Преференции товарам российского происхождения по 223 фз. Приоритет российских товаров: что обязательно исправить в вашей документации о закупках. Новые условия для поставщика

Правительство РФ приняло Постановление от 16.09.2016 № 925 о преимуществе в закупках товаров, сделанных в России. Для заказчиков по 223-ФЗ это означает добавление новых пунктов в документацию. Также преференции будут действовать не для всех, и принятое постановление весьма отличается от проекта. Подробности читайте в статье.

Правительство РФ приняло постановление от 16 сентября 2016 года № 925 о приоритете товаров, работ, услуг российского происхождения, изменяющее Закон №223-ФЗ. Что изменит для заказчиков по 223-ФЗ постановление о 15-процентном преимуществе российских товаров?

Согласно тексту документа, уже с 1 января 2017 года участники процедур определения поставщика по 223-ФЗ , продукция которых происходит из России, будут иметь преимущество перед аналогами из других стран . Размер преференции определен как 15 процентов от цены договора, данное правило распространяется исключительно на закупки по 223-ФЗ, не касаясь процедур по 44-ФЗ .

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Изменения для госзаказчиков

Что на практике означают эти выгодные, по сравнению с иностранцами, условия для госзаказчиков по 223-ФЗ? Необходимость соблюдать документальное основание этих преференций. Таким образом, с 1 января 2017 года в документации госзаказчик по 223-ФЗ обязан указывать:

  • Требование декларации страны, из которой происходит продукция, являющаяся предметом закупки;
  • Прописанное положение о том, что участник конкурсной процедуры несет ответственность за достоверность предоставляемых им сведений о происхождении товара и других его свойствах;
  • Информация о НМЦК за одну единицу продукции (или произведенных работ).

Новые условия для поставщика

Документация также теперь обязана содержать описание условий для поставщика в соответствии с новым постановлением. В числе таких условий: если в поданной заявке не указаны сведения о стране происхождения продукции, это дает основание приравнять ее к иностранной (с соответствующим понижением по преференциям); отнесение же самого участника закупки по происхождению к российским или иностранным лицам с последствиями в виде преференций производится по его документам, которые удостоверяют личность и по месту регистрации.

C 1 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №925 от 16 сентября 2016 года "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".

Таким образом, с начала 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, принимающие участие в закупках по 223-ФЗ, находятся в более выгодных условиях по сравнению со своими иностранными конкурентами. Их товарам, работам и услугам при рассмотрении конкурскных заявок предоставляется приоритет в размере 15% от цены договора.

КАК РАБОТАЕТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТА ТОВАРАМ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА?

Если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений (т.е. победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора), и есть заявки с указанием страны происхождения РФ и иностранное государство, то оценка и сопоставление заявок на участие в закупке проводится по следующему правилу:

цена заявки РФ = предложение - 15%.

Если победилем становится участник из РФ, то договор заключается по предложенной в заявке цене, т.е. без «-15%».

Если проводится аукцион (т.е. определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора на шаг, установленный в документации о закупке) и одновременно есть заявки со страной происхождения РФ и иностранное государство, то в случае победы иностранного товара / услуги, сумма договора определяется следующим образом:

сумма договора поставки иностранного товара / услуги = предложение - 15%.


ПРИМЕР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТА

Заявка 1 предлагает поставку товаров российского производства на сумму 1 100 рублей.

Заявка 2 предлагает поставку товаров иностранного производства на сумму 1 000 рублей.

При рассмотрении заявок заказчиком торгов заявке 1 дается приоритет и цена российского товара за вычетом 15% считается равной 935 рублям. Заявка 1 становится победителем. При этом договор с победителем заключается по цене, указанной в заявке, т.е. 1 100 рублей за единицу товара.

В итоге заказчик вынужден приобрести товар на 100 рублей дороже по причине того, что он является российским. Такая вынужденная поддержка российского производителя не всегда находит одобрение у заказчиков по 223-ФЗ, которые часто осуществляют закупки за счет собственного бюджета, а не за деньги государства.


УСЛОВИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТА ТОВАРАМ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Условием предоставления приоритета является включение заказчиком в документацию о закупке следующих сведений:

  • требование об указании участником закупки в заявке на участие наименования страны происхождения поставляемых товаров;
  • положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара;
  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги;
  • заявка на участие в закупке, в которой отсуствует указание страны происхождения поставляемого товара, рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
  • для целей установления соотношения цены товаров / услуг российского и иностранного происхождения в смешанных заявках (содержащих российские и иностранные товары), цена единицы каждого товара / услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы (НМЦЕ) товара / услуги, указанной в документации о закупке, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора

    НМЦЕ товара смешанной заявки = НМЦЕ товара * [Сумма договора по результатам закупки / начальную (максимальную) сумму договора]

  • участник закупки относится к российским или иностранным лицам на основании документов участника, содержащих информацию о месте его регистрации (для юр. лиц и ИП), на основании документов, удостоверяющих личность (для физ. лиц);
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки участника, с которым заключается договор;
  • положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же или лучшие условия после условий победителя закупки, который уклонился от заключения договора;
  • при исполнении договора участником закупки, которому предоставлен приоритет, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда вместо иностранных поставляются российские товары, при этом их качество, технические и функциональные характеристики не должны уступать характеристикам товаров, указанных в договоре.

ПРИОРИТЕТ РОССИЙСКИМ ТОВАРАМ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ В СЛУЧАЯХ, ЕСЛИ:

  • закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;
  • в заявке на участие не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
  • в заявке на участие не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;
  • при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений в заявке на участие содержится предложение о поставке товаров и услуг российского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров и услуг российского происхождения составляет менее 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;
  • при проведении аукциона в заявке на участие содержится предложение о поставке товаров и услуг российского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров и услуг российского происхождения составляет более 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

16 сентября 2016 года Правительством РФ было принято Постановление № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее – Постановление). Указанным Постановлением устанавливается приоритет для российских товаров / российских лиц при закупках, осуществляемых в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ). Постановление вступит в силу с 1 января 2017 года.

Сфера применения приоритета

Постановлением предполагается предоставление приоритета при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ:

    товарам российского происхождения;

    работам, выполняемым российскими лицами;

    услугам, оказываемым российскими лицами, -

перед товарами, происходящими из иностранного государства, а также работами, услугами, оказываемыми иностранными лицами. Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, Постановление не содержит.

Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.

При этом под российскими лицами понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории РФ, а также граждане РФ .

Каких-либо специальных уточнений в отношении того, что следует считать товарами российского происхождения, Постановление также не содержит. Таким образом, считается ли товар произведенным в России, будет определяться:

    в соответствии критериями, установленными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" (Постановление № 719), – в отношении продукции автомобилестроения, машиностроения, фармацевтической и иной продукции, прямо поименной в приложении к Постановлению № 719;

    в соответствии с Соглашением СНГ от 20 ноября 2009 года "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" – в отношении продукции, не поименованной в Постановлении № 719. В этом случае товар будет считаться произведенным в России, если он полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке на ее территории.

Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет продекларировать этот факт в заявке на участие в закупке .

Пункт 5 Постановления устанавливает, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке ряда сведений, перечисленных в указанном пункте . Буквальное толкование данного пункта предполагает, что заказчик вправе, а не обязан включать в документацию о закупке указанные положения, и, следовательно, от его решения фактически зависит, будет ли в рамках конкретной закупки предоставляться приоритет товарам российского происхождения. В то же время мы не можем исключить, что практика применения указанного пункта может сложиться таким образом, что заказчик будет считаться обязанным предоставлять приоритет товарам российского происхождения в рамках всех закупок (кроме закупок у единственного поставщика).

