено использование прицепа, масса которого не превышает 750 кг;
  • D1Е - дает возможность управлять «средним автобусом» с прицепом, масса которого превышает 750 кг, но при этом общая масса транспортного состава не должна превышать 12 т.

Особенности категорий

Для «автобусных» (D1, D) минимальный возраст получения водительского удостоверения - 21 год;

Если вам нужны права «с прицепом» (BE, CE, DE), необходимо иметь опыт управления транспортными средствами категории B, С или D не менее 12 месяцев;

Открываем новые категории

Во всех перечисленных случаях водителю придется проходить обучение и сдавать экзамены для открытия новой категории или подкатегории водительского удостоверения.

Не забудьте, что в некоторых случаях, как я уже отмечал, требуется достижение определенного возраста и стажа вождения.

Замена прав

Срок действия водительского удостоверения составляет 10 лет с момента выдачи. По истечении этого срока удостоверение считается недействительным.

Если вас остановит инспектор ДПС, а права у вас закончились пару дней назад, то для сотрудника полиции вы человек, не имеющий прав. А раз так, то накажут вас штрафом (от пяти до пятнадцати тысяч рублей), и машину на штрафстоянку заберут.

Кроме истечения срока действия, необходимость замены прав может возникнуть из-за потери или повреждения водительского удостоверения либо после смены фамилии.

Процедура замены несложная и не занимает много времени. Сделать это можно в любом отделе ГИБДД независимо от места жительства.

Для замены вам потребуется: заявление, паспорт, медицинская справка (с февраля 2016 года справка нужна только при замене водительского удостоверения в связи с окончанием срока действия или при изменении состояния здоровья водителя), квитанция об уплате госпошлины.

Многие водители спрашивают, за какое время до окончания срока действия прав можно обратиться в ГАИ?

Формально этот срок нигде не прописан. Но в ГИБДД, к примеру, установлен полугодовой срок. То есть за шесть месяцев до окончания действия прав можно получить новое удостоверение. Если придете раньше, вам выдадут новое удостоверение с прежним сроком действия.

Перенос категорий в новые права

При замене водительского удостоверения все имеющиеся ранее категории переносятся в новый документ.

При наличии только легковой «В» вам поставят «В1» (со специальной отметкой AS -Automotive Steering - автомобильный тип рулевого управления).

Больше всего вопросов возникает при замене прав с категорией «Е».

Раньше любители прицепов довольствовались отдельной отметкой «Е». С ней можно было управлять любыми машинами с прицепом.

Затем в особых отметках стали выделять, какими именно транспортными средствами водитель может управлять при наличии прицепа. Например, «E к B», «E к C», «E к D», «E к BC», «E к BD», «E к CD», «E к BCD».

Сейчас же в правах стали проставлять отдельные категории - BE, CE, DE, C1E и D1E.

В ГИБДД очень часто при замене старых прав, в которых отмечены категории «В, С, D, Е», выданных до июля 2000 года, в новых открывают только «СЕ» и «DE». То есть использовать прицеп для легкового автомобиля водитель уже не может.

Но это все незаконно. Если у вас была открыта категория «Е», то в новых правах вам обязаны открыть все имеющиеся ранее категории с возможностью использования прицепа. Отказа ГИБДД бояться не стоит, судебная практика на нашей с вами стороне.

Для наглядности приведу примеры, какие категории вы должны получить при замене старых прав на новые.

То мы просто не можем обойти тему истории их возникновения. Разумеется, нужда в создании водительских прав появилась вместе с появлением первых автомобилей, поскольку они начали представлять опасность для окружающих. Именно тогда и решили выпустить документ, дающий право на управление автомобилем.

У истории появления водительских прав имеется две версии, одна из которых принадлежит Германии, а вторая - Франции.

Согласно Германской версии первые водительские права появились благодаря немецкому изобретателю Карлу Бенцу, усовершенствовавшему своего автомобиля. Долгое время он пытался убедить людей и местные власти в безопасности своего автомобиля, и получил согласие от великого герцога министерства внутренних дел 30 ноября 1893 года, где содержались следующие правила, которые необходимо соблюдать, передвигаясь по городским улицам:

  • Скорость вне населенных пунктов не должна быть более 12 км/ч, а в пределах населенного пункта и на крутых поворотах - не более 6 км/ч.
  • Скорость необходимо снижать при встрече с другим транспортом, всадниками и вьючными животными.

Данное разрешение было выдано на срок с 1 января по 31 декабря 1894 года, но у начальства герцогства оставалось право его отозвать или дополнить новыми правилами.

