Раскройте правовое положение юридических лиц с. Сущность и особенности, правовое положение юридических лиц. Некоммерческие организации представлены в ГК потребительскими кооперативами, общественными или религиозными объединениями, учреждениями, фондами, -

Правовое положение юридических лиц в МЧП раскрывается через категории «личного статута» и «национальности». Под личным статутом понимают объем правоспособности юридического лица в соответствующем государстве. В содержание этого понятия включаются вопросы образования, деятельности, прекращения деятельности юридического ли­ца, взаимоотношении между учредителями, порядка получения и распре­деления прибыли, расчетов с бюджетом и другие.

В каждой правовой системе личный статут имеет своё содержание. В Российской Федерации личный статут, определяемый для российских юридических лиц, закрепляется в нормах ГК РФ. В Основах закрепляется положение о выборе правопорядка для регламентации личного статуса иностранных юридических лиц: согласно ст. 161 ГК РФ, личный статут иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Таким образом, вопрос о том, чем «заполнен» статус иностранного юридического лица, решается по материальному праву соответствующего иностранного государства.

«Национальность» юридического лица - это принадлежность юридического лица к определенному государству. Этот термин используется для определения правовой связи юридического лица с государством: отчисления на­логов; создания ее стороны государства правового регулирования в от­ношении тех вопросов, которые составляют содержание личного статуса. В случае, если, например, юридическое лицо является российским, то личный статус его будет определяться российским правом; для французского - применимо французское право и т.п.

Необходимо подчеркнуть, что термин «национальность» является условным и не показывает наличия в данном юридическом лице иностран­ного капитала или вхождения иностранцев в состав учредителей. Подобные «осложнения» юридического лица иностранным элементом не изме­няют его национальности.

Понятия «личного статуса» и «национальности» взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статуса зависит от того, какую на­циональность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе су­ществуют свои критерии определения национальности и содержатся раз­ные коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособ­ность (личный статус) юридических лиц.

Различают следующие наиболее распространенные критерии опре­деления национальности (или часто именуемые в юридической литературе - доктрины определения национальности):

· критерий инкорпорации: юридическое лицо имеет национальность государства, в котором оно зарегистрировано;

· критерий оседлости: юридическое лицо имеет национальность го­сударства, где находятся правление или главные органы управления юридическою лица;


· критерий деятельности: юридическое лицо имеет национальность того государства, в котором оно осуществляет свою деятельность (извле­кает прибыль, получает доходы, делает налоговые отчисления);

· критерий контроля: юридическое лицо имеет национальность того государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица.

На практике возможно сочетание различных критериев для определе­ния вопросов, связанных с деятельностью юридического лица. Как пра­вило, подобные вопросы получают юридическое закрепление в двусторонних торговых соглашениях (в большинстве своем, по вопросам избежания двойного налогообложения).

В Российской Федерации применяется принцип инкорпорации: лю­бое юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, считает­ся российским, то есть имеет «российскую» национальность. При этом встречающееся в настоящее время в обиходе, а ранее в нормативных ак­тах такое понятие, как «совместное предприятие», означает лишь учреж­дение данного предприятия российскими и иностранными лицами и на­личие в уставном фонде такого предприятия иностранного капитала. На­циональность «совместного предприятия», так же, как и любого пред­приятия, учрежденного только иностранцами (или имеющего в уставном фонде только иностранный капитал) на территории РФ, будет россий­ской, поскольку данное юридическое лицо зарегистрировано (внесено в Государственный реестр) на территории РФ.

Принцип инкорпорации в Российской Федерации нашел отражение в ст.161 ГК РФ, в которой содержится положение о том, что гражданская правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Следовательно, если юридиче­ское лицо учреждено в Российской Федерации, то его правоспособность будет определяться по российскому праву и юридическое лицо будет иметь российскую национальность..

Разные принципы определения национальности юридического лица на практике порождают проблему в правовом регулировании деятельно­сти юридических лиц. Эта проблема в МЧП именуется «коллизией коллизий».

«Коллизия коллизий» - это понятие, используемое в МЧП для обозна­чения ситуации, когда одни и те же фактические обстоятельства в раз­ных правовых системах имеют различное регулирование.