В случае включения в закупочную документацию условий, перечисленных в пункте 5 Постановления, товарам российского происхождения и работам, услугам, оказываемым российскими лицами, предоставляется 15-процентное ценовое преимущество. Указанное преимущество предоставляется следующим образом:

    при проведении аукциона или иной формы закупки, при которой определение победителя проводится путем снижения цены на определенный "шаг": если победителем закупки является лицо, предлагающее к поставке иностранный товар, работу или услугу, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% относительно предложенной им цены договора;

    при проведении иных форм закупки, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену: при оценке заявок о поставке товаров, работ, услуг российского происхождения предложенная цена снижается на 15%. При этом в случае победы такого участника договор заключается по изначально предложенной им цене.

Приоритет не предоставляется, когда все заявки на участие в закупке предполагают поставку российских товаров, работ, услуг либо, наоборот, иностранных товаров, работ, услуг.

Сопоставление с механизмами, действующими в рамках Закона № 44-ФЗ

Установив приоритет для товаров, работ, услуг российского происхождения, Правительство РФ реализовало право, предоставленное ему пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. В рамках государственных закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ), подобные преференции предоставляются с 2009 года. В настоящий момент порядок их предоставления определен Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 года № 155 (далее – Приказ № 155). Вместе с тем между преференциями, предоставляемыми в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона
№ 223-ФЗ, существует ряд принципиальных отличий:

Критерий

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

Круг товаров, к которым применяются преференции

Ограниченный перечень товаров, определенный в приложении к Приказу № 155

Все товары российского происхождения, а также все работы и услуги, оказываемые российскими лицами

Наличие преференций для товаров, происходящих из государств – членов ЕАЭС

Преференции распространяются на товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС

Положений о распространении преференций на товары, работы, услуги из государств – членов ЕАЭС прямо не предусмотрено

Обязательность предоставления преференции

Преференция предоставляется независимо от того, предусмотрено ли это закупочной документацией

Для предоставления преференции закупочная документация должна содержать условия, предусмотренные пунктом 5 Постановления

Соотношение с международными договорами, заключенными РФ

Пунктом 8 Постановления предусмотрено, что приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее – ГАТТ) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о ЕАЭС).

ГАТТ (ВТО). В соответствии с пунктом 4 статьи III части II ГАТТ товарам иностранного происхождения (стран – участниц ВТО) предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. Таким образом, национальный режим должен предоставляться товарам из стран – участниц ВТО и при осуществлении закупок. Исключением в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 статьи III ГАТТ могут являться только случаи закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей, что и дает возможность устанавливать преимущество для отдельных российских товаров при закупках в рамках Закона № 44-ФЗ.

В случае закупок товаров компаниями с государственным участием для коммерческой перепродажи, для использования в производстве товаров с целью коммерческой продажи должен быть предоставлен национальный режим. Таким образом, в соответствии с положениями ГАТТ недопустимо установление преимуществ для российских товаров / российских лиц при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ. Указанная позиция неоднократно выражалась Министерством экономического развития РФ .

ЕАЭС. Пунктом 30 раздела XXII Договора о ЕАЭС предусмотрен национальный режим в сфере закупок в отношении товаров, работ и услуг, происходящих с территорий других государств-членов. Изъятия из указанного режима могут устанавливаться в исключительных случаях на срок не более двух лет. Об установлении такого изъятия и его причинах не менее чем за 15 календарных дней до даты принятия акта должны быть извещены Комиссия ЕАЭС и каждое из государств-членов. При этом в течение года с момента принятия акта об установлении изъятий из национального режима Комиссия ЕАЭС вправе принять решение о необходимости его отмены.

В случае нарушения каким-либо государством – членом ЕАЭС обязательства по предоставлению национального режима в сфере закупок другие государства – члены ЕАЭС вправе обратиться в Комиссию ЕАЭС, которая по итогам рассмотрения заявления может принять решение о признании факта нарушения и необходимости его устранения. В случае если по истечении 2 месяцев со дня принятия такого решения государство – член ЕАЭС не выполнит его, то каждое из других государств – членов ЕАЭС в одностороннем порядке вправе не распространять национальный режим на такое государство.

