Уклонисты от армии наказание. Уголовное и административное наказание за уклонение от службы в армии. Что делать, если призывник уже совершил одно из вышеуказанных действий? Что, если сотрудники военкомата грозят привлечь за уклонение от призыва


За уклонение от призыва на военную службу существует уголовная ответственность и административная.

Уголовная ответственность наступает в случае доказательства умысла гражданина на уклонение от призыва на военную службу и наказывается в соответствии с частью 1 статьи 328 УК РФ: штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Административная ответственность наступает в случае нарушения гражданином обязанностей воинского учета в соответствии со статьями 21.5 и 21.6 главы 21 Кодекса об административных правонарушениях РФ и наказывается: предупреждением или наложением административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Какая ответственность наступает в том или ином случае подробно рассмотрено ниже.

Уклонение от призыва на военную службу и призыв на военную службу условно можно разложить на составляющие компоненты:

1) Оповещение призывника повесткой, врученной под подпись призывнику для прохождения мероприятий связанных с призывом (на медицинское освидетельствование);

2) Явка на мероприятия связанные с призывом (на медицинское освидетельствование) по повестке военного комиссариата, врученной под роспись призывнику;

3) Проведение медицинского освидетельствования для определения категории годности призывника к военной службе (включая дополнительное обследование по направлению медкомиссии в медицинское учреждение);

4) Оповещение призывника повесткой, врученной под подпись, для явки в пункт сбора в назначенное время и место с последующей отправкой к месту прохождения военной службы.

Давайте рассмотрим каждый этап призыва на военную службу в отдельности и определим возможную ответственность за уклонение.

Пункт 1. Оповещение призывника повесткой.

Вопрос: Обязан ли призывник расписываться в повестке?

Ответ: Да

Согласно п.2 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.

Вопрос: Кто имеет право вручать повестку?

Ответ: Повестки вручаются гражданам:

Работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций;

Органами местного самоуправления поселений, в случае отсутствия структурных подразделений военных комиссариатов;

Сотрудниками органов внутренних дел;

Примечание. Таким образом, ни мама, ни папа не входят в список лиц, обязанных передавать призывнику повестку (даже если указанные лица расписались за ее получение).

Вопрос: Если призывнику не получается вручить повестку под подпись?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 31 ФЗ оВОиВС, в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Ответ: Инициировать розыск призывника с целью вручить ему повестку.

Ссылка на закон : Согласно п.4 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007 года, военные комиссары составляют списки граждан, которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным вручить в установленном порядке, и направляют в соответствующий горрайорган внутренних дел указанные списки. Списки уточняются не реже двух раз в месяц.

Примечание. Вышеупомянутые списки носят информативный характер и не обязывают сотрудников органов внутренних дел производить какие-либо действия в отношении призывника.

Чтобы инициировать необходимые действия органов внутренних дел по отношению к призывнику, военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения, согласно приложению N 1 (образец) к настоящей Инструкции;

Ответ: Определить местонахождение призывника и вручить ему повестку под подпись.

Ссылка на закон : Согласно п.5 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются - руководители):

При получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия;

Направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате;

Примечание. Таким образом, при отсутствии подписанной повестки призывником, органы внутренних дел могут только определить местонахождение призывника и вручить ему повестку военного комиссариата под роспись, а отрывной корешок с подписью призывника отправить в военный комиссариат.

Важно . Органы внутренних дел в данном случае не могут осуществить доставление, задержание или привод призывника.

Пункт 2. Неявка на мероприятия связанные с призывом (медицинское освидетельствование)

Вопрос: Обязан ли призывник явиться по повестке?

Ответ: Да

Ссылка на закон : Согласно п.1 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Вопрос: Какие уважительные причины для неявки по повестке?

Ответ:

Вопрос: Какая ответственность за неявку по повестке?

Ответ: При единичной неявке – административный штраф в размере до 500 рублей; в случае неоднократной неявки по повестке, либо при наличии умысла в уклонении от призыва - возможна уголовная ответственность;

Согласно ст. 21.6 КоАП РФ, уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3, при решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия.

В случае когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.

Вопрос: Что может сделать военный комиссариат?