Согласно Французской версии первые водительские права выданы по распоряжению префекта полиции Парижа Луи Лапина в августе 1893 года, однако водительское удостоверение тогда называлось «Справкой о способности управлять транспортным средством с механическим мотором».

Для получения такой справки не требовалось сдавать экзамены, а нужно было просто продемонстрировать умение управлять своей машиной. Спустя 6 лет, в 1899 году, во Франции появился первый экзамен на проверку навыков вождения автомобиля, и после его сдачи экзаменуемый получал «Национальное удостоверение о пригодности к вождению». В то же время подобные удостоверения начали выдавать в США.

История российских водительских прав

Истории российских водительских прав уже более ста лет, и началась она в 1895 году, когда градоначальником Санкт-Петербурга генерал-лейтенантом бароном фон Валь было выдано двум горожанам разрешение на езду по городу на моторных велосипедах.

Когда же в 1896 году появились первые автомобили, князем М.И. Хилковым было подписано постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». Далее на основании этого постановления в 1900 году Городской Думой Санкт-Петербурга было утверждено постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». Водители должны были проходить медобследование, раз в год техосмотр своего авто, а также обязательную регистрацию с получением госномеров. Управлять автомобилем можно было с 17 лет, а разрешенная скорость передвижения по городским улицам не должна была превышать 12 верст в час, что примерно составляет 13 км/ч.

С 1909 года российские водительские права приобрели европейский облик, когда Россией была подписана международная конвенция по урегулированию автомобильного движения и она приняла «Общие правила езды по дорогам на автомобилях». С этого времени права стали выдавать с 18 лет, появились первые дорожные знаки и штрафные санкции. Так, за первое нарушение правил грозил штраф в 100 рублей, за втрое - арест на 14 дней, а иногда и больше, а за третье нарушение лишали прав . Автомобили же делились только на 2 класса: «А» (двигатель внутреннего сгорания) и «Б» (электрический двигатель).

Курсы для обучения водителей впервые были открыты А.М. Фокиным в 1908 году, на которых обучали навыкам вождения и ремонту автомобилей.

В 1910 году появилась первая школа шоферов в Санкт-Петербурге, а в 1917 году число школ достигло 6.

С 1936 года водительские права были отданы в ведение органов внутренних дел, а с 1963 года появились первые международные водительские права в связи с присоединением СССР к Женевской конвенции об автомобильном движении.

С 1999 года водительские права приобрели облик пластиковой кредитной карты.

Добрый день, вечер, утро, ночь (нужное подчеркнуть ). Практически каждый человек, даже далёкий от автомобилей, имеет представление о том, что такое водительское удостоверение. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Ведь в настоящее время только в России действует четыре типа водительских прав, причём последняя редакция ещё многим совсем незнакома. Поэтому сегодня я помогу вам разобраться среди многообразия видов основного документа водителя. Это Кулик Илья. Поехали!

Водительское удостоверение (В/У) – это документ, подтверждающий, что его владелец имеет право управлять транспортными средствами (ТС). В народе также часто говорят «водительские права», «права на машину», и просто «права».

Права согласно п. 2.1.1 ПДД должен иметь при себе во время управления ТС каждый водитель и предъявлять их сотрудникам автоинспекции по требованию.

Категории транспортных средств

Различных типов механических транспортных средств великое множество. И, разумеется, каждый из них имеет определённые нюансы в управлении. Поэтому для получения права управлять тем или иным типом ТС необходимо учиться в отдельности.

Но тем, кто овладел вождением и , и легковушек, и автобусов, и грузовиков, было бы весьма неудобно носить с собой несколько разных удостоверений, не так ли? Поэтому права одни, но они дают возможность водить транспорт только тех категорий, которые освоил их владелец.

Кроме того, стаж для каждой категории считается по отдельности начиная с даты сдачи соответствующего экзамена. Поэтому в В/У отмечается, какие именно машины может водить предъявитель документа, и когда он получил это право. Вся информация, касающаяся допуска к управлению различными типами ТС, отображается в таблице на оборотной стороне удостоверения водителя.

Какие бывают категории

Раньше деление выделяли 5 категорий: A, B, C, D, E. В 2011 году сделали 9: A, B, C, D, BE, CE, DE, трамвай, троллейбус.

В настоящее время в России установлено шестнадцать категорий и : , A1, B, B1, C, C1, D, D1, BE, CE, C1E, DE, D1E, Tm, Tb. Для каждой группы ТС имеется своё схематичное изображение, помогающее не запутаться во всех этих буквах.

