Проверка МЧС по пожарной безопасности: план и особенности. Как аудит мчс выявил критическое положение пожарных и спасателей

Очевидно, что сейчас, после трагедии в Кемерове, законодатели ужесточат правила пожарной безопасности и повысят ответственность за их несоблюдение; пройдут массовые проверки. В этой небольшой памятке мы хотим напомнить предпринимателям о том, какие документы обычно просят предъявить инспекторы. Проверьте, есть ли они в наличии, правильно ли составлены - как минимум это избавит от тех штрафов, избежать которых возможно.

Какую документацию проверит инспектор госпожнадзора

Итак, в ходе проверки объекта проводится анализ документов. Ниже — список документации, которую должностное лицо органа ГПН вправе потребовать для ознакомления (основание: эти документы необходимы для оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности):

При необходимости указанная документация или ее часть в копиях может быть приобщена к материалам проверки.

В этом случае в акте проверки делается соответствующая отметка. При отказе руководителя проверяемого объекта или уполномоченного должностного лица, индивидуального предпринимателя предоставить документацию, необходимую для оценки технического состояния объекта, также делается отметка в акте проверки.

Перечень документов по пожарной безопасности на предприятии

1. Приказ руководителя об обеспечении пожарной безопасности.

Приказ содержит основные положения по обеспечению безопасности организации, зданий, сооружений, помещений. Этим же приказом утверждаются правила или инструкции о мерах пожбезопасности.

В приказе должна быть информация по следующим вопросам:

  • места и допустимое количество легковоспламеняющихся и горючих материалов;
  • порядок уборки помещений, горючих отходов и пыли;
  • порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
  • порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
  • порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
  • действия работников при обнаружении пожара;
  • порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и других видов обучения;
  • периодичность проведения тренировок по эвакуации.

Непосредственно в приказе или в списке, прилагаемом к приказу, назначаются ответственные за пожбезопасность зданий, сооружений и отдельных помещений, а также всей организации, при этом обязательно указываются фамилии ответственных.

3. Приказ о назначении лица (лиц), ответственных за эксплуатацию систем противопожарной защиты.

4. Приказ об организации и составе добровольной пожарной дружины (ДПД).

5. Приказ об организации и составе пожарно-технической комиссии (ПТК).

Издается для производственных предприятий, крупных организаций и служб эксплуатации зданий.

6. Правила и инструкции по пожарной безопасности:

  • Правила или Инструкция о мерах пожарной безопасности;
  • инструкция по содержанию и применению первичных средств пожаротушения;
  • инструкция о порядке действий работников предприятия в случае возникновения пожара и эвакуации;
  • инструкция по пожбезопасности при работе в производственном цехе (при наличии такого цеха);
  • журналы учета проведения вводного инструктажа по пожарной безопасности и др.

Правила разрабатываются в целом для предприятия или организации, а инструкции—для каждого структурного подразделения организации, зданий, сооружений, помещений, мастерских, складов, офисных помещений.

7. Планы эвакуации.

Разрабатываются для зданий и этажей зданий, помещений, сооружений, если единовременно на этаже находится более 10 человек.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре разрабатывается инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной эвакуации людей. В соответствии с этой инструкцией проводятся тренировки по эвакуации работников.

8. Инструкции для дежурного персонала по обеспечению пожарной безопасности, действиям при пожаре и при проведении эвакуации людей в случае пожара.

9. План противопожарных мероприятий.

Составляется на год или на перспективный период.

10. График проверок противопожарного состояния.

При наличии ПТК составляется членами пожарно-технической комиссии.

11. Акты проверок противопожарного состояния зданий и помещений, проверок систем противопожарной защиты, пожарных лестниц, огнезащитной обработки

12. Журналы учета (ведут ответственные лица):

  • пожарных кранов и рукавов;
  • пожарных гидрантов.

13. Документы по эксплуатации систем противопожарной защиты.

14. Документация по огнезащитной обработке сгораемых и металлических конструкций, занавесов и т. п.