Существование «коллизии коллизий» обусловлено наличием в зако­нодательстве разных государств таких коллизионных норм, которые имеют одинаковый объем и разные коллизионные привязки. Так, например, практически во всех правовых системах предусмотрены коллизион­ные нормы, определяющие выбор права для установления правоспособности юридических лиц. Однако, как было показано ранее, сами колли­зионные принципы (соответствующие правила выбора права) имеют различное содержание.

«Коллизия коллизий» проявляется как в виде «положительной» коллизии (когда одно правоотношение может быть урегулировано несколь­кими правовыми системами), так и в виде «отрицательной» (в том случае, когда ни одна из правовых систем не является «компетентной» для регу­лирования конкретного правоотношения).

При положительной коллизии на определение национальности юридического лица «претендуют» две правовые системы. Например, в усло­виях, когда юридическое лицо, зарегистрированное в России (где призна­ется принцип «инкорпорации») осуществляет свою деятельность на тер­ритории Франции (где существует принцип «оседлости»).

При отрицательной коллизии получается, что юридическое лицо вообще не имеет национальности: когда, например, юридическое лицо за­регистрировано во Франции, а осуществляет свою деятельность на тер­ритории России.

Преодоление «коллизии коллизий» в большинстве случаев осуществ­ляется путем заключения международных договоров, содержащих нор­мы о подчинении деятельности юридического лица конкретной правовой системе (по вопросам налогообложения, регистрации акций, порядка формирования уставного фонда и т.п.).

Иногда бывает недостаточным указать только национальность юридического лица, необходимо ещё определить, по какому принципу национальность установлена. Это может понадобиться, например, в контракте в случае, когда стороны указывают, что договор заключается между российским и французским (или другим иностран­ным) юридическим лицом. Чтобы впоследствии у арбитра не возникло вопроса, согласно какой доктрине лицо является российским или фран­цузским, необходимо дать дополнительные характеристики относитель­но национальности (в частности, указать, какое правило стороны избра­ли для определения национальности).

В юридической литературе в качестве разновидности юридичес­ких лиц, участвующих в отношениях, регулируемых МЧП, часто назы­вают «международные юридические лица». При этом к ним относят транснациональные корпорации, транснациональные организации, консорциумы и т.п. В связи с этим необходимо заметить, что само по­нятие «международные юридические лица» является условным и его ис­пользование в МЧП не всегда считается обоснованным. Дело в том, что «международность» - это категория, показывающая наличие «иност­ранного элемента». В транснациональных корпорациях, компаниях «международность» означает деятельность предприятии, имеющих об­щую целевую направленность, на территории нескольких государств. Что касается национальности, то для каждого предприятия, входящего в транснациональную корпорацию, она всё равно будет определяться и соответствии с вышеизложенными правилами (согласно доктрине ин­корпорации, доктрине оседлости, центра эксплуатации и т.п.). Учиты­вая это, терминологическая нагрузка в виде понятия «международное» применительно к транснациональным корпорациям создает ложное представление об отсутствии национальности у подобных видов юридических лиц.

Аналогично решается вопрос и с международными неправительствен­ными организациями. Созданные на территории определенного государства, они подчиняются правовому регулированию, установленному зако­нодательством этого государства, независимо оттого, что деятельность этих организаций носит международный характер, так как затрагивает интересы многих государств.

Так, например, Ассоциация международного сотрудничества «Безопасность предпринимательства и личности» включает организации и предприятия, действующие на территории России, США и ряда государств Западной Европы.

При этом организацион­но-правовые формы юридических лиц и их личный статут определяются правовой системой конкретного государства: в частности, личный статут российского агентства коммерческой безопасности «Альтернатива-М», созданного в 1994 году, определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Большую роль в развитии международных экономических отношений играют иностранные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории России.

"Налоги" (газета), 2009, N 7

Одним из основных условий функционирования юридического лица является его государственная регистрация. Обязательность осуществления государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица отражена в нормах действующего законодательства Российской Федерации.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК РФ). Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 1 ст. 13 Федерального закона о государственной регистрации).