Типы водительских удостоверений в России

В настоящее время у водителей России можно встретить три типа водительских прав, все из них являются действующими:

  • Образец №1 – ламинированный бумажный документ размером 74×105 мм, их выдача прекращена в 2011 году, таким образом, после 2021 года они окончательно уйдут в прошлое;
  • Образец №2 – представляет из себя пластиковую карточку, 85×55 мм, выдача также прекращена в 2011 году;
  • Нового образца – имеют пластиковую основу, которая вклеивается между двумя бумажками, снаружи заламинированы. Размер – 85,6×54 мм. Выдача началась в 2011 году, в 2014 году документ несколько видоизменён в связи с введением новых категорий, то есть эта редакция документ имеет две разновидности. О последней из них я сейчас расскажу подробнее, так как в настоящее время выдаются только такие права.

Водительские права нового образца

Современное удостоверение водителя утверждено Приказом МВД №365 от 13.05.09. В 2011, 2014 и 2015 годах этот документ подвергался поправкам. Ключевое отличие водительских прав нового образца от предыдущих состоит в том, что они полностью соответствуют Венской конвенции 1968 года, что позволяет их обладателям управлять транспортом в странах, входящих в эту конвенцию без каких-либо .

Водительское удостоверение образца 2014 года – актуальный на сегодня вариант

Вся информация, содержащаяся в новых правах, присутствует и в старых, основная разница заключается в оформлении.

Внешний вид

Как уже я сказал, документ представляет собой заламинированную бумажную карточку с пластиковой основой. Цвет – голубой плавно переходящий в розовый, слева направо. На обороте – то же самое, только справа налево, имеется защитная фоновая сетка.

Помимо этого, для защиты от подделок применяется:

  • Микротекст ;
  • Скрытые изображения ;
  • Перемена цвета при изменении угла обзора;
  • Светящиеся в ультрафиолетовом излучении серия и номер;
  • Штрих-код с зашифрованной информацией.

Лицевая сторона

На лицевой стороне имеется надпись на русском «Водительское удостоверение» сиреневого цвета. Слева – фотография размером 21×30 мм, под неё выделен раздел 6. Фото изготавливается одновременно с В/У, поэтому заранее фотографироваться при получении прав теперь не надо.

Удостоверение, выдававшееся с 2011 по 2014 год. Основное отличие от последней редакции – в категориях

На фотографии человека изображают строго анфас, без головных уборов (исключение сделано для граждан, не снимающих головные уборы по религиозным причинам). Если водитель постоянно ходит в очках, допустимо сфотографироваться в них, если стёкла не тонированы.

Чуть выше фотографии – знак RUS – при вождении за рубежом это будет указанием на страну выдачи прав. В нижней части документа – стилизованное изображение уходящей вдаль автодороги.

Оборотная сторона

На оборотной стороне видное место (10×42мм) занимает штрих-код, он расположен слева, считается, что он находится в разделе 13. Снизу слева напечатаны , справа по нижнему краю – информация об изготовителе документа.

Оборотная сторона

Основное место занимает таблица, содержащая обозначения категорий транспортных средств, на управление которыми могут быть выданы права, с соответствующими отметками, показывающими конкретные разрешения.

Сведения

На современном удостоверении водителя графы не подписаны, вместо этого стоит только номер раздела. На лицевой стороне их одиннадцать. Всего – шестнадцать. Для удобства поиска, я свёл информацию в таблицу.

Номер раздела Содержание
Лицевая сторона
1 Имя
2 Фамилия, отчество (при наличии)
3 Дата и место рождения
4a Дата выдачи В/У
4b Срок окончания действия прав
4c Код, означающий подразделение ГИБДД, выдавшее документ (первые две цифры – регион, две вторые – номер подразделения)
5 Серия и номер В/У
6 Фотография
7 Личная подпись владельца (оригинал или копия)
8 Место проживания
9 Разрешённые категории
Оборотная сторона
10 (столбец таблицы) Дата открытия категории
11 (столбец таблицы) Дата окончания действия прав
12 (столбец таблицы) Ограничения для категорий
13 Штрих-код
14 Общие ограничения и дополнительная информация

Все записи делаются на русском языке и дублируются на латинице, по желанию получателя прав – в соответствии со сведениями из загранпаспорта. Шрифт дублирующего теста отличается от основного.