Стоит отметить, что Комиссия ЕАЭС ранее уже признавала Российскую Федерацию нарушившей требование о предоставлении национального режима в сфере закупок другим государствам – членам ЕАЭС. Причиной явилось Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224, которым был установлен запрет на допуск иностранных товаров, работ, услуг к закупкам, осуществляемым для нужд обороны страны и безопасности государства в рамках Закона № 44-ФЗ. При этом каких-либо исключений для товаров, работ, услуг, происходящих из других государств – членов ЕАЭС, не было предусмотрено. В результате Коллегией ЕАЭС было принято Решение от 12 апреля 2016 года № 31, которым установление данного запрета было признано нарушением положений Договора о ЕАЭС.

Таким образом, международные договоренности Российской Федерации требуют предоставления национального режима в сфере закупок по Закону № 223-ФЗ товарам и участникам закупок из стран – участниц ВТО и ЕАЭС. Следовательно, буквальное толкование пункта 8 Постановления, предусматривающего предоставление приоритета с учетом положений ГАТТ и Договора о ЕАЭС, ведет к выводу о том, что приоритет должен предоставляться также товарам, произведенным в странах – участницах ВТО и ЕАЭС, а кроме того, работам и услугам, оказываемым участниками закупок из указанных стран. Нарушение данного требования повлечет за собой нарушение Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств. В то же время нельзя исключить, что при применении Постановления конкретными заказчиками в связи с отсутствием прямых и явных указаний о предоставлении приоритета товарам, работам, услугам, происходящим из стран – участниц ВТО и ЕАЭС, приоритет будет предоставляться исключительно российским товарам и российским лицам.

Принятие Постановления является очередным этапом программы импортозамещения в Российской Федерации и дает заказчикам в рамках Закона № 223-ФЗ право предоставлять приоритет любым российским товарам, работам и услугам. В то же время международные договоренности Российской Федерации требуют предоставления предусмотренных Постановлением приоритетов также и товарам, работам, услугам, происходящим из стран – членов ВТО и ЕАЭС. Учитывая количество стран, входящих в указанные международные организации, смысл приоритета практически теряется. Однако, поскольку в Постановлении отсутствует прямая формулировка, обязывающая предоставлять приоритет товарам из стран – членов ВТО и ЕАЭС, на практике могут возникать трудности, связанные с отказом в применении приоритета к указанным товарам.

Подпункт "е" пункта 5 Постановления.

Подпункт "б" пункта 5 Постановления.

Среди указанных сведений: (i) требование о декларировании участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара; (ii) положение об ответственности участников закупки за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара; (iii) условие о недопустимости замены страны происхождения товаров при исполнении договора, кроме случая, когда вместо иностранных товаров поставляются российские товары, соответствующие характеристикам, указанным в договоре, и др.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2016 года № Д28н-1347, Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 марта 2016 года № Д28и-569.

Существует представление, что Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) предоставляет слишком большую свободу действия для заказчиков. При этом общественность редко обращает внимание на подзаконные акты, которые сопровождают Закон № 223-ФЗ. Тем не менее, 1 января 2017 года случилось революционное событие в жизни Закона № 223-ФЗ, которое на данный момент таковым осталось только в теории. Речь идёт о постановлении Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановление № 925). Данное постановление впервые вводит более жесткие правила для заказчиков, действующих в рамках Закона № 223-ФЗ, нежели существуют для участников контрактной системы. Если контрактная система предусматривает ограничение закупки импортной продукции по конкретным направлениям, то Постановление № 925 устанавливает требование о предоставлении приоритета по всем направлениям, по которым ведутся закупочные процедуры. О том, как и кому, предусматривается предоставление приоритета, а также об особенностях, которые необходимо предусмотреть заказчикам в закупочной документации, речь пойдет далее.

Согласно пункту 8 Постановления № 925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Именно в этом пункте и скрыты определённые проблемы постановления. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-94) является международным договором, регулирующим торговлю товарами, принятым в результате Уругвайского раунда переговоров, который длился 8 лет. В результате Уругвайского раунда были приняты «Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО)» и приложения к этому документу, в том числе соглашения, договорённости и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Созданный единый пакет договорённостей должен быть принят в полном объёме любой страной, которая намерена стать членом Всемирной торговой организации.