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ). С этого момента возникает правоспособность юридического лица, т.е. возможность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности данного юридического лица, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины (ст. 12 Федерального закона о государственной регистрации).

В.В. Долинская подчеркивает, что при регистрации юридических лиц обязательно представляются их учредительные документы, в связи с чем иногда говорят не о регистрации субъекта права, а о регистрации этих документов и фирмы (фирменного, торгового наименования) <1>. По мнению И.В. Зыковой, новацией российского законодательства в данной сфере является отсутствие регистрации учредительных документов создаваемой организации <2>.

<1> См.: Долинская В.В. Понятие, порядок и проблемы государственной регистрации // Закон. 2006. N 2. С. 7 - 8.
<2> См.: Зыкова И.В. Юридические лица: Создание, реорганизация, ликвидация. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007. С. 77.

В гражданском праве России учредительными называются документы, имеющие нормативное значение, которые определяют статус конкретного юридического лица как субъекта права, участника гражданско-правовых, трудовых, налоговых и иных правоотношений, а также взаимоотношения учредителей (участников) юридического лица между собой и с соответствующим юридическим лицом <3>.

<3> См.: Тихомиров М.Ю. Учредительные документы юридических лиц: практическое пособие. М., 2003. С. 14.

Перечень учредительных документов, необходимых для учреждения юридического лица, предусмотрен ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством на основе учредительного договора создаются полные и коммандитные товарищества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, некоммерческие объединения юридических лиц. Кроме того, учредительный договор может быть использован при создании некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации. При этом следует учесть, что учредительный договор является единственным учредительным документом для полных и коммандитных товариществ. Для остальных указанных организационно-правовых форм юридического лица наряду с учредительным договором требуется устав.

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем (п. 1 ст. 52 ГК РФ).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" учредители общества заключают учредительный договор и утверждают устав общества. Учредительный договор и устав общества являются учредительными документами общества.

Как справедливо отмечает В.В. Залесский, наличие и учредительного договора, и устава отличает общества с ограниченной ответственностью от других организационно-правовых форм юридических лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, и предопределяет совмещение характерных признаков хозяйственных товариществ и акционерных обществ. По своей правовой природе договор, заключенный учредителями общества, представляет собой не только договор о создании общества, но и документ, содержащий нормы, регулирующие взаимоотношения учредителей друг с другом и учредителей с созданным обществом на период его существования. В отличие от хозяйственных товариществ общество может быть создано одним лицом, что влечет за собой отсутствие учредительного договора. Для обществ с одним учредителем установлен один учредительный документ - это устав <4>.

<4> См.: Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". М., 1998. С. 35 - 36.

Как отмечает Е. Суханов, поскольку учредители общества не обязаны участвовать в его деятельности, появляется необходимость иметь специальные органы этого юридического лица, компетенция которых может быть установлена только уставом. Отсюда наличие у данного общества двух учредительных документов - учредительного договора и устава. Устав утверждается учредителями после подписания учредительного договора и в этом смысле становится частью последнего <5>.

<5> См.: Суханов Е. Юридические лица // Хозяйство и право. 1995. N 3. С. 15.

В учредительном договоре учредители общества обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительным договором определяются также состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества (п. 1 ст. 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Учредительный договор заключается в простой письменной форме и подписывается всеми учредителями общества. По мнению М.Ю. Тихомирова, это не лишает учредителей права придать ему и нотариальную форму <6>.

<6> См.: Тихомиров М.Ю. Общество с ограниченной ответственностью: порядок создания // Законодательство и экономика. 2007. N 12.

М.Ю. Тихомиров подчеркивает, что из законодательства не вытекает обязательность нотариального удостоверения договора и придание ему нотариальной формы зависит только от усмотрения учредителей общества. Поэтому органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, не вправе требовать от учредителей общества нотариального удостоверения такого договора <7>.

<7> См.: Там же.