Ответ:

  • составить протокол об административном правонарушении;
  • инициировать доставление призывника в помещение органов внутренних дел для составления протокола;
  • направить материалы в Следственный орган Следственного комитета РФ для возбуждения уголовного дела (только при неоднократной неявке по повестке)

Ссылка на закон: Согласно пп. «к» п.4 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, военные комиссары при наличии оснований и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляют протокол об административном правонарушении в отношении граждан, не явившихся по вызовам (повесткам) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительных причин, а также уклонившихся от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии;

Согласно пп. «л» п.4 настоящей Инструкции, при невозможности составления протокола об административном правонарушении направляют в соответствующий горрайорган внутренних дел письменные обращения согласно приложению N 2 (образец) к настоящей Инструкции о доставлении граждан, в отношении которых осуществляется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом "к" пункта 4 настоящей Инструкции, в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения для составления протокола об административном правонарушении. В обращении указывается должностное лицо военного комиссариата, назначенное для обеспечения совместно с горрайорганом внутренних дел действий по реализации обращения;

Примечание. Согласно п.1 ст.27.2 КоАП РФ, доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении законно только при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения.

Вопрос: Что могут сделать органы внутренних дел?

Ответ: Осуществить доставление призывника в помещение органов внутренних дел.

Согласно пп. «в» п.5 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются - руководители) при получении обращений военных комиссаров о доставлении лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом "к" пункта 4 настоящей Инструкции, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения указанных граждан и их доставлению;

Согласно п.1 ст.27.2 КоАП РФ, доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции), - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

Примечание. Таким образом, доставление может быть осуществлено только при наличии у сотрудника органов внутренних дел обращения военного комиссара о доставлении (в котором указывается: ФИО призывника, дата рождения, место регистрации и подпись военного комиссара) непосредственно в помещение органа внутренних дел. Доставление в отдел военного комиссариата незаконно.


Вопрос: Могут ли возбудить уголовное дело?

Ответ: При неоднократной неявке по повестке по неуважительной причине – да.

Ссылка на закон: Согласно п.2 ст.28 ФЗ оВОиВС, в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание. При единичном случае неявки по повестке на мероприятия связанные с призывом (медкомиссия) по неуважительной причине вероятность возбуждения уголовного дела стремится к нулю.

Пункт 3. Проведение дополнительного медицинского обследования.

Вопрос: Имеет ли право медкомиссия направлять на дополнительное обследование?

Ответ: Да

Ссылка на закон: Согласно п.4 ст.5.1 ФЗ оВОиВС, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.


Вопрос: Призывник может отказаться от дополнительного мед. обследования?

Ответ: Да. Для этого следует написать заявление на отказ (мотивированный отказ) от медицинского вмешательства.

Ссылка на закон: Согласно части 3 статьи 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.

Важно. Не следует путать официальный отказ от медицинского обследования с уклонением от медицинского обследования. Уклонение от медицинского обследования классифицируется в соответствии с п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3.


Вопрос: Какая ответственность за уклонение от доп. медицинского обследования?

Ответ: При отсутствии умысла на уклонение от призыва – административная (штраф до 500руб), при умысле на уклонение от призыва – уголовная.

Согласно ст. 21.6 КоАП РФ, уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3, при решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 КоАП РФ), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия. В случае, когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.


Пункт 4. Повестка на пункт сбора для отправки к месту прохождения военной службы.

Вопрос: Обязан ли призывник расписываться в «боевой» повестке?

Вопрос: Может ли призывник не согласиться с решением призывной комиссии?

Ответ: Да

Ссылка на закон : Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ оВОиВС, решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.

Важно. При несогласии с решением ПК следует расписаться во вручаемой «боевой» повестке. Она будет основанием для обжалования действий со стороны призывной комиссии.

Вопрос: Обязан ли призывник явиться по «боевой» повестке?

Ответ: Да

Ссылка на закон: Согласно п.1 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Примечание. Если призывник обжаловал решение призывной комиссии в призывную комиссию субъекта РФ, либо в суд, то призывник может не являться по врученной ему ранее повестке.

Вопрос: Какая ответственность за уклонение от явки на пункт сбора с последующей отправкой к месту прохождения военной службы?