Как известно, Российская Федерация является полноправным членом ВТО с 2012 года. Одними из главных принципов взаимодействия членов ВТО являются равноправие и прозрачность. Соответственно, все члены ВТО обязаны предоставлять своим партнерам по организации режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что у всех участников должны быть равные преференции, в случае предоставления выборочных преференций, они автоматически распространяются на всех участников ВТО. Таким образом, можно сделать вывод, что товары, работы, услуги, предоставляемые странами-участниками ВТО, приравнены к отечественным. На данный момент в ВТО входит 164 члена. Еще не стоит забывать о странах-участниках Евразийского экономического союза, а именно: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика. Также Евразийский экономический союз подразумевает зону свободной торговли с Вьетнамом. Таким образом, нормы Постановления № 925 предоставляют приоритет странам-участникам ВТО и Евразийского экономического союза, и ставят в совсем непростую ситуацию такие страны как Восточный Тимор, Тёркс и Кайкос, Острова Кука и ряд других стран, которые являются далеко не самыми активными участниками международной торговли. Этой же позиции придерживается ФАС России. Так, в Решении № 223ФЗ-369/17 от 27.04.2017 говорится: «Согласно пункту 8 Постановления о приоритете товаров приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГААТ 1947) и договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГААТ 1947 любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территорий всех других Договаривающихся Сторон. Согласно ГААТ 1947 Китайская Республика является по соглашению договаривающейся стороной. Учитывая изложенное, преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляются также в части товаров, производимых на территории Китайской Республики».

При этом Московский УФАС в своем решении и по делу № 1-00-985/77-17 от 11.04.2017 дает диаметрально противоположную позицию: «Из диспозиции нормы пункта 1 постановления № 925 Постановления Правительства № 925 следует, что приоритет установлен в отношении товаров российского происхождения. Буквальное значение данной нормы свидетельствует о том, что круг лиц, которым может быть предоставлен приоритет, ограничен юрисдикцией Российской Федерации без каких-либо условий и оговорок, которые могут относиться к странам-участникам Всемирной торговой организации и странам-участникам Евразийского экономического союза». При этом в решении Московского УФАС совершенно необъяснимо проигнорирован пункт 8 Постановления № 925.

Министерство экономического развития Российской Федерации в своем письме от 6 декабря 2016 г. № Д28и-3201 ограничивает сферы деятельности, где может применяться приоритет: «…Всемирная торговая организация признает права государств устанавливать подобные приоритеты в ряде специфических сфер, в том числе в сферах обороны и безопасности, включая снабжение вооруженных сил, защиты жизни и здоровья человека, оборота золота и серебра, охраны художественных, исторических и археологических ценностей».

Учитывая вышеперечисленное, а самое главное, текущую редакцию Постановления № 925, считаю, что приоритет в равной степени должен предоставляться товарам, работам, услугам как отечественным, так и производимым/предоставляемым членами ВТО и Евразийского экономического союза. При этом каждый заказчик вправе выработать свою позицию по данному вопросу и следовать ей, важно, чтобы эта позиция была единая для всех закупочных процедур и не приводила к нарушению принципов конкурентности и добросовестности.

Данные выводы не отменяют того, что в Положение о закупке заказчика должна быть внесена информация, предусмотренная Постановлением № 925.

Так пункт 5 Постановления № 925 дает конкретную, а главное, понятную информацию, которую нужно отображать в закупочной документации.

Обязательно нужно предусмотреть форму предложения участника, где будет попозиционно расписан предлагаемый товар с указанием страны происхождения каждого товара. При этом в документации должно быть пояснение, что в случае если участник не укажет страну происхождения товара, его заявка будет допущена до участия, но автоматически будет считаться, что он предложил товары, которые не попадают под действие приоритета.

