Бело сине красный флаг российской империи. Бело-желто-черный Флаг, а не наоборот

Наряду с привычным сегодня трёхцветным флагом нашей Родины, во время различных народно-патриотических мероприятий приходится видеть и чёрно-жёлто-белые знамёна. Их вид порой вызывает недоумение: какое они имеют отношение к российской символике? Постараемся разобраться в этом вопросе.

Введение нового государственного флага

Официальный государственный российский флаг, цвета и внешний вид которого были утверждёны именным Указом императора Александра II, являл собой полотнище, разделённое на три равные горизонтальные полосы. Из них верхняя была окрашена в чёрный цвет, средняя - в жёлтый или золотой, а нижняя - в белый или серебряный. В историю он вошёл под своим традиционным названием - имперский флаг России.

Следует сразу отметить, что использовать его предполагалось лишь для украшения в торжественных случаях правительственных и административных учреждений. Частные же лица, переполняемые патриотическими чувствами, обязаны были для их выражения довольствоваться традиционным бело-сине-красным стягом, известным в России уже в течение двух с лишним столетий.

Отвечает на этот вопрос в своём Указе сам император. Согласно его трактовке и установившейся традиции, цвета имперского флага России, или, как они называются в геральдике, тинктуры, объясняются следующим образом.

Несмотря на то что 11 декабря 1993 года бело-сине-красный триколор был утверждён в качестве государственного флага России, у его альтернативного варианта существует немало сторонников. Известно, например, что ряд депутатов вносил на рассмотрение Госдумы предложение об избрании символом нашей страны именно чёрно-жёлто-белого стяга.

В наши дни он не является официальным государственным флагом, но тем не менее широко используется различными монархическими, националистическими и казачьими организациями - от занимающих умеренные позиции до крайне радикальных. Популярен он и среди футбольных болельщиков.

2 67535

Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Имперский флаг, как сегодня мы привыкли видеть, состоит из верхней черной полосы, средней желтой и нижней белой. В таком виде он был принят в 1858 году. Как правильно: черный- желтый-белый или белый-желтый-черный?

С удовольствием публикую исследование исследование, посвященное истории Имперского флага России, ставшее сегодня одним из символов сопротивления либеральному режиму и национально-освободительной борьбы. Опубликованы материалы были на сайте « Москва - Третий Рим » (к сожалению, автора этого интересного материала установить не удалось).

Из статьи мы понимаем, что даже этот символ был перевернут стараниями иудо-простестантов, стремившихся максимально исковеркать смыслы. Сегодня в национал-патриотическом движении будет уже сложно объяснить, что многие годы использовался символ «с нарушенной логикой». Между тем, мы знаем, как обернуть ситуацию против тех, кто пытался подорвать Имперские символы и национальные смыслы.


Перевернутый флаг зачастую символизирует, что государство находится в критической ситуации. Филиппины являются единственным в мире государством, где флаг официально используется в двух версиях - обычной и перевернутой. Обратное положение цветных полос применяется когда Филиппины находятся в состоянии войны, или в стране вводится военное положение.

Сегодня Россия находится фактически оккупирована. Так пусть перевернутый флаг будет подчеркивать наше положение. А к логичному положению цветов Имперского триколора мы вернемся тогда, когда добьемся победы. Ведь, как говорил Конфуций ,
«З наки и символы правят миром, а не слова и правила » .

А теперь, сам материал статьи:


И СНОВА ОБ ИМПЕРСКОМ ФЛАГЕ... БИТВА ЗА ТРИКОЛОР
На эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета. Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ №33289 от 11 июня 1858 года « О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях ». Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.

