Пути решения проблемы безработицы в рф. Безработица и способы ее преодоления

Есть два пути: прямой и косвенный.

Прямой путь - это возрож­дение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный

Это административное или законодательное регу­лирование занятости. Это означает:

1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников.

2. Использование альтернативных форм занятости.

Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нуж­но использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра - я; ты - там, а я - здесь.

3. Развитие системы страхования от безработицы:

Повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит стимулировать структурную перестройку предприятий;

Использование страховых принципов, когда наряду с работо­дателем в формировании фонда участвует и сам работник;

Финансирование государством специальных программ помо­щи конкретным социальным группам на рынке труда - попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;

Адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка через систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;

Упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев - выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосудар­ственной политики доходов и занятости.

Важнейшей задачей социального партнерства является устране­ние конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных ра­ботников - государство и предприниматели - нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению тру­довых конфликтов в различных формах.

В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное - равно­правие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными груп­пами, территориями, формирование оплаты труда по законам спро­са, предложения и цены рабочей силы, создание системы государ­ственных гарантий, социальной защищенности граждан от безра­ботицы.

Социальное партнерство реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобре­тает заключение коллективных договоров на предприятиях и в ор­ганизациях там, где непосредственно происходит соединение вла­дельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности то­варов и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов.

Для того чтобы социальное партнерство достигло своих целей, к заключению коллективных договоров надо подходить дифферен­цированно. При обсуждении коллективных договоров, их содержа­нии и структуры нужно учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности. Имеются в виду особенности предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема про­изводства, их финансового состояния (рентабельное или убы­точное), отраслевой принадлежности, местонахождения, состава ра­ботников, наличия социальной инфраструктуры.

Учитывая особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод, что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие раз­личных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе ре­форм пока сопровождает разрушением трудового потенциала.

Не секрет, что проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных способствует наличие следующих факторов:

подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);

частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);

условная безработица (непостоянная работа);

временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);

потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);

безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;

безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);

вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);

безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;

безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;

безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в Украину из-за рубежа;

безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах-заводах вследствие остановки предприятий;

первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);

безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;

безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;

безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;

безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)

безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;

безработица возвращающихся из мест лишения свободы;

безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;

безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);

безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.



Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее, будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.

Пути решения проблем безработицы:

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

1. политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;

2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;

3. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

4. разрешение трудовой эмиграции;

5. активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.



В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 3-5 тыс. грн. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе использовалась возможность провести анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

В работе был также поставлен вопрос о необходимой степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. Экономика. М.: Дело, 1999г.

2. Павленков В.А. Рынок труда. М., 1992г;

3. Е.М. Майбурд. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996г.

4. Курс экономической теории. / Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1994г.

5. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 1997, №3, с.47-52.

6. Лещинская Г. Молодежный рынок труда. // Экономист, 1996, №8, с. 62-70.

7. Еженедельник Эксперт, 2003, № 10, 15, 21, 22, 26, 27, 30.

8. Ежемесячник «Бизнес», 11,12, 2004.

9. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 1997, №2, с.102-113.

10. Л. Бондаренко. Состояние социально-трудовой сферы села. // Вопросы экономики, 2000, №6, с.67-75.

11. Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либе-ральной стратегии при существующих ограничениях. // Вопросы экономики, 2000, №7, с.4-20.

12. Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. // Вопросы экономики, 2000, №7, с.111-120.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Безработица и способы ее преодоления [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В современных условиях безработица, являясь неотъемлемым элементом экономической системы, требует постоянного внимания со стороны государства, в контексте реализации различных способов ее преодоления.

Понятие безработицы

Безработица соответствует такому состоянию экономики, когда часть экономически активного населения не занята производством товаров, работ, услуг. Иными словами, часть населения сидит "без работы". Результатом является сокращение потенциального валового национального продукта и снижение среднего уровня жизни населения.

Безработица – социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может найти себе работу.

Понятие безработицы интерпретируется как ситуация, при которой желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы в текущих экономических условиях.

Непосредственно у работников, безработица обуславливает утрату квалификации и профессиональных навыков у экономически активного населения, может сломать судьбу людям, оставшимся без работы, способствует утрате самоуважения у квалифицированных работников, которые впоследствии снижают уровень желаемой заработной платы из опасения и дальше остаться без работы. Для общества безработица опасна тем, что разрушает моральные устои, ведет к распаду семей и деградации общественных отношений.

Уровень безработицы измеряется в процентах от общей численности экономически активного населения. В рыночной экономике безработица существует всегда и является ее неотъемлемой частью, при этом уровень безработицы непостоянен и меняется по различным причинам, никогда не сокращаясь до нуля.

К трудоспособному населению относятся все люди, которые способны работать по возрасту и по состоянию здоровья.

Соответственно, достижение состояния полной занятости, при котором все трудоспособное население имеет работу, т.е. 100% рабочей силы занято на производстве товаров, работ, услуг, в условиях рыночной экономики невозможно.

Уровень безработицы – это процентное отношение числа незанятых в экономике к трудоспособному населению, из которого исключаются дети до 16 лет, студенты, пенсионеры, заключенные, а также те, кто не может заниматься трудовой деятельностью по состоянию здоровья.

Безработными считаются лица трудоспособного возраста, которые не имеют работы, выходят на рынок труда и ищут работу. Лица, занятые в производстве товаров, работ, услуг неполный рабочий день или неделю, считаются занятыми и к безработным не относятся, даже если осуществляют поиск работы на полную ставку.

В состав рабочей силы не входят лица, которые не имеют работы, но не осуществляют ее поиск. В отношении данных лиц предполагается, что у них отсутствует заинтересованность в поиске работы на рынке труда, т.е. не вышли на рынок труда, следовательно, к безработным они не относятся.

Также в состав рабочей силы не входят лица, которые по тем или иным причинам отказались от поиска работы.

Естественный уровень безработицы – это следствие мобильности и гибкости рынка труда, движения рабочей силы между регионами и отраслями экономики. Характеризует экономическую целесообразность использования рабочей силы в той или иной отрасли и эффективность функционирования экономической системы. Определяется как наименьший уровень безработицы, который достижим при существующей структуре экономики и не ведет к росту инфляции.

Следует учитывать, что из состава рабочей силы выделяется институциональное население, которое ориентировано на работу в государственных институтах, например, в армии, полиции, государственном аппарате и т.д.

Показатели, используемые при оценке безработицы и занятости населения:

  • неинституциональное население (Ч нн);
  • численность занятых (Ч з);
  • численность безработных (Ч б);
  • численность лиц, не входящих в состав рабочей силы (Ч нрс).

Между данными показателями существуют следующие зависимости:

  • численность рабочей силы Ч рс = Ч з + Ч б;
  • неинституциональное население Ч нн = Ч з + Ч б + Ч рс;
  • уровень занятости населения У з = Ч з / Ч нн;
  • уровень безработицы населения У б = Ч б / (Ч з + Ч б);
  • норма безработицы Н б = [Ч б /(Ч з + Ч б)] х 100%;
  • уровень вовлеченности населения в состав рабочей силы У врс = (Ч з + Ч б)/Ч нн.

На данные показатели оказывают влияние следующие факторы:

  1. демографический состав населения
  2. половозрастная структура населения
  3. этнический состав населения
  4. социальная структура населения
  5. соотношение спроса и предложения на рынке труда в отдельных регионах и отраслях

Виды безработицы

Классификация видов безработицы в зависимости от различных признаков приведена в таблице.

Виды безработицы

Виды безработицы

Характеристика

Характер безработицы

Добровольная безработица – работники увольняются по собственному желанию

Определенная часть трудоспособного населения выходит на рынок труда, становясь безработными добровольно, по личным причинам – в целях найти более выгодную работу или оплату труда.