15. Документы по обучению сотрудников вопросам пожарной безопасности:

  • приказ по организации обучения с определением периодичности, порядка проведения, назначением ответственных;
  • методические документы, если организация проводит обучение самостоятельно;
  • документы по обучению на специализированных курсах;
  • журналы по учету проведения обучения;

16. Документы по проведению практических занятий или тренировок по эвакуации и действиям при пожаре:

  • методические разработки;
  • планы проведения занятий;
  • приказы по организации занятий и подведению итогов.

17. Документация о техническом состоянии первичных средств пожаротушения, в том числе документы о перезарядке огнетушителей.

18. Сертификаты и паспорта на оборудование систем противопожарной защиты, средства пожаротушения и другое оборудование и материалы в соответствии с действующим перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации.

19. Проектная документация на здания и сооружения, включая все инженерные системы, а также дополнительно выпускаемые документы и проекты, в том числе содержащие положения о внесении изменений в проектную документацию.

20. Переписка с надзорными органами, в том числе документы, подтверждающие выполнение предписаний.

Благодарим Издательство Форум Медиа за предоставленный материал.

После пожара в Кемеровском торговом центре, унесшего десятки жизней, Генпрокуратура РФ поручила регионам провести массовые проверки всех торгово-развлекательных комплексов на предмет соблюдения противопожарных требований законодательства. Проверять состояние пожарной безопасности предприятий уполномочены органы специальной структуры МЧС – Госпожнадзора. Расскажем, как проводятся пожарные проверки, периодичность, предусмотренную для них, и чем регламентируются действия проверяющих.

План проверок МЧС-2018

Госпожнадзор ежегодно, ближе к концу года, составляет план проверок на будущий год, который согласовывается с региональной прокуратурой . Ознакомиться с проверочными планами можно на региональных сайтах МЧС – там они публикуются и находятся в свободном доступе. Полный сводный проверочный план публикуется на сайте Генпрокуратуры РФ, там же с помощью ]]> специального сервиса ]]> можно узнать, включено ли предприятие или ИП в план проверок на 2018 год.

Плановая пожарная проверка проводится с частотой, определяемой присвоенной объекту категорией риска. Критерии отнесения к соответствующей категории определены «Положением о федеральном Госпожнадзоре», утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (в ред. от 29.06.2017).

В зависимости от присвоенной категории, план проверок МЧС предусматривает следующую периодичность:

  • раз в 3 года – категория высокого риска (учреждения образования, детские лагеря, медицинские стационары и социальные объекты с проживанием), но согласно постановления Правительства РФ от 23.11.2009 № 944, проверки в таких учреждениях могут проводится и чаще – раз в 2 года, или ежегодно;
  • раз в 4 года – категория значительного риска (опасные, технически сложные и уникальные объекты, объекты, важные для национальной безопасности, особо ценные объекты культурного наследия, книгохранилища, таможенные терминалы, федеральные архивы и т.п.);
  • раз в 7 лет – категория среднего риска (граничащие с лесами садово-огороднические и дачные объединения, объекты высотой от 15 до 28 м и свыше 28 м и т.д.);
  • раз в 10 лет – категория умеренного риска (объекты до 15 м высотой, определенные объекты до 28 м высотой, садово-огородные, дачные поселки и др.);
  • не включаются в план проверок МЧС вообще – объекты категории низкого риска (плоскостные автостоянки, навесы, временные постройки, киоски и т.д.).

Регламент проведения плановых проверок утвержден приказом МЧС РФ от 30.11.2016 № 644 (п.п. 52 – 65 приказа). Кроме того, любая проверка должна проводиться с соблюдением положений закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля».

Внеплановая пожарная проверка

Для внеплановых проверок действует тот же регламент, утв. приказом № 644 (п.п. 66 – 79). Согласно ему, проверка состояния противопожарной безопасности может проводиться вне утвержденного годового графика проверки МЧС на 2018 г., если:

  • вводится в эксплуатацию новое здание,
  • помещение прошло реконструкцию, капремонт или техническое перевооружение,
  • изменился класс функциональной пожароопасности объекта,
  • истек срок ранее выданного Госпожнадзором предписания об устранении нарушений,
  • на территории действует особый противопожарный режим,
  • поступили сведения (от граждан, организаций, из СМИ и т.п.) об имеющихся нарушениях пожарной безопасности на объекте,
  • имеется поручение от Президента, Правительства РФ или требование прокурора о проведении проверки.