Так вот до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы - белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный… Но бело-желто-черный до Александра II , а после черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром I (который просто-напросто скопировал цвета флага Голландии).
Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о «двойственности» важнейшего государственного Российского символа. По-разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-сине-красные флаги, которые стали символом антиправительственных политических движений тех лет. Именно «торговый флаг» отстаивали т.н. «либеральные» круги, которые на весь мир кричали, что борются с деспотизмом и реакционностью царской власти, а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.
Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр II. Его сын и преемник, Александр III 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом не отменив и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-сине-красный указав также что «другие флаги допускаемы быть не должны ».
Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии. Императора «уговорили», поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета - и это подчеркивает их «единство». И объясняя это еще тем, что черно-желто-белый флаг «не имеет геральдических исторических основ в России», чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

Но вернемся к бело-желто-черному знамени. То есть, тогда, перед принятием, - бело-желто-черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у «переворота» и автор - Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез «исправлять» российскую геральдику). Александр II по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику - и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.
Заниматься этим должен был барон Бернгард-Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Кёне родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.
Но как бы то ни было – флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о «правильности» флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых .
Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса «о государственных Русских национальных цветах». Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с «правильным» расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему – непонятно, но пошли на компромисс - в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. С таким немного повоевали в Первую Мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине.
В геральдике перевернутый флаг означает траур , это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие. Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой - нужны особые усилия особых людей.
Существование бело-желто-черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся по-разному, ввиду черно-белой пленки. Приверженцы черно-желто-белого флага объясняют, что на съемках бело-сине-красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-белый режим при помощи любого известного графического редактора.
Также триколор в расположении белый-желтый-черный можно увидеть и на картинах художников.
(Васнецов В. М. «Известие о взятии Карса» 1878 год)


На картине Васнецова , посвященной русско-турецкой войне, устанавливают бело-желто-черный флаг. Интересный факт: картина датируется 1878 годом, то есть написана спустя 20 лет после выхода утверждения №33289 « о расположении гербовых цветов » в котором их поменяли наоборот. Выходит, что в народе еще были в ходу не перевернутые бело-желто-черные флаги.


(В центре, либо (сине-желто-красный) флаг Объединённого княжества Валахии и Молдавии, союзника Российской Империи в Русско-турецкой войне (1877—1878), либо панславянский (сине-бело-красный) флаг – трудности определения по репродукции о цветности средней полосы. Славянские народы в 1848 году на Панславянском конгрессе в Праге приняли общий панславянский флаг, повторивший цвета российского (бело-сине-красного) флага).


А вот картина Розанова «Ярмарка на Арбатской площади». На крышах зданий видно как развеваются бело-желто-черные флаги. А наряду с ними бело-сине-красные. Картина написана как раз во время сосуществования двух флагов.

(Розанов , «Ярмарка на Арбатской площади»)

Как только не объясняют расположение черной полосы вверху: это и непостижимость Бога (а как же Бог есть свет?), и величие Империи, и цвет Духовности (ссылаясь на монашеское одеяние). Также истолковывают как: черный – монашество, желтый - золото икон, белый - чистота души. Но все это из разряда народных толкований «кто как придумает».
При этом упускается самый главный момент, что цвета имперского флага должны быть тождественны словам, выражающим всю нашу славянскую суть: Православие, Самодержавие, Народность . Или же если сказать по-другому: Церковь, Царь, Царство . Какой цвет подходит к каждому из этих слов? Ответ очевиден.
В 1858 наряду с флагом были внесены изменения и в государственный герб. Кёне его создал таким, каким мы его привыкли видеть. Хотя при Николае I он был другим.

Герб Кёне, 1858 год


Для примера Герб, изображенный на монетах.
Вот монеты Николаевские, 1858 года



А вот монета 1859 года Александра II (правление Александра II, годы которого были прозваны «эпохой великих реформ», для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом к предыдущему периоду: реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности - все это, как и веком ранее в Пруссии, создало условия для еврейской ассимиляции, которой так и не произошло ). Здесь явственно видно, насколько точно «слизан» орел с герба Габсбургов. Особо яркая деталь - хвост орла. И это все в один год со сменой флага. Также появились на монетах магендовиды (шестиконечных звезды). Так как масоны большие символисты, им так и хотелось хоть каплю дегтя, но добавить в нашу геральдику.