Особые отметки

В графе 12 могут ставиться такие обозначения:

  • AT – автоматическая трансмиссия , если владелец сдавал на права на машине с коробкой-автоматом;
  • MS – руль мотоциклетного типа , добавляется к «B1», если открыта «A», но нет «B»;
  • AS – автомобильный тип руля – применяется к «B1», если нет «A», но есть «B»;
  • ML – приписывается к « M » , при наличии медицинских ограничений для этой категории.
  • MC – только с ручным управлением разрешено вождение;
  • AT – если водителю можно ездить только на «автомате» по состоянию здоровья;
  • APS – допускается вождение только автомашин с акустической парковочной системой по медицинским показаниям;
  • GCL – требуются или контактные линзы для управления ТС;
  • HA / CF – необходим слуховой аппарат .

Международные права водителя

Некоторые автолюбители любят не ограничивать себя в свободе передвижения и при пребывании за границей, например, во время отдыха или в командировках. А кому-то приходится водить машины в других странах по долгу службы. Таким людям не обойтись без международного водительского удостоверения.

Международные права являются к , и недействительны без последних. Срок действия их – три года, но они также теряют силу и одновременно с российскими правами, на основании которых они были выданы.

Выглядят права как книжка A6 и содержат информации из национального удостоверения на основные иностранные языки. Учиться, сдавать экзамены и для получения международного удостоверения не требуется.

Когда нужно международное удостоверение водителя

Российские права нового образца позволяют обходиться в и . А вот если у вас пока старое удостоверение, то и в этих странах потребуется международные «корочки».

А в странах, входящих только в Женевскую конвенцию (кроме Японии, там, так же, как и во всех странах, не входящих в упомянутые конвенции, принимаются только свои удостоверения), международные права обязательны.

Временные права

В настоящее время такого документа, как временное разрешение на управление транспортным средством, не существует.

Ведь как было раньше? Времянки выдавали в двух случаях:

  • При совершении грубых правонарушений на дороге;
  • В случае утери оригинальных прав.

С 2013 года механизм наказания водителей при серьёзных нарушениях существенно изменился, и временные права больше не фигурируют в этом процессе. Первая причина выдачи исчезла.

Образец №2

Вторая тоже не заставила себя долго ждать. Обычные права теперь можно получить в отделении ГИБДД за несколько минут, поэтому смысл во времянке потерялся. И в соответствии с Приказом МВД №995, все документы, регулирующие выдачу временных прав, утратили свою силу с 1 сентября 2016 года.

Как получить водительское удостоверение

Права на автомобиль в России выдаёт Госавтоинспекция. Обязательным условием для допуска к управлению транспортными средствами является прохождение специального обучения в .

Но приобретение навыков и знаний, требующихся для водителей, которое обязательно закрепляется документом об окончании учебного учреждения это только полдела. Для получения прав на машину будущим водителям (или, выражаясь официальным языком, кандидатам в водители) необходимо взять особое – подтверждение того, что состояние здоровья позволяет гражданину быть водителем, а также сдать экзамены в ГИБДД:

  • Теоретический – тест на знание ПДД и некоторых других областей, которые могут потребоваться при вождении авто;
  • На площадке – показать базовое умение управлять мотоциклом или автомобилем;
  • В городе – продемонстрировать вождение в условиях реального трафика.

После успешного прохождения всех этапов, новоиспечённый водитель получает водительское удостоверение, подтверждающее его право на управление тем или иным видом транспортных средств.

Со скольких лет выдают права

Управление транспортным средством не только довольно сложное, но и ответственное дело, особенно когда оно связано с перевозкой пассажиров. Поэтому для желающих стать водителями установлены определённые ограничения, минимальный уровень. Права выдадут лицам, имеющим:

  • полных 16 лет – только на категории «M» и «A1»;
  • 18 лет – на транспортные средства «A», «B», «B1», «С», «С1»;
  • 21 год – на «D», «D1», «Tm» и «Tb»;
  • стаж не менее года на соответствующем виде транспорта – для открытия категорий с буквой «E» (например, только после года вождения на «B» можно получить «BE»).

Сдать экзамены на «B» и «С» можно и в 17 лет, но В/У выдадут только после наступления совершеннолетия. Служащие в армии могут сдать экзамен на «D» и «D1» и после 19 лет. Однако права, выданные им в 21 год, будут действовать только в отношении транспортных средств, принадлежащим Вооружённым Силам.

Замена удостоверения водителя

Водительские права имеют ограниченный срок действия – 10 лет с момента выдачи. Причём по истечении этого периода не только теряет силу документ, но и утрачивается право управлять транспортными средствами.

Поэтому каждые 10 лет потребуется обновлять водительские «корочки». К счастью, повторно учиться или сдавать экзамены не нужно. А вот пройти врачей и получить медсправку необходимо.

Образец №1

Основной документ водителя может заменяться и по многим другим причинам: при , краже, прихождении в негодность, из-за изменения фамилии владельца, и даже просто по его собственному желанию. Во всех этих случаях потребуется обращение в Автоинспекцию. Из бумаг обязателен фактически только паспорт.