Как отмечает В.В. Залесский, учредительный договор, заключенный учредителями и действующий наряду с уставом, определяет правовое положение общества, с одной стороны, а с другой - содержит в себе черты договора о совместной деятельности по созданию юридического лица <8>. По мнению П.А. Панкратова, учредительный договор - одна из разновидностей договора о совместной хозяйственной деятельности. Характерная особенность данного договора состоит в том, что его объектом является совокупность прав и обязанностей в отношении организации и деятельности вновь создаваемого юридического лица. Этим учредительный договор отличается от договора простого товарищества, когда участники соглашения обязуются действовать сообща в достижении единой хозяйственной цели, но без создания юридического лица <9>.

<8> См.: Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". М., 1998. С. 39.
<9> См.: Панкратов П.А. Учредительный договор с участием иностранных юридических и физических лиц // Вестник Московского университета. 1992. N 3. С. 45 - 46.

Устав общества должен содержать: полное и сокращенное фирменное наименование общества; сведения о месте нахождения общества; сведения о составе органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; сведения о размере уставного капитала общества; сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества; права и обязанности участников общества; сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества; сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу; сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам; иные сведения, предусмотренные Законом (п. 2 ст. 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Устав общества может также содержать иные положения, которые не противоречат Закону об обществах с ограниченной ответственностью и иным федеральным законам.

Как справедливо отмечает В.В. Залесский, этот обязательный минимум сведений в уставе может дополняться любыми положениями, не противоречащими законодательству <10>.

<10> См.: Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". М., 1998. С. 40.

Как утверждает А.А. Кыров, по сравнению с учредительным договором устав общества обладает большей юридической силой. Поэтому его положения подлежат преимущественному использованию <11>.

<11> См.: Кыров А.А. Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 47.

Учредительным документом акционерного общества является устав. Как отмечает Е. Суханов, учредительный договор здесь не заключается, ибо это физически невозможно при наличии большого числа акционеров. В данном случае может заключаться лишь договор учредителей о создании такого общества, т.е. договор об их совместной деятельности, утрачивающий силу с момента достижения своей цели - создания соответствующего акционерного общества <12>.

<12> См.: Суханов Е. Юридические лица // Хозяйство и право. 1995. N 3. С. 19.

Мнения современных российских ученых сводятся к тому, что устав юридического лица является локальным нормативным актом.

Как пишет В.В. Долинская, устав является локальным нормативным документом и носит обязательный характер для самого общества и его акционеров. Правоприменительная практика исходит из обязательности устава общества и для третьих лиц, вступающих с ним в правоотношения <13>. По мнению Д.В. Ломакина, устав акционерного общества, будучи локальным нормативным актом, регламентирует деятельность общества, которое обязано соблюдать его положения <14>. Как отмечает И.В. Елисеев, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом <15>. Как утверждает А.А. Кыров, устав представляет собой локальный нормативный акт, регулирующий корпоративные отношения <16>.

<13> См.: Долинская В.В. Акционерное право. М., 1997. С. 252.
<14> См.: Ломакин Д.В. Акционерное правоотношение. М., 1997. С. 21.
<15> См.: Елисеев И.В. Юридические лица // Гражданское право: учебник. Т. 1. 6-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2002. С. 160.
<16> См.: Кыров А.А. Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2007. С. 47.

По мнению Д. Степанова, назначение устава - конструирование и поддержание юридического лица, поэтому законом всегда устанавливается минимальный набор сведений, которые должны в нем присутствовать <17>. По мнению М.Ю. Тихомирова, главное назначение устава - юридическая индивидуализация соответствующего акционерного общества в качестве субъекта права, самостоятельного и конкретно определенного участника гражданского оборота <18>.

<17> См.: Степанов Д. Правовая природа устава юридического лица // Хозяйство и право. 2000. N 6. С. 49.
<18> См.: Тихомиров М.Ю. Акционерное общество: Статус, порядок учреждения и государственной регистрации. М.: Изд. М.Ю. Тихомирова, 2007. С. 96.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации устав акционерного общества помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 Кодекса, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В уставе акционерного общества должны также содержаться иные сведения, предусмотренные Законом об акционерных обществах (п. 3 ст. 98 ГК РФ).

Согласно ст. 11 Федерального закона "Об акционерных обществах" устав общества должен содержать следующие сведения: полное и сокращенное фирменное наименование общества; место нахождения общества; тип общества (открытое или закрытое); количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа); размер уставного капитала общества; структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений; порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно; сведения о филиалах и представительствах общества; иные положения, предусмотренные законом (п. 3 ст. 11 Закона об акционерных обществах).