Еще несколько монет для сравнения:



Еще в 59-ом выпустили памятную монету и медаль «Монумент Императора Николая I на коне ».

Магендавиды теперь настолько мелкие, что их можно только под лупой рассмотреть



Обновили медные монеты, дизайн изменился кардинально, звезды там «советские» - пентакли.



На изображении ниже представлено сходство герба который «сочинил» Кёне, с гербом Габсбургов.

Герб Габсбургов

Для сравнения:


1) Корона приобрела ленту (более похожая на змею), до этого в Российской геральдике эта лента никогда не использовалась;
2) Крылья ранее на всех орлах имели много перьев, а теперь стали абсолютно копировать Габсбургов, даже по оформлению, между большими перьями и там и там, есть маленькие перышки. При этом в нашем орле оказалось по 6 перьев, против 7;
3) Совокупность герба и цепочки, хотя такое расположение и использовалось ранее, но на всех предыдущих монетах, был четко виден орден Святого апостола Андрея Первозванного , теперь это просто цепочка, как собственно и Габсбургов;
4) Хвост. Все понятно без комментариев.



ДЛЯ СПРАВКИ: АВТОР ПЕРЕВОРОТА ФЛАГА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Бернгард Карл (в России "Борис Васильевич") Кёне (4/16.7.1817, Берлин – 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то, что связали свою жизнь с Россией, только его внук стал православным).

Рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области («Монетное дело города Берлина») опубликовал в возрасте 20 лет, когда ещё был учеником берлинской гимназии. Являлся одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества. В 1841–1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике.

С Россией Кёне заочно познакомился ещё в начале 1840-х годов. Известный нумизмат Яков Яковлевич Рейхель , служивший в Экспедиции заготовления государственных бумаг, владелец одной из крупнейших нумизматических коллекций, обратил внимание на молодого человека, вскоре ставшего его помощником в собирательстве и «представителем» в немецких нумизматических кругах. После окончания университетского курса Кёне впервые приехал в Петербург.

В Берлин он вернулся с твёрдым желанием поступить на русскую службу и выступил претендентом на свободную тогда кафедру археологии в Петербургской Академии наук (чего так и не произошло). В результате протекции Рейхеля 27 марта 1845 г. Кёне был определён помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа (Первое отделение включало собрания антиков и монет, им руководил крупный нумизмат Флориан Антонович Жиль ) с чином коллежского ассесора. К концу жизни Кёне дослужился до тайного советника (1876).
В Петербурге Кёне развил бурную деятельность. Упорное желание попасть в Академию наук, причём по археологическому «направлению», стимулировало не только активное изучение им археологии, но и его не менее активную организаторскую работу. Стремясь обрести нужный вес в научных кругах, Кёне выступил инициатором создания в России специального нумизматического общества, но поскольку археология неизбежно привлекала его, он соединил две эти науки под одним «административным» названием – так появилось Археологическо-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество).
Кёне стремился пропагандировать себя и общество в европейском масштабе. На нём лежала вся переписка с иностранными учёными. А иностранные научные общества неизменно принимали его в свои члены, так что к концу жизни он являлся членом 30 зарубежных обществ и академий (в Петербургскую он так и не попал). Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807–1863), русский язык был восстановлен в своих правах.
Вторая половина 1850-х годов – это «триумф» Кёне в Герольдии, когда он в 1856 г. создаёт Большой государственный герб империи, а в июне 1857 г. становится управляющим Гербовым отделением при департаменте (с оставлением в должности по Эрмитажу). Возглавив всю практическую работу в области российской геральдики, Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики (например, поворот фигур в правую геральдическую сторону; замена некоторых, казавшихся Кёне не подходящими для геральдики, фигур на иные и т. д.) и введения новых принципов и элементов (помещение губернского герба в вольную часть городского, система эмблем внешней части территориальных и городских гербов, отражающих их статус и т. д.).
Кёне принадлежит также и авторство чёрно-жёлто(золотого)-белого государственного российского флага, решённого в цветах главной фигуры и поля щита российского государственного герба (чёрный орёл в золотом поле).
Карьера Кёне в Русском Археологическом обществе оборвалась с приходом нового августейшего руководителя Великого князя Константина Николаевича . Он не утвердил избрание Кёне секретарём третьего отдела общества (единственный случай за всю историю общества), в результате чего в начале 1853 г. Кёне покинул его ряды. Константин Николаевич питал к Кёне устойчивую неприязнь. В частности, он неодобрительно отнёсся к проекту государственного герба 1856–1857 гг.
15 октября 1862 г. Кёне было дозволено принять баронский титул, пожалованный 12/24 мая того же года правительницей (за малолетством принца Генриха XXII ) княжества Рёйсс-Грейцского Каролиной-Амалией . В литературе можно встретить утверждение, что этим титулом Кёне обязан созданному им государственному гербу Российской империи, но эти данные нуждаются в подтверждении. Скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на этот титул и таким образом стал, наверное, единственным в России бароном «Рёйсс-Грейцским».
При этом можно твердо заявить, что Николай II и цесаревич Алексей понимали проблему государственного флага Российской Империи и намеревались привести его цвета в изначальный вид, т.е. бело-желто-черный. Подтверждением этому служит то, что знамя Ливадийско-Ялтинской потешной роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, желтой и черной полос.