О предстоящей проверке проверяемое лицо уведомляется не менее, чем за сутки до ее начала.

Что проверяет Пожарный надзор

В ходе проверок проверяется соблюдение требований пожарной безопасности на следующих объектах:

  • помещения, строения, здания, наружные установки, сооружения,
  • территория, которую использует предприятие в ходе своей деятельности, а также при хранении, транспортировке, утилизации опасных веществ, материалов,
  • участки леса, подземные и другие объекты.

Основные моменты, которым уделяют внимание проверяющие – это выполнение требований пожарной безопасности, предъявляемых к объекту. Запрашивается документация о проведении инструктажей и обучению персонала, приказы об обеспечении пожарной безопасности и назначении ответственных за это лиц , планы эвакуации, журналы учета и прочие документы, связанные с организацией противопожарной безопасности . Также проверяются лицензии, сертификаты и другие документы, необходимые для профильной деятельности предприятия. Проверяется соответствие фактической деятельности, тому, что указано в уставных документах, изучаются договоры аренды, техдокументация, связанная с энергоснабжением объекта, системами противопожарной защиты, средства пожаротушения и их состояние и т.д.

При проведении пожарных проверок действия инспекторов включают:

  • предъявление распоряжения о проведении проверки,
  • ознакомление с документами и их анализ,
  • осмотр объектов,
  • возможно проведение экспертиз,
  • вывод о соответствии/несоответствии проверяемого объекта требованиям пожарной безопасности, о выполнении ранее вынесенных предписаний.

С 01.10.2017 г. Госпожнадзор применяет при проверках предприятий общепита и торговли, а также многоквартирных жилых домов, проверочные листы , представляющие собой перечень определенных вопросов. Ответы на них позволяют сделать вывод о соблюдении/несоблюдении требований пожарной безопасности на объекте. Начиная с 01.07.2018 г., проверочные листы будут применяться при проверках любых предприятий и ИП (постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774). Заполненный проверочный лист прилагается к акту проверки.

Формы проверочных листов можно найти на ]]> сайте МЧС ]]> и использовать для самопроверки предприятиями и ИП.

Пожарная проверка 2018 – сроки проведения

Длительность проверки Госпожнадзора не должна превышать 20 рабочих дней, а в исключительных случаях (например, для проведения длительной экспертизы) она может продлеваться еще на 20 дней. При этом все плановые проверки малых предприятий, в том числе запланированная проверка МЧС на 2018 год, не должны идти более 50 часов, а микропредприятий – более 15 часов в год, с возможностью продления на 50 и 15 часов соответственно (ст. 13 закона № 294-ФЗ).

27 января 2017 года вступил в силу Приказ МЧС России от 30.11.2016 N 644, в котором представлен новый Административный регламент исполнения МЧС функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.

Что устанавливает новый регламент? Документ в основном посвящен вопросам организации и проведения плановых и внеплановых проверок органами пожарного надзора. Установлены предмет надзора, права и обязанности ревизоров и проверяемых лиц, основания для проведения проверок, порядок, сроки их проведения, досудебный порядок обжалования решений и действий контролеров и др. В документе также частично затронуты вопросы организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений требований пожарной безопасности.

Каково главное нововведение в порядке «пожарных» проверок? Главное нововведение заключается в том, что государственный пожарный надзор в России теперь будет осуществляться на основе риск-ориентированного подхода.

Что такое риск-ориентированный подход?

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения плановых проверок зависит от того, к какой категории риска или классу опасности относится деятельность юрлица (ИП) или используемые этим лицом производственные объекты. Проще говоря, чем рискованнее, опаснее деятельность организации (ИП), тем чаще ее будут проверять в плановом порядке.

Зачем понадобились эти изменения?

Предполагается, что внедрение риск-ориентированного подхода позволит уменьшить затраты госструктур на контрольные мероприятия. Проверяемые лица также смогут сократить соответствующие издержки, и кроме того будут избавлены от избыточного давления со стороны государственного аппарата. Процесс перехода системы госконтроля на риск-ориентированный подход был запущен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806. Этим документом установлены правила отнесения деятельности юрлиц (ИП) и используемых ими объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности, приведены виды проверок, которые необходимо осуществлять с применением риск-ориентированного подхода. В перечень попали и проверки, проводимые Госпожнадзором.