Постановление № 925 фактически обязывает заказчика публиковать протокол начальной (максимальной) цены договора. В связи с этим, на мой взгляд, корректным была бы публикация протокола цены, указанного в примере:

Наименование работы / товара / услуги Ед. изм. Цена за единицу (руб.) Кол-во Стоимость работ, услуг
Источники информации
Ком. предложение №1 (руб) Ком. предложение №2 (руб) Ком. предложение №3 (руб) Средняя цена (руб)
1. Товар № 1 шт. 100,00 200,00 150,00 150,00 2 300,00
2. Товар № 2 шт. 200,00 300,00 250,00 250,00 4 1000,00
Итого начальная (максимальная) цена договора (цена лота) 1300,00

Также в документации должно быть отображено условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц). Если вы принимаете позицию, что приоритет предоставляется только отечественным лицам, то можно в документации уточнить, что определять принадлежность участника к российским лицам заказчик будет согласно выписке из ЕГРЮЛ или по документам, удостоверяющим личность, в том случае, если участник - физическое лицо. Кроме того, не стоит забывать, что в случае поставки товаров приоритет распространяется на место производства товара, а не на место регистрации участника.

В закупочной документации обязательно должен быть отражен порядок оценки, который устанавливает Постановление № 925: «При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке». В данном случае слово «российский» должно трактоваться как «происходящий из страны, которой предоставляется приоритет».

В случае же проведения аукционов и аналогичных закупок, где торги идут в режиме реального времени, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора. Опять же трактовка «иностранного государства» должна быть переосмыслена как «из страны, которой не предоставляется приоритет».

Также в документации необходимо предусмотреть ответственность за недостоверные сведения о происхождении товаров/работ/услуг, которые предоставляет участник. Постановление № 925 отдает полностью этот вопрос на откуп заказчику. Исходя из логики Постановления № 925 адекватным решением будет приравнять такую заявку к заявке, которой не предоставляется приоритет, и проводить оценку с соответствующим коэффициентом.

Постановление № 925 подразумевает обязанность, а не право, заключения договора со вторым участником, в случае уклонения первого. Важный момент, так как у многих заказчиков отображено только право заключения со вторым участником, в таком случае такая документация будет идти в разрез с нормами Постановления № 925.

В связи с этим в документации, и по возможности, в Положении, должен быть прописан порядок заключения договора с участником, который получил второй порядковый номер в ходе закупочной процедуры. Осознанно отмечаю тот факт, что далеко не каждый заказчик может повлиять на своё собственное Положение о закупке, в таких случаях нужно все изменения законодательства отображать в своей документации.

Последняя норма, которую Постановление № 925 предусматривает для внесения в закупочную документацию - это условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре. Это пункт целесообразно отобразить в проекте договора.

Постановление № 925 только с виду кажется строгим и жестким, по факту, заказчики, работающие в рамках Закона № 223-ФЗ, получили очередной неоднозначный документ, который либо вступает в противоречие с нормами членства Российской Федерации в ВТО, либо не имеет глубокого практического смысла. Вряд ли стоит всерьез воспринимать страны Океании, Африки и Карибского бассейна как реальных участников рыночных отношений. Так же Постановление № 925 вносит нормы, которые не предусмотрены Законом № 223-ФЗ, такие как публикация попозиционного расчета цены, а также обязательство заключения договора со вторым участником.

По состоянию на май 2018 года не сформирована однозначная позиция ни контролирующих органов, ни судебных инстанций. Все больше ходит слухов, что в данное Постановление будут внесены коррективы, но никакой конкретики не наблюдается.

Безусловно, Постановление № 925 лаконично ложится в общую национальную современную повестку, но в случае, если оно не будет серьезно доработано, оно не принесет никакой реальной пользы ни участникам, ни заказчикам, ни отечественным производителям. А именно это должно быть самым главным приоритетом.

Об авторах

Дмитрий Шкирдов

Преподаватель института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева НИУ ВШЭ, заместитель начальника отдела АО "Моспроект-3"

Правительством РФ 16 сентября 2016 года было принято Постановление № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами». Указанным Постановлением устанавливается приоритет для российских товаров / российских лиц при закупках, осуществляемых в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Постановление вступит в силу с 1 января 2017 года.