Кроме того, на 300-летие Дома Романовых Царём Николаем II была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: Бело-Жёлто-Чёрным.


Что же, это еще один показательный урок – уже на государственной символике - не допускайте козлов огород. Но мы уже знаем, как обернуть это оружие против них же самих .

Сначало подумал что может быть это бело-сине-красный флаг? Но затем прочитал, что: " ВФП имела свой партийный флаг. Согласно положения № 71 «О партийном флаге В. Ф.П.», он представлял собой полотнище с черной свастикой на желтом фоне ромба в белом прямоугольнике." Поэтому вероятнее всего на фото слева именно бело-золото-черный флаг. Но это лишь догадка.

А что не подлежит сомнению?

Недавно мне один из близких соратников, монархистов по убеждению, упорно доказывал, что нельзя никак националистам, и тем более монархистам, использовать флаг белым цветом вверху, это де нарушает Законы Российской империи. Мои доводы логики о том, что использовать Организациям Националистов, по-сути объединению частных лиц, государственный флаг как свой, флаг Организаций, это тоже самое что начать клепать и выдавать например от своего имени георгиевские кресты, т.е. профанация. Государственный флаг должен быть у ГОСУДАРСТВА, а не у организаций, пусть даже которые и стремятся к восстановлению этого государства. Но все мои доводы были тщетны, я был заклеймлен как негодяй. Мой призыв посмотреть на фотографии и удостовериться, что БЕЛЫМ ВВЕРХ - это флаг РУССКИХ ВОЕННЫХ в Российской империи, и флаг РУССКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ как в Российской империи, так и после - остался не услышанным. И человек по прежнему уверен, что все кто переворачивает гос. флаг РИ - то негодяи, почти преступники, и пожалуй неосознанные агенты иудо-масонов.

Но надеюсь вы мой читатель, не слепой, и можете видеть то, что видите ниже.

Посмотрим флаг из музея, на фото - флаг одного из воинских подразделений Российский Империи (" А они имели именно такое знамя, как во всех полках Российской Империи" ) , обратите внимание на год:

Как пишет один исследователь:

"Резюмируя. ...Расположение же черным или белым вверх зависит от того, является ли поднятый вами флаг флагом воинского подразделения, или государственного учреждения."

Что ближе националистам, которые сражаются за свою Родину? Ответ очевиден.

Самых же недоверчивых отсылаю к старейшей бело-эмигрантской монархической газете Русского Зарубежья "Наша страна", которая на своем сайте располагает цвета (сверху вниз): бело-желто-черный и утверждает: "Правильно - белая полоса наверху, черная внизу, золотая посередине. А наоборот - это искажение." http://nashastrana.net/wp-content/uploads/2012/05/NS-2963-M.pdf (в конце последней страницы).