Ответ: Уголовная и административная

Ссылка на закон: Согласно ч.1 ст. 328 УК РФ, уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Согласно п.4 ст.31 ФЗ оВОиВС, в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.7 ФЗ оВОиВС, в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством (КоАП и УК РФ) Российской Федерации.

Уважительные причины неявки по повестке.

Согласно п.2 ст.7 ФЗ оВОиВС, уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

В отношении кого выносится оправдательный приговор?

По каждому делу об уклонении от призыва на военную службу судам необходимо выяснять, имеются ли предусмотренные статьями 23 и 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу.

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на военную службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления.

При решении вопроса о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 УК РФ, суду необходимо установить факт надлежащего оповещения призывника о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

При этом следует иметь в виду, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также для повторного прохождения призывной комиссии по окончании срока действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу осуществляется повестками военного комиссариата. Вручение призывнику повесток производится под расписку и только установленными законодательством лицами.

В случае направления призывной комиссией призывника на стационарное или амбулаторное медицинское обследование (лечение) надлежащим оповещением следует считать вручение ему под личную подпись направления, в котором назначается срок явки в военный комиссариат для повторного медицинского освидетельствования и прохождения призывной комиссии после предполагаемого срока завершения этого обследования (лечения).

Отказ призывника от получения повестки военного комиссариата или направления призывной комиссии под расписку с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу подлежит квалификации по части 1 статьи 328 УК РФ.

При отграничении уклонения от призыва на военную службу (часть 1 статьи 328 УК РФ) от неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету (статья 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) судам следует устанавливать, с какой целью лицо не исполняет возложенные на него обязанности.

Если лицо, имея умысел на уклонение от призыва на военную службу, убывает на новое место жительства (место временного пребывания) или выезжает из Российской Федерации без снятия с воинского учета, а также прибывает на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращается в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет с целью избежать вручения ему под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, содеянное им следует квалифицировать по части 1 статьи 328 УК РФ.

При решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия.

В случае когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.


Примечание. Таким образом, если призывник не имел умысла в уклонении от призыва на военную службу при неуважительной неявке по повестке, то его действия следует квалифицировать как неисполнение гражданина обязанностей по воинскому учету согласно статье 21.5 КоАП РФ, либо как уклонение от медицинского обследования согласно ст.21.6 КоАП РФ. В случае неоднократной неявки по неуважительной причине по повестке действия призывника могут классифицироваться как уклонение от призыва на военную службу, за что предусмотрена уголовная ответственность.

Уклонение от военной службы в 2019 году — какое наказание последует

5 (100%) 2 votes

Хотите получить освобождение от армии без последствий? Мы вам поможем законно!

Уклонение от армии , а точнее от призыва является наказуемым деянием, за которое наступает установленная нормативно-правовыми актами ответственность. Она может быть уголовной или административной: это зависит от серьезности и тяжести совершенного деяния. В статье рассмотрим, когда наступает каждая из них и какие применяются санкции.

Виды уклонения

Уклонение от службы в армии заключается в том, что лицо не приходит по повестке на мероприятия, имеющие отношение к призыву. При этом у него должны отсутствовать уважительные причины, перечень которых установлен актуальным законодательством. Формально призыв делится на несколько составных этапов:

    прохождение медицинского обследования;

    получение повестки для прибытия в пункт, откуда новобранец отправляется в армию.

Каждый из этапов регулируется ФЗ No53 «О воинской обязанности и военной службе».

Оповещение призывника

В соответствии с вторым пунктом статьи 31 уже упомянутого федерального закона повестка вручается адресату исключительно под роспись.

Если у представителей комиссариата возможности вручить повестку нет, они инициируют розыск призывника. Эта обязанность ложится на плечи работников ОВД.

Нужно понимать, что полиция не занимается задержанием призывников или их доставкой в комиссариат. Ее задача заключается исключительно в определении, где находится разыскиваемое лицо с целью передачи ему повестки.

Таким образом, на данном этапе никакая статья за уклонение не действует. Пока повестка не нашла своего адресата, и он не расписался за ее поручение, состава преступления или правонарушения в действиях призывника нет.

Прибытие на обследование в военкомат

Лицо, если ему в установленном порядке вручили повестку, за которую оно расписалось, обязано прибыть в определенный день и время на осмотр.