Т.Е. Глушецкий условно разделяет на три группы положения, содержащиеся в Законе об акционерных обществах. Первую составляют положения, предоставляющие читателю устава основную информацию об акционерном обществе. Вторая группа состоит из положений, создающих, наряду с действующим законодательством, нормативную базу для формирования и функционирования органов общества, для регулирования взаимоотношений между акционерами общества, а также между акционерами и органами общества. В третью группу входят положения устава, в отличие от первой и второй групп прямо не предусмотренные законом и включаемые по усмотрению акционеров, например индивидуальные для каждого акционерного общества требования к кандидатам в органы управления и контроля общества. Зачастую указанные нормы вносятся в устав по требованиям органов, осуществляющих государственную регистрацию, или различных контролирующих органов <19>.

<19> См.: Глушецкий Т. Требования к содержанию устава закрытого акционерного общества // Право и экономика. 1999. N 5. С. 8.

Как отмечает Г.С. Шапкина, учредители вправе включить в устав пункты, специально законом не предусмотренные. Содержащиеся в уставе положения могут быть разделены на положения информационного и нормативного характера <20>.

<20> См.: Шапкина Г.С. Комментарий к Федеральному закону об акционерных обществах. М., 1996. С. 39.

К информационным положениям Г.С. Шапкина относит наименование общества, его местонахождение, тип общества (открытое или закрытое), сведения об акциях, размещаемых им, размер уставного капитала и др. К правовым положениям относит права акционеров, организационное строение общества, структуру органов управления, полномочия и порядок деятельности общего собрания акционеров и др. <21>.

<21> См.: Там же. С. 39 - 40.

Резюмируя сказанное, представляется возможным сформулировать несколько концептуальных положений.

Учредительные документы юридических лиц - нормативные документы, определяющие права, обязанности, ответственность определенного юридического лица, являющегося субъектом права и вступающего в различные правоотношения.

Юридическое лицо вступает в правоотношения на основании устава, учредительного договора и устава, учредительного договора, общего положения. Данные документы имеют свою внутреннюю структуру и содержат помимо основных, обязательных, положений, определяемых законодателем, и дополнительные, определяемые участниками юридического лица.

Л.И.Сокол

Старший преподаватель

кафедры "Юриспруденция"

филиала Дальневосточного государственного

технического университета

в г. Петропавловске-Камчатском

В международном частном праве существуют образования, которые наряду с физическими лицами выступают в качестве субъектов частноправовых отношений. Ими являются российские юридические лица и иностранные организации.

Российское юридическое лицо – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством России

Иностранная организация – юридическое лицо или организация в иной правовой форме, созданные в соответствии с правом иностранного государства. Как видно из этого определения, иностранные организации могут иметь статус юридического лица или нет.

Для участия иностранной организации в частноправовых отношениях она должна быть признана на территории другого государства в качестве субъекта таких правоотношений, а также быть допущена к осуществлению экономической деятельности.

Юридическое лицо – организация, которая обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Однако в праве разных государств неодинаково решается вопрос о том, какая организация имеет статус юридического лица, а какая – нет. Например, по праву Великобритании полное товарищество не является юридическим лицом, а по законодательству России и Франции – имеет такой статус. Более того, юридическое лицо может быть учреждено в организационно-правовой форме, не известной праву другого государства. Например, транспортные предприятия и сберегательные кассы по немецкому праву являются юридическими лицами публичного права, хотя такая организационно-правовая форма не известна российскому праву.

В каждом государстве существуют свои виды юридических лиц: единоличное владение, партнерство с ограниченной ответственностью, партнерство с неограниченной ответственностью, акционерные общества, инвестиционные фонды (трасты), кооперативы и т.п. Поэтому внутренние отношения, в том числе с участниками юридического лица, также имеют значение при определении его статуса.