Но ведь сейчас действуют «надзорные каникулы» для малого бизнеса?

Действительно, на трехлетний период (с 2016 по 2018 гг.) установлен мораторий на проведение плановых неналоговых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Интересно, что «надзорные каникулы» были введены Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ, который ввел и такое понятие, как риск-ориентированный подход. Согласно этому закону риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля в обязательном порядке применяется с начала 2018 года. Однако Правительству РФ дано право досрочно определить те виды деятельности, в которых указанный подход может применяться раньше установленной даты. Правительство воспользовалось этим правом и «запустило» риск-ориентированный подход в систему «пожарных» проверок.

Как часто будут проходить «пожарные» проверки по новым правилам? Периодичность плановых проверок зависит от присвоенного класса риска, например:

  • для категории высокого риска - один раз в 3 года;
  • для категории значительного риска - один раз в 4 года;
  • для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 7 лет;
  • для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет;
  • для категории низкого риска - плановые проверки не проводятся.
Эти сроки установлены в приложении N 9 к регламенту МЧС.

Как будет определяться класс риска?

При присвоении объектам различных категорий риска учитываются тяжесть возможных негативных последствий несоблюдения на объекте противопожарных требований. Так, например, объекты дошкольного, начального и среднего образования, детские лагери считаются объектами высокой категории риска, а офисные здания высотой менее 15 метров или кафе, рассчитанные на 50 человек - объектами умеренного риска. Порядок ведения перечней таких объектов установлен п. 28-30 регламента МЧС.

Каким образом проверяемое лицо может узнать о грядущей проверке?

О проведении плановой проверки лицо, в отношении которого она проводится, должны уведомить не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала (п. 59 регламента МЧС). Копию документа могут направить либо по почте заказным отправлением, либо с помощью электронной почты, причем отправлен должен быть электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью.

Как долго может продолжаться проверка?

По общему правилу, срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней (п. 26 регламента МЧС). По результатам проверок должен быть составлен акт.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение пожарной безопасности? За непосредственно нарушение требований пожарной безопасности в зависимости от характера правонарушения организацию могут оштрафовать на сумму от 150 тыс. до 500 тыс. рублей (ст. 20.4 КоАП РФ), а за неисполнение в срок предписания пожарного инспектора - на сумму от 70 тыс. до 80 тыс. рублей (часть 12 ст. 19.5 КоАП РФ).

Пожарный инспектор, как специалист техники безопасности, имеет свои особенности работы, которые характеризируют его деятельность. Подобные факторы сосредоточенны в сфере рассмотрения определенных пунктов, которые свойственны соблюдению правил безопасности, в частности предотвращения опасности возникновения пожара.

Итак, на что обращает внимание пожарный инспектор при проверке:

Проверка планов эвакуации. Каждое общественное учреждение обязано иметь соответствующие подробные планы эвакуации на случай возникновения пожароопасных ситуаций, которые помогут сотрудникам беспрепятственно выйти из здания. В случае отсутсвия планов эвакуации администрация организации может быть подвержена .

Проверка имеющейся пожарной сигнализации. Именно она должна сообщать всем находящимся в здании людям о соответствующей пожарной опасности и вынудить их покинуть помещения до возникновения несчастных случаев. Отсутствие данной системы безопасности также карается штрафными санкциями.

Наличие специальной инструкции по пожарной безопасности, которую должны внимательно прочесть и подписать все сотрудники предприятия. В ней должно быть освещено все нюансы обращения с электрическими предметами, приборами и другими автоматизированными средствами, которые могут вызывать замыкания в электросети и привести к возникновению пожара.

Проверка имеющихся средств для первичного тушения пожара, в которые входят песок, лопаты, топор, огнетушители с указанным сроком годности. Стоит отметить, что подобный комплект должен быть практически на всех этажах здания и гарантирует отсутствие несчастных случаев, если его вовремя использовать.

Наличие внутренних пожарных кранов и их комплектацию пожарными рукавами. Они должны не иметь никаких выраженных признаков дефектов или деформаций, которые впоследствии смогут привести к возникновению несчастных случаев. Стоит отметить, что изгибы и другие негативные элементы состояния пожарного рукава способны оборвать его под высоким давлением воды.