Процитирую также другого автора :

"Людям не знающим историю русского флага предлагаю пройтись в музей современной истории и своими глазами посмотреть каким флагом пользовались черносотенные, монархические и русские национальные организации в Российской Империи. Небольшая экскурсия для сомневающихся:



А вот кстати знамя СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА и вовсе не чёрно-золото-белое…

Адрес музея:
125009, Россия, Москва, Тверская ул., дом 21."
Но вынужден вернуться к этой теме снова, т.к. до сих пор правдивая информация о правомерности "БЕЛЫМ ВВЕРХ" не всеми еще осознана.

Те, кто сомневаетесь, обязательно прочитайте.

К изложенному там следует добавить следующий интересный факт:

"И вот «для всестороннего и по возможности окончательного выяснения вопроса о государственных русских национальных цветах» в мае 1910 года было образовано новое Особое совещание при Министерстве юстиции под председательством товарища (заместителя) министра юстиции А. Н. Веревкина. В нем, кроме чиновников различных ведомств, приняли участие специалисты по геральдике, нумизматике, архивному делу: ....

Каждый из ученых, в меру своих профессиональных знаний и исходя из собственных политических убеждений, оставил в опубликованном виде свое мнение по данному вопросу. О результатах работы Особого совещания его активный участник П. И. Белавенец в 1915 году сообщил следующее: голоса участников совещания разделились; большинство было за введение общим флагом «нового флага по гербу», но «вверх ногами, т. е. получался бы флаг бело-желто-черный». Сам П. И. Белавенец и ряд присоединившихся к нему членов Совещания категорически настаивали на бело-сине-красном флаге. Аргументы обеих сторон казались столь убедительными, что «вынесенное заключение не удостоилось Высочайшего окончательного решения». Заключение передали в Совет министров, последний передал его «Особой Междуведомственной комиссии при Морском министерстве» для дополнительного рассмотрения." То есть выбор был между бело-золото-черным и бело-сине-красным. Дорешать этот вопрос не успели. Российская Империя перестала существовать. "

Выводы ясны каждому, кто найдет 10 минут ознакомиться.

Те, кто использует его чёрной полосой вверх, - правы, и те, кто использует его белой полосой вверх, - тоже правы.

"БЕЛЫМ ВВЕРХ" является боевым вариантом русского флага (стать государственным он не успел), и по моему скромному мнению, актуальнее для тех, кто считает, как и русские националисты прошлого и белоэмигранты, что война русских за свою страну не окончена и продолжается.

Владимир Басманов

160 лет назад указом императора Александра II чёрно-жёлто-белый флаг стал государственным символом Российской империи

Трёхцветное чёрно-жёлто-белое полотнище было утверждено императором Александром II 11 (23) июня 1858 года в качестве Гербового народного флага. Этот государственный символ, введенный в сложную для Российской империи эпоху начала «Великих реформ» и преодоления последствий проигранной Крымской войны, стал символом подъема русского народного духа, ознаменовавшим собой новый расцвет, возрождение и величие Российской державы.

Описание флага гласило, что верхняя чёрная и средняя золотая (жёлтая) полосы символизируют Государственный герб Российской империи - чёрного орла на золотом фоне, а нижняя белая полоса - символ святого Георгия Победоносца, изображенного на Московском гербе в качестве всадника, поражающего копьём змия. При этом в Императорском указе содержится отсылка к историческому прошлому этих цветов. Так, в описании утверждается, что кокарда из чёрного и золотого цветов была основана императором Павлом I, тогда как знамёна и другие украшения из этих цветов употреблялись ещё при императрице Анне Иоанновне. Белая же или серебряная полоса соответствует кокарде Петра Великого и Екатерины II.

Император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древней Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Святому Георгию) в московском гербе»,

Гласит Высочайше утверждённое описание Имперского флага.