Обычно если призывник не пришел на освидетельствование первый раз (однократно), то ему может быть назначен штраф за уклонение в размере до пятисот рублей. Данная санкция определена ст.21.6 КоАП РФ.

При этом систематическая неявка по повестке в военкомат карается уже более серьезным наказанием, определенным уголовным законодательством. То же самое происходит, если будет доказано наличие умысла на уклонение от воинской службы.

Многих интересует, каким образом определяется санкция. Согласно Пленуму No3 ВС РФ от 03 апреля 2008 года, это напрямую зависит от того, на что был направлен умысел уклониста. Так, если он не пришел на медосмотр, имея цель избежать призыва вообще, то это повлечет за собой санкцию, определенную уголовным законодательством.

Что делает комиссариат, если гражданин не пришел по повестке? Его уполномоченные сотрудники составляют протокол о правонарушении или направляют материалы в Следственный комитет для дальнейшего возбуждения дела по факту уклонения. Обычно это происходит все-таки при неоднократной неявке в военкомат без уважительных причин. Таковыми считаются:

    болезнь призывника или травма, из-за получения которой он утратил возможность трудиться;

    тяжелое состояние родственников, их похороны;

    иные обстоятельства, которые не зависят от желания самого гражданина.

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку может признавать уважительными и другие причины. Такое право имеют и судебные органы.

Если говорить о самом наказании за уклонение, то оно определяется ст.328 УК РФ. Ее санкция позволяет выбрать и назначить:

    штраф до 200 000 рублей;

    арест до полугода;

    лишение свободы на срок до двух лет.

Получите БЕСПЛАТНУЮ консультацию военного юриста

После оформления заявки, вы сможете скачать PDF-книгу "5 способов получить военный билет без службы в армии"

Дополнительное освидетельствование

В некоторых случаях одного медицинского осмотра недостаточно, чтобы определиться с диагнозом или вопросом пригодности гражданина к военной службе. Тогда военкомат направляет призывника на факультативное обследование. От этого можно отказаться, если написать соответствующее заявление. Однако нужно понимать, что оно не считается уклонением от медицинского осмотра и призыва в целом.

Если же человек не пришел на обследование, то в зависимости от умысла наказание за уклонение будет административным или уголовным.

«Боевая» повестка

Отношения между призывником и военным комиссариатом завершаются вручением ему так называемой «боевой» повестки. Гражданин ставит свою подпись за получение этого документа, тем самым обязуясь прибыть в указанную дату и время с вещами в определенный пункт. Оттуда он отправится нести военную службу.

В случае его неявки в отношении его в большинстве случаев возбуждают уголовное дело за уклонение.

Не явиться в призывной пункт (без уже упомянутых уважительных причин) можно лишь в том случае, когда гражданин пытается в судебном порядке. На это дается десять дней.

Судебное разбирательство по уклонению от армии

Как происходит судебное разбирательство и вынесение приговора? Каждое дело об уклонении разбирается индивидуально. Суд должен определить: есть ли в действиях гражданина состав преступного деяния. Прежде всего, устанавливается нет ли законных причин для отсрочки призыва или даже освобождения от него.

Если обнаружится, что человек имеет право не служить, тогда выносится оправдательный приговор, поскольку отсутствует один из элементов состава, а именно надлежащего субъекта.

Когда решается вопрос о виновности лица, а также о наличии в его действиях умысла на уклонение, важно установить, что призывника оповестили о явке в комиссариат (или на медосмотр) надлежащим образом. То есть повестка была вручена ему лично, что удостоверяется его подписью.

Так, отказ гражданина получить повестку или направление на медицинское обследование совершенно точно квалифицируется судом как преступление, предусмотренное ст.328 УК РФ.

Спорным вопросом является также отграничение уклонения от службы в армии (ст.328 УК РФ) от неисполнения обязанности по воинскому учету (ст.21.5 КоАП РФ). Суд в данной ситуации должен определить направленность умысел и цели лица. Если оно уезжает в другой город или покидает границы российской территории, желая таким образом избежать призыва, то действия его, разумеется, влекут за собой уголовную ответственность и подпадают именно под ст.328.