Проверка специальной пропитки всех имеющихся оконных проемов, дверей и стеллажей. Их деревянная основа не должна гореть, тем самым помогая предотвратить возникновения пожароопасных ситуаций. Кроме этого, они не должны под воздействием высоких температур выделять опасные токсины или неприятный запах, который сможет пагубно воздействовать на человеческий организм.

Наличие непредвиденных препятствий на эвакуационном пути. К ним можно отнести разнообразные решетки, складируемые стройматериалы, мусор, который не пресекает доступ к аварийному выходу. В случае возникновения реальной опасности все они смогут препятствовать нормальному прохождению сотрудников общественной организации к безопасному выходу, который также должен быть оснащен специальной светящейся вывеской.

Просмотр планировки здания и отсутствие каких-либо вмешательств в нее со стороны администрации. В случае их наличия и несогласованности с надлежащими инстанциями предполагается наложение штрафных санкций.

Наличие таких аксессуаров системы пожарной безопасности, как электрические фонари или аварийного освещения. С их помощью сотрудники или посетители общественного здания смогут беспрепятственно найти необходимый пожарный выход и проследовать к нему. Стоит отметить, что освещение зачастую не предусмотрено в зданиях без дополнительного государственного финансирования.

Проверка наличия специально оборудованных помещений для курения и наличие там урн и пепельниц. Согласно законодательству, подобные места для отдыха сотрудников должны быть у каждого общественного учреждения.

В случае специально установленных противопожарных дверей, обязательно проверить всю документацию, подтверждающую их качество и надежность. В случае невыполнения ими своих непосредственных функций и возникновения несчастного случая ответственность будет нести администрация и пожарный инспектор, который проводил соответствующую проверку.

Проверка имеющихся табличек с необходимой фамилией того, кто ответственный за пожарную безопасность. Именно этот человек обязан проводить контроль за соблюдением всех основных правил техники безопасности и проверку после окончания рабочего дня отключение электрических приборов.

Использование разнообразных каминов, чайников и других предметов в не отведенных для этого местах. Стоит отметить, что подобные аксессуары категорически запрещены в общественных зданиях, которые характеризируются наличием большого количества макулатуры, таких как библиотеки или специализированные архивы.

Проверка проводки, а именно наличие скруток, дефектов или деформаций, которые способны стать непосредственным источником короткого замыкания, а тем самым, и возгорания. Все признаки постороннего вмешательства в работоспособность электрических сетей, без ведома пожарной инспекции, должны тщательно документироваться и являются основой для штрафных санкций.

Эти пункты являются основными этапами деятельности пожарного инспектора, от исполнения которых непосредственно зависит проверяемого объекта.

Необходимая документация при проверке.

Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность в организации.

Приказ о порядке проведения противопожарных инструктажей.

Приказ о назначении ответственного лица за первичные средства пожаротушения.

Приказ о назначении ответственного лица за проведение пожароопасных работ.

Приказ о назначении ответственного лица за электрохозяйство.

Приказ о определении и оборудовании мест для курения.

Приказ о порядке обесточивания электрооборудования.

Приказ о порядке осмотра и закрытия помещений.

Приказ о порядке уборки горючих отходов и пыли.

Журнал учета проверок контролирующими органами.

Журнал проверки производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

Журнал регистрации инструктажей по пожарной безопасности.

Эксплуатационный паспорт огнетушителя.

Журнал ТО огнетушителей.

Журнал учета первичных средств пожаротушения.

Журнал учета пожарных кранов.

Журнал проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных насосов и щитов.

Инструкция для ответственного за пожарную безопасность помещения.

Инструкция о мерах пожарной безопасности на предприятии.

Инструкция по техническому обслуживанию огнетушителей.

Инструкция по эксплуатации пожарного водопровода.

Памятка сроки проверки и перезарядки огнетушителей.

Нормы пожарной безопасности обучение мерам пожарной безопасности работников.

Нормы оснащения помещений переносными огнетушителями.

Акт проверки огнезащитной пропитки.

Заявка на перезарядку огнетушителей.

Порядок действий сотрудников в случае возникновения пожара.