Вынужденная безработица – предприниматели сокращают производство и персонал

Данный вид безработицы вызван отсутствием рабочих мест, соответствующих квалификации безработных специалистов. Является следствием нарушения спроса и предложения на рабочую силу.

Причины возникновения безработицы

Фрикционная безработица – несовпадение смены мест работы работников по времени

Считается нормальной, так как всегда существует какое-либо количество людей, находящихся в процессе смены места работы, отрасли, профессии, региона работы и т.п. Этот вид безработицы возникает потому, что для смены места работы всегда требуется некоторое время и имеется некоторое несоответствие между имеющейся информацией о вакансиях и предложениях работы. Характеризуется низкой продолжительностью – 1-3 месяца.

Структурная безработица – сокращение одних отраслей и возникновение других отраслей экономики.

Возникает, когда происходит переориентация предприятий на новые сферы деятельности, появляется необходимость переквалификации рабочей силы. Данный вид безработицы связан с технологическими изменениями, которые приводят к изменению спроса на рабочую силу. Является следствием развития экономики, технологий, науки, а также изменения профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, ее территориального и отраслевого перераспределения. Соответствует ситуации, когда работники, потеряв работу в одних секторах экономики, не могут устроиться на работу на существующие свободные рабочие места в других отраслях. Влияет на работников низкой квалификации, устаревшей профессии, население экономически отсталых районов. Обычно продолжительность – 4-8 месяцев.

Сезонная безработица – характерна для отдельных отраслей с сезонным характером производства (сельское хозяйство, строительство, промыслы), когда имеет место резкие изменения спроса на рабочую силу в течение календарного года.

Определяется исключительно особенностями ритма производственного процесса в отрасли или конкретной сфере деятельности. Характерна возможностью достаточно точного прогнозирования, что позволяет учесть данный фактор при заключении трудовых договоров с работниками. Продолжительность данного вида безработицы совпадает с продолжительностью сезонного снижения спроса на рабочую силу в конкретной отрасли или сфере деятельности.

Циклическая безработица – образуется при смене циклов развития экономики.

Меняется по масштабам продолжительности и составу и характеризуется повышенным отклонением уровня безработицы от естественного. Этот вид безработицы вызван , колебаниями объемов производства и спроса на продукцию. Меняется в зависимости от фазы . Возникает в период циклического спада экономики и дополняет фрикционную и структурную, которые также растут в этот период. Циклическая безработица наиболее усугубляется в период депрессии. В период экономического подъема циклическая безработица отсутствует.

Технологическая безработица – образуется вследствие появления новых технологий и оборудования

После внедрения новых технологий и оборудования на предприятиях часть рабочей силы высвобождается за счет замены людей машинами и/или снижения потребности в персонале, что ведет к возникновению данного вида безработицы. Если экономика при этом растет, то продолжительность технологической безработицы невысока и практически совпадает с фрикционной, так как работники устраиваются на работу на новые рабочие места. Также следствием технологической безработицы в этом случае является увеличение занятости за счет вовлечения в экономику работников новых профессий и более высокой квалификации. Если темпы роста экономики не превышают 1-2% (или вообще отрицательны), то технологическая безработица будет иметь высокую продолжительность, более 12 месяцев, реальное количество рабочих мест увеличиваться не будет, а уровень жизни населения будет падать. Также технологическая безработица будет накладываться на структурную безработицу.

Региональная безработица – возникает в результате разницы в спросе на рабочую силы и ее предложением в определенном регионе

Образуется вследствие объективной неравномерности социально-экономического развития разных территорий. Соответственно, данный вид безработицы может быть обусловлен природно-ресурсными, демографическими, технико-экономическими, историко-культурными и иными особенностями конкретного региона. Региональная безработица проявляется на уровне отдельных регионов одной страны, которые имеют избыточное количество рабочей силы, а также на межгосударственном уровне, что привело к развитию трудовой миграции и появлению гастарбайтеров, которые едут в страны с более высоким уровнем оплаты труда.

Желание трудиться

Действительная безработица

Трудоспособные работники имеют желание трудиться, но в силу определенных причин не имеют работы.

Фиктивная безработица

Нежелание заниматься трудовой деятельностью по тем или иным причинам. Рост данного вида безработицы ведет к деградации рынка труда.

Демография

Молодежная безработица

Выделяется среди общей безработицы, так как уровень безработицы среди молодежи выше, чем в других возрастных группах.

Общая безработица

Соответствует уровню безработицы в экономике в целом.

Открытость безработицы

Открытая безработица – работники выходят на рынок труда.

Данный вид безработицы разделяется на регистрируемую и нерегистрируемую. Регистрируемая включает всех, кто зарегистрирован государственными органами и стоит на учете. При этом если такие лица соответствует законодательным условиям, то они получают пособие по безработице. Нерегистрируемая безработица включает тех лиц, которые не регистрируются как безработные, не получают пособия, не имея при этом какой-либо работы. Поэтому нерегистрируемая безработица выпадает из фактического уровня безработицы, так как не поддается учету.

Скрытая безработица – работники не выходят на рынок труда.

Данный вид безработицы возникает в экономике тогда, когда в ней наличествуют лица, желающие работать, но не регистрирующиеся в качестве безработицы. Часть скрытой безработицы включает людей, которые перестали искать работу по каким-либо причинам.

Хронический характер безработицы (период отсутствия работы)

Продолжительная безработица

4-8 месяцев

Длительная безработица

8-18 месяцев

Застойная безработица

более 18 месяцев

Способы преодоления безработицы и меры по ее сокращению

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней.

Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными , используются разные меры. При этом способы преодоления безработицы должны применяться с учетом текущей экономической ситуации в стране.

Основных способа преодоления безработицы всего два:

  1. Выплата пособий по безработицы
  2. Создание служб занятости и бюро по трудоустройству

Данные способы реализуются государством в зависимости от сложившейся экономической ситуации в стране.

Меры по сокращению безработицы применяются в зависимости от ее вида и причин возникновения.

1. Для борьбы с фрикционной безработицей используют следующие меры:

  • совершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест
  • создание специальных служб для этих целей

2. Мерами борьбы со структурной безработицей выступают

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации
  • стимулирование развития частных предприятий и служб, осуществляющих переподготовку и переквалификацию работников

3. Для борьбы с циклической безработицей используются следующие меры:

  • проведение , направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики

Для преодоления сезонной безработицы ключевым способом выступает стимулирование проведения межсезонных работ в смежных отраслях и сферах деятельности.

Единственным способом борьбы с региональной безработицей является создание новых рабочих мест в данном регионе.

Действенных способов борьбы с технологической безработицей практически не выработано на данный момент. Конспирологическая версия гласит, что из-за этого в ряде государств правительства намеренно замедляют развитие технологий, науки, чтобы не спровоцировать застойную безработицу, длительную депрессию из-за массового сокращения потребности в рабочей силе. Однако данная версия не находит реального подтверждения вследствие бурного развития в последние годы робототехники, беспилотных автомобилей, появления роботов, которые заменят живую рабочую силу во многих отраслях и сферах деятельности.

Для борьбы с безработицей необходимо максимально использовать возможности государственной политики занятости.

Реализация активной политики для ускорения структурных реформ, роста производительности труда, снижения социальной напряженности в обществе, развития человеческого капитала позволит осуществлять профилактику безработицы.

Активизация занятости возможна за счет развития следующих направлений:

  1. стимулирование предпринимательства и самозанятости
  2. организация помощи в трудоустройстве людям, испытывающим при этом сложности
  3. создание новых рабочих мест на вновь создаваемых малых предприятиях, так и за счет открытия новых средних и крупных производств уже существующими компаниями
  4. структурные преобразования экономики за счет создания новых отраслей при построении цифровой экономики, реализации политики импортозамещения, развития промышленности
  5. использование потенциала учебных заведений для развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на рынке труда
  6. стимулирование развития комплекса общественных работ в контексте развития муниципальных образований в плане совершенствования социальной, транспортной, дорожной, экологической инфраструктуры

Приоритетную роль в преодолении безработицы играют среднесрочные целевые программы, основанные на комплексе мер по стимулированию экономической активности и использованию различных инструментов политики занятости.