Но при этом дата окончания действия у новых прав останется такой же, какая была и у заменяемого документа. Впрочем, сделать так, чтобы у нового В/У снова был 10-летний срок «годности», легко, достаточно пройти и предоставить справку установленного образца.

А также заменить права потребуется, если водитель получит право управлять транспортными средствами новых категорий или у него обнаружатся медицинские противопоказания к вождению каких-либо типов ТС.

Проверка водительских удостоверений онлайн

В некоторых случаях бывает необходимо убедиться в подлинности прав на машину, в том, что у их владельца действительно есть разрешение управлять автотранспортом.

Сделать это просто. На официальном сайте ГИБДД работает онлайн-сервис , при помощи которого можно всегда проверить актуальность любых автомобильных прав, в том числе с точки зрения . Информация берётся из баз данных ГАИ, поэтому результат будет точно такой, какой видят инспекторы. Для проверки необходимо знать только номер удостоверения и дату его выдачи.

Подведём итоги

  • Водительские права – основной документ водителя;
  • Госавтоинспекция допускает к вождению и выдаёт В/У;
  • 10 лет – срок действия документа;
  • Права автомобилиста разрешают управлять только указанным в них видом транспорта;
  • Удостоверения нового образца соответствуют европейским нормам и принимаются во многих странах.

Заключение

Уверен, вы даже представить не можете, какие вопросы иногда задают автоинспекторам через онлайн-сервис на сайте ГИБДД. Хотите узнать? Тогда смотрите видео!

На этом всё. Делитесь прочитанным с друзьями в социальных сетях, подписывайтесь на рассылку, если ещё не сделали этого. До новых встреч совсем скоро!

П.С.: На изображениях в статье – Alfa Romeo 147. drive2.ru/r/alfaromeo/832462 – отсюда взял фотографии.

Не так давно были осуществлены многочисленные поправки, связанные с категориями водительских удостоверений. Введение новых подкатегорий вызвало многочисленные вопросы со стороны водителей. Не всем понятно, для каких целей был проведён этот процесс. Однако с каждым годом на автомобильный рынок поступает всё большее количество новых транспортных средств, для управления которыми необходимо получить соответствующие навыки. Многие водители, не пройдя обучение, садятся за руль таких ТС и часто мешают другим участникам дорожного движения. Чтобы этого избежать, придумали новые обозначения в водительских удостоверениях. Зачем же понадобилась категория В1, что это такое, с какой целью была принята и к каким изменениям это привело, рассмотрим в статье.

Как всё начиналось?

Ещё в 2009 году начал рассматриваться законопроект, затрагивающий изменения в водительских правах. Власти решили ввести подкатегории и новые особые отметки. В 2011 году поправки к нормативным правовым актам были рассмотрены Государственной Думой.

Спустя несколько месяцев новые удостоверения стали выдаваться в некоторых регионах в качестве пилотного проекта. 2014 год ознаменовался вступлением в законную силу Приказа МВД и массовым выпуском новых водительских прав. 4 апреля 2016 года были введены новые особенности заполнения графы «Особые отметки».

Новшества обязывают водителей подходить более ответственно к выбору категории прав и дают некоторые дополнительные возможности.

Какое право даёт подкатегория В1?

Рассмотрим, чем отличается категория В1, что это такое и какой транспорт позволяет водить в сравнении со старыми обозначениями. Многие лица, получившие права до нововведений, считают, что эта категория даёт право на управление автомобилем с автоматической коробкой передач. Однако ничего общего с трансмиссией данное обозначение не имеет.

  • квадрициклами;
  • трициклами.

Многие водители путают квадрицикл с квадроциклом. Чтобы сесть за руль последнего, потребуется удостоверение тракториста.

Вышеуказанная техника нечасто встречается, а если кому и удастся её увидеть, то равнодушным он точно не останется. Цена же за такие аппараты ничуть не меньше стоимости легковых автомобилей.

Цели нововведений

Нужна ли категория В1, что это такое и кто это придумал?Власти решили ввести новую категорию, прежде всего, для целей соблюдения безопасности дорожного движения его участниками. Производство и продажа квадрициклов и трициклов с каждым годом набирает обороты. Мужская половина населения, а порой и женская, в последнее время активно интересуется новым видом транспорта.

Получается, что до введения Приказа Правительства на дороги выезжали тысячи водителей, не прошедших специальную подготовку. Внешний вид и технические характеристики транспорта приравнивают его не к мотоциклам, а к полноценным автомобилям. Для уменьшения количества ДТП с их участием и была введена подкатегория В1.