Порядок закрытия производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

План противопожарных мероприятий на год.

Журнал отработки плана эвакуации.

Полный комплект необходимых документов (приказы, инструкции, журналы по ПБ, положения, рекомендации) Вы можете приобрести на нашем сайте. Потратив совсем немного времени, Вы получите готовые документы по пожарной безопасности.

В сентябре 2017 изменились пожарные правила и усилилось внимание пожарных инспекторов. Чтобы не попасть под суд и штрафы, подготовьтесь заранее.

В каких случаях МЧС проверит организацию по пожарной безопасности

МЧС проверяет предприятия по плану проверок и вне плана проверок.

План проверок на следующий год утверждают в декабре текущего года.

По плану проверок проверяют все предприятия, кроме:

  • предприятий, которые отнесли к категории низкого риска;
  • предприятий, а также филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений предприятий на территории Крыма и Севастополя с периодичностью плановых проверок один раз в три года — до 1 января 2018 года;
  • субъектов малого предпринимательства — до 31 декабря 2018 года.

Внимание: не исключают из плана проверок субъекты малого предпринимательства в социальной сфере, а также в сфере:

  • здравоохранения;
  • образования;
  • теплоснабжения;
  • электроэнергетики;
  • энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Специальную периодичность плановых проверок установили для предприятий в сферах образования и медицины. Периодичность проверок:

  • для предприятий, которые оказывают амбулаторно-поликлиническую, стационарную и санаторно-курортную медицинскую помощь, — не чаще одного раза в два года;
  • учреждений дошкольного, начального общего, основного общего и среднего полного общего образования, а также учреждений, которые предоставляют социальные услуги с проживанием, — не чаще одного раза в год;
  • детских лагерей — один раз перед началом каникул.

Для остальных предприятий периодичность плановых проверок зависит от категории риска предприятия. Предприятия:

  • с высоким риском проверят один раз в три года;
  • значительным риском — один раз в четыре года;
  • средним риском — не чаще одного раза в семь лет;
  • умеренным риском — не чаще одного раза в 10 лет.

Такие правила следуют из пункта 10 статьи 1 Закона от 29 декабря 2014 г. № 20-ФКЗ, части 9 статьи 9, частей 1-2 статьи 20 и части 1 статьи 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, пункта 21 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290, пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением РФ от 17 августа 2016 г. № 806, постановления Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944.

Вне плана МЧС придет, если предприятие не выполнило в срок предписание по пожарной безопасности либо если на территории, где располагается предприятие, установили особый противопожарный режим.

Дополнительное основание для внеплановой проверки МЧС по пожарной безопасности — если ранее пожарный надзор не смог провести проверку предприятия и составил об этом акт.

Также пожарный инспектор придет, если в МЧС поступили:

  • сообщение от предприятия о том, что ввели в эксплуатацию объект защиты или изменили его класс функциональной пожарной опасности;
  • информация от граждан, организаций, органов власти, СМИ о нарушении требований пожарной безопасности на предприятии;
  • поручение Президента РФ, Правительства РФ о проведении проверки;
  • требование прокурора провести проверку.

Это следует из части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и пункта 67 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 30 ноября 2016 г. № 644; далее — Административный регламент от 30 ноября 2016 г. № 644 от 30 ноября 2016 г. № 644.

На что обратит внимание МЧС при проверке пожарной безопасности: таблица контрольных вопросов

МЧС при плановой проверке пожарной безопасности использует проверочные листы. Уже известные формы проверочных листов.

Самое главное, на что обратит внимание пожарный инспектор:

Что проверит инспектор

На что инспектор обратит внимание

Документы по пожарной безопасности

Приказы о соблюдении правил пожарной безопасности и о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность, инструкции по пожарной безопасности, акты об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стеллажей и т. д.

План эвакуации

Планы эвакуации на всех этажах здания, в том числе соответствуют ли планы фактическому расположению:

  • помещений;
  • средств предупреждения;
  • средств пожаротушения;
  • средств связи

Средства пожарной автоматики

Средства:

  • пожарной автоматики;
  • сигнализации;
  • оповещения;
  • пожаротушения;
  • дымоудаления.