2.2. Возможные пути решения проблем безработицы

Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает как сложное социально-экономическое явление, которое в отечественной литературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.

Самозанятость в условиях рыночной экономики - объективное явление. Причины ее появления весьма многообразны. Есть определенная группа людей, которые крайне отрицательно воспринимают административный диктат, не умеют подчинить свои поступки какому-либо лицу. Не менее значительна группа людей, обладающих предпринимательскими способностями, которые хотят работать самостоятельно на свой страх и риск. Мотивом к самозанятости может выступить и безработица, в особенности ее продолжительность в конкретном регионе.

Развитие самозанятости предполагает наличие определенной организационной структуры, которая может оказать этим людям определенную помощь в организации и развитии своего "дела". И именно такую помощь оказывает служба занятости. Она может предоставить безработным денежную помощь для организации производства, организовать обучение граждан и т.д. Наиболее распространенной формой самозанятости сегодня можно считать торговлю. В то же время, если рассматривать структуру занятости населения, то торговлей у нас занимается относительно меньшая доля занятого населения, чем в других странах с развитой рыночной экономикой. Следовательно, подобное перераспределение объективно. Ценность его заключается и в том, что определенная часть тех, кто сегодня занят торговлей или другими видами работ, вчера могли быть безработными, а сегодня они сами нашли свое место в системе необходимых обществу видов занятии. И самое главное, эти люди уже нашли себя в системе рыночных отношений. Вместе с тем для справедливости такой оценки необходимо было бы располагать данными о добровольности процесса смены вида деятельности.

Развитие малого предпринимательства встречает определенные трудности. Они широко описаны в нашей литературе. В числе главных надо отметить неумение граждан России заниматься предпринимательством, о чем мы уже говорили. Не менее важную роль играет бюрократизация страны. Для малого бизнеса это проявляется в больших трудностях, в том числе и материальных, при открытии нового малого предприятия. Они выражаются прежде всего в большом числе посредников, услуги которых обязательны при регистрации и лицензировании. Такие консультанты в основном тесно связаны с местными администрациями. Именно этим в значительной мере определяется незащищенность предпринимателей и работников этих предприятий. Для существующих малых предприятий бичом являются всевозможные проверки различных организаций. Наиболее часто внеплановые проверки проводят органы внутренних дел. И в результате в каждом третьем случае - штрафы, которые "не основаны на официальной шкале".

Подобные факты являются, прежде всего, следствием недостаточной федеральной поддержки малого предпринимательства. Она принципиально важна. До тех пор, пока государство, его верховная власть не станут относиться к малому предпринимательству так, как, например, к энергетике, транспорту, сельскому хозяйству, малый бизнес будет топтаться на месте. Тем более что во всех странах с рыночной экономикой государство существенно поддерживает предприятия малого бизнеса. Успех здесь может быть достигнут только в результате формирования благоприятного социально-экономического климата для малых предприятий. Его основными компонентами должно стать формирование законодательного пакета, четко сформулированных прав и обязанностей малых предприятий, условий их образования и функционирования, формы их поддержки государством. Сегодня службы занятости занимаются этими проблемами. Однако масштабы этой деятельности не отвечают важности задачи.

Важное значение для решения проблемы безработицы могло бы иметь развитие жилищного строительства. Оно может привлечь многих граждан страны. Однако объемы такой деятельности сокращаются. Если в 1990 г. было построено 61,7 млн. кв. м общей площади, то в 2001 г. - 31,7 млн. Сегодня спрос на жилье есть, но далеко не все могут позволить себе купить его. Возможности решения такой задачи неразрывно связаны с ипотекой, т.е. получением ссуды на строительство нового жилья под залог имеющегося у граждан. Видимо, надо ускорить решение вопроса о доступности таких ссуд для более широкого круга людей.

Большое значение для решения проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей.

Общественные работы, прежде всего, поддерживают доходы безработных. Особенно тех, кто длительное время не может найти работу (как отмечалось, численность безработных, ищущих работу 12 мес. и более, составляет примерно 40% от их общей численности). Кроме того, они позволяют сохранить полезные трудовые навыки или даже обновить их, вновь войти в трудовой ритм жизни. Результаты этой деятельности могут быть очень выгодны для муниципальных и региональных органов власти. Программы общественных работ имеют длительную историю. Они могут играть в экономике большую позитивную роль при их хорошей организации. В годы великой депрессии в США именно общественные работы позволили заложить основу развития автомобильных дорог. Общественные работы в основном можно разделить на два типа: участие безработных в проведении работ по созданию базовых инфраструктур, усилению трудовых коллективов жилищно-коммунального хозяйства, строительных организации и др.; оказание социальных услуг престарелым и инвалидам. Вполне возможны и другие формы участия безработных и общественно полезной трудовой деятельности.

В настоящее время в ряде стран разрабатываются и реализуются программы общественных работ для привлечения к трудовой деятельности безработной молодежи. Как правило, успех таких проектов общественных работ определяется тем, насколько хорошо они проработаны и организованы.

В России общественные работы не нашли пока своего места. В 2005 г. лишь 18,7% получившим помощь в службах занятости была предложена общественная работа. У нас эти работы не совсем привлекательны. Обусловлено это, прежде всего тем, что такая деятельность рассматривается как занятость. А в этом случае она облагается налогом на работодателя п того, кто участвует в этих работах. И самое главное - если человек в последующем обратится в службу занятости, его участие в общественных работах будет рассматриваться как последняя работа. И соответственно этому виду деятельности ему будет предложена подходящая работа. А как известно, общественные работы не требуют от человека особой квалификации.

Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Одновременно с этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовлетворить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности при условии согласованности спроса и предложения рабочей силы. В то же время па-до признать, что эта работа организована пока еще не очень хорошо. Далеко не единичны случаи, когда обучение безработных проводится по профессиям и специальностям, на которые в данном районе нет спроса. Безработным, желающим заняться предпринимательством, не дают необходимых знаний и умений и т.д.

При подготовке кадров еще не отказались от узкой специализации, хотя вполне очевидна необходимость подготовки работников широкого профиля, формирования конкурентоспособного работника. Решению таких проблем может способствовать широкое применение модульных систем профессионального обучения. Они нашли применение в ряде стран с развитой рыночной экономикой и были рекомендованы МОТ.

Эта система позволяет обучить человека практическим навыкам работы при оптимально необходимом объеме теоретических знаний. Важнейшим достоинством этого метода является то, что обучающийся проходит предварительное тестирование, п в результате определяется набор модулей и учебных элементов для изучения, соответствующих знаниям человека. Модульное обучение предполагает систематический контроль знаний человека и качества приобретенных навыков. Обязательным условием такого обучения является 100%-ная правильность ответов. В противном случае обучающийся должен будет пройти повторную проверку после дополнительного изучения материала, который он усвоил недостаточно 2 *.

Вполне очевидно, что широкое использование современных технологий обучения может кардинально изменить ситуацию на рынке труда за счет повышения квалификации работников, овладения ими дополнительных профессий и специальностей.

В целях реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость государственные органы разрабатывают соответствующие целевые программы, которые предлагают основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации на определенный отрезок времени. Такие программы, их значимость, бесспорно, велики. Основную работу по их реализации осуществляет Государственная служба занятости. Именно она создает условия для повышения качества рабочей силы, ее конкурентоспособности, обеспечения отраслей экономики работниками, содействует возвращению безработного в экономику, развитию форм социального партнерства, формированию региональных рынков труда и т.д.

В то же время анализ деятельности всей системы показывает, что она в основном работает на устранение безработицы, на ликвидацию последствий неравномерного распределения производственных возможностей и прав человека на труд, и такое положение необходимо изменить. Службы занятости должны работать на упреждение безработицы.