Что можно водить?

Квадрициклы — это четырёхколёсные мототранспортные средства, за рулём которых можно ездить на дорогах общего пользования. Их регистрация в ГИБДД является обязательной. Трицикл отличается от квадрицикла только количеством имеющихся колёс.

Данные транспортные средства обладают следующими характеристиками:

  • масса без груза равняется 400 кг;
  • вес с грузом — 550 кг;
  • объём двигателя до 50 см 3;
  • максимальная скорость — 50 км/ч.

Квадрициклы и трициклы — это миниавтомобили или крупные мотоциклы, на которые необходимы те же документы, что и на стандартный автомобиль, включая паспорт ТС.

Чем отличаются категории А, В1, М?

Теперь понятно, для какого транспорта понадобится в правах обозначение В1. Какая категория будет необходима для управления разновидностями рассмотренных ТС?

Если масса квадрицикла или трицикла менее 400 кг, а мощность двигателя менее 15 кВт, то закон приравнивает их к мотоциклам. В этом случае для вождения понадобятся права категории А.

Транспорт с объёмом двигателя не более 50 см 3 - это квадрициклы или трициклы, которые именуются мопедами. Для управления ими понадобится получить

Как открыть категорию?

Для того чтобы открыть подкатегорию В1, будущему владельцу квадрицикла не придётся получать специальные навыки или сдавать новые экзамены. Она указывается автоматически в водительском удостоверении при получении прав на вождение категории В. Если водитель умеет управлять стандартным автомобилем, то и сесть за руль трицикла ему никто не запрещает.

В случае, когда права на управление транспортным средством выдаются впервые, отдельно получить категорию В1 не удастся. Для этого нужно пройти специальное обучение в автошколе, получить часы практики и сдать экзамен в два этапа. После этого выдаётся В, В1, которое даёт право на управление квадрициклами или трициклами.

Что нужно для получения подкатегории В1?

Чтобы стать обладателем прав категории В1, каждому желающему необходимо пройти следующие этапы:

  • обратиться в медицинское учреждение за получением справки о состоянии здоровья;
  • обучиться в автошколе, имеющей лицензию на проведение подобных занятий;
  • ответить на необходимое количество вопросов в билетах внутреннего экзамена;
  • справиться с заданиями электронных билетов;
  • правильно выполнить автомобильные манёвры на автодроме;
  • с соблюдением правил проехать участок дороги в городе с инспекторами;
  • оплатить государственную пошлину в установленном размере;
  • подготовить все необходимые документы.

Если все вышеуказанные шаги пройдены удачно, можно отправляться за получением долгожданных водительских прав в отделение государственной регистрации, предварительно подготовив личную фотографию.

Требования к здоровью

Для получения водительского удостоверения также необходимо пройти нескольких врачей, включая:

  • терапевта;
  • офтальмолога;
  • хирурга;
  • лора;
  • невропатолога;
  • психиатра;
  • нарколога.

Дополнительно нужно будет сделать флюорографию грудной клетки. Это поможет выявить степень искривления позвоночника, высокая степень которой может стать препятствием для получения статуса водителя.

При следующих отклонениях в здоровье права получить станет труднодоступным или совсем невозможным:

  • хронических заболеваний глаз, косоглазии, воспалении слёзного мешка, плохого зрения и слепоте одного глаза;
  • глухоте на одно ухо;
  • отсутствии пальцев или фаланг;
  • росте менее 150 сантиметров;
  • диабете;
  • разных сердечнососудистых заболеваниях.

Как проходит экзамен?

После прохождения практики в автошколе потребуется выполнить несколько заданий, которые проходят в два этапа:

  • внутренний экзамен в школе обучения;
  • экзамен в ГАИ.

Первый вариант — самый простой. Обычно необходимо ответить на предлагаемые вопросы. Они касаются правил дорожного движения и нацелены на проверку полученных знаний.

Затем даются ответы на билеты в электронном формате под контролем представителей ГАИ.

Далее сдаётся экзамен на автодроме. Нужно выполнить манёвренные движения на специально оборудованной площадке в присутствии инспекторов. После успешного окончания данного этапа следует поездка в город, где нужно проявить свои водительские навыки на дороге с другими участниками.

Процедура получения водительских прав

Как только будущий водитель получает справку об успешно пройденном экзамене, им может быть получена водительская категория В1. Удостоверение выдаётся в виде пластиковой ламинированной карты с фотографией. На лицевой стороне указываются личные данные водителя, а на обороте обозначена категория прав, соответствующая обучению.