Инспектор попросит показать ему акты проверки работоспособности пожарной автоматики

  • отработки планов эвакуации;
  • учета огнетушителей;
  • технического обслуживания огнетушителей;
  • вводного противопожарного инструктажа;
  • противопожарного инструктажа на рабочем месте;
  • отработки планов эвакуации и т. д.

Средства пожаротушения

Первичные средства пожаротушения и их исправность. Инспектор проверит бирку на огнетушителе со сроком последней перезарядки

Пожарный водопровод

Внутренний пожарный водопровод и акт его последней проверки

Знаки пожарной безопасности

Знаки пожарной безопасности с местонахождением:

Эвакуационные пути и выходы

Захламленность эвакуационных путей, выходов, подвалов, чердаков;

достаточность ширины и высоты эвакуационных выходов;

количество эвакуационных выходов

Инспектор проверит, нет ли глухих решеток, которые могут помешать эвакуации людей либо доступу пожарным в здание в случае пожара

Электросети и аварийное освещение

Состояние электросетей и электробезопасности, в том числе:

  • акт замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств;
  • аварийное освещение;
  • электрические фонари у дежурного персонала;
  • электрощитовые;
  • скрутки в проводах и т. п.

Места для курения

На открытом воздухе:

  • знак «Место для курения»;
  • пепельница;
  • фонарь.

В помещении:

  • знак «Место для курения»;
  • плотно закрывающаяся дверь;
  • пепельница;
  • лампа освещения;
  • огнетушитель;
  • приточно-вытяжная вентиляция

При внеплановой проверке пожарный надзор проверит вопросы в соответствии с предметом проверки. Пожарный надзор не вправе требовать информацию, которая не относится к предмету проверки.

Какие документы запросит МЧС

В том числе инспектор может запросить:

  • учредительные документы;
  • приказы о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, и их должностные инструкции;
  • декларацию пожарной безопасности;
  • техническую документацию по вопросам энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты;
  • договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;
  • технологическую документацию, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными НПА, которые содержат требования пожарной безопасности;
  • договоры аренды, лизинга, иные гражданско-правовые договоры, которые подтверждают право владения, пользования или распоряжения объектом защиты на законных основаниях;
  • договоры на выполнение работ, которые подлежат лицензированию в области пожарной безопасности, для определения ответственных за пожарную безопасность объекта;
  • лицензию предприятия, которое выполняло на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
  • сертификаты соответствия или декларации соответствия на продукцию, которую выпускает или реализует предприятие.

Какова процедура проверки МЧС пожарной безопасности

Пожарный надзор проводит исключительно выездные проверки (п. 55 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644).

Пожарный надзор проводит плановые и внеплановые проверки по распоряжению о проверке, которое издают по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

Из распоряжения узнайте вид проверки — плановая, внеплановая, имя и должность инспектора, предмет проверки — что будут проверять, срок проверки и т. п.

Копию распоряжения инспектор предъявит, когда приедет на предприятие, вместе со своим служенным удостоверением.

Внеплановые проверки пожарный надзор согласует с прокуратурой. Внеплановые проверки по жалобе о нарушении правил пожарной безопасности проводят без согласования с прокуратурой, в нее направляют только уведомление в течение 24 часов после начала проверки (п. 68 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644).

О плановой проверке пожарный инспектор предупредит не позднее чем за три рабочих дня (п. 59 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644).

О внеплановой проверке пожарный инспектор предупредит не позднее чем за 24 часа до ее начала. Если внеплановую проверку проводят по жалобе, сообщению о реконструкции или в связи с ранее не проведенной проверкой, то инспектор не сообщит о проверке (п. 73 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644, ч. 16-17 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Продолжительность проверки предприятий не должна превышать 20 рабочих дней. Для малых предприятий общий срок плановых выездных проверок всеми контролирующими органами не может превышать в год:

  • 50 часов — для малого предприятия;
  • 15 часов — для микропредприятия.

По результату проверки инспектор составит акт, а если выявит нарушения, то еще предписание и постановление об административном наказании.

Сроки предписания для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности инспектор пожарного надзора установит с учетом:

  • характера нарушения;
  • имущественного и финансового положения;
  • организационных и технических условий, которые влияют на устранение нарушений.