Их главная задача - выявление возможных очагов массового увольнения работников, скажем, в связи с модернизацией крупных предприятий; внедрение новых технологий на действующих предприятиях, т.е. мероприятий, связанных с изменением профессиональной структуры занятого населения. Наличие такой информации позволило бы службам занятости своевременно организовать необходимую переподготовку кадров. Представляется, что в этом случае источниками финансирования могли бы стать предприятия и сами работники.

Не менее важной задачей служб занятости является информационная помощь безработным. Конвенция МОТ № 88 от 1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.

Сегодня службы занятости в России в основном имеют информацию только о своем регионе. Причем данные о вакантных рабочих местах представляются далеко не полностью. Службы занятости получают информацию в основном о вакантных рабочих местах не- и малоквалифицированного труда. Такое положение существенно сужает их возможности.

Другим не менее существенным недостатком информации является то, что в службах занятости нет сведений о вакансиях в других регионах страны. Такая ситуация представляется достаточно странной прежде всего потому, что предшественники службы занятости - организованный набор рабочей силы на новостройки, центры трудоустройства - такой информацией располагали, хотя, конечно, не имели тех средств связи, которые существуют сегодня.

Оценивая возможности службы занятости, надо признать, что она располагает большими резервами. Их мобилизации могло бы способствовать повышение заработной платы работникам служб занятости. Это позволило бы привлечь более квалифицированных работников, лучше организовать деятельность этих организаций. При разработке плана развития служб занятости необходимо не только продумать систему мероприятий, но и просчитать, какие затраты - людские, материальные, денежные -потребуются для их реализации. Возможно, при таком подходе число мероприятий сократится, но будет обеспечено качественное выполнение тех, которые были намечены к исполнению.

Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.

Хотелось бы затронуть вопросы молодежной безработицы. Ведь именно от экономического поведения данной возрастной группы зависит будущее страны. Безработица среди молодежи в России (как, впрочем, и в других странах) выше, чем среди других возрастных групп. Каждому четвертому безработному до 29 лет. Такое положение дел исследователи считают естественным, поскольку «наиболее интенсивный поиск на рынке труда, сопровождающийся неизбежными пробами и ошибками, приходится на начальный этап трудовой активности человека». В литературе довольно часто обсуждается вопрос трудоустройства молодых специалистов. Наиболее актуальными, получившими широкий резонанс в научной литературе, являются следующие проблемы:

1. несоответствие спроса и предложения на рынке интеллектуального труда;

2. дифференциация спроса на интеллектуальный труд в различных типах населенных пунктов;

3. снижение ценности научной деятельности у выпускников.

Кратко охарактеризуем их суть. В настоящее время проблемы интеллектуалов на рынке труда связаны, прежде всего, с несоответствием спроса и предложения на рынке интеллектуального труда. Для каждого второго работающего, особенно в негосударственной сфере, актуальна проблема несоответствия образования фактической работе. Теоретический уклон образования, подготовка ВУЗами специалистов, не требующихся на рынке труда, излишки выпускников определенных специальностей являются причинами безработицы молодых специалистов. ВУЗам необходимо на ближайшие годы знать, какие предприятия готовы брать на работу молодых специалистов, сколько они заплатят за их подготовку и требуемый уровень качества подготовки последних. На данный момент на рынке труда наблюдается парадоксальная ситуация – большой спрос на высококвалифицированных специалистов существует параллельно с большим предложением таких специалистов и с высоким уровнем интеллектуальной безработицы среди молодежи. Особую проблему представляет в настоящее время дифференциация спроса на интеллектуальный труд в различных типах населенных пунктов. Доля высококвалифицированного труда в столице и больших городах выше, чем в малых. Существует пропасть между экономикой столицы и других городов России. Результатами такого положения дел являются, во-первых, существенные различия в оплате труда одной и той же категории, во-вторых, сосредоточение вакансий, на которые требуются высококвалифицированные кадры, в столице. Вот что говорит Н. Есакова, специалист по подбору персонала: «Для столицы и периферии нам нужны специалисты разного уровня. Так как в Москве находится головная организация, то, естественно, у нас много специалистов, которые не востребованы в регионах. Если же мы рассмотрим небольшую региональную станцию с численностью персонала, скажем, в 7-8 человек, то понятно, что им не нужна такая сложная структура, как в Москве, столько высококвалифицированных специалистов». Таким образом, интеллектуальная безработица не характерна для столичного рынка труда и является признаком периферии. Следствием этого является стремление выпускников ВУЗов, выходцев из провинции, обосновываться в больших городах. Исследователями отмечается особая проблема изменения ценностей нового поколения в сфере интеллектуального труда. Наука сама по себе теряет прежнее значение и превращается не в цель, а в средство делания карьеры. На рынке труда требуются высококвалифицированные специалисты для решения конкретных практических задач, а не глобальных теоретических. Молодежь стремится, прежде всего, в высокооплачиваемый коммерческий сектор, в то время, как кадры государственных научных учреждений стареют. В одном из исследований описаны ценностные ориентации старого и нового поколений, являющиеся причиной подобного положения – «динамизм и успех, открытость новому и мобильность, высокий уровень притязаний – это для молодых. Исполнение долга в условиях невостребованности, защита интеллектуальных норм, верность профессии -для старшего поколения». Молодые люди, наиболее подходящие для научно-исследовательской и преподавательской работы в ВУЗе, игнорируют эти профессии и выбирают иные сферы деятельности после окончания вуза. В Москве и Санкт-Петербурге это стало настолько заметно, что возникают трудности комплектования аспирантуры коренными жителями этих городов. В Нижегородской области ориентация на аспирантуру сравнительно выше у студентов – выходцев из малых и средних городов, тогда как молодежь областного центра уже идет по стопам своих сверстников из столиц. В результате участились случаи, когда из-за недокомплектации в аспирантуру берут не столько самых достойных, сколько тех, кто выразил желание поступить. Таким образом, интеллектуальная элита воспроизводится в системе образования не столько посредством хорошей успеваемости, сколько посредством социальной установки на учебу и последующую карьеру. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Современный российский рынок квалифицированного труда характеризуется значительными трудностями трудоустройства молодых специалистов. Особенно остро данная проблема стоит в малых и средних населенных пунктах. Социально-экономические различия между мегаполисами и малыми и средними городами являются причиной оттока молодых специалистов из малых городов. Этот процесс вызван объективными причинами и является естественным. Важными вопросами является изменение ценности науки и противоречия между получаемым образованием и трудовой деятельностью. Данные проблемы тесно взаимосвязаны. Изменения ценности академической науки у выпускников связаны с ситуацией на российском рынке труда, а также с положением государственных образовательных учреждений. Они выражаются в более прагматичном отношении к научной деятельности молодых специалистов. Данный подход является верным, если учесть противоречия спроса и предложения на рынке труда, причиной которого является непродуманная подготовка специалистов невостребованных специальностей и несоответствия профессиональной подготовки требованиям работодателей. По мнению исследователей, построение эффективного обмена информацией, эффективной экономики вообще приведут к затуханию молодежной безработицы, поэтому социологи предлагают подходить к решению проблемы стратегически.


Заключение

Проведение данного исследования по вопросу безработицы позволило прийти к следующему заключению:

Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.

Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.

Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.

При переходе к капиталистическому развитию многие промышленные предприятия потерпели крах, оказавшись неконкурентоспособными. Проблемы с законодательным регулированием экономики, приток иностранных товаров привели к закрытию многих организаций, сформировав огромное число безработных. На этапе перехода к капиталистическому развитию оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации.

Официальное признание безработицы в России произошло в 1991 г., с этого времени началась регистрация безработного населения. Динамика безработицы в России, начиная с 1991 года по настоящий момент, показывает постепенное снижение ее уровня в последние несколько лет, что достигается благодаря государственной политике в области социального регулирования, в сфере занятости, макроэкономической политике.