Однако историческое прошлое гербовых народных цветов имперского триколора уходит своими корнями гораздо глубже эпохи Петра Великого, Анны Иоанновны и Екатерины II. Ещё в 1497 году на грамотах Государя Всея Руси Ивана III появляется символический императорский герб Византии, изображающий чёрного двуглавого орла в золотом поле, и он соединяется с гербом Великого княжества Московского, изображающим белого всадника Святого Георгия. Стоит напомнить, что русский Государь Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора Константина XI Софье Палеолог. И соединение императорского герба Византии с символикой Великого княжества Московского было олицетворением идеи Третьего Рима, выраженной в начале XVI столетия игуменом псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем: «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не быти».

Таким образом, чёрный, золотой (жёлтый) и серебряный (белый) цвета в их сочетании стали гербовыми цветами Русского государства. Согласно Соборному уложению 1649 года и Генеральному регламенту 1720 года, подлоги гербового изображения царской печати квалифицировались как преступление против самого Государя и карались смертью.

При Петре I первый Русский Императорский штандарт был также установлен в соответствии с гербовыми цветами и представлял собой полотнище, изображающее в золотом поле чёрного двуглавого орла со святым Георгием Победоносцем в белом и на белом коне. Такой порядок сохранялся и в дальнейшем. На русских боевых знаменах и кокардах сохранялись русские гербовые цвета. Даже будки для часовых и стойки для ружей были окрашены в чёрный и жёлтый. А при императрице Екатерине Великой чёрный, жёлтый и белый цвета стали использоваться для ленты и ордена Святого Георгия - высшего знака воинского отличия.

Герб Российской империи. Фото: Aleksey Stemmer / Shutterstock.com

Период правления Александра II, когда чёрно-жёлто-белый триколор стал русским национальным и государственным флагом, ознаменовался dеликими реформами во всех областях и сферах общественной жизни: освобождением крестьян, модернизацией русской армии. Под этим флагом было завершено покорение Кавказа и осуществлялось присоединение Средней Азии, была одержана славная победа в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, положившая начало освобождению балканских славян от османского гнёта.

Вскоре после убийства террористами Александра II и восшествия на престол его сына Александра III было издано Высочайшее повеление, в соответствии с которым в торжественных случаях предписывалось вывешивать бело-сине-красный флаг, появившийся в XVII столетии и установленный Петром Великим в качестве коммерческого. Несмотря на это, чёрно-жёлто-белый флаг оставался национальным русским символом и торжественно поднимался во время важных государственных мероприятий - например, во время встречи императоров России и Австро-Венгрии Александра III и Франца-Иосифа в Кремзире в августе 1885 года.

В 1896 году, накануне коронации императора Николая II, Высочайшим повелением было учреждено Особое совещание во главе с генерал-адъютантом Константином Посьетом, которое постановило, что

флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными; флаг же чёрно-оранжево-белый не имеет к тому ни геральдических, ни исторических оснований».

Вместе с тем в российском обществе продолжалась дискуссия о том, каким должен быть главный государственный и национальный символ. В 1910 году было учреждено новое Особое совещание под председательством товарища министра юстиции А.Н.Веревкина, которому надлежало «выяснить вопрос о русских государственных цветах».

В 1912 году в русском городе Харькове православный публицист и миссионер Евстафий Воронец издал брошюру под названием «Как произошли и что означают чёрный, жёлтый и белый цвета русской государственной символизации», подвергнув острой критике комиссию Посьета, охарактеризовав её председателя как «космополита».

Более неотложные и срочные государственные дела и японская война с инородческой революцией помешали исправлению произошедшего тогда противозакония»,

Писал Воронец, выражая надежду на то, что восстановление употребления символа самобытной Русской державы скоро состоится в полной мере.