Что грозит организации и ее ответственным сотрудникам по итогам проверки МЧС по пожарной безопасности

Если по результатам проверки пожарной безопасности инспектор выявит нарушения, то на предприятие и ответственных за пожарную безопасность должностных лиц наложат штраф. В исключительных случаях деятельность предприятия могут приостановить до 90 суток.

Если нарушение правил пожарной безопасности повлекло вред здоровью или смерть работников, ответственным работникам грозит уголовная ответственность.

Подробнее о размере штрафа и виде наказания см. в таблице.

Как обжаловать результаты проверки МЧС по пожарной безопасности: пошаговый алгоритм

Обжаловать результаты проверки пожарного надзора можно в административном и судебном порядке.

Как обжаловать результаты проверки в административном порядке

Чтобы обжаловать результаты проверки, обратитесь к должностному лицу, которое выдало распоряжение о проверке, либо руководителю вышестоящего органа государственного пожарного надзора.

Внимание: если одновременно обратиться в вышестоящий орган пожарного надзора и в суд, то жалобу рассмотрит только суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Жалобу составьте в произвольной форме. Укажите в ней действия пожарного инспектора, с которыми не согласны, и приложите к ней подтверждающие документы. Направьте жалобу в течение 15 дней после принятия инспектором действия, которое обжалуете (п. 128 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644).

Жалобу рассмотрят в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Действия пожарного инспектора признают правомерными или неправомерными, а жалобу удовлетворят полностью или частично либо откажут в удовлетворении с указанием причин.

Как обжаловать результаты проверки в судебном порядке

Предписание пожарного инспектора и постановление об административном наказании оспаривайте в суде отдельно.

Представлять интересы организации в суде вправе адвокат или лицо с высшим юридическим образованием. В суде он предъявляет документ об образовании (ст. 55 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Предписание — это решение должностного лица органа государственной власти. Такие решения оспаривают в судах общей юрисдикции (подп. 2 ч. п. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ). Заявление об оспаривании предписания подайте в районный суд по местонахождению пожарного надзора.

Постановление — это документ, который инспектор выносит по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении. Жалобу на постановление подайте в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Дело рассматривают по месту совершения административного правонарушения — по местонахождению предприятия.

В исковом заявлении об оспаривании предписания или постановления, укажите, что инспектор грубо нарушил правила организации и проведения проверки. Перечень грубых нарушений проверки указан в части 2 статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Основания для отмены результатов проверки, проведенной с нарушениями Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, см. здесь.

Если суд отменит результаты проверки, то также он отменит предписание и постановление.

Внимание: в исковом заявлении попросите суд приостановить срок исполнения предписания.

Сам факт оспаривания предписания в суде не приостановит срок его исполнения. Если суд удовлетворит просьбу, он вынесет соответствующее определение.

Дополнительные основания для отмены постановления:

1. Инспектор пожарного надзора неправильно составил протокол. Протокол, а также объяснения и сведения из протокола — это основные доказательства по делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Если инспектор нарушил процедуру составления протокола, он не будет надлежащим доказательством.

2. Инспектор нарушил срок давности — один год с момента нарушения правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Исключение — длящиеся нарушения, при которых сроки давности исчисляют с момента их выявления инспектором.

3. Инспектор не доказал факт вины или нарушение требований пожарной безопасности. Инспектор обязан выяснить виновность нарушителя (ст. 26.1 КоАП РФ). Лицо признают виновным, если он мог соблюсти обязательные правила, но не принял необходимых мер (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Инспектор обязан доказать вину. Если у инспектора нет доказательств, то суд отменит постановление.

4. Пожарный инспектор не известил лицо, которое он наказывает, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Эта обязанность установлена пунктом 2 части 1 статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

5. К ответственности привлекли не то должностное лицо. Например, если наказали специалиста по охране труда, но он не является ответственным по пожарной безопасности, то укажите это в исковом заявлении (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

6. Инспектор квалифицировал нарушение неправильно.

7. Малозначительность нарушения. Малозначительное правонарушение — то, которое не представляет существенного нарушения общественных правоотношений (ст. 2.9 КоАП РФ).

Если нет оснований, чтобы оспорить постановление, включите в исковое заявление просьбу о снижении размера штрафа до минимального уровня (п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).