Сфера применения

Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление) предполагается предоставление приоритета при закупках в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» перед товарами, происходящими из иностранного государства, а также работами, услугами, оказываемыми иностранными лицами:

– товарам российского происхождения;

– работам, выполняемым российскими лицами;

– услугам, оказываемым российскими лицами.

Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, Постановление не содержит.

Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.

При этом под российскими лицами понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории РФ, а также граждане РФ.

Каких-либо специальных уточнений в отношении того, что следует считать товарами российского происхождения, Постановление также не содержит. Таким образом, считается ли товар произведенным в России, будет определяться:

– в соответствии с критериями, установленными Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации» (Постановление № 719), – в отношении продукции автомобилестроения, машиностроения, фармацевтической и иной продукции, прямо поименованной в приложении к Постановлению № 719;

– в соответствии с Соглашением СНГ от 20.11.2009 года «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» – в отношении продукции, не поименованной в Постановлении № 719. В этом случае товар будет считаться произведенным в России, если он полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке на ее территории.

Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет продекларировать этот факт в заявке на участие в закупке.

Содержание приоритета и порядок его предоставления

Буквальное толкование п. 5 Постановления предполагает, что заказчик вправе, а не обязан включать в документацию о закупке указанные положения, и, следовательно, от его решения фактически зависит, будет ли в рамках конкретной закупки предоставляться приоритет товарам российского происхождения. В то же время мы не можем исключить, что практика применения указанного пункта может сложиться таким образом, что заказчик будет считаться обязанным предоставлять приоритет товарам российского происхождения в рамках всех закупок (кроме закупок у единственного поставщика).

В случае включения в закупочную документацию условий, перечисленных в п. 5 Постановления, товарам российского происхождения и работам, услугам, оказываемым российскими лицами, предоставляется 15%-ное ценовое преимущество. Указанное преимущество предоставляется следующим образом:

– при проведении аукциона или иной формы закупки, при которой определение победителя проводится путем снижения цены на определенный «шаг»: если победителем закупки является лицо, предлагающее к поставке иностранный товар, работу или услугу, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% относительно предложенной им цены договора;

– при проведении иных форм закупки, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену: при оценке заявок о поставке товаров, работ, услуг российского происхождения предложенная цена снижается на 15%. При этом в случае победы такого участника договор заключается по изначально предложенной им цене.

Приоритет не предоставляется, когда все заявки на участие в закупке предполагают поставку российских товаров, работ, услуг либо, наоборот, иностранных товаров, работ, услуг.

Сопоставление и соотношение

Установив приоритет для товаров, работ, услуг российского происхождения, Правительство РФ реализовало право, предоставленное ему п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. В рамках государственных закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подобные преференции предоставляются с 2009 года. В настоящий момент порядок их предоставления определен Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 (далее – Приказ № 155). Вместе с тем между преференциями, предоставляемыми в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, существует ряд принципиальных отличий (см. таблицу).

Пунктом 8 Постановления предусмотрено, что приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее – ГАТТ) (соблюдение ГАТТ обязательно для РФ в связи с членством в ВТО) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор о ЕАЭС).

1. ГАТТ (ВТО). В соответствии с п. 4 ст. III ч. II ГАТТ товарам иностранного происхождения (стран – участниц ВТО (в ВТО на момент подготовки настоящего материала входит 164 государства) предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. Таким образом, национальный режим должен предоставляться товарам из стран – участниц ВТО и при осуществлении закупок. Исключением в соответствии с подп. «а» п. 8 ст. III ГАТТ могут являться только случаи закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей, что и дает возможность устанавливать преимущество для отдельных российских товаров при закупках в рамках Закона № 44-ФЗ.

В случае закупок товаров компаниями с государственным участием для коммерческой перепродажи, для использования в производстве товаров с целью коммерческой продажи должен быть предоставлен национальный режим. Таким образом, в соответствии с положениями ГАТТ недопустимо установление преимуществ для российских товаров / российских лиц при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ. Указанная позиция неоднократно выражалась Министерством экономического развития РФ 1 .