По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце мая 2007 г. численность зарегистрированных безработных сократилась на 217 тыс. человек, или на 12,1% по сравнению с маем 2006 г.

Несмотря на значительное сокращение численности безработных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень.

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.

Предлагаемыми способами снижения уровня безработицы в России выступают: повышение доверия к службам занятости, более равномерное географическое распределение трудовых ресурсов, реализация программ поддержки молодых квалифицированных специалистов, развитие самозанятости населения, государственное содействие открытию новых предприятий и предоставление рабочих мест, информационная помощь безработным, содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда, содействие переподготовке безработного населения с помощью методов (частично или полностью за государственный счет).

Одним из способов снижения уровня безработицы является взаимодействие безработного населения с Государственной службой занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

Применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволили снизить уровень безработицы за последние три года.

Таким образом, предложенные способы снижения уровня безработицы в России могут способствовать усилению существующих благоприятных тенденций приближения к полной занятости населения.

В заключение отметим, что, несмотря на проблемы молодых специалистов на рынке труда (включая безработицу), научное сообщество именно от них ждет деятельности, которая поднимет и науку, и экономику, ведь они являются одним из наиболее сильных ресурсов страны.


Список использованной литературы

Законодательные и нормативные акты:

2. Постановление Правительства РФ N 12 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2006 год» от 17 января 2006 г.

3. Постановление Правительства РФ N 324 «Об утверждении положения о федеральной службе по труду и занятости» от 30 июня 2004 г.

4. Постановление Правительства РФ N 831 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2007 год» от 29 декабря 2006 г.

Книги, статьи, интернет-сайты:

5. Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания "Социологические исследования", 2006, №4, //www.demoscope.ru

6. Булатов А.С. Экономика. 4-е издание. М.:Экономист. 2006 г.

7. Бункина М.К., Семенов В.А.. Макроэкономика. 3-е издание, М.: Дело и Сервис, 2000 г.

9. Вашко Т.А., Федорова О.М. О мотивах поведения безработных и профориентационной деятельности (на примере Красноярска). Проблемы современной экономики, N 1(17), // www.m-economy.ru

10. Владимиров Д. Хорошие рабочие в дефиците - БЕЛЫЙ ДОМ. «Российская газета» (Московский выпуск), 16 февраля 2007 года //www.demoscope.ru

11. Давыдов Д.. Безработных станет меньше «Российские вести», 21 февраля 2007 года //www.demoscope.ru

12. Доброхотов Р. В России разразился жестокий кризис на рынке квалифицированных специалистов. «Новые Известия», 16 мая 2007года.

13. Добрынин А.И.. Экономическая теория. Учебник для вузов. 3-е издание.

14. Домчева Е. Чем грозит безработице новая концепция рынка труда. "Российская газета" - Центральный выпуск №4073 от 23 мая 2006 г. // www.rg.ru

15. Жеребин В. Как экономический рост повлияет на благосостояние россиян //www.demoscope.ru

16. Капелюшников Р.И. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика "Вопросы экономики", 2006, №10 //www.demoscope.ru Капелюшников, Р.И. Российская безработица: дифференциация по социально-демографическим группам / Р.И. Капелюшников, Н.Т. Вишневская // Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика. Сер. "Независимый экономический анализ", Москва, 2003. С. 74-101.

17. Коровкин А. Дихотомия "дефицит-безработица" на российском рынке труда //www.demoscope.ru

18. Малеева О. Тает поток на заводской гудок "Экономика и жизнь", 10 декабря 2005 года //www.demoscope.ru

19. Cальникова В. Спрятанная безработица. "Трибуна", 03.08.2007// www.demoscope.ru

20. Соколова М., Ткач А. В России разразился жестокий кризис на рынке квалифицированных специалистов «Парламентская газета», 17 мая 2007 года //www.demoscope.ru

21. Щедрунова Е. Безработица в России // www.ippnou.ru

22. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru.

23. Зенькова Л. П. Макроэкономика. Учебное пособие. Минск, Новое знание, 2002.

24. Львов Д.С., Поршнев А.Г. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. Москва, Экономика, 2002.

25. Голощапова Т.В. Особенности маркетинговой деятельности ВУЗов в условиях рынка. [Обращение к документу: 27 февраля 2004].

26. Левичева В.Ф. Гуманитарная интеллигенция, основания корпоративной идентичности / В. Ф. Левичева // СОЦИС. – 2001. – № 2 – С 57-61.

27. Маслова А.Н. Проблема трудоустройства как фактор миграции молодежи в крупные города / А. Н. Маслова // Молодежь большого города: Материалы студенческой научной конференции. Нижний Новгород (ННГУ), 17-19 ноября 2003 г. / Составители и научные редакторы З.Х. Саралиева, А.А. Иудин. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2003. С. 69-74 Маслова А.Н. Интеллектуальная безработица – проблема молодых.

... » малоэффективной для экономики,- фирмам нужна не просто рабочая сила, а труд определенного качества, определенной классификации. Поэтому понятие «естественной», т. е. нормальной и даже необходимой для рыночной экономики безработицы трактуется сегодня по-разному. Одни экономисты определяют естественный уровень безработицы как уровень, при котором заработная плата и инфляция устойчивы: снижение...




Федеральная служба государственной статистики 8. http://www.glossary.ru/ - Служба тематических толковых словарей 9. http://www.infocrisis.ru/ - Уровень безработицы в России, последствия. Рост безработицы в условиях кризиса. Причины и проблемы безработицы в России. 10. http://www.aup.ru/books/m173/ - Административно-управленческий портал. Приложения Приложение 1 Данные по...

Не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня. 1.2 Социально-экономические последствия безработицы Социальные последствия: Безработица ставит людей в нестандартные ситуации, она не только деформирует сложившийся экономический уклад, ухудшает финансовое положение, лишает возможности...

Не осуществляется необходимая переподготовка кадров на перспективу, не определены приоритеты развития сфер производственной и непроизводственной деятельности, в том числе и в сельской местности. Глава 2 Современные проблемы безработицы 2.1 Ситуация на рынке труда в мире Мировой кризис нашел свое отображение и на рынке труда. Всплеск безработицы произошел в большинстве стран планеты...

  • Кучма Константин Павлович
  • Кучма Ольга Павловна
  • Горбунова Ольга Николаевна

Ключевые слова

БЕЗРАБОТИЦА / ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПЕРЕОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / UNEMPLOYMENT / ECONOMETRIC MODELING / RETRAINING / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Кучма Константин Павлович, Кучма Ольга Павловна, Горбунова Ольга Николаевна

Статья посвящена проблеме безработицы . Актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений. Современное общество построено на основе свободных взаимоотношений, отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает решение о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в Законе Российской Федерации. Неоклассики признавали существование безработицы , которая в их представлении является естественным явлением, необходимым для обеспечения кругооборота незанятного трудоспособного населения. Дж. Кейнс и его последователи считали, что безработица является доказательством несовершенства механизма саморегулирования рынка труда. Так или иначе, безработица является неотъемлемой частью рыночных отношений. Безработица это серьезная проблема экономического развития современного общества. В связи с этим, по нашему мнению, важной задачей государства является регулирование этого социально-экономического явления на макроэкономическом уровне. В своей статье мы показали пример использования специализированных сайтов по поиску работы. Выделили и провели анализ основных видов безработицы . Построили эконометрическую модель зависимости женской безработицы от нескольких факторов, тем самым попытались выявить некоторые причины данного явления. Предложили возможные пути решения проблемы женской безработицы . Одним из возможных вариантов уменьшения женской безработицы является профессиональная подготовка и переподготовка. Мы изучили, как это проводится в нашем городе Тамбове: какие представлены направления переподготовки, где проходит обучение. Отдельно рассмотрен вклад в решение этого вопроса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Кучма Константин Павлович, Кучма Ольга Павловна, Горбунова Ольга Николаевна,

  • УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ ЗА 2016 - 2017 ГОДЫ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

    2017 / Бексултанова Айбика Имрановна
  • Структурный анализ безработицы в Российской Федерации

    2017 / Ибрагимова З.Ф., Япарова-Абдулхаликова Г.И.
  • ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ НА ПРИМЕРЕ НАИБОЛЕЕ НЕЗАЩИЩЕННОЙ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН - ЖЕНЩИН

    2018 / Матвеева Тамара Павловна, Кузнецова Н.В.
  • Проблема бедности сельского населения республики Бурятия

    2012 / Бильтрикова Аюна Владимировна
  • Молодежная безработица: причина возникновения

    2017 / Ганьятуллина Л.Р., Дмитриева Д.Е., Пирогова Светлана Владимировна

Article is about an unemployment problem. Relevance of the chosen subject of research doesn"t raise doubts. Modern society bases on free relationship, distinctive feature of market economy is that the person independently makes the decision on that, to work to it or not. The state has no right to force it to work that is fixed in the Law of the Russian Federation. Neoclassics recognized existence of unemployment which in their representation is the natural phenomenon necessary for providing a circulation of not entertaining able-bodied population. J. Keynes and his followers considered that unemployment is the proof of imperfection of the mechanism of self-regulation of labor market. Anyway, unemployment is an integral part of the market relations. Unemployment is a serious problem of economic development of modern society. In this regard, in authors" opinion, an important problem of the state is regulation of this social and economic phenomenon at the macroeconomic level. In the article authors set an example of use of the specialized sites on job search; allocated and carried out the analysis of main types of unemployment . Constructed econometric model of dependence of female unemployment on several factors, thereby tried to establish some reasons of this phenomenon. Authors offered possible ways of a solution of the problem of female unemployment . One of possible options of reduction of female unemployment is vocational training and retraining . Authors studied the process of this in Tambov: what are the directions of retraining where the training goes. Authors separately considered what contribution to the solution of this question our state university named after G. R. Derzhavin made.

Текст научной работы на тему «Безработица: виды, причины и пути решения»

БЕЗРАБОТИЦА: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

КУЧМА КОНСТАНТИН ПАВЛОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

КУЧМА ОЛЬГА ПАВЛОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ГОРБУНОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Статья посвящена проблеме безработицы. Актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений. Современное общество построено на основе свободных взаимоотношений, отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает решение о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в Законе Российской Федерации. Неоклассики признавали существование безработицы, которая в их представлении является естественным явлением, необходимым для обеспечения кругооборота незанятного трудоспособного населения. Дж. Кейнс и его последователи считали, что безработица является доказательством несовершенства механизма саморегулирования рынка труда. Так или иначе, безработица является неотъемлемой частью рыночных отношений. Безработица это серьезная проблема экономического развития современного общества. В связи с этим, по нашему мнению, важной задачей государства является регулирование этого социально-экономического явления на макроэкономическом уровне. В своей статье мы показали пример использования специализированных сайтов по поиску работы. Выделили и провели анализ основных видов безработицы. Построили эконометрическую модель зависимости женской безработицы от нескольких факторов, тем самым попытались выявить некоторые причины данного явления. Предложили возможные пути решения проблемы женской безработицы. Одним из возможных вариантов уменьшения женской безработицы является профессиональная подготовка и переподготовка. Мы изучили, как это проводится в нашем городе Тамбове: какие представлены направления переподготовки, где проходит обучение. Отдельно рассмотрен вклад в решение этого вопроса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.

Ключевые слова: безработица, эконометрическое моделирование, переобучение, профессиональная подготовка

Проблемой поиска работы озадачены многие люди. Современные технологии и интернет позволяют упростить и ускорить этот процесс. Воспользовавшись специализированным интернет-ресурсом, можно увидеть, что в городе Тамбов представлено свыше 500 вакансий. Эта цифра меняется с каждым днем. Их можно разделить по профессиональным областям:

1. Продажи - 200 вакансий;

2. Производство - 97 вакансий;

3. Начало карьеры - 70 вакансии;

4. ГГ, Телеком - 65 вакансий;

5. Банки - 61 вакансия;

6. Маркетинг - 60 вакансий;

7. Строительство - 54 вакансий;

8. Бухгалтерия - 43 вакансии;

9. Транспорт - 40 вакансий;

10. Рабочий персонал - 40 вакансий;

11. Безопасность - 25 вакансий;

12. Медицина - 20 вакансий;

13. Юриспруденция - 15 вакансий;

14. Топ-менеджмент - 15 вакансий;

15. Домашний персонал - 12 вакансий;

16. Авто - 11 вакансий;

17. Управление персоналом - 11 вакансий;

18. Наука, образование - 11 вакансий;

19. Страхование - 10 вакансий;

20. Закупки - 9 вакансий;

21. Спорт, фитнес - 2 вакансии .

Следует отметить, что в сфере «ИТ, Телеком» требуется достаточное количество специалистов. Сферу информационных технологий можно считать одной из самых новых и перспективных. Представители профессии IT-специалиста являются одними из самых востребованных на современном рынке труда. Хотя высшие учебные заведения и выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и предприятиям требуются квалифицированные IT-специалисты. Несмотря на упрощение поиска работы при помощи интернет ресурсов, большое количество людей, все еще остается безработными.

Безработица - это серьезная проблема экономического развития современного общества. В связи с этим, важной задачей государства является регулирование этого социально-экономического явления на макроэкономическом уровне .

По определению Международной организации труда, безработным является человек, способный работать, но не работающий в течение четырех последних недель, но готовый приступить к работе и активно ее ищущий.

В свою очередь, рабочая сила - это лица старше 16 лет, которые работают по найму или на себя, или находятся в отпуске, а также временно неработающие из-за болезни. Рабочую силу страны (L) можно представить как сумму занятых (Е) и безработных (U):

Уровень безработицы (u) - это отношение количества безработных (U) к количеству лиц, представляющих рабочую силу (L), выраженное в процентах:

Существует несколько различных видов безработицы .

1. Безработица ожидания (вынужденная безработица) - возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне оплаты труда, но не в силах найти работу. Причиной может являться нарушение равновесия на рынке труда. Происходит это из-за негибкости заработной платы, вследствие различных причин.

Выделяют несколько разновидностей вынужденной безработицы:

Циклическая - представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы;

Сезонная - характерна для некоторых отраслей экономики и зависит от колебаний уровня экономической активности в течение одного года;

Технологическая - связана с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

2. Добровольная безработица - связана с нежеланием людей работать в связи с различными причинами, к примеру, в условиях понижения заработной платы.

3. Структурная безработица - обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий. Существует два типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.

4. Институциональная безработица - возникает в случае вмешательства государственных органов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от сформированных в естественном рыночном хозяйстве.

5. Неустойчивая безработица - связана с временными причинами, к примеру, увольнение в сезонных отраслях промышленности.

6. Фрикционная безработица - появляется во время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его больше, чем прежнее рабочее место.

7. Маргинальная безработица - безработица слабо защищенных слоев населения и социальных низов.

8. Зарегистрированная - незанятое население, официально взятое на учет.

9. Скрытая:

Формально занятые, но фактически безработные лица;

Наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных.

В данной статье хочется отдельно выделить женскую безработицу. Женская безработица - это В связи с тем, что в нашей стране столкнулись с безработицей в резкой форме после многих десятилетий гарантированного права на труд и всеобщую занятость, у нас разные по масштабу и силе своего влияния экономические и социально-психологические последствия. В Российской Федерации активизирован ренессанс патриархальности, в связи с этим женская рабочая сила часто рассматривается работодателями как «второсортная».