Как уже было сказано, правоспособность – это потенциальная (абстрактная) способность субъекта иметь права и нести обязанности. Содержание правоспособности юридического лица составляют права и обязанности, которыми оно обладает по законодательству конкретного государства (гражданскому, трудовому, процессуальному). Правоспособность возникает с момента его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Различают общую и специальную правоспособность юридических лиц. Общая правоспособность означает, что юридическое лицо может приобретать любые права и нести любые обязанности, как и физическое лицо. При специальной правоспособности юридическое лицо вправе вступать лишь в такие отношения, которые необходимы для достижения цели, указанной в законе или в его учредительных документах.

Дееспособность юридического лица проявляется через действия его органов. Она возникает с момента создания юридического лица либо с момента получения разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности и прекращается в момент завершения его ликвидации или прекращения действия разрешения.

В гражданском обороте юридическое лицо приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом и учредительными документами (генерального директора, председателя совета директоров или президента) либо через своих участников.


Юридические лица могут иметь также филиалы и представительства, которые являются их обособленными подразделениями, расположенными вне места их нахождения. Представительство представляет и защищает интересы юридического лица, а филиал может осуществлять часть и даже все функции юридического лица, в том числе функции представительства.

Иностранные юридические лица, созданные в соответствии с иностранным правом, могут открывать на территории РФ свои филиалы и представительства (ч.3 ст.4 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ».

Правовой статус юридического лица определяется личным законом юридического лица. Существуют несколько подходов для установления личного закона юридического лица:

1) теория оседлости исходит из того, что правовое положение юридического лица определяется по праву страны, где находится его руководящий орган (правление, совет, собрание). Эта теория нашла воплощение в законодательстве ФРГ, Франции, Египта, Греции;

2) теория инкорпорации основана на том положении, что правовой статус юридического лица, определяется по праву государства, где оно учреждено. Она применяется в Великобритании, США, Канаде и России;

3) теория места осуществления деятельности исходит из того, что правовое положение юридического лица определяется по праву страны, где оно осуществляет свою основную деятельность. Она применяется в ряде развивающихся стран;

4) теория контроля основана на том положении, что правовой статус юридического лица определяется по праву той страны, учредителям которой принадлежит более 50% уставного капитала юридического лица.

В России личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. Он же может использоваться при определении нового положения иностранной организации, не являющейся юридическим лицом. В статье 1203 ГК РФ сказано, что личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.

В настоящее время иностранные организации могут действовать на территории РФ через свои филиалы и представительства, созданные в России, а также путем приобретения доли (вклада) в уставном (складочном) капитале юридического лица, созданного или вновь создаваемого в России. Во втором случае правовой статус юридического лица будет определяться по российскому праву, поскольку местом его учреждения является Россия.

В России по общему правилу на иностранные организации распространяется национальный режим. Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием…иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ч. 1 ст. 4 федерального закона «Об иностранный инвестициях в Российской Федерации» правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятный, чем правовой режим деятельности, предоставленный российским инвесторам..

Однако существует и изъятие из общего режима, которое заключается в необходимости получения разрешения от компетентных органов РФ на приобретение прав и осуществление определенных видов деятельности. Так, филиалы иностранного юридического лица, созданные на территории РФ, имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность в России, а представительства представлять и защищать интере

сы юридического лица со дня аккредитации. Аккредитация осуществляет Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ.

К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государство.

Юридическое лицо это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, приобретает гражданские права и несёт обязанности, выступает от своего имени в суде и арбитраже.

Различают общую и специальную правоспособность юридических лиц. При общей правоспособности юридическое лицо вправе приобретать гражданские права и нести обязанности, как и лицо физическое, за исключением таких прав и обязанностей, необходимой предпосылкой которых являются естественные свойства человека. При специальной правоспособности юридическое лицо вправе вступать в такие правоотношения, которые необходимы только для достижения указанной в законе или уставе цели.

Порядок образования юридических лиц зависит от вида юридического лица. Различают три порядка образования:

  • разрешительный;
  • явочно-нормативный;
  • явочный.

При разрешительном порядке для образования юридического лица необходимо разрешение компетентного органа государственной власти, решающего вопрос о целесообразности создания нового субъекта права.

Явочно-нормативный порядок предполагает наличие общего нормативного акта, регулирующего порядок возникновения и деятельности определённого вида юридического лица.