В настоящее время среди молодых людей, достигших совершеннолетнего возраста, распространено уклонение от призыва на срочную службу. Такие нарушения выявляются постоянно, несмотря на общедоступность информации о налагаемых за это санкциях. Ответственность за уклонение от армии может привести к назначению наказания уголовного типа, включая тюремное заключение.

Последствия правового типа для уклонистов

Законодательством Российской Федерации предусмотрены определенные меры наказания за уклонение от службы в армии. Это закреплено в тридцать первой статье ФЗ № 53 от марта 1998 года, регулирующего обязанности и службу призывников, в административном и уголовном законодательствах.

Таким образом, неполучение повестки призывниками уже само по себе является правонарушением. Четвертой статьей определены виды действий, который являются уклонением от прохождения службы воинской типа. В них главном образом входит неявка лиц на воинские мероприятия, имеющие к призыву непосредственное отношение, при надлежащем уведомлении и отсутствии для неявки уважительной причины.

Если у военкомата имеются сведения о месте проживания, месте учебы или работы призывника, а также о членах семьи, невозможность вручения повестки ведет за собой привлечение к поиску сотрудников полиции. Никаких санкций для призывника в этом случае нет.

Если же гражданин призывного возраста намеренно скрывает данные о своем местонахождении, месте трудоустройства или обучения, либо иным образом уклоняется от получения повестки, ему грозит наказание за уклонение от службы в армии административного или уголовного типа.

Виды совершаемых преступлений

Прежде чем рассматривать, чем грозит уклонение от армии, необходимо установить виды действий, попадающих под указанную категорию.

Апрельским Постановлением Пленума Верховного Суда в Российской Федерации в 28008 году было указано, что уклонение от получения повестки будет считаться преступлением, если будет доказано, что его целью является умышленное уклонение от военной службы в армии.

Такие действия могут быть подтверждены неоднократной неявкой при отсутствии для этого уважительных причин в комиссариат на военные мероприятия или в призывной период несколько периодов подряд. Если уважительная причина есть, наказание за уклонение от воинской службы будет назначаться при неявке после истечения действия таких причин.

Если призываемый на службу гражданин переехал, но своевременно не встал в комиссариате по новому месту жительства на учет, это также квалифицируется как уклонение от призыва на военную службу, за что грозит соответствующее наказание. К этой же группе относится снятие с учета в связи с фиктивным переездом. Санкции в этом случае применяются, если гражданин покинул основное место жительства дольше, чем на три месяца.

Освобождению от ответственности в этом случае подлежат граждане, которые не могут встать на учет из-за отсутствия регистрации по месту жительства по независящим от них причинам.

Некоторые призывники, не знающие, что будет за уклонение от армии, пытаются добиться замены службы в вооруженных силах альтернативным видом, не имея на это никаких оснований. В этом случае время, затраченное гражданином на оспаривание отказа в предоставлении возможности для несения службы альтернативного типа, засчитывается ему как период уклонения от службы. В результате гражданина могут привлечь к уголовной ответственности.

Пределы уголовной ответственности

Законодательством предусмотрены следующие виды санкций в отношении уклонистов по первой части 328 :

  • штраф, максимальный размер которого составляет двести тысяч в рублях, либо рассчитанный в пределах полуторагодового дохода осужденного лица;
  • принудительная трудовая деятельность на двухлетний срок;
  • арест, срок которого составляет максимум полгода;
  • лишение осужденного свободы на двухлетний срок.

По второй части указанной статьи наказание за уклонение от службы в армии альтернативного типа включает те же санкции, что и по первой части. Кроме того, добавляется такой вид санкций, как обязательная трудовая деятельность продолжительностью до двадцати дней.

Административная ответственность

Только судебный орган вправе определить, какое наказание за уклонение от воинской службы грозит семнадцатилетним гражданам. Согласно законодательным нормам, молодые люди, достигшие возраста семнадцати лет, обязаны встать на учет в военкомате по месту жительства.

Если у военнообязанного изменились жизненные обстоятельства (например, смена места жительства, рождение детей и прочее), он обязан сообщить об этом в военкомат.

Согласно нормам административного законодательства, наказание за уклонение от службы в армии по статье 21.5 Кодекса накладывается в случае неявки следующих лиц в военкомат:

  1. Состоящих на учете и получивших повестку.
  2. Подлежащих постановке или снятию с учета в установленные сроки.
  3. Подлежащих призыву, если граждане отсутствуют на территории местожительства дольше трех месяцев или если выехали за границу дольше, чем на полгода, не сообщив об этом в военкомат.