Здесь получает свое происхождение дискриминация женской рабочей силы, которая проявля-

ется в разных направлениях. При относительно равных стартовых позициях мужчин и женщин, выходящих на рынок труда, наблюдается профессиональная и статусная сегрегация, более низкая оплата труда женщин, ограничения вертикальной мобильности. Происходит постоянное снижение заработка женщин. Все это в совокупности, при условии в среднем более высокого уровня образования женщин, обедняет и снижает качество трудовых ресурсов . Кроме того, следует учитывать, что в силу психической специфики женщина обладает особыми возможностями, которые существенным образом повышает качество трудового потенциала в целом не только как индивида, но и как члена коллектива.

С экономической точки зрения, специфика женской безработицы заключается в том, что сложившаяся структура занятости женщин в общественном производстве, специфика положения женщин, дискриминация в различных сферах сегодня делают женскую рабочую силу невостребованной в новых рыночных условиях. Ухудшение условий жизнедеятельности женщин в экономической, социальной, политической сферах повлекло за собой ряд проблем, таких как ухудшение здоровья, потеря квалификации и депрофессионализация.

Характерным для женской безработицы является ее массовость, долгосрочность и хронический характер. Но в настоящее время наблюдает-

Анализируя данные таблицы с помощью метода наименьших квадратов, было получено следующее уравнение линейной регрессии:

уж=16985,9512+7,89906619х1-8,0524323х2+1,48379871х3

ся активное повышение спроса на женскую рабочую силу. Если в 1995 г. в нашем городе число безработных среди женщин достигало 22 тыс. чел., то сейчас этот показатель снизился до 2,5 тыс.

Численность населения города Тамбов по данным Тамбовстата на 1 января 2014 г. составляет 284 972 жителей. Количество безработных -7964 чел., из них 2528 женщин.

Главной причиной, по которой женщины в большей степени подвержены опасности остаться без работы, является рождение ребенка. Становясь матерью, многие женщины теряют свое рабочее место из-за несоблюдения трудового законодательства работодателями. За то время, когда женщина ухаживает за малолетним ребенком, ее профессиональные навыки утрачиваются. Найти потом работу становится очень сложно. Хорошо, если работодатель является законопослушным гражданином и оставляет за женщиной ее рабочее место, или когда есть возможность устроить ребенка в ясли, а дальше в сад. Но так не всегда получается. А может женщина хочет уделить воспитанию ребенка должное время и поэтому вынуждена потерять свою работу.

В данной статье проводится анализ зависимости женской безработицы от трех факторов: 1) уровня рождаемости; 2) количества заключенных браков; 3) числа разводов, используя данные официальных статистических источников (табл. 1).

Для сравнения коэффициентов регрессии и оценки их влияния на женскую безработицу запишем уравнение множественной регрессии в стандартизованном масштабе:

= №Х1 + + №Хз + £■

Таблица 1

Число безработных женщин, рождаемость, количество заключенных браков и разводов в городе Тамбов за 1995-2013 гг.

Показатели годы

1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Число безработных женщин, чел. 22672 8557 10231 10225 7174 5226 5778 4757 4292 3118 2528

Число родившихся, чел. 10979 9719 9636 9217 9911 10169 10146 10350 10208 5112 10308

Зарегистрировано браков 9604 7999 7861 7733 8803 7959 8196 8265 8541 2832 7976

Зарегистрировано разводов 5379 5077 4222 4505 5083 5102 5089 4578 2232 2113 5011

После проведения математических вычислений, для записи в стандартизированном виде, уравнение выглядит следующим образом:

1,9tX2 + 0,33tX3

Анализируя полученные коэффициенты при неизвестных, можно сделать вывод, что количество заключенных браков (2,16) и рождаемость (-1,9) оказывают практически одинаковое по степени, но противоположное по значению влияние на женскую безработицу, т. е. при увеличении количества заключенных браков безработица среди женского населения увеличивается, а при увеличении числа родившихся - уменьшается. Влияние, оказываемое третьим фактором, значительно меньше (0,33).

После проведения эконометрического анализа, установлено, что при увеличении числа браков на 1 % женская безработица вырастает в среднем на 6 %, а при увеличении рождаемости, снижается на 7 %.

Оценим качество уравнения. Сначала найдем значения парных коэффициентов корреляции по формулам:

и рассчитаем совокупные коэффициенты корреляции Кух±Х2 , ^ух1хз, ВуХ2Хз.

То есть можно сказать, что 96 % (коэффициент детерминации Щх1х2 _ 0,96) вариации результата объясняется вариацией представленных в уравнении признаков, что указывает на весьма тесную связь признаков (х1 и Х2) с результатом.

То есть можно сказать, что 56% (коэффициент детерминации Щ,Х1х3 _ 0,56) вариации результата объясняется вариацией представленных в уравнении признаков, что указывает на хорошую связь представленных признаков (х1 и хз) с результатом.

То есть можно сказать, что 53% (коэффициент детерминации К^х2х3 _ 0,53) вариации результата объясняется вариацией представленных в уравнении признаков, что указывает на хорошую связь признаков (х2 и хз) с результатом.

Скорректированные коэффициенты множественной детерминации:

1 - (1 -R2) *■

1 - (1 - 0,96) * ----j = 0,94

уЖ1Ж2 " У п-т- 1 "" У 10 - 2 - 1

указывает на высокую связь между результатом и признаками.

Ryxix3 =1 - (1 -R2)

1 - (1 - 0,56)

10 - 1 10 - 2 - 1

RyX2X3 =1 - (1 -R2)

1 - (1 - 0,53)

10 - 1 10 - 2 - 1

указывает на умеренную связь между результатом и признаками.

Изучение построенной модели показало, что при рассмотрении такого явления, как женская безработица, необходимо учитывать различные факторы. Уменьшение количества безработных женщин при увеличении уровня рождаемости говорит о том, что когда женщина становится

матерью, она чувствует ответственность за материальное обеспечение своего ребенка. В связи с этим, женщина старается не потерять работу. В построенной модели, наибольшее влияние на женскую безработицу имеет фактор рождаемости.

Государство не должно стоять в стороне, когда речь идет о таком явлении, как безработица. Необходим комплекс мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения и переобучения женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком.

Перечислим возможные меры, которые стоит предпринять, для уменьшения и стабилизации такого важного макроэкономического показателя, как женская безработица:

Создание более гибких условий получения работы женщинами, которые имеют детей;

Совершенствование системы информационного обеспечения рынка труда;

Создание реальных возможностей по переподготовке и переквалификации женщин;

Возможность выбора персонального графика работы для женщин, которые имеют детей;

Смягчение правил найма и увольнения женщин;

Создание программ, помогающих заинтересовать женщин и способствующих их выходу на работу.

Президент Российской Федерации 7 мая 2012 г. издал указ № 606 «О мерах по реализации демографической политики РФ», который включает в себя необходимость государственной поддержки матерей .

Для исполнения этого Указа управлением труда и занятости населения Тамбовской области разработан и утвержден постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2012 № 1486 комплекс специальных мер, которые включают в себя :

Создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, которые способствуют их возвращению к трудовой деятельности;

Организацию профессиональной подготовки и переподготовки по профессиям, востребованным на рынке труда женщин;

Расширение возможностей применения гибких форм занятости работников с семейными, дистанционные формы занятости, предоставление гибкого графика работы родителям с несколькими детьми.

В 2013 г. направлено на обучение 280 женщин в период отпуска по уходу за ребенком. Общий объем финансирования составляет 2251,8 тыс. руб. За 10 месяцев на профессиональное обучение направлено 273 женщины данной категории, это составляет 98 %. Обучение осуществля-

ется по 15 профессиям (специальностям) в 13 образовательных учреждениях.

На обучение направлено 16 женщин по следующим профессиям:

Кассир торгового зала;

Продавец продовольственных товаров;

Маникюрша;

Парикмахер;

На профессиональную переподготовку 214 женщин, по профессиям:

Бухгалтер,

Делопроизводитель,

Закройщик,

Менеджер по персоналу.