Учрежденная в феврале 1913 года в честь 300-летия Дома Романовых памятная медаль была на ленте чёрного, жёлтого и белого цветов. А в следующем, 1914 году, в соответствии с циркуляром Министерства внутренних дел Российской империи, для употребления в частном быту был введен флаг, представлявший собой бело-красное-полотнище, в левом верхнем углу которого был помещен жёлтый квадрат с чёрным двуглавым орлом и Георгием Победоносцем на белом коне. Флаг должен был означать единение Государя и народа.

Однако довести до конца дело восстановления статуса чёрно-жёлто-белого флага не удалось. Разразилась Первая Мировая война, а затем революция, обрушившая русскую монархию и великую Российскую империю. Вновь в Россию чёрно-жёлто-белое полотнище вернулось в начале 1990-х годов. Его активно использовали и продолжают использовать национал-патриотические и монархические движения. В 1993 году чёрно-жёлто-белый триколор (в народе - имперский флаг) стал, наряду с государственным флагом СССР, символом сопротивления ельцинской диктатуре. Активно использовался он и сторонниками Русской Весны на бывшей Украине.

В России на протяжении последних лет продолжаются дискуссии о признании чёрно-жёлто-белого имперского флага официальным историческим символом Российского государства с наделением его соответствующим правовым статусом. Принятие такого решения на государственном уровне, несомненно, станет актом уважительного отношения к великому прошлому нашей страны.

Официально государственного флага в России не было очень долго, хотя порой бело-сине-красный трехцвет воспринимался именно как государственный — ведь его поднимали на торговых судах и чаще всего видели за границей. Но вот 11 июня 1858 г. император Александр II утвердил первый официальный государственный флаг Российской империи — черно-желто-белое полотнище.

Откуда взялись эти цвета? Отчасти их выбор был оправдан традициями западноевропейской геральдики, в соответствии с которой цвета флагов чаще всего повторяли цвета гербов правящих в этих странах династий. Так и на русском флаге верхняя черная и средняя желтая полосы соответствовали черному двуглавому орлу и желтому полю государственного герба, а нижняя — белая — кокарде Петра I и белому всаднику святому Георгию, покровителю царей московских и Москвы.

Но флаг династических цветов просуществовал недолго. Император Александр III 7 мая 1883 г. повелел в торжественных случаях вывешивать бело-сине-красный трехцвет, а 5 апреля 1896 г. специальное совещание постановило: трехцвет — «народный и государственный флаг» Российской империи. Цвета объяснялись титулом императора — «всея Великия, и Белыя и Малыя России»: красный цвет соответствовал великороссам, синий — малороссам, белый — белоруссам.

В конце XIX в. были унифицированы флаги, штандарты и вымпелы, белый, синий и красный цвета вытеснили черный, золотой и белый. Однако борьба сторонников двух флагов не прекратилась; вопрос о том, какой из них должен быть государственным, продолжал обсуждаться. Монархически настроенные круги настаивали на возвращении династического флага, а либералы выступали за сохранение бело-сине-красного флага.

Помешала его окончательному решению первая мировая война, и трехцвет сохранился как государственный, а черно-желто-белый — как династический флаг императоров.

Первая мировая война дала жизнь еще одному флагу, соединившему трехцвет и императорский штандарт и символизировавшему единение царя и народа. В нем белую и синюю полосы на крыже (в левом верхнем углу полотнища) перекрывал желтый квадрат с двуглавым орлом.

Так вот до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы - белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный, который с 29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом. Императора "уговорили", поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета - и это подчеркивает их "единство".

То есть, тогда, перед принятием, - бело-желто-черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у "переворота" и автор - Бернгард Карл Кёне. Он родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность. Надо ли говорить, что по-русски в ведомстве которое он возглавлял не говорили? Впрочем, тогда вообще мало говорили по-русски в высоких чиновничьих кругах.

Но как бы то ни было - флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о «правильности» флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых.

Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса “о государственных Русских национальных цветах”. Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с «правильным» расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему - непонятно, но пошли на компромисс - в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. С таким немножко и повоевали в ту мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине.

В геральдике перевернутый флаг означает траур, это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие.

Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой - нужны особые усилия особых людей.