Административным кодексом определено, каким может быть наказание за уклонение от службы. За такие правонарушения граждане могут быть привлечены к выплате штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Если гражданин призывного возраста уклоняется от получения повестки для прохождения освидетельствования медицинского характера либо не является на него, это действие квалифицируется по статье 21.6 и наказывается соответствующим штрафом.

Ответственность уголовного характера

Информация о том, как накажут за уклонение от мобилизации по уголовному законодательству за прохождение воинской или гражданской альтернативной службы по 328 статье, находится в открытом доступе, как и перечень действиям, относящихся к уклонительным действиям по тридцать первой статье соответствующего закона.

Если военкоматом была получена информация, что двадцатилетний гражданин ранее совершал действия, квалифицирующиеся как уклонение, в отношении этого лица может быть возбуждено уголовное дело даже с учетом давностного срока, который составляет максимум два года.

В этом случае судом устанавливаются обстоятельства дела и выясняется, были ли призывником осуществлены реальные действия по уклонению от службы. Ответственность наступает, если данные обстоятельства будут подтверждены.

Сюда же относятся действия по уклонению от прохождения медицинской комиссии, совершенные неоднократно. Если такие обстоятельства будут установлены один раз, санкции будут наложены только по административному законодательству.

Также уклонистами признаются граждане, которые осуществляли попытки избежать службы путем имитации болезни, нанесения себе увечий либо предоставления

К видам уголовных наказаний за уклонение от службы в армии относятся следующие санкции:

  • выплата штрафа, максимальный размер которого составляет двести тысяч в рублях;
  • принудительная трудовая деятельность продолжительностью до двух лет;
  • арест, максимальный срок которого составляет шесть месяцев;
  • лишение уклониста свободы максимум до двух лет.

Точно сказать, как судят и наказывают за уклонение от армии, невозможно, так как каждый судья определяет это самостоятельно, в зависимости от установленных обстоятельств.

В связи с тем, что армейская служба относится к конституционным обязанностям для каждого мужчины, санкционные нормы включают строгие виды ответственности.

Виды ответственности за уклонение

Так как уклонение от прохождения военной службы в России встречается в последнее время достаточно часто, санкции включают несколько видов ответственности.

Штрафные санкции являются самыми распространенными мерами ответственности. Также эта мера является самой эффективной. С одной стороны, денежный штраф является не слишком серьезной карой, с другой - его выплата мотивирует нарушителей исправить собственное поведение.

В связи с тем, что сумма штрафа может достигать двухсот тысяч рублей либо исчисляться в пределах полуторамесячного дохода осужденного, это наказание сильно отражается на финансовом состоянии осужденного. Кроме того, такая санкция в максимальных размерах применяется чаще всего, и это сильно мотивирует уклонистов.

Общественная трудовая деятельность является основной альтернативой выплате штрафа. Каждый судья самостоятельно определяет продолжительность общественных работ, но не более двадцати четырех месяцев. Таким образом, максимальный срок наказания на двенадцать месяцев превышает срок службы.

Арест как еще одна мера ответственности, наименее часто применяется в отношении уклонистов. Максимальный срок данной санкции составляет шесть месяцев. Несмотря на это, такое наказание приводит к возникновению ряда последствий, помимо шестимесячного заключения. К таким последствиям относится постоянный контроль со стороны правоохранительных органов, обязанность пройти службу, несмотря на отбытое наказание, и проблемы при трудоустройстве из-за наличия судимости до момента получения военного билета.

Тюремное заключение - самый серьезный вид санкций. Продолжительность заключения составляет не более двух лет. Так как это наказание является самым строгим, его применение сводится к минимуму.

Альтернативные виды прохождения службы

Альтернативные виды службы применяются в случаях, когда военнообязанный гражданин не может пройти службу основного вида в силу проблем со здоровьем. При этом уклонение от альтернативной службы наказывается также строго, как и от основной.