Новоиспечённые водители считают, что существуют категории В1-В4. Это ошибочное мнение. Категория В имеет разновидности В1 и ВЕ. Эти отметки не могут содержать других букв или цифр. Возможно, со временем появятся новые обозначения. Пока же существуют только В1-В4, которые имеют отношение к пожароопасности. Их часто по незнанию употребляют новички в отношении прав водителей.

Чем различаются обозначения AS и MS?

В 12-й графе В1 содержат пометки AS либо MS, которые часто непонятны водителям. Связано это, конечно же, с введением новой подкатегории, которая имеет свои особенности.

Обозначение AS означает, что человек может водить только тот квадрицикл или трицикл, который оснащён автомобильным рулём и сиденьем. В случае с MS можно управлять ТС, оборудованным исключительно мотоциклетным рулём и мотоциклетной посадкой.

Ответственность водителей

Водители квадрициклов и трициклов обязаны иметь при себе все необходимые документы и передавать их инспектору для проверки по требованию. Если же транспортное средство не зарегистрировано должным образом, а его владелец не имеет при себе документов, подтверждающих право на него, то такой автомобиль подлежит задержанию и перемещению на штрафстоянку до выяснения обстоятельств.

Каждый водитель должен соблюдать принятые правила дорожного движения и не нарушать общепринятых норм. В противном случае это грозит штрафами или лишением водительских прав, что является весьма неприятным. Соблюдение правил дорожного движения освобождает водителей в значительной степени от неприятностей на дорогах.

Подводя итоги

Надеемся, вам стало понятно, чем отличается категория В1, что это такое и зачем она нужна. Рассматривая изменения, связанные с её введением, можно сделать вывод, что появление данного обозначения целесообразно. Квадрициклы и трициклы — довольно неизведанный транспорт, управление которым под силу не каждому новичку. Водители, имеющие категорию А, не имеют прав на вождение такого транспорта: им необходимо сдать экзамен в специализированной школе. В связи с этим новая категория В1 может уменьшить количество несмышлёных водителей, садящихся за руль. А эффективность её введения покажет только время. И не забывайте, что категория помещения В1 относится к определению пожароопасности и никоим образом не затрагивает водительских прав!

Понятием «водительская категория» обозначаются транспортные средства, которыми дозволено управлять шоферу. Каждое авто относится к определенной категории. Водитель с прописанной категорией B (легковые авто) не может водить автобус, причисляемый к категории D. Разберемся, какие категории водительских прав существуют в 2016 году.

  1. А – мотоциклы (А1 – легковесные мотоциклы).
  2. В – «легкие» машины (В1 – трициклы, ВЕ – легковесные авто с прикрепленным прицепом).
  3. С – грузовики (С1 – легкие грузовики, СЕ – «тяжеловесы» с прицепом, С1Е – маловесные грузовики с «повозкой»).
  4. D – автобусные транспортные средства (D1 – небольшие автобусы, DE – автобусные средства с «повозкой», D1E – миниавтобусы с прицепом).
  5. М – мопеды.
  6. Tm – трамваи.
  7. Tb – троллейбусы.

Водителю дозволено управлять исключительно тем транспортом, который обозначен у него в документах необходимой категорией. В противном случае грозит штрафное взыскание 5-15 тыс. рублей за отсутствие нужной категории.

Права категории А: со скольки лет и как получить

Водительский документ с данной отметкой дает право управления любым мотоциклом даже с коляской. Также разрешает сидеть за рулем такого редкого вида транспорта в современном автомобильном потоке, как мотоколяска.

По определению ПДД, мотоцикл – это двухколесный транспорт, который может иметь или нет «люльку» сбоку. Права категории А также выдаются водителям трехколесных и четырехколесных мотоциклов весом не больше 400 кг (в снаряженном состоянии).

  • Подкатегория А1. К данному виду относятся мотоциклы с определенными параметрами – объм движка (до 125 см³) и мощность (до 11 кВт). Шофер с категорией А, автоматически получает право водить мотоцикл подкатегории А1.

Права категории B: авто, квадро- и трициклы

К ней причисляются транспортные средства со следующими характеристиками:

  • масса транспорта – до 3,5 тонн;
  • количество мест для пассажиров – до 8 (водительское сиденье не считается);
  • авто с прицепом, дозволенная масса которого – до 750 кг (и не превосходит массу самой машины без груза), а общая разрешенная масса всей «конструкции» – не выше 3,5 тонн.

Указанным требованиям помимо легковых машин также отвечают некоторые автобусы, маленькие грузовики, джипы и мотоколяски.