При явочной системе для создания юридического лица необходимо положительно выраженное намерение действовать в качестве особого субъекта права. Наличие такого намерения обычно выводится из устава.

Для оценки правового положения юридического лица в конкретном государстве служит критерий, к какой категории лиц оно относится:

1) к «своим», т. е. принадлежащим к данной стране, или 2) к «чужим», т. е. к другому государству.

Важным фактором для уточнения гражданско-правового статуса иностранных юридических лиц в МЧП является то обстоятельство, что на них воздействуют две регулирующие системы: 1) система национального права государства, считающегося для данного юридического лица «своим», и 2) государство, на территории которого оно действует или предполагает действовать (территориальный закон).

Представления личного закона в своё время были перенесены и на юридические лица, вследствие чего к ним по аналогии продолжали применяться понятия «национальности» и «оседлости». Категория «национальности» применительно к юридическим лицам является условной, неточной. Однако она не вызывает возражений, если стоит задача отграничения отечественных правосубъектных образований от иностранных. Например, в ОАЭ на основании Закона о компаниях № 8 от 1984 г. 51 % акций компании, создаваемой на территории ОАЭ, может владеть только физическое или юридическое лицо отечественного правопорядка. Следовательно, наиглавнейшая задача – выяснить, о местном или иностранном субъекте права идёт речь.

Двусторонним международным договором может быть установлено, что юридическим лицам, принадлежащим к договаривающимся государствам, предоставляется на основе взаимности национальный режим (либо режим наибольшего благоприятствования) для целей осуществления деятельности на территории другого договаривающегося государства. В этом случае также необходимо разграничить: 1) «своих», т. е. национальных юридических лиц, 2) иностранных, т. е. принадлежащих к договаривающемуся государству, 3) «чужих», т. е. принадлежащих к недоговаривающимся государствам.

Принцип наибольшего благоприятствования один из основных принципов торговых договоров, заключаемых с иностранными государствами. В силу данного принципа иностранцы пользуются максимумом тех прав, которые предоставлены лицам другого государства. Этим объясняется само выражение «наибольшее благоприятствование». Указанный принцип состоит в том, что иностранным юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании или в иных областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться в будущем юридическим и физическим лицам третьей страны. Тот режим в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый к одному иностранному государству, с которым заключён торговый договор, будет применяться и к любому другому государству, с которым также заключён торговый договор на основе принципа наибольшего благоприятствования. Таким образом, в силу этого принципа создаются равные условия для всех иностранных государств и их организаций и фирм в отношении тех вопросов торговли, которые предусмотрены торговым договором.

Принцип наибольшего благоприятствования всегда устанавливается в договорном порядке. Для современной договорной практики нашего государства характерны некоторые изъятия, касающиеся развивающихся стран, а также связанные с установлением особых преимуществ в пределах определённых таможенных союзов. Например, торговое соглашение с Индией от 10 декабря 1980 г. В соглашении, в частности, предусматривалось, что режим наибольшего благоприятствования не будет касаться преимуществ, которые были предоставлены или которые могут быть предоставлены в будущем одним из правительств соседним странам в целях облегчения приграничной торговли; преимуществ, которые Индия предоставила или может предоставить в будущем одной или нескольким развивающимся странам в связи с её участием в каком-либо соглашении по развитию торгово-экономического сотрудничества развивающихся стран; льгот или преимуществ, вытекающих из таможенного союза и (или) зоны свободной торговли, членом которых является или может стать каждая из стран.

Договорная практика Российской Федерации в торговых отношениях с другими странами исходит из принципа наибольшего благоприятствования и к применению национального режима в области торговли относится, в общем, отрицательно. Предоставление национального режима предусматривается в отношении свободного доступа иностранных юридических лиц и граждан в суды. Национальный режим применяется в договорах о правовой помощи, социальном обеспечении (судебная защита, предоставление трудовых и иных прав на основе национального режима). По отдельным вопросам, например в отношении доступа в суды, национальный режим предусмотрен в договорах о торговом мореплавании. Большое практическое значение приобрело предоставление в РФ национального режима иностранцам на основе многосторонних соглашений в области авторского права и прав на изобретения и товарные знаки.