Штрафные санкции назначаются в пределах восьмидесяти тысяч рублей либо из расчета полугодового дохода осужденного лица. За уклонение от армии ответственностью альтернативного вида является обязательная трудовая деятельность продолжительностью до четырехсот восьмидесяти часов.

Несмотря на то, что срок ответственности за уклонение от альтернативного вида службы несколько меньше, чем по основной военной службе, срок ареста (при применении этого вида санкции) составляет также шесть месяцев.

Уклонение от явки на военные сборы

Все граждане мужского пола, выполнившие свою конституционную обязанность в виде военной службы (лица, которые отслужили и были уволены в запас), обязаны проходить военные периодические сборы. Неявка на эти мероприятия также грозит привлечению к ответственности. При этом санкции носят только административный характер.

Ответственность за уклонению от мобилизации выражается в виде назначения штрафа в пределах пятисот рублей. Большинство граждан предпочитает не выполнять мобилизационную обязанность и, выплатив штраф, не отрываться от основной трудовой деятельности.

Официально трудоустроенным гражданам неявка на мобилизационные мероприятия грозит отстранением от работы. Это связано с тем, что по закону работодатель, предоставивший работнику время (с сохранением заработной платы) для прохождения военных сборов, вправе не допускать сотрудника до того момента, как мобилизационная обязанность не будет исполнена.

Также законодательство предусмотрело право работодателя наложить штраф на уклониста в пределах шестидесяти тысяч рублей.

Дача взятки за освобождение от службы

Некоторые уклонисты применяют самый легкий, по их мнению, способ избежать прохождения военной службы - дачу взятки ответственному должностному лицу. Сумма подкупа в большинстве случаев равна максимальному размеру штрафа за уклонение - двумстам тысячам рублей. Многие считают, что выплата штрафа освободит их от необходимости отдавать долг Родине.

Вопреки этому мнению, подкуп ответственного лица в военкомате может привести к возникновению серьезных проблем, включая уголовную ответственность. Установление факта дачи взятки или покупки военного билета негативно отразится на обоих сторонах.

Уклонисту, наряду с назначением наказания за уклонение, будет в принудительном порядке назначено прохождение службы. Кроме того, он будет привлечен к уголовной ответственности за дачу взятки. Получатель взятки, в свою очередь, будет уволен со службы и также привлечен к ответственности.

В связи с этим отношения взяточничества между данными субъектами приведут к применению в отношении обоих лиц суровых санкций, что несравнимо с прохождением годовой армейской службы.

Уважительные причины освобождения от службы

Избежать ответственности за непрохождение военной службы можно при наличии для этого уважительных причин. К ним относятся:

Несмотря на наличие суровых санкций, уклонисты периодически появляются среди молодых людей. Но прохождение службы в течение года не только и уголовного характера, но и дает возможность трудоустроиться в определенные места.

Уклонисты от армии - наказание насколько реально, до какого возраста? Когда грозит административная или уголовная ответственность за уклонение от призыва?

Государство во все времена остро негативно относилось к лицам, пытающимся любыми способами избежать долга по защите Родины. И во времена существования Российской империи, и в советское время, и в нынешней России к ним применяются репрессивные меры. Уклонисты от армии, наказание для которых предусмотрено КоАП РФ и УК РФ, привлекаются к ответственности за конкретные деяния, в зависимости от тяжести совершённого нарушения. Основными критериями привлечения к административной либо уголовной ответственности являются тяжесть и неоднократность совершённого деяния. Давайте разберемся как ищут уклонистов от армии и что бывает с уклонистами после того, как их находят.

Кто считается уклонистом от армии? Уклонением от призыва на военную службу является неявка призывника без уважительных причин по повестке военкомата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (п. 4 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Кроме того, уклонением от призыва на службу могут быть признаны следующие действия, совершенные призывником с целью уклонения от призыва:
— получение обманным путем освобождения от военной службы в результате подлога документов либо симуляции болезни;
— смена места жительства (место временного пребывания) или выезд из РФ без снятия или постановки на воинский учёт во избежание вручения повестки;
самовольное оставление сборного пункта до отправки к месту прохождения военной службы и т д.

На мероприятия, связанные с призывом в армию, военный комиссариат вызывает призывников повестками. Явка по повестке военкомата является прямой обязанностью гражданина и за её несоблюдение предусмотрена административная и уголовная ответственность.