Подкатегория В1

Эти права предназначены для лиц, желающих «гонять» на трициклах и квадрициклах. «Квадрицикл» не надо путать с «квадроциклом». Поэтому и водительские документы нужны другие.

Квадрицикл – это мотоцикл с 4 колесами и обладающий следующими конструктивными особенностями:

  • развивающий минимальную скорость до 25 км/ч;
  • самая большая мощность движка – 15 кВт;
  • масса с поклажей – до 400 кг (для моделей, предназначенных для перевозки клади – до 500 кг).

Трицикл – транспортное средство на трех колесах (трайки, авто, велосипеды).

Подкатегория ВЕ

Если у автомобиля имеется тяжелый прицеп, то потребуются водительский документ подкатегории ВЕ. Он относится к машине со следующими параметрами:

  • авто с тяжелой «повозкой», масса которой легче 750 кг и превосходит массу самой машины без нагрузки;
  • авто с прицепом, масса которого меньше 750 кг, а дозволенная итоговая масса всей конструкции – более 3,5 тонн.

Обучают вождению автомобиля с тяжелым «вагончиком» с 18 лет. Длится процесс 1,5 месяца.

Категория С: грузовики всех видов

Это грузовики разной тяжести (исключая средства категории D). К ним относятся:

  • авто с дозволенной массой, превышающей рубеж 3,5 тонны;
  • грузовики с прицепленной конструкцией, разрешенная масса которой легче 750 кг.

Подкатегория СЕ

Если прицеп у грузовика тяжеловеснее 750 кг, то понадобятся права подкатегории СЕ. Они дозволяют водить транспортное средство с «повозкой» тяжелее указанной отметки.

Подкатегория С1

К данной касте относятся грузовики в диапазоне по массе 3,5-7,5 тонн, плюс средства с прицепом (С1) не тяжелее 750 кг.

Подкатегория С1Е

Она разрешает управлять грузовиком категории С1, но с увесистым «вагончиком» (больше 750 кг). В данном случае общая масса такого «паровозика» не должна заходить за отметку 12 тонн.

Если имеются права СЕ, то они разрешают садиться за руль средств С1Е.

Категория D: автобусы

Это авто, конструктивно предназначенные для транспортировки людей со следующими параметрами:

  • автобусы, имеющие больше «людских» 8 мест (исключая водительское место);
  • автобусы с тем же количеством сидений и с прицепом, который легче 750 кг.
  • Документ разрешает управление автобусами независимо от его массы. Получить их можно после 7 месяцев обучения уже в 21 год.

Подкатегория DЕ

Если автобус имеет более тяжелый прицеп, то придется получить категорию DE. Опять же речь идет о позволительной массе свыше 750 кг.

Подкатегория D1

Это миниавтобусы с сидячими местами в количестве от 9 до 16 (включая водительское кресло), а также средства D1 с прицепом легче 750 кг.

Подкатегория D1E

Если средства D1 имеют тяжелую «повозку» (более 750 кг), которая никак не годится для перевозки попутчиков, то понадобится категория D1E. При этом общая дозволенная масса такого автобуса с «вагончиком» – до 12 тонн.

Категория М

К ней относятся различные мопеды и квадрициклы (нетяжелые). Данная категория была введена лишь в 2013 году. Ее хитрость в том, что управлять этими средствами могут лица и не имеющие категорию М, но обладающие другими правами.

Получить права М можно уже в 16 лет.

Категория Tm и Tb

Ранее троллейбусы и трамваи не представляли собой отдельную касту. Они обозначались особыми отметками в документе. Сейчас им определили отдельные категории.

Выучиться на водителя такого общественного транспорта можно за полгода, если исполнилось 21.

Как получить водительские права в 2016 году

Чтобы получить права любой категории в нашей стране можно только после обучающего курса в автошколе и успешной сдачи экзаменационной части. Алгоритм такой:

  1. Подать документы на курсы вождения.
  2. Пройти обучения, соблюдая внутренние правила учебного заведения.
  3. Сдать экзамен, разделенный теоретическую часть и практику. Доказывать свою водительскую состоятельность придется экзаменатору из ГИБДД в условиях учебного полигона и на улицах города.
  4. Если экзаменационные испытания преодолены успешно, нужно оплатить госпошлину и сфотографироваться на права в ГИБДД.
  5. Полученный водительский документ действителен 10 лет.

Итог

Прежде чем записаться на обучение конкретной категории, следует определиться, какая из них вам необходимо и сразу выбрать подходящий вариант, руководствуясь своими планами на будущее (будет ли у вас большой семейный автомобиль или прицеп). Это сэкономит деньги, время и нервные клетки.