На курсы повышения квалификации - 43 женщины по специальности бухгалтер.

За 2012 г., в службу занятости населения обратились 310 женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет. 303 из них были направлены на профессиональное обучение. Закончили переподготовку 300 чел. 1432 женщины с малолетними детьми были устроены на работу, из них 61 с индивидуальными формами устройства.

На территории области ведется широкая информационная кампания о возможностях трудоустройства, профессионального обучения и переобучения женщин, в том числе находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В помещениях администраций городов и районов области, муниципальных учреждениях, в многофункциональных информационных центрах, других местах наибольшего скопления людей установлены специальные стенды с информационными материалами.

Несмотря на все принимаемые меры, справиться с такой серьезной проблемой государству в одиночку не удастся. Необходимо привлечь и частные организации. Например, в детских садах могли бы существовать специальные группы для детей, чьи мамы проходят переподготовку. Ведь если женщина не работает по причине того, что ей не с кем оставить ребенка, то и учиться она не пойдет по этой же причине. А при организации таких групп эта проблема была бы решена.

Так же предлагаемых профессий недостаточно. Стоило бы проводить обучение в сфере 1Т-технологий. Такие занятия должны быть практи-коориентированными, поэтому вести их сможет только частное лицо. Этот вид деятельности позволит матери работать дома, без отрыва от ребенка.

К. Р. КиСНМА, О. Р. КиСНМА, О. N. ООКВШОУА

Сама переквалификация может проходить не только в стенах государственных учреждений, можно наделить таким правом и частные учебные заведения .

Высшие учебные заведения так же могут помочь с этой проблемой. Так, например, наша область участвует в проведении эксперимента, заключающегося в обучении молодых женщин в возрасте до 23 лет, которые имеют одного и более детей, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования. В нашем регионе базовой площадкой, на которой будет проводится эксперимент, выбран Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина.

Целью этого эксперимента является создание условий для подготовки женщин к обучению по образовательным программам специалитета и бакалавриата. Подготовка к сдаче единого государственного экзамена будет проводиться в очной, очно-заочной и заочной формах с использованием дистанционных технологий. В программу включены следующие предметы: литература, русский язык, физика, математика, химия, география, об-ществознание, биология, история, английский, французский и немецкий языки.

Обучающимся по очной форме будет выплачиваться стипендия. Продолжительность обучения - 6 мес.

ТГУ имени Г. Р. Державина уже имеет опыт профессиональной подготовки и переподготовки женщин. В 2012-2013 гг. вуз проводил профессиональную переподготовку молодых матерей. Профессиональная переподготовка осуществлялась по программам: «Менеджер по персоналу» и «Менеджер в коммерческой деятельности».

В 2014 г. программа профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации молодых мам будет продолжена. На ее реализацию выделено 2 млн 240 тыс. руб., предполагается обучить более 280 чел.

Литература

2. Горбунова О. Н. Направления совершенствования формирования трудовых ресурсов региона // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2006. № 4. С. 245-252.

3. Силласте Г. Г. Гендерная асимметрия как фактор карьерного роста женщин. Высшее образование в России. 2004. № 3.

4. Римашевская Н. М. Формирование качества трудовых ресурсов России // Народонаселение. М., 2003. № 2. С. 6-14

5. Кучма К. П., Горбунова О. Н. Эконометриче-ское моделирование для управления человеческим ресурсом // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: мат-лы III Междунар. науч.-практ. конф. (22 октября 2013 года) // отв. ред. Н. В. Уварина. Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2013.

6. О мерах по реализации демографической политики РФ: указ Президента РФ № 606. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Алабичев А. И. Доклад о реализации Комплекса мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком от 20 сентября 2012 г. до достижения им возраста трех лет на 2012-2015 гг. URL: www.trczn.ru/files/gos_pro-gr_sod.rtf

8. Кучма К. П., Кучма О. П, Горбунова О. Н. Рынок труда: анализ современного состояния, проблемы безработицы // Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе: мат-лы VII Ежегод. Всерос. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014.

9. Юрьев В. М., Чванова М. С., Передков В. М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. № 5 (49). С. 7-12.

1. URL: http://rabota.mail.ru/

2. Gorbunova O. N. Napravleniya sover-shenstvovaniya formirovaniya trudovykh resursov regiona // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2006. № 4. S. 245-252.

3. Sillaste G. G. Gendernaya asimmetriya kak faktor kar"yernogo rosta zhenshchin. Vyssheye obra-zovaniye v Rossii. 2004. № 3.

4. Rimashevskaya N. M. Formirovaniye kachestva trudovykh resursov Rossii // Narodonaseleniye. M., 2003. № 2. S. 6-14.

5. Kuchma K. P., Gorbunova O. N. Ekonometrich-eskoye modelirovaniye dlya upravleniya chelovecheskim resursom // Problemy ekonomiki, organizatsii i upravleniya v Rossii i mire: mat-ly III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (22 oktyabrya 2013 goda) // otv. red. N. V. Uvarina. Praga, Cheshskaya Respublika: Izd-vo WORLD PRESS s r.o., 2013.

6. O merakh po realizatsii demograficheskoj politiki RF: ukaz Prezidenta RF № 606. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul"tantPlyus».

7. Alabichev A. I. Doklad o realizatsii Kompleksa mer, napravlennykh na sozdaniye uslovij dlya sovmesh-cheniya zhenshchinami obyazannostej po vospitaniyu detej s trudovoj zanyatost"yu, a takzhe na organizatsiyu profes-sional"nogo obucheniya (pereo-bucheniya) zhenshchin, nakhodyashchikhsya v otpuske po ukhodu za rebenkom ot 20 sentyabrya 2012 g. do dostizheniya im vozrasta trekh let na 2012-2015 gg.

8. Kuchma K. P., Kuchma O. P, Gorbunova O. N. Rynok truda: analiz sovremennogo sostoyaniya, problemy bezrabotitsy // Problemy sotsial"no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii na sovremennom etape: mat-ly VII Ezhegod. Vseros. nauch.-prakt. konf. Tambov: Izd-vo TROO «Biznes-Nauka-Obshchestvo», 2014.

9. Yur"yev V. M., Chvanova M. S., Peredkov V. M. Universitet kak tsentr innovatsionno-obrazovatel"nogo klastera // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2007. № 5 (49). S. 7-12.

UNEMPLOYMENT: TYPES, REASONS AND SOLUTIONS

KUCHMA KONSTANTIN PAVLOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

KUCHMA OLGA PAVLOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

GORBUNOVA OLGA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

Article is about an unemployment problem. Relevance of the chosen subject of research doesn"t raise doubts. Modern society bases on free relationship, distinctive feature of market economy is that the person independently makes the decision on that, to work to it or not. The state has no right to force it to work that is fixed in the Law of the Russian Federation. Neoclassics recognized existence of unemployment which in their representation is the natural phenomenon necessary for providing a circulation of not entertaining able-bodied population. J. Keynes and his followers considered that unemployment is the proof of imperfection of the mechanism of self-regulation of labor market. Anyway, unemployment is an integral part of the market relations. Unemployment is a serious problem of economic development of modern society. In this regard, in authors" opinion, an important problem of the state is regulation of this social and economic phenomenon at the macroeconomic level. In the article authors set an example of use of the specialized sites on job search; allocated and carried out the analysis of main types of unemployment. Constructed econometric model of dependence of female unemployment on several factors, thereby tried to establish some reasons of this phenomenon. Authors offered possible ways of a solution of the problem of female unemployment. One of possible options of reduction of female unemployment is vocational training and retraining. Authors studied the process of this in Tambov: what are the directions of retraining where the training goes. Authors separately considered what contribution to the solution of this question our state university named after G. R. Derzhavin made.

Key words: unemployment, econometric modeling, retraining, vocational training

K. P. KUCHMA, O. P. KUCHMA, O. N. GORBUNOVA