По данным Минобороны РФ число граждан, уклоняющихся от призыва, с каждым годом существенно уменьшается и по итогам весенней призывной кампании 2017 года не превышает 0,2% от числа вызывавшихся на призывные мероприятия.

Административная ответственность

Уклонист от армии — что грозит ему по КоАП РФ? Являясь более мягкой мерой воздействия на лиц, не исполняющих ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», административная ответственность применяется в тех случаях, когда действия призывника не связаны с большой общественной опасностью, носят разовый (не систематический) характер либо не связаны с фальсификацией документов, дающих право на отсрочку (освобождение) от службы или умышленным членовредительством.

Читайте также: Медфорум призывников дает советы как избежать службы в армии

Статья 21.5 КоАП РФ предусматривает привлечение уклониста к ответственности в строго определённых случаях. В основном они связаны с нарушением правил воинского учёта либо однократным (несистематическим) игнорированием извещения из военкомата о необходимости явки для прохождения мероприятий воинского учёта. В большинстве случаев уклонисты игнорируют вызов для прохождения медкомиссии или нарушают правило о постановке на учёт при смене места жительства, считая, что таким образом, они «выпадают» из поля зрения военкомата и беспрепятственно смогут переждать время призыва или, вообще, весь срок, в течение которого могут быть призваны на военную службу (до 27 лет). Нередко в этих целях практикуется выезд за пределы РФ – на ПМЖ или учёбу в иностранные государства без уведомления об этом военкомата.

За неявку гражданина по повестке военного комиссариата в установленные время и место без уважительной причины законодательством РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере до 500 руб. (ст. 21.5 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

Уклонист от армии — что грозит ему по УК РФ? Обычно поводом к привлечению уклониста к уголовной ответственности являются те же основания, что и при административной ответственности, но совершённые неоднократно (рецидив), когда призывник систематически игнорирует требования военкомата о явке, умышленно скрывается либо получает обманным путем освобождения от призыва на службу в результате симуляции болезни, членовредительства или подлога документов. Уклонисты от армии, наказание для которых предусматривает УК РФ, рискуют на всю жизнь испортить свою биографию фактом судимости.

Призыву на военную службу подлежат все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять и не пребывающие в запасе. Вместе с тем на военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пп. «а» п. 1 , п. 2 ст. 22 , ст. ст. 23 , Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ).

Оповещение о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу

Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками . Вручение повесток производится, как правило, работниками военного комиссариата либо руководителями или иными должностными лицами по месту работы (учебы) призывника обычно не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке (п. 3 ст. 26 , п. 2 ст. 31 Закона N 53-ФЗ; п. п. 6 , Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663; п. 34 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400).

Справка. Мероприятия, связанные с призывом на военную службу

Призыв на военную службу включает следующие мероприятия (п. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ):

— явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

— явку в указанные в повестке время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Уклонение от призыва на военную службу

Уклонением от призыва на военную службу является неявка без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (п. 4 ст. 31 Закона N 53-ФЗ).

Кроме того, уклонением от призыва на военную службу могут быть признаны следующие действия призывника, совершенные с целью уклонения от призыва (п. п. 4 — Постановления N 3):

1) самовольное оставление сборного пункта до отправки к месту прохождения военной службы;

2) получение обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана;

3) отказ от получения повестки военного комиссариата или направления призывной комиссии под расписку;

4) отъезд на новое место жительства (место временного пребывания) или выезд из РФ без снятия с воинского учета во избежание вручения повестки;

5) прибытие на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращение в РФ без постановки на воинский учет во избежание вручения повестки.

Ответственность за уклонение от призыва на военную службу

За уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 328 УК РФ).

Данная ответственность наступает независимо от способа его совершения, а также от того, уклонялся ли призывник только от очередного призыва на военную службу или имел цель совсем избежать несения военной службы по призыву (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).

Обратите внимание!

Гражданам, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии выдается не военный билет, а справка взамен военного билета. Кроме того, указанное заключение является основанием для увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы (п. 1.1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ; п. 1 Приложения к форме N 1/у к Приказу Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495).

Подготовлено на основе материала

адвоката Тригнина В.Г.,

Коллегия адвокатов г. Москвы

«Военная коллегия адвокатов»