2. ЕАЭС. Пунктом 30 разд. XXII Договора о ЕАЭС предусмотрен национальный режим в сфере закупок в отношении товаров, работ и услуг, происходящих с территорий других государств-членов. Изъятия из указанного режима могут устанавливаться в исключительных случаях на срок не более двух лет. Об установлении такого изъятия и его причинах не менее чем за 15 календарных дней до даты принятия акта должны быть извещены Комиссия ЕАЭС и каждое из государств-членов. При этом в течение года с момента принятия акта об установлении изъятий из национального режима Комиссия ЕАЭС вправе принять решение о необходимости его отмены.

В случае нарушения каким-либо государством – членом ЕАЭС обязательства по предоставлению национального режима в сфере закупок другие государства – члены ЕАЭС вправе обратиться в Комиссию ЕАЭС, которая по итогам рассмотрения заявления может принять решение о признании факта нарушения и необходимости его устранения. В случае если по истечении двух месяцев со дня принятия такого решения государство – член ЕАЭС его не выполнит, то каждое из других государств – членов ЕАЭС в одностороннем порядке вправе не распространять национальный режим на такое государство.

Стоит отметить, что Комиссия ЕАЭС ранее уже признавала Российскую Федерацию нарушившей требование о предоставлении национального режима в сфере закупок другим государствам – членам ЕАЭС. Причиной явилось Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224, которым был установлен запрет на допуск иностранных товаров, работ, услуг к закупкам, осуществляемым для нужд обороны страны и безопасности государства в рамках Закона № 44-ФЗ. При этом каких-либо исключений для товаров, работ, услуг, происходящих из других государств – членов ЕАЭС, не было предусмотрено. В результате Коллегией ЕАЭС было принято Решение от 12.04.2016 № 31, которым установление данного запрета было признано нарушением положений Договора о ЕАЭС.

Подведем итоги

Таким образом, международные договоренности Российской Федерации требуют предоставления национального режима в сфере закупок по Закону № 223-ФЗ товарам и участникам закупок из стран – участниц ВТО и ЕАЭС. Следовательно, буквальное толкование п. 8 Постановления, предусматривающего предоставление приоритета с учетом положений ГАТТ и Договора о ЕАЭС, ведет к выводу о том, что приоритет должен предоставляться также товарам, произведенным в странах – участницах ВТО и ЕАЭС, а кроме того, работам и услугам, оказываемым участниками закупок из указанных стран. Нарушение данного требования повлечет за собой нарушение Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств. В то же время нельзя исключить, что при применении Постановления конкретными заказчиками в связи с отсутствием прямых и явных указаний о предоставлении приоритета товарам, работам, услугам, происходящим из стран – участниц ВТО и ЕАЭС, приоритет будет предоставляться исключительно российским товарам и российским лицам.

Принятие Постановления является очередным этапом программы импортозамещения в Российской Федерации и дает заказчикам в рамках Закона № 223-ФЗ право предоставлять приоритет любым российским товарам, работам и услугам. В то же время международные договоренности Российской Федерации требуют предоставления предусмотренных Постановлением приоритетов также и товарам, работам, услугам, происходящим из стран – членов ВТО и ЕАЭС. Учитывая количество стран, входящих в указанные международные организации, смысл приоритета практически теряется. Однако, поскольку в Постановлении отсутствует прямая формулировка, обязывающая предоставлять приоритет товарам из стран – членов ВТО и ЕАЭС, на практике могут возникать трудности, связанные с отказом в применении приоритета к указанным товарам.

Критерий

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

Круг товаров, к которым применяются преференции

Ограниченный перечень товаров, определенный в приложении к Приказу № 155

Все товары российского происхождения, а также все работы и услуги, оказываемые российскими лицами

Наличие преференций для товаров, происходящих из государств – членов ЕАЭС

Преференции распространяются на товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС

Положений о распространении преференций на товары, работы, услуги из государств – членов ЕАЭС прямо не предусмотрено

Обязательность предоставления преференции

Преференция предоставляется независимо от того, предусмотрено ли это закупочной документацией

Для предоставления преференции закупочная документация должна содержать условия, предусмотренные п. 5 Постановления